Создание Совета НАТО и России. Совет нато россия


Совет Россия — НАТО — WiKi

Совет Россия — НАТО — главная структура и форум для развития сотрудничества и координации военно-политических действий между Российской Федерацией — Россией и государствами-членами НАТО.

Совет был учреждён 28 мая 2002 года на Римской встрече в верхах Россия-НАТО. На момент заключения соглашения его участники полагали, что ставят точку в «холодной войне»[1].

Непосредственно подписание Римской декларации о создании Совета президентом России В. В. Путиным, президентом США Бушем-младшим и генеральным секретарём НАТО Робертсоном в присутствии президента Франции Ширака, премьер-министра Великобритании Блэра, премьер-министра Италии Берлускони и других западных лидеров произошло на натовской военной базе Пратика-ди-Маре близ Рима. Значительную подготовительную и посредническую работу в разработке идеи и организации саммита провёл Сильвио Берлускони, движимый желанием наладить военно-политический диалог между Североатлантическим альянсом и Россией[1].

Совет Россия-НАТО, начавший функционировать после саммита в Италии, 6 лет способствовал координации усилий НАТО и России на важных направлениях борьбы с международным терроризмом, в частности, в Афганистане. После военного конфликта России и Грузии из-за Южной Осетии 2008 года в качестве ограничительной меры против России страны НАТО приостановили работу Совета, а после присоединения Крыма к России в 2014 году и событий на востоке Украины этот Совет, как и вся идея долгосрочного партнёрства между Россией и НАТО, были заморожены на неопределённое время[1].

В феврале 2017 года, на фоне затяжной войны в Сирии и Ираке, военно-политические контакты между Россией и НАТО возобновились.

История

Совет Россия-НАТО пришёл на смену Совместному постоянному совету (СПС) и создавался в соответствии с Римской декларацией 2002 года «Отношения Россия-НАТО: новое качество», основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 года. Цель — служить механизмом для консультаций, сотрудничества и проведения совместных действий. Римская декларация гарантирует равноправное партнерство для России и государств-членов НАТО.

В течение 6 лет, вплоть до лета 2008 года, СРН заседал дважды в год на уровне министров иностранных дел и министров обороны, а также начальников генерального штаба. Военное сотрудничество координировалось в общем комитете ежемесячно под председательством Генерального секретаря НАТО; по мере возможности — на уровне глав государств и правительств. В структуре Совета Россия-НАТО находился Подготовительный комитет, заседания которого проходили не реже двух раз в месяц. Комитет готовил вопросы для последующего обсуждения на уровне послов и наблюдал за деятельностью всех экспертов под эгидой СРН. На заседаниях СРН Россия и государства-члены НАТО проводили встречи на равных в формате «29», в то время как ранее, при СПС, был принят двусторонний формат «НАТО+1». Члены Совета Россия-НАТО несли коллективную ответственность за решения, принятые в национальном качестве и не нарушающие принципы коллективных обязательств.

Ключевые области сотрудничества — борьба с терроризмом, антикризисное регулирование в очагах напряжённости, нераспространение ядерного оружия, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетная оборона театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военная реформа и гражданские чрезвычайные ситуации.

Совет Россия-НАТО учредил более 25 рабочих групп и комитетов для развития сотрудничества в области борьбы с терроризмом, нераспространения, миротворчества, противоракетной обороны театра военных действий, управления использованием воздушного пространства, гражданских чрезвычайных ситуаций, военной реформы, тылового обеспечения и научного сотрудничества в интересах мира и безопасности[2].

После 2008 года работа Совета была сокращена, а после 2014 года свёрнута по инициативе НАТО.

Практическое сотрудничество СРН

Борьба против терроризма

Совету Россия-НАТО удалось добиться определенных успехов в проведении совместных мероприятий в области борьбы против терроризма и ликвидации последствий террористических актов. Регулярно осуществляются обмен информацией, углубленные консультаций, совместные оценки угроз, планирование использования гражданских служб в случае терактов, диалоги на высоком уровне о роли вооруженных сил в борьбе против терроризма, а также изучение выводов и опыта недавних террористических актов и научно-технического взаимодействия. В декабре 2004 года на заседании СРН на уровне министров иностранных дел был утвержден комплексный План действий СРН по терроризму, направленный на повышение уровня общей координации и стратегического сотрудничества в рамках СРН. С декабря 2004 года осуществляется совместная предварительная подготовка российских кораблей для участия в военно-морской контртеррористической операции НАТО «Активные усилия», проходящей в Средиземном море[3].

Третий по счету саммит СРН, который прошел в Лиссабоне 20 ноября 2010 года, дал новый виток в развитии совместных антитеррористических программ. На встрече президент Дмитрий Медведев и представители НАТО высказали свою готовность к сотрудничеству в осуществлении деятельности, направленной на обеспечение безопасности в регионе. Также стороны договорились о том, что они в дальнейшем будут кооперировать свои действия в борьбе с международным терроризмом, обоюдно определив её как актуальную угрозу современности. 15 апреля 2011 года в Берлине состоялась встреча на высшем уровне, на которой было подписано итоговое коммюнике, в котором содержался план совместных действий СРН по борьбе с терроризмом[4].

Сотрудничество по Афганистану

Подгруппа СРН по Афганистану была создана в 2010 году и призвана стать площадкой, способствующей сотрудничеству по Афганистану в областях, представляющих взаимный интерес, включая строительство Афганских национальных сил безопасности и тыловое обеспечение МССБ (ИСАФ). СРН успешно осуществляет ряд проектов практического сотрудничества по Афганистану: Проект по обучению специалистов афганских ВВС по техническому обслуживанию вертолетов и Проект по обучению сотрудников правоохранительных органов методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, которые ведут Руководящие исполнительные комитеты[5].

Военное сотрудничество

В ходе работы СРН проводится подготовка к проведению возможных совместных военных операций в будущем. Поэтому одним из ключевых моментов являются учения, входящие в программу, призванную повысить оперативную совместимость сил НАТО и России. На заседании СРН летом 2005 года были утверждены Политико-военные указания по повышению уровня оперативной совместимости войск России и стран НАТО[3].

ПРО ТВД

По данному направлению были проведены три командно-штабных учения: в США в 2004 году, в Нидерландах в 2005 году и в России в 2006 году[3]. Но проведение совместных учений РФ — НАТО по ПРО ТВД было прервано из-за конфликта в Грузии в 2008 году. Однако согласно итоговой декларации саммита 19-20 ноября 2010 года в Лиссабоне, лидерами 28 стран-членов НАТО было предложено возобновить совместные учения по противоракетной обороне театра военных действий[6].

Контроль над вооружениями

Совет рассматривался и как площадка для ведения дискуссий по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, по вопросам ДОВСЕ и Договора по открытому небу[3].

Приостановление и возобновление работы Совета Россия-НАТО

19 августа 2008 года работа Совета Россия-НАТО была прервана после конфликта в Грузии, когда Тбилиси развязал боевые действия в Южной Осетии. Россия провела в регионе операцию по принуждению Грузии к миру, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии.[3] В тот же день было принято решение о создании Комиссии Грузия-НАТО, который должен был подготовить Грузию к вступлению в НАТО[7] Страны запада, в том числе и страны-члены НАТО, подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии. В декабре 2008 года министры иностранных дел решили проводить неформальные переговоры в Совете Россия-НАТО, однако отношения оставались напряженными[8]. Через некоторое время новое американское правительство во главе с Бараком Обамой сообщило о новом начале отношений с Россией[9]. В марте 2009 года главы МИД 26 стран-членов альянса приняли политическое решение возобновить сотрудничество с Россией в рамках Совета Россия-НАТО[3].

