Ответы на вопросы. «Эсминцы-призраки» Антарктического флота СССР. Советские и трофейные эсминцы


Трофеи и репарации ВМФ СССР после Второй мировой войны

Эсминец «Ветреный» (IJN Hatsuzakura) в 1945 г. Трофеи и репарации ВМФ СССР после Второй мировой войны — итальянские, немецкие и японские корабли, полученные Советским Союзом по итогам Второй мировой войны. На основании решений Тегеранской и Потсдамской конференций корабли и суда итальянского, германского и японского военно-морских флотов подлежали уничтожению или сдаче союзникам. При разделе остатков ВМФ побеждённых государств развернулась острая борьба, в которой бывшие союзники стремились не допустить усиления флотов друг друга и были готовы даже на потопление захваченных кораблей.

Трофеи и репарации

Репарации от Германии

В результате раздела остатков Кригсмарине Советский Союз получил:

Также были получены некоторые другие корабли и суда[1].

Репарации от Японии

В результате раздела кораблей Императорского флота Японии, переживших войну, Советский Союз получил:

  • 7 эсминцев,
  • 17 эскортных кораблей,
  • 2 малых минных заградителя,
  • 1 охотник за подводными лодками,
  • 1 минный тральщик,
  • 3 малых вспомогательных тральщика;

По условиям раздела все японские корабли были демилитаризованы, т. е. вооружение с них было снято[1].

Репарации от Италии

Из состава Военно-морских сил Италии Советскому Союзу достались:

После получения Советским Союзом итальянских кораблей[1] из состава Северного флота были выведены и возвращены их владельцам 1 линейный корабль, 1 крейсер, 7 миноносцев и 3 подводные лодки, переданные СССР союзниками еще в 1944 году в счёт будущих репараций с Италии[2].

Состояние трофейной техники

Корабли и суда, полученные Советским Союзом в качестве репараций, в подавляющем большинстве имели устаревшую конструкцию, с изношенное оружие, корпуса и механизмы и не обеспечены запасными частями и боезапасом. Поэтому большая часть трофеев не была введена в боевой состав флота, а остальная часть служила недолго.

См. также

Примечания

  1. ↑ 1,01,11,2 Бережной С. С. Трофеи и репарации ВМФ СССР
  2. ↑ Бережной С. С. Флот СССР. Корабли и суда лендлиза

Литература

  • Бережной С. С. Трофеи и репарации ВМФ СССР. — Справочник. — Якутск: 1994. — 194 с.
  • Бережной С. С. Флот СССР. Корабли и суда лендлиза. — Справочник. — СПб: Велень, 1994. — 399 с. — ISBN 5-85817-006-4

wiki.wargaming.net

Морские трофеи и репарации. | Военная история

 

 

Японский эсминец «Харуцуки» (будущий «Внезапный») в море в декабре 1944 года.

После войны 28 августа 1947 года был передан СССР и вошел в состав флота под именем «Внезапный». Прослужил в советском флоте до 4 июня 1969 года. Был вооружён 100-мм орудиями, 4-мя 610-мм торпедными аппаратами и 39 25-мм зенитных автоматов в строенных и одинарных установках, а также нес 54 глубинных бомбы. Развивал скорость до 33 узлов. Дальность хода — 8 300 миль при скорости 18 узлов.

Это так называемые ЭМ ПВО.

Японский миноносец Кизи, постройки 1937 года, будущий советский ЭМ Внимательный.

Японский эскадренный миноносец Хацудзакура типа Татибана, будуший советский эскадренный миноносец Ветреный, в Токийском заливе, 27 августа 1945 года.

Хибики, будущий ЭМ Верный.

 

Советский крейсер американской постройки «Мурманск» (до апреля 1944 года «Милуоки»).

 

Американский крейсер «Милуоки» постройки 1923 года в апреле 1944 года был передан Северному флоту вместо итальянского крейсера «Дука д'Аоста», отходившего Советскому Союзу в счет репараций Италии.

Осенью 44 года крейсер совершил единственную боевую операцию, которая осталась зафиксированной документально. 30 октября из Молотовска в Мурманск вышла группа из 15 транспортов и двух танкеров. Суда составляли Беломорскую группу конвоя RA-61. Боевое охранение транспортных судов возглавил «Мурманск».

До окончания боевых действий «Мурманск» больше не использовали в oперaциях флота. 3-5 июля 1945 г. эскадра в составе линкора «Архангельск», «Мурманска» и шести эсминцев совершила переход из Ваенги на Куйский рейд в Белом море. На переходе отрабатывалась задача – «оборона эскадры па переходе морем». 26 ноября 1945 г. «Мурманск» встал в Ростинский СРЗ в текущий ремонт.

Почти пять лет крейсер нёс службу в составе эскадры СФ. большую часть времени проводя на бочке на рейде Ваенги (Североморска). В боевых действиях участия он фактически не принимал, совершая редкие и непродолжительные выходы в море для отработки задач боевой подготовки. После окончания ремонта крейсер стал совершать более продолжительные и частые выходы и участвовал в итоговых учениях эскадры в Белом море в августе 1947 г.

16 марта 1949 г. в Филадельфии крейсер был возвращён ВМС США и продан на слом 10 декабря того же года американской судоразделочной компании в Уилмингтоне, штат Делавэр.

Советский линейный корабль «Архангельск» в плавании. Это бывший английский супердредноут Royal Sovereign, который 30 мая 1944 года был передан СССР в счет репараций с Италии и переименован в «Архангельск».

 

9 марта 1944 г. был "Ройял Соверен" зачислен в списки кораблей ВМФ СССР под именем «Архангельск». 30 мая принят советским экипажем, командир корабля контр-адмирал В.И.Иванов. 17 августа вышел из Скапа-Флоу в составе отряда боевых кораблей в Ваенгу (ныне Североморск), куда благополучно прибыл 24 августа. Далее до конца войны линкор не покидал Кольского залива, его не привлекали даже для огневого обеспечения наступления советских войск в середине октября 1944 г. Единственный раз его 15-дюймовые пушки громыхнули холостым залпом в День Победы.

 

В феврале 1949 г. Линкор был возвращен Великобритании где и был разобран.

Линкор Новороссийск-бывший итальянский Джулио Чезаре (Юлий Цезарь на итальянском) постройки начала ПМВ. Его судьба известна всем.

Недостроенный немецкий АВЛ Граф Цепеллин.

 

К апрелю 1945 г. состояние АВ характеризовалось следующим: артвооружение на нем отсутствовало, монтаж приборов и оборудование постов управления стрельбой не закончен; электрооборудование смонтировано лишь частично, как и специальные авиационно-технические устройства. Самолетов на корабле, естественно, не было. Однако «Graf Zeppelin» успел получить комплектную механическую установку, функционировали бортовые генераторы электроэнергии – для противника не представляло особого труда быстро превратить его во вспомогательный боевой корабль.

 

Момент наступления на город советских войск «Zeppelin» в протоке Монне реки Одер. в 1800 24 апреля 1945 г. старший морской начальник Штеттина капитан-цур-зее В. Кахлер (W. Kahler) отдал по радио приказ специальной команде, находившейся на АВ. Взрывы заложенных весьма грамотно зарядов привели в полную негодность к использованию и восстановлению главные турбины, электрогенераторы, самолетоподъемники. К моменту вступления в город советских войск через небольшие пробоины, трещины и неплотности наружной обшивки во внутренние отсеки корпуса АВ проникла забортная вода, и корабль поэтому находился в притопленном состоянии.

по поводу ремонта и дальнейшего использования АВ «Graf Zeppelin» в качестве своеобразного «испытательного стенда» при создании собственных АВ адмирал Н.Г. Кузнецов обращался в НКСП, получил принципиальное согласие Балтийского заводе на выполнение необходимых работ.

Однако правительство приняло более простое решение, к тому же совпадающее с принятыми союзниками договоренностями, издав 19 марта 1947 г. постановление №601-209сс «Об уничтожении в 1947 г. бывших немецких кораблей категории «С»». По предложению нового командования ВМС СССР, эти корабли было решено использовать для проведения экспериментов по изучению боевой живучести (так же поступали с трофейными кораблями союзники, ценнейший практический опыт был получен американцами в результате бомбометания по немецкому линейному кораблю «Ostfriesland» еще после окончания Первой мировой войны).

 

ББО Вяйнемяйнен. Куплен у финнов в 1947 году. Недорого-))

Практичные финны первоначально запросили 1 млрд 100 млн финских марок (с учётом инфляции), но позже корабль «ушёл» всего за 265 млн.

