Соглашение о разделе продукции. Основные положения документа. Срп что это


Соглашение о разделе продукции. Основные положения документа

Сюжет:

Ситуация вокруг проекта "Сахалин-2" (89)

10:4329.09.2006

(обновлено: 06:10 07.06.2008)

348011

Соглашение о разделе продукции (СРП) - это договор между инвестором и государством, позволяющий инвестору предпринимать крупные, долговременные и рискованные инвестиции. Цель СРП заключается в определении условий и положений, относящихся к разведке и разработке ресурсов путем замены существующего налогового режима и режима лицензирования договорными положениями, сохраняющими силу в течение всего времени осуществления проекта.

К материалу  "Греф: Россия может обойтись без режима соглашения о разделе продукции"

Соглашение о разделе продукции (СРП) - это договор между инвестором и государством, позволяющий инвестору предпринимать крупные, долговременные и рискованные инвестиции. Цель СРП заключается в определении условий и положений, относящихся к разведке и разработке ресурсов путем замены существующего налогового режима и режима лицензирования договорными положениями, сохраняющими силу в течение всего времени осуществления проекта.

Основные положения

В соответствие с СРП Российская Федерация сохраняет право собственности на все нефтяные и газовые ресурсы. Компания инвестирует капитал, необходимый для разработки месторождений, и выплачивает бонусы России на ключевых стадиях разработки проекта. 

 "Сахалин Энерджи" выплачивает России за пользование недрами 6% от стоимости добытых нефти и газа в течение всего срока реализации Проекта в качестве "роялти". Остальные доходы от продаж после вычета эксплуатационных расходов в первые годы идут на возмещение капиталовложений Компании. Оставшаяся после возврата инвестиций продукция делится между Российской Федерацией, Сахалинской областью, и Компанией.  

 В ходе реализации Проекта доходы российской стороны увеличиваются по мере расширения производства и добычи. В случае если поступления от реализации проекта превышают определенный уровень, доля российской стороны может достигнуть 70%. Кроме того, "Сахалин Энерджи" выплачивает налог на всю полученную прибыль.   

Все справки>>     

ria.ru

Отмена Соглашения о разделе продукции

Отмена Соглашения о разделе продукцииКрайне важным и значимым для России достижением Владимира Путина стала ликвидация, отмена так называемого Соглашения о разделе продукции (федеральный закон № 225-ФЗ от 30 декабря 1995).

Соглашение о разделе продукции было подписано в 1995 году Б. Ельциным под влиянием США. Согласно ему, 264 важных и крупных месторождения природных ресурсов (нети, газа, меди и других) России попали в международную юрисдикцию.

Суть соглашения

• Целью Соглашения о разделе продукции стало привлечение в экономику РФ иностранных инвестиций. В соответствии с данным документом, право собственности на имеющиеся в РФ газовые и нефтяные ресурсы сохранялось за Россией, а разработка месторождений велась компаниями-инвесторами. Россия получала долю прибыли от эксплуатации инвесторами природных ресурсов. Но лишь после возмещения инвесторами своих затрат. Никаких налогов иностранные компании, добывающие российские природные ресурсы, не платили.

• Подписав Соглашение о разделе продукции, Россия надеялась на рост иностранных инвестиций и, следовательно, на увеличение денежных поступлений в бюджет.

Как на практике действовало Соглашение

• Россия не получала практически никаких денег от добычи нефти на её территории. Почему? Потому что иностранные компании-инвесторы предоставляли отчёты об огромных затратах, которые вряд ли были правдоподобными. Содержание офисных помещений, оплата проживания и перелёта сотрудников, юридические услуги – согласно предоставляемым компаниями-инвесторами документам, их расходы были огромны, и постоянно увеличивались. В бюджет Российской Федерации с 1 доллара поступало менее 20-ти центов – ничтожно малые суммы. Фактически российская нефть и прочие природные ресурсы не принадлежали нашей стране. На протяжении долгих лет деньги от продажи нефти утекали за границу.

