Чем уникален комплекс РЭБ «Витебск»? Система рэб витебск


Витебск (РЭБ) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

К:Википедия:Страницы на КУ (тип: не указан)

Витебск — российский авиационный комплекс индивидуальной защиты на принципах радиоэлектронной борьбы. Разработчик ФГУП НИИ «Экран», Самара. Производитель КРЭТ.

Комплекс был заказан Министерством обороны РФ в 2011 году. Испытания комплекса закончились в 2015 году.[1] Первая поставка состоялась в 2015 году.[2]

Описание

Комплекс создан с применением цифровой техники и предназначен для защиты самолетов и вертолетов от зенитных ракет и радаров. Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Основной элемент «Витебска» — это цифровая станция активных помех (ЦСАП), получившая индекс Л-370-3С. Она быстрее аналогов на других комплексах, таких, как «Сорбция» на Су-27, «Омуль» на Су-25, «Гердения» на МиГ-29. «Витебск» не только оценивает излучение вражеского радара, но при этом «давит» сигнал в более широком диапазоне частот. Помимо ЦСАП в комплекс входит система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения (ТГСН). Эта система ослепляет вражеские ракеты лазерным прожектором.[3]

Внедрение

В первую очередь «Витебском» оснастят штурмовики Су-25 и ударные вертолеты. Именно эти типы летательных аппаратов действуют в наибольшем приближении к противнику, поэтому чаще подвергаются атакам средств ПВО. Самолетный комплекс РЭБ получил индекс «Витебск-25» и сейчас проходит испытания в государственном летно-исследовательском центре в Ахтубинске Волгоградской области. Отдельные элементы «Витебска» монтируются под индексом Л-370П-2 на ударных вертолетах Ка-52, а под индексом Л-370Э-8 — на транспортных Ми-8МТ. Это упрощенные элементы комплекса для защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения. Впоследствии планируется дооснастить вертолеты до полноценного комплекса. Также ведутся работы по адаптации комплекса к вертолетам семейства Ми-26. «Витебск» разрабатывается и для транспортного самолета Ил-476. Но пока авиастроители и ВВС не определились с требованиями по массе, габаритам и местом размещения комплекса на борту самолета.

Испытания

На полигоне под Ахтубинском были произведены испытания. По вертолёту МИ-8, стоящему на земле и оснащённому системой «Витебск», были выпущены 20 самонаводящихся ракет из ПЗРК Игла. Все они шли на цель, но на некотором расстоянии от вертолёта резко меняли курс, уходя вверх вследствие потери цели. Ни одна из ракет в вертолёт так и не попала[4].

См. также

Напишите отзыв о статье "Витебск (РЭБ)"

Ссылки

  • [ria.ru/defense_safety/20150203/1045642876.html КРЭТ поставил Минобороны РФ новейшие комплексы РЭБ] // РИА, 3.02.2015
  • [tvzvezda.ru/news/forces/content/201601090822-zh0b.htm Ангел-хранитель авиации: чем уникален комплекс РЭБ «Витебск»] // Звезда
  • Алексей Михайлов, Дмитрий Бальбуров. [izvestia.ru/news/538778 «Витебск» защитит вертолеты и штурмовики] (рус.). izvestia.ru (2 ноября 2012). Проверено 2 августа 2016.
  • [regnum.ru/news/it/2045828.html Система РЭБ «Витебск» защитит транспортную авиацию России от средств ПВО] (рус.). regnum.ru. Проверено 16 августа 2016.

Примечания

  1. ↑ [kret.com/news/4007/ КРЭТ создает невидимую защиту для самолетов и вертолетов]
  2. ↑ [kret.com/news/4177/ КРЭТ поставил модернизированный «Витебск» для защиты военно-транспортной авиации]
  3. ↑ [izvestia.ru/news/538778 ВВС России получат современный комплекс РЭБ]
  4. ↑ [www.pravda-tv.ru/2015/04/06/136872 «Новейшее оружие России, системы „Витебск РЭБ“ это фантастика!»] // pravda-tv.ru[неавторитетный источник?]

Отрывок, характеризующий Витебск (РЭБ)

