«Наблюдалки», «догонялки» и «Черный доктор»: уникальные машины спецслужб СССР. Спецмашина фсб


Броневик «Каратель». Четырехколесная загадка » Военное обозрение

Последние несколько лет отмечены тем фактом, что в нашей стране создаются новые типы бронеавтомобилей для армии и МВД. Вокруг этой положительной тенденции постоянно ведутся споры, а каждая новость только подливает масла в их огонь. Тема «Каратель» стала типичным представителем броневиков, ставших предметом широкого обсуждения. Напомним, что широкой общественности стало известно о ней еще несколько лет назад, но тогда в общий доступ попало крайне мало информации. Стали известны только название конкурса и примерное предназначение готовой машины. Само собой, это не обрадовало любителей автомобильной и военной техники, а заодно и послужило причиной огромного количества домыслов. Стоит особо отметить претензии к названию темы. В простом, хотя и суровом слове «Каратель» некоторые граждане увидели аллюзии на молодчиков в серой форме и со «шмайссерами», а другие стали задаваться вопросом, кого же этот «Каратель» будет карать? Уж не их ли, интеллигентных и совестливых, но несогласных с режимом? Однако все это можно признать специфическим ходом обсуждения, вызванным дефицитом информации о проекте.

В последних числах марта обсуждение «Карателя» возобновилось с новой силой. Его подстегнула всего одна фотография, сделанная на Дмитровском полигоне. Может быть, она и осталась бы незамеченной, но… Во-первых, к фото не было приложено никакой официальной информации, а во-вторых, запечатленная машина выглядела очень необычно. В итоге далеко не сразу выяснилось, кто автор проекта, а к тому времени многие отметили, что подобной технике скорее место в фантастических фильмах или компьютерных играх. И в правду, «Каратель» с фото похож на гибрид Бэтмобиля (транспортное средство Бэтмена) и броневика из игры Half-Life 2. Естественно, это привлекло внимание. И сразу же любители техники, испытывая информационный голод, попытались «вытащить» из фотографии столько информации, сколько можно. Попробуем присоединиться к ним и провести аналитическую работу.

В некоторых источниках под новым фото «Карателя» указывалось, что это разработка завода КАМАЗ. Однако вскоре выяснилось, что в Набережных Челнах работают над конкурсным проектом, но к обсуждаемой машине их проект отношения не имеет. Дело в том, что фантастический броневик на недавно появившихся фотографиях был сделан на заводе ЗиЛ. Еще позже появилась информация, что Камский автозавод все же имеет некоторое отношение к ЗиЛовскому «Карателю»: продемонстрированная машина сделана на базе шасси КАМАЗ 4911. Кроме того, по непроверенным данным, к проекту завода ЗиЛ имеет отношение некая фирма «Форт Технология», которая отвечает за бронезащиту нового транспортного средства. Наконец, в деле запутывания ситуации свою роль сыграла надпись на «кенгурятнике» новой машины. Вместо вполне логичных и понятных букв «ЗиЛ» там написаны некие «ЦСН», что, как стало ясно немного позже, расшифровывается как «Центр Специального Назначения». Осталось только выяснить, к какому силовому ведомству этот центр относится. В общем, ситуация сложная и запутанная. Официальной информации почти нет, да и та пришла в оборот через третьи руки. Если даже происхождение машины является столь таинственным, то что же ожидать от конструкции?

Если слухи о камазовской ходовой окажутся правдой, то можно сделать некоторые выводы о силовой установке и ходовых качествах «Карателя». 730-сильный восьмицилиндровый дизель ЯМЗ-7Э846 спортивного грузовика КАМАЗ 4911 позволяет ему разгоняться до двухсот километров в час. В сочетании с полной массой до 12 тонн это требует огромного расхода топлива – порядка 100 литров на 100 км. Возможно, некоторое снижение характеристик изначально спортивного шасси, к примеру, снятие турбонаддува и упрощение трансмиссии, позволит броневику на базе «4911» иметь сносные показатели не только в ездовом аспекте, но и в экономическом. Так, большинство современных броневиков имеют максимальную скорость около ста километров в час, а расход горючего обычно не превышает 20 литров на «сотню». Так или иначе, исходная ходовая от КАМАЗ 4911 не является приемлемой для полноценной боевой машины и требует доработок. Были ли они и, если да, то какие именно, пока неизвестно. ЗиЛ всячески скрывает эту информацию. Также существует версия о ходовой части собственной разработки Завода имени Лихачева. Но в этом случае в анализе вообще неоткуда отталкиваться.

Не менее загадочен и кузов нового броневика. На имеющейся фотографии с Дмитровского полигона, равно как и на протекшей в сеть пару лет назад, оба прототипа смотрятся достаточно странно. В частности вызывает вопросы компоновка передней части. Если моторное отделение и капот выглядят достаточно нормальным, то следующее за ним остекление вызывает массу вопросов. Уж очень непривычны подобные стекла на автотранспорте: большие и расположенные под острым углом к горизонтали. Можно только догадываться, каково водителю смотреть на дорогу через них и каковы углы обзора. В то же время, недостаточный обзор вперед-вниз, в котором немало людей уже успели обвинить зиловский «Каратель», на фоне более серьезной бронетехники выглядит не таким уж и плохим. К сожалению, обе имеющиеся фотографии автомобиля сделаны так, что оценить его габариты с достаточной точностью не представляется возможным. В то же время, есть основания «подозревать» корпус машины в некоторой сжатости по вертикали. В таком случае голова водителя находится достаточно близко к потолку кабины, что в сочетании с конструкцией стекол и капота может служить прозрачным намеком. Похоже, «Каратель» от завода ЗиЛ по обзору с места водителя в некоторой мере напоминает грузовики капотной схемы.

