Универсальная (зенитная) 45-мм пушка 21-К. Советская пушка 45 мм


45-мм противотанковая пушка образца 1937 года (53-К)

45-мм противотанковая пушка образца 1937 года
Общая информация
Страна СССР
Годы выпуска 1937-1943
Выпущено, шт. 37354
Массогабаритные характеристики
Калибр, мм 45
Длина ствола, клб 46
Масса в боевом положении, кг 560
Масса в походном положении, кг 1200
Углы обстрела
Возвышения (макс.), ° 25
Снижения (мин.), ° -8
Горизонтальный, ° 60
Огневые возможности
Макс. дальность стрельбы, км 4,4
Скорострельность, выстр./мин 15-20

45-мм противотанковая пушка обр. 1937 года (сорокапятка, Индекс ГРАУ — 52-П-243-ПП-1) — советское полуавтоматическое противотанковое орудие калибра 45 мм. Оно использовалось на первом этапе Великой Отечественной войны, но в связи с недостаточной бронепробиваемостью было заменено в 1942 году на более мощную пушку М-42 того же калибра. Окончательно пушка обр. 1937 года была снята с производства в 1943 году; за 1937-43 гг. промышленность СССР изготовила 37354 таких орудий.

История создания

45-мм противотанковая пушка обр. 1937 года была получена в КБ завода N 8 в Подлипках под руководством Логинова М. Н. наложением 45-мм ствола на лафет 37-мм противотанковой пушки обр. 1931 года, которая была построена по купленной у немецкой фирмы «Рейнметалл» документации. Основой для выбора данного калибра являлись солидный дореволюционный запас 47-мм снарядов, модернизация которых заключалась в стачивании лишних обтюрирующих поясков (в общей сложности это составило 2 мм в диаметре).

Опытный образец 45-мм противотанковой пушки был изготовлен на заводе № 8 и получил заводской индекс 53-К. После заводских испытаний он был отправлен на НИАП. За время испытаний в августе — сентябре 1937 г. было сделано 897 выстрелов, из них 184 с бетона. Система была испытана возкой на расстояние 684 км. Испытания стрельбой 45-мм пушка выдержала. При возке была поломка пружины подрессоривания.

В ноябре 1937 г. завод № 8 изготовил опытную серию в 6 штук 45-мм пушек, которые отличались от штатных (обр. 1932 г.). Из шести опытных орудий № 1, 2, 3, 4, и 6 были предназначены для войсковых испытаний, а № 5 — для нужд завода. В декабре 1937 года — январе 1938 года эти пушки прошли заводские испытания на полигоне завода № 8.

22 января пушка № 3 (ствол № 0734) с передком Я-3 была отправлена на НИАП, куда прибыла 28 января. В ходе заводских испытаний на заводе из неё было сделано 605 выстрелов. После доставки сотрудники НИАПа разобрали пушку, а потом неправильно собрали, в результате чего часть деталей была приведена в негодность.

В ходе полигонных испытаний на НИАПе было сделано 1208 выстрелов (798 бронебойным и 419 осколочным снарядом). Скорострельность при ручном спуске одинакова у обеих (обр. 1932 г. и обр. 1937 г.) пушек при стрельбе без исправления наводки, а на кнопочном спуске на 13 % была выше, чем у обр. 1932 г. при стрельбе бронебойными снарядами и на 6 % выше, чем при стрельбе осколочными снарядами. За время стрельб было отмечено 16 отказов полуавтоматики, в том числе 3 при осколочных снарядах и 13 при бронебойных. Часть отказов произошла из-за качества гильз. После 281-го выстрела сломался винт инерционного тела полуавтоматики. В целом работа полуавтоматики признана удовлетворительной.

В ходе полигонных испытаний система прошла 2074 км. Скорость возки по булыжнику 30—35 км/час, по шоссе 50—60 км/час, по пересеченной местности (без передка) 15—30 км/час. При возке система была устойчива.

В начале 1938 года были проведены войсковые испытания трёх 45-мм пушек 53-К (№ 1, 2 и 4 опытной серии) с передками Я-3. В испытаниях участвовало 6 тягачей типа «Комсомолец». Во время войсковых испытаний сделано в среднем 450 выстрелов на ствол, при этом полуавтоматика работала безотказно. В ходе войсковых испытаний произведён пробег Москва — Харьков — Краснодар. После исправления мелких недостатков можно приступать к валовому производству пушки. 24 апреля 1938 года 53-К была принята на вооружение под названием 45-мм противотанковая пушка обр. 1937 г. 6 июня 1938 года она была запущена на серийное производство. Выпуск осуществлялся на заводе № 235, всего до 1944 года было произведено 24 670 единиц.

