Совет Россия - НАТО. Досье. Совет россия нато


Nato-Russia Council - About

RASMUSSEN PUTIN PHOTOSHOOT2 

Совет Россия-НАТО (СРН), учрежденный 28 мая 2002 года на Римской встрече в верхах Россия-НАТО, пришел на смену Совместному постоянному совету (СПС) - форуму для консультаций и сотрудничества, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года, который остается официальной основой отношений Россия-НАТО.

После создания СРН, на заседаниях которого Россия и государства-члены НАТО встречаются на равных в формате «29», вместо двустороннего формата «НАТО+1», существовавшего при СПС, дух встреч радикально изменился.

СРН был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 г. «Отношения Россия-НАТО : новое качество», основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 г. СРН призван служить главной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и НАТО.

Согласно Римской декларации Россия и государства-члены НАТО работают в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взимный интерес в рамках СРН. Совет Россия-НАТО является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по целому ряду вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе.

Члены СРН, действуя в национальном качестве и в соответствии со своими коллективными обязательствами, принимают совместные решения и несут коллективную ответственность, индивидуально и совместно, за их выполнение.

Работа в рамках Совета Россия-НАТО сосредоточена на всех тех направлениях Основополагающего акта, которые представляют собой взаимный интерес. Активизируется сотрудничество в ряде ключевых областей, включающих в себя борьбу с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетную оборону театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военную реформу и гражданские чрезвычайные ситуации. В программу деятельности Совета Россия-НАТО, по взаимному согласию его членов, могут быть включены новые направления.

Заседания СРН на уровне послов и военных представителей проводятся под председательством Генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц; дважды в год - на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов; и, по мере возможности - на уровне глав государств и правительств.

Под Советом Россия-НАТО находится Подготовительный комитет, заседания которого проходят не реже двух раз в месяц. Комитет готовит вопросы для последующего обсуждения на уровне послов и наблюдает за деятельностью всех экспертов под эгидой СРН.

С момента своего создания СРН превратился в эффективный механизм консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, принятия совместных решений и совместных действий. К примеру, Совет Россия-НАТО учредил более 25 рабочих групп и комитетов для развития сотрудничества в области борьбы с терроризмом, нераспространения, миротворчества, противоракетной обороны театра военных действий, управления использованием воздушного пространства, гражданских чрезвычайных ситуаций, военной реформы, тылового обеспечения и научного сотрудничества во имя мира и безопасности.

Не проходит ни дня без заседаний СРН на различных уровнях. Контакты и неформальные консультации по многим различным вопросам отличаются небывалой интенсивностью и проходят в духе дружбы и профессионализма.

 

www.nato.int

Совет Россия-НАТО | Информационно-аналитический портал «НАТО.РФ»

nato-russia-council (СРН), учрежденный 28 мая 2002 года на Римской встрече в верхах Россия-НАТО, пришел на смену Совместному постоянному совету (СПС) – форуму для консультаций и сотрудничества, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года, который остается официальной основой отношений Россия-НАТО.

После создания СРН, на заседаниях которого Россия и государства-члены НАТО встречаются на равных в формате «27», вместо двустороннего формата «НАТО+1», существовавшего при СПС, дух стреч радикально изменился.

СРН был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 г. «Отношения Россия-НАТО : новое качество», основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 г. СРН призван служить главной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и НАТО.

Согласно Римской декларации Россия и государства-члены НАТО работают в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взимный интерес в рамках СРН. Совет Россия-НАТО является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по целому ряду вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе.

Члены СРН, действуя в национальном качестве и в соответствии со своими коллективными обязательствами, принимают совместные решения и несут коллективную ответственность, индивидуально и совместно, за их выполнение. Работа в рамках Совета Россия-НАТО сосредоточена на всех тех направлениях Основополагающего акта, которые представляют собой взаимный интерес. Активизируется сотрудничество в ряде ключевых областей, включающих в себя борьбу с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетную оборону театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военную реформу и гражданские чрезвычайные ситуации. В программу деятельности Совета Россия-НАТО, по взаимному согласию его членов, могут быть включены новые направления. Заседания СРН на уровне послов и военных представителей проводятся под председательством Генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц; дважды в год – на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов; и, по мере возможности - на уровне глав государств и правительств.

