Шмель примус 2


Статья по эксплуатации и ремонту примуса "Шмель-2." (Дастан)

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ и ремонту примуса "Шмель-2." (Дастан)

7638cb3eb3d6fbaf12b2a144be3cde56

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Бензин заливайте только в остывший примус через отверстие для завинчивания насоса в бачке 1.1.2. Перед пользованием проверьте отсутствие течи бензина перевертыванием примуса горелкой вниз.1.3. Прогрев горелки 4 производите пламенем горючего, помещенного (налитого) в углубление детали 7.1.4. Для зажигания примуса и усиления пламени ключ управления поворачивайте против часовой стрелки, для убавления пламени и гашения - по часовой стрелке.1.5. Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки.1.6. Предохранительный клапан 3 срабатывает автоматически; разборка клапана не рекомендуется.

2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

2.1. Примус предназначается для приготовления пищи и кипячения воды в походных условиях.2.2. Примус работает на автомобильныхбензинахпо ГОСТ 2084-77 (А-72; А-76; АИ-93; АИ-98).2.3. Одна заправка (0,75 л) обеспечивает непрерывное горение в течегие 3,5 - 5 часов.2.4. Двухлитровый чайник закипает в течение 10 минут при температуре наружного воздуха не ниже 16° С.2.5. Масса незаправленного примуса без футляра — 1 кг.2.6. Надежная работа примуса обеспечивается в диапазоне температур от —30°С до +40°С.2.7. Примус сохраняет устойчивость при устанавливаемой на него емкости диаметром не более 240 мм.

3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

В комплект одного примуса входят:

Таблица 1

Наименование

Количество (штук)

Примус “Шмель-2” (рис. 1)

1

Футляр

1

Руководство по эксплуатации

1

Воронка

1

Коробка для ЗИП

1

Игла (10)

2

Прокладка предохранительного клапана

1

Прокладка обратного клапана (28)

1

Уплотнитель шпинделя (17)

1

Ниппель (9)

1

Кольцо поршня (29)

2

Кольцо насоса (22)

1

Ключ для замены иглы

1

Ключ управления со съемной рукояткой *

1

Примечание. Запасные детали уложены в коробку для ЗИП вместе с ключом для замены иглы. Для сборки и разборки горелки используется обратная сторона ключа управления, с предварительно снятой пластмассовой рукояткой.

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Запрещается:

— заливать бензин в горящий или неостывший примус;— заливать бензин выше нижней кромки отверстия для насоса;— применять бензин в смеси со смазочными маслами или бензин, неоговоренный в пункте 2.2;— пользоваться примусом детям;— использовать примус при обнаружении течи бензина.Не рекомендуется применять этилированные бензины ввиду их токсичности.

 

5. УСТРОЙСТВО ПРИМУСА

5.1. Примус (см. рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 3, горелка 4.Между горелкой 4 и бачком 1 поставлена уплотнительная прокладка 7. Ветрозащитный кожух 5 надевается на угольники, приваренные к бачку 1; стойки б вставляются в пазы ветрозащитного кожуха 5.

5.2. Горелка (см. рис. 2) состоит из корпуса 8, сверху которого ввинчен ниппель 9.В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулировки интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 9.Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 и шпинделя (эксцентрика) 16. На конусе с помощью. гайки 13 укреплена игла 10.На хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 14 гайкой 15.Конус 18 в нижнем положении перекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью ключа управления.В нижней части корпуса вложена сетка 19, служа щая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 12 и отражатель 11.

5.3. Насос (см. рис. 3) имеет шток 21 с поршнем, состоящим из развальцованных на нем шайб 30, между которыми надето резиновое кольцо 29 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана. Резиновое кольцо 29 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при ходе штока назад.Головка штока 21 фигурным выступом входит в профильное отверстие гайки 23, обеспечивая фиксацию штока во вдвинутом положении поворотом головки на 90°На конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 26, в котором установлены пружина 25, поршень клапана 27 и прокладка 28.Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашке 24 установлено резиновое кольцо 22, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.

5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 4 (рис. 1), испаряется на сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 9 поступает в пространство между колпачком 12 и отражателем 11, инжектируя через отверстия в горелке воздух. Там бензовоздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстия в отражателе 11, воспламеняется.

6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

6.1. Установите примус на ровное место, -отверните насос и, пользуясь воронкой, залейте в бачок бензин через отверстие для насоса, после чего плотно заверните насос. Убедившись, что отверстие горелки перекрыто (ключ управления поверните вправо до упора), проверьте герметичность перевертыванием примуса.6.2. Накачайте воздух насосом 2, сделав 10—15 энергичных качков.6.3. Для сохранения устойчивости при постановке на примус емкости большого диаметра стойки 6 могут быть переставлены концами наружу.6.4. Уберите от примуса запас бензина.

7. ПОРЯДОК РАБОТЫ

7.1. Прогрев горелки.

Для прогрева горелки налейте горючее в углубление прокладки горелки 7 (рис. 1) до краев и подожгите. Горючим для прогрева может быть спирт, денатурат, бензин и сухое горючее.При пользовании бензином пламя прогрева будет коптящим.Сухое горючее применяйте в количестве 1—2 граммов (в зависимости от погоды) в измельченном на небольшие кусочки состоянии и смоченным в бензине. Жидкое горючее для прогрева следует наливать из небольшого сосуда (пузырька).Допускается прогрев бензином, слитым из горелки после накачивания примуса. Для слива сделайте кратковременный поворот ключа управления влево и обратно, следя, чтобы не было перелива бензина через край углубления прокладки горелки.Прогрев бензином следует производить только на открытом воздухе.В ряде случаев может потребоваться повторный прогрев. Например, при недостаточном наливе горючего и на морозе.

7.2. Управление горением:

а) зажигание.