Конструкция орудия

В отличие от предыдущих образцов орудий ПТО, клиновой затвор этой пушки снабжён механизмом полуавтоматики, в конструкции лафета введено подрессоривание колёсного хода, улучшены баллистические характеристики.

Отличия опытных орудий (обр. 1937 г.) от штатных (обр. 1932 г.):

  1. Полуавтоматика затвора работала как при бронебойном снаряде, так и при осколочном, а у обр. 1932 г. только при бронебойном. Это достигалось путём принудительного взвода пружин полуавтоматики в момент выстрела;
  2. Введён специальный кнопочный спуск от кнопки, расположенной в центре штурвала подъёмного механизма;
  3. Введено подрессоривание кривошипно-пружинного типа, впервые осуществлённое в СССР в этой системе;
  4. Вместо деревянных колёс 45-мм пушки обр. 1932 г. поставлены автомобильные колеса ГАЗ-АА с ГК. Колесо ЗИК-1 переделано из колеса автомобиля ГАЗ-АА с мелкими изменениями в спицах;
  5. Верхний станок представлял собой клепано-сварную конструкцию из листовой стали, а у ПТП обр. 1932 г. верхний станок был литой;
  6. Введён новый поворотный механизм;
  7. Нижний станок новой конструкции и сварной.

Организационно-штатная структура

Стрелковые соединения. 45-мм пушки образца 1937 года полагались по штату противотанковым взводам стрелковых батальонов Красной Армии (2 орудия), противотанковым батареям стрелковых полков (6 орудий) и противотанковым дивизионам стрелковых дивизий (12 или 18 орудий). Согласно штату 04/600 от 29.07.41 оставшиеся целыми орудия оставили только на полковом уровне в истребительно-противотанковых батареях в количестве 6 штук, всего в СД таким образом было 18 ед.

Артиллерия. Они же были на вооружении отдельных истребительно-противотанковых артиллерийских частей (полков, бригад и единственной за всю историю ВОВ 1-й истребительно-противотанковой дивизии, чьё формирование происходило в конце мая 1942 г. в Москве на основании Постановления ГКО № 1607 от 16.04.42, Директивы Зам. НКО № орг/2/784837 от 25.05.42 в составе 1, 2, 4 истребительных бригад по штату 04/277), с полками, в составе которых было 4-5 4-орудийных батарей. ИПТАБры состояли из 3 ИПТАП, но могли иметь и другие типы орудий.

Боевое применение

По состоянию на 22 июня 1941 года, на вооружении РККА находилось 16 621 шт. 45-мм орудий[1].

Пушка предназначалась для борьбы с танками, самоходками и бронемашинами противника. Для своего времени её бронепробиваемость была вполне адекватной — по нормали на 500 м она пробивала 43 мм броню. Этого было достаточно для борьбы с бронетехникой, защищённой противопульной бронёй.

Здесь будет уместно заметить, что сейчас существует мнение о завышенности пробивной способности 45-мм пушки образца 1937 года (часто являющееся путаницей с ТТХ орудия М-42). Базой для такой точки зрения являются воспоминания участников войны. Тем не менее недостаточная пробивная способность по 50-мм лобовой броне танков Pz Kpfw III Ausf H и Pz Kpfw IV Ausf F1 не подлежит сомнению.

Бронебойные снаряды некоторых партий, выпущенные с нарушением технологии производства в период до августа 1941 года не соответствовали характеристикам (при столкновении с преградой из броневой стали раскалывались примерно в 50 % процентах случаев), однако в августе 1941 года проблема была решена — в производственный процесс были внесены технические изменения (введены локализаторы)[1].

Для улучшения бронепробиваемости на вооружение был принят подкалиберный 45-мм снаряд, пробивавший на дистанции 500 м по нормали 66-мм броню, а при стрельбе на дистанции кинжального огня в 100 м — броню 88 мм. Однако для более эффективного поражения бронецелей настоятельно требовалось более мощное орудие, которым стала 45-мм пушка М-42, разработанная и принятая на вооружение в 1942 году.