Под Советом Россия-НАТО находится Подготовительный комитет, заседания которого проходят не реже двух раз в месяц. Комитет готовит вопросы для последующего обсуждения на уровне послов и наблюдает за деятельностью всех экспертов под эгидой СРН.

С момента своего создания СРН превратился в эффективный механизм консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, принятия совместных решений и совместных действий. К примеру, Совет Россия-НАТО учредил более 25 рабочих групп и комитетов для развития сотрудничества в области борьбы с терроризмом, нераспространения, миротворчества, противоракетной обороны театра военных действий, управления использованием воздушного пространства, гражданских чрезвычайных ситуаций, военной реформы, тылового обеспечения и научного сотрудничества во имя мира и безопасности.

Не проходит ни дня без заседаний СРН на различных уровнях. Контакты и неформальные консультации по многим различным вопросам отличаются небывалой интенсивностью и проходят в духе дружбы и профессионализма.

Совет Россия-НАТО (СРН)

xn--80azep.xn--p1ai

Совет Россия - НАТО. Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. 31 мая в Брюсселе состоится очередное заседание Совета Россия - НАТО на уровне послов. Ожидается, что основными темами переговоров станут ситуация на Украине и военные учения в Европе, в частности повышение уровня их транспарентности. Совет Россия - НАТО (СРН, NATO-Russia Council) - главный орган в отношениях альянса с Россией.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории СРН и современном состоянии дел.

История создания

СРН был создан согласно Декларации о новых отношениях между РФ и НАТО, подписанной 28 мая 2002 года на итальянской базе ВВС Пратика-ди-Маре под Римом. Он заменил орган, который был учрежден в соответствии с Основополагающим актом от 1997 года и действовал в двустороннем формате "НАТО + РФ". В рамках СРН Россия и все члены НАТО представлены как равноправные партнеры, решения принимаются консенсусом.

Заседания СРН

До 2014 года заседания СРН проводились, как правило, в Брюсселе под председательством генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц на уровне послов и военных представителей; дважды в год - на уровне министров иностранных дел (в последний раз - в декабре 2013 года), министров обороны (в октябре 2013 года) и начальников генеральных штабов (в мае 2013 года).

За время работы Совета состоялось три встречи на высшем уровне (в 2002 году на базе Пратика-ди-Маре, в 2008 году в Бухаресте и в 2010 году в Лиссабоне на полях саммитов НАТО). При СРН было создано более 25 рабочих групп и комитетов по конкретным вопросам, в том числе по борьбе с террористической угрозой, по контролю над вооружениями и нераспространению, по Афганистану, в области миротворчества.

Направления сотрудничества

В рамках СРН наиболее успешно развивалось сотрудничество РФ и НАТО по Афганистану. В 2010 году была одобрена программа по укомплектованию афганской армии российскими вертолетами Ми-17 ("Вертолетный пакет"). Закупки машин велись не по линии НАТО, а на основе двусторонних соглашений РФ и США. В 2011-2013 годах были заключены контракты на поставку в общей сложности 63 вертолетов на сумму $1,3 млрд. По данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, сделка была завершена в октябре 2014 года. В апреле 2011 года был учрежден трастовый фонд СРН с целью приобретения запчастей, обеспечения лицензионного ремонта и подготовки афганских техников в РФ. В 2012 году в Новосибирске начал работать центр по подготовке афганских специалистов.

Другой сферой взаимодействия в рамках СРН была борьба с терроризмом. В конце 2011 года было объявлено о готовности к действию Совместной аэрокосмической системы по противодействию воздушному терроризму, разработанной в рамках Инициативы СРН по сотрудничеству в воздушном пространстве. В рамках инициативы проводились совместные учения "Бдительное небо" (последние - в сентябре 2013 года).