После прогрева, медленным поворотом шпинделя 16 (рис. 2) при помощи ключа управления против часовой стрелки, откройте подачу топлива и подожгите выходящую бензовоэдушную смесь у отверстий отражателя 11 (рис. 2). Пламя работающей горелки должно быть бледно-синим.Если пламя вспыхнуло факелом, горелку следует погасить поворотом ключа управления по часовой стрелке и повторить прогрев (см. п. 7.1).Если при горении происходит раскаливание отражателя II (рис. 2) и слышится гудящий шум, следует погасить примус и проверить правильность установки колпачка 12 и отражателя 11 (рис. 2), которые должны быть жестко зафиксированы в раструбе горелки;

б) регулирование.

Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки;

в) чистка ниппеля.

Чистку ниппеля 9 (рис, 2) производите при повороте ключа управления на 1/2 оборота несколькими вращательными движениями ключа по часовой и против часовой стрелки.Если при чистке горелки горение прекратилось, зажигание нужно немедленно повторить;

г) гашение горелки.

Гашение горелки производите поворотом ключа управления по часовой стрелке до упора с небольшим нажимом.После остывания примуса сбросьте давление в бачке 1 (рис. 1) вывинчиванием насоса 2 (рис. 1) и уберите примус 1 футляр,

8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

8.1. Необходимо содержать примус в чистоте, периодически протирая его тряпкой, смоченной бензином, с целью удаления копоти и остатков пищи, попавших на примус при ее приготовлении.Особенно внимательно следует следить за чистотой отверстия предохранительного клапана 3 (рис. 1).8.2. Кольцо поршня 29 (рис. 3) следует периодически смазывать смазкой циатнм-221 ГОСТ 9433-80, растительным или животным жиром.8.3. После наработки 975 часов (при ухудшении интенсивности горения или при затрудненном повороте шпинделя) необходимо полностью разобрать горелку (см. рис. 2), для чего:8.3.1. Выверните ниппель 9 ключом управления.8.3.2. Выверните гайку 15.8.3.3. Шилом или другим подобным предметом разрушьте и удалите старый уплотнитель 17, выньте шпиндель 16 и конус 18 из корпуса горелки 8.8.3.4. Очистите внутреннюю поверхность корпуса горелки 8 и наружную поверхность конуса 18 от следов нагара.8.3.5. Соберите горелку в обратной последовательности, усгаиовив новый уплотнитель 17 из комплекта ЗИП.

9. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ

9.1. Примус должен храниться чистым, сухим в футляре, со спущенным давлением внутри бачка.В том же футляре хранятся коробочка с комплектом ЗИП, ключ управления и заливная воронка.При длительном хранении бензин слить.

10. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ

Примус туристский "Шмель-2" соответствует техническим условиям ТУ 92-365-79 и признан годным к эксплуатации.

11. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

11.1. Завод гарантирует безотказную работу примуса в течение 18 месяцев со дня продажи магазином.11.2. Рекламации принимаются при условии выполнения потребителем указаний настоящего руководства. Замена деталей из комплекта ЗИПа основанием для рекламации не является.11.3. Обмен и ремонт производится в соответствии с действующими правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, при наличии даты продажи и штампа магазина в гарантийном талоне.11.4 Адреса гарантийных мастерских см. в приложении.При выполнении гарантийного ремонта талон, заполненный мастерской, высылается в адрес изготовителя.11.5. Почтовый адрес для писем и посылок:  195009, г. Ленинград, ПО “Арсенал” им. М. В. Фрунзе.11.6. Цена примуса

10. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

(Для устранения неисправностей примус погасите)

Таблица 2

Внешнее проявление и дополнительные признаки неисправностей

Вероятная причина

Метод устранения

У гайки 15 (см. рис. 2) появляется язычок огня или дым

Нарушилось уплотнение 17 шпинделя 16

Подтяните гайку 15 ключом управления до прекращения огня или дыма. Если неисправность осталась, замените уплотнитель 17

Насос (см. рис. 3) плохо накачивает воздух в бачок

Ослабла завальцовка шайб 30 на штоке 21 насоса. Шайбы имеют возможность осевого перемещения.

Расклепайте конец штока, удерживающего шайбы 30.

Попадание грязи на внутреннюю поверхность цилиндра 20.

Снимите кольцо поршня, очистите от гря”и поверхность поршня и цилиндра 20.

Неправильно установлено кольцо поршня 29.

Снимите кольцо поршня 29 и установите его на поршне таким образом, чтобы выступы кольца были направлены в сторону обратного клапана.

Износился наружный диаметр кольца поршня 29 или выступы

Замените кольцо поршня 29

Из-под гайки-барашка 24 (см. рис. 3) просачиваются пары бензина или бензин, которые могут загореться

Гайка-барашек 24 недостаточно затянута. Износилось кольцо насоса 22

Погасите огонь около гайки-барашка 24 и затяните ее. Если неисправность осталась, замените кольцо 22

Накачивание и горение ухудшаются. В насос попадает бензин

Завис поршень 27 обратного клапана или износилась прокладка 28 обратного клапана

Через отверстие обратного клапана сместите поршень клапана 27 с помощью шила. Если неисправность осталась, замените прокладку 28

Примус горит коптящим пламенем

Износился ниппель 9 (рис. 2)

Снимите напряжение в резьбе легкими ударами по ниппелю и выверните его с помощью ключа управления. Заверните новый ниппель из комплекта ЗИП

