ФОРУМ "БЕЗОПАСНОСТЬ БУДУЩЕГО". Состав комплекса с 300


Ракетные комплексы ВСУ: С-300 "Фаворит". Характеристики, фото

В число военно-ученых специальностей, наиболее востребованных в зоне так называемой АТО, не входят операторы станций ПВО. Нужны водители, десантники, разведчики, но не те, кто проходил срочную или контрактную службу и обучен обращению с зенитно-ракетными комплексами «Бук» или С-300 «Фаворит». Фото и видео этой техники, ползущей по дорогам в восточном направлении, в последние месяцы наводнили новостные издания и интернет.

Зачем «Фавориты» под Донецком?

Получается, что специалистов систем ПВО в ВСУ вполне достаточно, как и самих ЗРК. Для чего они там? Ведь всем известно, что у ополченцев своей авиации нет, и появление ее не предвидится. Каким же образом несколько тысяч солдат и офицеров воюют с превосходящими силами противника уже более года и при этом обходятся без авиации и современных средств радиоэлектронной борьбы? Чьи самолеты собираются сбивать расчеты, обслуживающие ракетные комплексы ВСУ С-300 «Фаворит»? Вопросов больше, чем ответов. Чтобы как-то прояснить ситуацию, нужно было бы разобраться в том, что собой представляют эти оборонные системы, как Украина их получила и сколько их может быть.

Общие требования к современному мобильному ракетному комплексу ПВО

Советские зенитные ракеты всегда, с момента своего появления, признавались самыми эффективными средствами борьбы с вражеской авиацией. Достаточно вспомнить события конца пятидесятых – начала шестидесятых, когда были сбиты самолеты-разведчики U-2, считавшиеся неуязвимыми. Они могли летать на больших высотах (свыше 18 тысяч метров), куда перехватчики забраться не могли, но зенитные ракеты их достали и там. Затем был Вьетнам, который показал всему миру, что безнаказанно бомбить Ханой и другие города ДРВ не получится даже у американского воздушного флота, обладавшего сверхмощными техническими средствами. Тогда же и были сформулированы основные требования к современным мобильным зенитно-ракетным комплексам, а заодно и выяснились главные проблемы, с которыми сталкивались их расчеты. Разработанные в США противорадарные ракеты «Шрайк» наводились по лучу активного поиска цели, испускаемому их антеннами. Сразу же после залпа жизненно необходимым становился «маневр колесами», то есть как можно более скорое покидание боевых позиций во избежание ответного удара. На приведение комплекса в транспортное положение отводилось несколько минут (обычно чуть более 20), при этом, как правило, соединительные кабели бросали, ибо сматывать их было некогда.

Весь этот опыт нашел отражение в конструкции комплекса ПВО С-300 «Фаворит». Его первая версия начала разрабатываться еще в 1969 году, а в войска поступила в 1978-м.

Дополнительные условия

Итак, современный подвижный комплекс ПВО должен в течение короткого времени разворачиваться и приходить в боевое состояние, а затем столь же быстро (и даже, возможно, быстрее), переводиться в транспортное положение и покидать оперативный район, не дожидаясь ответных мер противника по его нейтрализации. Но есть и другие требования, согласно которым формировался облик перспективных зенитно-ракетных комплексов С-300 «Фаворит» различных модификаций. Одно из них заключается в том, чтобы изначально боевая позиция была скрытной. Если расположить ЗРК на открытой равнине, враг сможет обнаружить её разными способами, включая визуальный. Запуск ракеты в лесной чаще или из-за естественных складок рельефа местности затруднен, так как эти преграды могут ей воспрепятствовать. И еще, с целью экономии бюджетных средств, крайне желательна унификация трех основных разновидностей, предназначенных для флота, сухопутных сил и ПВО. Этим условиям в основном соответствуют ракетные комплексы С-300 «Фаворит».

Основные требования и характеристики

На момент начала работы над проектом уже были сформулированы основные проблемы для ПВО. Так как обычные самолеты и вертолеты стали элементами тактического звена, основной упор делался на перехват низколетящих скоростных целей и ракет, атакующих из стратосферы на огромных скоростях (в частности, боевых частей МБР). В таком широком диапазоне может работать комплекс С-300 «Фаворит». Характеристики учитывают практически любой тип цели:

  • Радиус действия – 5-90 (позже 150) км.
  • Высота обнаружения и поражения – от 25 м до 27 км.
  • Скорость цели – до 4140 км/ч, позже увеличена до 10 тыс. км/ч.
  • Количество одновременно обстреливаемых летящих объектов – 6.
  • Число ракет на каждую цель – 2.
  • Вероятность уничтожения цели (баллистической ракеты) – от 80 до 93 %.
  • Время между пусками – от 3 до 5 сек.

Перехват низколетящих и сверхвысотных целей

В семидесятые годы наиболее актуальной задачей ПВО стала возможность уничтожения летательных аппаратов настильной траектории и боеголовок баллистических ракет, находящихся на конечном участке траектории. Для этих целей и создавался ЗРК С-300 «Фаворит», но при его разработке учитывались перспективы развития средств доставки боеприпасов. Прогресс наступательных вооружений неизбежен, значит, такой дорогостоящий проект - во избежание скорого устаревания - должен иметь возможность сбивать объекты, летящие быстрее современных и выше их. Ниже 25 метров? Возможно, но тогда, в 70-е, представить себе возможность создания аппарата, способного на такое, было просто нельзя, да и сегодня трудно. Комплексы С-300 «Фаворит» имели высокий модификационный потенциал, не устарели они и сегодня - на них в основном базируется российская система ПВО, хотя появились уже и «Триумфы» С-400 с расширенными характеристикам. На подходе и С-500.

Структура дивизиона

Дивизионный принцип построения системы ПВО предполагает соответствующую управленческую структуру подразделений.

Состав комплекса комплекс С-300 «Фаворит» включает несколько подвижных пусковых установок, составляющих своеобразные группы, в которых одна машина считается основной, а еще две - дополнительными. Кроме них, в дивизионе участвуют радиолокационные станции целеуказания и средства обеспечения боеспособности (заряжающие транспортные машины). Управление осуществляется из мобильного командного пункта, оснащенного локатором подсветки и наведения. Обнаружение целей на маловысотных траекториях производится с помощью низковысотного обнаружителя НВО, располагающегося на особой выдвижной вышке прицепа.

Ракета 5В55Р

Оснащается комплекс разными ракетами, в настоящее время это чаще всего 5В55Р, разработанная КБ «Факел». Построена она по классической схеме с раскладными поворотными рулями. В транспортном положении до самого старта 5В55Р находится в прочном герметически закупоренном цилиндрическом контейнере. В течение десятилетия она не нуждается в контроле своего состояния, так как оборудована твердотопливным двигателем. Отсеки ракеты содержат приборы управления, пеленгаторы и другие аппаратные системы. ПУ С-300 «Фаворит» может осуществлять запуск практически с любых скрытых позиций, включая самые сложные, благодаря конструктивной особенности, обеспечивающей катапультный старт. Сторона, в которой располагается цель, не важна. Ракета выталкивается из контейнера на высоту 20 метров, затем у нее запускается двигатель, и она сама разворачивается туда, куда нужно.

Взрывная сила

Действие осколочно-фугасной части сокрушительно: взрыв векторного действия создает направленный поток поражающих элементов в виде расширяющейся воронки. Ракета 5В55Р С-300 «Фаворит» имеет головное боевое отделение с массой взрывчатого вещества 133 кг, 48Н6 – 143 кг, и самая мощная 48Н6М – 180 кг. Инициация заряда производится бесконтактно (то есть касание корпуса летательного аппарата-цели необязательно) взрывателем радиолокационного действия. Поражающие элементы выполнены в виде металлических кубиков.

