Обзор тяжелого советского танка ИС. Советский танк ис


Танки ИС - список, фото, видео

Содержание

Серия танков ИС появилась в годы Великой Отечественной войны, а её последний представитель стоял на вооружении аж до 1993 года.

Давайте подробнее рассмотрим эти легендарные машины, получившие своё название в честь Иосифа Сталина и стоящие на страже нашей Родины не одно десятилетие.

ИС-1

Танки ИС - список, фото, видео

После появления немецкого Тигра советские тяжёлые танки КВ-1 резко устарели и стали уступать противнику практически во всём. В Советском Союзе начали спешно разрабатывать технику, способную конкурировать с тяжёлыми танками Вермахта.

В основу новой машины, получившей название Объект 237 или ИС-85, легло множество узлов и инженерных решений от серии КВ, можно считать ИС-1 результатом внушительной модернизации КВ-1.

Танк получил плотную компоновку, что позволило сократить массу до 44-46 тонн при лучшей бронезащите, обеспечив хорошую подвижность.

Всего было выпущено 130 единиц.

ИС-2

Танки ИС - список, фото, видео

Эволюция своего предшественника, приведшая к созданию одного из самых мощных танков своего времени. Альтернативное название Объект 240 или ИС-122, поскольку основным вооружением стала мощнейшая 122 мм пушка. Её установили из-за того, что 85 мм пушка на предшественнике не справлялась с Тиграми и Пантерами.

После обкатки в боях и выявления слабой защиты лобовой части корпуса, ступенчатую верхнюю лобовую деталь заменили на прямую толщиной 120 мм, расположенную под наклоном, практически неуязвимую для немецких пушек 8.8 Pak 43.

ИС-2 постоянно участвовал в боях, начиная с 1944 года, был выпущен в количестве 3475 единиц.

ИС-3

Танки ИС - список, фото, видео

Грозная машина, опоздавшая на войну, альтернативное название Объект 703. Создана на опыте танковых боёв Второй мировой войны, отличается необычной формой верхней лобовой детали, получившей название щучий нос.

Конусообразная броня толщиной 110 мм и обтекаемая башня обеспечивали лучшую на то время защиту от бронебойных снарядов.

С 1945 по 1946 год создали больше чем 2300 ИС-3, но танк оказался сырым, с большим количеством недостатков, из-за чего производство прекратили.

ИС-4

Танки ИС - список, фото, видео

В 1944 году появилось первые опытные образцы Объект 701, отличающиеся очень серьёзной бронёй, практически неуязвимой для пушек того времени.

Сначала вместо ИС-4 на вооружение приняли ИС-3, но в 1946 году, когда третья модель оказалась полна недостатков, работы над четвёркой возобновились и в 1946 году ИС-4 взяли на вооружение армии Советского Союза.

Тяжёлый танк массой 60 тонн оказался ненадёжным и малоподвижным, а его броня стала слабой сразу после появления кумулятивных боеприпасов.

Всего выпустили 258 таких машин.

ИС-5

Танки ИС - список, фото, видео

Имеет две версия, одна из которых никогда не выходила за пределы макета.

Вторая версия под обозначением Объект 730 стала прототипом ИС-8.

ИС-6

Танки ИС - список, фото, видео

Начал разрабатываться в конце 1943 года как танк прорыва, превосходящий существующие. Существовало две версии, с привычной механической трансмиссией и с электромеханической, непривычной для нашей школы танкостроения.

Объект 252 с обычной трансмиссией не продемонстрировал ничего выдающегося по сравнению с ИС-4, уступив последнему в защите.

Объект 253 с электромеханической трансмиссией оказался ещё хуже, поскольку трансмиссия постоянно выходила из строя и имела внушительную массу.

ИС-7

Танки ИС - список, фото, видео

Тяжёлый танк Объект 260, воплотивший всё лучшее из того, что было у советских конструкторов. Работы начались в 1945 году и завершились выпуском в 1947 году первых экземпляров.

Самый тяжёлый советский танк, его масса достигла 68 тонн. Щучий нос с толщиной листов брони в 150 мм, обтекаемая башня с лобовой частью в 210 мм, дизельный двигатель, развивающий 1050 л.с. и нарезное орудие С-70 калибра 130 мм.

ИС-7 оказался слишком тяжёлым, дорогом и сложным, в результате чего на вооружение не был принят. Зато послужил экспериментальной моделью для обкатки инженерных решений, применённых в будущем на других танках.

ИС-8 (Т-10)

Танки ИС - список, фото, видео

Танк, поступивший в производство в 1954 году и стоявший на службе аж до 1993 года. Вобрал в себя лучшее от предшественников и предназначался для замены ИС-2 и ИС-3.

Защита уступала тяжёлым ИС-4 и ИС-7, зато подвижность, надёжность и пригодность к транспортировке были заметно выше.

Позже появилась модификация Т-10М, до уровня которой в 60-х годах довели все существующие Т-10.

По некоторым данным выпущено 2500 экземпляров Т-10, по западным данным – 8000. Стал последним серийным тяжёлым танком СССР.

Танки ИС

Серию танков ждала долгая и интересная судьба, пусть и не всегда благосклонная к ним. Появившись ближе к середине Второй мировой войны, они проделали долгий путь до 1993 года.

Они крушили немцев, служили образцами для экспериментов, воевали против более новых танков в Египте и даже становились неподвижными огневыми точками после того, как безнадёжно устаревали.

Лишь появление ОБТ, сочетавших в себе сильные стороны всех классов танков, поставило крест на дальнейшем развитии тяжёлых танков ИС. Актуальным стало развитие сначала средних танков, а потом основных боевых других серий, но это уже другая история.

Поделитесь с друзьями

Выскажите своё мнение

Отправка сообщения

tanksdb.ru

Обзор тяжелого советского танка ИС.

31 Январь 2012, 12:41 admin 53 734

Один из наших читателей, игрок под ником WED67, прислал неплохой обзор танка ИС, который дополнит старую статью об этом тяжелом советском танке.

 

Тяжёлый танк 7 уровня ИС.

Здравствуйте! Сегодня я вам расскажу о тяжелом танке 7 уровня - ИС. Мы узнаем историю танка, сравним с другими тт VII уровня, будет небольшая информация по пробитию этого танка и советы по игре исходя из личного опыта.

 

Историческая справка.

После вооружения 122–мм орудием ИС стал неприятными сюрпризом для немцев. Выпускался с октября 1943 по июнь 1945 года. Всего было выпущено 3483 танка модели ИС–2 и 107 танков модели ИС–1.

Вы, наверное, задались вопросом, в чем различие танка ИС–1 от ИС–2, ответ очень прост на танк ИС–2 было установлено доработанное орудие 122 мм Д-25Т различающиеся наконечниками.

ИС - "Иосиф Сталин",Советский тяжелый танк, являющийся, по сути, улучшенной версией КВ-1С:

  • подвижность больше соответствует среднему танку,
  • более скорострельное 122-мм орудие,
  • не очень толстая (хотя и рациональная) броня.

 

Теперь давайте сравним ИС с другими нациями и их технические характеристики.

Характеристики ИС (СССР) T29 (США) PzKpfw VI Tiger (P) (Германия) PzKpfw VI Tiger (Германия) AMX M4 (1945) (Франция)

Прочность

1130 HP

1150 HP

1350 HP

1350 HP

1100 HP

Масса (т)

44.88

63

59.7

54.98

52.15

Мощность двигателя (л.с.)

600

720

550

610

575

Максимальная скорость (км/ч)

34

35

35

30

35

Скорость поворота (град/сек)

32

20

20 

22

20

Бронирование корпуса (лоб/борта/корма в мм)

120/90/60

102/76/51

200/80/80

100/82/82

90/40/40

Бронирование башни (лоб/борта/корма в мм) 8

100/90/90

279/127/101

100/80/80

82/82/65

80/45/45

Урон базовым снарядом

160/160/280 HP

115/110/185 HP

350/350/410 HP

350/350/410 HP

240/240/320 HP

Бронепробиваемость базовым снарядом (мм)

120/161/43

128/177/38

64/150/53

64/150/53

135/175/45

Скорострельность орудия (выстр/мин)

14.12

19.11

8.57

8.57

8.96

Скорость поворота башни (град/сек)

43

30

26

26

36

Обзор (м)

380

380

420

400

380

Дальность связи (м)

500

450

470

470

450

Тактика игры

Универсальный

Засады, деф.

Засадный танк

Танк поддержки

Танк поддержки

Достоинства танка ИС:•    Неплохая маневренность для тяжелого танка.•    Неплохое бронирование лба.•    Скорострельные и мощные орудия.•    Неплохая для советских танков дальность связи.

Недостатки танка ИС:•    Наименьшее бронепробитие топового орудия среди тяжелых танков 7 уровня.•    Тонкая броня лба башни.•    Плохой обзор.•    Малый боекомплект в топовой комплектации.

