ПТРК Шмель - противотанковый ракетный комплекс. Шмель птур


3М6 «Шмель» — Википедия

«Шмель» (индекс ракеты — 3М6, по классификации МО США и НАТО: AT-1А Snapper — советский противотанковый ракетный комплекс первого поколения. Разработан в ОКБ-16 под руководством А. Э. Нудельмана. Принят на вооружение ВС СССР 1 августа 1960 года. Серийное производство комплекса продолжалось с 1961 по 1966 годы.

Предназначен для поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей.

Послужил основой для дальнейших разработок.

Боевая машина 2П26 в музее Батей-Ха-Осеф (Тель-Авив). Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1.

ПТРК размещался на двух типах наземных носителей:

  • 2К15 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П26 на базе шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 с четырьмя направляющими рельсового типа, расположенными в задней части кузова. В эксплуатации с 1960 года.
  • 2К16 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П27 на базе шасси боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ (ГАЗ-40П) с тремя выскакивающими вверх рельсовыми направляющими, размещёнными в бронированной рубке. В эксплуатации с 1964 года.

По организационно-штатной структуре боевые машины были сведены в противотанковые батареи, придаваемые мотострелковым полкам. В каждой батарее имелось по три взвода с тремя пусковыми установками 2П26 и 2П27 и БРДМ командира взвода в каждом.

Тактико-технические характеристики[править]

  • Длина: 1150 мм
  • Диаметр: 136 мм
  • Размах крыльев: 750 мм
  • Дальность: от 600 до 2000 м
  • Стартовая масса: 24 кг
  • Средняя скорость: 110 м/с
  • Время полёта на максимальную дальность: 19 с
  • Система управления: командная, ручная, по проводам.
  • Боевая часть: кумулятивная, индекс 3Н13
    • Масса БЧ: 5,4 кг
  • Бронепробиваемость: до 300 мм

Боевое применение[править]

Известные случаи применения ПТРК «Шмель»:

  • Египетские операторы поразили не менее 10 израильских танков в ходе Шестидневной войны.
  • Через несколько месяцев после оконания войны 1967 года египтянам удалось поразить ПТУР «Шмель» два израильских танка М48, патрулировавшим восточный берег Суэцкого канала.[1]
  • Греки-киприоты использовали ПТУР «Шмель» во время Турецкого вторжения 1974 года. Было поражено несколько целей, например, 1 августа ракетой 3М6 был уничтожен турецкий танк M47.[2][3][4][5][6][7][8]

Производитель/основной эксплуатант[править]

Другие эксплуатанты[править]

  1. ↑ ПТУР первого поколения в АОИ
  2. ↑ Cyprus 1974 – The Greek coup and the Turkish invasion, Makarios Drousiotis, Hellenic Distribution Agency
  3. ↑ Armour in Cyprus, Evolution and Action. Ioannis Mamounidakis. 2008
  4. ↑ Savvas D. Vlassis, O Aporritos Attilas, Athens 2004
  5. ↑ OPERATION "NIKI" 1974 – A Suicide Mission to Cyprus. (Mihail Solanakis)
  6. ↑ Battle of Nicosia International Airport – Cyprus 1974 by a Greek Commando, Published Istoria (History), 1993
  7. ↑ The Action of the Captured M47 in Attila II in The Unknown Soldier of Cyprus (Savvas Vlassis)
  8. ↑ Georgiou P.Sergi - "Battle for Cyprus. July–August 1974", Athens 1999 (in Greek)
  9. ↑ 9,09,19,29,39,49,59,69,79,89,9 ПТУРы сухопутных войск / под ред. Дмитриева Г.Н.. — Киев: Архив-Пресс, 1997. — С. 26. — 26 с. — (Архив 500+). — 700 экз.

wp.wiki-wiki.ru

ПТРК Шмель

Важнейшим постановлением от 27 мая 1957 г. разработка комплекса противотанкового управляемого вооружения по теме № 7, в дальнейшем получившего наименование «Шмель», была поручена коломенскому Специальному конструкторскому бюро (СКВ) во главе с Б.И. Шавыриным, ранее на протяжении двух десятилетий занимавшемуся разработкой .минометного вооружения во всем его многообразии - от ротного миномета до гигантской самоходной установки «Ока», предназначенной для стрельбы 420-мм минами со специальным зарядом. Создание системы управления для комплекса доверили московскому ЦНИИ-173, имевшему большой опыт разработки рулевых приводов и систем дистанционного управления различного назначения. В этой организации работы по противотанковому комплексу возглавил З.М. Персиц.