Лёгкий крейсер Нюрнберг-будущий советский Адмирал Макаров.

ну там были ещё гражданские-пресловутый Нахимов например (бывший Берлин) и т.д. Всего не перечислю.

 

 

maxpark.com

Ответы на вопросы. «Эсминцы-призраки» Антарктического флота СССР

Вопрос, заданный мне одним из старейших участников сайта, на первый взгляд, не нес в себе ни элементов детектива, ни желания испытать на прочность мою психику. Но так вышло, что именно такой эффект и получился. Плюс две недели копания информисточников в надежде хоть что-то прояснить в этой истории.

Выражаю огромную признательность Павлу Сергеевичу Лемешеву из Комсомольска-на Амуре, бывшему сотруднику завода №199, который помог помочь пролить свет на этот детективный кошмар.

Речь идет о событиях в Антарктиде в 1947 году, о 4-й экспедиции США под командованием Ричарда Бёрда.

Сколько бреда было написано об этих событиях, не передам. Тут и «летающие тарелки» под управлением то ли инопланетян, то ли немецких асов из «Анненэрбе», и воздушные бои советских «Кингкобр» с американскими самолетами, и призрачный советский флот из двух дизель-электроходов «Слава» и «Обь», и «сверхсекретные» эсминцы проекта 45-К.

Короче, рай для уфологов и «историков» формата «РЕН-ТВ» и «ТВ-3».

Некоторые авторы дошли даже до того, как Алексей Кулагин, например, что похоронили на станции «Новолазаревская» в Антарктиде 1 марта 1947 года… Артура Николаевича Чилингарова (http://ru-an.info/новости/сражение-за-антарктиду/)!!!

Прочтя это, поставил клеймо «бред» и больше к этой чумятине не возвращался. Ибо своими глазами наблюдал Героя Советского Союза и Героя России Чилингарова на открытии форума «АРМИЯ-2016». Вместе с его знаменитой бородой.

И дизель-электроходы, переоборудованные в рейдеры, никак не могли сражаться с кораблями 4-й экспедиции США и утопить один из них. Хотя бы просто потому, что дизель-электроход "Обь" был построен по советскому заказу в Нидерландах. И был спущен на воду в октябре 1953 года. А в свой первый антарктический поход отправился в 1955 году. И в Антарктике в то время никак не мог оказаться. Алиби…

Со «Славой» тоже не все просто. Китобой "Слава" был получен по репарации от Германии в 1946 году. В первый двух «арктических» походах "Славы" под командованием капитана Владимира Ивановича Воронина (да-да, того самого, чьим именем названа куча географических объектов на нашем Севере) основную массу китобоев составляли… норвежцы. Которые, согласно договору, обучали китобойному ремеслу наших моряков.

И только в 1947 году Воронина сменяет Алексей Соляник. Когда команда стала комплектоваться советскими моряками. А Воронин вернулся на свой ледокол «Иосиф Сталин».

Какие, простите, секретные походы, с норвежским экипажем?

С эсминцами интереснее.

Не знаю, кто был первым, скорее всего, Аркадий Заттец из Севастополя. Он в 1996 году запустил в альманахе «Судостроение СССР», а все желающие до сих пор гоняют одно и то же.

«Речь шла о трёх эскадренных миноносцах проекта 45: «Высоком», «Важном» и «Внушительном». Эсминцы были построены в 1945 году с использованием трофейных технологий, применявшихся японцами при проектировании своих эсминцев типа «Фубуки», предназначавшихся для плавания в суровых условиях северных и арктических морей.

Эсминцы проекта 45, впоследствии получившие имена «Высокий», «Важный» и «Внушительный», были построены в Комсомольске-на-Амуре на заводе 199, достроены и прошли испытания на заводе 202 во Владивостоке. В боевой состав флота они вошли в январе-июне 1945 года, но в боевых действиях против Японии (в августе того же года) никакого участия не принимали. В декабре 1945-го все три корабля побывали с краткими визитами в Циндао и Чифу (Китай).

В феврале 1946 года на заводе 202 на трёх новых эсминцах были начаты работы по переоборудованию согласно проекту 45-бис — усиление корпуса и монтаж дополнительного оборудования для плавания в сложных условиях высоких широт. На эсминце «Высокий» подверглись переделке килевые конструкции с целью обеспечения повышенной остойчивости, на «Важном» были демонтированы носовые башни и вместо них установлен ангар для четырёх гидросамолётов и катапульта».

Ну и так далее, в духе «РЕН-ТВ». Эсминцы ушли на юг, и дальнейшая судьба их неизвестна.

И вот тут начались нюансы.

1. «Трофейные технологии» японцев.

Начну с них. Это, простите, смех.

Да, по сочетанию тактико-технических характеристик на момент появления тип «Фубуки» не имел аналогов в мире, оказал существенное влияние на мировое военное судостроение в целом. Но это было в двадцатых годах. «Фубуки» строились с 1923 по 1926 годы.

Сомнительно, что «Хибики», один из двух эсминцев, переживших Вторую мировую и переданный СССР в счет репараций в 1947 году, представлял собой хоть какую-то ценность. Был переименован в «Верный» и закончил свою службу в качестве судна-мишени в 1953 году.

Да, в Японии эти эсминцы именовали «специальными». Но их специализация не имела ничего общего с заявленной «историками» способностью плавания во льдах. Силовая установка эсминцев позволяла им пройти без дозаправки 5 000 морских миль со скоростью 14 узлов. То есть почти 9 000 километров при 25 км/ч, если по-сухопутному.

Быть каким-то «носителем технологий» «Хибики» никак не мог еще и потому, что в указанный 1947 год, когда он был передан СССР, «эсминцы-призраки» уже вовсю нарезали в антарктических водах.

2. Проект 45-бис.

Выяснилось, что эсминцы проекта 45 бис — блеф чистейшей воды. Такого проекта не было и в помине. Был проект 45, по которому был построен всего один эсминец. "Опытный".

«Опытный» — экспериментальный корабль, проектируемый с целью достижения скорости хода до 45 узлов и дальности плавания до 2200 миль при сохранении водоизмещения проекта 7.

Заложен 26 июня 1935 года на заводе имени Жданова в Ленинграде (заводской № С-500), спущен 8 декабря 1935 года. При сборке корпусных конструкций применялась электросварка.

Корабль планировалось оснастить прямоточными котлами системы профессора Л. К. Рамзина, выдававших до 70 атмосфер. Котлы наших «семерок» тогда не выдавали больше 25 атмосфер.

К этому времени аналогичные котлы успешно эксплуатировались в стационарных условиях, однако работа при переменных нагрузках требовала систему автоматического управления.

Неработоспособность приборов автоматики, закупленных в Германии (от подобных котлов системы Вагнера), и задержка создания отечественной аппаратуры привели к тому, что к началу войны ГЭУ так и не была отлажена.

Использование котлов Рамзина позволило бы значительно усилить вооружение, однако разработка двухорудийных башен Б-31 не вышла из стадии эскизного проектирования и корабль был вооружен тремя серийным установками Б-13. То есть 3 орудия 130-мм вместо 6. Немного даже в сравнении с "семерками".

31 июля 1941 года начаты заводские ходовые испытания по сокращенной программе, а 17 августа 1941 года корабль был передан личному составу во временную эксплуатацию и 11 сентября 1941 года вошел в состав КБФ.

В сентябре — октябре 1941 года неоднократно получал повреждения от артиллерийского огня противника. В октябре 1941 года артустановки главного калибра были демонтированы и установлены обратно в июне 1942 года.

В 1942—1943 годах выполнил ряд стрельб по берегу.

В марте 1944 года законсервирован. Выведен из боевого состава 20 июня 1945 года и переклассифицирован в опытовый корабль. Сдан на слом в 1952 году.

Вот все, что можно сказать о проекте 45. Котлы Рамзина планировали установить на новые линкоры «Советский Союз» и «Советская Беларусь», но так как установки не показали ожидаемых результатов, от них отказались. Как и от строительства эсминцев проекта 45.

Естественно, никакого проекта 45-бис не последовало.

3. «Высокий», «Важный» и «Внушительный».

Как три былинных богатыря. То ли были, то ли нет.

Действительно, в архивах завода №199 сохранились сведения о постройке кораблей. Только не проекта 45, а 30.

