АК-47 и Штурмгевер-44 - Исторический ликбез. Штурмваген 44


Штурмгевер — Традиция

Материал из свободной русской энциклопедии «Традиция»

StG-44 Тип: Страна: История службы: Время эксплуатации: Использовалось: Войны и конфликты: История производства: Конструктор: Время создания: Производитель: Всего выпущено: Характеристики Масса, кг: Длина, мм: Длина ствола, мм Патрон: Калибр: Механизм: Темп стрельбы, выстрелов/мин: Дульная скорость, м/с: Прицельная дальность: Максимальная дальность: Вид боепитания: Прицел:
StG-44
автомат
 Третий Рейх
1943—1945 годы
Вермахт, Ваффен-СС
Вторая мировая война
Хуго Шмайссер
1943 год
Haenel
420—460 тысяч
5,22
940
419
7,92×33 мм (7,92 мм Kurz)
7,92
отвод пороховых газов, запирание перекосом затвора
500—600
685
600
эффективная:300 (очередями)600 (одиночными)
коробчатый магазин на 30 патронов
секторный

StG-44 (нем. SturmGewehr-44 — штурмовая винтовка 44 года) — немецкий автомат, разработанный во время Второй мировой войны.

История создания[править]

История нового автомата началась с разработки фирмой Polte промежуточного патрона 7,92×33 мм уменьшенной мощности для стрельбы на дистанции до 1000 метров, в соответствии с требованиями, выдвинутыми HWaA (Heereswaffenamt — Управление вооружений вермахта). В 1935—1937 годах были проведены многочисленные исследования, в результате которых первоначальные тактико-технические требования HWaA к конструкции оружия под новый патрон были переработаны, что привело к созданию в 1938 году концепции легкого автоматического стрелкового оружия, способного одновременно заменить в войсках пистолеты-пулемёты, магазинные винтовки и ручные пулемёты.

18 апреля 1938 года HWaA заключило с Хуго Шмайссером, владельцем фирмы C.G. Haenel, контракт на создание нового оружия, получившего официально обозначение MKb (нем. Maschinenkarabin — автоматический карабин). Шмайсер, возглавлявший конструкторскую группу, передал первый опытный образец автомата в распоряжение HWaA в начале 1940 года. В конце этого же года контракт на проведение исследований по программе MKb. получила фирма Walther под руководством Эриха Вальтера. Вариант карабина этой фирмы был представлен офицерам отдела артиллерийско-технического снабжения HWaA в начале 1941 года. По результатам стрельб на полигоне в Куммерсдорфе автомат Вальтера показал удовлетворительные результаты, однако доводка его конструкции продолжалась в течение всего 1941 года.

В январе 1942 года HWaA потребовало от фирм C.G. Haenel и Walther предоставить по 200 карабинов, получивших обозначения MKb.42(Н) и MKb.42(W) соответственно. В июле состоялась официальная демонстрация опытных образцов обеих фирм, по результатам которой HWaA и руководство Министерства вооружений остались в уверенности, что доработки автоматов закончатся в самое ближайшее время и уже в конце лета начнётся производство. Планировалось изготовить 500 карабинов к ноябрю, а к марту 1943 года довести ежемесячное производство до 15 000, однако после августовских испытаний HWaA внесло новые требования в ТТЗ, что ненадолго задержало начало производства. По новым требованиям на автоматах должен был быть смонтирован прилив для штыка, а также иметься возможность крепления ружейного гранатомёта. В дополнение к этому у фирмы C.G. Haenel возникли проблемы с субподрядчиком, а у Walther — с налаживанием производственного оборудования. В результате, к октябрю не был готов ни один экземпляр MKb.42.

Производство автоматов росло медленно: в ноябре Walther изготовила 25 карабинов, а в декабре — 91 (при планировавшемся ежемесячном производстве 500 штук), но благодаря поддержке Министерства вооружений фирмам удалось решить основные производственные проблемы, и уже в феврале план производства был превышен (1217 автоматов вместо тысячи). Некоторое количество MKb.42 приказом министра вооружений Альфреда Шпеера отправилось на Восточный фронт для прохождения войсковых испытаний. В ходе испытаний было выявлено, что более тяжёлый MKb.42(Н) хуже сбалансирован, но надёжнее и проще конкурента, поэтому HWaA отдало своё предпочтение именно конструкции Шмайсера, однако потребовало произвести в ней некоторые изменения:

  • замена УСМ на курковую систему Вальтера, надёжную и обеспечивающую большую кучность боя одиночными выстрелами;
  • иная конструкция шептала;
  • установка флажкового предохранителя вместо вводившейся в паз рукоятки перезаряжания;
  • короткий ход газового поршня вместо длинного;
  • более короткая трубка газовой камеры;
  • замена окон большого сечения для выхода остаточных пороховых газов из трубки газовой камеры на 7-мм отверстия, для повышения надёжности оружия при эксплуатации в сложных условиях;
  • технологические изменения в затворе и затворной раме с газовым поршнем;
  • изъятие направляющей втулки возвратно-боевой пружины;
  • снятие прилива для штыка вследствие пересмотра тактики использования автомата и принятия на вооружение гранатомета Gw.Gr.Ger.42 с иным способом крепления на стволе;
  • упрощённая конструкция приклада.

Благодаря Шпееру модернизированный автомат принимается на вооружение в июне 1943 года под обозначением МР-43 (нем. Maschinenpistole-43 — пистолет-пулемет 43 года). Подобное обозначение служило своеобразной маскировкой, поскольку Гитлер не желал производить оружие нового класса, страшась мысли о том, что на военных складах окажутся миллионы устаревших патронов для винтовок.

В сентябре на Восточном фронте 5-я танковая дивизия СС «Викинг» провела первые полномасштабные войсковые испытания МР-43, по результатам которых было установлено, что новый карабин является эффективной заменой пистолетам-пулеметам и магазинным винтовкам, увеличившей огневую мощь пехотных подразделений и снизившей необходимость использования ручных пулемётов.

Гитлер получил множество лестных отзывов о новом оружии от генералов СС, HWaA и лично Шпеера, в результате чего в конце сентября 1943 года появилось распоряжение о начале массового производства МР-43 и его принятии на вооружение. Той же осенью появился вариант МР-43/1, отличавшийся изменённой конфигурацией ствола для возможности установки 30-мм ружейного гранатомёта MKb. Gewehrgranatengerat-43, который навинчивался на дульную часть ствола, а не крепился зажимным устройством. Также изменению подвергся приклад.