Электроника

Об отсталости советской электронной техники в семидесятые годы не говорили только самые ленивые граждане. Японские или немецкие магнитофоны, телевизоры и радиоприемники действительно были лучше, но сравнивать возможности военной техники никто не мог, кроме специалистов. Так вот, коллектив, руководимый В. С. Бурцевым, уже тогда разработал управляющую ЭВМ, ставшую основой комплекса 5Э26, способного решать очень сложные алгоритмические задачи и обобщать получаемую из нескольких источников (бортовых и внешних локаторов) фрагментарную информацию. А кроме этого, боевые системы С-300 «Фаворит» получили способность отличать истинные данные от ложных. Они вырабатывают нужные действия в автоматическом режиме с высокой степенью помехозащищенности. В восьмидесятые годы аппаратура неоднократно совершенствовалась, и процесс этот продолжился в XXI веке с использованием самой современной элементной базы.

Сколько «Фаворитов» на Украине?

До 1991 года эти и другие комплексы стояли на боевом дежурстве по всему периметру государственной границы Советского Союза, а после его распада часть их досталась по наследству ВСУ. С-300 «Фаворит» требует квалифицированного обслуживания: со времени производства даже самых новых «украинских» ракет прошла четверть века, что вдвое больше установленного гарантированного срока хранения. Только один комплекс был в 2012 году отремонтирован с пятилетним продлением ресурса. Их в 2013 году собирались снять с вооружения, но события на Востоке помешали этим планам. ПВО Украины в настоящее время представлена шестьюдесятью дивизионами систем разных типов (С-200, «Бук-М1» и других.) Сколько среди них «Фаворитов» - широкой общественности не сообщают. Изготовляются они в России, на машиностроительном заводе им. М. И. Калинина, и по понятным причинам не продаются странам, проводящим недружественную политику.

Перспективы

Как бы там ни было, а «Фаворитов» в украинской армии еще много. Правда, их ресурс практически исчерпан, но если учитывать потрясающую живучесть и надежность советской техники, можно предположить, что и сегодня большинство систем находятся в боеспособном состоянии. При всем при этом прозападный курс нынешней киевской администрации позволяет думать, что модернизация ПВО будет производиться западными образцами. Потребуются деньги, которых не хватает, так что быстрого обновления ожидать не стоит. Однако что же может быть поставлено на боевое дежурство после списания последнего «Фаворита?» Новейших систем ожидать не стоит, внешнеполитический курс Украины не настолько однозначно прогнозируем, чтобы ведущие страны НАТО рискнули их поставлять не только задаром, но и за большие деньги. Возникает вопрос о том, насколько американские, английские или французские ракетные комплексы противовоздушной обороны окажутся эффективным средством в случае реального перерастания конфликта в «горячую» фазу? Наиболее распространенными в западном мире ЗРК считаются «Пэтриоты», сделанные в США. Может быть, на них собираются менять ракетные комплексы ВСУ С-300 «Фаворит»?

Сравнение с «Патриотом»

Практически по всем показателям С-300 бьет «Патриота». Радиус, в котором возможен захват цели, у него значительно меньше (90 против 150 км). Высота перехвата также уступает (24,4 против 30 тыс. м). Площадь защищаемой «Фаворитом» территории десятикратно больше (150 кв. км и 15 соответственно). Если российская система последней модификации готова перехватывать гиперзвуковые цели (до 10 000 м/сек), то ее американский соперник ограничен в возможностях (до 2200 м/сек). Правда, количество ракет, наводимых одновременно, больше вдвое (24 и 12), но и стоимость «Патриота» выше в разы. Мощь заряда тоже выше у «Фаворита» - у американской ракеты она составляет 80 кг. Время развертывания и свертывания (15-30 минут) также говорит не в пользу образца из США. К тому же он несамоходный, его буксировать нужно. Так что Россия опять оказалась впереди.

fb.ru

Зенитно-ракетная система С-300ПС – «отставка» не предвидится

ЗРС С-300ПС / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев

Не является секретом, что уникальнейшие по тактико-техническим параметрам зенитно-ракетные комплексы семейства С-300 находятся на вооружении ПВО СССР, ВВС России и дружественных государств уже на протяжении 40 лет.

Определённое количество дивизионов модификаций С-300ПТ/ПС успело поступить на вооружение ПВО Греции, Словакии и  Хорватии, и о их замене сегодня и речи нет, между тем страны входят в состав НАТО, где мощное правительственное «лобби» в пользу американского и европейского вооружения зачастую преобладает над технологической целесообразностью в умах специалистов минобороны этих государств.

На изображении (слева на право) основной «стрельбовой» состав ЗРК С-300ПС: НВО 76Н6, МРЛС 30Н6Е и самоходная пусковая установка 5П85Д / Фото: tbu.com.ua

Тем не менее, великолепная «Трёхсотка» продолжает удерживать невероятно твёрдые позиции в войсках ПВО многих государств, несмотря на весьма солидный возраст радиоэлектронного оборудования и долгий срок эксплуатации. Не могу не отметить, что даже основная, и самая распространённая в ВВС России и ПВО стран СНГ модификация «Трёхсотого» - С-300ПС продолжает служить во многих военных частях Западного и Центрального военных округов Российской Федерации, а также поставляется в армии государств-членов ОДКБ.

Дивизион С-300ПС осуществляет запуск ЗУР 5В55Р / Фото: rusrep.ru

12 августа 2015 года стало известно, что в дополнение к 10 существующим ЗРК С-300ПМУ-2 «Фаворит», Силы воздушной обороны Республики Казахстан (СВО Казахстана) получат на вооружение ещё 5 дивизионных комплектов более раннего ЗРК С-300ПС из наличия минобороны Российской Федерации. Комплексы были поставлены в рамках усиления противовоздушной обороны Казахстана от ударов тактической авиации, высокоточного оружия, БПЛА и других средств воздушного нападения противника.

Также данный шаг позволил усилить противовоздушные и противоракетные возможности ОДКБ на Южном стратегическом направлении, которое в нынешней нестабильной обстановке может в любую минуту превратиться в новую горячую точку и ракетоопасное направление (Южное СН несёт для ОДКБ множество угроз, связанных усилением влияния «ИГИЛ» в некоторых странах Средней Азии, а также наличием действующих военных баз США и НАТО).

Технологическое совершенство С-300ПС способно продлить эксплуатацию комплекса еще на 10-15 лет

О боевом потенциале ЗРК семейства С-300 можно судить по «истерии» в западных оборонных ведомствах по поводу скорого подписания контракта с Исламской Республикой Иран на поставки нескольких подобных ЗРК улучшенной версии (С-300ПМУ-2 или С-300ВМ «Антей-2500»). Заявляя о том, что американская тактическая авиация 5-го поколения имеет все возможности «прорыва» ПВО системы С-300, многие эксперты и офицеры ВВС боятся появления комплексов на Ближнем Востоке и в Средней Азии «как огня», что полностью опровергает все слухи и хвастовство американцев по поводу уникальности и непобедимости своей авиатехники перед российскими ЗРК. И это совершенно не удивительно, ведь комплексы, предназначенные для Ирана, являются значительно улучшенными модификациями С-300ПС и представляют угрозу для любых ударных самолётов и высокоточного американского ракетно-бомбового вооружения.