Действия В. Путина по отмене Соглашения о разделе продукции

С самого первого года вступления в должность Президента РФ В.В. Путин начал борьбу с действующим Соглашением (законом). На это потребовалось немало времени. В 2004 году, при помощи внесения соответствующих поправок в действовавшее на тот момент Соглашение, удалось отменить его практически полностью. Из 262 соглашений отменены были 260. Лишь проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2» по-прежнему действуют на условиях Соглашения о разделе продукции. Но это – сложные проекты, находящиеся в отдалённых районах, и требующие огромных денежных инвестиций.

Отмена соглашения: итоги для России

• Благодаря отмене документа, в российский бюджет стали поступать денежные средства от добычи полезных ископаемых (прежде всего, нефти) в полном объёме. Если бы соглашение продолжило своё существование, огромные деньги от продажи нефти, газа и других ресурсов продолжали бы поступать за границу, минуя российский бюджет.

• Отмена Соглашения позволила увеличить бюджет России более чем в 3 раза.

• Ликвидация Соглашения о разделе продукции позволила Российской Федерации встать на путь независимого развития, а не колониального, как это фактически было раньше.

• Серьёзная прибыль, полученная в результате добычи и продажи газа и нефти, в результате отмены Соглашения, стала, наряду с увеличением цен на энергоносители, основой для значительного роста российской экономики.

Личная заслуга Владимира Путина заключается в том, что внутри России он пошёл против созданной иностранцами системы. В частности, против системы экономики, государственной власти, управления. Его действия по отмене Соглашения о разделе продукции стали переломом развития Российской Федерации в сторону независимого свободного государства.

Так же рекомендуем:

xn--80aagavh9ao1aj.xn--p1ai

СРП - это... Что такое СРП?

СРП

схема раздела продукции

СРП

сборка-разборка пакетов

СРП

Сербская радикальная партия

полит., Сербия

Источник: http://lenta.ru/vybory/2003/12/28/serbia/

СРП

соглашение о разделе продукции

ср. СРП — совместный раздел продукции

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СРП

судоремонтное производство

СРП

Союз российских писателей

РФ

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СРП

Совет региональных представителей

Индонезия

Индонезия

Источник: http://www.podrobnosti.ua/power/2004/04/05/112071.html

СРП

Социалистическая революционная партия

Перу, полит.

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СРП

Закон «О соглашениях о разделе продукции»

юр.

СРП

судно рейдового плавания

морск.

Словарь: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. — М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. — 318 с.

СРП

счётно-решающий прибор

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СРП

сборно-разборное приспособление

СРП

Союз российских пивоваров

РФ

СРП

Социалистическая рабочая партия

полит., Финляндия

Словарь: С. Фадеев. Словарь сокращений современного русского языка. — С.-Пб.: Политехника, 1997. — 527 с.

СРП

строительно-ремонтный поезд

ж.-д.

СРП

содружество родовых поместий

СРП

Союз работников просвещения

истор., организация

СРП

С-реактивный протеин

мед.

СРП

сейсморазведочная партия

геол.

Источник: http://pressa.irk.ru/sm/2010/40/002002.html

СРП

Самарский речной порт

ОАО

http://www.rechport.ru/​

г. Самара, организация

Источник: http://www.time-samara.ru/index.php?a=5&art=917

СРП

совместный раздел продукции

ср. СРП — соглашение о разделе продукции

Источник: http://www.rosbalt.ru/2006/06/20/257423.html

СРП

суточный рацион питания

Источник: http://www.budgetrf.ru/Publications/Schpalata/2001/bulletin/schpal1372001bull1-11.htm

СРП

социально-реабилитационное предприятие

организация

Источник: http://www.sibindustry.ru/firm.asp?prm=14850

Словарь сокращений и аббревиатур. Академик. 2015.

sokrasheniya.academic.ru

Соглашение о разделе продукции — WiKi

Соглаше́ние о разде́ле проду́кции (сокр. СРП) (англ. Production Sharing Agreement) — особый вид договора об учреждении совместного предприятия. Обычно соглашение о разделе продукции является договором о разделе природных ресурсов, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения. Нередко СРП объемлет в себе положения о разведке, добыче и разделе ресурсов (Exploration and Production Sharing Agreement). Существуют также отдельные специфические разновидности. СРП, как правило, заключаются на продолжительный срок (от двадцати до пятидесяти лет) или же бессрочно. К настоящему времени практически все страны мира имеют действующие СРП с теми или иными корпорациями или группами корпораций. В мировой практике зафиксирован ряд случаев пересмотра условий СРП в связи с теми или иными обстоятельствами, случаи расторжения СРП являются из ряда вон выходящими.

