Кому выгодна информация о возможном объединении МЧС и МО РФ? Слияние мо и мчс


Процесс слияния Минобороны и МЧС запущен

На прошлой неделе масштабное наводнение, причинившее много неприятностей Дальнему Востоку, унесло первую человеческую жизнь. На подтопленной трассе Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре утонул «КамАЗ», за рулём которого находился военнослужащий. По решению главы военного ведомства Сергея Шойгу рядовой контрактник Баир Банзаракцаев будет посмертно представлен к государственной награде. «Наша Версия» разбиралась, почему военные всё чаще рискуют жизнью в зоне чрезвычайных ситуаций?

По данному факту заведено уголовное дело. Командиру роты, который вопреки запрету со стороны сотрудников ГИБДД приказал пересекать затопленный участок автомагистрали, грозит пять лет тюрьмы. Однако, несмотря на происшествие, Минобороны только наращивает число военнослужащих, которые помогают региону справиться с небывалым наводнением. В настоящее время 75% всех сил, которые борются с паводком на Дальнем Востоке и участвуют в ликвидации последствий наводнений, – это представители военного ведомства. Всего в Дальневосточном федеральном округе спасательными работами занимаются более 5 тыс. военнослужащих, задействованы 1 тыс. единиц специальной техники, 26 самолётов, 24 вертолёта и 39 катеров Минобороны. Солдаты участвуют в возведении дамб, помогают эвакуировать население. Военнослужащие также оказывают помощь местным жителям в оборудовании водоотводных каналов, восстановлении садово-огородных и фермерских хозяйств, расчистке дворов и приусадебных участков. По последним сообщениям из Минобороны, в настоящее время подразделения войск радиационной, химической и бактериологической защиты Восточного военного округа проводят послепаводковую дезинфекционную обработку: очищают освобождённую от воды территорию и проводят дезинфекцию питьевых колодцев в Амурской области.

Минобороны всегда участвовало в ликвидации последствий ЧС

На фоне Минобороны участие профильного спасательного ведомства МЧС куда скромнее: представительство спасателей в несколько раз меньше и составляет приблизительно шестую часть от всех участвующих в ликвидации последствий паводка сил и средств. По оценкам экспертов, это максимум, на что способно МЧС, – у них попросту нет ресурсов, чтобы одновременно заниматься ликвидацией последствий паводка сразу в пяти субъектах Дальневосточного федерального округа.

Нужно отметить, что Минобороны всегда активно участвовало в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в стране. Можно вспомнить, что при тушении масштабных пожаров в Подмосковье в 2010 году наиболее эффективными были трубопроводные батальоны Вооружённых сил. В прош­лом году при ликвидации последствий затопления в Крымске основные работы также выполнялись армией – к слову, именно военные очистили от завалов и грязи более половины затопленных территорий. При этом армия является главным участником ликвидации последствий различных чрезвычайных ситуаций, несмотря на то что на это средства в бюджете не запланированы, по сути, военные помогают бесплатно.

Нужно заметить, что раньше армейцы участвовали в спасательных операциях под нажимом и по прямому указанию руководства страны. Наверное, самым ярым противником такого использования военнослужащих был предыдущий министр обороны Анатолий Сердюков. В период его руководства военным ведомством известны случаи, когда при обращении с просьбой оказать помощь ставились вопросы, кто будет компенсировать расходы, к примеру, за ГСМ и амортизацию техники. Шойгу в этом плане сильно отличается от своего предшественника. Порой создаётся впечатление, что он до сих пор ассоциирует себя с МЧС – министерством, которое нынешний министр обороны создавал с нуля и руководил им на протяжении 18 лет. К примеру, только по его личной инициативе по тревоге были подняты две бригады железнодорожных войск и в течение суток направлены в районы наводнения на Дальний Восток со всеми инженерными средствами: машинами разграждения, бульдозерами, самосвалами.

По теме

1278

Итальянские СМИ сообщили о приостановке спасательной операции на месте обрушения моста в Генуе из-за риска новых обвалов, которые угрожают безопасности жилых домов.

Идея объединить спасателей и военных сегодня буквально повисла в воздухе, не последнюю роль в этом играет харизма личности Сергея Шойгу, заработавшего себе славу в борьбе с различными катаклизмами. И нет ничего удивительного, что появившиеся в конце августа сообщения, что руководство России обсуждает предложение главы военного ведомства о реорганизации МЧС в структуру, которая будет подчинена Минобороны, были легко приняты на веру. И, несмотря на то что в Минобороны категорически опровергли предположения о слиянии двух министерств, ряд экспертов убеждены, что процесс объединения уже запущен, а вброшенная информация не что иное, как прощупывание общественного мнения.

