19. Силовые структуры российской федерации и управление ими. Силовые ведомства россии список


определение и список всех должностей

В России достаточно большой список силовых структур.

В каждой области есть свои специалисты, отвечающие за определенные действия.

 

 

 

Что такое силовые структуры

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-15-47 — Москва8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

Силовые структуры – это ведомства специального назначения, целью которых является защита и поддержка Российской Федерации.

Данные люди наблюдают за порядком в стране и могут применять силу в рамках закона.

Кто такие силовики

Силовики – люди, которые имеют право применить силу, чтобы утихомирить граждан, сохранить спокойствие в стране.

Данное слово является сленговым и пришло с СССР.

К силовиками относятся люди, которые прошли специальное обучение и поступили на службу.

Главная цель данных людей – безопасность граждан как в мирное, так и в военное время.

Список силовых структур

Перечень должностей:

  1. Тыловик. Управляет службами тыла перед и в течение войны.
  2. Снайпер. Стрелок, целью которого является поражение цели с одного выстрела, прикрытие войск во время наступления и обнаружения противника.
  3. Юрист. Решают вопросы, связанные с правами военных.
  4. Переводчик. Присутствует при допросе пленного. Понимает иностранные языки.
  5. Дознаватель. Приводит военные расследования, связанные с армией.
  6. Сапер. Обнаруживает и обезвреживает мины.
  7. Полицейские органы. Следят за порядком на улицах. Защищают права людей и ловят нарушителей.
  8. Военный врач. Оперативно оказывает медицинскую помощь пострадавшим на войне.
  9. Пожарник. Тушит огонь и спасает людей.
  10. Охранник. Защищает частную собственность от посторонних.
  11. Инкассатор. Защищает деньги во время перевозов в банк.
  12. Телохранитель. Защищает жизнь людей, которые его наняли.
  13. Таможенный служащий. Проверяет грузы, которые отправляются в другие страны или прибывают в нашу.
  14. Сотрудник ОМОН. Полицейский, который действует в особо опасных местах и ловит вооруженных преступников.
  15. Инспектор МЧС. Спасает людей во время опасных ситуаций. Например, обвал, ливень или потоп.
  16. Инспектор ГАИ. Наблюдает за порядком на дорогах. Препятствует авариям.
  17. Танкист. Человек, который разбирается в технике и управляет танком.
  18. Летчик. Управляет воздушным транспортом.
  19. Трасолог. Человек, отвечающий за исследование следов.
  20. Артиллерист. Стреляет из орудий, которые настолько тяжелы, что их невозможно взять в руки.
  21. Криминалист. Собирает улики на месте преступления.
  22. Баллистик. Его цель – исследовать место, откуда был совершен выстрел. Проверяет траекторию и расстояние полета пули.
  23. МВД. Министерства для борьбы с преступниками.
  24. Дипломат. Способствует международным связям с другими странами.
  25. Разведчик. Собирает информацию о враге.
  26. ФСБ. Борьба с террористами.

Более подробно можно узнать в Википедии.

Заключение

В России очень много различных видов силовиков. Они могут отличаться по действиям, за которые отвечают. Но у всех них одна цель – защита граждан.

Смотрите видео, в котором описывается применение новых технологий в силовых структурах России:

sovetnik.guru

Российские силовые структуры. Список силовиков

Сегодня прочел о том, как московский спецназ штурмовал московское же отделение наркоконтроля.

Это же что у нас такое делается? Уже давно, капитально и в крайне взаимно прокуроры **утся со следствием и фсбэшниками, менты, конвоиры и наркоконтролеры мужеложствуют друг над другом с разной степенью успеха.

И как прикажете это понимать?

А понимать это следует следующим образом:в России создано огромное количество силовых структур, каждая из которых крышуется какой-либо кремлевской (или около того) группировкой разной степени приближенности.

В зависимости от того, какая группировка берет вверх в кулуарной борьбе, мы можем наблюдать усиление позиций тех или иных силовиков, которые, по сути, выступают в роли армий вассалов, которые, присягнув единому феодалу, продолжают жесточайшим образом долбить друг друга во все известные щели.

Первые отклики этой борьбы мы могли услышать в далеком 2007 году, когда фсбэшники «взяли» заместителя руководителя ФСКН генерала Бульбова.Тогдашний начальник наркоконтроля Черкесов ввел понятие «война спецслужб»:налицо было противостояние ФСКН и ФСБ, Следствия и Прокуратуры.

Потом понеслось: оказалось, фсбэшники хлопнули Бульбова за незаконную прослушку фсбэшного же начальства, а он, в свою очередь, на допросах показал, что делал это по заданию высшего руководства страны. Примерно тогда же «кадыровцы» (формально — МВД) взъебнулись схлестнулись с «ямадаевцами» (формально — ГРУ Генштаба МО).