Разработанный ещё в 1982 году ЗРК С-300ПС обладает вполне современными тактико-техническими характеристиками, поскольку НПО «Алмаз» позаботилось о придании комплексу высокого модернизационного задела, а также обеспечении основных стрельбовых систем радиоэлектронным оборудованием, способным функционировать и в новом веке, где перспективные средства радиоэлектронной борьбы и разведки не дают и толики возможности выиграть схватку с современной ударной авиацией и низколетящим высокоточным оружием (КР BGM-109 ‘”Tomohawk”, “SCALP” и AGM-158B “JASSM-ER”). Это наиболее ярко выразилось в недавней операции коалиционных сил (НАТО) «Одиссея. Рассвет», где крылатыми ракетами «Томагавк» и высокоточными ударами ОВВС НАТО за считанные часы была выведена из строя и деморализована система ПВО Ливии, полностью сформированная устаревшими обзорными РЛС ДРЛО метрового диапазона типа П-14 «Лена», П-35 и одноканальными зенитно-ракетными системами С-200, «Квадрат» и С-125, которые не проходили модернизации и имели предельно низкую помехозащищённость и целевую канальность МРЛС. Это не позволяло нейтрализовать даже относительно короткий массированный ракетно-авиационный удар (МРАУ). Если бы на вооружении ПВО Ливии были С-300ПС (хоть несколько дивизионов), ситуация бы пошла совсем по иному сценарию.

Запуск ЗУР большой дальности 5В28 ЗРК С-200В ПВО ИРИ. Уникальные дальностные и скоростные возможности ракеты не спасают устаревшую систему С-200 от поражения ВТО, что мы пронаблюдали на примере Ливии / Фото: www.3news.co.nz

Элементная база ЗРК С-300ПС представлена всеми достижениями в области радиолокации, системной увязки БРЭО элементов комплекса, а также ракетной техники СССР середины 80-х гг., по этой причине комплекс способен на многое и в наши дни.

Радиолокатор подсвета и наведения (РПН/МРЛС) 30Н6Е ЗРК С-300ПС. Обладает стрельбовой производительностью подобных версий на ЗРК С-300ПМУ-2, могут быть поражены одновременно 6 сложных воздушных целей / Фото: www.armorama.com

В качестве основной единицы эффективной работы комплекса применяется многофункциональная РЛС (МРЛС) 30Н6Е. МРЛС оснащается пассивной ФАР с полотном из 10000ППМ с ферритовыми фазовращателями, что позволяет осуществлять быструю переброску сканирующего луча Х-диапазона в азимутальной и угломестной плоскостях. Применение ПФАР позволило добиться высокой помехозащищённости и пропускной способности станции. Максимальное количество сопровождаемых на проходе целей (режим завязки трасс целей) – 100 ед., захватываемых на точное автосопровождение с выдачей лучей подсвета для ЗУР - перехватчиков- 6 ед., т.е. одновременно 6 обстреливаемых целей в сложной помеховой обстановке.

Низковысотный обнаружитель 76Н6 для борьбы с малоразмерными низколетящими средствами воздушного нападения при сложном рельефе местности / Фото: xbradtc.com

Для отражения массированных ударов ракетами типа «Томагавк» или AGM-158, летящих на высотах 25 – 50 метров, в составе дивизиона предусмотрена 25-метровая универсальная вышка 40В6М для поднятия МРЛС 30Н6 на высоту, позволяющую значительно увеличить дальность радиогоризонта в условиях равнинной местности и позволить комплексу выполнять боевой перехват в условиях лесистого ландшафта, где для обычного комплекса «Куб» или «Тор-М1» существуют серьёзные препятствия, создаваемые кронами деревьев. Дальность обнаружения воздушной цели с ЭПР 3м2 для РПН 30Н6Е составляет примерно 250 – 300 км, цель с ЭПР 0,073 м2(расчётная ЭПР самолёта F-22A) обнаруживается на удалении 80 – 90 км, что как раз является позволительной дальностью для применения ЗУР 5В55Р. Комплекс способен работать по любым целям с ЭПР до 0,05м2, включая оперативно-тактические баллистические ракеты, противорадиолокационные ракеты и даже управляемые и корректируемые авиабомбы с различными системами наведения.

Зенитная управляемая ракета большой дальности 5В55Р. Имеет тяжёлую БЧ массой 130 кг, способна поражать воздушную цель противника даже при разрыве на значительном удалении, компенсируя возможные погрешности наведения в случае, если противник применяет активную РЭБ / Фото: www.modernforces.ru

ЗУР-перехватчик 5В55Р имеет высокие лётно-технические характеристики (максимальная скорость ЗУР – 2000 м/с, дальность – более 90 км, перегрузки – более 30 ед.), благодаря чему могут быть перехвачены не только высокоскоростные цели, летящие на встречных направления, но и цели при перехвате вдогон (ЗПС), стоит отметить, что ещё имеющиеся в российской армии  ЗРК «Бук-М1» и «Бук-М2» имеют максимальную скорость полёта ЗУР 9М38М1 или 9М317 от 850 до 1230 м/с, что не позволяет эффективно поражать вдогон цели, летящие на скоростях выше 1500 км, для С-300ПС проблемы с удаляющимися целями наступают только при их скоростях свыше 3200 – 3500 км/ч. Высокий боевой потенциал проявляется и в максимальной скорости поражаемых целей – до 1300 м/с (4700 км/ч), благодаря чему перехвачены могут быть практически все существующие аэробаллистические СВН, включая модернизированные ПРЛР AGM-88 «HARM» и другие.

Основная ПУ ЗРК С-300ПС - 5П85С с 4 ТПК ЗУР / Фото: army.lv

Ракеты 5В55Р имеют ПАРГСН высокой чувствительности, которая захватывает отражённый от цели сигнал МРЛС на дальностях до 30 км, в зависимости от её ЭПР. В список целей попадает вся существующая авиация 5-го поколения.

Радиолокационный обнаружитель 64Н6Е. Обеспечивает уникальные возможности дежурного и боевого режимов комплекса / Фото: www.ausairpower.net

Отдельные достоинства комплекса достигаются использованием низковысотного обнаружителя 76Н6, а также радиолокационного обнаружителя 36Д6-М, работающего в ДМ-диапазоне с дальностью обзора до 360 км. Обе РЛС имеют возможность размещения на универсальных вышках для уничтожения крылатых ракет и низколетящих БПЛА противника. Имеется у комплекса и скрытый потенциал, связанный с возможностями по обнаружению баллистических ракет придаваемым РЛО 64Н6Е. Этот радар с двухсторонней ПФАР также работает в S-диапазоне и способен обнаруживать БР на удалении до 1000 км, благодаря чему расчёт дивизион получает время на разработку тактики перехвата сложных целей. С-300ПС имеет возможность синхронизации с автоматизированной системой управления АСУ «Поляна-Д4М1» и дальнейшего включения в общую систему ПВО вместе с другими комплексами С-300ПМУ-1/2, «Бук-М1», «Тор», «Панцирь» для эшелонированного противодействия самолётам и ракетам противника.

На самоходной основе шасси «МАЗ» вместе с РПН базируется ПБУ 5Н63С, где и находится «сердце» СУО комплекса и расчёт / Фото: www.military-vehicle-photos.com

Принцип боевой работы ЗРК С-300ПС / Фото: www.russianarms.ru

Как видите, ЗРК С-300ПС совершенно не утратил своих боевых качеств и в ХХI веке; программа комплексной модернизации систем «Бук-М1/2» только начинается, а поставки С-300В4, С-400 «Триумф» и С-350 «Витязь» ещё не носят массовый характер, поэтому именно за С-300ПС останутся задачи прикрытия многих федеральных центров и стратегических объектов России.

МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Евгений Смирнов www.arms-expo.ru 1

www.arms-expo.ru

Зенитно-ракетная система «C-300ПС» («C-300ПМУ») > Зенитные ракетные комплексы > Игрушки > Патологии > Информационный портал «Грот»

Зенитно-ракетная система «C-300ПС» («C-300ПМУ»)

Зенитно-ракетная система (ЗРС) С-300ПС предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения во всем диапазоне их практического применения, в том числе при несении постоянного боевого дежурства. ЗРК С-300ПС обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1200 м/с в зоне до 75 (90) км по дальности на высотах от 25м до практического потолка их боевого применения, в условиях массированного налета, в сложной тактической и помеховой обстановке. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах. С-300ПС представляет собой самоходный вариант зенитного ракетного комплекса системы С-300П и получил кодовое обозначение НАТО - SA-10B Grumble. Комплекс поступает на вооружение с 1982 года. Головной разработчик - НПО «Алмаз», главный конструктор А. Леманский. В состав системы входили ракеты типа 5В55Р (В-500Р), созданные КБ «Факел» (г. Москва) и выпускаемые на ПО «Северный завод» (г. Ленинград). Работы по созданию самоходных пусковых установок проводились в КБСМ под руководством Главного конструктора А. Ф. Уткина, а с 1979 года под руководством Н.А.Трофимова.

Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара «перед самым носом» противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания - 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. Экспортный вариант системы С-300ПС, отличающийся незначительными изменениями в составе оборудования получил обозначение С-300ПМУ (кодовое обозначение НАТО - SA-10C Grumble)).

В состав зенитно-ракетной ситемы С-300ПС (С-300ПМУ) входят:

  • зенитные управляемые ракеты 5В55Р
  • зенитный ракетный комплекс 90Ж6, имеющий в составе:
  • командный пункт 5Н63С с радиолокатором подсвета и наведения (РПН) 30Н6;
  • до четырех пусковых комплексов 5П85СД, каждый из которых состоит из одной основной пусковой установки (ПУ) 5П85С и двух дополнительных ПУ 5П85Д,
  • автономные радиолокационные средства обнаружения и целеуказания -- РЛС 76Н6 и (или) РЛС 36Д6 (придаются дополнительно)
  • средства технического обеспечения.
  • ЗРК 90Ж6 может быть сопряжен с автоматизированными системами управления 83М6Е.

В состав пускового комплекса 5П85СД входят:

  • основная ПУ 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С,
  • до двух «дополнительных « ПУ 5П85Д, управляемых через контейнер Ф3С на ПУ 5П85С.

Пусковые установки обоих типов несут по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55Р, оснащены системой автономного электропитания 5С18А и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М. Масса ПУ 5П85С - 42150 кг. Габариты пусковой установки: длина - 13,11 м, ширина - 3,15 м, высота - 3,8 м.

ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами составляет 2-3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами ТПК - 5-6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на РПН 30Н6 (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на контейнере Ф2С с помощью артиллерийских панорам, установленных на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него. Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере Ф3С. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи.

Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры. При этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком ПУ.

Командный пункт 5Н63С монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М и имеет в своем составе:

  • РПН 30Н6 - контейнер Ф1С - приемно-передающая кабина с запросчиком
  • кабина боевого управления (КБУ) - аппаратный контейнер Ф2К.

В состав шасси Ф20 входят: система электропитания 5С18А с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ) и телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления.

Высокоавтоматизированный многофункциональный радиолокатор подсвета целей и наведения ракет (РПН) 30Н6, осуществляет прием и отработку целеуказаний от средств управления 83М6Е и придаваемых автономных источников информации, обнаружение (в т.ч. в автономном режиме), отбор целей для первоочередного обстрела, захват и автосопровождение целей, определение их государственной принадлежности, захват, сопровождение и наведение ракет, подсвет обстреливаемых целей для обеспечения работы полуактивных головок самонаведения наводимых ракет. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЦВК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных. РПН 30Н6 обеспечивает одновременное наведение до 12 ракет на шесть целей различного типа.

Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно «с колес» после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается при необходимости и при наличии времени.

При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) - телескопическая фермерная мачта высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131Н (АМУ «Сосна») - для осуществления устойчивого обмена информацией о воздушной установке и по ведению боевых действий.

Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С300П различных модификаций для размещения антенного поста РНП была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х - начале 80-х годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД - за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительного подъемного крана типа КТ-80 «Январец» или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъемного груза.

Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса «Пионер» - шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по производилось ПО «Завод им. Январского восстания» (г. Одесса).

Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое определяется временем автоматического проведения контроля функционирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и КБУ.

При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5В85СД и между пусковыми 5В85С и контейнерами Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются системы внешнего электропитания (СВЭП).

Темп стрельбы - 3,5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.

ЗУР 5В55Р предназначена для поражения современных и перспективных воздушных целей, включая стратегическую и тактическую авиацию, крылатые ракеты, а также баллистические и тактические ракеты различного базирования и другие воздушные цели. Ракета одноступенчатая, выполнена по нормальной азродинамической схеме, с раскрываемыми после старта рулями. Оснащена высокоэффективным твердотопливным двигателем, состоит из ряда отсеков в которых расположены радиопеленгатор, аппаратурный отсек (бортовая аппаратура выполнена в виде моноблока), осколочно-фугасная боевая часть,. твердотопливный ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Эксплуатируется в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и не требует проверок и регулировок в течение всего срока службы - 10лет. Старт ракеты - вертикальный, с помощью установленной в ТПК катапульты без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели. После запуска двигателя на высоте 20м ракета склоняется с помощью газовых рулей в требуемом направлении в зависимости от положения цели, одновременно раскрываются ее управляющие аэродинамические поверхности. Это позволяет вести стрельбу в условиях сложного рельефа, в том числе в лесистой местности. Ракета использует принцип наведения «сопровождение цели через ракету». Высокая маневренность и осколочно-фугасная боевая часть большой мощности обеспечивают эффективное поражение целей.

Для более успешного обнаружения маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО «Утес» (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов на вооружение Войск ПВО страны.

НВО 5Н66М поставляется в войска в составе:

  • антенный пост Ф52М,
  • универсальная вышка 40В6М (40В6МД),
  • система автономного электроснабжения (САЭС) -- дизель-электростанция 5И57 (5И57А)
  • выносная аппаратура в контейнере Ф2
  • распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А).

Управление работой НВО, определяющим азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. Точность определения координат: дальность - 250 м, азимут - 20 угловых минут, скорость - 2,4 м/с. Потребляемая мощность - 55 кВт. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).

При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6). Антенный пост с поворотным устройством, кабина РЛС монтируется на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД).

На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (П3 и П4) и кабина ЭД («Эксплуатационная Документация» - полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобиль КрАЗ-225/КрАЗ-260 с КУНГом).

При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12-2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения линии с РПН на некотором удалении.

Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно - штабная машина (УАЗ-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции подается энергоагрегат АБ-1-П285-ВVI.

Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная пулеметная установка «Утес» - крупнокалиберный пулемет НСВ (12,7-мм) на станке 6У6.

При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания: 94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57Аи РПУ 63Т6А (две кабины РПУ для 99Э6) - для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО, РПН и контейнера Ф2К соответственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А -- 11930 кг.

При размещении дивизиона позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.

