В РКК "Энергия" рассказали о перспективах новой ракеты "Союз-5". Союз 5


«Союз-5». Новая надежда, или Империя наносит ответный удар

Стали известны сроки разработки новой российской ракеты «Союз-5». С её помощью предполагается не только совершать пилотируемые полёты и покорять Луну, но и вернуть России коммерческий космос. Сможет ли первый полёт ракеты «Союз-5» состояться в анонсируемые Роскосмосом сроки?

Жизнь после «Ангары»

Так уж получилось, что с какого-то момента разработка «Ангары» — нового ракетоносителя для российской космонавтики — перестала быть исключительно космическим делом. Создание ракеты стало делом политическим и стратегическим, задвинув собственно космос куда подальше.

Создание «Ангары» требовалось, с одной стороны, для того, чтобы держать в руках козырь в переговорах с казахами — мол, мы можем и без Байконура летать, — а с другой стороны — для того, чтобы сохранить технологии и людей, дать им работу и возможность остаться в космической отрасли.

«Союз-5». Новая надежда, или Империя наносит ответный удар

Спору нет, обе причины достаточно веские. С одной стороны, даже в гипотетической ситуации геополитического разворота Казахстана на 180 градусов и взвинчивания цен на запуск ракет с Байконура Россия не остаётся ни с чем. Есть Восточный и есть «Ангара», пусть дорого, но летать можно.

С другой стороны, не закончить разработку основной ракеты-носителя, вымучиваемой с 1995 года, было просто нельзя. Это слишком сильный удар по отрасли и всем, кто в ней работает.

Старожилы Роскосмоса вспоминают, каким тяжёлым оказался для всех отказ от ракеты Н-1 и завершившаяся проигрышем лунная гонка. Поэтому доделывать «Ангару» стоило хотя бы для сохранения оставшихся технологических цепочек в разработке и сохранения людей — самого важного и сложно добываемого ресурса космической отрасли.

Монтаж космического ракетного комплекса «Ангара» на космодроме «Восточный».

Но вот теперь «Ангара» готова, она красива и чертовски дорога. Предполагалось снижать её себестоимость «от масштаба», то есть за счёт большого количества произведённых экземпляров, но уже сейчас понятно, что это нереалистичная затея: столько заказов, сколько нужно для массового производства, на неё просто нет.

Похоже, «Ангара» останется памятником всем переменам, произошедшим в российской космонавтике с 1990-х годов. Она полетит, может, даже несколько раз. Ближайший запуск назначен на 2021 год, может, и сбудется.

Средний не значит «так себе»

Использовать «Ангару» для коммерческих пусков — дело вообще малореальное, а вернуть коммерческий сектор очень хочется (хоть иногда представители Роскосмоса и делают вид, что это не так). Тут ещё этот американский выскочка Илон Маск выпрыгнул из ниоткуда как чёртик из табакерки и с ходу подобрал едва ли не все коммерческие заказы по миру.

«Союз-5». Новая надежда, или Империя наносит ответный удар

В рукаве Роскосмоса есть ещё несколько карт проекта OneWeb. Это группировка спутников, способная раздавать Интернет за толику малую по всему миру.

Предполагается аж 800 спутников на орбите Земли, несущих радость доступа в Сеть по всему миру. Всего по расчётам потребуется 39 запусков на вывод их в космос, Роскосмос сумел законтрактовать себе аж 21 запуск, и это очень серьёзная и крутая победа российского коммерческого космоса.

Увы, но, кроме прекрасного OneWeb, в портфеле Роскосмоса не так и много вариантов. Теперь остаётся только держать скрещённые пальцы за спиной, чтобы у британцев-заказчиков не сорвалось. Такой удар может оказаться для нас слишком болезненным.

Чтобы бороться с европейцами и Маском на равных, требуется новая ракета-носитель. И лучше дешёвая, очень дешёвая. При этом надёжная, унифицированная со всем чем можно и уже знакомая на производстве. А ведь нет ничего лучше нового, которое немного забытое старое.

После «развода» с Украиной из российского космического набора ушла очень интересная и перспективная ракета «Зенит». Разработана она была ещё в советское время в городе Днепропетровске конструкторским бюро «Южное». Разработка была с замахом на то, чтобы стать родоначальницей советского семейства. Ракета «Зенит-2», впервые полетевшая в космос в 1985 году, получилась очень удачной, хоть и достаточно аварийной.

«Зенит», она, наверное, лучшая после наших», — Илон Маск — основатель компании SpaceX.

На сегодняшний день совершено 83 запуска этой двуступенчатой ракеты, из них 70 удачны, четыре — частично и девять закончились совсем нехорошо. Зато «Зенит-2» не очень дорогая, экологически чистая — обе ступени работают на керосине — и хорошо знакомая.

Именно под «Зенит-2» была оптимизирована платформа для запуска проекта «Морской старт», недавно приобретённая российской частной компанией S-7. На Байконуре тоже есть стол для её запуска. Только самой ракеты нет, как и ракетостроения на Украине.

«Союз-5». Новая надежда, или Империя наносит ответный удар

Всё бы хорошо, однако производство ракет осталось в другой стране, и найти общий язык, хотя бы и в вопросах космоса, пока явно не выходит. Большей частью (примерно на две трети) «Зенит» создавался в России, однако без Украины его эксплуатация была невозможной. Наверное, тогда и родилась эта замечательная идея: «Мы создадим свой «Зенит-2″, цифровой и недорогой».

Гоша, он же Гога, он же Жора

Проект назвали «Феникс», в ознаменование возрождения ракет среднего класса в России. Название просуществовало недолго. Уже через несколько месяцев в честь дружбы с Казахстаном и меморандума о намерениях создавать и эксплуатировать эту ракету вместе «Феникс» получил новое имя «Сункар» (это «сокол» по-казахски). Впрочем, «Сункар» тоже не прижился.

То ли казахи не спешили нести деньги на совместное ракетостроение, то ли в телевизионных новостях «Сункар» смотрелся не совсем патриотично. Проект получил новое имя, использующееся и по сей день, — «Союз-5». Кстати, имя не совсем удачное, ведь к семейству «союзовских» ракет, ведущих свою родословную с Р-7, «Союз-5» никакого отношения не имеет.

В последнее время сроки создания «Союза-5» словно пустились вскачь, и если раньше начало проектирования было запланировано на 2018 год, то сейчас говорят уже о первом пилотируемом запуске в 2022 году с новейшим космическим кораблём «Федерация».

Меньше чем два года назад сроком первых стартов стоял 2025 год. Стоит напомнить, что «Ангара» от старта проекта до первого тестового полёта строилась 19, пусть трудных и безденежных, лет. Сейчас же пятилетку создания ракеты велено упаковать в четыре года.

Недавно Игорь Комаров, глава Роскосмоса, в интервью упомянул, что часть работ уже выполнена. С учётом того, что их не было в бюджете Федеральной космической программы, остаётся надеяться только на то, что они были проведены на собственные средства РКК «Энергия». Если это так, то замечательно, с такими сроками любой задел будет очень важен.

Для первого пилотируемого полёта в 2022 году требуется, чтобы в 2021 году был совершён первый тестовый запуск, а значит, от начала проектирования до готового изделия на космодроме пройдёт всего три года. Это очень и очень смелые заявления. Тем более для российской космонавтики, изрядно подрастерявшей скорость после крушения СССР. Если это будет реализовано, иначе как подвигом создание «Союза-5» не назвать.

За это же время на Байконуре требуется перестроить стартовый стол, подготовить производство. Кроме того, важно переделать космический корабль «Федерация», первоначально строившийся для «Ангары» под «Зенит», да и доделать.

Пока на всех выставках можно увидеть только прекрасный углепластиковый корпус будущей «Федерации», а этого мало. Требуется ещё и провести его испытания на приземление в воду, работу системы спасения. Впереди у российской космонавтики непочатый край работы, и смотреть за созданием «Союза-5» будет очень и очень интересно.

Макеты «Федерации» МАКС 2013

Как у Маска?

Так или иначе, ориентируясь на «Зенит», можно быть уверенными, что с технической точки зрения ракета может выйти очень перспективной и удачной. Предполагается заменить двигатель РД-171 (упрощённую версию РД-170 от сверхтяжёлой ракеты «Энергия») на модернизированный, но такой же надёжный и испытанный РД-171М.

На второй ступени будет стоять РД-0124 (он создан в КБ химавтоматики, используется на третьей ступени ракеты-носителя «Союз-2.1б») вместо РД-120, оставшегося на Украине.

С технической частью всё будет в порядке, но вот что делать с ценой, пока непонятно. В своём интервью от 3 июля 2017 года, рассказывая о проекте, И. Комаров сказал, что конкурировать по цене мы будем не за счёт наличия возвращаемой ступени, как у Илона Маска, а просто сделав ракету дешевле. Сразу на 20 процентов. И так каждую деталь.

«Поэтому хочу заверить, что каждый из компонентов ракеты мы должны сделать на 20 процентов дешевле», — Игорь Комаров, глава Роскосмоса.

Самое в этой истории непонятное — за счёт чего это предлагается сделать. Где же тот задел, что позволит сделать на 20 процентов дешевле не только сами детали, но и все технические процессы? Более того, если это реально, то почему же не было внедрено раньше?

