StuG IV: первая ступень на пути к вершине. Штуг 4


Штурмовое орудие StuG IV | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Немецкое штурмовое орудие StuG IV на базе танка Pz.IV. История создания, особенности конструкции и боевое применение»

Немецкое самоходное штурмовое орудие StuG IV

Немецкое самоходное штурмовое орудие StuG IV

История создания штурмового орудия StuG IV

В феврале 1943 года немецкая фирма Krupp получила заказ на создание на базе среднего танка PzKpfw IV Ausf. G, штурмового орудия (Sturmgeschuetz, или сокращенно StuG), наследующего в названии номер «родительского» танка, то есть StuG IV.

Предполагалось использовать несколько переделанную рубку штурмового орудия StuG 40 Ausf. F, выпускавшихся на заводах Daimler-Benz. Первоначально проект предполагал создать новую рубку с постом управления в передней части. Предполагалось использовать бронеплиты, расположенные под углом. Кроме того, планировалось сохранить стандартное бронирование двигательного отделения. Толщина брони машины достигала 80 мм, а основным калибром была 75-мм пушка 7,5 cm StuK 40 L/48.

В серию машина сразу не пошла, так как её выпуск планировалось начать только после прекращения выпуска танков PzKpfw IV. Тем временем, ситуация на фронте и в тылу принимала угрожающие обороты. В конце ноября выпуск штурмовых орудий на заводе фирмы Алкетт резко упал вследствие разрушений, нанесенных бомбардировщиками союзников. Это была ощутимая потеря, так как фирма Alkett была ведущим производителем штурмовых орудий на основе шасси танка Pz.III. Требовалось срочно наладить альтернативное производство.

На совещании у фюрера 6–7 декабря 1943 г. было решено в качестве компенсации снижения выпуска штурмовых орудий на шасси танка PzKpfw III наладить производство штурмовых орудий на шасси танка PzKpfw IV с использованием уже отработанных конструкционных решений. Дополнительным преимуществом в эксплуатации новой техники являлось упрощение снабжения танков PzKpfw IV и штурмовых орудий на базе танков этого типа.

Хотя «четверка» по-прежнему оставалась основным средним танком панцерваффе, а начало выпуска штурмовых орудий на его базе означало падение выпуска самого танка, однако положение в частях штурмовой артиллерии было просто критическим. Поэтому работы над новым штурмовым орудием пришлось ускорить. Гитлер пожелал лично осмотреть прототип готовящегося штурмового орудия.

Чертеж штурмового орудия StuG IV

Чертеж штурмового орудия StuG IV

Демонстрацию назначили на 16 декабря 1943 года. Все прошло гладко и обе машины готовящиеся ещё с лета: истребитель танков Jagdpanzer IV и штурмовое орудие Sturmgeschuetz IV, получили одобрение фюрера. С целью ликвидировать дефицит в штурмовых орудиях в максимально сжатые сроки, на организацию производства машин подобного назначения были сосредоточены огромные усилия.

17 декабря 1943 года было решено, что до нового года следует выпустить не менее 350 штурмовых орудий, а в январе 1944 года довести месячный выпуск до 500 штук. Это были не пустые фантазии фюрера, поскольку Krupp брал на себя обязательство в кратчайшие сроки представить 600 бронекорпусов для новых машин. Однако выяснилось, что все эти корпуса прежде планировали использовать по назначению, то есть для изготовления танков PzKpfw IV.

Таким образом, реально приступить к изготовлению StuG IV немцы смогли только в декабре 1944 года. Однако, даже за такой сравнительно небольшой промежуток времени (по май 1945 года), промышленность Германии сумела выдать войскам около 1100 штурмовых орудий StuG IV.

Характеристики штурмового орудия StuG IV

Штурмовое орудие StuG IV
Страна: Германия
Тип: Самоходное штурмовое орудие
Дата выпуска: 1943 год
Длинна: 5,88 м (по корпусу), 6,7 м (с пушкой)
Ширина: 2,95 м
Высота: 2,2 м
Броня, лоб: до 80 мм
Броня, борт: 30 мм
Броня, башня: 10-80 мм
Экипаж: 4 человека
Двигатель: 1х карбюраторный Maybach HL 120 TRN, мощностью 300 л.с.
Дальность хода: 210 км (по шоссе), расход: 195 л на 100 км
Максимальная скорость: 38 км/ч
Масса:23 тонны
Вооружение:1х 75-мм пушк Stuk 40 L/48 (длина 48 калибров, боезапас 63 снаряда), 1х 7,92-мм пулемёт МG 42

Конструкция штурмового орудия StuG IV

В качестве шасси для штурмового орудия StuG IV использовался корпус танка PzKpfw IV Ausf. H (позднее PzKpfw IV Ausf. J) сваренный из гетерогенных бронеплит.

Вместо танковой башни Sturmgeschuetz IV оснащался рубкой, сваренной из бронеплит толщиной 11–80 мм. Крыша рубки крепилась с помощью болтов и была съёмной, что облегчало капитальный ремонт или замену пушки. Рубка соединялась с корпусом с помощью болтов и уголков.

В крыше рубки имелась командирская башенка. Толщина брони башенки 30–50 мм. Рядом с люком заряжающего на крыше стоял пулемет MG 42 калибра 7,92 мм.

Ходовая часть StuG IV состояла из восьми обрезиненных опорных катков малого диаметра размером 470×75×660, собранных в четыре тележки. Верхний участок гусеницы поддерживали четыре (Ausf. Н и ранние Ausf. J) или три (Ausf. J) поддерживающих катка. Поддерживающие катки обычно были цельнометаллические, лишь у немногих ранних машин они имели резиновый бандаж. Каждый поддерживающий каток подвешивался на подшипнике к оси, которая, в свою очередь, крепилась к борту с помощью четырёх болтов М20. В конце войны появились цельнометаллические опорные катки.

Направляющее колесо с механизмом натяжения располагалось на корме, а ведущее колесо с 20 зубьями находилось спереди.

Гусеницы одношкворневые, одногребневые Kgs 61/400/120. Опорная длина гусеницы 3720 мм. Гусеницы из марганцевой стали. В зимних условиях на гусеницы можно было надевать антипробуксовочные зубья и специальные накладки, увеличивающие ширину гусеницы. Каждая гусеница состояла из 99 траков.

Двигатель Maybach HL 120 TRN, карбюраторный, четырехтактный, 12-цилиндровый, рядный, V-образный (развал блоков 60°), верхнеклапанный, жидкостного охлаждения. Радиаторы располагались слева и справа от двигателя. Имелась система вентилей, позволявшая заливать двигатель теплой или горячей водой. Циркуляцию воздуха в двигательном отделении обеспечивали два вентилятора, расположенных в правой части корпуса. На надмоторной плите имелись два прямоугольных отверстия. Воздухозаборники также располагались по бортам.

StuG IV с дополнительной защитой бортов

StuG IV с дополнительной защитой бортов

Топливо — этилированный бензин OZ 74. Бензин был разлит по трём бакам общей ёмкостью 430 л. В первом баке вмещалось 140 литров, во втором 120, а в третьем 170. Обычно в баки заливали 413 л топлива. Для залива топлива использовались два отверстия, расположенные в районе поддерживающего катка. Расход топлива 195 л на 100 км, запас хода по шоссе 210 км, 130 км по пересеченной местности. Два карбюратора типа Solex.

Передачи переключались с помощью рычага, расположенного справа от места механика-водителя. Управление осуществлялось с помощью рулевой системы, состоявшей из планетарных механизмов поворота, бортовых передач и ведущих колёс. Тормоза механические, типа Krupp.

Основным вооружением машины была 75-мм пушка 7.5 cm StuK 40 L/48. Пушка могла вести огонь бронебойными снарядами PzGr 39 массой 6,8 кг и начальной скоростью 740-790 м/с, подкалиберными снарядами PzGr 40 массой 4,1 кг и начальной скоростью 920–1060 м/с, кумулятивными Gr 38HL/B массой 4,4 кг и начальной скоростью 870 м/с, фугасными SpGr 34 массой 5,72 кг и начальной скоростью 590 м/с, а также дымовыми NbGr массой 6,21 кг и начальной скоростью 580 м/с. Боекомплект 63 выстрела.

