Рассказы об оружии. ЗСУ-23-4 «Шилка» снаружи и внутри. Шилка танк


Охотники за самолетами | Журнал Популярная Механика

В бою

К началу 1970-х «Шилки» полностью вытеснили ЗСУ-57−2 из Советской армии, после чего стали поставляться на экспорт. Первое боевое применение «Шилки» состоялось 7 октября 1973 года, когда одна сирийская ЗСУ сбила два израильских истребителя-бомбардировщика «Фантом».

Плюсы и минусы «Шилки»

Согласно существовавшим планам боевой подготовки, каждый взвод должен выполнять практические стрельбы по наземным и воздушным целям. Основное количество задач должно было выполняться с РПК. В каждой дивизии таких взводов было четыре. Где найти столько мишеней? В основном применялась «стрельба с зеркальным отворотом», которая выполнялась на полигонах, оборудованных «спаркой» — контрольной парой РЛС. Одна РЛС (ведущая) сопровождала мишень — реальный истребитель. Вторая РЛС (ведомая) принудительно разворачивалась зеркально симметрично относительно плоскости между антеннами этих РЛС. Плоскость на полигоне обозначалась хорошо видимыми вехами. Стреляющие ЗСУ устанавливались так, чтобы ось вращения башни находилась точно на зеркальной плоскости. Поворот антенны на какой-нибудь угол по горизонту сопровождался разворотом башни с пушками в противоположную сторону, и при стрельбе на экране ведомой РЛС с подключенным к ней самописцем появлялся сигнал, отраженный от пролетающих снарядов. Выполнение подобной стрельбы могло привести к поражению самолета, если он выходил на зеркальную плоскость, поэтому применялись особые меры безопасности. В окопе рядом с ЗСУ сидел страхующий, держа в руках окончание шнура-размыкателя — специального кабеля, подсоединенного к разъему на щитке механика-водителя. На конце шнура находилась кнопка, на которую страхующий был обязан нажать при развороте стволов на самолет. При нажатии кнопки полностью отключалось электропитание ЗСУ.

В ходе октябрьской войны 1973 года ПВО Сирии сбила 98 израильских самолетов. На долю «Шилки» пришлось 11 пораженных целей. А за апрель-май 1974 года из девятнадцати сбитых самолетов «Шилка» уничтожила пять.