 

Уязвимые места и зоны пробития танка ИС.

Экипаж

  Командир

  Механик-водитель

  Наводчик

  Заряжающий

  Радист

 

Модули

  Боеукладка

  Двигатель

  Топливные баки

  Рация

  Мех. поворота башни

  Приборы наблюдения

  Гусеницы

Из увиденного мы понимаем, что танк хорошо пробивается в бока, потому, что толщина брони в боку всего 90 мм, такой же случай и с кормой. Но будьте осторожны, если противник оказался у вашей кормы, то это может повлечь неприятные обстоятельства, потому что сзади располагается двигатель (сердце танка) и прямое попадание в мотор, может вывести его из строя и после починки он будет работать на 60%, но также он может загореться, что куда неприятнее.

 

Куда пробить ИС, чтобы сделать больнее.

mirtankov.su

Камок. Советский танк ИС-2 |Камок

Еще одним символом победоносного 45-го года является советский тяжелый танк ИС-2 (послевоенное наименование, во время войны именовался ИС-122, а ИС-1 (с 85-мм пушкой), именовался ИС-85). Расшифровывается как "Иосиф Сталин", скорее всего назвали по аналогии с его предшественником - КВ, название которого раскрывалась как Клим Ворошилов. Этот танк является одним из самых мощных и защищенных среди бронетехники союзников в годы Второй мировой войны. Он стал действительно танком прорыва. 

Руководителем проекта был Жозеф Котин. Очень логично было дать это задание ему, так как именно он являлся родителем серии танков под наименованием КВ (КВ-1, КВ-2, КВ-1С, КВ истребитель танков с 57-мм орудием). Непосредственно занимался разработкой нового танка Николай Шашмурин, который также имел опыт в разработке тяжелых танков.

Изначально требования военных заключались в следующем: масса 30 тонн, орудие в 85 мм. Наши генералы хотели видеть подобие универсального танка, имеющего хорошую скорость, вооружение и приемлемую защищенность. В результате родился проектный танк КВ-13, но довести под приемлемые параметры так и не удалось. В ходе испытаний выявилась ненадежность ходовой части, также танкистов не устраивала его тесная башня. Кроме того, в конце 1942 года в качестве трофея к нам попали "Тигры" из под Ленинграда. В результате их исследования и обстрела, выяснилось, что необходимо более мощная пушка - надо увеличивать калибр. Поэтому от идеи скоростного танка отказались, в пользу более мощного вооружения и броневой защиты.

Выбор 122-мм орудия был не случаен. Главный конструктор Котин, изучил итоги Курской битвы, а именно определил какими артсистемами были выведены из строя новые немецкие танки. Лучше всех "Тигры" выносила  122-мм корпусная пушка А-19.  Эскизный проект танка со 122-мм орудием был подготовлен к осени 1943 года. Он произвел впечатление сначала на наркома танковой промышленности СССР Вячеслава Малышева, а затем и на самого Сталина. Еще больше впечатлила эта боевая машина участников обстрела трофейной техники на полигоне. Будущий ИС-2 (объект 240) обстрелял трофейную "Пантеру". На дистанции в 1400 метров 122-мм тупоголовый бронебойный снаряд БР-471Б уверенно пробивал бронезащиту, оставляя в ней серьезные пробоины. Попадание снаряда в лоб башни образовало в ней пробоину размерами 180 на 240 мм. Кроме того, ударом снаряда сорвало башню Pz-V с погона, она сместилась на 500 мм относительно оси вращения.

Танк получился массой в 46 тонн. Броня башни везде кроме крыши была в 100 мм. Верх лба корпуса был защищен 120 мм брони под углом в 60 градусов. Низ лобовой части корпуса имел 100 мм брони под углом в -30 градусов. Броня бортов корпуса - от 90 до 100 мм. Так что он был хорошо защищен от огня мелкокалиберной и среднекалиберной артиллерии противника. Вооружение состояло из 122-мм пушки Д-25Т, 3 пулеметов ДТ винтовочного калибра, начиная с 1944 года на башне появился ДШК с калибром 12.7-мм. Силовая установка состояла из 600-сильного двигателя В-2ИС. Максимальная скорость составляла 37 км/ч, но по пересеченной местности 10-15 км/ч. Экипаж состоял из 4 танкистов.

Первоначально подразделения, вооруженные такими машинами свели в отдельные тяжелые танковые полки. Принимая во внимание, важность боевых задач таких частей, им сразу дали звание гвардейских. Обычно такое звание нужно было заработать и их давали только таким подразделениям, которые отлично проявили себя в боях. Здесь же, получается выдали "авансом".  Каждый такой полк состоял из четырех рот по 5 машин. Кроме того, дополнительно в составе был танк командира полка. Общая численность составляла 21 единица. Позже были созданы даже целые тяжелые танковые бригады.

Основной задачей таких подразделений являлся прорыв укрепрайонов противника, а также противодействие немецким танкам. Обычно при танковой атаке тяжи двигались во второй линии и поддерживали огнем Т-34, которые шли в первой линии. Очень часто ИС-2 ставили на флангах нашей наступающей группировки, для отражения контрударов немецких танковых дивизий. Тогда часто использовался метод танковых засад и очень успешно. В основном их выдвигали в район вероятного удара немцев и располагали в шахматном порядке – от 1,5 до 2-х километров в ширину и до 3-х километров в глубину, тем самым достигалась высокая плотность обороны и огня.

Экипаж ИС-2 ведет огонь из ДШК.

Советские тяжелые танки очень эффективно использовались в условиях городского боя. Иногда было достаточно произвести один выстрел и гарнизон противника оказывался погребенным в развалинах дома. Группы ИС-2 с пехотой очень эффективно подавляли огневые точки противника.

К недостаткам этой машины можно отнести раздельное заряжение орудия, что снижало реальную скорострельность. А также малый ввозимый боезапас, всего 28 снарядов всех типов. Поэтому очень часто советские танкисты брали боезапас сверх нормы, укладывая его куда можно и куда нельзя.

Первая встреча ИСов с немецкой новинкой того времени "Королевскими Тиграми" (он же Тигр II) была не в пользу немцев. 13 августа 1944 года взвод танков ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Клименкова из 3-го танкового батальона 71-го гвардейского тяжелого танкового полка, находясь в засаде, обстреляли королевских. В результате подбит один "Королевский Тигр" и еще одного подожгли. Примерно в то же время, одиночный ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Удалова, действуя из засады, вступил в бой с семью Тиграми II, один подбит и еще один уничтожен. Остальные пять машин решили за благо отступить. Но танк Удалова, поменяв позицию, поджег еще один Королевский Тигр.

Появление нового тяжелого танка в Красной Армии немцы сразу заметили. В донесении, циркулировавшем среди частей 21-й Группы армий в нюне 1944 года говорилось:

"...Когда "Тигры" впервые появились на поле боя, они были практически неуязвимы и быстро получили титул "непробиваемых" и "непобедимых".

Но противник тоже не дремал. Им были разработаны новые противотанковые пушки, танки и противотанковые мины, которые могут серьезно повредить "Тигра" и даже вывести его из строя. Теперь "Тигр" больше не может считаться "гарантией безопасности для жизни" — это просто "тяжелый танк".

Теперь части, оснащенные "Тиграми" больше не могут игнорировать нормальные правила ведения танкового боя. Они теперь должны соблюдать те же законы, что и в остальных танковых частях.

Вот что должен каждый танкист зарубить себе на носу — не требуй от "Тигра" невозможного, а только выполняй приказы своего командира. Офицеры знают ограничения, налагаемые на танк и знают как использовать его надлежащим образом."

Конечно такая реакция была связана не только с появлением ИС-2, а на ряд мер принятых советской стороной. Но танкисты панцерваффе действительно считали его грозным противником. Тот же широко известный Отто Кариус упоминал о нашем танке следующее:  "Танк "Иосиф Сталин", с которым мы познакомились в 1944 году, как минимум был равен "Тигру". Он значительно выигрывал с точки зрения формы (так же как и Т-34)".

ammoussr.ru

ИС-7 - Советский опытный тяжелый танк

История создания ИС-7

Разработка началась в конце 1944 года на Опытном заводе №100 в Ленинграде. Главный конструктор танка — Николай Шашмурин.

Ж. Я. Котин, заручившись поддержкой Л. П. Берии, дал зеленый свет на развитие проекта, и в 1945 году началась подготовка и создание чертежей. Танк должен был быть сделан с учетом проб и ошибок Великой Отечественной войны. У танка было несколько вариантов компоновки:

1 вариант

У ИС-7 планировалось не только повысить толщину бронелистов, но и увеличить их угол наклона по сравнению с ИС-3. При этом масса достигла 68 тонн. Чтобы достичь приемлемой скорости и маневренности, необходимо было установить мощный двигатель. Так и сделали, но установили сразу два дизельных двигателя с электрической трансмиссией общей мощностью 1200 л.с. В ИС-7 отсутствовали поддерживающие ролики, и гусеницы лежали прямо на опорных катках. Снаряды в орудие подавались с помощью пневматического механизма. Был изготовлен деревянный макет танка и представлен комиссии. После того как конструкторы выслушали замечания по проекту, в 1946 году началась разработка второго варианта.