Сделать «Союз» и «Протон» на пятую часть дешевле — да это же прорыв! Непонятно, неужели он не был нужен нам раньше, в 2015–2017 годах, когда Маск выдавливал нас с рынка именно ценой?

И ведь очень хочется, чтобы это было реализовано. Получить новую ракету-носитель по привлекательной цене для нашей страны очень важно.

Но пока, кроме туманных обещаний полностью «цифрового проектирования», причин для столь радикального снижения цены не видно. Учитывая, что SpaceX проектировала тоже в «цифре», источник будущей дешевизны по-прежнему покрыт мраком.

Раз ступенька, два ступенька — будет лесенка

И вот мы подходим к главному. Недавно в российской космонавтике вновь был взят курс на супертяжёлую ракету. Она нужна для межпланетных миссий и полётов на Луну. Однако её разработка с нуля — дело чрезвычайно дорогое и для России в настоящее время малоподъёмное.

Однако и тут было найдено достаточно красивое решение. Мы берём несколько ракет «Союз-5», собираем их в один блок и получаем сверхтяжёлую ракету.

Точно, совсем недавно мы такой фокус уже видели — у того самого Илона Маска, хитрая голь которого от недостатка денег на проектирование сверхтяжа провернула подобный фокус с тремя Falcon 9. В ноябре этого года состоится первый пуск Falcon Heavy — там мы и сможем посмотреть перспективность подобного решения.

Осталось всего ничего — успеть сделать ко времени «Союз-5».

За горизонтом событий

Российской космонавтике нужен «Союз-5», это точно. Нужен средний класс ракет, нужна возможность делать пуски с «Морского старта». Нужен совместный проект с Казахстаном для явного развития Байконура, нужна возможность создания сверхтяжёлой ракеты.

Смущают пока всего две вещи: небывалые для российской космонавтики сроки и сама возможность цены на 20 процентов ниже, то есть использования «Союз-5» в коммерческом космосе. Получится? Это был бы прорыв на грани чуда. Пока же все эти вопросы выглядят очень серьёзно. Хочется надеяться, что у Роскосмоса на пару с РКК «Энергия» припасена пара козырей в кармане.

Автор: Михаил Котов

НАВЕРХ СТРАНИЦЫ

marketsignal.ru

РКЦ "Прогресс": летный образец ракеты "Союз-5" ожидаем к 2022 году

Генеральный директор РКЦ "Прогресс" Александр Кирилин рассказал в интервью РИА Новости, каковы основные характеристики новой ракеты "Союз-5", когда новейший носитель увидит свет, что общего и различного у него с проектом ракет "Ангара" и может ли космический новичок стать частью уникального проекта "Морской старт".

Международный авиационно-космический салон МАКС традиционно пройдет в подмосковном городе Жуковский с 25 по 30 августа. Салон призван продемонстрировать российские высокие технологии и открытость внутреннего рынка РФ для совместных проектов с зарубежными партнерами. Большое внимание на МАКС уделяют авиационной составляющей, но проекты в области космоса представляют не меньший интерес.

Ведущее отечественное предприятие ракетостроения и один из мировых лидеров в отрасли — самарский Ракетно-космический центр "Прогресс", наиболее известный своими ракетами "Союз", на МАКС-2015 представит макеты новейшего поколения ракет-носителей, о котором пока мало что известно.

Накануне авиакосмического форума генеральный директор РКЦ "Прогресс" Александр Кирилин рассказал в интервью корреспонденту РИА Новости Екатерине Згировской об основных характеристиках принципиально новой ракеты "Союз-5", которая заменит все предыдущие семейства "Союзов", о том, когда новейший носитель увидит свет, что общего и различного у него с проектом ракет "Ангара" и может ли космический новичок стать частью уникального проекта "Морской старт".

Глава РКЦ также рассказал, когда планируется первый после апрельской аварии запуск к МКС тандема ракеты "Союз-2.1а" и космического грузовика "Прогресс", что ждет "Союзы" на новом российском космодроме Восточный и какова судьба проекта ракеты "Русь-М".

— Александр Николаевич, расскажите, пожалуйста, какие разработки самарского РКЦ "Прогресс" собирается представить на авиакосмическом салоне МАКС-2015? Планируется ли заключение каких-либо контрактов?

— В этом году на МАКС-2015 у АО "РКЦ "Прогресс" будет стенд в павильоне D1, где можно будет увидеть макеты ракет-носителей "Союз-ФГ", "Союз-2.1в", "Союз-2", "Союз-СТ", перспективных ракет-носителей "Союз-5.1" и "Союз-5.3" в масштабе 1:20. Макеты космических аппаратов "Ресурс-П", "Бион-М" и перспективного космического аппарата "Обзор-Р" будут представлены в масштабе 1:10.

На данный момент заключение каких-либо контрактов АО "РКЦ "Прогресс" в рамках салона МАКС-2015 не запланировано.

— В июле во время рабочего визита заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова в Самару вы озвучили ему предложение по инициативной разработке перспективной ракеты-носителя "Союз-5.1". Каковы ее особенности, чем она отличается от семейства "Союз-2"?

— Ракета-носитель "Союз-5.1" — это ракета среднего класса со стартовой массой около 270 тонн. Предполагается, что в перспективе она сможет заменить "Союз-2". Ракета-носитель проектируется по тандемной схеме, имеет две ступени. Отличительная особенность "Союза-5" — использование в качестве горючего сжиженного природного газа (СПГ). Этот проект разрабатывается РКЦ "Прогресс" в инициативном порядке. В настоящее время завершается эскизное проектирование, и мы будем предлагать эту инициативную разработку нашим основным заказчикам — Роскосмосу и министерству обороны.

— На какие орбиты "Союз-5" сможет доставлять полезные нагрузки? Какой массы могут быть эти грузы?

— "Союз-5.1" планируется как замена существующим носителям "Союз-2.1а" и "Союз-2.1б", поэтому все те нагрузки, которые выводит "Союз-2", смогут доставляться на орбиту новой ракетой. "Союз-5.1" сможет доставлять космические аппараты на орбиты различных высот и наклонений, включая солнечно-синхронную, геопереходную и геостационарную орбиты. На низкую круговую орбиту (примерно 200 километров) "Союз-5.1" будет выводить груз массой девять тонн, что несколько больше, чем "Союз-2.1б". Мы сознательно разрабатываем проект ракеты-носителя указанной грузоподъемности, так как создание средств выведения среднего класса — традиционная ниша предприятия.

— Какой двигатель планируется использовать на этой ракете? Это будет уже существующая и используемая или принципиально новая силовая установка?

— Ракетный двигатель на сжиженном природном газе необходимо создавать с нуля, и мы имеем возможность заложить при его проектировании определенные технические и экономические характеристики, которые в конечном итоге позволят "Союзу-5" конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетной техники. На первую ступень планируется двигатель под проектным номером РД-0164, на вторую ступень РД-0169. Работа над двигателями находится на стадии эскизного проектирования.

— Правда ли, что этот носитель будет летать на экологически чистом топливе? Таким образом, "Союз-5" может стать конкурентом ракете-носителю "Ангара" разработки Центра имени Хруничева?

— Двигатели "Союза-5" будут работать на сжиженном природном газе и жидком кислороде. Если говорить о преимуществах топлива, СПГ — самое чистое топливо, которое только можно найти на планете, не считая водорода. От него образуется минимальное количество выбросов окиси азота и различных углеводородных соединений. Соответственно, СПГ более экологически чистый, чем керосин, на котором традиционно летают наши "Союзы", в том числе ракета "Союз-2". Керосин также выбран в качестве топлива для носителей "Ангара" и Falcon. Кроме того, СПГ имеет более широкую сырьевую базу, чем керосин, он существенно дешевле и имеет более высокие энергетические характеристики, что дает заметный выигрыш в массе выводимой полезной нагрузки.

О конкуренции "Союза-5.1" с "Ангарой" говорить, на мой взгляд, некорректно. Разработка носителей среднего класса — наша традиционная тематика, и выбранная размерность позволит нам избежать излишней конкуренции на внутреннем рынке средств выведения. В принципе, конструкция позволяет добавить боковые блоки и получить ракету сверхтяжелого класса, но в данный момент мы работаем над проектом 9-тонного носителя.

— Преимущество "Ангары" в ее модульности, а каковы будут преимущества нового "Союза"?

— Преимущество нового "Союза-5.1" в его технологической простоте: деталей и сборочных единиц там будет примерно в два раза меньше, чем на "Союзе-2". Уменьшение количества деталей — это и снижение трудоемкости, и, соответственно, цены. Хочу подчеркнуть: "Союз-5.1" — не модернизация какой-то существующей ракеты, а абсолютно новый проект, в него сразу закладываются конструкторские и технологические решения, которые позволят ему быть конкурентоспособным с экономической и технической точки зрения.

— Какова примерная стоимость новой ракеты?

— Говорить о стоимости пока рано, так как идет разработка только эскизного проекта. При этом мы понимаем, что стоимость ракеты-носителя "Союз-5.1" будет меньше стоимости "Союза-2".

— Когда планируется защитить эскизно-технический проект "Союза-5"? Каковы сроки создания первого образца?

— Эскизный проект в настоящее время находится на стадии завершения, но для того чтобы выйти на защиту, нужно провести экспертизу. Дата экспертизы пока не определена: это либо конец 2015, либо 2016 год.

