8 самых знаменитых памятников Евгения Вучетича. Скульптор вучетич


«Родина-мать зовет», «Родина-мать», «Воин-освободитель» и другие.

Советский скульптор Евгений Вучетич почти полвека посвятил монументальному искусству. Народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских и Ленинской премии создал более сорока скульптурных портретов от фельдмаршалов Российской империи до командиров Советской армии. Наиболее известные работы Вучетича — ансамбль на Мамаевом кургане, памятник Воину-освободителю в Берлине и скульптурная композиция «Перекуем мечи на орала» у здания ООН в Нью-Йорке. Военную тему скульптор выбрал неслучайно. В июне 1941 года пошел на фронт добровольцем; вернувшись, продолжил работу в Cтудии военных художников имени Грекова, сохраняя память о боях и сражениях в своих работах.

Сын обрусевших серба и француженки Виктора Вучетича и Анны Стюарт родился в Екатеринославе в 1908 году, окончил художественную школу — уже в Ростове. Дипломной работой выпускника стала скульптурная группа, изображающая матроса на вздыбленном коне в полную величину — воплощение детских впечатлений. Евгений заслушивался рассказами демобилизованных красноармейцев о Гражданской войне, и первая же самостоятельная работа начинающего скульптора оказалась в Северо-Кавказском музее революции. Настолько ярким и эмоциональным получился образ. Первым международным признанием Вучетича стала золотая медаль Всемирной выставки 1936 года в Париже за работу «Климент Ворошилов верхом».

Продолжил обучение скульптор в Ленинградской академии художеств. Культурная столица добавила не только академических знаний: Вучетич изучал творения своих предшественников — ваятелей и зодчих в музеях, да и просто на ленинградских улицах. «Я все время после Академии учился делать руку, делать голову, делать человека», — вспоминал мастер.

В 1930-е годы, в разгар грандиозного строительства, Евгений Вучетич оказался в Москве — в самом эпицентре реализации сталинского плана реконструкции города. Скульптор работал на «стройках века» — при возведении гостиницы «Москва» и Ленинской библиотеки, руководил экспериментальными мастерскими так и не построенного Дворца Советов. Многие проекты того времени остались на бумаге, такие как памятник герою Гражданской войны Григорию Котовскому, закончить который помешала война.

Даже после тяжелой контузии и демобилизации скульптор уже в составе Студии военных художников имени Митрофана Грекова выезжал на фронт. Художники делали документальные зарисовки, скульптурные портреты, этюды, создавая своеобразную летопись военного времени. От образов героев 1812 года — Суворова, Кутузова, Багратиона — Вучетич перешел к героям-современникам: скульптор за свою творческую жизнь создал более сорока портретов советских военачальников и героев Великой Отечественной войны.

Памятник генерал-лейтенанту Михаилу Ефремову, Вязьма

Фотография: Литвяк Игорь / фотобанк «Лори»

В основу скульптурной композиции легли реальные события — подвиг генерал-лейтенанта Михаила Ефремова. Командующий 33-й армией погиб весной 1942 года в боях за освобождение Вязьмы. Оказавшись отрезанными от советских войск, бойцы около трех месяцев сражались с превосходящими силами противника. Будучи тяжело ранен, Ефремов продолжал отдавать команды, и небольшая группа солдат держалась до последнего патрона. Даже постамент памятника напоминает неприступный бастион, солдаты сплотились спина к спине вокруг своего командира. Установлен памятник был в 1946 году — на самом высоком месте разрушенной фашистами Вязьмы.

Воин-освободитель в Трептов-парке Берлина

С тридцатиметровой высоты на мирный город смотрит бронзовая статуя советского воина- освободителя, на руках солдат держит ребенка. За известным памятником — жизненная история сибиряка Николая Масалова, который в апреле 1945 года спас из-под шквального огня маленькую немецкую девочку. Один из многочисленных подвигов простого солдата до глубины души тронул Евгения Вучетича, и его проект был признан лучшим среди 33 работ, представленных на конкурс. Памятник возвышается на постаменте из трофейного гранита. Камень был заготовлен на берегу Одера по приказу Гитлера для строительства памятника победы… над Советским Союзом.

«Перекуем мечи на орала», Нью-Йорк, Москва, Усть-Каменогорск

Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»

Скульптура работы Вучетича в 1957 году стала подарком Советского Союза правительству США в знак дружбы, и по сей день один из символов мира находится у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке. Мускулистый пахарь тяжелым молотом перековывает оружие в мирный плуг — при работе над эти образом скульптор очень долго искал натурщика, и считается, что лепил Вучетич с олимпийского чемпиона по борьбе Бориса Гуревича. За скульптуру «Перекуем мечи на орала» автор был награжден серебряной медалью Совета Мира и получил Гран-при на выставке в Брюсселе.

«Родина-мать зовет», Мамаев курган, Волгоград

Мемориальный ансамбль, посвященный памяти героев Сталинградской битвы. При работе над этим памятником Евгения Вучетича консультировал маршал Василий Чуйков, которого прозвали на фронте «командир-штурм». Василий Иванович командовал 62-й армией, удержавшей Мамаев курган. На создание самого образа Родины-матери у скульптора ушло два года, на строительство мемориала потребовалось восемь лет. После окончания строительства, в 1967 году, скульптура была признана самой высокой в мире без постамента, и в этом статусе творение Вучетича пребывало почти четверть века.

Родина-мать в Киеве

Изначально предполагалось, что скульптура будет высотой в 80 метров, но после смерти автора проекта было установлено архитектурное равновесие с колокольней Киево-Печерской лавры. Фигуру из нержавеющей стали изначально намеревались покрыть сусальным золотом, но это оказалось слишком дорого, и от идеи отказались. Проект для своего времени был уникальным: собирали статую специальным краном стометровой высоты, и по техническим расчетам она может выдержать даже землетрясение в 9 баллов. Киевская Родина-мать стала последним монументальным творением Евгения Вучетича, над которым скульптор работал последние два года жизни.

«Я только трижды обращался к мечу — один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

www.culture.ru

Скульптор Вучетич Евгений: биография и работы

Скульптор Евгений Вучетич… Это имя создателя великих монументов, сохранившихся, несмотря на десятилетия. Это имя одаренного ваятеля, чьи скульптуры имеют огромное символическое значение. Это имя человека с ярким талантом и необычной судьбой.

скульптор вучетич евгений викторович

Интересно, что скульптор Вучетич, биография которого интересует многих современных любителей пластического искусства, при жизни не пользовался всеобщей популярностью и славой. Почему-то он находился в тени - в тени своих шикарных монументов и грандиозных изваяний, которые пользовались неимоверным народным признанием и любовью.

Примечательно также, что при жизни скульптор Вучетич несколько раз подвергался незаслуженной критике со стороны видных мастеров того времени. Они обвиняли Евгения Викторовича в приверженности монументальности и всеобъемлемости, за которыми, как казалось некоторым, он прятал свою бездарность. Однако эти обвинения были беспочвенными.

