Система подачи боеприпасов «Скорпион». Скорпион ттх


Танк "Скорпион" Англия характеристики

Танки

Самолеты

Долгое время среди английских военных преобладало мнение, что разведку должны вести колесные бронированные машины (БРМ - "боевая разведывательная машина", англ. Combat Vehicle Reconnaissance). Однако в середине 60-х годов когда появилась броня на основе алюминиевых сплавов, появилась возможность создать легкую аэротранспортабельную гусеничную машину с использованием автомобильных узлов и агрегатов, что значительно удешевляло и ускоряло производство. В 1964 году созданием такого танка занялась фирма "Элвис".

В 1968 году первые образцы успешно прошли испытания, а в 1972 году его приняли на вооружение под названием "Скорпион" FV-101. На машине используется коммерческий 6-цилиндровый бензиновый двигатель жидкостного охлаждения "Ягуар" мощностью 195 л. с. Трансмиссия механическая, планетарная с дифференциальным механизмом поворота. Коробка передач обеспечивает по 7 передач переднего и заднего хода. По устройству трансмиссия подобна трансмиссии "Чифтен", но значительно меньше по размерам и массе. Подвеска индивидуальная торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних и задних узлах.

Обрезиненные двускатные опорные катки (по 5 на борт) и балансиры изготовлены из алюминиевого сплава. Гусеницы с резино-металлическими шарнирами, траки стальные. С целью уменьшения шума при движении танка на гусеницах и ведущем колесе имеется полиуретановое покрытие, а вентиляторное охлаждение силовой установки осуществляется смешанным потоком (полуосевым-полуцентробежным). Круговой обзор командиру экипажа обеспечивают семь перископических смотровых приборов, установленных по периметру командирской башенки. Командирский бинокулярный перископический поворотный прибор имеет 10-кратное увеличение.

Наводчик пользуется дневным и ночным бесподсветочным прицелами и двумя перископическими смотровыми приборами. На танках, выпускаемых для экспорта, в ходе модернизации устанавливалась 90-мм пушка Мк 3 бельгийской компании "Коккериль" с соответствующим образом доработанной СУО. Боекомплект пушки при этом был уменьшен до 35 выстрелов. Корпус и башня машины сварные из броневого алюминиевого сплава. Лобовые детали корпуса и башни не пробиваются 14,5-мм бронебойными пулями с расстояния 200 м, борта и корма защищают от 7,62-мм пуль с любой дальности обстрела.

На танке приняты специальные меры маскировки. По обе стороны от пушки установлены блоки дымовых гранатометов. Имеется фильтро-вентиляционная установка. Движение на плаву происходит за счет перематывания гусениц. В ходе модернизации был разработан, но не получил распространения водоходный движитель с гребным винтом, обеспечивающий скорость на плаву 9,6 км/ч. Вместо бензинового двигателя на танке может устанавливаться дизель жидкостного охлаждения "Перкинс" Т6/3544 мощностью 250 л. с. Был также разработан вариант использования американского двухтактного дизеля V-53Т "Дженерал моторс"

Тактико-технические характеристики легкого разведывательного танка FV101 "Скорпион"
Боевая масса, т 7,9
Экипаж, чел 3

Габаритные размеры, мм:

длина с пушкой вперед 4388
ширина 2184
высота 2096
клиренс  

Броня

  противопульная

Вооружение:

  76,2-мм пушка; 7,62-мм пулемет, 6 дымовых гранатометов

Боекомплект:

  40 выстрелов, 3000 патронов
Двигатель "Ягуар" ХК, 6-цилиндровыи, карбюраторный, мощность 195 л. с, при 4750 об/мин
Удельное давление на грунт, кг/см.кв 0,345
Скорость по шоссе, км/ч 87
Запас хода по шоссе, км 644

Преодолеваемые препятствия:

высота стенки, м 0,508
ширина рва, м 2,057
глубина брода, м  

На базе легкого разведывательного танка "Скорпион" FV-102 создано семейство бронированных машин различного назначения:

  • самоходный противотанковый ракетный комплекс FV-102 "Страйкер" - ведущий огонь ПТУР "Свингфайр". Предназначался при совместных действиях с другими машинами семейства для уничтожения тяжелой бронетехники противника. Несет пять контейнеров с ракетами, расположенных в кормовой части ракеты и пять дополнительных ракет. Экипаж состоит из трех человек - механика-водителя, командира и наводчика ракет.
  • бронетранспортер FV-103 "Спартан", вооруженный 7,62-мм пулеметом. Экипаж машины состоит из трех человек - механика-водителя, командира и стрелка, помимо которых она способна перевозить четверых человек десанта. Из-за малой вместимости - "Спартан" не вмещает даже одно пехотное отделение, бронетранспортер обычно используется для перевозки специализированных команд, таких как разведчики, артиллерийские наблюдатели или инженеры;
  • командно-штабная машина FV 105 "Султан", предназначенная для командиров ротного уровня. Вооружена 7,62-мм пулеметом для самообороны и имеет экипаж из пяти-шести человек: механика-водителя, командира машины, выполняющего также функции радиста, второго радиста и двух или трех членов штаба;
  • санитарно-эвакуационная машина FV-104 "Самаритан". Экипаж машины состоит из механика-водителя, и одного-двух медиков, один из которых также является командиром. Помимо них, "Самаритэн" способен перевозить до пяти сидячих раненных или четырех на носилках;
  • машина сопровождения и разведки FV107 был принят на вооружение параллельно со "Скорпионом" - "Симитэр" (англ. Scimitar - "Шамшир", используется также вариант транскрипции "Сцимитар"), отличавшийся от него в основном лишь установкой автоматической длинноствольной 30-мм пушки "Рарден" вместо 76-мм пушки "Скорпиона" с ее сравнительно невысокой баллистикой.
  • бронированная ремонтно-эвакуационная машина FV 106 "Самсон", бронированная ремонтно-эвакуационная машина, предназначавшаяся для частей, укомплектованных машинами семейства CVR(T). Имеет экипаж из трех человек и способна эвакуировать как CVR(T), так и более тяжелые машины..
  • "Штормер" (англ. Stormer), FV4333 - бронетранспортер, созданный в инициативном порядке фирмой "Олвис" в конце 1970-х на основе "Спартана".