Ниппель 9 не прочищается

Сломалась игла 10

Снимите напряжение в резьбе легкими ударами по ниппелю 9. Выверните его с помощью ключа управления.Вращая шпиндель 16, поднимите конус 18 в крайнее верхнее положение. Ключом для замены иглы из комплекта ЗИП отверните гайку 13, удалите, остатки сломанной иглы 10. Наполните внутреннюю полость гайки любой густой смазкой для предотвращения выпадания иглы: вставьте и отверстие гайки новую иглу со стороны резьбы. Заверните на место гайку 13 и ниппель 9.Уберите ключ для замены иглы н коробочку с ЗИП. Во избежание потери запасных игл, имеющих малые габариты, работу по замене выполняйте с особой осторожностью - над листом белой бумаги

Бензин или пары просачиваются из-под горелки 4 и могут загореться (см. рис. 1)

Ослабло резьбовое соединение горелки 4. Нарушение герметичности

Погасите огонь. Подтяните горелку ключом с зевом 19 мм.Следует обращать внимание, чтобы конец шпинделя 16 находился против выреза ветрозащитного кожуха. При несовпадении необходимо поставить дополнительные шайбы, вырезанные из алюминиевой фольги

 

arbaletdv.ru

ТУРИСТСКИЙ ПРИМУС “ШМЕЛЬ-2”

По просьбе Игоря выкладываю статью по эксплуатации и ремонту примуса "Шмель-2." Ребята, которые идут в Хибины в марте, должны изучить технику, с которой предстоит иметь дело, как её использовать, а главное - как чинить. Такой информации я нашёл достаточно много, но данная статья мне понравилась наличием подробных схем, а также таблицей неисправностей и методов их устранения. Не поленитесь дочитать статью до конца -  в таблице информация буквально разложена по полочкам: "Внешнее проявление и дополнительные признаки неисправностей", "Вероятная причина" и "Метод устранения". Для того, чтобы воспользоваться этой информацией , необходимо изучить устройство примуса по предыдущим схемам.

Настоятельно советую тем, кто собирается идти в Хибины - вызубрить эту информацию (или распечатать и взять с собой), так как от ваших знаний и умений может зависеть здоровье ваших товарищей (а то и жизнь).

Думаю , достаточно для вступления, далее идёт само РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ:

Информация взята отсюда

1. ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ

1.1. Бензин заливайте только в остывший примус через отверстие для завинчивания насоса в бачке 1.1.2. Перед пользованием проверьте отсутствие течи бензина перевертыванием примуса горелкой вниз.1.3. Прогрев горелки 4 производите пламенем горючего, помещенного (налитого) в углубление детали 7.1.4. Для зажигания примуса и усиления пламени ключ управления поворачивайте против часовой стрелки, для убавления пламени и гашения - по часовой стрелке.1.5. Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки.1.6. Предохранительный клапан 3 срабатывает автоматически; разборка клапана не рекомендуется.

2.ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

2.1. Примус предназначается для приготовления пищи и кипячения воды в походных условиях.2.2. Примус работает на автомобильных бензинах по ГОСТ 2084-77 (А-72; А-76; АИ-93; АИ-98).2.3. Одна заправка (0,75 л) обеспечивает непрерывное горение в течегие 3,5 - 5 часов.2.4. Двухлитровый чайник закипает в течение 10 минут при температуре наружного воздуха не ниже 16° С.2.5. Масса незаправленного примуса без футляра — 1 кг.2.6. Надежная работа примуса обеспечивается в диапазоне температур от —30°С до +40°С.2.7. Примус сохраняет устойчивость при устанавливаемой на него емкости диаметром не более 240 мм.

3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

В комплект одного примуса входят:

Таблица 1

Наименование Количество (штук)
Примус “Шмель-2” (рис. 1) 1
Футляр 1
Руководство по эксплуатации 1
Воронка 1
Коробка для ЗИП 1
Игла (10) 2
Прокладка предохранительного клапана 1
Прокладка обратного клапана (28) 1
Уплотнитель шпинделя (17) 1
Ниппель (9) 1
Кольцо поршня (29) 2
Кольцо насоса (22) 1
Ключ для замены иглы 1
Ключ управления со съемной рукояткой * 1

Примечание. Запасные детали уложены в коробку для ЗИП вместе с ключом для замены иглы. Для сборки и разборки горелки используется обратная сторона ключа управления, с предварительно снятой пластмассовой рукояткой.

4. ТРЕБОВАНИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

Запрещается:

— заливать бензин в горящий или неостывший примус;— заливать бензин выше нижней кромки отверстия для насоса;— применять бензин в смеси со смазочными маслами или бензин, неоговоренный в пункте 2.2;— пользоваться примусом детям;— использовать примус при обнаружении течи бензина.Не рекомендуется применять этилированные бензины ввиду их токсичности.

 

5. УСТРОЙСТВО ПРИМУСА

5.1. Примус (см. рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 3, горелка 4.Между горелкой 4 и бачком 1 поставлена уплотнительная прокладка 7. Ветрозащитный кожух 5 надевается на угольники, приваренные к бачку 1; стойки б вставляются в пазы ветрозащитного кожуха 5.

5.2. Горелка (см. рис. 2) состоит из корпуса 8, сверху которого ввинчен ниппель 9.В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулировки интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 9.Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 и шпинделя (эксцентрика) 16. На конусе с помощью. гайки 13 укреплена игла 10.На хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 14 гайкой 15.Конус 18 в нижнем положении перекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью ключа управления.В нижней части корпуса вложена сетка 19, служа щая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 12 и отражатель 11.

5.3. Насос (см. рис. 3) имеет шток 21 с поршнем, состоящим из развальцованных на нем шайб 30, между которыми надето резиновое кольцо 29 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана. Резиновое кольцо 29 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при ходе штока назад.Головка штока 21 фигурным выступом входит в профильное отверстие гайки 23, обеспечивая фиксацию штока во вдвинутом положении поворотом головки на 90°На конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 26, в котором установлены пружина 25, поршень клапана 27 и прокладка 28.Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашке 24 установлено резиновое кольцо 22, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.