6 апреля 1944 года верховным главнокомандующим был издан приказ, в котором название МР-43 было заменено на МР-44, а в октябре 1944 года оружие получило четвёртое и окончательное название — StG-44. При этом в конструкцию самого автомата изменений внесено не было.

StG-44 поступал на вооружение отборных частей вермахта и Ваффен-СС, а после войны стояли на вооружении казарменной полиции ГДР (1948—1956 годы) и ВДВ армии Югославии (1945—1950 годы).

УСМ — куркового типа. Спусковой механизм позволяет вести одиночный и автоматический огонь. Переводчик огня расположен в спусковой коробке, а концы его выходят наружу с левой и правой сторон. Для ведения автоматического огня переводчик нужно переместить вправо на букву «D», а для одиночного огня — влево на букву «Е». Автомат снабжена предохранителем от случайных выстрелов. Этот предохранитель флажкового типа находится ниже переводчика огня и в положении у буквы «F» блокирует спусковой рычаг.

Питание автомата патронами осуществляется из отъёмного секторного двухрядного магазина емкостью 30 патронов. Шомпол располагался необычно — внутри газопоршневого механизма.

Секторный прицел винтовки позволяет вести прицельный огонь на дальности до 800 м. Деления прицела нанесены на прицельной планке. Каждое деление прицела соответствует изменению дальности на 50 м. Прорезь и мушка треугольной формы. На винтовке могли быть установлены также оптический и инфракрасный прицелы. При стрельбе очередями по мишени диаметром 11,5 см на дистанции 100 м более половины попаданий укладывались в круг диаметром 5,4 см. Благодаря использованию менее мощных патронов сила отдачи при выстреле была вдвое ниже, чем у винтовки Mauser 98. Одним из главных недостатков StG-44 была его относительно большая масса — 10,3 кг для автомата с боекомплектом, что на килограмм больше массы Mauser 98 с патронами и штыком. Также нелестных отзывов заслужил неудобный прицел и демаскирующее стрелка пламя, вырывающееся из ствола при стрельбе.

Для метания ружейных гранат необходимо использовать специальные патроны с 1,5 г (для осколочных) или 1,9 г (для бронебойно-кумулятивных гранат) пороховым зарядом.

С автоматом можно было использовать специальные кривоствольные устройства Krummlauf Vorsatz J (пехотное с углом искривления 30 градусов) или Vorsatz Pz (танковое с углом искривления 90 градусов) для стрельбы из-за окопа и танка соответственно, рассчитанные на 250 выстрелов. Был создан вариант автомата для снайперов с фрезерованным креплением для оптических прицелов ZF-4 кратности 4Х или ночных инфракрасных прицелов ZG.1229 «Вампир».

«То, из чего стреляют в СНГ»: Справочник стрелкового оружия/Под общей редакцией А. Е. Тараса.- Мн.: Харвест, 1999. −656 с — «Коммандос»

traditio.wiki

ММГ автомата StG 44 (Sturmgewehr 44).

Описание товара

Вам предлагается макет немецкого автомата StG 44 (нем. Sturmgewehr 44 — штурмовая винтовка 1944 года) — немецкий автомат, разработанный во время Второй мировой войны. Было выпущено около 450 тысяч штук. Среди автоматов современного типа стал первой разработкой, производившейся массово. Деактив на фото. У нас вы можете купить весьма редкий макет немецкого автомата StG 44 ( Sturmgewehr 44) в отличном, коллекционном  состоянии.

История нового автомата началась с разработки фирмой Polte (Магдебург) промежуточного патрона 7,92×33 мм для стрельбы на дистанции до 1000 м.  В  1938 году  были проведены многочисленные исследования, что привело к созданию   концепции легкого автоматического стрелкового оружия, способного одновременно заменить в войсках пистолеты-пулемёты, магазинные винтовки и ручные пулемёты. 18 апреля 1938 года HWaA заключило с Хуго Шмайссером, владельцем фирмы C.G. Haenel (г. Зуль, Тюрингия), контракт на создание нового оружия.  В начале 1940 года, Хуго Шмайссер, возглавлявший конструкторскую группу, передал первый опытный образец автомата в распоряжение HWaA  (Heereswaffenamt nenkarabiner — автоматический карабин).  14 апреля 1942 г. два образца, получивших обозначения MKb.42, были  представлены Гитлеру.  В ноябре 1942 г.,  приказом министра вооружений Альберта Шпеера, некоторое количество MKb.42 было отправлено  на Восточный фронт для прохождения войсковых испытаний. Летом 1943 г. наименование оружия MKb42  поменяли на Maschinenpistole — MP 43/1. Серийное производство автоматов MP 43/1 началось в июне 1943 г. и продолжалось до декабря 1943 г., всего изготовили около 14 тыс. экземпляров MP 43/1.  К осени 1943 г. конструкция MP 43/1 была несколько изменена так, чтобы его можно было комплектовать стандартным винтовочным гранатомётом, разработанным для карабина Kar.98k.  MP 43/1 легко отличим по «прямому» стволу и квадратному основанию мушки. В ходе модификации в передней части ствола сделали уступ, изменили форму основания мушки. Версия со «ступенчатым» стволом стала именоваться MP 43. В дальнейшем конструкция оружия почти не менялась вплоть до окончания Второй мировой войны.

Благодаря Шпееру модернизированный автомат принимается на вооружение осенью 1943 года под обозначением МР 43 (нем. Maschinenpistole 43 — пистолет-пулемет 43 года).  В сентябре на Восточном фронте 5-я танковая дивизия СС «Викинг» провела первые полномасштабные войсковые испытания МР 43. Было установлено, что новый карабин является эффективной заменой пистолетам-пулемётам и магазинным винтовкам, увеличившей огневую мощь пехотных подразделений и снизившей необходимость использования ручных пулемётов.

Гитлер получил множество лестных отзывов о новом оружии от генералов СС, HWaA и лично Шпеера, в результате чего в конце сентября 1943 года появилось распоряжение о начале массового производства МР 43 и его принятии на вооружение. В декабре 1943 г. Управление вооружений и фирма «Хенель» обсуждали окончательную конструкцию MP 43. По результатам дискуссий в конструкцию изделия внесли ряд изменений, в частности усилили газовую камеру и снабдили её цилиндрическим колпачком с шайбой Гровера на конце, что упростило разборку/сборку оружия. Тогда же отказались от направляющих для крепления оптического прицела ZF41. К концу февраля 1944 г. удалось собрать всего 22900 пистолетов-пулемётов MP 43/1 и MP 43.

