Российские учёные разрабатывают дешёвую синтетическую нефтьв закладки. Синтетическая нефть


Синтетическая нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Синтетическая нефть

Cтраница 1

Синтетическая нефть может быть получена из горючих сланцев. Но все равно эти запасы углеводородного сырья ограниченны.  [1]

Синтетическая нефть и синтетические моторные топлива отличаются от углеводородных дистиллят-ных фракций природного происхождения экологич.  [2]

Свойства синтетической нефти, получаемой из природных битумов, позволяют использовать для ее переработки различные технологические схемы. Для этой нефти характерно высокое содержание циклических структур, особенно ароматических соединений, которые сконцентрированы в средних дистиллятах и газойле.  [3]

Использование бензинов синтетических нефтей в качестве товарных продуктов из-за большого содержания сернистых, азотистых и непредельных углеводородов нецелесообразно. Для удаления последних бензины термокрекинга и коксования должны быть подвергнуты процессу каталитического облагораживания и риформингу.  [4]

Бензиновые фракции синтетических нефтей отличаются сравнительно малым содержанием серы по сравнению с бензиновыми фракциями нефтей полуострова Бузачи.  [5]

Окисленные остатки синтетических нефтей, как видно из табл. 14, отличаются друг от друга незначительно, независимо от температуры окисления и расхода воздуха. Хотя Березников А.В. показал, что лучшими эксплуатационными свойствами обладают битумы, полученные при температуре 22 5 С. С, В промышленности, наоборот, стремятся повысить температуру до 2 90 С. В промышленности при таком режиме работы существенно сокращается продолжительность процесса. Однако в промышленных условиях ( без предварительных испытаний на укрупненных установках), пока трудно представить, каким будет качество получаемого битума из остатков синтетических нефтей.  [6]

Для производства синтетической нефти в настоящее время интерес представляют главным образом месторождения горючих сланцев. Примерами таких месторождений являются горючие сланцы ( oii shales) Грин Ривер в США, И рати в Бразилии и ДР.  [7]

Различные фракции сырой синтетической нефти, получаемой в процессах КОЭД, Н - коал и Синтойл, могут быть переработаны в высокооктановый бензин, турбинное и дизельное топливо при использовании соответствующей нефтехимической технологии. Трудности, которые в большей или меньшей степени возникают при реализации этих процессов, зависят от используемой фракции и целевого продукта. Производство бензина не представляет больших затруднений, так как этот продукт получается из светлых фракций нафты, которые имеют обычно нафтеновую или ароматическую структуру и содержат соединения, легко перерабатываемые в высокооктановые компоненты.  [8]

К ним относятся синтетическая нефть из угля, горючие сланцы, спирт из растений, энергия ветра, волн, приливов.  [9]

Возможным вариантом получения синтетической нефти может быть гидрокрекинг битума без комбинирования с коксованием или другими процессами. При этом отпадает необходимость в гидроочистке дистиллятов, образующих синтетическую нефть, но расход водорода на процесс высок.  [10]

Первый способ получения синтетической нефти основан на ожижении угля. Способ этот заключается в том, что сильно измельченный уголь ( применяют главным образом бурые угли, сравнительно бедные углеродом, но богатые водородом) смешивают с тяжелым маслом и нагревают с водородом до 400 - 500 при давлении до 200 - 300 ат. При этом углерод с водородом соединяются и образуют разнообразные углеводороды. Гидрированная смесь подвергается дробной перегонке и получаются фракции, отвечающие бензину, легкому и среднему маслу. Производство синтетического жидкого топлива исчисляется в мировом масштабе миллионами тонн в год.  [11]

Первый способ получения синтетической нефти основан на ожижении угля. Способ этот заключается в том, что сильно измельченный уголь ( применяют главным образом бурые угли, сравнительно бедные углеродом, но богатые водородом) смешивают с тяжелым маслом и нагревают с водородом до 400 - 500 при давлении до 200 - 300 ат. При этом углерод с водородом соединяются и образуют разнообразные углеводороды. Гидрированная смесь подвергается дробной перегонке и получаются фракции, отвечающие бензину, легкому и среднему маслу. Производство синтетического жидкого топлива исчисляется в мировом масштабе миллионами тонн в год.  [12]

Увеличение объема производства синтетической нефти в рамках отдельного предприятия сопровождается неуклонным снижением уровня удельных капиталовложений и гораздо менее динамичным возрастанием величины текущих эксплуатационных расходов. Так, с увеличением мощности предприятия с 0 5 до 10 млн. т / год удельные капиталовложения снижаются более чем в 8 раз, удельные эксплуатационные расходы увеличиваются в 1 2 раза, а общие ( капитальные и текущие) издержки производства сокращаются примерно в 1 9 раза.  [14]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Синтетическая нефть

Получение бензина и высококалорийных газов из угля | Сделай Сам на ...

Роберт Браун, директор отдела программ биовозобновляемых ресурсов университета Айовы, предлагает использовать многочисленные древесные и растительные отходы, в настоящее время сжигаемые, для синтеза искусственной нефти взамен импортируемой. США генерирует огромное количество стружки, опилок, древесной коры и стеблей зерновых культур. Сейчас эта масса, как правило, сжигается, чуточку помогая в выработке электроэнергии.

Однако Браун полагает, что выгоднее сначала преобразовывать эти отходы в синтетическую нефть – универсальный продукт, пригодный для массовой транспортировки.

Соответствующие технологии уже существуют, и есть также компании, активно занимающиеся совершенствованием, коммерциализацией этих технологий и продвижением таких искусственных продуктов на рынок, например, фирма Ensyn и ряд других компаний и институтов.

Ежегодное производство биомассы в США, теоретически, может обеспечить синтез искусственной нефти в количестве, равном одной трети от объёма нынешнего потребления нефти в стране, тем самым, существенно ослабив зависимость Америки от импорта чёрного золота.

Если не вдаваться в подробности, в основе синтеза искусственной нефти – простой нагрев биомассы до 500 градусов без доступа кислорода, перегонка и конденсация полученной смеси. Синтетическая нефть по виду получается такой же, как обычная, хотя существенно отличается по химическому составу.

Но куда важнее, утверждает Браун, что технически из этой искусственной, или как ещё говорят, бионефти можно вырабатывать практически все продукты, которые сегодня делают из нефти природной — различные виды моторного топлива и химикаты.

Синтетическое моторное топливо, к слову, производила ещё Германия во время Второй Мировой войны , но оно было очень дорогим. Сейчас же, полагают американские учёные, пришло уже время для вполне рентабельных и массовых технологий такого рода синтеза.

Комплекс производства синтетической нефти

Новые Технологии предлагает уникальный комплекс производства синтетической нефти и синтетического жидкого топлива из попутного нефтяного и природного газов в блочно-модульном исполнении.

В настоящее время разрабатываются проекты двух типов блочно-модульных установок GTL с объемами переработки 10 и 50млн.куб.нм/год по входящему газу, которые легко масштабируются. Предусматривается блок очистки газа от сероводорода и меркаптанов.

Для переработки ПНГ, имеющего в своем составе фракции СЗ и выше, в блоке конверсии предусмотрен реактор предриформинга. При наличии давления входящего газа выше 10 бар возможна работа комплексов без применения газовых компрессоров.

Выход синтетической нефти из 1 куб. нм газа составляет в среднем 500 г.

Казахстанские ученые готовы производить синтетическую нефть

IT-байки: Про нефть из пластиковых бутылок / АналитикаКазахстанские ученые завершили разработку технологии, которая позволяет получить синтетическую нефть из угля. По словам директора НИИ новых химических технологий и материалов КазНУ имени аль-Фараби Сергея Калугина, отечественные проекты полностью готовы к внедрению при условии должного финансирования.

Калугин отметил, что работы по исследованию способов получения синтетической нефти проводились по линии министерства образования и науки, а также при поддержке Национального научно-технологического холдинга Парасат. Ученые получили грант на разработку своей технологии.