Ориентировочно первый летный образец новой ракеты может быть создан в 2021-2022 годах.

— Включена ли эта ракета в Федеральную космическую программу?

— В Федеральной космической программе на 2016-2025 года прописана опытная конструкторская работа "Феникс" на создание перспективной ракеты среднего класса, способной выводить девять тонн на низкую круговую орбиту. В соответствии с федеральным законодательством на эту работу будет проведен конкурс, в котором смогут участвовать различные предприятия. Победитель конкурса получит государственное финансирование. Мы намерены принять участие в конкурсе и рассчитываем на успех.

— С каких космодромов планируется запускать носитель "Союз-5"? Нужны ли какие-то доработки стартовых столов на действующих Байконуре и Плесецке под эту ракету? Смогут ли ее запускать на Восточном со старта "Союза-2" или потребуется еще один стартовый комплекс?

— В эскизном проекте мы рассматриваем несколько вариантов стартовых комплексов — либо создание совершенно новых стартовых столов специально под эту ракету, либо доработку стартовых столов "Союза-2", которые есть на Байконуре, в Плесецке, в Гвианском космическом центре "Куру" и на Восточном. Окончательное решение пока не принято.

Необходимо учитывать, что, если переоборудовать стартовый стол "Союза-2" под запуск "Союза-5.1", то в дальнейшем пускать с него

"Союз-2" будет невозможно. Мы понимаем, что стартовый стол "Союза-2" на космодроме Восточный новый и современный, поэтому переоборудование под "Союз-5" его не коснется. Но, возможно, отдельный стартовый стол для "Союза-5.1" будет привязан к инфраструктуре имеющегося стартового комплекса — заправочным коммуникациям, газоснабжению, электричеству. Таким образом, возможно существование стартового комплекса с разными стартовыми столами для "Союза-2" и "Союза-5.1" и общими заправочными магистралями и другой инфраструктурой общего технического комплекса в одном монтажно-испытательном корпусе.

— Сколько ракет "Союз-5" сможет производить РКЦ "Прогресс" ежегодно?

— В настоящее время предприятие производит около 20 ракет-носителей ("Союз-У", "Союз-ФГ", "Союз-2", "Союз-СТ") в год. Примерно столько же ракет "Союз-5.1" мы сможем производить, если она заменит все эти ракеты. Это весьма приблизительная цифра, в реальности все будет зависеть от конкретных заказов.

— Планируется ли предлагать эту разработку на международный рынок пусковых услуг? Могла бы эта ракета стать новым носителем (на смену "Зениту-3SL") в проекте "Морской старт", когда его разморозят?

— Сегодня любое средство выведения мы разрабатываем так, чтобы в любой момент его можно было предложить на международном рынке пусковых услуг. Что касается проекта "Морской старт", то этот проект технически очень интересен, но участие "Союза-5.1" в нем не предполагается.

—  В этом году должен состояться второй испытательный пуск ракеты-носителя легкого класса "Союз-2.1в", которая впервые отправилась в космос 28 декабря 2013 года. Когда запланирован этот пуск?

— Второй пуск "Союза-2.1в" запланирован на третий-четвертый квартал текущего года, по готовности полезной нагрузки.

— Сколько всего испытательных пусков "Союза-2.1в" планируется провести? Какой примерный график испытаний?

— Планируется провести еще четыре испытательных пуска ракет-носителей "Союз-2.1в", после чего изделие пойдет в серийное производство. График пусковых кампаний будет определяться готовностью космических аппаратов. Сейчас можно сказать, что ориентировочно планируется один-два пуска в год.

—  Когда планируется отправка на новый российский космодром Восточный ракеты "Союз-2.1а" для первого пуска с этого космодрома со спутником "Аист-2"?

— Ракета-носитель "Союз-2.1а", предназначенная для запуска с космодрома Восточный, сейчас находится на заключительных испытаниях в РКЦ "Прогресс", отправка на космодром запланирована на август. Следует уточнить, что первой с Восточного стартует ракета-носитель "Союз-2.1а" с блоком выведения "Волга" и космическим аппаратом "Ломоносов", малым космическим аппаратом "Аист-2Д" и аппаратом формата Cubesat "Контакт-Наноспутник". Ракета-носитель, блок выведения и аппарат "Аист-2Д" разработаны и изготовлены в РКЦ "Прогресс". Отправка на космодром спутника "Аист-2Д" и блока выведения "Волга" запланированы на сентябрь-октябрь текущего года.

— На Восточном стартовый комплекс "Союза-2" имеет мобильную башню обслуживания (МБО), аналогичную Гвианскому космическому центру "Куру", на других космодромах, откуда летают "Союзы-2", такой МБО нет. Расскажите, пожалуйста, есть ли какие-то особенности у ракеты "Союз-2" для Восточного, созданные специально для ее подготовки через МБО?

— В Гвианском космическом центре и на Восточном созданы два самых современных стартовых комплекса для РН "Союз-2". Стартовые сооружения, построенные в 60-х годах прошлого века на Байконуре и в Плесецке, не предполагали того уровня комфорта для работы персонала, который дает МБО. МБО хорошо себя зарекомендовала в неблагоприятных погодных условиях в Гвиане: она защищает от ветра и дождя ракету, оборудование и людей, которые работают на стартовом комплексе. Ракета "Союз-2", адаптированная для космодрома Восточный, как и "Союз-СТ" для Гвианского космического центра, имеет специальные клапаны, позволяющие отводить дренажи компонентов топлива за пределы мобильной башни, т. к. скопление кислорода в замкнутом пространстве может привести к пожароопасной ситуации. На Байконуре или в Плесецке необходимости в такой системе нет: пары кислорода сразу уходят в открытую атмосферу.

— Когда планируется полет второго "Союза-2" с Восточного?

— Сроки второго запуска РН "Союз-2" с Восточного будут определены нашим заказчиком — Роскосмосом.

— Каковы результаты проверок, проводимых на ракетах-носителях "Союз-2.1а" после аварии, случившейся при отделении транспортного грузового корабля "Прогресс-М27М" 28 апреля? Не повлиял ли этот инцидент на спрос на пусковые услуги при помощи этой версии носителя? Известно ли уже, когда могут произвести следующий испытательный пуск тандема "Союза-2.1а" и "Прогресса"?

— В настоящее время реализуется план мероприятий по выявлению и устранению причин аварии. Мы уверены, что этот инцидент не повлияет на пусковые кампании "Союза-2.1а", и рассчитываем продолжить реализацию программы постепенного перевода пилотируемой программы на РН "Союз-2.1а". Следующий запуск "Союза-2.1а" с ТГК "Прогресс-М" запланирован на конец 2015 года.

— Недавно французская компания Arianespace, британская OneWeb и Роскосмос объявили о заключении контракта на совместный запуск порядка 700 наноспутников при помощи ракет "Союз". Известно ли уже, в какой пропорции поделятся пуски между космодромами Куру на ракете "Союз-СТ", Байконур и Восточный?

— В контракте, который подписан между Arianespace, OneWeb и Роскосмосом идет речь о запуске 21 ракеты "Союз-2.1б". В каких пропорциях эти запуски будут распределяться между космодромами, определяет заказчик, т. е. Arianespace.

— Есть ли уже понимание, какое количество космических запусков (сколько ракет и сколько космических аппаратов) РКЦ "Прогресс" должен обеспечить в 2016 году? Количество их увеличится или уменьшится по сравнению с 2015 годом?

— В последние несколько лет РКЦ "Прогресс" стабильно обеспечивает около 20 запусков в год. Соответственно, в 2016 году мы ожидаем примерно такое же количество.

— Самарский центр "Прогресс" производил легкий многоцелевой самолет "Рысачок", на котором можно было бы осуществлять перевозки и обучать пилотов. В каком состоянии сейчас этот проект? Говорилось о планах производства в России самолета на замену чешским Л-410, а "Рысачок" как раз мог бы стать таким самолетом. Будете ли вы выходить с предложением взять на себя исполнение этой задачи?

— Необходимо уточнить, что РКЦ "Прогресс" самолеты "Рысачок" серийно не производил, а изготовил опытную партию из пяти самолетов, из которых три летных образца были предназначены для проведения сертификационных испытаний. После получения сертификата типа возможен серийный выпуск самолетов и передача их в эксплуатацию. К концу 2014 года выполнено около 50% объема сертификационных работ, с января 2015 года все работы по самолету прекращены в связи с отсутствием финансирования.

Отметим, что самолет "Рысачок" демонстрировался на МАКС-2011 и МАКС-2013 и произвел благоприятное впечатление. Конструкция самолета позволяет при незначительной доработке заменить импортные двигатели и авионику на отечественные, тем самым получить самолет на 100% укомплектованный отечественными комплектующими. Соответствующие предложения нами направлены в Минпромторг РФ.

— Если я не ошибаюсь, странная судьба не только у самолета "Рысачок", но и у еще одной космической разработки — ракеты-носителя "Русь-М". Этот проект окончательно закрыли, в чем причина?