Скульптор Вучетич, работы которого действительно колоссальны, создавал свои творения для крупных постаментов и возвышений, чтобы они были видны издалека, чтобы надолго запечатлевались в памяти и сердце. Вполне объяснимое явление. Поэтому многие памятники скульптора Вучетича обладают непревзойденной мощью, основательностью и величием.

Давайте же познакомимся с ними поближе. Но вначале узнаем немного о жизни и творчестве их создателя.

Детство

Будущий скульптор Евгений Вучетич родился зимой 1908 года в семье образованных интеллигентов. Мать – учительница, француженка по происхождению, отец – инженер, в Гражданскую войну примеривший на себя чин белогвардейского офицера.

Хотя Женя родился в Екатеринославе (ныне – Днепр, Украина), раннее детство он провел на Кавказе, где на нефтеперерабатывающих производствах работал отец. После событий Октябрьской революции Вучетичи перебрались в Ростов-на-Дону.вучетич скульптор биография

С самого детства в мальчике проявлялся неукротимый талант ваятеля. Он лепил фигурки из всего, что было под рукой – из хлебного мякиша, из пластилина, из гипса или глины. Учителя заверяли родителей, что ребенка ждет великое будущее.

Молодость

Евгений Вучетич – скульптор образованный и просвещенный. В согласии со своим призванием, в возрасте восемнадцати лет он поступил в местную художественную школу, где обучался у талантливых и добросовестных педагогов, таких как Чиненов и Мухин. Они первые рассмотрели в одаренном студенте задатки будущего монументалиста, они первые привили ему любовь к сложной кропотливой работе ваятеля, познакомили с реалистическим искусством, научили упорно и настойчиво идти к поставленной цели.

Благодаря этим наставникам Вучетич начал творить легко и с увлечением. Он не довольствовался лишь работой по школьной программе. Часто талантливый молодой человек посещал учителей на дому, оттачивая свое мастерство, улучшая технику и сноровку.

Тематика

Уже в тот ранний период своего творчества Евгений Викторович определил для себя специфику своих произведений. Это была тематика войны. Начинающего ваятеля привлекали битвы и вооружения, быстро скачущие всадники и развевающиеся знамена. Свои первые произведения Вучетич наделил реалистической романтикой и жизненной экспрессией, которые будут присутствовать во всех его дальнейших изваяниях.

Дипломная работа талантливого студента являла собой статую матроса, целящегося в неприятеля. И хотя фигура была выполнена незрело и наивно, все же она поражала своей искренностью и напряженностью. В дальнейшем скульптура была приобретена музеем Северного Кавказа.

Начало карьеры

После обучения в школе молодой Евгений поступил в Ленинградский институт, где проучился всего два года. На тот момент художественный вуз находился под мощным влиянием формализма. Поэтому Вучетич, которого привлекало реалистическое искусство, оставался в нем недолго. Огромное влияние на него оказало не обучение в учебном заведении, а посещение музеев и изучение классических памятников скульптуры и архитектуры.

В 1932 году начинающий ваятель возвращается домой. Приблизительно в это же время выходит постановление коммунистической партии о том, что деятелям искусства необходимо принимать активное участие в социалистическом строительстве и коммунистическом воспитании трудящихся.вучетич скульптор вон освободитель

В соответствии с данным решением, молодой скульптор Вучетич окунается в общественно-творческую жизнь Ростова. Он становится председателем Союза художников и занимается оформительской скульптурой: выполняет большой рельеф для строящейся гостиницы и сооружает фонтан для театрального парка.

Архитекторы-наставники

В этот период Евгений знакомится со знаменитыми советскими архитекторами, такими как Гельфрейх и Щуко, которые оказали неоценимое влияние на его творчество. В этом неоднократно признавался сам ваятель. Например, мемуары скульптора Вучетича сообщают, что многие знания, пригодившиеся в дальнейшей деятельности, он почерпнул именно от архитекторов, которые помогли ему увидеть весь масштаб и всю виртуозность художественной работы.

Переезд

В возрасте двадцати семи лет молодой скульптор Вучетич Евгений Викторович переехал в столицу Советской России, где перед ним открылись новые просторы для творчества.

Ваятель начинает участвовать в международных конкурсах и выставках, трудиться во всевозможных художественных организациях, создавать проекты различных памятников и работать по оформлению строительства таких знаменитых объектов, как гостиница “Москва” и Государственная библиотека имени Ленина.

К данному периоду творческой деятельности Вучетича относятся его знаменитые скульптуры “Климент Ворошилов верхом” и “Партизанка”. Сколько огня, отваги и внутренней силы исходит от этих рельефных изваяний! Неудивительно, что работы были представлены на Парижской выставке, где получили должное одобрение и похвалу.

К началу 1940-х мастер начинает трудиться как портретист. Его скульптурные бюсты Бабенчикова, Гельфрейха и Сперанского поражают индивидуальным стилем и схожестью с оригиналами. Правда, многие работы недостаточно психологически насыщенны. В довоенный период Вучетич-скульптор делал упор в своем мастерстве не на передаче эмоционального или внутреннего состояния объекта, а на внешнем соответствии и тождественности.

Великая Отечественная война

В 1941 году скульптор Вучетич пошел добровольцем на фронт, где служил на передовой обычным солдатом-пулеметчиком.скульптор вучетич семья

Уже через год он получил звание капитана, однако позднее был сильно контужен и отправлен на лечение в госпиталь. После выздоровления Евгения Викторовича зачислили в Студию военных художников. Благодаря этому талантливый ваятель смог посетить горячие фронтовые точки и пообщаться с мужественными героическими людьми. Этюды, зарисовки и мелкие скульптуры, сделанные наспех, помогли Вучетичу надолго запечатлеть свои чувства и ощущения от увиденного.

То, что молодой человек пережил на войне сам, а также то, что он узнал и услышал, надолго сохранилось в его сердце. Оно побудило скульптора творить более точно и душевно, передавая даже самые тонкие, невидимые поверхностным взглядом внутренние психологические особенности и свойства объектов.

Военные портреты

Теперь, как никогда, Евгений Викторович начинает воспевать в своих произведениях мужественных и сильных людей, презирающих собственную боль и смерть, отважно идущих на подвиг ради других.

В этот период Вучетич начинает работать над группой портретов военных героев. Это были бюсты Ефремова, Ватутина, Жукова, Руденко и других.

К исполнению работ мастер относится ответственно и трепетно. Прежде чем встретиться с доблестным натурщиком, Евгений Викторович старался узнать о нем как можно больше, чтобы личное свидание помогло закрепить созданный образ.

Когда же речь шла о портретах погибших полководцев, то старательный скульптор изучал не только весь доступный документальный материал, но и общался с родными и сослуживцами героя, старясь воссоздать его образ как можно ярче и точнее.

Военные монументы

Наряду с созданием небольших творений, знаменитый скульптор начинает работать над грандиозными монументами в честь бесстрашных защитников Родины.