Но это всё лирика. Так что мы имеем? Начнем рейтинг по порядку, с самых «неприкосновенных».Итак, на первом месте у нас непотопляемое МЧС, внутри которой по факту существует несколько подведомств (пожарные, войска гражданской обороны, авиация, флот, войска химической защиты, войска специального назначения).МЧС — это на сегодня одна из самых слаженных, огромных и засекреченных структур.

Затем, ФСБ и ФСКН (Наркоконтроль): с ФСБэшниками всё понятно, ФСКН же, создаваясь под конкретную задачу, в итоге оказалась заточена на самый широкий спектр функций, превратившись в одно из самых засекреченных ведомств.Возвращаясь к ФСБ, можно вспомнить ещё пару «государств в государстве»:Пограничную службу (ПС) и Службу авиационной безопасности (САБ).Последней, если брать отдельно, конечно же можно пренебречь, однако в качестве подмоги при установлении контроля над транспортными узлами — то что надо.

Прокуратура и Следственный комитет (СК): обособившиеся и люто ненавидящие друг друга структуры с собственными силовыми подразделениями и огромными полномочиями. Плюс сюда же военная прокуратура и военное следствие — с теми же тараканами.

МВД. В систему МВД кроме, собственно, милицейских подразделений разного рода полицейских служб, входят также внутренние войска (ВВ) и миграционная служба, которые, хоть и состоят при МВД, но внутренним органам не особо то и подчиняются, и формально хоть имеющие минимум полномочий, могут в любой момент встать под ружье для защиты интересов своих кураторов. Причем, это самое «под ружье» может быть по разные стороны баррикад: никакой теплоты или мвдэшной солидарности ВВэшники, менты и миграционщики друг к другу не испытывают.Сюда же можно приплести такие подразделения как ОМОН, ОМСН, ГИБДД, ППС, ВОХР, ФГУП Охрана и прочих.

Министерство юстиции. Под крылышком данного ведомства тихо-спокойно сидят две очень даже силовые структуры, де-факто тоже не подчиненные министерству и друг другу: ФСИН (служба исполнения наказаний) и ФССП (служба судебных приставов) — каждая со своим оружием и спецназом.

Министерство обороны (МО). Армия — вроде как далекое от всяческих интриг и простое как языческая дубина ведомство, при всем при этом, является далеко не последним фактором, который, начнись в стране реальная буча, и станет решать кому и куда идти. При этом, и внутри ведомства не всё ладно:помимо того, что вояки терпеть не могут ментов, прокуроров и следователей, фсбэшников (особенно!) да и просто гражданских лиц; так еще и армейские подструктуры на дух друг друга не выносят: противостояние сквозит и по горизонтали, и по вертикали — армия, авиация и флот, рода войск между собой, генеральный штаб с самим министерством обороны, ГРУ и прочая нечисть. При этом, каждый мало-мальский командир имеет за спиной роту-другую спецназа, начиная от командования ВДВ и пехоты, заканчивая войсками связи, артиллерии, стройбатом и медицинской службой.

Служба внешней разведки (СВР). Быть может, так далеко я задвинул их не заслуженно и не по ранжиру, ибо несмотря на относительную свою немногочисленность эта служба может компенсировать всё своей секретностью и подготовкой. Тем не менее, перманентная и взаимная ненависть к своим визави из контрразведки (ФСБ) не обошла стороной доблестных разведчиков.

Таможенная служба (ФТС). Казалось бы, стой себе на границе и листай декларации слюнявыми пальцами. Ан нет же. Куда таможне без собственного СОБРа. В итоге, таможня обладает таким ресурсом, что способна решать точечные задачи в любой точке мира (вплоть до ликвидации особо важных лиц), либо за несколько часов установить контроль над населённым пунктом вблизи таможенного поста (конечно, впоследствии их выметут оттуда силами ВВ или МЧС, но всё же).

С основными мы закончили. Но сколько у нас есть еще силовиков «в рукаве»? Собственными легальными военизированными формированиями специального назначения в том или ином виде располагают: — Министерство транспорта — Центральный банк (инкассация) — Роскомнадзор — Российские железные дороги — Росфиннадзор — Росфинмониторинг — Казначейство — Налоговая служба — Министерство финансов (все четыре предыдущих ведомства формально в его структуре).И наверняка я ещё кого-то забыл.

Сюда же мы можем прибавить службы безопасности крупнейших российских корпораций (банки, нефтянники) и достаточно большое количество крупных охранных предприятий.

Вдогонку к ним (хотя кто мощнее — под вопросом) пойдут отряды «княжеских» дружин типа «кадыровцев», «Восток-Запада», казачества и прочих, которые хоть и входят формально в состав легализованных формирований, на самом деле служат только своим боссам.