— Действительно, проект "Русь-М" окончательно закрыт. Но он дал нам импульс для дальнейшего развития: теперь мы работаем над созданием совершенно новой ракеты "Союз-5" и считаем это значительным шагом вперед.

ria.ru

В РКК "Энергия" рассказали о перспективах новой ракеты "Союз-5"

09:2621.06.2017

(обновлено: 09:44 21.06.2017)

2799122

ЛЕ БУРЖЕ (Франция), 21 июн — РИА Новости. Проектируемая новая российская ракета-носитель "Союз-5" грузоподъемностью около 17 тонн будет максимально адаптирована под пуски как с плавучего космодрома "Морской старт" и модернизированной "зенитовской" площадки на "Байконуре", так и впоследствии с космодрома "Восточный", заявил журналистам глава РКК "Энергия" Владимир Солнцев на авиакосмическом салоне Paris Air Show.

ОАО РКК Энергия. Архивное фотоОпыт проекта "Энергия-Буран" учтут при создании новой ракеты "Союз-5""Мы можем интегрировать ее ("Союз-5") и на "Морской старт" и, отработав по сути дела на "Байконуре", мы ее можем переносить уже на космодром "Восточный". Развитие пилотируемой программы в России никто не отменял, но тем самым мы экономим средства, время, максимально используем тот задел, который у нас еще не реализован в части и системы управления и двигателей первой, второй и третьей ступени", — отметил Солнцев.

По его словам, адаптация новой ракеты потребует времени и будет осуществляться в привязке к стартовым комплексам на "Байконуре", "Восточном" и "Морскому старту".

"Любой космический аппарат, вот он ставится на "Союз", но это все равно новый ракетно-космический комплекс и его надо "вязать", потому что другие массовые характеристики, орбитальные задачи и так далее. Поэтому любой аппарат, не потому что это ракета, а потому что это комплекс, и его надо вязать: пневмо-, гидросистемы, электрические схемы, заправки, коммуникации", — уточнил глава "Энергии".

Генеральный директор Государственной корпорации Роскосмос Игорь Комаров во время панельной сессии в рамках Санкт-Петербургского международного экономического форума 2017"Роскосмос" назвал сроки запуска "Союза-5" с БайконураОтвечая на вопрос, в чем будет отличие версий ракеты для "Морского старта", "Байконура" и "Восточного", Солнцев сказал: "Практически ничем. В какой-то части может быть по интерфейсу, но абсолютно не затрагивает никакой принципиальный конструктив ракеты. Они будут полностью унифицированы, но к унификации тоже нужно философски подходить, то есть будут какие-то адаптации. Есть нюансы стартового стола на "Морском старте", на земле, но это вопросы к интерфейсу".

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщал, что Россия и Казахстан согласовали программу по ускоренному созданию ракеты "Союз-5" и стартовой инфраструктуры для нее на "Байконуре". Речь идет о создании новой программы, основанной на модернизации и дальнейшем строительстве комплекса "Байтерек" на базе стартового стола для ракеты "Зенит". По словам Рогозина, Россия берет на себя повышенные обязательства по финансированию и созданию ракеты среднего класса, Казахстан — по модернизации стартового комплекса.

Наиболее представительной на салоне по традиции является делегация хозяйки выставки — Франции. В Ле Бурже показывают свою продукцию более тысячи французских компаний. На фото: французский многоцелевой истребитель четвертого поколения Rafale F3.

Россия представляет на выставке как гражданскую, так и военную авиатехнику: участие в салоне принимают 34 российские компании. На фото: макет российского пассажирского самолета МС-21.

В течение первых четырех дней выставка в Ле Бурже будет открыта исключительно для профессионалов авиакосмической отрасли. В остальные три дня работы салон смогут посетить все желающие.

Пилотажная группа Patrouille de France на самолетах Alphajet на авиасалоне "Ле Бурже — 2017".

Французский переносной зенитно-ракетный комплекс "Мистраль", предназначенный для поражения низколетящих вертолетов и самолетов противника.

Европейская тяжелая ракета-носитель Ariane-5 на салоне "Ле Бурже — 2017".

Делегация российской корпорации "Иркут" во главе с президентом компании Олегом Демченко на авиасалоне в Ле Бурже ведет переговоры с потенциальными заказчиками самолетов МС-21, а также с партнерами по этой программе.

Самолет Airbus A380 на Международном авиасалоне "Ле Бурже — 2017".

В первый день работы авиасалона стало известно, что Китай пригласил "Роскосмос" участвовать в проекте Китайской космической станции, однако Россия пока не приняла решение по этому вопросу.

Частный самолет на Международном авиасалоне "Ле Бурже — 2017" во Франции.

Украина на авиасалоне показала турбовинтовой многоцелевой транспортный самолет Ан-132D, который представляет собой модернизированный вариант самолета Ан-32, созданного в середине 70-х годов.

Российский радиолокационный спутник "Обзор-Р" в павильоне "Роскосмоса" на выставке "Ле Бурже — 2017".

Военно-транспортный самолет Airbus A400M в небе над Ле Бурже.

Кабина пилотажного тренажера авиалайнера МС-21. Устройство имеет идентичную самолету конструкцию пультов и органов управления.

Франко-германский консорциум Eurocopter на авиасалоне представил ударный вертолет Tiger, оснащенный ракетным комплексом Mistral.

 

ria.ru

5 - это... Что такое Союз-5?

Эмблема Полётные данные корабля Полётные данные экипажа Перестыковки Фотография экипажа Связанные экспедиции
Союз-5
Название корабля Союз-5
Ракета-носитель Союз
Полёт Союза № 5
Стартовая площадка Байконур площадка 1
Запуск 15 января 196907:04:57 UTC
Стыковка Союз-4
Посадка 18 января 196907:59:12 UTC
Место посадки 200 км юго-зап. Кустаная
Длительность полёта 3 суток 0 часа 54 мин. 15 сек.
Количество витков 49
Пройденное расстояние 2,032 млн. км
Апогей 230,2 км
Перигей 198,7 км
Наклонение 51,69°
Период обращения 88,66 мин
Масса 6,585 т
NSSDC ID 1969-005A
SCN 03656
Членов экипажа 3
Позывной «Байкал»
Посадка 1 (Борис Волынов)
Место посадки 200 км юго-зап. Кустаная
Длительность полёта 3 суток 0 часа 54 мин. 15 сек.
Количество витков 49
Стыковка «Союз-4»:16 января 1969, 08:20 UTC
Расстыковка «Союз-4»:16 января 1969, 12:55 UTC

Борис Волынов

«Союз-5» — пилотируемый космический корабль.

Экипажи

основной экипаж

дублирующий экипаж

экипаж при приземлении

Описание полёта

Корабль «Союз-5» стартовал с космодрома Байконур 15 января, на следующий день после старта корабля — «Союз-4». 16 января в 08:20 UTC корабли «Союз-4» и «Союз-5» состыковались. Это была первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей. Во время стыковки, активным кораблем был «Союз-4», стыковочный узел которого был оборудован штырём, стыковочный узел «Союза-5» был оборудован конусом. На 35-м витке космонавты Хрунов и Елисеев вышли в открытый космос из корабля «Союз-5» и перешли в корабль «Союз-4». Этот переход был элементом подготовки к предполагаемому полёту на Луну. После стыковки, агентство ТАСС объявило, что впервые на орбите создана экспериментальная космическая станция с четырьмя космонавтами на борту. Советское телевидение вело прямую трансляцию[источник не указан 326 дней] перехода Хрунова и Елисеева. Космонавты Хрунов и Елисеев использовали скафандры «Ястреб», командир корабля Борис Волынов помогал им облачаться в скафандры, проверял системы жизнеобеспечения и коммуникаций скафандров. Затем Волынов вернулся в спускаемый аппарат и закрыл люк между орбитальным отсеком и спускаемым аппаратом. Корабли «Союз» модели «7К-ОК» не имели переходного люка в стыковочном агрегате, орбитальные отсеки кораблей использовались в качестве шлюзовых камер. После разгерметизации первым в открытый космос вышел Евгений Хрунов. В это время состыкованные корабли находились над Южной Америкой и не имели радиоконтакта с центром управления полётом в СССР. Выход Елисеева происходил уже над территорией СССР, когда поддерживался радиоконтакт с Землёй. Елисеев закрыл за собой люк «Союза-5». Хрунов и Елисеев перешли в орбитальный отсек «Союза-4», который затем был наполнен воздухом, командир «Союза-4» Владимир Шаталов помог Хрунову и Елисееву снять скафандры. Хрунов и Елисеев передали Шаталову письма, телеграммы и газеты, которые вышли уже после старта Шаталова в космос.

Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут.

«Союз-5» с Борисом Волыновым на борту приземлился 18 января в 07:59:12 UTC. При спуске с орбиты не сработал пиропатрон отделения спускаемого аппарата от агрегатного отсека, спуск пошел по нештатной траектории с перегревом спускаемого аппарата из-за неверной ориентации во время торможения (тепловым экраном назад), нерасчетными перегрузками и закруткой. Спускаемый аппарат отделился от агрегатного отсека только вследствие перегорания скреплявших их стальных лент. Так как спуск продолжался по нерасчетной баллистической траектории с вращением вокруг продольной оси, то выпущенный парашют стало закручивать, что увеличило скорость спуска. Нерасчетно сработала и система мягкой посадки (в метре от Земли), в результате чего Волынов получил инерционные травмы.

