Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов. Шлем кайзеровский


Пикельхельм — русская каска Германской армии (26 фото) . Чёрт побери

Пикельхе́льм, пике́льхаубе (нем. Pickelhaube), также ещё называется шлем с пикой (нем. Helm mit Spitze) — остроконечный кожаный шлем, носившийся в XIX и XX веке военнослужащими русских, германских и английских вооруженных сил, пожарными и полицейскими. Часто ассоциируется с прусской и германской имперскими армиями.

Легендарный пикельхельм, который и сейчас продаётся по всей Германии в качестве сувениров, как ни удивительно, но имеет русские корни. Русский вариант был разработан лично императором Николаем I вместе с придворным живописцем, генерал-майором Свиты Его Императорского Величества Л.И.Килем на рубеже 1830-х и 1840-х годов на основе русской кирасирской каски и древнерусского шлема, впоследствии получивший обозначение «каска обр. 1844 г.». Каска была сделана из очень прочной (помповой) кожи, покрытой лаком, с металлическим шишаком на куполе в виде пылающей гренады, двумя козырьками (передним и задним), подбородочными ремнями с «чешуёй» и гербом по роду войск на лобной части. Для вентиляции головы в жаркое время года в трубке шишака были предусмотрены два отверстия, которые открывались и закрывались поворотом самой трубки. Каска в общем получилась удачной и было принято решение заменить ею кивер. Но огромная численность армии и связанные с этим колоссальные затраты задержали реформу на три года.

Тем временем, в 1837 г. во время дружественного визита принца Карла Прусского (младшего брата Фридриха Вильгельма IV) в Россию, Николай I подарил гостю первый вариант будущей «каски обр. 1844 г.» (она ещё была в стадии «инженерного образца», почти овальной формы, с низкими прямоугольными козырьками), и та настолько понравилась Карлу, что по возвращении на родину он начал просить у своего отца Фридриха Вильгельма III провести реформу и одеть в «русские каски» прусскую армию. Однако практичный король Пруссии наотрез отказался проводить ненужную и дорогостоящую, по его мнению, реформу, да и «каска русского образца» не произвела на монарха никакого особого впечатления. Но через три года старый Вильгельм III умирает и к власти в 1840 году приходит его старший сын Фридрих Вильгельм IV, который послушался своего младшего брата и в 1842 году всё-таки вводит после некоторых дизайнерских доработок (пылающая гренада была заменена на остроконечный конус («пику»)) в прусской армии «каску русского образца», раньше, чем в русской армии. После этого пикельхельм быстро распространился и среди других немецких государств.

Основа пикельхельма сделана из укрепленной (варёной) кожи, обработанной лаком для придания глянцево-чёрного блеска, и усилена металлической отделкой (как правило, позолоченной или посеребрённой для офицеров), включавшей металлический шип в навершии. Ранние экземпляры шлемов были высокими, но постепенно их высоту уменьшали, и шлем стал более подходящим по форме для головы. Отличительной особенностью пикельхельма была декоративная передняя пластина, которая обозначала номер полка. Центральная часть пластины шлема, а именно кокарда состояла из большого прусского орла — герба Пруссии. Различные виды кокарды использовались Баварией, Вюртембергом, Баденом и другими немецкими государствами. В России в качестве кокарды использовалось изображение двуглавого орла, являвшегося гербом государства.

При всей своей внешней эффектности на парадах и неплохих защитных свойствах каска оказалась крайне непрактичной в боевой обстановке, хотя и более удобной, чем старые кивера (сказывались меньший вес и высота каски). Согласно многочисленным свидетельствам современников, кожа после неоднократного намокания под дождём и последующего высыхания на солнце сжималась, коробилась, из-за чего каска уменьшалась в диаметре и еле налезала на голову солдат. Втечение Первой мировой войны было обнаружено, что пикельхельм не отвечает требованиям окопной войны. Кожаные шлемы фактически не защищали против осколков снарядов и шрапнели. Кроме того, шип зачастую торчал из окопа, указывая местоположение обладателя шлема. Вполне возможно, что именно поэтому «русские каски» в самой России сравнительно быстро вышли из употребления. Так, в 1856 году они отменены в пехотных частях, а к концу XIX века будут убраны и из парадной формы гвардейцев. В Германской же империи упорно старались сохранить этот символ немецкого солдата. Для защиты от грязи и непогоды было принято решение снабдить каждого солдата специальным чехлом на каску, а металлические шишаки начали делать съёмными. Начиная с 1916, пикельхельм медленно заменялся новым немецким стальным шлемом (Stahlhelm), который защищал голову намного лучше. Окончательно он выйдет из обращения лишь в 1918 году с распадом Германской империи, когда пикельхельм перестал быть частью военной униформы.