1 апреля 2014 министры иностранных дел стран НАТО остановили военное сотрудничество с Россией из-за кризиса на Украине, однако НАТО продолжает кооперацию в Совете России-НАТО на дипломатическом уровне послов[10].

В марте 2017 года Генштаб России и НАТО впервые после заморозки отношений в 2014 году возобновили контакты по военной линии. Стороны обсудили ситуацию в кризисных регионах мира и возможные совместные усилия, имеющие цель снижение напряжённости, предотвращение инцидентов в ходе военной деятельности и развитие взаимных мер доверия. 7 марта в Анталье встретились начальник Генштаба Вооружённых сил России Валерий Герасимов, начальник турецкого Генерального штаба Хулуси Акар и глава Комитета начальников штабов Вооружённых сил США Джозеф Данфорд (ранее Герасимов и Данфорд встретились в Баку). В центре внимания были проблемы безопасности в Сирии и Ираке[11].

Критика

Многие эксперты подвергают критике деятельность Совета Россия-НАТО, называя его неэффективным. В книге «NАТО точка Ру» российский государственный деятель Дмитрий Рогозин высказался на этот счет.

Я согласен абсолютно с оценками о неэффективности Совета Россия — НАТО. Действительно, наши партнеры в рамках Совета Россия — НАТО пытаются выступать не в национальном качестве, то есть не 26 стран плюс Россия, как это было предусмотрено, а напротив, стремятся заранее определить свою общую позицию по тем или иным вопросам. Так дело не пойдет.

[12]

Примечания

Литература

  • Алан Фридман. Берлускони. — Berlusconi. The epic story of the billionaire who took over Italy, перевод с английского. — М.: АСТ:CORPUS, 2016. — 352 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-17-094081-3.

ru-wiki.org

Совет Россия-НАТО. Запад протягивает руку Москве | Политика | ИноСМИ

«Дебаты продолжатся минимум три часа, и ничего замалчивать мы не собираемся», — сказал высокопоставленный натовский дипломат. Утром в четверг в весьма напряженной обстановке соберется Совет Россия — НАТО — впервые с осени 2017 года. «Диалог с Россией трудный, но именно поэтому он так важен», — сказал шеф НАТО Йенс Столтенберг (Jens Stoltenberg) в интервью газете «Вельт ам зоннтаг» (Welt am Sonntag). Сигнал, посылаемый этой встречей, ясен: альянс хочет — несмотря на всю конфронтацию — и дальше вести диалог с Россией. С 2002 года Совет Россия — НАТО — важнейший форум для политических переговоров между западным оборонительным альянсом и Москвой.

Последняя встреча в октябре проходила в атмосфере энергичных взаимных упреков. Тогдашний посол России в НАТО Александр Грушко обвинял НАТО в «пропаганде», «демонизации» и бездоказательной критике российских маневров «Запад 2017», проходивших в течение недели вдоль восточной границы альянса.

Скромные результаты, напряженная обстановка

Всего лишь шесть раз Совет Россия — НАТО собирался с момента аннексии Крыма в 2014 году. Результаты этих встреч были весьма скромными, а обстановка на них царила напряженная. Однажды даже Грушко изумил присутствующих послов своим ледяным молчанием.

На этой встрече ушлый Грушко присутствовать не будет, он теперь заместитель министра иностранных дел. У России пока нет посла в НАТО. Вместо него прибудет некий высокопоставленный российский дипломат. Альянс тем не менее хочет протянуть Москве руку: по информации газеты «Вельт» (Welt) 29 послов НАТО и Столтенберг собираются во всех деталях проинформировать Москву о запланированных крупных маневрах «Единый трезубец» (Trident Juncture) с участием 35 тысяч военнослужащих, в том числе 8 тысяч немецких солдат.

Маневры должны быть проведены осенью в Норвегии. Один высокопоставленный и хорошо информированный дипломат сказал: «Мы хотим быть открытыми по отношению к Москве. Мы проинформируем Совет Россия-НАТО о количественном составе участников, о целях и характере учений «Единый трезубец». Ничто и ни для кого не должен стать сюрпризом. Мы серьезно относимся к прозрачности».

Немецкие солдаты на военных учениях "Allied Spirit VI", ГерманияThe Times29.05.2018The National Interest29.05.2018Печат28.05.2018С последним уже были проблемы. Хотя обе стороны договорились в свое время о большей прозрачности и сокращении рисков при проведении маневров и воздушных операций, Россия, по мнению альянса, сообщила явно неполные сведения о своих маневрах «Запад-2017» в сентябре прошлого года.

Так, Москва проинформировала НАТО лишь о 12,7 тысячах участников, на самом деле их было от 80 до 100 тысяч. В конце маневров, по данным оборонительного альянса, были даже имитированы испытания ядерного оружия. Возмущенный шеф НАТО Столтенберг сказал тогда, что подобные учения повышают риск опасных инцидентов, способных «выйти из-под контроля».

Афганистан на повестке дня не стоит, в отличие от Украины. Тут непримиримые стороны вновь столкнутся друг с другом. НАТО потребует отвода российских войск из Крыма и востока Украины. Москва эти требования отвергнет и будет и дальше отрицать присутствие своих войск в Донбассе. Российская сторона, вероятно, обвинит альянс в том, что его страны скоропалительно встали в афере с российским двойным агентом Скрипалем на сторону Великобритании и выслали российских дипломатов.

Двойная стратегия НАТО

Но спрашивается, зачем тогда вообще состоится эта встреча? Дело в том, что НАТО следует двойной стратегии: с одной стороны — устрашение и демонстрация высокой обороноспособности, с другой стороны — готовность вести диалог. Прежде всего Германия делает ставку на диалог. Прибалтийские страны и Польша относятся к этому критически. Но на встрече действительно острые темы обсуждаться не будут. «Россия явным образом усиливает свои вооруженные силы, она поддерживает репрессивный режим в Сирии, предпринимает кибератаки и вмешивается в выборы», — говорит Столтенберг.

Далее он сказал, что больше всего НАТО беспокоит тот факт, что Россия с недавних пор «включила ядерное оружие в свою военную доктрину и в военные учения». Тем самым Москва, по его мнению, снижает порог применения ядерного оружия. Головную боль причиняет альянсу и размещение ракет средней дальности «Искандер» вблизи Калининграда. Данные ракеты могут быть снабжены ядерными боеголовками, считают в кругах НАТО. Проблема беспокоит в первую очередь восточноевропейские страны. Но обсуждать ее на Совете Россия-НАТО они не могут.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

inosmi.ru

Совет Россия - НАТО. Досье - Биографии и справки

ТАСС-ДОСЬЕ. На 13 июля в Брюсселе запланировано очередное заседание Совета Россия - НАТО (СРН) на уровне послов. Ожидается, что стороны обсудят вопросы, касающиеся учений, баланса сил, ситуации на Украине. СРН - главный орган в отношениях альянса с Россией.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории его создания, направлениях деятельности и последних заседаниях.

История создания

СРН был создан согласно Декларации о новых отношениях между РФ и НАТО, подписанной 28 мая 2002 г. на итальянской базе ВВС Пратика-ди-Маре под Римом. Совет заменил орган, который был учрежден в соответствии с Основополагающим актом от 1997 г. и действовал в двустороннем формате "НАТО + РФ". В рамках СРН Россия и все члены НАТО представлены как равноправные партнеры, решения принимаются консенсусом.