К середине 1984 года было выпущено около 4500 машин семейства "Скорпион", из них в армию Великобритании поступило более 2000, остальные были поставлены в армии 14 государств, среди которых следует отметить Иран (около 200 машин), Бельгию (116), Саудовскую Аравию, Таиланд, Нигерию, Новую Зеландию и ряд других стран. В 1982 году на "Скорпионе-90" поставили 90-мм бельгийскую пушку фирмы "Кокерилль", после чего боевая масса танка возросла до 8,7 т, но скорость снизилась до 72,5 км/ч. 26 таких машин заказала Малайзия.По отзывам зарубежных военных специалистов "Скорпион" и "Симитер" хорошо показали себя в боях за Фолклендские острова, во время англо-аргентинского конфликта 1982 года, высокой, по сравнению с основными танками, подвижностью; ее вооружение должно обеспечивать возможность ведения боя в процессе разведки, а также действий, препятствующих проведению разведки противником; она не должна конкурировать по огневой мощи с основным танком и не должна быть легким истребителем танков". Эта концепция определила конструктивные особенности танка "Скорпион".

Машина очень маленькая и легкая - ее масса в боевом снаряжении составляет 7,9 т, длина 4,39 м, ширина 2,18 м и высота по перископу наводчика 2,1 м. Экипаж машины 3 человека. Танк является авиатранспортабельным многими самолетами и тяжелыми вертолетами. С помощью каркасного резинотканевого приспособления он может вплавь преодолевать водные преграды. Моторно-трансмиссионное отделение размещено в передней части корпуса, боевое отделение смещено к корме. Рабочие места членов экипажа расположены следующим образом: командира танка в башне слева от пушки, водителя в корпусе перед ним, наводчика в башне справа от пушки.

Положение МТО обусловило общую компоновку ходовой части ведущие колеса впереди, направляющие колеса с механизмами натяжения гусениц сзади. Основным вооружением танка является 76,2-мм нарезная пушка средней баллистики. Ее боекомплект составляют 40 унитарных выстрелов. Для борьбы с бронированными целями используется бронебойно-фугасный снаряд со сплющивающейся головной частью (НЕ5Н). Кроме того, имеются обычный осколочно-фугасный снаряд и снаряд с готовыми поражающими элементами. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет с боекомплектом 3000 патронов. Углы наведения в вертикальной плоскости составляют от -10° до +35°. Механизмы поворота башни и подъема пушки механические с ручными приводами.

Источники:

  • FV101 CVR(T) Scorpion [Walk Around];
  • Chris Chant, Richard Jones "Tanks: Over 250 of the World's Tanks and Armoured Fighting Vehicles";
  • Г.Л. Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915 - 2000 гг";
  • C. Foss, S. Dunstan Scorpion Reconnaissance Vehicle;
  • Шунков В. Н. "Танки";
  • М. Никольский "Легкий танк "Скорпион". "Моделист-конструктор";
  • FV 101 ''Scorpion'' [MODELIK 1998-18].

wikiwar.ru

Противотанковая самоходка M56 Scorpion » Военное обозрение

В ходе Второй мировой войны американские военные получили бесценный опыт использования воздушно-десантных подразделений. В операциях «Бостон» и «Олбани», которые стали частью операции «Оверлорд» (высадка союзников в Нормандии 6 июня 1944 года), было задействовано 13 тысяч парашютистов, еще 4 тысячи бойцов были высажены в тылу врага при помощи планеров. Примерно такое же количество парашютистов приняло участие в операции «Маркет-Гарден», которая была проведена в сентябре 1944 года и закончилась провалом.

Особенно показательной в этом плане была операция «Маркет-Гарден», в рамках которой американские десантники столкнулись с немецкими танковыми частями, которые находились в районе высадки. Один из выводов, который американцы сделали по итогам воздушно-десантных операций Второй мировой войны: десантникам необходима артиллерийская система, которая в состоянии оказать огневую поддержку и эффективно бороться с бронетехникой противника, в том числе и тяжелой. В 1944 году часто парашютисты союзников оказывались в ситуации, когда на земле им противостояли немецкие части, оснащенные бронетехникой, в том числе и тяжелыми танками «Тигр» и «Королевский тигр». Ручные гранаты или гранатометы M1 «Базука» можно было эффективно использовать против этих стальных монстров лишь на очень небольшом расстоянии. Поэтому эти противотанковые средства подходили далеко не для всех ситуаций, к тому же их использование требовало от личного состава хладнокровия и высокой выучки. Десантники нуждались в полноценном орудии, которое могло бы бороться с вражеской бронетехникой на большой дистанции, поражая ее желательно с первого попадания. При этом такая артсистема должна была быть пригодна для перевозки транспортным самолетом или планером, а для достижения мобильности — быть самоходной.

Задание на разработку противотанковой самоходки для десантных частей было выдано фирме «Кадиллак», которая в 1948 году приступила к разработке боевой машины. В 1953 году было готово два опытных прототипа самоходки, которые были выполнены на базе экспериментального транспортера Т101, тогда же началось и серийное производство машины. ПТ-САУ получила обозначение M56 SPAT (Self-Propelled Anti-Tank), но более известна она стала под своим неофициальным прозвищем Scorpion. Благодаря наличию 90-мм пушки, жалить «Скорпион» мог довольно сильно.

Принимая во внимание тот факт, что в начале 1950-х годов транспортная авиация обладала весьма скромными возможностями по грузоподъемности, основным приоритетом конструкторов при создании противотанковой самоходки было снижение веса боевой машины всеми доступными способами. По этой причине корпус самоходки был полностью выполнен из алюминия и имел минимально возможные размеры, конструкторы отказались даже от полноценного боевого отделения для экипажа, самоходчикам фактически приходилось сидеть на своей машине верхом. Броневая защита на «Скорпионе» отсутствовала почти полностью, к ней можно было отнести только установленный на орудие щиток, но он обеспечивал лишь формальное укрытие, так как был очень небольшим по размерам, а левая его сторона вдобавок ко всему была ослаблена смотровым окном для механика-водителя. Этот щиток больше защищал от насекомых при движении на большой скорости, чем от пуль и осколков. В ходовой части САУ, для того чтобы снизить вес машины, были применены резинометаллические гусеницы и катки с пневматическими шинами. Подвеска машины была торсионной, при этом сами торсионы трубчатой конструкции внутри были полыми. В полностью боеготовом виде с экипажем вес боевой машины не превышал 7,7 тонн, а пустая самоходка весила и того меньше — всего 6,4 тонны.