Ствол нарезной с 32 нарезами глубиной 7,8 мм. Спуск электрический.

Дополнительное вооружение состояло из пулемета MG 34 (MG 42) калибра 7,92 мм (500 патронов), установленного на крыше рубки на так называемом лафете Rundumfeuer MG, позволяющим вести огонь из боевого отделения.

Радиооборудование состояло из радиостанции FuG 15 и FuG 16. Приемник УКВ FuG 15 тип «h» работал в диапазоне 23000–24950 кГц. Радиус действия 4 км ключ, 2 км телефон. Приемопередатчик FuG 16 состоял из 10-ваттного передатчика тип «h» и приемника тип «h» и работал в диапазоне 23000–24950 кГц. Обе радиостанции имели штыревые антенны длиной 2 метра. Антенны крепились к задней стенке рубки. Машина также была оборудована системой внутренней связи.

Командир машины располагал артиллерийской стереотрубой SF 14z (Schrenfernrohr 14z). В башенке было установлено семь перископов. Место механика водителя оборудовалось двумя перископами.

Дополнительное оборудование состояло из сапёрных инструментов (топор, молот, лом, лопата и ножницы для резки колючей проволоки). Их перевозили на крыльях машины. На правом крыле также имелась рукоятка стартёра, а на левом — орудийный банник. На левом борту рубки хранили два запасных опорных катка.

Дополнительная защита борта StuG IV навесными стальными листами

Дополнительная защита борта StuG IV навесными стальными листами

Боевое применение штурмового орудия StuG IV

Штурмовые орудия Sturmgeschuetz IV (StuG IV) применялись как в частях штурмовой артиллерии, так и в других танковых частях, в том числе в танковых, гренадерских и народно-гренадерских дивизиях.

Организация частей была той же, что и в частях StuG III/StuG 40.

Очень трудно установить границу, разделяющую машины StuG III и IV. В одних документах тип машин не указан, в других — все машины называются StuG III, хотя наверняка известно, что среди них были и StuG IV.

Много StuG IV попало в роты истребителей танков. Такие роты иногда входили в состав некоторых пехотных дивизий.

Различение типов штурмовых орудий можно найти лишь в списках пополнений рот истребителей танков и дивизионов штурмовой артиллерии. Если в феврале 1944 года в эти части попало 50 машин StuG IV, то в марте число достигло 60, в апреле 80, а в мае 90 штук. В марте и мае поставки новой техники шли исключительно за счет StuG IV.

Летом 1944 года на фронт ушло 214 штурмовых орудий StuG IV: в июне 70 штук, в июле 94 штуки, в августе 50 штук. До конца года поступило ещё 220 машин; 70 в сентябре, 80 в октябре, 30 в ноябре и 40 в декабре. Всего 744 машин. Так как всего было выпущено 1138 штурмовых орудий этого типа, можно предположить, что остальные машины попали в отдельные части штурмовой артиллерии и танковые части. В 1944/45 годах во многих танковых ротах и батальонах вместо отсутствующих танков использовались штурмовые орудия. Например, с ноября 1944 года целиком штурмовыми орудиями была оснащена 5-я рота 3-го танкового полка 2-й танковой дивизии. Летом 1944 года около 70 штурмовых орудий StuG IV поступило в части SS, в том числе в 17-ю гренадёрскую дивизию SS «Goetz von Berlichingen».

Самоходное штурмовое орудие StuG IV

Самоходное штурмовое орудие StuG IV, вид спереди

В 1944 году на Западном фронте действовала 394-я бригада штурмовой артиллерии. Две батареи этой бригады были оснащены StuG IV. 6 августа бригада сожгла 26 американских танков, в том числе 6 записал на свой счёт командир 3-й батареи, капитан фон Йена. За это капитан был представлен к Рыцарскому кресту. Вскоре бригада потеряла все свои машины в котле под Фалезом.

Весной 1944 года первые StuG IV получила 311-я бригада. Часть действовала в районе Тернополя, взаимодействуя с II танковым корпусом SS. Конец войны бригада встретила в окруженном Бреслау. К моменту капитуляции в бригаде оставалось одно штурмовое орудие StuG IV.

Есть подтвержденные данные о том, что машины StuG IV входили в состав 226-й бригады. В марте 1945 года бригада сражалась в районе Сопота, 30 марта удерживала позиции в районе Гранд-Отеля. 236-я бригада штурмовой артиллерии действовала на участке фронта II армии Войска Польского в апреле 1945 года. В боях на Балатоне и под Комарно участвовала 3-я батарея 239-й бригады, также оснащенная StuG IV.

12 машин этого типа входило в состав 1269-й роты истребителей танков лейтенанта Гудера. В феврале 1945 года рота действовала на Западном Поморье, в районе Штаргарда и Бялогарда. В апреле 1945 года рота оборонялась в Щецине. В боях под Пилой и Познанью участвовали машины II образцовой бригады штурмовой артиллерии.

В Курляндии действовали StuG IV из 912-й бригады. В 1-й батарее капитана Шуберта и во 2-й батарее капитана Эггхардта было в общей сложности около 30 штурмовых орудий StuG IV, многие из которых в мае 1945 года попали в руки советских войск.

В Италии действовали штурмовые орудия 914-й бригаде. Они участвовали в боях на линии Готов и в Анконе.

1253-я рота легких истребителей танков использовала машины StuG IV в качестве буксиров пушек и грузовиков. Кроме того, личный состав роты не был достаточно подготовлен, а в полевых условиях уже не было времени наверстывать упущенное. Наладить взаимодействие с пехотой не удалось. Командир 1253-й роты отрицательно отзывался о машинах StuG IV, поскольку они не имели пулеметов.

Источник: Штормовая башня

armedman.ru

Гайд по специальной немецкой премиум ПТ-САУ пятого уровня StuG IV World of Tanks

Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg

Привет всем любителям скрытного стиля игры, с вами aces.gg! В центре внимания у нас сегодня оказалась очередная интересная, но далеко не самая сильная машина, немецкая акционная ПТ-САУ пятого уровня – это StuG IV гайд.

Наверняка многие из вас знают, что данный аппарат выдается за успешное выполнение первого этапа личных боевых задач. То есть необходимо выполнить ЛБЗ StuG IV, чтобы получить эту самоходку, а также чтобы приступить еще к трем этапам и побороться за T28 Concept, T 55A и Объект 260.

Перед тем как мы перейдем к изучению параметров данной машины, вы также должны знать, что StuG IV WoT имеет не премиум статус, а акционный, то есть больше серебра из боя машина не привозит, но на ней можно прокачивать экипаж.

ТТХ StuG IV

Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg

В первую очередь каждый владелец данного агрегата должен знать, что в его распоряжении есть небольшой, но все-таки стандартный для ПТ-5 запас прочности и кроме того, у StuG IV обзор очень маленький, этот показатель составляет всего 310 метров. В то же время наша немка имеет льготный уровень боев и вам не придется воевать с техникой выше 6-го уровня, что не может не радовать.

Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg

Что касается способности выживаемости, она у нас низкая, так как у StuG IV характеристики бронирования откровенно слабые. Даже в лобовой проекции вы не найдете толщин свыше 109 миллиметров, а большинство участков и вовсе могут похвастаться всего 80-88-миллиметровой толщиной. Разумеется, нас без труда пробивают даже одноклассники и только некоторую технику уровнем ниже StuG IV танк иногда сможет танковать.

Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg

Разумеется, нельзя не обратить внимание на огромные противокумулятивные экраны, закрывающие весь борт. Правда, надеется на них не стоит, их толщина всего 5 миллиметров, так что с бортовой проекции ПТ-САУ StuG IV World of Tanks тоже крайне уязвима и поворачиваться к врагу бочком я совершенно не советую.

Однако на выживаемость влияет не только броня, но еще и незаметность, которая благодаря очень низкому силуэту в случае StuG IV WoT достойная уважения. Самоходка действительно имеет высокий коэффициент маскировки, так что обнаружить ее в кустах отнюдь не просто.

Что же касается ходовых качеств, в нашем случае этот вопрос довольно спорный и противоречивый. С уверенностью можно сказать, что маневренность в нашем распоряжении хорошая и максималку немецкий танк StuG IV получил сносную, но динамика у него настолько низкая, что разогнаться максимально можно только при спуске с горки и это приносит массу неудобств.