Войска французские равномерно таяли в математически правильной прогрессии. И тот переход через Березину, про который так много было писано, была только одна из промежуточных ступеней уничтожения французской армии, а вовсе не решительный эпизод кампании. Ежели про Березину так много писали и пишут, то со стороны французов это произошло только потому, что на Березинском прорванном мосту бедствия, претерпеваемые французской армией прежде равномерно, здесь вдруг сгруппировались в один момент и в одно трагическое зрелище, которое у всех осталось в памяти. Со стороны же русских так много говорили и писали про Березину только потому, что вдали от театра войны, в Петербурге, был составлен план (Пфулем же) поимки в стратегическую западню Наполеона на реке Березине. Все уверились, что все будет на деле точно так, как в плане, и потому настаивали на том, что именно Березинская переправа погубила французов. В сущности же, результаты Березинской переправы были гораздо менее гибельны для французов потерей орудий и пленных, чем Красное, как то показывают цифры. Единственное значение Березинской переправы заключается в том, что эта переправа очевидно и несомненно доказала ложность всех планов отрезыванья и справедливость единственно возможного, требуемого и Кутузовым и всеми войсками (массой) образа действий, – только следования за неприятелем. Толпа французов бежала с постоянно усиливающейся силой быстроты, со всею энергией, направленной на достижение цели. Она бежала, как раненый зверь, и нельзя ей было стать на дороге. Это доказало не столько устройство переправы, сколько движение на мостах. Когда мосты были прорваны, безоружные солдаты, московские жители, женщины с детьми, бывшие в обозе французов, – все под влиянием силы инерции не сдавалось, а бежало вперед в лодки, в мерзлую воду. Стремление это было разумно. Положение и бегущих и преследующих было одинаково дурно. Оставаясь со своими, каждый в бедствии надеялся на помощь товарища, на определенное, занимаемое им место между своими. Отдавшись же русским, он был в том же положении бедствия, но становился на низшую ступень в разделе удовлетворения потребностей жизни. Французам не нужно было иметь верных сведений о том, что половина пленных, с которыми не знали, что делать, несмотря на все желание русских спасти их, – гибли от холода и голода; они чувствовали, что это не могло быть иначе. Самые жалостливые русские начальники и охотники до французов, французы в русской службе не могли ничего сделать для пленных. Французов губило бедствие, в котором находилось русское войско. Нельзя было отнять хлеб и платье у голодных, нужных солдат, чтобы отдать не вредным, не ненавидимым, не виноватым, но просто ненужным французам. Некоторые и делали это; но это было только исключение. Назади была верная погибель; впереди была надежда. Корабли были сожжены; не было другого спасения, кроме совокупного бегства, и на это совокупное бегство были устремлены все силы французов. Чем дальше бежали французы, чем жальче были их остатки, в особенности после Березины, на которую, вследствие петербургского плана, возлагались особенные надежды, тем сильнее разгорались страсти русских начальников, обвинявших друг друга и в особенности Кутузова. Полагая, что неудача Березинского петербургского плана будет отнесена к нему, недовольство им, презрение к нему и подтрунивание над ним выражались сильнее и сильнее. Подтрунивание и презрение, само собой разумеется, выражалось в почтительной форме, в той форме, в которой Кутузов не мог и спросить, в чем и за что его обвиняют. С ним не говорили серьезно; докладывая ему и спрашивая его разрешения, делали вид исполнения печального обряда, а за спиной его подмигивали и на каждом шагу старались его обманывать.

wiki-org.ru

Витебск (РЭБ) — Циклопедия

Витебск — российский авиационный комплекс индивидуальной защиты на принципах радиоэлектронной борьбы. Производитель — КРЭТ.

Назначение — индивидуальная защита военной техники: вертолётов и т. д.

Также — возможность работать в качестве постановщика имитационных и широкополосных помех.

[править] Принцип работы

Система формирует вокруг защищаемого объекта «электронный купол» и защищает не только сам объект, на котором она смонтирована, но и всё, что попадает под этот «купол».

Вертолёт оснащенный такой системой, способен работать в режиме радиоразведки — «Витебск» способен отслеживать кто, зачем и в каком направлении облучает вертолет, с какого расстояния это делает и так далее. С техники потенциального противника в этом режиме снимается целый ряд характеристик; по виду сигнала «Витебск» способен определить даже тип техники, её координаты, а также определить один из самых важных параметров — фазу работы (в случае, если техника противника работает в фазе «прицеливания», бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы выдаст команду на активацию режима «защиты носителя» — постановки ложных целей)[1]. Комплекс способен выдать РЛС противника не просто ложную цель, но и сформировать целую эскадрилью таких целей, по которым противник в случае обстрела будет тратить боезапас. Один самолёт, оснащенный подобным комплексом и действующий в режиме РиЦ (радиолокационного имитатора цели) может создать вместо одной метки на радаре целую группу самолётов, задав операторам РЛС противника нерешаемую задачу по определению настоящих целей. Мощность излучения ложных целей, создаваемый включенным комплексом такова, что головка наведения (ГСН) зенитной ракеты вынуждена постоянно перенацеливаться и в итоге «уходить» в сторону, а на случай применения ракеты с тепловой ГСН, предусмотрен автоматический выброс специальных отражателей.

испытания

На полигоне под Ахтубинском были произведены испытания. По вертолёту МИ-8, стоящему на земле и оснащённому системой «Витебск», были выпущены 20 самонаводящихся ракет из ПЗРК Игла. Все они шли на цель, но на некотором расстоянии от вертолёта резко меняли курс, уходя вверх вследствие потери цели. Ни одна из ракет в вертолёт так и не попала[2].

cyclowiki.org

Авиационный комплекс РЭБ "Витебск" - изба-читальня

«Витебск» — российский комплекс РЭБ для индивидуальной защиты самолетов и вертолетов. Разработчик ФГУП НИИ «Экран», Самара. Производитель КРЭТ.

Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Основной элемент «Витебска» — это цифровая станция активных помех (ЦСАП), получившая индекс Л-370-3С. Она "быстрее" стенций предыдущего покполения («Сорбция» на Су-27, «Омуль» на Су-25, «Гердения» на МиГ-29) и "давит" сигнал вражеской РЛС в более широком диапазоне частот. Помимо ЦСАП в комплекс входит система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения (ТГСН).Эту систему мы уже знаем, как "Президент-С".

Комплекс был заказан Министерством обороны РФ в 2011 году. Испытания комплекса закончились в 2015 году. Первая поставка состоялась в 2015 году. Испытания комплекса проходили на полигоне под Ахтубинском.По вертолёту МИ-8, стоящему на земле и оснащённому комплексом РЭБ, были выпущены 20 самонаводящихся ракет из ПЗРК Игла. Все они шли на цель, но на некотором расстоянии от вертолёта резко меняли курс, уходя вверх вследствие потери цели. Ни одна из ракет в вертолёт так и не попала.