И хотя самоходка изначально предназначалась для воздушно-десантных войск, свое применение она нашла и в сухопутных войсках. В 1953 году боевая машина поступила на войсковые испытания, а уже в 1955 году была принята на вооружение. Серийное производство противотанковой самоходной установки M56 продолжалось с 1953 по 1959 год. Принятая на вооружение боевых группы авиадесантных частей американской армии самоходка могла перевозиться транспортными самолетами и планерами тех лет, а также десантироваться парашютным способом. С 1955 года они использовались в известной 101-й воздушно-десантной дивизии в качестве высокоэффективного мобильного противотанкового средства. Помимо американской армии некоторое количество данных ПТ-САУ было поставлено Испании, Марокко и Южной Корее.

Для противотанковой самоходки M56 Scorpion была принята компоновка, при которой моторно-трансмиссионный отсек и механик-водитель находились в носовой части боевой машины. В средней части САУ располагалось орудие, прикрытое небольшим бронещитком, а в кормовой части — его боекомплект, состоящий из 29 выстрелов. Открытый сверху корпус боевой машины изготавливался из алюминиевых сплавов, благодаря чему машина отличалась очень небольшой массой и могла десантироваться с самолета парашютным способом. Основные агрегаты и узлы ПТ-САУ были герметизированы, а электропроводка выполнена водонепроницаемой.

Основным оружием «Скорпиона» являлось 90-мм орудие с такими же баллистическими данными, что и пушка танка М48. Противотанковое орудие было установлено на станке тумбового типа с механизмами наведениями, которые были оснащены только ручными приводами. Вертикальные углы наведения пушки составляли от +15° до -10° градусов, а угол горизонтального наведения составлял 60°. Орудие обладало клиновым затвором, пружинно-гидравлическими противооткатными устройствами, находящимися в верхней части люльки и эжекционным устройством. Приводы механизма наведения ручные, заряжание орудия также лишь ручное. Для наведения орудия на цель при ведении огня прямой наводкой использовался обычный оптический прицел с переменным увеличением. Дальность действительного огня из орудия составляла 1820 метров. Для ведения огня с закрытых позиций могли использоваться соответствующие прицельные устройства. С левой стороны от орудия сидел механик-водитель, с правой стороны — наводчик.

В боекомплект 90-мм орудия входили унитарные выстрелы с бронебойными, подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Боекомплект самоходки перевозился непосредственно в машине, в кормовой ее части и был очень уязвим для огня противника. При этом каждый выстрел хранился в индивидуальном водонепроницаемом алюминиевом контейнере. Дополнительную часть боекомплекта самоходка могла буксировать за собой на прицепе.

В движение противотанковую самоходку M56 приводил 6-цилиндровый бензиновый двигатель воздушного охлаждения «Континенталь» мощностью 205 л.с. (151 кВт). Данной силовой установки было достаточно для того, чтобы обеспечить машине максимальную скорость хода в 45 км/ч. Также на самоходке была установлена гидромеханическая трансмиссия компании «Аллисон». Самоходка могла преодолевать брод до 1,05 метра или 1,5 метра с дополнительным оборудованием, но, несмотря на свою небольшую массу, не была плавающей.

Ходовая часть самоходки состояла из опорных катков с пневматическими шинами (по 4 катка на борт) которые одновременно были и поддерживающими, индивидуальной торсионной подвески, ведущих колес переднего расположения и резинометаллических гусениц шириной 510 мм. Гусеница «Скорпиона» состояла из двух лент, выполненных из специальной прорезиненной ткани и армированных стальными тросами. Ленты гусениц соединялись между собой стальными штампованными поперечинами с резиновыми подушками. Все опорные катки были оснащены пневматическими самозаклеивающимися бескамерными шинами. При этом каждый из катков подрессоривался с помощью двойного торсиона малой длины, который был выполнен в виде трубы с расположенным в ней стержнем. Также в подвеске самоходки были применены гидравлические амортизаторы телескопического типа. Использование такой ходовой части позволило конструкторам добиться требуемой легкости и бесшумности хода, давление машины на грунт было очень низким — 0,031 Мпа. Это позволяло М56 без особых проблем преодолевать участки болотистого, илистого, песчаного или заснеженного грунта.

Экипаж самоходной установки состоял из 4-х человек. При этом механик-водитель был единственным, кто имел некое подобие рабочего места. Он располагался впереди слева и на марше смотрел вперед через застекленную часть щитка орудия. За водителем располагалось место командира, который одновременно был и радистом. Во время боя он обычно занимал место на земле рядом с машиной. Справа от 90-мм орудия располагался наводчик. За его спиной на откидной платформе работал заряжающий, который подавал снаряды из боеукладки, расположенной под полом орудийной установки. Для вождения самоходки в ночное время механик-водитель мог использовать бинокль ночного видения, который надевался на его шлем.

Можно сказать, что самоходка M56 Scorpion была компромиссным вариантом между получением мощного самоходного артиллерийского орудия и снижением веса до приемлемых параметров. Результатом этого стало то, что шасси самоходки не могло справиться с отдачей при выстреле 90-мм орудия. Самоходка подскакивала и сильно приседала на корму. Ни о какой стрельбе с ходу нельзя было и говорить, вести огонь по цели можно было только с полной остановки. Сменивший M56 Scorpion легкий авиадесантный плавающий танк M551 General Sheridan имел ту же проблему — сильную отдачу при выстреле из-за небольшого веса танка.

Единственной войной, в которой успел принять участие «Скорпион», была война во Вьетнаме. Здесь базировалась американская 173-я воздушно-десантная бригада, на вооружении которой были самоходки M56 Scorpion. При этом против танков данные самоходки во Вьетнаме не использовались. Основной их работой являлось подавление вражеских огневых точек, ДОТов и ДЗОТов. Однако в этом случае экипаж самоходок был очень уязвим для ответного огня противника. По мере поступления на вооружение легких танков Sheridan самоходки M56 Scorpion передавали войскам Южного Вьетнама. Как именно использовали эти самоходки вьетнамцы, сведений нет, однако известно, что две последние ПТ-САУ были сожжены северовьетнамскими танками Т-54 на подступах к Сайгону.