Один из крупнейших совместных проектов - сканер STANDEX, способный на расстоянии определять наличие взрывчатки на теле террориста-смертника. Его испытали в парижском метро в октябре 2013 года. Начало промышленного производства было намечено на осень 2015 года. Планировалось, что первые образцы будут установлены в конце 2015 - начале 2016 года в аэропорту Брюсселя, рядом с которым располагается штаб-квартира НАТО.

В декабре 2013 года на заседании СРН на уровне глав МИД было объявлено о запуске проекта по утилизации устаревших боеприпасов на территории РФ. Он был рассчитан на пять лет.

Кроме того, по инициативе СРН был разработан русско-английский глоссарий, содержащий 15 тыс. терминов, используемых в сфере военного сотрудничества.

Взаимодействие в рамках СРН продолжалось, несмотря на возникающие охлаждения отношений (в частности, в 2008-2009 годах, когда в связи с негативной оценкой со стороны НАТО действий России в ходе грузино-югоосетинского конфликта было приостановлено военное сотрудничество).

Ситуация после 2014 года

В 2014 году ситуация изменилась из-за событий на Украине и воссоединения Крыма с Россией. 1 апреля НАТО заморозила на три месяца все виды "практического военного и гражданского" сотрудничества с Россией, а 3 апреля Москва отозвала для консультаций главного военного представителя генерал-полковника Валерия Евневича. В июне руководство НАТО решило, что "возврат к "стратегическому партнерству между НАТО и Россией на данном этапе невозможен", однако альянс высказался за сохранение формата СРН "для продолжения политического диалога".

После замораживания отношений СРН впервые собрался в Брюсселе на уровне постпредов 2 июня 2014 года. Стороны отметили расхождение взглядов на ситуацию на Украине, Россия указала на возрастание активности НАТО у своих границ. В апреле 2015 года НАТО сократила количество российских сотрудников с более чем 50 до 30 человек в рамках ответных мер на вхождение Крыма в состав РФ.

Перспективы восстановления отношений

2 декабря 2015 года на заседании Совета НАТО (высший орган альянса) на уровне глав МИД было принято решение рассмотреть вопрос о созыве СРН "для возобновления взаимодействия с РФ". В тот же день глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что "Россия никогда не отказывалась от работы в этом формате и от других форматов тоже".

Заседание СРН на уровне постоянных представителей прошло 20 апреля 2016 года в Брюсселе. В повестке дня были такие вопросы, как кризис на Украине и минские соглашения, борьба с терроризмом, ситуация в Афганистане. Было принято решение продолжить политический диалог в рамках СРН, но, по словам Столтенберга, "это не означает, что мы возвращаемся к работе в обычном режиме".

13 июля 2016 года в Брюсселе состоялось очередное заседание на уровне послов. В нем впервые после замораживания отношений приняли участие военные с обеих сторон. На встрече обсуждались итоги саммита альянса, состоявшегося в Варшаве 8-9 июля, на котором были приняты решения по развертыванию новых сил в Восточной Европе. По словам постпреда РФ при НАТО Александра Грушко, эти меры "необоснованны, избыточны, контрпродуктивны, носят конфронтационный характер, ослабляют общеевропейскую и региональную безопасность".

Рассматривалась также ситуация на Украине, позиции сторон совпали в тезисе о необходимости мирного урегулирования. Важным итогом июльского заседания стало достижение согласия по дальнейшему обсуждению инициативы президента Финляндии Саули Ниинистё о введении обязательного правила о включении транспондеров (приемопередающих сигнальных устройств) военных самолетов при полетах над Балтийским морем (высказана на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным 1 июля 2016 года и поддержана им). Однако в мае 2018 года заместитель директора Департамента информации и печати МИД РФ Артем Кожин заявил, что, "несмотря на данные ранее обещания, не видим желания у альянса перейти к экспертному обсуждению данной темы в формате Совета Россия - НАТО".