При этом всё отчётливее проявляется ряд косвенных признаков, выдающих это намерение. В первую очередь это небывало возросшая в последнее время активность военных во время чрезвычайных ситуаций. Ранее также было объявлено, что создаётся центр робототехники Минобороны, который будет работать как для нужд военного ведомства, так и на МЧС. Признаки предстоящего слияния двух ведомств наблюдаются даже в мелочах. Так, форма нового образца, предназначенная для офицеров дежурных смен командных центров и управления оборонного ведомства и гражданских специалистов, поразительно похожа на форму МЧС.

На ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС

Кстати, в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового, ведь с 1971 года функции МЧС выполняли войска Гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий войсками ГО был первым заместителем министра обороны. Но в 1991 году было объявлено, что войска ГО не готовы к работе в условиях крупных аварий и катастроф, они были переданы в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, фактически обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек, на содержание которого вкладывается до 10% средств, выделяемых на национальную оборону. Когда новое ведомство набрало силу, было решено, что Минобороны должно заниматься только вопросами обороноспособности, отражением внешней агрессии, а МЧС была поручена ликвидация последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Такое чёткое деление функций некоторые эксперты и сегодня считают наиболее сбалансированным.

Если обратное объединение всё же произойдёт, то, несомненно, большим плюсом станет существенная экономия бюджета, позволяющая сократить непомерно раздутый управленческий аппарат МЧС, где самая большая концентрация генералов из всех силовых структур. Структуру МЧС также можно будет дополнительно оптимизировать за счёт перераспределения функций спасателей и воинских подразделений. Также улучшится координация в действиях МЧС и Минобороны, что позволит эффективнее использовать имеющиеся ресурсы.

Кстати, в самом МЧС к возможному объединению относятся без видимого отторжения. Объяснение этому простое: если спасатели станут частью Вооружённых сил, то у офицеров МЧС появятся новые возможности для карьерного роста. Тем более что свои люди в Министерстве обороны уже есть, на ключевые посты министр обороны активно расставляет офицеров МЧС. Например, должности двух ключевых замминистра заняли бывшие служащие этого ведомства – Руслан Цаликов и Юрий Садовенко.

Если объединение случится, то за счёт единовременного укрупнения армии и слияния бюджетов двух структур новое силовое суперведомство будет обладать поистине неограниченными полномочиями, помноженными на финансовые и людские ресурсы. Также появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, это позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепляется практика, когда, как в СССР (больше всего войск использовали при аварии на АЭС в Чернобыле и после землетрясения в Спитаке), армию без всяких бюрократических проволочек можно будет направлять ликвидировать чрезвычайные происшествия. Тогда под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета.

КОММЕНТАРИЙ

Анатолий ЦЫГАНОК, руководитель научно-аналитического центра по проблемам национальной безопасности информационного агентства «Оружие России»:

– Ситуация на Дальнем Востоке наглядно показывает, что сегодня нужен единственный руководитель, который должен управлять как армией, так и войсками МЧС. В любом случае объединение не навредит обоим ведомствам. Напомню, что в 1992 году Борис Ельцин в большей степени по политическим причинам создал МЧС – по сути, ему была нужна военизированная структура, которая подчинялась бы только ему. Сейчас ситуация кардинально другая, сегодня нет никаких веских причин искусственно разъединять армию. Так что если Сергей Шойгу действительно поставил цель объединить ведомства, вывести войска гражданской обороны в подчинение военного ведомства, то поступает очень правильно. Но, по последней информации, сейчас принято решение пока не объединять эти структуры. По-моему, это не совсем логично.

versia.ru

Министерство обороны и МЧС могут объединить. Решающей станет ликвидация паводка на Дальнем Востоке

ВСЕ ФОТО В правительстве изучают возможность реорганизации Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), чтобы в итоге подчинить его Министерству обороны Moscow-Live.ru Как утверждают источники "Независимой газеты", такую идею президенту Владимиру Путину предложил бывший глава МЧС и нынешний руководитель военного ведомства Сергей Шойгу Reuters По словам собеседников издания, решение на этот счет будет принято после анализа действий армии и спасателей по ликвидации последствий сильного наводнения на Дальнем Востоке ГУ МЧС России по Хабаровскому краю

В правительстве изучают возможность реорганизации Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), чтобы в итоге подчинить его Министерству обороны. Как утверждают источники "Независимой газеты", такую идею президенту Владимиру Путину предложил бывший глава МЧС и нынешний руководитель военного ведомства Сергей Шойгу. По словам собеседников издания, решение на этот счет будет принято после анализа действий армии и спасателей по ликвидации последствий сильного наводнения на Дальнем Востоке.

Позже в Минобороны эти планы опровергли.

По данным источников газеты, если инициативу одобрит глава государства, аппарат МЧС сократят и реорганизуют в госслужбу в ведении Минобороны. При этом основные структурные подразделения МЧС, в том числе пожарные, в регионах останутся, но будут тесно контактировать с воинскими подразделениями. В свою очередь армия получит новые функции, связанные со стихийными бедствиями. Части и подразделения гражданской обороны усилят - в основном за счет перераспределения функций, часть которых возьмут на себя ВС.