История

Субъекты

СРП за редким исключением являются договорами международного характера, в которых договаривающимися сторонами являются государство с одной стороны и транснациональные субъекты хозяйственной деятельности (корпорации) с другой.

Исключением из этого ряда являются СРП, заключавшиеся между Советским Союзом и странами соцориентации, где государствами являлись обе договаривающиеся стороны. Другим редким исключением можно считать СРП, заключённое между правительствами США и Великобритании с одной стороны и правительством Бельгии с другой о разделе продукции, добываемой в Бельгийском Конго.

В остальных случаях Великобритания и США сами не являются субъектами СРП, договаривающейся стороной выступают базирующиеся там штаб-квартиры или головные офисы транснациональных корпораций. Более того, парадоксальным образом существуют СРП, заключённые между базирующимися в Великобритании, США, Канаде, ФРГ, КНР транснациональными корпорациями с одной стороны, с правительством Великобритании, федеральным правительством США и законодательными органами отдельных штатов, правительством Канады, федеральным правительством ФРГ с другой стороны. Единственным исключением в этом плане являлся Советский Союз, у которого не было СРП с внутренними субъектами правоотношений, поскольку в СССР отсутствовали корпорации.

Арбитраж

Разрешением хозяйственных споров, возникающих в ходе реализации прав сторон, почти всегда занимается международный арбитраж, реже национальные судебные органы (по месту регистрации субъектов хозяйственной деятельности). Типичным примером первой категории, является реализация СРП в России — высшим органом в разрешении споров относительно реализации СРП в России по взаимной договорённости сторон является Стокгольмский арбитражный суд (SCC)[1]. Примером второй категории является реализация СРП в Соединённом Королевстве. Спорные вопросы освоения Британского континентального шельфа[en] решаются в судах Англии и Уэльса[en].[2]

По ряду СРП арбитрами выступают Лондонский международный арбитражный суд[en] (LCIA) и Международная торговая палата в Париже (ICC). Последняя в частности выступала арбитром в спорах между ливийской госкорпорацией NOC (ответственной за предоставление лицензий на добычу ливийских ресурсов иностранным компаниям) и американской нефтедобывающей корпорацией Sun Oil (зарегистрированной в штате Делавэр) в период правления М. Каддафи.

Случаи расторжения

Случаи одностороннего разрыва СРП:

  • 1985 — Катар. Расторжение СРП привело к прямым убыткам консорциума во главе с Wintershall AG (32,5%), в который входили компании Koch Qatar Inc. (35%), Veba Oel AG (12%), Deutsche Schactbau -Und Tiefbohrgesellschaft MBH (10,5%) и Gulfstream Resources Canada Ltd. (10%) на сумму $60 млн (вложенные инвестиции). Впоследствии, СРП были возобновлены на новых условиях.
  • 2008 — Украина. Было расторгнуто СРП относительно разведки и добычи полезных ископаемых Черноморского шельфа, заключенное ранее с Vanco International[en]. 16 июля 2008 года соответствующий иск был подан украинской стороной в Стокгольмский арбитражный суд.