5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 4 (рис. 1), испаряется на сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 9 поступает в пространство между колпачком 12 и отражателем 11, инжектируя через отверстия в горелке воздух. Там бензовоздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстия в отражателе 11, воспламеняется.

Рис. 1. Примус:1 — бачок; 2 — насос; 3 — клапан предохранительный; 4—горелка; 5—ветрозащитный кожух; б—стойка; 7 — прокладка уплотнительная.

Рис. 2. Горелка:8—корпус; 9—ниппель; 10—игла; 11 — отражатель; 12—колпачок; 13—гайка; 14—кольцо; 15—гайка; 16—шпиндель; 17—уплотнитель асбографитовый; 18—конус; 19—сетка.

Рис. 3. Насос:20—цилиндр; 21—шток; 22—кольцо насоса; 23—гайка; 24—гайка-барашек; 25—пружина; 26 — наконечник; 27—поршень клапана; 28—прокладка обратного клапана; 29—кольцо поршня; 30—шайба.

6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

6.1. Установите примус на ровное место, -отверните насос и, пользуясь воронкой, залейте в бачок бензин через отверстие для насоса, после чего плотно заверните насос. Убедившись, что отверстие горелки перекрыто (ключ управления поверните вправо до упора), проверьте герметичность перевертыванием примуса.6.2. Накачайте воздух насосом 2, сделав 10—15 энергичных качков.6.3. Для сохранения устойчивости при постановке на примус емкости большого диаметра стойки 6 могут быть переставлены концами наружу.6.4. Уберите от примуса запас бензина.

7. ПОРЯДОК РАБОТЫ

7.1. Прогрев горелки.

Для прогрева горелки налейте горючее в углубление прокладки горелки 7 (рис. 1) до краев и подожгите. Горючим для прогрева может быть спирт, денатурат, бензин и сухое горючее.При пользовании бензином пламя прогрева будет коптящим.Сухое горючее применяйте в количестве 1—2 граммов (в зависимости от погоды) в измельченном на небольшие кусочки состоянии и смоченным в бензине. Жидкое горючее для прогрева следует наливать из небольшого сосуда (пузырька).Допускается прогрев бензином, слитым из горелки после накачивания примуса. Для слива сделайте кратковременный поворот ключа управления влево и обратно, следя, чтобы не было перелива бензина через край углубления прокладки горелки.Прогрев бензином следует производить только на открытом воздухе.В ряде случаев может потребоваться повторный прогрев. Например, при недостаточном наливе горючего и на морозе.

7.2. Управление горением:

а) зажигание.

После прогрева, медленным поворотом шпинделя 16 (рис. 2) при помощи ключа управления против часовой стрелки, откройте подачу топлива и подожгите выходящую бензовоэдушную смесь у отверстий отражателя 11 (рис. 2). Пламя работающей горелки должно быть бледно-синим.Если пламя вспыхнуло факелом, горелку следует погасить поворотом ключа управления по часовой стрелке и повторить прогрев (см. п. 7.1).Если при горении происходит раскаливание отражателя II (рис. 2) и слышится гудящий шум, следует погасить примус и проверить правильность установки колпачка 12 и отражателя 11 (рис. 2), которые должны быть жестко зафиксированы в раструбе горелки;

б) регулирование.

Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки;

в) чистка ниппеля.

Чистку ниппеля 9 (рис, 2) производите при повороте ключа управления на 1/2 оборота несколькими вращательными движениями ключа по часовой и против часовой стрелки.Если при чистке горелки горение прекратилось, зажигание нужно немедленно повторить;

г) гашение горелки.

Гашение горелки производите поворотом ключа управления по часовой стрелке до упора с небольшим нажимом.После остывания примуса сбросьте давление в бачке 1 (рис. 1) вывинчиванием насоса 2 (рис. 1) и уберите примус 1 футляр,

8. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

8.1. Необходимо содержать примус в чистоте, периодически протирая его тряпкой, смоченной бензином, с целью удаления копоти и остатков пищи, попавших на примус при ее приготовлении.Особенно внимательно следует следить за чистотой отверстия предохранительного клапана 3 (рис. 1).8.2. Кольцо поршня 29 (рис. 3) следует периодически смазывать смазкой циатнм-221 ГОСТ 9433-80, растительным или животным жиром.8.3. После наработки 975 часов (при ухудшении интенсивности горения или при затрудненном повороте шпинделя) необходимо полностью разобрать горелку (см. рис. 2), для чего:8.3.1. Выверните ниппель 9 ключом управления.8.3.2. Выверните гайку 15.8.3.3. Шилом или другим подобным предметом разрушьте и удалите старый уплотнитель 17, выньте шпиндель 16 и конус 18 из корпуса горелки 8.8.3.4. Очистите внутреннюю поверхность корпуса горелки 8 и наружную поверхность конуса 18 от следов нагара.8.3.5. Соберите горелку в обратной последовательности, усгаиовив новый уплотнитель 17 из комплекта ЗИП.

9. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ

9.1. Примус должен храниться чистым, сухим в футляре, со спущенным давлением внутри бачка.В том же футляре хранятся коробочка с комплектом ЗИП, ключ управления и заливная воронка.При длительном хранении бензин слить.

10. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ

Примус туристский "Шмель-2" соответствует техническим условиям ТУ 92-365-79 и признан годным к эксплуатации.

11. ГАРАНТИЙНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

11.1. Завод гарантирует безотказную работу примуса в течение 18 месяцев со дня продажи магазином.11.2. Рекламации принимаются при условии выполнения потребителем указаний настоящего руководства. Замена деталей из комплекта ЗИПа основанием для рекламации не является.11.3. Обмен и ремонт производится в соответствии с действующими правилами обмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, при наличии даты продажи и штампа магазина в гарантийном талоне.11.4 Адреса гарантийных мастерских см. в приложении.При выполнении гарантийного ремонта талон, заполненный мастерской, высылается в адрес изготовителя.11.5. Почтовый адрес для писем и посылок:  195009, г. Ленинград, ПО “Арсенал” им. М. В. Фрунзе.11.6. Цена примуса

10. ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

(Для устранения неисправностей примус погасите)

Таблица 2

Внешнее проявление и дополнительные признаки неисправностей Вероятная причина Метод устранения
У гайки 15 (см. рис. 2) появляется язычок огня или дым Нарушилось уплотнение 17 шпинделя 16 Подтяните гайку 15 ключом управления до прекращения огня или дыма. Если неисправность осталась, замените уплотнитель 17
Насос (см. рис. 3) плохо накачивает воздух в бачок Ослабла завальцовка шайб 30 на штоке 21 насоса. Шайбы имеют возможность осевого перемещения. Расклепайте конец штока, удерживающего шайбы 30.
Попадание грязи на внутреннюю поверхность цилиндра 20. Снимите кольцо поршня, очистите от гря”и поверхность поршня и цилиндра 20.
Неправильно установлено кольцо поршня 29. Снимите кольцо поршня 29 и установите его на поршне таким образом, чтобы выступы кольца были направлены в сторону обратного клапана.
Износился наружный диаметр кольца поршня 29 или выступы Замените кольцо поршня 29
Из-под гайки-барашка 24 (см. рис. 3) просачиваются пары бензина или бензин, которые могут загореться Гайка-барашек 24 недостаточно затянута. Износилось кольцо насоса 22 Погасите огонь около гайки-барашка 24 и затяните ее. Если неисправность осталась, замените кольцо 22
Накачивание и горение ухудшаются. В насос попадает бензин Завис поршень 27 обратного клапана или износилась прокладка 28 обратного клапана Через отверстие обратного клапана сместите поршень клапана 27 с помощью шила. Если неисправность осталась, замените прокладку 28
Примус горит коптящим пламенем Износился ниппель 9 (рис. 2) Снимите напряжение в резьбе легкими ударами по ниппелю и выверните его с помощью ключа управления. Заверните новый ниппель из комплекта ЗИП
Ниппель 9 не прочищается Сломалась игла 10 Снимите напряжение в резьбе легкими ударами по ниппелю 9. Выверните его с помощью ключа управления.Вращая шпиндель 16, поднимите конус 18 в крайнее верхнее положение. Ключом для замены иглы из комплекта ЗИП отверните гайку 13, удалите, остатки сломанной иглы 10. Наполните внутреннюю полость гайки любой густой смазкой для предотвращения выпадания иглы: вставьте и отверстие гайки новую иглу со стороны резьбы. Заверните на место гайку 13 и ниппель 9.Уберите ключ для замены иглы н коробочку с ЗИП. Во избежание потери запасных игл, имеющих малые габариты, работу по замене выполняйте с особой осторожностью - над листом белой бумаги
Бензин или пары просачиваются из-под горелки 4 и могут загореться (см. рис. 1) Ослабло резьбовое соединение горелки 4. Нарушение герметичности Погасите огонь. Подтяните горелку ключом с зевом 19 мм.Следует обращать внимание, чтобы конец шпинделя 16 находился против выреза ветрозащитного кожуха. При несовпадении необходимо поставить дополнительные шайбы, вырезанные из алюминиевой фольги

 

club7winds.com

Примус Шмель-2

7. ТУРИСТСКИЙ ПРИМУС "ШМЕЛЬ-2": 

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ

   Эту инструкцию отсканировал и пропустил через "распознавалку" Антон                  Щербаков, за что ему еще раз СПАСИБО!                 Оригинал с красочными картинками лежит:        http://tavrich.ru/pages/scher/Stove/Review/shmel/man.htm

1.ОБЩИЕ УКАЗАHИЯ

1.1. Бензин заливайте только в остывший примус через отверстие для завинчивания насоса в бачке 1.1.2. Перед пользованием проверьте отсутствие течи бензина перевертыванием примуса горелкой вниз.1.3. Прогрев горелки 4 производите пламенем горючего, помещенного (налитого) в углубление детали 7.1.4. Для зажигания примуса и усиления пламени ключ управленияповорачивайте против часовой стрелки, для убавления пламени и гашения - по часовой стрелке.1.5. Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки.1.6. Предохранительный клапан 3 срабатывает автоматически; разборка клапана не рекомендуется.

2.ТЕХHИЧЕСКИЕ ДАHHЫЕ

2.1. Примус предназначается для приготовления пищи и кипячения воды в походных условиях.2.2. Примус работает на автомобильных бензинах по ГОСТ 2084-77 (А-72; А- 76; АИ-93; АИ-98).2.3. Одна заправка (0,75 л) обеспечивает непрерывное горение в течение 3,5 - 5 часов.2.4. Двухлитровый чайник закипает в течение 10 минут при температуре наружного воздуха не ниже 16° С.2.5. Масса незаправленного примуса без футляра - 1 кг.2.6. Hадежная работа примуса обеспечивается в диапазоне температур от -30°С до +40°С.2.7. Примус сохраняет устойчивость при устанавливаемой на него емкости диаметром не более 240 мм.

3. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

В комплект одного примуса входят: 1.Примус "Шмель-2" (рис. 1). 2.Футляр.3.Руководство по эксплуатации. 4.Воронка. 5.Коробка для ЗИП. 6.Игла (2шт.). 7.Прокладка предохранительного клапана. 8.Прокладка обратногоклапана. 9.Уплотнитель шпинделя. 10.Hиппель. 11.Кольцо поршня. 12.Кольцонасоса. 13.Ключ для замены иглы. 14.Ключ управления со съемной рукояткой(Для сборки и разборки горелки используется обратная сторона ключа управления, с предварительно снятой пластмассовой рукояткой.). Запасные детали уложены в коробку для ЗИП вместе с ключом для замены иглы.