Перспективы возможного объединения Минобороны и МЧС эксперты оценивают неоднозначно. Большинство считают инициативу вполне логичной, так как армию регулярно привлекают к ликвидации последствий разгула стихии. В то же время некоторые аналитики уверены, что идея не будет успешной. Так, военный эксперт Владимир Попов отметил в интервью НГ, что у Минобороны и так много функций, поэтому дополнительный контроль над МЧС будет явно лишним. По его мнению, Минобороны в настоящее время и так вполне успешно сотрудничает с МЧС.

Пока непонятно, как будет решена проблема, связанная с повышением действенности МЧС, однако в условиях возможного обострения экономического кризиса взаимодействие двух ведомств будет наиболее оптимальным, резюмирует издание.

МЧС и Минобороны уже стали сотрудничать теснее

Тот факт, что с приходом Сергея Шойгу, ранее на протяжении 18 лет возглавлявшего спасательное ведомство, сотрудничество МЧС и Минобороны стало более тесным, заметили в обоих министерствах. Если исходить из последних заявлений и командировок Шойгу, он не совсем отошел от дел созданного им министерства, пишет РБК Daily. Таким образом, можно сделать вывод, что почва для объединения двух ведомств под руководством главы Минобороны фактически готова.

В свете новой инициативы, о которой поведали источники, неудивительно, что именно Шойгу первым, помимо главы МЧС и его давнего соратника Владимира Пучкова, отправился на помощь затопленному Дальнему Востоку. Руководитель военного ведомства после совещания, проведенного президентом Владимиром Путиным, распорядился довести число военных, помогающих в борьбе с паводком в пострадавших от стихии регионах Дальнего Востока, до 3 тысяч человек, удвоить количество инженерной техники и утроить число самосвалов и другой техники. Кроме того, по его приказу были отправлены две бригады железнодорожных войск.

Источник РБК Daily в МЧС не увидел ничего удивительного в становящихся все более тесными взаимоотношениях ведомства, посчитав нормальным, что Шойгу не забывает о своей старой работе. В свою очередь собеседник издания в Минобороны напомнил, что поручение Шойгу усилить активность армии на Дальнем Востоке дал президент Владимир Путин.

www.newsru.com

Кому выгодна информация о возможном объединении МЧС и МО РФ? » Военное обозрение

На прошлой неделе ряд СМИ, сославшись на источники в правительственных кулуарах, опубликовали информацию о том, что Сергей Шойгу якобы предложил произвести объединение двух министерств: МЧС и Минобороны. Причины назывались разные. От того, что военнослужащим МО РФ и так нередко приходится участвовать в противостоянии ЧС и ликвидации их последствий (наводнение в Приамурье как один из примеров), до того, что такое объединение способно привести к оптимизации кадров и позволить правительству существенным образом сэкономить. Казалось бы, в этом предложении что-то, действительно, есть, но…

Уже через короткий промежуток времени некий, естественно неназванный, источник из Министерства обороны заявил, что идея объединения МЧС и МО РФ – это выдумка СМИ, и ничего подобного Сергей Шойгу не предлагал.

После таких противоречивых информационных потоков сложилось впечатление, что первое было далеко не простым информационным вбросом, а второе – не совсем тем опровержением, которое в таких случаях должно появляться на официальном уровне. В принципе, в Министерстве обороны могли подумать, что если СМИ опубликовали данные о чаяниях объединения двух ведомств, ссылаясь на какие-то законспирированные источники, то и опровергать информацию нужно примерно в таком же ключе.

С другой же стороны, появление сведений о возможном объединении главного оборонного и главного чрезвычайного ведомств Российской Федерации несколько походит на зондирование почвы. В последнее время вариант предварительного мониторинга общественного мнения посредством высказываний «неназванных источников» в СМИ активно используется. Нередко возникает и ситуация, при которой источник оказывается достаточно известным человеком, однако не входящим в круг представителей властной элиты. Можно вспомнить несколько эпизодов с высказыванием предложений от Владимира Жириновского или Дмитрия Рогозина (когда тот ещё не входил в правительственный состав), на которых (предложениях) производилась «обкатка» общественного мнения. Самое интересное заключается в том, что полувбросы сегодня активно работают и приносят их организаторам вполне реальные плоды: вроде бы официально никто ничего не предлагал, зато можно составить суждение о том, как всё это может быть воспринято в тех или иных кругах.

Как воспринято? Ну, если говорить о восприятии российским народом, то мы уже как-то успели привыкнуть к тому, что об отношении к необходимости провести или не провести какие-либо пертурбации на уровне федеральной власти нас давно никто не спрашивает… Мол, если кто-то там наверху решил, значит, остаётся сие принять как объективное благо… Суверенная демократия, - как однажды высказался человек, информация о возможном возвращении в Кремль которого тоже прошла на том же уровне, что и информация об объединении МЧС и МО.