Заседания СРН

До 2014 г. заседания СРН проводились, как правило, в Брюсселе под председательством генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц на уровне послов и военных представителей; дважды в год - на уровне министров иностранных дел (в последний раз - в декабре 2013 г.), министров обороны (в октябре 2013 г.) и начальников генеральных штабов (в мае 2013 г.). За время работы Совета состоялось три встречи на высшем уровне (в 2002 г. на базе Пратика-ди-Маре; в 2008 г. в Бухаресте в рамках саммита НАТО; в 2010 г. в Лиссабоне, на полях саммита НАТО).

При СРН было создано более 25 рабочих групп и комитетов по конкретным вопросам, в том числе по борьбе с террористической угрозой, по контролю над вооружениями и нераспространению, по Афганистану, в области миротворчества.

Направления сотрудничества

В рамках СРН наиболее успешно развивалось сотрудничество РФ и НАТО по Афганистану. В 2010 г. была одобрена программа по укомплектованию афганской армии российскими вертолетами Ми-17 ("Вертолетный пакет"). Закупки машин велись не по линии НАТО, а на основе двусторонних соглашений РФ и США. В 2011-2013 гг. были заключены контракты на поставку в общей сложности 63 вертолетов на сумму $1,3 млрд По данным Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству, сделка была завершена в октябре 2014 г. В апреле 2011 г. был учрежден трастовый фонд СРН с целью приобретения запчастей, обеспечения лицензионного ремонта и подготовки афганских техников в РФ. В 2012 г. в Новосибирске начал работать центр по подготовке афганских специалистов.

Другой сферой взаимодействия в рамках СРН была борьба с терроризмом. В конце 2011 г. было объявлено о готовности к действию Совместной аэрокосмической системы по противодействию воздушному терроризму, разработанной в рамках Инициативы СРН по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП). В рамках ИСВП проводились совместные учения "Бдительное небо" (последние - в сентябре 2013 г.).

Один из крупнейших совместных проектов - сканер STANDEX, способный на расстоянии определять наличие взрывчатки на теле террориста-смертника. Его испытали в парижском метро в октябре 2013 г. Начало промышленного производства было намечено на осень 2015 г. Планировалось, что первые образцы будут установлены в конце 2015 г. - начале 2016 г. в аэропорту Брюсселя, рядом с которым располагается штаб-квартира НАТО.

В декабре 2013 г. на заседании СРН на уровне глав МИД было объявлено о запуске проекта по утилизации устаревших боеприпасов на территории РФ, он был рассчитан на пять лет. Кроме того, по инициативе СРН был разработан русско-английский глоссарий, содержащий 15 тыс. терминов, используемых в сфере военного сотрудничества.

Замораживание отношений

Политические кризисы трижды становились причиной замораживания отношений между Россией и НАТО. В первый раз это произошло по инициативе России в марте 1999 г. после военной операции НАТО против Югославии. Связи были восстановлены в феврале 2000 г. Во второй раз отношения были приостановлены в августе 2008 г. в связи с негативной оценкой со стороны НАТО действий России в ходе грузино-югоосетинского конфликта (решение касалось военного сотрудничества; оно было возобновлено в декабре 2009 г.).

Последнее по времени охлаждение отношений произошло из-за ситуации на Украине. 1 апреля 2014 г. НАТО заморозила на три месяца все виды "практического военного и гражданского" сотрудничества с Россией, а в июне руководство НАТО решило, что "возврат к "стратегическому партнерству между НАТО и Россией на данном этапе невозможен". Однако альянс высказался за сохранение формата СРН "для продолжения политического диалога".

Перспективы восстановления отношений

После замораживания отношений СРН впервые собрался в Брюсселе на уровне постпредов 2 июня 2014 г. Стороны отметили расхождение взглядов на ситуацию на Украине, Россия указала на возрастание активности НАТО у своих границ.

Контакты поддерживались и на других уровнях. Так, в июне 2014 г. в Брюсселе прошло заседание Совета евроатлантического партнерства (форум сотрудничества стран-членов НАТО и государств-партнеров) на уровне послов, на котором российская делегация привлекла внимание альянса к "действиям украинских силовиков", повлекшим многочисленные жертвы среди мирного населения.

В феврале 2015 г. на полях Мюнхенской встречи по безопасности глава МИД РФ Сергей Лавров и генеральный секретарь блока Йенс Столтенберг провели переговоры, в ходе которых отметили, что Россия и НАТО "сохраняют открытыми каналы для диалога". Затем политики встречались в мае и сентябре 2015 г. в Брюсселе и Нью-Йорке (на полях сессии Комитета министров Совета Европы и Генеральной Ассамблеи ООН) и в феврале 2016 г. на конференции в Мюнхене. Главными темами бесед были вопросы безопасности и кризис на Украине.

2 декабря 2015 г. на заседании Совета НАТО (высший орган альянса) на уровне глав МИД было принято решение рассмотреть вопрос о созыве СРН "для возобновления взаимодействия с РФ". В тот же день Лавров отметил, что "Россия никогда не отказывалась от работы в этом формате и от других форматов тоже".

Заседание СРН на уровне постоянных представителей прошло 20 апреля 2016 г. в Брюсселе. В повестке дня были такие вопросы, как кризис на Украине и минские соглашения, борьба с терроризмом, ситуация в Афганистане. Было принято решение продолжить политический диалог в рамках СРН, но, по словам Столтенберга, "это не означает, что мы возвращаемся к работе в обычном режиме".

13 июля 2016 г. в Брюсселе состоялось очередное заседание на уровне послов. В нем впервые после замораживания отношений приняли участие военные с обеих сторон. На встрече обсуждались итоги саммита альянса, состоявшегося в Варшаве 8-9 июля, на котором были приняты решения по развертыванию новых сил в Восточной Европе. По словам постпреда РФ при НАТО Александра Грушко, эти меры "необоснованны, избыточны, контрпродуктивны, носят конфронтационный характер, ослабляют общеевропейскую и региональную безопасность".

Альянс был проинформирован о проводящихся и предстоящих российских учениях. Рассматривалась также ситуация на Украине, позиции сторон совпали в тезисе о необходимости мирного урегулирования. Важным итогом июльского заседания стало достижение согласия по дальнейшему обсуждению инициативы финляндского президента Саули Ниинистё о введении обязательного правила о включении транспондеров (приемопередающих сигнальных устройств) военных самолетов при полетах над Балтийским морем (высказана на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным 1 июля 2016 г. и поддержана им).

19 декабря 2016 г. вновь прошла встреча СРН на уровне послов. Обсуждались ситуация на Украине и в Афганистане, а также вопросы безопасности в Европе. Стороны признали наличие разногласий, но выразили намерение продолжить диалог. Достигнута договоренность о специальной встрече в Финляндии для дальнейшего изучения инициативы по безопасности в Балтийском регионе.

30 марта 2017 г. на очередном заседании на уровне послов в Брюсселе прошли дискуссии по Украине, Афганистану и военной транспарентности в Европе. В частности, стороны провели брифинги о размещении своих сил: о трех российских дивизиях у западной границы РФ и о четырех батальонах НАТО в Прибалтике и Польше (решение альянса было принято в сентябре 2014 г. на фоне кризиса на Украине, развертывание закончилось в июне 2017 г.).

tass.ru

Совет Россия-НАТО — Documentation

Материал из Documentation.