Однако насчет расположения водителя и обзора с его места точных данных нет. В Интернете имеются некие концепт-арты «Карателя», якобы имеющие самое прямое отношение к проекту и якобы просочившиеся из конструкторского бюро. На них видна примерная компоновка салона и оригинальная конструкция дверей. Так, при открытии их верхняя часть уходит вверх (крепится к крыше на петле), а поддерживаемая тросами нижняя – вниз, где служит ступенькой. При этом передние двери вместе с задними образуют достаточно широкие люки без центральных стоек. Вероятно, именно таким образом можно обеспечить нормальное открытие дверей при специфических обводах боков кузова, а также сделать посадку и высадку более удобными. На тех же 3D-рисунках можно заметить, что через каждую заднюю боковую дверь открывается доступ к двум креслам. Таким образом, вместе с водителем в такой комплектации одновременно могут ехать еще пять солдат (один на переднем сидении и четверо на задних). За «десантным отделением», по-видимому, располагается багажное. На имеющихся фото броневика его почти не видно, но куда лучше оно заметно на все тех же концепт-артах. На задней части машины имеется достаточно широкий грузовой люк с двумя створками. Примечательно, что створки эти имеют ковшеобразную форму и выступают за пределы кузова машины. Остается только гадать, зачем броневику подобные вещи, но на имеющихся фото можно заметить, что такая конструкция дверей багажника «дожила» до опытного экземпляра. Вместимость багажника, как и прочие параметры машины, пока не объявлялась.

Перейдем к защите. Само слово «броневик» подразумевает наличие некоей брони. На самом свежем фото видно, что боковые двери получили стекла куда меньшего размера, чем раньше. Вероятно, здесь конструкторы ЗиЛа пошли по тому же пути, что и авторы множества иностранных броневиков – вместо большого и хрупкого стекла на дверях поставили небольшие, обладающие большей живучестью в бою. А освободившееся место закрыли бронелистами. Тем не менее, огромное лобовое стекло с большим наклоном никуда не делось. В то же время, судя по его оттенку и характерным черным полосам по краю, на сфотографированном образце установлено пуленепробиваемое лобовое стекло. Толщина и класс защиты стекла, к сожалению, неизвестны. Точно так же нет информации и по металлическим элементам бронирования. По всей видимости, вся защита «Карателя» должна выдерживать, как минимум, 7,62-мм пули промежуточных патронов. Что касается защиты от мин, то здесь тоже приходится основываться на догадках. К примеру, характерные обводы нижней части боков кузова могут намекать на общую V-образную форму днища. Однако дополнительная подножка и ракурс на фото не позволяют разглядеть его. Хотя противоминного днища запечатленный на полигоне броневик может и не иметь. В пользу этой версии говорит тот факт, что на имеющемся фото, несмотря на шедший во время съемки снег, за передним нижним щитком виднеется нечто, напоминающее дифференциал. Вряд ли столь важная деталь полноприводного автомобиля не была бы «удостоена» бронезащиты.

Подводя итог, следует еще раз отметить, что по теме «Каратель» открытой информации очень мало. Из каких-то собственных соображений Минобороны и предприятие ЗиЛ не спешат делиться «тайным знанием». Поэтому приходится собирать крохи и тщательно анализировать имеющуюся. Так что нельзя исключать вероятность того, что эта статья всего через несколько дней/недель/месяцев окажется неактуальной и даже неправильной. Но для этого заказчик и разработчик «Карателя» должны приоткрыть завесу тайны и опубликовать достаточное количество информации. А до тех пор нам придется пользоваться лишь тем, что есть. Но главное и, пожалуй, самое важное, что можно вынести из «детектива» с «Карателем» уже сейчас, это то, что Завод имени Лихачева все еще способен создавать новые интересные проекты. На фоне общего состояния отечественного автопрома это рождает некоторый оптимизм.

topwar.ru

Бронеавтомобили особого назначения | Warspot.ru

12 июня российское сетевое издание tvzvezda.ru опубликовало заметку о том, что в Набережных Челнах автолюбители стали свидетелями проезда по улицам города двух весьма необычных автомобилей. Если в одном из них угадываются черты КамАЗа, то второй скорее похож на фантастический гибрид голливудского «бэтмобиля» и броневика из компьютерной игры Half-Life 2.

"Викинг" и "Каратель" в Набережных Челнах

На видео, снятое очевидцами и опубликованное ими на YouTube, отреагировало множество знатоков автомобильной тематики, которые помогли идентифицировать загадочные бронемашины. Одна из них – многоцелевой грузопассажирский автомобиль «Викинг» с броневой обшивкой, созданный на заводе «КамАЗ» по заказу ФСБ и предназначенный для перевозки бойцов специального назначения. Также известно, что проект «Викинга» (не путать с внедорожником «Викинг-29031») был разработан в МГТУ имени Н. Э. Баумана.

Бронегрузовик "Викинг" в производственном помещении завода realnoevremya.ru

Сообщается, что «Викинг» создан на шасси автомобиля КамАЗ-4911 Extreme, предназначенного для участия в международных спортивных ралли (при этом используются особо прочные агрегаты и узлы). Технические характеристики бронегрузовика официально не опубликованы, однако существуют предположения, что его основные ТТХ (габаритные размеры, скорость, колёсная формула и т. д.) могут быть близки к характеристикам спортивного КамАЗа. На видео и немногочисленных фото «Викинга», опубликованных в Сети, видны четыре двери кабины и ещё две двери, расположенные в его кормовой части. Бронированный салон для десанта имеет бойницы по периметру для ведения огня изнутри. По международным стандартам MRAP броня автомобиля такого типа должна защищать военнослужащих от пуль и осколков фугасных снарядов, а также обладать достаточной прочностью, чтобы сохранить жизни экипажа и десанта при подрыве на минах мощностью до нескольких килограммов в тротиловом эквиваленте.

Бронегрузовики, изготовленные на ОАО "КамАЗ", уже участвуют в контртеррористических операциях inetauto.ru

Гораздо больший интерес у комментаторов видеозаписи вызвал меньший по размеру бронеавтомобиль необычного внешнего вида, следовавший впереди «Викинга». В отношении этого броневика в Сети имеется больше информации, однако его история оказалась весьма запутанной, так как источники сообщают о нём противоречивые факты. Чаще всего машину идентифицируют как бронеавтомобиль «Каратель» – многофункциональный бронированный внедорожник для специальных подразделений.

