Армия США получит новые пластиковые каски. Современные каски военные


Военная каска :: NoNaMe

Есть вещи, которые не меняются с годами, потому что они были хороши и функциональны в своем первоначальном варианте. К таким предметам смело можно отнести военную каску.

----------------------<cut>----------------------

Эти металлические шлемы, разработанные советскими конструкторами в 1940 году, носили на головах солдаты Красной и Советской армии. Ныне в них щеголяют бойцы Российской армии. Однако мало кто знает, что история современной российской каски началась в 1915 году, причем благодаря… французам.

Котелок для мозгаПривет от АдрианаВоевавшие на фронтах Первой мировой скрупулезные англичане подсчитали, что каски снижают потери убитыми на 12 процентов, ранеными – на 28 процентов, причем доля ранений головы в общем числе уменьшилась с 25 до 3 процентов. Статистика союзников показалась интересной, и французы оснастили касками всю свою армию.Русский военный атташе во Франции граф Игнатьев немедленно донес в Петроград о новом ценном нововведении французской армии. Ему удалось добиться от российского командования согласия заказать один миллион французских металлических шлемов для русской армии. Так «каски Адриана» попали на русский фронт.В русской армии по достоинству оценили каски, хотя их защитные свойства оставляли желать лучшего. Металл на изделиях был недостаточно жесткий. Революция и гражданская война сняли с повестки дня вопрос обеспечения армии касками, и они в большинстве своем остались лежать на российских складах. Ими потом вплоть до середины пятидесятых годов снабжали пожарных.Ближе к тридцатым годам, когда Красная Армия стала все больше походить на регулярные вооруженные силы, руководство страны стало уделять больше внимания вопросам обеспечения армии. В том числе вспомнили и о касках.Первоначально просто извлекли из складов старые – периода Первой мировой войны – каски Адриана.

«Халкинголка» Буденного

Трудно сказать, чем не понравилась эта каска руководству Красной Армии (англичане и французы и во Вторую мировую войну провоевали в таких же), однако в середине 30-х дается задание на разработку стального шлема, «более соответствующего условиям современного боя».Новый шлем получился примерно таким, каким мы видим его сегодня. «Крупный специалист» в военном деле командарм Семен Буденный лично испытал новый шлем, рубя по нему шашкой. Маршал остался недоволен тем, что шашка, соскальзывая со шлема, попадала по плечам манекена и прорубала их. К нему присоединился и нарком обороны Ворошилов.Конструкторы «учли свои ошибки» и доработали шлем, сделав в его нижней части широко расходящиеся поля, а в верхней части гребень. В этом виде шлем был принят на вооружение РККА под названием «красноармейский шлем стальной».Проявило себя детище Буденного во время боев на озере Хасан в 1938 году и у реки Халхин-Гол, откуда шлем и получил свое прозвище «халхинголка». Оказалось, что поля, на которых настаивал военачальник, создавали большую парусность, из-за чего каска часто съезжала набок. Кстати, больше всего страдала от этого как раз кавалерия.Недостатки были настолько очевидны, что в 40-м году нарком обороны маршал Советского Союза Ворошилов приказал принять на вооружение первый образец каски, что и было сделано.

Неизменное творение

«Новая» каска под наименованием «шлем стальной образца 1940 г.» (СШ-40) в массовых количествах стала поступать в войска.В каске СШ-40 Красная Армия провоевала всю войну. Эта же каска состоит на вооружении и в современной Российской армии. В послевоенные годы предпринимались неоднократные попытки улучшить каску, облегчить ее, повысить бронестойкость, сделать более удобной. Однако сколько-нибудь заметных положительных результатов не было. Каска получалась или слишком дорогой, или терялись защитные свойства, или же становилось невозможным надевать под каску что-либо теплое. Пожалуй, единственным заметным изменением с 40-го года является переход на раздваивающийся подбородный ремешок, какой был у немецких парашютистов времен войны.Среди новшеств и то, что шлем иногда надевают поверх шерстяного подшлемника (именуемого в народе «террористочкой»).

Необходимая вещь

Появившиеся в последнее время многочисленные образцы касок специального назначения (типа «Сфера», «Удар», «Защита» и т. п.) просто специализированы для определенных категорий бойцов и обладают повышенной защитой от определенных воздействий. Но ни одна из этих касок не выдержит, да и не может выдержать попадание автоматной или винтовочной пули.Пуля из любого стрелкового оружия имеет высокую скорость полета, а значит, и высокую кинетическую энергию. Например, сила удара пули пистолета ПМ на расстоянии 25 метров сравнима с ударом двухкилограммовой кувалды. Каску она, может, и не пробьет, но насколько комфортно будет себя чувствовать человек, получивший такой удар по голове? Ну а пуля автомата АК-74 пробивает каску на расстоянии до 800 метров.Как невесело шутят солдаты, «каска нужна, чтобы, когда в голову попадет пуля, мозги не разлетелись в стороны».