2 вариант

Спайка двух дизельных двигателей прошла неудачно, и решено было их заменить на один, который был разработан на базе авиационного двигателя. Трансмиссия была заменена с электрической на механическую. Немного изменили кормовую часть из-за установки нового двигателя. Такой проект сразу понравился комиссии. Было принято решение о постройке двух прототипов. Первый прототип сошел с конвейера 8 сентября 1946 года. При первом же испытании скорости ИС-7 показал колоссальную по тем временам скорость в 60 км/ч.

3 вариант

В 1947 году, параллельно с испытаниями 2-го образца, начинается разработка улучшенной версии. По результатам обстрела из 88, 128 и 122-мм пушек улучшили бронирование корпуса и башни и изменили форму башни, придав ей более округлую форму. Таким образом, лоб и борта башни стали непробиваемыми для орудий 128 мм и 130 мм даже кумулятивным снарядом. Орудие было заменено на другое, более мощное по бронепробиваемости, с другим дульным тормозом, но таким же по калибру. Что касается двигателя — он снова был заменен. На старом двигателе выявили ряд недостатков, и установлен был уже серийный — М-50. В течение 1948 года было изготовлено 4 опытных образца. После проведения заводских испытаний танк был передан на общие испытания. Главный испытатель машиностроения в СССР Е.Кульчицкий первым сел за это «чудо» конструкторской мысли.

В ходе испытаний случался небольшая авария. Во время пробега танк совершенно непонятным образом загорелся. Авто-огнетушители сработали два раза, но пожар потушить не удалось и машина полностью сгорела.

Несмотря на все плюсы танка ИС-7, он был отклонен государственной комиссией. На это было несколько причин.

  • Во-первых, причиной послужил слишком большой вес танка — 68 тонн. Такой вес не выдерживали автострадные мосты, и железной платформе не хватало грузоподъемности, чтобы поднять такой танк. Поэтому в будущем все танки строились весом менее 60 тонн.
  • Во-вторых, из-за большого количества пулеметов экипаж составлял 5 человек, а это, по мнению государственной комиссии, было превышением нормы.
  • В-третьих, в прогнозах гипотетической войны требовалось массовое производство танков, а с ИС-7 этого вряд ли можно было добиться. Дело, в том, что ЛКЗ в то время не обладал достаточными мощностями, а на ЧКЗ производство танка ИС-7 вообще не предоставлялось возможным.

Вооружение

  • 130-мм орудие С-70 обладало стабилизатором для улучшения точности стрельбы,  цепным механизмом заряжания с электроприводом и дульным тормозом с круглыми отверстиями.
  • Масса орудия, кг — 4225
  • Боекомплект, шт. — 30
  • Начальная скорость бронебойного снаряда, м/с — 900
  • Прицельная дальность, м, — 3000
  • Углы вертикальной наводки, град.: Неизвестно
Бронепробиваемость

Градусы наклона измеряются по отношению к горизонтальной поверхности.

  • Бронебойный, на расстоянии 500 м, мм/град. — 250/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 2 км, мм/град. —  210/90°
  • Бронебойный, на расстоянии 3 км, мм/град. —  180/90°
  • Скорострельность, выстр./мин — до 8
Дополнительное вооружение

Всего ИС-7 обладал 8 пулемётами, из них два — 14,5-мм и шесть — 7,62-мм. Один 14,5 пулемет и два 7,62 пулемета являлись спаренными с орудием и крепились в маске орудия, второй 14,5-мм устанавливался на крыше башни, из оставшихся четырёх пулеметов 7,62-мм два крепились по бортам кормовой части башни, и еще два — на надгусеничных полках. Все пулемёты танка, кроме тех, что были установлены в маске орудия, оборудовались дистанционным электроприводом. Боекомплект пулемётов состоял из 400 14,5-мм патронов и 2500 7,62-мм.

Тактико-технические характеристики ИС-7

  • Масса, т — 68
  • Экипаж, ч. — 5
  • Длина корпуса, мм  — 7380
  • Длина с орудием, мм  — 10000
  • Ширина корпуса, мм  — 3400
  • Высота, мм  — 2480
  • Бронирование:
  • Лоб корпуса (верх), мм/град.  — 150/65°
  • Лоб корпуса (низ), мм/град.  — 150/50°
  • Борт корпуса (верх), мм/град.  — 150/45°
  • Борт корпуса (низ), мм/град.  — 100/40…65°
  • Корма корпуса (верх), мм/град.  — 60/55°
  • Корма корпуса (низ), мм/град.  — 100/15°
  • Днище, мм  — 20
  • Крыша корпуса, мм  — 20
  • Лоб башни, мм/град.  — 210/51-60°
  • Маска орудия, мм/град.  — 350/0°
  • Борт башни, мм/град.  — 150/30-65°
  • Корма башни, мм/град.  — 94/0°
  • Крыша башни, мм  — 50
  • Ходовые характеристики:
  • Мощность двигателя, л.с — 1050
  • Максимальная скорость, км/ч — 60
  • Запас хода, км — 300
  • Удельная мощность, л.с/т — 15,4
  • Преодолеваемый подъём, град. — 30°

Фотографии танка

Танк в культуре

Танк ИС-7 можно увидеть в игре World of Tanks в качестве советского тяжелого танка десятого уровня.

Память о танке

Единственный сохранившийся из шести прототипов экземпляр ИС-7 сейчас находится в Кубинке в Бронетанковом музее.

comments powered by HyperComments

tanki-tut.ru

Танк ИС: история создания | Армейский вестник

9 марта 1943 года на заводские испытания отправился опытный образец тяжелого танка ИС-1, ранее обозначавшийся как КВ-13. Это был полноценный тяжёлый танк, по боевой массе лишь немного уступавший КВ-1с, но превосходивший его в подвижности и броневой защите. На протяжении весны 1943 года машина проходила государственные испытания, в ходе которых выяснилось, что ей требуется масса доработок, местами очень серьезных. Окончательно «похоронил» ИС-1 немецкий тяжёлый танк Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Выяснилось, что для эффективной борьбы с ним требуется хотя бы 85-мм орудие, для размещения которого башня опытного советского танка не подходила. Так начиналась история Объекта 237, ставшего последним шагом на пути к созданию серийного тяжёлого танка ИС.

Глубокая переделка

Необходимость вооружения танка 85-мм орудием с баллистикой зенитной пушки 52-К было одной из главных, но отнюдь не единственной причиной глубокой переделки ИС-1. Уже после первого этапа государственных испытаний стало ясно, что конструкция танка далека от совершенства. Ещё в апреле 1943 года набрался внушительный список необходимых переделок. Концепция шасси с пятью опорными катками на борт, позаимствованная у Т-34, для тяжёлого танка оказалась явно неудачной. Нагрузка на катки была чрезмерной, это отразилось на проходимости при преодолении участков с мягким грунтом. Комиссия дала указание увеличить число опорных катков до 6 на борт.

Неудачной оказалась и конструкция воздухозаборников на крыше моторного отделения. Во время движения в них попадала грязь, с чем не помогла справиться и установка защитных щитков. Решить проблему можно было только переделкой корпуса машины. Нарекания вызвала конструкция смотровых приборов механика-водителя.

Переделанный корпус ИС. Судя по датам на штампе, Котин подписал чертеж 12 мая 1943 года. Уже к тому моменту было ясно, что в исходном виде ИС-1 в серию не пойдет.

Ситуация с орудием стала лишь последним гвоздем в крышку гроба опытного танка. Вряд ли Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) и Завод №200 обрадовались наметившимся изменениям, поскольку на этих предприятиях уже полным ходом шла подготовка к серийному производству нового танка, как того требовало постановление Государственного комитета обороны (ГКО) № 2943. Начавшиеся было работы по сборке первых 10 танков установочной партии застопорились. В начале мая свой вердикт вынесло КБ завода №9, которое, совместно с челябинскими заводами, работало по теме 85-мм танковой пушки. Переданный через начальника Главного бронетанкового управления Красной армии (ГБТУ КА) генерал-полковника Я.Н. Федоренко, это вердикт не оставлял машине никаких шансов:

«Согласно Постановлению ГОКО №3288 от 5.5.43 года, на двух опытных образцах танка ИС должны быть установлены 85 мм танковые пушки с зенитной баллистикой.

Конструктивные разработки по установке этой пушки в башне опытного образца танка ИС-1 показали, что условия работы экипажа будут крайне стесненными.

Командир танка, расположенный сзади стреляющего, будет мешать ему при наводке пушки на цель, а заряжающему, вследствие большой длины снарядов (930 мм), будет трудно производить заряжание пушки.