Директор института добавил, что специалисты предлагали наладить производство синтетической нефти властям Актюбинской области. Там, по словам Калугина, находится несколько угольных месторождений - исходного материала для получения черного золота. Однако конкретных договоренностей стороны пока не достигли. При этом эксперт отметил, что синтетическая нефть не сможет полностью заменить традиционную. Более того, она не будет дешевле, но работать в этом направлении Казахстану необходимо, чтобы в случае дефицита иметь альтернативное сырье для производства топлива. Мы работаем на будущее, а пока нефть имеет приоритет, мы продолжаем разрабатывать углеводородное сырье, - добавил он.

Ранее министр энергетики Владимир Школьник заявил, что Казахстан изучает возможность переработки угля в нефть. Он сообщил, что запасы угля в стране оцениваются в 300 миллиардов тонн. Эти ресурсы позволяют наладить производство, способное конкурировать с традиционными нефтегазовыми компаниями. При этом синтетическая нефть, по словам Школьника, позволит увеличить запас сырья в Казахстане на несколько Кашаганов.

Источники: forum.tatar.info, synfuelenergy.com, universal_ru_en.academic.ru, newchemistry.ru, www.aktau-business.co.

Это интересно

Одиссей на острове циклопов

Многие греческие мифы нашли отражение в античной литературе, традиции которой не приветствовали описание жизни простых людей. Гораздо более ...

Сражение за Сталинград

Победа советских войск над немецко-фашистскими войсками под Сталинградом - одна из наиболее славных страниц летописи Великой Отечественной ...

Атомные наручные часы

Эти часы отлично подходят для тех, кто должен работать в течение длительных периодов времени в условиях недостаточной ...

Кофе - мифы и реальность

Кофе относится по праву является популярнейшим горячим напитком с эффектом бодрости. Его с удовольствием пьют всегда ...

Навахо: конец третьего мира

До этого мира существовал еще один, в котором мужчины, женщины и животные постоянно враждовали друг с другом. Бегочидди ...

Репрессии 30-х годов в СССР

В истории России XX века репрессии 30-х годов занимают особое место. Критика Советского режима часто опирается наосуждение ...

Древние боги Индии

Брахма произвел на свет шесть сыновей, от которых появилось многочисленное потомство. От старшего сына Маричи родился обладавший мудростью ...

objective-news.ru

Синтетическая нефть - Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Синтетическая нефть

Cтраница 2

Заводы, производящие синтетическую нефть, помимо выработки жидкого горючего, являются своеобразными комбинатами по производству самого разнообразного химического сырья для химической промышленности в целом.  [16]

Альтернативные источники сырья - синтетическая нефть, уголь, сланцы и другие не будут играть существенной роли в сырьевом балансе до начала XXI века.  [17]

При относительно невысокой доле синтетической нефти в составе общих ресурсов нефтяного сырья ( до 30 %) целесообразна ее переработка на действующих нефтеперерабатывающих заводах в смеси с обычными нефтями.  [18]

ИГ Фарбен заинтересовалась проблемой синтетической нефти в двадцатых годах под воздействием предсказаний о неминуемом исчерпании мировых запасов обычной нефти, стимулировавших разведку запасов нефти по всему миру. Немецкое правительство предоставило фирме поддержку, поскольку растущий спрос на импортную нефть вызывал утечку жизненно необходимых валютных средств, запасы которых были и без того скудны.  [19]

Для повышения качества бензины синтетических нефтей должны быть подвергнуты процессу каталитического облагораживания и реформингу. После указанных процессов их октановое число увеличивается от 80 до 88 пунктов.  [20]

После облагораживания ( получения синтетической нефти) НБП можно выделить 3 направления ее дальнейшей переработки: битумное, масляно-битумное, топливное. С точки зрения затрат на переработку наиболее экономичным и технологически простым представляется битумный вариант, основным источником сырья для которого могут стать НБП. Наша страна, в частности Казахстан, обладает большими запасами НБП и тяжелых нефтей, которые являются основным сырьем для производства битума, в то же время народное хозяйство страны испытывает его значительный дефицит.  [21]

В 1976 г. добыча синтетической нефти в Канаде составила 2 4 млн. т, в настоящее время - ежегодно 9 млн. т нефти.  [22]

Ресурсы жидких углеводородов ( синтетической нефти), заключенные в битуминозных пластах, по-видимому, очень велики.  [23]

Описана карьерная технология получения синтетической нефти объемом 32000 м3 / сут в Канаде.  [24]

Фишеру дает возможность получать синтетическую нефть из угля.  [25]

Полученную по такой технологии синтетическую нефть перерабатывают в моторные топлива и масла в смеси с обычной нефтью, добавляя первую в количестве до 15 %, так как при большей доле ухудшаются пока затели качества реактивного топлива.  [27]

Таким образом, бензины из синтетических нефтей из неф - тебитуминозных пород месторождений Акший, Кольжан, Аралтобе, Есекжал и Тюбкараган могут быть дополнительным источником для процесса каталитического облагораживания и риформинга. Бензины после процесса риформинга по своим качественным характеристикам вполне удовлетворяют требованиям ГОСТа и могут являться компонентной добавкой к низкооктановым бензинам.  [28]

Использование битума в целях получения синтетической нефти невозможно без глубокой предварительной переработки извлекаемого сырья - коксования, гидрогенизации и десульфурации ( обессеривания) битума, расходы на которые составляют до 30 % от общих капиталовложений в строительство промышленных объектов по производству синтетического жидкого топлива.  [29]

В процессе термокаталитического крекирования НБП выделяется синтетическая нефть, из которой при атмосферной разгонке на аппарате AFH-2 получают: газы бензин керосино-газойлевые фракции масла и остаток выше 450 С. Оставшийся песок после термокаталитического крекирования из НПБ по минералогическому и гранулометрическому составу является готовым строительным материалом для получения силикацитных блоков.  [30]

Страницы:      1    2    3    4

www.ngpedia.ru

Российские учёные разрабатывают дешёвую синтетическую нефть

Лёгкую нефть высочайшего качества планируют получить синтетическим путём учёные ВНИИ по переработке нефти.

Сырьём послужат сланцевые породы и остатки от переработки тяжёлых сортов «чёрного золота».

Основой для топлива будущего, более экологичного и энергоёмкого, становится синтетическая нефть.

Сырьё для её производства вполне доступно – в частности, это сланцевые породы и остатки от переработки тяжёлых нефтей.

Однако технологии, используемые при этом, сложные, – из разряда тех, что принято называть hi-tech.

Способы получать синтетическое жидкое топливо впервые были освоены в богатой углем Германии (1926–1945 гг.), и использовалось оно в годы Второй мировой войны.

Этот процесс состоял из двух основных этапов: получения синтез-газа (смеси моноксида углерода и водорода) и каталитической конверсии очищенного синтез-газа по методу Фишера-Тропша.

ЮАР, которая, подобно Германии, не обладает собственными запасами нефти, развила и усовершенствовала процесс («уголь в жидкость» – Coal-to-Liquid – CTL) в период антиапартеидного бойкота.

В настоящее время Южно-африканская компания SASOL владеет четырьмя заводами в ЮАР и заводом в Катаре, производя около 210 тыс. баррелей нефтяного эквивалента жидких углеводородов в день.

В США и некоторых западноевропейских странах разработаны свои процессы получения синтетического жидкого топлива, которые находятся на разной стадии внедрения или опытно-конструкторских работ.

Амбициозную задачу по получению синтетической нефти как основы для новых видов топлива ставит и Россия.

Необходимость этого шага сегодня объясняют ростом требований к качеству бензина, керосина и дизельного топлива как по экологическим стандартам, так и по эффективности в целом.

Такое топливо, утверждают учёные, немыслимо без синтетических добавок.

Российскую технологию получения «искусственной нефти» разрабатывает команда учёных из ОАО «ВНИИ по переработке нефти».

«Сланцев в России много, остатки от переработки тяжёлых сортов нефти в виде некоего побочного продукта – гудрона – имеются на любом нефтеперерабатывающем заводе.