Если же говорить о возможном объединении серьёзно, то стоит поискать тех людей, которым оно могло бы быть выгодно. По понятным причинам, первым в выигрыше мог бы оказаться непосредственно Сергей Шойгу. Почему? Да потому что он в свои руки получил бы суперминистерство, в одном из сегментов которого он вообще как рыба в воде, а у другого - поистине впечатляющие возможности стратегического характера. Очевидно, что в российской действительности появилась бы суперсиловая структура, хорошо оснащённая и позволяющая его возможному главе упрочить свои политические позиции. И в том случае, если Сергей Шойгу возглавил бы эту внушительную структуру, у него появлялся бы шанс заявить о себе в политическом плане настолько ярко, насколько это вообще в нынешних условиях возможно.

Выгодно ли это кому-либо ещё на российском политическом Олимпе? Можно предположить, что Владимир Путин бы такую идею поддержал. Его симпатии в отношении нынешнего главы оборонного ведомства трудно не заметить. Совместная рыбалка с президентом далеко не у каждого министра случается… Правда, есть и ещё, как минимум, один человек, который на таких рыбалках пока ещё «светится». Это глава кабинета министров Дмитрий Медведев, вроде как, являющийся неотъемлемой половинкой «тандема». Однако само слово «тандем» сегодня употребляется если не в ругательном контексте, то явно с меньшим энтузиазмом, нежели это было, скажем, года четыре назад. И если учитывать гипотетическую новую должность Шойгу как руководителя объединённого министерства, тот вот по позициям Дмитрия Медведева это назначение нанесло бы ощутимый удар. Уже сегодня растущая популярность Шойгу давит на позиции премьер-министра, ну, а если бы министр обороны получил доступ ещё к МЧС, а в условиях отечественных реалий одновременно и возможность чаще появляться в сводках СМИ и на экранах телевизоров, то у Медведева шансов удержаться в «тандеме» осталось бы ничтожно мало.

Кстати, анализируя новостные репортажи крупных российских телеканалов, можно прийти к выводу, что Дмитрию Анатольевичу часто в них и вовсе места не находится, зато у Сергея Кужугетовича с эфиром, что называется, всё в порядке. К чему бы это? Если допустить, что это простое совпадение, то нужно допускать и то, что природная наивность допускающего крайне высока…

Однако тому же Дмитрию Медведеву информация (именно сама информация) о возможном объединении МЧС с Минобороны могла и бы пользу принести. Какую? Ну, если допустить, что в Минобороны ни о какой интеграции двух министерств действительно не говорили, то получается, что кто-то решил выставить Шойгу как чиновника, желающего прибрать побольше власти к своим рукам. С какой целью такой ход мог быть предпринят? К примеру с той целью, чтобы обратить внимание президента на растущие аппетиты отдельно взятого министра. Авось президент решит, что эти самые растущие аппетиты способны нанести удар по выстроенной вертикали, да и прекратит свои совместные рыбалки с Сергеем Кужугетовичем…

Что ж, остаётся дождаться следующего информационного этапа (если таковой вообще будет), посвящённого взаимоотношениям между МЧС и МО РФ, чтобы сделать окончательный вывод о том, кому же на самом деле слова об их объединении были выгодны в первую очередь.

topwar.ru

МЧС — не против объединения, в Минобороны — удивлены

Сергей Шойгу предложил Владимиру Путину присоединить МЧС России к Министерству обороны, пишут СМИ. В эфире Business FM представители ведомств прокомментировали новость о возможной реорганизации

Здание Главкомата Сухопутных войск на Фрунзенской набережной. Фото: PhotoXPress

Глава Министерства обороны России Сергей Шойгу обратился к президенту Владимиру Путину с предложением присоединить МЧС России, где он на протяжении 18 лет был министром, к оборонному ведомству. Об этом сообщает «Независимая газета» со ссылкой на источники в Минобороны.

Скорее всего, многочисленный аппарат МЧС сократят, а само министерство реорганизуют в соответствующую службу, которая будет находиться в ведении Минобороны. При этом основные структурные подразделения МЧС, в том числе пожарные, в регионах останутся. Но поменяется их подчиненность и усилится взаимодействие с воинскими подразделениями, которым также будут «нарезаны» новые функции, связанные с участием в ликвидации последствий стихийных бедствий.

Причина — участие именно армии в ликвидации крупных ЧП. К примеру, тушением масштабных пожаров в Подмосковье в 2010 году эффективно занимались в основном трубопроводные батальоны Вооруженных сил. В минувшем году при ликвидации последствий затопления Крымска также основные работы выполнялись армией.

Косвенным подтверждением возможного объединения двух министерств эксперты называют возросшую активность военных во время чрезвычайных ситуаций.