Всякую блатоту, бандподполье, оргпреступность и прочие незаконные формирования мы считать не будем, хотя и тут с несколько десятков тысяч вооружённых людей разной степени организации мы «настричь» можем.

Итого, у нас насчитывается больше 20 ведомств, которые вполне легально и за наши с вами деньги содержат формирования разной степени мощи, вооруженные оружием одинаковой убойной силы, включая авиацию, танки и бронетехнику (армейские отряды, МЧС,ФСБ, ВВ МВД).

Представляете, что будет, если «война спецслужб» наберёт обороты? Хуярить ебошить мочить будут всех и каждого, и даже фамилиЁ не спросят.

Да и вообще, зачем нам столько силовиков? И, самое главное, КОГО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ ОХРАНЯЮТ?

blogosetia.ru

19. Силовые структуры российской федерации и управление ими

Силы обесп-я безопасности включают в себя: Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, ОВД, органы внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; службы ликвидации последствий чрез-х сит-ций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании закон-ва.

Силовые стр-ры подчинены Президенту. Указом Пр-та РФ от 3 июня 1992г. №547 был образован Совет безопасности РФ «для обеспечения реализации функций Президента по упр-ю гос-вом, формированию внутр., внеш. и военной политики в области безопасности, сохранению государственного суверенитета России, поддержанию социально – политической стабильности в об-ве, защите и свобод граждан». В него входят :МВД, Мин юст, Мин-во обороны, МЧС, гос-я фельдъегерская служба, Служба внешней разведки, ФСБ, ФС по надзору за оборотом наркотиков, ФС охраны. В совет

Президент РФ: 1.возглавляет Совет безопасности РФ; 2.контролирует и координирует работу гос органов обесп-я безопасности; 3.в пределах опред-ой законом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности. Правительство РФ: 1. в пределах определенной законом компетенции обеспечивает руководство гос органами обеспечения безопасности РФ; 2.организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и комитетами РФ, другими подведомственными ему органами РФ, республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов. Министерства РФ ( по делам гражд-й обороны, ч/с и ликвидации последствий стихйных бедствий, Мин-во обороны), ФС (Служба внеш разведки, ФСБ, ФС охраны Р.Ф.), ФА (Главное упр-е спец. программ президента): 1.в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента РФ и постановлениями Правительства РФ обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; 2. в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.

Министерство внутренних дел Структурируется территориальными управлениями по субъектам рф (областные, республиканские, краевые увд) и федеральным округам (гу мвд по соответствующему фо).

Вертикальное подчинение от центрального аппарата через окружные, областные (республиканские, краевые), городские и до районных управлений. Включает центральный аппарат и профильные «подсистемы» по всем территориальным управлениям:

  • Департамент охраны общественного порядка (милиция общественной безопасности) – участковые отделы (ОВД), дежурные части, патрульно-постовая служба (ППС), вневедомственная охрана (УВО), дорожная инспекция (ГИБДД, ДПС), лицензионно-разрешительная служба (ЛРР), инспекция по делам несовершеннолетних (ИДН). Функции – поддержание «уличного» общественного порядка, обеспечение личной безопасности граждан, контроль в общественных местах, охрана объектов, предотвращение, пресечение, раскрытие преступлений и правонарушений, не требующих обязательного предварительного следствия, регламентация определённых процедур, дорожное регулирование и т.п.

  • Уголовный розыск (департамент УР). Функции – оперативное пресечение и раскрытие общеуголовных преступлений, розыск преступников, подозреваемых и пропавших без вести, доследственное дознание, оперативное сопровождение предварительного расследования.

  • Департамент экономической безопасности (Управление по борьбе с экономическими преступлениями, УБЭП, бывшее БХСС). Функции – оперативно-розыскная деятельность в сфере экономических и налоговых преступлений.

  • Департамент по противодействию экстремизму (ДПЭ – создан в сентябре 2008 года на базе расформированных управлений по борьбе с оргпреступностью (УБОПов). Функции – оперативно-розыскная деятельность в сфере уголовной преступности, мотивированной политическим экстремизмом и организованногоэ

  • Следственные управления (СУ, Главные СУ, замкнуты на Следственный комитет МВД).Функции – предварительное следствие по уголовным делам.

  • Охранно-конвойная служба (ОКС). Функции – охрана и конвоирование контингента изоляторов временного содержания, силовое обеспечение судебных заседаний.

  • Управление «К». Функции – пресечение и раскрытие преступлений в сфере хайтека, контроль над провайдерами, выявление пользователей.

  • Отряды милиции особого назначения (ОМОН).Функции – силовые столкновения в «уличных» условиях, пресечение несанкционированных массовых мероприятий (митингов, демонстраций), захват особо опасных преступников.

