«Росатомфлот» — атомные ледоколы России. Сколько в россии ледоколов


Новый ледокольный флот России

Территория Арктики составляет 27 миллионов квадратных километров – это больше площади любого государства нашей планеты. Это самый малонаселённый регион Земли, исключая Антарктиду. Это самая перспективная область для разработки полезных ископаемых, расположенных как под сушей, так и под толщей студёных вод. Колоссальный арктический потенциал касается научных наблюдений и многопрофильных исследований. Этот потенциал во многом не раскрыт – но и обнаруженные возможности разработать крайне непросто.

Через Арктику проходит кратчайшее авиационное сообщение между Азией и Северной Америкой. Вдоль российских арктических берегов пролегает оптимальный морской путь из Европы в Азию. Его загруженность растёт синхронно с прогрессом азиатских экономик и в связи с отступлением полярных льдов. В Арктике расположены важнейшие элементы систем предупреждения о ракетном нападении РФ и США. Здесь восстанавливаются старые советские базы и строятся новые – включая уникальные «Арктический трилистник» на земле Франца-Иосифа и «Северный клевер» на Новосибирских островах.

Освоение и защита стратегически важного региона невозможны без мощного ледокольного флота.

Россия традиционно занимала лидирующие позиции в данном направлении кораблестроения, всего комплекса сопутствующих наук и технологий. Что вполне объяснимо размерами арктических владений нашей страны, историческими особенностями и целенаправленной государственной политикой. Скорее удивляет пренебрежение мореходным освоением Арктики со стороны других стран – весьма развитых и более чем целенаправленных по иным векторам.Канада, Дания, Норвегия и США занимают верхние строчки любых промышленных, технологичных и научных рейтингов. Занимают вполне обоснованно и прочно. При этом обладая меньшим ледокольным флотом, чем одна РФ и без намёка на корабли с атомной силовой установкой.

В России эксплуатируется три десятка ледоколов мощностью менее 45.000 л.с. и четыре атомных – «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач» и «Таймыр». В прошлом году спущена на воду новая «Арктика» – пятый атомоход для полярных широт и самый крупный из существующих. Два других корабля того же проекта строятся на Балтийском заводе ускоренными темпами. Сход со стапелей «Сибири» состоится уже в сентябре 2017, «Урала» – в конце следующего года. Выход кораблей на арктические маршруты запланирован в 2019-2022 гг.

Ледоколы серии 22220 являются универсальными – могут использоваться как на «глубокой» воде, так и в руслах многочисленных рек бассейна Северного Ледовитого океана. Толщина уверенно проламываемого льда выросла по сравнению с аналогами на 25%, до 3 метров. Особое внимание уделено безопасности эксплуатации ядерных реакторов, снижению эксплуатационных расходов и эффективности проводки караванов по Севморпути. Три новых «Арктики» способны заменить пять ледоколов предыдущих поколений – три линейно-магистральных и два припортовых с мелкой осадкой.

Увеличение толщины преодолеваемых льдов всего на 75 сантиметров означает навигацию по Северному морскому пути в течение практически всего календарного года. Современные полярные корабли РФ таковой возможности не имеют. От Архангельска до Ямала проводка судов возможна 9-10 месяцев, от Ямала до Чукотки – не более семи. После ввода в эксплуатацию серии 22220 восточная часть Севморпути станет судоходной 10 месяцев, западная – в любое время года.

Новые «Арктики» работают на атомных реакторах нового типа РИТМ-200. Силовые установки интересны вариативным принципом компоновки, использованием низкообогащённого топлива и кратно возросшим ресурсом. Урановая перезагрузка необходима им раз в семь лет (раз в 2.5 года у предыдущих атомных ледоколов). Общий срок ледокольной службы увеличен до 30 лет. Появилась функция маневрирования реакторной мощностью, благотворно влияющая на рациональность работы, долговечность, безопасность и коммерческую перспективу всего проекта.

На кораблях серии 22220 реализована новая система электрического движения – способная оптимизировать расход электроэнергии и стать надёжным источником питания электромагнитных и лазерных установок. Всё использованное оборудование, материалы и расходные части новых кораблей выпускаются российскими предприятиями. Эти ледоколы имеют большое значение для успешной навигации по Северному морскому пути – в том числе навигации международной.

Любая навигация нуждается в защите. Конечно, пираты на обшарпанных моторных лодках российской Арктике не грозят. Но к сожалению, современное пиратство одиозными морскими разбойниками не исчерпывается. Обширные малонаселённые просторы и безграничное богатство региона способно вскружить голову стервятникам всех мастей и калибров. Для остужения агрессивных планов (в том числе академичных и штабных) необходимы различные средства. Не только дипломатические или устрашающе-стратегические, но и патрульные, скоростные, весомые. Физически присутствующие в северных широтах и готовые противостоять широкому спектру угроз – от стихийных до враждебно-диверсионных.

Данная миссия возложена на ледовый проект 23550. Первый представитель серии заложен на Адмиралтейских верфях в апреле 2017 и носит имя легендарного полярника И. Папанина. Это принципиально новые корабли и для ВМФ РФ, и для всего кораблестроения – как военного, так и гражданского.«Иван Папанин» объединяет качества ледового патруля, мощного буксира и носителя скоростных катеров.Он обладает водоизмещением 8.500 тонн и скоростью более 16 узлов, с дальностью перехода от Архангельска до Чукотки без портовых передышек.На корабле предусмотрено базирование нескольких катеров типа «Раптор» со скоростью хода 48 узлов (89 км/час!) и автономностью до 100 морских миль, а также многоцелевого вертолёта.

Вооружение «Ивана Папанина» компонуется по модульному принципу. Оно состоит из классических артиллерийско-ракетных и зенитных средств поражения, в том числе до 8 пусковых контейнеров крылатых ракет «Калибр», а также из перспективных разработок электромагнитного и лазерного оружия корабельного базирования.

Подобный корабль ледового класса может ликвидировать опасные диверсионные угрозы, патрулировать акватории и торговые пути, оперативно выполнять поисково-спасательные мероприятия, обеспечивать безопасность судов в караванах и на открытых рейдах, освобождать их из ледового плена и осуществлять проводку до пункта назначения. В том числе суда-нарушители государственных границ РФ.