За успешное осуществление полета и проявленное при этом мужество 22 января 1969 года Волынов получил свое первое звание Героя СССР.

Памятный почтовый блок в честь полёта космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5»

См. также

Ссылки

  ← 1968 , Космические запуски в 1969 году , 1970 →
Венера-5 | Венера-6 | Космос-263 | Союз-4 | Союз-5 | Зонд-7А | OSO 5 | OPS 7585 | Космос-264 | УС-А № 5 | Isis 1 | Метеор № 11 | OPS 3890 | OPS 2644 | INTELSAT III F-3 | Космос-265 | OPS 0757 | Е-8 № 201 | Зонд-7Б | Маринер-6 | Космос-266 | ESSA 9 | Космос-267 | Аполлон-9 | OPS 4248 | Космос-268 | Космос-269 | Космос-270 | Космос-271 | Космос-272 | OV1-17 , OV1-18 , OV1-19 , OV1-17A | OPS 3722 , OPS-2285 | Космос-273 | Космос-274 | Метеор-1-1 | 2М № 521 | Маринер-7 | Космос-275 | 2М № 522 | Космос-276 | Космос-277 | Космос-278 | Молния-1-11 | OPS 3148 | Nimbus 3 , Secor 13 | Космос-279 | OPS 5310 | Космос-280 | OPS 1101 , OPS 1721 | Космос-281 | Аполлон-10 | Космос-282 | INTELSAT III F-4 | ERS 29 , ERS 26 , OV5-9 , Vela 5A , Vela 5B | Космос-283 | Космос-284 | Космос-285 | OPS 1077 | OGO-6 | Е-8-5 № 402 | Космос-286 | IMP 5 | Космос-287 | Космос-288 | Biosatellite 3 | STV 2 | Зонд-7В | Космос-289 | Луна-15 | Аполлон-11 | Космос-290 | Молния-1-12 | OPS 1127 | ДС-П1-Ю № 23 | OPS 3654 | INTELSAT III F-5 | OPS 8285 | Космос-291 | Зонд-7 | OSO 6 , PAC | ATS 5 | Космос-292 | Космос-293 | Космос-294 | Космос-295 | OPS 7807 | Пионер-Е | Космос-296 | Космос-297 | Космос-298 | Космос-299 | L-4S-4 | OPS 3531 , OPS 4710 | Космос-300 | Космос-301 | OPS 1807 , SOICAL CONE , SOICAL CYLINDER , Tempsat 2 , OPS 7613 P/L 4 , OPS 7613 P/L 5 , OPS 7613 P/L 1 , Timation 2 , OPS 7613 P/L 3 , OPS 7613 P/L 6 | Boreas | Метеор-1-2 | Союз-6 | Союз-7 | Союз-8 | Интеркосмос-1 | Космос-302 | Космос-303 | Космос-304 | Космос-305 | Космос-306 | Космос-307 | OPS 8455 | Космос-308 | Azur | Космос-309 | Аполлон-12 | Космос-310 | Skynet IA | Космос-311 | Космос-312 | Союз 7К-Л1Е № 1 | Космос-313 | OPS 6617 | Космос-314 | Космос-315 | Космос-316 | Космос-317 | Ионосферная станция
Аппараты, выведенные одной ракетой, разделены запятой (,), запуски — чертой( | ). Пилотируемые полёты выделены жирным текстом. Неудачные запуски выделены курсивом.