Ходовая часть. Минусы. Маломощная, тяжелая в ремонте базовая машина.Чтобы демонтировать стартер двигателя базового шасси, необходимо было слить масло, охлаждающую жидкость, снять масляный и водяной радиаторы, эжектор и только потом снять стартер. Из-за огромного количества патрубков, шлангов, которые необходимо было отсоединить, элементарный ремонт стартера становился крайне трудоемкой задачей. Шестицилиндровый двигатель В-6P при общем весе ЗСУ в 21 т развивал всего 240 л.с. мощности.Для сравнения: Двигатель БМП-1 при весе 13 тонн развивает 260−280 л.с. Поэтому ЗСУ могла успешно держаться за колонной танков или БМП только на ровной местности. На подъемах ЗСУ отставала. Неудачным было конструктивное исполнение эжектора системы первичного электропитания выхлопных газов — прямо назад! Рядный шестицилиндровый двигатель при скатывании легко заводился в обратную сторону. Неудачно был смонтирован электропривод люка воздуховыхода ПТД — снизу. Вал привода сильно нагревался, покрывался окалиной и иногда заклинивал.Отсутствие воздушного компрессора. Баллон для воздушного пуска в отделении управления имелся. Но для заполнения сжатым воздухом его необходимо было снять, зарядить от постороннего компрессора, а потом монтировать обратно. Следствие — постоянные поломки подводящей трубки, почему-то сделанной из меди.Плюсы. Надежная и удачная конструкция системы первичного электропитания (СЭП). Она не требовала никакого вмешательства расчета в работу и обслуживание. Как максимум — чистка контактных колец генератора и преобразователя и замена угольных щеток при необходимости. Удобна была и процедура замены масла и охлаждающей жидкости базового двигателя, демонтажа топливного и масляных фильтров, секций воздушного фильтра. Хорошо отапливалось отделение управления — при помощи автономного нагнетателя воздуха с электроподогревом. Своеобразно, но неплохо были выполнены рычаги управления.Артиллерийская часть. Минусы. Радиолокационная станция 1РЛ33М сама по себе была станцией сопровождения целей (ССЦ). При работе в режиме «поиск» антенна, имеющая диаграмму направленности в 1,5°, осуществляла сканирование в секторе 15° с частотой в 63 Гц. Это увеличивало поисковые возможности РЛС, но недостаточно. Система селекции движущихся целей (СДЦ), выполненная на схеме череспериодной компенсации с использованием специальной электровакуумной трубки-потенциалоскопа, была капризна в настройке.Плюсы. Безотказность автоматической зенитной пушки «Шилки». Если автомат был правильно собран и смонтирован на люльке, лента правильно снаряжена, система охлаждения залита водой по норме, то задержка при стрельбе и выход из строя матчасти исключались на 100%. Неправильно собрать автомат было невозможно — разве что поменять местами крышки приемников и не подсоединить при монтаже тросик ручной перезарядки. Или не подключить какой-то кабель или шланг, но не заметить это было трудно.Потрясающая надежность гидравлического следящего привода. Возможны были неисправности в блоке усилителей, или в сельсинах, или тахогенераторах на дающих или принимающих приборах — сами же гидромеханические части отличались высочайшей надежностью. Комфорт экипажа (минимальный). Для обогрева предусматривались нагревающиеся поручни (можно было обжечься даже через рукавицы) и поДогреваемые пластины на полу (задубевшая в сапоге нога тепла от них даже не чувствовала).

Огневые позиции батарей «Шилок» развертывались в обороне в зависимости от условий местности на удалении 600−1000 м от прикрываемых объектов. В ходе наступления они шли в 400−600 м позади головных танков. На марше же «Шилки» распределялись равномерно вдоль колонны войск. В бою «Шилки» действовали автономно, не имея целеуказания от средств ПВО полка или дивизии. Огонь по самолетам открывался с расстояния 1500−2000 м, обычно при визуальном обнаружении цели. РЛС же в бою практически не использовались, поскольку боевые действия велись в основном на пересеченной местности, что не позволяло эффективно реализовать возможности РЛС ЗСУ по дальности обнаружения самолетов. К тому же боевые расчеты «Шилок» имели слабую подготовку и использованию РЛС предпочитали более простое визуальное обнаружение целей. И наконец, РЛС ЗСУ имела ограниченные поисковые возможности.

Знаменитая «Шилка» поставлялась более чем в 30 стран и принимала активное участие в таком количестве военных конфликтов, что ее имя стало практически нарицательным. Она не слишком комфортна для экипажа, но, как и многое другое советское оружие, проста и надежна.

Как показывали захваченные в плен летчики, «Шилки» создавали буквально море огня и оказывали сильное психологическое воздействие. Пилоты инстинктивно выходили из зоны огня ЗСУ и попадали в зону действия ЗРК. В ходе операции «Буря в пустыне» летчики многонациональных сил старались без необходимости не действовать на высотах менее 1300 м, опасаясь огня «Шилок». По некоторым данным, огнем «Шилки» был тяжело поврежден стратегический бомбардировщик Б-52, который не сумел дотянуть до своей базы на о. Диего-Гарсия.

Шайтан-арба

В Афганистане наши военные были в восторге от «Шилки». Идет колонна по дороге, и вдруг из засады — огонь. Попробуй организуй оборону, когда все машины уже пристреляны противником. Спасение одно — «Шилка». Длинная очередь — и море огня на вражеской позиции. Душманы называли нашу самоходную установку «шайтан-арба». Начало ее работы они определяли сразу и тут же начинали отходить. Тысячам советских бойцов «Шилка» спасла жизнь.