«Внушительный», проект 30-К (заводской №3), заложен 16.10.1940, спущен на воду 18.07.1942, введен в строй 29.12.1947. В 1956 переоборудован в учебное судно УС-6, в 1976 исключен из списков флота и разделан на металл.

«Важный», проект 30-бис (заводской №12), заложен 30.10.1948, спущен на воду 04.09.1949, введен в строй 29.12.1949.

С 23 февраля 1950 года «Важный» входил в состав 5-го ВМФ, после расформирования которого 23 апреля 1953 года вошёл в состав Краснознамённого Тихоокеанского Флота. 7 мая 1956 года эсминец был выведен из боевого состава ВМФ, законсервирован и поставлен на отстой. 14 марта 1975 года разоружён и исключён из списков ВМФ; впоследствии разделан на металл

А вот «Высокого» нет. Такой корабль в Комсомольске-на-Амуре не строился.

Вот, собственно, ответ на вопрос. «Эсминцы-призраки» никогда не участвовали в походах в Антарктику, в составе сил «5-го Антарктичекого флота», которым командовал Папанин. И термин «5 Флот» расшифровывается очень просто.

В январе 1947 года Тихоокеанский флот был разделён на два флота — 5-й ВМФ (главная база — Владивосток) и 7-й ВМФ (главная база — Советская Гавань). В апреле 1953 года эти флоты были вновь объединены в Тихоокеанский флот.

Экспедиция Ричарда Бёрда началась 26 августа 1946 года и закончилась в конце февраля 1947 года.

«Важный» и «Внушительный» никак не могли в то время оказаться возле Антарктиды. Равно как на базе острова Кергелен или Циндао в 1945 году. Все это вымыслы неаккуратных «историков».

Многие из этих псевдоисториков апеллируют к тому, что от кораблей в истории не осталось ни одного снимка. И это подтверждает их «секретность».

Мое мнение таково: корабли проектов 30-К и 30-бис были не самыми лучшими кораблями. Более того, им на смену стремительно пришли более современные эсминцы проекта 56. «Тридцатые» же были просто обречены на простой. Судьба этих кораблей сложилась по-разному, кто-то был продан в другие страны, кто-то служил учебным судном. Кто-то просто простоял свой недолгий срок (согласитесь, 6-8 лет — это для эсминца маловато) у причальной стенки.

Возможно, этим и вызвано отсутствие фотографий у некоторых кораблей. Что дало возможность поспекулировать при создании слухов и домыслов.

Увы, но «лихие девяностые» принесли с собой много негатива и откровенной лжи. «Антарктические войны» — один из примеров.

topwar.ru

Советские подлодки трофейного производства: как западные технологии и японские станки строили армию СССР

Статья из журнала "Эхо планеты".Подавляющее большинство граждан России свято уверено в том, что СССР на протяжении всей своей истории делал самое лучшее в мире оружие, причем исключительно своими силами. Поэтому так шокируют начавшиеся в последнее время разговоры об импорте вооружений. Этот факт кажется подтверждением тезиса "Вот до чего страну довели!". Между тем, мнение о том, что Россия ничего никогда не импортировала, является в корне неверным.

Для Российской империи импорт вооружений был вещью совершенно обыденной. Чем более сложным и наукоемким было вооружение, тем выше была доля импорта. Соответственно, больше всего зависел от импорта Русский Императорский флот. Например, крейсер "Варяг" был построен в США. И даже те корабли, которые строились в самой России, были не полностью российскими. Например, на знаменитом эсминце "Новик", чей рекорд скорости (37,3 узла), установленный в 1913 году, и сейчас совершенно недостижим для 99,99 процента водоизмещающих судов, стояли немецкие турбины. То есть, именно они обеспечили ему эту рекордную скорость. Иностранной была на корабле практически вся оптика (дальномеры, прицелы и т.д.), без которой вести бой совершенно невозможно.

Исключительно импортной была российская истребительная авиация. 

СССР после своей международной легитимации, произошедшей в 1920-е годы, в значительной степени перенял практику "проклятого прошлого". Он широко начал импортировать вооружение и технологии производства. Что интересно, империалисты по этому поводу совершенно не комплексовали, продавая своим потенциальным "могильщикам" практически все подряд. В итоге их вклад в строительство Рабочее-крестьянской Красной Армии оказался не просто большим, но во многом решающим.

Например, все танки серии БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7), до начала 1940-х составлявшие основу танкового парка СССР, были созданы на основе концепции танка американского конструктора Уолтера Кристи. Самим американцам, которые после Первой мировой вернулись к привычному изоляционизму, эта замечательная машина показалась ненужной. Более того, и великий и непревзойденный Т-34 ходовую часть позаимствовал у того же самого Кристи. Кроме того, на всех танках БТ и на значительной части первых Т-34 стояли авиационные бензиновые двигатели М-17, сделанные на базе немецкого BMW VI.

Впрочем, иностранные авиационные моторы оказались гораздо значимее для советской авиации. Собственно, если бы не иностранные двигатели, никакой авиации у СССР просто не было бы. Причем не только в 1920-е - 1930-е, но и в 1940-е, то есть Советскому Союзу не на чем было бы воевать с немцами.

Так, моторы М-25, М-62, М-63, стоявшие на истребителях И-15, И-153 и И-16, на которых советские войска воевали в Испании, на Халхин-Голе и в начале Великой Отечественной, были сделаны на основе американского "Wright Cyclone" SСR-1820F3. Развитием этой же линии моторов стал знаменитый АШ-82, стоявший на лучших советских самолетах Великой Отечественной - истребителях Ла-5 и Ла-7 и бомбардировщике Ту-2.

В основе другой серии двигателей М-85, М-87, М-88 (стояли на бомбардировщике ДБ-3, он же Ил-4) - лежит французский "Gnome Rhone Mistral Major"-14K. Наконец, на всех Яках, а также на ЛаГГ-3 и на пикирующем бомбардировщике Пе-2 устанавливались моторы серии М-100, М-103, М-105. Они были созданы на базе французского "HispanoSuiza" 12Y.

Таким образом, абсолютно вся советская авиация воевала на иностранных двигателях. Разумеется, каждый следующий двигатель каждой серии все более "советизировался", но тем не менее, без американцев и французов у нас бы не было вообще ничего.

Нельзя не упомянуть, что основной, точнее - единственный, советский транспортный самолет Ли-2 был лицензионной копией американского DC-3.

Очень заметным был иностранный вклад в развитие советского флота. Например, на основе итальянских торпед 45F и 53F были созданы советские торпеды 45-36 и 53-38, которые еще довольно долго использовались в ВМФ СССР и после Великой Отечественной. На советских кораблях предвоенной постройки стояли итальянские приборы управления артиллерийской и торпедной стрельбой, английские, итальянские и немецкие дальномеры, зенитные автоматы "Эрликон" и "Бофорс".

Советская подлодка типа "С" была спроектирована на базе лодки Е-1, созданной для Испании голландским проектно-конструкторским бюро "Ingeneer Kontor vor Shiffbau", принадлежавшем немцам и укомплектованным немецкими инженерами. Поначалу она называлась в СССР "Н" ("немецкая" и лишь в 1937 году была переименована в "С" ("средняя"). Крейсер пр. 26 "Киров" строился по купленному в Италии проекту "Раймондо Монтекукколи". А прославившийся в годы войны на Черном море лидер "Ташкент" был просто приобретен в той же Италии.

Немецкие дизели фирмы МАN стояли на части подлодок серий "Д" и "С". Затем на основе этого дизеля был создан советский 38-К-8, который устанавливался практически на всех советских подлодках и на некоторых надводных кораблях. 

В годы Великой Отечественной импорт вооружений в рамках ленд-лиза стал массовым. Дискуссии по поводу роли ленд-лиза победы СССР носят крайне ожесточенный характер, причем в этих спорах идеология явно превалирует над фактологией. В рамках данной статьи решить вопрос совершенно точно не удастся.

При этом хочется напомнить, например, что все советские асы "пятидесятники" (в смысле количества сбитых самолетов), кроме Кожедуба и Ворожейкина, воевали на "Аэрокобрах". У "Аэрокобры" вообще очень интересная судьба. Из 9,5 тысячи произведенных в США самолетов этого типа более 5,5 тысячи ушло в СССР, то есть, этот американский самолет, по сути, стал советским. В несколько меньшей степени то же можно сказать про бомбардировщик и торпедоносец А-20 "Бостон", чрезвычайно популярный во второй половине войны в ВВС и авиации ВМФ СССР. Всего СССР получил 3,1 тысячи этих самолетов из 7,4 тысячи, выпущенных в США. Вообще, роль американских самолетов в советской авиации во время войны оказалась весьма заметной.