План работ предписывал провести испытания и представить отчет по ним к концу 1958 г. Среди заданных постановлением 1957 г. противотанковых комплексов «Шмель» рассматривался как наиболее простой. В качестве основного варианта для него предусматривалась система ручного наведения с передачей команд по проводам. Достаточно умеренными представлялись и характеристики по максимальной дальности (1,5 км) и бронепробиваемости (150 мм брони под углом 60°) - эти показатели устанавливались на уровне, вдвое меньшем по сравнению с заданными для большинства других образцов. Такое «послабление» было допущено ради снижения веса ракеты. Управляемый снаряд и наземная система наведения предназначались для стрельбы с легкой пехотной ПУ и должны были допускать перевозку в кузове автомашины. Исходя из возможности длительной переноски ракеты одним бойцом он не должен был превышать 15 кг. Вес пусковой установки также ограничивался величиной 25-30 кг. Однако необходимых предпосылок для того, чтобы выполнить важнейшее требование по стартовому весу в период разработки первой отечественной противотанковой ракеты, еще не имелось. Разработчики своевременно осознали это и представили на испытания пусть довольно тяжелый и громоздкий, но работоспособный образец. После этапа поисковых работ, в ходе которых рассматривалось множество вариантов конструктивно-компоновочных и функциональных схем, к дальнейшей разработке приняли следующий технический облик снаряда, в значительной мере преемственный по отношению к французской ракете SS- 10. Использование зарубежного опыта должно было снизить технический риск при создании первых образцов принципиально нового оружия.

Ракета выполнена по аэродинамической схеме «бесхвостка» с Х-образным расположением четырех консолей крыльев. Кумулятивная боевая часть крепилась легкосъемным соединением к переднему аппаратурному отсеку корпуса. В нем размещались последовательно расположенные бортовая батарея, две катушки с проводами связи с наземной аппаратуры наведения и блок управления. В блок управления входили приемная аппаратура, состоящая из двух усилителей, и гироскопический блок, обеспечивавший управление и стабилизацию по крену. Гироскоп раскручивался до старта ракеты от наземного источника тока, а в полете работал на «выбеге», то есть вращался по инерции. Катушка представляла собой бобину с биметаллическим (сталь и медь) кабелем, длина которого на полкилометра превышала величину максимальной дальности.

Крыльевой отсек включал собственно крылья и часть корпуса с двигательной установкой. Для быстрого набора скорости и обеспечения старта под относительно небольшим углом наклона к горизонту тяга двигателя должна была в десятки раз превышать стартовый вес ракеты. После окончания разгона для поддержания примерно постоянной скорости на маршевом участке вполне хватало тяги почти в сто раз меньшей, чем стартовая. Совместить столь противоречивые требования в одном двигателе в те годы не представлялось возможным, поэтому двигательная установка «Шмеля» включала стартовый и маршевый двигатели. Впереди располагалась цилиндрическая камера сгорания маршевого двигателя с моноблочном зарядом твердого топлива, горевшего только по заднему торцу, остальные его поверхности были забронированы негорючим составом. Вокруг удлиненного газохода сопла маршевого двигателя размещалась кольцевая камера сгорания стартового двигателя, в которой находилось шесть пороховых шашек трехлепестковой формы. Продукты сгорания топлива стартового двигателя истекали через 12 периферийных косонаправленных сопл. Первоначально предусматривалась сезонная смена соплового блока в соответствии с ожидаемым диапазоном температур заряда, но в дальнейшем эту операцию удалось исключить.

Крылья треугольной формы с утлом стреловидности по передней кромке 45° были выполнены в виде плоских пластин, заостренных по передней и задней кромкам. На задней кромке каждой из плоскостей располагались интерцепторы, обеспечившие управление по каналам тангажа и курса. Интерцепторы, представлявшие собой небольшие расположенные поперек потока пластины, могли совершать колебательные движения с частотой 10 Гц. При этом, выдвигаясь в поток, они оказывали на него возмущающее воздействие, приводящее к росту давления на поверхность крыла в зоне впереди интерцептора. Возникающий аэродинамический момент разворачивал ось ракеты в нужном направлении. Выбор интерцепторов для управления ракетой позволил использовать в качестве привода легкие и относительно простые электромагниты, что обеспечило большую надежность в сравнении с более мощными пневматическими или гидравлическими рулевыми машинами. Интерцепторы были непосредственно связаны с якорями электромагнитов.

В одной из плоскостей, ближе к законцовке, размещались дополнительные интерцепторы для управления по крену. В принципе, имелась возможность использовать для управления по крену интерцепторы каналов тангажа и рысканья, но это усложнило бы бортовую аппаратуру и грозило возможными трудностями при отработке. В плоскости, свободной от интерцепторов крена, устанавливалась пара трассеров с различными уровнями светимости. Один из них, выбранный в зависимости от условий освещенности местности, задействовался для слежения за ракетой. Наземная аппаратура включала пульт оператора, следившего за целью и снарядом через бинокулярный прицел и выдававшего команды управления - «вверх», «вниз», «влево», «вправо» - посредством отклонения рукоятки на пульте на угол до 40° в любую сторону.