Два в одном ПЗРК 9К310 «Игла-1» способна поражать самолеты, вертолеты, дистанционно пилотируемые летательные аппараты на расстоянии 5,2 км.

Появился даже специальный «афганский вариант» «Шилки» — ЗСУ-23−4М2. За ненадобностью на нем демонтировали радиоприборный комплекс, за счет чего удалось увеличить боекомплект с 2000 до 4000 выстрелов. Был также установлен ночной прицел.

Шилкоустойчивые самолеты

Принимая на вооружение «Шилку», военные и представители ВПК понимали, что 23-мм пушка «Амур» слишком слаба. Это относилось и к малой наклонной дальности стрельбы, и к потолку, и к слабости фугасного действия снаряда. Масла в огонь подлили американцы, рекламируя новый штурмовик А-10, якобы неуязвимый для 23-мм снарядов «Шилки». В результате чуть ли не сразу после принятия «Шилки» на вооружение в армии начались разговоры о модернизации в плане увеличения огневой мощи и в первую очередь — увеличения эффективного потолка стрельбы и разрушающего действия снаряда.

С осени 1962 года прорабатывалось несколько эскизных проектов установки на «Шилку» 30-мм автоматов. Среди них рассматривался 30-мм автомат револьверного типа НН-30 конструкции ОКБ-16, использовавшийся в корабельной установке АК-230, 30-мм шестиствольный автомат АО-18 от корабельной установки АК-630 и 30-мм двухствольный автомат АО-17 конструкции КБП. Кроме того, испытывался 57-мм двухствольный автомат АО-16, специально сконструированный в КБП для ЗСУ.

Верхняя часть модернизированной зенитной установки ЗСУ-23−4М5 «Шилка» с пусковой установкой восьми зенитных самонаводящихся ракет «Игла».

26 марта 1963 года на техсовете в подмосковных Мытищах было решено увеличить калибр ЗСУ с 23 до 30 мм. Это в два раза (с 1000 до 2000 м) повышало зону 50-процентной вероятности поражения цели и увеличивало дальность стрельбы с 2500 до 4000 м. Эффективность стрельбы по истребителю МиГ-17, летящему на высоте 1000 м со скоростью 200−250 м/с, возрастала в 1,5 раза. Препятствием стало отверстие для экстракции гильз!

У 30-мм автоматов НН-30, которые планировалось ставить на новую «Шилку», гильзы выбрасываются назад-вниз, тогда как удаление гильз из башни «Шилки» — вперед-вбок. Устранения этого, казалось бы, незначительного недостатка потребовало бы таких значительных переделок в конструкции «Шилки», что проще оказалось построить новую ЗСУ, которая в дальнейшем получила название «Тунгуска» и в 1982 году была принята на вооружение.

Овод, друг Шилки

Тем не менее списывать «Шилки» не стали. С начала 1990-х годов главным для развития ЗСУ становится не увеличение скорострельности и эффективности действия снарядов, а способность обнаруживать низколетящие скоростные цели в условиях пассивно-активных помех, а также бОльшая вероятность уцелеть при массированных налетах авиации противника.

2К22 «Тунгуска» Зенитный ракетно-пушечный комплекс 2К22 «Тунгуска» (SA-19 Grison), пожалуй, самое мощное ракетно-артиллерийское оружие ПВО.

Поскольку возможность обнаружения воздушных целей у «Шилок» ограничена, еще в 1971 году начались работы над созданием специального «пункта управления подразделением ПВО мотострелкового (танкового) полка». Установка, получившая название «Овод-М-СВ», была создана на гусеничном бронированном шасси МТЛ-БУ и предназначалась для управления стрельбой «Шилок» и ЗРК «Стрела-1М». «Овод» оборудовали РЛС «Лук-23», автоматической системой управления огнем ЗСУ и ЗРК, сопряженной с системой ПВО дивизии, и приняли на вооружение в 1978 году под названием ППРУ-1 (подвижный пункт разведки и управления).