В Берлин советские войска въехали не только на "тридцатьчетверках", но и на "шерманах", а также на "виллисах", "доджах" и "студебеккерах". Союз получил по ленд-лизу больше автомобилей, чем произвел сам, качество же было просто несопоставимо - не в пользу СССР, к сожалению. Благодаря западным поставкам СССР смог практически свернуть во время войны свою станкостроительную промышленность, переориентировав соответствующие производственные мощности на выпуск собственно оружия. Станки всех типов, причем гораздо лучшего качества, чем отечественные, СССР получал от англосаксов. Таким образом, оружие, произведенное вместо станков, можно считать "косвенным ленд-лизом".

Англосаксы поставили СССР огромное количество средств связи и разведки, где советский и их технологический уровни были, увы, просто несопоставимы. Например, на кораблях и катерах советского ВМФ стояли почти исключительно западные локаторы (РЛС): американские SO-13, SL, SF, английские 271, 281, 282, 284, 285, 286, 291. А также гидроакустические станции (ГАС): английские "Дракон" ("Асдик" , 123, 128, 129, 132, 134, американские WEA-1, -2, QBE-3, QCS-1, QSL. И затем практически все советские РЛС и ГАС создавались на базе этих западных образцов. Конечно, РЛС и ГАС - не оружие, только без них корабль слеп и глух.

В общем, тема ленд-лиза, его роли в Великой Отечественной и в последующем военном строительстве в СССР совершенно необъятна. Про это можно написать еще десяток подобных статей. Очень скоро после победы над "Осью" началась холодная война между победителями. Из-за чего импорт СССР вооружений стал вроде бы невозможен. Тем не менее, и здесь не все так однозначно. 

В частности, очень пригодились трофеи. В первую очередь - во флоте, где итальянские и немецкие корабли служили Союзу до конца 50-х годов. С одним из них связана наиболее трагическая страница в истории советского ВМФ. Речь идет о линкоре "Новороссийск", бывшем итальянском "Джулио Чезаре", взорвавшемся в ноябре 1956 года у причала в Севастополе, тогда погибло более 600 человек.

С другим трофеем связана страница довольно позорная. Речь идет о немецком авианосце "Граф Цеппелин". Он был достроен немцами не полностью, но в целом был уже почти полноценным кораблем. Учитывая полное отсутствие в СССР опыта строительства авианосцев, его изучение было бы для нас чрезвычайно важным. Однако "Цеппелин" бессмысленно, если не сказать - варварски, был потоплен во время учений Балтфлота. При этом советская морская авиация продемонстрировала исключительно низкий уровень боевой подготовки: на огромный неподвижный не сопротивляющийся корабль было сброшено 100 авиабомб, из них в цель попали... 4!

В конце войны в Германии были созданы прекрасные подлодки XXI серии. Если бы немцы успели отправить их в бой в больших количествах, союзникам пришлось бы очень несладко. Но судьба у лодок оказалась другой - на их базе в СССР была построена самая большая в мирное время серия дизельных подлодок пр. 613, известных на Западе под названием Whiskey, более 200 штук. 

Эти лодки широко экспортировались за рубеж, строились по лицензии в Китае, до сих пор составляют основу довольно мощного подводного флота КНДР.

Огромный вклад в советскую ракетно-космическую программу внесли трофейные немецкие баллистические ракеты "Фау-2", в знаменитой королевской "семерке" много чего позаимствовано от детища Вернера фон Брауна. Справедливости ради надо сказать, что в американскую ракетно-космическую программу, включая высадку на Луну, немецкие трофеи, среди которых оказался сам Вернер фон Браун, внесли гораздо больший вклад.

Создание в СССР ядерной бомбы, то есть самого важного оружия из всех возможных, тоже не обошлось без западных технологий. Эта история сейчас прекрасно известна. Правда, надо сказать, что без достаточно высокого уровня развития науки и техники в собственной стране не поможет никакой шпионаж и никакой импорт. И сейчас большинство стран не способно создать ядерное оружие, даже если подарить им готовый экземпляр.

Среди важнейших трофеев Второй мировой парадоксальным образом оказалось и вооружение союзников. Как известно, Япония и СССР между собой до августа 1945 года не воевали, поэтому СССР с США были союзниками против Германии и Италии, но не были таковыми против Японии до августа 1945-го. Соответственно, СССР был обязан интернировать оказавшихся на его территории американцев, воюющих против Японии. И вот в 1944-1945 годах на советские дальневосточные аэродромы сели несколько поврежденных в ходе налетов на Японию американских стратегических бомбардировщиков В-29. На тот момент этот самолет был самым мощным в мире и не имел у нас даже отдаленных аналогов.

Естественно, к тому времени СССР Японию уже совершенно не боялся, поэтому экипажи "cверхкрепостей" в Союзе интернировать не собирались и сразу отправляли их в Штаты. А вот самолеты оставили себе. После окончания войны их перегнали в Подмосковье. И Сталин приказал ОКБ Туполева скопировать В-29.

В связи с этим между Туполевым и Сталиным состоялся исторический диалог, которым исчерпывающе описывалась тема, коей посвящена эта статья, до какой степени СССР зависел от иностранных вооружений и технологий и как они соотносились с советскими. В ответ на указание Сталина скопировать "сверхкрепость" Туполев сказал, что он может сделать самолет и лучше. В ответ на такое предложение "вождь народов" произнес поистине эпохальную фразу: "Не надо лучше. Сделайте такой же".

В итоге самолет под названием Ту-4 действительно сделали "таким же". Вплоть до пепельницы и дырки под банку кока-колы в кабине - хотя советским летчикам курить в полете запрещалось, а кока-кола им и не снилась - и даже случайной дырочки в крыле. Хотя часть приборов скопировать не удалось - не тянул СССР на это.

И после Великой Отечественной пригодились импортные авиадвигатели. На первый советский серийный реактивный истребитель МиГ-15 был установлен двигатель ВК-1, скопированный с английского Rolls Royce "Nene". Можно представить себе, как грызли по этому поводу локти англичане, когда МиГи сбивали в корейском небе в том числе и английские самолеты.

Во время той же Корейской войны Советский Союз очень старался добыть невредимый F-86 "Сейбр". В Корею даже была направлена эскадрилья, состоящая из лучших летчиков, с единственной целью - загнать "Сейбр" на советский аэродром. Ничего из этого не получилось, но удалось добыть почти целый F-86, совершивший посадку на брюхо на песчаный морской берег. Сталин и этот самолет потребовал скопировать, но его убедили в том, что это лишнее, "Сейбр" не имеет принципиальных преимуществ перед МиГ-15.

После этого, в общем, стали почти все делать сами, хотя в основе очень многого лежали образцы ленд-лизовские и трофейные. Импорт вооружений из стран "народной демократии" был невелик и обусловливался порой политическими, а не военными соображениями. Явно политическим было решение сделать единым учебно-тренировочным самолетом всех ВС Варшавского договора чехословацкий L-39. Это, видимо, стало некой негласной компенсацией за интервенцию 1968 года.

Значительная часть вспомогательных судов ВМФ СССР была построена за пределами страны, причем не только в "братских" Польше и ГДР, но и в "буржуазной" Финляндии. Кроме того, Польша строила для нас средние десантные корабли пр. 770, 771 и 773, большие десантные корабли пр. 775. 

А незадолго перед распадом Варшавского договора, СССР и исчезновением ГДР социалистическая Германия построила для СССР 12 малых противолодочных кораблей пр. 1331М, 8 из которых и сегодня составляют кронштадтскую бригаду охраны водного района. А польские БДК пр. 775 - до сих пор основа десантных сил ВМФ РФ. И на L-39 до сего дня учатся летать российские немногочисленные теперь летчики.

И еще одна история. В начале 1968 года США перебросили во Вьетнам 6 новейших на тот момент бомбардировщиков F-111А, чтобы проверить их в боях против ПВО Северного Вьетнама. Результат оказался плачевным: в 55 боевых вылетах были потеряны 3 машины (28 и 30 марта и 22 апреля). Оставшиеся 3 были срочно возвращены в Штаты на доработку. После доработки самолет оказался весьма эффективным, но речь здесь не об этом.