Наследники рогатой

Англичане всю войну провоевали в касках образца 1915 года. Этими же касками они снабжали и вновь воссоздаваемую французскую армию, других союзников, в том числе австралийцев, канадцев и первоначально американцев. Однако США уже к 1943 году разработали собственную каску, похожую на советскую, но более простой формы.В германской армии, с приходом Гитлера к власти, решили оставить шлем образца 1916 года. Он оказался столь совершенен, что изменить в нем что-либо было трудно. Разве что убрали с боковых сторон знаменитые «рожки», которые представляли собой просто короткие 8-миллиметровые трубочки, прикрывавшие вентиляционные отверстия в шлеме. Его форма и защитные качества были признаны лучшими среди воюющих стран. Каска без серьезных изменений прослужила вплоть до 1945 года. Да и сегодня эта каска стоит на вооружении ряда стран (Турция, Чили). Повторяет формы немецкой каски образца 1916 года и современная американская.

txapela.ru

Американские каски времен Второй мировой войны » Военное обозрение

Как и кираса, армейский защитный шлем (по-французски каска) появился в современной армии из прошлого. В него со временем трансформировался боевой доспех, который защищал воинов на протяжении нескольких тысяч лет истории. Правда существовал в военной истории и такой период времени, когда головы солдат защищали только шляпы с перьями или кивера и фуражки с лакированными козырьками, но со временем эта «несуразная» мода миновала, а металлические защитные шлемы снова вернулись на службу.

Вновь о защитных шлемах военное руководство вспомнило в годы Первой мировой войны. Все дело в том, что данная война очень быстро переросла в окопную, где основной целью поражения очень быстро стали головы солдат, которые регулярно появлялись над брустверами траншей. По ним вели огонь из пулеметов, глушили фугасными снарядами, старались накрыть шрапнелью. Неудивительно, что потери среди личного состава сражающихся армий от попаданий именно в голову просто чудовищно выросли. Тогда-то генералы и забили тревогу.

Первыми собственный шлем (каску) изобрели французы. Их модель получила название «Адриана», выпуск этого защитного шлема на поток был поставлен уже в начале 1915 года. При этом созданный во Франции шлем собирался из 3-х частей: колпака, юбки и гребня. Использование в частях защитных шлемов существенно уменьшило потери французов. Число убитых сразу уменьшилось примерно на 12-13%, а раненных практически на 30%. Столь замечательный и сравнительно легко полученный результат не мог остаться незамеченным другими участниками мировой войны. Более того шлемы «Адриана» тут же приобрели государства-союзники: Великобритания, Россия, Италия, Румыния, Португалия и т.д. Свой шлем начали создавать и немцы.

M1917

Так именно в годы Первой мировой войны шлем окончательно стал важным атрибутом солдата любой армии мира. В американской армии первый стальной шлем появился в 1917 году. Та модель копировала британскую каску MkI и не являлась самой удачной, что стало особенно заметным к началу Второй мировой войны. Отличием американского шлема от английского была меньшая на 0,5 см ширина полей. Американский защитный шлем получил маркировку M1917, в конце 1917 года в США было начато массовое производство этой каски.

Однако к началу Второй мировой войны имеющиеся в американской армии шлемы не обеспечивали достаточной защиты солдат. Шлем переходной модели М1917А1, по сути, копировал устаревшую модель каски М1917. Их нужно было срочно заменить на более современную модель. Для этих целей из пыльных архивов был возвращен проект, который был предложен чиновником военного министерства Робертом Патерсоном в 1928 году. Согласно этому проекту шлем конструктивно должен был состоять из двух частей – самого стального шлема и подшлемника, который изготавливался из картона или другого легкого основания, которое можно было легко снять без всякого ущерба для самого шлема. В дальнейшем создатель самого известного американского защитного шлема Сиденхем развил эту идею, заодно отказавшись и от формы шлема все еще английского типа.

Первые испытания нового шлема состоялись в начале 1941 года, они показали его эффективность. В результате испытаний были проведены незначительные доработки системы крепления подшлемника, которая в начальном варианте осуществлялась всего одной клепкой в своде шлема. В ноябре 1941 года шлем был принят на вооружение американской армии, тогда же оперативно началось его производство. Маркировка нового шлема – «Helmet steel M-1» патент №137.390 был зарегистрирован Патентным ведомством Виргинии. Всего в период с 1941 по 1945 годы в США было изготовлено 22 363 015 шлемов М-1, выпуском которых занималось сразу 9 фирм-производителей. Глубина стандартного шлема М-1 составляла 17,7 см, длина – 27,9 см, ширина – 24,13 см, масса – 1,45 кг.