Во избежание столкновения с землей в течение первых 2...3 с после старта ракета управлялась по командам оператора только в горизонтальной плоскости, а в вертикальной отрабатывала программную траекторию с выходом на линию визирования «оператор - цель».

Летная отработка началась в апреле 1958 г. бросковыми испытаниями с пусками неуправляемых макетов снаряда для подтверждения работоспособности проводной линии, изучения процесса схода с направляющей и движения на первых секундах полета. На этом этапе удалось устранить имевшие место при первых пусках обрывы провода, обеспечив его успешное сматывание с катушки со скоростью более 1000 витков в секунду. Первые управляемые пуски, выполненные в июне - июле 1958 г., прошли без особого блеска - впервые испытывалась принципиально новая техника. Половина из них закончилась неудачей из- за отказов двигателей. В остальных ракета управлялась очень вяло, а то и вообще не реагировала на команды управления. Из-за проблем с двигателями разработчику топлива - подмосковному НИИ-125 потребовалось повысить прочность топливных шашек.

В целом выявленные недоработки оперативно устранялись. Оставался основной недостаток - превышение заданного веса. Комплекс «Шмель» с шестью снарядами, их пусковыми установками и аппаратурой наведения весил 470 кг, и его переноска требовала задействования расчета из 20...22 человек.

С другой стороны, выявилась возможность увеличения дальности пуска до 2 км. Пришлось увеличить длину кабельной линии управления до 2,3 км, что удалось обеспечить без изменения габаритов катушки за счет уменьшения толщины провода на 10%.

По рекомендации Артиллерийского научно-технического комитета перешли к разработке самоходного комплекса с размещением на ГАЗ-69 и БРДМ. Официально это направление работ было утверждено постановлением от 4 июля 1959 г., хотя фактически соответствующие работы велись еще с мая. Боевая машина 2П26 на базе ГАЗ-69 (УАЗ-69) комплектовалась пусковой установкой с четырьмя направляющими, в боевом положении ориентированными к заднему борту машины, а в транспортном - направленными вверх. Для вписываемости в кузов машины приняли размещение ракет на направляющих боевой машины по схеме «+» с переходом в полете на схему «X». В результате бугели оказались в плоскости, наклоненной под углом 45° к горизонту, что увеличило послестартовые возмущения ракеты.

Боевая машина 2П27 на базе бронированной разведывательно-дозорной машины БРДМ (ГАЗ- 40П) комплектовалась поднимающейся в боевом положении пусковой установкой всего с тремя ориентированными по ходу машины направляющими, но несла в корпусе дополнительно еще три ракеты. Эти ракеты размещались головными частями в корму боевой машины. При перезарядке пусковой установки требовалось развернуть их на 180 градусов, что увеличивало продолжительность этой операции до 20 минут.

Помимо основного пульта оператора на обоих типах боевых машин находился выносной пульт, обеспечивающий пуск и наведение ракет с позиции, расположенной на удалении до 30 м от машины. Кроме того, на машине размещались блок автоматики, пульт проверок, две аккумуляторные батареи.

С 14 августа по 12 октября 1959г. проводились заводские испытания с применением ракет с ГАЗ- 69, при этом только около половины пусков завершилось попаданиями в цель. Основными причинами отказов стали обрывы проводной линии, короткие замыкания в цепях, неисправности бортовой аппаратуры. Сказывались недостаточный объем наземной отработки, а также непростые взаимоотношения главных конструкторов комплекса и системы управления.

Ускорению работ способствовал показ новой боевой техники командованию Вооруженных Сил, проведенный 28 августа 1959г. на Научно-исследовательском полигоне Сухопутных войск ГАУ и Луховицком аэродроме. По его результатам приняли решение заказать на 1960 г. изготовление 1000 ПТУР, 25 боевых машин на БРДМ и 15 на ГАЗ-69. Совместные испытания фактически начались в ноябре, после поставки необходимых для их проведения снарядов и двух боевых машин. Государственную комиссию по испытаниям возглавил генерал-майор артиллерии С.Н. Капустин.

Результаты испытаний подтвердили обеспечение диапазона дальности пусков от 600 до 2000 м. Масса ракеты составляла 26 кг, длина - 1,17м при калибре 170 мм и размахе крыльев 690 мм. Масса боевой машины 2П26 составила 2370кг, 2П27 - 5850 кг.

Время перехода из походного положения в боевое составило 1 мин 40 с для 2П26 и 2 мин 10с для 2П27.