Совет Россия-НАТО (СРН) был учреждён 28 мая 2002 года на встрече на высшем уровне Россия-НАТО в Риме. Он пришёл на смену Совместному постоянному совету (СПС) — форуму для консультаций и сотрудничества, созданному в соответствии с Основополагающим актом Россия-НАТО о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности 1997 года, который остается официальной основой отношений Россия-НАТО.

На заседаниях Совета Россия и государства-члены НАТО встречаются на равных в формате «29», вместо двустороннего формата «НАТО+1», существовавшего при СПС.

СРН был учрежден в соответствии с Римской декларацией 2002 года «Отношения Россия-НАТО: новое качество», основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 года. СРН призван служить главной структурой и форумом для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и НАТО.

Согласно Римской декларации Россия и государства-члены НАТО работают в качестве равноправных партнеров в областях, представляющих взаимный интерес в рамках СРН. Совет Россия-НАТО является механизмом для проведения консультаций, достижения консенсуса, сотрудничества, выработки совместных решений и действий по целому ряду вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе.

Члены СРН, действуя в национальном качестве и в соответствии со своими коллективными обязательствами, принимают совместные решения и несут коллективную ответственность, индивидуально и совместно, за их выполнение.

Работа в рамках Совета Россия-НАТО сосредоточена на всех тех направлениях Основополагающего акта, которые представляют собой взаимный интерес. Активизируется сотрудничество в ряде ключевых областей, включающих в себя борьбу с терроризмом, антикризисное регулирование, нераспространение, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетную оборону театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военную реформу и гражданские чрезвычайные ситуации. В программу деятельности Совета Россия-НАТО, по взаимному согласию его членов, могут быть включены новые направления.

Заседания СРН на уровне послов и военных представителей проводятся под председательством Генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц; дважды в год — на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов; и, по мере возможности ‑ на уровне глав государств и правительств.

Под Советом Россия-НАТО находится Подготовительный комитет, заседания которого проходят не реже двух раз в месяц. Комитет готовит вопросы для последующего обсуждения на уровне послов и наблюдает за деятельностью всех экспертов под эгидой СРН.

Совет Россия-НАТО учредил более 25 рабочих групп и комитетов для развития сотрудничества в ключевых областях.

На саммите Совета Россия — НАТО в Лиссабоне в ноябре 2010 года РФ и Североатлантический альянс договорились о сотрудничестве по созданию европейской системы противоракетной обороны. Россия считает, что разработка концепции и архитектуры ЕвроПРО должна осуществляться на равноправной основе и предусматривать адекватные меры укрепления доверия и транспарентности в области противоракетной обороны.[1]

[править] Практическое сотрудничество СРН

[править] Борьба против терроризма

В декабре 2004 года на заседании СРН на уровне министров иностранных дел был утвержден комплексный План действий СРН по терроризму, направленный на повышение уровня общей координации и стратегического сотрудничества в рамках СРН. С декабря 2004 года осуществляется совместная предварительная подготовка российских кораблей для участия в военно-морской контртеррористической операции НАТО «Активные усилия», проходящей в Средиземном море.

[править] Сотрудничество по Афганистану

Реализация пилотного проекта СРН по обучению и подготовке персонала из Афганистана и стран Центральной Азии по борьбе с наркотиками началась по инициативе министров иностранных дел стран-членов СРН в декабре 2005 года. Проект призван оказать содействие в противодействии угрозе незаконного оборота наркотиков из Афганистана. Проект осуществляется при сотрудничестве с Управлением ООН по наркотикам и преступности.

[править] Военное сотрудничество

Одним из ключевых направлений работы СРН также является подготовка к проведению возможных совместных военных операций в будущем. В целях повышения оперативной совместимости вооруженных сил НАТО и России была создана программа, важной составляющей которой является подготовка и проведение учений. В июне 2005 года на заседании СРН на уровне министров обороны были утверждены Политико-военные указания по повышению уровня оперативной совместимости войск (сил) России и стран НАТО.

[править] Поисково-спасательные операции на море

Работа по линии поисково-спасательных операций на море интенсифицировалась после подписания рамочного соглашения о сотрудничестве в данной области в феврале 2003 года. В июне 2005 года Россия приняла участие в самых крупномасштабных поисково-спасательных учениях в истории НАТО «Сорбет Рояль». Приобретенный опыт и установившиеся в ходе данного учения связи способствовали успешному проведению спасательной операции в реальных условиях в августе 2005 года у побережья российского полуострова Камчатка. В 2008 году Россия приняла участие в еще более масштабном учении «Болд Монарх».

[править] Кризисное регулирование

Россия и НАТО имеют давнюю историю сотрудничества в области кризисного регулирования. В сентябре 2002 года был утвержден документ «Политические аспекты общей концепции совместных миротворческих операций России и НАТО».

[править] ПРО ТВД

В 2003 году было проведено исследование по вопросам противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД), призванной обеспечить защиту войск в совместных районах действий, в рамках которого оценивались возможные уровни оперативной совместимости систем ПРО ТВД России и стран НАТО. По данному направлению также проводились три командно-штабных учения, первое из которых прошло в Соединенных Штатах в марте 2004 года, второе — в Нидерландах в марте 2005 года и третье — в России в октябре 2006 года. В Германии в январе 2008 года проводилось учение на базе компьютерного моделирования.

[править] Инициатива по сотрудничеству в воздушном пространстве

С конца 2007 года осуществляется технический ввод в эксплуатацию Инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП). Система ИСВП состоит из четырех объектов в России, четырех объектов в НАТО, и включает объекты, расположенные, начиная с крайнего севера Европы в Буде (Норвегия) и Мурманске (Россия) вплоть до Анкары (Турция) и Ростова-на-Дону (Россия) на юге.

[править] Контроль над вооружениями

СРН также является форумом для ведения открытой дискуссии по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, в том числе по вопросам ДОВСЕ, Договора по открытому небу, а также по мерам укрепления доверия и безопасности.

[править] Вопросы ядерного оружия

В ядерной области экспертами был разработан глоссарий терминов, организовывались обмены мнениями по вопросам ядерных доктрин и стратегии. Наблюдатели также приняли участие в полевых учениях по реагированию на инциденты с использованием ядерного оружия в России (2004), в Великобритании (2005), Соединенных Штатах (2006) и Франции (2007).

[править] Планирование использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях

Значительный прогресс был достигну по линии развития сотрудничества в области планирования использования гражданских служб в чрезвычайных ситуациях и реагирования на чрезвычайные ситуации. Ликвидация последствий террористических актов стала одним из основных направлений деятельности. Два учения, проведенных в России — в Богородске (2002) и в Калининграде (2004), а также учения, состоявшиеся в Монтелибретти в Италии (2006) способствовали выработке конкретных рекомендаций по ликвидации последствий. Очередное командно-штабное учение планируется в Норвегии в 2009 году.

[править] Центр социальной адаптации Россия-НАТО

В июле 2003 года в Москве был создан Центр социальной адаптации Россия-НАТО для уволенных в запас военнослужащих. Для расширения деятельности центра в марте 2003 года были открыты шесть региональных филиалов. Свыше 2000 бывших военнослужащих из вооруженных сил России прошли переподготовку. Около 85 % из них нашли работу в гражданском секторе в результате обучения или содействия, полученного в отделе Центра по трудоустройству.