С середины 1990-х годов на Ульяновском механическом заводе велась модернизация ЗСУ «Шилки» в варианте «Шилка М4» (ЗСУ-23−4М4 и ЗСУ-23−4М5) с радиолокационной системой управления огнем и «Шилка М5» с радиолокационной и оптиколокационной системами управления огнем. Новые модификации ЗСУ эффективно действуют по целям, летящим на высотах от 25 м до 1500 м (ЗСУ-23−4М4) или от 0 м до 1500 м (ЗСУ-23−4М5), на дальности до 2500 м, при этом скорость поражаемой цели может достигать 500 м/с.

www.popmech.ru

Рассказы об оружии. ЗСУ-23-4 «Шилка» снаружи и внутри

Плавно переходим от ЗСУ-57-2 к великой (и совсем вот не побоюсь этого слова) преемнице. «Шайтан-арбе» — «Шилке».

Об этом комплексе можно говорить бесконечно, но достаточно одной короткой фразы: «В строю с 1965 года». И достаточно, в общем и целом.

История… Историю создания растиражировали так, что добавить что-то новое или пикантное нереально, но, говоря о «Шилке», нельзя не отметить несколько фактов, которые просто вписывают «Шилку» в нашу военную историю.

Итак, 60-е годы прошлого века. Реактивные самолеты уже перестали быть чудом, являя собой вполне серьезную ударную силу. С совершенно иными скоростями и возможностями по маневру. Вертолеты тоже встали на винт и рассматривались не только как транспортное средство, но и как вполне себе приличная оружейная платформа.

А главное, вертолеты начали пытаться догонять самолеты Второй мировой, а самолеты совершенно обогнали своих предшественников.

И со всем этим надо было что-то делать. Особенно на армейском уровне, «в полях».

Да, появились зенитно-ракетные комплексы. Пока еще стационарные. Вещь многообещающая, но в будущем. Но основную нагрузку по-прежнему несли зенитные пушки всех размеров и калибров.

Мы уже рассказывали о ЗСУ-57-2 и тех сложностях, с которыми столкнулись расчеты установок при работе по низколетящим быстрым целям. Зенитные комплексы ЗУ-23, ЗП-37, ЗСУ-57 могли попасть в скоростные цели случайно. Снаряды установок, ударного действия, без взрывателя, для гарантированного поражения должны были попасть в саму цель. Насколько высока была вероятность прямого попадания, судить не берусь.

Несколько лучше дела обстояли с батареями зенитных орудий С-60, наведение которых могло вестись автоматически по данным радиоприборного комплекса РПК-1.

Но в целом ни о каком точном зенитном огне речь уже не шла. Зенитные пушки могли поставить заслон перед самолетом, вынудить летчика сбросить бомбы или осуществить пуск ракет с меньшей точностью.

«Шилка» стала прорывом в области поражения летающих целей на небольших высотах. Плюс мобильность, которую уже оценили по ЗСУ-57-2. Но главное – точность.

Сегодня всеми, кто мыслит современными категориями, термин «автономный комплекс» воспринимается как должное. А в шестидесятых это был подвиг конструкторской мысли, вершина инженерных решений.

Генеральному конструктору Николаю Александровичу Астрову удалось создать бесподобную машину, которая прекрасно показала себя в боевых условиях. И не раз.

Это при том, что Астров не был авторитетом в области создания зенитных систем! Он был конструктором танков!

Малые плавающие танки Т-38 и Т-40, гусеничный бронированный тягач Т-20 «Комсомолец», лёгкие танки Т-30, Т-60, Т-70, самоходная установка СУ-76М. И другие, менее известные или не пошедшие в серию модели.

Что же такое ЗСУ-23-4 «Шилка»?

Наверное, стоит начать с предназначения.

Предназначена «Шилка» для защиты боевых порядков войск, колонн на марше, стационарных объектов и железнодорожных эшелонов от нападения воздушного противника на высотах от 100 до 1500 метров, на дальностях от 200 до 2500 метров при скорости цели до 450 м/с. «Шилка» может вести огонь с места и в движении, снабжена аппаратурой, обеспечивающей автономный круговой и секторный поиск целей, их сопровождения, выработку углов наведения пушек.