6 апреля 1944 года верховный главнокомандующий издал приказ, где название МР 43 заменено на МР 44, а в октябре 1944 года оружие получило четвёртое и окончательное название — «штурмовая винтовка», sturmgewehr — StG 44. Считается, что это слово изобрёл сам Гитлер в качестве звучного имени для нового образца, которое можно было бы использовать с целью пропаганды. При этом в конструкцию самого автомата изменений не внесено.

Сборочные предприятия в первую очередь использовали для производства штурмовых винтовок детали из заделов, поэтому на оружии выпуска 1945 г. встречается маркировка MP 44, хотя обозначение уже было изменено на StG 44. В общем количестве произвели 420000-440000 MP 43, MP 44 и StG 44.. Из-за проблем с монтажом гранатомётов и оптических прицелов штурмовая винтовка не могла полностью заменить Kar.98k. К тому же дефицит укороченных патронов ощущался на протяжении всей войны. Вплоть до лета 1944 г. штурмовые винтовки встречалось на фронтах в весьма небольших количествах (в основном в Ваффен-СС), массово подобное оружие применяли на заключительном этапе войны. Поэтому эти автоматы не сыграли существенной роли в сдерживании натиска союзнических армий.

nedetmir.ru

АК-47 и Штурмгевер-44 - Исторический ликбез

09.02.2015 04:17

Вернуться назад Комментировать

источник

Обзорный материал на старую тему "Калашников украл идею АК у Гуго Шмайссера".

Закрывая тему Калашников vs Schmeisser

Это не столько для моих постоянных читателей, сколько для распространения в виде ссылки при очередных сезонных обострениях :)

Итак, автомат Калашникова АК и штурмгевер Шмайсера. В каких они отношениях?

Обычно самые недалекие начинают рассуждение о сильном внешнем сходстве АК и Stg.44. Что. в общем то, и не удивительно - назначение у оружия одно, эпоха тоже одна, компоновка в силу принятых решений и назначения тоже схожая. Только вот началась эта компоновка отнюдь не со штурмгевера, не был Шмайсер тут пионером.

Вот вам ручной пулемет (или автоматическая винтовка) конструкции американца Льюиса, модели 1923 года. Штука хоть и малосерийная, но для своего времени хорошо известная и испытывавшаяся в самых разных странах.

Если отрешиться от сошек и габаритов пулемета, определяемых обычным винтовочным патроном, то что мы видим? та же отдельная пистолетная рукоятка, тот же примыкаемый снизу рожковый магазин, то же верхнее расположение газоотвода и даже тот же длинный ход поршня и запирание поворотом затвора (привет, АК)

Далее, патрон.

Во-первых, Шмайсер к созданию промежуточного патрона никакого отношения не имел. Ему в 1940 году в рамках контракта HWaA выдали ТТТ и готовый патрон, созданный фирмой Польте. Притом работы в Германии над специальным армейским промежуточным патроном были начаты в 1935 году, а вообще в мире - в 1918 (см. картинку тут). При этом о таких работах было прекрасно известно и в СССР. Еще в середине тридцатых В.Е.Маркевич призывал делать пистолеты-пулеметы (автоматические карабины) не под пистолетные патроны, а под винтовочные уменьшенного калибра и мощности, указывая в качестве хорошей отправной точки патрон .25 Remington

Почему ни в 1918, ни в двадцатые, ни в тридцатые годы вроде бы витавшая в воздухе идея промежуточного патрона "не выстрелила"?Разумеется, всех точных причин мы знать не можем, но построить разумные предположения нам никто не мешает. Итак.

1) Высокопоставленные армейские чины по натуре своей консервативны, и не любят рисковать карьерой во имя систем, чья полезность не очевидна. А большая часть высокопоставленных военных того периода была воспитана и обучена еще в эпоху магазинных винтовок с отсечкой магазина, стрельбы залпами и штыковых атак в плотном строю. Идея массового вооружения обычных пехотинцев скорострельным автоматическим оружием была во многом чужда большинству таких военачальников.

2) Невзирая на очевидную экономию в материалах и затратах на производство и доставку каждого промежуточного патрона, значительно увеличенный расход патронов в автоматическом оружии по сравнению с магазинными винтовками все равно означал повышение нагрузки как на производство, так и на логистику.

3) К моменту окончания Первой Мировой войны пулемет стал неотъемлемым элементом вооружения пехоты. Использование существенно ослабленных промежуточных патронов в пулеметах, особенно станковых, означало резкую потерю в эффективности их огня по всем типам целей, что, в свою очередь, означало необходимость введения нового «ослабленного» патрона параллельно с уже существующими винтовочными (а не вместо них), что также усложняло логистику

4) Вплоть до конца тридцатых годов в число типичных целей для огня индивидуального стрелкового оружия пехоты входили не только солдаты противника, но и такие цели как лошади (кавалерия во многих странах все еще считалась важным родом войск), а также бронеавтомобили и низколетящие аэропланы. Использование ослабленных «промежуточных» патронов могло резко снизить возможности пехоты по борьбе с этими целями, что считалось тоже недопустимым.

Так что в межвоенный период в СССР перспективным видом вооружения пехоты стала самозарядная винтовка под обычный трехлинейный патрон, а "передовые" немцы вообще оставили в качестве основного оружия пехотинца обычную магазинку Маузера, построив огневую мощь отделения на базе единого пулемета.

Вторая Мировая война с ее повышенной (по сравнению с Первой мировой) механизацией и стремительно развивавшимися операциями явно продемонстрировала, что при боевых столкновениях больших масс пехоты основное значение имеют не точность стрельбы или мощность боеприпаса, а общее количество выстрелов, произведенное в сторону противника. По собранным уже после войны данным, в среднем на одного убитого солдата приходилось от нескольких тысяч то нескольких десятков тысяч выстрелов. Более того, кавалерия стремительно сошла со сцены, а развитие бронетехники и авиации сделало их малоуязвимыми даже для самых мощных винтовочных патронов. Надо сказать, что понимание этого факта (очередной раз) пришло к германским военным экспертам еще в середине тридцатых годов, и они таки начали серьезные работы над оружием под промежуточный патрон.