  • Отряды милиции специального назначения (ОМСН). Функции – силовые столкновения в порядке борьбы с организованной преступностью, войсковые операции во взаимодействии с вооружёнными силами.

  • Департамент собственной безопасности (УСБ).Функции – предотвращение и пресечение правонарушений, злоупотреблений и коррупции в системе МВД.

  • Службы хозяйственного обеспечения, юридические службы, образовательные учреждения МВД. Функции очевидны по названиям служб.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБАБЕЗОПАСНОСТИ Структурируется:

особыми управлениями в пограничных округах

  • «ситуативными» органами в иных организациях (на предприятиях, в учреждениях, спецназах, авиаотрядах и т.д.).

 Центральному аппарату ФСБ непосредственно подчинены:

  • Оперативно-поисковое управление

  • Следственное управление

  • Центр спецтехники

  • Центр безопасности связи

  • Комендантская, дежурная, шифровательная службы

  • Академия ФСБ

  • СИЗО «Лефортово»

  • «Профильные» службы ФСБ (распространённые по теруправлениям):

  • Служба по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом. Функции – пресечение деятельности антигосударственных формирований, покушающихся на конституционное устройство РФ, особенно террористических структур и проявлений.

  • Служба контрразведки. Функции – выявление и пресечение иностранной разведывательной деятельности.

  • Служба экономической безопасности. Функции – сбор, анализ и реализация информации экономического характера, относимой к сфере государственной безопасности. Пресечение антигосударственных проявлений в экономической области. Оперативно-силовое сопровождение финансовых и коммерческих процессов.

  • Служба оперативной информации и международных связей. Функции – отслеживание систематизация информационных потоков, поддержание контактов и взаимодействия с иностранными ведомствами.

  • Погранслужба. Функции – охрана государственной границы.

  • Организационно-кадровая служба, контрольная служба, техническая служба, служба обеспечения (хозяйственная). Функции очевидны по названиям служб.

 ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА  

К центральному аппарату относятся управления:

  • по надзору за соблюдением федерального законодательства

  • по надзору за следствием

  • по надзору за дознанием и оперативно-розыскной деятельностью

  • по надзору за расследованием особо важных дел

  • по надзору за делами о федеральной безопасности

  • по надзору за делами о коррупции

  • по обеспечению участия прокуроров в судебных процессах

  • по надзору за транспортом и таможней

  • по надзору за исполнением наказаний

  • управление делами

  • организационно-инспекторское

  • кадровое

  • первый отдел на правах управления

  • Академия Генпрокуратуры.

 

Функции очевидны по названиям управлений.

Структурируется:

  • Управлениями Генпрокуратуры по федеральным округам

  • Прокуратурами субъектов РФ, городов, районов

  • Главной военной прокуратурой (ГВП) с собственным центральным аппаратом и прокуратурами по военным округам и гарнизонам

  • Специализированными прокуратурами в субъектах РФ (природоохранными, по надзору за исправительными учреждениями, по надзору за режимными объектами и т.д.).

 СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Бывший следственный комитет при прокуратуре РФ. Преобразован в самостоятельную структуру 15 января 2011 года.

В центральный аппарат СК входят:

  • Следственное управление

  • Управление процессуального контроля

  • Управление криминалистики

  • Организационно-инспекторское управление

  • Управление обеспечения деятельности

  • Особо выделенное Управление по Северо-Кавказскому ФО.

 

Функции – разработка государственной политики в сфере уголовного законодательства, качественное расследование особо значимых преступлений, обеспечение законности в ходе следственных действий ( в т.ч. осуществляемых иными ведомствами).

СК структурируется следственными управлениями по федеральным округам, правовым управлением, военным следственным управлением, управлениями по защите гостайны, физической защите. Налицо дублирование со следственными органами МВД. Создание обусловлено конкурентными отношениями Генпрокуратуры с МВД, затем внутренними прокурорскими «разборками» на фоне столкновения политических интересов в высшем эшелоне госвласти.

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ

 Формально не относится к силовым структурам, однако ему подведомственны ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ и ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ 

Центральный аппарат ФСИН включает, в частности, управления:

  • оперативное

  • правовое

  • охраны и конвоирования

  • режима и надзора

  • организации деятельности мест лишения свободы

  • финансово-экономическое

  • капитального строительства.

Отличие от охранно-конвойной службы МВД в сфере компетенции – места лишения свободы, контингент осужденных (а не подследственных и подсудимых). Через десятки территориальных управлений и отделов по федеральным округам и субъектам РФ контролирует сотни колоний, поселений, СИЗО, уголовно-исполнительных инспекций. ФССП также представлена отделениями во всех субъектах РФ.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Специализируется на борьбе с наркопреступностью – производством, сбытом, употреблением наркотиков, особенно в формате организованных групп. Включает:

  • аппарат Государственного антинаркотического комитета

  • оперативно-розыскной департамент

  • следственный департамент

  • организационный департамент

  • кадровый департамент

  • департамент межведомственного взаимодействия

  • департамент спецобеспечения

  • департамент собственной безопасности

  • тыловой и финансовый департамент.