Для повышения автономности дивизионы могут придаваться автоцистерна АЦ-5,5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310 или топливозаправщик на базе автомобилей «Урал-375», ЗиЛ-131, машина технического обслуживания - МТО-4С, машина-водовоз, как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.

При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.

В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая, общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М), энергоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС на прицепе.

Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.

Для проведения обучения вождению при отработке перезаряжения самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе модификации ракет). Для временного хранения ТПК в дивизионах и для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах. Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32. осуществляется автопоездами 5Т58-2 или в обычных полувагонах.

Для перезаряжания пусковых установок 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомоболя КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью 16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1. Подъемный кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные и производившиеся Камышинским крановым заводом сняты с производства. Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины с измененной конструкцией манипулятора. Тактико-технические характеристики «C-300ПС»

  • Границы зоны поражения дальняя (аэродинам. цель), км 75
  • Границы зоны поражения дальняя (БРМД), км 25
  • Границы зоны поражения ближняя, км 5
  • Высота поражения цели минимальная (аэродинам. цель), км 0,025
  • Высота поражения цели максимальная (аэродинам. цель), км 27
  • Максимальная скорость ЗУР, м/с до 2000
  • Максимальная скорость поражаемых целей, м/c 1200
  • Сектор обзора РПН (по азимуту), град 90
  • Число сопровождаемых целей до 12
  • Число обстреливаемых целей до 6
  • Число одновременно наводимых ракет до 12
  • Темп стрельбы, с 3-5
  • Время развертывания/свертывания, мин 5/5
  • Количество ракет в комплексе до 48

Дополнительная информация Страна-производитель СССР Разработчик НПО «Алмаз» Кол-во выпущенных экземпляров Годы выпуска 1982

← Вернуться назад

www.darkgrot.ru

ЗРС С-300 - Современная артиллерия - Россия/СССР - Обзоры

С-300  — зенитная ракетная система среднего радиуса действия. Серийный выпуск системы был начат в 1975 году. В 1978 году были завершены испытания системы. В 1979 году первый полк С-300ПТ встал на боевое дежурство.

Зенитно-ракетная система С-300 состоит из командного пункта с радиолокатором обнаружения, с которым связаны до 6 зенитно-ракетных комплексов 5Ж15. Каждый из 6 ЗРК находится обычно в ведении своей воинской части. Командный пункт служит для автоматизированного распределения целей между ЗРК и не содержит ракет.

Предназначена для обороны крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника. Способна поражать баллистические и аэродинамические цели. Имеется возможность нанесения ударов по наземным целям с заранее известными координатами. Стала первой многоканальной зенитной ракетной системой, способной сопровождать каждым комплексом до 6 целей и наводить по ним до 12 ракет.

Главный разработчик — НПО «Алмаз» им. А. А. Расплетина, ныне входящее в Концерн ПВО «Алмаз-Антей». Зенитные управляемые ракеты для системы С-300 были разработаны МКБ «Факел».

Дальнейшим развитием ЗРС С-300 стало создание ЗРС С-400, принятого на вооружение в 2004 году. Цена комплекса с-300ПМУ-1 115 млн$

В 2011 году было принято решение снять модификации С-300ПС и С-300ПМ комплекса с производства.

История создания

В 1950-х годах было принято решение сделать московскую систему противовоздушной обороны мобильной.

К концу 1960-х годов опыт использования ЗРК в боевых действиях во Вьетнаме и на Ближнем Востоке выявил необходимость создания мобильного комплекса с малым временем перевода из походного и дежурного положения в боевое. Это было вызвано необходимостью ухода с огневой позиции после стрельбы до подлёта ударной авиационной группы. Так, например, нормативное время свёртывания комплекса С-125 — 1 час 20 минут, было доведено до 20—25 минут. Такое сокращение норматива достигалось усовершенствованиями конструкции ЗРК, тренировками, слаженностью боевых расчётов, однако ускоренное сворачивание приводило к потерям кабельного хозяйства, на свёртывание которого времени не оставалось.

В СССР на вооружении Войск ПВО страны в эти годы находились следующие комплексы зенитных управляемых ракет: стационарный многоканальный С-25, подвижные одноканальные по цели С-75, С-125 и комплекс большой дальности С-200.

Конструкторские работы над новой зенитной ракетной системой С-300 начались в 1969 году по постановлению Совета министров СССР. Было предусмотрено создание для ПВО сухопутных войск, ПВО кораблей ВМФ и Войск ПВО страны трёх систем: С-300В, С-300Ф и С-300П.

Для использования в С-300П под руководством В. С. Бурцева была разработана серия управляющих ЭВМ 5Э26. Первоначально в серию входили только две ЭВМ — 5Э261 и 5Э262. С появлением новой элементной базы в середине 1980-х годов для системы С-300П были разработаны программно-совместимые с первыми моделями серии ЭВМ 5Э265 и 5Э266, ставшие самыми массово выпускаемыми цифровыми вычислительными комплексами СССР. Всего было выпущено около 1,5 тыс. экземпляров. С 1988 года для боевых средств ЗРС С-300 стал производиться ЦВК 40У6 — модификация 5Э26 с повышенным быстродействием и дополнительным резервированием аппаратуры.

Главный разработчик систем — ЦКБ «Алмаз», имевшее к середине 1960-х годов опыт создания ракетных систем ПВО и ПРО, в кооперации с КБ «Факел» вело проектные работы по созданию единого комплекса средней дальности для Сухопутных Войск, Войск ПВО страны и ВМФ с унифицированной ракетой.

Все требования, выдвинутые к варианту ЗРК Сухопутных Войск в ходе проведения проектных работ, не смогли быть удовлетворены при использовании единой ракеты для всех вариантов комплекса. Поэтому, после отказа ОКБ «Факел» от разработки вариантов ракеты для комплекса Сухопутных Войск эта работа в полном объёме была поручена КБ завода им. М. И. Калинина.

В свою очередь ЦКБ «Алмаз» встретилось со значительными сложностями по обеспечению создания комплексов по единой структуре. В отличие от комплексов ПВО и ВМФ, которые должны были применяться с использованием развитой системы радиолокационной разведки, оповещения и целеуказания, комплекс ПВО Сухопутных войск должен был, как правило, работать в отрыве от остальных средств. Становилась очевидной целесообразность разработки сухопутного варианта комплекса другой организацией и без существенной унификации с комплексами ПВО и ВМФ. Работа по созданию комплекса была передана НИИ-20, которое к тому времени имело опыт создания армейских ЗРК.

В то же время, такие особые морские условия, как специфика отражения радиолокационного сигнала от поверхности моря, качка, водяные брызги, а также необходимость обеспечения связи и совместимости с общекорабельными комплексами и системами, привели к тому, что головной организацией по корабельному комплексу был определён ВНИИ РЭ.

В итоге частично унифицированными оказались только радиолокаторы обнаружения систем С-300П и С-300В, а также ракеты комплексов войск ПВО и флота.