Вертолетный «Витебск», устанавливаемый на Ка-52 и Ми-8МТ, станции помех ЦСАП Л-370-3С не получил и обеспечивал защиту только от ракет с ТГСН. К ним, например, относятся все ракеты ПЗРК ("Стингер", "Стрела", "Игла" и другие).Позже вертолеты планировалось дооснастить до полноценного комплекса.

Вертолеты Ми-8АМТШ Восточного военного округа с РЭБ «Витебск»

В состав "Витебска" устанавливаемого на Ми-8АМТШ входили:- 3 станции оптико-электронного подавления Л370-5 производства ПО "Стрела",- 4 ультрафиолетовых пеленгатора пуска ракет Л370-2 выпускаемых казанским НПО "ГИПО",- 2 устройства выброса ЛТЦ (ложных тепловых целей, в простонародье более известных как "инфракрасные ловушки") УВ-26.

Станция оптико-электронного подавления Л370-5 и УФ пеленгатор пуска ракет Л370-2

Так же в "Витебск" входят датчики обнаружения лазерного облучения.

Модификации

- Л-370В52 - бортовой комплекс обороны Ка-52- Л-370Э8 - бортовой комплекс обороны Ми-8МТ- Л-370Э26Л - бортовой комплекс обороны Ми-26- Л-370Э50 - бортовой комплекс обороны Ка-50- Витебск-25 - бортовой комплекс обороны Су-25СМ3

А вот так "Витебск" реализовали на ударных вертолетах Ка-52:

Зеленым обведены СОЭП Л370-5, а красным - УФ детекторы Л370-2

Штурмовик Су-25СМ, в отличие от вертолетов наоборот - получил все элементы комплекса, кроме СОЭП Л370-5 в версии "Витебск-25".

Штурмовик Су-25СМ3

Помимо уже перечисленных самолетов и вертолетов комплекс планируют устанавливать на самолеты военно-транспортной авиации. Остастить им планируют Ил-76, Ил-78, Ан-72, Ан-124, а также перспективный Ил-112В."Реализация этой программы позволит в короткие сроки существенно увеличить боевую устойчивость транспортной авиации ВКС России", - первый заместитель генерального директора концерна КРЭТ Игорь Насенков.

Там долго не могли определиться с местами размещения, а также массо-габаритными характеристиками комплекса. Первая партия комплексов, адаптированных специально под транспортные самолеты поступила в вооруженные силы в конце 2015 года.

СОЭП "Витебска" на военно-транспортном самолете Ил-76

vamoisej.livejournal.com

Авиационный комплекс РЭБ "Витебск": judgesuhov

«Витебск» — российский комплекс РЭБ для индивидуальной защиты самолетов и вертолетов. Разработчик ФГУП НИИ «Экран», Самара. Производитель КРЭТ.

Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Основной элемент «Витебска» — это цифровая станция активных помех (ЦСАП), получившая индекс Л-370-3С. Она "быстрее" стенций предыдущего покполения («Сорбция» на Су-27, «Омуль» на Су-25, «Гердения» на МиГ-29) и "давит" сигнал вражеской РЛС в более широком диапазоне частот. Помимо ЦСАП в комплекс входит система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения (ТГСН).Эту систему мы уже знаем, как "Президент-С".

Комплекс был заказан Министерством обороны РФ в 2011 году. Испытания комплекса закончились в 2015 году. Первая поставка состоялась в 2015 году. Испытания комплекса проходили на полигоне под Ахтубинском.По вертолёту МИ-8, стоящему на земле и оснащённому комплексом РЭБ, были выпущены 20 самонаводящихся ракет из ПЗРК Игла. Все они шли на цель, но на некотором расстоянии от вертолёта резко меняли курс, уходя вверх вследствие потери цели. Ни одна из ракет в вертолёт так и не попала.

Вертолетный «Витебск», устанавливаемый на Ка-52 и Ми-8МТ, станции помех ЦСАП Л-370-3С не получил и обеспечивал защиту только от ракет с ТГСН. К ним, например, относятся все ракеты ПЗРК ("Стингер", "Стрела", "Игла" и другие).Позже вертолеты планировалось дооснастить до полноценного комплекса.

Вертолеты Ми-8АМТШ Восточного военного округа с РЭБ «Витебск»

В состав "Витебска" устанавливаемого на Ми-8АМТШ входили:- 3 станции оптико-электронного подавления Л370-5 производства ПО "Стрела",- 4 ультрафиолетовых пеленгатора пуска ракет Л370-2 выпускаемых казанским НПО "ГИПО",- 2 устройства выброса ЛТЦ (ложных тепловых целей, в простонародье более известных как "инфракрасные ловушки") УВ-26.

Станция оптико-электронного подавления Л370-5 и УФ пеленгатор пуска ракет Л370-2

Так же в "Витебск" входят датчики обнаружения лазерного облучения.

Модификации

- Л-370В52 - бортовой комплекс обороны Ка-52- Л-370Э8 - бортовой комплекс обороны Ми-8МТ- Л-370Э26Л - бортовой комплекс обороны Ми-26- Л-370Э50 - бортовой комплекс обороны Ка-50- Витебск-25 - бортовой комплекс обороны Су-25СМ3

А вот так "Витебск" реализовали на ударных вертолетах Ка-52:

Зеленым обведены СОЭП Л370-5, а красным - УФ детекторы Л370-2

Штурмовик Су-25СМ, в отличие от вертолетов наоборот - получил все элементы комплекса, кроме СОЭП Л370-5 в версии "Витебск-25".