Здесь необходимо упомянуть о самой яркой работе Вучетича-скульптора - “Воине-освободителе”. Памятник, который создавался на протяжении трех лет, находится в Берлине с 1949 года и считается настоящим символом доблести, мира и победы над фашизмом.вучетич скульптор

Памятник выполнен из бронзы и гранита и представляет собой двенадцатиметровый монумент весом семьдесят тонн. Центром композиции является фигура советского рядового, попирающего ногами фашистскую свастику, что символизирует окончательное поражение нацистских идей. Обе руки солдата заняты – в правой он держит опущенный меч, а левой прижимает к груди спасенную им девочку – ребенка, рожденного на земле врага.

Композиция впечатляет своей мощью и грандиозностью, а также серьезностью заложенных в ней истин.

Еще одним интересным творением Вучетича является памятник-ансамбль “Героям Сталинградской битвы”, композиционным центром которого является скульптура “Родина-мать зовет!”

Родина-мать

Данная статуя является девятой по высоте статуей во всем мире. Ее высота – восемьдесят семь метров, а масса – восемь тысяч тонн.скульптор евгений вучетич

Скульптура полая внутри, состоит из предварительно напряженного железобетона.

Работа над монументом длилась на протяжении семи лет. На момент установки это была самая высокая в мире статуя.

Памятник изображает собой женщину в развевающихся одеждах, с поднятым вверх мечом в правой руке. Это - аллегорический образ Родины, призывающей своих сыновей на борьбу с народными угнетателями.

По официальным данным, жена скульптора Вучетича позировала ему при создании скульптуры. Сам ваятель называл свое произведение не иначе как именем жены.

Однако это не слишком правдоподобная информация. Внешне памятник не похож на супругу Евгения Викторовича, а силуэт (или фигура) железобетонной красавицы очень напоминает телосложение одной советской спортсменки - дискоболки Нины Думбадзе.

Сейчас существует несколько версий того, кто мог позировать Вучетичу в качестве натурщицы. Дети же скульптора утверждают, что статуя была собирательным образом, появившемся в воображении великого мастера.

Как бы там ни было, скульптура “Родина-мать зовет!” поражает своей внутренней силой и энергией. Она не пассивна и отчужденна, нет. Она движется, горит, она призывает и ждет.

Статуя мира

Еще одной известной скульптурой Вучетича является статуя “Перекуем мечи на орала”, несущая в себе идею всемирного мира и согласия. Памятник возведен в Нью-Йорке, в 1957 году, напротив центрального входа в здание Организации Объединенных Наций.мемуары скульптора вучетича

Монумент основан на библейских цитатах и представляет собой крепкого мускулистого мужчину, который с неимоверным физическим усилием разбивает меч, чтобы переделать его на орудие труда. Мощь и страстность фигуры переданы в каждом напряженном мускуле атлета. Все говорит о том, что он не хочет войны, а добивается мира.

Личная жизнь

Скульптор Вучетич, семья и личная жизнь которого долгое время были скрыты от посторонних глаз, был женат трижды и имел пятерых детей, трое из которых были внебрачными.

Первая супруга Евгения Викторовича умерла рано, оставив скорбящему вдовцу двоих сыновей. Далее последовал непродолжительный брак с красавицей-искусствоведом, несколько романтических увлечений и страстных свиданий, преимущественно с натурщицами. Дети, которые родились у скульптора без заключения брака, являлись плодами искренней и глубокой любви. На протяжении многих лет он заботился о них и помогал им.

Третья жена Вучетича - Покровская Вера Владимировна - стала его настоящей подругой и союзницей. Она поддерживала ваятеля в его творческих исканиях, хвалила и ободряла. Именно она была с Евгением Викторовичем до конца его дней.

Умер великий скульптор в возрасте шестидесяти пяти лет.

Награды

За свой немалый вклад в российское искусство, за создание прекрасных, поистине грандиозных монументов, за всемирное признание и известность Вучетич Евгений Викторович был пять раз награжден Сталинской премией и два раза – орденами Ленина, был удостоен звания Героя Социалистического Труда и Народного художника СССР, а также одарен Ленинской премией и Орденом Отечественной войны.

Признание

В память о заслугах Вучетича благодарные потомки назвали его именем одну из московских улиц и одну из днепровских площадей, а также установили в его честь мемориальную доску и памятник-бюст.

fb.ru

8 самых знаменитых памятников Евгения Вучетича | КУЛЬТУРА: Искусство | КУЛЬТУРА

28 декабря исполняется 105 лет со дня рождения скульптора-монументалиста Евгения Вучетича. С нашим регионом мастера связывает многое. Прежде всего, это, конечно, монумент «Родина-мать зовет» на Мамаевом кургане. Но есть и другие работы. «АиФ-Волгоград» предлагает ознакомиться с наиболее прославленными произведениями народного художника СССР.

«Воин-освободитель»

8 мая 1949 года в берлинском Трептов-парке открылся мемориал, в котором захоронено 7 тыс. советских солдат. На вершине кургана стоит 12-метровая 70-тонная бронзовая статуя солдата. В левой руке он держит спасенную немецкую девочку, в правой – опущенный меч. Сначала Вучетич вложил солдату в руку автомат, но товарищ Сталин настоял на холодном оружии. Видимо, совет «отца народов» скульптор запомнил хорошо, так как в дальнейшем меч будут держать еще некоторые его изваяния.

Прототипом «Воина-освободителя» послужил солдат Николай Масалов (участник боев за Сталинград), спасший в апреле 1945 года берлинскую девочку.

Бронзовый боец попирает ногами разрушенную свастику. В пьедестале находится памятный зал, купол которого украшает рубиново-хрустальная люстра, выполненная в виде ордена Победы.

«Знаменосцу мира советскому народу слава!»

В 1953 году в главном павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне ВВЦ, также известный как ВДНХ) открылся гипсовый горельеф: площадь 90 квадратных метров, глубина объемной картины – 62 см. На горельефе высечена группа людей, стоящих под огромным флагом мира.

«Соединение фронтов»

В 70 км от Волгограда в поселке Пятиморск Калачевского района Волгоградской области стоит 16-метровая композиция. Как это принято у Вучетича, солдаты стоят на холме, к вершине которого ведут ступени. На переднем плане двое солдат под знаменами пожимают друг другу руки. Здесь 23 ноября 1942 года встретились войска Юго-Западного и Сталинградского фронтов. Так завершилась операция «Кольцо».

«Перекуём мечи на орала»

В 1957 году работа Евгения Вучетича появилась в цитадели капитализма: в Нью-Йорке. У здания ООН разместилась статуя мускулистого мужчины с мечом. Но человек не хочет войны, поэтому тяжелым молотом он перековывает оружие в мирный плуг. Натурщиком при ваянии был олимпийский чемпион 1968 года по борьбе Борис Гуревич. Кстати, Гуревич потом эмигрировал и до сих пор живет в Чикаго.

А копии знаменитой статуи есть в Москве, рядом с Третьяковской галереей, и в Усть-Каменогорске (Казахстан).