Функции очевидны по названиям департаментов. Вертикально структурируется территориальными управлениями по федеральным округам и субъектам РФ. Функции по факту дублируются с МВД и отчасти ФСБ. Создание было обусловлено необходимостью «разведения» конкурирующих силовиков в первой половине 2000-х годов.

studfiles.net

Силовые структуры • ОписанияПрофессий.рф

Полиграфолог

Силовые структуры

Полиграфолог – это человек, который профессионально оказывает услуги по тестированию на детекторе лжи (полиграфе).

Подробнее

Оперативный работник

Силовые структуры

Специалист по выполнению специальных стратегических, тактических и оперативных задач.

Подробнее

Конвоир

Силовые структуры

Работа конвоира заключается в доставке осужденных лиц или заключенных к исправительным учреждениям, где те будут отбывать объявленное им наказание.

Подробнее

Тыловик

Силовые структуры

Военный специалист по управлению подразделениями и службами тыла в мирное и военное время.

Подробнее

Снайпер

Силовые структуры

Снайпер — специально обученный стрелок, в совершенстве владеющий искусством меткой стрельбы, маскировки и наблюдения; поражает цель, как правило, с первого выстрела.

Подробнее

Военный юрист

Силовые структуры, Юриспруденция

Военные юристы — это военнослужащие с юридическим образованием, ведающие правовыми вопросами в вооружённых силах.

Подробнее

Военный переводчик

Лингвистика, Силовые структуры

Военный переводчик — специалист, изучающий язык противника, способный переводить документацию, инструкции к технике, а также хорошо разбирающийся в военном деле.

Подробнее

Военный дознаватель

Силовые структуры, Юриспруденция

Военный дознаватель — официально уполномоченное лицо на проведение следственных действий и расследований по уголовному делу в армии РФ.

Подробнее

Профессия сапёр: обязанности, важные качества, где учиться – ОписанияПрофессий.рф

Силовые структуры

Сапёр (от фр. «sapeur» — вести сапы, подкапываться) — специалист по обезвреживанию неразорвавшихся снарядов в условиях военных действий или в мирное время, если говорить о бытовых взрывоопасных устройствах.

Подробнее

Профессия полицейский: обязанности, важные качества, где учиться – ОписанияПрофессий.рф

Силовые структуры

Полицейский — сотрудник силовых структур, уполномоченный государством поддерживать порядок в обществе, охранять жизнь и здоровье всех граждан.

Подробнее

voenprok

Силовые структуры, Юриспруденция

Военный прокурор, в отличие от гражданского коллеги, следит за законностью различных процессов в Вооружённых силах РФ или других силовых структурах.

Подробнее

Профессия дознаватель: обязанности, важные качества, где учиться – ОписанияПрофессий.рф

Силовые структуры, Юриспруденция

Дознаватель — так называемое должностное лицо органа дознания, уполномоченное на проведение следственных действий и расследований по уголовному делу.

Подробнее

opis.pro

Силовые структуры в России - виды, подразделения

аксу джиу-джитсу

Силовые структуры - подразделения исполнительной власти различной компетенции, сфер деятельности. Традиционно, слыша словосочетание "силовые структуры", мы представляем полицию или спецназ. На самом деле, виды силовых структур не ограничиваются перечисленными.

силовые структуры

В России это:

  • ГРУ (Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооружённых сил РФ)
  • СВР (Служба внешней разведки РФ)
  • ФСБ (Федеральная служба безопасности РФ)
  • МИНЮСТ (Министерство Юстиции РФ)
  • СК (Следственный комитет РФ)
  • ГП (Генеральная прокуратура РФ)
  • МВД (Министерство Внутренних дел)
  • МО (Министерство обороны РФ)
  • ФСО (Федеральная служба охраны РФ)
  • ФСКН (Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков РФ)
  • ФСИН (Федеральная служба исполнения наказаний РФ)

Данные структуры существуют во всех странах, только называются по-другому, к тому же, некоторые из них могут быть объединены в один исполнительный орган, или же, наоборот, иметь более сильное дробление.

Силовыми данные подразделения называются потому, что в качестве основного метода убеждения и доказательства своей правоты они используют силу в различных ее проявлениях. Это может быть как физическое, так и моральное воздействие, основанное на страхе. Чаще всего, в качестве "страшилки" выступает вероятность лишения свободы.