Орудие

Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg

Забегая вперед скажу, что рассматривая вооружение этой самоходной противотанковой установки, начинаешь невольно радоваться льготному уровню боев, ведь пушка действительно не самая лучшая.

Начнем с того, что у StuG IV орудие имеет невысокий разовый урон, но вполне достойную скорострельность, так что ДПМ составляет примерно 1780 единиц. Это неплохой результат, но и сильно хорошим его не назовешь.

Ситуация с пробитием по меркам ПТ-САУ тоже далека от совершенства, пробивать крепкую технику шестого уровня StuG IV World of Tanks может с большим трудом, выцеливая уязвимые точки, либо заряжая голду. В остальном, особенно будучи вверху списка, проблем возникнуть не должно, но стрелять все же нужно с умом.

Точность в нашем случае хорошая, StuG IV танк может похвастаться небольшим разбросом на 100 метров, очень быстрым сведением, но плохой стабилизацией, что типично для нашего класса техники.

Касательно углов вертикальной и горизонтальной наводки, ничего хорошего, к сожалению, ждать не приходится. ПТ-САУ StuG IV WoT способна опустить пушку всего на 6 градусов вниз, а суммарные УГН составляют 20 градусов, оба результата оставляют желать лучшего.

Преимущества и недостатки

Все вы прекрасно понимаете, что для результативной игры на любой машине в нашей игре, необходимо четко понимать ее сильные и слабые стороны. Сейчас мы подведем итоги всему вышесказанному и выделим наиболее важные преимущества и недостатки StuG IV World of Tanks.Плюсы:• Низкий силуэт и отличная маскировка;• Хорошая маневренность и максимальная скорость;• Достойная точность, особенно скорость сведения;• Неплохая скорострельность и урон в минуту;• Льготный уровень боев.Минусы:• Маленький обзор и запас прочности;• Слабое бронирование во лбу и бортах;• Откровенно плохая динамика;• Низкий разовый урон;• Плохие показатели пробития;• Некомфортные углы вертикальной и горизонтальной наводки.

Оборудование для StuG IV

Чтобы повысить свою эффективность в бою, важно правильно подобрать, а затем установить дополнительные модули. Говоря откровенно, действительно стоящих вариаций в этом плане у нас не так уж много, так что на танк StuG IV оборудование следует ставить такое:1. Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg – бесспорно, самый полезный и необходимый вариант, ведь благодаря ему вы сможете наносить больше урона.2. Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg – еще один очень хороший и полезный модуль, ведь он комплексно повышает несколько важных параметров машины.3. Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg – при наших серьезных проблемах с обзором, только так можно добиться приемлемых результатов.

Единственной возможной альтернативой приведенному комплекту может стать замена второго пункта на Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg. В таком случае мы становимся еще более незаметными, соответственно, повышаем свою живучесть, да и с третьим пунктом такая замена сочетается прекрасно.

Обучение экипажа

Еще эффективнее вы сможете воевать, как только должным образом обучите членов экипажа, сидящих в танке. Разумеется, процесс это небыстрый, он требует серьезнейшего подхода и последовательности. Для достижения наилучшего результата для StuG IV перки следует прокачивать в таком порядке:• Командир – Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg.• Наводчик – Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg.• Механик-водитель – Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg.• Заряжающий (радист) – Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg.

Снаряжение для StuG IV

Если до этого момента все было очень серьезно и ответственно, то с расходниками все гораздо проще, ведь действуя по стандартам и не имея больших запасов серебра, лучше взять Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg. Но в то же время, если серебряных кредитов достаточно, эффективнее и надежнее возить на ПТ-САУ StuG IV снаряжение из Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg, где последний вариант при осторожной игре предпочтительнее заменить на Гайд по немецкой премиум ПТ-САУ 5 уровня StuG IV WoT от aces.gg.

Тактика игры на StuG IV

Вы ознакомлены с характеристиками машины, ее вооружением, знаете сильные и слабые стороны, а зная все это, напрашивается один правильный и резонный вывод – для StuG IV тактика ведения боя заключается в игре от маскировки и дистанции, ведь в ближнем бою нам делать нечего.

Суть даже не в том, что у StuG IV WoT слабое бронирование, хотя, это очень важный фактор. Проблема заключается еще и в плохой подвижности, но тут же мы имеем отличную маскировку и точное орудия, что делает нас весьма эффективным «теневым бойцом».

Стоя в кустах и не попадая в засвет, немецкий танк StuG IV получает возможность безнаказанно и беспрерывно наносить урон, нужно лишь занять позицию так, чтобы у вас был хороший прострел, а также УГН и УВН не мешали вести огонь.

Разумеется, подпускать кого бы то ни было к себе не стоит, ведь если к StuG IV World of Tanks подъезжает подвижный танк противника и начинает нас крутить, отбиться самостоятельно будет очень сложно, даже имея неплохую маневренность.

Последнее, о чем стоит сказать, даже заняв хорошую позицию, нельзя надеется на «авось». В любом случае вас могут засветить и по этой причине StuG IV танк всегда должен иметь достойное укрытие, которое защитит вас не только от лобовых и фланговых атак, но и убережет от фокуса артиллерии, по крайне мере, пока вы не пропадете из засвета и не получите возможность безопасно переехать сменить позицию или фланг.

aces.gg

Штурмовая «четверка» | Warspot.ru

Во времена Второй мировой войны практически все воюющие стороны применяли специализированную бронетехнику для непосредственной поддержки пехоты на поле боя. В немецких вооруженных силах для этого использовались «штурмовые орудия» (sturmgeschütze). Истоки идеи восходят еще к временам Первой мировой – уже тогда военные осознали острую необходимость поддержки пехоты в наступлении мобильной артиллерией. Пушка, которая могла бы оперативно реагировать на возникающую в бою необходимость подавления вражеских огневых точек и разрушения полевых укреплений, должна была быть подвижной, чтобы наступать вместе с пехотой и непосредственно взаимодействовать с ней, делая то, на что не способна традиционная тяжелая артиллерия. Соль была в том, чтобы пехотный командир не отправлял запрос об огневой поддержке с вестовым (а скорее всего еще и через несколько промежуточных инстанций), а мог общаться с артиллеристами напрямую, а те, в свою очередь, били бы не вслепую, по присланным координатам, а прямой наводкой, наблюдая цель непосредственно. Традиционно подобную роль играли легкие пушки калибра 50–75 мм, перекатываемые расчетом вручную, но они были слишком уязвимы для ответного огня – единственный щиток из тонкой брони не мог надежно прикрыть ни от пуль, ни от осколков. Нужна была полностью бронированная установка – и приводить ее в движение пришлось бы уже мотором, мускульной силы артиллеристов не хватило бы. Средствами, которые были доступны в Первую мировую, немцы решить эту проблему не смогли. Потом был Версальский мир, и о самодвижущихся бронированных боевых машинах Германии пришлось надолго забыть – по крайней мере, об их легальной разработке.

Фельдмаршал Альберт Кессельринг проводит рекогносцировку местности с брони САУ StuG IV. Италия, 1944 г.

(http://www.worldwarphotos.info)

Много лет спустя, в 1935 году, Эрих фон Манштейн, бывший в то время полковником, предложил Людвигу Беку, начальнику штаба Сухопутных войск, создать штурмовую артиллерию (sturmartillerie), разработав самоходную артиллерийскую установку непосредственной поддержки пехоты на танковом шасси. Такая установка, разумеется, имела бы худшую маневренность огня из-за отсутствия башни, но этот недостаток в полной мере компенсировался бы гораздо меньшей заметностью и уязвимостью за счет более низкого силуэта, лучшей подвижностью из-за меньшей массы и, не в последнюю очередь, дешевизной и простотой в производстве. В июне 1935-го фирма «Даймлер-Бенц» получила заказ на разработку этой САУ, и два года спустя на свет появилась знаменитая StuG (сокращение от sturmgeschütz), построенная на шасси среднего танка PzKpfw III и вооруженная короткоствольной 75-мм пушкой KwK 37. Эта машина выпускалась в огромных количествах на целом ряде предприятий (крупнейшим производителем стала фирма «Алкетт»), весьма хорошо зарекомендовала себя в начальный период Второй мировой войны и стала одним из символов германского блицкрига.