Штурмовик Су-25СМ3

Помимо уже перечисленных самолетов и вертолетов комплекс планируют устанавливать на самолеты военно-транспортной авиации. Остастить им планируют Ил-76, Ил-78, Ан-72, Ан-124, а также перспективный Ил-112В."Реализация этой программы позволит в короткие сроки существенно увеличить боевую устойчивость транспортной авиации ВКС России", - первый заместитель генерального директора концерна КРЭТ Игорь Насенков.

Там долго не могли определиться с местами размещения, а также массо-габаритными характеристиками комплекса. Первая партия комплексов, адаптированных специально под транспортные самолеты поступила в вооруженные силы в конце 2015 года.

СОЭП "Витебска" на военно-транспортном самолете Ил-76

UPD:Также "Витебск" устанавливается на вертолеты ДРЛО Ка-31СВ

judgesuhov.livejournal.com

Чем уникален комплекс РЭБ «Витебск»?

V00RI

09.01.2015, ТРК «Звезда».

Забайкальские вертолетчики с наступлением нового года обзаводятся новейшей техникой, оснащенной ультрасовременными системами радиоэлектронной борьбы. Комплекс РЭБ «Витебск», установленный на борту Ми-8, – это не просто еще одна сверхсложная электронная система.

Аппаратура, создающая радиоэлектронные помехи противнику, по словам военных, способна обеспечить надежную защиту авиационной техники от зенитных ракет, а сам «электронный купол» способен создать огромные проблемы любому, даже самому современному, зенитному ракетному комплексу.

В зоне повышенного внимания

На всех уровнях в Минобороны России направление радиоэлектронной борьбы всегда называли важным и даже исключительным. Слишком свежа память о том, как экипажи Ми-24 и Ми-8 попадали под огонь «Стингеров» в Афганистане, заботливо предоставленных моджахедам американцами, да и воспоминания от крушения Ми-26 в Ханкале, в который попала ракета комплекса «Игла», вряд ли сотрутся из памяти. Потери дорогостоящей авиационной техники и жертв среди личного состава, по словам специалистов, можно было бы снизить или вовсе избежать, если бы на борту вертолетов были установлены современные эффективные бортовые комплексы для радиоэлектронной борьбы.

Однако прошлый опыт учтен и внимание, которое в Минобороны России уделяют перспективным разработкам в области РЭБ — колоссальное. Рекордные сроки, за которые разрабатываются и внедряются в войска передовые системы, объясняются просто — направление работ стратегическое.

По словам специалистов, если к 2020 году армия и флот должны будут перейти на новейшее вооружение на 70-75%, то стратегический потенциал войск радиоэлектронного фронта будет обновлен на 100%. Очень чувствительное направление, в котором работают российские специалисты, позволит при необходимости не просто скрывать маркеры целей с радаров противника и обеспечивать скрытность передвижения, но и предотвращать самое страшное — гибель техники и личного состава.

Про наземные станции радиоэлектронной борьбы, такие как «Красуха», «Ртуть» или «Инфауна» – говорят много. Однако не меньшего внимания заслуживает и одна из главных авиационных премьер — бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы «Витебск».

Ангел-хранитель авиации

В рассказе о том, на что именно способен «Витебск», следует сразу же отметить, что комплексу радиоэлектронной борьбы еще на стадии государственных испытаний устроили самое настоящее крещение огнем. Для того чтобы понять, насколько эффективно работает система, в качестве имитатора цели государственная комиссия выбрала не компьютерную программу и не бюджетный и давно списанный вертолет, а новенький Ми-8, налетавший с момента выхода с завода всего несколько часов.

В ходе испытаний Ми-8, размещенный на специальной площадке с запущенными двигателями обстреливали комплексом «Игла». Однако и первая, и вторая, и десятая, и все последующие ракеты уходили мимо на расстоянии буквально в пару сотен метров от борта. Специалисты отмечают, что «Витебск» – не просто спасает вертолет от пуска даже 20 ракет, но и, помимо способности создавать «радиоэлектронный купол», наделен еще несколькими жизненно важными для современного боя способностями.

«Не стоит забывать, что вертолет, оснащенный такой системой, способен работать в режиме радиоразведки», – поясняют в интервью «Звезде» специалисты «Калужского научно-исследовательского радиотехнического института» (АО «КНИРТИ») – головного предприятия в Российской Федерации по созданию средств радиоэлектронной борьбы, входящего в концерн «Ростех».

«Если выражаться простым языком, то «Витебск» способен отслеживать – кто, зачем и в каком направлении облучает вертолет, с какого расстояния это делает и так далее. С техники потенциального противника в этом режиме снимается целый ряд характеристик», — поясняют специалисты «КНИРТИ».

Специалисты калужского НИИ отмечают, что по виду сигнала «Витебск» способен определить даже тип техники, ее координаты, а так же определить один из самых важных параметров — фазу работы. В случае если техника противника работает в фазе «прицеливания», бортовой комплекс радиоэлектронной борьбы выдаст команду на активацию режима «защиты носителя», или попросту — постановки ложных целей.

Противоракетный щит

В случае с работой уникальных систем комплекса радиоэлектронной борьбы, по словам специалистов, не имеет значения количество выпускаемых по вертолету ракет.

«В распоряжении противника, скажем, может быть и 10, и даже 20, и 50 ракет. Но ни от одной из них не будет толку, если комплекс будет задействован», — поясняют специалисты ФГУП «ЦНИРТИ им. академика А.И. Берга».