Превышение массы боевых машин по сравнению с базовыми шасси, которое составило 146 кг для 2П2б и 250 кг для 2П27, потребовало ввести некоторые ограничения по режимам движения. Предполагалось устранить опасность поломки машин применением рессор от ГАЗ-67. Прорабатывалась и возможность движения с пусковыми установками, выдвинутыми в боевое положение, хотя бы с ограничениями по скорости и дальности.

В ходе испытаний была внедрена развязка перемещений визира от поворота пусковой установки. В результате оператор смог искать цель и следить за ней как до ее входа, так и после выхода из сектора наведения пусковой установки. Комплекс с боевой машиной 2П27 на базе БРДМ признали лучшим по пулезащищенности, возможности преодоления окопов, совершенству механизма наведения пусковой установки, величине возимого боекомплекта. В то же время и более легкий 2П26 оказался предпочтительнее в качестве противотанкового вооружения воздушно-десантных войск, а также как упрощенный вариант для массового производства в условиях военного времени.

Постановлением от 1 августа I960 г. комплексы 2К15 с ПУ на базе ГАЗ-29 и 2К16 на базе БРДМ с ракетой 3Мб были приняты на вооружение. В конце того же месяца по постановлению правительства началось развертывание выпуска оборудования комплекса. Серийное производство продолжалось с 1961 по 1966 г.

В начале шестидесятых годов были предприняты попытки расширения области применения комплекса. Однако к этому времени уже развернулись работы по созданию по настоящему «пехотных» переносных ПТРК. Уже в 1963 г. такой комплекс - «Малютка» - поступил на вооружение. Создали и самоходный вариант «Малютки», по большинству параметров превосходивший «Шмель». Поэтому «Шмель» не модернизировался, хотя еще несколько лет выпускался (в основном для пополнения боезапаса уже развернутых подразделений и на экспорт).

На судьбе комплекса «Шмель» сказалась и трудность управления ракетой. Еще в ходе испытаний выявилась четкая зависимость успешности его применения от уровня тренированности операторов. Блестяще освоив мастерство оператора, специалисты ЦНИИ-173 и полигона под конец испытаний работали почти без промаха. Но после трехнедельного перерыва те же люди попадали в цель только в каждом четвертом пуске. В опубликованных источниках отсутствуют сведения о сколько-нибудь успешном боевом применении комплекса «Шмель», хотя и известно, что он состоял на вооружении египетской армии во время «шестидневной» войны с Израилем в 1967 г.

За рубежом комплекс получил кодовое наименование AT-1 SNAPPER.

В дальнейшем снятые с вооружения ракеты использовались в качестве средства развертывания детонирующих удлиненных зарядов в установленных на танках системах дистанционного разминирования.

Несмотря на относительно непродолжительную эксплуатацию, комплекс «Шмель» вошел в историю как первый отечественный противотанковый ракетный комплекс. Его разработка позволила коллективу коломенских конструкторов приобрести опыт, необходимый для создания комплекса «Малютка» и других выдающихся образцов ракетной техники. В создании комплекса «Шмель» принял активное участие прославленный впоследствии конструктор С.П. Непобедимый. Он сравнительно быстро прошел путь от молодого специалиста до заместителя главного конструктора, а после смерти организатора СКВ Б.И. Шавырина возглавил этот известный коллектив.

ptyr.narod.ru

3М6 "Шмель" | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

Шмель

Тип:

Противотанковый ракетный комплекс

Время:

1960 г. - настоящее время

Вес (без патронов, кг):

24 кг

Длина (мм):

1150 мм

Начальная скорость пули (м/с):

110 м/с

Прицельная дальность (м):

600 - 2000 метров

Емкость магазина:

Однозарядный

Происхождение:

Россия (СССР)

Область Применения:

Весь мир

Пользователи:

3М6 "Шмель" или AT-1A Snapper — советский противотанковый ракетный комплекс первого поколения. Разработан в Специальном конструкторском бюро, город Коломна Московской области (ныне АО "НПК Конструкторское бюро точного машиностроения") совместно с ВНИИ "Сигнал", под руководством Б.И. Шавырина на основе немецко-французского SS.10. Принят на вооружение ВС СССР 1 августа 1960 года. Серийное производство комплекса продолжалось с 1961 по 1966 годы на Заводе им. Дегтярёва.

Предназначен для поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей.

Послужил основой для дальнейших разработок.

    ПТРК размещался на двух типах наземных носителей:

    • 2К15 "Шмель" — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П26 на базе шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 с четырьмя направляющими рельсового типа, расположенными в задней части кузова. В эксплуатации с 1960 года.
    • 2К16 "Шмель" — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П27 на базе шасси боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ (ГАЗ-40П) с тремя выскакивающими вверх рельсовыми направляющими, размещёнными в бронированной рубке. В эксплуатации с 1964 года.