Работа Совета Россия-НАТО была прервана после конфликта в Грузии в августе 2008 года, когда Тбилиси развязал боевые действия в Южной Осетии. Россия провела в регионе операцию по принуждению Грузии к миру, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Страны запада, в том числе и страны-члены НАТО, подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии и обвинили ее в непропорциональном применении силы. Однако спустя несколько месяцев некоторые европейские политики фактически признали, что Грузия также ответственна за обострение ситуации в регионе.

В марте 2009 года главы МИД 26 стран-членов альянса приняли политическое решение возобновить сотрудничество с Россией в рамках Совета Россия-НАТО.

  1. ↑ http://www.ria.ru/defense_safety/20111006/450611546.html

newsruss.ru

Что представляет собой Совет Россия — НАТО? | Справка | Вопрос-Ответ

Россия-Нато Фото: Shutterstock.com

В среду, 20 апреля, в Брюсселе (Бельгия) стартовало заседание Совета Россия-НАТО (СРН) на уровне послов. Инициатором встречи был Североатлантический альянс, его представит генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. С российской стороны на Совете выступит постоянный представитель России при НАТО Александр Грушко. Это будет первое за два года заседание Совета на уровне послов, на нём планируется обсудить возникшие между сторонами разногласия.

О том, что представляет собой Совет Россия — НАТО, рассказывает АиФ.ru.

Совет Россия — НАТО (NATO-Russia Council) — главная структура и форум для продвижения вперед взаимоотношений между Россией и НАТО. Главная цель СРН — улучшение сотрудничества между РФ и государствами-членами военного альянса.

История создания

Совет Россия — НАТО был создан согласно Декларации о новых отношениях между РФ и НАТО, подписанной в мае 2002 года на итальянской базе ВВС Пратика-ди-Маре под Римом. Он заменил орган, который был учрежден в соответствии с Основополагающим актом от 1997 года и действовал в двустороннем формате «НАТО + РФ». В рамках СРН Россия и все страны-члены НАТО представлены как равноправные партнеры, решения принимаются консенсусом.

Структура

До 2014 года заседания СРН проводились, как правило, в Брюсселе под председательством генерального секретаря НАТО не реже одного раза в месяц на уровне послов и военных представителей; дважды в год — на уровне министров иностранных дел, министров обороны и начальников генеральных штабов. Также состоялось три встречи на высшем уровне (в 2002 году на базе Пратика-ди-Маре; в 2008 году в Бухаресте в рамках саммита НАТО; в 2010 году в Лиссабоне, на полях саммита НАТО).

При СРН было создано более 25 рабочих групп и комитетов по конкретным вопросам, в том числе по борьбе с террористической угрозой, по контролю над вооружениями и нераспространению, по Афганистану, в области миротворчества.

Направления сотрудничества

Сотрудничество по Афганистану

Наиболее успешным считалось сотрудничество РФ и НАТО по Афганистану. В 2010 году была одобрена программа по укомплектованию афганской армии российскими вертолетами Ми-17 («Вертолетный пакет»). Закупки машин велись не по линии НАТО, а на основе двусторонних соглашений РФ и США.

В апреле 2011 года был учрежден трастовый фонд СРН с целью приобретения запчастей, обеспечения лицензионного ремонта и подготовки афганских техников в РФ. В 2012 году в Новосибирске начал работать центр по подготовке афганских специалистов.

Борьба с терроризмом

Другой сферой взаимодействия была борьба с терроризмом. В конце 2011 года было объявлено о готовности к действию Совместной аэрокосмической системы по противодействию воздушному терроризму, разработанной в рамках Инициативы СРН по сотрудничеству в воздушном пространстве (ИСВП). В рамках ИСВП проводились совместные учения «Бдительное небо» (последние — в сентябре 2013 года).

В декабре 2013 года на заседании СРН на уровне глав МИД было объявлено о запуске проекта по утилизации устаревших боеприпасов на территории РФ. Он был рассчитан на пять лет, его предполагаемая стоимость — $72 млрд. Кроме того, по инициативе СРН был разработан русско-английский глоссарий, содержащий 15 тыс. терминов, используемых в сфере военного сотрудничества.

Замораживание и восстановление отношений

Россия и НАТО трижды замораживали отношения. В первый раз это произошло в марте 1999 года после военной операции НАТО против Югославии. Связи были восстановлены в феврале 2000 года.

Во второй раз отношения были прерваны в августе 2008 года в связи с негативной оценкой со стороны НАТО действий России в ходе грузино-югоосетинского конфликта (решение касалось военного сотрудничества, оно было возобновлено в декабре 2009 года).

1 апреля 2014 года на фоне кризиса на Украине и введения Западом антироссийских санкций НАТО заморозила на три месяца все виды «практического военного и гражданского» сотрудничества с Россией. В июне эксперты альянса подготовили доклад по вопросам безопасности, в котором указывалось, что «возврат к стратегическому партнерству между НАТО и Россией на данном этапе невозможен».

Однако формат встреч в рамках СРН был сохранен «для продолжения политического диалога». По данным МИД РФ, после 1 апреля 2014 года СРН собирался 2 июня того же года в Брюсселе на уровне постпредов.

2 декабря 2015 года на заседании Совета НАТО (высший орган альянса) было принято решение рассмотреть вопрос о созыве СРН «для возобновления взаимодействия с РФ» на уровне глав МИД. В тот же день глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что «Россия никогда не отказывалась от работы в этом формате и от других форматов тоже».

В апреле 2016 года Лавров указал на возможность восстановления отношений между Россией и НАТО «исключительно на основе равноправия и выполнения договоренностей, касающихся обеспечения неделимой безопасности для всех стран на Евроатлантическом пространстве». По словам постоянного представителя РФ при НАТО Александра Грушко, Россия примет решение об участии в новых встречах СРН после анализа итогов заседания 20 апреля.

По заявлению Йенса Столтенберга, НАТО старается избежать Холодной войны и заинтересована в осуществлении конструктивного сотрудничества с Россией, в том числе «в целях обеспечения прозрачности и предсказуемости действий обеих сторон, необходимых для предотвращения конфронтации».