Цельнометаллические версии пикельхельма использовались в основном кирасирами, и часто встречаются на портретах высокопоставленных военных и политических фигур. Версия пикельхельма, использовавшаяся прусскими гвардейскими корпусами, изготовлялась из томпака (разновидность латуни) с серебряными вставками. Версия пикельхельма, использовавшаяся кирасирами начиная с 1842 года, изготавливалась из отполированной стали с медными вставками.

Русская каска обр.1844 г.

Прусский пикельхельм обр.1842 г.

Прусский шлем обр. 1855-1857 г.г.

Кокарда на шлеме обр. 1860 г.

Шлем обр. 1867 г.

Шлем обр. 1871 г.

Модель 1891 г.

Шлем образца 1895г.

— 1918 г. Брест — Литовский договор

chert-poberi.ru

Имперский шлем (закрытый) | The Elder Scrolls Wiki

Имперский шлем (ориг. Imperial Helmet) — шлем, тяжёлая броня в игре The Elder Scrolls V: Skyrim.  Обобщающая статья:  «Имперское снаряжение (Skyrim)».  Обобщающая статья:  «Перечень тяжёлой брони (Skyrim)».

Закрытый имперский шлем — редкий вариант имперского шлема, практически полностью закрывающий лицо носящего и обладающий высоким гребнем-навершием. Представляет альтернативный вариант внешнего вида по сравнению с обычным шлемом имперского доспеха.

Шлем нельзя ни создать, ни купить. Можно только найти или украсть.

Местонахождение Править

  • У подножия святилища Талоса, находящегося около хижины Фроки (чтобы найти, необходимо подняться чуть выше в горы).
  • В гроте Солёная Вода, который находится около солитьюдского маяка.
  • В Килкрите — храме Меридии, вход в который находится под постаментом её статуи, прямо у входа, рядом с осквернённым телом имперского легионера.

ru.elderscrolls.wikia.com

Antique Photos - Германские каски

Необходимость разработки принципиально нового головного убора, способного защитить солдат от постоянно совершенствовавшегося стрелкового оружия противника, привела к постепенному отказу от традиционных пикельхельмов. Эти красивые шлемы, введенные еще в 1842 г., были дороги в изготовлении, непрактичны в условиях позиционной войны и несовершенны в плане защиты от пуль и осколков.

Каска Гаеда (Stahlkappe M1915, Gaede-Helm)

Изготовлена в 1915 г. по личной инициативе генерала инфантерии Ганса Гаеда (Hans Emil Alexander Gaede, 19.02.1852 – 16.09.1916), командующего армейской группы “Гаед” (Armeeabteilung Gaede, до 25.11.1914 г. – Armeeabteilung B).

Армейская группа “Гаед”, состоявшая преимущественно из частей Ландвера, занимала позиции во Франции близ горной цепи Восг неподалеку от границы со Швейцарией.

Причиной создания этой необычной каски стала обеспокоенность командующего возросшим количеством ранений в голову осколками камней среди личного состава даже на этом относительно безопасном участке фронта – основную угрозу представляли артиллерийские обстрелы.

Отсутствие практических предложений со стороны вышестоящего командования по решению сложившейся проблемы и бюрократическая волокита вынудили генерала Гаеда взять инициативу в свои руки. Дизайн был разработан начальником штаба армейской группы “Гаед” оберстлойтнантом Гессе (Hesse), который частично профинансировал производство первых германских шлемов Великой войны. Всего в артиллерийской мастерской армейской группы в г.Мюльхаузен было изготовили около 1,5 тысяч касок.

Внешне “каска Гаеда” напоминала шлем викингов и представляла собой толстый кожаный наголовник, к которому при помощи кожаных ремней, пропускавшихся через боковые отверстия, крепилась массивная искривленная пластина из прочного хромоникелевого сплава толщиной 5-7 мм, защищавшая лоб и нос. 

Несмотря на ряд преимуществ, главными недостатками этой модели были ее вес (чуть более 2 кг), в результате чего быстро уставала шея, а также лишь частичная защита головы (шея и затылок оставались полностью уязвимыми).   