В канун дня российского ВМФ на заводе Севмаш (г. Северодвинск) начато строительство очередного подводного ракетоносца типа Ясень-М – седьмого по счёту. Вооружение подводной лодки составляют торпеды, крылатые ракеты «Калибр» и «Оникс», с обычным либо ядерным зарядом. Ледокольные способности не являются главным достоинством «Ясеней», несущих вахту скрытым образом и обычно в северных широтах. Но АПЛ данного типа могут раскалывать лёд прочными корпусами и наносить ракетные удары из-под толщи замерзшей воды на дальность несколько тысяч километров.

Сбалансированное развитие военного и гражданского судостроения позволяет России развивать отечественную наукоёмкую промышленность, создавать квалифицированные рабочие места, гарантировать освоение перспективного арктического региона и безопасность данного процесса от любых угроз.

www.globalwarnews.ru

«Ледокольный флот России (часть 1)» в блоге «Судостроение и судоходство »

Предлагаю Вашему вниманию серию фотообзоров, посвящённых ледокольному флоту России. В трёх частях я постараюсь рассказать о всём многообразии судов ледового класса, эксплуатирующихся сейчас в России, в т.ч. о построенных ещё до распада Советского Союза. Первая часть посвящена судам с атомной силовой установкой.

1. Атомный ледокол «Ленин» Построен в 1959 г. на Адмиралтейском заводе по проекту 92М.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 19400 т.

Главные размерения: длина — 134 м, ширина — 27.6 м, осадка — 10.5 м.

Максимальная скорость хода: 18 узлов

Мощность: 32МВт

Ледопроходимость: 2.0 м.

Автономность: 6 месяцев

Экипаж: 243 человека

Первое в мире надводное судно с ядерной силовой установкой.

В 1989 году выведен из эксплуатации, с 2009 года - музей в Мурманске.  

2. Атомный ледокол «Арктика» Построен в 1975 году на Балтийском заводе по проекту 1052.

Обратите внимание на фундаменты под артиллерийские установки!

Технические характеристики:

Водоизмещение: 23460 т.

Главные размерения: длина — 147.9 м, ширина — 29.9 м, осадка — 11 м.

Максимальная скорость хода: 20 узлов

Мощность: 54 МВт

Ледопроходимость: 2.0 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Экипаж: 150 человек

Первое в мире надводное судно, достигшее Северного полюса.

В 1982 - 1986 годах назывался «Леонид Брежнев». В 2008 году выведен из эксплуатации. 

3. Атомный ледокол «Сибирь» Построен в 1977 году на Балтийском заводе по проекту 1052.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 21120 т.

Остальные характеристики совпадают с данными ледокола «Арктика».

В 1993 году выведен из эксплуатации и подготовлен к утилизации.

4. Атомный ледокол «Россия» Построен в 1985 году на Балтийском заводе по проекту 10521.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 22920 т.

Главные размерения: длина — 150 м, ширина — 30 м, осадка — 11 м.

Максимальная скорость хода: 20 узлов

Мощность: 54 МВт

Ледопроходимость: 2.0 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Экипаж: 150 человек

В 2007 году обеспечил исследование континентального шельфа России с использованием глубоководных аппаратов «Мир» с борта судна «Академик Фёдоров». Находится в эксплуатации. 

5. Атомный ледокол «Советский Союз» Построен в 1990 году на Балтийском заводе.

Обратите внимание на РЛС управления огнём артиллерии МР-123 (серого цвета перед рубкой). Аналогичные РЛС установлены на ледоколах «Россия» и «Ямал»

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Россия».

С 2007 года находится в отстое в ожидании ремонта.

6. Атомный ледокол «Ямал» Построен в 1993 году на Балтийском заводе по проекту 10521.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Россия».

Находится в эксплуатации. 

7. Атомный ледокол «50 лет Победы»

Построен в 2007 году на Балтийском заводе по модернизированному проекту 10521.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 25168 т.

Главные размерения: длина — 159.6 м, ширина — 30 м, осадка — 11 м.

Максимальная скорость хода: 21 узел

Мощность: 54 МВт

Ледопроходимость: 2.8 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Экипаж: 138 человек

На сегодняшний день - самый большой и мощный ледокол в мире!

Заложен 4 октября 1989 года под названием «Урал», спущен на воду 29 декабря 1993 года.      Из-за отсутствия финансирования строительство ледокола было приостановлено. В 1995 году получил имя «50 лет Победы», в 2003 году строительство было продолжено. От других ледоколов серии отличается наличием экологического отсека, для чего пришлось увеличить длину корпуса, а также другой формой носовой оконечности. Находится в эксплуатации.      

8. Атомный ледокол «Таймыр» Построен в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по проекту 10580. ЯЭУ установлена на Балтийском заводе, в эксплуатации с 1989 года.

Технические характеристики:

Водоизмещение: 20000 т.

Главные размерения: длина — 151.8 м, ширина — 29.2 м, осадка — 8.1 м.

Максимальная скорость хода: 18.5 узлов

Мощность: 35 МВт

Ледопроходимость: 1.7 м.

Автономность: 7.5 месяцев

Экипаж: 110 человек

Ледокол с малой осадкой для проводки судов в устья сибирских рек. Находится в эксплуатации.

9. Атомный ледокол «Вайгач» Построен в Финляндии на верфи компании «Wärtsilä» по проекту 10580. ЯЭУ установлена на Балтийском заводе, в эксплуатации с 1990 года.

Технические характеристики: совпадают с данными ледокола «Таймыр».

Ледокол с малой осадкой для проводки судов в устья сибирских рек. Находится в эксплуатации.

Любопытный факт - выполнив контракт СССР на строительство двух ледоколов и не получив новых контрактов, финская верфь обанкротилась!

10. Атомный лихтеровоз «Севморпуть»

Построен в 1988 году на ССЗ «Залив» (Керчь) по проекту 10081. 

Технические характеристики:

Водоизмещение: 61880 т.

Главные размерения: длина — 260.1 м, ширина — 32.2 м, осадка — 11.8 м.

Максимальная скорость хода: 20.8 узлов

Мощность: 32.5 МВт

Ледопроходимость: 1.0 м.

Автономность: 2.5 месяца

Экипаж: ? человек

Вместимость: 74 лихтера грузоподъёмностью по 300 тонн или 1328 20-футовых контейнера

С 2007 года находится в отстое в связи с отсутствием подходящих грузов.