В 2004 году один из российских еженедельников провел журналистское расследование, авторы которого сделали вывод: последний из потерянных в начале 1968 года F-111 был не сбит в отличие от двух первых, а угнан в Северный Вьетнам собственным экипажем, который был подкуплен советской разведкой. А потом на основе этого самолета в СССР был создан Су-24, который до сего дня остается основным российским фронтовым бомбардировщиком. Это подтверждалось значительным внешним сходством F-111 и Су-24 - после "Сейбра" и МиГ-15 ни в одной паре одинаковых по поколению и назначению американских и советских самолетов такого сходства не было - и крайней невнятностью официальной истории создания советского бомбардировщика. Версия об угоне не была подтверждена, но и опровергнута тоже не была. 

Впрочем, даже если версия копирования F-111 неверна, американский вклад в создание Су-24 все равно, видимо, был. По некоторым данным, установленный на этом бомбардировщике - а также на штурмовике Су-17 и истребителе-бомбардировщике МиГ-23Б - двигатель АЛ-21Ф был создан на базе американского General Electric J-79. Который получили из того же Вьетнама, со сбитого "Фантома".

Можно также вспомнить, что в начале 1980-х случилась очень громкая история с нелегальным приобретением СССР японских токарных станков, которые позволяли значительно повысить качество изготовления корпусов и винтов атомных подлодок. До этого уровень шума советских АПЛ был выше, чем у американских, даже не в разы, а на порядки. Именно японские станки позволили резко улучшить ситуацию в данной области.

Таким образом, вклад импортного западного - оружия и военных технологий в создание советской боевой техники чрезвычайно велик. Советские наука и техника достигли такого уровня, при котором можно было воспринимать и творчески развивать западные наработки. Но вот создавать что-то по-настоящему свое, не имеющее иностранных аналогов, удавалось редко. И еще реже - удерживать лидерство даже там, где его временно удавалось достичь.

Нажмите на фотографии для увеличения:

Самое важное и срочное мы публикуем на странице в Telegram. Подпишись!

news.day.az

Трофейные корабли от Германии

Трофейные корабли от Германии

НА ГЛАВНУЮ G

После окончания боевых действий в Европе в Берлине собрались главы держав победителей в войне. Они обсуждались вопрос раздела Европы на сферы влияния. На этой конференции стоял вопрос и о разделе Германского флота между союзными державами. Ниже в таблице приведены данные по окончательному разделу между союзными державами от 31 мая 1946 года (из журнала "Морской сборник" № 5 за 1999 год):

типы кораблей

СССР

Британия

США

Крейсер тяжёлый - - 1
Крейсер лёгкий 1 - -
Эсминец 4 8 2
Миноносец 3 4 5
Миноносец постройки I Мировой войны 3 - -
Подводные лодки 10 10 10
Тральщики специальной постройки 44 44 42
Минопрорыватели 4 4 7
Сетевые заградители 3 4 3
Торпедоловы и эскортные корабли 6 5 4
Корабли ПВО 3 - 3
Катерные тральщики 51 44 48
Торпедные катера 31 28 28
катера типа "KFK" 147 136 101
Десантные баржи 135 45 100
Плавбазы 5 5 3
Плавбазы не самоходные 17 8 8
Катапультные корабли 1 2 1
Траулеры 45 39 48
Морские буксиры 38 20 27
Рейдовые буксиры 26 20 30
Танкеры 7 1 3
Баржи и лихтеры 50 45 50
Базовые суда обслуживания 47 45 46
Плавкраны и стрелы 7 7 5
Плавкраны для ВВС 6 6 6
Корабли, суда и катера других классов 96 99 87

Великобритания, как самая пострадавшая на море держава, потребовала чтобы весь немецкий флот достался ей. Но СССР и США с этим не соглашались. После долгих переговоров весь флот был поделён на три равные части и представитель каждой страны вытащил свой список кораблей, путём обыкновенной жеребьёвки. Позже часть кораблей и катеров США и Британии были переданы флотам Франции, Дании и Норвегии. В которых они продолжали служить до конца 60-ых годов. Крупные корабли, в основном, доставшиеся США были потоплены во время учений у атолла Бикини взрывом атомной бомбы. Оставшиеся немецкие корабли нуждающихся в продолжительном ремонте (в т.ч. Кр "Лейпциг") и 156 ПЛ были затоплены в разных частях Балтийского и Северного морях.Кроме вышеперечисленных кораблей по мере продвижения Советских войск в освобождённых портах Европы захватывались, ремонтировались и включались в состав флотов и флотилий СССР корабли и катера бывшего Германского ВМС.

Список кораблей вошедших в состав ВМФ СССР.

ВМС Германии:

ВМФ СССР:

л КР

Nurnberg Адмирал Макаров
Эм Z - 14 Friedrich Inn Прыткий
Эм Z - 15 Erich Steinbrinck Пылкий
Эм Z - 20 Karl Galster Прочный
Эм Z - 33 Проворный
Мин Т - 12 Подвижный
Мин Т - 17 Порывистый
Мин Т - 33 Примерный
Мин G - 7
Мин G - 158
Мин V - 196
ТЩ образца 1935 г. 14 единиц.
ТЩ образца 1940 г. 30 единиц.
кТЩ R - 204 БО - 51
кТЩ R - 205 БО - 52
кТЩ R - 206 БО - 53
кТЩ R - 163 БО - 54
ТКА образца 1933 г. 1 единица.
ТКА образца 1934 г. 1 единица.
ТКА образца 1937 г. 1 единица.
ТКА образца 1939 г. 25 единиц.
Катер т. KFK 147 единиц.
БДБ т. AFP 25 единиц.
СБ т. Зибель 9 единиц.
мотобот --""--""-- 8 единиц.
воен.ТР КТ - 25 Кубань
воен.ТР КТ - 33 Терек
воен.ТР КТ - 39 Днестр

Пишите мне: [email protected]yandex.ru 

 

russ-flot.narod.ru

Трофейные корабли в составе Балтийского флота

Журнал "Судостроение" № 6 (ноябрь-декабрь) 2006 г. опубликовал статью М. В. Котова Трофейные корабли в составе Балтийского флота после Великой Отечественной войны. Привожу краткое изложение этой статьи.

Победа Советского Союза в Великой Отечественной войне была достигнута дорогой ценой. В ходе боевых действий Военно-Морской Флот СССР потерял 34% надводных кораблей, 39% подводных лодок (ПЛ), 27% боевых катеров. При этом около половины потерь пришлось на долю Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Тяжелые повреждения получил линкор "Марат", погибли 17 эсминцев, 8 сторожевых кораблей, 47 подводных лодок, 59 тральщиков, 145 боевых катеров. Балтийский флот вышел из войны ослабленным, особенно по ПЛ и крупным надводным кораблям, строительство которых требовало значительных затрат времени и материальных ресурсов. Между тем, состояние промышленности не позволяло рассчитывать на вступление в строй новых кораблей раньше конца 40-х - начала 50-х годов.

В этих условиях определенные перспективы быстрого восполнения боевых потерь открывало использование трофейных кораблей. В результате раздела бывшего германского флота, состоявшегося в октябре 1945 года, Советскому Союзу досталось 155 боевых кораблей, в том числе легкий крейсер, 4 эсминца, 6 миноносцев, 10 ПЛ, 44 тральщика, 4 прорывателя минных заграждений, сторожевой корабль, многочисленные малые корабли и катера. Большинство кораблей, подлежащих передаче СССР, находилось в западной зоне оккупации. Их приемкой и переводом в Советский Союз руководил командующий Кронштадтским морским оборонительным районом контр-адмирал Ю. Ф. Ралль. Передача крупных кораблей состоялась в Вильгельмсхафене. Их перевод в Либаву завершился 6 февраля 1946 г. После прибытия в Советский Союз большая часть кораблей, в том числе крейсер, все эсминцы, миноносцы, ПЛ и 30 тральщиков были включены в состав КБФ.

Самым крупным трофейным кораблем КБФ стал легкий крейсер "Нюрнберг" ("Nurnberg"), построенный в 1935 г. При полном водоизмещении почти 9000 т корабль был вооружен 150-мм орудиями главного калибра в трех 3-орудийных башнях, восемью универсальными 88-мм орудиями в спаренных установках и многочисленной малокалиберной зенитной артиллерией. Торпедное вооружение состояло из двух трехтрубных 533-мм торпедных аппаратов. По своим тактико-техническим элементам "Нюрнберг" несколько уступал отечественным крейсерам пр. 26 бис, однако являлся достаточно современным боевым кораблем.