Так, на Дальнем Востоке численность группировки Минобороны, которая участвует в ликвидации последствий наводнений и паводков, самая большая — 25 тысяч человек. Это 75% от состава сил, участвующих в аварийно-спасательных и других неотложных работах. При этом МЧС предоставило лишь шестую часть техники и воздушных судов, остальное — Вооруженные силы.

Объединение двух министерств пойдет на пользу обоим, уверен ответственный редактор «Независимого военного обозрения» Виктор Литовкин: «В советское время в подчинении Минобороны СССР была Гражданская оборона, организация, из которой выросло МЧС. Если такое произойдет, возможности МЧС вырастут за счет инженерных частей Минобороны. При крупных техногенных авариях и катастрофах Минобороны всегда приходит на помощь МЧС и выполняет основную работу. Так было и в Крымске, так происходит сегодня и на Дальнем Востоке. Тут вопрос о бюджете, объединении бюджетов Минобороны и МЧС. Перераспределении денежных потоков в ту или иную сферу».

В самом МЧС к возможному объединению относятся положительно, хотя пока и сомневаются, что оно будет.

«Шойгу его создал, он знает досконально все это. Каждый наш винтик, — говорит начальник управления информации МЧС России, подполковник Олег Воронов. — Что хорошо работает, наверное, все хотят. Но с другой стороны, и мы можем любого научить, как работать в режиме ЧС».

Пока, по словам Воронова, никакие изменения ведомства не коснулись: «Никаких решений не принято, ничего нет».

Минобороны опровергло информацию о реорганизации МЧС. В пресс-службе министерства Business FM заявили, что информация о слиянии с МЧС «вызывает удивление».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

www.bfm.ru

Объединят ли Министерство обороны и МЧС

В правительстве изучают возможность реорганизации Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), чтобы в итоге подчинить его Министерству обороны. Такую идею президенту Владимиру Путину предложил бывший глава МЧС и нынешний руководитель военного ведомства Сергей Шойгу. Решение на этот счет будет принято после анализа действий армии и спасателей по ликвидации последствий сильного наводнения на Дальнем Востоке.

Если инициативу одобрит глава государства, аппарат МЧС сократят и реорганизуют в госслужбу в ведении Минобороны. При этом основные структурные подразделения МЧС, в том числе пожарные, в регионах останутся, но будут тесно контактировать с воинскими подразделениями. В свою очередь армия получит новые функции, связанные со стихийными бедствиями. Части и подразделения гражданской обороны усилят - в основном за счет перераспределения функций, часть которых возьмут на себя ВС.

Перспективы возможного объединения Минобороны и МЧС эксперты оценивают неоднозначно. Большинство считают инициативу вполне логичной, так как армию регулярно привлекают к ликвидации последствий разгула стихии. В то же время некоторые аналитики уверены, что идея не будет успешной. Так, военный эксперт Владимир Попов отметил в интервью НГ, что у Минобороны и так много функций, поэтому дополнительный контроль над МЧС будет явно лишним. По его мнению, Минобороны в настоящее время и так вполне успешно сотрудничает с МЧС.

Пока непонятно, как будет решена проблема, связанная с повышением действенности МЧС, однако в условиях возможного обострения экономического кризиса взаимодействие двух ведомств будет наиболее оптимальным.

Тот факт, что с приходом Сергея Шойгу, ранее на протяжении 18 лет возглавлявшего спасательное ведомство, сотрудничество МЧС и Минобороны стало более тесным, заметили в обоих министерствах. Если исходить из последних заявлений и командировок Шойгу, он не совсем отошел от дел созданного им министерства, пишет РБК Daily. Таким образом, можно сделать вывод, что почва для объединения двух ведомств под руководством главы Минобороны фактически готова.

В свете новой инициативы, о которой поведали источники, неудивительно, что именно Шойгу первым, помимо главы МЧС и его давнего соратника Владимира Пучкова, отправился на помощь затопленному Дальнему Востоку. Руководитель военного ведомства после совещания, проведенного президентом Владимиром Путиным, распорядился довести число военных, помогающих в борьбе с паводком в пострадавших от стихии регионах Дальнего Востока, до 3 тысяч человек, удвоить количество инженерной техники и утроить число самосвалов и другой техники. Кроме того, по его приказу были отправлены две бригады железнодорожных войск.

Источник РБК Daily в МЧС не увидел ничего удивительного в становящихся все более тесными взаимоотношениях ведомства, посчитав нормальным, что Шойгу не забывает о своей старой работе. В свою очередь собеседник издания в Минобороны напомнил, что поручение Шойгу усилить активность армии на Дальнем Востоке дал президент Владимир Путин.