Конструкторы Кировского завода во главе с товарищем Котиным решили расширить погон башни до 1800 мм в свету.

Расширение погона потребовало: расширить подбашенную коробку, увеличить длину корпуса на 420 мм и добавить по одному опорному катку на сторону.

Эти изменения конструкции опытных образцов танков ИС-1 и ИС-2 увеличивают вес танка, снижают удельную мощность и скорость движения.

Прошу обязать Наркомтанкопром (тов. Зальцман) к 10.6.43 года представить на утверждение ГОКО уточненную тактико-техническую характеристику опытного образца танка ИС с 85 мм пушкой и диаметром погона башни в свету 1800 мм.».

Как и 85-мм пушки разработки Центрального артиллерийского конструкторского бюро (ЦАКБ), проект орудия Д-5 являлся продолжением работ еще 1942 года. Первые тактико-технические требования (ТТТ) на будущую Д-5 были получены еще 26 марта 1943 года, правда, тогда речь шла немного о другом орудии, имевшем меньшую длину ствола и более низкую начальную скорость снаряда. Работы по будущей системе Д-5 начались в апреле 1943 года. Предполагалось, что такую пушку можно будет установить в штатную башню КВ-1с и башню ИС-1. Изменившиеся после обстрела «Тигра» требования эту идею похоронили. «Полновесная» баллистика 52-К, позволявшая пробивать броню немецкого тяжёлого танка, увеличила длину отката с требуемых 350-370 мм до 430 мм.

Возникала и серьёзная проблема с заряжанием: патрон 52-К был существеннее длиннее патрона Ф-34. В пояснительной записке к проекту системы Д-5 конструкторы А.Н. Булашев и Н.Г. Кострулин предлагали увеличить диаметр башенного погона с 1585 до 1700 мм. Это позволяло увеличить боекомплект и значительно улучшить условия работы расчёта. Но также это означало, что башню, а вместе с ней и шасси танка, придётся сильно переделывать.

Справедливости ради следует упомянуть, что конкуренты из ЦАКБ тоже делали свою пушку не совсем под штатную башню. Исходный проект 85-мм пушки С-31 хоть и предполагал сохранения штатного погона КВ-1с и ИС-1, но сама башня всё равно переделывалась. Взвесив все «за» и «против», в Челябинске решили пойти по пути более серьёзной переделки машины. Ведь шасси по итогам испытаний всё равно требовалось модернизировать.

Общие виды танка ИС с 85-мм орудием Д-5Т. Конец мая 1943 года.

Работы по танку, получившему обозначение ИС и чертежный индекс 237, начались в мае 1943 года. Ведущим инженером машины остался Н.Ф. Шашмурин. Уже к середине мая был подготовлен первый вариант корпуса. Общая его схема не изменилась, но хорошо заметно, что конструкторы СКБ-2 учли опыт весенних испытаний. От сужения к кормовой части они отказались, а сам корпус оказался шире. Переделке подверглись воздухозаборники на крыше моторного отделения и выпускная система. В связи с увеличением погона башни и другими изменениями длина корпуса танка выросла до 6454 мм.

Некоторой переделке подверглась и носовая часть машины. Поскольку конструкция боковых смотровых приборов оказалась неудачной, их заменили на два перископических прибора MK-IV в крыше отделения управления. Это позволило улучшить обзор механику-водителю.

Параллельно был разработан вариант ИС с 85-мм пушкой С-31. На первых порах он имел больший приоритет.

Увеличение длины корпуса и рост боевой массы повлекли за собой серьёзное изменение ходовой части. Как и требовало задание, число опорных катков увеличилось до 6 на борт. Но к ходовой части имелись и другие претензии, в результате практически все её элементы пришлось переделать. При том же диаметре опорных катков их конструкция была усилена. Изменились ленивцы, балансиры, ведущие колеса.

Что же касается моторно-трансмиссионной группы, то здесь изменения оказались незначительными. Конструкция, отработанная на ИС-1, получилась вполне удачной. Вносимые переделки коснулись в основном небольших деталей.

Расчёты, сделанные в первых числах мая 1943 года, показали, что боевая масса ИС возрастала до 43-44 тонн, превысив массу КВ-1с. Максимальная скорость ориентировочно должна была составить 35-37 км/ч (позже увеличившись до 42 км/ч). С этими показателями смирилось и военное руководство, посчитав, что подвижности на уровне КВ-1с для тяжёлого танка достаточно.

Продольный разрез ИС с орудием С-31. Хорошо видно, что у орудия, как и его бронировки, много общего с Ф-34 и маской ИС-1.

Общая концепция башни по типу башни КВ-1с с пристыковываемой спереди орудийной установкой осталась неизменной. Но даже с учетом переделок всё ещё оставались претензии к удобству работы расчета башни. Поэтому одним только увеличением диаметра башенного погона дело не ограничилось. Условия работы командира танка оставляли желать лучшего, даже сдвиг командирской башенки влево и появление небольшого выступа помогли лишь отчасти. По этой причине выступ с левой стороны башни увеличился. Также на крыше башни появился перископический прибор MK-IV, которым пользовался заряжающий.

Этот разрез — отличная иллюстрация эволюционного пути развития конструкции ИС. Много общего с ИС-1, но танк уже другой.

Благодаря переделке башни внутри стало просторнее, и 85-мм орудие можно было разместить без проблем. Но к 20-м числам мая таких орудий на примете было уже два. Кроме пушки КБ завода №9 Д-7, или Д-5Т-85, свою 85-мм пушку, С-31, готовило и ЦАКБ. И здесь концепция башни КВ-1с и ИС-1 со съёмной носовой частью оказалась как нельзя кстати. Дело в том, что для замены орудия в такой башне требовалось просто отсоединить одну установку и присоединить другую. Отличий в размещении патронов для обеих пушек в башне и корпусе не было.

В ожидании орудий

Согласно постановлению ГКО №3289 от 5 мая 1943 года, опытные образцы танков ИС с 85-мм пушками должны были быть готовы к государственным испытаниям к 1 июля 1943 года. На тот момент речь шла ещё об ИС-1, и сроки не изменились даже из-за необходимости серьёзной переделки танка. При этом для подстраховки параллельно были запущены работы по усилению вооружения КВ-1с. Решение абсолютно верное: КВ-1с находился в серии, а его переделка под новое орудие явно заняла бы меньше времени, чем постановка в серию ИС.

Первый опытный ИС на испытаниях, июль 1943 года.

С конца мая 1943 года в переписке ИС начинает фигурировать как ИС-3, поскольку индексы ИС-1 и ИС-2 уже использовались конструкторами. Основная тяжесть работы по постройке опытных образцов легла на опытный завод №100. Согласно отчёту за первую декаду июня 1943 года, подготовка к выпуска танка началась 20 мая. В этот день в производство были отправлены первые чертежи.

Узким местом для завода оставались те детали, которые ещё требовали доработки. В некоторых источниках указывается, что первая башня была готова ещё 1 мая, но эта информация вызывает огромные сомнения. По состоянию на середину июня 1943 года ни башен, ни корпусов ИС-3 с завода №200 на завод №100 не поступало. Да и не могло поступить, поскольку окончательная доработка чертежей корпуса и башни продолжалась до десятых чисел июня. К тому времени на заводе №100 успели сделать комплект деталей на одну машину и начали узловую сборку ведущих колес и ходовой части. Были готовы планетарный механизм поворота, тормоза, привода управления, ленивец и ряд других деталей.

Задерживал работу и ЧКЗ, на котором тоже изготовлялась часть деталей.

Характерной деталью опытных ИС были выхлопные патрубки с кожухами по типу Т-34. Также обращает на себя внимание конструкция задней плиты корпуса.

Ещё одним узким местом оказалось орудие. Несмотря на то, что приоритет имела система разработки КБ завода №9, быстрее с заданием справились в ЦАКБ. Именно по этой причине сохранилось больше опытной документации по системе С-31. Тем не менее, даже к 15 июня система ещё не прибыла на завод №100. В переписке по предприятию она упоминается как Ф-85, именно так её называли на заводе №92, где С-31 изготовляли.

С Д-5Т-85, впрочем, ситуация была ещё хуже. В то время, как на заводе №92 к концу июня 1943 года всё же было изготовлено и передано на завод №100 четыре системы С-31, с завода №9 прибыла всего одна Д-5Т-85. Но уже в конце июня руководство завода №100 отмечало, что у С-31 есть существенные недостатки. Например, длина отката ствола у этой пушки составляла 540 мм, в то время как у Д-5Т-85 – 300 мм.

Эта же машина спереди.

Ещё одной особенностью С-31, которая сразу не понравилась инженерам-конструкторам завода №100, стала довольно громоздкая люлька. Такой оказалась плата за удовлетворение требования максимально использовать при разработке орудия деталей от 76-мм танковой пушки Ф-34. В результате подвижная бронировка системы Ф-31 довольно сильно напоминала ту, что ставилась на ИС-1. С точки зрения стойкости такая бронировка была не лучшим решением, кроме того, это усложняло производство орудийной установки.