11. Атомный двухосадочный ледокол проекта 22220 (ЛК-60Я)

Планируется строительство на Балтийском заводе. Контракт подписан 23 августа 2012 года. 

Технические характеристики:

Водоизмещение: 25540/33540 т.

Главные размерения: длина — 160 м, ширина — 30 м, осадка — 8.5/10.5 м.

Максимальная скорость хода: 22 узла

Мощность: 60 МВт

Ледопроходимость: 2.8 м.

Автономность: 6 месяцев

Экипаж: 75 человека

Технический проект ледокола разработан ОАО ЦКБ «Айсберг»

Фотодополнение.

«Россия»: 

«Ямал»:

«50 лет Победы»: 

«Русские витязи» в небе Дудинки, 21 мая 2005 года. (кликабельно)

На рейде стоят ледоколы «Таймыр» и «Вайгач», справа вдали лихтеровоз «Севморпуть»:

Мурманск. База «Росатомфлота», 18 июня 2011 года. (кликабельно)

Слева направо - «Севморпуть», «Арктика», «50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр» и «Россия»:

Этот пост стал 300-ым моим постом на сайте «Сделано у нас», т.ч. у меня юбилей!

Продолжение: часть 2  часть 3  часть 4  часть 5  часть 6

sdelanounas.ru

Сколько ледоколов нужно России? - Концептуал.рф

15 августа 2013, 16:45

3593

0

Необходимость ледоколов для Северного морского пути в сегодняшней России

I605_1376342486_ledokol-rossiya

Если говорить о развитии транспортной системы России в Арктике, в первую очередь речь идет о развитии Северного морского пути (СМП), как единой национальной транспортной магистрали. Ее развитие предполагает устойчивую и безопасную работу в интересах национальной и региональной экономики, международных, государственных и транзитных перевозок, а также северного вывоза грузов. Представить решение данных задач без использования современного ледокольного флота вряд ли возможно. Российский арктический флот нуждается в проведении системной модернизации, что подразумевает увеличение доли перспективных ледоколов, а также постройки транспортных средств универсального или двойного назначения, которые наиболее эффективны в условиях меняющейся современной Арктики. 

Также необходима постройка мало- и среднетоннажных кораблей класса «река-море», судов для перевозки транзитных контейнерных грузов, танкеров ледового класса, сухогрузно-наливных теплоходов, научно-исследовательского судов и др. Обеспечение безопасного плавания в условиях Арктики предполагает постройку кардинально обновленного ледокольного флота, постройку судов ледового и усиленного ледового класса, специальных двухкорпусных танкеров, обладающих дополнительным аварийным снабжением. 

Дальнейшее развитие СМП предполагает создание Северного транспортного коридора (СТК), который был бы доступен круглогодично. СТК выступил бы национальной трансарктической морской магистралью протяженностью от Мурманска до Петропавловска-Камчатского. Показательным для выявления тенденции развития судоходства в Арктике можно назвать навигацию 2011 года. Данная навигация продемонстрировала, что плавание судов различного назначения по Северному морскому пути, к примеру, из Мурманска в различные порты Юго-Восточной Азии обеспечивает сокращение времени доставки грузов от 7 до 22 суток по сравнению с плаванием через Суэцкий канал. Естественно, при соответствующем обеспечении. 

В наши дни Россия находится в выигрышном положении по сравнению со всеми другими претендентами, которые хотели бы воспользоваться богатствами Арктики. Помимо 6 атомных ледоколов (атомного ледокольного флота нет ни у одной страны мира) у России имеется еще около 20 дизельных ледоколов. Для сравнения у Дании – 4 ледокола, у Норвегии – 1, у США – 3, побольше ледоколов у Канады – 2 тяжелых ледокола и более десятка ледоколов небольшого класса. Однако большой опыт работы в высоких широтах и наличие атомного ледокольного флота обеспечивают России несомненное преимущество. 

Единственные в мире атомные ледоколы в настоящее время находятся у пирсов на окраине Мурманска, летом работы у них особо не бывает. Редко они совершают туристические рейсы к полюсу, но серьезная работа для них еще не началась. Отечественный атомный ледокольный флот – это 4 тяжелых ледокола мощностью 75 000 л.с. класса «Арктика», еще 2 ледокола мощность по 40 000 л.с. класса «Таймыр» и один атомный лихтеровоз ледокольного класса. 

Проведенный специалистами анализ свидетельствует о том, что транзитные перевозки грузов по СМП уже к 2015 году могут возрасти до 3-4 млн. тонн, что потребует 100 ледовых проводок в год. К 2019-2020 годам транзитные перевозки по этому маршруту вырастут до 5 млн. тонн в год, что в свою очередь потребует увеличения числа ледовых проводок до 170-180. К 2030 году потребность в ледокольных проводках будет уже более 200 в год. Круглогодичную работу маршрута, а также обслуживание портов смогут надежным образом обеспечить 5-6 атомных ледоколов мощностью 60-110 МВт, 6-8 неатомных ледоколов мощностью 25-30 МВт и 8-10 неатомных ледоколов мощностью 16-18 МВт. При этом их загруженность не будет превышать 70%. 

К сожалению, уже сейчас понятно, что объективный рост ежегодных транзитных перевозок по СМП может быть значительно ограничен отсутствием необходимого количества у России современных ледоколов. Их постройка становится важнейшей проблемой всего дальнейшего развития транспортной системы в Арктике. С принятием во внимание наиболее предпочтительного сценария развития Арктики до 2030 года предполагаются радикальная модернизация СМП с одновременным наращиванием грузооборота на его трассах до 30–35 млн. тонн каждый год. Такой значительный рост грузопотока по арктическим трассам и должен лежать в основе прогноза дальнейшего развития российского ледокольного и специального арктического флота. Но при этом также следует иметь в виду, что восстребованность ледоколов во многом будет зависеть от того, станет ли Северный морской путь привлекательным для иностранных судоходных компаний.