После принятия на вооружение стального шлема обр.1916 г. большинство “касок Гаеда” были отправлены на переплавку. Тем не менее, изобретение Гаеда не прошло незамеченным – при последующем производстве стальных шлемов стала использоваться легированная сталь – хромоникелевый сплав.

Стальная маска (La plaque eléphant)

Массивная маска для защиты головы снайпера выпускалась из стали. В правой ее части находился вырез для размещения винтовки с оптическим прицелом. В верхней части располагались две узкие короткие щели для глаз.

Крепление осуществлялось при помощи кожаных ремней, охватывавших голову снайпера. Сами ремни крепились к полукруглому металлическому ободу, приклепанному ко внутренней стороне маски.

Единый образец маски отсутствовал, существуют несколько разновидностей, отличающиеся друг от друга массой, размерами, качеством стали и уровнем обработки металла.

Французские военнослужащие окрестили эту маску “слоновьим щитом” из-за ее характерной формы.

Всего было произведено около 1,500 экземпляров.

Стальной шлем образца 1916 г. (Stahlhelm M16)

Эта каска характерной и легко узнаваемой формы, ставшая одним из символов германского солдата, была разработана в 1915 г. профессором ганноверской Королевской технической высшей школы (Königliche Technische Hochschule) хауптманном артиллерии д-ром Фридрихом Швердом (Friedrich Schwerd). Благодаря поддержке профессора д-ра Августа Бира (August Karl Gustav Bier, 24.11.1861 – 12.03.1949), маринегенераларцта в ранге контр-адмирала, его предложение было одобрено Берлином в сентябре 1915 г.

Первые экземпляры каски прошли полевые испытания на полигоне Куммерсдорф в середине ноября 1915 г., массовое производство началось в январе 1916 г., а уже в феврале новые стальные шлемы под названием “Stahlschutzhelm, Modell 1916” начали поступать в войска. Первыми их получили штурмовые подразделения, сражавшиеся под Верденом.

Благодаря своей конструкции, каски практически мгновенно доказали свою эффективность и эра пикельхельмов закончилась. Военная промышленность не успевала за растущими потребностями армии и поначалу каски поставлялись лишь частям, воевавшим на передовой. В день выпускалось от 3,5 до 4 тысяч касок. К концу Великой войны германские предприятия выпустили около 8,5 миллионов шлемов.

К объективным недостаткам каски относились шум, создаваемый при порывах ветра, несовершенство крепления подбородочного ремня, а также полное перекрытие обзора при сползании шлема.

Каски, по форме напоминавшие средневековые шлемы-салады, штамповались из прокатанной легированной стали, “доставшейся в наследство” от предшественника – каски Гаеда.

Для крепления дополнительной лобовой брони и циркуляции воздуха по бокам корпуса были расположены вентиляционные отверстия в форме выступающих втулок.

Подшлемник крепился при помощи трех кламеров – одного в затылочной части и двух в височной части корпуса. Регулируемый по длине подбородочный ремень из единого куска кожи крепился внутри корпуса. В целях экономии для этих целей использовались хранившиеся на складах ремешки от пикельхельмов.

В значительном количестве каски М16 также поставлялись союзникам Германии – Австро-Венгерской Империи, Османской Империи и Болгарскому царству.

Окраска и камуфляж касок

На фабриках шлем окрашивался в цвет фельдграу, причем у моделей раннего выпуска покрытие было заметно лакированным, а к концу войны цвет сменился на более тусклый с преобладанием серого.

На передовой солдаты самостоятельно камуфлировали каски в соответствии с обстановкой при помощи грязи, краски и материи.

В конце 1916 г. начали применять зимний камуфляж, используя для этого белую краску и матерчатые чехлы.

С февраля 1917 г. на шлемы стали одевать маскировочные чехлы из серой парусины с вырезами для вентиляционных отверстий. 

В общей сложности в войска поступили 800,000 чехлов.

Приказ от 07.07.1918 г., подписанный генерал-квартирмейстером Эрихом Людендорфом, регламентировал камуфляжную окраску шлемов (Buntfarbenanstrich M1918) в три цвета (зеленый, коричневый и темно-желтый), разделенных полосами черной краски в палец толщиной.

Всего же использовались четыре цветовых камуфляжных схемы: вышеописанная (наиболее распространенная), пятнистая (похожая на предыдущую, но без разделительных полос), зигзагообразная (для действий в лесистой местности) и наиболее редкая – сетчатая.