СРП в СССР

Основная статья: Торговые договоры и соглашения СССР

Если не брать во внимание иностранных концессий в СССР в ленинское время и сталинскую эпоху, где речь шла о предоставлении территорий вместе с недрами в распоряжение иностранных субъектов, то СРП, как предоставление только лишь недр или других природных ресурсов, назывались соглашениями о товарообороте и платежах или соглашениями о взаимных поставках товаров. По состоянию на 1953 год СССР имел более двадцати пяти действующих соглашений такого рода. Указанные соглашения содержали в себе ряд правовых условий, связанных с осуществлением товарооборота между договаривающимися странами и производством платежей[3]. В довоенное и послевоенное время основной объём таких соглашений имел краткосрочный характер, практически все они были одногодичными, требовали продления на каждый последующий год. С 1960 года стали заключаться трёхлетние соглашения, а в брежневский период стали заключаться пятилетние соглашения, сначала в экспериментальном порядке (как бизнес-модель для отработки механизма двустороннего взаимодействия для всех последующих договоров такого рода), а затем по отработанному шаблону. Первое пятилетнее СРП между СССР и Японией было заключено в 1966 году (на русском языке официально называлось «Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Японии о товарообороте и платежах в 1966 — 1970 гг.»), став первым в истории СССР и истории Японии, — советская сторона предоставила в распоряжение японских нефтедобывающих компаний сахалинские недра. С советской стороны в подготовке соглашения участвовал Государственный комитет по экономическим связям СССР (ГКЭС), с японской — Министерство внешней торговли и промышленности Японии. СРП предполагало поставку в СССР оборудования газотранспортной инфраструктуры в обмен на участие в японских газодобывающих компаний в добыче газа из советских месторождений на Сахалине. Одновременно с заключением первого СРП были оговорены положения последующих соглашений о совместной разведке и освоении японской стороной Читинского месторождения меди, Гаринского месторождения железной руды, Тюменских нефтяных месторождений, а также трубопровода «Иркутск-Находка».[4] В 1975 г. было подписано генеральное соглашение между СССР и Японией о сотрудничестве в области разведки и добычи нефти и газа из шельфа Сахалина.

СРП в России

В России отношения, возникающие в рамках соглашений о разделе продукции, регулируются федеральным законом № 225-ФЗ от 30 декабря 1995 «О соглашениях о разделе продукции». Налоговый режим, устанавливаемый для СРП, регулируется главой 26.4 второй части Налогового кодекса России.

Перечень СРП

Полномочия государственной стороны

Полномочия государственной стороны основываются:[источник не указан 2328 дней]

  • на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с ископаемыми ресурсами, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или
  • на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с ископаемыми ресурсами на всей территории страны без определённых обязательств.

Система налогообложения при выполнении соглашения

При выполнении соглашения о разделе продукции применяется специальный налоговый режим, обуславливающий определённые обязанности налогоплательщика и плательщика сборов, а также освобождающий их от уплаты определённых налогов и сборов.

Разновидности

Помимо соглашений о разделе природных ресурсов существуют:

  • Соглашение о разделе рынка — Market-Sharing Agreement.
  • Соглашение о разделе военной продукции — Defence Production Sharing Arrangement (DPSA).
  • Соглашение об обмене в ядерной сфере — Nuclear-Sharing Agreement.

Примечания

См. также

ru-wiki.org

СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ - это... Что такое СОГЛАШЕНИЕ О РАЗДЕЛЕ ПРОДУКЦИИ?

договор, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности - инвестору возмездно и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется выполнить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. В соглашении определяются все необходимые условия рационального и эффективного использования недр, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между участниками соглашения. При этом содержание соглашения должно соответствовать ФЗ РФ от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции".

. Перечни участков недр, правололь-зования которыми возможно на условиях раздела продукции, устанавливаются ФЗ. Проекты их вносятся в ГД совместно Правительством РФ и представительными органами государственной власти субъектов РФ, на территории которых расположены соответствующие участки недр. В пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и ФЗ, субъекты РФ осуществляют законодательное регулирование своего участия в С. о р.п. Сторонами соглашения являются:

а) РФ, от имени которой в соглашении выступает Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченные им органы, например территориальные органы управления государственным фондом недр;

б) инвесторы, которыми вправе быть граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица, объединения юридических лиц, создаваемые на основе до-roвоpa о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица.

Лицензия на пользование участком недр выдается инвестору органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением в течение 30 дней со дня подписания соглашения на срок его действия и подлежит продлению или переоформлению либо утрачивает силу в соответствии с условиями соглашения. Если в качестве инвестора выступает не имеющее статуса юридического лица объединение юридических лиц, то лицензия выдается одному из участников такого объединения с указанием на то. что данный участник выступает от имени всего объединения. В лицензии указываются все инвесторы (участники объединения).