Впоследствии в Брюсселе состоялось еще три встречи на уровне послов, (последняя - 26 октября 2017 года). Основной темой переговоров была ситуация на Украине. По словам заместителя главы МИД РФ Алексея Мешкова, "работа СРН вернулась в рутинную стадию".

27 марта 2018 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил о сокращении миссии России при альянсе с 30 до 20 человек. Эта мера была принята в знак солидарности с Великобританией, которая возложила на Россию вину за отравление 4 марта в Солсбери экс-сотрудника ГРУ Сергея Скрипаля, осужденного в РФ за шпионаж в пользу Великобритании. По словам Столтенберга, отношения между РФ и НАТО с 2014 года не улучшились, поэтому альянс будет продолжать по отношению к РФ политику сдерживания, обороны и диалога".

tass.ru

Совет Россия-НАТО - РИА Новости, 31.05.2018

Совет Россия-НАТО (СРН) был учрежден 28 мая 2002 года на встрече на высшем уровне Россия-НАТО в Риме Римской декларацией "Отношения Россия-НАТО: новое качество". Он пришел на смену Совместному постоянному совету (СПС) — форуму для консультаций и сотрудничества, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года, который остается официальной основой отношений Россия-НАТО.

СРН призван служить главной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и Организацией Североатлантического договора. На заседаниях Совета Россия и государства-члены НАТО встречаются на равных в формате "29", вместо двустороннего формата "НАТО+1", существовавшего при СПС.

Согласно Римской декларации, Россия и государства-члены НАТО работают в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взаимный интерес в рамках СРН. Совет Россия-НАТО является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по целому ряду вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе.

Согласно Декларации, члены СРН, действуя в национальном качестве и в соответствии со своими коллективными обязательствами, принимают совместные решения и несут коллективную ответственность, индивидуально и совместно, за их выполнение.

Работа в рамках Совета Россия-НАТО была сосредоточена на всех тех направлениях Основополагающего акта, которые представляли собой взаимный интерес: борьба с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетная оборона театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военная реформа и гражданские чрезвычайные ситуации.

В программу деятельности Совета Россия-НАТО, по взаимному согласию его членов, могли быть включены новые направления.

До 2014 года заседания СРН на уровне послов и военных представителей проводились под председательством Генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц; дважды в год — на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов; и, по мере возможности, — на уровне глав государств и правительств.

Не реже двух раз в месяц проходили заседания Подготовительного комитета. Комитет готовил вопросы для последующего обсуждения на уровне послов и наблюдал за деятельностью всех экспертов под эгидой СРН.

Совет Россия-НАТО учредил более 25 рабочих групп и комитетов для развития сотрудничества в ключевых областях.

За годы работы Совета Россия-НАТО был накоплен позитив в сотрудничестве по противодействию общим рискам и угрозам — терроризму, пиратству, природным и техногенным катастрофам, Афганистану. Вместе с тем сохраняются серьезные расхождения по фундаментальным вопросам, затрагивающим коренные интересы безопасности наших стран. В частности — планы США и НАТО по созданию в Европе системы ПРО, продолжение процесса расширения НАТО.

Дважды работа Совета Россия-НАТО приостанавливалась — в 2008 и 2014 годах.

В сентябре 2008 года НАТО в одностороннем порядке приостановил работу совета после того, как Россия не позволила Грузии провести военную операцию против Южной Осетии. Весной 2009 года полноформатное сотрудничество НАТО с Россией было восстановлено.

В марте 2014 года отношения НАТО с Россией обострились на фоне присоединения Крыма к России. 5 марта 2014 года генсек альянса Андерс Фог Расмуссен заявил, что НАТО решила пересмотреть все отношения с Россией, при этом встречи на уровне Совета Россия-НАТО продолжатся.