    По организационно-штатной структуре боевые машины были сведены в противотанковые батареи, придаваемые мотострелковым полкам. В каждой батарее имелось по три взвода с тремя пусковыми установками 2П26 и 2П27 и БРДМ командира взвода в каждом.

    Тактико-технические характеристики Править

    • Длина: 1150 мм.
    • Диаметр: 136 мм.
    • Размах крыльев: 750 мм.
    • Дальность: от 600 до 2000 м.
    • Стартовая масса: 24 кг.
    • Средняя скорость: 110 м/с.
    • Время полёта на максимальную дальность: 19 с.
    • Система управления: командная, ручная, по проводам.
    • Боевая часть: кумулятивная, индекс 3Н13.
      • Масса БЧ: 5,4 кг.
    • Бронепробиваемость: до 300 мм.

    Страны-эксплуатанты Править

    Бывшие Править

    Боевое применение Править

    Известные случаи применения ПТРК "Шмель":

    • Египетские операторы поразили не менее 10 израильских танков в ходе Шестидневной войны.
    • Через несколько месяцев после окончания войны 1967 года египтянам удалось поразить ПТУР "Шмель" два израильских танка М48, патрулировавшим восточный берег Суэцкого канала.
    • Греки-киприоты использовали ПТУР "Шмель" во время Турецкого вторжения 1974 года. Было поражено несколько целей, например, 1 августа ракетой 3М6 был уничтожен турецкий танк М47.

    ru.warriors.wikia.com

    Первые отечественные противотанковые управляемые ракеты » Военное обозрение

    С ростом бронированной защиты танков и наземной боевой техники возникла потребность в адекватных средствах ее поражения. Существует несколько способов для уничтожения бронированной техники: задать бронебойному снаряду максимально возможную скорость и использование снаряда с кумулятивной составляющей.

    В осуществлении первого способа понадобится использовать как минимум дорогое в исполнении орудие, самоходное или стационарное, для осуществления второго способа можно использовать простое решение доставки снаряда к броне техники или просто наделив снаряд ракетным двигателем.Для использования в пехотных подразделениях предпочтителен второй способ, вследствие большой мобильности подразделения и возможности использования технического решения на ходу.

    Опыт, приобретенный во времена Великой Отечественной войны, показывает, что это оружие выполняет свои задачи, только радиус действия не превышал и сотню метров, с увеличением расстояния эффективность поражения падала в геометрической прогрессии. Бронебойным снарядом или кумулятивным боеприпасом очень важно попасть точно в цель, иначе бронебойная защита выдержит и выполнит свое предназначение.

    История создания ПТУР начинается в Германии в 1944 году с реализации программы «оружие возмездия». ПТУР «Красная Шапочка» была создана немецкими специалистами, опередив в создании этого и другого оружия весь мир.

    О применении этого новейшего оружия сведений нет, но известно, что после победы в 1945 году образцы были захвачены союзниками для проведения собственных разработок оружия данного класса.

    СССР впервые осознал важность данного оружия, только когда французские военные применили ПТУР «SS.10» в военном конфликте с Египтом в 1956 году. В следующем году начинает реализовываться программа создания новых видов танков, истребителей танков и УР к ним.

    Реализацию проекта Советского ПТУР поручили СКБ ГА, проект получил название ПТУРС «Шмель».

    У конструкторов оказалась нелегкая задача - спроектировать и реализовать реактивный управляемый снаряд с весовыми характеристиками для переноса и использования в боевых условиях одним человеком. Первое, что сделали разработчики, это упростили аппаратуру реактивного боеприпаса, и на его борту оставался единственный «сложный» агрегат – гироскоп двухстепенного исполнения, который предназначался для управления полетом снаряда и его стабилизации.

    Управлял ПТУРСом подготовленный оператор, чья основная задача сводилась к удержанию с помощью ручки управления цели, наблюдаемой им в прицел, имеющий восьмикратное увеличение.

    Команды управления поступали на реактивный боеприпас через кабель, имеющий две жилы, он был исполнен на борту снаряда в виде катушки с проводом.Конструктивная составляющая первой управляемой ракеты Советского Союза, в принципе, мало отличалась от первой немецкой разработки и всех разработок того времени – в носовой части стояла кумулятивная БЧ, за ней устанавливали стабилизирующий гироскоп, провод в катушке, стартовый и маршевый двигатели.

    Стартовый двигатель использовался для старта и приобретения боеприпасом начальной скорости, маршевый двигатель запускался с задержкой в 0.6 секунды и обеспечивал снаряду скорость порядка ста метров в секунду.