Памятник Дзержинскому

В 1958 году на Лубянке (тогда – площади Дзержинского) появился памятник «железному Феликсу», отлитый из бронзы. Вес самой статуи – 11 тонн.

Это, без отношения к художественным достоинствам скульптуры, самое скандальное произведение мэтра. Ветераны КГБ и их единомышленники добиваются возвращения Дзержинского на Лубянку, откуда его в 90-х сослали в Парк искусств МУЗЕОН. В противоположном лагере такие предложения, понятно, восторга не вызывают. Скульптуре, между тем, требуется основательная и дорогостоящая реставрация.

«Родина-мать зовет»

Родина-мать зовет Фото:  www.russianlook.com Это, пожалуй, самое известное творение выдающегося скульптора. Для волгоградцев – так уж точно. Грандиозный монумент на вершине Мамаева кургана стал символом целого города. Масштабы здесь значительно превосходят все предыдущие работы автора. Один только меч длиной 33 м получается почти в три раза больше «Воина-освободителя».

15 октября 1967 скульптуру, бывшую на тот момент самой высокой в мире, торжественно открыли. Есть версия, что волгоградская «Родина-мать» является второй частью триптиха, состоящего также из монументов «Тыл — фронту» (скульптор Лев Головницкий) в Магнитогорске и «Воин-освободитель». Якобы на Урале меч выковали, потом Родина-мать вознесла его над головой в Сталинграде, а опустили его только после Победы в Германии. Триптих сформировался только к 1979 году.

Памятник Сталину-Ленину

В 1952 году в Сталинграде у шлюза №1 Волго-Донского судоходного канала появился памятник Иосифу Сталину. Пассажиры кораблей, шедших по Волге, видели 26-метрового колосса на набережной Красноармейского района. Сталин задумчиво глядел вдаль, сжимая свернутую трубочкой газету.

Однако в 1961 году за одну ночь статую вождя демонтировали. Как вспоминали жители, территорию набережной Фадеева оцепили. Никого не пропускали. Скульптуру распилили на части. Когда крановщик оттаскивал голову Сталина, трос врезался ему под усы и застрял. «Закусил!» - засмеялись рабочие. Где теперь фрагменты статуи, неизвестно. Возможно, где-нибудь на волжском дне.

С 1961 по 1973 год пассажиры теплоходов могли видеть на берегу только пьедестал, который местные острословы называли «пустомент». Однако при Брежневе решили одного вождя заменить на другого. Так появился памятник Ленину из облегченного железобетона. Высота скульптуры – 27 метров, а постамента – 30 метров.

«Родина-мать»

Монумент в Киеве – это последнее поражающее размерами произведение Вучетича. Он умер, не увидев работу законченной. Более того, заканчивавший проект Василий Бородай внес изменения в облик статуи.

Фигура сделана из нержавеющей стали. Сначала даже хотели покрыть ее сусальным золотом, но потом всё же решили посчитать, во сколько это обойдется, и отказались от идеи.

Самая статуя существенно ниже, чем волгоградская, однако она стоит на постаменте, высота которого 40 метров. Внутри пьедестала разместился музей.

Памятник в Киеве Фото: www.russianlook.com

Смотрите также:

www.vlg.aif.ru

Великий cкульптор Евгений Вучетич, «советский Микеланджело»: arctus

А начиналось все 28 декабря 1908 в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине. Когда маленький Женечка немного подрос, он вырезал из мыла затейливые фигурки и прятал их под кроватью. Немного необычная для русского уха фамилия была получена будущим прославленным скульптором от отца — черногорца. Он был геологом. Матерью его была Анна Андреевна — урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Она работала преподавателем. Вучетич всегда гордился своими дворянскими корнями.

«Фамилия Вучетич по югославски пишется так Вычътич — там нет гласных — там как бы твердый знак, — он как Ы произносится. В переводе — волк. Волк — он же одинокий зверь, по большому счету. Так что — то от фамилии в характере, вероятно, есть», — отмечает сын, писатель Виктор Вучетич.

Детство его отца было счастливым. Но когда Евгению Вучетичу исполнилось 12 лет — началась гражданская война. Ростов, где он жил в то время, переходил то к красным, то к белым. Известно даже о получении ребенком контузии.

Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, посоветовали матери записать ребенка в художественную школу, куда Вучетич и был принят в 1926 году. В школе он работает с огромным увлечением. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю.

По признанию искусствоведов, тогда Вучетичу еще не хватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.

Между тем, Ленинградский институт искусств, куда молодой скульптор отправился после завершения учебы в Ростове, совсем не впечатлил Вучетича. Подлинной школой стали ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал в Ленинграде, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков.

«В ленинградском институте он отучился порядка 1,5 лет потому, что был очень сильный всплеск формализма. Он ругался, ссорился плюнул и уехал в Среднюю Азию. Оттуда уже вернулся в Ростов и попал на строительство театра, где ему посоветовали ехать в Москву и добиваться настоящего признания», — вспоминает писатель Виктор Вучетич.

И скульптор поехал. Свое мастерство оттачивал на знаменитой Ленинской библиотеке: он был одержим, упрям и удачлив. В 1937 году на всемирной выставке в Париже несколько работ Вучетича удостоились золотой медали.Майор Вучетич

arctus.livejournal.com

Великий cкульптор Евгений Вучетич, «советский Микеланджело»

28 декабря 1908 года родился Евгений Вучетич, советский скульптор-монументалист. Работы, созданные им, потрясают глубиной содержания и высотой исполнительского профессионализма. Главному монументу России – «Родина-мать» в 2017 году исполнится 50 лет, а через год, в 2018, – 110 лет его создателю.

Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. И не важно, как называли его эти люди — сталинист, и хрущевист, и брежневист — Вучетич был личностью. Глыбой. «Одиноким волком» — так в переводе с югославского звучит его фамилия.

А при его имени в памяти возникают самые грандиозные и впечатляющие работы скульптора: «Воин-освободитель» с ребенком на руках (его меч разрубает фашистскую свастику), величественный мемориал героям Сталинградской битвы, увенчанный скульптурой «Родины-матери», композиция «Перекуём мечи на орала» (она стоит перед входом в здание ООН в в Нью-Йорке).

Вучетича называли ваятелем-титаном, «советским Микеланджело».Вучетич в мастерской за работой

Фигурки из мыла

А начиналось все 28 декабря 1908 в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на Украине. Когда маленький Женечка немного подрос, он вырезал из мыла затейливые фигурки и прятал их под кроватью. Немного необычная для русского уха фамилия была получена будущим прославленным скульптором от отца — черногорца. Он был геологом. Матерью его была Анна Андреевна — урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Она работала преподавателем. Вучетич всегда гордился своими дворянскими корнями.

«Фамилия Вучетич по югославски пишется так Вычътич — там нет гласных — там как бы твердый знак, — он как Ы произносится. В переводе — волк. Волк — он же одинокий зверь, по большому счету. Так что — то от фамилии в характере, вероятно, есть», — отмечает сын, писатель Виктор Вучетич.