Если вы обнаружили ошибку, заметили какую-либо неточность или же вам хочется что-нибудь добавить к сказанному, напишите, пожалуйста, об этом автору, заполнив форму обратной связи. Если вам понравился этот сайт, то порекомендуйте его, пожалуйста, своим друзьям в соцсетях. Спасибо!

jiu.clan.su

СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ (ВЕДОМСТВА) - это... Что такое СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ (ВЕДОМСТВА)?

 СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ (ВЕДОМСТВА) (forces structires) - специально организуемые и содержимые государством министерства, комитеты, службы с их центральным„аппаратами и разветвленной системой объединений, учреждений, соединений, частей и подразделений вплоть до отдельно взятых лиц высокого ранга и положения, создаваемые в интересах защиты (охраны) (конституционного) строя и в необходимых покушения на них, отражения нападения, порой и их осуществления. К ним относятся армия, пограничная служба, органы внутренних дел, разведки и контрразведки. Могут носить разные наименования, как, например, это было в практике СССР или происходит в современной России, стремящейся к сохранению нынешнего конституционного строя.

Власть. Политика. Государственная служба. Словарь. — М.: Луч. В. Ф. Халипов, Е. В. Халипова. 1996.

  • СВЕДЕНИЯ О ДОХОДАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И ОБ ИМУЩЕСТВЕ, ПРИНАДЛЕЖАЩЕМ ЕМУ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ
  • СИЛЫ ПОЛИТИЧЕСКИЕ

Смотреть что такое "СИЛОВЫЕ СТРУКТУРЫ (ВЕДОМСТВА)" в других словарях:

  • Украинский кризис: хроника противостояния в январе 2015 г — Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • ГАЗ-21 — ГАЗ 21 …   Википедия

  • Волга 21 — «Волга» ГАЗ 21 «Волга» ГАЗ 21 на викискладе …   Википедия

  • Иванов, Виктор — Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН) с мая 2008 года. Бывший помощник президента России Владимира Путина по кадровым вопросам, вопросам госслужбы и… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Украинский кризис: хроника противостояния в августе 2014 г — Массовые антиправительственные акции начались в юго восточных областях Украины в конце февраля 2014 года. Они явились ответом местных жителей на насильственную смену власти в стране и последовавшую за этим попытку отмены Верховной радой закона,… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • СБУ — Эмблема Службы безопасности Украины Служба безопасности Украины (СБУ, укр. Служба безпеки України) одна из спецслужб Украины, правопреемник КГБ УССР. Подчинена Президенту Украины и подконтрольна Верховной Раде Украины. Содержание 1 …   Википедия

  • Грузино-южноосетинский конфликт — Южная Осетия на карте Грузии Югоосетинский конфликт (Грузино югоосетинский конфликт)  этнополитический конфликт в Грузии между центральным руководством Грузии и Республикой Южная Осетия (с конца 1980 х гг. по настоящее вр …   Википедия

  • Народно-освободительная армия Китая — 中国人民解放军 Народно освободительная армия Китая …   Википедия

  • Министерство государственной безопасности КНР — У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство государственной безопасности. Министерство государственной безопасности КНР 中华人民共和国国家安全部 …   Википедия

  • Министерство национальной обороны Китайской Народной Республики — Министерство национальной обороны КНР 中华人民共和国国防部 …   Википедия

power_politics.academic.ru

Россия — страна силовиков. По количеству одних только полицейских на 100 тысяч человек Российская Федерация занимает первое место в мире

Цитадель и ее стража

История силовиков

Россия — страна силовиков. По количеству одних только полицейских на 100 тысяч человек Российская Федерация занимает первое место в мире. На каждую тысячу россиян приходится 5,5 полицейских. Даже в Китае (данные 2012 года) этот показатель составляет всего лишь 3,2, а например, в Германии — 2,9. В постоянно воюющем Израиле — тоже 2,9. При этом полицейские — это вовсе не единственные представители силового сословия, которое за 2000-е годы стало основным бенефициаром режима, одновременно его опорой и выгодоприобретателем.

На протяжении всех этих 12-ти лет, о которых мы говорим, постоянно росло одновременно количество вооруженных людей в форме и расходы федерального бюджета на их содержание. В эти годы происходило разделение общего силового сословия на различные группы интересов, на различные кланы. Конкуренция или прямая борьба этих кланов между собой к концу 2000-х годов превратилась в некоторую пародию на политическую конкуренцию, в некоторую ее замену, довольно плохую замену, надо признать («Песок — плохая замена овсу»). Но тем не менее это такой суррогат системы сдержек и противовесов. Вместо общественного контроля, вместо взаимного сдерживания ветвей власти в российской политической ситуации мы имеем конкуренцию силовиков.

Кто составляет вот эту вот вооруженную бюрократию, сколько вообще этих людей? Итак, кто такие силовики, кто составляет этот класс?