По мере развития боевых действий штурмовым орудиям все чаще приходилось, помимо прочих своих обязанностей, еще и бороться с бронетехникой. После того, как немцы столкнулись сначала с французскими и британскими, а затем и советскими тяжелобронированными танками, на самоходки StuG стали устанавливать мощное 75-мм орудие StuK 40 с длиной ствола в 43 калибра, а затем и 48 калибров. Такая модификация получила название StuG 40.

В феврале 1943 года к выпуску штурмовых орудий StuG 40 было решено подключить фирму «Крупп». Так как она не занималась выпуском PzKpfw III, зато с 1936 года производила средний танк PzKpfw IV, сочли целесообразным разработать вариант штурмового орудия на шасси последнего. Рубка от StuG 40 встала на корпус PzKpfw IV практически без затруднений, заменив собой башню и подбашенную коробку. Единственное, что пришлось изменить в конструкции рубки, – передвинуть вперед место механика-водителя (на PzKpfw IV оно располагалось существенно дальше от центра машины), сделав в лобовом листе рубки длинный выступ характерной формы. Вооружение машины состояло, как и у «старшей сестры», из 75-мм пушки StuK 40 со стволом длиной 48 калибров и пулемета на внешней установке, управляемого дистанционно из боевого отделения. Чтобы отличать самоходки друг от друга, им присвоили обозначения StuG III и StuG IV, по названию танков, на шасси которых они базировались.

Изначально StuG IV создавалась «про запас» – предполагалось, что в ближайшее время танки PzKpfw IV будут полностью заменены новейшими PzKpfw V «Пантера», их выпуск будет прекращен, а освободившиеся производственные мощности задействуют в производстве штурмовых орудий на их базе. Реальность распорядилась иначе – PzKpfw IV массово производился до конца войны, а судьба StuG IV сложилась совсем не так, как планировалось, так как последовательно произошли два важных события. В августе 1943 года на совещании у Гитлера был сделан вывод о том, что штурмовые орудия способны выполнять значительную часть боевых задач, возлагающихся обычно на танки, а так как при этом они еще и дешевле обходятся, то выпускать в первую очередь стоит именно их. В ноябре того же года заводы фирмы «Алкетт» подверглись массированному налету бомбардировочной авиации Союзников, и это нанесло огромный ущерб производству штурмовых орудий, так как на тот момент именно «Алкетт» являлась основным их поставщиком. Германскому военному руководству срочно потребовалось скомпенсировать потери – тогда и вспомнили про фирму «Крупп» и ее проект StuG IV.

Срочно был изготовлен опытный образец (его переделали из танка), и 16 декабря 1943 года Гитлер его осмотрел и одобрил. Производству StuG IV был дан зеленый свет, и планы были наполеоновскими – за оставшиеся до нового года две недели предполагалось выпустить 350 машин, а в январе 1944-го довести месячный выпуск до 500 машин. Руководство «Крупп» лишь подогрело эти неадекватно оптимистичные планы, заявив, что в самое ближайшее время предоставит 600 шасси с бронекорпусами, которые можно будет быстро достроить как штурмовые орудия. Правда, оно забыло уточнить, что эти шасси и корпуса предполагалось взять из цехов, производящих PzKpfw IV, и значит, Панцерваффе не досчитались бы шести сотен заказанных танков. Реальные объемы выпуска оказались гораздо скромнее. Для сравнения, год спустя, в декабре 1944-го, речь шла уже о том, чтобы довести месячный выпуск до 130 машин, но даже это оказалось не по силам. Штурмовые орудия StuG IV производились с декабря 1943 г. до мая 1945 г., и всего за это время было сделано 1139 штук, то есть в среднем около 63 орудий в месяц.

StuG.IV на улицах города. Хорошо видно антимагнитное покрытие «циммерит» на рубке и надгусеничных полках

(http://www.worldwarphotos.info)

Историю боевого применения StuG IV проследить довольно трудно. Во-первых, легендарный немецкий порядок был порядком только на словах, а на практике многие из составлявших отчеты, ничтоже сумняшеся, записывали обе разновидности штурмовых орудий просто как «StuG», не делая различий. Во-вторых, в войска первые из StuG IV попали в феврале 1944-го, когда судьба войны была практически предрешена, и деятельность вооруженных сил Третьего рейха все стремительнее скатывалась от решения задач к затыканию дыр. Соответственно, новые штурмовые орудия (как, впрочем, и старые) использовались не только в рамках своей тактической ниши, но и везде, где может пригодиться бронированная пушка на гусеницах. Они часто применялись в качестве противотанковых САУ (panzerjäger в немецкой классификации), а во второй половине 44-го и в 45-м повсеместно направлялись в танковые части, чтобы восполнить недостаток, собственно, танков. Например, во 2-й танковой дивизии одна из рот 3-го танкового полка была с ноября 1944-го оснащена исключительно штурмовыми орудиями. В 1253-й роте легких истребителей танков имелось некоторое количество StuG IV, но использовались они исключительно в качестве тягачей. Командир роты резко отрицательно отзывался об этих машинах из-за… слабости их пулеметного вооружения. Довольно странная претензия со стороны противотанкиста, которая, однако, вполне определенно говорит о том, что в условиях отступлений и нестабильного фронта даже тем, кто штатно должен заниматься отстрелом бронетехники противника с безопасного расстояния, часто приходилось вступать в ближний бой и отбиваться от пехоты.

Задокументированные эпизоды боевого применения StuG IV по указанным выше причинам не блещут славными победами. Одно из немногих исключений – действия 394-й бригады штурмовой артиллерии летом 1944-го на Западном фронте. Самоходками StuG IV в бригаде было оснащено две батареи. 6 августа бригада заявила об уничтожении 26 американских танков, из них 6 записал на свой личный счет капитан фон Йена, командир 3-й батареи. Правда, особого влияния на ход боевых действий это не оказало, и через две недели бригада, попав в окружение под Фалезом, потеряла все свои машины.

Прочие бригады штурмовой артиллерии не могли похвастаться даже такими успехами. 311-я встретила конец войны в осажденном Бреслау (ныне польский Вроцлав), и на момент капитуляции в ней, среди прочей немногочисленной уцелевшей техники, числилась одна самоходка StuG IV. 239-я бригада, имевшая в своем составе роту StuG IV, участвовала в немецком наступлении у озера Балатон в Венгрии в марте 1945 года. В 912-й бригаде, действовавшей в Курляндии (ныне – территория Латвии), числилось около трех десятков StuG IV – практически все они стали трофеями Советской Армии, когда бригада сдалась в мае 1945 года.

САУ StuG IV выпускалась достаточно массово – объемы ее производства, конечно, меркнут по сравнению со «старшей сестрой» StuG III, но сопоставимы, например, с количеством выпущенных танков «Тигр» (1139 и 1347 машин соответственно). Однако существенного влияния на ход войны она не оказала – впрочем, и не могла оказать. В 44-м судьба империи Гитлера была предопределена, и ни изменить, ни сколько-нибудь существенно отодвинуть финал не могли ни проекты «чудо-оружия», ни обычные «рабочие лошадки» войны – такие, как StuG IV.

Восстановленная до ходового состояния StuG.IV в музее бронетанковой технике в Познани, Польша

(http://www.wikipedia.org)

До наших дней дожило очень немного экземпляров этой самоходки. До 1999 г., собственно, вообще считалось, что не сохранилось ни одного, но в августе 1999-го на территории Польши была обнаружена StuG IV, увязшая в болоте. В настоящий момент она восстановлена до ходового состояния и демонстрируется в музее бронетанковой техники в Познани. Еще один экземпляр находится в экспозиции музея Белого Орла в польском городе Скаржиско-Каменна – правда, это не вполне аутентичный экземпляр, так как для восстановления в больших количествах пришлось использовать детали от StuG III и PzKpfw IV. В октябре 2011 года в Латвии удалось извлечь из болота еще одну машину, и в настоящий момент она находится в частной коллекции.

warspot.ru

StuG IV. Исторический обзор

StuG IV. Исторический обзор

Всем доброго времени суток! Сегодня речь пойдет о противотанковой самоходной установке Sturmgeschütz IV, которая в нашей игре известна под названием Stug IV.