1 апреля 2014 года альянс приостановил все практическое и военное сотрудничество с Россией. Контакты Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне послов и выше было решено сохранить.

В 2016 году после почти двухлетнего перерыва 20 апреля, 13 июля и 19 декабря в Брюсселе по инициативе натовской стороны состоялись заседания Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне постоянных представителей, повестка дня которых включала в себя кризис на Украине, вопросы безопасности в Афганистане и риски, связанные с наращиванием военной деятельности НАТО вдоль западных рубежей России.

В 2017 году заседания совета на уровне послов проводилось трижды: 30 марта, 13 июля и 26 октября. Основными темами встреч были: ситуация на Украине и вокруг нее, безопасность в Афганистане и в регионе, прозрачность при организации военных учений. Много внимания уделялось также вопросам снижения рисков военных инцидентов в условиях активизации военной активности с обеих сторон. Обсуждалась, в том числе, безопасность полетов над Балтикой.

Очередное заседание Совета Россия — НАТО состоится 31 мая 2018 года. Это будет седьмое совещание СРН за последние два года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Совет Россия-НАТО: история создания и задачи. Справка

Совет Россия-НАТО был учрежден 28 мая 2002 года. Он призван служить главной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и НАТО. Работа Совета была прервана после конфликта в Грузии в августе 2008 года и возобновилась 29 апреля 2009 года.

Россия и НАТО восстанавливают отношения на политическом уровне - первое после конфликта в Южной Осетии формальное заседание Совета Россия-НАТО открылось 29 апреля в Брюсселе, передает корреспондент РИА Новости. Заседание проходит на уровне послов, Россию представляет постоянный представитель РФ при НАТО Дмитрий Рогозин.

Совет Россия-НАТО (СРН) был учрежден 28 мая 2002 года на встрече на высшем уровне Россия-НАТО в Риме. Он пришел на смену Совместному постоянному совету (СПС) - форуму для консультаций и сотрудничества, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года, который остается официальной основой отношений Россия-НАТО.

На заседаниях Совета Россия и государства-члены НАТО встречаются на равных в формате «29», вместо двустороннего формата «НАТО+1», существовавшего при СПС.

СРН был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 года «Отношения Россия-НАТО: новое качество», основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 года. СРН призван служить главной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и НАТО.

Согласно Римской декларации Россия и государства-члены НАТО работают в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взаимный интерес в рамках СРН. Совет Россия-НАТО является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по целому ряду вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе.

Члены СРН, действуя в национальном качестве и в соответствии со своими коллективными обязательствами, принимают совместные решения и несут коллективную ответственность, индивидуально и совместно, за их выполнение.

Работа в рамках Совета Россия-НАТО сосредоточена на всех тех направлениях Основополагающего акта, которые представляют собой взаимный интерес. Активизируется сотрудничество в ряде ключевых областей, включающих в себя борьбу с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетную оборону театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военную реформу и гражданские чрезвычайные ситуации. В программу деятельности Совета Россия-НАТО, по взаимному согласию его членов, могут быть включены новые направления.

Заседания СРН на уровне послов и военных представителей проводятся под председательством Генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц; дважды в год – на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов; и, по мере возможности ‑ на уровне глав государств и правительств.

Под Советом Россия-НАТО находится Подготовительный комитет, заседания которого проходят не реже двух раз в месяц. Комитет готовит вопросы для последующего обсуждения на уровне послов и наблюдает за деятельностью всех экспертов под эгидой СРН.

Совет Россия-НАТО учредил более 25 рабочих групп и комитетов для развития сотрудничества в ключевых областях.

Практическое сотрудничество СРН

Борьба против терроризма

В декабре 2004 года на заседании СРН на уровне министров иностранных дел был утвержден комплексный План действий СРН по терроризму, направленный на повышение уровня общей координации и стратегического сотрудничества в рамках СРН. С декабря 2004 года осуществляется совместная предварительная подготовка российских кораблей для участия в военно-морской контртеррористической операции НАТО «Активные усилия», проходящей в Средиземном море.