Экспонат из артиллерийского музея (Санкт-Петербург)

Орудие имело и противопехотные возможности — оно снабжалось осколочной гранатой и картечью. Осколочная 45-мм граната при разрыве даёт 100 осколков, сохраняющих убойную силу при разлёте по фронту на 15 м и в глубину на 5-7 м. Картечные пули при стрельбе образуют поражающий сектор по фронту на ширину до 60 м и в глубину до 400 м. Также к орудию полагались дымовые и бронебойно-химические снаряды. Последние предназначались для отравления экипажей танков и гарнизонов ДОТов, они содержали 16 г состава, который в результате химической реакции превращался в сильнодействующий яд — синильную кислоту HCN.

Недостаточная бронепробиваемость орудия (особенно в 1942 году, когда танки типов Pz Kpfw I и Pz Kpfw II вместе с ранними слабобронированными модификациями Pz Kpfw III и Pz Kpfw IV практически исчезли с поля боя) вместе с неопытностью артиллеристов иной раз приводили к очень тяжёлым потерям. Однако в руках опытных и тактически умелых командиров это орудие представляло серьёзную угрозу для вражеской бронетехники. Положительными его качествами были высокая мобильность и лёгкость маскировки. Благодаря этому 45-мм пушки обр. 1937 года использовались даже партизанскими отрядами.

Характеристики и свойства боеприпасов

Боеприпасы к 53-К
  • Номенклатура боеприпасов :
    • бронебойный 53-Б-240
    • бронебойно-трассирующий 53-БР-240
    • бронебойно-трассирующий 53-БР-240СП (сплошной)
    • бронебойно-трассирующий подкалиберный 53-БР-240П
    • осколочный 53-О-240 (стальной)
    • осколочный 53-О-240А (сталистого чугуна)
    • картечь 53-Щ-240
    • дымовой 53-Д-240
    • бронебойно-химический
  • Дульная скорость снаряда, м/с : 760
  • Масса снаряда, кг : 1.43
  • Бронепробиваемость брони средней твёрдости, мм
    • Калиберным бронебойным снарядом
      • угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
        • на дистанции 500 м : 43
        • на дистанции 1000 м : 32
      • угол встречи 60 градусов от касательной плоскости к броне
        • на дистанции 500 м : 40
        • на дистанции 1000 м : 28
    • Подкалиберным бронебойным снарядом
      • угол встречи 90 градусов от касательной плоскости к броне (по нормали)
        • на дистанции 100 м : 88
        • на дистанции 500 м : 66

Сохранившиеся экземпляры

До наших дней дошло немало 45-мм пушек, большей частью находящихся в музеях. Некоторые принимают участие в почётных мероприятиях.

Примечания

  1. ↑ 1 2 А. Б. Мартиросян. 22 июня. Правда генералиссимуса. М., «Вече», 2005. стр.190-191
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 11 мая 2011.

Ссылки

Источники

  • Шунков В. Н. Оружие Красной Армии. — Мн.: Харвест, 1999. — 544 с., ISBN 985-433-469-4
  • Драбкин А. Я дрался с Панцерваффе. «Двойной оклад — тройная смерть!». — М.: Яуза, Эксмо, 2007. — 352 с., ISBN 978-5-699-20524-0

dic.academic.ru

Универсальная (зенитная) 45-мм пушка 21-К

45-мм универсальная полуавтоматическая пушка 21-К

История создания универсальной 45-мм пушки 21-К

В конце 1920-х годов руководство СССР приняло решение сосредоточить производство всех зенитных орудий малого и среднего калибра для армии и флота на заводе №8. В это число попали и 37-мм автоматические пушки 4-К и 20-мм автоматические пушки 2-К, имеющие немецкие корни.

К сожалению, завод, до этого никогда не имевший дел с автоматическими орудиями, к тому же технически и инженерно плохо подготовленный к возложенной на него миссии, с задачей не справился. В итоге, вместо того, чтоб обеспечить страну новыми высокоэффективными зенитными пушками, завод №8 завалил план вообще по всем видам выпускаемой продукции.

В итоге, армия и флот Советского Союза вплоть до 1940 г. так и не получили массовых, безотказных, современных скорострельных зенитных орудий по типу немецкой 20-мм FlaK 30/38. Вместо них приходилось довольствоваться установкой из 7,62-мм счетверенных «Максимов». В конечном итоге было принято половинчатое решение — вместо «ничего», флоту решили дать «хоть что-то». Так и появилась идея вооружить корабли и подводные лодки полуавтоматической 45/46-мм универсальной пушкой 21-К, «морским вариантом» универсальной 45-мм пушки 19-К образца 1932 г.