Остаётся найти свой подход, позволяющий с минимальными затратами и максимальным практическим выходом использовать это сырьё,

– отмечает руководитель проекта, заведующая лабораторией гидрогенизационных процессов института Людмила Гуляева. –

По сути же, нам требуется “освежить” советские идеи (в СССР раньше тоже перерабатывали сланцы), наполнив их более современным научным содержанием и приспособив для развития гражданских отраслей промышленности».

Образцы составляющих синтетической нефти

 

Рецепт, разработанный российскими специалистами, в очень упрощённом варианте выглядит так.

Предварительно приготовленную эмульсию (вода+гудрон) перемешивают с размельчёнными до микронных размеров сланцами.

Эту смесь при определённой температуре, не позволяющей ей застывать, подают с помощью насоса в некий аппарат, куда также закачивается окислитель.

При неполном сгорании этого «коктейля» выделяется энергетический газ, который предварительно очистив от сероводорода, цианидов и прочих вредных примесей, посредством определённых химических реакций преобразуют в синтез-газ.

Его в свою очередь подают в сложную техническую систему с катализатором, где он снова вступает в реакцию и перерождается уже в высшие углеводороды – синтетическую нефть.

Такую нефть можно делить на бензиновую, керосиновую, дизельную и др. фракции и соответственно получать необходимые виды топлива.

Сложность технологии заключается в нахождении всех необходимых условий и параметров, при которых должны осуществляться описанные выше манипуляции.

Сами авторы технологии полагают, что полученное таким способом синтетическое чёрное золото по качеству будет сравнимо с высшим лёгким норвежским сортом, и позволит производить топливо, отвечающее самым высоким стандартам.

Себестоимость новой нефти не превысит 30 долларов за баррель.

«Топлива, полученные из такого сырья, будут гораздо более “чистыми”, так как в синтетической нефти, полученной нашим способом, вообще не будет серы, а это огромный плюс – комментирует Людмила Гуляева.

– В частности, если организовать в Сибири, на Дальнем Востоке, в Арктике небольшие модульные предприятия по производству бензина, керосина и дизельного топлива из синтетики, то получим хороший эффект

– расширим ассортимент нефтеперерабатывающих заводов и значительно повысим качество топлива, благодаря которому снизится нагрузка на экологию».

Проект ОАО «ВНИИ по переработке нефти». «Переработка остатков тяжелых нефтей в смеси с углеродистыми сланцами с получением синтетической нефти» поддержан ФЦП«Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2014–2020 годы».

Дек 6, 2014

zhizninauka.info

Синтетическое топливо и синтетическая нефть — новая технология получения

Синтетическое топливо и синтетическая нефть — новая технология получения.

 

Ознакомиться с концепцией

 

Синтетическое топливо и синтетическая нефть могут быть получены из бурого и каменного угля с помощью проточно-кавитационных реакторов. Данная технология получения отличается высокой рентабельностью даже при малых объемах производства, экологической чистотой, отсутствием вредных выбросов и низкой себестоимостью получаемого синтетического топлива.

 

Описание

Преимущества

Видео о нас

 

Описание:

Синтетическое топливо — углеводородное топливо, которое отличается от обычного топлива процессом производства, то есть, получаемое путём переработки исходного материала, который до переработки имеет неподходящие для потребителя характеристики.

Синтетическое_топливо1

Синтетическое топливо и синтетическая нефть могут быть получены из бурого и каменного угля. При этом идея производства жидкого моторного топлива из угля не нова. Еще в прошлом веке была изобретена технология превращения угля в синтез-газ, а затем синтеза нефтепродуктов под давлением на основе так называемого процесса Фишера—Тропша. Другой путь — технология прямого сжижения угля, разработанная в начале XX века немецким химиком Бергиусом. Но широкого распространения эти традиционные технологии не получили из-за дороговизны и громоздкости оборудования. В основном, такие процессы использовались государствами, не имеющими доступа к традиционному жидкому топливу — нефти.

Предлагаемая технология производства нефтепродуктов из угля в корне отличается от традиционной и использует в качестве оборудования проточно-кавитационные реакторы. Здесь нет газовой стадии, как и вредных выбросов. Если раньше для насыщения угля водородом нужно было обеспечить высокие давления — не менее 60-100 атмосфер и температуру — более 600 градусов, с добавлением катализатора, то теперь все гораздо дешевле и проще. Нет необходимости строить целые заводы с гигантским производственным циклом. Оборудование для новой технологии занимает площадку всего 40 на 40 метров.

Секрет новой технологии производства синтетических нефтепродуктов – в использовании принципа кавитации, в кавитационном поле, процессе закипания жидкости при механическом воздействии. При кипении энергия схлопывания пузырьков в 40 раз больше энергии, необходимой для их образования. Если раньше принцип кавитации использовался только для получения водоугольного топлива, то сейчас — для синтеза нефтепродуктов. Кроме того, также используется эффект Юткина. При прохождении разряда тока через жидкость происходит преобразование электрической энергии в механическую — своего рода ударная волна. Она, работая на наноуровне, и разрушает молекулярную структуру угля, насыщая ее водородом. Благодаря этим эффектам и принципам даже без сверхвысоких температур и давления создаются условия для реакции сжижения угля и синтеза жидкого продукта. Как результат — высокий выход продукции: в нефть превращается более половины угольной массы.

Процесс производства состоит из двух этапов. Сначала оборудование перерабатывает дешевый бурый уголь (в мире запасы таких углей в разы больше, чем коксующихся) в аналог нефти, а затем в моторное синтетическое топливо — бензин, дизтопливо и мазут.

Себестоимость синтетического горючего втрое меньше получаемого обычным путем.

 

Преимущества:

— высокая рентабельность даже при малых объемах производства. Мобильная установка вполне применима даже в условиях Крайнего Севера, куда горючее приходится везти за тысячи километров. Ее можно поставить вблизи мест добычи угля и прямо на месте вырабатывать дизтопливо и бензин,

— технология позволяет улучшить экологию, утилизировать угольные шламы и отвалы  и восстановить окружающую среду, т.к. в качестве сырья используются эти угольные шламы и отвалы,

— экологически чистая технология производства. Нет вредных выбросов,

— высокий выход готовой продукции – синтетической нефти и синтетического топлива,

Синтетическое_топливо_3

— исключение из технологии производства синтетических нефтепродуктов ряда технологических операций — высоких температур, химических катализаторов и давления,

— в перспективе планируется вырабатывать из угля не только моторное синтетическое топливо, но и самый широкий спектр синтетических углеводородов — ценное полимерное сырье для легкой промышленности, электронной, оборонной и прочих отраслей,

— низкая себестоимость получаемого синтетического топлива и синтетической нефти.

 

Примечание: © Фото https://www.pexels.com.

 

отдел технологий

г. Екатеринбург и Уральский федеральный округ

Звони: +7-908-918-03-57

или пиши нам здесь...

карта сайта

Войти    Регистрация

Виктор Потехин

Поступил вопрос по стеклопластиковым емкостям. Дан ответ.

2018-05-04 06:47:56Виктор Потехин

Поступил вопрос по гидропонным многоярусным установкам. Дан ответ. В частности указаны более прорывные технологии в сельском хозяйстве.

2018-05-16 20:22:35Виктор Потехин

Поступил вопрос по выращиванию сапфиров касательно технологии и оборудования. Дан ответ.

2018-05-16 20:23:28Виктор Потехин

Поступил вопрос касательно мотор-колеса Дуюнова и мотор-колеса Шкондина, что лучше. Дан ответ.

2018-05-16 20:30:50Виктор Потехин

Поступил вопрос об организациях, которые осуществляют очистку металла от ржавчины. Дан ответ: оставляйте свои заявки внизу в комментариях. Производители сами найдут вас и свяжутся.

2018-05-17 10:35:28Виктор Потехин

Поступил вопрос касательно санации трубопровода. Дан ответ. В частности указана более инновационная технология.

2018-05-17 18:10:26Виктор Потехин

Поступил вопрос касательно сотрудничества, а именно: определения направлений развития предприятия и составления планов будущего развития. В настоящее время ведутся переговоры. Будет проанализирована исходная информация, совместно выберем инновационные направления и составим планы.