Министерство внутренних дел

Наиболее многочисленная силовая структура в России — это Министерство внутренних дел. На 2005 год в его штате состояло более 820 тысяч человек; на 2015 год количество сотрудников МВД превысило миллион. Министерство внутренних дел подверглось одной из наиболее масштабных реформ 2000-х годов. Это так называемая реформа полиции, собственно, переведшая ее из милиции в полицию. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 2009 году в качестве реакции на ряд громких преступлений, совершенных милиционерами.

Многие помнят дело майора Евсюкова, человека, который открыл стрельбу в супермаркете на юге Москвы. Предполагалось одновременно снижение численности состава МВД и увеличение ассигнований для выплаты вознаграждений сотрудникам. В 2010 году была объявлена предстоящая реформа полиции, и в августе 2010 года в открытом доступе был опубликован проект закона «О полиции», который был призван заменить действующий закон «О милиции».

Он ставил себе целый ряд целей: прежде всего повышение эффективности работы органов полиции, повышение доверия к ним граждан, сокращение численности и повышение зарплат сотрудников. Действительно, в ходе реформы, начавшейся в 2011 году, численность сотрудников органов внутренних дел была сокращена на 22%. Однако, как мы видим, уже к 2015 году штат МВД снова вырос и стал больше, чем в какие бы то ни было предыдущие годы. Действительно, полицейские стали получать больше денег, кроме того, был внедрен целый ряд мер по повышению открытости системы МВД. Наиболее известная из них — это введение бейджиков, которые сотрудники полиции обязаны носить.

Одновременно, начиная с 2001 года, шел процесс переподчинения региональных силовых структур и специфических региональных управлений внутренних дел от губернаторов президенту. Суть процесса состояла в том, чтобы выстроить единую вертикаль по охране порядка в широком смысле слова, если мы говорим об МВД, и подчинить ее именно федеральному центру. Исключениями в этом отношении, продолжающими обладать собственным силовым ресурсом, являются национальные республики. Прежде всего республики Северного Кавказа, особенно Чечня.

Пока зафиксируем ту ситуацию, к которой мы пришли к 2012 году: полиция реформирована, ее численность несколько сокращена, она, скажем так, стала в какой-то степени более открытой. Сказать, что уровень доверия к полицейским каким-то образом вырос, мы, ориентируясь на социологические данные, не можем, но зато силовая вертикаль полностью переподчинена президенту.

ФСБ, ФСО и другие

МВД — это, естественно, не единственная силовая структура, но наиболее многочисленная. В органах прокуратуры на 2005 год работает около 190 тысяч человек, в Генеральной прокуратуре — 53 тысячи. В Федеральной миграционной службе — около 30 тысяч человек. Чрезвычайно многочисленное, богатое и достаточно самостоятельное силовое ведомство — это МЧС, работающее с 1991 года, с момента своего создания, под руководством одного министра. В 2005 году там работает 350 тысяч человек, в 2015-м — уже больше 370 тысяч. Около 340 тысяч — в Министерстве юстиции. И Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, созданная в 2003 году (и, забегая вперед, ликвидированная в 2016-м), насчитывает на 2005 год 33 тысячи человек. На 2015-й, так сказать, к своему закату, — уже 40 тысяч.

Сколько человек работает в собственно спецслужбах — ФСО, ФСБ и военной разведке, — из-за режима секретности точно сказать мы не можем. По различным данным, ФСБ в 2000-е годы — это около 120 тысяч человек. Если прибавлять туда сотрудников погранслужбы, которая вошла в состав ФСБ, то это получится больше 200 тысяч человек. По различным оценкам, с начала 2000-х годов штатная численность ФСБ без учета погранслужбы возросла в 1,5–2 раза. В службе внешней разведки мы видим около 20 тысяч человек, но опять же, точно мы не знаем. В ФСО работает от 10 до 25 тысяч человек.

Численность штатного состава силовых структур, несмотря на локальные сокращения или, точнее, разговоры о таких сокращениях, в целом за последние 15 лет неизменно росла. Точно так же росли и расходы федерального бюджета на разделы «Национальная безопасность» и «Правоохранительная деятельность», которые отвечают за окормление класса силовиков. За годы наблюдений никогда эта цифра в процентах от ВВП не падала ниже 1,3%. В процентах от общего числа расходов федерального бюджета она всегда была больше 8, и (с некоторым снижением в кризисном 2008 году) после 2009-го наблюдается ее постоянный рост. К 2012 году мы подходим с бюджетом, в котором около 11% денег направляются на расходы, связанные с национальной безопасностью и правоохранительной деятельностью.