    Полет происходил на крестообразных и трапециевидных крыльях, выполнение управляющих команд обеспечивали вибрирующие спойлеры, действие которых происходило так: в простом полете спойлеры на кромках крыльев под действием электромагнитов колебались при частоте порядка 10-20 герц, и при поступлении управляющего сигнала они задерживались в крайних положениях дольше обычного, так и получалось поворотное действие снаряда в ту или иную сторону. Дальность применения была не более одного километра.

    В середине 1958 года состоялся первый неуправляемый полет ПТУРС «Шмель», через несколько месяцев комплекс «2К15» с ракетой 3М6 прошел генеральные испытания, и 1 августа 1960 года ПТУРС «Шмель» принимается на вооружение ВС СССР.

    Разработчики не выполнили всех технических требований – ПТУРС получился, правда, нетяжелый, но очень неудобный и громоздкий. Комплекс «2К15» с четырьмя ракетами было решено установить на автомобиль «ГАЗ-69».

    А комплекс «2К16», появившийся в 1964 году, с тремя боевыми ракетами и тремя запасными уже устанавливали на БРДМ-1.

    Проект «Шмель» выпускался до 1966 года в СССР, а в Северной Корее до 1970 года.

    Комплексы с ракетами 3М6 «Шмель» успели поучаствовать в боевых действиях арабо-израильского конфликта 1967 года.

    Велись и другие разработки управляемых ракет в конструкторских бюро Советского Союза. Так, над проектом №8 трудились в НИИ-642, потом в НИИ-648.

    ПТУР «Фаланга», принятый на вооружение немного после ПТУР «Шмель», носил название 2К8 «Фаланга», тоже не получился легким и переносным,и даже превысил весовые показатели первого ПТУРа. Но здесь надо отметить, что конструкция ракеты отличалась от стандартной компоновки.

    В хвостовой части расположилась аппаратура для приема управляющего сигнала, двухшашечный двигатель расположился ближе к середине ракеты.

    Сначала использовалась стартовая шашка для старта ракеты, после нее действовала маршевая шашка. Сопла двигателя наружного исполнения и расположены вдоль корпуса ракеты. В носовой части присутствуют короткие стабилизаторы для плавности выполнения поворота.

    В отличие от «Шмеля», «Фаланга» управлялась по радио. Рулевое управление сделали пневматическим с работой от газового баллона.

    Комплекс прослужил дольше своего собрата, при проведении модернизации в середине 70 годов комплекс получил дальность действия около 4000 метров (первоначально – 2500 метров).

    Повысился наносимый урон – пробивал 50-см броню.

    ПТУР «Фаланга» с четырьмя ракетами устанавливали на БРДМ, и за рубежом она имела название «AT-2 SWATTER»

    «Фаланга» стал первым отечественным ПТУРом авиационного исполнения, ПТРК «Фаланга» устанавливали на винтокрылые машины.

    topwar.ru

    3М6 «Шмель» — Википедия

    Статья из Википедии — свободной энциклопедии

    «Шмель» (индекс ракеты — 3М6, комплекса 2К15 и 2К16, по классификации МО США и НАТО: AT-1А Snapper — советский противотанковый ракетный комплекс первого поколения. Разработан в Специальном конструкторском бюро, город Коломна Московской области (ныне АО «НПК «Конструкторское бюро точного машиностроения») совместно с ВНИИ «Сигнал»,[1] под руководством Б. И. Шавырина на основе немецко-французского SS.10[2]. Принят на вооружение ВС СССР 1 августа 1960 года. Серийное производство комплекса продолжалось с 1961 по 1966 годы на Заводе им. Дегтярёва[3].

    Предназначен для поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей.

    Послужил основой для дальнейших разработок.

    Модификации

    Боевая машина 2П26 в музее Батей-Ха-Осеф (Тель-Авив). Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1.

    ПТРК размещался на двух типах наземных носителей:

    • 2К15 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П26 на базе шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 с четырьмя направляющими рельсового типа, расположенными в задней части кузова. В эксплуатации с 1960 года.
    • 2К16 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П27 на базе шасси боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-1 (ГАЗ-40П) с тремя выскакивающими вверх рельсовыми направляющими, размещёнными в бронированной рубке. В эксплуатации с 1964 года.

    По организационно-штатной структуре боевые машины были сведены в противотанковые батареи, придаваемые мотострелковым полкам. В каждой батарее имелось по три взвода с тремя пусковыми установками 2П26 и 2П27 и БРДМ командира взвода в каждом.