www.aif.ru

Создание Совета НАТО и России

Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют: военный обозреватель "Еженедельного журнала" Александр Гольц и корреспонденты Радио Свобода: в Риме - Ирина Стоилова, в Бонне - Евгений Бовкун, и в Нью-Йорке Юрий Жигалкин, он беседовал с американским военным аналитиком, сотрудником Фонда Карнеги Эндрю Катчинсом. Андрей Шарый: Во вторник в Риме на саммите стран Североатлантического союза и России подписано соглашение о создании Совета НАТО-Россия. Генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон приветствовал подписание этого документа и подчеркнул, что главная цель совета - совместная борьба с терроризмом. "Теракты в США 11 сентября показали, что у лидеров демократического общества есть один общий враг", - сказал Робертсон. О саммите стран НАТО и России рассказывает наш корреспондент в Риме Ирина Стоилова: Ирина Стоилова: В подписанной во вторник Римской декларации записано, что совет НАТО-Россия создается для совместной работы по проблемам безопасности и взаимного интереса, и что он открывает новую страницу в отношениях между Североатлантическим альянсом и Россией. С созданием нового "Совета 20" Россия впервые становится равноправным партнером НАТО. В рамках этой структуры она будет участвовать в принятии решений в таких областях, как борьба с международным терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения и урегулирование региональных конфликтов. России не было предоставлено, однако, право вето, которым обладают полноправные члены НАТО, При открытии саммита на военно-морской базе недалеко от Рима генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон заявил, что лидеры 20 самых могущественных государств мира собрались не чтобы переделывать мир, а чтобы объединить его в борьбе против терроризма. В своем выступлении на форуме президент Джордж Буш назвал создание Совета НАТО-Россия историческим результатом, который укрепит глобальную безопасность. По его словам, этот акт придает России статус союзника НАТО и открывает перспективы укрепления свободы и демократии в мире и Европе. Со своей стороны президент России Владимир Путин отметил, что нельзя воспринимать Россию отдельно от Европы. Он напомнил, что "Совет 20" является только началом нового сотрудничества и он должен доказать свою эффективность фактами. Владимир Путин высказался за создание общей системы безопасности от Ванкувера от Владивостока. Во время последовавшей после окончания саммита пресс-конференции Владимир Путин заявил также, что Россия намерена вести взвешенную политику в отношении Востока и Запада. Он подтвердил негативное отношение страны к предстоящему расширению НАТО, но отметил, что кандидатура Украины не омрачит двусторонние отношения. Итальянский премьер Берлускони заявил, что США и Западная Европа за следующие 10 лет предоставят России финансовую помощь в размере 10 миллиардов долларов для уничтожения ядерных арсеналов. Андрей Шарый: Сейчас на линии прямого эфира с московской студией Радио Свобода по телефону из Рима - военный обозреватель "Еженедельного журнала" Александр Гольц. Александр, добрый вечер. Каковы ваши главные впечатления от саммита Россия-НАТО? Александр Гольц: Надо сказать, что само мероприятие чрезвычайно помпезное: полторы тысячи журналистов, специально построенные здания на авиабазе вблизи Рима. Итальянская пресса полна довольно язвительных комментариев на этот счет, что Берлускони устроил некое шоу, предназначенное для саморекламы и утверждения себя в качестве крупного европейского лидера. Что касается выступления глав правительств девятнадцати стран НАТО и Владимира Владимировича Путина, то, конечно же, все говорили о том, что произошел кардинальный исторический поворот; что, наконец, прошлые распри теперь забыты, и теперь Россия в общем ряду европейских государств будет обеспечивать безопасность. Вопрос, на мой взгляд, заключается в том, насколько удастся реализовать вполне благие мысли, которые содержатся в декларации. Андрей Шарый: Как вы считаете, что стоит за этими политическими выступлениям? В чем, как иногда говорят, сухой остаток? С чем Путин вернется, кроме приятных впечатлений о помпезном мероприятии и премьер-министре Берлускони? Александр Гольц: Это зависит от того, что Путин хотел получить. Если кто-то рассчитывает, что Россия получит какое-то право "вето" в НАТО, что она сможет каким-то образом усиливать противоречия между Соединенными Штатами и их европейскими союзниками, конечно, никакой такой возможности Россия не получит. Россия получила, и не в первый раз, я замечу, некий шанс интегрироваться в систему европейской безопасности. Некий шанс войти в число так называемых цивилизованных государств. Будет ли это шанс реализован или нет, зависит и от доброй воли наших новых партнеров, и, разумеется, от самой России. Если мы начнем свое участие тем, что будем всегда заявлять некую особую, отличную, противоположную НАТО позицию, то и новый совет Россия-НАТО станет такой же пустой говорильней, как и был Совет по сотрудничеству. Андрей Шарый: Скажите, пожалуйста, по вашему мнению, почему Россия не использовала прежние шансы, которые, как вы говорите, предоставлял ей Северо-Атлантический союз? Александр Гольц: Россия не использовала по той простой причине, что очень долгое время наша политика строилась на неких иллюзиях. Иллюзии заключались в том, что целью российской политики может быть получение такого места в НАТО, или вблизи НАТО, которое позволит серьезным образом добиваться, чтобы Северо-Атлантический союз менял какие-то свои решения. Все время существовала иллюзия, что с помощью ловкой дипломатической игры может получиться вбить клин между Соединенными Штатами и европейскими союзниками. Были постоянно какие-то иллюзии, что мы можем остановить расширение НАТО, что мы можем запретить, как Евгений Максимович Примаков в свое время говорил: "Мы указали, где проходит красная линия для расширения НАТО". Если Россия реально взглянет и поймет, что этим иллюзиям она предаваться не должна, что-то может получиться. Андрей Шарый: И сейчас эта красная граница, о которой говорил Евгений Максимович Примаков, похоже, проляжет по самой российской границе. Как вы считаете, уже решен вопрос о вступлении стран Балтии в НАТО в душах российских руководителей, президента Путина? Александр Гольц: Я думаю, что Путин отреагирует в случае, если страны Балтии вступят в НАТО, так, как он отреагировал на выход американцев из договора по ПРО. Уже сегодня прозвучала наша позиция, что мы по-прежнему считаем расширение НАТО ошибкой. Разговора о том, что это представляет собой угрозу нашей безопасности, как бы не идет. И это очень явное различие позиций. Ну, партнеры делают глупость, эта точка зрения имеет права на существование, она, может быть, не вполне разумна, но мы не видим в этом прямой угрозы нашей безопасности Андрей Шарый: И последний вопрос, Александр, он связан с военным аспектом нынешних отношений России и Северо-Атлантического союза. В том случае, если идеи, заложенные в сегодняшних выступлениях, будут реализованы и российским руководством и руководством НАТО, это будет означать качественно новый уровень военного сотрудничества и совместное военное строительство не в Европе, а в другом регионе: на южных границах России, в Центральной Азии и по границам Афганистана, и тому подобное. Готова ли к этому Россия, готова ли к этому российская армия? Александр Гольц: Я думаю, что не вполне. Одно из самого интересного из того, что я услышал сегодня, заключается в том, что одной из сфер будущего сотрудничества является взаимодействие в сфере реформирования российских вооруженных сил. Это чрезвычайно интересно, но до сих пор в российском генералитете существует мощная оппозиция тому, чтобы "натовцы" давали какие-то советы, как-то помогали нашим реформам. И Путину придется ломать многие стереотипы наших генералов, если он хочет именно такого сотрудничества. Андрей Шарый: Ассамблея Североатлантического союза приняла решение пригласить 7 стран стать членами НАТО, "за" проголосовали 65 участников Ассамблеи, 29 воздержались. На саммите НАТО в Праге в ноябре нынешнего года приглашения получат Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. В резолюции Ассамблеи отмечается, что страны-кандидаты успешно провели необходимые реформы. Печать ФРГ активно обсуждает итоги саммита НАТО под Римом. Руководители Германии в высшей степени положительно оценили установление новых партнерских отношений между Россией и НАТО. Политологи обращают внимание на недостатки документа, оставившего открытыми многие вопросы безопасности. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Бонне Евгений Бовкун: Евгений Бовкун: Германская политическая элита с интересом наблюдает за попытками Запада приобщить Россию к реальному военному сотрудничеству, тем более, что сама принимает в этом деятельное участие. Во время встреч на высшем уровне, с президентами Путиным и Бушем, федеральный канцлер активно выполнял функции посредника. Поэтому он с легким сердцем смог назвать новую договоренность о сотрудничестве между Россией и НАТО "историческим достижением". Соглашение фиксирует общие ценности и обязывает партнеров к таким нормам поведения, которые обеспечивают сотрудничеству продуктивность, подчеркнул Герхард Шредер. Наиболее важными пунктами договора ему представляются: анализ террористической угрозы, усиление контроля за вооружениями, выработка встречных мер доверия в области ядерных вооружений и защита от средств массового поражения. При этом канцлер сделал почти безнадежную попытку убедить Путина приехать в ноябре в Прагу на саммит НАТО, от участия в котором Россия демонстративно хочет воздержаться. Политики правящих партий в Берлине тоже считают итоговый документ итальянской встречи серьезным качественным изменением в позициях Запада и России, находя новую форму военного сотрудничества "двадцать плюс ноль" более действенной и жизнеспособной. Пресса и политологи ФРГ более сдержанны в оценках. Саммит, устроенный на военно-воздушной базе под Римом исключительно для России, мало что изменил в характере партнерства России с НАТО, подчеркивают многие газеты. Перестановка кресел в Кооперационном совете в какой-то мере удовлетворила внешнеполитические амбиции России, однако, право вето для нее осталось ограниченным. Оно распространяется лишь на отдельные сферы деятельности Атлантического союза, в частности, на операции против международного терроризма, а также на антикризисный менеджмент. Эксперты Института по изучению проблем мира и безопасности при Гамбургском университете вообще сомневаются, что разбухающий на глазах западный оборонительный союз в состоянии эффективно проводить миротворческие и антитеррористические операции. Военная миссия в Афганистане осуществлялась главным образом силами американских вооруженных сил и поддерживалась лишь семью натовскими самолетами типа "АВАКС", которые помогали защищать воздушное пространство Соединенных Штатов. Заместитель научного директора Гамбургского института Райнхард Мутц приходит к выводу: прежний Кооперационный совет Россия-НАТО, созданный в 1997-м году, надежд не оправдал, поскольку служил чисто консультационным органом. Европы без границ и рвов не получилось. Однако и новая формула сотрудничества волшебными качествами не обладает. Постоянный процесс расширения НАТО лишает союзников необходимой подвижности. Принцип единогласия в принятии всех решений не дает возможности оперативно реагировать на реальную опасность. К тому же союз недостаточно хорошо оснащен для непосредственной борьбы с террористами. Другие политологи отмечают: попытка России создать открытый оборонительный союз с участием стран СНГ в качестве современного эквивалента бывшего Варшавского договора не столь уж несвоевременна. Общая система европейской безопасности необязательно должна состоять из одного союза, главное - не количество, а качество. Андрей Шарый: Создание нового натовско-российского Совета - лишь начало пути к сближению России и НАТО. Но успех его далеко не обеспечен, он будет стоить больших трудов и НАТО, и России. Таково мнение известного американского военного аналитика, сотрудника Фонда Карнеги Эндрю Катчинса. С ним беседует наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин: Юрий Жигалкин: Прежде всего, насколько важным вам кажется это событие, создание нового российско-натовского совета? Эндрю Катчинс: Я думаю, это значительное событие, важный шаг вперед на пути к сближению России и НАТО. С созданием нового Совета появляется структура, которая дает гораздо более широкие возможности для сотрудничества, чем Постоянный совместный совет, организованный в 1997-м году и, по большому счету, не оправдавший возлагавшихся на него надежд. Эта новая институция в глазах России будет обладать принципиальным преимуществом: Москва на равных с девятнадцатью членами НАТО будет участвовать в обсуждениях многих важнейших вопросов, в то время, как прежде члены НАТО принимали решения и осведомляли об этом решении Россию. Она и ныне не получит права вето решений стран-членов НАТО, но это тем не менее, большой скачок по сравнению с прежней системой совместного совета. Юрий Жигалкин: Что заставляет вас думать, что эта новая структура будет более работоспособной, чем прежняя, в конце концов, создание оказавшегося неработоспособного совета также происходило под звуки фанфар? Эндрю Катчинс: Ее успех будет зависеть от нескольких факторов, важнейший из которых, на мой взгляд, настрой российской стороны на сотрудничество. Об этом можно будет судить уже скоро, одним из первых сигналов станет состав российской делегации в штаб-квартире НАТО: будут ли это убежденные сторонники сотрудничества России и Северо-Атлантического Союза или, как в прошлом, люди, не заинтересованные в его развитии. Многое также будет зависеть от поведения стран-членов НАТО. Известно, например, что некоторые новые члены организации не с великим энтузиазмом приветствуют сближение с Россией, и если они начнут чрезмерно пользоваться своим правом снимать с совместного обсуждения темы под предлогом их исключительной важности для функционирования НАТО, то и новый механизм будет работать на холостом ходу. В данной ситуации станет исключительно важной позиция Соединенных Штатов, других ведущих членов НАТО. От них потребуется полная искренняя поддержка нового Совета для того, чтобы он стал жизнеспособным форумом разработки совместной политики. Юрий Жигалкин: На какие результаты Россия может, скажем так, реалистично рассчитывать, идя на сотрудничество с НАТО? Эндрю Катчинс: Я думаю, что надежды должны быть поначалу скромными, поскольку на фоне этого сближения вновь маячит более крупный вопрос, требующий разрешения: вопрос будущего НАТО. Он, я думаю, будет активно обсуждаться в ближайшие полтора-два года. В контексте окончательно неопределенного будущего Северо-Атлантического союза Россия вряд ли сможет добиться для себя более ясной роли. Поэтому, на мой взгляд, в ее интересах будет полномасштабное и конструктивное участие в работе НАТО в рамках нового Совета, но ей не стоит рассчитывать на многое в ближайшее время, рассчитывая на то, что в перспективе совместная работа приведет к созданию атмосферы доверия.