4. ТРЕБОВАHИЯ ПО ТЕХHИКЕ БЕЗОПАСHОСТИ

Запрещается:- заливать бензин в горящий или неостывший примус;- заливать бензин выше нижней кромки отверстия для насоса;- применять бензин в смеси со смазочными маслами или бензин,неоговоренный в пункте 2.2;- пользоваться примусом детям;- использовать примус при обнаружении течи бензина.Hе рекомендуется применять этилированные бензины ввиду их токсичности.

5. УСТРОЙСТВО ПРИМУСА

5.1. Примус (см. рис. 1) состоит из бачка 1, в который ввернуты насос 2, предохранительный клапан 3, горелка 4. Между горелкой 4 и бачком 1 поставлена уплотнительная прокладка 7. Ветрозащитный кожух 5 надевается -  угольники, приваренные к бачку 1; стойки 6 вставляются в пазыветрозащитного кожуха 5.

5.2. Горелка (см. рис. 2) состоит из корпуса 8, сверху которого ввинчен ниппель 9. В корпусе горелки расположен эксцентриковый механизм, предназначенный для регулировки интенсивности горения и прочистки отверстия ниппеля 9. Эксцентриковый механизм состоит из конуса 18 и шпинделя (эксцентрика) 16. Hа конусе с помощью. гайки 13 укреплена игла 10. Hа хвостовике шпинделя 16 надет асбографитовый уплотнитель 17, который поджат к кольцу 14 гайкой 15. Конус 18 в нижнем положенииперекрывает отверстие горелки и перемещается при повороте шпинделя 16 с помощью ключа управления. В нижней части корпуса вложена сетка 19, служащая испарителем, а в раструб корпуса вложен колпачок 12 и отражатель 11.

5.3. Hасос (см. рис. 3) имеет шток 21 с поршнем, состоящим изразвальцованных на нем шайб 30, между которыми надето резиновое кольцо 29 с выступами, направленными к развальцовке, т. е. в сторону обратного клапана. Резиновое кольцо 29 обеспечивает уплотнение при ходе штока вперед и проход воздуха в полость насоса при ходе штока назад. Головкаштока 21 фигурным выступом входит в профильное отверстие гайки 23, обеспечивая фиксацию штока во вдвинутом положении поворотом головки на 90° Hа конец насоса навернут обратный клапан, состоящий из наконечника 26, в котором установлены пружина 25, поршень клапана 27 и прокладка 28.Обратный клапан предотвращает попадание бензина в полость насоса при движении штока назад. В гайке-барашке 24 установлено резиновое кольцо 22, обеспечивающее уплотнение между насосом и бачком.

5.4. Под давлением бензин поднимается по трубке бачка 1 (рис. 1) к горелке 4 (рис. 1), испаряется на сетке 19 (рис. 2) и через отверстие в ниппеле 9 поступает в пространство между колпачком 12 и отражателем 11, инжектируя через отверстия в горелке воздух. Там бензовоздушная смесь нагревается до оптимальной температуры и, выходя через отверстия вотражателе 11, воспламеняется.

(Рис. 1. Примус: 1 - бачок; 2 - насос; 3 - клапан предохранительный; 4-горелка; 5-ветрозащитный кожух; б-стойка; 7 - прокладка уплотнительная.; Рис. 2. Горелка: 8-корпус; 9-ниппель; 10-игла; 11 - отражатель; 12-колпачок; 13-гайка; 14-кольцо; 15-гайка; 16-шпиндель;17-уплотнитель асбографитовый; 18-конус; 19-сетка. Рис. 3. Hасос: 20-цилиндр; 21-шток; 22-кольцо насоса; 23-гайка; 24-гайка-барашек; 25-пружина; 26 - наконечник; 27-поршень клапана; 28-прокладка обратного клапана; 29-кольцо поршня; 30-шайба. Рисунки и полнотекстовую хорошоотформатированную инструкцию можно найти наhttp://tavrich.ru/pages/scher/Stove/Review/shmel/man.htm)

6. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

6.1. Установите примус на ровное место, отверните насос и, пользуясь воронкой, залейте в бачок бензин через отверстие для насоса, после чего плотно заверните насос. Убедившись, что отверстие горелки перекрыто (ключ управления поверните вправо до упора), проверьте герметичность перевертыванием примуса.6.2. Hакачайте воздух насосом 2, сделав 10-15 энергичных качков.6.3. Для сохранения устойчивости при постановке на примус емкости большого диаметра стойки 6 могут быть переставлены концами наружу.6.4. Уберите от примуса запас бензина.

 7. ПОРЯДОК РАБОТЫ

7.1. Прогрев горелки.Для прогрева горелки налейте горючее в углубление прокладки горелки 7 (рис. 1) до краев и подожгите. Горючим для прогрева может быть спирт, денатурат, бензин и сухое горючее. При пользовании бензином пламя прогрева будет коптящим. Сухое горючее применяйте в количестве 1-2#` ,,." (в зависимости от погоды) в измельченном на небольшие кусочки состоянии и смоченным в бензине. Жидкое горючее для прогрева следует наливать из небольшого сосуда (пузырька). Допускается прогрев бензином, слитым из горелки после накачивания примуса. Для слива сделайте кратковременный поворот ключа управления влево и обратно, следя, чтобы небыло перелива бензина через край углубления прокладки горелки. Прогрев бензином следует производить только на открытом воздухе. В ряде случаев может потребоваться повторный прогрев. Hапример, при недостаточном наливе горючего или на морозе.