Совсем иначе обстояло дело с Д-5Т-85. Развитие конструкции У-11 отличалось компактной люлькой. Кроме того, подвижная бронировка этого орудия получилась простой и небольшой по размеру.

Башня крупным планом. Хорошо видна массивная подвижная бронировка системы С-31.

Задержка с поставкой корпусов привела к тому, что сборка первого ИС-3 началась на заводе №100 только 21 июня. Корпус второй машины завод №200 обещал подготовить к 1 июля. Кроме того, на заводе №200 началась сборка корпуса для третьего образца. Вооружение и башня снова оказались узким местом. По состоянию на 30 июня, когда завод №100 закончил сборку танкового шасси, ЧКЗ всё ещё не закончил сборку башни. В результате первый испытательный пробег танка, также получившего обозначение Объект 237, происходил без «головы». Машина прошла 24 километра, обнаружились дефекты регулировки главного фрикциона и планетарных механизмов поворота.

Крыша башни, на ранних ИС её конструкция не менялась.

Башню с системой С-31 удалось установить на танка только 8 июля. На следующий день начались заводские испытания, в ходе которых танк прошёл 1543 километра. Средняя скорость чистого движения составила 22 км/ч, а техническая скорость — 19,4 км/ч. Танк расходовал 390 литров топлива на 100 км. За время пробега обнаружилось некоторое количество дефектов в ходовой части и трансмиссии.

Вместе с тем, испытатели отмечали, что танк получился более удачным, чем предшественник. Несомненный плюсом было признано и увеличение числа опорных катков до 6. Эффективно работала система охлаждения: на 8-й передаче танк шёл без перегрева. Больше всего испытателям не понравились теснота отделения управления, низкое расположение переднего смотрового прибора и рычагов управления, а также большое усилие на педали сцепления.

Установка курсового пулемета показана стрелкой.

Второй опытный образец танка к тому моменту находился на сборке. Кировский завод ещё не закончил изготовления целого ряда агрегатов, а также башни. К 20 июня закончилась сборка шасси, но башня не пришла. На этом фоне программа полигонных испытаний опытных образцов танков с 85-мм пушкой, подписанная 26 июня 1943, выглядит крайне оптимистичной. Она касалось и КВ-1с с новыми орудиями, но и с этими танками всё было не просто. Даже 10 июля башни с вооружением не имел и Объект 239, представлявший собой второй опытный образец КВ-1с с номером 15002. Больше того, готовая пушка Д-5Т-85 на тот момент имелась всего одна, и ставили её как раз на Объект 239. В результате и второй образец Объекта 237 получил 85-мм пушку С-31.

Второй опытный образец ИС, август 1943 года. Таким он пробыл совсем недолго.

Пока Кировский завод продолжал работать над башней и устанавливать вооружение, ИС №1 был задействован в ходовых испытаниях. Машина оказалась легче, чем предполагалось. В последних вариантах ТТТ речь шла о боевой массе 45 342 кг, а в реальности она составила 43 227 кг. Правда, меньшим при этом оказался и боезапас: вместо 65-70 патронов для пушки в танк вместилось 50.

К слову, по массе ИС получился почти таким же, как КВ-1с: взвешивание показало, что серийный танк имеет боевую массу 43 348 кг, а Объект 239 получился еще тяжелее – 45 282 кг. Броня ИС соответствовала проекту, за исключением толщины кормы (60 мм вместо 75 мм) и крыши (20 мм вместо 20-35 мм).

Эта же машина сзади.

На первом этапе заводских испытаний, проходивших 11-13 июля 1943 года, опытный танк преодолел 441 километр. В общей же сложности машина прошла к тому моменту 630 километров. С целью максимально достоверной оценки надёжности машины испытания проводились на длинных дистанциях. 11 июля танк прошёл 141 километр, из них 25 по булыжному шоссе, 91 по грейдерному шоссе и 25 по проселку. Его средняя скорость при этом составила 23,2 км/ч, а вот техническая – всего 12,45 км/ч. Расход топлива составил 305 литров на 100 километров.

13 июля машина преодолела 300 километров. При этом 75 километров было пройдено по булыжному шоссе, 200 по грейдерному шоссе и 25 по проселку. Расход топлива увеличился до 343 литров на 100 километров, но выросла и скорость чистого движения до 25,5 км/ч (техническая – до 19,2 км/ч). При движении температура воды не доходила до кипения, и это при том, что 13 июля температура воздуха достигала 28 градусов. Стало ясно, что главные «болячки» ИС-1 удалось устранить.

Испытания по преодолению брода.

Параллельно с испытаниями танка продолжались испытания и воздухоочистителя «Мультициклон». Он показал себя весьма эффективным, но при этом отмечались огрехи сборки. Также небольшие неполадки, связанные с заводским дефектом, обнаружились в работе мотора. К слову, двигатели у ИС были другие, нежели у ИС-1 или КВ-1с. Они получили обозначение В2-ИС, их мощность составляла 520 лошадиных сил при 2000 об/мин.

Несмотря на некоторые огрехи, ИС получился гораздо более надёжной машиной, чем предшественники. По итогам испытаний был составлен список необходимых исправлений, который состоял всего из 8 пунктов. В основном претензии касались отделения управления.

Первый опытный ИС после перевооружения орудием Д-5Т.

Второй опытный образец ИС испытывался с 22 июля 1943 года, причем первые 29 километров он прошёл без башни. Всего же до 30 июля этот танк прошёл 355 километров, из них 215 по шоссе и 140 по проселку. Во время пробега машина испытывалась и на проходимость, в частности, преодолевала брод и поднималась на склон с максимальным уклоном 35 градусов. Средняя техническая скорость движения составила 19,1 км/ч, а чистого движения – 24,6 км/ч, то есть оказалась примерно на уровне первого образца.

Интересно, что при схожих погодных условиях максимальная температура воды в системе охлаждения оказалась ещё ниже (98 градусов для первого образца и 90 для второго), а расход топлива уменьшился до 300 литров на 100 километров. Отмечалась более надежная работа воздухоочистителя, да и в целом машина оказалась более надёжной. Разумеется, без дефектов дело не обошлось, но они не были критичными.

Одновременно с новой пушкой на машине появился клаксон от американского танка.

Последними испытаниями второй опытной машины стал отстрел орудия в заводском тире. Вскоре после этого первый опытный танк подвергся первой из многочисленных переделок. В начале августа машина наконец получила 85-мм пушку Д-5Т. Теперь можно было переходить к сравнительному испытанию вооружения.

Спустя полтора года после запуска программы КВ-13 в Челябинске появился танк, способный стать достойной заменой для КВ-1.

3:0 в пользу завода № 9

Задержка с установкой вооружения и изготовлением опытных машин привела к срыву сроков, указанных в постановлении ГКО №3289 от 5 мая 1943 года. В Челябинске на тот момент и без ИС хватало работы. ЧКЗ и завод №200 были перегружены выпуском Т-34, КВ-1с и СУ-152, и на этом фоне не стоит удивляться, что работы по опытным темам задерживались. Судя по всему, это понимали и наверху.

По причине задержки программу испытаний пришлось переделывать. 6 июля была подготовлена новая программа испытаний. Согласно ей, предполагалось сделать 961 выстрел из пушки С-31, установленной во втором образце ИС, а также 892 выстрела из орудия Д-5Т-85, которое поставили в первую машину. Также программу включала испытания пробегом.

Первый образец ИС с орудием Д-5Т на испытаниях.

Эти же испытания формально должны были помочь определиться с выбором вооружения тяжёлого танка, который должен был стать временной мерой до начала серийного выпуска ИС. Впрочем, на самом деле всё было решено ещё до начала испытаний. 8 августа 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №3891сс «О производстве танков КВ с 85 мм пушкой (КВ-85)». Выбор был сделан в пользу Объекта 239, который использовал ту же башню, что и ИС, и вооружался 85-мм пушкой Д-5Т-85.

Объяснялось это решение тем, что в конце июля 1943 года прошли совместные испытания опытных образцов самоходных артиллерийских установок СУ-85 и СУ-122-III. На них явным победителем стала система Д-5С-85. Так КБ завода №9 одержало первую победу над ЦАКБ. Неудивительно, что эту же систему выбрали и для установки в КВ-85. Свердловские оружейники победили своих коллег еще до начала совместных испытаний танков с разным вооружением.

Вторая опытная машина, которая также получила дополнительные топливные баки.

Испытания проходили с 21 по 24 августа на Гороховецком артиллерийском научно-испытательном опытном полигоне (АНИОП). К тому моменту оба танка получили дополнительны топливные баки.