При этом резкому росту популярности появившихся в 1943-44 годах серийных "штурмгеверов" более всего способствовал подкрадывавшийся к Вермахту (и всей нацистской Германии) пушной зверек - сибирский песец. Ибо логистически получалось дешевле вооружить пехоту одними штурмгеверами, ибо магазинка явно устарела, самозарядки были дороги и их было очень мало, да и пулеметов на всех тоже хватать перестало. Ну а что эффективная дальность стрельбы заметно упадет - так все равно в реальном массовом бою пехоте дальше 300 метров стрелять только патроны впустую жечь.

Никем не отвергается тот факт, что серьезные работы в СССР в направлении создания промежуточного патрона и оружия под него начались под влиянием немецких трофеев (захваченных зимой 1942-43 года под Ленинградом MKb.42), но далее они шли вполне самостоятельно. Прямое тому доказательство - к 1945 году, когда приснопамятный Гуго ШМайсер еще сидел в КБ компании Haenel и пытался сочинить для вермахта еще более дешевый Stg.45, в СССр уже имелись прототипы целого семейства оружия под промежуточный патрон - магазинных и самозарядных карабинов, ручных пулеметов и автоматов.

Так что к тому моменту когда в гости к герру Шмайсеру таки дошла доблестная РККА и сказала ему "хендэ хох", в СССР уже имелись подготовленные к войсковым испытаниям автоматы Судаева АС-44, а также их конкуренты от Токарева, Дегтярева и еще многих конструкторов, вот такие:

Автомат Судаева АС-44, 1944 год

Автомат Токарева, 1945 год

Как видите, никакого Шмайсера в Ижевске было не нужно, чтобы создать такие вот машиныну а в 1946 году в СССР уже шел очередной этап конкурса, в котором, помимо других конструкторов, принимал участие и сержант Калашников. Который к тому моменту, замечу, был сотрудником научно-исследовательского полигона стрелкового оружия в г.Щурово под Москвой. Где он имел возможность близко познакомиться и изучить не только самое разное иностранное оружие (как трофейное, так и полученное по Ленд-лизу), но и опытные отечественные системы, проходившие испытания на этом же полигоне. Кроме того, сотрудники полигона, чрезвычайно опытные и знающие офицеры, также могли делиться опытом с молодым сержантом.

Далее история в принципе известна - после неудачи в первом туре конкурса 1946 года Калашников получает разрешение участвовать во втором, и отправляется переделывать свой автомат (будущий опытный АК-47) в город Ковров (вотчину прославленного конструктора Дегтярева и его школы). А Ковров, если посмотреть на карту, находится примерно в 900 километрах от Ижевска, где в это же время томился в застенках кровавой гэбни Гуго Шмайсер.

Разумеется, в советскую историю о том, как одиночка-самоучка сержант "из ничего" создал отличный автомат, поверить сложно. Естественно, ему помогали - и приданный ему в Коврове конструктор Зайцев, и сотрудники полигона. Калашников (а может и Зайцев - сейчас уже не узнаешь) смело заимствовал удачные решения у автоматов - соперников по конкурсу, в первую очередь, вероятно, у туляка Булкина. Нужно сказать, что в этом нет ничего предосудительного, и более того, в то время любое заимствование, ведущее к успеху, только приветствовалось. В самом деле, вся интеллектуальная собственность-то в СССР принадлежала всем народу (то бишь государству)...

Так что и в создании АК-47 следа руки лично Гуго Шмайсера усмотреть решительно невозможно, даже косвенно: уж очень много различий в компоновке всех основных узлов АК и Стг. Да, в АК много "заимствованных" решений. Да что там говорить - в нем практически нет оригинальных, принципиально новых узлов, равно как и в Штурмгевере (не верите? сравните устройство Стг.44 и скажем чешского пулемета ZB-26, который 1926 года...). Весь ключ - именно в технических и инженерных решениях по компоновке и объединению известных решений в одно работающее целое. И тут АК и Стг разнятся очень сильно.

Ну и наконец третий этап - когда Калашников уже с готовым АК приезжает в 1947 году в Ижевск, ставить серийное производство. Конструкция АК к этому моменту уже "устаканена", и все, чем теоретически может помочь германский специалист на этом этапе - это наладкой серийного производства с широким применением штамповки. Правда, тут тоже вышел облом - Ижевский завод оказался технологически не готов выдерживать нужное качество штамповки, термообработки и клепки ствольных коробок, так что в 1950 году конструкторам Ижмаша пришлось заново создать фрезерованную ствольную коробку для АК (в чем помощь "съевшего собаку" на штамповке Шмайсера им была нужна примерно как собаке - пятая нога).

Так что Шмайсер (вместе с Барнитце и другими своими коллегами) еще какое-то время продолжал без особого толку есть советский хлеб, а потом был с миром отослан на историческую родину.

Источник: LiveJournal

Социальные комментарии Cackle

novorossy.ru

85-мм Дивизионная Пушка Д-44 1946 Года

Советская 85-мм дивизионная пушка Д-44 представляет собой универсальную артиллерийскую систему, предназначенную для уничтожения военных объектов и укреплений противника в полосе фронта, для уничтожения бронированной техники и поддержки пехоты во время наступления.

История создания орудия Д-44 и серийное производство

Советские конструкторы полевой артиллерии еще на завершающем этапе Великой Отечественной войны приступили к разработке принципиально новой артиллерийской системы дивизионного уровня. Несмотря на то, что стоявшая на вооружении 76-мм пушка ЗиС-3, стала основным полевым орудием РККА в годы войны, ее тактико-технические характеристики и баллистические свойства оставляли желать лучшего. Войскам требовалось мощное, дальнобойное полевое орудие, способное усилить огневую мощь дивизий и корпусов.

Таким средством усиления стала советская 85-мм пушка Д-44, созданная в ОКБ завода №9. Проектные работы, начавшиеся в 1944 году, возглавил известный советский конструктор Ф.Ф. Петров. Спустя полгода новая пушка была готова к испытаниям и представлена вниманию государственной комиссии. В 1946 году новое орудие, получившее название — 85-мм дивизионная пушка Д-44 была принята на вооружение советских артиллерийских частей.