Соглашение заключается органом, уполномоченным государством, с инвестором - победителем конкурса или аукциона. Предусмотренные соглашением работы и виды деятельности выполняются в соответствии с программами, проектами,планами и сметами,которые утверждаются в порядке, определяемом соглашением. Помимо общих требований о рациональном использовании и охране недр, природной среды,безопасном ведении работ соглашением должны предусматриваться дополнительные обязательства инвестора:предоставлять юридическим лицам РФ при прочих равных условиях преимущественное право на участие в выполнении работ в качестве подрядчиков, поставщиков, перевозчиков и т.п. на основании отдельных договоров с инвесторами; страховать ответственность в связи с возмещением убытков в случае аварий; вывезти все сооружения и иное имущество после завершения работ. Стороны должны предусмотреть в соглашениях условие: не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки,закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории РФ.

В соглашении определяются условия и порядок раздела произведенной продукции между государством и инвесторами. Распределение продукции, полученной государством после раздела с инвесторами, между РФ и субъектами РФ осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами. Инвестор уплачивает налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и платежи за пользование недрами: разовые (бонусы) при заключении соглашения, ежегодные - за проведение поисковых и разведочных работ (ренталс), регулярные (роялти), установленные в процентном отношении от объема добычи или от стоимости произведенной продукции. Инвестор освобождается от других обязательных платежей: налогов, сборов, акцизов и т.п. За пользование землей и другими природными ресурсами плата производится в соответствии с законодательством РФ. Инвестор не освобождается от обязательных платежей по социальному и медицинскому страхованию своих работников - граждан РФ, а также от платежей в Государственный фонд занятости населения РФ.

Закон "О соглашениях о разделе продукции" разрешает инвестору передавать (полностью или частично) свои права и обязанности по соглашению любому юридическому лицу или гражданину только с согласия государства при условии, если эти лица располагают достаточными финансовыми и техническими ресурсами и опытом управленческой деятельности, необходимыми для выполнения работ по данному соглашению. Для этого требуется составление письменного акта и переоформление лицензии. С согласия государства инвестор может использовать принадлежащие ему имущество и имущественные права в качестве залога для обеспечения своих обязательств по договорам, заключаемым в ходе реализации соглашения. Государство гарантирует защиту имущественных и иных прав инвесторов: на него не распространяется действие нормативных актов, которые устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных в соответствии с С. о р.п., за исключением предписаний органов надзора за безопасностью работ,охраной недр, природной среды, здоровья населения, а также общественной и государственной безопасностью. Кроме этого, Закон обеспечивает стабильность условий соглашения:

если в течение срока действия С. о р.п. законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, то в соглашение вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действующих на момент заключения соглашения законодательных актов. Порядок внесения таких изменений определяется соглашением. Споры между государством и инвестором разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде. в арбитражном суде или в третейском суде, в том числе в международных арбитражных институтах.

Лит..-Теплов О.,Клюкин Б;Не-дра и право. М., 1994.

Жариков Ю.Г.

Энциклопедия юриста. 2005.

dic.academic.ru

51. Соглашение о разделе продукции

ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.1995 №225-ФЗ (в редакции от 29.12.2004)

Соглашение о разделе продукции(далее – соглашение) является договором, в соответствии с которым РФ предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (далее – инвестор) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами соглашения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

Соглашения о разделе продукции являются привлекательной формой организации инвестиционной деятельности как для самого инвестора, так и для государства. Для инвесторов СРП привлекательно тем, что обеспечивает стабильность и предсказуемость, чрезвычайно важные для любых крупных инвестиций, хотя не гарантирующие от коммерческого риска.Для государства преимущества СРП заключаются в том, что соглашения обеспечивают приток крупных инвестиционных вложений и, в отличие от форм заимствования, раздел продукции не грозит усилением долгового бремени или потерей контроля над недрами и сырьевыми ресурсами, поскольку речь идет не о продаже недр, а об их аренде в течение определенного срока.

Инвестиционный характер СРП определяется, в числе прочего, основаниями для включения в перечни участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции. Такими основаниями являются обстоятельства, требующие привлечения значительных инвестиций для поиска, разведки и добычи полезных ископаемых.

Субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме соглашения о разделе продукции, являются РФ (государство), от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый участок недр, или уполномоченные ими органы, и инвесторы – граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договора о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях СРП.