2018-05-18 10:34:05Виктор Потехин

Поступил вопрос касательно электрохимических станков. Дан ответ.

2018-05-18 10:35:57Виктор Потехин

Поступил вопрос относительно пиролизных установок для сжигания ТБО. Дан ответ. В частности, разъяснено, что существуют разные пиролизные установки: для сжигания 1-4 класса опасности и остальные. Соответственно разные технологии и цены.

2018-05-18 11:06:55Виктор Потехин

К нам поступают много заявок на покупку различных товаров. Мы их не продаем и не производим. Но мы поддерживаем отношения с производителями и можем порекомендовать, посоветовать.

2018-05-18 11:08:11Виктор Потехин

Поступил вопрос по гидропонному зеленому корму. Дан ответ: мы не продаем его. Предложено оставить заявку в комментариях для того, чтобы его производители выполнили данную заявку.

2018-05-18 17:44:35Виктор Потехин

Поступает очень много вопросов по технологиям. Просьба задавать эти вопросы внизу в комментариях к записям.

2018-05-23 07:24:36Andrey-245

Не совсем понятно. Эту батарейку можно вообще не заряжать что ли? Сколько вольт она выдает? И где ее купить? И можно ли такие соединить последовательно-параллельно, собрав нормальный аккумулятор, например, для электромобиля?

2018-08-23 10:09:48Виктор Потехин

Андрей, какую батарейку?

2018-08-24 08:33:25SergeyShef

Добрый день! Интересна вышеописанная установка. Как можно её заказать ? Какие условия сотрудничества у автора?

2018-08-27 17:07:42Виктор Потехин

Сергей, кидайте сюда ссылку на установку. Или пишите мне [email protected]

2018-08-27 18:52:14SergeyShef

Я у Вас спрашивал, как и где её можно купить?

2018-08-27 21:07:41SergeyShef

Кто изготовил тот образец, который у Вас на фото и могут ли изготавливать на заказ?

2018-08-27 21:10:05Виктор Потехин

не могу понять, что за установка. скиньте сюда ссылку

2018-08-27 23:15:16Виктор Потехин

не обладаем такой информацией

2018-08-28 21:45:17npc-ses

Добрый день! SergeyShef изделие подобное тому, что изображено в заголовке, да и в принципе любое изделие по технологии LTCC можно изготовить на нашем производстве АО "НПЦ "СпецЭлектронСистемы". Находимся в г. Москва. Можете написать мне на электронную почту [email protected]

2018-08-29 18:41:34npc-ses

На нашем производстве имеется пожалуй самый полный комплект оборудования в России, который позволяет производить 3D микросборки, в том числе по технологии LTCC, в замкнутом цикле, начиная от входного контроля материалов, всех промежуточных производственных процессов...

2018-08-29 18:47:20Djahan

КРИОГЕЛЬ ДЛЯ РОСТА И РАЗВИТИЯ РАСТЕНИЙ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ. кто производит, как найти, чтобы купить?

2018-08-30 23:48:23Виктор Потехин

купить можно у производителя

2018-09-01 20:58:09

Для публикации сообщений в чате необходимо авторизоваться

акцизы на как сделать синтетическое топливо из газа из угля третьего рейха 2т синтетическое масло в топливо перспективное сырье для производства синтетического моторного топлива получение производство применение синтетического жидкого топлива производство синтетического топлива +из угля синтетические моторные топлива и масла из угля окпд 2 синтетические топливо узбекистане офис gtl контактные номера синтетическое дизельное топливо синтетическое жидкое топливо переработка производство состав синтетической нефти синтетическая нефть из резины из угля из шин своими руками  инфра технологии куплю получение цена юткина молекулярный разрыв уголь 620

 

Похожие записи

Количество просмотров с 26 марта 2018 г.: 297

comments powered by HyperComments

xn--80aaafltebbc3auk2aepkhr3ewjpa.xn--p1ai

Uzbekistan: Cинтетическая нефть

Еще совсем недавно энергетический кризис казался невероятным, но сейчас уже близится тот момент, когда человечество столкнется с жесточайшей нехваткой энергоресурсов. Стремительный технологический рост человеческой цивилизации спровоцировал интенсификацию производства, а, соответственно, интенсивное использование полезных ископаемых.

Новый завод Pearl GTL по производству синтетической нефти в Катаре

В настоящее время статистические данные, отражающие объемыдоступных запасов нефти в доказанных месторождениях, в краткосрочной перспективе малоутешительны. Вряд ли можно себя успокаивать, что в ближайшие годычеловечество найдет новые ресурсы, которые заменят природные полезные ископаемые. Энергетический кризис с одной стороны неминуем, но еще есть возможность смягчить последствия. Одним из вариантов борьбы с энергетическим кризисом является промышленное производство энергоресурсов и топлива. Смогут ли синтетические энергоресурсы стать реальной заменой природным ископаемым, а также что можно считать синтетическим сырьем, постараемся проанализировать.