По словам специалистов, комплекс «Витебск» — своеобразный военный «мультитул», который может эффективно сработать в любой момент времени на протяжении всего полета воздушного судна. О том, как работает комплекс — специалисты не рассказывают, однако о списке решаемых комплексом задач информацией делятся охотно. Отмечается, что современный российский комплекс обладает не просто возможностью скрывать военный борт с радаров противника, но и наделен способностью «запутывать следы».

«Если предположить, что борт потенциально может быть обнаружен и перехвачен, то в дело вступает другая часть комплекса», — поясняют специалисты.

«Комплекс способен выдать РЛС противника не просто ложную цель, но и сформировать целую эскадрилью таких целей, по которым противник в случае обстрела будет тратить боезапас», — поясняют эксперты.

Создаваемая вокруг вертолета армада ложных целей в радиодиапазоне способна сбить с толку самую современную систему обнаружения и наведения. Мощность излучения ложных целей, которые создает включенный на борту вертолета комплекс «Витебск» такова, что головка наведения зенитной ракеты вынуждена постоянно перенацеливаться и в итоге «уходить» в сторону, а на случай применения ракеты с тепловой ГСН, предусмотрен автоматический выброс специальных отражателей.

Проблемы для целой армии

Специалисты отмечают, что, несмотря на новизну отечественной системы и ее громкую премьеру, надежности работы комплексу «Витебск» не занимать. Весь процесс работы автоматизирован и постоянно контролируется, а банк данных радиосигналов таков, что определение любого сигнала, его «сортировка» и принятие ответных мер – дело нескольких секунд.

Радиус действия новейшего комплекса РЭБ таков, что в случае его применения в боевых условиях, речь идет не о десятках, а уже о сотнях километров радиуса сплошной головной боли операторов РЛС вероятного противника. Тем не менее вертолет – не единственная база, на которой может быть смонтирован «Витебск». Один самолет, оснащенный подобным комплексом и действующий в режиме РиЦ (радиолокационного имитатора цели), может создать вместо одной метки на радаре целую группу самолетов, задав операторам РЛС противника нерешаемую задачу по определению настоящих целей.

Специалисты отмечают, что комплекс способен не просто создавать отдельные ложные цели, но и заставлять их двигаться в организованной группе, поддерживать друг с другом радиосвязь и даже передавать бортовые номера. Несмотря на способность создавать десятки и даже сотни ложных целей, создатели комплекса приберегли для отечественной авиации и еще одну «суперспособность» – возможность работать в качестве постановщика имитационных и широкополосных помех, а в этом случае становится возможным создать проблемы со связью для целой армии вероятного противника.

Автор: Дмитрий Юров

agitpro.su

ВВС России получат комплекс РЭБ «Витебск»

ВВС России получат комплекс РЭБ «Витебск»

В начале 2013 года в Военно-воздушные силы России поступят новейшие комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) семейства «Витебск», разработанные ФГУП «НИИ Экран» в Самаре. Об этом «Известиям» сообщили в главкомате ВВС. Комплексы созданы на цифровой основе и предназначены для защиты самолетов и вертолетов от зенитных ракет и радаров. Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех.

ВВС России получат комплекс РЭБ «Витебск»

«Основной элемент «Витебска» — это цифровая станция активных помех (ЦСАП), получившая индекс Л-370-3С. Она быстрее аналогов на других комплексах, таких, как «Сорбция» на Су-27, «Омуль» на Су-25, «Гердения» на МиГ-29», — сказал представитель главкомата. Он уточнил, что комплекс РЭБ «Витебск» не только оценивает излучение вражеского радара, но при этом «давит» сигнал в более широком диапазоне частот. Помимо ЦСАП в комплекс входит система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения (ТГСН). Эта система ослепляет вражеские ракеты лазерным прожектором.

По данным «Известий», в первую очередь комплексом РЭБ «Витебск» оснастят штурмовики Су-25 и ударные вертолеты. Самолетный комплекс РЭБ получил индекс «Витебск-25» и сейчас проходит испытания в государственном летно-исследовательском центре в Ахтубинске Волгоградской области. В свою очередь, информированный источник в оборонпроме заявил «Известиям», что новый комплекс РЭБ можно было поставить на вооружение «еще вчера».

«С «Витебском-25» получилось как всегда у нас. Комплекс был заказан Министерством обороны в 2011 году, а потом выяснилось, что его нельзя принять на вооружение без государственных испытаний. Сейчас мы устраняем этот недостаток, уже имея подписанный контракт на производство», — подчеркнул он. Также собеседник напомнил, что отдельные элементы «Витебска» уже два года монтируются под индексом Л-370П-2 на ударных вертолетах Ка-52, а под индексом Л-370Э-8 — на транспортных Ми-8МТ.

Правда, для вертолетов не адаптирована ЦСАП, так что вертолеты защищены только от ракет с тепловой головкой самонаведения, а вместо лазерных прожекторов стоят обычные световые. По словам источника в ОПК, работы по ЦСАП для Ка-52 уже завершены и дело осталось за малым: чтобы НИИ «Экран» и фирма «Камов» согласовали проект.

«Надеемся, что в следующем году Ка-52 будут оснащены ЦСАП. Кроме того, закончены испытания «Витебска» для транспортных вертолетов Ми-26 и его модификации Ми-26Т2 по прозвищу «Летающая корова». На этой «корове» оборудование РЭБ будет включать в себя активную станцию помех и лазерные прожекторы. А на Ми-26 появится долгожданная система отстрела тепловых ловушек», — продолжил представитель оборонки.

Наконец, комплекс РЭБ «Витебск» разрабатывается и для транспортного самолета Ил-476. Но пока авиастроители и ВВС не определились с требованиями по массе, габаритам и местом размещения комплекса на борту самолета.