45/46-мм универсальная полуавтоматическая пушка 21-К была спроектирована в КБ завода №8 в 1932 г. Заводские испытания проведены с 27.06 по 02.07 июля 1933 г. Полигонные испытания прошли на НИАПе с 21.07 по 01.08.1933 г., а морские на подводных лодках типа «М» VI серии на Черном море 21-26 марта 1934 г. после чего система была передана для войсковых испытаний.

Серийное производство 45-мм пушек 21-К было начато на заводе №8 в 1934 г., за этот год было сдано 213 орудий, из которых 137 — для ВМФ и 76 — для плавсредств НКВД. За неимением других зенитных пушек 21-К устанавливались на все классы кораблей — от сторожевых катеров и подводных лодок до крейсеров и линкоров.

К началу 1941 г. в ВМФ имелось 1617 пушек 21-К (из которых 284 — на Черноморском флоте).

Наиболее серьезными недостатком пушки была низкая скорострельность (не превышала 25 выстр./мин.) и то, что снаряд не имел дистанционного взрывателя. Да-да, цель могла быть поражена только прямым попаданием!

Естественно, при таких «выдающихся» данных, в качестве зенитной эта пушка была крайне малоэффективна. Уже в ходе войны по мере поступления 37-мм автоматов 70-К, а также 20-мм Эрликон и 40-мм Бофорс на кораблях начали повсеместно заменять ими полуавтоматические 21-К.

Тренировка расчета универсальной пушки 21-К на подводной лодке Щ-214

Конструкция и модификации универсальной 45-мм пушки 21-К

Конструктивно универсальная (зенитная) 45-мм пушка 21-К не была каким-то новым словом в истории артиллерии. 21-К представляла собой приспособление уже хорошо освоенной промышленностью 45-мм противотанковой пушки обр.1932 г. 19-К к морскому станку.

Тело орудия целиком заимствовано от 19-К и состояло из скрепленного ствола и кожуха. Затвор был полуавтоматическим, но полуавтоматика заводом №8 до 1935 года так и не была освоена, в результате чего пушки, изготовленные до 1935 г., не имели полуавтоматики, а только механизм, позволяющий затвору автоматически закрываться при досылке очередного патрона, открывание же затвора производилось вручную («четвертьавтоматика»). В системах, изготовленных после 1935 г. была введена полуавтоматика инерционного типа.

Ствол орудия состоял из трубы и надетого на нее в горячем состоянии кожуха, составляющего одно целое с казенником; орудия позднего изготовления имели уже ствол-моноблок. Станок орудия представлял собой обычную тумбу без щита.

В 1944 г. вместо 21-К в производство была запущена её модификация — 45-мм орудие 21-КМ. Работы по модернизации 21-К были начаты в ОКБ-172 в 1942 г. Проект получил индекс ВМ-42.

Головная серия в количестве 25 штук успешно прошла испытания в сентябре 1943 г., по окончании которых установки поставили на серийное производство под индексом В-21-КМ, позже именуемые просто 21-КМ. В 1944 г. было поставлено 486, 1945 г. — 373, 1946 г. — 140, и в 1947 г. — 50 пушек 21-КМ, после чего их производство было прекращено.

Основные отличия 21-КМ от 21-К в следующем:

  • нарезная часть ствола увеличена на 1010 мм;
  • инерционная полуавтоматика уступила место копирной;
  • упрочен ствол и противооткатные устройства, что позволило стрелять большим зарядом;
  • установка получила щит.

Характеристики 45-мм универсальной зенитной пушки 21-К

Страна: СССР
Тип: Универсальная (зенитная) пушка
Дата выпуска: 1934 г.
Расчет:3 человека
Калибр:45 мм
Длинна: Ствол: 46 калибров (2,07 м)
Ширина: Нет сведений
Вес: 115 кг (ствол и затвор), вес снаряда: 1,41 кг.
Скорострельность: до 25 выстрелов в минуту
Дистанция стрельбы: 9,2 км (угол возвышения: 85 градусов)
Начальная скорость снаряда: Нет сведений
Боекомплект: ---

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

45 мм пушка обр. 1932 г. 19-К

  

  