Бронеавтомобиль "Каратель" forums.spacebattles.com

Первые снимки «Карателя» были опубликованы в Сети в начале 2012 года, когда журналисты наблюдали необычный автомобиль во время испытаний на Дмитровском полигоне в Московской области. В публикации на сайте zr.ru сообщалось, что автомобиль построен на основе шасси КамАЗ-4326, а его испытания проводил сам Владимир Чагин – семикратный победитель международного ралли «Дакар». Тогда же стало известно, что в поперечном сечении броневик имеет V-образную форму кузова, чтобы лучше рассеивать энергию взрыва в случае наезда на мину. Рядом с традиционными автомобильными фарами на «Карателе» установлено два ряда светодиодных устройств, а буквы ЦСН на капоте журналисты расшифровали как «Центр специального назначения».

Бронеавтомобиль "Каратель". На заднем плане – бронегрузовик "Викинг" bmpd.livejournal.com

В том же 2012 году другие источники сообщали о том, что «Каратель» построен по заказу Министерства обороны России на предприятии АМО ЗиЛ в рамках некоего секретного проекта как прототип перспективной бронемашины для спецподразделений. Так, сайт «Военное обозрение» в апреле 2012 года сообщал, что разработка ведётся уже несколько лет. Режим секретности вокруг нового броневика стал поводом для журналистского расследования. Более детальное изучение темы показало, что проект «Каратель» стартовал в 2002 году, после того как Министерство обороны России направило автомобилестроительным предприятиям страны техническое задание №2-99, определявшее параметры нового бронеавтомобиля. Некоторые предприятия, в частности ОАО «КамАЗ» и АМО ЗиЛ, приступили к разработке собственных проектов, которые развивались параллельно в течение нескольких лет.

Бронеавтомобиль "Каратель" на территории АМО "ЗиЛ". Фото 2012 года sdelanounas.ru

До настоящего времени о новом броневике известно немного. Сообщается, что «Каратель» имеет вес около 12 т, шасси от автомобиля КамАЗ-4911 Extreme, колесную формулу 4х4, восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ мощностью 730 л. с. и скорость свыше 110 км/ч (по некоторым данным – до 200 км/ч). Бронезащита «Карателя», разработанная компанией «Форт Технология», выдерживает попадание пули калибра 7,62 мм и подрыв на фугасе весом в несколько килограммов. По некоторым утверждениям, лобовое бронированное стекло машины способно выдержать выстрел из РПГ благодаря своей прочности и острому углу наклона. Салон вмещает 10–12 человек, которые сидят спина к спине вдоль продольной оси машины. Такое расположение позволяет бойцам иметь постоянный круговой обзор и, в случае необходимости, вести огонь изнутри броневика практически в любом направлении.

"Каратель" на испытаниях vpk.name

Сообщается, что дальнейшую разработку проекта ведет ОАО «КамАЗ» (по другим данным, на «КамАЗе» осуществляется лишь сборка машин, а генеральным разработчиком является компания «Форт Технология»). В последние годы в Сети появлялись различные фотографии автомобиля. Анализ внешне заметных различий на этих фото позволил блоггеру bmpd выдвинуть предположение о том, что сегодня в России существует по крайней мере четыре различных прототипа подобной конфигурации, что вполне правдоподобно, учитывая долгий срок развития проекта, а также смену производителей, дизайнеров и заказчиков. Сроки завершения испытаний и принятия бронемашины в эксплуатацию пока неизвестны.

На фото изображены два бронеавтомобиля с некоторыми отличиями, что позволяет сделать предположение о существовании нескольких прототипов "Карателя" bmpd.livejournal.com

warspot.ru

"Минерским" машинам ФСБ сменят раскраску и добавят маяков — Российская газета

Специфическим образом теперь должны быть раскрашены машины Федеральной службы безопасности.

А обзаведясь соответствующей раскраской, эти машины получат право пользования спецсигналами. Сегодня "Российская газета" публикует постановление правительства РФ, которое утверждает изменения в Правила дорожного движения и присваивает новую окраску машинам ФСБ.

Изменения в Правила дорожного движения касаются лишь расширения списка автомобилей, на которые можно устанавливать помимо синего маяка еще и красный.

До сих пор этот пункт распространялся только на машины Госавтоинспекции, Военной автоинспекции и Федеральной службы охраны.

Теперь к нему добавили машины ФСБ. Но не все, а лишь те, что используются для проведения неотложных действий по разминированию, пресечению террористических актов и нарушений режима государственной границы.

Понятно, что автомобили подразделений, занятых разминированием, должны иметь особые преференции на дороге и выделяться в общем потоке. Предусмотрено, что на их кузове желтого, серого или зеленого цвета будет нанесена яркая декоративная синяя полоса.

Для подразделений антитеррора утвержден черный цвет машин с декоративной полосой белого, синего или красного цвета. Оперативные машины пограничников будут светло-серого, черного или зеленого цвета с декоративной полосой зеленого или синего цвета.

На все эти спецавто могут быть нанесены надписи "ФСБ России" или "Пограничная служба ФСБ России".

Впрочем, на автомобили, которые используются для пресечения террористических актов, или на грузовые авто, используемые для отлова нарушителей границы, эти надписи могут не наноситься.

Это постановление вступит в силу через десять дней после официального опубликования. Однако за это время предстоит еще разработать и утвердить несколько документов. Ведь для нанесения специальных цветографических схем требуется принять соответствующий ГОСТ или хотя бы технический регламент, в котором будут расписаны тонкости цвета, ширина декоративной полосы, шаблон и размер букв. Пока такого ГОСТа нет.

Обычно ГОСТы пишутся долго, но, возможно, именно для этого случая Ростехрегулирование сделает исключение и за 10 дней подготовит соответствующий документ.