Ледокольный флот России

140 лет истории ледокольного флота достаточно много изменили в конструкции данных судов, более всего за эти годы выросла их мощность. Так если мощность двигателей одного из первых ледоколов «Ермак» составляла 9,5 тысяч л.с., то вышедший в море всего через полвека дизель-электрический ледокол «Москва» развивал мощность в 22 тысячи л.с., а атомные ледоколы класса «Таймыр» могут развить мощность до 50 тысяч л.с. Из-за трудностей связанных с их морской профессией мощность двигательных установок современных ледоколов на 1 тонну водоизмещения в 6 раз выше, чем у аналогичных по водоизмещению океанских лайнеров. При этом, даже атомные ледоколы качественно остались теми же, что и их предшественники – бронированными ящиками, которые наполнены огромными «табунами лошадей». Их дело – проломить полынью для идущих за ними караванов грузовых судов и танкеров, данный принцип организации ледовых перевозок можно сравнить с обычным движением барж за тянущим их буксиром. 

В наши дни Россия располагает наиболее крупным по численности ледокольным флотом среди всех стран мира. В его состав включены 40 судов различного назначения и классов. Помимо этого Россия единственное государство, имеющее собственный атомный ледокольный флот. В его составе сегодня 6 ледоколов, 1 лихтеровоз и 4 судна технологического обслуживания. Еще в 1987 году СМП обслуживали 17 линейных ледоколов, среди которых было 8 атомных, при этом уровень их загрузки составлял не более 30%. 

Для ледокольного флота России характерно постепенное старение, многие корабли почти выработали свой ресурс. Сегодня у России есть 6 атомных ледоколов: «Россия», «50 лет Победы», «Ямал», «Советский Союз», «Вайгач» и «Таймыр». Но специалисты уже сейчас бьют тревогу, потребность в обновлении российского атомного флота становится все более ощутимой, так как без участия этих гигантов осваивать арктические просторы и удерживать статус арктической державы просто нереально. 

Уже в ближайшие 5-7 лет «на пенсию» должны уйти самые старые атомные ледоколы, после чего в строю останется лишь 2 наиболее новых корабля – «Ямал», который был построен в 1993 году, и «50 лет Победы» (2007). Первыми в доки должны будут отправиться ледоколы «Россия» (1985 год постройки), «Таймыр» (1988 год постройки) и «Советский Союз» (1989 год постройки). Одновременно с этим «Росатом» напоминает о том, что для функционирования СМП в полную меру необходимо не менее 10 судов. Пока что имеющиеся ледоколы справляются с организацией необходимой интенсивности движения, однако к 2020 году Северный морской путь при росте грузооборота и выходе на «пенсию» атомных ледоколов рискует оказаться в «ледовой паузе». 

Неудивительно, что в России думают над дальнейшим развитием собственного ледокольного флота. Первоочередной задачей ряд специалистов называет создание ледокола, относящегося к новому поколению, который создается в рамках проекта 22220 (ЛК-60Я). Данный ледокол должен стать наиболее мощным из всех существующих на сегодняшний день атомных ледоколов. Он будет обладать шириной корпуса в 33 метра. Главной его особенностью должна стать переменная осадка. Это будет его главным преимуществом перед предшественниками. Он получит возможность работать как в устьях сибирских рек, так и в океане, благодаря особой двухосадочной конструкции. Данный ледокол будет иметь 2 рабочих осадки: 10,5 и 8,5 метров. Данную функцию ледоколу обеспечит быстродействующая балластная систем. Свою осадку от минимального до максимального значения ледокол сможет изменить за 4 часа.

Ход обновления ледокольного флота

Постройка национального ледокольного флота планировалась в разные годы в ряде разнообразных федеральных целевых программ (ФЦП). Самой первой из них была программа «Возрождение торгового флота России», которая была утверждена президентом страны и была рассчитана на 1993-2000 годы. В июне 1996 года данную программу продлили до конца 2001 года. Согласно данной программе планировалось строительство 16 новых ледоколов, но ни один из них в указанные сроки построен не был. 

На смену данной программе пришла новая ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)». Данная программа включала в себя подпрограмму «Морской транспорт», в рамках которой было создано технико-экономическое обоснование постройки ледокольного флота нового поколения для обеспечения работы СМП. Согласно данной программе до 2015 года планировалось построить и ввести в эксплуатацию 2 атомных ледокола мощностью 55–60 МВт, построенных по проекту 22220 (ЛК-60Я), ледоколы должны были получить реакторную установку нового поколения. 

За 2-3 года до окончания строительства атомных ледоколов, то есть ориентировочно в 2012–2013 году планировалось ввести в эксплуатацию 2 дизель-электрических ледокола типа ЛК-25, а также приступить к постройке портовых ледоколов нового поколения. Но и данная программа оказалась невыполненной. Более того, до настоящего времени ни один современный ледокол, обладающий требуемой мощностью, даже не был заложен на российских верфях или заказан за рубежом. Вместо дизель-электрических ледоколов ЛК-25 мощностью 25 МВт в 2008 и 2009 году были введены в строй 2 ледокола ЛК-18 мощностью 18 МВт, построенных по проекту 21900. Работы по их строительству велись в рамках изменений, внесенных в подпрограмму постановлением правительства России от 31.05.2006 года. Стоит отметить, что ледоколы ЛК-18 это очень продуманные суда, но решить все задачи линейных ледоколов на арктических трассах они не в состоянии. 

21 февраля 2008 года в России была принята новая ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы». В дальнейшем сроки ее действия были скорректированы на 2010-2015 годы. Согласно данной ФЦП предусматривалась разработка технических предложений по созданию линейного атомного ледокола мощностью до 70 МВт нового поколения, а также ледокола-лидера мощностью 110–130 МВт, предназначенного для круглогодичной работы на трассах Северного морского пути. 

Данной ФЦП также намечено проведение оценочных действий технической возможности и создания организационно-технологического проекта строительства атомных ледоколов повышенной мощности (150–200 МВт). Данная программа постройки ледокольного флота России на 2012–2014 годы позволяла спустить на воду универсальный атомный ледокол и еще 4 дизельных ледокола мощностью 16–25 МВт. Помимо этого, в планах правительства страны до 2020 года – постройка 3-х атомных ледоколов.

В принятой «Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» масштабы намеченного строительства ледокольного флота были еще больше расширены. В документе, в частности, говорится о том, что всего для решения прогнозируемых задач на период до 2030 года по транспортировке углеводородов континентального шельфа нашей стране понадобится 90 специализированных транспортных судов арктического плавания суммарным дедвейтом около 4-х миллионов тонн и обслуживающего их флота в количестве до 140 единиц. Помимо этого, необходимо строительство 10–12 новых ледоколов (в совокупности с ледоколами различных классов и типов, которые будут обеспечивать транспортные морские перевозки, их общая потребность оценивается более чем в 40 единиц).