Независимый военный эксперт, один из авторов книги «Новая армия России» Антон Лавров, одобряет работы над «Витебском». «Технологии противовоздушной обороны не стоят на месте, становятся изощренными. Меняются частоты, способы кодирования сигнала, и в основе всего и вся лежат цифровые технологии. Так что этот авиационный комплекс РЭБ вполне отвечает современным требованиям», — сказал Лавров в интервью «Известиям».

Также он согласился с логикой командования ВВС, которое в первую очередь оснащает «Витебском» вертолеты и штурмовики. Именно эти типы летательных аппаратов действуют в наибольшем приближении к противнику, поэтому чаще подвергаются атакам средств ПВО, говорит эксперт.

/По материалам izvestia.ru/

army-news.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике

АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ «ВИТЕБСК»

AVIATION COMPLEX OF INDIVIDUAL PROTECTION «VITEBSK»

19.06.2015Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) в ближайшее время планирует завершить испытания модификации комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Витебск» для транспортных самолетов и вертолетов. Об этом сообщил 17 июня ТАСС на форуме «Армия-2015″ заместитель гендиректора концерна Юрий Маевский.«На авиационной технике всегда трудно испытывать аппаратуру, это связано с безопасностью полетов. Но испытания идут успешно, я думаю, мы их завершим в ближайшее время», — сказал он.Комплекс «Витебск» предназначен для защиты самолетов и вертолетов от зенитных ракет. Представители этого семейства уже устанавливаются на штурмовики Су-25 и вертолеты Ка-52 «Аллигатор».ТАСС

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ФОРУМ АРМИЯ-201502.09.2015На авиасалоне «МАКС-2015″ был представлен десантно-штурмовой вертолет Ми-8АМТШ с бортовым комплексом обороны Л370Э8 «Витебск», окончательная сборка которых производится Производственным объединением «Стелла».В состав комплекса входят три станции оптико-электронного подавления Л370-5 производства ПО «Стелла», четыре ультрафиолетовых пеленгатора пуска ракет Л370-2, выпускаемых казанским НПО «ГИПО», а также два устройства выброса ложных тепловых целей УВ-26. Несмотря на то, что в 2011-13гг. по заказу российского Минобороны «Стеллой» было выпущено 30 комплексов Л370Э8, до настоящего времени поставляемые в российские Военно-воздушные силы вертолеты Ми-8АМТШ не укомплектовывались КБО «Витебск». Лишь два вертолета, построенных в 2012г. в VIP-версии Ми-8АМТШ-1, были оборудованы этим изделием.Как сообщается на сайте russianplanes.net дообрудованный «Витебском» Ми-8АМТШ с временным бортовым номером 503 белый принадлежит к 65-й производственной серии Улан-удэнского авиазавода. Примечательно, что иные вертолеты этой и последующих серий были выпущены еще в 2013г. Вероятно в течение двух лет именно эта машины проходила доработки на МВЗ, связанные с установкой КБО и устранением проблем с адаптацией комплекса, ранее выявленных на Ми-8АМТШ-1.alexeyvvo.livejournal.com/bmpd.livejournal.com

АРКТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТНО-ШТУРМОВОЙ ВЕРТОЛЕТ МИ-8АМТШ-ВА12-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН МАКС-201526.12.2015КРЭТ передал заказчику первую партию адаптированных для транспортной авиации комплексов радиоэлектронной борьбы семейства «Витебск».Новая модификация «Витебска», которая только начинает поступать в войска, будет устанавливаться на борт самолетов и вертолетов транспортной авиации. Оснастить этой системой планируется уже стоящие на вооружении Воздушно-космических войск (ВКС) РФ самолеты Ил-76, Ил-78, Ан-72, Ан-124, а также перспективные транспортные самолеты Ил-112В. Кроме того, комплекс РЭБ устанавливается на борт транспортных вертолетов семейства Ми-8 и Ми-26.«Реализация этой программы позволит в короткие сроки существенно увеличить боевую устойчивость транспортной авиации ВКС России, – заявил первый заместитель генерального директора КРЭТ Игорь Насенков. – Для этих целей КРЭТ адаптировал бортовой комплекс обороны боевых самолетов и вертолетов «Витебск», который уже доказал свою эффективность, обеспечивая их надежную защиту при непосредственном соприкосновении с противником».Военно-транспортная авиация является основой для формирования высокомобильных соединений Вооруженных сил России. От обеспечения безопасности перевозящих личный состав, технику и средства снабжения самолетов и вертолетов во многом зависят оперативность развертывания, маневр и возможности проецирования силы как на территории нашей страны, так и за рубежом.Комплекс «Витебск» уже поставляется КРЭТ для оснащения ударных вертолетов Ка-52, Ми-28, штурмовиков Су-25, транспортно-боевых вертолетов Ми-8МТВ и Ми-8АМТШ. Он предназначен для защиты авиатехники от зенитных ракет противника с инфракрасными, радиолокационными или комбинированными головками самонаведения. Данная система позволяет отследить пуск ракеты в радиусе нескольких сотен километров от самолета и «увести» ракету от цели.В ходе испытаний вертолет Ми-8, оснащенный комплексом «Витебск», подвергался обстрелу из переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла». Из нескольких десятков выпущенных по вертолету ракет ни одна не достигла цели.Концерн Радиоэлектронные технологии

28.12.2015Оснащение вертолетов Ми-8АМТШ «Терминатор» индивидуальными комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Витебск» для защиты от ракет началось в Восточном военном округе. Об этом сообщил начальник пресс-службы округа полковник Александр Гордеев. «Авиационный комплекс «Витебск» выполнен на принципах РЭБ и предназначен для индивидуальной защиты вертолета от зенитных ракет и радаров. Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Кроме того, «Витебск» способен защитить от ракет с тепловой головкой самонаведения. Система формирует вокруг вертолета «электронный купол» и ослепляет ракеты лазерным прожектором», — рассказал Гордеев. По его словам, сейчас комплексы получают вертолеты авиабазы в Забайкалье. В следующем году планируется снабдить «Витебском» машины, дислоцированные по всему Восточному военному округу.