Какие цвета пользуются особыми правами на трассе

Спецокраска с красными маяками предусмотрена для

ГИБДД МВД России и ВАИ - белый или зеленый фон, синяя полоса, соответствующая надпись.

Спецокраска с синими маяками отличает машины

МВД - белый или зеленый фон, синяя полоса.

Для пожарных традиционно используется красный фон кузова с белой полосой.

Автомобили МЧС отличают по рыже-синей полосе на белом или сером фоне.

Банку России положены автомобили с бело-красно-синей полосой на бежевом фоне.

Спецокраска без привилегий

Аварийные службы - желтый фон, красная полоса.

Служба связи - синий фон, белая полоса.

У машин ФСБ прежде не было своих цветографических схем. Но в прошлом году был введен отличительный знак для этих машин: синий мигающий фонарь на уровне фар.

rg.ru

Новейший бронеавтомобиль ФСБ России получил название «Фалькатус»

Появившиеся в мае и июне фото- и видеоизображения запечатлели новое явление на свет «бэтмобиля» — прототипов бронированой машины по теме «Каратель», отрабатываемых, как можно судить, московским ЗАО «Форт Технология», связанным с ФСБ России, в интересах Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ.

Судя по видеоматериалам, к настоящему времени в наличии имеются минимум четыре прототипа машины «Фалькатус» (Falcatus), созданных по теме «Каратель» и выполненных, по известным данным, на двухосном шасси «раллийного» автомобиля КамАЗ-4911, несколько отлтчаотличающихся от первого макетного образца с «коротким носом» с надписью «ЦСН».

В начале 2012 года первые снимки первого макетного образца бронеавтомобиля по теме «Каратель» вызвали немалый шум. Напомним, что проект данной машины с 2008 года разрабатывался на АМО ЗИЛ (под руководством дизайнера Святослава Саакяна) совместо с ЗАО «Форт Технология», занимающимся производством элементов конструктивной защиты, в соответствии с ТТЗ по теме «Каратель», выданным еще в 2002 году на конкурсной основе ряду предприятий Министерством обороны России.

На ЗиЛе проект проходил как КЛОП и предусматривал использование специального шасси собственной разработки, при этом общая масса машины не должна была превышать 7 тонн со вместимостью максимум 10 человек. Однако в дальнейшем проект полностью перешел к фирме «Форт Технология», которая сумела заинтересовать им ЦСН ФСБ и в 2010 году изготовила с участием ЗиЛа первый макетный прототип на шасси «раллийного» автомобиля КамАЗ-4911.

Последующие работы ведутся совместно с АО «КАМАЗ». Получившая название «Фалькатус» (Falcatus) машина, отрабатываемая «Форт Технологией», именуется «защищенным автомобилем для ЦСН» и имеет боевую массу не менее 12 тонн.

bmpd.livejournal.com

Похожие новости:

military-informant.com

Путину показали уникальные бронемашины Центра специального назначения ФСБ России

26 февраля 2016 года по окончании расширенного заседания коллегии Федеральной службы безопасности (ФСБ) в Москве на Лубянке Президенту России Владимиру Путину были продемонстрированы перспективные образцы техники для Центра специального назначения (ЦСН) ФСБ, включая уже известный «бэтмобиль» — бронеавтомобиль «Фалькатус» — и бронированную машину «Викинг» .

Бронеавтомобиль «Факлькатус» (Falcatus), именуемый «защищенным автомобилем для ЦСН», отрабатывается с 2010 года тесно связанным с ФСБ московским ЗАО «Форт Технология» в качестве дальнейшего развития разработки, начатой в свое время на АМО ЗИЛ по теме «Каратель» Министерства обороны России.

К настоящему времени «Форт Технология» построила несколько прототипов «Фалькатуса», отличающихся друг от друга, и выполненных, по известным данным, на двухосном шасси «раллийного» автомобиля КамАЗ-4911. Полная боевая масса образцов, как сообщается, достигает 12 тонн.

В начале 2012 года первые снимки первого макетного образца бронеавтомобиля по теме «Каратель» вызвали немалый шум (в нашем блоге эта тема была отмечена здесь , здесь и здесь ). Напомним, что проект данной машины с 2008 года разрабатывался на АМО ЗИЛ (под руководством дизайнера Святослава Саакяна) совместо с «Форт Технологией», занимающимся производством элементов конструктивной защиты, в соответствии с ТТЗ по теме «Каратель», выданным еще в 2002 году на конкурсной основе ряду предприятий Министерством обороны России. На ЗиЛе проект проходил как КЛОП и предусматривал использование специального шасси собственной разработки, при этом общая масса машины не должна была превышать 7 тонн со вместимостью максимум 10 человек. Однако в дальнейшем проект полностью перешел к фирме «Форт Технология», которая сумела заинтересовать им ЦСН ФСБ и в 2010 году изготовила с участием ЗиЛа первый макетный прототип на шасси «раллийного» автомобиля КамАЗ-4911. Последующие работы ведутся совместно с АО «КАМАЗ».

bmpd.livejournal.com

 

Похожие новости:

Поддержать

Отвергнуть

military-informant.com

Уникальные спецмашины для советских спецслужб

На заглавной фотографии — мощный спецавтомобиль ЗИЛ-41072 Скорпион для сопровождения и охраны кортежа Президента СССР (фото А. Барашкова)

Лучший и последний советский спецавтомобиль Скорпион в Кремле

В их обязанности входили наружное наблюдение за окружающей обстановкой, диссидентами или иностранцами, преследование подозрительных машин и сопровождение автомобилей высших советских и партийных работников. К этой же засекреченной категории относились специальные санитарные автомобили для оказания экстренной медицинской помощи обитателям лимузинов из правительственных кортежей.

ГАЗ М-20Г (1955–1958 гг.)