Вооружение комплекса состоит из 23-мм счетверенной автоматической зенитной пушки АЗП-23 «Амур» и системы силовых приводов, предназначенных для наведения.

Вторая компонента комплекса — радиолокационно-приборный комплекс РПК-2М. Его назначение тоже понятно. Наведение и управление огнем.

Конкретно эта машина модернизирована в конце 80-х, судя по командирскому триплексу и ночному прицелу.

Важный аспект: «Шилка» может работать как с РЛС, так и с обычным визирным оптическим устройством прицеливания.

Локатор обеспечивает поиск, обнаружение, автоматическое сопровождение цели, определяет ее координаты. Но в середине 70-х годов американцы изобрели и начали вооружать самолеты ракеты, которые могли по радиолокационному лучу найти локатор и поразить его. Тут и пригодилась простота.

Третья составляющая. Шасси ГМ-575, на котором все, собственно, и смонтировано.

Экипаж «Шилки» состоит из четырех человек: командира ЗСУ, оператора поиска-наводчика, оператора дальности и механика-водителя.

Механик-водитель — это самый блатной член экипажа. Он находится в просто ошеломительной роскоши, по сравнению с другими.

Остальные находятся в башне, где мало того, что тесно и как в нормальном танке есть обо что приложиться головой, так еще и (нам так показалось) током приложить может легко и непринужденно. Очень тесно.

Места оператора дальности и наводчика-оператора. Вид сверху в зависшем состоянии.

Экран локатора

Аналоговая электроника… Смотришь с благоговейным трепетом. По круглому экрану осциллографа, судя по всему, оператор и определял дальность… Ух…

Боевое крещение «Шилка» получила во время так называемой «Войны на истощение» 1967-70 годов между Израилем и Египтом в составе ПВО Египта. И после этого на счету комплекса еще два десятка локальных войн и конфликтов. В основном на Ближнем Востоке.

Но особое признание «Шилка» получила в Афганистане. И почетное прозвище «Шайтан-арба» у моджахедов. Лучший способ угомонить организованную в горах засаду – это применить «Шилку». Длинная очередь из четырех стволов и последующий ливень фугасных снарядов на предполагаемых позициях – лучшее средство, спасшее не одну сотню жизней наших солдат.

Кстати, взрыватель вполне нормально срабатывал при попадании в глинобитную стену. И попытка спрятаться за дувалами кишлаков обычно ни к чему хорошему не приводила душманов…

Учитывая, что авиации у афганских партизан не было, «Шилка» полностью реализовала свой потенциал ведения огня по наземным целям в горах.

Более того, был создан специальный «афганский вариант»: был изъят радиоприборный комплекс, совершенно не нужный в тех условиях. За счет него боекомплект удалось увеличить с 2000 до 4000 выстрелов и был установлен ночной прицел.

К концу пребывания наших войск в ДРА, колонны, сопровождаемые «Шилкой», редко атаковывались. Это тоже признание.

Также признанием можно считать то, что в нашей армии «Шилка» по-прежнему в строю. Более 30 лет. Да, это уже далеко не та машина, начинавшая свою карьеру в Египте. «Шилка» перенесла (успешно) не одну глубокую модернизацию, а одна из таких модернизаций получила даже имя собственное, ЗСУ-23-4М «Бирюса».

39 стран, причем не только наши «верные друзья», приобрели у Советского Союза эти машины.