StuG IV. Исторический обзор

Получить эту премиумную пт-сау 5-го уровня можно, выполняя личные боевые задачи. Выполнив эти задачи, мы получаем сам Stug IV, 100% экипаж, и 5 членов женского экипажа в казарму, которые уже обладают навыком «боевые подруги» (то же самое, что и «боевое братство») + полностью прокаченное второе дополнительное второе умение. Его уже мы выбираем сами. Многие согласятся, что это неплохой бонус, который можно получить, просто играя в режиме стандартного боя.

Теперь вернемся к истории, и узнаем, как все-таки появился Sturmgeschütz IV

Это немецкая самоходно-артиллеристская установка, которая стала результатом разработок фирмы «Krupp». Поскольку фирма не строила Panzerkampfwagen IIIs, то им пришлось использовать в шасси от Panzerkampfwagen IV и немного модифицированную рубку от Sturmgeschütz III. Первое известное предложение для Sturmgeschütz на шасси от Panzer IV находится на чертеже фирмы «Krupp», датированном февралем 1943. Этот первоначальный чертеж унифицировал устаревший Sturmgeschütz Ausf. F рубкой на Panzer IV. У этого предложения была наклонная передняя рубка с боевым весом 28.26 тонн. Фирма «Krupp» оставила эти разработки, в феврале 1943, потому что машина имела слишком большой вес. Планы относительно StuG IV были остановлены.

Во время Конференции от 19-22 августа 1943, после сражения под г. Курск, Гитлер видел сообщения о StuG III, выигрывающем у Panzer IV, когда он используется в роли поддержки пехоты и тактической защите. Убежденный, что новая версия превзошла бы существующую, Гитлер запланировал переключиться с производства Panzer IV на производство "Panzerjäger IV как можно скорее.

StuG IV. Исторический обзор

Новая самоходно-артиллеристская установка должна была иметь тот же самое орудие L/70 на 7.5 см, используемый для Пантеры (Panzer IV). Другой изготовитель, фирма «Vomag» построила прототип Panzerjäger IV с оружием L/48 на 7.5 см и продемонстрировал его 20 октября 1943. Позже этот прототип получил название Jagdpanzer IV Ausf. F, поскольку Jagdpanzer IV уже производился этой компанией. Проект «StuG IV» мог не осуществиться, так как были большие проблемы с разрушением производства StuG III и недостаточной поставки оружия L/70 на 7.5 см, определяемого для Jagdpanzer IV Ausf. F.

StuG IV. Исторический обзор

В ноябре 1943 компания «Alkett», изготовитель StuG III, понес ущерб при бомбардировке. «Alkett» произвел 255 установок типа «StuG III» в октябре 1943, но уже в декабре производство упало до 24 транспортных средств. Конференция состоялась 6-7 декабря 1943, собранная с целью возможного решения этой проблемы. Гитлер приветствовал предложение использования рубки StuG III и установки его на шасси Panzer IV. В конечном итоге StuG IV мог быть более быстро произведен, чем Jagdpanzer IV в то время. Это и перезапустило проект Sturmgeschütz IV. На сей раз, рубка StuG III Ausf. G была установлена на Пантере (Panzer IV), которое добавили шасси, с отделением рубки водителя.

StuG IV. Исторический обзор

Боевой вес составлял 23000 кг, легче, чем 23900 кг для StuG III Ausf. G. Уже 16-17 декабря 1943 Гитлеру показали StuG IV, и он одобрил его. Чтобы восполнить большой дефицит в производстве StuG IV, ему была теперь оказана полная поддержка.

- Сам корпус был сварного типа, в качестве основы был взят корпус танка PzKpfw IV.- Толщина брони рубки варьировалась от 11 до 80 мм, съёмная. Крепление к корпусу осуществлялось болтами и уголками. На крыше имелась командирская башня, с толщиной брони 30—50 мм. На крыше размещался зенитный пулемёт MG 42.- Двигатель Maybach HL 120 TRM, 12 цилиндров V-образный, жидкостного охлаждения. Мощность 300 л.с. Использовал в качестве топлива этилированный бензин. Топливо размещалось в трёх баках общей ёмкостью 430 л. Расход топлива составлял 195 л на 100 км. Запас хода по шоссе 210 км, 130 км по пересечённой местности.- Электрическое питание было только у подсветки прицела и контрольных приборов.- Ходовую часть составляли восемь опорных катков размером 470×75×660, собранных в четыре тележки. Верхний участок гусеницы поддерживали четыре (Ausf. Н и ранние Ausf. J) или три (Ausf. J) поддерживающих катка. Цельнометаллические опорные катки стали появляться к концу войны.Направляющее колесо с механизмом натяжения располагалось сзади, а ведущее колесо с 20 зубьями — спереди.- В зимних условиях на гусеницы можно было надевать антипробуксовочные зубья и специальные накладки, увеличивающие ширину гусеницы. Гусеница состояла из 99 траков.- Главный калибр был представлен 75-мм пушкой StuK 40 L/48 производства Rheinmetall-Borsig. Пушка могла вести огонь всеми основными типами снарядов, используемых в вермахте. Боекомплект составлял 63 снаряда. Ствол нарезной с 32 нарезами глубиной 7,8 мм. Электрический спуск.- Противопехотное вооружение состояло из пулемёта MG 34 калибра 7,92 мм. Боекомплект 500 патронов. Пулемёт устанавливался на крыше рубки на лафете, вести пулемётный огонь можно было из боевого отделения.- Две радиостанции — FuG 15 и FuG 16. Обе радиостанции имели штыревые антенны длиной 2 метра. Антенны крепились к задней стенке рубки. Машина также была оборудована системой внутренней связи.- Использовались прицелы Sfl ZF 1 и Rblf 36. Откалиброваны на дальность от 0 до 2000 метров для бронебойных снарядов и от 0 до 1500 для кумулятивных.Командир машины имел стереотрубу SF 14z. В командирской башне было установлено семь перископов. Место механика-водителя оборудовалось двумя перископами.- В качестве дополнительного оборудования были Сапёрные инструменты: топор, молот, лом, лопата и ножницы для резки колючей проволоки. Перевозились на крыльях. На правом крыле также имелась рукоятка стартера, а на левом — орудийный банник. Запасные опорные катки хранили на левой стороне рубки.

С декабря 1943 до мая 1945 фирма «Krupp» построила 1,108 машин StuG IVs и преобразовала еще 31 Panzer IV с поврежденным в бою корпусом. С января 1944 года фирма «Крупп-Грузон» прекратила выпуск танка-базы и полностью перешла на производство StuG IV. Эти САУ активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны.

StuG IV. Исторический обзор

До настоящего времени сохранилось три экземпляра StuG IV (два в Польше и один в Латвии). В музее бронетанковой техники Учебного центра польских сухопутных сил в Познани находится единственный в мире работающий StuG IV.

aces.gg

первая ступень на пути к вершине

image

Уже прошло полгода с момента запуска Личных (или Индивидуальных) боевых задач, и можно констатировать, что эта затея WG удалась. ЛБЗ вносят свои коррективы в рандом, и лишь немногие из игроков осознанно отказываются от участия в этом марафоне. Первый шаг ЛБЗ – немецкая ПТ-САУ StuG IV, путь к которой довольно прост и не требует больших затрат времени. Еще проще этот путь стал после того, как были отменены обязательные взводные задачи. Как итог – сегодня эту машину получило свыше 760 тысяч игроков, и их количество продолжает стремительно расти.

А что представляет собой StuG IV? Имеет ли смысл стремится к нему и оставлять в Ангаре, или это лишь проходной этап на пути к желанному Объекту 260? Мы попытались ответить на эти вопросы и хотим поделиться с вами своими мыслями.

История до ЛБЗ: боевой путь и преждевременное разочарование

StuG IV – одна из машин в игре, которая существовала в реальности, причем была массовой и широко использовалась в реальных боевых действиях. История танка началась еще зимой 1943 года, когда фирма Krupp стала устанавливать рубки штурмового орудия StuG III на новые модификации шасси старого танка Pz.Kpfw. IV. Испытания новой машины были признаны удачным, и уже с начала 1944 года фирма полностью прекратила выпуск танка Pz.Kpfw. IV, запустив полномасштабное производство StuG IV. Вплоть до конца войны было произведено 1108 этих машин, и еще 31 штурмовое орудие было изготовлено из уже готовых «Четверок».