________________________________________________________________________________________________________Как известно, движение – это жизнь. Беговая дорожка для дома позволит вам, не пропуская любимых телепередач по телевизору, насладиться ходьбой или бегом, сбросить лишние килограммы. Но встает вопрос какая беговая дорожка лучше механическая или электрическая? Механическая беговая дорожка является наиболее экономичным видом. Она не требует электричества для работы, весит немного. Преимуществом электрической беговой дорожки является возможность задавать собственные программы или же пользоваться встроенными.

mrvorchun.livejournal.com

Шойгу может вернуть МЧС под своё руководство

В начале сентября появились сообщения о готовящейся масштабной реформе силовых и правоохранительных ведомств. В том числе неофициальное подтверждение получила информация о предстоящем упразднении МЧС с передачей его основных функций в ведение Минобороны. «Наша Версия» разобралась в этом управленческом феномене, в ходе которого Сергею Шойгу удалось сначала сделать его отдельной независимой структурой, а теперь, судя по всему, вновь взять под свой контроль.

Впервые слухи о переподчинении МЧС появились ещё в 2013 году. Тогда сообщалось, что глава Министерства обороны России Сергей Шойгу обратился к президенту с предложением объединить Минобороны и МЧС. Такая реорганизация предполагала, что само министерство реорганизуют в соответствующую службу, которая уйдёт в ведение Минобороны. Это должно было повлечь за собой сокращение многочисленного аппарата МЧС, в первую очередь старших и высших офицеров. При этом изменилась бы подчинённость основных структурных МЧС и усилилось бы их взаимодействие с воинскими подразделениями, которым добавились бы новые функции, связанные с участием в ликвидации последствий стихийных бедствий и даже тушении пожаров.

Старое кресло манит

Стоит отметить, что в объединении Минобороны и МЧС нет ничего нового. С 1971 года функции МЧС выполняли Войска гражданской обороны, входившие в Вооружённые силы, а командующий Войсками гражданской обороны являлся первым заместителем министра обороны. Однако в 1991 году было объявлено, что Войска гражданской обороны не готовы к работе в условиях масштабных аварий и катастроф, после чего их передали в состав вновь созданной структуры. Дальше стараниями того же Сергея Шойгу МЧС выросло до размеров министерства, обладающего своими вооружёнными силами и насчитывающего 350 тыс. человек. Так что теперь эксперты не исключают обратный процесс, только с совершенно противоположной аргументацией – мол, нужно укрупнять ведомства, сокращая излишний управленческий аппарат. Уже с аргументацией будто мировой опыт показывает, что функции МЧС успешно выполняют оборонные ведомства или национальная гвардия.

За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян.

Потому некоторые эксперты поддерживают идею. В её пользу приводятся экономические аргументы: дескать, если объединение всё же произойдёт, то следствием этого станет существенная экономия бюджета, что в кризис совсем немаловажно. Это также сулит экономию на унификации разработок и закупок новой техники. Для руководства страны положительным моментом станет то, что окончательно закрепится возможность без всяких бюрократических проволочек направлять армию на ликвидацию последствий чрезвычайных происшествий. Под рукой всегда будет находиться большое количество рабочей силы, которую можно использовать при любом форс-мажоре без ущерба для бюджета. Самое любопытное, что в числе прочих аргументов приводится ещё и такой: дескать, после слияния министерств появится обоснование для оснащения МЧС вооружением и военной техникой, что позволит под видом спасателей посылать войска в горячие точки, отчего никакие «зелёные человечки» больше не понадобятся.

Шойгу хочет встать во главе суперведомства

Судя по всему, идея объединить спасателей и военных сегодня буквально висит в воздухе – не последнюю роль в этом играет харизма Сергея Шойгу, заработавшего себе славу как раз на борьбе с техногенными катаклизмами. Недаром генерал, несмотря на то что уже давно находится на другом посту, не упускает возможности поучаствовать в различного рода спасательных операциях.

По теме

1532

Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров прокомментировал композицию исполнителя-комика Семена Слепакова «Оле-оле-оле», заявив, что песня ему понравилась, и он искренне посмеялся над ее сюжетом. Также Кадыров напомнил о кавказских корнях Слепакова.

При этом необходимость участия частей и соединений армии в ликвидации последствий ЧС нынче старательно подчёркивается. Так, в Вооружённых силах был создан 100-й отдельный полк обеспечения, который предназначен для выполнения задач в том числе по эвакуации населения, разбору завалов, для работы в районах затопления или пожаров, усиления группировок войск. А в августе, во время стратегических командно-штабных учений (СКШУ) «Кавказ-2016», этот полк был переброшен из Подмосковья на аэродром Крымск. По легенде учения, его задачей была ликвидация последствий ЧС (затопление) и оказание населению помощи в размещении. На территории аэродрома военные разбили лагерь на тысячу человек. Всё это порой выглядит как явное желание Сергея Шойгу вступить на чужое поле.

Потому есть немало резонных объяснений, почему реформировать министерства всё-таки не стоит. Прежде всего аналитики указывают на то, что российское МСЧ является уникальным явлением – аналогичной структуры нет больше нигде в мире. За годы своего существования министерство наработало уникальный опыт ликвидации последствий нестандартных ЧС, который теперь может быть растерян при переходе части ведомства под крыло Минобороны, для которого спасение людей и тушение пожаров всегда будет, понятное дело, далеко не первостепенной задачей. Желание использовать бесплатный труд призывников неизбежно снизит эффективность ликвидации ЧС и поставит непрофессионалов под удар стихии.