Экономические предпосылки для производства синтетической нефти в России

Снижение объемов доступных месторождений нефти заставляет искать ей альтернативу. В частности речь идет о производстве синтетической нефти, технологиях, проблемах и перспективах. В настоящее время производство синтетических нефтепродуктов имеет большой экономический потенциал, в зависимости от выбранной технологии каждое направление производства предполагает разные показатели эффективности, но все проекты по производству синтетических нефтепродуктов без исключения требуют крупных капитальных вложений. При выборе направления производства синтетической нефти нужно рассматривать технологии, основанные на использовании различной сырьевой базы, с целью поиска наиболее оптимальных экономических параметров. Можно выделить следующие критерии выбора технологий производства, которые в совокупности оцениваются на этапе инициации проектной программы: качество готового продукта, потенциальная способность продукта стать товаром-заменителем для природных энергоресурсов, предполагаемый объем производства, капиталоемкость, массовая доля производства и его влияние на макрорынок энергоресурсов, экономическая эффективность и прибыль, время для реализации проекта. В настоящий момент можно специфицировать ряд ограничений, которые могут иметь значительное влияние на процесс внедрения будущих проектов, связанных с производством синтетической нефти. По оценкам ведущего энергетического оператора British Petroleum, при сохранении объема добычи из доказанных месторождений запасов нефти в России хватит на 21 год. Таким образом, все действия по поиску товаров-заменителей для природной нефти имеют жесткое временное ограничение — не более 20 лет. В рамках жесткого временного ограничения также нужно учитывать недостаточную отечественную научно-техническую базу в вопросах производства синтетических нефтепродуктов, а также ограниченный финансовый бюджет. Ограничение по финансам связано, скорее, не с малым объемом инвестиционных средств, а сложностью проектной программы, которая в совокупности требует грандиозных капитальных вложений необходимыхв ограниченные сроки. В качестве продуктивных технологий производства синтетической нефти, которые уже прошли частичную или полную промышленную апробацию, можно выделить следующие: производство синтетической нефти из экстра-тяжелого нефтяного сырья, технологии, основанные на химическом процессе Фишера-Тропша — «газ в жидкость» (GTL, gas-to-liquid), «уголь в жидкость» (CTL, coal-to-liquid), «биомасса в жидкость»(BTL, biomass-to-liquid). Безусловно, что использование различного сырья для производства синтетической нефти будет подразумевать неоднородный состав готового продукта, различное применение и рыночную стоимость. Разный химический состав добываемой нефти также характерен для естественных месторождений. Содержание примесей и химических соединений в нефти различных нефтяных бассейнах варьируется в широких пределах. Существует общепринятая классификация товарной нефти. Наиболее дорогой считается легкая нефть с малым содержанием серы и эталонным содержанием дистиллируемых фракций, парафинов, хлористых солей. К маркерным сортам нефти, которыми торгуют на бирже, относятся: сорт Brent, добываемый в Северном море, для Лондонской биржи; WTI (West Texas Intermediate) для биржи NYMEX в Нью-Йорке; Tapis для биржи в Сингапуре. Остальные сорта нефти выставляются на продажу по цене с дисконтом или надбавкой по отношению к биржевым ценам эталонных сортов.Показатели качества нефти (российская классификация)Наименование показателяНорма для типа1234
Плотность - P, г/м3, не более0,8500,8700,8900,895
Выход объемных фракций, %, не менее
при до t=2000C≥ 25≥ 21≥ 21≥ 19
при до t=3000C≥ 45≥ 43≥ 41≥ 35
при до t=3500C≥ 55≥ 53≥ 50≥ 48
Содержаниесеры - S, %, не более≥ 0,6≥ 1,8≥ 2,5≥ 3,5
Основные показатели качества на эталонные и котирующиеся сорта легкой нефтиСорт нефтиПлотность — P, г/м3Содержаниесеры — S, %
Brent0,825-0,8280,37
WTI0,8270,4-0,5
Tapis0,65-1,050,1
ArabLight0,8501,9-2,9
SiberianLight0,800-0,8390,57
Под понятием синтетической нефти (СН), применяемой в канадской терминологии перегонки нефтяного песка в товарный сорт нефти, подразумевается облегченная, маловязкая, без недистиллируемых остатков нефть, полученная в результате облагораживания тяжелой нефти, из которой выделены тяжелые остатки. Также в канадской терминологии имеется понятие полусинтетической нефти (ПСН), ПСН — маловязкая, облегченная, с недистиллируемыми остатками, производство исключает фазу выделения тяжелых остатков. Позднее термин синтетической нефти стал применяться относительно продуктов переработки газа, угля и биомассы в технологиях GTL, CTL, BTL. При производстве синтетической нефти нужно обеспечивать основные показатели качества близкие к показателям высококачественной товарной нефти, в частности в синтетической нефти помимо низкой плотности и серосодержания важно содержание дистиллируемых фракций, которые также будут обеспечивать нефтепродукту коммерческий потенциал.Показатели качества нефти маркерного сорта и синтетической нефти, полученной в результате перегонки тяжелых сортов нефтиНаименованиеЕдиницы измеренияПСНСНBrent
ПлотностьoAPI≤ 27≥ 47≤ 38
г/м3≥ 0,890≤ 0,870≤ 0,830
Содержание фракцийНК-1800С, %0-3018-2538
180-3600С, %10-2035-5030
350-5000С, %15-2520-4520
более 5000С, %30-45012
Содержание серы%≤ 3≤ 0,9≤ 0,3
Синтетическая нефть — это высококачественные нефтепродукты премиум-класса. Такая нефть требует минимальной переработки и максимально приближена по свойствам маркерных сортов, а часто и превосходит их. Если рассматривать экспортную стратегию РФ, то не сложно прийти к выводу, что Россия экспортирует преимущественно сырье для нефтеперерабатывающих заводов. В рамках энергетического дефицита целесообразно проанализировать эффективность макроэкономической стратегии, возможно, низкокачественные сорта нефти, которые имеются в достаточных объемах, требуют предварительной переработки с целью повышения экспортного качества. Доказанные объемы нефти в России на сегодняшний день включают месторождения легких и среднетяжелых сортов нефти, также имеются месторождения тяжелых сортов. В общем, на территории РФ находится 71,23% нефти высокого качества, а 28,77% — нефти низкого качества, преимущественно тяжелой и высокосернистой. Например, экспортная нефтяная смесь Urals получается при смешивании в трубопроводе сорта Siberian Light и тяжелой нефти с высоким содержанием серы, добываемой в Волго-Уральском регионе. Спрос на сорт Urals в основном формируют азиатские нефтеперерабатывающие заводы, а также страны СНГ, которые покупают более дешевое сырье с низким уровнем сульфаризации. Зонирование нефтедобывающих провинций Евразии по показателю качества нефти

Нетрадиционные источники нефтяного сырья

Основная часть российских месторождений тяжелой и высокосернистой нефти находится в Волго-Уральском регионе, также низкокачественная нефть имеется в Западной Сибири. Российская классификация предполагает наличие пяти типов нефти, включая тяжелые с плотностью свыше 0,870 г/м3, а также битуминозные нефти с плотностью более 0,895 г/м3. Крупные запасы битуминозных песков обнаружены в Волго-Уральском бассейне и Восточной Сибири. В связи со снижением объемов запасов нефти по всему миру, внимание стали привлекать месторождения тяжелой и экстра-тяжелой нефти. По оценке специалистов, объемы нетрадиционных нефтяных ресурсов — экстра-тяжелой нефти, значительно превышают мировые запасы легкой и среднетяжелой нефти. Огромные месторождения нетрадиционного нефтяного сырья — нефтяных песков, находятся в провинции Альберта (Канада), а также в пустыне Ориноко в Венесуэле. Доказанные запасы нефти в нефтяном песке Канады и Венесуэлы по имеющимся прогнозам имеют колоссальные объемы — 3,7 трлн. баррелей (500 млрд. т). Разработка нефтяных песков в провинции Альберта, Канада Нефтяной песок представляет собой смесь песка, воды и битума, его впервые обнаружили еще индейцы. Долгое время нефтеносный песок пытались химически разложить на составляющие, это удалось только в 1920 году гениальному химику-самоучке К. Кларку из г. Эдмонтон (Альберта, Канада). Технология разделения нефтяного песка на нефть и песок достаточно проста: нефтеносный песок добавляется в теплую воду с каустической содой и пропускается через барабан подобный стиральной машине. Себестоимость производства нефти из нефтеносного песка достаточно дорогая и составляет около 30 долларов за баррель, но вполне окупаемая при высоких ценах на нефть и её дефиците. Российские нефтяные резервы, 2005 Диаграмма битумных запасов Масштабная разведка нетрадиционных нефтяных запасов в России не проводилась, доказанных запасов битуминозной нефти в РФ не существует. При оценке объемов запасов пока можно опираться только на результаты аудита национальных ресурсов РФ основными нефтяными операторами — British Petroleum (BP) и OGJ. По данным BP и OGJ объем российских запасов технически-доступной нефти составляет: 13,4 млрд. баррелей (1,8 млрд. т) тяжелой нефти, 33,7 млрд. баррелей (4,5 млрд. т) нефти в битумных песках. Также отмечается, что только 14% (33,7 млрд. баррелей или 4,5 млрд. т) месторождений битумного песка является технически-доступным. Кроме того, на территории России имеются месторождения битумного песка эквивалентного 212 млрд. баррелям (28,53 млрд. т) нефти, но эти запасы на сегодняшний день относят к технически-недоступным. Общий объем битуминозных песков в России по оценкам операторов составляет 245 млрд. баррелей (около 33 млрд. тонн).