В мае 1959 года выпуск самоходки M56 Scorpion был остановлен. При этом существовали проекты установки на этом шасси 106-мм безоткатного орудия. Также гусеничная база ПТ-САУ должна была стать основой многоцелевого шасси для создания 81-мм и 106-мм минометов, плавающего бронетранспортера, счетверенной зенитной установки 12,7-мм пулеметов, а также пусковых установок ПТУРС.

Тактико-технические характеристики M56:

Габаритные размеры: длина корпуса — 4557 мм (5837 мм с пушкой вперед), ширина — 2573 мм, высота — 2004 мм, клиренс — 325 мм.Бронирование — отсутствует, кроме небольшого защитного щитка орудия.Боевая масса — 7,7 тонн, масса пустой самоходки — 6,4 тонны.Силовая установка — 6-цилиндровый карбюраторный двигатель воздушного охлаждения мощностью 205 л.с.Максимальная скорость — 45 км/ч.Запас хода — 225 км.Вооружение — 90-мм пушка M54 с длиной ствола 50 калибров.Боекомплект — 29 выстрелов. Экипаж — 4 человека.

Источники информации:http://www.dogswar.ru/bronetehnika/say-zsy/1917-samohodnaia-protivot.htmlhttp://warspot.ru/2546-zhalyaschiy-bronyuhttp://amonov.livejournal.com/492859.htmlhttp://wot-all.ru/tanki/istoriya/7144-protivotankovaya-samokhodnaya-ustanovka-m56-scorpion-istoriyaМатериалы из открытых источников

topwar.ru

Система подачи боеприпасов «Скорпион» » Военное обозрение

Системы боепитания стрелкового оружия представляют собой отдельную конструкторскую задачу, без успешного решения которой невозможно создание эффективного вооружения. В частности, в контексте пулеметного вооружения большой интерес представляют различные системы, позволяющие увеличить размеры готового к применению боекомплекта и тем самым обеспечивающие длительное ведение огня без перезарядки. Сравнительно недавно интересный проект подобной системы был представлен отечественными конструкторами.

Отечественное устройство, предназначенное для повышения боевых качеств существующих пулеметов, было разработано компанией «FRONT-тактические системы». Создание нового изделия, получившего обозначение «Скорпион», велось в инициативном порядке, без заказа со стороны военного ведомства или силовых структур. С целью увеличения боекомплекта пулемета, готового к использованию, было решено отказаться от стандартных коробок для лент, заменив их более крупным контейнером и специальным устройством для подачи патронной ленты к приемному окну пулемета.

В существующем виде система «Скорпион» состоит из нескольких основных частей. Для хранения ленты с патронами предназначается металлический короб-контейнер соответствующих габаритов. С ним соединяется специальный гибкий рукав для подачи патронов, на втором конце которого предусматривается кронштейн для крепления на пулемете. Подобная архитектура комплекта позволяет производить различные его варианты, как стационарные, так и переносные.

Общий вид системы "Скорпион". Фото Front-ts.ru

Следует отметить, идея использования гибких металлических рукавов для подачи лент не является новинкой. Подобные конструкции разрабатывались еще в первой половине прошлого века и даже нашли применение на практике в различных сферах. Применение гибкого рукава позволяет соединить оружие с патронным ящиком, а также обеспечить правильное взаимодействие патронной ленты, ящика и оружия при изменении их положения в пространстве. В результате такие конструкции являются оптимальным решением имеющихся задач.

В состав комплекта «Скорпион» входят несколько основных элементов. Для хранения и переноски ленты с патронами предназначается металлический короб-контейнер. В базовой конфигурации он имеет размеры 40х10х30 см и вмещает 475 патронов в одной ленте. Для переноски короба предлагается использовать специальный ранец, регулируемый в соответствии с анатомией стрелка. На коробе для патронов устанавливается специальная крышка с креплениями для гибкого рукава. Сам рукав представляет собой конструкцию из большого количества металлических сегментов, способных изменять положение относительно друг друга в пределах определенных секторов. Длина рукава составляет 160 см, ширина 10 см, толщина –2,5 см, что позволяет ему вмещать в себя до 75 патронов. При необходимости рукав оснащается защитным чехлом. Рукав комплектуется кронштейном, позволяющим соединять его с оружием. Комплект без патронов весит около 4,1 кг.

По данным производителя, в базовой конфигурации комплект «Скорпион» предназначен для использования с винтовочными патронами 7,62х54 мм R и рассыпными металлическими лентами. При подготовке к стрельбе в короб и рукав помещается единая лента на 550 патронов. Конец ленты выводится к приемному окну оружия. По имеющимся данным, конструкция комплекта «Скорпион» рассчитана для использования с пулеметами конструкции Калашникова, однако упоминается возможность создания модификаций для иного вооружения.

Короб для патронов и гибкий рукав. Фото Vpk.name

Главной особенностью системы «Скорпион» является использование общей ленты для всего носимого боекомплекта, что придает ей ряд характерных черт, а также дает определенные преимущества перед другими способами боепитания. По данным компании-разработчика, «Скорпион» выгодно отличается от существующих коробок с лентами по целому ряду причин. Прежде всего, достигается определенное уменьшение веса всего комплекса в виде пулемета, патронов и систем боепитания. Так, для переноски 550 патронов необходимо шесть стандартных металлических коробок. При весе пустой коробки порядка 1-1,5 кг только за счет средств хранения и переноски боекомплекта общая масса комплекса сокращается на несколько килограммов.

Отсутствие необходимости перезарядки оружия после расходования ленты на 100 патронов (как при использовании стандартных коробок) позволяет обеспечить огневое преимущество и создать высокую плотность огня. Кроме того, элементы «Скорпиона» не мешают стрелку перемещаться по полю боя и не накладывают серьезных ограничений на его мобильность. Возможна стрельба из различных положений, в ходе которой рукав или ранец не мешают пулеметчику.

О существовании проекта «Скорпион» было объявлено достаточно давно. За прошедшее время компания-разработчик провела все необходимые испытания и завершила доводку системы. В частности, в течение 2015 года система испытывалась в условиях полигонов. Благодаря этому удалось избавиться от всех недостатков и обеспечить высокую надежность работы всех элементов комплекта.