М-1

Шлем М1 может похвастаться достаточно длительной историей службы. После Второй мировой войны он использовался американскими военными в ходе Корейской войны. В 1961 году на вооружение была принята новая модификация данного шлема с подшлемником на основе нейлона (наполнитель – 5 слоев нейлоновой ткани, связующим звеном стала фенолоформальдегидная смола), который сменил обычные хлопковые ткани. Целью проведенной замены было улучшение эргономики боевого шлема и повышение противоосколочной стойкости на 10-15% до уровня 415 м/с при испытаниях стандартным осколочным имитатором FSP массой 1,1 грамм. Большая партия таких шлемов была выпущена в 1966-1967 годах (около миллиона штук) и массово применялась во время войны во Вьетнаме. Лишь в 1980-х годах на смену шлему М1 начал приходить новый шлем – PASGT.

Стальной защитный шлем М-1

Как уже отмечалось выше, стальной шлем М-1 обладал оригинальной конструкцией, которая на тот момент времени не имела аналогов в мире. Каждый такой шлем состоял из двух частей: стального шлема, который производился из сплава стали и марганца и легкого подшлемника, который изначально изготавливался из спрессованного картона, окрашенного с наружной стороны в оливковый цвет. С внутренней стороны подшлемника М-1 имелись тканевые ленты, которые выполняли амортизационные функции. Данные ленты были надежно закреплены специальными держателями из латуни. В свое время такая система была создана Джоном Риделем, чье предприятие специализировалось на производстве защитной экипировки для американского футбола, в том числе и игровые шлемы, в которых применялась данная конструкция подшлемника.

Внешняя стальная сфера нового шлема, которая получила название «steel pot», практически не менялась за все время производства М-1. При этом существовали незначительные различия между ранними версиями защитного шлема (выпущены до середины 1960-х годов) и более поздними их версиями. Первое изменение в конструкцию шлема М-1 было внесено уже в 1944 году. В состав стали, из которой изготавливались «steel pot», было снижено количество марганца, который делал шлем более хрупким, а также изменено направление обвальцовки, перенесшее соединяющий шов с фронтальной части шлема в затылочную. В дальнейшем данный шов стал очень важным опознавательным знаком для коллекционеров подобной военной продукции.

М-1

Такой же значимой отличительной чертой ранних шлемов M-1 стали подбородочные стропы. В первом самом раннем варианте скобы, на которые крепились стропы, были прямоугольными и приваривались к самой каске, но такая конструкция показала себя очень хрупкой, поэтому ее заменили на подвижное крепление скобы. Сами же стропы за все время массового производства претерпели лишь одно большое изменение. Это произошло в момент второй крупной волны выпуска в годы войны во Вьетнаме. Вместе с формой самого защитного шлема (была уменьшена затылочная часть и его глубина) был изменен и способ крепления стропы – ее стали устанавливать на специальную клипсу, которая препятствовала быстрому износу крепления. До проведения данных изменений подбородочная стропа самым простым образом пришивалась к дужкам, но были и небольшие различия, которые, в основном, были связаны с фирмами-производителями: разная форма и материал застежек, крючков, разные оттенки строп и т.д. А в 1965 году были изменены и способы покраски касок М-1. Ранние варианты шлема покрывались специальной смесью краски и песка (был вариант с пробковой крошкой), но к началу войны во Вьетнаме в середине 1960-х годов от данной схемы окраски отказались, убрав из состава песок.

В отличие от самого металлического шлема подшлемник претерпел значительно больше изменений. Главным образом это касалось материалов, из которых он выпускался. К примеру, первые варианты были изготовлены, как отмечалось выше, из прессованного картона. Однако из-за быстрого износа, особенно во влажном климате, от картона было решено отказаться навсегда, обратившись к стекловолокну. Подшлемники из стекловолокна были наиболее распространенными в период с 1944 по 1965 годы, когда в качестве нового материала для подшлемника начали использовать пластик.

В шлеме М-1 подшлемник повторял форму каски, соединяясь с ней при помощи специального кожаного ремешка, который набрасывался на козырек стального шлема. Внутри подшлемника имелся специальный подвес, состоящий из строп, из которых можно было выделить две основных системы: центральная и затылочная. Затылочная система была проще и состояла из прикрепленной к самому подшлемнику и стягивающей строп. Центральная система была гораздо более сложной – это был регулируемый в центральной части «парашют» и кольцо, обшитое кожей. Благодаря данной системе, создателям каски удалось решить проблему выпуска касок разного размера. Теперь каждый боец мог легко подогнать шлем точно под себя. При этом подвес выполнял и гораздо более важную миссию: при попадании в шлем, натянутые стропы амортизировали удар, спасая солдата от удара самого шлема. Также помимо основной задачи у подшлемников была и вторая, которая заключалась в том, чтобы сберечь солдат от травм вне боевых действий.