Сотрудничество по Афганистану

Реализация пилотного проекта СРН по обучению и подготовке персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками началась по инициативе министров иностранных дел стран-членов СРН в декабре 2005 года. Проект призван оказать содействие в противодействии угрозе незаконного оборота наркотиков из Афганистана. Проект осуществляется при сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности.

Военное сотрудничество

Одним из ключевых направлений работы СРН также является подготовка к проведению возможных совместных военных операций в будущем. В целях повышения оперативной совместимости вооруженных сил НАТО и России была создана программа, важной составляющей которой является подготовка и проведение учений. В июне 2005 года на заседании СРН на уровне министров обороны были утверждены Политико-военные указания по повышению уровня оперативной совместимости войск (сил) России и стран НАТО.

Поисково-спасательные операции на море

Работа по линии поисково-спасательных операций на море интенсифицировалась после подписания рамочного соглашения о сотрудничестве в данной области в феврале 2003 года. В июне 2005 года Россия приняла участие в самых крупномасштабных поисково-спасательных учениях в истории НАТО «Сорбет Рояль». Приобретенный опыт и установившиеся в ходе данного учения связи способствовали успешному проведению спасательной операции в реальных условиях в августе 2005 года у побережья российского полуострова Камчатка. В 2008 году Россия приняла участие в еще более масштабном учении «Болд Монарх».

Кризисное регулирование

Россия и НАТО имеют давнюю историю сотрудничества в области кризисного регулирования. В сентябре 2002 года был утвержден документ «Политические аспекты общей концепции совместных миротворческих операций России и НАТО».

ПРО ТВД

В 2003 году было проведено исследование по вопросам противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД), призванной обеспечить защиту войск в совместных районах действий, в рамках которого оценивались возможные уровни оперативной совместимости систем ПРО ТВД России и стран НАТО. По данному направлению также проводились три командно-штабных учения, первое из которых прошло в Соединенных Штатах в марте 2004 года, второе – в Нидерландах в марте 2005 года и третье – в России в октябре 2006 года. В Германии в январе 2008 года проводилось учение на базе компьютерного моделирования.

Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве

С конца 2007 года осуществляется технический ввод в эксплуатацию Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП). Система ИСВП состоит из четырех объектов в России, четырех объектов в НАТО, и включает объекты, расположенные, начиная с крайнего севера Европы в Буде (Норвегия) и Мурманске (Россия) вплоть до Анкары (Турция) и Ростова-на-Дону (Россия) на юге.

Контроль над вооружениями

СРН также является форумом для ведения открытой дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, в том числе по вопросам ДОВСЕ, Договора по открытому небу, а также по мерам укрепления доверия и безопасности.

Вопросы ядерного оружия

В ядерной области экспертами был разработан глоссарий терминов, организовывались обмены мнениями по вопросам ядерных доктрин и стратегии. Наблюдатели также приняли участие в полевых учениях по реагированию на инциденты с использованием ядерного оружия в России (2004), в Великобритании (2005), Соединенных Штатах (2006) и Франции (2007).

Планирование использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях

Значительный прогресс был достигну по линии развития сотрудничества в области планирования использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях и реагирования на чрезвычайные ситуации. Ликвидация последствий террористических актов стала одним из основных направлений деятельности. Два учения, проведенных в России – в Богородске (2002) и в Калининграде (2004), а также учения, состоявшиеся в Монтелибретти в Италии (2006) способствовали выработке конкретных рекомендаций по ликвидации последствий. Очередное командно-штабное учение планируется в Норвегии в 2009 году.

Центр социальной адаптации Россия-НАТО

В июле 2003 года в Москве был создан Центр социальной адаптации Россия-НАТО для уволенных в запас военнослужащих. Для расширения деятельности центра в марте 2003 года были открыты шесть региональных филиалов. Свыше 2000 бывших военнослужащих из вооруженных сил России прошли переподготовку. Около 85% из них нашли работу в гражданском секторе в результате обучения или содействия, полученного в отделе Центра по трудоустройству.