"Нюрнберг" был зачислен в состав ВМФ СССР 5 ноября 1945 г. под наименованием "Адмирал Макаров". 2 января 1946 г. на крейсере был поднят советский Военно-морской флаг. Детальное обследование корабля, проведенное специальной комиссией вскоре после прибытия в СССР, показало, что по своему техническому состоянию он требует среднего ремонта, а по состоянию вооружения - капитального. Модернизация крейсера "Адмирал Макаров" выполнялась в ходе ежегодных ремонтов. В 1949 г. ЦКБ-17 разработало технический проект модернизации корабля, а предусмотренные им работы были выполнены в ходе текущих ремонтов 1951 и 1952 годов на заводе № 890 (г. Таллин).

Интенсивность эксплуатации крейсера после ремонтов несколько повысилась. Он проходил по 5-6 тыс. миль ежегодно, полностью отрабатывая курс боевой подготовки. К середине 50-х годов отечественный флот пополнился новыми крейсерами пр. 68К и 68 бис, и в 1957 году "Адмирал Макаров" был переклассифицирован в учебный крейсер. Обеспечивая практику курсантов, он совершил несколько дальних походов, побывал на Северном флоте и прошел почти 12 тыс. миль. Однако на этом ресурс главных механизмов корабля был полностью исчерпан, а тратить средства на его восстановление не имело смысла. В феврале 1959 г. корабль был исключен из списков флота.

Появление в составе КБФ бывших германских эсминцев и миноносцев позволило увеличить численность кораблей этого класса почти вдвое. В 1946-1948 гг. трофейные корабли составляли более 40% всех советских эсминцев на Балтике. Несмотря на то, что все трофейные эсминцы прибыли в СССР своим ходом, их техническое состояние было плохим. Объем необходимого ремонта "Прыткого" (Z-14), "Пылкого" (Z-15) и "Проворного" (Z-33) по электромеханической части приближался к капитальному. "Порывистый" (Т-17) и "Подвижный" (Т-12) требовали среднего ремонта и полной замены артиллерийского вооружения. Построенные еще до первой мировой войны "Прозорливый" (Т-158), "Поражающий" (Т-107) и "Пронзительный" (Т-196) были устаревшими и предельно изношенными. Ремонт трофейных эсминцев, как правило, совмещался с их модернизацией.

Вступление в строй в 1948- 1950 гг. первых эсминцев послевоенной постройки позволило вывести из боевого состава наиболее изношенные трофейные корабли: "Пылкий", "Прозорливый", "Поражающий", "Пронзительный", "Порывистый". В 1952 г. был списан "Прыткий". Остальные оставались в строю до конца 1954 года, после чего несколько лет использовались в качестве вспомогательных судов и плавучих средств. Среди трофейных эсминцев заметно выделялся новейший корабль Z-33, построенный в 1943 году с учетом последних достижений германской промышленности. Он имел небывало мощное для своего класса вооружение - пять 150-мм орудий и два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата. В отечественном флоте Z-33 получил наименование "Проворный", был зачислен в класс лидеров и вошел в состав 4-го (Юго-Балтийского) ВМФ.

К сожалению, этот корабль достался СССР в аварийном состоянии. В конце войны в результате посадки на мель он потерял левый винт с концом гребного вала, нарушилась центровка валопровода. Капитальный ремонт главной энергетической установки проводился на судоверфи "Нептун" в Ростоке. В ноябре 1954 г. "Проворный" был переклассифицирован в учебный эсминец, а в 1958 года - в плавказарму. Летом 1961 года он был потоплен у мыса Песчаный в Финском заливе в ходе ракетных стрельб.

Опасаясь значительного усиления советского ВМФ и угрозы с его стороны своим океанским коммуникациям, Англия и США настояли на разделе только 30 ПЛ и затоплении остальных в открытом море. Советский Союз получил 10 ПЛ: пять больших, четыре средних и одну малую. До 1949 г. они носили литерное обозначение "Н", а потом в соответствии с подклассом - "Б", "С", "М". В число трофейных ПЛ входили новейшие лодки XXI и XXIII серий, с помощью которых германское командование надеялось в конце войны переломить ход битвы за Атлантику в свою пользу.

Техническое состояние трофейных ПЛ было весьма запущенным. В первые годы после включения в состав советского ВМФ трофейные ПЛ прошли средний ремонт на заводах Финляндии в счет репарационных платежей. До начала 50-х годов трофейные ПЛ составляли более четверти советских подводных сил на Балтике. Особенно большое значение имели четыре лодки XXI серии. До вступления в строй ПЛ пр. 613 они являлись наиболее совершенными советскими ПЛ, составляя при этом две трети больших ПЛ 4-го ВМФ. Трофейные лодки были выведены из боевого состава в 1955 году, однако некоторые из них сохранились значительно дольше.

Бывшие немецкие тральщики типа М-40 после включения в состав КБФ приняли активное участие в послевоенном боевом тралении и использовались по назначению до начала 60-х годов. В первые послевоенные годы трофейные тральщики составляли на Балтике около 20% кораблей этого класса. В состав минно-тральных сил входили также бывшие немецкие прорыватели минных заграждений "Вологда", "Кемь", "Кулой" и "Кушка". Последний после капитального ремонта в ГДР эксплуатировался до 1974 года, потом использовался в качестве плавказармы и был разобран на металл только в 1985 году.

В целом, эксплуатация трофейных кораблей была связана со значительными трудностями. Однако сложная международная обстановка, связанная с началом "холодной войны", заставляла поддерживать в строю максимально возможное количество кораблей, порой не считаясь с затратами. Необходимо признать, что свою роль в усилении Балтийского флота трофейные корабли выполнили, представляя собой заметную его часть в первое послевоенное десятилетие.

Обратите внимание: во всех материалах сайта даты, названия географических пунктов и организаций приводятся так, как это было принято во время описываемых событий.

Ваши критические замечания, отзывы и предложения с благодарностью принимаются по электронной почте. Содержательное письмо с предложениями или конструктивной критикой будет вознаграждено прекрасным рассказом из истории флота.

lmuvmf.7v8.ru

Советские «эсминцы-призраки». Загадки Шестого континента

Советские «эсминцы-призраки»

Во всех отечественных энциклопедиях и справочниках пишется о том, что капиталистические страны начали делить между собою Антарктиду задолго до Второй мировой войны. Насколько успешно это у них получилось, можно судить по тому факту, что советское правительство, озабоченное активностью британцев и норвежцев, в январе 1939 года заявило официальный протест правительствам Великобритании и Норвегии. Было указано, что английские и норвежские экспедиции «занимались необоснованным разделом на секторы земель, некогда открытых российскими исследователями и мореплавателями…» Когда же англичане и норвежцы увязли в боях Второй мировой, то есть им стало уже не до Антарктиды, подобные ноты на всякий случай были направлены в нейтральные до поры до времени, но не менее агрессивные, по мнению советского руководства, Соединенные Штаты Америки и в Японию. На время войны споры об Антарктиде прекратились. Но только на время.

Через полтора года после окончания боевых действий на Тихом океане в руках у советской разведки оказались самые подробные данные аэрофотосъемки предполья Земли Королевы Мод, до залива Лютцов-Хольм включительно. Источник и способ ее добывания до сих пор остается неясным. Только вот не ясно, почему в СССР так легко поддались на дружеский жест американцев с передачей нам восточного сектора Антарктики? В любом случае полученные документы сразу же подогрели былые межгосударственные споры. Правда, шумиха вокруг Антарктики быстро затихла после того, как недовольство СССР поддержали Аргентина и Франция. Американцы нехотя, но все же выразили согласие на участие представителей СССР в международной конференции по Антарктиде, которую намечали провести в Вашингтоне. Но подчеркнули, что ее итоговый договор непременно должен включать в себя и такой важный пункт, как демилитаризация Антарктиды и запрещение на ее территории любой военной деятельности вплоть до хранения на антарктических базах оружия. Советская сторона с готовностью приняла это предложение. Странное миролюбие.

В 1957 году был проведен Международный геофизический год, который завершился подписанием знаменитого «Договора об Антарктиде». С той поры на Шестом континенте можно было только изучать полезные ископаемые, но вывозить их, а уж тем более строить в антарктических пустынях военные базы не позволялось никому. Казалось, от этого решения выиграли все — Антарктика стала мирным континентом. Так ли это? Кто здесь выиграл? Рассудит история!