Принятая на вооружение артиллерии РККА в 1931 г. 37 мм противотанковая пушка обр. 1930 г. (1-К), производимая на заводе № 8 (г. Подлипки Московская область) по лицензии немецкого концерна Рейнметалл, была для своего времени довольно совершенным орудием, однако советское военное руководство не устраивало слабое действие 37 мм осколочных снарядов О-160, не позволявшее использовать пушку в качестве огневого средства стрелкового батальона (сб) для поражения групп пехоты противника и разрушения его легких укреплений. 4 декабря 1931 г. ГАУ РККА выдало заводу № 8 опытный заказ на изготовление 45 мм ствола для наложения его на лафет 37 мм противотанковой пушки 1-К. Новое орудие должно было быть изготовлено к 1 марта 1932 г. Работы по объявленной теме были поручены коллективу КБ завода под руководством  главного конструктора В.М. Беринга (фон Беринг). Конструкция 45 мм ствола ничем не отличалась  кроме калибра от ствола 37 мм пушки. В конструкцию казенника пришлось ввести увеличенный по габаритам лоток. Затвор и автоматика оставались прежними. Кожух ствола также изготовили из заготовок для 1-К с минимально необходимыми переделками. В конструкцию лафета были внесены ряд изменений: увеличены продольные размеры цилиндра и штока тормоза откатных частей, удлинена люлька, длина станин увеличена на 300 мм,  увеличен вырез под ствол в щитовом прикрытии, для уравновешивания качающейся части орудия под задним срезом люльки разместили балласт весом 6, 65 кг. Уже 9 февраля 1932 г. опытный образец орудия, которому был присвоен заводской индекс 19-К был представлен на заводские испытания, которые заключались в производстве 53 выстрелов и были признаны успешными. 22 февраля того же года орудие было представлена для государственных испытаний на Научно-исследовательском артиллерийском полигоне (НИАП г. Ржев). По итогам испытаний комиссия в качестве недостатков отметила избыточные вес и габариты (в основном большую длину станин) пушки, непригодность деревянных колес для передвижения по пересеченной местности. Несмотря на выявленные конструктивные недостатки, 5 мая 1932 г. приказом Реввоенсовета (РВС) № 30 орудие было принято на вооружение под названием 45 мм противотанковая пушка обр. 1932 г. Тем же приказом заводу № 8 предписывалось в течении трех месяцев завершить серийное производство 37 мм противотанковой пушки и организовать производство 45 мм орудия. Сразу же после организации серийного производства 19-К, на заводе были развернуты работы по модернизации пушки, имеющие целью устранить недостатки выявленные на государственных испытаний. Эта задача была возложена на коллектив СКБ ОГПУ созданного при заводе № 8 из осужденных на различные сроки заключенных из числа инженеров и конструкторов. Проект модернизации, разработанный специалистами СКБ к осени 1933 г. предполагал увеличение толщины стенок казенника, вынос цапф крепления ствола несколько вперед, что позволило отказаться от уравновешивающего балласта, удлинение кожуха ствола, изменение конструкции клина затвора, применение полуавтоматики инерционного типа, взамен механической у предыдущего образца, изменение конструкции компрессора противооткатных устройств (ПОУ). Боевой ход орудия, в том числе деревянные колеса, остался без изменения. После заводских испытаний, которые прошли в конце ноября того же года, опытный образец модернизированного орудия был представлен для государственных испытаний на НИАПе. В ходе испытаний обнаружилось, что новая полуавтоматика пушки прекрасно работающая при стрельбе бронебойными снарядами, при стрельбе осколочными из-за недостаточной энергии отката, начинала функционировать в режиме четвертьавтоматики. Большие нарекания вновь вызвала конструкция боевого хода орудия. Тем не менее комиссия рекомендовала модернизированную пушку к производству на заводе № 8. В 1934 г. по проекту разработанному в СКБ была проведена очередная модернизация 19-К, заключавшаяся в замене деревянных колес на пневматические колеса от автомобиля ГАЗ-А и некотором изменении конструкции поворотного механизма. Зимой 1936 г. прошли испытания модернизированной пушки и орудие было принято к производству. С ноября 1936 г. на 45 мм пушках стали устанавливать металлические колеса с гусматиком. В заключении следует отметить, что работы по созданию 45 мм противотанковой пушки обр. 1932 г., отработка технологии ее производства, послужили хорошей школой для советских конструкторских коллективов. На основе конструкции, узлов и механизмов пушки 19-К были созданы и серийно производились 45 мм танковая пушка обр. 1932 г. 20-К и 45 мм полуавтоматическая универсальная морская пушка 21-К.