Нанесение щитков, отличительных знаков и эмблем на корпус каски запрещалось, за исключением чинов 1-го полка пешей гвардии (1.Garde-Regiment zu Fuß), входившего в состав 1-й гвардейской дивизии. На касках гвардейцев с левой стороны  был изображен щиток треугольной формы, поле которого было разделено на четыре части и окрашено в черный и белый цвета. Дополнительные эмблемы наносились краской на заднюю часть каски: в 1-й роты – литера “L” белого цвета, в остальных ротах – соответствующий номер, выполненный красными арабскими цифрами.

Разновидности стального шлема обр.1916 г.

1. Самая распространенная стандартная модель с низким козырьком.

2. Более редкая модель с высоким козырьком (предположительно, каски раннего выпуска).

3. Самая редкая модель с дополнительным пространством для более комфортного ношения противогаза.

4. Модель без переднего козырька. Подобные каски считаются экспортным вариантом для Османской Империи. Предположительно, отсутствие козырька позволяло турецким военнослужащим осуществлять намаз в полевых условиях, поскольку при наличии длинного козырька касание лбом молитвенного коврика было невозможным. Всего в Османскую Империю было направлено 5,400 модифицированных касок М16.  Турки, однако, отказались от дополнительной партии уже изготовленных для них подобных шлемов, в связи с чем излишками были снабжены германские подразделения.

В то же время имеется информация, что подобные шлемы изначально предназначались для экипажей первых германских танков А7V.

В Веймарской республике модель стального шлема без переднего козырька использовались бойцами Фрайкоров.

Бронепластина (Stirnpanzer)

Для дополнительной защиты солдата на вентиляционные отверстия шлема могла крепиться тяжелая бронепластина весом около 2,5 кг. Она дополняла комплект нагрудной пластинчатой брони-кирасы, выпускавшейся для экипировки часовых и пулеметчиков, которые были наиболее уязвимыми для вражеского огня.

По обеим сторонам бронепластина имела изогнутые вырезы, которыми она одевалась на вентиляционные отверстия, а также отверстия для продевания кожаного ремня, при помощи которого она притягивалась к задней части каски.

Во избежание соскальзывания ремня со шлема задний кламер крепления подшлемника имел утолщение, выступая, таким образом, в качестве упора-предохранителя.

Конструкция пластины позволяла одевать ее на любую каску, в связи с чем она выпускалась единого размера.

Популярность этого налобника была невысока, поскольку он заметно утяжелял каску и ограничивал мобильность солдата. Из-за нарушения центра тяжести шлем с пластиной общим весом примерно 3 кг тянул голову солдата вниз, и ему приходилось постоянно выгибать шею.

К тому же если пуле и не удавалось пробить пластину, то сила ее удара приводила к контузиям и повреждениям шейных позвонков вплоть до перелома и, как следствие, к гибели военнослужащего. Во избежание этого рекомендовалось даже упирать затылок в какой-нибудь неподвижный предмет.

Всего было произведено 50,000 экземпляров бронепластин.

Стальной шлем образца 1917 г. (Stahlhelm M17)

 

Усовершенствованная модификация стального шлема, появившаяся в 1917 г. иногда также называется Stahlhelm М17-18. Внешний вид каски остался прежним, а изменения коснулись крепления подбородочного ремня. Оно стало более эффективным, улучшилось качество кожи.

 

Стальной шлем образца 1918 г. (Stahlhelm M18)

Третья модификация стального шлема, производившаяся с начала 1918 г. и получившая наименование “специальная модель образца 1918 г.” (Stahlhelm Sondermodell 1918), отличалась характерными плавными вырезами в корпусе в районе ушей, а также способом крепления подбородочного ремня.

Достаточно часто эту модель ошибочно называют “кавалерийской”. Также широко распространено несоответствующее действительности мнение о том, что упомянутые вырезы предназначались для удобства ношения наушников. На самом деле их назначение было улучшить слышимость в условиях боя и снизить эффект эхо от взрывов.

Специальная облегченная модель этого шлема для ношения офицерами во время парадов выпускалась из алюминия (Stahlhelm M1918 Offiziersmodell).

Выпущено незначительное количество подобных экземпляров, в связи с чем эта модель является гораздо более редкой, чем ее предшественники, М16 и М17.

antique-photos.com

Имперский шлем | The Elder Scrolls Wiki

Имперский шлем (ориг. Imperial Helmet) — шлем, тяжёлая броня в игре The Elder Scrolls V: Skyrim.  Обобщающая статья:  «Имперский доспех (Skyrim)».  Обобщающая статья:  «Перечень тяжёлой брони (Skyrim)».