www.svoboda.org

Совет Россия — НАТО — Википедия

Совет Россия — НАТО — главная структура и форум для развития сотрудничества и координации военно-политических действий между Российской Федерацией — Россией и государствами-членами НАТО.

Совет был учреждён 28 мая 2002 года на Римской встрече в верхах Россия-НАТО. На момент заключения соглашения его участники полагали, что ставят точку в «холодной войне»[1].

Непосредственно подписание Римской декларации о создании Совета президентом России В. В. Путиным, президентом США Бушем-младшим и генеральным секретарём НАТО Робертсоном в присутствии президента Франции Ширака, премьер-министра Великобритании Блэра, премьер-министра Италии Берлускони и других западных лидеров произошло на натовской военной базе Пратика-ди-Маре близ Рима. Значительную подготовительную и посредническую работу в разработке идеи и организации саммита провёл Сильвио Берлускони, движимый желанием наладить военно-политический диалог между Североатлантическим альянсом и Россией[1].

Совет Россия-НАТО, начавший функционировать после саммита в Италии, 6 лет способствовал координации усилий НАТО и России на важных направлениях борьбы с международным терроризмом, в частности, в Афганистане. После военного конфликта России и Грузии из-за Южной Осетии 2008 года в качестве ограничительной меры против России страны НАТО приостановили работу Совета, а после присоединения Крыма к России в 2014 году и событий на востоке Украины этот Совет, как и вся идея долгосрочного партнёрства между Россией и НАТО, были заморожены на неопределённое время[1].

В феврале 2017 года, на фоне затяжной войны в Сирии и Ираке, военно-политические контакты между Россией и НАТО возобновились.

История

Совет Россия-НАТО пришёл на смену Совместному постоянному совету (СПС) и создавался в соответствии с Римской декларацией 2002 года «Отношения Россия-НАТО: новое качество», основанной на целях и принципах Основополагающего акта 1997 года. Цель — служить механизмом для консультаций, сотрудничества и проведения совместных действий. Римская декларация гарантирует равноправное партнерство для России и государств-членов НАТО.