dic.academic.ru

Ракета-носитель. Серия РН Союз-5

12017-06-01. Создаваемую семейство РН «Союз-5» возможно будут запускать с «Морского старта».Согласно сделанному в рамках проводимого в Санкт-Петербурге Международного экономического форума, глава госкорпорации «Роскосмос» - Игорь Комаров заявил, что:1. Создание РН семейства Союз-5 планируется завершить к 2022 году. Основным вариантом выбрана РН среднего класса «Союз-5.1».2. Семейство РН возможно будет запускаться с космодрома «Морской старт».3. Стоимость пуска новой РН прогнозно составит около 55 млн. долл. Тэги: Серия РН Союз-5, Государственная корпорация Роскосмос, Морской пуск
22017-07-19. НПО Энергомаш. Новые двигатели для ракеты-носителя «Союз-5».Как сообщила пресс-служба ГК «РОСКОСМОС», НПО Энергомаш на МАКС-2017 объявил о начале производства модернизированных жидкостных ракетных двигателей РД-171МВ и РД-0124М. Двигатель РД-171МВ представляет собой модернизированную версию жидкостного ракетного двигателя РД-171М и предназначен для использования на первой ступени перспективной ракеты-носителя «Союз-5». При его создании использован ряд технических решений уже примененных в РД-180 и РД-191. Часть компонентов двигателя будет изготовлена с помощью аддитивных технологий. «Это один из двигателей, предназначенных для многоразового использования. РД-171, на основе которого будет создан новый двигатель, является самым мощным ЖРД (806 тонн) и сертифицирован на 10-кратное использование», - сказал на пресс-конференции, посвященной событию генеральный директор АО «НПО Энергомаш» Игорь АРБУЗОВ. Подробнее...Тэги: АО НПО Энергомаш, Серия РН Союз-5
32017-08-11. Эскизный проект на комплекс ракеты-носителя среднего класса «Союз-5».РКК «Энергия» разрабатывает эскизный проект на комплекс ракеты-носителя среднего класса «Союз-5». Работы ведутся в соответствии с Распоряжением Правительства РФ, где РКК «Энергия» определена головным разработчиком космического ракетного комплекса. В составе соисполнителей работ - предприятия Госкорпорации «РОСКОСМОС»: РКЦ «Прогресс», ФГУП «ЦЭНКИ» и др., сообщила пресс-служба ГК.Проведение лётных испытаний новой российской ракеты-носителя (РН) «Союз-5» запланировано на 2022 год с космодрома БАЙКОНУР.Предполагается, что проектируемая российская ракета-носитель «Союз-5» грузоподъемностью около 17 тонн будет максимально адаптирована также под пуски с плавучего космодрома «Морской старт», а впоследствии - и с космодрома ВОСТОЧНЫЙ.Новая ракета-носитель может использоваться для выведения пилотируемого транспортного корабля «Федерация» на низкую околоземную орбиту, в 2022 году его планируется запустить в беспилотном варианте, а в 2024 году – уже с экипажем.В перспективе основные элементы и технологии РН «Союз-5» могут быть использованы для создания РН сверхтяжелого класса.Тэги: Серия РН Союз-5, Государственная корпорация Роскосмос, ПАО РКК «Энергия»
42017-11-21. НТС по эскизному проекту РН «Союз-5».В «РКЦ «Прогресс» состоялось заседание научно-технического совета (НТС) о рассмотрении результатов работ по разработке эскизного проекта ракеты-носителя (РН) среднего класса «Союз-5» по созданию эскизного проекта на комплект транспортного оборудования для этого типа РН. Сообщает пресс-служба предприятия. Участие в заседании НТС под руководством генерального директора РКЦ «Прогресс» Александра Кирилина приняли первый заместитель генерального директора Роскосмоса Александр Иванов, генеральный директор РКК «Энергия» Владимир Солнцев, представители НПО «Энергомаш», ЦНИИмаш и других предприятий, входящих в Госкорпорацию. Александр Кирилин поблагодарил специалистов кооперации ракетно-космической за оперативное представление материалов эскизного проекта и подчеркнул, что сжатые сроки, предусмотренные генеральным графиком, реализуемы.Специалисты РКЦ «Прогресс» доложили о результатах разработки эскизного проекта. В частности, по результатам работ были определены технический облик, основные характеристики, технические и технологические решения по новой ракете для обеспечения запусков автоматических космических аппаратов и транспортных пилотируемых кораблей. Также представили РКЦ «Прогресс» сообщили, что при создании РН будут использоваться современные аддитивные технологии и технологии сварки трением с перемешиванием.На заседании НТС о результатах разработки эскизного проекта составных частей РН среднего класса выступили представители предприятий кооперации: «НПО «Энергомаш», «НПЦ АП», «НПО автоматика» и других. Специалисты отрасли также рассмотрели проект на комплект транспортного оборудования РН среднего класса.Тэги: Серия РН Союз-5, ПАО РКК «Энергия», АО Ракетно-космический центр «Прогресс»
52018-01-23. В рамках проводимых Королевских чтений представителями государственной корпорации был сделан ряд заявлений. В рамках проводимых Королевских чтений представителями государственной корпорации Роскосмос был сделан ряд заявлений согласно которым:1. По прогнозам И.А. Комарова к 2025 году госкорпорация запланировала около 150 пусков ракет космического назначения.2. Российская орбитальная станция может быть создана после 2019 года на базе пяти модулей, заявил генкоструктор по пилотируемым системам и комплексам Роскосмоса Евгений Микрин. 3. Роскосмос планирует осуществить первый пилотируемый полет к будущей окололунной станции Deep Space Gateway на космическом корабле Федерация с помощью РН сверхтяжелого класса в 2027 году. Масса РН будет составлять 1440 тонн, грузоподъемность - 50 тонн, а на первой ступени планируется использовать три блока от РН Союз-5.4. Высадка на поверхность Луны предусмотрена в 2030 году и она будет осуществлена при помощи варианта сверх-тяжелой РН в состав первой ступени которой будет входить пять ракетных блоков первой ступени РН Союз-5. Масса этого варианта будет составлять 2800 тонн, а грузоподьемность достигать значения около 88 тонн.5. В 2032-2035 годах у России появится новая сверхтяжелая ракета, которая будет иметь массу 2930 тонн и позволять выводить на низкую орбиту до 115 тонн полезного груза.6. ГРЦ Макеева объявило о возможности создать одноступенчатую многоразовую ракету Корона, которая должна будет позволить осуществлять более 25-и выведений без общей замены изделия (общий ресурс ракеты может составить более 100 полетов). Тэги: Государственная корпорация Роскосмос, Deep Space Gateway, Серия РН Союз-5
62018-02-02. Создание ракеты-носителя сверхтяжелого класса одобрено Владимиром Путиным.Корпорация «Энергия» определена головным разработчиком космического ракетного комплекса ракеты-носителя сверхтяжелого класса (КРК СТК). Указ о создании на космодроме Восточный этого комплекса был подписан на этой неделе Президентом РФ Владимиром Путиным. В составе соисполнителей работ – предприятия Госкорпорации «Роскосмос»: АО «РКЦ «Прогресс», ФГУП «ЦЭНКИ» и др.Концепция создания КРК СТК предполагает максимальное использование уже существующих наработок. Также при разработке ракеты-носителя сверхтяжелого класса будут использованы основные элементы и технологии создаваемой в настоящее время ракеты среднего класса «Союз-5».Определены основные этапы работ по проекту. На первом этапе - в период с 2018 по 2019 год - будет разработан эскизный проект на КРК СТК, определен проектный облик составных частей комплекса, подготовлены технико-экономические обоснования.Второй этап, запланированный на 2020-2028 годы, предусматривает выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.Проведение летных испытаний «сверхтяжа» запланировано с 2028 года.В соответствии с проектом технического задания КРК СТК должен обеспечить выведение полезных грузов массой до 90 тонн на низкую околоземную орбиту и не менее 20 тонн на окололунную полярную орбиту. Создание КРК СТК позволит существенно расширить возможности реализации ряда перспективных космических программ, прежде всего - освоения Луны, исследования дальнего космоса, создания космических комплексов противоастероидной защиты и т.п.Тэги: Серия РН Союз-5, Государственная корпорация Роскосмос, ПАО РКК «Энергия», АО Ракетно-космический центр «Прогресс»
72018-02-22. Разработка РД-171МВ.АО «НПО Энергомаш» (входит в Госкорпорацию «РОСКОСМОС») обозначило планы в отношении двигателя РД-171МВ. С 2017 года на предприятии велась активная работа по подготовке к началу производства двигателей этой модификации для перспективной ракеты-носителя (РН) «Союз-5». Сообщила пресс-служба предприятия.Игорь АРБУЗОВ, Генеральный директор НПО Энергомаш: «В 2018 году будет выпущена и скорректирована конструкторская документация, а в декабре 2018 года - динамический макет двигателя поставят заказчику – РКЦ «Прогресс».Первые летные испытания РН «Союз-5» планируются в 2022 году, а РД-171МВ будет поставлен заказчику в 2021 году. В 2023 году НПО Энергомаш поставит заказчику также и полностью отработанный двигатель для использования на пилотируемой версии РН «Союз-5».При создании двигателя РД-171МВ впервые в отрасли будет применяться цифровое проектирование и производство (PLM-система), что предполагает модернизацию производства и контрольного аппарата. Реализация проекта и освоение новых методов конструкторами и технологами позволит снизить затраты на разработку продукции при повышении ее качества. Отдельные агрегаты двигателя РД-171МВ планируется изготавливать с применением аддитивных технологий.В 2017 году конструкторское бюро НПО Энергомаш выпустило эскизный проект по данному двигателю и разработало план-график работ с учетом поставок РД-171МВ для летных испытаний.Тэги: РД-171МВ, Серия РН Союз-5, АО НПО Энергомаш
82018-03-17. Сергей Сопов: РН Союз-5 не подходит для пусков с плавучего космодрома Морской старт.Как сообщил в своем интервью генеральный директор компании S7 космические транспортные системы» Сергей Сопов, новая ракет Союз-5, которая разрабатывается ПАО РКК Энергия, по технико-экономическим характеристикам не подходит для пусков с космодрома Морской Старт. В своем интервью руководитель S7 отметил, что предлагаемая ракета это всего-лишь увеличенный Зенит по неадекватной цене (прогнозные экономические показатели находятся на уровне РН Протон-М). Тэги: Серия РН Союз-5, S7 space, ПАО РКК «Энергия», АО Ракетно-космический центр «Прогресс»
92018-04-12. Работа по созданию двигателя РД-171МВ для РН «Союз-5» и СТК продолжается. Согласно сообщению ГК Роскосмос, НПО Энергомаш ведет разработку и выпуск конструкторской и технологической документации на модернизированный двигатель РД-171МВ, который будет использоваться на ракете-носителе (РН) среднего класса «Союз-5» и РН сверхтяжелого класса (РН СТК) для полетов на околоземную орбиту и к Луне. Специалисты предприятия в феврале 2018 года завершили эскизное проектирование по двигателю, работа сдана в Роскосмос в полном объеме и в установленный срок. Поставка первого товарного двигателя планируется на март 2021 года.При разработке двигателя РД-171МВ внедряются современные методы проектирования и изготовления деталей его агрегатов. Сегодня в основу процессов проектирования и технологической подготовки заложены цифровые технологии – вся конструкторская документация выпускается в электронном формате и в виде 3D-моделей деталей, агрегатов и двигателя в целом. На основе электронной документации составляются технологические процессы и управляющие программы для современных многокоординатных станков с числовым программным управлением.Такой подход не просто позволяет существенно сократить сроки разработки двигателя, но и оптимизировать процесс его изготовления и, как следствие, уменьшить общий объем издержек. Двигатель РД-171МВ будет первым двигателем, подлинником конструкторской документации которого будут не бумажные чертежи, а электронные 3D-модели. Завершится этап выпуска конструкторской документации двигателя РД-171МВ в 2019 году.Одновременно аналогичные работы проводятся применительно и к другим двигателям разработки АО «НПО Энергомаш», в том числе по двигателю РД-191 для семейства ракет-носителей «Ангара».Полноразмерный макет двигателя РД-170 на базе которого создается новый мощный двигатель, можно будет увидеть в Центре «Космонавтика и авиация» на ВДНХ.Тэги: АО НПО Энергомаш, Серия РН Союз-5, РД-171МВ
102018-04-12. Комиссия приняла эскизный проект РН «Союз-5». Госкорпорации «Роскосмос» сообщила о том, что ее комиссия приняла эскизный проект новой средней ракеты-носителя «Союз-5», которая в том числе будет использоваться для отработки ключевых элементов космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса, разрабатываемого РКК «Энергия».Документ был разработан в кооперации с РКЦ «Прогресс», НПО Энергомаш, НИЦ РКП, КБХА, НПЦ АП, НПО автоматики, филиалом ФГУП «ЦЭНКИ» - НИИСК, ЦНИИмаш, ИПУ РАН, ЦНИИСМ, НПО «Техномаш», ИРЗ, НПО ИТ, ОКБ «Спектр», «ИРЗ-Связь» и ФГБОУ ВО «Московский технологический университет».Разработчиками проделан большой объем проектных проработок по определению облика и характеристик комплекса ракеты-носителя среднего класса, подтвердивших возможность выведения на орбиту Земли пилотируемых транспортных кораблей массой до 15,5 тонн, а также запуски автоматических космических аппаратов (с применением разгонного блока) на околоземные орбиты и отлетные траектории к телам Солнечной системы.Кроме того, в документе отражен объем необходимых работ по модернизации объектов наземной инфраструктуры космического ракетного комплекса «Зенит-М» на космодроме БАЙКОНУР для использования их в составе комплекса «Союз-5».«Союз-5» представляет собой двухступенчатую ракету-носитель среднего класса с последовательным расположением ступеней. Её производство планируется на РКЦ «Прогресс» (г.Самара).Предусмотренные проектом технические характеристики ракеты-носителя «Союз-5»: стартовая масса около 530 т, длина 61,87 м (с транспортным пилотируемым кораблем «Федерация» 65,9 м), диаметр 4,1 м, двигатель первой ступени – РД171МВ, двигатель второй ступени – РД0124МС. Компоненты топлива: окислитель – жидкий кислород, горючее – нафтил. Масса выводимой полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту с космодрома Байконур около 18 т.Тэги: Серия РН Союз-5, ПАО РКК «Энергия», АО Ракетно-космический центр «Прогресс», Государственная корпорация Роскосмос
112018-05-31. Разгонный блок «Фрегат» для РН «Союз-5» и «Ангара-А3».Как сообщила пресс-служба НПО Лавочкина, 29 мая в конференц-зале предприятия состоялось расширенное заседание научно-технического совета на тему «Разгонные блоки типа «Фрегат» для перспективных ракет-носителей». – Сейчас мы готовы изготавливать 12 разгонных блоков «Фрегат» в год, и на ближайшие три года загрузка расписана и подтверждена договорами. Но мы задумались: «А что потом?». Исходя из тех задач, которые перед нами ставит Роскосмос, исходя из тех направлений деятельности, которые сейчас подтверждены контрактами, остро встал вопрос расширения рынка сбыта, – отметил в приветственной речи генеральный директор АО «НПО Лавочкина» Сергей Антонович Лемешевский. Позже с докладом перед представителями смежных организаций и Госкорпорации «Роскосмос» выступил исполняющий обязанности заместителя генерального конструктора по разработке и адаптации средств выведения Сергей Вячеславович Ишин. Он предложил пути создания разгонного блока «Фрегат-СБУ» для его применения в составе ракет-носителей типа «Союз-5» и «Ангара-А3».Создание такого разгонного блока обеспечит российским ракетам-носителям конкурентоспособность на мировом рынке, а также поможет выполнить Федеральную космическую программу. Решением научно-технического совета одобрены направления создания и использования РБ «Фрегат-СБУ» для этих целей. Участники НТС посетили сборочный цех НПО Лавочкина, где убедились, что для создания и производства РБ «Фрегат-СБУ» имеется вся необходимая инфраструктура. Тэги: РБ Фрегат, Серия РН Союз-5, Ангара-А3, АО «НПО Лавочкина»
122018-07-17. ПАО РКК «Энергия». Подписан госконтракт на КРК с РН «Союз-5».Сегодня, 17 июля 2018 года, Госкорпорация «Роскосмос» заключила государственный контракт с РКК «Энергия» на создание космического ракетного комплекса (КРК) среднего класса нового поколения с ракета-носителем (РН) «Союз-5».Документ, в присутствии генерального директора Роскосмоса Дмитрия Рогозина, в павильоне «Космонавтика и авиация» на ВДНХ, подписали: и.о. Первого заместителя генерального директора Госкорпорации «Роскосмос» Николай Севастьянов и и.о. генерального директора РКК «Энергия» Сергей Романов.Госконтракт предусматривает разработку эскизного проекта, выпуск конструкторской документации, наземную отработку элементов ракеты и комплекса, изготовление летных образцов, а также проведение летных испытаний. Эти работы РКК «Энергия» должна выполнить в кооперации с предприятиями-соисполнителями, входящими в Госкорпорацию «Роскосмос». Кроме того, Дмитрий Рогозин провел совещание с российскими послами за рубежом, в частности, представителями России в Японии, Испании, Люксембурге, а также в странах Азиатско-тихоокеанского региона, Латинской Америки и Африки о перспективах продвижения на этих рынках российских результатов космической деятельности в области дистанционного зондирования Земли и других проектов по исследованию космического пространства.Также сегодня генеральный директор Роскосмоса дал интервью журналистам согласно которому:1. Центр имени Хруничева может будет производственно скооперирован с РКЦ Прогресс. "Нам надо оперативно принять план финансового оздоровления Центра Хруничева. В силу масштабности проекта мы не исключаем кооперации между Центром Хруничева и РКЦ "Прогресс". Это не объединение, это именно производственная кооперация. Мы стоим на пороге масштабнейших проектов", — отметил Д. Рогозин.2. РН Союз-5 создается не только для государственных нужд, но и в интересах восстановления позиций на мировом рынке оказания пусковых услуг.3. Сверхтяжелая ракета совершит свой первый полет с космодрома Восточный в 2027 году и она будет использовать такие виды топлива как метан и водород.4. Серийное производство РН Ангара начнется в Омске в период с 2023 по 2024 годы. Тэги: Серия РН Союз-5, ПАО РКК «Энергия», Государственная корпорация Роскосмос, Космодром Восточный
132018-07-25. Центр имени Хруничева завершил разработку предложений по созданию многоразового ракета-носителя.Как сообщили российские СМИ, центр имени Хруничева завершил разработку предложений по созданию многоразовой космической системе и передал документацию во ФГУП ЦНИИмаш для проведения экспертизы по существу.Также стало известно о том, что не позднее 2020-го года начнется модернизация стартового комплекса на космодроме Байконур под новую РН “Союз-5”. Датой пуска ракеты нового семейства назван 2022 год. Предполагается, что часть средств ($314 млн) на создание стартового комплекса для нового семейства ракет-носителей выделит Казахстан. В дальнейшем именно эта ракета должна будет стать основой для реализации полетов пилотируемых кораблей серии Федерация. На первой ступени новая ракета должна будет использовать РД-171МВ, а на второй РД-0124М. Тэги: ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, Серия РН Союз-5, Байконур, ФГУП ЦНИИмаш
142018-08-20. СМИ: Россия может потратить на создание сверхтяжелого семейства ракет около $25 млрд. долл.Согласно сообщениям российских СМИ, в ближайшее время может быть принято решение об открытии новой ФЦП, которая будет содержать в своем составе мероприятия по созданию линейки сверх-тяжелых средств выведения. Предполагается, что они будут способны выводить на околоземную орбиту от 70 тонн (РН Энергия-3) до 100 тонн (РН Энергия-5) полезной нагрузки. Ожидается, что перспективное семейство будет построено на основе ракетных блоков РН Союз-5 (ожидаемый срок пуска 2022-2025 годы). Сроком первого пуска ракет сверхтяжелого класса называется диапазон с 2028 по 2035 годы. Место пуска - космодром Восточный.Тэги: Серия РН Союз-5
152018-08-24. СМИ: запуск космических аппаратов OneWeb может быть перенесен.Согласно сообщениям СМИ, запуск космических аппаратов OneWeb может быть перенесен из-за неготовности спутников. В данном случае идет речь о пусках РН серии Союз-СТ с космодрома Куру. Всего законтрактован 21 пуск ракет этого семейства: пять с космодрома Куру, 10 с Байконура и 6 с космодрома Восточный. Как сообщается в новых условиях пуски (с космодрома Куру) по данной программе начнутся в феврале 2019 года. Ранее первый пуск намечался в декабре 2018 года, а к концу 2019 года группировка должна была составлять около 300 КА.Тэги: WorldVu Satellites Ltd, Серия РН Союз-СТ, Серия РН Союз-5