Следует подчеркнуть, что объемы строительства ледокольного флота определены, но на данный момент российские судостроительные компании почти не приступали к реализации столь амбициозных и актуальных для России планов. Первый линейный атомный ледокол ЛК-60Я был заложен на Балтийском заводе в конце 2012 года, начало его эксплуатации запланировано на 2018 год. С такими темпами обновления ледокольного флота к этому времени СМП России может оказаться перед реальной угрозой наступления «ледовой паузы».

xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai

Самый большой ледокол в мире: фото, размеры

Первый ледокол в мире появился еще в XVIII веке. Это был не очень больших размеров пароход, способный ломать лед в гавани Филадельфии. Прошло немало времени с тех пор, как колесо было заменено турбиной, а затем появился и мощный атомный реактор. Сегодня огромные атомоходы взламывают арктические льды огромной мощностью.

Что такое ледокол?

Это судно, используемое в покрытых мощным слоем льда водах. Атомные ледоколы оснащены ядерными силовыми установками, в связи с чем обладают большей мощностью, чем дизельные, благодаря чему они проще покоряют замерзшие водоемы. Ледоколы обладают еще одним явным преимуществом – им не нужна дозаправка топливом.

Ниже в статье представлен самый большой ледокол в мире (размеры, конструкция, особенности и т. д.). Также, прочитав материал, можно ознакомиться с крупнейшими лайнерами мира подобного типа.Ледокол самый большой в мире

Общие сведения

Следует отметить, что все 10 существующих на сегодня атомных ледоколов построены и спущены на воду во времена бытности СССР и России. Незаменимость подобных лайнеров доказывает операция, произошедшая в 1983 году. В то время около полсотни судов, включая и дизельные ледоколы, оказались на востоке Арктики, в ледовой ловушке. Лишь благодаря атомному ледоколу "Арктика" они смогли освободиться из плена и доставить важные грузы в близлежащие населенные пункты.

Строить атомоходы в России стали давно, потому что только у нашего государства с Северным Ледовитым океаном существует соприкосновение большой протяженности – знаменитый морской Северный путь, длина которого составляет в 5 тыс. 600 километров. Начало он берет у Карских Ворот, а заканчивается у бухты Провидения.

Есть один интересный момент: ледоколы специально окрашиваются в темно-красный цвет, чтобы были хорошо заметны во льдах.

Ниже в статье представлены самые большие ледоколы в мире (топ-10).Самые большие ледоколы в мире, топ 10

Ледокол «Арктика»

Один из самых крупных ледоколов - атомоход «Арктика» в историю вошел как самый 1-й надводный корабль, который достиг Северного полюса. В 1982-1986 годах он носил название «Леонид Брежнев». Закладка его состоялась в Ленинграде, на Балтийском заводе, в июле 1971 года. В его создании принимали участие более 400 предприятий и объединений, проектных и исследовательских научных и прочих организаций.

В воду ледокол был спущен в конце 1972 года. Предназначение судна – проводка судов по Северному Ледовитому океану.

Длина атомохода – 148 метров, а борт имеет высоту примерно 17 метров. Ширина его – 30 метров. Мощность паропроизводящей атомной установки – более 55 мегаватт. Технические показатели судна позволяли проламывать лед, имеющий толщину 5 метров, а скорость его в чистой воде развивалась до 18 узлов.

10 самых больших ледоколов в мире

Ниже представлены 10 самых крупнейших (по длине) современных ледоколов всего мира:

1. «Севморпуть» – это судно ледокольно-транспортное. Длина его равна 260 метрам, высота соответствует размерам многоэтажного дома. Судно способно пройти через толщину льда в 1 метр.

2. «Арктика» – крупнейший атомный ледокол длиной 173 метра. Спущен он на воду в 2016 году и представляет первый атомный ледокол Российской Федерации. Способен раскалывать льды толщиной почти до 3 метров.Самый большой атомный ледокол в мире

3. «50 лет Победы» – морской атомный ледокол (самый большой в мире) класса «Арктика», отличающийся внушительной мощью и глубокой посадкой. Длина его равна 159,6 метра.

4. «Таймыр» – атомный речной ледокол, разбивающий льды в устьях рек толщиной до 1,7 метра. Длина его составляет 151,8 метра. Особенность судна – уменьшенная посадка и способность работать при низких экстремальных температурах.

5. «Вайгач» - построен по одному проекту c «Таймыром» (но он чуть моложе). Оборудование атомное было установлено на теплоход в 1990 году. Длина его – 151,8 м.

6. «Ямал» - знаменит тем, что именно на этом ледоколе происходила встреча начала третьего тысячелетия на Северном полюсе. Общее количество рейсов атомохода к данному пункту составило почти 50. Длина его составляет 150 метров.Ледокол самый большой в мире: размеры

7. Healy – самый крупный ледокол США. В 2015 году на нем американцы впервые смогли совершить путешествие на Северный полюс. Исследовательское судно оснащено новейшим лабораторным и измерительным оборудованием. Длина его – 128 метров.

8. PolarSea – один из старейших ледоколов Соединенных Штатов Америки, построенный в 1977 году. Сиэтл – порт приписки. Длина судна - 122 метра. Возможно, в связи со старостью он скоро будет списан.

9. Louis S. St-Laurent – самый большой ледокол, построенный в Канаде (120 метров длина) в 1969 году и прошедший полную модернизацию в 1993 году. Это первое в мире судно, которое достигло в 1994 году Северного полюса.

10. Polarstern – атомоход Германии, построенный в 1982 году и предназначенный для научных исследований. Старейшее судно имеет длину 118 метров. В 2017 году будет построен Polarstern-II, который заменит предшественника и примет вахту в Арктике.Ледокол самый большой и мощный

Самый большой ледокол в мире: фото, описание, назначение

«50 лет Победы» – в большей степени модернизированный экспериментальный проект 2-й серии ледоколов типа «Арктика». На этом судне применена форма носовой оконечности в виде ложки. Впервые она была использована при разработке экспериментального «Кэнмар Кигорияк» (ледокол, Канада) в 1979 году и убедительно доказала эффективность.

Это самый крупный и мощный в мире атомный ледокол, оснащенный современной цифровой системой автоматического управления. Также он имеет модернизированный комплекс средств для биологической защиты энергетической атомной установки. Оборудован он и отсеком экологическим, оснащенным новейшим современным оборудованием, собирающим и утилизирующим продукты жизнедеятельности персонала на судне.