Пулеметчик с системой "Скорпион". Фото Basoff1.livejournal.com

К настоящему времени компания «FRONT-тактические системы» освоила серийное производство системы «Скорпион» в конфигурации под патрон 7,62х54 мм R и пулеметы Калашникова модификаций ПК, ПКМ и «Печенег». Изделия собираются под заказ в течение двух недель после получения заявки. По желанию заказчика в систему могут быть внесены некоторые изменения, касающиеся ранца и его ременной системы. В частности, можно выбрать цвет текстильных элементов комплекта.

По данным производителя, выбранная архитектура комплекса позволяет изменять основные его параметры. Так, в соответствии с пожеланиями заказчика может быть изменена конструкция короба-контейнера для переноски ленты. В носимом варианте «Скорпиона» короб может вмещать до 1000 патронов, причем это ограничение прежде всего связано с физическими возможностями стрелка и весом боекомплекта. При изготовлении стационарного варианта, предназначенного для установки на технике и т.д., подобные ограничения отсутствуют. В таком случае комплект может оснащаться коробами любой емкости.

По имеющимся данным, комплекты боепитания «Скорпион» производятся малыми сериями и поставляются отдельным заказчикам. Встречаются упоминания о заказе подобной аппаратуры представителями российских силовых структур и вооруженных сил. Таким образом, оригинальное предложение заинтересовало свою «целевую аудиторию» и дошло до применения на практике.

Секция гибкого рукава под патрон 12,7х108 мм. Фото Basoff1.livejournal.com

Используя накопленный свой и чужой опыт, компания-разработчик в настоящее время работает над несколькими вариантами развития системы «Скорпион». Так, летом прошлого года появлялись сообщения о разработке гибкого рукава для подачи патронов 12,7х108 мм, который сможет использоваться для боепитания пулемета НСВ-12,7 «Утес» или иных подобных систем. По понятным причинам, такой вариант комплекта не станет прямым аналогом «Скорпиона» для ПК/ПКМ, однако он вполне может найти применение в составе вооружений различной техники. При этом он полностью «унаследует» все характерные преимущества базовой модели.

В дальнейшем не исключается создание новых систем аналогичной архитектуры под различные боеприпасы. Утверждается, что гибкий рукав может использоваться даже для подачи 30-мм гранат для соответствующего оружия. Проявят ли потенциальные заказчики интерес к подобным предложениям – покажет время.

Параллельно с созданием новых комплектов ведется разработка обновленных версий существующего оборудования. В декабре прошлого года сообщалось о работе над модернизированной версией креплений рукава к оружию. При помощи кронштейнов новой конструкции разработчики собираются обеспечить совместимость комплекта «Скорпион» с новыми модификациями пулеметов Калашникова, в первую очередь с пулеметом «Печенег» в компоновке булл-пап.

Один из зарубежных аналогов "Скорпиона" - система TYR Tactical MICO американской разработки. Фото Warspot.ru

В настоящее время в России и за рубежом разрабатываются и испытываются несколько вариантов систем боепитания стрелкового оружия с подачей патронов по гибкому металлическому рукаву. Все эти изделия имеют схожую архитектуру, а также должны обладать одинаковыми преимуществами перед стандартными образцами. Тем не менее, до сих пор ни одна из таких систем не принята на вооружение. Гибкие рукава активно используются в составе стрелкового вооружения различной техники, но комплекты для пехотинцев-пулеметчиков пока не дошли до массового использования на практике.

Система боепитания «Скорпион» представляет большой интерес с технической и тактической точки зрения. В некоторых публикациях, посвященных этой разработке, утверждается, что оригинальные технические решения проекта могут сделать настоящую революцию в области стрелкового оружия и методик его боевого применения. В частности, предлагалось разработать новую автоматическую винтовку под патрон 7,62х54 мм R, которая изначально бы могла использоваться с гибким рукавом для подачи патронов, повышающим ее боевые характеристики. Кроме того, упоминались определенные преимущества, связанные с отказом от промежуточных патронов и переводом всего пехотного вооружения на винтовочные боеприпасы.

Несмотря на все высокие оценки и попытки представить новую отечественную разработку революцией в оружейном деле, комплект «Скорпион» пока не заинтересовал российское военное ведомство и не стал предметом контрактов на массовую поставку. Тем не менее, некоторое количество таких изделий уже используется представителями различных структур. Дальнейшие перспективы комплекта пока остаются под вопросом. Станет ли «Скорпион» штатным элементом экипировки российских пулеметчиков – пока не вполне понятно.

По материалам сайтов:http://front-ts.ru/http://vpk.name/https://inforeactor.ru/http://warspot.ru/http://basoff1.livejournal.com/

topwar.ru

Минометатель Скорпион - skorpion.html

(восьмидесятые годы XX века - десятые годы XXI века)

Минометатель "Скорпион"(Minenwerfer Skorpion)

Минометатель "Скорпион" является основным компонентом системы дистанционного минирования MiWS.  Собственно, сама аббревиатура MiWS  означает  MineWerfer Skorpion, т.е. "метатель мин "Скорпион". Встречается также обозначение Minewurfsystem Skorpion, т.е. "система   разбрасывания  мин "Скорпион".

Скорпион предназначен для оперативной   установки противотанковых минных полей или групп противотанковых мин на путях движения наступающих танков противника. Он использует один тип противотанковых мин DM1274 (модификация DM1274A1), более известных в российских  и иностранных источниках под обозначением AT-2.

От автора. Вообще то, обозначение АТ-2 используется и во многих немецких источниках, в том числе и в официальных. Однако, если быть точным, то это не одна мина, а серия, состоящая из мин DM1274, DM1233 и DM1399. Мины, в общем то одинаковы по конструкции, но две последние снабжены парашютикам, и используются:* DM1233 в ракетах реактивной системы залпового огня (РСЗО) LARS - по 4 мины в ракете,*DM1399 в ракетах крупнокалиберной реактивной системы залпового огня (РСЗО) MARS - по 28 мин в ракете.

Ракета системы  LARS (имеет и другие варианты снаряжения), снаряжаемая минами, имеет обозначение LARAT-2. Очевидно, разделив первую и вторую части аббревиатуры и отнеся первую часть к собственно, системе, а вторую к минам (А- anti T- tank) все стали понимать  аббревиатуру АТ-2 как обозначение мины.

Базовой машиной (шасси) Скорпиона является не плавающий небронированный гусеничный транспортер M548GA1 американской разработки, модифицированный и производимый по лицензии в Германии. Он в свою очередь создан на базе устаревшего американского бронетранспортера М113.