На стороне государства в соглашении выступаютПравительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ, поскольку в соответствии со ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Принцип совместного ведения, связанный с федеративным устройством России, получил в литературе наименованиепринципа "двух ключей".

Для обеспечения эффективности инвестиционных вложений СРП заключаются, как правило, по итогам конкурсаилиаукциона, проводимого в установленном действующим законодательством порядке. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ.

Инвестиционный правовой режим соглашения о разделе продукции заключаетсяв освобождении инвестора от уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов, за исключением налога на прибыль (для обычного способа раздела продукции - п.1 ст.8 Закона о СРП), платежей за пользование недрами, единого социального налога и замене традиционного налогообложения разделом продукции.

Закон о СРП предусматривает два механизма раздела полученной в результате добычи и переработки минерального сырья продукции:

  • обычный– (индонезийская модель – по стране происхождения) – из общего объема произведенной продукции вычитается компенсационная продукция, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по соглашению; между государством и инвестором делится прибыльная продукция, за вычетом платежей за пользование недрами и компенсационной продукции; со стоимости своей части прибыльной продукции инвестор уплачивает налог на прибыль;

  • "прямой" – исключается этап определения компенсационной продукции, инвестор не уплачивает налог на прибыль, а размер пропорции раздела продукции оговаривается каждым конкретным соглашением между государством и инвестором;

Инвестиционная деятельность в форме соглашения о разделе продукции поддерживается государством как путем использования традиционных способов протекционизма инвестиционной деятельности, так и с применением специальных мер, связанных с особенностями правового регулирования СРП.

К традиционным мерам государственной поддержкиследует отнести защиту имущественных и иных прав инвесторов, предоставление льгот по налогам и иным обязательствам (так, на инвестора и других лиц, участвующих в реализации СРП, не распространяются требования обязательной продажи валютной выручки - п.3 ст.15 Закона о СРП), обеспечение стабильности условий заключенных соглашений. Суть стабилизационной или "дедушкиной" оговорки заключается в том, что если в течение срока действия соглашения законодательством и иными правовыми актами будут установлены нормы, ухудшающие коммерческие результаты деятельности инвестора в рамках соглашения, в последнее вносятся изменения, обеспечивающие инвестору коммерческие результаты, которые могли быть им получены при применении действовавших на момент заключения соглашения законодательства и иных правовых актов. Стабилизационная оговорка не касается изменений стандартов по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей природной среды и здоровья населения (ст.17 Закона о СРП).

Специальные меры государственной поддержки СРПсвязаны с особенностями инвестиционной деятельности в этой форме, обусловленными, как правило, значительными объемами вложений и длительностью инвестиционных проектов. В частности, эти меры выражаются в предоставлении добросовестному инвестору (выполняющему принятые на себя обязательства) права требовать продления соглашения на срок, достаточный для завершения экономически целесообразной добычи сырья и обеспечения рационального использования и охраны недр (п.2 ст.5 Закона о СРП). Условия такого продления определяются соглашением.

В Законе о СРП предусмотрена гарантия инвесторам, содержащая по сути некий иммунитет на изменение действующих правовых актов. На инвестора не распространяется действие нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов и иных НПА субъектов РФ и правовых актов органов МСУ, если указанные акты устанавливают ограничения прав инвестора, приобретенных и осуществляемых им в соответствии с соглашением, за исключением предписаний соответствующих органов надзора, которые выдаются в соответствии с законодательством РФ в целях обеспечения безопасного ведения работ, охраны недр, окружающей природной среды, здоровья населения, а также в целях обеспечения общественной и государственной безопасности(статья 18 Закона о СРП).

studfiles.net

сказ о том, как добрый царь СРП отменил и доходы от нефти в бюджет державы вернул » Военное обозрение

Уже, наверное, лет пять ходит по стране сказка об отмене В. В. Путиным в 2004-м году СРП, позволившей вернуть нефтяные доходы в бюджет России. Причем любители сказок, транслирующие эти сказки в мир и являющиеся по совместительству почитателями таланта великого сказочника и депутата ГД Е. Федорова, как обычно, путаются в показаниях, и вменяют в заслугу В. В. Путину то отмену соглашений (каких именно, они сказать затрудняются), то отмену самого закона.