Артиллерийский дивизион 85-мм пушек Д-44. Орудия, отремонтированные после снятия с консервации, ведут пробные стрельбы

Изготовлением орудия занималось только одно предприятие в СССР — завод №9, нынешний «Уралмаш». Всего с 1946 по 1954 год было изготовлено 10 918 орудий.

Технические параметры и тактические характеристики орудия Д-44

  • Расчет — 6 человек.
  • Боевая масса — 1,72 т.
  • Заряжание унитарное.
  • Начальная скорость бронебойно-трассирующего снаряда — 800 м/с.
  • Скорострельность: 20-25 выстр./мин.
  • Максимальная дальность стрельбы — 15820 м.
  • Дальность прямого выстрела бронебойно-трассирующим снарядом — 1100 м.
  • Бронепробиваемость бронебойно-трассирующим снарядом: на дальности 1000 м — 100 мм.
  • Масса выстрела с бронебойно-трассирующим снарядом — 15,68 кг.
  • Основные типы боеприпасов: осколочно-фугасные, бронебойно-трассирующие снаряды.
  • Время перевода из походного положения в боевое: 40-60 сек.
  • Способ транспортировки: перевозится тягачами Я-12, МТ-Л и МТЛБ, грузовыми автомобилями.

Орудие стало поступать на вооружение артиллерийских частей Советской Армии в послевоенные годы. Основное количество новых пушек получили на оснащение артиллерийские части Западной группы войск в Германии, где советские войска противостояли танковым частям союзных государств.

Боевое применение 85-мм дивизионной пушки Д-44 образца 1946 года отмечено в ряде вооруженных конфликтов второй половины XX века. Это участие в Корейской войне, индо-пакистанский конфликт и арабо-израильские войны.

Фото

militaryarms.ru

Volkswagen Тур 82 Kübelwagen. - Пролетарский мужской журнал .

Наравне с Willys MB это самый узнаваемый автомобиль Второй Мировой войны. Хоть в Вермахте любой легковой армейский автомобиль с приращенным кузовом назывался кубельваген, но именно Тур 82 стойко ассоциируется с этим названием. Самое интересное, что этот автомобиль был разработан по инициативе Фердинанта Порше, и немецкие военные по началу не очень хотели принимать его на вооружение.

К 1937 году всем в Германии было ясно, что новая война неизбежна. Практически все немецкие автомобильные фирмы были обеспечены военными заказами, и только недавно созданный Volkswagen не имел военных заказов. Доктор Порше отлично понимал, что в случае начала военных действий его фирма осталась без работы. Производство легковых автомобилей пришлось бы свернуть, военным они не нужны, а ничего другого фирма не выпускала. Срочно требовалось разработать автомобиль для армии.

Эта тема была для Фердинанта Порше не в новинку. В начале тридцатых он разработал несколько экспериментальных армейских автомобилей. Но военные не проявили должного интереса к работам Порше. Уж больно они были футуристические.

В этот раз требовалось что-то по практичней. И Порше простым путем, он переделал в кюбельваген свой KdF-Wagen(будущий Жук). Автомобиль получил упрощенный кузов без дверей, полный привод, двигатель 1300 куб.см. Первые прототипы были готовы к 3 ноября 1938 года.Нельзя сказать, что военные были в восторге от вдруг появившегося кюбельвагена от VW. Еще в 1937 году был объявлен конкурс на создание типового легкого армейского вездехода. Фаворитом конкурса был вездеход разработки BMW, создававшийся в тесном сотрудничестве с военными. К тридцать восьмому году этот автомобиль выпускался на трёх заводах - BMW, Steyr и Hanomag. Вермахту даже удалось добиться высокой унификации между изделиями этих фирм, но сто процентной унификации достичь не удалось. Хватало в армии кюбельвагенов и от других производителей. Вермахт имел очень разношерстый автопарк. Появление еще одного легкового вездехода в планы немецких военных не входило.

Тем не менее прототип от VW прошел полный цикл испытаний на полигоне в Мюнсингене. Испытания выявили ряд недостатков: двигатель был явно слабоват, 26 л.с. явно мало для армейского автомобиля, кузов автомобиля обладал не достаточной жесткостью, панели кузова имели явно слишком сложную форму, что затрудняло ремонт в полевых условиях. В связи с выявленными недостатками фирме VW было отказано в постановке на вооружение этого автомобиля. Военные предложили снизить вес автомобиля до 950 кг, упростить конструкцию кузова.

Неудача несколько удивила доктора Порше, всё таки личный друг Гитлера, он рассчитывал на более простое прохождение конкурса, но сдаваться он и не собирался. На фирме VW закипела лихорадочная работа по созданию автомобиля подходившего требованиям военных. Кузов автомобиля был заказан у фирмы Ambi-Budd. От полного привода решили отказаться для снижения веса автомобиля. К весне 1939 года первые прототипы нового кюбельвагена были готовы.

Жесткости кузову автомобиля явно не хватало. Пришлось сделать кузов с дверями, это добавило жесткости кузову авто.Хоть автомобиль был моноприводным, но он показал вполне приличную проходимость. Что и не удивительно. Днище авто было практически гладким, и это позволяло легко передвигаться по бездорожью.К весне тридцать девятого года военным стало ясно, что программа выпуска типового легкового вездехода Вермахта срывается. Автомобиль получился сложный, трудоемкий в производстве. А осень Германия планировала нападение на Польшу, техники явно не хватало. В таких условиях шансы VW получить заказ на выпуск кюбельвагенов сильно увеличились. Для того что-бы еще увеличить шанс прохождения конкурса Порше объявил очень низкую цену свой автомобиль. Около тысячи рейхмарок, дешевле чем армейский мотоцикл BMW.По результатам проведенных с 6 по 12 марта испытаний в городе Тироль кюбельваген от VW был принят на вооружение под обозначением Тур 62.

По началу выпуск этих автомобилей был незначительный. Боевое крещение Тур 62 принял во время войны с Польшей. Автомобиль не плохо показал себе, но был выявлен ряд недостатков. Был увеличен дорожный просвет, слега изменился дизайн кузова.