Детство его отца было счастливым. Но когда Евгению Вучетичу исполнилось 12 лет — началась гражданская война. Ростов, где он жил в то время, переходил то к красным, то к белым. Известно даже о получении ребенком контузии.

Занимаясь в средней школе, Вучетич все свободное время отдавал лепке. Знакомые, видя способности мальчика, посоветовали матери записать ребенка в художественную школу, куда Вучетич и был принят в 1926 году. В школе он работает с огромным увлечением. Главным образом его привлекают события из времен гражданской войны, с которыми он знакомится по рассказам демобилизованных красноармейцев из Первой Конной Армии, оставшихся жить в Ростове. Он увлекается изображением битв, стремительно скачущих всадников, разящих врага. В качестве дипломной работы он выполнил в натуральную величину скульптурную группу, изображавшую матроса на вздыбившемся коне, стреляющего по неприятелю.

По признанию искусствоведов, тогда Вучетичу еще не хватало мастерства, многое в его работе было несовершенным, наивным, но произведение захватывало эмоциональным напряжением, искренностью чувства. Эта его первая самостоятельная работа была приобретена Северокавказским музеем Революции.

Между тем, Ленинградский институт искусств, куда молодой скульптор отправился после завершения учебы в Ростове, совсем не впечатлил Вучетича. Подлинной школой стали ленинградские художественные музеи и многочисленные классические памятники русской скульптуры и архитектуры, которые он жадно и пытливо изучал в Ленинграде, восхищаясь мастерством ваятелей и зодчих XVIII—XIX веков.

«В ленинградском институте он отучился порядка 1,5 лет потому, что был очень сильный всплеск формализма. Он ругался, ссорился плюнул и уехал в Среднюю Азию. Оттуда уже вернулся в Ростов и попал на строительство театра, где ему посоветовали ехать в Москву и добиваться настоящего признания», — вспоминает писатель Виктор Вучетич.

И скульптор поехал. Свое мастерство оттачивал на знаменитой Ленинской библиотеке: он был одержим, упрям и удачлив. В 1937 году на всемирной выставке в Париже несколько работ Вучетича удостоились золотой медали.Майор Вучетич

«Долина Смерти»

А потом началась война — Великая Отечественная. На фронт скульптор идет добровольцем в качестве рядового солдата-пулеметчика, а затем становится командиром пулеметного батальона. В минуты затишья между боями художник успевал то зарисовать, то наскоро запечатлеть в слепке своих боевых друзей. А потом был Мясной Бор. Место страшное. Так назывался поселок в Новгородской области. К западу от поселка к марту 1942 года вырывались из окружения части Второго Волховского фронта. Прорыв стоил стольких жертв, что эту узкую полоску истерзанного леса и болот стали называть «Долиной смерти».

«Он был в Мясном Бору. Вывел оттуда свой батальон, и еще ряд солдат — вопреки приказу Власова «сложить оружие». Но он не сложил — вывел. Его самого вынесли на шинели, но все-таки люди вышли», — вспоминает Виктор Вучетич.

Gavrilov S.A Памятник генерал-лейтенанту М. Г. Ефремову в Вязьме Смоленской области. 1946

В марте 1943 года, после лечения тяжелого ранения и контузии, Евгения Вучетича зачислили в Студию военных художников имени М. Б. Грекова. Но война не отпускала скульптора. Одна из лучших послевоенных работ — памятник Генералу Ефремову в Вязьме. Генерал Ефремов — личность легендарная: он командовал 33-ей армией, сражавшейся в районе Нарофоминска. В феврале 1942 года армия попала в окружение. Во время тяжелейшего прорыва раненный генерал, не желая сдаваться в плен, застрелился. По рассказам очевидцев, немцы похоронили генерала Ефремова со всеми воинскими почестями. Созданного на переднем фоне памятника раненного солдата скульптор ваял с себя, срисовывая свой портрет в зеркале.Ivan Narmanev Памятник гвардии рядовому Александру Матросову в Великих Луках. 1954

Впрочем и до окончания войны Вучетич успел поработать — создать скульптурные портреты героев войны, проектировать памятники-монументы генералу армии Н. Ф. Ватутину в Киеве, генерал-майору Л. Н. Гуртьеву в Орле и гвардия рядовому Александру Матросову в Великих Луках.

Евгений Вучетич

Сталин и «Усатый памятник» Победе

Вопрос о памятнике Победы решался в 1944 году. Именно тогда скульптор был приглашен к Сталину.

«Отец тогда поддался всеобщему оглуплению, как это часто бывает: раз памятник Победе, значит должен стоять Сталин. Но у него к тому времени уже была модель солдата с автоматом и девочкой на руках, — уже была! И он на встречу ее привез и поставил, закрыв тряпочкой. И когда Сталин посмотрел на очередного Сталина работы Вучетича, то, по одной из легенд, сказал: «Вам не надоел усатый памятник?» и попросил показать то, что стояло завернутым. И тогда отец показал ему солдата. Сталин посмотрел и сказал: «автомат нужно заменить на меч — это русское оружие». А к мечу уже потребовалась разбитая свастика. Так, собственно, и стал символическим меч, который потом отец пронес через все свое творчество», — вспоминает сын Виктор Вучетич.

Монумент «Воин-освободитель» в Трептов-парке в БерлинеВесь свой дальнейший труд скульптор посвящает воплощению героического образа защитника Родины и ставит своей целью создание галлереи скульптурных портретов героев Великой Отечественной войны. Работу ваятель начал с серии портретов выдающихся сталинских полководцев. К решению этой трудной задачи Вучетич подошел со всей ответственностью: как правило, портреты делались с натуры, но предварительно до личной встречи с портретируемым, скульптор старался узнать о нем как можно больше. Он изучал жизненный путь героя, его военные подвиги. Личное знакомство и работа с натуры способствовали окончательному оформлению образа.

«Остальное отобрали партизаны»

История создание мемориала, посвященного героям Сталинградской битвы, на Мамаевом кургане в Волгограде не менее интереса.Сооружение монумента «Родина-мать зовет!» Существует версия, что в конкурсе проектов сначала победил не Вучетич, а молодой скульптор Эрнст Неизвестный. Он хотел изобразить скорбные фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руках и рядом коленопреклоненного солдата. Говорят, что Вучетич пожаловался маршалу Чуйкову. Тот — первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Нашлись искусствоведы, заявившие, что коленопреклоненный солдат, выполненный Неизвестным, напоминает памятник работы гитлеровского скульптора Шрайбе. У немецкого солдата с обнаженным мускулистым торсом, преклонившего одно колено, в руках был тевтонский меч, а из обмундирования — только каска. Все остальное, пошутил Чуйков, у немца отобрали партизаны…

Пятнадцать лет жизни отдал Вучетич этой работе. По свидетельству родственников, Микеланджело действительно был для него богом искусства.Скульптура «Скорбь матери» — центральная композиция Площади Скорби

«В любую погоду на открытом воздухе работал. Создавал образы, пережитые им на фронте», — отмечает вдова скульптора Вера Вучетич. Ее слова дополняет сын Виктор: «Отец сделал мемориальный зал, оставив на знаменах пустые места внизу. Все вопросы задают — мол, почему? А он отвечает: мы нашли погибших, но их не всех. Придет время, и люди будут умирать, и дети будут сюда приходить и говорить — «мой отец там погиб». И тогда мы внесем их имена». На Сталинградском мемориале он тоже поставил такую своего рода плиту, но пошел на хитрость: посадил мать, положил ей на колени сына и закрыл лицо сына знаменем. Я спрашивал — «зачем?», а отец сказал: «так надо, — так каждая мать приходящая будет думать кто…».