    Тактико-технические характеристики

    • Длина: 1150 мм
    • Диаметр: 136 мм
    • Размах крыльев: 750 мм
    • Дальность: от 600 до 2000 м
    • Стартовая масса: 24 кг
    • Средняя скорость: 110 м/с
    • Время полёта на максимальную дальность: 19 с
    • Система управления: командная, ручная, по проводам.
    • Боевая часть: кумулятивная, индекс 3Н13
      • Масса БЧ: 5,4 кг
    • Бронепробиваемость: до 300 мм

    Боевое применение

    Известные случаи применения ПТРК «Шмель»:

    • Египетские операторы поразили не менее 10 израильских танков в ходе Шестидневной войны.
    • Через несколько месяцев после окончания войны 1967 года египтянам удалось поразить ПТУР «Шмель» два израильских танка М48, патрулировавших восточный берег Суэцкого канала.[4]
    • Греки-киприоты использовали ПТУР «Шмель» во время Турецкого вторжения 1974 года. Было поражено несколько целей, например, 1 августа ракетой 3М6 был уничтожен турецкий танк M47.[5][6][7][8][9][10][11]

    Другие Эксплуатанты

    Производитель/Основной эксплуатант

    Другие эксплуатанты

    Примечания

    1. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 543.
    2. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 94.
    3. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 64.
    4. ↑ ПТУР первого поколения в АОИ Архивировано 1 июля 2014 года.
    5. ↑ Cyprus 1974 – The Greek coup and the Turkish invasion, Makarios Drousiotis, Hellenic Distribution Agency
    6. ↑ Armour in Cyprus, Evolution and Action. Ioannis Mamounidakis. 2008
    7. ↑ Savvas D. Vlassis, O Aporritos Attilas, Athens 2004
    8. ↑ OPERATION "NIKI" 1974 – A Suicide Mission to Cyprus. (Mihail Solanakis)
    9. ↑ Battle of Nicosia International Airport – Cyprus 1974 by a Greek Commando, Published Istoria (History), 1993
    10. ↑ The Action of the Captured M47 in Attila II in The Unknown Soldier of Cyprus (Savvas Vlassis)
    11. ↑ Georgiou P.Sergi - "Battle for Cyprus. July–August 1974", Athens 1999 (in Greek)
    12. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ПТУРы сухопутных войск / под ред. Дмитриева Г.Н.. — Киев: Архив-Пресс, 1997. — С. 26. — 26 с. — (Архив 500+). — 700 экз.

    Литература

    • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.

    Ссылки

    Комплексы управляемого вооружения СССР и России после 1945 года

    Первого поколения

    Второго поколения

    Третьего поколения

    wiki.sc

    3М6 «Шмель» - это... Что такое 3М6 «Шмель»?

    «Шмель» (индекс ракеты — 3М6, по классификации МО США и НАТО: AT-1А Snapper — советский противотанковый ракетный комплекс первого поколения. Разработан в ОКБ-16 под руководством А. Э. Нудельмана. Принят на вооружение ВС СССР 1 августа 1960 года. Серийное производство комплекса продолжалось с 1961 по 1966 годы.

    Предназначен для поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей.

    Послужил основой для дальнейших разработок.

    Модификации

    Боевая машина 2П26 в музее Батей-Ха-Осеф (Тель-Авив). Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1.

    ПТРК размещался на двух типах наземных носителей:

    • 2К15 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П26 на базе шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 с четырьмя направляющими рельсового типа расположенными в задней части кузова. В эксплуатации с 1960 года.
    • 2К16 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П27 на базе шасси боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ (ГАЗ-40П) с тремя выскакивающими вверх рельсовыми направляющими размещёнными в бронированной рубке. В эксплуатации с 1964 года.

    По организационно-штатной структуре, боевые машины были сведены в противотанковые батареи придаваемые мотострелковым полкам. В каждой батарее имелось по три взвода с тремя пусковыми установками 2П26 и 2П27 и БРДМ командира взвода в каждом.

    Тактико-технические характеристики

    • Длина: 1150 мм
    • Диаметр: 136 мм
    • Размах крыльев: 750 мм
    • Дальность: от 600 до 2000 м
    • Стартовая масса: 24 кг
    • Средняя скорость: 110 м/с
    • Время полёта на максимальную дальность: 19 с
    • Система управления: командная, ручная, по проводам.
    • Боевая часть: кумулятивная, индекс 3Н13
      • Масса БЧ: 5,4 кг
    • Бронепробиваемость: до 300 мм

    Эксплуатанты

    Производитель/основной эксплуатант

    Другие эксплуатанты

    Примечания

    1. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ПТУРы сухопутных войск / под ред. Дмитриева Г.Н.. — Киев: Архив-Пресс, 1997. — С. 26. — 26 с. — (Архив 500+). — 700 экз.