    Имперский шлем — это часть тяжёлого варианта имперских доспехов. Является самым распространённым типом шлемов в имперской армии, так как его носят большинство легионеров.

    Местонахождение Править

    • Можно найти в некоторых локациях.
    • Как уже было сказано, такой шлем носят все рядовые легионеры.
    • «Обмундирование» — в ходе этого квеста есть возможность получить имперский шлем, если попросить у Бейранда тяжёлое снаряжение из трёх предложенных на выбор.

    Для создания имперского шлема в кузнице необходимо иметь уровень 20 навыка «Кузнечное дело» и способность «Стальные доспехи», а также следующие материалы:

    Шлем можно улучшить на верстаке при помощи одного стального слитка.

    Имперский шлем имеет две разновидности, которые, скорее всего, предназначены для легионеров высокого ранга. Так, например, офицерский шлем носят только имперские капитаны и легаты.

    ru.elderscrolls.wikia.com

    Десантные шлемы германских парашютистов 1935-1945 годов » Военное обозрение

    Немецкое военное ведомство интересовалось возможностью боевого использования воздушно-десантных войск с середины 30-х годов. Локомотивом претворения в жизнь планов их создания стал сам командующий люфтваффе и министр авиации рейхсмаршал Геринг. Заложенные в новом роде войск возможности как нельзя лучше подходили для концепции блицкрига: проведение молниеносных глубоких наступательных операций с прорывом в глубину расположения противника мощных танковых клиньев. Прокладывать для них дорогу в соответствии с этой доктриной и были призваны парашютные войска (Fallschirmtruppen — FST). В их задачу входило быстрое овладение стратегическими объектами — мостами, по которым должны пройти колонны танков и мотопехоты, укрепленными районами, узлами связи и т.д. Знаменитые киевские учения 1935 года, на которых присутствовало несколько германских военных наблюдателей, доступно проиллюстрировали теоретические выкладки армейских специалистов и послужили дополнительным толчком к началу формирования собственных ВДВ. Добавим, что руководство вермахта, вынужденное воссоздавать его практически с нуля, было во многом свободно от косных представлений о ведении современной войны, господствовавших в военных кругах прочих стран. Формирование парашютных частей началось практически одновременно как в сухопутных войсках, так и в ВВС Германии. 1 октября 1935 года полицейский отряд личной охраны генерала Г. Геринга (Landespolizeigruppe General Goering), который, помимо прочих чинов и титулов, являлся шефом полиции земли Пруссия, был перечислен в состав люфтваффе как отдельный полк “General Goering”Примерно в это же время добровольцы из его состава направляются в городок Альтенграбов, где идет формирование парашютного стрелкового полка ВВС, для прохождения специальной подготовки.

    Наиболее выразительным и запоминаемым благодаря безукоризненной пластике линий на протяжении первой половины XX века, оставался шлем немецкого солдата — Stahlhelm (стальной шлем). Первые образцы таких касок были приняты на вооружение в 1916 г., получили обозначение М16.

    Изменение роли пехоты в войне, увеличение ее мобильности, отказ от позиционных боев, при которых максимальная защита головы была главной функцией шлема, привели к уменьшению размеров козырька и назатыльников. Шлем стали штамповать из легированной углеродистой стали с добавлением молибдена. Толщина листа колебалась от 1 до 1,15 мм. Каска из такой стали выдерживала давление до 220 кг на квадратный мм, что обеспечивало защиту даже от крупных осколков и пистолетных пуль. В результате немецкая каска М35 (принята на вооружение вермахта в 1935 году) визуально стала более обтекаемой и пластичной.

    К началу Второй мировой войны немецкая каска М35 по праву считалась лучшим образцом защитного вооружения.

    Несмотря на все достоинства, уже на начальном этапе подготовки парашютистов выяснилось, что стандартные армейские шлемы М35 непригодны для использования при прыжках с парашютом. Конусные поля каски создавали вихревой воздушный поток, который срывал шлем с головы парашютиста, что могло привести не только к потере шлема, но и к серьезной травме. Таким образом, стандартный подшлемник образца 1931 года в первозданном виде тоже оказался непригоден для использования и требовал конструктивных изменений.

    Разработка нового образца шлема была поручена специалистам предприятия Eisenhuttenwerk в Thale под руководством инженера Хайслера. В результате проведенной работы был представлен шлем, адаптированный для новых задач. Основой для новой модели стал модернизированный шлем стандарта M1935. Модель парашютного шлема получила наименование M1936 и была сделана в общей форме шлема M1935, но без конусных полей и выступающего козырька.