ecoruspace.me

«Союз-5» — принципиально новая ракета-носитель

Генеральный директор самарского Ракетно-космического центра «Прогресс» Александр Кирилин рассказал о сроках создания новой ракеты-носителя «Союз-5»: летный образец планируется создать к 2022 году, эскизно-технический проект должен быть завершен в конце 2015 — начале 2016 года.

«Ракета-носитель „Союз-5.1“ — это ракета среднего класса со стартовой массой около 270 тонн. Предполагается, что в перспективе она сможет заменить „Союз-2“. В настоящее время завершается эскизное проектирование, и мы будем предлагать эту инициативную разработку нашим основным заказчикам — Роскосмосу и министерству обороны», — сказал журналистам Кириллин.

«Ракета-носитель проектируется по тандемной схеме, имеет две ступени. Преимущество нового „Союза-5.1“ в его технологической простоте: деталей и сборочных единиц там будет примерно в два раза меньше, чем на „Союзе-2“. Уменьшение количества деталей — это и снижение трудоемкости, и, соответственно, цены», — добавил он.

По словам гендиректора, для выхода на «защиту» проекта, нужно провести экспертизу. Дата экспертизы пока не определена: это либо конец 2015, либо 2016 год.

По словам Кириллина, разрабатываемая ракета-носитель «Союз-5» будет работать на экологически чистом топливе и специально созданном с нуля двигателе. «Отличительная особенность „Союза-5“ — использование в качестве горючего сжиженного природного газа (СПГ). Ракетный двигатель на сжиженном природном газе необходимо создавать с нуля, и мы имеем возможность заложить при его проектировании определенные технические и экономические характеристики, которые в конечном итоге позволят „Союзу-5“ конкурировать с лучшими мировыми образцами ракетной техники», — сказал Кирилин.

Он пояснил, что на первую ступень ракеты планируется двигатель под проектным номером РД-0164, на вторую ступень РД-0169. Работа над двигателями находится на стадии эскизного проектирования. Они будут работать на сжиженном природном газе и жидком кислороде: «Если говорить о преимуществах топлива, СПГ — самое чистое топливо, которое только можно найти на планете, не считая водорода», — отметил гендиректор.При этом он подчеркнул, что о конкуренции «Союза-5.1» с «Ангарой», на которой также используется экологически-чистое топливо, говорить некорректно. Разработка носителей среднего класса — основная специализация РКЦ «Прогресс», и выбранная размерность позволит избежать «излишней конкуренции на внутреннем рынке средств выведения», подчеркнул Кирилин.

«В принципе, конструкция позволяет добавить боковые блоки и получить ракету сверхтяжелого класса, но в данный момент мы работаем над проектом 9-тонного носителя», — отметил он.

Отвечая на вопрос журналистов о том, предполагается ли участие новой ракеты-носителя в проекте «Морской старт», генеральный директор РКЦ «Прогресс» ответил отрицательно. «Сегодня любое средство выведения мы разрабатываем так, чтобы в любой момент его можно было предложить на международном рынке пусковых услуг. Что касается проекта „Морской старт“, то этот проект технически очень интересен, но участие „Союза-5.1“ в нем не предполагается», — сказал Кирилин.