С-31 с самого начала уступала конкуренту. По замерам полигонных испытателей длина отката этой пушки составляла 480-570 мм, и это было явно больше нормы. Также минусом системы было наличие дополнительных грузов, которыми её уравновешивали. Длина отката Д-5Т-85 оказалась существенно меньшей – 240-300 мм. Более удобным оказался доступ к противооткатным приспособлениям, за счёт более короткого отката гильзоулавливатель получился меньшего размера. Наконец, подвижная бронировка была легче на 270 килограмм. Отсутствовали у этой системы и и дополнительные грузы.

Первый ИС на испытаниях осенью 1943 года.

Реальный объем испытаний оказался меньшим, чем планировалось изначально. Из С-31 сделали 302 выстрела (из них 160 усиленным зарядом), а из Д-5Т-85 – 329 (в том числе тоже 160 с усиленным зарядом). Выяснилось, что кучность у Д-5Т была более высокой. У С-31 наблюдался более высокий угол вылета орудия (угол, образованный направлением оси канала ствола наведённого оружия до выстрела и направлением той же оси в момент вылета снаряда из канала ствола). Скорострельность Д-5Т составила 8-13 выстрелов в минуту, а у С-31 – 7-15 выстрелов в минуту. Д-5Т явно вырывалась вперед.

Формальные сравнительные испытания лишний раз подтвердилась правильность выбора этого орудия в качестве основного вооружения для КВ-85. Итоги испытаний позволили, наконец, окончательно определиться и с выбором нового тяжёлого танка. 4 сентября 1943 года Сталин подписал постановление ГКО №4043 «О производстве танков ИС».

Таким один из ИС сохранился до наших дней. Фото сделано в 80-е годы. На переднем плане стоит Н.Ф. Шашмурин, превративший КВ-13, «гадкого утенка» конструкции Цейца, в лучший советский тяжелый танк военного периода

На этом испытания опытных образцов ИС не закончились. К 5 октябрю первый танк прошел 1478 километров, а второй – 1151 километр. В дальнейшем второй ИС перевооружили на 122-мм пушку Д-25. Что же касается первой машины, то она послужила своеобразным испытательным стендом. На ней отрабатывались детали и агрегаты, которые позже использовались в конструкции серийного танка, получившего обозначение ИС-85. К 15 декабря танк преодолел 4243 километра. На нем испытывались траки из стали 27 СГТ и стали ЛВТ №92, новые подшипники и ряд других элементов.

Позже оба опытных танка неоднократно переделывались. Один из них сейчас находится на территории Кировского завода в Санкт-Петербурге. Какая именно это машина – первая или вторая – сказать сложно. Но характерная кормовая плита и кожухи выхлопных труб указывают на то, что перед нами именно опытный танк.

Источники:— Материалы РГАЭ;— Материалы ЦАМО РФ;— Материалы РГАСПИ;— Архив Геннадия Малышева;— Архив Сергея Нетребенко;— Архив Александра Смирнова.

/Юрий Пашолок, warspot.ru/

army-news.ru

Советский тяжелый танк ИС-7 (25 фото + 1 видео)

ИС-7 был безусловно самым мощным танком своего времени в мире. По совокупности характеристик он значительно превосходил все существующие на тот момент и даже перспективные машины. Но планы военно-политического руководства на ракетно-ядерный конфликт похоронили саму концепцию столь мощного и дорогого танка. Ставка была сделана на полчища дешёвых средних танков.

Один из лучших

Советский тяжёлый танк ИС-7 должен был впитать в себя весь опыт Второй мировой войны и стать боевой машиной, превосходящей на голову все существующие. Он получил отличную защиту, мощное вооружение и был способен передвигаться практически со скоростью среднего танка. ИС-7 разработали в крайне сжатые сроки, создав более 1500 чертежей, применив более 25 новаторских идей, нетипичных для танкостроения и задействовав более 20 научных учреждений.

Но почему-то этот инновационный танк не стал основой советских бронетанковых войск, более того, ни один из заказанных в количестве 50 образцов ИС-7 так и не покинул заводские ворота.

Создание

Для создания ИС-7 были привлечены конструкторы, набравшиеся много опыта во время проектирования тяжёлых танков. Главный конструктор Котин возглавил эти работы, начавшиеся в 1945 году. Тогда прорабатывалось три варианта, а именно объект 257, 258 и 259. Их отличие заключалось в двигателе и трансмиссии.

Позже, летом 1945 года, появилась очередная версия — объект 260, который потом и стал ИС-7.

9 сентября чертежи были подписаны Котиным, но в 1946 году решили, не меняя индекс, изменить танк.

В первом образце предполагали использовать электрическую трансмиссию и два дизельных двигателя В-16.

Во второй, ставший окончательным, установили более традиционную силовую установку.

8 сентября 1946 года был собран первый образец, показавший на испытаниях соответствие требованиям. 25 декабря был собран второй.

Главный испытатель, Кульчицкий, оказался в восторге от лёгкости управления новой машиной, чей вес достигал 68 тонн.

Броня ИС-7 не пробивалась даже собственным орудием, во время одного из испытаний внутрь поместили собак, которые совершенно не пострадали от обстрела.

Однако, были и негативные моменты вроде пожара из-за выработавшего ресурс двигателя и разрушения подвески из-за обстрела.

ИС-7 получился очень удачным, но, по непонятным причинам, производство первой опытной партии постоянно откладывалось, позже было предложено снизить его вес до 50 тонн, что было невозможным для заданных характеристик. В итоге серийное производство так и не началось, а в наши дни остался лишь один экземпляр ИС-7, стоящий в музее в Кубинке.

Конструкция и компоновка

Предполагалось, что танк станет по настоящему инновационным, благодаря сочетанию своих тактико-технических характеристик.

При весе в 68 тонн, примерно равном Королевскому Тигру, ИС-7 намного превосходил его в защите, подвижности и огневой мощи, выйдя всего на 2 года позже. Это стало возможным благодаря сильно дифференцированной броне, расположенной под значительными наклонами и решениям вроде щучьего носа.

Танк был создан по классической компоновочной схеме, мехводом в начале корпуса, башней, вмещающей в себя остальных 4 членов экипажа, посередине и моторно-трансмиссионным отделением сзади. Ведущие колёса и трансмиссия также находились сзади.

Корпус и башня обладали весьма непривычной формой, берущей своё начало у ИС-3 и обеспечивали большую приведённую толщину брони вместе с хорошими шансами рикошета.

Корпус

Для обеспечения максимальной защиты, как показал опыт Второй мировой войны и Т-34, необходимо располагать броню под наклоном. На ИС-3 пошли ещё дальше и верхний лобовой лист не просто поставили под углом, а ещё и разделили на две части, наклонённые друг к другу. Такая форма обеспечивала большую защиту чем один прямоугольный кусок брони от огня в лоб и получила название «щучий нос».

ИС-7 тоже получил такой же лоб, из двух листов толщиной 150 мм, установленных под углом 65°. Благодаря форме приведённая толщина брони достигла 260 мм. Таким образом, ИС-7 стал первым танком, способным выдержать выстрел немецкого орудия PaK 44 L/55 калибром 128 мм, установленного на Ягдтигр. Также, он выдерживал и своё 130 мм орудие С-70. Нижний бронелист имел толщину 150 мм и был расположен под углом 50°.

Борта были сложной изогнутой формы, причём, для большей прочности, выгибались прессом, и состояли из верхней, толщиной 150 мм части, и нижней, вогнутой внутрь, 100 мм части.

Корма также была сложной изогнутой формы и состояла из двух деталей — верхней 60 мм и нижней 100 мм.

В корпусе находились резиновых баков, способных выдерживать давление 0,5 атм и общей ёмкостью 1300 литров.

Башня

У первых прототипов башня сильно напоминала установленную на ИС-3, но позже была изменена.

Она стала более приплюснутой и бронированной, производилась с помощью литья, толщина плавно менялась, от 210 мм во лбу до 94 в корме, под переменным наклоном в 51° — 60°. Также установили очень прочную маску орудия, толщиной 355 мм.

4 члена экипажа размещались внутри башни — два заряжающих в задней части башни, наводчик слева от орудия и командир справа.

Вооружение

В качестве орудия на танк сначала установили пушку С-26 калибром 130 мм, 3 пулемёта ДТ и 2 КПВ.

Позже орудие сменили на С-70 такого же калибра, с начальной скоростью полёта снаряда 900 м/с и 8 пулемётов.

Появился прибор управления огнём, сделавший независимым наведение прицела от положения пушки. Наводчик указывал точку прицеливания, после чего стабилизированное орудие автоматически наводилось в нужное место.

Ещё одной новинкой стал транспортёр для снарядов, облегчавший работу экипажа. Благодаря ему и 2 заряжающим, скорострельность ИС-7 достигала 8 выстрелов в минуту.

3 пулемёта устанавливались в маске пушки, 2 РП-46 на надгусеничных полках, ещё два на задней части башни, также был зенитный, установленный на штанге, прикреплённой к крыше башни. Все они обладали дистанционным управлением и наводились заряжающими.

Боекомплект пушки составлял 30 снарядов, пулёметов — 400 крупнокалиберных и 2500 мелкокалиберных патронов.