ТРАНСПОРТНО-ШТУРМОВОЙ ВЕРТОЛЕТ МИ-8АМТШ (МИ-171Ш)08.04.2016Все эскадрильи вертолётов Ми-8АМТШ авиационной базы Восточного военного округа в Забайкальском крае оборудовали индивидуальными комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Витебск».До конца 2016 года данной системой также планируется оснастить ударные вертолеты Ми-24, входящие в состав авиабазы.Модернизация вертолётов осуществляется на авиационных ремонтных заводах в Забайкальском и Хабаровском краях, а также на авиационном заводе в Улан-Удэ.Авиационный комплекс «Витебск» выполнен на принципах РЭБ и предназначен для индивидуальной защиты вертолёта от зенитных ракет и радаров. Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Кроме того, «Витебск» способен защитить от ракет с тепловой головкой самонаведения. Система формирует вокруг вертолёта «электронный купол» и ослепляет вражеские ракеты лазерным прожектором.Пресс-служба Восточного военного округа

ТРАНСПОРТНО-ШТУРМОВОЙ ВЕРТОЛЕТ МИ-8АМТШ (МИ-171Ш)04.09.2016Модификация комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) «Витебск» для военно-транспортных самолетов прошла испытания, сообщил в интервью ТАСС заместитель гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ, входит в Ростех) Юрий Маевский.«Комплекс такой создан. В том числе все необходимые испытания на некоторых типах самолетов уже нами проведены. Решается вопрос о размещении этого комплекса на ряде других самолетов», — сказал собеседник агентства. Он напомнил, что «Витебск» — это семейство комплексов, которые могут быть адаптированы практически к любому типу самолетов, включая военно-транспортные и гражданские. Ранее в КРЭТ сообщали, что испытания этой версии «Витебска» завершатся во втором квартале 2016 года.ТАСС

30.03.2017В Минобороны России принято решение о дальнейшей модернизации комплекса обороны армейской авиации Воздушно-космических сил «Витебск». Об этом сообщил заместитель Министра обороны РФ Юрий Борисов.Практика применения комплекса в условиях контртеррористической кампании в Сирии позволила накопить необходимый опыт использования бортовых средств защиты и с учетом научно-технического задела отечественной радиоэлектронной промышленности принято решение о глубокой модернизации комплекса «Витебск», который позволит защищать вертолеты от любых существующих и перспективных средств противовоздушной обороны, производящихся за рубежом.Опытно-конструкторские работы по новому комплексу обороны будут завершены к 2018 году и после проведения государственных испытаний обновленный комплекс будет поставляться в войска для переоснащения вертолетов армейской авиации.Замминистра обороны РФ Юрий Борисов рассказал, что в настоящее время практически все вертолёты Вооруженных Сил РФ — боевые, транспортные, специальные — оснащаются подобными комплексами.«У «Витебска» есть развитие, комплекс этот будет модернизироваться, работать в более широком диапазоне частот, на больших дальностях и обеспечивать лучшую защиту всех летательных аппаратов от атак перспективных управляемых ракет и ПЗРК», — добавил Юрий Борисов.Авиационный комплекс индивидуальной защиты «Витебск» создан с применением цифровой техники и предназначен для защиты самолетов и вертолетов от управляемых ракет и переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК). Защита осуществляется постановкой оптических и радиоэлектронных помех. Первые поставки комплекса «Витебск» в Минобороны начались в 2015 году.Департамент информации и массовых коммуникаций Министерства обороны РФ

26.06.2018 Вертолет Ми-26, оснащенный бортовым комплексом обороны (БКО) «Витебск», передан для контрольных летных испытаний в Государственный летно-испытательный центр Минобороны РФ в Ахтубинске, говорится в годовом отчете Московского вертолетного завода имени Миля. «В целях повышения боевой живучести вертолетов Ми-26, с учетом положительных результатов ранее проведенных испытаний БКО, а также в связи с модернизацией БКО «Витебск» в части замены газового лазера на твердотельный в Минобороны России принято решение… о порядке организации работ по оборудованию серийных вертолетов Ми-26 БКО «Витебск», — говорится в отчете.«В 2017 году выполнены следующие работы… вертолет Ми-26, оборудованный бортовым комплексом обороны «Витебск», передан в войсковую часть 15650 (Государственный летно-испытательный центр Минобороны РФ — прим. ТАСС) для проведения КЛИ (контрольных летный испытаний — прим. ТАСС)», — сообщается в документе.ТАСС

ТЯЖЕЛЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ВЕРТОЛЕТ МИ-26Т

АВИАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ «ВИТЕБСК»В начале 2013 года в Военно-воздушные силы России поступят новейшие комплексы радиоэлектронной борьбы (РЭБ) семейства «Витебск», разработанные ФГУП «НИИ Экран» в Самаре. Комплекс был заказан Министерством обороны в 2011 году.