По словам гендиректора РКЦ «Прогресс», самарское предприятие сможет ежегодно производить около 20 новейших ракет-носителей «Союз-5». «В настоящее время предприятие производит около 20 ракет-носителей („Союз-У“, „Союз-ФГ“, „Союз-2“, „Союз-СТ“) в год. Примерно столько же ракет „Союз-5.1“ мы сможем производить, если она заменит все эти ракеты», — сказал Кирилин, отметив, что это приблизительная цифра, а в реальности все будет зависеть от конкретных заказов. Он пояснил, что в Федеральной космической программе на 2016–2025 годы прописана опытная конструкторская работа «Феникс» на создание перспективной ракеты среднего класса, способной выводить 9 тонн на низкую круговую орбиту. Именно в этой нише в инициативном порядке РКЦ разрабатывает «Союз-5». «В соответствии с федеральным законодательством на эту работу будет проведен конкурс, в котором смогут участвовать различные предприятия. Победитель конкурса получит государственное финансирование. Мы намерены принять участие в конкурсе и рассчитываем на успех», — добавил он.Ракета-носитель «Союз-5.1» сможет доставлять космические аппараты на орбиты различных высот и наклонений, включая солнечно-синхронную, геопереходную и геостационарную орбиты. На низкую круговую орбиту (~200 километров) «Союз-5.1» будет выводить груз массой 9 тонн, что несколько больше, чем ныне эксплуатируемый «Союз-2.1б».

rusvesna.su

Союз-5 — Википедия

<tr><th colspan="2" cellspacing="0" cellpadding="2">Эмблема</th></tr> <tr><td colspan="2">Файл:Soyuz-5-patch.png</td></tr> Общие сведения Полётные данные корабля Полётные данные экипажа Перестыковки <tr><th colspan="2" cellspacing="0" cellpadding="2">Фотография экипажа</th></tr> <tr><td colspan="2"></td></tr> <tr><th colspan="2" cellspacing="0" cellpadding="2">Связанные экспедиции</th></tr> <tr><td colspan="2">

</td></tr>

Союз-5
Название корабля Союз-5
Ракета-носитель Союз
Полёт Союза № 5
Стартовая площадка Байконур площадка 1
Запуск 15 января 196907:04:57 UTC
Стыковка Союз-4
Посадка 18 января 196907:59:12 UTC
Место посадки 200 км юго-зап. Кустаная
Длительность полёта 3 суток 0 часа 54 мин. 15 сек.
Количество витков 49
Пройденное расстояние 2,032 млн. км
Апогей 230,2 км
Перигей 198,7 км
Наклонение 51,69°
Период обращения 88,66 мин
Масса 6,585 т
NSSDC ID 1969-005A
SCN 03656
Членов экипажа 3
Позывной «Байкал»
Посадка 1 (Борис Волынов)
Место посадки 200 км юго-зап. Кустаная
Длительность полёта 3 суток 0 часа 54 мин. 15 сек.
Количество витков 49
Стыковка «Союз-4»: 16 января 1969, 08:20 UTC
Расстыковка «Союз-4»: 16 января 1969, 12:55 UTC

«Союз-5» — пилотируемый космический корабль серии «Союз».

Основной экипаж Дублирующий экипаж Экипаж при приземлении

Описание полёта[править]

Корабль «Союз-5» стартовал с космодрома Байконур 15 января 1969 года, на следующий день после старта корабля — «Союз-4». 16 января в 08:20 UTC корабли «Союз-4» и «Союз-5» состыковались. Это была первая в мире стыковка двух пилотируемых кораблей. Во время стыковки, активным кораблём был «Союз-4», стыковочный узел которого был оборудован штырём, стыковочный узел «Союза-5» был оборудован приёмным конусом. На 35-м витке космонавты Хрунов и Елисеев вышли в открытый космос из корабля «Союз-5» и перешли в корабль «Союз-4». Этот переход был элементом подготовки к предполагаемому полёту на Луну. После стыковки, агентство ТАСС объявило, что впервые на орбите создана экспериментальная космическая станция с четырьмя космонавтами на борту. Советское телевидение вело прямую трансляцию[источник не указан 2316 дней] перехода Хрунова и Елисеева.

Космонавты Хрунов и Елисеев надели скафандры «Ястреб», командир корабля Борис Волынов помогал им облачаться в скафандры, проверял системы жизнеобеспечения и коммуникаций скафандров. Затем Волынов вернулся в спускаемый аппарат и закрыл люк между орбитальным отсеком и спускаемым аппаратом. Корабли «Союз» модели «7К-ОК» не имели переходного люка в стыковочном агрегате, орбитальные отсеки кораблей использовались в качестве шлюзовых камер. После разгерметизации орбитального отсека первым в открытый космос вышел Евгений Хрунов. В это время состыкованные корабли находились над Южной Америкой и не имели радиоконтакта с центром управления полётом в СССР. Выход Елисеева происходил уже над территорией СССР, когда поддерживался радиоконтакт с Землёй. Елисеев закрыл за собой люк «Союза-5». Хрунов и Елисеев перешли в орбитальный отсек «Союза-4», который затем был наполнен воздухом, командир «Союза-4» Владимир Шаталов помог Хрунову и Елисееву снять скафандры. Хрунов и Елисеев передали Шаталову письма, телеграммы и газеты, которые вышли уже после старта Шаталова в космос.

Корабли «Союз-4» и «Союз-5» находились в состыкованном состоянии 4 часа 35 минут.

«Союз-5» с Борисом Волыновым на борту приземлился 18 января в 07:59:12 UTC. При спуске с орбиты не сработал пиропатрон отделения спускаемого аппарата от агрегатного отсека, спуск пошел по нештатной траектории с перегревом спускаемого аппарата из-за неверной ориентации во время торможения (тепловым экраном назад), нерасчётными перегрузками и закруткой. Спускаемый аппарат отделился от агрегатного отсека только вследствие перегорания скреплявших их стальных лент. Так как спуск продолжался по нерасчетной баллистической траектории с вращением вокруг продольной оси, то выпущенный парашют стало закручивать, что увеличило скорость спуска. Нерасчётно сработала и система мягкой посадки (в метре от Земли), в результате чего Волынов получил инерционные травмы.

За успешное осуществление полета и проявленное при этом мужество 22 января 1969 года Волынову присвоено звание Героя Советского Союза.

 Просмотр этого шаблона ← 1968 , Космические запуски в 1969 году , 1970 →
Венера-5 | Венера-6 | Космос-263 | Союз-4 | Союз-5 | Зонд-7А | OSO 5 | OPS 7585 | Космос-264 | УС-А № 5 | Isis 1 | Метеор № 11 | OPS 3890 | OPS 2644 | INTELSAT III F-3 | Космос-265 | OPS 0757 | Е-8 № 201 | Зонд-7Б | Маринер-6 | Космос-266 | ESSA 9 | Космос-267 | Аполлон-9 | OPS 4248 | Космос-268 | Космос-269 | Космос-270 | Космос-271 | Космос-272 | OV1-17 , OV1-18 , OV1-19 , OV1-17A | OPS 3722 , OPS-2285 | Космос-273 | Космос-274 | Метеор-1-1 | 2М № 521 | Маринер-7 | Космос-275 | 2М № 522 | Космос-276 | Космос-277 | Космос-278 | Молния-1-11 | OPS 3148 | Nimbus 3 , Secor 13 | Космос-279 | OPS 5310 | Космос-280 | OPS 1101 , OPS 1721 | Космос-281 | Аполлон-10 | Космос-282 | INTELSAT III F-4 | ERS 29 , ERS 26 , OV5-9 , Vela 5A , Vela 5B | Космос-283 | Космос-284 | Космос-285 | OPS 1077 | OGO-6 | Е-8-5 № 402 | Космос-286 | IMP 5 | Космос-287 | Космос-288 | Biosatellite 3 | STV 2 | Зонд-7В | Космос-289 | Луна-15 | Аполлон-11 | Космос-290 | Молния-1-12 | OPS 1127 | ДС-П1-Ю № 23 | OPS 3654 | INTELSAT III F-5 | OPS 8285 | Космос-291 | Зонд-7 | OSO 6 , PAC | ATS 5 | Космос-292 | Космос-293 | Космос-294 | Космос-295 | OPS 7807 | Пионер-Е | Космос-296 | Космос-297 | Космос-298 | Космос-299 | L-4S-4 | OPS 3531 , OPS 4710 | Космос-300 | Космос-301 | OPS 1807 , SOICAL CONE , SOICAL CYLINDER , Tempsat 2 , OPS 7613 P/L 4 , OPS 7613 P/L 5 , OPS 7613 P/L 1 , Timation 2 , OPS 7613 P/L 3 , OPS 7613 P/L 6 | Boreas | Метеор-1-2 | Союз-6 | Союз-7 | Союз-8 | Интеркосмос-1 | Космос-302 | Космос-303 | Космос-304 | Космос-305 | Космос-306 | Космос-307 | OPS 8455 | Космос-308 | Azur | Космос-309 | Аполлон-12 | Космос-310 | Skynet IA | Космос-311 | Космос-312 | Союз 7К-Л1Е № 1 | Космос-313 | OPS 6617 | Космос-314 | Космос-315 | Космос-316 | Космос-317 | Ионосферная станция
Аппараты, выведенные одной ракетой, разделены запятой (,), запуски — чертой( | ). Пилотируемые полёты выделены жирным текстом. Неудачные запуски выделены курсивом.

wp.wiki-wiki.ru