Модернизированный автомобиль получил обозначение Тур 82. В серию он пошел с декабря 1942 года. А вскоре Германия должна была оказать помощь Италии в Африке. Был сформирован Африканский корпус. Это формирование постарались максимально укомплектовать автомобилями с двигателями воздушного охлаждения, немцы резонно считали, что это позволит сэкономить столь ценную в условиях Африки воду. Поэтому большинство произведенных в сороковом году Тур 82 ушло в Африку.Ну а дольше началась операция Барборосса. Потери в техники возросли в разы. Тут очень кстати пришелся Тур 82. Этот автомобиль стоил дешево, был прост в обслуживании. Поэтому заказ на кюбельвагены фирме VW был увеличен в разы.Зимой сорок второго года на заводе Вольфсбурге был освоен полный цикл производства кюбельвагенов. До того кузова для автомобиля изготавливала фирма Ambi-Budd из Берлина, и на завод они доставлялись по железной дороге.Всего за войну было выпущено около 55 тысяч кюбельвагенов Тур 82 в тридцати модификациях. Особо выделяется VW Typ 166 Schwimmwagen, но этот автомобиль требует отдельного рассказа.

Бытует легенда, что Тур 82 Kübelwagen обладал фантастической надежностью и проходимостью. Что не является правдой. Да, для неполноприводного автомобиля у Тур 82 была отменные характеристики по проходимости. Но тягаться на равных с полноприводными автомобилями Кюбельваген не мог. Не хватало полного привода, и энерговооруженности, двадцати пяти сильный движок был явно слабоват, требовался раза в два мощней.

Проходимость Кюбельвагена определялась его легким весом, 750 кг., и способностью нескольких истинных арийцев вытолкать автомобиль из любой грязи.

Вообще, двигатель был ахиллесовой пятой Тур 82. Маломощный, воздушного охлаждения двигатель явно мало подходил для армейского автомобиля, который эксплуатируется в тяжелых фронтовых условиях. В этих условиях часто приходится двигаться в натяг по грязи, преодолевать большие расстояния, передвигаться по пересеченной местности с большим перепадом высот. Маломощному двигателю Тур 82 приходилось все время работать на пределе, с перегрузом, что вело к перегреву двигателя и поломке.Вот такая картина была не редкостью.

Но двигатель VW был очень ремонтопригодный, простой, с ним мог разобраться любой механик средней квалификации.В условиях Восточного фронта долга не жила независимая подвеска колес.Редкий Кюбельваген проходил 500 км без поломок. Но в условиях фронта эти пятьсот километров надо было еще проехать. В условиях фронта автомобили долго не живут. Либо на списание, либо в рем.бат.

Конечно, интересно сравнить Кюбелваген с его основным противником Willys MB.

По комфорту Тур 82 опережал Willys. Все таки Кюбельваген имел полноценный кузов с дверьми, посадка в нем была ближе к обычному автомобилю. Willys посадка была специфической, высокой. Рулить Тур 82 было полегче, независимая подвеска была мягче чем у Willys. Зато двигатель джипа был мощнее почти в два раза, водяное охлаждение позволяло не опасаться перегрева двигателя. Ну а полный привод делал Willys MB просто королем бездорожья.Но не смотря на все эти достоинства Willys американские и английские солдаты любили использовать трофейные Кюбельвагены.Что и понятно. Война на Западном фронте шла в условиях развитой сети дорог. Бездорожье встречалось редко. Кюбельваген с его независимой подвеской, посадкой как у легкого автомобиля был гораздо комфортней Willys.

На американцев Тур 82 оказал неизгладимое впечатление. Они дважды проводили испытания Кюбелвагена. Одни раз во Франции, и второй раз уже в США. Эти испытания послужили толчком к появлению программы по созданию джипа с независимой подвеской и несущим кузовом. Что в конце концов привело к созданию M 151 Mutt.

Одной из первых модификации Кюбельвагена стал движущийся макет танка. С помощью этого муляжа отрабатывали взаимодействие пехоты с танками перед Польской компанией.Об этом опыте вспомнил Роммель. Для дезинформации англичан были изготовлены муляжи танков на базе Кюбельвагенов.Учебный автомобиль для подготовки экипажей бронеавтомобилей.Для улучшения проходимости к Кюбельвагену пытались приспособить гусеничный движитель.

К 44 году в Германии возник острый дефицит бензина. Многие автомобили стали переделывать в газогенераторные. Не избежал этой участи и Кюбельваген.