Фирмы, принимавшие участие в разработке и изготавливавшие Скорпион:*Krauss-Maffei Wehrtechnik GmbH (сборка машины и тестирование), *EWK Eisenwerke Kaiserslautern GmbH (платформа для установки разбрасывания мин), *Wegmann & Co.GmbH (узлы установки разбрасывания мин),*Завод фирмы Dynamit Nobel GmbH в Тройсдорфе (минные кассеты DM12A1 и мины DM1274).

На грузовой платформе транспортера установлены шесть поворачивающихся вокруг вертикальных и горизонтальных осей пусковых блоков, причем каждый блок  может поворачиваться и менять угол наклона (соответственно и угол выброса мин) независимо от остальных. Это обеспечивает многовариантность размеров и форм минных полей.

В каждый пусковой блок устанавливается по пять минных кассет DM12A1. А каждая кассета (вес снаряженной кассеты около 70 килограмм) снаряжается двадцатью  минами DM1274, причем мины в кассете расположены в четырех пусковых трубах-стволах, по пять мин в каждой трубе. Система управления минометателя позволяет производить выброс мин в любой последовательности и  с любыми промежутками между залпами. Однако в залпе всегда минимум пять мин, т.е. каждая труба-ствол выбрасывает только все пять мин сразу. А вот опорожнение труб в кассетах   может регулироваться.

Таким образом каждая группа из пяти мин ложится на грунт в виде цепочки с промежутками между минами. При установке угла наклона пускового блока  в 45 градусов мины из каждой трубы будут выброшены на дальности:Мина №1 - 10-18 метров,Мина №2 - 17-23 метра,Мина №3 - 23-29 метров,Мина №4 - 29-35 метров,Мина №5 - 34-42 метра.

Таким образом в каждом пусковом блоке 100 мин, а всего Скорпион несет 600 противотанковых мин DM11274.

Кассеты снаряжаются минами на заводе и перезаряжание их в полевых условиях не предусмотрено. А вот пусковые блоки снаряжаются и переснаряжаются кассетами экипажем машины с помощью саперного отделения.

Протяженность минного поля, устанавливаемого минометателем, в зависимости от выбранного варианта  минирования (выбранной программы на пульте управления) может варьироваться от 90 метров  до 3.6 км.,  а глубина  от 18  до 64 метров. Время, требуемое на выкладку всех мин около 5 минут.

Тактико-технические характеристики минометателя Скорпион".

Базовая машина (шасси).............................................................................................. гусеничный небронированный транспортер M548GA1
Размеры минометателя:
               -длина............................................................................................................. 5.85 -5.87м..
              -ширина........................................................................................................... 3.17 м.
              -высота............................................................................................................ 2.87 м.
Сухой вес (без экипажа, заправки и мин).............................................................. 9.12  т.
Снаряженный вес........................................................................................................ 12.4 т.
Максимальная скорость на суше................................................................................ 40 км/час.
Максимальная скорость на  воде................................................................................ не плавает
Максимальная глубина преодолеваемого брода....................................................... 1.4м.
Максимальный угол подъема..................................................................................... 30 градусов
Максимальный угол крена.......................................................................................... 10-12 градусов
Преодолеваемая вертикальная стенка....................................................................... 60 см.
Мощность двигателя (дизельный 6-цилиндровый жидкостного охлаждения)..... 154 квт.
Заправка топливом (дизельное топливо).................................................................. 397 литров.
Максимальный пробег на одной заправке............................................................... 450-480 км.
Температурный диапазон работы.............................................................................. -30 - +63 градуса Цельсия
Экипаж.......................................................................................................................... 2 чел. (водитель и оператор)
Количество мин в одной зарядке (DM1274)............................................................ 600 штук
Время выкладки одного комплекта мин.................................................................... около 5 минут
Протяженность устанавливаемого минного поля..................................................... 90м. - 3,6 км.
Глубина минного поля................................................................................................ 18-64 м.
Время перезарядки полным комплектом мин (экипаж + саперное отделение).... 1 час
Бортовое вооружение................................................................................................. пулемет s.MG.3 (2000 патронов)

В период 1986-88 годы было построено 300 минометателей  Скорпион, после чего программа Скорпион была завершена. Минометатели были распределены-  по 2 установки в   бронесаперные роты боевых бригад (Panzerpionierkompanie) и по 6 установок в каждый саперный батальоне (Pionierbataillon) дивизии. По состоянию на 2011 год в Бундесвере имеется 68 подразделений, эксплуатирующих   Скорпион.

От автора. Должны эксплуатировать. Но как то это не очень получается. За год службы по призыву солдаты не успевают освоить эту, не особенно и сложную машину (да и не очень хотят), а контрактники   уклоняются от службы на Скорпионах из-за недостаточной по их мнению зарплаты при повышенной опасности. Как ни крути, а иметь за спиной на открытой всем пулям платформе 470 килограмм гексогена как то не очень вдохновляет.

P.S. На снимке справа мина DM1274 в боевом положении.  У читателя может возникнуть резонный вопрос - мина на поверхности, да еще и возвышающаяся на 10-15 см. хорошо заметна и танк может избежать встречи с ней. В чем тогда смысл таких мин?Смысл в том, что основная задача этих, да и любых других мин систем дистанционного минирования, задержать, остановить танки противника и заставить их искать другие пути, ждать, пока саперы проделают проходы в минном поле. Тем самым непроизводительно расходуется самый драгоценный боевой ресурс- время. Ломается боевой порядок, нарушается взаимодействие с другими частями, силами огневой поддержки, с авиацией. Задержка у минного поля дает противнику возможность нанести артиллерийский, вертолетный удар, подтянуть резервы и противотанковые средства.Да и то сказать,  из танка с расстояния 20-30 метров эти мины заметны плохо, если вообще заметны. А ближе они вообще не видны из танка (слепая зона). К тому же экипаж танка больше озабочен оценкой общей боевой обстановки, ориентированием на поле боя, поиском танков, и противотанковых средств противника.

25 октября 2013г.