К тому же подобный шаг ударит и по самому военному ведомству – Минобороны, у которого и так много функций: придётся вновь заниматься несвойственными ему задачами – как известно, именно от них так болезненно избавлялись во время реформ Сердюкова. Потому эксперты призывают не принимать скоропалительных решений, немедленно включая МЧС в состав МО РФ. Для начала предлагается хотя бы попробовать увеличить количество вспомогательных воинских частей в составе Минобороны, а уж потом не спеша посмотреть, стоит ли обременять военных новыми функциями. Кроме того, появляются серьёзные опасения, что, если слияние министерств произойдёт, новое силовое суперведомство получит поистине неограниченные полномочия, помноженные на финансовые и людские ресурсы. Такую структуру будет довольно сложно контролировать как в финансовом, так и в управленческом плане.

Неизбежная милитаризация всех органов управления МЧС также не пойдёт на пользу. Да и довод о возможности заброса военных под видом спасателей также выглядит довольно наивно – конечно, можно верить, что за границей живут одни идиоты, которые не отличат спасателя от солдата, однако в реальности даже сейчас пребывание сотрудников МЧС в других странах регулируется массой межгосударственных договорённостей. Попытка же «свалять дурака» однозначно будет расцениваться мировым сообществом как агрессия.

Не стоит забывать и о таком моменте: в случае создания такого ведомственного монстра и без того немалый аппаратный вес Сергея Шойгу станет весьма значительным, поэтому ряд сил в правительстве наверняка попытаются не допустить такого решения.

Александр Перенджиев, эксперт Ассоциации военных политологов:

– Разговоры по поводу присоединения МЧС к Минобороны идут давно. Очевидно, что этот вопрос не снят с повестки дня и сейчас активно прорабатываются различные варианты такого слияния. В частности, Вооружённые силы сегодня регулярно выполняют спасательные работы и оказывают помощь населению в чрезвычайных ситуациях. Так что можно допустить, что вопрос об объединении будет поднят уже в ближайшее время, тем более что сейчас остро стоит вопрос об уменьшении расходов бюджетных средств, а эти ведомства выполняют сходные задачи, при этом идёт двойное финансирование.

Кроме того, нынешний министр обороны сохранил влияние на систему МЧС. Допускаю также, что из МЧС не будут создавать войска гражданской обороны, как об этом сейчас говорят некоторые специалисты, эту структуру могут сохранить в качестве федерального агентства, что гарантирует ей большую самостоятельность и более высокий статус.

versia.ru

Реформа МЧС к 2018 году: реорганизация

За последние годы несколько крупных силовых ведомств Российской Федерации претерпели значительные структурные изменения. Продолжается этот процесс и сейчас, а многочисленные слухи и новости указывают на то, что в будущем россиян ожидает ещё более глобальная реорганизация силовых и военизированных структур. Поэтому статья будет посвящена анализу разрабатывающейся реформы МЧС, которая, ожидаемо, завершится к 2018 году.

Почему, о реформе МЧС говорится так много?  Все дело в том, что ее модель была признана наиболее успешной и сейчас ставится в пример перед другими ведомствами. В частности, здесь был успешно внедрен риск-ориентированный подход, когда одной из основных задач является предупреждение чрезвычайных ситуаций, а не ликвидация их последствий.

Другим моментом, от которого в МЧС планируют полностью отказаться к 2018 году, является полный отказ от так называемой репрессивной модели, при которой штраф будет являться не основной, а крайней, вынужденной мерой. Приоритет же будет за предостережениями, предупреждения и разъяснительной работой.

Почему ожидаются реформы МЧС в 2018 году?

Первым признаком близящихся глобальных изменений в организации военизированных ведомств исполнительной власти стало упразднение ФСКН и передача её функций полиции. Тогда эксперты связывали такой серьёзный шаг с неэффективностью Федеральной службы, работники которой регулярно попадали в громкие скандалы. Однако практически сразу по тому же сценарию распустили ФМС, деятельность которой была мало заметна и не подвергалась серьёзным нареканиям.

Уже на этом этапе стало понятно, что как минимум до 2018 года будет проведена глобальная реорганизация, которая может затронуть МЧС, МВД и даже ФСБ. Поэтому известие о создании российской Национальной Гвардии уже мало кого удивило. В этот раз силовиков различных уровней ждали более масштабные перемены, самыми знаковыми из которых стали объединение наиболее дееспособных спецподразделений под единым командованием и расширение их полномочий. Но на этом реформистские настроения правительства вряд ли иссякнут.

Реформа МЧС и ФСБ к 2018 году: слухи или реальность?