amonov.livejournal.com

Средний танк Т-44

Но А. Морозов не хотел останавливаться на достигнутом. Так как все испытания обстрелом выявляли на корпусе одну и ту же ахиллесову пяту - башенку водителя (которая на Т-44А хоть и уменьшилась донельзя, но все равно ухудшала прочность лобового листа), то еще в сентябре 1944 г. Было принято решение по ее ликвидации. Одновременно были внесены изменения в технологию изготовления корпуса. 20 ноября 1944 г. был закончен сборкой первый опытный танк получивший название Т-44Б. Он имел упрощенный броней корпус с монолитным листом, упрочненным дном, новую двигательную установку В-2-44 с системой охлаждения и питания, орудие ЗИС-С-53 с увеличенным боекомплектом В конце ноября начались его заводские испытания, продлившиеся в течение месяца. Перед новым 1945 г. танк был отправлен на НИБТполигон для проведения государственных испытаний, которые завершились в целом успешно и 1 марта распоряжением по НКТП на заводе № 75 (г. Харьков) началось серийное производство танка Т-44 "валовой серии" (Т-44Б). Согласно планов НКТП до конца 1945 г. должно было быть изготовлено 850 шт. Т-44Б при общем заказе 1200 боевых машин. Но первые танки, сдаваемые заводом еще считались "ограниченно годными", так как некоторые новинки в серии еще не обеспечивали надежной работы танка (МП, торсионные валы, бортовые передачи). И потому вплоть до конца мая Т-44 сдавались лишь в учебные подразделения, тогда как завод продолжал "вылизывать" их в производстве. Лишь в июне первая партия новых танков была признана "полностью удовлетворяющей заданию" и отгружена в войска, а в августе танковая часть, оснащенная новыми машинами, отправилась на Дальний Восток в действующую армию. Но в боях они участия не принимали. В конце 1945 г. КБ Наркомсудпрома завершило изготовление системы стабилизации в вертикальной плоскости для 85-мм танковой пушки С-53 (пушка ЗИС-С-53 не подходила для этой цели, так как имела сравнительно большой момент инерции из-за более толстых стенок ствола). Эта система была смонтирована заводом № 112 в башне Т-34-85, но работала ненадежно. Кроме того, силовые приводы к орудию загромождали и без того тесную башню Т-34. После доработки конструкции стабилизатора распоряжением по НКТП одно из двух орудий, оснащенных им, было передано на УВЗ, где ее смонтировали в опытный Т-44. Правда, прибывший на завод представитель предприятия-изготовителя не смог оказать необходимой помощи, тем более что УВЗ в то время имел фактически только название экспериментального цеха. На заводских испытаниях стабилизатор орудия танка Т-44 вышел из строя и не мог быть починен имевшимися силами. Работы над усовершенствованием Т-44 продолжались до конца 1945 г., когда было принято окончательное решение о прекращении работ по данному танку. Но, несмотря на то, что распоряжение о прекращении серийного выпуска Т-44 датировалось 26 октября 1945 г., в ноябре того же года его ограниченное производство было продолжено. Всего до окончательного завершения производства в 1947 году армия получила 1823 танка Т-44. Схема бронирования Т-44 Модификации Т-44 Параллельно велись также работы по перевооружению готового к серии Т-44Б 100-мм пушкой. Весной-летом 1945 г., в КБ завода № 183 были проведены опытные работы по усилению огневой мощи танка Т-44. Они были вызваны уже проведенными испытаниями танка "ездящей лаборатории" - Т-34-100, вооруженного пушками Д-10, ЗИС-100 и ЛБ-1. Первый опытный Т-44-100 получил орудие Д-10Т КБ Ф. Петрова. Несмотря на отрицательный результат подобного действа с Т-34, Т-44, по мнению военных, мог рассчитывать на успех, так как танк имел более низкую линию огня. Но испытания Т-44-100 с орудием Д-10 также закончилось неудачно. Танк, подобно Т-34-100, раскачивался при выстрелах, сбивая наводку; после интенсивных стрельб башенный погон получил небольшой люфт, не удавалось нормально уравновесить орудие в цапфах. Несколько позднее на испытания вышел Т-44-100, вооруженный орудием ЛБ-1 с зенитной пулеметной турелью для ДШКТ и навесными бортовыми противокумулятивными экранами по типу установленных на немецких танках PzKpfw III и PzKpfw IV. Испытания танка закончились в целом успешно, но впечатление о нем портило наличие на стволе орудия дульного тормоза. Таким образом, чуда не произошло, и ни один из танков типа Т-34-100 и Т-44-100 допущен до государственных испытаний не был... Но результаты испытаний башни Т-44В на шасси Т-34 очень пригодились при рождении следующей машины. Схема бронирования Т-44-100 От Т-44 к Т-54 Итак, зимой 1944-1945 гг. на заводе № 75 в серийном производстве стоял танк Т-44, который хоть и показывал хорошие результаты, но по особому мнению Полигона, выраженному полковником Сычом, "не давал значительного выигрыша перед танком Т-34-85 как с точки зрения бронирования, так и вооружения"... Изучая в конце 1944 г. данные по обстрелу корпуса Т-44 из немецкой 88-мм противотанковой пушки обр. 1943 г. и рекомендации НИИ-48, А. Морозов принял решение, что для надежного предотвращения пробития корпуса Т-44 всеми типами немецкой противотанковой артиллерии необходимо поднять толщину лобовой брони до 110 мм, а бортовой до 90 мм. Это увеличивало массу танка до 33-34 т и снижало удельную мощность до 14,9 л.с./т., но в совокупности с новой трансмиссией позволяло все же надеяться на неплохие эксплуатационные характеристики. Поскольку практическая неуязвимость такого танка с курсовых углов ±30° делало его весьма привлекательным с точки зрения его практического применения даже с условием возможного снижения максимальной скорости движения. Уже в декабре 1944 г. был предложен проект улучшенного танка Т-44В. От своих старших братьев он отличался усиленной подвеской, более толстой броней корпуса (до 110 мм в лобовой части), улучшенной башней (с лобовой броней 130 мм, а бортовой - 90 мм), вооруженной 100-мм орудием Д-10Т. Изготовление первого Т-44В планировалось совершить в феврале 1945 г. Башня нового танка с вооружением из различных 100-мм орудий Д-10, ЗИС-100/ЛБ-1, как уже отмечалось, прошла испытания возкой и стрельбой на специально приспособленном корпусе и шасси танка Т-34-85. Помимо нового вооружения в Т-44В предполагалось ввести также планетарную трансмиссию, испытанную на втором опытном экземпляре Т-44А улучшенную систему пожаротушения, более мощный двигатель с новой системой охлаждения и т.д. Анализ перечня необходимых изменений и улучшений показал, что их реализация сравнима по затратам по разработке и изготовлению абсолютно нового танка. И действительно, вскоре после внесения оговоренных изменений в проект танк Т-44В был переименован в Т-54. … Т-44 не демонстрировали на военных парадах на Красной площади, не попал он и на страницы военных газет и журналов. Требования глухой секретности последнего года войны не позволяли открывать существование новой машину врагу и тогдашним союзникам, а "тигров" и "пантер" неплохо добивали Т-34 и тяжелые ИСы. Как когда-то Т-34 открыл новую страницу в создании перспективного образца танка 40-х гг., так и Т-44 стал заметной вехой в разработке машин следующего поколения. Танк такого же класса - М48 "Паттон" - появился в армии США только в 1952 г. Он весил 44 т, имел орудие калибра 90 мм и такую же, как у Т-44, максимальную скорость движения, а по высоте был на 300 мм выше его. К тому времени Т-44 уже не являлся основным средним танком Советской армии, но еще стоял на вооружении. В 1961 году агрегаты двигателя, силовой передачи и ходовой части Т-44 унифицировали с теми, что были на Т-54, еще через пять лег оснастили стабилизатором вооружения в двух плоскостях, после чего танк получал соответственно индексы Т-44М и Т-44С. На базе Т-44М выпускали артиллерийские и танковые тягачи, инженерные машины, но в историю отечественных бронетанковых сил он вошел как предшественник большого семейства средних танков Тактико-технические характеристики средних танков Т-44 Модель 1-ая модиф. 2-ая модиф. Т-44-100 Т-44 Годы выпуска Экипаж Масса, т Габаритные размеры:     длина (с пушкой), м     ширина, м     высота, м Клиренс, м Бронирование, мм Вооружение Боезапас Двигатель Запас хода, км Макс. скорость, км/ч Преодолеваемые препятствия: подьем, град. высота стенки, м ширина рва, м брод, м Выпущено, шт
    1943-44     1944     1945     1944
    4     4     4     4
    30,4     31,3     33,5     31,8
         ...     3,1     2,47          ...     3,13     2,29          8,75     3,2     2,4          7,65     3,18     2,412
    0,48-0,355     0,45-0,368     0,43     0,425-0,45
 Лоб корпуса 75 мм  Лоб башни 115 мм  Борт 75 мм  Корма 30-45 мм  Крыша 15 мм  Днище 15 мм  Лоб корпуса 75 мм  Лоб башни 120 мм  Борт 75 мм  Корма 30-45 мм  Крыша 15 мм  Днище 15 мм  Лоб корпуса 90 мм  Лоб башни 120 мм  Борт 75+6 мм  Корма 30-45 мм  Крыша 15 мм  Днище 15 мм  Лоб корпуса 90 мм  Лоб башни 120 мм  Борт 75 мм  Корма 30-45 мм  Крыша 15 мм  Днище 15 мм
85 (122)-мм пушка2 х 7,62 мм пулемёт ДТ 85-мм пушка ЗиС-С-532 x 7,62 мм пулемёта ДТ    100-мм пушка ЛБ-12 x 7,62 мм пулемёта ДТ1 x 12,7 мм пулемёт ДШК    85-мм пушка ЗиС-С-532 x 7,62 мм пулемёта ДТ
   54 (24) выстрела     2772 патронов        51 выстрел     1953 патронов        36 выстрелов     2000 патронов     200 патронов    58 выстрелов     1890 патронов    
    В-2ИС, дизельный    12-ти цилиндровый, 500 л.с     В-2-44, дизельный12-ти цилиндровый, 520 л.с.     В-44, дизельный12-ти цилиндровый, 500 л.с.
    210     300     380     235
    52,6     51,6     52     50
   30     0,7     2,5     1,3    30     1,0     2,5     1,3
    2+1     2     2     1823
Фотографии танка Т-44 