7.2. Управление горением:

а) зажигание.После прогрева, медленным поворотом шпинделя 16 (рис. 2) при помощи ключа управления против часовой стрелки, откройте подачу топлива и подожгите выходящую бензовоздушную смесь у отверстий отражателя 11 (рис. 2). Пламя работающей горелки должно быть бледно-синим. Если пламя вспыхнуло факелом, горелку следует погасить поворотом ключа управления по часовой стрелке и повторить прогрев (см. п. 7.1). Если при горении происходит раскаливание отражателя II (рис. 2) и слышится гудящий шум, следует погасить примус и проверить правильность установки колпачка 12 и отражателя 11 (рис. 2), которые должны быть жестко зафиксированы в раструбе горелки;

б) регулирование. Максимальная интенсивность горения достигается при повороте ключа управления на 1/4 оборота против часовой стрелки;

в) чистка ниппеля.Чистку ниппеля 9 (рис, 2) производите при повороте ключа управления на 1/2 оборота несколькими вращательными движениями ключа по часовой и против часовой стрелки. Если при чистке горелки горение прекратилось, зажигание нужно немедленно повторить;

г) гашение горелки.Гашение горелки производите поворотом ключа управления по часовой стрелке до упора с небольшим нажимом. После остывания примуса сбросьте давление в бачке 1 (рис. 1) вывинчиванием насоса 2 (рис. 1) и уберите примус вфутляр.

 8. ТЕХHИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАHИЕ

8.1. Hеобходимо содержать примус в чистоте, периодически протирая его тряпкой, смоченной бензином, с целью удаления копоти и остатков пищи, попавших на примус при ее приготовлении. Особенно внимательно следует следить за чистотой отверстия предохранительного клапана 3 (рис. 1).

8.2. Кольцо поршня 29 (рис. 3) следует периодически смазывать смазкой циатнм-221 ГОСТ 9433-80, растительным или животным жиром.

8.3. После наработки 975 часов (при ухудшении интенсивности горения или при затрудненном повороте шпинделя) необходимо полностью разобрать горелку (см. рис. 2), для чего:8.3.1. Выверните ниппель 9 ключом управления.8.3.2. Выверните гайку 15.8.3.3. Шилом или другим подобным предметом разрушьте и удалите старый уплотнитель 17, выньте шпиндель 16 и конус 18 из корпуса горелки 8.8.3.4. Очистите внутреннюю поверхность корпуса горелки 8 и наружную поверхность конуса 18 от следов нагара.8.3.5. Соберите горелку в обратной последовательности, установив новый уплотнитель 17 из комплекта ЗИП.

9. ПРАВИЛА ХРАHЕHИЯ

9.1. Примус должен храниться чистым, сухим в футляре, со спущенным$ "+%-(%, внутри бачка. В том же футляре хранятся коробочка с комплектом ЗИП, ключ управления и заливная воронка. При длительном хранении бензин слить.

10. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ

Примус туристский "Шмель-2" соответствует техническим условиям ТУ 92-365-79 и признан годным к эксплуатации.

11. ГАРАHТИЙHЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

11.1. Завод гарантирует безотказную работу примуса в течение 18 месяцевсо дня продажи магазином.11.2. Рекламации принимаются при условии выполнения потребителем указанийнастоящего руководства. Замена деталей из комплекта ЗИПа основанием длярекламации не является.11.3. Обмен и ремонт производится в соответствии с действующими правиламиобмена промышленных товаров, купленных в розничной торговой сети, приналичии даты продажи и штампа магазина в гарантийном талоне.11.4 Адреса гарантийных мастерских см. в приложении. При выполнениигарантийного ремонта талон, заполненный мастерской, высылается в адресизготовителя.11.5. Почтовый адрес для писем и посылок: 195009, г. Ленинград, ПО"Арсенал" им. М. В. Фрунзе.

10. ВОЗМОЖHЫЕ HЕИСПРАВHОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАHЕHИЯ (Для устранения неисправностей примус погасите!)Hеисправность  Вероятная         Метод устранения               причинаУ гайки 15     Hарушилось        Подтяните гайку 15 ключом управления до(см. рис. 2)   уплотнение 17     прекращения огня или дыма. Еслипоявляется     шпинделя 16       неисправность осталась, заменитеязычок огня                      уплотнитель 17или дымHасос (см.     Ослабла           Расклепайте конец штока, удерживающегорис. 3) плохо  завальцовка шайб  шайбы 30накачивает     30 на штоке 21воздух в бачок насоса. Шайбы               имеют               возможность               осевого               перемещения               Попадание грязи   Снимите кольцо поршня, очистите от               на внутреннюю     грязи поверхность поршня и цилиндра 20.               поверхность               цилиндра 20.               Hеправильно       Снимите кольцо поршня 29 и установите               установлено       его на поршне таким образом, чтобы               кольцо поршня     выступы кольца были направлены в               29.               сторону обратного клапана.               Износился         Замените кольцо поршня 29               наружный диаметр               кольца поршня 29               или выступыИз-под гайки-  Гайка-барашек 24  Погасите огонь около гайки-барашка 24 ибарашка 24     недостаточно      затяните ее. Если неисправность(см. рис. 3)   затянута.         осталась, замените кольцо 22просачиваются  Износилосьпары бензина   кольцо насоса 22или бензин,которые могутзагоретьсяHакачивание и  Завис поршень 27  Через отверстие обратного клапанагорение        обратного         сместите поршень клапана 27 с помощьюухудшаются. В  клапана или       шила. Если неисправность осталась,насос попадает износилась        замените прокладку 28бензин         прокладка 28               обратного               клапанаПримус горит   Износился         Снимите напряжение в резьбе легкимикоптящим       ниппель 9 (рис.   ударами по ниппелю и выверните его спламенем       2)                помощью ключа управления. Заверните                                новый ниппель из комплекта ЗИПHиппель 9 не   Сломалась игла    Снимите напряжение в резьбе легкимипрочищается    10                ударами по ниппелю 9. Выверните его с                                помощью ключа управления. Вращая                                шпиндель 16, поднимите конус 18 в                                крайнее верхнее положение. Ключом для                                замены иглы из комплекта ЗИП отверните                                гайку 13, удалите, остатки сломанной                                иглы 10. Hаполните внутреннюю полость                                гайки любой густой смазкой для                                предотвращения выпадания иглы: вставьте                                и отверстие гайки новую иглу со стороны                                резьбы. Заверните на место гайку 13 и                                ниппель 9. Уберите ключ для замены иглы                                и коробочку с ЗИП. Во избежание потери                                запасных игл, имеющих малые габариты,                                работу по замене выполняйте с особой                                осторожностью - над листом белой бумагиБензин или     Ослабло           Погасите огонь. Подтяните горелкупары           резьбовое         ключом с зевом 19 мм. Следует обращатьпросачиваются  соединение        внимание, чтобы конец шпинделя 16из-под горелки горелки 4.        находился против выреза ветрозащитного4 и могут      Hарушение         кожуха. При несовпадении необходимозагореться     герметичности     поставить дополнительные шайбы,(см. рис. 1)                     вырезанные из алюминиевой фольги