Российские запасы тяжелой нефти и ее переработка

Основные запасы тяжелого и кислого нефтяного сырья сосредоточены в Волго-Уральском бассейне, здесь же расположены месторождения битумов. Легко-извлекаемые нефтяные пески Melekess Волго-Уральского бассейна могут вполне стать частью доказанных нефтяных объемов России. Общая площадь Арланского месторождения составляет 460 км2, присутствуют тяжелые нефти (плотность 0,88-0,89 г/см³, содержание серы 2,4-3,6 %.) и битуминозные пески. Общая глубина вскрытого нефтеносного осадочного покрова составляет 3000 м. Большая часть битуминозных месторождений и месторождений тяжелой нефти в России требует применения эффективных технологий глубинной добычи. За последние годы Россия начала использовать новые методы добычи тяжелой нефти, в частности применен метод парового дренажа –Steam Assisted Gravity Drainage (SAGD). Однако применение SAGD при добыче тяжелой нефти является единичным случаем и не меняет общей сложной технологической картины, имеющей место в РФ. На сегодняшний день основные технологические инвестиции России были ориентированы на классическую нефтедобычу, а также добычу в арктических условиях. Во времена СССР в небольшом количестве продвигались технологии для переработки тяжелого и экстра-тяжелого нефтяного сырья, но в настоящий момент имеющихся в России технологий недостаточно даже для облагораживания низкокачественной товарной нефти. Труднодоступные и на сегодняшний день технически не восстанавливаемые битумы РФ находятся в основном в алмазоносном и золотоносном Лено-Анабарском междуречье, расположенном в отдаленной части Восточной Сибири. Предполагаемый объем запас нефти месторождения составляет 212 млрд. баррелей (около 28,5 млрд. тонн). В настоящее время разработка этих месторождений является технически нереализуемой задачей из-за полного отсутствия инфраструктуры в этом регионе. Однакодобыча нефти из месторождений в Лено-Анабарском бассейне может рассматриваться в комплексе с добычей золота и алмазов. Здесь следует подчеркнуть, что развитие новых технологий глубинной добычи нефтяного песка в Лено-Анабарском регионе может позволить вывести технически-недоступные запасы экстра-тяжелой нефти в разряд доказанных объемов РФ, это может значительно изменить общую мировую картину нефтяных запасов. Для технически-доступной тяжелой нефти Волго-Уральского бассейна актуально применение технологии «облагораживания» с целью повышения её экспортного потенциала. Очевидно, чем выше плотность сырья, тем дороже технология. Переработка тяжелой нефти позволяет получить высококачественные нефтепродукты с низкой удельной плотностью и сернистостью. Экономически целесообразно повысить качество тяжелой и кислой нефти Волго-Уральского бассейна, а не смешивать ее с высококачественным сортом Siberian Light для получения экспортной смеси Urals.Показатели качества маркерного сорта нефти, нефти тяжелых и экстра-тяжелых сортовНаименованиеЕдиницы измеренияТяжелая нефтьЭкстра-тяжелая нефтьПриродные битумыBrent
ПлотностьoAPI≤ 26,6≤ 14≤ 10≤ 38
ячейка2ячейка2ячейка2ячейка2ячейка2
Содержание фракцийНК-1800С, %3-15≤ 2≤ 138
180-3600С, %20-35≤ 2015-2030
350-5000С, %25-3520-3015-2020
более 5000С, %30-4040-5050-6012
Содержание серы%1,2-32,5-3,54-5≤ 0,3
Технология переработки эстра-тяжелой нефти в облегченные синтетические продукты основана на комбинировании традиционных технологий, применяемых на НПЗ: коксовании, гидроочистке, удалении серы, гидрокрекинге и производстве водорода. В последние годы технология усовершенствована за счет производственных процессов: висбрекинга, деасфальтизации, гидрокрекинга остатков, гидроочистки газойлей, газификации тяжелой нефти. Малосернистую высококачественную нефть без недистилируемых остатков получают путем переработки тяжелых остатков нефти, гидрокрекинга и коксования наряду с гидроочисткой фракций. Малое количество серы обеспечивается за счет гидроочистки. Объем производства полноценной синтетической нефти составит 50-80% от объема входного сырья, для полусинтетической — 75-90%. В настоящий момент отсутствуют оптимальные технологические решения, которые позволят снизить капиталовложения и себестоимость будущей российской синтетической нефти, полученной в результате переработки тяжелых сортов. В ближайшей перспективе не представляется возможным самостоятельная разработка российскими компаниями месторождений экстра-тяжелой нефти. Для разработки битуминозных песков на территории России следует привлекать крупные энергетические компании, имеющие опыт в данном направлении.

Синтетическая нефть из угля и газа. Зарубежный опыт

Технология химического преобразования метана и его гомологических родственников в жидкие углеводороды применяется несколькими крупными нефтяными концернами: Royal Dutch Shell, Sasol, Syntroleum, Rentech, Exxon Mobil, Conoco Philips, Chevron Texaco, British Petroleum (BP), Euroil Ltd. В качестве сырья используется природный газ, сопутствующий нефтяной газ и уголь. Вялый процесс внедрения технологии производства синтетической нефти связан с периодическим снижением цен на природную нефть, но с каждый годом ситуация относительно стоимости синтетического сырья становится все более привлекательной. В вопросе развития технологии GTL концерн Sasol значительно опережал Shell, в последнее время ситуация начинает изменяться в связи с запуском завода Pearl GTL в промышленном городе Ras Laffan в Катаре. Для России переработка угля и газа в высококачественные нефтепродукты является актуальной задачей, которая, по крайней мере, требует внимания и проведения тщательных расчетов. Переработка газа и угля в синтетическую нефть наиболее целесообразна. Во-первых, синтетическая нефть может вывести газ РФ на принципиально новый уровень коммерческого предложения, во-вторых, Россия имеет крупные месторождения угля, который может успешно перерабатываться в нефтепродукты премиум-класса с последующим экспортом в Европу. Технологии производства синтетической нефти из угля активно развиваются компанией Sasol в ЮАР. Метод химического сжижения угля к состоянию пиролизного топлива был использован еще в Германии во время Великой Отечественной войны. Немецкая установка уже к концу войны производила 100 тыс. баррелей (0,1346 тыс. т) синтетической нефти в день. Использование угля для производства синтетической нефти целесообразно из-за близкого химического состава природного сырья. Содержание водорода в нефти составляет 15%, а в угле — 8%. При определенных температурных режимах и насыщении угля водородом, уголь в значительном объеме переходит в жидкое состояние. Гидрогенизация угля увеличивается при введении катализаторов: молибдена, железа, олова, никеля, алюминия и др. Предварительная газификация угля с введением катализатора позволяет выделять различные фракции синтетического топлива и использовать для дальнейшей переработки. Sasol на своих производствах применяет две технологии: «уголь в жидкость» — CTL (coal-to-liquid) и «газ в жидкость» — GTL (gas-to-liquid). Использовав свой первый опыт в Южной Африке во времена Апартеида и обеспечив частичную энергетическую независимость стране даже во времена экономической блокады, компания Sasol в настоящий момент развивает производства синтетической нефти во многих странах мира, заявлено о строительстве заводов синтетической нефти в Китае, Австралии и США. Первый завод Sasol построен в промышленном городе ЮАР Сасолбург, первым заводом по производству синтетической нефти промышленных масштабах стал Oryx GTL в Катаре в городе Рас-Лаффан, также компания запустила в эксплуатацию завод Secunda CTL в ЮАР, участвовала в проектировании завода Escravos GTL в Нигерии совместно с Chevron. Капиталоемкость проекта Escravos GTL составляет 8,4 млрд. долларов, результирующая мощность завода составит 120 тыс. баррелей синтетической нефти в день, старт проекта — 2003 год, планируемая дата запуска в эксплуатацию — 2013 год. Строительство Pearl GTL в Катаре Для производства топлива по технологии «газ в жидкость» может быть использован газ любого происхождения, это делает GTL наиболее перспективной технологией для России, а синтетическое GTL-топливо более прогрессивным относительно эффективности производства. Технология GTL предусматривает три фазы производства: производство синтез-газа путем химического синтеза методом Фишера-Тропша кислорода с углеродом, преобразование синтез-газа в сырую нефть синтетического происхождения, очистку синтетических продуктов. Если рассматривать зарубежный опыт, то новый завод Pearl GTL запущен в 2011 году в Катаре, оператором данного проекта выступает компания Royal Dutch Shell. Мощность нового завода составляет 140 тыс. баррелей GTL-продуктов и 120 тыс. баррелей сжиженного газа в сутки, финальная стоимость проекта составила 24 млрд. долларов. На новом производстве применяется новая усовершенствованная GTL-технология, называющаяся SMDS — «средние дистилляторы синтеза». Технология GTL подразумевает производство легкой высококачественной нефти с низким содержанием серы. Хотя сера обязательно должна присутствовать в топливе, потому что она обеспечивает маслянистость. Выведение серы из химического состава GTL-продуктов способствует накоплению её запасов на территории предприятия. Для эффективного использования этих запасов компания Shell разработала специальную технологию Sulphur thiogro для производства серосодержащих веществ. В результате были предложены высококачественные обогатительные смеси для удобрений, применяемых для почв с дефицитом серы. Такие удобрения повышают доходность аграрного сектора в районах с дефицитом серы на 17%. Применение GTL-топлива в качестве добавки к обычному топливу предполагает снижение выбросов в атмосферу: выброс угарного газапо сравнению с обычным дизелем сокращается на 91%, углеводородов — на 63%, твердых частиц — на 26%, оксидов азота — на 6%. На заводе Pearl GTL компания Shell намерена производить различные синтетические углеводороды, которые будут широко применимы на рынке. Это связано с растущим спросом на высококачественное топливо и промышленные газы. Например, сжиженный газ (LPG), полученный по технологии GTL, не содержит примеси тяжелых металлов и серы.