Однако при ближайшем рассмотрении вопроса обе версии оказываются несостоятельными: якобы отмененные соглашения, которых было заключено всего три, оказываются действующими соглашениями (о чем свидетельствуют периодические доклады правительства <<Об итогах работы по реализации соглашений о разделе продукции>>), а вроде бы отмененный N 225-ФЗ от 30.12.1995 <<О соглашениях о разделе продукции>> оказывается действующим законом.

Между тем сам Федоров на первой минуте фильма А. Караулова "Неизвестный Путин" безапелляционно утверждает:

<<...Мы взяли под национальный контроль природные ресурсы России только в 2004-м году, а до этого они даже не были в российской юрисдикции (но не все, конечно, — по закону о соглашениях о разделе продукции). И только в 2004-м году закон был отменен. Если бы мы этого не сделали, то мы бы вообще не зависели от цены на нефть — доходы от нефти в бюджет просто не поступали бы...>>

Караулов вторит Федорову:

<<...Один человек, Владимир Путин, смог изменить в корне, переломить эту ситуацию. Что такое закон об СРП? Почему Россия теряла свою собственную нефть — деньги от нефти?..>>

Так что же отменил В. В. Путин, если соглашения и закон действуют? Может быть, слова Федорова и Караулова следует понимать как-то иначе? Может быть, их слова имеют какой-то тайный смысл? Может быть, речь идет о каких-то неведомых поправках к "отмененному" 225-ФЗ, позволивших изменить ситуацию?

Попробуем разобраться.

В 2004-м году к закону <<О соглашениях о разделе продукции>> ГД приняла всего две поправки — N 58-ФЗ от 29.06.2004 и N 199-ФЗ от 29.12.2004, перераспределяющие некоторые функции федеральных органов государственной власти и отбирающие полномочия в части СРП у субъектов в пользу федерального центра. Даже при всем желании притянуть эти поправки к отмене чего-либо, мешающего поступать в бюджет доходам от нефти, не получается. Так же как не получается притянуть их к возвращению ресурсов в российскую юрисдикцию.

Да и речи о возвращении в российскую юрисдикцию природных ресурсов быть не может, так как за пять лет до этих поправок ГД приняла N 19-ФЗ от 07.01.1999, в котором отдельной строкой было прописано:

<<Разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30 процентов разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.>>

О какой иностранной юрисдикции можно говорить, если совместно с иностранцами можно разрабатывать лишь 30% недр?

Что интересно: когда 15.04.1997 19-ФЗ был внесен в ГД, он значился как <<Проект Федерального закона N 97700724-2 О внесении изменений и дополнений в закон "О соглашениях о разделе продукции">>. После более чем годичного обсуждения он был принят, но текст, говорящий о доле для иностранцев, выглядел иначе:

<<В интересах национальной безопасности, в том числе для сохранения независимости обеспечения государственных и иных российских потребителей минеральным сырьем, разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 20 процентов разведанных запасов полезных ископаемых страны и не более 10 процентов таких запасов для стратегических видов полезных ископаемых страны.>>

Этот вариант был отклонен Советом Федерации (постановление от 04.09.1998 N 396-СФ), вследствие чего была создана согласительная комиссия, одним из членов которой со стороны отстаивающего интересы иностранного капитала Совфеда был некто Сергей Семенович Собянин. Но даже несмотря на то, что из текста закона исчезло положение о стратегических видах ископаемых, а доля совместных разработок увеличилась до 30%, пылу у так называемых "инвесторов" значительно поубавилось, в результате чего более двухсот готовящихся к заключению соглашений так и не были заключены.

Как мы видим, сказка об отмене СРП — это действительно сказка. И, как у каждой сказки, у нее есть реальный фундамент (доход от нефти действительно увеличился), на котором возводятся сказочные интерпретации.

Так что же было сделано для увеличение доходов бюджета?

Ровным счетом ничего. Просто в 2004-м году цена на нефть, росшая потихонечку аж с 99-го года, резко пошла вверх (да и объемы добычи, а следовательно и продажи, растут с того же 99-го).

topwar.ru