Ледокол «50 лет Победы» занимается не только освобождением других судов из ледового плена, он также ориентирован на выполнение туристических круизов. Конечно, пассажирских кают на судне нет, поэтому туристов размещают в обычных каютах состава корабля. Однако борт корабля оснащен рестораном, сауной, бассейном и тренажерным залом.Самый большой ледокол в мире: фото

Краткая история о корабле

Самый большой в мире ледокол – «50 лет Победы». Он был сконструирован в Ленинграде, на Балтийском заводе, в 1989 году, а спустя 4 года построен и впервые спущен на воду. Однако строительство его не закончилось в связи с финансовыми неурядицами. Только в 2003-м его было возобновлено его строительство, а в феврале 2007 года в Финском заливе начались испытания. Портом его приписки стал Мурманск.

Несмотря на затяжной старт, на сегодня за плечами корабля - более сотни походов к Северному полюсу.

Самый мощный и большой ледокол «50 лет Победы» – по счету 8-й атомный ледокол, спроектированный и сооруженный на Балтийском заводе.

«Сибирь»

В свое время Советский Союз не имел себе равных в области строительства атомных ледоколов. В те времена нигде в мире не было подобных судов, тогда как у СССР было 7 атомных ледоколов. К примеру, «Сибирь» – судно, ставшее непосредственным продолжением атомных установок типа «Арктика».

Судно было оснащено системой спутниковой связи, отвечающей за факс, навигацию и телефонную связь. Также в нем имелись все удобства: зал для отдыха, бассейн, сауна, библиотека, тренировочный зал и огромная столовая.

Ледокол «Сибирь» в историю вошел как первое судно, совершившее круглогодичную навигацию от Мурманска до Дудинки. Кроме того, он является вторым судном, достигшим вершины планеты на Северном полюсе.

В 1977 году (момент ввода ледокола в строй) оно имело самые большие размеры: 29,9 метра – ширина, 147,9 метра – длина. В те времена он был самым большим в мире ледоколом.10 самых больших ледоколов в мире

Значение ледоколов

Важность подобных судов в ближайшем будущем будет только возрастать, потому что в перспективе намечено множество мероприятий по активной разработке природных ресурсов, находящихся под дном великого Северного Ледовитого океана.

По отдельным участкам навигация на Северном морском пути длится всего лишь 2-4 месяца, потому что все остальное время вся вода покрыта льдом толщиной до 3 метров и более. Чтобы не рисковать кораблем и командой, а также в целях экономии горючего с ледоколов высылаются самолеты и вертолеты для совершения разведки в поисках более легкого пути.

Самые большие в мире ледоколы имеют важную особенность – они могут автономно курсировать по Северному Ледовитому океану в течение года, взламывая носовой частью необычной формы льды толщиной до 3 метров.

Заключение

СССР в свое время имел абсолютное господство в мире по количеству подобных судов. Всего в те времена было сооружено семь атомных ледоколов.

С 1989 года некоторые ледоколы подобного типа стали использоваться и для туристических экскурсий, совершающихся большей частью к Северному полюсу.

В зимнее время толщина льда в океане в среднем составляет 1,2-2 метра, а в некоторых участках достигает 2,5 метра, но ледоколы атомные способны ходить по таким водам со скоростью 20 километров в час (11 узлов). В водах, свободных ото льдов, скорость может достигать 45 километров в час (или 25 узлов).

fb.ru

«Росатомфлот» - атомные ледоколы России

атомные ледоколы

Наша страна обладает единственным атомным ледокольным флотом в мире, задачей которого является обеспечение судоходства по северным морям и освоение арктического шельфа. Атомные ледоколы могут длительно находиться на трассах Севморпути, не нуждаясь в заправке. В настоящее время в состав действующего флота входят атомоходы «Россия», «Советский Союз», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач», а также атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Их эксплуатацией и обслуживанием занимается «Росатомфлот», находящийся в Мурманске.

атомные ледоколы

Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

атомные ледоколы

За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз – контейнеровоз.В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.).Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимостьью - почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

атомные ледоколы

Всего на атомных ледоколах и кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1100 человек.

атомные ледоколы

«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)

Ледоколы класса «Арктика» — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Водоизмещение ледокола — 21 120 тонн, осадка – 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде — 20,8 узлов.

атомные ледоколы

Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

атомные ледоколы

Отделение ГТГ (главных турбогенераторов)

Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

атомные ледоколы

ЦПУ (Центральный пост управления)

атомные ледоколы

Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ — управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

атомные ледоколы

Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем, за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

атомные ледоколы

Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.

атомные ледоколы

«Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

атомные ледоколы

Атомный ледокол «Арктика»

Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина — 148 метров, а высота борта — более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

атомные ледоколы

Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.

атомные ледоколы

«Вайгач»

Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.

атомные ледоколы

Капитанский мостик

Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвиггателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.

атомные ледоколы

Машинные телеграфы

атомные ледоколы

Основное применение «Вайгача» — сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

атомные ледоколы

Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.

атомные ледоколы

Помещение среднего гребного вала.

атомные ледоколы

Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.

атомные ледоколы

Бывший кинозал

Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.

атомные ледоколы

Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола "Вайгач" состоит из 100 человек.

атомные ледоколы

Атомный ледокол «Таймыр»

атомные ледоколы

Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.

атомные ледоколы

«Таймыр» в доке судоремонтного завода

атомные ледоколы

«Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.

атомные ледоколы

атомные ледоколы

Для улучшения ледопроходимости "Таймыр" оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в део вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.

атомные ледоколы

Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.

атомные ледоколы

Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч)

атомные ледоколы

Ремонт винто-рулевого комплекса

атомные ледоколы

Установка лопасти

атомные ледоколы

Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопасть крепится девятью болтами.

атомные ледоколы

Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».

атомные ледоколы

Атомный ледокол «Ленин»

Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

атомные ледоколы

Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

атомные ледоколы

Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.

Существует мнение, что именно благодаря "Ленину" закрепилось выражение "мирный атом". Ледокол строился в самый разгар "холодной войны", но имел абсолютно мирные цели - развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

атомные ледоколы

Ходовая рубка

атомные ледоколы

Парадная лестница

атомные ледоколы

Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928-1932) — первого в мире ледокола арктического класса.