Тактико-технические характеристики

№№

п.п.

    Наименование характеристики Единица измерения модификации 1932-34 гг. модификация 1936 г.
1 Расчет чел. 5 5
2 Способ буксировки   на конной тяге конная и мех. тяга
3 Максимальная скорость буксирования км/час 10-15 до 60
4 Калибр мм 45 45
5 Боевая масса кг 550 560
6 Масса в походном положении кг 1200 1200
7 Длина мм 4020 4020
8 Длина ствола общая мм 2072,5 2072,5
9 Ширина мм 1634 1634
10 Высота мм 1170 1170
11 Длина ствола в калибрах клб 46 46
12 Высота линии огня мм 701 701
13 Начальная скорость полета снаряда Б-240 м/сек. 760 760
14 Максимальный угол возвышения градус 25° 25°
15 Минимальный угол возвышения градус -8° -8°
16 Угол горизонтальной наводки градус 60° 60°
17 Дальность стрельбы максимальная снарядом О-240 м 4400 4400
18 Вес снаряда Б-240 кг 1,43 1,43
19 Вес снаряда О-240 кг 2,14 2,14
20 Скорострельность максимальная выстр./мин 15-20 15-20
21 Бронепробиваемость максимальная мм 66 66
22 Прицельные приспособления   Прицельная трубка Прицельная трубка

 

 

cris9.armforc.ru

45-мм авиационная пушка НС-45. - Российская авиация

45-мм авиационная пушка НС-45.

Разработка: ОКБ-16, Нудельман и Суранов Страна: СССР Начало разработки: 1943 г. Принят на вооружение: 1944 г.

В начале июля 1943 года вышло Постановление Государственного Комитета Обороны о разработке 45-мм пушки для вооружения истребителей. Опытные образцы таких пушек были созданы ОКБ-15 и ОКБ-16. Оба КБ делали их на базе своих 37-мм пушек Ш-37 и НС-37.Опытная 45-мм пушка ОКБ-15 была испытана на ЛаГГ-3, но из-за тех же недостатков, что у Ш-37, пушка даже не дошла до государственных испытаний.

45-мм пушка ОКБ-16 (позже получившая индекс НС-45) была создана с сохранением габаритных размеров НС-37. Вес пушки составлял 150-153 кг. Темп стрельбы — 260-280 выстр./мин. Питание пушки ленточное.

Главная трудность была в том, чтобы создать такой 45-мм ствол, который проходил бы через втулку винта самолетного двигателя ВК-105ПФ или ВК-107, т.е. серийного двигателя, стоявшего тогда на самолетах Як-9. Переделать двигатель, увеличив отверстие для ствола на втулке винта было практически невозможно, тем более в военное время. При использовании этих двигателей толщина стенки дульной части 45-мм ствола оказалась равной всего-то 4 мм.

В 45-мм пушке впервые в СССР на самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи.

При разработке нового патрона к пушке НС-45 в ОКБ-16 был использован штатный осколочно-трассирующий снаряд от 45-мм патрона пушки 21-К весом 1,065 кг. Начальная скорость снаряда — 780 м/с. Вес патрона — 1,93 кг. Гильза была взята от пушки НС-37 с переобжатием на новый калибр дульца и с сохранением прежней длины 37-мм патрона (328 мм). Время горения трассера около 11 секунд. Снаряд имел головной взрыватель МГ-8.

Пушка НС-45 серийно производилась заводом № 74 в 1944-1945 годах. В 1944 году сдано 75 пушек, а в 1945 году — 120.

Для войсковых испытаний было изготовлено 53 самолета Як-9К (крупнокалиберный) с пушкой НС-45 в развале двигателя, с боекомплектом 29 патронов.

44 самолета Як-9К проходили войсковые испытания с 13 августа по 18 сентября 1944 года на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля на 2-м Белорусском фронте.

Согласно отчетам тех частей, где они проходили войсковые испытания, на один сбитый вражеский самолет расходовалось сто сорок семь 20-мм снарядов пушки ШВАК или тридцать один 37-мм снаряд пушки НС-37, или десять 45-мм снарядов пушки НС-45. Но, с другой стороны, следует учесть, что истребители с 37-мм и 45-мм пушками действовали в основном под прикрытием истребителей с 20-мм пушками, в числе которых были ведомые машины.