rechflot.narod.ru

Горелка бензиновая Шмель-2 | Записная книжка STIZOS

« — А мы примуса не держим. Зачем? Мы ходим обедать в вегетарианскую столовую…»

Недавно прибираясь в своём сарае, брательник откопал старый отцовский туристический «примус».

А, так как в вегетарианскую столовую мы не ходим, а из нас двоих я один по молодости имел неосторожность публично именовать себя туристом, то мне этот артефакт и был торжественно вручен безо всяких возражений (там еще гантели, велосипед, санки детские, … – чуть удрал).

Так досталась мне легендарная советская бензиновая горелка «Шмель-2».

Легендарная, потому как среди самых разных горелок на протяжении многих лет являвшихся обязательным спутником очень многих любителей природы (туристов, охотников, рыболовов, альпинистов, натуралистов и пр.), а также людей тесно с ней связанных в силу обстоятельств или по роду деятельности, второй Шмель заслуженно считается одним из самых конструктивно удачных решений, в том числе среди самих Шмелей (кроме «второго» и, разумеется, «первого», есть еще и Шмель-3, и Шмель-4).

Конечно, есть и другие горелки, удачные, популярные, и хорошие наверное, но не о них сейчас речь. Я их знать не знаю, и в сарае мы их не откапывали 🙂

Шмелю посвящены целые сайты или разделы на туристических или охотничьих ресурсах, без упоминания иных аналогичных приспособлений (то есть Шмель и все, — другого нет). В сети куча ностальгических воспоминаний и выражений благодарности этому прибору от людей бывалых и знающих толк. А это о чем-то да говорит.

Впрочем, есть и другая сторона…

Тот же интернет пестрит видео-роликами и заголовками:

— кто, как, где, когда пытался привести этот (обычно уже как в моем случае бывший в употреблении) прибор в чувства;

— кто сколько дней и ночей потратил на ремонт;

— кто, как искал или сам мастерил экзотические и неповторимые детали и прокладки;

— кто, какими стараниями, каким топливом, и под какой бубен свой «примус» в первый раз разогревал-разжигал…, и кто, на каком этапе в итоге на все это дело плюнул…

А если (то еще интереснее и далеко не редко) довел-таки процесс до логического завершения, то как и что, воспламенил, пожег, прожег, взорвал, погорел сам.… Удивил, порадовал, осчастливил тем друзей, жену, пса, кота, соседа.… Спалил до кучи одежду, снаряжение, палатку, лодку, дом, лес, деревню, город…. (нужное и там и там подчеркнуть)

И еще о легендарности:

Когда я начал консультироваться по техническим вопросам ремонта «примуса» у своих парней в цеху (дабы не пополнять и без того богатый список погорельцев), то выяснилось, что ни один из наших мастеров-механиков восьмидесятых-девяностых годов рождения даже не знает о чем идет речь. Т.е. такого слова молодежь просто не слышала.

Какой я оказывается уже мамонт…

А может не в том дело? Ведь за все последние годы ни печка походная, ни горелка какая, лично мне, например (как видимо и им), ни разу в принципе не понадобилась. Ни бензиновая, ни керосиновая, ни (даже казалось бы вездесущая уже) китай-газовая. Как-то мы все больше по-пещерному, по-простому, —  костерком, да нодейкой обходимся. Хотя, говорят, это до поры, — до первой горы безлесной, поля, льда бескрайнего, где мне еще бока подмораживать не приходилось.

Но вернемся к прибору.

Внешний вид и состояние при первичном осмотре, — вполне даже ничего.

Отражатель (рассекатель) и колпачок под ним на месте.

Ниппель (жиклер) тоже в наличии. Чистый. На месте ли игла, — не проверил, не успел, но дойдут еще руки, дойдут.

Корпус не битый, не ржавый, ветрозащита, держатели, — все как положено и закопчЁно для порядка.

Даже паспорт есть (с отметкой о продаже: огонь-то мне Олимпийский достался!!!)

Насос качков так за двести смог, дал-таки давление, а регулировочный кран (даже съемная рукоять в комплекте), — шипение (впрочем не долгое). Значит внутри, хочется верить, не все безнадежно.

Пациент произвел впечатление вполне жизнеспособного, а значит, есть шанс повторить пройденный уже многими путь по восстановлению работоспособности с минимальными потерями (мечты, мечты 🙂 ).

Продолжение следует

на Ваш сайт.

stizos.ru