Синтетическая нефть из отходов и мусора. Экологический подход

Синтетическая нефть может быть произведена из различного сырья. В качестве сырья могут быть также использованы отработанные масла и другие отходы. Утилизация мусора для производства синтетической нефти является прогрессивной технологией в рамках будущей нехватки энергоресурсов, а также охраны окружающей среды. Технология переработки биологических отходов, в частности биомассы, называется «биомасса в жидкость» — BTL (biomass-to-liquid). Лидером в разработке технологий BTL является Германия. Новый завод Choren во Фрайберге (Германия), запущенный в 2006 году, успешно перерабатывает отходы леса и другую биомассу в синтетическое дизельное топливо. Технология BTL применима для переработки сортированных отходов агропредприятий, заводов по переработке масса, лесозаготовительных и перерабатывающих предприятий, а также для утилизации сортированных синтетических отходов — моторного масла кораблей, автопокрышек и прочего. В настоящий момент пока не найдено решение для переработки в синтетическую нефть несортированного мусора, хотя технологически это достижимо. Эффективность технологий переработки отходов взаимосвязана с разным содержанием углеводорода в исходном сырье, но в современных условиях технология переработки отходов в синтетическую нефть очень актуальна. Приведем высказывание Роберта Брауна, возглавляющего Программу биовозобновляемых ресурсов университета штата Айовы. По его мнению, производство в США синтетической нефти из древесных и растительных отходов, которые имеются в достаточном объеме и в настоящее время сжигаются, может достигнуть объема 1/3 национального потребления нефти. В данном случае подразумевается переработка стружки, древесной коры, опилок, стеблей. В рамках применяемых технологий вся масса отходов используется только для частичного производства электроэнергии с минимальным КПД. Для примера можно также отметить, что из одной тонны покрышек путем переработки получается около 350-380 литров синтетической нефти. Синтетическая нефть подобного происхождения может стать сырьем для производства высококачественного бензина или дизеля.

Перспективы производства синтетической нефти в России

Перспективы развития производства синтетической нефти в России обусловлены текущими экономическими предпосылками. Нехватка энергоресурсов, поиск новых месторождений нефти или её эффективных заменителей повлекут финансовые вливания в данное направление. Прежде всего, целесообразно проанализировать возможность повышения качества товарной нефти в Волго-Уральском бассейне. Экономическая ситуация, связанная с переизбытком полезных ископаемых в РФ, уже постепенно уходит в прошлое, поэтому будет целесообразно внедрение технологий, способствующих частичной или полной замене стратегии «экспорта сырья» на стратегию «экспорта готового продукта», таким образом, активизировав процессы, связанные с сырьевой переработкой в РФ. В настоящий момент необходимо пересмотреть основные аспекты экспортной стратегии РФ относительно нефти и других энергоресурсов. Очевидно, существуют некоторые резервы, которые позволят увеличить экономическую выгоду российского экспорта за счет внедрения новых технологий. Переработка тяжелой и кислой нефти Волго-Уральского бассейна может стать первым шагом в активизации действий, связанных с переработкой нетрадиционного нефтяного сырья — российских нефтяных песков, основные месторождения которых находятся в Волго-Уральском бассейне и Лено-Анабарском междуречье. Сложность разработки нефтяных песков в Волго-Уральском бассейне связана со сложностью добычи экстра-тяжелой нефти с больших глубин. В Канаде уже существуют первые попытки внедрения промышленных технологий по глубинной добыче песка. Речь идет об использовании атомной энергии для подъема песка на поверхность. Такой проект разрабатывается компанией Energy Alberta на базе атомных реакторов компании Atomic Energy of Canada, прогнозируемая стоимость проекта — 4 млрд. долларов, предполагаемый запуск в эксплуатацию — 2016 год. «Атомные» технологии добычи песка позволяют сократить объем расхода газа, используемого в производстве нефти из нефтяного песка, примерно на 7,4 млн. м3 газа в день, а, соответственно, исключить выброс парниковых газов в атмосферу. Разработка нефтяного песка в Лено-Анабарском междуречье значительно усложнена из-за отсутствия какой-либо инфраструктуры в отдаленных районах Восточной Сибири. С другой стороны, этот регион обладает высоким экономическим потенциалом с точки зрения добычи золота и алмазов. Мультифакторный экономический подход позволит найти необходимые резервы для оптимизации стратегии переработки экстра-тяжелой нефти в этом регионе. Отметим, что производство синтетических премиум-продуктов на базе технологий GTL, CTL, BTL в РФ сдерживается только из-за отсутствия необходимых финансовых вложений. Безусловно, наиболее актуальной в краткосрочной перспективе является технология GTL, которая предполагает переработку российского газа, имеющегося в достаточных количествах, в высококачественную синтетическую нефть, включая сопутствующий газ на нефтяных месторождениях, который в данный момент сжигается. Эффективность GTL-проектов будет несколько снижена за счет производства в отдаленных районах и существенных затрат на транспортировку, но данный подход все равно требует детального анализа, так как позволит создать баланс между энергетическими технологиями, которые обусловят энергетическую независимость России в долгосрочной перспективе. При разработке проектов нужно учитывать, что строительство завода GTL занимает в среднем 10 лет и требует от 8 до 24 млрд. долларов капиталовложений при условии участия в проекте крупного оператора со значительным опытом GTL-производства. Очевидно, необходимо рассматривать технологии производства синтетической нефти в России в комплексе и находить оптимальный баланс между капиталовложениями и экономической выгодой для создания эффективной экспортной стратегии в будущих периодах. Первичный анализ позволяет сделать вывод о наличии значительных «энергетических» резервов РФ в отношении переработки нетрадиционного нефтяного сырья, что может оказать существенное влияние на изменение структуры экспорта энергоносителей.

uzb69.blogspot.com

СИНТЕТИЧЕСКИЙ БЕНЗИН | Наука и жизнь

Без нефтяного моторного топлива - бензина, керосина, дизельного топлива - современную цивилизацию представить себе просто невозможно. На нем работают двигатели автомобилей, самолетов, ракет. Однако запасы нефти в недрах земли ограничены, и совсем скоро человечество столкнется со всеобщей нехваткой бензина. Но впадать в отчаяние рано: закат нефтяной эры вовсе не означает гибель современной цивилизации. Альтернатива нефтяным моторным топливам есть: ученые разработали методы получения высококачественного моторного топлива из природного газа, угля и другого ненефтяного сырья. Об этом шла речь в докладе вице-президента РАН, директора Института нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН академика Николая Альфредовича Платэ "Некоторые аспекты создания экологически чистых топлив XXI века", с которым он выступил в июле текущего года на Первом московском международном химическом саммите. Саммит организован Российским союзом химиков, компанией "RCC Group" и Российским союзом промышленников и предпринимателей и был посвящен проблемам и перспективам развития химической и нефтехимической промышленности.

Генератор получения синтез-газа из природного газа, построенный в Институте высоких температур РАН совместно с Институтом нефтехимического синтеза РАН.

Генератор синтез-газа.

Вице-президент РАН, директор Института нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН академик Николай Альфредович Платэ в дни работы Первого московского международного химического саммита.

Смесь окиси углерода и водорода (синтез-газ), из которого в промышленности синтезируют топливные углеводороды, можно получить пропусканием водяного пара через раскаленный кокс (газификация угля) и конверсией природного газа - метана.

Получение моторного топлива из ненефтяного углеводородного сырья.

Процесс синтеза топливных углеводородов через диметиловый эфир (ДМЭ).