Много это или мало? Для сравнения: в Соединенных Штатах расходы консолидированного бюджета на безопасность составляют около 1,5% ВВП. В расходах федерального бюджета это 0,19%. Как мы видим, это цифра, к которой мы близко не подходили за все эти годы. Итак, российские силовики в течение этих 12 лет потребляют всё большую и большую долю от расходов бюджета.

Одновременно растет так называемая закрытая часть бюджетных расходов. Что это такое? Федеральный бюджет, как любой другой закон, рассматривается Государственной Думой. Он рассматривается на пленарных заседаниях и, соответственно, публикуется. Часть расходов, которые относятся к секретным, рассматриваются в закрытом режиме, их не обсуждают на пленарных заседаниях. Их рассматривает специальная комиссия Государственной Думы. В нее входит председатель комитета по бюджету, председатель комитета по безопасности и ряд других депутатов. В основном это бывшие сотрудники спецслужб и Министерства обороны, бывшие обычно, там, заместители министра — такого уровня люди.

Каков процент этих закрытых расходов, то есть тех, которые не подлежат публичному рассмотрению? С 2005 по 2012 годы — от 10 до 11%. Это не обязательно расходы именно на спецслужбы. Например, расходы на капитальное строительство по какой-то причине тоже стали относиться к секретным, часть расходов на ЖКХ также закрыта. Если в 2012 году это 11,7% бюджета, на 2014 год это уже 14,2%, на 2015-й — 16,7%, к концу 2015 года — фантастическая цифра в 20,2%. Итак, больше 20% федерального бюджета к 2015 году распределяется в закрытом режиме.

Чем выше влияние спецслужб и силовиков в целом на внутреннюю и внешнюю политику, чем больше денег они забирают себе, тем, соответственно, больше влияние их специфической ментальности, которая предполагает рассмотрение внешнего мира как набора угроз и вызовов.

Армия

По специфическим причинам российской политической истории у нас спецслужбы и силовые структуры являются политическими акторами. Армия до самого последнего времени им не являлась. Корни этого специфического явления уходят в период после Великой Отечественной войны, в частности, в тот этап, когда шла борьба с маршалом Жуковым и его окружением ровно с тем, чтобы не допустить появление армии как отдельного политического субъекта, как актора политического процесса. Это положение вещей в самые последние годы начало несколько меняться, но это уже выходит за рамки нашего курса. Каким образом поддерживается тот баланс между конкурирующими силовиками, поддержание которого является одной из основных задач и целей верховной власти?

Конкуренция силовиков

Силовики располагают как силовым ресурсом, так и контролем над целыми областями, сферами экономической деятельности. Это не только вульгарно понимаемое крышевание в духе 90-х годов, это уже гораздо более глубокое проникновение силовых акторов в экономическую ткань, которое позволило, например, Ольге Романовой, человеку, разбирающемуся в этой сфере, сказать, что настоящие российские предприниматели — это и есть силовики или силовики и есть настоящие российские предприниматели. Какой именно объем экономического оборота прямо или косвенно контролируется представителями силовых структур либо их бенефициарами, мы сказать не можем, но мы просто можем зафиксировать тот факт, что проникновение это достаточно глубоко.

Одним из основных скрытых, но определяющих сюжетов внутренней политики 2000-х годов было соперничество МВД и ФСБ за контроль над потоками, проходящими через таможню. В чем состояла в этой ситуации задача верховной власти? В том, чтобы не появился какой-то один определенный победитель, который мог бы контролировать эту поляну целиком, чтобы не появился некий мегасиловик, который мог бы победить всех остальных, или даже чтобы не выросло две противостоящие башни, которые остаются наедине друг с другом, подавив все остальные очаги сопротивления. По этой причине силовые структуры в России являются постоянным предметом реформирования.

Из них выделяются новые структуры, эти новые структуры потом расформировываются, меняется руководство. Вся эта деятельность, если мы посмотрим на нее на расстоянии в десять лет, имеет своей целью поддержание этого вот сложного динамического равновесия. В 2011 году из состава Генеральной прокуратуры выделяется то, что было Следственным комитетом при прокуратуре, в отдельную структуру, Следственный комитет, который становится конкурентом прокуратуры и в борьбе с ней проживает все эти годы. Все эти новые структуры начинают сражаться за полномочия, за ресурсы, за контроль. Соответственно, вот эта вот борьба не дает никому из них каким-то образом усилиться.

Итак, зафиксируем ту ситуацию, которую мы увидели. Речь не идет о том, что какие-то специфические чекисты захватили власть в России. Речь идет, повторюсь, о широком, обширном, богатом и влиятельном классе, говоря марксистским языком, вот этой вот самой силовой бюрократии. У нас существует экономическая бюрократия, существует медийная бюрократия, существует бюрократия финансовая — все это люди, в той или иной степени работающие на государство. Но ядром чиновничьего класса становится именно вот эта вооруженная силовая бюрократия.

citifox.ru