Достаточно совершенная легковая Победа с четырехцилиндровым двигателем в 50 л. с. привлекала внимание не только военных, но и сотрудников КГБ. В середине 1950-х по заказу столь солидного ведомства Горьковский автозавод приступил к сборке более мощного и быстроходного спецавтомобиля М-20Г, внешне не отличавшегося от серийных вариантов М-20 и М-20В. Его оборудовали шестицилиндровым мотором мощностью 90 л. с. с масляным радиатором, гидромеханической трансмиссией, задним мостом от автомобиля ГАЗ-12 (ЗИМ) и 100-литровым топливным баком. В комплектацию машины входили средства радиосвязи и специальные звуковые сигналы.

Первый советский спецавтомобиль М-20Г на базе Победы М-20 Машина наблюдения М-20Г на шасси М-20В (из архива И. Падерина)

На деле вариант М-20Г оказался слишком тяжелым и плохо управляемым, зато его скорость возросла до 132 км/ч, а время разгона с места до 100 км/ч составляло 30 секунд. Таких машин изготовили порядка 100 единиц.

ГАЗ-23 (1962–1970 гг.)

Этот малоизвестный индекс носил второй горьковский спецавтомобиль, созданный на базе серийной 75-сильной модели ГАЗ-21М Волга. На нем установили 195-сильный двигатель V8 и автоматическую трансмиссию от представительской Чайки ГАЗ-13. По сравнению с обычной Волгой на модели ГАЗ-23 были существенно усилены кузов и ходовая часть, применялись стекла из триплекса, тормозные накладки из жаропрочного материала, литые чугунные тормозные барабаны и устройство запирания капота из салона. Увеличение снаряженной массы до 1 780 кг привело к существенному повышению расхода топлива, зато время разгона с места до «сотни» сократилось вдвое (до 16 секунд), а максимальная скорость достигла 160 км/ч.

1 / 3

Спецмашина КГБ М-23 на посту у Спасской башни на Красной площади

2 / 3

195-сильный двигатель V8 от Чайки под капотом автомобиля М-23

3 / 3

Эскортная спецмашина М-23Б, восстановленная в Нижнем Новгороде

На модели ГАЗ-23А сохранилась механическая коробка передач, а ГАЗ-23Б для эскортирования важных персон отличался хромированной облицовкой окон и левого зеркала. До 1970 года машин 23-й серии собрали 603 экземпляра.

Спецавтомобили семейства ГАЗ-24 (1972–1997 гг.)

В начале 1970-х годов на базе новых серийных легковушек ГАЗ-24 Волга Горьковский автозавод приступил к сборке двух «специализированных» вариантов для КГБ СССР. Первый автомобиль ГАЗ-24-24 для внешнего слежения получил прозвище «наблюдалка». Обычно его окрашивали в неяркие цвета, чтобы машина терялась в автомобильном потоке. В обязанности второй модели ГАЗ-24-25 черного цвета с улучшенной отделкой салона и сдвоенной выхлопной трубой входило сопровождение правительственных кортежей, за что ее прозвали «догонялкой».

Спецмашина наблюдения ГАЗ-24-24, внешне не отличавшаяся от обычной Волги

Автомобиль сопровождения ГАЗ-24-25 с 195-сильным мотором (из архива И. Падерина)

Как и ГАЗ-23, эти автомобили также получили основные агрегаты от первой Чайки, но дополнительно снабжались усиленными кузовами и узлами ходовой части. К немногим внешним отличиям второй машины относились дополнительные прямоугольные сигнально-предупредительные фары на бампере, спецсигналы за радиаторной решеткой, высокая антенна на правом крыле для мощного радиооборудования, особый запор капота и характерные номерные знаки. Машина со снаряженной массой 1 750 кг разгонялась с места до 100 км/ч всего за 15 секунд. Ее максимальная скорость возросла до 190 км/ч. В 1972–1988 годах собрали 1 034 автомобиля этой серии.

С выпуском модернизированного седана ГАЗ-24-10 на его базе собирали спецавтомобиль ГАЗ-24-34 с 220-сильным мотором V8 от новой Чайки ГАЗ-14, дисковыми тормозами и встроенными в переднюю облицовку противотуманными фарами. По заказам на них монтировали кондиционер, особую обивку и даже механизм с тремя сменными номерными знаками. В 1985–1993 годах завод выпустил 245 таких машин.

Спецавтомобиль внешнего наблюдения ГАЗ-24-34 на шасси ГАЗ-24-10

Пробные образцы будущих спецавтомобилей появились в 1979 году в рамках конструкторской и стилевой разработки опытной 120-сильной модели ГАЗ-3101 с прямоугольными фарами, преобразованной затем в ГАЗ-3102.

Прототип эскортного автомобиля на опытном шасси ГАЗ-3101 (из архива И. Падерина)

С началом серийного производства модернизированной Волги ГАЗ-3102 на ее основе началась сборка двух спецмашин, укомплектованных по требованиям КГБ, а затем и ФСБ. По уже отработанной схеме первой из них была обычная «наблюдалка» ГАЗ-31012 с 195-сильным двигателем и трансмиссией от первой Чайки, внешне ничем не отличавшаяся от серийной модели ГАЗ-3102. Распознать ее можно было только по форме ручки управления автоматической трансмиссией, похожей на рычаг для механической коробки передач.

Наиболее интересной стала особо прочная и совершенно секретная эскортная машина ГАЗ-31013 с характерной низкой посадкой, которая до сих пор считается лучшим, наиболее мощным и надежным советским спецавтомобилем. Полных сведений о нем не сохранилось.

1 / 2

Одна из лучших советских скоростных эскортных спецмашин ГАЗ-31013

2 / 2

Автомобиль наблюдения и сопровождения воинских колонн ГАЗ-31013 (фото автора)

Силовой агрегат модели 31013 представлял собой дефорсированный до 200 л. с. мотор от новой Чайки ГАЗ-14. Другими особенностями являлись усиленный кузов с мощной звукоизоляцией, дополнительные световые приборы под бампером и телескопические антенны в центральной части крыши или на крыльях, два выхлопных патрубка и незамаскированная рукоятка «автомата». В период с 1986-го по 1996 год таких машин собрали 283 и 19 единиц соответственно.

Спецавтомобили серии Чайка (1973–1982 гг.)