Прицельная стрельба из 37-45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, сделанных даже на максимальной скорости, последняя резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах. Для сравнения заметим, что из пушек ШВАК и ВЯ на любом самолете, летящем со скоростью не менее 400 км/ч, можно было вести огонь длинными очередями, и отдачи почти не чувствовалось.

В массовое производство Як-9К не запускался.

В начале 1945 года на Ил-2 были установлены две крыльевые пушки НС-45 (Ил-2 НС-45). Самолет прошел с ними летные испытания, но серийно не строился.

В 1946 году был построен опытный самолет Ту-2Ш, вооруженный двумя пушками НС-45 и двумя пушками НС-37. Серийно Ту-2Ш не строился.

С 30 декабря 1946 года по 3 октября 1947 года проходил летные испытания перехватчик и дальний истребитель сопровождения Ту-1 (63П) с двумя пушками НС-45 в носу. Из-за недоведенных двигателей работы по самолету были прекращены.

Технические характеристики:

Калибр, мм: 45Снаряд, мм: 45 х 186Длина пушки, мм: 3400Ширина пушки, мм: 215Высота пушки, мм: 415Длина ствола (стволов), мм: 2300Вес пушки без магазина, кг: 153Темп стрельбы, выстр./мин: 280Начальная скорость снаряда, м/с: 850Носители: Як-9К, Ил-2 НС-45.

Авиационная пушка НС-45.

Авиационная пушка НС-45.

Штурмовик Ил-2 с пушками НС-45.

Истребитель Як-9К с пушкой НС-45.

Установка пушки НС-45 в развале цилиндров двигателя истребителя Як-9К.

.

.Источник:А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

45-мм противотанковая пушка образца 1942 года (М-42)

М-42 (Индекс ГАУ — 52-П-243С) — советское полуавтоматическое противотанковое орудие калибра 45 мм. Полное официальное название орудия — 45-мм противотанковая пушка обр. 1942 года (М-42). Оно использовалось с 1942 года до конца Великой Отечественной войны, но в связи с недостаточной бронепробиваемостью было частично заменено в производстве в 1943 году на более мощную пушку ЗИС-2 калибра 57 мм. Окончательно пушка М-42 была снята с производства в 1945 году; за 1942-45 гг. промышленность СССР изготовила 10 843 таких орудий.

В начале 1942 года конструкторами артиллерийского завода в Мотовилихе была проведена модернизация 45-мм противотанковой пушки обр. 1937 года. Главная задача модернизации — повышение бронепробиваемости была решена в результате удлинения ствола и использования нового выстрела, в котором снаряд и гильза остались без изменения, а вес порохового заряда был увеличен. Это позволило повысить давление в канале ствола и увеличить начальную скорость снаряда с 760 м/с до 870 м/с. В свою очередь, повышение начальной скорости снаряда обеспечило увеличение бронепробиваемости при угле встречи 90° на дальности 500 м до 61 мм, а на дальности 1000 м — до 51 мм. Кроме длины была изменена также и конструкция ствола.

Вместо установленного на пушке обр. 1937 г. скрепленного ствола на новой пушке использован более технологичный ствол-моноблок, представляющий собой цельнометаллическую трубу, на конец которой навинчен и застопорен стопором казенник. Технологичность орудия в целом была повышена за счет разработки новых узлов: литого верхнего станка, простого по конструкции гидравлического тормоза отката, пружинного накатника, пружинного подрессоривания. Эти меры значительно снизили трудоемкость изготовления орудия при повышении его боевых качеств.

В связи с тем, что щитовое прикрытие толщиной 4,5 мм иногда пробивалось бронебойными винтовочными пулями, его толщина была повышена до 7 мм.

 

Технические характеристики

Калибр, мм 45
Начальная скорость снаряда, м/с 870
Наибольший угол возвышения, град. 25
Угол склонения, град -8
Угол горизонтального обстрела, град. 60
Вес в боевом положении, кг 625
Вес в походном положении, кг 1250
Скорострельность, выстр./мин 15-20
Наибольшая дальность стрельбы, м 4550
Дальность прямого выстрела, м 950
Скорость возки по шоссе, км/ч до 60
Габариты в походном положении - Длина, мм 4885
Габариты в походном положении - Ширина, мм 1634
Габариты в походном положении - Высота, мм 1300
Габариты в походном положении - Клиренс, мм 275
Расчёт, чел. 4

Видео

www.arms-expo.ru