Площадь Героев. Скульптура «Два бойца, сбрасывающие в Волгу свастику и фашистскую гидру»

Пятнадцать лет поисков выразительных средств, образов. Каждая скульптурная группа волгоградского ансамбля представляет собой самостоятельное произведение искусства и имеет законченный идейно-художественный замысел. А вместе они составляют волнующий образный рассказ о славе Армии.

Скульптурная композиция в центре Зала Воинской Славы: рука погибшего героя, передающего следующим поколениям Вечный огонь жизни

По окончании грандиозных работ Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим — 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремились передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы — это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. … Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».Площадь «Стоять насмерть». Скульптура воина-богатыря, вросшего в волжский берег

Мемориал героям Сталинградской битвы был открыт в октябре 1967 года. А 12 апреля 1974 года прославленного скульптора не стало.

«В результате этих физических и эмоциональных нагрузок сердечко не выдержало», — вспоминает вдова.

Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.***Источник:  «Одинокий волк коммунизма», ИА REGNUM

Великий cкульптор Евгений Вучетич, «советский Микеланджело»

aloban75.livejournal.com

Евгений Вучетич - биография, фото и видео

Вучетич Евгений Викторович — один из наиболее именитых и востребованных деятелей искусства сталинского периода, создатель наиболее престижных и значимых монументов эпохи Евгений Вучетичкоммунистического строительства. Родился Е.В.Вучетич 15 декабря 1908 года в Екатеринославле (переименован в Днепропетровск). В 18 лет поступил в Ростовское художественное училище, которое успешно закончил в 1931 году. С 1931 по 1933 годы учится в Ленинграде в Академии художеств. В своих работах скульптор воссоздал наиболее значимые события в истории советского государства, его образы символизируют героизм советского народа. Особенно волнует Вучетича тема Великой Отечественной войны, в которой он принимал непосредственное участие. Великий подвиг народа отражен в его героико-символических с пафосом драматизма и непременного жизнеутверждения монументальных образах. В 1946 году в Вязьме был открыт памятник генерал-лейтенанту Ефремову, выполненный из бронзы и гранита. В 1947 году скульптор был награжден за него Государственной премии СССР. В 1948 году в Киеве был установлен гранитный памятник генералу армии Ватутину.

Вучетич является автором таких крупномасштабных скульптурных композиций, как памятник-ансамбль воинам-освободителям, павшим в боях с фашизмом.Монумент «Воин – освободитель» Был выполнен в 1946-49 годах из бронзы и гранита и установлен в Берлине в Трептов-парке, удостоен в 1950 году Гос. премии СССР. В том же, 1950-м, скульптор получил Государственную премию СССР за барельеф «Клянёмся тебе, товарищ Ленин...», выполненный в 1949 году из серебра и катодной меди. В 1967 году в Волгограде на Мамаевом кургане был открыт потрясающей красоты и величия мемориальный комплекс (1963-67 годах) с фигурой «Матери-победы» в центре, прославляющий беззаветное мужество и стойкость защитников Сталинграда. В 1970 году был удостоен Ленинской премии. Впечатляет своими размерами и исполнением монумент В. И. Ленину, установленный в Волгограде. Это самый большой монумент, созданный реально жившему человеку, он внесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Е. В. Вучетич — автор многочисленных скульптурных портретов Сталина, Монумент «Родина-Мать» в Волгоградевоеначальников, политических деятелей, героев войны и труда. 1945 год — портрет генерала И.Д.Черняховского (бронза, гранит), 1947г. — В.И.Чуйкова (мрамор), 1948 год — Н. Ниязова (бронза), Т. Т. Хрюкина (мрамор). В 1955 году Вучетич выполнил из бронзы портрет Ж. Кишфалуди-Штробля (скульптора), в 1956 году — Ленина (гранит). Почти все эти работы скульптора были удостоены Гос. премии СССР и хранятся в Третьяковской галерее. Вучетич создал грандиознейший монумент Сталину, который был установлен в 1951 году на Волго-Донском канале. На сооружение этого памятника было затрачено 33 тонны меди помимо других материалов. К сожалению, в период десталинизации многие памятники вождю были снесены, многие — просто разрушены.

С 1953 года он является действительным членом АХ СССР. Вучетич — автор бронзовой скульптуры «Перекуём мечи на орала» (1957 г.), которая была подарена ООН и установлена в Нью-Йорке у здания ООН. В 1958 году на Лубянке был установлен памятник Ф. Э. Дзержинскому. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году три работы Вучетича были удостоены «Гран при». В 1959 году ему было присвоено звание Народного художника СССР. За созданные им портреты политических деятелей Индии Вучетич был награжден премией имени Дж. Неру. Пятикратный лауреат премии имени Сталина был награжден орденами Ленина, орденом Великой Отечественной войны и медалями. Умер величайший монументалист и портретист сталинской эпохи в 1974 году.

Похожие записи:

velikielyudi.ru

Монументальный гений Евгения Вучетича

Его критиковали (и до сих пор критикуют) за гигантоманию, за тягу к созданию скульптурных произведений огромного размера, а он не останавливался, не реагировал на критиков. Можно лишь догадываться, какую боль за Отечество и сострадание к своему народу носил в сердце скульптор Евгений Викторович Вучетич, если его эмоции выражались в таких грандиозных творениях. Грандиозных не только по беспрецедентным размерам, но и, в самом деле, по художественно-образной силе. И хочется заметить критикам: может быть, только в таких по размаху фигурах и можно запечатлеть огромность народного горя, выплеснувшегося за четыре года Великой Отечественной войны.

  Е.В. Вучетич. Памятник-ансамбль Мамаев курган   

Но сегодня, если смотришь, например, на Мамаевом кургане на фигуру Родины-матери, взметнувшей ввысь руку с карающим мечом, то видишь небеса и вспоминаешь фильм про святого благоверного князя Александра Невского, сказавшего пророческие слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! На том стояла и стоит русская земля!» Слова о мече карающем не случайны. Это из Евангелия от Матфея: «Взявшие меч, мечом погибнут».   Сам скульптор так комментировал свою приверженность образу меча: «Я только трижды обращался к мечу, - один меч подняла к небу Родина-мать на Мамаевом кургане, призывая своих сыновей изгнать фашистских варваров, топчущих советскую землю. Второй меч держит острием вниз наш Воин-победитель в берлинском Трептов-парке, разрубивший свастику и освободивший народы Европы. Третий меч человек перековывает на плуг, выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете».