Схема химического реактора для получения синтез-газа при горении смеси метана и воздуха при высоких температурах. Подобные реакторы конструируются по принципу ракетного двигателя.

Промышленная добыча нефти началась более 150 лет назад. За прошедшие с тех пор полтора века человечество уже израсходовало более половины нефтяных запасов. Вначале нефть использовалась в качестве источника тепловой энергии, теперь это стало экономически невыгодно. С наступлением автомобильной эры продукты фракционирования нефти в основном применяются в качестве моторного топлива. К 2010 году запасы нефтяных месторождений в значительной степени истощатся, соответственно возрастет стоимость добычи нефти и мир вплотную столкнется с проблемой использования альтернативных (ненефтяных) источников получения бензина и других видов топлива.

По своему химическому составу нефть - смесь углеводородов (алканов и циклоалканов). Кроме того, она содержит метан и некоторые сернистые и азотистые примеси. Бензин - легкокипящая фракция нефти, содержащая короткоцепочечные углеводороды с 5-9 атомами. Это основной вид моторного топлива для легковых автомобилей и небольших самолетов. Керосины более вязкие и тяжелые, чем бензин: они состоят из углеводородов с 10-16 атомами углерода. Керосин стал основным видом топлива для реактивных самолетов и ракетных двигателей. Газойль - более тяжелая фракция, чем керосин. Дизельное топливо для двигателей, установленных на тепловозах, грузовиках, тракторах, содержит смесь фракций керосина и газойля. Истощение природных нефтяных месторождений вовсе не грозит человечеству тотальным дефицитом моторного топлива. Вещества, по химическому составу похожие на бензин, керосин или дизельное топливо, вполне можно получить из углеродного сырья ненефтяного происхождения. Химики решили эту задачу еще в 1926 году, когда немецкие ученые Ф. Фишер и Г. Тропш открыли реакцию восстановления монооксида углерода (СО) при атмосферном давлении. Оказалось, что в присутствии катализаторов можно синтезировать в зависимости от соотношения водорода и монооксида углерода в газовой смеси жидкие и даже твердые углеводороды, по химическому составу близкие к продуктам фракционирования нефти. Смесь монооксида углерода и водорода, получившую название "синтез-газ", довольно легко получить из природного сырья: пропусканием водяного пара над углем (газификация угля) или конверсией природного газа (состоящего в основном из метана) водяным паром в присутствии металлических катализаторов. Синтез-газ образуется не только из угля и метана. Очень перспективны биотехнологические методы: термохимическая или ферментативная переработка отходов растительного сырья (биомассы) и конверсия газа, полученного путем разложения органических отходов, так называемого биогаза.

Интересно, что во время Второй мировой войны синтетическое топливо, полученное из угля, практически полностью покрывало потребности немецкой авиации. Работы по получению бензина из бурого угля до войны велись и в Советском Союзе, но до промышленного производства дело не дошло. В послевоенные годы цены на нефть упали, и потребность в синтетическом бензине и других топливных углеводородах на какое-то время отпала. Теперь же в связи с уменьшением нефтяных запасов планеты исследования в этой области химии переживают свое "второе рождение".

Качественного природного угля на планете осталось не так уж много. Внимание ученых привлек природный и попутный газ, огромное количество которого при нефтедобыче просто уходит в атмосферу. Производство синтетического жидкого топлива из природного газа очень выгодно экономически, поскольку газ трудно транспортировать: на его перевозку обычно затрачивается от 30 до 50% стоимости готового продукта. Превращение газа прямо на месторождении в жидкие компоненты значительно снизит объем капиталовложений, затрачиваемых на его переработку.

Существующие технологии позволяют перерабатывать природный газ в высококачественные бензин и дизельное топливо через стадию образования метанола. Производство по такой схеме довольно удобно, поскольку все реакции протекают в одном реакторе. Но эта цепочка химических превращений требует больших затрат энергии. В результате полученный синтетический бензин в 1,8-2,0 раза дороже "нефтяного".

Российские ученые из московского Института нефтехимического синтеза РАН разработали более рентабельную схему. Они предлагают получать синтетический бензин не через стадию образования метанола, а из другого промежуточного вещества - диметилового эфира (ДМЭ). Это нетрудно сделать, увеличив долю окиси углерода в синтез-газе. Важно то, что ДМЭ можно использовать как экологически чистое топливо для двигателей внутреннего сгорания. Он хорош тем, что полностью укладывается в рамки самых жестких европейских требований по содержанию твердых частиц в автомобильных выхлопах. По теплотворной способности ДМЭ уступает традиционному дизельному топливу - пропану и бутану, но его цетановое число гораздо выше: для обычного дизельного топлива оно 40-55, а для ДМЭ - 55-60. Так что преимущество ДМЭ перед дизельным топливом при запуске холодного двигателя очевидно. Кроме того, для горения ДМЭ необходимо меньше кислорода, чем для горения дизельного топлива.

В присутствии специально разработанных катализаторов ДМЭ превращается в очень неплохой бензин с октановым числом 92. Вредных примесей в нем меньше, чем в нефтяном топливе. Такой синтетический бензин вполне конкурентоспособен даже на европейском рынке. Новый способ получения синтетического топлива намного экономичнее и эффективнее классического "метанольного". В Институте высоких температур совместно с Институтом нефтехимического синтеза РАН создан генератор синтез-газа, представля ющий собой немного модифицированный дизельный двигатель. На входе - природный газ метан, который в генераторе превращается в синтез-газ. Далее синтез-газ в присутствии специально разработанных катализаторов преобразуется в топливные углеводороды. Поворотом крана можно запустить производство необходимого конечного продукта и по желанию получить на выходе метанол, ДМЭ, смесь углеводородов, аналогичных дизельному топливу, синтетический бензин. Экономическую выгоду от промышленного внедрения такого процесса трудно переоценить.

Чем выше температура реакции превращения метана в синтез-газ, тем выше производительность реактора. Обычные технологии не могут справиться с задачей проведения реакции при высоких температурах. Тут на помощь приходят ракетные технологии. Наиболее перспективной разработкой последних лет можно назвать новый высокотемпературный генератор синтез-газа, созданный при участии Института нефтехимического синтеза РАН в Приморске на опытном полигоне ракетно-космической корпорации "Энергия". Генератор создан по образу и подобию ракетного двигателя, поэтому его оболочка устойчива к воздействию высоких температур. Полученный в реакторе синтез-газ последовательно преобразовывается по новой эффективной схеме, описанной выше, в ДМЭ и бензин.

Моторные топлива, полученные из природного газа, не дороже продуктов переработки нефти, а по качеству даже их превосходят. Так что после окончательного истощения нефтяных месторождений "пробки" на дорогах не уменьшатся.

Иллюстрация "Генератор синтез-газа". Генератор синтез-газа для окисления природного газа при высоких температурах, построенный на опытном полигоне ракетно-космической корпорации "Энергия" в Приморске при участии Института нефтехимического синтеза им. А. В. Топчиева РАН по технологии, используемой при строительстве ракетных двигателей.

Иллюстрация "Получение моторного топлива из ненефтяного углеводородного сырья". Получение моторного топлива из ненефтяного углеводородного сырья: угля, биомассы, биогаза и природного газа. Схемы переработки сырья близки: на первой стадии происходит превращение в синтез-газ (смесь монооксида углерода и водорода), затем синтез-газ перерабатывают в метанол (традиционная схема) или в диметиловый эфир (ДМЭ) (схема, разработанная в Институте нефтехимического синтеза РАН), которые превращаются в моторное топливо (бензин, дизельное топливо).

Иллюстрация "Процесс синтеза топливных углеводородов через диметиловый эфир (ДМЭ)". Синтетический бензин, полученный по традиционной схеме промышленной переработки природного газа в топливные углеводороды через стадию образования метанола, в два раза дороже "нефтяного". Процесс синтеза топливных углеводородов через диметиловый эфир (ДМЭ), разработанный в Институте нефтехимического синтеза РАН, намного эффективнее и экономичнее традиционной "метанольной" схемы производства синтетических моторных топлив.

www.nkj.ru