С началом выпуска автомобиля ГАЗ-13 Чайка с 5,5-литровым двигателем V8 в 195 л. с. и автоматической трансмиссией в системе КГБ места ему не нашлось. К единичным образцам спецмашин на этой базе относились доработанные в социалистических странах эскортные Чайки с убиравшимися подножками и поручнями вдоль обеих сторон крыши с люком.

Чайка спецслужб ПНР при сопровождении машины Папы Римского (фото автора)

Благодаря мягкой подвеске и бесступенчатой трансмиссии, в 1973 году по заказу 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР Чайка стала базой неизвестного до тех пор конструктивного направления – создание вместительных скоростных автомобилей медицинской службы. Они замыкали правительственные кортежи и служили для оказания важным персонам среднего ранга первой помощи в пути следования и оперативной доставки их в стационары.

Вместительная санитарная машина ГАЗ-13С-РАФ (из архива И. Падерина)

Так в серии ГАЗ-13 появилась «скорая помощь» с продольными носилками и медицинским оборудованием, для которой застекленные кузова с повышенным расположением крыши собирал Рижский автобусный завод. Результатом этого сотрудничества стали машины ГАЗ-13С-РАФ, окрашенные в черный цвет и получившие прозвище «Черная докторша». Их максимальная скорость достигала 160 км/ч. До 1982 года было собрано порядка 20 экземпляров, из которых несколько машин служили похоронными катафалками.

Санитарный автомобиль ГАЗ-13С с кузовом Рижского автобусного завода (фото автора)

Носилки и места для персонала в автомобиле ГАЗ-13С-РАФ (из архива И. Падерина)

В 1980-е годы на новом 220-сильном шасси ГАЗ-14-02 Чайка по заказу Минздрава Рижский завод построил пять санитарных машин ГАЗ-РАФ-3920 с высокими кузовами со стеклянными перегородками. В них монтировали съемные носилки для лежачего пациента, поворотные места для врачей и медицинские принадлежности. После пробной эксплуатации автомобили признали слишком тяжелыми, громоздкими и дорогими.

1 / 2

Санитарный автомобиль ГАЗ-РАФ-3920 на базе Чайки ГАЗ-14 (из архива В. Беляева)

2 / 2

Санитарный автомобиль ГАЗ-РАФ-3920 на базе Чайки ГАЗ-14 (из архива В. Беляева)

К созданию спецмашин для КГБ и Минздрава СССР Московский автозавод имени И. А. Лихачева пришел лишь в 1970-е годы, а потом завершил свою деятельность целым семейством лимузинов высшего класса для государственной и партийной верхушки Советского Союза и спецтехники для сопровождения, охраны и оперативного медобслуживания.

ЗИЛ-114ЕА (1975–1979 гг.)

Первые спецавтомобили Московского автозавода появились благодаря созданию удлиненного лимузина ЗИЛ-114 с двигателем V8 мощностью 275 л. с. и автоматической трансмиссией. Первой на его базе стала машина спецсвязи ЗИЛ-114Е с экранированным электрооборудованием, которая в 1975 году послужила основой двух автомобилей медицинской службы ЗИЛ-114ЕА для Минздрава СССР.

1 / 2

Медицинский автомобиль сопровождения ЗИЛ-114ЕА (из архива В. Беляева)

2 / 2

Скоростная санитарная машина ЗИЛ-114ЕА с двигателем мощностью 275 л. с.

Они служили для оказания экстренной помощи высшим советским руководителям из правительственных кортежей и доставки их в Центральную кремлевскую больницу (ЦКБ). Машины оборудовали четырьмя рядами боковых окон, повышенной крышей, задней откидной дверью, ложементом для носилок и местами для персонала.

Упрощенный санитарный вариант ЗИЛ-114НА для скоростных кортежей

В 1979-м, после их успешной эксплуатации, завод собрал еще несколько санитарных машин ЗИЛ-114НА с усеченной над местом водителя крышей, собранных на шасси отслуживших свой срок лимузинов.

Спецавтомобили семейства ЗИЛ-4104 (1976–2000 гг.)

Базой следующих спецмашин стал семиместный 315-сильный лимузин ЗИЛ-4104 (в прежней маркировке – ЗИЛ-115), вручную собиравшийся с 1976 года в единичных образцах. Впоследствии новыми базовыми автомобилями стали сходные модели ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 второй и третьей модернизации. До 2000 года на них собрали 12 специальных версий: машины сопровождения, связи, охраны и медицинской службы.

Самой известной спецмашиной в семействе ЗИЛ-4104 являлась так называемая кремлевская скорая – эффектный черный универсал ЗИЛ-41042 (ЗИЛ-115А) с высоким остекленным кузовом, получивший прозвище «Черный доктор». Как и предшественники, он служил для оказания первой помощи и комфортной доставки элитных пациентов в ЦКБ.

Легендарная кремлевская скорая ЗИЛ-41042 «Черный доктор» на базе ЗИЛ-41045 (фото автора)

Машина сопровождения ЗИЛ-41042 с вместительным кузовом для одного пациента (фото автора)

В просторном санитарном отсеке находились носилки из натуральной кожи и места для трех врачей. Вместительный кузов с цельной или двухстворчатой задней дверью и запасным колесом за фальшивой левой боковой дверью можно было преобразовать в фургон или катафалк. К другим особенностям относились шины с жесткими боковинами, позволявшие передвигаться без замены колеса. Машина имела снаряженную массу около четырех тонн и развивала скорость 190 км/ч.

Санитарный автомобиль ЗИЛ-41042 на базе ЗИЛ-41047 (из архива М. Шелепенкова)

В 1986 году на базе лимузина ЗИЛ-41045 собрали три автомобиля ЗИЛ-41042, затем на шасси ЗИЛ-41047 построили еще четыре машины.

В 1980-е на базе «санитарки» ЗИЛ-41042 был собран автомобиль спецсвязи ЗИЛ-41043 с экранированной защитой и параболической антенной. За ним последовал экранированный вариант ЗИЛ-41046 на основе лимузина ЗИЛ-4104 с радиотелефонной системой правительственной связи «Кавказ». В 2000 году две последние машины спецсвязи ЗИЛ-41049 базировались на автомобиле ЗИЛ-41047.