   

Берлин. Трептов-парк. Памятник советскому воину-победителю  

Историческая последовательность была, конечно, иной. Сперва был воздвигнут Воин-победитель (1946-1949, совместно с архитектором Я. Б. Белопольским), Родина-мать возводилась на Мамаевом кургане в 1963-1967 гг. с тем же Белопольским и группой), а мускулистая фигура, перековывающая меч  на плуг, оригинал которой установили у штаб-квартиры ООН в Нью-Йорке (копия теперь стоит в Москве у того здания Третьяковской галереи, что на Крымском валу), создана в 1957 г. Менее известен факт, что существует и третья, и тоже авторская, копия этой работы - в казахстанском Усть-Каменогорске, перед Центром семейного отдыха «Mesto».

       

Е.В. Вучетич. Перекуём мечи на орала

Эта немного необычная (хоть родственная) для русского уха фамилия, Вучетич, получена прославленным скульптором от отца - черногорца, принимавшего участие в Гражданской войне на Белой стороне. Матерью его была Анна Андреевна, урожденная Стюарт, имевшая французские корни. Евгений Вучетич родился 28 декабря 1908 г. в г. Екатеринославе (ныне Днепропетровск) на  Украине.

   

Евгений Викторович Вучетич - советский скульптор, народный художник СССР  

Евгений Вучетич учился ремеслу ваяния в учебных заведениях разных городов СССР. С 1926-го до 1930-го - в Ростовской художественной школе, в 1931-1933 гг. - в Ленинградском институте пролетарских изобразительных искусств (который стал с 1932 г. именоваться Ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры). И уже в 1937 г. получил золотую медаль Всемирной художественно-промышленной выставки в Париже. Похоже, французы оценили прежде всего художественные достоинства произведения, вне политических пристрастий: отмеченная скульптурная группа молодого советского ваятеля называлась «Климент Ворошилов верхом» (1936 г.). Принципиальным моментом является факт, что в 1943-1960 гг. В. Вучетич работал военным художником Московской Студии военных художников имени М. Б. Грекова. Можно сколь угодно критиковать художника за политическую ангажированность, упрекать в том, что он работал, дескать, на «тоталитарную власть»,  -  все это будут лишь лукавые словеса. Фактами остаются высокие образцы искусства, созданные в земном материале, но являющиеся свидетельствами высокого Духа. Нам всем не следует забывать и о том, что официальными «батальными» художниками были и Айвазовский, и Верещагин, и некоторое время Поленов и многие другие. И все они были участниками боевых действий, офицерами-орденоносцами (Айвазовский, мало кто помнит, получил даже адмиральский чин!).   Вучетич, безусловно, был явлением своего времени, выразителем возобладавшей тогда в нашем обществе идеологии. Он изваял целую галерею скульптурных портретов вождей - В. И. Ленина (в Пензе, Волгограде, Алма-Ате, на Волго-Донском канале и др.) и И. В. Сталина, а также политических деятелей, крупных советских военачальников (А. М. Василевского в г. Кинешме Ивановской области; И. С. Конева в д. Лодейно Подосиновского района Кировской области; М. Е. Катукова в с. Большое Уварово Коломенского района Московской области; В. И. Чуйкова в с. Серебряные Пруды Московской области; А. А. Новикова в Костроме; Р. Я. Малиновского в Одессе), героев войны (генерала армии Н. Ф. Ватутина в Киеве; генерал-лейтенанта М. Г. Ефремова в Вязьме; освободителя Орла генерала Л. Н. Гурьтева; рядового Александра Матросова в Великих Луках), героев труда.

   

Е.В. Вучетич. Памятник Н.Ф. Ватутину в Киеве  

Широко известный монумент Е. В. Вучетича (архитектор Г. А. Захаров) Ф. Э. Дзержинскому, установленный в 1958 г., более 30 лет украшал одноименную площадь (ныне - Лубянская площадь) перед зданием КГБ СССР и Центральным Детским миром в Москве. Памятник «железному Феликсу», вне сомнений, был даже при отсутствии пластических изысков неординарным художественным произведением и «держал» большое пространство площади. В августе 1991 г. на волне ложно понятой демократизации толпа сбросила монумент первому чекисту с пьедестала при помощи строительного крана. Известное дело: легко уничтожать внешние символы и крайне затруднительно победить врага внутри себя. Позже памятник Дзержинскому, как и ряд других московских монументов советской эпохи, перевезли в Парк Искусств «Музеон», находящийся рядом со зданием Центрального дома художников на Крымском валу, где в 1990-е годы открылся единственный России музей скульптуры под открытым небом.

в    

Е.В. Вучетич. Москва. Памятник Ф.Э.Дзержинскому на новом месте  

Не остались в стороне от внимания художника и образы деятелей отечественной культуры. В частности, в городе Белинский Пензенской области и в самой Пензе установлены памятники критику В. Г. Белинскому, а на Новодевичьем кладбище в Москве есть выполненные Е. В. Вучетичем надгробья писателю Ф. В. Гладкову и живописцу А. М. Герасимову.   Давайте посмотрим на самые главные шедевры Е. Вучетича, остающиеся важными узлами, неотменимой частью нашей национальной памяти.   Берлинский освободитель   В центральной части берлинского Трептов-парка на большом лугу установлен монумент Воину-освободителю, открытый 8 мая 1949 г. Считается, что прообразом памятника является подвиг Николая Масалова, уроженца с. Вознесенка Тисульского района Кемеровской области, спасшего немецкую девочку во время штурма Берлина. По свидетельству маршала Чуйкова, впоследствии подтвержденному историками, 30 апреля 1945 г. участник Сталинградской битвы и сражения на Курской дуге сержант Масалов во время боя в нескольких километрах от Рейхстага на улице, примыкавшей к «Ландверканалу», услышал детский крик. Солдат обнаружил в полуразрушенном здании трехлетнюю девочку, которую, прикрывая своим телом, под пулями вынес в безопасное место.   Некоторые наблюдатели полагают, что монументальный солдат похож на командующего 3-й гвардейской армией, тогда еще генерала В. Чуйкова, однако достоверно известно и что Е. Вучетич встретился и с Н. Масаловым, а в качестве прототипа бронзового солдата наиболее часто упоминаются имена двух советских бойцов, спортсменов - Ивана Одарченко и Виктора Гуназа. По воспоминаниям И. Одарченко, сначала при позировании у него на руках сидела немецкая девочка, а потом русская - 3-летняя Света, дочка коменданта Берлина генерала Котикова.  