Двигатель и трансмиссия

В самом начале прорабатывались несколько вариантов силовой установки, например, состоящей из 2 дизельных двигателей В-16 мощностью 1200 л.с. и электрической либо механической трансмиссией.

Позже на танк установили серийный и проверенный дизель М-50Т мощность 1050 л.с. Его недостатком было то, что он предназначался для морских катеров, в связи с чем обладал довольно крупными габаритами.

На ИС-7 установили эжекторную систему охлаждения, впервые для советского танкостроения, и инерционный воздушный фильтр.

Трансмиссию не стали излишне усложнять и оставили обычную механическую. Испытатель позже вспоминал, что переключение передач было очень лёгким, как и управление танком в целом.

Также установили автоматическую систему пожаротушения, созданную Шемелиным, которая следила с помощью датчиков за состоянием МТО и могла включаться до 3 раз, однако на испытаниях один танк полностью сгорел, так и не сумев потушиться.

Трансмиссия танка была спроектирована в двух вариантах. Первый, изготовленный и испытанный в ИС-7, имел шестиступенчатую КП с кареточным переключением и синхронизаторами. Механизм поворота — планетарный, двухступенчатый. Управление имело гидравлические сервоприводы. При испытаниях трансмиссия показала хорошие тяговые качества, обеспечив высокие средние скорости танка.

Второй вариант механической трансмиссии был разработан совместно с МВТУ имени Н.Э.Баумана. Трансмиссия — планетарная, 8-ступенчатая, с механизмом поворота типа ЗК. Управление танком облегчалось гидравлическими сервоприводами с перспективным выбором передач.

При разработке ходовой части конструкторским отделом был спроектирован ряд вариантов подвесок, изготовленных и подвергнутых лабораторно-ходовым испытаниям на серийных танках и на первом опытном танке ИС-7. На их основании были разработаны окончательные рабочие чертежи всей ходовой части.

Впервые в отечественном танкостроении были применены гусеницы с резино-металлическим шарниром (или, как тогда говорили, с сайлент-блоком), гидравлические амортизаторы двухстороннего действия, опорные катки с внутренней амортизацией, работающие при больших нагрузках, пучковые торсионы.

Из-за больших габаритов двигателя корпус оказался бы слишком высоким при использовании традиционной подвески. Поэтому были разработаны пучковые торсионы, которые обеспечили высоту корпуса даже меньше, чем у ИС-2 и ИС-3.

Направляющее колесо находилось спереди, ведущее сзади, между ними располагалось 7 опорных катков, при этом от поддерживающих отказались.

Для обеспечения плавности хода на ИС-7 установили гидравлические двухсторонние амортизаторы.

Гусеница с резинометаллическими шарнирами и литыми траками была сложна в производстве, но обладала хорошей износоустойчивостью и пониженным шумом.

Летом 1948 года Кировский завод изготовил четыре ИС-7, которые после проведения заводских испытаний передали на государственные. Председателем Государственной комиссии назначили генерал-майора A.M.Сыча. Танк произвел сильное впечатление на членов комиссии: при массе 68 т машина без труда развивала скорость 60 км/ч, обладала отличной проходимостью.

Рассмотрим ИС-7 в сравнении с послевоенной генерацией танков. Основными танками на вооружении НАТО тогда стали британский «Центурион» и американский «Паттон». Их вооружение составляли 83,2мм и 90мм орудия с высокой начальной скоростью снаряда.(оба впоследствии получили 105мм орудие) Для противостояния ИС-3 за рубежом были созданы два тяжёлых танка — М-103 и «Конкерор» оснащённые 120мм орудием с начальной скоростью 1000м/с. Лобовая броня ИС-7 была неуязвима для бронебойных снарядов тяжёлых танков на расстоянии свыше 1000м. Бортовая защита выдерживала попадания снарядов средних танков. На испытаниях бронезащита ИС-7 показала невероятную для того времени баллистическую стойкость. Она выдержала попадания из немецкого 128мм орудия и даже собственного 130мм. В годы войны 128мм орудие поражало любой танк на любой дистанции в т.ч. ИС-2. Собственное орудие ИС-7 имело калибр 130мм и начальную скорость снаряда 900м/с и имело бронепробиваемость свыше 185мм на дистанции 1,5км. Была решена главная проблема крупнокалиберного орудия — скорострельность. С помощью механизма заряжания и введения в экипаж двух заряжающих была достигнута скорострельность 6-8 выстрелов в минуту. Прицельный комплекс так же был значительно улучшен, танк был способен вести бой на дальней дистанции с предельной точностью. Таким образом ИС-7 мог уничтожать любые типы танков НАТО находясь вне их зоны поражения. В годы второй мировой тяжёлые танки превосходя средние по боевым характеристикам значительно уступали им в подвижности. Эта проблема была решена установкой 1000-сильного двигателя и новейшей трансмиссии с сервоприводами. Его броневая защита в то время была практически неуязвима. Достаточно сказать, что ИС-7 выдерживал обстрел не только 128-мм немецкой пушки, но и собственного 130-мм орудия.

Во время испытаний был проведен любопытный эксперимент по выяснению воздействия на экипаж прямых попаданий в танк артиллерийских снарядов. На места экипажа посадили собак, после чего подвергли ИС-7 обстрелу. Однако на состоянии животных результаты обстрела никак не сказались.

Рассмотрим ИС-7 в сравнении с послевоенной генерацией танков. Основными танками на вооружении НАТО тогда стали британский «Центурион» и американский «Паттон». Их вооружение составляли 83,2мм и 90мм орудия с высокой начальной скоростью снаряда.(оба впоследствии получили 105мм орудие) Для противостояния ИС-3 за рубежом были созданы два тяжёлых танка — М-103 и «Конкерор» оснащённые 120мм орудием с начальной скоростью 1000м/с. Лобовая броня ИС-7 была неуязвима для бронебойных снарядов тяжёлых танков на расстоянии свыше 1000м. Бортовая защита выдерживала попадания снарядов средних танков. На испытаниях бронезащита ИС-7 показала невероятную для того времени баллистическую стойкость. В годы войны 128мм орудие поражало любой танк на любой дистанции в т.ч. ИС-2. Собственное орудие ИС-7 имело калибр 130мм и начальную скорость снаряда 900м/с и имело бронепробиваемость свыше 185мм на дистанции 1,5км. Была решена главная проблема крупнокалиберного орудия — скорострельность. С помощью механизма заряжания и введения в экипаж двух заряжающих была достигнута скорострельность 6-8 выстрелов в минуту. Прицельный комплекс так же был значительно улучшен, танк был способен вести бой на дальней дистанции с предельной точностью.

Таким образом ИС-7 мог уничтожать любые типы танков НАТО находясь вне их зоны поражения. В годы второй мировой тяжёлые танки превосходя средние по боевым характеристикам значительно уступали им в подвижности. Эта проблема была решена установкой 1000-сильного двигателя и новейшей трансмиссии с сервоприводами. Огромный 68-ми тонный танк разгонялся до 60 км/ч и при этом был легко управляем. М-103 и «Конкерор» будучи по бронезащите и вооружению более менее адекватны ИС-7, значительно уступали ему в скорости и подвижности. Для борьбы с небронированными целями и пехотой наш танк имел и чрезвычайно мощное стрелковое вооружение. В итоге СССР мог получить прообраз современного основного танка который бы обесценил танковые арсеналы вероятного противника. К сожалению прогресс противотанкового, ядерного вооружения и авиации поставил под сомнение концепцию «идеального» танка. Совершенствование кумулятивных боеприпасов резко снизило ценность его мощной баллистической бронезащиты.

Столь революционные новшества в конструкции танка тоже страдали от военной культуры производства и недостатка технологической базы. Двигатель постоянно выходил из строя, система пожаротушения не срабатывала, трансмиссия с трудом выдерживала нагрузки, были и другие «детские болезни». Конечно за все эти великолепные характеристики пришлось заплатить непомерной массой в 68 тонн, из за чего была резко снижена оперативная подвижность.

Транспортировка танка такой массы в советской армии не была предусмотрена, впрочем немцы вполне справлялись с транспортировкой 68- тонного «Королевского Тигра» и 72-тонного «Ягдтигра».

Эпилог

Танк ИС-7 получился по-настоящему уникальным. Он имел непревзойдённую защиту, мощнейшее орудие и отличную подвижность, но эра тяжёлых танков подходила к своему концу. На их место скоро должны были придти сначала средние танки, потом ОБТ.

Появись ИС-7 в другое время или в другой стране, чьё руководство не побоялось бы запустить его в серию, он бы стал лучшим в мире, обойдя все современные себе танки по ключевым характеристикам, но история не терпит сослагательного наклонения.

Другие статьи:

nlo-mir.ru

Тяжелый танк ИС-3.