    Шлем М36Шлем М36 с модернизированным подшлемником от М38

    Часто встречается мнение, что парашютные каски моделей М36, М37 изготавливались путем обрезания полей стандартной каски М35. Скорее всего, этому заблуждению способствовал не очень точный перевод (или некорректное понимание перевода) из иностранных источников в которых упоминается общая форма со шлемом М35. Для тех, кто хоть немного знаком с кузнечно-прессовым производством и промышленной (серийной) технологией металлообработки такой вопрос никогда бы не стоял. Как известно, шлемы изготавливались методом горячей штамповки из листового металла и в процессе серийного (даже мелкосерийного) производства наверняка использовался не один и не два пресса и соответственно на каждом из прессов была установлена отдельная штамп-форма. По мере износа штамповые формы регулярно заменялись на новые, которые изготавливались по единым чертежам в инструментальном подразделении предприятия, поэтому говорить об одной (единственной) форме не имеет смысла. Можно говорить только о единообразии форм, изготовленных на основе общей технической документации, единого, стандартного образца.

    Обрезка полей готовой стандартной каски как отдельная, весьма трудоемкая и совершенно неоправданная технологическая операция представляется вообще лишенной всякого смысла. Намного проще и технологичней изготовить сокращенную, "обрезанную" пресс-форму на базе стандартного варианта. Непосредственно обрезку полей каски, можно представить вполне возможной только на стадии разработки шлема, в процессе проектно-испытательных работ.

    При разработке специального парашютного шлема изменения коснулись и конструкции подшлемника, но только в части изменения системы подбородочных ремней. Крепление подшлемника к шлему с помощью трех кнопок-кламмеров осталось неизменным, но в основание подшлемника (шлема) был добавлен толстый слой вспененной резины. Подобно M1935, в шлеме использовались те же самые полые заклепки для воздушных вентилей. Новая система ремней был разработана, таким образом, для того, чтобы пересечься позади задней части шеи и вниз вокруг подбородка при пересечении (кроссировании) с обеих сторон ушей. Для крепления ремней в шлеме были сделаны четыре продолговатые щели.

    Отличия М36 и М37Шлем М37

    В 1937 году появилась новая модификация шлема, получившая наименование М37. В каске использовались те же самые компоненты как и в модели M1936, за исключением того, что новая модель имела две, а не четыре щели для крепления ремней. Однако все конструкции на базе стандартной армейской модели М35 оказались недостаточно эффективными в процессе эксплуатации. Недостатки были столь очевидны, что возникла необходимость разработки специального шлема для парашютистов, без использования базовой общеармейской модели и ее комплектующих.

    Необходимо отметить, что шлемов моделей М36, М37 практически не сохранилось. Во всем мире существуют лишь единицы подобных изделий. Все то, что появляется на рынке, является поздними переделками из общеармейских касок, иногда весьма высокого качества.

    Оригинальный шлем М37 (военная археология)

    Принципиально новая модель шлема специально для парашютистов была разработана и представлена 16-ого июня 1938 года и получила наименование M38. Помимо оригинальной формы сферы шлема, была полностью перепроектирована конструкция подшлемника, который крепился к сфере четырьмя болтами (два на затылочной части каски и два по бокам), в самих болтах имелись сквозные вентиляционные отверстия и два углубления под специальный ключ.

    Со временем крепежные болты видоизменялись На самых первых образцах шлемов болты были медные (латунные), позже они стали производиться из стали, для удобства на головке болта появился шлиц под стандартную плоскую отвертку. Спустя некоторое время болт стал алюминиевым. В конце войны исчезло вентиляционное отверстие в болте. После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымалась из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами. Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.

    Болты и ключ крепления подшлемника модели М38

    Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшихся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос) располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

    Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня

    Шлем образца 1938 года. М38

    Шлемы М38 инженера Хайслера изготавливались только на одном предприятии Eisenhuttenwerk в Thale — лидере германской промышленности в изготовлении и проектировании шлемов и маркировались соответственно клеймами ЕТ или ckl. В производстве находились шлемы 64, 66, 68, 71 размеров, причем 64 размер в отличие от общеармейских касок, встречается крайне редко.

    Ранние варианты шлемов для парашютистов имели две декали — национальный щиток-триколор и эмблему принадлежности к роду войск Luftwaffe (ВВС) или Heer (сухопутные войска). Позже, 1 января 1939 года, все парашютные части были подчинены единому командованию в рамках структуры Luftwaffe и имели только эмблему военно-воздушных сил.