Источники и литература

1.HDv 285/110 VS-NfD Kampfmittel fuer den Pionierdienst. Koeln, 23. Mai 20032.MunitionMerkblatt 1345-8012-1 Blatt 1. Materialamt der Bundeswehr.  St Augustin. Juni 1987.3.MunitionMerkblatt 1345-1012-DM1274. Materialamt der Bundeswehr.St Augustin. Juni 1993.4.TDv 2350/043-12. Minenwerferfahrzeug SKORPION Fahrgestell. Koeln, 10. Mai 1987.5.TDv 1055/012-12. Minenwurfanlage und Einstell.-, Pruf.- und Abfeuergerat. Koeln, 23. Juni1987.6. D.Zaenkert. Der Reibert. Das Handbuch fuer den deutschen Soldaten. Verlag E.S.Mittler&Sohn GmbH. Berlin.Bonn.Hamburg. 19947. D.Stickfisch. Der Reibert. Das Handbuch fuer den deutschen Soldaten. Verlag E.S.Mittler&Sohn GmbH. Berlin.Bonn.Hamburg. 19988.А.В.Громов.Вооружение и техника. Справочник. Военное издательство. Москва.1984г.

---***---

saper.isnet.ru

"Скорпионы"

На выставке "Комплексная безопасность" корпорацией "Защита" были продемонстрированы специальный полноприводной автомобиль Скорпион-ЛША под индексом Скорпион-2М и многоцелевой бронированный автомобиль Скорпион-ЛША Б.

В начале несколько слов про Скорпион-2М.

Автомобиль спроектирован по требованиям заказчика (Министерство обороны) после опытной войсковой эксплуатации предшественника - Скорпиона-ЛША. От базы УАЗа решили отказаться и сделали свою, оригинальную. Официальные ТТХ:     Если раньше был откидной борт, то сейчас на его месте двери. Вот такие.   На правой кормовой двери - запаска. Водителю не придется ручками спускать тяжелое колесо на землю, для этого есть специальный блок.  

Ступеньки, чтобы легче взбираться в кузов.

Внутри по бокам стоят лавочки, но они легко могут быть заменены на сиденья по требованию заказчика.  

 

Передняя панель.

Место водителя.

Автомобиль может выпускаться как с тентованным, так и с металлическим кузовом. Для холодного времени года разработан специальный утепленный тент. Когда привел пример претензий солдат к прежней версии: "Летом - пылесос, постоянно тянет в машину ее родимую", то получил ответ, что в корпорации руки сложив не сидели и конструкция была доработана. Кстати, сейчас Скорпион-2М проходит различные испытания на полигоне в Бронницах.

Теперь самое интересное - бронированный Скорпион-ЛША Б.

Официальные ТТХ:    

Ведущий конструктор бронекорпуса данного автомобиля читает блог twower и любезно согласился ответить на мои многочисленные и не всегда удобные вопросы.

- Кем финансируются работы по ЛША Б? - Автомобиль производится по заказу Министерства обороны России на средства нашей корпорации.

- Расскажите про бронирование автомобиля.

- Основной класс защиты - 5-й по ГОСТ Р 50963-96. В конструкцию заложены решения, позволяющие устанавливать дополнительные пакеты брони, что доводит уровень защиты до 6а класса.

- Речь идет о керамических или стальных панелях? Если о керамике, то чьего производства?

- Возможны разные варианты. Грузоподъемность шасси с керамикой, в принципе, нормальная.

Использовать будем либо отечественную керамику, либо локализуем у себя производство на основе иностранных образцов. Сейчас выпускается российская керамическая броня вполне нормального качества. - Бронирование двигателя планируется?

- Как опция. Можем бронировать двигательный отсек по 3-му классу ГОСТ, если на то будет желание заказчика. - Как выглядит противоминная защита ЛША Б?

- По требованию Министерства обороны обеспечена базовая защита от подрыва взрывного устройства, эквивалентного 600 г тротила, под любой точкой днища. Планируем, что автомобиль будет держать подрыв, как минимум, 2 кг под днищем. А под колесом может даже и до 4 кг. В случае подрыва 600 г хватит и одноуровневой защиты с фальшполом, а вот при подрыве 2 кг понадобится устанавливать несколько уровней защиты.

Но надо понимать, что установка турели, защиты по 6а классу от обстрела, многоуровневой защиты от подрыва, приведет к тому, что для имеющегося двигателя нагрузка станет тяжеловата. Сейчас мы ведем работы в этом направлении, изучаем возможности более мощных двигателей.

- Вы рассматриваете вариант установки отечественных двигателей? Например, ЯМЗ, которые использует Группа ГАЗ на "Тигр-М"?

- ЯМЗ в сравнении с Андорией гораздо тяжелей и габаритней. Если его ставить, то придется менять компоновку Скорпиона, и ЛША Б перейдет в более "тяжелый" класс машин. Мы, конечно же, ориентируемся на использование отечественных комплектующих, но иногда их нет, а делать автомобиль все же надо.

- Вернемся к защите. Какие-либо испытания на обстрел, подрыв проводились?

- Да. В ближайшее время они также предстоят.

- Во время испытаний на подрыв, что будете использовать для размещения в машине: специальные манекены типа Hybrid III, или, например, как некоторые другие отечественные производители, свиней?

- Будут и манекены, и животные. Сейчас мы работаем со специалистами различных профильных фирм, чтобы провести разносторонние испытания.

  - Для размещения десанта вы использовали несколько нестандартные сиденья.

- Мы постарались максимально облегчить их. Для большей защиты людей сиденья прикреплены к бортам, а в их конструкции предусмотрены амортизационные элементы, которые разрушаются при вертикальной нагрузке при подрыве.

Для удобства десанта, сиденья смещены относительно противоположного ряда, так что люди сидят не друг напротив друга, упираясь коленка в коленку, а более свободно.

Расстояние между сиденьями - 50 см. Вот я сижу на одном из них, чуть подобрав ноги.

  Поскольку на крыше планируется установка турели, то попробовал высунуться в люк. Его края пришлись мне аккурат до подмышек (при моем росте 180 см), поэтому пулеметчику явно потребовалась бы платформа. Ее следов в салоне не обнаружилось, поэтому я задал соответствующий вопрос:

- Планируется ли какая-либо платформа для пулеметчика?

- Да, конечно.

- Но ведь внутри достаточно мало места?! Платформа явно будет мешать десанту.

- Рассматриваются несколько вариантов. Для размещения боекомплекта можно легко демонтировать сиденья (надо всего лишь открутить три болта) и закрепить вместо них коробки с патронами. Мы можем разработать съемную универсальную платформу с кронштейнами для их крепления, и непосредственно перед выполнением той или иной задачи военнослужащие сами смогут решать, что и в каком количестве им взять.