В качестве бонуса пара фотографий Мурманска...

атомные ледоколы

Мурманск

Крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.

атомные ледоколы

Основой экономики города является Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.

атомные ледоколы

Панорама Мурманска

Источник

ribalych.ru

Топ 10 Самых больших ледоколов

Первый ледокол появился еще в 18 столетии, это был небольшой пароход, ломающий лед в гавани Филадельфии. С тех прошло много времени, колесо сменила турбина, затем – атомный реактор, и вот уже большие корабли взламывают арктические льды. В нашем ТОПе — 10 самых больших ледоколов мира.

1 «Севморпуть», длина 260 метровЛедокол «Северморпуть»Строго говоря, это ледокольно-транспортное судно, высотой с многоэтажный дом. Но «Севморпуть» способен пройти лед в 1 метр толщиной, и кто скажет, что он не заслужил звание ледокола?

2 «Арктика», длина 173 метраЛедокол «Арктика»«Арктика» – атомный ледокол, спущенный на воду в 2016 году, первый в череде новейших атомных ледоколов Российской Федерации. Ледокол может расколоть и двигаться во льдах до 2,9 метров толщиной.

3 «50 лет Победы», длина 159,6 метровЛедокол «50 лет Победы»Атомный ледокол класса «Арктика» (морской, в отличие от класса «Таймыр», речного), отличается глубокой посадкой и внушительной мощью. «50 лет Победы» – типичный долгострой, сооружение которого проходило с 1989 по 2007 год. Несмотря на долгий старт, к настоящему моменту за плечами корабля – уже более 100 походов к Северному полюсу.

4 «Таймыр», длина 151,8 метровЛедокол «Таймыр»«Таймыр» – это атомный ледокол, который разбивает лед толщиной до 1,77 метров в устьях рек, чтобы в них могли зайти суда. Особенности – уменьшенная посадка и возможность работать в экстремально низких температурах.

5 «Вайгач», длина 151,8 метровЛедокол «Вайгач» Брат «Таймыра», построенный по одному с ним проекту, но немного моложе. Атомное оборудование не теплоход было установлено в 1990 году.

6 «Ямал», длина 150 метровЛедокол «Ямал»«Ямал» – тот самый знаменитый ледокол, на котором встречали начало третьего тысячелетия на Северном полюсе. Всего же, количество рейсов к Северному полюсу у него приближается к 50.

7 «Healy», длина 128 метровЛедокол «Healy»«Healy» – самый большой ледокол США, на котором американцы впервые самостоятельно достигли Северного полюса в 2015 году. Это судно буквально напичкано новейшими измерительными и лабораторными приборами, так как его основная функция – исследовательская.

8 «Polar Sea», длина 122 метраЛедокол «Polar Sea»Еще один ледокол США, «старичок» во флоте, построенный в 1977 году. Порт приписки – Сиэтл, но, похоже, в скором времени, этот ледокол будет списан в утиль, а нашу Десятку самых больших ледоколов придется переписывать.

9 «Louis S. St-Laurent», длина 120 метровЛедокол «Louis S. St-Laurent»Канадец «Louis S. St-Laurent» был построен еще раньше – в 1969 году, но в 1993 прошел полную модернизацию. Это самый большой ледокол Канады, который в 1994 году стал первым в мире кораблем, достигшим Северного полюса от берегов Северной Америки.

10 «Polarstern», длина 118 метровЛедокол «Polarstern»Это германское судно, предназначенное для исследовательских целей, построено в 1982 году. Преклонный возраст заставил задуматься его создателей о замене, и в 2017 году ожидается «Polarstern-II», который примет вахту арктического дозора.

dekatop.com

Атомные ледоколы России | lemur59.ru

1. Атомный ледокол — морское судно с ядерной силовой установкой, построенное специально для использования в водах, круглогодично покрытых льдом. Атомные ледоколы намного мощнее дизельных. В СССР они были разработаны для обеспечения судоходства в холодных водах Арктики.

2. За период 1959–1991 гг. в Советском Союзе было построено 8 атомных ледоколов и 1 атомный лихтеровоз — контейнеровоз.

В России за период с 1991 года и по настоящее время построены еще два атомных ледокола: «Ямал» (1993 г.) и «50 лет Победы» (2007 г.). Сейчас ведется строительство еще трех атомных ледоколов водоизмещением более 33 тыс тонн, ледопроходимость — почти три метра. Первый из них будет готов к 2017 году.

3. Всего на атомных ледоколах России, а также кораблях, находящихся на базе атомного флота Атомфлот работает более 1 100 человек.

«Советский Союз» (атомный ледокол класса «Арктика»)

4. Ледоколы класса «Арктика» — основа российского атомного ледокольного флота: 6 из 10 атомных ледоколов относятся к этому классу. Суда имеют двойной корпус, могут ломать лёд, двигаясь как вперёд, так и назад. Эти корабли спроектированы для работы в холодных арктических водах, что усложняет эксплуатацию ядерной установки в тёплых морях. Отчасти поэтому пересечение тропиков для работы у берегов Антарктиды в число их задач не входит.

Водоизмещение ледокола — 21 120 тонн, осадка — 11,0 м, максимальная скорость хода на чистой воде — 20,8 узлов.

5. Особенность конструкции ледокола «Советский Союз» состоит в том, что в любой момент времени его можно дооборудовать в боевой крейсер. Изначально судно использовалось для арктического туризма. Совершая трансполярный круиз, с его борта удалось установить метеорологические ледовые станции, работающие в автоматическом режиме, а также американский метеорологический буй.

6. Отделение ГТГ (главных турбогенераторов). Атомный реактор нагревает воду, которая превращается в пар, который раскручивает турбины, которые возбуждают генераторы, которые вырабатывают электричество, которое поступает в электромоторы, которые крутят гребные винты.

7. ЦПУ (Центральный пост управления).

8. Управление ледоколом сосредоточено в двух основных командных постах: ходовой рубке и центральном посту управления энергетической установкой (ЦПУ). Из ходовой рубки производят общее руководство работой ледокола, а из ЦПУ — управление работой энергетической установки, механизмов и систем и контроль за их работой.

9. Надежность атомоходов класса «Арктика» проверена и доказана временем — за более чем 30-летнюю историю атомоходов этого класса не было ни единой аварии, связанной с ядерной энергетической установкой.