Эта самоходка сыграла свою роль в войне (хотя и меньшую, чем более массовая StuG III), поэтому вполне закономерным стало и ее появление в нашей игре. Правда, когда в конце 2014 года стало известно, что StuG IV станет одной из этапных наград за ЛБЗ, это вызвало некоторое разочарование. Действительно, это машина V уровня мало чем отличается от уже существующей StuG III, и она не представляет собой какой-то уникальный образец, как тот же американский T28 Concept.

Еще одной причиной разочарования стали те непропорционально большие затраты сил и времени, которое требовались для получения танка. Наверняка, это тоже повлияло на принятие решения об изменении условий некоторых ЛБЗ, в результате которых очень многие игроки (особенно привыкшие играть соло) довольно быстро получили в свои Ангары StuG IV. Сейчас отношение игроков к этому танку практически нейтральное – примерно такое, как к большинству низкоуровневых «проходных» машин. И выйдя несколько раз на StuG IV в бой, ты начинаешь понимать причины этого.

Основные характеристики

StuG IV в целом не выбивается из ряда одноклассников, машина имеет 360 очков прочности, базовый обзор 310 метров и дальность связи 620 метров (хотя кого в нашей игре после IV уровня интересует радиостанция?). На первый взгляд огневая мощь, броневая защита и другие характеристики не впечатляют, однако на второй и третий взгляд некоторые аспекты и особенности танка приятно удивляют. Но об этом чуть позже.

При получении машины вместе с ней дается и 100-процентный экипаж из четырех человек – командира, наводчика, мехвода и заряжающего, который одновременно выполняет функции радиста. Правда, этот экипаж не имеет перков, как женский экипаж за ЛБЗ, так что в нем нет особого смысла – проще пересаживать на танк экипаж с прокачиваемых немецких ПТ. Но если вы не качаете ПТ-САУ немецкой ветки развития, то прилагающийся к танку экипаж пригодится.

По внешнему виду машина похожа на уже существующие в игре ПТ-САУ StuG III G и СТ Pz. IV Ausf. H., хотя, вспоминая реальную историю танка, удивляться здесь нечему. Внешность – это, конечно, приятно, но она далеко не главная в нашей игре. Так что лучше попробовать танк в деле, и посмотреть, насколько оправданы наши ожидания.

image

Огневая мощь

StuG IV оснащается уникальным орудием V уровня 7,5 cm Stu.K. 40 L/48 – по сути, это та же пушка 7,5 cm Kw.K. 40 L/48, которая используется на очень большом количестве немецкой техники IV, V и VI уровней. Это орудие вызывает самые противоречивые чувства, потому что оно обладает как явными плюсами, так и существенными недостатками.

Из минусов этого орудие – пробитие базовым снарядом в 110 мм, чего при встрече с тяжелыми танками даже V уровня хватает далеко не всегда. На помощь приходят подкалиберные снаряды с пробитием 158 мм, однако в лобовой встрече с танками VII уровня и они бессильны. При этом разовый урон составляет всего 110 очков, что ниже, чем у большинства одноуровневых машин. К этому стоит добавить точность 0,35 м/100 м, чего тоже бывает недостаточно.

С другой стороны, орудие имеет ряд достоинств – это скорострельность (перезарядка с досылателем составляет всего 3,12 секунд, с перком «Боевое братство» и того меньше), хорошее время сведения в 1,6 сек (с Вентилятором и «Боевым братством» сокращается до 1,46 секунд) и, как итог – высокий урон в минуту вплоть до 2100! Причем в танке умещается боекомплект из 61 снаряда, чего в абсолютном большинстве случаев более чем достаточно.

А в итоге мы имеем скорострельное орудие, которое примерно каждые три секунды выдает 110 очков урона, и за счет быстрого сведения очень часто попадает в цель. Но малый альфа-страйк портит всю картину – даже часто стреляя не удается нанести ощутимый урон. И довольно часто не получается добить противников, которые кажутся шотными. При игре на StuG IV всегда следует учитывать эту особенность и не переоценивать свои силы.

Броневая защита

Что-либо говорить о броне танка не имеет особого смысла – она здесь аналогична броне StuG III и Pz IV. Мы имеем лишь 80 мм во лбу корпуса и в некоторых частях рубки, около 30 мм по бортам и всего 20 мм в корме. Однако за счет довольно сложного устройства рубки, которая сварена из большого числа наклоненных друг к другу бронелистов, мы местами получаем удивляющие рикошетами участки. Но в целом StuG IV не представляет собой сложную цель для противников.

Отличительная черта этой ПТ-САУ – бортовые экраны. Казалось бы, они должны служить дополнительной защитой от кумулятивных и фугасных снарядов, однако в реальности эти листы не играют никакой роли. На тех уровнях, в которые попадает StuG IV, лишь единицы игроков используют кумулятивы, а ослабление урона от фугасов происходит незначительно. Так что экраны здесь выполняют больше декоративные функции, и надеяться на них не стоит.

Динамика и маневренность

Одного взгляда на ТТХ танка достаточно, чтобы понять – это не гоночный болид. При массе почти 28 тонн StuG IV оснащается двигателем на 300 л.с., и в итоге мы получаем энерговооруженность 11 – 11,6 л.с./т в зависимости от комплектации. При этом максимальная скорость машины составляет 38 км/ч, а с горки можно разогнаться до 43 – 44 км/ч.

Казалось бы, этого очень мало, но в дело вступают скрытые параметры сопротивляемости грунтам. У StuG IV они довольно низкие (по хорошим грунтам – 0,8, по средним – 1, по плохим – 1,9), поэтому его динамика сравнима с динамикой машин с более мощным двигателем. Но в целом танк довольно медлителен, в скорости уступает очень многим «одноклассникам», а в горку забирается так, будто движется в киселе.

Но при этом приятно удивляет маневренность, танк быстро крутится (скорость поворота шасси 44 град./с), что в сочетании с быстрым сведением орудия позволяет без потерь времени и без вреда для точности стрельбы перестраиваться на другую цель. А в случае засвета StuG IV может откатиться назад со скоростью 10 км/ч – это больше, чем у многих одноуровневых и высокоуровневых ПТ-САУ, и очень часто спасает.

В целом, танк имеет среднюю для уровня динамику, он не способен первым занять важную позицию, но и от других не отстает.

Обзор и маскировка

Вот что в танке приятно удивляет – так это маскировка. Удивительно, но StuG IV на своих уровнях хорошо скрывается от засвета и может эффективно вести стрельбу из инвиза. В чистом поле машина светится примерно за 326 метров, при наличии перка «Маскировка» расстояние засвета становится меньше 270 метров, а за кустами эту ПТ заметить можно лишь после неудачного выстрела.

Но с другой стороны у StuG IV не лучший обзор – всего 310 метров. Перками, оборудованием и пайком его можно довести почти до 430 метров, но большинство игроков вряд ли будут стремиться к такому. Поэтому танк хоть и может эффективно прятаться в кустах, но на роль светляка он годится слабо – слишком высоки затраты на достижение этого результата.

Так что имеет смысл возить с собой маскировочную сеть, а при наличии скиллового экипажа (с перками на обзор) можно и стереотрубы поставить. В этом случае StuG IV превратится в невидимый «стреляющий куст», дающий засвет другим союзникам.

Сборки оборудования

Для StuG IV имеет смысл устанавливать оборудование, направленное на повышение и без того хорошей скорострельности. Здесь помогут орудийный досылатель и вентилятор. От приводов наводки можно и отказаться, так как сведения в 1,6 секунды более чем достаточно. Этот свободный слот можно занять маскировочной сетью или (при наличии скиллового экипажа) стереотрубой.

Что касается расходных материалов, то выбор здесь небольшой – аптечка и ремкомплект обязательны, а третий слот можно занять стандартным огнетушителем (хотя нельзя сказать, что танк часто горит) или Шоколадом для более эффективной прокачки экипажа.

StuG IV vs. StuG III Ausf. G: братья-близнецы или уникальные машины?