            Чертежи среднего танка Т-44:                    - общий вид танка Т-44-122                    - общий вид танка Т-44                    - общий вид танка Т-44М                    - продольный разрез танка Т-44                    - расположение экипажа в танке Т-44                    - натяжение гусеничной цепи танка Т-44                    - трансмиссия танка Т-44                    - общий вид двигателя В-44 (вид справа и снизу слева)                    - углы обзора командира танка Т-44                    - углы обзора механика-водителя танка Т-44                    - установка 85-мм пушки ЗИС-С-85 в башне танка Т-44                    - башня Т-44 (общий вид)                    - боевое отделения танка Т-44                    - расположение боеукладки в танке Т-44                    - приборы наблюдения в командирской башенке                    - передний перископ МК-4 механика-водителя                    - боковой перископ механика-водителя                    - отделение управления танка Т-44                    - общий вид ходовой части                    - общий вид крыши над моторно-трансмиссионным отделением                    - направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы                    - моторно-трансмиссионное отделение (вид сверху)                    - моторно-трансмиссионное отделение (вид сбоку)                    - механизм затвора пушки                    - корпус танка Т-44 (общий вид)                    - корпус танка Т-44 (вид сверху)                    - корпус Т-44 (вид сбоку)                    - корпус танка Т-44 (вид на днище снизу)                    - укладка ЗИП снаружи танка

Источники: "Отечественные бронированные машины 1941-1945". Том II. Изд.центр "Экспринт". 2005 г. М. Барятинский "Средний танк Т-54" (Бронеколлекция №4, 2006 г.) Назад в прошлое. Фото Т-44 (Танкомастер №6, 2004 г.) Ю. Мухин "Танк-революция" (Танкомастер №1, 2004 г.) Р. Уланов "Я испытывал Т-44" (Танкомастер №1, 2004 г.) М. Свирин "Стальной кулак Сталина. История советского танка 1943-1955 гг.". Москва, "ЭКСМО", 2006 г. www.jagdtiger.de

bronetehnika.narod.ru

Комбинированное устройство Transpak Н-44 для ПЭТ-ленты

  • Среди небольших и средних по размеру предприятий очень популярны ручные инструменты для стреппинга такие как комбинированное устройство Transpak Н-44. Это хоть и не самый быстрый и удобный способ упаковки, но зато самый дешевый и нет расходов на сервисные услуги. К тому же, служат механические инструменты намного дольше, нежели автоматика. Если не считать компактные автоматические машинки, то одними из самых быстрых инструментов для обвязки ПЭТ-лентой, являются комбинированные стреппинг-инструменты, в том числе и H-44.

    Механический комбоинструмент H-44 – удобное и простое в работе обвязочное устройство. Н-44 обладает ярким дизайном и удобной конструкцией – прилагать физических усилий при работе с ним практически не приходится. Благодаря простому устройству и качественному сырью, из которого изготовлен этот ручной стреппинг-инструмент, Н-44 можно назвать по-настоящему надежным устройством, которое прослужит долгие и долгие годы.

    Ручной стреппинг-инструмент H-44 заменяет собой пломбиратор и натяжитель. Устройство натягивает ПЭТ-ленту, скрепляет и обрезает лишний ее конец. Работать одним комбоинструментом намного быстрее и удобнее, чем используя по очереди несколько. Поэтому, H-44 и другие комбоинструменты считаются самыми производительными устройствами среди механических.

    Принцип работы механического комбинированного устройство Н-44 прост. Даже сталкиваясь с устройством впервые, Вы легко поймете принцип всего увидев пару раз, как им пользоваться.

    1. Вставляем скрепу для ленты в переднюю часть комбинированного стреппинг-инструмента H-44, проталкивая боком внутрь.
    2. Оборачиваем лентой объект и вставляем оба конца ПЭТ-ленты с разных сторон в устройство так, чтобы они проходили через скобу.
    3. Боковым маленьким рычагом натягиваем ленту.
    4. После достаточного натяжения, двигаем большой рычаг сначала до максимума вперед – скоба зажимается. Затем, до максимума назад – лишняя лента обрезается.

    Купить ручной стреппинг-инструмент H-44 или другие обвязочные устройства можно, просто позвонив по указанным телефонам. Мы работаем по всей России и принимаем так же оптовые заказы.

  • www.goldenpack.ru