Модификации

Система С-300 имеет большое количество модификаций, отличающихся различными ракетами, радарами, возможностью защиты от средств радиоэлектронной борьбы, большей дальностью и возможностью бороться с баллистическими ракетами малой дальности или целями, летящими на малой высоте. Но можно выделить следующие основные модификации.Наименование ОбозначениеНАТО Год Ракеты Средство передвижения
С-300П С-300В С-300Ф
С-300ПТС-300ПТ-1С-300ПТ-1А С-300ПСС-300ПМУ С-300ПМС-300ПМУ1 С-300ПМУ2 «Фаворит» С-300В Антей-300 С-300Ф «Форт» С-300ФМ «Форт-М»
SA-10a/b/c SA-10d SA-20a SA-20b SA-12 SA-N-6 SA-N-6
Grumble a/b/c Grumble d/e Gargoyle a Gargoyle b Gladiator/Giant
1978 1982 1993 1997 1983 1990
5В55К5В55Р 5В55К5В55Р5В55КД 48Н69М96Е19М96Е2 48Н648Н6Е29М96Е19М96Е2 9М839М82 5В55РМ 48Н6
Полуприцеп Колёсное Колёсное Колёсное Гусеничное Корабельное Корабельное
С-300ПТ, испытания которой были завершены в 1978 году, предназначалась для войск ПВО страны. Она заменила более старые ЗРС С-25 и ЗРК С-75 и С-125. Система включала в себя командный пункт и до 6 зенитных ракетных комплексов 5Ж15. В системе использовались ракеты 5В55К с дальность поражения аэродинамических целей до 47 км, позже были заменены на более дальние ракеты 5В55Р с дальностью поражения целей до 75 км.

Комплекс 5Ж15 состоял из радиолокатора обнаружения воздушных целей на малых и предельно малых высотах 5Н66, системы управления с радиолокатором подсвета наведения 5Н63 и пусковых установок 5П85-1. Пусковые установки располагались на полуприцепе. Низковысотный обнаружитель 5Н66 являлся придаваемым средством, т.е комплекс мог функционировать и без данной РЛС. В ракетах изначально планировалось использовать систему наведения по команде с РЛС подсвета/наведения с использованием информации с пассивного радара ракеты. Но из-за проблем с наведением на цели ниже 500 м, разработчиками было принято решение, что возможность обстреливания низковысотных целей важнее, и изначально было реализовано только наведение по команде с наземной РЛС. Позднее была разработана ракета с собственной системой наведения, что позволило достичь минимальной высоты цели в 25 м.

На основе улучшений в системе С-300ПТ было создано несколько важных модификаций для внутреннего и экспортного рынка. С-300ПТ-1 и С-300ПТ-1А являются прямыми усовершенствованиями оригинальной С-300ПТ. С ними появилась ракета 5В55КД с возможностью холодного запуска. Время готовности было сокращено до 30 минут, оптимизация траектории ракеты 5В55КД позволила достигнуть дальности 75 км.Зенитная ракетная система С-300ПС начала поступать на вооружение в 1982 году. Гарантийный срок истекает в 2012-2013 гг. Создание этой системы было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗРК во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию подразделений в значительной степени способствовала их мобильность. Новая система имела рекордно короткое время развёртывания — 5 минут, делающее её трудноуязвимой для авиации противника. ЗРС С-300ПС включает в себя командный пункт 5Н83С и до 6 зенитных ракетных комплексов 5Ж15С.

В состав командного пункта входит радиолокатор обнаружения 5Н64С на шасси МАЗ-7410 и полуприцепа "9988" и пункт боевого управления 5К56С на шасси МАЗ-543. В состав комплекса 5Ж15С входит радиолокатор подсвета и наведения 5Н63С и до 4 пусковых комплексов. На каждой ПУ размещены 4 ракеты. Полный боекомплект комплекса составляет 48 ракет. Боевые средства комплекса также размещены на шасси МАЗ-543.Для увеличения возможностей системы по обнаружению и уничтожению маловысотных целей в состав комплексов придаётся низковысотный обнаружитель 5Н66М. Антенный пост НВО устанавливается на вышку 40В6М, которая является унифицированной и может использоваться также для размещения антенного поста РПН для уменьшения углов закрытия на конкретной позиции. На шасси боевых средств устанавливаются средства автономного энергоснабжения - газотурбинные агрегаты питания ГАП-65. К средствам обеспечения ЗРС С-300ПС относятся средства внешнего электропитанияХ6, кабельные комплекты), средства увеличения дальности речевой и телекодовой связи - антенно-мачтовые устройства АМУ ФЛ-95М на шасси ЗиЛ-131, топопривязчики 1Т12 на шасси ГАЗ-66, лаборатория ракетных комплексов 12Ю6, комплекты индивидуального и группового ЗИП на шасси полуприцепов типа ОдАЗ. Транспортируемость несамоходных элементов обеспечивается бортовыми и седельными тягачами КрАЗ-260. Обозначение унифицированной транспортной машины-полуприцепа 5Т58. Экспортный вариант системы С-300ПС, отличающийся незначительными изменениями в составе оборудования, получил обозначение "С-300ПМУ".

С-300ПМУ1/С-300ПМУ2

Зенитная ракетная система С-300ПМ является дальнейшим развитием ЗРС С-300ПС. Основным усовершенствованием С-300ПМ является новая ракета 48Н6, которая взяла большое число улучшений от ракет корабельного варианта С-300ФМ, но с немного меньшей боеголовкой, чем во флотском варианте — 143 кг. Ракета имеет усовершенствованную аппаратную часть и способна поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 6450 км/ч, дальность поражения самолётов противника — 150 км. Также были модернизированы РЛС, в систему были включены РЛС обнаружения 64Н6 и радиолокатор подсвета и наведения 30Н6Е1. Разработка системы С-300ПМ началась в 1985 году и в 1993 году она была принята на вооружение.Последние системы производились до 1994 г. Гарантийный срок службы 25 летВ 1999 году были впервые представлены сразу несколько типов ракет, в дополнение к ракетам 5В55Р, 48Н6 и 48Н6Е2 С-300ПМУ1 мог использовать две новые ракеты: 9М96Е1 и 9М96Е2. Обе значительно меньше по размеру, чем предыдущие ракеты, и весят 330 и 420 кг соответственно, при этом несут меньшие по массе боеголовки. 9М96Е1 имеет радиус поражения 1—40 км и 9М96Е2 1—120 км. Для маневрирования они используют скорее даже не аэродинамическое оперение, а газодинамическую систему, которая позволяет им иметь очень высокую вероятность поражения, несмотря на гораздо меньшую боеголовку. Вероятность поражения баллистической цели равна 0,9 для обеих ракет. С-300ПМУ1 использует систему управления 83М6Е, хотя также имеется совместимость со старой системой управления Байкал-1Е и Сенеж-М1Е. 83М6Е включает РЛС обзора 64Н6Е. РПН использует 30Н6Е1 и дополнительно может использоваться низковысотный обнаружитель 76Н6 и всевысотный обнаружитель 96Л6Е. 83M6E может контролировать до 12 пусковых установок, как самодвижущиеся 5П85СЕ, так и прицепные 5П85ТЕ. Обычно так же включаются машины поддержки, такие как вышка 40В6М, предназначенная для поднятия антенного поста.

С-300ПМУ2 Фаворит был представлен в 1997 году как обновление для С-300ПМУ1 с увеличенной дальностью до 195 км. Для него была разработана новая ракета 48Н6Е2. Эта система может бороться не только с баллистическими ракетами малой дальности, но тактическими баллистическими ракетами средней дальности. Система использует систему управления 83М6Е2, состоящую из командного пункта 54К6Е2 и радиолокатора обнаружения 64Н6Е2 с двусторонней ФАР.

С-300В

Зенитная ракетная система С-300В Антей-300 не входит в семейство ЗРК С-300 ПТ/ПС/ПМУ/Ф. Фактически является отдельной разработкой другого КБ. Разработана для зенитных ракетных войск сухопутных войск Советской Армии. Состояла на вооружении зенитных ракетных бригад окружного подчинения.