Наконец, мы подошли к одному из вопросов, который сам собой напрашивается в числе первых – а насколько StuG IV лучше (или быть может хуже) уже существующего в игре StuG III G? Действительно, ведь это одноуровневые машины, которые и в реальности, и в игре имеют много общего. Может ли награда за ЛБЗ что-нибудь противопоставить своему линейному собрату?

Сравнивая эти машины, мы сразу видим явный недостаток StuG IV – его орудие серьезно уступает топовой пушке StuG III G, имеющей 150 мм пробоя базовым снарядом (и все 194 мм подкалиберным) и урон в 135 очков. А если вспомнить, что перезарядка этого орудия может быть меньше 4 секунд (3,7 при наличии досылателя и «Боевого братства», и 3,56 при установке Шоколада), то пушка StuG IV еще больше разочаровывает.

Однако орудие – это единственное преимущество линейной машины против акционной. Может показаться, что StuG III G более динамичен и обладает лучшей маневренностью, ведь его энерговооруженность составляет почти 19 л.с./т! Однако в реальности обе машины ведут себя практически одинаково. Все дело в наших любимых скрытых параметрах – сопротивляемости разным типам грунтам. У StuG III G сопротивляемость всем грунтам хуже, чем у StuG IV, и в итоге обе машины одинаково неохотно набирают скорость, вязнут в болотах и разгоняются до примерно одинаковой максимальной скорости.

Из других отличий можно выделить прочность и броню. У StuG III G на 10 очков прочности меньше, но при этом его кормовая броня на целых 30 мм больше. Но эти 50 мм брони могут спасти лишь от некоторых танков III – IV уровней, так что линейный танк имеет некоторое потенциальное преимущество перед акционным только в топе списка.

В итоге, это две практически одинаковых машины с одинаковым геймплеем и функциями, которые явно отличаются только орудием и внешним видом. Правда, StuG IV дает некоторое удовлетворение (от прохождения этапа ЛБЗ) и позволяет прокачивать экипажи немецких ПТ без траты денег на премиумную технику, но во многих игровых аспектах StuG III G имеет преимущества и более приятен.

Как играть?

StuG IV – машина противоречивая и приспособленная к разным стилям игры.

С одной стороны, можно играть от обзора и быть «чистой ПТ», прячась в кустах и отстреливая противников (а заодно и раздражая их своей невидимостью). Однако такой стиль игры многим не по душе, да и для эффективной игры нужно наличие одного из двух факторов – или скилловый экипаж, или постоянный свет от союзников.

С другой стороны, машина достаточно подвижна для того, чтобы эффективно действовать в ближнем бою. Орудие имеет малую альфу, но высокий ДПМ, что позволит разбирать менее скорострельных противников. Правда, небольшой запас прочности не всегда позволяет быть на острие атаки, так что лучше действовать вместе с несколькими союзниками. В дуэли один-на-один этот танк вряд ли выживет.

Какой стиль выбрать – решать вам.

Что в итоге?

Итак, что же мы получили в виде StuG IV? Если говорить кратко – весьма средний по характеристикам танк, не имеющий явных преимуществ или недостатков. Играя на танке, ты не чувствуешь какого-то превосходства над другими игроками или особую силу. А встречая танк в числе противников, ты не ощущаешь исходящей от него опасности. Простая машина, каких на V уровне полно.

image

StuG IV можно использовать для прокачки экипажа без затрат на премиумную технику и без огорчений от игры на высоких уровнях. А можно просто оставить в Ангаре в виде трофея или вовсе продать за серебро. Главное, что вместе со StuG IV вы получаете возможность двигаться дальше по пути к Объекту 260, что радует само по себе.

Автор статьи Антон Малютин

wot-news.com

Сравнение StuG IV и StuG III Ausf. G

Здравствуйте. С момента введения ИБЗ прошло уже довольно много времени и, думаю, многие игроки уже сумели получить Пт-Сау StuG IV. В этой теме мы сравним его "брата" StuG III Ausf. G

 

StuG IV.

 

Пт-Сау 5 уровня, которую можно получить только при получении 20 наградных листов за выполнение ИБЗ.

15 задачи

Лт-15: Насветить 4 тыс. Вполне легко выполняется на 7,8 уровнях, особенно на Малиновке или Прохоровке.

Ст15: Уничтожить 2 Пт-Сау. Выполняется также легко, однако не в каждом бою по 2 Пт-Сау, так что для баланса советую играть во взводе с 2-мя Пт-Сау. Так шанс попадания в команду противника Пт-Сау выше.

Тт-15: Нанесенный, полученный и заблокированный урон 8 тыс. Легче выполнять на Тт-10 или Тт-9. Около 2 тыс. урона уже есть (если танк уничтожат), Остается нанести и натанковать по 4 тыс. Е-100, Т57, Ис4 лучшие претенденты.

Пт-Сау-15: Нанести 4 тыс. урона. Вафли, Фв, Об.704 или же Ису-152. Довольно легкая задача.

Сау-15: Нанести 2 тыс. урона и попасть в Топ-3 по опыту и урону. С-51, Су-14-1 и во взвод с 10 уровнем. За 2 тыс. урона по 10 уровням вы точно будете в топе. 

 

Stug III Ausf. G

Пт-Сау 5 уровня немецкой ветки развития исследуется с Hetzer или с StuG III ausf B. за 422 тыс. серебра и 12435 тыс. опыта.

Сравнение

Орудия.

На StuG IV ставится единственное 7.5 см. орудие 7,5 cm Stu.K. 40 L/48 с пробитием ББ 110мм (голдой 158мм) и уроном 110 мм, обладаюшее скорострельностью 16.22 выстр/мин и ДПМ`ом 1784 HP/мин, с точностью 0.35 м/100м. и временем сведения 1.6 с.

Аналогичное орудие ставится на StuG III G (7.5 см 7,5 cm Pak 39 L/48)  с таким же пробитием и уроном, скорострельностью 15.38 выстр/мин, ДПМ`ом 1692 HP/мин, точностью 0.37 м/100м и временем сведения 1.7 с.

В такой комплектации StuG IV будет совсем-совсем немного лучше StuG III G.

Однако есть у StuG III G топовое 7.5 см 7,5 cm Pak 42 L/70 обладающее великолепным для 5 уровня пробитием ББ 150 мм (голдой целых 194мм) и уроном 135 ед, скорострельностью 13.33 выстр/мин, ДПМ`ом 1999HP/мин и точностью 0.33 м/100м. Немного улучшенное такое же орудие ставится на Е25 (7 уровня).

С данным орудием StuG III G уже становится намного лучше StuG IV

Но есть одно огромное преимущество StuG IV, он не попадает к 7 уровням, в то время как StuG III G сильно страдает на 7.

Двигатель,радиостанция,ходовая.

Двигатель: StuG IV----------StuG III G

                      330 л.с               440 л.с

Радиостанция: StuG IV----------StuG III G

                             620 м                415 м

Ходовая: StuG IV----------StuG III G

                    27.8 т                   25.69 т

                 44 град/сек           47 град/сек

Из этого следует, StuG III G немного лучше в плане динамики, но проигрывает по дальности радиостанции.

Общие характеристики

Прочность на 10 больше у StuG IV, масса больше на 3 тонны у StuG IV, обзор одинаков и равен 310 метрам, броня одинакова во лбу и бортах, а вот в корме на StuG IV меньше на 30мм, одинаковы также УВН и УВН.

Особо нет отличий, но вот лишняя масса и ухудшение брони кормы очень печалят.

Снова же StuG IV проигрывает практически по всем параметрам, но не все так плохо. У StuG IV есть бортовые экраны, защищающие от артиллерии и некоторых обычных снарядов.

Итоги.

Как видим, StuG IV хуже StuG III G, но не все так плохо...

Бортовые экраны (часто спасающие от арты), ДПМ, точность, а самое главное льготный уровень делают обе Пт-Сау практически равными в бою.

Но вот по-моему, StuG IV все же лучше. Льготный уровень боев сильно влияет на игру, а к малому пробитию можно привыкнуть, динамика хоть и стала хуже, но не так сильно, в остальном, все тот же  StuG III G.

mirtankov.su

StuG IV - это... Что такое StuG IV?