10. Кают-компания для питания командного состава. Столовая для рядового состава расположена палубой ниже. Рацион состоит из полноценного четырехразового питания.

11. «Советский Союз» введен в эксплуатацию в в 1989 году, при установленном сроке службы в 25 лет. В 2008 году Балтийский завод поставил для ледокола оборудование, которое позволяет продлить срок эксплуатации судна. В настоящее время ледокол планируется к восстановлению, но только после того, как будет определён конкретный заказчик или пока не будет увеличен транзит по Севморпути, и не появятся новые участки работ.

Атомный ледокол «Арктика»

12. Спущен на воду в 1975 году и считался крупнейшим из всех существующих на тот период времени: его ширина составляла 30 метров, длина — 148 метров, а высота борта — более 17 метров. На судне были созданы все условия, позволяющие базироваться летному составу и вертолету. «Арктика» была способна проламывать лед, толщина которого составляла пять метров, а также передвигаться на скорости в 18 узлов. Явным отличием считалась и необычная окраска судна (ярко-рыжая), которая олицетворяла собой новую мореплавательскую эпоху.

13. Атомный ледокол «Арктика» прославился тем, что он был первым судном, которому удалось достичь Северного полюса. В настоящее время выведен из эксплуатации и ожидается решение по его утилизации.

«Вайгач»

14. Мелкосидящий атомный ледокол проекта «Таймыр». Отличительная черта данного проекта ледоколов — уменьшенная осадка, позволяющая обслуживать суда следующие по Северному Морскому Пути с заходом в устья сибирских рек.

15. Капитанский мостик. Пульты дистанционного управления тремя гребными электродвиггателями, также на пульте расположены приборы контроля и за буксирным устройством, панель управления камерой наблюдения за буксиром, индикаторы лага, эхолотов,репитер гирокомпаса, УКВ-радиостанции, пульт управления стеклоочистительными щетками и прочее джойстик управления ксеноновым прожектиором 6 кВт.

16. Машинные телеграфы.

17. Основное применение «Вайгача» — сопровождение кораблей с металлом из Норильска и судов с лесом и рудой от Игарки до Диксона.

18. Главная силовая установка ледокола состоит из двух турбогенераторов, которые обеспечат на валах максимальную длительную мощность около 50 000 л. с., что позволит форсировать лед толщиной до двух метров. При толщине льда в 1,77 метров скорость ледокола составляет 2 узла.

19. Помещение среднего гребного вала.

20. Управление направления движения ледокола осуществляется с помощью электрогидравлической рулевой машины.

21. Бывший кинозал. Сейчас на ледоколе в каждой каюте есть телевизор с разводкой для трансляции судового видеоканала и спутникового телевидения. А кинозал используется для общесудовых собраний и культурно-массовых мероприятий.

22. Рабочий кабинет блочной каюты второго старпома. Длительность нахождения атомоходов в море зависит от количества запланированных работ, в среднем это составляет 2-3 месяца. Экипаж ледокола «Вайгач» состоит из 100 человек.

Атомный ледокол «Таймыр»

23.

24. Ледокол идентичен «Вайгачу». Был построен в конце 1980-х годов в Финляндии на судоверфи Wärtsilä («Вяртсиля Морская Техника») в Хельсинки по заказу Советского Союза. Однако оборудование (силовая установка и т др.) на судне было установлено советское, использовалась сталь советского производства. Установка атомного оборудования производилась в Ленинграде, куда корпус ледокола был отбуксирован в 1988 году.

25. «Таймыр» в доке судоремонтного завода.

26. «Таймыр» ломает лед классически: мощный корпус наваливается на препятствие из замерзшей воды, разрушая ее собственным весом. За ледоколом образуется канал, по которому могут двигаться обычные морские суда.

27. Для улучшения ледопроходимости «Таймыр» оборудован системой пневмообмыва, которая препятствует облипанию корпуса битым льдом и снегом. Если прокладка канала тормозится из-за толстого льда, в дело вступают дифферентная и креновая системы, которые состоят из цистерн и насосов. Благодаря этим системам ледокол может крениться то на один борт, то на другой, поднимать выше нос или корму. От подобных движений корпуса окружающее ледокол ледовое поле дробится, позволяя двигаться дальше.

28. Для окраски наружных конструкций, палуб и переборок используются импортные двухкомпонентные эмали на акрилловой основе повышенной стойкости к атмосферным воздействиям, устойчивые к истиранию и ударным нагрузкам. Краска кладется на три слоя: один слой грунта и два слоя эмали.

29. Скорость хода такого ледокола составляет 18,5 узлов (33,3 км/ч).

30. Ремонт винто-рулевого комплекса.

31. Установка лопасти.

32. Болты крепления лопасти к ступице гребного винта, каждая из четырех лопастей крепится девятью болтами.

33. Практически все суда ледокольного флота России оснащены гребными винтами, изготовленными на заводе «Звездочка».

Атомный ледокол «Ленин»

34. Этот ледокол, спущенный на воду 5 декабря 1957, стал первым в мире судном, оснащенным ядерной силовой установкой. Самыми главными его отличиями стали высокий уровень автономности и мощность. На протяжении первых шести лет использования атомный ледокол преодолел более 82 000 морских миль, проведя свыше 400 судов. Позже «Ленин» первым из всех судов окажется севернее Северной Земли.

35. Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске. Сейчас на ледоколе действует музей, ведутся работы по расширению экспозиции.

36. Отсек в котором находились две атомные установки. Внутрь заходили двое дозиметристов, измерявших уровень радиации и контролировавших работу реактора.

Существует мнение, что именно благодаря «Ленину» закрепилось выражение «мирный атом». Ледокол строился в самый разгар «холодной войны», но имел абсолютно мирные цели — развитие Северного морского пути и провод гражданских судов.

37. Ходовая рубка.

38. Парадная лестница.

39. Одни из капитанов АЛ «Ленин», Павел Акимович Пономарев, ранее был капитаном «Ермака» (1928—1932) — первого в мире ледокола арктического класса.

В качестве бонуса пара фотографий Мурманска...

40. Мурманск — крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом. Он находится на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря.

41. Основой экономики города является Мурманский морской порт — один из крупнейших незамерзающих портов в России. Мурманский порт является портом приписки барка «Седов», самого большого парусника в мире.

42. Панорама Мурманска.

lemur59.ru