    Ссылки

    dic.academic.ru

    3М6 «Шмель» — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    «Шмель» (индекс ракеты — 3М6, комплекса 2К15 и 2К16, по классификации МО США и НАТО: AT-1А Snapper — советский противотанковый ракетный комплекс первого поколения. Разработан в Специальном конструкторском бюро, город Коломна Московской области (ныне АО «НПК «Конструкторское бюро точного машиностроения») совместно с ВНИИ «Сигнал»,[1] под руководством Б. И. Шавырина на основе немецко-французского SS.10[2]. Принят на вооружение ВС СССР 1 августа 1960 года. Серийное производство комплекса продолжалось с 1961 по 1966 годы на Заводе им. Дегтярёва[3].

    Предназначен для поражения танков, инженерных и фортификационных сооружений, надводных целей.

    Послужил основой для дальнейших разработок.

    Модификации

    Боевая машина 2П26 в музее Батей-Ха-Осеф (Тель-Авив). Пусковая установка 2П27 комплекса 2К16 «Шмель» на базе БРДМ-1.

    ПТРК размещался на двух типах наземных носителей:

    • 2К15 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П26 на базе шасси автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-69 с четырьмя направляющими рельсового типа, расположенными в задней части кузова. В эксплуатации с 1960 года.
    • 2К16 «Шмель» — противотанковый ракетный комплекс с боевой машиной 2П27 на базе шасси боевой разведывательно-дозорной машины БРДМ-1 (ГАЗ-40П) с тремя выскакивающими вверх рельсовыми направляющими, размещёнными в бронированной рубке. В эксплуатации с 1964 года.

    По организационно-штатной структуре боевые машины были сведены в противотанковые батареи, придаваемые мотострелковым полкам. В каждой батарее имелось по три взвода с тремя пусковыми установками 2П26 и 2П27 и БРДМ командира взвода в каждом.

    Видео по теме

    Тактико-технические характеристики

    • Длина: 1150 мм
    • Диаметр: 136 мм
    • Размах крыльев: 750 мм
    • Дальность: от 600 до 2000 м
    • Стартовая масса: 24 кг
    • Средняя скорость: 110 м/с
    • Время полёта на максимальную дальность: 19 с
    • Система управления: командная, ручная, по проводам.
    • Боевая часть: кумулятивная, индекс 3Н13
      • Масса БЧ: 5,4 кг
    • Бронепробиваемость: до 300 мм

    Боевое применение

    Известные случаи применения ПТРК «Шмель»:

    • Египетские операторы поразили не менее 10 израильских танков в ходе Шестидневной войны.
    • Через несколько месяцев после окончания войны 1967 года египтянам удалось поразить ПТУР «Шмель» два израильских танка М48, патрулировавших восточный берег Суэцкого канала.[4]
    • Греки-киприоты использовали ПТУР «Шмель» во время Турецкого вторжения 1974 года. Было поражено несколько целей, например, 1 августа ракетой 3М6 был уничтожен турецкий танк M47.[5][6][7][8][9][10][11]

    Другие Эксплуатанты

    Производитель/Основной эксплуатант

    Другие эксплуатанты

    Примечания

    1. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 543.
    2. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 94.
    3. ↑ Тихонов, Т.1, 2010, с. 64.
    4. ↑ ПТУР первого поколения в АОИ Архивировано 1 июля 2014 года.
    5. ↑ Cyprus 1974 – The Greek coup and the Turkish invasion, Makarios Drousiotis, Hellenic Distribution Agency
    6. ↑ Armour in Cyprus, Evolution and Action. Ioannis Mamounidakis. 2008
    7. ↑ Savvas D. Vlassis, O Aporritos Attilas, Athens 2004
    8. ↑ OPERATION "NIKI" 1974 – A Suicide Mission to Cyprus. (Mihail Solanakis)
    9. ↑ Battle of Nicosia International Airport – Cyprus 1974 by a Greek Commando, Published Istoria (History), 1993
    10. ↑ The Action of the Captured M47 in Attila II in The Unknown Soldier of Cyprus (Savvas Vlassis)
    11. ↑ Georgiou P.Sergi - "Battle for Cyprus. July–August 1974", Athens 1999 (in Greek)
    12. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ПТУРы сухопутных войск / под ред. Дмитриева Г.Н.. — Киев: Архив-Пресс, 1997. — С. 26. — 26 с. — (Архив 500+). — 700 экз.

    Литература

    • Тихонов С. Г. Оборонные предприятия СССР и России : в 2 т.. — М. : ТОМ, 2010. — Т. 1. — 608 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-903603-02-2.

    Ссылки

    Комплексы управляемого вооружения СССР и России после 1945 года

    Первого поколения

    Второго поколения

    Третьего поколения

    www.wikipedia.green