Машина сопровождения ЗИЛ-41049 с системой правительственной связи

ЗИЛ-41072 Скорпион (1989/1999 гг.)

В 1987 году завод приступил к сборке бронированного лимузина ЗИЛ-41052 для Президента СССР. Через год на его базе появилась машина спецсвязи ЗИЛ-4107. В 1989-м они послужили основой трех пятиместных автомобилей сопровождения и охраны ЗИЛ-41072 Скорпион конструкции А. Н. Горчакова, которым сразу же присвоили второе неофициальное название «Телохранитель». Через 10 лет были изготовлены еще три образца для спецподразделений и служб охраны Российской Федерации.

Скорпион играл роль так называемого автомобиля-чистильщика, обычно возглавлявшего или замыкавшего скоростные кортежи первых персон государства. Он мог с ходу, не сбавляя скорости, отбрасывать в сторону посторонние машины или препятствия, которые, по мнению охраны, создавали опасность сопровождаемым лицам.

1 / 2

Скоростной 315-сильный автомобиль сопровождения и охраны ЗИЛ-41072 Скорпион

2 / 2

Скоростной 315-сильный автомобиль сопровождения и охраны ЗИЛ-41072 Скорпион

Внешне машины выделялись спецсигналами, несколькими антеннами, продольными откидными подножками и поручнями на крыше и задних стойках корпуса для сотрудников спецслужб, обеспечивавших внешнее наблюдение и оборону машины. В крыше имелся широкий сдвижной наблюдательный люк, из которого можно было вести круговой обстрел, а для усиления огневой мощи заднее стекло оперативно откидывалось внутрь салона.

Кузов машины ЗИЛ-41072 с люком в крыше, боковыми поручнями и подножками

Салон Скорпиона с поворотными сиденьями и бронированной боковой дверью

В рабочей части салона в один ряд были смонтированы три мягких сиденья, из них среднее полноповоротное по продольным направляющим выдвигалось вперед, а два боковых поворачивались в стороны, позволяя боевому расчету всегда размещаться лицом к окнам.

1 / 4

Сотрудники внешнего наблюдения на автомобиле ЗИЛ-41072

2 / 4

Зимние испытания Скорпиона со спецсвязью на устойчивость

3 / 4

Скоростные испытания с полной нагрузкой на ледяном насте

4 / 4

Оборона Скорпиона при имитации вооруженного нападения

Габаритная длина Скорпиона достигала 6,3 м, оценочная снаряженная масса достигала 5,5 тонн. Максимальная скорость – 190 км/час.

После краха ЗИЛа больше никто в России не замахивался на правительственные лимузины и спецмашины – их предпочли просто закупать за границей.

www.kolesa.ru

Спецавтомобиль, попавший в ДТП на Садовом Кольце, принадлежит ФСБ РФ. 08.10.2009

Портрет сюжета

  • БОЛЬШАЯ СУХАРЕВСКАЯ
  • ПРОБЛЕСКОВЫЕ МАЯЧКИ
  • ВСТРЕЧНАЯ ПОЛОСА
  • СУХАРЕВСКАЯ
  • СЛУЖЕБНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
  • МИГАЛКА
  • САДОВОЕ КОЛЬЦО
  • ПРОБЛЕСКОВЫЙ
  • ФСБ
  • МАЯЧОК
  • СПЕЦСИГНАЛАМИ
  • ВСТРЕЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ
  • СПЕЦАВТОМОБИЛЬ
  • МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
  • НЕУДОБНЫЙ ФАКТОР
  • САДОВЫЙ
  • СИНЯЯ МИГАЛКА
  • РАЗЛИЧНЫЕ ТРАВМЫ
  • КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
  • ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ВЕДОМСТВА

Архив

Смотреть за сегодня
2012
2011
2010
2009
2008
Автомобиль ФСБ устроил аварию в Москве Брянск.ru 13:37

Садовом кольце столицы, в результате которой пострадало сразу несколько человек, принадлежит ФСБ.        ДТП произошло накануне вечером в районе Большой Сухаревской площади Садового кольца. Тогда столкнулись автомобиль Mersedes, следовавший по встречной полосе с проблесковым маячком, и Suzuki Liana за рулем которого сидела женщина. "По уточненным данным, спецавтомобиль, попавший в ДТП, принадлежит управлению ФСБ России по Москве и Московской области", - сообщил источник в правоохранительных органах столицы.       В результате происшествия пострадали шесть человек. Серьезные ранения получила водительница Suzuki Liana, а также мальчик, двое мужчин и две женщины, ехавшие в качестве пассажиров в автомобиле Mersedes. Все пострадавшие были доставлены в больницу с различными травмами

Спецмашина ФСБ отправила в больницу шесть человек Газета.Gzt.ru 12:58

Александра Гавычева        Автомобиль со спецсигналами врезался в иномарку в центре Москвы.        Merсedes с мигалкой, выехав на встречную полосу, врезался в иномарку Suzuki Liana в центре Москвы. Спецавтомобиль принадлежит управлению ФСБ по Москве и Московской области.        ДТП произошло вечером в среду 7 октября на Большой Сухаревской площади. Автомобиль Merсedes следовал с проблесковым маячком по встречной полосе.        В итоге произошло столкновение спецмашины с другой иномаркой Suzuki Liana, за рулем которой была женщина, сообщает РИА Новости.        Владелица Suzuki получила серьезные травмы. Она была доставлена в больницу с несколькими переломами. Пострадали и пассажиры Merсedes, среди которых были двое мужчин и две женщины, а также