   

Мемориал в Трептов-парке, Берлин  

А изначальный посыл был таков. После Потсдамской конференции К. Ворошилов предложил в берлинском Трептов-парке, где похоронены от пяти до семи тысяч советских воинов, павших при штурме Берлина, поставить памятник И. Сталину. Бронзовый генералиссимус должен был держать земной шар. Однако Сталин выбрал другой эскиз Е. Вучетича. Уверяют, что именно Сталин предложил заменить автомат ППШ в руке солдата мечом. По его же идее солдат должен был разрубать мечом фашистскую свастику.   А меч, который Вучетич вложил в результате в руку бронзового солдата, является копией двухпудового меча псковского князя Гавриила, вместе с Александром Невским сражавшегося против «псов-рыцарей».   «Памятник воинам Советской Армии, павшим в боях с фашизмом» - так официально называется композиция, с учетом высоты холма и цоколя основания имеет общую высоту около 30 метров. Весит 12-метровая фигура 72 тонны, в основании расположен мавзолей. Неподалеку расположена также фигура коленопреклоненного воина.   Небезынтересно, что по государственному договору между СССР и ФРГ от 1990 г. немецкая сторона взяла на себя обязательства по уходу и реставрации памятников и других захоронений советских воинов на территории Германии. Финансируется программа правительством ФРГ, а ответственным за организацию работ является сенат Берлина. С 2003 г. по 2004 г. памятник был демонтирован, находился на реставрации в Москве, потом восстановлен на прежнем месте в Берлине.   Родина-мать на Мамаевом кургане и памятник в Калаче    Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» был открыт в октябре 1967 г. Сразу после открытия мемориальный комплекс именовался просто «Курган славы». Название же «Мамаев курган» впервые можно обнаружить в высказывании автора мемориала.   Н. С. Хрущев, утверждая проект памятника-ансамбля, потребовал, чтобы скульптура Родины-матери была выше американской статуи Свободы. В итоге Вучетичу пришлось отказаться от первоначального проекта скульптуры - сравнительно невысокой фигуры Родины-матери со свернутым знаменем в руке. В результате высота скульптуры Родина-мать беспрецедентна: 52 метра, а длина меча 33 метра.  

 

Волгоград. Памятник-ансамбль Мамаев курган    

Родина-мать венчает огромный холм над площадью Скорби в Волгограде. Курган - насыпной, высотой около 14 метров, в нем захоронены останки 34 505 воинов - защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине-матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которой расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см - по числу дней Сталинградской битвы. Кроме фигуры Родины-матери у кургана расположен целый комплекс мемориальных скульптурных композиций, а также зал памяти.   По окончании грандиозных работ Е. В. Вучетич признавался: «Сейчас ансамбль завершен. За этим - 15 лет поиска и сомнений, печали и радости, отвергнутых и найденных решений. Что нам хотелось сказать людям этим памятником на историческом Мамаевом кургане, на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, из беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы - это памятник величайшему историческому событию. Это памятник массе героев. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма. ... Поэтому такое содержание не могло быть воплощено в обычном типе памятников, представляющих однофигурную или многофигурную композицию на постаменте. Именно памятник-ансамбль как высшая форма монументального искусства раскрывал смысл и значение Сталинградской битвы».  

 

Волгоград. Памятник-ансамбль Мамаев курган   

К 50-летию Победы было открыто воинское мемориальное кладбище, на котором были перезахоронены останки защитников Сталинграда, которые до сих пор продолжают находить поисковые отряды. В 2005 г. у мемориального комплекса на Мамаевом кургане появился свой храм - Всех Святых. После 2008 г. на Мамаевом кургане открыт выставочный зал, посвященный сражению на Мамаевом кургане. В 2008 г. мемориальный комплекс Мамаева кургана победил в финале общенародного конкурса «7 чудес России».   К сведению: бои именно в районе Мамаева кургана вели немецкие войска под командованием генерала Вальтера фон Зейдлиц-Курцбаха, который после сдачи в плен советским войскам возглавил антигитлеровскую организацию «Свободная Германия».   Как-то на периферии общественного сознания в силу ряда причин остается грандиозная военная операция, проведенная советскими войсками на завершающем этапе Сталинградской битвы.   23 ноября 1942 г. в районе г. Калач-Советский войска Юго-Западного фронта во взаимодействии с войсками Донского фронта завершили оперативное окружение противника, что привело к последующему разгрому 330-тысячной группировки немецко-фашистских войск, прорвавшихся к Волге. В ходе этого окружения прошел беспрецедентный в военной истории танковый рейд по тылам противника.   Отдадим должное Вучетичу: событие оказалась в его поле зрения скульптора. И теперь у нас есть памятник. Он уступает в художественном плане шедеврам Е. Вучетича, но мы не заем об условиях (бюджете, ситуации и т.п.) создания монумента. Важно, что памятник есть.  

 

Калач-Советский. Памятник на месте встречи воинов Юго-Западного и Донского фронтов, замкнувших кольцо окружения гитлеровских войск   

Памятники в Киеве   Вспомним и о двух работах Вучетича на его родине, Украине. Обе установлены в Киеве.   И если памятник генералу Ватутину, освободителю Киева от немецко-фашистских захватчиков, создавал сам мастер в 1948 г. (еще до создания своих главных шедевров), то 102-метровую монументальную фигуру женщины, возвышающуюся на днепровских склонах, возводили  по сильно видоизмененному проекту Вучетича и уже после его кончины в Москве 12 апреля 1974 г.

   

Киев. Памятник Родине-матери    

Создание киевского монумента было поручено коллективу скульпторов под руководством киевлянина В. Бородая (в соавторстве с Ф. Согояном и В. Винайкиным, а также архитекторами В. Елизаровым, Г. Кислым и Н. Фещенко), значительно изменившему первоначальный вариант монумента. Статуя изготовлена из отдельных стальных блоков-секций, спаянных между собой, каждая из которых весит 25-30 тонн. Общий вес сооружения 450 тонн. В одной руке скульптура держит щит с гербом СССР весом в 13 тонн, в другой - 16-метровый меч весом в 9 тонн. Памятник открыли в 1981 г. ко Дню Победы. Согласно прогнозам специалистов, фигура должна простоять более 150 лет. На открытие приезжал Генсек ЦК КПСС Брежнев, министр обороны Устинов, партийные руководители Москвы и Ленинграда - Гришин и Романов. Принимал их Владимир Щербицкий. Вроде бы Киеву Леонид Ильич подарил выполненное в бронзе повторение известной скульптуры Вучетича «Перекуем мечи на орала», моделью для которой послужил киевский богатырь - олимпийский чемпион по вольной борьбе Борис Гуревич. Как мы понимаем, это четвертая копия этого образа? Но это уже другая история.   Мы же нашим словом поминовения этой статьей отдаем скульптору Евгению Вучетичу, в день рождения, дань - как сыну Украины и большой единой Родины, которому был отпущен дар и возможность запечатлеть, прежде всего, силу скорби и величие подвига нашего народа в Великой Отечественной войне.

http://odnarodyna.com.ua/articles/3/1729.html

ruskline.ru