Работа Совета Россия-НАТО была прервана после конфликта в Грузии в августе 2008 года, когда Тбилиси развязал боевые действия в Южной Осетии. Россия провела в регионе операцию по принуждению Грузии к миру, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Страны запада, в том числе и страны-члены НАТО, подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии и обвинили ее в непропорциональном применении силы. Однако спустя несколько месяцев некоторые европейские политики фактически признали, что Грузия также ответственна за обострение ситуации в регионе.

В марте 2009 года главы МИД 26 стран-членов альянса приняли политическое решение возобновить сотрудничество с Россией в рамках Совета Россия-НАТО.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Совет Россия-НАТО - РИА Новости, 13.07.2017

Совет Россия-НАТО (СРН) был учрежден 28 мая 2002 года на встрече на высшем уровне Россия-НАТО в Риме Римской декларацией "Отношения Россия-НАТО: новое качество". Он пришел на смену Совместному постоянному совету (СПС) — форуму для консультаций и сотрудничества, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года, который остается официальной основой отношений Россия-НАТО.

СРН призван служить главной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и Организацией Североатлантического договора. На заседаниях Совета Россия и государства-члены НАТО встречаются на равных в формате "29", вместо двустороннего формата "НАТО+1", существовавшего при СПС.

Согласно Римской декларации, Россия и государства-члены НАТО работают в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взаимный интерес в рамках СРН. Совет Россия-НАТО является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по целому ряду вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе.

Согласно Декларации, члены СРН, действуя в национальном качестве и в соответствии со своими коллективными обязательствами, принимают совместные решения и несут коллективную ответственность, индивидуально и совместно, за их выполнение.

Работа в рамках Совета Россия-НАТО была сосредоточена на всех тех направлениях Основополагающего акта, которые представляли собой взаимный интерес: борьба с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетная оборона театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военная реформа и гражданские чрезвычайные ситуации.

В программу деятельности Совета Россия-НАТО, по взаимному согласию его членов, могли быть включены новые направления.

До 2014 года заседания СРН на уровне послов и военных представителей проводились под председательством Генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц; дважды в год — на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов; и, по мере возможности, — на уровне глав государств и правительств.

Не реже двух раз в месяц проходили заседания Подготовительного комитета. Комитет готовил вопросы для последующего обсуждения на уровне послов и наблюдал за деятельностью всех экспертов под эгидой СРН.

Совет Россия-НАТО учредил более 25 рабочих групп и комитетов для развития сотрудничества в ключевых областях.

За годы работы Совета Россия-НАТО был накоплен позитив в сотрудничестве по противодействию общим рискам и угрозам — терроризму, пиратству, природным и техногенным катастрофам, Афганистану. Вместе с тем сохраняются серьезные расхождения по фундаментальным вопросам, затрагивающим коренные интересы безопасности наших стран. В частности — планы США и НАТО по созданию в Европе системы ПРО.

Дважды работа Совета Россия-НАТО приостанавливалась — в 2008 и 2014 годах.

В сентябре 2008 года НАТО в одностороннем порядке приостановил работу совета после того, как Россия не позволила Грузии провести военную операцию против Южной Осетии. Весной 2009 года полноформатное сотрудничество НАТО с Россией было восстановлено.

В марте 2014 года отношения НАТО с Россией обострились на фоне присоединения Крыма к России. 5 марта 2014 года генсек альянса Андерс Фог Расмуссен заявил, что НАТО решила пересмотреть все отношения с Россией, при этом встречи на уровне Совета Россия-НАТО продолжатся.

1 апреля 2014 года альянс приостановил все практическое и военное сотрудничество с Россией. Контакты Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне послов и выше было решено сохранить.