Организационно представляет собой отдельный зенитный ракетный дивизион, включающий пункт боевого управления 9С457, одну РЛС кругового обзора 9С15МТ, одну РЛС секторного обзора 9С19М2, три многоканальные станции наведения ракет МСНР 9С32, 6 самоходных пусковых установок 9А82, 6 самоходных пусковых установок 9А83, 3 самоходных пуско-заряжающих установки 9А84 и 3 самоходных пуско-заряжающих установки 9А85. К дополнительным средствам в составе системы относятся машины технического обслуживания 9В878, 9В879, 1Р15, тренажерный комплекс 9Ф88. К групповым средствам С-300В относятся средства транспортирования ракет 9Т82, комплекты такелажного оборудования, машины технического обслуживания и ремонта 1Р14, 1Р16, 9В898, групповой комплект ЗИП 9Т447. Зенитная ракетная система С-300В обеспечивает обнаружение на дальности до 300 км и одновременный обстрел до 12 воздушных целей на дальности до 100 км ракетами 9М82 и до 75 км ракетами 9М83.

Важным отличием С-300В от «параллельной» системы является наличие двух типов зенитных управляемых ракет, из которых один тип 9М83 используется для поражения аэродинамических целей на дальности до 75 км, а второй 9М82 может поражать баллистические цели класса «земля—земля» — оперативно-тактические ракеты типа «Р-11», «Ланс», «Першинг-1А», а также летательные аппараты всех типов со скоростями до 3000 м/с на дальности до 100 км. Все элементы системы смонтированы на гусеничных шасси семейства "Объект 830". Продолжением линейки является ЗРС С-300ВМ «Антей-2500».

С-300Ф

ЗРС корабельного типа дальнего действия, создана на базе ЗРС С-300П с новыми ракетами 5В55РМ с дальностью, расширенной до 5—75 км, и максимальной скоростью поражаемых целей до 1300 м/c, в то время как диапазон высот уменьшен до 25 м — 25 км, предназначалась для сил ВМФ.

Принята на вооружение в 1983 году. Корабельная версия использует систему самонаведения с использованием полуактивного радара ракеты. Первый опытный образец был установлен в 1977 году и проходил испытания на БПК «Азов» проекта 1134Б Беркут Б. В состав опытного oбразца ЗРК входили две револьверных пусковых установки на 48 ракет и система управления "Форт", которые разместили на месте снятого кормового ЗРК "Шторм". А также устанавливался на крейсеры проекта 1164 «Атлант» и 1144 «Орлан», пусковая установка является поворотной и вмещает 8 ракет. Пуск ракеты производится из контейнера под пусковым люком. Маршевый двигатель запускается после выхода ракеты, что обеспечивает пожаро-взрывобезопасность погреба. После схода ракеты барабан поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету. Экспортная версия этой системы известна как «Риф».

С-300ФМ Форт-М обновлённая версия системы, устанавливаемая только на крейсеры класса 1144 «Орлан» и использует ракеты 48Н6, которые были представлены в 1990 году. Максимальная скорость поражаемых целей была увеличена до 1800 м/с. Вес боеголовки был увеличен до 150 кг. Радиус поражения был увеличен до 5—93 км, а диапазон высоты до 25 м — 25 км. Новые ракеты используют систему наведения через РЛС ракеты и могут перехватывать баллистические ракеты малого радиуса действия. Экспортная версия называется «Риф-М». Этой системой вооружены китайские эсминцы типа 051С.

Обе корабельные системы могут включать инфракрасную систему наведения для уменьшения уязвимости от помех. Также ракете разрешается уничтожать цели за пределами видимости радара, такие, как военные корабли или противокорабельные ракеты.

На крейсере «Пётр Великий» кроме модернизированного кормового комплекса для использования ракет 48Н6 установлен новый носовой комплекс С-300ФМ «Форт-М» с новым антенным постом. В процессе модернизации комплекса «Форт-М» на «Петре Великом» ракеты 48Н6 были заменены на более современные 48Н6Е2 с максимальной дальностью пуска 200 км и улучшенными характеристиками поражения баллистических целей. Из-за конструктивных особенностей нового варианта боекомплект ракет уменьшили на 2 до 46. Таким образом, крейсер «Пётр Великий» вооружен одним комплексом С-300Ф с 48 ракетами 48Н6 и одним комплексом С-300ФМ с 46 ракетами 48Н6Е2.

На Вооружении

С-300 используется в основном в странах Восточной Европы и Азии, хотя источники о том, какие конкретно страны обладают системой, противоречивы.

  • Азербайджан:2 дивизиона C-300 ПМУ2
  • Алжир приобрёл 8 С-300ПМУ2 в 2006 году.
  • Армения: Полных данных нет, но подтверждено наличие как минимум 2 дивизионов С-300ПС по одним данным и С-300В по другим.
  • Белоруссия располагает одной бригадой С-300В и одной бригадой С-300П. В 2005-2006 году поставлены С-300ПС 2 дивизиона из состава ВС, оплата по бартеру восьмиосными шасси МЗКТ-79221 для ракетных комплексов РС-12М1 «Тополь-М»
  • Болгария — некоторое количество С-300П по состоянию на 2010 год
  • Вьетнам приобрёл две батареи С-300ПМУ1 на сумму порядка 300 млн долл.
  • Иран: наличие в стране С-300 остаётся спорным. Вероятно, было приобретено некоторое число С-300 в 1993 году.
  • Казахстан располагает небольшим количеством С-300, которые сконцентрированы вокруг Астаны. В феврале 2009 подписан контракт на поставку 10 дивизионов С-300ПМУ-1 из резерва вооруженных сил РФ . Окончание поставок планируется в 2011 году.
  • Китай:32 С-300ПМУ, 64 С-300ПМУ1, 64 С-300ПМУ2 на 2010 год Приобрели С-300ПМУ1 и лицензию на производство под названием Hongqi-10. Китай также первый покупатель С-300ПМУ2 и, вероятно, может использовать С-300В под названием Hongqi HQ-18. Они также создали модернизированную версию HQ-10, назвав её HQ-15 с максимальной дальностью, увеличенной со 150 км до 200 км. Есть неподтверждённые сообщения, что эта версия является произведённым в Китае С-300ПМУ2. Всего с 1993 по 2008 год поставлено 4 дивизиона С-300ПМУ, 8 дивизионов С-300ПМУ1 и 8 дивизионов С-300ПМУ2.
  • Кипр/Греция: 2 комплекса С-300ПМУ1 на 2010 год Кипр подписал соглашение о покупке С-300 в 1996. В конце концов приобрёл С-300ПМУ1 вариант, но из-за политических разногласий между Кипром и Турцией и интенсивного англо-американского давления С-300 была перемещена на греческий остров Крит. Позднее Кипр приобрёл комплекс Тор-М1.
  • Республика Корея: разрабатывается упрощённая версия С-300, называемая Cheolmae-2. Система будет состоять из многофункционального радара, разработанного в КБ Алмаз, командного пункта и нескольких пусковых установок для корейской версии ракет 9М96. Главным заказчиком является Samsung Thales — объединённая компания между корейской Samsung Electronics и французской Thales.
  • Россия: 1900 ПУ С-300ПМУ, 200ПУ С-300В на 2010 год
  • Сирия проявила интерес к покупке С-300П в 1991 году и в настоящее время, видимо, располагает им.
  • Словакия — некоторое количество С-300ПМ-1 по состоянию на 2010 год
  • СССР — перешли к образовавшимся после распада государствам
  • США располагают разукомплектованными 1 РПН и ПУ 5П85, закупленными у Белоруссии; попытка закупки 2-х РПН и ЗИП-ов к ним через Казахстан у России закончилась неудачей. Официально приобрели С-300В, без МСНР.
  • Украина — 825 С-300П/9К37/С-300В1/С-75/С-125/С-200/2К12 по состоянию на 2010 год
  • Хорватия — некоторое количество С-300П по состоянию на 2010 год

Боевое применение

С-300 никогда не принимала участия в реальных боевых действиях. Эксплуатирующими странами часто проводятся учебные стрельбы С-300, на основе анализа которых различными экспертами она признаётся очень боеспособной системой ПВО.