Советский тяжелый танк ИС-3 представлял собой капитальную модернизацию танка ИС-2 и был принят на вооружение в конце мая 1945г. Работу над модернизацией, а по существу – конструированию новой машины проводили конструкторы Челябинского Кировского завода (ЧКЗ). Формально старт конструкторским работам положило постановление ГК от 8 апреля 1944г. Общее руководство проектированием ИС-3 вел Н.Л. Духов, непосредственным руководителем был назначен М.Ф.Балжи.

 Рождение нового тяжелого танка.

Основными направлениями, по которым должна была проводиться модернизация тяжелого танка ИС-2, были определены заданием   и состояли в следующем:

  • замену литой конструкции носа сварной из катанного броневого листа для обеспечения лучшей стойкости. Что должно было обеспечить не пробитие носового  узла ИС-3, подкалиберными и бронебойными снарядами танковых пушек танков «Тигр» и «Пантера» на всех дистанциях боя;
  • внести изменение в боевую укладку, установить крупнокалиберный зенитный пулемет.;
  • изменить форму башни и усилить ее лобовую часть, обеспечив ей одинаковую снарядостойкость с носовой частью;
  • вынести топливные баки за пределы отделения управления ИС-3.

Итак, еще двадцать пунктов технического задания.

Ход работ по модернизации протекал довольно медленно. Сроки выполнения задания конструкторским коллективом были сорваны. Военные представители обвиняли в этом руководство завода, по их убеждению не заинтересованное в модернизации ИС-2. Поскольку занимались доводкой и продвижением опытного образа тяжелого танка, собственной конструкции –«Объект 701». Конструкторы и опытное производство, вопреки приказу, занимались его доводкой, не отвлекаясь на модернизацию ИС-2. И только к концу июля, руководство ЧКЗ, убедившись в том, что ближайшее время довести свой танк до ума не получится, а дальнейшее промедление чревато, рушили ускорить работы над правительственным заданием. И только во второй половине августа ГБТУ получило чертежи узлов и агрегатов модернизированного ИС. Первый модернизированный корпус стали собирать только в конце сентября, опять же его сборка протекала крайне медленно из-за недостаточного числа привлеченных монтажников. Корпус военной приемке предъявили только в конце октября. Во время пробного пробега обнаружили утечку масла из коробки перемены передач. После устранения проблемы, на ходовых испытаниях разрушился картер привода вентилятора, что положило конец испытаниям боевой машины. Решить проблемы в короткие сроки не удалось. Модернизированный корпус содержал в себе большое количество изменений по сравнению с серийным.

Все эти изменения в конструкцию, требовали серьезной доработки и доводки. Вместе с этим, росло убеждение, что большая часть внесенных ими изменений большой пользы в плане улучшения ТТХ ИС-2, не приносят. А их количество только затруднит производство. Поэтому учитывая опыт эксплуатации ИС-2 в войсках, конструкторский коллектив ЧКЗ, посчитал, что маневренность с двигателем существующей мощности достаточна и решил не вносить предусмотренных заданием на проектирование изменений в ходовую часть, силовую установку и трансмиссию. Поэтому все усилия в плане модернизации они направили только на усиление броневой защиты. Собранных на практике данных по вероятности попадания в ту или иную часть корпуса тяжелых танков конструкторы не имели. Таковые имелись по танку Т-34 приемлемы ли они к тяжелому танку или нет, было не ясно, но поскольку других данных не было решили воспользоваться результатами для среднего танка. В соответствии с имеющимися данными дифференцировали броневую защиту и изменили углы ее наклона. Большое внимание требовала защита башни, которая показала себя одним из самых уязвимых мест. В конце ноября 1944г цех ЧКЗ покинул второй по счету модернизированный ИС-2, который позднее получит индекс ИС-3. По сравнению с предшественником ИС-3 отличался составным бортами, соединенными при мощи электросварки в паз, корытообразной формой днища, полностью сварным корпусом из катаной брони. Башня ИС-3 представляла монолитную отливку, баки были внесены в моторное отделение, внесены изменения в КПП, улучшен обзор с места механика -водителя ИС-3 при движении по-походному. 16 ноября 1944 г. опытный образец ИС-3 поступил на государственные испытания, в ходе которых вышел из строя при испытаниях на гарантийный километраж из-за поломки вентилятора. В целом по эксплуатационным характеристикам и надежности ИС-3 оказался близок своему предшественнику.

Обстрел корпуса показал явные преимущества по стойкости по сравнению с ИС-2. В общем, проведенные испытания позволили комиссии рекомендовать принять танк ИС-3 на вооружение, с условием устранения выявленных недостатков. В декабре 1944г. заводом №100 и ЦНИИ-48 был предложен собственный проект модернизации броневой защиты. Рассмотрев оба проекта, Московский филиал НИИ-48 выступил с предложением заимствовать от двух проектов наиболее удачные технические решения и воплотить их в новом танке. Для чего носовая часть корпуса (двухскатный нос) должна была заимствована из проекта завода №100-ЦНИИ, днище из проекта Кировского завода. Башня должна была сочетать в себе предложения обеих проектов –поперечное сечение по принципу предложенному ЧКЗ, а горизонтальные сечения проект №100 и ЦНИИ-48. 16 декабря 1944 г. Малышев издал приказ, в котором, взяв за основу рекомендации НИИ-48, дал ход созданию нового танка и выпуску опытной партии в количестве 10 танков ИС-3 уже к 25 января. Чтобы перестраховаться, Малышев и Федоренко обратились с письмом к Сталину, в котором описали ситуацию с модернизацией и свои действия. Сталин одобрил решения Малышева и к 12 февраля 1945 г. ЧКЗ закончил первые два корпуса ИС-3, которые были отправлены для обстрела на полигон. 22 февраля 1945г ИС-3 был отправлен на испытания в Кубинку. После испытаний, на основании заключения комиссии, Сталиным был подписан приказ, уточняющий ТТХ танка. После прохождения испытаний вторым образцом танка, танк рекомендовали к принятию на вооружение.

Схема бронирования танка ИС-3

Эскиз ИС-3

Общий вид танковой пушки 122 мм пушки Д-25Т

По состоянию на 24 мая изготовлено было 29 танков ИС-3 из них 12 еще не прошли заводские испытания. В боевых действиях против Германии ИС-3 не участвовали. Как не участвовали ИС-3 и войне с Японией.  

ТТХ танка ИС-3. Общие данные

Общие данные
Боевая масса 46-46,5 т
Вес башни 10,5-11 т
Длина, пушка вперед 9850 мм
Длина, пушка назад 8450 мм
Длина по корпусу 6900 мм
Ширина 3150 мм
Высота по:  
             перископам 2450 мм
             пулемету ДШК 2950 мм
Ширина колеи 25000 мм
Длина опорной поверхности 4300 мм 
Клиренс 465 мм
Диаметр погона 1840 мм
Высота линии огня 1800 мм
Удельное  давление  0,8 кг/см2
Экипаж  4  человека

 

 

Скорость движения
Максимальная скорость 40 км/ч
Средняя  скорость:
                            по шоссе 30 км/ч
                            по грунтовой дороге 20 км/ч
                            по целине 10 км/ч
Эксплуатационные данные
Расход топлива на км. пути 2,5-4,5 л
Расход топлива на 1 час работы 40-70 л
Расход масла на км. пути. 0,15-0,30 л
Расход масла на час работы двигателя 2,5-7 л
Расход всем аргратами танка 4,5 кг
Запас хода по топливу основных баков: 
по шоссе 185 км
по грунтовой дороге 115 км
по целине 95 км 

ТТХ танка ИС-3. Преодолеваемые препятствия

Преодолеваемые препятствия
Макс. угол подъема 32о
Макс. угол крена 30о
Ширина рва 25 м
Глубина брода 1,4 м
Высота стенки 1,0 м
Вооружение
Пушка 122-мм  пушка Д-25
Начальная скорость 781 м/с
Вес снаряда 25 кг
Вес выстрела  40,6 кг
Вес качающейся части 2365 кг
Наибольшая дальность стрельбы:
при помощи прицела 5000м
при помощи боковогоуровня 15000 м
Скорострельность 2-3 выстрела
Длина ствола  48 калибров

ТТХ танка ИС-3. Скорость движения

Скорость движения
Максимальная скорость 40 км/ч
Средняя  скорость:
                            по шоссе 30 км/ч
                            по грунтовой дороге 20 км/ч
                            по целине 10 км/ч
Эксплуатационные данные
Расход топлива на км. пути 2,5-4,5 л
Расход топлива на 1 час работы 40-70 л
Расход масла на км. пути. 0,15-0,30 л
Расход масла на час работы двигателя 2,5-7 л
Расход всем аргратами танка 4,5 кг
Запас хода по топливу основных баков: 
по шоссе 185 км
по грунтовой дороге 115 км
по целине 95 км 

 

Производство танка ИС-3
1945 1946 Всего
955 600 1555

Видео с участием танка ИС-3.

  • Видео 1.
  • Видео 2.

ww2tanki.ru