Пока никаких официальных заявлений о продолжении изменений в важнейших ведомствах страны не было, но в СМИ регулярно утекают откровения неназванных источников, упоминающих как минимум два события, которые произойдут в ближайшие годы. Первое – это создание Министерства Государственной Безопасности, ближайшим прародителем которого называют советское КГБ. Основой для вновь созданной структуры послужит ФСБ, которому передадут в подчинение ФСО (на данный момент охраняет ключевые лица в системе государственного управления) и СВР (деятельность которой по логике вещей гораздо больше согласуется с задачами Министерства обороны).

В этом же контексте упоминается и реформирование МЧС как раз к 2018 году. К счастью, полное расформирование МЧС России к 2018 году проведено не будет, но, скорее всего, функциональные подразделения ведомства поделят между армией и полицией. В частности, те же высокие государственные чины, пожелавшие остаться анонимными, сообщают, что пожаротушение в будущем будет находиться в сфере ответственности МВД, а Минобороны возьмёт на себя более «полевые» задачи, такие как борьба с чрезвычайными ситуациями и спасательные работы.

Отметим, что реальных подтверждений таких радикальных изменений на сегодняшний день нет, и пока они выглядят просто как слухи, которые тиражирует ряд СМИ для поднятия своих собственных рейтингов.

Предпосылки реформы МЧС к 2018 году

Как уже было сказано, никаких официальных заявлений о реформах МЧС к 2018 году пока не последовало, но уже сейчас существует ряд реальных шагов в этом направлении, которые указывают на характер будущих изменений.

Самый яркий из них – это президентский Указ, опубликованный в августе этого года, который сокращает максимальное число работников ведомства. Таким образом, с этого года максимальное число работников Министерства чрезвычайных ситуаций ограничивается следующими числами:

  1. Общее количество сотрудников не должно превышать 288,5 тыс. человек.
  2. 7,2 тыс. из них будут относиться к воинским формированиям в подчинении министерского управления.
  3. Гражданские должности будут занимать 30 тыс. человек.
  4. Число же работников министерского аппарата не превысит 820 сотрудников.

Столь существенные ограничения явно указывают на то, что министерство готовится к будущим структурным изменениям, в ходе которых неминуемы увольнения сотрудников. Однако стоит помнить, что глобальные сокращения в различных ведомствах проходили и ранее. Например, в конце 2015-го был значительно урезан штат многих министерств и даже Управления делами Президента, поэтому, возможно, текущие меры не несут прямой угрозы для существования пожарной службы в нынешнем её состоянии.

Ещё одним фактом, помогающим дать ответ на вопрос «что будет с МЧС в 2018 году», является формирование 100-го отдельного полка материального обеспечения. Это оперативное подразделение, основной задачей которого является борьба со стихийными бедствиями, уже сейчас полностью подчиняется Министерству обороны. Это обстоятельство может служить весомым доказательством того факта, что в будущем пожарное ведомство как минимум частично будет передано военным.

Другой составляющей реформы МЧС в 2018 году является изменение в работе пожарных инспекторов – которая, до этого была притчей воязыцех  Суть этих изменений предельна проста и заключается в отказе от системы проставления «палок». Главный критерий оценки работы пожарного инспектора может быть только один – это количество пожаров, произошедших на той территории и объектах, за которые он несет ответственность.

В контексте данной статьи нельзя не упомянуть и о грядущем Чемпионате Мира по футболу, который в 2018 году должен состояться в России. Роль работников ведомства на этом мероприятии сложно недооценить, поэтому международный праздник футбола может стать причиной переноса реформы МЧС России с 2018 года на более поздний период. Более того, недавно официальные лица заявляли, что специально на период проведения ЧМ оперативные противопожарные бригады будут доукомплектованы за счёт сотрудников управляющего состава. Вместе с ними для «усиления» действующих караулов и подразделений на год будет продлён срок службы сотрудников, которые должны выйти на пенсию.

Также в рамках организации будущего футбольного действа чиновники обещали выдать сотрудникам, задействованным в обеспечении пожарной безопасности в городах, принимающих ЧМ, новую экипировку. Такой малозначимый факт также может служить косвенным доказательством сохранения министерства в его теперешнем виде. Ведь зачем выдавать пожарным новую форму, если бы в 2018 году планировалась ликвидация МЧС?

Поэтому, несмотря на серьёзные предпосылки того, что МЧС, как и многие силовые ведомства, будет подвергнуто серьёзной реорганизации или переподчинению, существует множество обстоятельств, указывающих на обратное. В любом случае делать окончательные выводы сейчас рано, но можно утверждать, что МЧС меняется в лучшую сторону, как качественно, так и структурно и этот тренд будет продолжаться на протяжении всего 2018 года.

Читайте также:

Заметили опечатку на сайте? Мы будем благодарны вам, если вы выделите ее и нажмете Ctrl + Enter

2018god.net