    Первый (ранний) образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов находящихся в эксплуатации, хотя директивы также как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

    Благодаря своей антуражности и сравнительно небольшому количеству германские парашютные шлемы модели М38, не говоря о более ранних моделях (М36, М37), часто являются объектом переделки путем "творческой доработки" обычных касок.

    Подшлемник крепился на усиленный обруч новой конструкции. Первоначально обруч изготавливался из алюминия, который впоследствии был заменен на оцинкованную сталь.

    Подшлемник изготавливался из двух кожаных сегментов, сшитых по центру в единую сферу. Для вентиляции в коже подшлемника были сделаны двенадцать отверстий, располагавшиеся равномерно по всей поверхности сферы. В качестве амортизатора использовался листовой вспененный каучук в форме семи лепестков (полос), располагавшийся между обручем и кожей по всей внутренней поверхности каски. Точная индивидуальная подгонка шлема осуществлялась за счет изменения толщины каучукового листа.

    Каучуковый амортизатор (реплика)

    Подбородочный ремень каски имел Y-образную форму и монтировался на болтах крепления подшлемника с помощью отверстий усиленных люверсами. Длина ремня могла регулироваться благодаря наличию трех отверстий подряд, расположенных на концах ремня.

    Подбородочный ремень (реплика)

    После появления новой модели парашютного шлема предыдущие варианты либо изымались из войск, либо в них устанавливался модернизированный подшлемник, который крепился на болтах. Согласно инструкции Luftwaffe от 15 марта 1938 г., срок службы шлема ограничивался 15 годами.

    Первый образец декали орла Luftwaffe использовался с 1-ого марта 1935 года, вплоть до введения нового образца, который был представлен в конце 1936 или в начале 1937 года. Инструкцией от 12-ого июня 1940 прекращалось использование национальной декали (триколора), и дальнейшие инструкции от 28-ого августа 1943 отменили декаль с изображением орла и предписывали, что декали должны быть удалены со всех шлемов, находящихся в эксплуатации, хотя директивы, так же как и в случае с общеармейскими касками, никто твердо не придерживался.

    Источники:http://helm.at.ua/publ/stalnoj_shlem/germanija/fallschirmjager/5-1-0-29http://battlefront.ru/stalhelm.htmhttp://15061981.diary.ru/p200702695.htm?oam#more1http://www.antik1941.ru/new_catalog/?mode=descr&cat_id=29&item_id=20785https://historyporn.d3.ru/desantnyi-shlem-m38-567214/

    topwar.ru

    Cтальной шлем Германской армии | Армейский вестник

    Как бы ни шла история взаимоотношений на нашей планетке, форма Штальхельма, символа войны и германского милитаризма, является самой популярной, узнаваемой и самой модной в известном смысле формой шлема, претерпев лишь незначительные видоизменения, если не ошибаюсь, до модификации M42 включительно.

    На фотографии из Национального архива Германии, сделанной на одном из заводов в 1916 году в г. Любек, Германия, вы можете видеть Штальхельм первой модификации M16 (Modell 1916) на разных этапах процесса его изготовления.

    В начале Первой мировой войны (1914 год) голову солдатскую защищали лишь кепи и шлемы из ткани и кожи. Но, как показало огромное количество погибших и раненых с тяжёлыми осколочными травмами головы, для ведения военных действий в условиях позиционного (окопного) противостояния кепочки оказалось недостаточно. Первыми в 1915 году очнулись французы и надели созданную на основе пожарной, каску Адриана (а вместе с ними русские, бельгийцы, итальянцы, румыны и сербы), потом – англичане свою каску Броди, и только в 1916 году у немцев на смену кожаному пикельхельму пришёл Штальхельм.

    Создателем нового шлема от эскиза до сплава стал доктор технических наук, профессор Ганноверского технического института Фридрих Шверд. В начале 1915 года он завершил исследование по травмам головы и представил свои рекомендации по производству. В сентябре проект был поддержан начальником штаба армии генералом Эрихом фон Фалькенхайном, и уже в декабре 1915 года на заводе Eisenhüttenwerke в г. Тале произведены первые образцы и тут же успешно прошли испытания на фронте. К февралю один этот завод поставил армии 30000 шлемов.