В течение 6 лет, вплоть до лета 2008 года, СРН заседал дважды в год на уровне министров иностранных дел и министров обороны, а также начальников генерального штаба. Военное сотрудничество координировалось в общем комитете ежемесячно под председательством Генерального секретаря НАТО; по мере возможности — на уровне глав государств и правительств. В структуре Совета Россия-НАТО находился Подготовительный комитет, заседания которого проходили не реже двух раз в месяц. Комитет готовил вопросы для последующего обсуждения на уровне послов и наблюдал за деятельностью всех экспертов под эгидой СРН. На заседаниях СРН Россия и государства-члены НАТО проводили встречи на равных в формате «29», в то время как ранее, при СПС, был принят двусторонний формат «НАТО+1». Члены Совета Россия-НАТО несли коллективную ответственность за решения, принятые в национальном качестве и не нарушающие принципы коллективных обязательств.

Ключевые области сотрудничества — борьба с терроризмом, антикризисное регулирование в очагах напряжённости, нераспространение ядерного оружия, контроль над вооружениями и меры по укреплению доверия, противоракетная оборона театра военных действий, тыловое обеспечение, военное сотрудничество, военная реформа и гражданские чрезвычайные ситуации.

Совет Россия-НАТО учредил более 25 рабочих групп и комитетов для развития сотрудничества в области борьбы с терроризмом, нераспространения, миротворчества, противоракетной обороны театра военных действий, управления использованием воздушного пространства, гражданских чрезвычайных ситуаций, военной реформы, тылового обеспечения и научного сотрудничества в интересах мира и безопасности[2].

После 2008 года работа Совета была сокращена, а после 2014 года свёрнута по инициативе НАТО.

Видео по теме

Практическое сотрудничество СРН

Борьба против терроризма

Совету Россия-НАТО удалось добиться определенных успехов в проведении совместных мероприятий в области борьбы против терроризма и ликвидации последствий террористических актов. Регулярно осуществляются обмен информацией, углубленные консультаций, совместные оценки угроз, планирование использования гражданских служб в случае терактов, диалоги на высоком уровне о роли вооруженных сил в борьбе против терроризма, а также изучение выводов и опыта недавних террористических актов и научно-технического взаимодействия. В декабре 2004 года на заседании СРН на уровне министров иностранных дел был утвержден комплексный План действий СРН по терроризму, направленный на повышение уровня общей координации и стратегического сотрудничества в рамках СРН. С декабря 2004 года осуществляется совместная предварительная подготовка российских кораблей для участия в военно-морской контртеррористической операции НАТО «Активные усилия», проходящей в Средиземном море[3].

Третий по счету саммит СРН, который прошел в Лиссабоне 20 ноября 2010 года, дал новый виток в развитии совместных антитеррористических программ. На встрече президент Дмитрий Медведев и представители НАТО высказали свою готовность к сотрудничеству в осуществлении деятельности, направленной на обеспечение безопасности в регионе. Также стороны договорились о том, что они в дальнейшем будут кооперировать свои действия в борьбе с международным терроризмом, обоюдно определив её как актуальную угрозу современности. 15 апреля 2011 года в Берлине состоялась встреча на высшем уровне, на которой было подписано итоговое коммюнике, в котором содержался план совместных действий СРН по борьбе с терроризмом[4].

Сотрудничество по Афганистану

Подгруппа СРН по Афганистану была создана в 2010 году и призвана стать площадкой, способствующей сотрудничеству по Афганистану в областях, представляющих взаимный интерес, включая строительство Афганских национальных сил безопасности и тыловое обеспечение МССБ (ИСАФ). СРН успешно осуществляет ряд проектов практического сотрудничества по Афганистану: Проект по обучению специалистов афганских ВВС по техническому обслуживанию вертолетов и Проект по обучению сотрудников правоохранительных органов методам борьбы с незаконным оборотом наркотиков, которые ведут Руководящие исполнительные комитеты[5].

Военное сотрудничество

В ходе работы СРН проводится подготовка к проведению возможных совместных военных операций в будущем. Поэтому одним из ключевых моментов являются учения, входящие в программу, призванную повысить оперативную совместимость сил НАТО и России. На заседании СРН летом 2005 года были утверждены Политико-военные указания по повышению уровня оперативной совместимости войск России и стран НАТО[3].

ПРО ТВД

По данному направлению были проведены три командно-штабных учения: в США в 2004 году, в Нидерландах в 2005 году и в России в 2006 году[3]. Но проведение совместных учений РФ — НАТО по ПРО ТВД было прервано из-за конфликта в Грузии в 2008 году. Однако согласно итоговой декларации саммита 19-20 ноября 2010 года в Лиссабоне, лидерами 28 стран-членов НАТО было предложено возобновить совместные учения по противоракетной обороне театра военных действий[6].

Контроль над вооружениями

Совет рассматривался и как площадка для ведения дискуссий по вопросам, связанным с контролем над обычными вооружениями, по вопросам ДОВСЕ и Договора по открытому небу[3].

Приостановление и возобновление работы Совета Россия-НАТО

19 августа 2008 года работа Совета Россия-НАТО была прервана после конфликта в Грузии, когда Тбилиси развязал боевые действия в Южной Осетии. Россия провела в регионе операцию по принуждению Грузии к миру, а затем признала независимость Южной Осетии и Абхазии.[3] В тот же день было принято решение о создании Комиссии Грузия-НАТО, который должен был подготовить Грузию к вступлению в НАТО[7] Страны запада, в том числе и страны-члены НАТО, подвергли Россию критике за действия в Южной Осетии. В декабре 2008 года министры иностранных дел решили проводить неформальные переговоры в Совете Россия-НАТО, однако отношения оставались напряженными[8]. Через некоторое время новое американское правительство во главе с Бараком Обамой сообщило о новом начале отношений с Россией[9]. В марте 2009 года главы МИД 26 стран-членов альянса приняли политическое решение возобновить сотрудничество с Россией в рамках Совета Россия-НАТО[3].

1 апреля 2014 министры иностранных дел стран НАТО остановили военное сотрудничество с Россией из-за кризиса на Украине, однако НАТО продолжает кооперацию в Совете России-НАТО на дипломатическом уровне послов[10].

В марте 2017 года Генштаб России и НАТО впервые после заморозки отношений в 2014 году возобновили контакты по военной линии. Стороны обсудили ситуацию в кризисных регионах мира и возможные совместные усилия, имеющие цель снижение напряжённости, предотвращение инцидентов в ходе военной деятельности и развитие взаимных мер доверия. 7 марта в Анталье встретились начальник Генштаба Вооружённых сил России Валерий Герасимов, начальник турецкого Генерального штаба Хулуси Акар и глава Комитета начальников штабов Вооружённых сил США Джозеф Данфорд (ранее Герасимов и Данфорд встретились в Баку). В центре внимания были проблемы безопасности в Сирии и Ираке[11].

Критика

Многие эксперты подвергают критике деятельность Совета Россия-НАТО, называя его неэффективным. В книге «NАТО точка Ру» российский государственный деятель Дмитрий Рогозин высказался на этот счет.

Я согласен абсолютно с оценками о неэффективности Совета Россия — НАТО. Действительно, наши партнеры в рамках Совета Россия — НАТО пытаются выступать не в национальном качестве, то есть не 26 стран плюс Россия, как это было предусмотрено, а напротив, стремятся заранее определить свою общую позицию по тем или иным вопросам. Так дело не пойдет.

[12]

Примечания

Литература

  • Алан Фридман. Берлускони. — Berlusconi. The epic story of the billionaire who took over Italy, перевод с английского. — М.: АСТ:CORPUS, 2016. — 352 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-17-094081-3.

wikipedia.green