В 2016 году впервые после почти двухлетнего перерыва 20 апреля, 13 июля и 19 декабря в Брюсселе по инициативе натовской стороны состоялись заседания Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне постоянных представителей, повестка дня которых включала в себя кризис на Украине, вопросы безопасности в Афганистане и риски, связанные с наращиванием военной деятельности НАТО вдоль западных рубежей России.

Последнее заседание совета на уровне послов состоялось 30 марта 2017 года. Основными темами встречи, как и предыдущих заседаний, оставались ситуация на Украине и вокруг нее, безопасность в Афганистане и в регионе, прозрачность военной активности сторон.

7 июля 2017 года была достигнута договоренность о проведении заседания Совета Россия-НАТО на уровне послов 13 июля.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Совет Россия - НАТО собрался после длительного перерыва — Российская газета

Совет Россия - НАТО (СРН) провел в Брюсселе первое с осени 2017 года заседание на уровне послов. Представители России и стран альянса обсудили ситуацию на Украине, снижение рисков конфронтации и повышение прозрачности военных учений в Европе.

Источник сообщил агентству ТАСС, что с российской стороны прозвучали вопросы по планируемым на осень учениям альянса Trident Juncture 2018, которые станут крупнейшими маневрами такого рода за последние годы. В них примут участие более 40 тысяч военнослужащих НАТО и государств-партнеров. Кроме того, в первой половине июня пройдут учения "Взмах сабли" в Польше и Прибалтике с участием бронетанкового подразделения сухопутных сил США, в которое входят 85 танков М1 "Абрамс" и около трех тысяч пехотинцев.

После воссоединения Крыма с Россией и вспыхнувшего на Украине конфликта в 2014 году страны НАТО полностью приостановили сотрудничество с Москвой. Но затем в Брюсселе осознали, что перекрытие каналов диалога создает лишние риски и вредит безопасности самих членов альянса. С тех пор НАТО провозгласило так называемый двойной подход, заключающийся в мерах по сдерживанию России и параллельном диалоге с ней.

Генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг за последний месяц неоднократно заявлял о заинтересованности в контактах с РФ, назвав совет "важной площадкой". В интервью немецкому еженедельнику Der Spiegel он признал, что диалог с Россией складывается непросто, но "очень важен" для НАТО, а потому его необходимо продолжать и учиться управлять им: "Контакты с Москвой необходимы для снижения напряженности и улучшения отношений". "Россия остается нашим соседом, и мы хотим, чтобы в отношениях с ней не возникла ни новая холодная война, ни новая гонка вооружений", - сказал Столтенберг в интервью французской Le Figaro, добавив, что в бытность премьер-министром Норвегии "убедился в возможности" продуктивного диалога с российским руководством. Генеральный секретарь альянса выступает за "снижение рисков возможных военных инцидентов, которые с учетом существующей напряженности могут привести к возникновению опасных ситуаций".

Вместе с тем руководство НАТО не отказывается от своей непримиримой позиции в отношениях с Россией. Использование площадки СРН для нападок на Москву неоднократно вызывало разочарование у России, настаивавшей, что на повестке Совета Россия - НАТО должны быть вопросы, связанные с безопасностью РФ и стран Европы. Бывший постпред РФ при НАТО Александр Грушко скептически оценил результаты последнего заседания в октябре 2017 года. По его мнению, конкретных результатов оно не принесло. А постпред РФ при ЕС Владимир Чижов недавно заявил агентству ТАСС, что позитивная повестка СРН "практически нулевая".

Из-за дефицита конструктива заседания СРН не приобрели регулярного характера, хотя встречи совета на уровне послов были возобновлены после двухлетнего перерыва еще в апреле 2016 года. До 2014 года такие заседания проводились не реже раза в месяц, а дважды в год проходили встречи на министерском или высшем уровне. За последние два года СРН провел лишь семь встреч на уровне послов. Совет Россия - НАТО был учрежден в 2002 году и стал главной площадкой для диалога и координации между РФ и странами альянса.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

rg.ru