    Корпус шлема формировался из цельного стального диска и проходил девять этапов, прежде чем достигал своей окончательной формы, затем покрывался антикоррозийным покрытием по японской технологии. Новорожденный M16 весил 1,08 кг, сам сплав состоял из марганца, никеля, кремния и углеродистой стали.

    Штальхельм производили 8 заводов, 3,5–4 тысячи штук в день, и к концу Первой мировой общее количество выпущенных шлемов насчитывало 8,5 миллионов.

    Наглядное отличие M1918 и M1935(старые шлемы не утилизировались):

    Второй раз к Штальхельму Фридрих Шверд приложил руку при усовершенствовании в 1935 году. Новый шлем M35 был намного легче, формировался из листа молибденовой стали. Размер козырька и юбки, защищающей шею уменьшен, большие выступы устранены. Отверстия вентиляции (те самые рожки) были сохранены, но были сделаны в виде небольших полых заклепок. Кожаная подкладка внутри также обновлена, что значительно улучшило безопасность, регулируемость и комфорт для каждого владельца.

    Небольшая справка об авторе:В 1911 году Фридрих Шверд, который до этого являлся Техническим директором компании по производству дробильных машин «Naxos–Union» во Франкфурте на Майне, занял место Фишера в Институте механических устройств и производства. В 1925 году он выступил с специальным обращением по вопросам производства. С помощью значительной финансовой поддержки со стороны правительства и представителей промышленности, Шверд основал испытательную площадку в Ганновере, весьма примечательную для своего времени.

    Шверд и его коллега Шеринг также построили известную спектрометрическую лабораторию для изучения процессов, происходящих при резке различных материалов. Для этого они использовали экспозицию в 0.2 x10–6 секунды. В 1928 году, In 1928, с признанием факта ответственности инженера в промышленности за производственную безопасность, испытательная лаборатория по изучению процессов дробления присоединилась к Институту. Шверд ушел с поста главы Института в 1937 году

    Дизайн Штальхельма, в свою очередь, в конце 70–х вдохновил американский военпром на создание шлема в комплекте PASGT:

    Штальхельм на службе у зла, вдохновил ещё и Джона Молло, художника одного известного фильма (помимо этого, штурмовики из фильма внезапно вооружены MG 34 и MG 42, у Хана Соло Mauser C96):

    Некоторые экземпляры после войн получили вторую жизнь, но это печально:

    Чилийцы (и боливийцы) относятся более уважительно к легенде и надевают Штальхельм исключительно на парад, 2009 год:

    army-news.ru

    Имперский шлем | ВикиВоины | FANDOM powered by Wikia

    Имперский шлем

    Изготовитель:

    Римские кузнецы

    Тип защиты:

    Голова, шея

    Материал:

    Железо, бронза

    Время:

    I—III века н. э.

    Родина:

    Италия (Древний Рим)

    Область применения:

    Италия (Древний Рим)

    Пользователи:

    Имперский шлем — тип шлема, использовавшегося римскими легионерами в I - III веках н. э. В Германии такие шлемы известны как тип Вайзенау, по месту находки некоторых экземпляров. Разделялись на два похожих между собой подтипа: имперский галльский и имперский италийский, различие заключалось в основном в том, что галльские шлемы имели рельефное изображение бровей на лобной части. Имперский галльский подтип вёл своё происхождение от шлемов древних кельтов, а италийский — от шлемов типа "Монтефортино". Вспомогательная пехота использовала похожие шлемы, но более простые и сделанные из бронзы.

      Купол шлема полусферической формы, козырёк в виде пластины закреплённой несколько выше нижнего края шлема, характерный широкий назатыльник и подвижные нащёчники. Примерно с 25 года н. э. полукруглые ушные вырезы обрамляются отогнутым наружу краем, защищавшим уши от рубящих ударов направленных сверху и сбоку. Примерно с 50 года купол шлема дополнительно укрепляют двумя наложенными сверху полосами металла расположенными крест-накрест, позднее такие накладки делают в виде выступающих валиков, практически рёбер жёсткости. Обычным материалом изготовления шлемов служило железо, реже бронза. Железные экземпляры могли украшаться бронзовыми накладками. На большинстве шлемов вверху по центру имелось отверстие для установки держателя гребня, представлявшего собой металлическую "вилку" Y-образной формы, дополнительно гребень фиксировался спереди и сзади расположенными на шлеме крючками. Шлем удерживался двумя ремнями, прикреплёнными к назатыльнику и скрещивающихся в районе подбородка, также они удерживали нащёчники.

      Галльский Править

      Италийский Править

      ru.warriors.wikia.com