Подшлемник М-1

Существенный вес каски оказывал пагубное влияние на шейные позвонки. По этой причине на парадах и официальных мероприятиях носили, главным образом, лишь подшлемники. Благодаря этому факту, на шлемах начали появляться обозначения боевых подразделений, знаки различия, рода войск. Если же говорить о знаках различия, то подшлемник позволял не просто рисовать их на себе, но и обеспечивал возможность крепежа металлических внешних знаков. Для этих целей использовалось отверстие, расположенное в лобовой части подшлемника.

Разновидности шлема М1 времен Второй мировой войны

Парашютные шлемы М2 и М1С:

Специальный парашютный шлем под обозначением М2 был создан одновременно с обыкновенным М-1, но имел ряд изменений: в систему подвеса подшлемника устанавливались А-образные крепления для кожаного подбородочного держателя, а сам подбородочный ремень крепился на специальные D-образные дужки, которые были приварены к шлему. В 1944 году на смену модели М2 пришел шлем М1С. В защитном шлеме этой конструкции D-образные дужки было решено заменить «простыми» подвижными креплениями, какие ставились и на каски М-1, а на подбородочном ремне нашлось место кнопке, предназначенной для более прочной фиксации шлема на голове бойца.

М2

T-14 photographer helmet

В мае 1944 года была разработана еще одна оригинальная модель шлема М-1, которая была предназначено для военных операторов и фотокорреспондентов. Несмотря на то, что модель каски Т-14 прошла серию испытаний на европейском театре военных действий, широкого распространения в американской армии этот шлем получить не смог. Главным отличием данной каски от М-1 являлась поднимающаяся лобовая часть, которая позволяла подносить аппаратуру к лицу, не снимая при этом самой каски.

T-14 photographer helmet

USAAF Mk3 flak helmet

Модель шлема, получившая обозначение USAAF Mk3 flak helmet, была создана специально для военно-воздушных сил. В основу данного шлема легла стальная сфера от М-1 со встроенным в него подвесом без подшлемника. На этот подвес крепились защитные щитки с пробковыми прокладками. Данное строение шлема было обусловлено тем фактом, что его необходимо было носить поверх шлемофона.

USAAF Mk3 flak helmet

Источники информации:http://www.helmets.ru/cat_usa.htmhttp://www.shovkunenko-book.ru/arsenal/zaschitniy-shlem.htmlhttp://warspot.ru/40-amerikanskie-kaski-vtoroy-mirovoyМатериалы из открытых источников

topwar.ru

Армия США получит новые пластиковые каски

Военнослужащие Армии США с осени 2011 года начнут получать новые пластиковые каски ECH (Enhanced Combat Helmet), которые постепенно заменят в войсках устаревшие ACH (Advanced Combat Helmet), сообщает «ArmyTimes». Новые шлемы способны задержать пулю калибра 7,62 миллиметра, пущенную с расстояния прямого выстрела. Любопытно, что испытателям не удалось рассчитать параметр V50, определяющий прочность каски.

• Параметр V50 определяет скорость пули, при которой по крайней мере её половина пробьёт защиту. Частные компании, проводившие оценку прочности нового шлема не сумели найти такое оружие, пуля из которого смогла бы пробить ECH. В ходе разработки нового шлема управление защиты солдат индивидуальной экипировки (SPIE) ставило основной задачей 35 процентное повышение прочности ECH по сравнению с ACH.

• Толщина каски ECH немного больше каски ACH, однако сама каска весит на 30-115 граммов меньше в зависимости от размера. Форма новой каски не отличается от таковой у ACH. ECH можно узнать только по специальной бирке на внутренней стороне, а также по коричневому цвету материала.

• Армия США планирует начать боевые испытания новой каски осенью 2011 года, после чего будет принято решение о ее массовой закупке. На первом этапе планируется приобрести 200 тысяч ECH, стоимость которой варьируется от 650 до 750 долларов за штуку. Для сравнения, стоимость одной ACH составляет 325 долларов.

• Помимо новых касок, американские военные получат новые ботинки Belleville 950, созданные с учётом опыта военных действий в Афганистане. В них использована многослойная подошва Vibram Bifida, которая обеспечивает стабильность ноги в ботинке и гасит вибрацию, но при этом обладает большим запасом прочности. Толщина подошвы на 20 процентов больше таковой у используемой в настоящее время обуви. Новые ботинки предназначены для ношения на каменистой местности.

• В общей сложности Армия США намерена приобрести 25 тысяч пар новой обуви, которая постепенно заменит ботинки старого образца. Как ожидается, поставки Belleville 950 начнутся в марте 2011 года и завершатся в середине июня. Новые ботинки пополнят список обуви американских солдат, рекомендуемой для использования в разных условиях службы.

/По материалам lenta.ru/

army-news.ru