Авиационный комплекс индивидуальной защиты на принципах радиоэлектронной борьбы «Витебск» предназначен для защиты самолетов и вертолетов от зенитных ракет.Комплексы созданы на цифровой основе. Основной элемент «Витебска» — это цифровая станция активных помех (ЦСАП), получившая индекс Л-370-3С. Она быстрее аналогов на других комплексах, таких, как «Сорбция» на Су-27, «Омуль» на Су-25, «Гардения» на МиГ-29,«Витебск» не только оценивает излучение вражеского радара, но при этом «давит» сигнал в более широком диапазоне частот. Помимо ЦСАП в комплекс входит система защиты от ракет с тепловой головкой самонаведения (ТГСН). Эта система ослепляет вражеские ракеты лазерным прожектором.Благодаря таким типам РЭБ самолет «видит» — даже без пилота может видеть — в радиусе до 500 километров, кто в него целится, реагирует на это защитой, а после выстрела «отводит» ракету от цели, она попросту промахивается. Комплексы семейства «Витебск» обеспечивают надежную защиту вертолетов Ка-52 и штурмовиков Су-25 от всех типов ракет с инфракрасными головками самонаведения. А это основные средства поражения переносных зенитно-ракетных комплексов и авиационных ракет воздух — воздух. Никакие «Стингеры» нашим «Аллигаторам» и «Грачам», несущим на борту «Витебск», не страшны. Это позволяет в 30-40 раз увеличить живучесть воздушного судна.В первую очередь «Витебском» оснастят штурмовики Су-25 и ударные вертолеты. Самолетный комплекс РЭБ получил индекс «Витебск-25» и в 2012 году проходил испытания в государственном летно-исследовательском центре в Ахтубинске Волгоградской области.Отдельные элементы «Витебска» с 2010 года монтируются под индексом Л-370П-2 на ударных вертолетах Ка-52, а под индексом Л-370Э-8 — на транспортных Ми-8МТ. Правда, для вертолетов не адаптирована ЦСАП, так что вертолеты защищены только от ракет с тепловой головкой самонаведения, а вместо лазерных прожекторов стоят обычные световые.

К 2012 году работы по ЦСАП для Ка-52 были завершены и НИИ «Экран» и фирма «Камов» согласовывали проект комплекса «Витебск-52″. К тому времени были закончены испытания «Витебска» для транспортных вертолетов Ми-26 и его модификации Ми-26Т2. На Ми-26Т2 оборудование РЭБ будет включать в себя активную станцию помех и лазерные прожекторы. А на Ми-26 появится долгожданная система отстрела тепловых ловушекКомплекс «Витебск» разрабатывается и для транспортного самолета Ил-476.В 2014 году Вооруженные силы получили новейшие комплексы индивидуальной защиты семейства «Витебск» для вертолетов Ка-52 и штурмовиков Су-25.В ходе глубокой модернизации штурмовика Су-25 его оснастили радиоэлектронным комплексом индивидуальной защиты «Витебск». Модернизация российских Су-25 и оснащение их станциями «Витебск» может продлить сроки эксплуатации самолета по крайней мере еще на 10 лет.Российский концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) завершает испытания модификации новейших комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ) для транспортных вертолетов и самолетов, сообщил заместитель гендиректора КРЭТ (входит в Ростех) Игорь Насенков. Он напомнил, что в 2014 году в Минобороны РФ были поставлены новейшие комплексы индивидуальной защиты семейства «Витебск» для вертолетов Ка-52 и штурмовиков Су-25. «Завершаются испытания других модификаций «Витебска» для транспортных вертолетов и самолетов», — сказал Насенков.В 2015 году КРЭТ передал заказчику первую партию адаптированных для транспортной авиации комплексов радиоэлектронной борьбы семейства «Витебск».Новая модификация «Витебска», которая только начинает поступать в войска, будет устанавливаться на борт самолетов и вертолетов транспортной авиации. Оснастить этой системой планируется уже стоящие на вооружении Воздушно-космических войск (ВКС) РФ самолеты Ил-76, Ил-78, Ан-72, Ан-124, а также перспективные транспортные самолеты Ил-112В. Кроме того, комплекс РЭБ устанавливается на борт транспортных вертолетов семейства Ми-8 и Ми-26.В ходе испытаний вертолет Ми-8, оснащенный комплексом «Витебск», подвергался обстрелу из переносного зенитно-ракетного комплекса «Игла». Из нескольких десятков выпущенных по вертолету ракет ни одна не достигла цели.

ХАРАКТЕРИСТИКИ СТАНЦИИ АКТИВНЫХ ПОМЕХ НИИ «ЭКРАН»

Рабочий сектор*, град.:• по азимуту 120• по углу места 60Диапазон рабочих частот, ГГц G…JЭнергетический потенциал, Вт свыше 150Виды помех реализована номенклатура основных видов помехКоличество одновременно подавляемых РЭС не менее 4Энергопотребление станции:• по цепи 115/200 В 400 Гц, ВА 2500• по цепи 27 В, Вт 300Масса, кг 51,5

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 29.04.2015 + дополнения.

Источники: Концерн Радиоэлектронные технологии, niiekran.ru, kret.com, Известия, РИА Новости, interpolit.ru, vkurier.by и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ШТУРМОВИК СУ-25СМ ВСЕПОГОДНЫЙ КРУГЛОСУТОЧНЫЙ БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ КА-52АРКТИЧЕСКИЙ ТРАНСПОРТНО-ШТУРМОВОЙ ВЕРТОЛЕТ МИ-8АМТШ-ВА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ «ЭКРАН» КОНЦЕРН «РАДИОЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

bastion-karpenko.ru