Меж тем в наследство от 1950-х годов современной России досталось несколько весьма неприятных антарктических тайн, или белых пятен. И ниже приводятся версии двух спорных вопросов в том виде, как они видятся сегодня.

Начнем с неких эскадренных миноносцев из состава Антарктического флота ВМФ СССР, о которых нет-нет да и возникают дискуссии в мировой паутине Интернета.

Чтобы исключить неудовольствие возможных оппонентов, сразу же сообщу, что я, как и они, аккуратно отношусь к возможному существованию одного из объединений советского ВМФ, которое якобы было названо «Антарктический флот ВМФ». Скорее всего, если он существовал в замыслах Иосифа Виссарионовича Сталина, который, как сегодня хорошо известно, еще до Великой Отечественной войны планировал иметь Большой океанский флот, то эти планы могли быть лишь на бумаге. Но в Интернете мнения об официально не существовавшем в нашем ВМФ флотском объединении сегодня мелькают довольно часто. Поэтому как флотский офицер с 32-летним календарным сроком выслуги в ВМФ в своих оценках я постараюсь дистанцироваться от таких авторов. И каждый читатель этой книги по-своему оценит приведенные ниже факты и аргументы. И каждый сделает свой выбор!

Как это ни странно, но до самого последнего времени мало кто обращал внимание, что в советской прессе очень редко говорилось об освоении Антарктики нашими соотечественниками именно в 1940-1950-е годы. Документы той поры, открытые для обывателя, тоже особыми подробностями не баловали. В лучшем случае информация ограничивалась общими фразами: «Антарктида — страна пингвинов и вечного льда, ее непременно нужно осваивать и изучать, чтобы понять многие геофизические процессы, происходящие в других концах Земного шара». Это больше напоминало лозунги с известных собраний.

Однако в 1990 годы, словно грибы после летнего дождя, не только в таблоидах, но и в уважаемых советских и российских изданиях, таких как журнал «Судостроение», появилась информация о неких «эсминцах-призраках» проекта 45-бис, послуживших СССР в антарктических водах и якобы участвовавших в необъявленной войне за Антарктиду. При этом официальные историографы утверждали, что первые советские антарктические станции были основаны только в начале 1950-х годов, а полярники пришли сюда на гражданских судах. Но ЦРУ США будто бы располагали совсем иными данными, которые по каким-то причинам полностью не рассекречены до сих пор. В том числе — и об участии неких советских эсминцев в атаке эскадры адмирала Бэрда.

Действительно, изучая историю отечественного Военно-морского флота, можно столкнуться с довольно интересной информацией, касающейся отдельных проектов кораблей советского ВМФ, в частности — Тихоокеанского флота.

Впервые об эсминцах проекта 45-бис заговорили в 1996 году. Речь шла о трех эскадренных миноносцах: «Важный», «Внушительный» и «Высокий». Они были построены в Комсомольске-на-Амуре в 1945 году. При создании их были использованы трофейные технологии, примененные при строительстве японских эсминцев типа «Фубуки», специально спроектированных для плавания среди тихоокеанских льдов. Во время поиска в различных архивах была найдена лишь информация об их закладке на Дальневосточном заводе № 199, о дальнейшей достройке на Дальневосточном заводе № 202 и вступлении в строй ТОФ в январе-июне 1945 года. А также — об их кратких визитах в китайские порты Циндао и Чифу в декабре 1945 года. Но при этом не один советский и российский исследователь флотской истории не сумел найти в наших архивах не только их фотографии, чертежа или схемы, но даже акты об их списании из состава флота. А ведь еще ни один корабль нашего ВМФ, конечно кроме крейсера «Аврора», не служил России более 52 лет. Уже давно бы сгнил и затонул.

Меж тем по отрывочным данным (нуждающимся в безусловной проверке) удалось установить, что в феврале 1946 года на Дальневосточном заводе имени К.Е. Ворошилова (№ 202) на всех трех новых эсминцах были действительно проведены работы по их переоборудованию согласно проекту 45-бис: усиление корпуса и монтаж дополнительного оборудования для плавания в сложных условиях высоких широт. Кроме того, на эсминце «Высокий» для повышения его остойчивости была проведена переделка килевых конструкций, а эсминец «Внушительный» был вооружен ракетным комплексом КР-1. Еще по одним данным, в июне 1946 года все три эсминца проходили межпоходовый ремонт в аргентинской ВМБ Риу-Гранди или Рио-Гальегос. Затем один из эсминцев в сопровождении подводной лодки якобы даже видели у берегов французского острова Кергелен. Но эта информация столь же призрачна, как и собственно советские эсминцы проекта 45-бис. Конечно, дальний океанский поход для отряда советских эсминцев — это реально даже в первый послевоенный год. Правда, ни один здравомыслящий командующий флотом не отправил бы в океан свои корабли, если бы на маршруте не было бы советской маневренной базы или опорного пункта. А таковых в Индийском океане у нас тогда еще не было.

В годы прошедшей войны был лишь один случай, когда большая группа советских подводных лодок прошла через несколько океанов с Дальнего Востока в Заполярье. Но все они заходили в порты США и Великобритании для ремонта и пополнения запасов. А потому — дошли! Исключением стал подводный минный заградитель Л-16, который был потоплен в Тихом океане японской или американской подлодкой на глазах у верхней вахты второго советского подводного минзага Л-15. Прибывшие на Северный флот тихоокеанские подлодки Л-15, С-51 и С-56 успешно закончили войну в арктических водах, С-54 и С-55 погибли в боях.

Из подводных крейсеров типа «К», которые изначально планировались для использования в составе Тихоокеанского и Северного флотов, то есть флотов, имевших свободный выход в Мировой океан и к началу Великой Отечественной войны сошедших с заводских стапелей, к окончанию боев в Заполярье уцелела только знаменитая К-21. Четыре подводных крейсера, которые в годы войны достраивались в осажденном Ленинграде, пройдя заводские и ходовые испытания, занимались боевой подготовкой в составе подводных сил Краснознаменного Балтийского флота. Именно такие подводные крейсеры могли участвовать в походах Антарктической или любой иной океанской эскадры. Но и им нужно было заходить в иностранный порт или заморскую советскую базу для ремонта и пополнения запасов.

Об атомных подводных лодках, которые способны сразу несколько месяцев автономно находиться в Мировом океане, то есть без захода в советскую базу или базу дружественной СССР страны, еще никто не слышал. Да и в океанские походы наши подлодки официально пошли только в начале 1960-х годов. Так что появление советских подлодок в районе острова Кергелен весьма сомнительно.

Но вернемся к «эсминцам-призракам».

Как можно проследить всю историю этого дивизиона, вполне годного стать «дивизионом летучих голландцев» советских ВМФ? Ведь нет ни одного их достоверного изображения, хотя все они базировались на Владивосток, где не было недостатка в желающих сфотографировать корабли, стоящие у причалов, Но реальных изображений «Важного», «Внушительного» и «Высокого» у нас нет. Будто с середины 1945 года этих кораблей и не было. Но вот что удалось узнать о реальности существования этих эсминцев.

Впервые о создании эсминца проекта 45 заговорили в середине 1930-х годов, когда советская промышленность уже могла приступить к строительству кораблей для замены эсминцев типа «Новик». В эти годы параллельно с проектированием и постройкой первых советских лидеров эсминцев проекта 1 (типа «Ленинград») и 38-бис (типа «Орджоникидзе», с сентября 1940 года — «Баку») руководство управления ВМС РККА и судостроительной промышленности работало над выбором типа нового серийного эсминца для массовой постройки. Выбор был остановлен на эскадренных миноносцах проекта 7, спроектированных Владимиром Никитиным. В дальнейшем эти корабли с паротурбинной главной энергетической установкой (ГЭУ) и стали самым массовым проектом эсминцев, к строительству которого в Советском Союзе приступили сразу несколько советских судостроительных заводов.