Можно будет убрать два сиденья и установить платформу для пулеметчика с креплениями для коробок с патронами. Можно вообще оставить только одно-два сидения и взять больше боекомплекта.

- Обратил внимание, что креплений для личного оружия в десантном отделении нет.

- Кронштейны для крепления автоматов разработаны, при необходимости их можно будет разместить между сиденьями. Но пока принято решение, что оружие десантникам будет удобнее держать в руках, поставив между ног.

Командир и водитель машины имеют крепления для личного оружия, которые расположены между их сиденьями. У кормовой двери справа есть крепления для приборов ночного видения.

- Как провозить более габаритные вооружения? Те же ПЗРК или выстрелы к ручному гранатомету?

- Придется демонтировать сиденья и ставить на их месте кронштейны для крепления данного оружия.

- А людей куда?

- Чудес не бывает. Требования к данному классу автомобилей таковы, что придется выбирать либо одно, либо другое. Для транспортировки оружия, подобного ПЗРК, придется использовать специальную технику отдельно.

  - Конструкцию подголовников в сторону большей фиксации головы, необходимой для защиты при подрыве, планируете изменить? - Посмотрим какие рекомендации последуют на этот счет после соответствующих испытаний. На данный момент иная конструкция подголовников мешала бы десантникам вести наблюдение через окошки.

Вид на окошко изнутри (закрыто шторкой, которая крепится липучками).

   

Под каждым окошком есть бойница для ведения огня из стрелкового оружия (вид на внутреннюю часть кормовой двери).  

  - Возвращаясь к пулеметчику. Разрабатывается ли турель для его защиты?

- Да, мы сейчас ведем подобные разработки и постараемся турель в ближайшее время представить. Все зависит от желаний заказчика: можем установить упрощенный вариант с простыми щитками, можем сделать с щитками и бронированными стеклами.  

  - А как эта нагрузка скажется на ходовой?

- Снаряженная масса Скорпиона-ЛША Б - 3900 кг, полная масса - 4500 кг. Полезная нагрузка по требованию заказчика должна быть 600 кг. Но ходовая часть на самом деле выдержит гораздо больше. Мы рассчитываем, что не менее 5500 кг ходовая должна выдержать.

Пока на крыше для защиты стрелка есть только люк за спиной. Для удобства можно опереться на специальный валик, что гораздо приятнее, чем на голый металл.

  Люк в открытом положении фиксируется таким вот стопором с левой стороны.   А это стопор поворотного круга.   - Баллистической тканью салон изнутри оббивать будете?

- На данном тестовом экземпляре ее нет, но по требованию заказчика можем установить. Хоть арамид, хоть полиэтилен. Однако это дороже ему обойдется.

- Кондиционер есть?

- Кондиционер установлен штатно. Возможна также и установка системы принудительной вентиляции для вытяжки пороховых газов. Она устанавливается в крышку эвакуационного люка в крыше на корме Скорпиона. При этом люком можно будет точно также пользоваться для экстренного покидания машины.

Эвакуационный люк в открытом положении виден на крыше у кормы. Справа - фильтровентиляционная установка ФВУ-100А.

 

 

Кроме кондиционера, конечно, же имеется и печка. В десантном отделении под вторым сиденьем по левой стороне находится отопитель.  

 

При осмотре люка и дверей обратил внимание на отсутствие некоторых, полезных на мой взгляд, решений:

- Вижу, что эвакуационный люк невозможно открыть снаружи. Да и кормовая дверь, при блокировке ригелем изнутри, не открывается с внешней стороны. Что делать в случае подрыва машины, когда находящиеся внутри люди не смогут самостоятельно открыть их?

- Когда автомобиль будет проходить полный цикл испытаний, и данное требование по их итогам появится, то мы такие мелочи можем исправить буквально за недельный срок. В нашей фирме нет инертности, мы не разрабатываем что-либо годами. При этом быстрота реакции не идет в ущерб качеству. Маленькая экскурсия вокруг машины.

Забираться в десантное отделение реально удобно, не надо задирать высоко ногу, ступенька и ручка сбоку очень к месту. По идее и в полной экипировке проблем не должно возникнуть

  А вот высота потолка меня немного смутила. Сев и полностью выпрямившись, при своем росте в 180 см я за малым не достал до него. Будь в каске, может быть даже и цеплял бы. Более высоким людям придется слегка горбиться.

Сзади с обоих бортов имеются ящики для ЗИПа и прочего скарба.

 

По правой стороне по центру запасное колесо с блоком для спуска оного на землю.

 

За запаской находится один из двух баков. Топливные баки взрывобезопасны, в них используется специальный наполнитель, а также самозатягивающийся протектирующий слой.

 

Командирская дверь.

С левой стороны все тоже самое, только нет запаски перед баком. Колеса могут быть поставлены с боестойкими вкладками, разных размеров, в зависимости от пожеланий заказчика.

  Водительская дверь изнутри.  

Собственно само место водителя.

 

Кресла и водителя, и командира прикреплены к борту и фальшполу, в результате чего защищают сидящих в них людей при подрыве. Кресла имеют амортизацию, сдвигаются вперед-назад, имеют несколько положений наклона спинки и подголовника. Выемки под бронежилет, как на Ивеко, в них нет, но конструктор уверяет, что если захочет заказчик, то она появится.

 

Поинтересовался штатные ли видеокамеры, установленные на машине и внутри салона. Оказалось, что это рекламная акция одного из производителей систем наблюдения, но никаких проблем поставить их на реальную машину нет. Дисплей - от этой системы.

  Лобовое стекло имеет подогрев, если потребует заказчик, то и боковые окна им оборудуют.

Место командира.

  На крышу машины спереди также планируется установить дистанционно управляемую фару-искатель.

Мой заключительный вопрос конструктору был о перспективах ЛША Б в составе легких бригад, а возможно и ВДВ:

- Машину возможно транспортировать на внешней подвеске вертолета?

- На последующих версиях мы будем обязательно прорабатывать такую возможность.

В данной публикации представлены фотографии Дениса Мокрушина.

МОСКВА, сайт twower.livejournal.com, блог Дениса Мокрушина "Записки русского солдата", 1

Оригинал

www.arms-expo.ru