В 1995 году на полигоне Капустин Яр при проведении испытаний системы С-300 впервые в мире удалось добиться уничтожения оперативно-тактической ракеты «Р-11» в воздухе: в точке перехвата подрыв боевого снаряжения зенитных ракет С-300 вызвал инициирование боевой части БР «Р-11». Для сравнения: комплексы «Пэтриот» с низкой эффективностью поражали корпус ракеты, не уничтожая БЧ, следовательно вероятность поражения ОТР противоракетами комплексов «Пэтриот» составляет около 24%). Поздние модификации систем «Пэтриот», по заявлением американцев, отличающаяся от старых большей точностью наведения, лучшим ПО и наличием нового взрывателя, обеспечивающего детонацию боевой части при достаточном приближении к ракете противника, однако, данных об испытаниях новых противоракет нет.

В апреле 2005 НАТО провели учения во Франции и Германии под названием Trial Hammer 05, целью которых являлась отработка приёмов подавления ПВО противника. Участвующие страны были довольны тем, что словацкие воздушные силы предоставили С-300ПМУ, поскольку это дало НАТО уникальную возможность ознакомиться с системой.

Израиль, обеспокоенный возможностью поставки комплексов С-300 в Иран и Сирию, направил значительные усилия на создание систем радиоэлектронного противодействия конкретно этой ракетной системе.

Параметры систем Система и используемые ракеты Год Зона поражения самолётов, по дальности, км Зона поражения самолётов, по высоте, км Вероятность поражения самолётов Максимальная скорость целей, м/с Боезапас, ЗУР Темп стрельбы, с Время свёртывания и развёртывания, мин
С-300ПТ, С-300ПТ-1 с ЗУР 5В55К 1978 5—47 0,025—27 до 0,9 до 1300 96—288 5 90
С-300ПТ, С-300ПТ-1 с ЗУР 5В55Р 1981 5—75 0,025—27 до 0,9 до 1300 96—288 5 90
С-300ПС, С-300ПМУ с ЗУР 5В55Р 1983 5—75 0,025—27 до 0,9 до 1300 96—288 3—5 5
С-300ПМУ1 с ЗУР 48Н6Е 1993 5—150 0,01—27 до 0,9 до 2800 96—288 3 5

Сравнение с другими системами

Наименование Дальностьпоражения,км аэродинамическойцели баллистическойцели Высотапоражения,км аэродинамическойцели баллистическойцели Максимальнаяскорость цели, м/с Число одновременнонаводимых зенитныхракет одним ЗРК Число одновременнообстреливаемых целейодним ЗРК Масса ракеты, кг Масса боевой части, кг Минимальное времямежду пусками ракет, с Время подготовкик запуску и времясвёртывания пусковогокомплекса, мин Средство передвижения
С-300ПМУ С-300ПМУ1 С-300ПМУ2«Фаворит» Patriot PAC-2 Patriot PAC-3
5—90 5—150 3—200 70—160 15
до 35 до 40 5—40 20 15—45
0,025—27 0,01—27 0,01—27 0,06—24,4 15
н.д. н.д. 2—25 3—12 н. д.
до 1150 до 2800 до 2800 до 2200 н. д.
до 12 до 12 до 12 до 24 н. д.
до 6 до 6 до 6 до 8 до 8
1400—1600 н.д. 330—1900 900 312
150 н.д. 24—150 91 74
3—5 3—5 3 3—4 н. д.
5 5 5 15/30 15/30
Колёсное Колёсное Колёсное Полуприцеп Полуприцеп

Список источников:

Журнал "Военный Парад"Журнал "Авиация и космонавтика" №8, 1999Газета "Независимое военное обозрение", №6, 1999

hisofweapons.ucoz.ru

С-300 Википедия

Тип Страна История службы Годы эксплуатации Принят на вооружение На вооружении История производства Конструктор Разработан Производитель Годы производства Варианты Характеристики Снаряд Максимальнаядальность, м
ЗРК С-300 «Фаворит»
Пусковая установка С-300ПС на Тверской улице в Москве, в [2009 году
зенитно-ракетный комплекс (ЗРК)
СССР СССРРоссия Россия
1975 — настоящее время
1978
См. список пользователей
НПО «Алмаз» им. А. А. Расплетина, НПО «Антей» (С-300В)
1967 — 2005[1]
ВМП «АВИТЕК» (ракеты)
С-300ПТ с 1975, С-300ПС и С-300ПМ c 1978, по 2011.[2]
С-300п, С-300ПТ, С-300ПТ-1, С-300ПТ-1А, С-300ПС, С-300ПМ, С-300ПМУ, С-300ПМ1 (ПМУ-1), С-300ПМУ2, С-300В, С-300ВМ, С-300ВМД, C-300B4, С-300Ф, С-300ФМ.
зенитная управляемая ракета
40—200 (300) км (по аэродинамической цели),5—40 км[3] (по баллистической цели)
 ЗРК С-300 «Фаворит» на Викискладе

С-300 «Фаворит» (индекс заказчика: 35Р6, 70Р6, 75Р6, 9К81, 3М-41) — семейство зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), способных поражать различные цели на высотах: от меньших, чем возможная высота полёта, до превышающих потолок высоты[4] для целей; на дальностях: от нескольких километров — до 75-200 километров, в зависимости от типа применяемых элементов семейства С-300 и, в частности, ракет-перехватчиков[5].

Предназначена для обороны крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника. Способна поражать баллистические и аэродинамические цели. Стала первой многоканальной зенитной ракетной системой, способной сопровождать каждым комплексом (ЗРК) до шести целей и наводить по ним до двенадцати ракет. При создании средств управления (СУ), состоящих из пункта боевого управления и радиолокатора обнаружения, решили задачу автоматической завязки трасс до ста целей и эффективного управления дивизионами, расположенными на расстоянии 30-40 км от СУ. Впервые была создана система с полной автоматизацией боевой работы. Все задачи — обнаружения, сопровождения, целераспределения, целеуказания, отработки целеуказания, захвата цели, её сопровождения, захвата, сопровождения и наведения ракет, оценки результатов стрельбы — система способна решать автоматически с помощью цифровых вычислительных средств. Функции оператора заключаются в контроле над работой средств и осуществлении пуска ракет. В сложной обстановке возможно ручное вмешательство в ход боевой работы. Ни одна из предыдущих систем этими качествами не обладала[6]. Вертикальный старт ракет обеспечивал обстрел целей, летящих с любого направления без разворота пусковой установки в направлении стрельбы.[7] Современные модификации (с 97 года представлено публично) одним комплектом могут поражать до 36 аэродинамических или баллистических целей, наводя на них до 72 ракет, или (отдельные модификации) в различных сочетаниях, в том числе без сторонней помощи.[8]

Главный разработчик — НПО «Алмаз» им. А. А. Расплетина (ныне входящее в Концерн ПВО «Алмаз-Антей»). Зенитные управляемые ракеты для системы С-300 были разработаны

ru-wiki.ru