Однако был предложен еще один тип эскадренных миноносцев — проекта 45. Этот корабль был создан под руководством директора Центрального конструкторского бюро судостроения (ЦКБС-1) Валериана Бжезинского, который, будучи в командировке в Германии, обратил внимание на постройку там миноносцев с высоконапорными прямоточными котлами систем Вагнера и Бенсона, применение которых, как тогда представлялось, обещало значительное повышение удельной мощности машинно-котельной установки, а следовательно, и скорости. Дело в том, что в Советском Союзе над проектированием котлотурбин с высокими параметрами пара уже работал профессор Лев Рамзин, в 1930 году осужденный на процессе Промпартии, но затем выпущенный на свободу. Идея создания такой установки состояла в том, чтобы на серийных эсминцах проекта 7 можно было получить высокую мощность для достижения скорости хода более 40 узлов. Техническое осуществление этой идеи заключалось в использовании высоких параметров пара и прямоточных котлов. Последние по принципу действия и конструкции обладали рядом преимуществ перед обычными водотрубными котлами. Они имели существенно меньшие массогабаритные характеристики и были более просты в изготовлении.

Вернувшись из Германии, для увеличения скорости хода будущих эсминцев Бжезинский предложил сделать их корпуса почти полностью сварными и установить на них котлы Рамзина. Экспериментальный эсминец проекта 45, получивший название «Серго Орджоникидзе», был заложен на Северной верфи Ленинграда в 1935 году. По своим техническим характеристикам и водоизмещению он был близок к эсминцам проекта 7. При этом в выборе образования носовой части был сориентирован на… японский эсминец «Фубуки», имевший «хищную» изогнутую форму форштевня с развалом бортов, что значительно облегчало движение в ледовых условиях. За счет снижения массогабаритных характеристик экспериментального корабля в дополнение к двум спроектированным легким закрытым двухорудийным 130-миллиметровым орудийным башням Б-13 у него на его корме была установлена вторая орудийная башня Б-13. По дальности плавания на экономичном ходу заложенный эсминец должен был значительно превосходить своих предшественников. Новый советский эсминец был спущен на воду раньше первых эсминцев проекта 7. Однако по причинам, характерным именно для конца 1930-х годов, испытания экспериментального корабля, намеченные на 1936 год, были задержаны. Сначала из-за того, что Северная верфь оказалась не готова к изготовлению надежной системы автоматического регулирования прямоточных котлов. Затем выяснилось, что задерживается и изготовление двухорудийных 130-миллиметровых башен, которые впервые в советском кораблестроении Бжезинский решил установить на новом эсминце. А потом произошел настоящий разгром ЦКБС-1 и арест самого конструктора. Закономерный итог ареста — экспериментальный эсминец проекта 45, получивший к этому времени название «Опытный», только осенью 1940 года вышел на ходовые испытания. Через год он принял участие в обороне Ленинграда как плавучая батарея. А после войны как морально устаревший был списан и отправлен на слом. И хотя в официальных документах «Серго Орджоникидзе» (он же — «Опытный») считается единственным эсминцем проекта 45, он успел передать много новаций уже серийным послевоенным собратьям проекта 30, которые пришли на смену хорошо повоевавшим эсминцам проекта 7 и 7у.

Вот мы и подошли к таинственному проекту 45-бис и так называемому Антарктическому флоту ВМФ СССР почти вплотную. Но это — лишь авторская версия.

В первой половине 1930-х годов ведущие морские державы инициировали новый виток гонки военно-морских вооружений. Воспользовавшись своим правом, предусмотренным Вашингтонским договором от 1922 года, к постройке новых линкоров приступили Франция и Италия. О планах приступить к постройке новых линкоров объявили Великобритания, США и Япония. Завершив в 1932–1934 годах постройку так называемых «карманных» линкоров, а фактически океанских броненосцев, с 1935 года фашистская Германия также приступила к строительству линейных кораблей.

Опасаясь, что в этих условиях и без того непрочное господство Морских сил РККА на Балтийском море может быть потеряно, а появление превосходящих сил Королевского флота Великобритании у наших северных и черноморских берегов станет вполне реальным, Иосиф Сталин приступил к созданию Большого океанского флота СССР. В 1936 году ЦКБС-1 предложил для строительства главной ударной силы будущего флота два проекта линейных кораблей (проект 23 — для Тихоокеанского флота и проект 21 — для Балтийского флота) и два проекта тяжелых крейсеров (проектов 22 и 69).

При этом проектирование линкора проекта 23 (типа «Советский Союз») и тяжелого крейсера проекта 22 проводилось под руководством Валериана Бжезинского. Неудивительно, что основу ГЭУ будущих советских суперлинкоров, а также тяжелого крейсера проекта 69 (типа «Кронштадт») составили… котлотурбины профессора Рамзина.

Но строительство Большого океанского флота прервала Вторая мировая война. Корпуса линкора «Советская Украина» и тяжелого крейсера «Севастополь», которые были заложены и строились на судостроительном заводе № 198 в Николаеве, в 1941 году были захвачены гитлеровцами и подорваны ими при отступлении в 1944 году. Остальные линкоры («Советский Союз», «Советская Россия» и «Советская Белоруссия»), которые были заложены и строились в Ленинграде и Молотовске, а также головной тяжелый крейсер проекта 69 были разобраны на стапелях в 1949 году.

«Советская Белоруссия» должны были войти в состав… Тихоокеанского флота. Сюда же должен был прийти и «Севастополь». А также несколько эсминцев новейшей конструкции. Какой? Вы не ошиблись! Именно 45 проекта! Правда позже по пока не ясным причинам их все же решили заменить на проект 30. Но и от 45-го проекта окончательно отказываться не стали.

В августе 1937 года одновременно с пересмотром программы строительства эсминцев проекта 7 было принято решение о проектировании новых эсминцев. И уже через год заместитель наркома ВМФ Иван Исаков добился реализации идеи создания первых башенных эсминцев (опытный эсминец «Серго Орджоникидзе» к тому времени еще не был достроен).

Спустя год ВМФ и Наркомсудпром рассмотрели технический проект нового советского эскадренного миноносца, и 27 октября 1939 года Комитет обороны утвердил основные элементы эсминца проекта 30. Тогда же на судостроительных заводах СССР началась постройка 28 эскадренных миноносцев: на заводе № 200 в Николаеве (головной в серии — «Огневой»), на заводах № 190 и 189 в Ленинграде (головной — «Отличный»), на заводе № 199 в Комсомольске-на-Амуре (головной — «Внушительный»). Так может быть проект 45 бис — это и есть эсминцы проекта 30, но только модернизированный? Ведь на заводе в Комсомольске-на-Амуре были заложены именно три эсминца данного проекта. Через год здесь были заложены еще два эсминца проекта 30. Правда, все они не вполне отвечали требованиям времени. И в первую очередь из-за того, что «тридцатки» имели недостаточную надежность в боевых условиях машинно-котельной установки (с дутьем в котельное отделение). С началом Великой Отечественной войны строительство эсминцев проекта 30, за исключением «Огневого», было приостановлено. Головной эсминец был достроен 22 марта 1945 года, и стал единственным новым эсминцем, который был достроен во время войны. К слову, эти эскадренные миноносцы нельзя было спутать с иными кораблями того же класса. Только «Огневой» имел силуэт, отличный от силуэтов довоенных советских эсминцев: на баке — одна 130-миллиметровая башня, зато на корме их было две — 130- и 76- миллиметровая.

После окончания войны была проведена достройка сразу 10 «тридцаток», но по проекту 30К. У них была повышена прочность корпуса за счет усиления основных связей продольного набора и утолщения в некоторых районах наружной обшивки, установлены РАС и гидролокатор, для компенсации уменьшения остойчивости в междудонное пространство уложено 100 тонн твердого балласта. Для увеличения дальности плавания и надежности машинно-котельной установки планировалась замена корабельной ГЭУ на ГЭУ эсминцев проекта 45. Но было ли это сделано, пока неизвестно. Однако во время работы над книгой удалось найти упоминание, что в середине 1950-х годов один «эсминец-призрак», «Важный», все же входил в состав советского Тихоокеанского флота. Он состоял в крейсерской дивизии, флагманом которой был легкий крейсер «А. Суворов» и корабли которой базировались на острове Русский. Конечно, это мог быть эсминец иного проекта, но других зацепок за «эсминцы-призраки» у нас нет.

Итак, если бы исполнились все планы строительства Большого океанского флота СССР, мы бы действительно могли сформировать эскадру из боевых кораблей с одинаковой ГЭУ. А может быть, в неких документах она даже уже была названа Антарктической эскадрой Тихоокеанского флота? Бывшие моряки-тихоокеанцы, служившие на «эсминцах-призраках», отзовитесь! И мы продолжим историю антарктических кораблей.

Вторым белым пятном истории Антарктики является возможная подготовка советских китобоев для охоты… за подводными лодками.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

document.wikireading.ru