У этого термина существуют и другие значения, см. StuG. Sturmgeschütz IV für 7.5 cm Sturmkanone 40 (L/48) История Размеры Бронирование Вооружение Подвижность
Sturmgeschütz IV в музее бронетехники в Познани
Классификация штурмовое орудие
Боевая масса, т 23,0
Компоновочная схема моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в рубке в средней
Экипаж, чел. 4
Годы производства 1943—1945
Годы эксплуатации 1943—1945
Количество выпущенных, шт. от 1141 до 1163, по разным данным
Основные операторы
Длина корпуса, мм 5930
Длина с пушкой вперёд, мм 6700
Ширина корпуса, мм 2950
Высота, мм 2200
Клиренс, мм 400
Тип брони стальная катаная и литая, поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 20 / 70°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 80 / 12°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 30+30 / 60°
Борт корпуса, мм/град. 30 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 20/ 10°
Корма корпуса (низ), мм/град. 14,5 / 74°
Днище, мм 10
Крыша корпуса, мм 10 / 88°
Лоб рубки, мм/град. 50 / 15° —80 / 0° —30 / 70°
Маска орудия, мм/град. 50 / 5°
Борт рубки, мм/град. 30 / 10—30°
Корма рубки, мм/град. 30 / 0°
Крыша рубки, мм/град. 10 / 75—90°
Калибр и марка пушки 75-мм StuK 40
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 48
Боекомплект пушки 63
Углы ВН, град. −6…+20
Углы ГН, град. ±10
Тип двигателя V-образный12-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 300
Скорость по шоссе, км/ч 38
Скорость по пересечённой местности, км/ч 15
Запас хода по шоссе, км 210
Запас хода по пересечённой местности, км 130
Удельная мощность, л. с./т 10,2
Тип подвески сблокированная попарно, на листовых рессорах
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,92
Преодолеваемый подъём, град. 30
Преодолеваемая стенка, м 0,6
Преодолеваемый ров, м 2,2
Преодолеваемый брод, м 1,2

Sturmgeschütz IV (StuG IV, Штурмгешютц IV, Штуг IV) — средняя по массе немецкая самоходно-артиллерийская установка класса штурмовых орудий времён Второй мировой войны на базе танка Pz Kpfw IV.

История

Серийно выпускалась с декабря 1943 до капитуляции Германии, всего выпущено 1108 машин и ещё 31 переделали из танков. По ведомственному рубрикатору министерства вооружений нацистской Германии самоходка обозначалась как Sd Kfz 167. Стимулом для создания подобной боевой машины стало недостаточное число штурмовых орудий StuG III. Поскольку развёртывание производства StuG III на имевшихся производственных мощностях фирмы «Крупп-Грузон» (производителя среднего танка Pz Kpfw IV) было бессмысленным с экономической точки зрения, был разработан проект установки рубки от StuG III на шасси Pz Kpfw IV. Этот проект стал отправной точкой в производстве StuG IV. С января 1944 года фирма «Крупп-Грузон» прекратила выпуск танка-базы и полностью перешла на производство StuG IV. Эти САУ активно использовались на всех фронтах Второй мировой войны.

ТТХ и описание

Корпус

В САУ данного типа использовался сварной корпус, использовавший в качестве основы корпус танка Pzkwf IV.

Рубка

Толщина рубки от 11 до 80 мм, съемная. Крепление к корпусу болтами и уголками. На крыше имелась командирская башенка, толщиной брони от 30-50 мм. На крыше размещался зенитный пулемёт MG 42.

Двигатель

Двигатель Maybach HL 120 TRN, V-12, жидкостного охлаждения. Мощность 300 л.с. Использовал в качестве топлива этилированный бензин OZ 74. Бензин размещался в трёх баках общей ёмкостью 430 л. Расход топлива составлял 195 л на 100 км. Запас хода по шоссе 210 км, 130 км по пересеченной местности.

Кроме электрического стартера двигатель можно было запустить с помощью ручки. Кроме того, для пуска мотора можно было использовать двигатель кюбельвагена.

Электрика

Электрическое питание было у подсветки прицела и контрольных приборов.

Ходовая часть

Ходовую часть составляли восемь опорных катков размером 470×75×660, собранных в четыре тележки. Верхний участок гусеницы поддерживали четыре (Ausf. Н и ранние Ausf. J) или три (Ausf. J) поддерживающих катка. Цельнометаллические опорные катки стали появляться к концу войны.

Направляющее колесо с механизмом натяжения располагалось на корме, а ведущее колесо с 20 зубьями находилось спереди.

В зимних условиях на гусеницы можно было надевать антипробуксовочные зубья и специальные накладки, увеличивающие ширину гусеницы. Гусеница состояла из 99 траков.

Вооружение

Главный калибр был представлен 75-мм пушкой StuK 40 L/48 производства Rheinmetall-Borsig. Пушка могла вести огонь всеми основными типами снарядов, используемых в Вермахте. Боекомплект 63 выстрела. Ствол нарезной с 32 нарезами глубиной 7,8 мм. Электрический спуск.

Противопехотное вооружение состояло из пулемета MG 34 калибра 7,92 мм. Боекомплект на 500 патронов. Пулемет устанавливался на крыше рубки на лафете, вести огонь из которого можно было из моторного отделения.

Радио

Две радиостанции — FuG 15 и FuG 16. Обе радиостанции имели штыревые антенны длиной 2 метра. Антенны крепились к задней стенке рубки. Машина также была оборудована системой внутренней связи.

Оптическое оборудование

Использовались прицелы Sfl ZF 1 и Rblf 36. Откалиброваны на дальность от 0 до 2000 метров для бронебойных снарядов и от 0 до 1500 для кумулятивных.

Командир машины имел стереотрубу SF 14z. В башенке было установлено семь перископов. Место механика водителя оборудовалось двумя перископами.

Дополнительное оборудование

Сапёрные инструменты: топор, молот, лом, лопата и ножницы для резки колючей проволоки. Перевозились на крыльях. На правом крыле также имелась рукоятка стартёра, а на левом — орудийный банник. Запасные опорные катки хранили на левой стороне рубки[1].

Производство

StuG IV построен на шасси среднего танка Pz Kpfw IV

C декабря 1943 года по апрель 1945 года было произведено 1141 StuG IV.[2]

Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь итого
1943 год 30 30
1944 год 78 136 87 91 95 90 90 70 56 84 80 49 1006
1945 год 46 18 38 3 105

Модификации

За время производства в конструкцию танков и САУ Вермахта вносились изменения. 8 июня 1944 г. количество поддерживающих катков сократили до шести (три на борт)[1].

Боевое применение

Основной задачей штурмовых орудий являлась поддержка пехоты и уничтожение танков противника из засад и при обороне. Штурмовые орудия предназначались для тесного взаимодействия с пехотой, подавления фланговых огневых точек противника, уничтожения танков и бронетехники.[3]

Штурмовые орудия Sturmgeschuetz IV применялись в различных частях Вермахта: от танковых до пехотных. Много StuG IV использовалось в ротах истребителей танков[1].

В 1944 году в ходе боев в Курляндии отметились 184-я, 226-я и 912-я бригады штурмовых орудий, которые комплектовались батареями полностью укомплектованными StuG IV. Одна батарея StuG IV 226. бригады штурмовых орудий за два дня боев вывела из строя более 35 танков противника, и потеряла одну машину[3].

Оценка машины

StuG IV в сувенирной и игровой индустрии

В настоящее время модель немецкой самоходки StuG 4 производится фирмами сборных моделей «Звезда», «Tamiya», «Dragon», «Italeri», «Academy» и рядом других фирм в масштабе 1\35 и 1\72.Также производится в масштабе 1\144 фирмой Dragon.Размер готовой модели в масштабе 1\35 составляет 16,9 см, в масштабе 1\72-9,3 см. Встречается в различных онлайн и оффлайн играх отечественного и зарубежного производства.

Примечания

Литература

  • T. Jentz. Sturmgeschuetz — s.Pak to Sturmmoerser. — Дарлингтон, Мэриленд: Darlington Productions, 2000. — 61 с. — (Panzer Tracts № 8). — ISBN 1-89284-804-X
  • Шмелёв Игорь Павлович Бронетанковая техника Третьего рейха. — Москва: Арсенал-Пресс, 1996. — 192 с. — ISBN 5-85139-018-2

Ссылки

См. также

dikc.academic.ru