На Садовом кольце Mercedes с мигалкой попал в ДТП на встречке Грани.ру 11:58

В центре Москвы автомобиль Mercedes с мигалкой выехал на встречную полосу и столкнулся с Suzuki Liana, сообщает РИА "Новости". В результате серьезно пострадала женщина-водитель Suzuki. Травмы также получили пассажиры Mercedes - двое мужчин, две женщины и ребенок. По сведениям источник агентства в правоохранительных органах, Mercedes принадлежит управлению ФСБ РФ по Москве и Московской области. За кем именно закреплена машина, не уточняется.       ДТП произошло в среду вечером на Большой Сухаревской площади Садового кольца. По факту проводится расследование. По предварительным данным, виновником ДТП был именно "Мерседес", который выехал с включенными спецсигналами на полосу встречного движения.       Пострадавшие госпитализированы

Известны подробности ДТП в центре Москвы СИТИ-FM 11:03

Спецавтомобиль, попавший в аварию на Садовом Кольце, принадлежит ФСБ. Спецавтомобиль "Mersedes", который накануне вечером выехал на встречную полосу в центре Москвы и столкнулся с "Suzuki", принадлежит столичному управлению ФСБ. Ранее мы рассказывали о серьезной аварии на Большой Сухаревской площади. Там столкнулись "Mersedes", следовавший по встречке с проблесковым маячком, и "Suzuki Liana", которым управляла женщина. По информации корреспонденты СИТИ-FM, пострадали все находившиеся в машинах: начальник управления по борьбе с терроризмом и защите конституционного строя ФСБ России генерал-лейтенант Алексей Седов, его жена, подруга жены и молодая женщина - водитель "Suzuki", которая оказалась зажата в машине. Она получила серьезные травмы. В свою очередь, РИА

В Москве Mercedes с мигалкой протаранил Suzuki; пострадали трое Газета.Ru 10:55

В среду вечером в центре столицы служебный автомобиль с включенными спецсигналами выехал на полосу встречного движения и столкнулся с автомобилем Suzuki, сообщил в четверг источник в правоохранительных органах столицы. "ДТП произошло в 19:00 у дома N14 на Большой Сухаревской улице. Водитель автомобиля Merсedes S600, принадлежащий одному из правоохранительных ведомств, столкнулся с кроссовером Suzuki. В результате пострадала женщина- водитель Suzuki, а также трое пассажиров Mercedes, которые были госпитализированы с травмами различной степени тяжести", - рассказал источник. По его словам, сотрудники ГИБДД выясняют обстоятельства произошедшего. "Интерфакс

Спецавтомобиль, попавший в ДТП на Садовом Кольце, принадлежит ФСБ РФ РИА Новости 10:48

встречную полосу в центре Москвы и столкнулся с иномаркой Suzuki Liana, принадлежит управлению ФСБ РФ по Москве и Московской области, сообщил в четверг РИА Новости источник в правоохранительных органах столицы.       Ранее сообщалось, что в среду вечером на Большой Сухаревской площади Садового кольца столкнулись автомобиль Mersedes, следовавший по встречной полосе с проблесковым маячком, и Suzuki Liana под управлением женщины.        В результате ДТП серьезные ранения получила женщина - водитель Suzuki Liana, а также мальчик, двое мужчин и две женщины, ехавшие в качестве пассажиров в спецавтомобиле Mersedes. С различными травмами они доставлены в больницу.        "По уточненным данным, спецавтомобиль, попавший в ДТП, принадлежит управлению ФСБ

Сегодня стало известно о дорожно-транспортном происшествии в Москве, одним из участников которого стала служебная машина со спецсигналом Радио Эхо Москвы 10:42

Как передает Интерфакс, накануне на Большой Сухаревской улице водитель "Мерседеса", принадлежащего одному из силовых ведомств, столкнулся с джипом "Сузуки". В результате пострадала женщина-водитель джипа, а также трое пассажиров "Мерседеса2 они были госпитализированы с травмами различной степени тяжести. По предварительным данным, виновником ДТП был именно "Мерседес", который выехал с включенными спецсигналами на полосу встречного движения

Лужков предложил отказаться от "мигалок" Брянск.ru 10:33

решения сложной дорожной ситуации в Москве, необходимо строго обозначить не группы граждан, имеющих право на синие проблесковые маячки, а конкретные лица. Лужков отнес к таковым всего три персоны: президента, премьер-министра и патриарха. "Остальным "мигалки" ставить вообще нельзя, чтобы не осложнять движение в Москве", - заявил мэр.       Между тем, за другими категория спецтранспорта, пользующимися проблесковыми маячками, сохраняется право использования таковых, только другого цвета. Например, автомобили МЧС, Мосгаза, службы 04 могут обходиться оранжевыми маячками. Эта категория проблесковых маячков не предполагает никаких преимуществ на дороге, а лишь свидетельствует о дополнительной опасности для окружающих водителей.        Напомним, что последний документ, регламентирующий использование проблесковых маячков, был подписан

Служебный автомобиль со спецсигналами попал в аварию в Москве Русская служба новостей 10:17

Накануне вечером на Большой Сухаревской Мерседес с мигалкой вышел на встречную полосу и врезался в джип Сузуки. Пострадали четыре человека женщина-водитель джипа и три пассажира служебного Мерседеса. Обстоятельства происшествия устанавливаются.       РСН

Служебная машина со спецсигналом, ехавшая по встречной полосе, попала в ДТП в Москве Интерфакс газета 10:03

Москва. 8 октября. INTERFAX.RU - В среду вечером в центре столицы служебный автомобиль с включенными спецсигналами выехал на полосу встречного движения и столкнулся со следовавшей навстречу автомашиной "Сузуки", сообщил "Интерфаксу" в четверг источник в правоохранительных органах столицы.       Как рассказал собеседник агентств, ДТП произошло в 19:00 у дома N14 на Большой Сухаревской улице. Водитель автомобиля "Мерседес С600", принадлежащий одному из правоохранительных ведомств, столкнулся с джипом "Сузуки". В результате пострадала женщина-водитель автомобиля "Сузуки", а также трое пассажиров "Мерседеса", которые были госпитализированы с травмами различной степени тяжести. Сотрудники ГИБДД выясняют обстоятельства произошедшего

webground.su