И сегодня на вооружении российской армии тоже числятся «Шилки». Но это уже совсем другие машины, о которых стоит вести отдельный рассказ.

labuda.blog

В БОЯХ НА «ШИЛКЕ» « « Военно-патриотический сайт «Отвага» Военно-патриотический сайт «Отвага»

 

 

О том, что предстоит ехать на войну, он узнал на медицинской комиссии. Медики, улыбаясь, говорили: «Отбираем вас, ребята, на экспорт». Особого страха не было – хотелось себя испытать. Потом была учебка в Узбекистане, где отцы-командиры готовили из новобранцев расчеты для зенитных самоходок «Шилка». Впервые увидев эту машину, рядовой Иван Чучкин испытал чувство восторга – сидеть за броней и управлять пушками гораздо лучше, чем служить в пехоте и ползать по горам…

Три месяца учебки пролетели быстро. Афганистан. Кандагарский аэродром встретил их боевой суетой: взлетали и садились самолеты, сновали машины, спешили по своим делам военные. Они думали, что сразу пойдут в бой, но выстрелов слышно не было, и нахлынувшее было ощущение тревоги исчезло. В феврале 1986 года я попал в зенитно – ракетную батарею 70-й Кандагарской мотострелковой бригады, – вспоминает Иван. – У «духов» не было авиации, но все равно четыре «Шилки» и зенитные комплексы «Стрела-10» круглые сутки охраняли небо над аэродромом. Несколько раз засекались неопознанные цели. Наверное, это были пакистанские самолеты. Правда, они не демонстрировали враждебных намерений. Понятно почему, – кроме «Стрел» и «Шилок» у кандагарцев были еще и более мощные комплексы «Оса».

Быть в Кандагаре долго нам не пришлось – послали служить за двадцать километров от города на заставу. Когда ехали туда, поразило большое количество техники, ржавеющей у обочины дороги. Специально не подсчитывал, но на глаз можно было прикинуть, что «духи» уничтожили здесь несколько сотен автомобилей различных марок, танков и бронетранспортеров. Первая мысль: «Господи, куда я попал?» Вскоре состоялось боевое крещение. Когда стемнело, афганцы начали обстрел. Я находился рядом с «Шилкой». У этой машины не было специального ночного прицела, пришлось пользоваться обычным оптическим. По месту, откуда велась стрельба, выпустил сразу 400 снарядов. Почти сразу же в бой вступила пехота, начал стрелять танк. Получив свое, «духи» заткнулись.

Кроме этой заставы, Ивану приходилось воевать и на других участках. Например – застава ГСМ. Ее название расшифровывалось просто: горюче-смазочные материалы. И действительно, объект располагался рядом со складом горючего: здесь до войны находился весь запас топлива города Кандагар. Вот как описывал это место писатель Александр Проханов в рассказе «Кандагарская застава»:

«Огромные серебристые баки мерцали на солнце. Склад ГСМ был построен еще американцами, но с начала войны все цистерны были многократно прострелены. Застава при переговорах в эфире имела позывной «Альфа». В просторечье же у водителей военных машин, у солдат батальона, охранявших дорогу, у всех, кто служил в Кандагаре, звалась «гэсээм». Имела репутацию одной из самых воюющих – зона непрерывной кровавой борьбы». Что же представляли из себя армейские заставы? Это был, как правило, маленький пятачок на возвышенности, позволявший контролировать участок прилегающей местности, в том числе и кандагарскую трассу, по которой шли колонны с топливом, боеприпасами, продовольствием для дислоцированного там гарнизона. Обычно на заставе размещались взвод пехоты и силы усиления: танк, «Шилка», миномет. Заставы располагались по всей трассе приблизительно в двух километрах друг от друга. Раньше на месте заставы ГСМ стоял пост правительственных войск. Однажды ночью «духи» напали на него и полностью вырезали, из гранатомета подбили танк, который к приезду Ивана все еще находился на заставе, напоминая всем, что может случиться, если потерять бдительность.

Жизнь здесь была однообразной, но не скучной. По ночам доставали обстрелы из миномета, а днем – снайперы. К тому же с интервалом в два-три дня, а то и чаще шли колонны автомобилей. И личный состав ГСМ делал все, чтобы обезопасить их проход. В Кандагар, где на аэродроме помимо другой авиатехники базировалась штурмовики СУ-25, регулярно уходило до 40 груженых КамАЗов. Однако добиралось около 30 машин. Поэтому авиабаза постояно испытывала недостаток в топливе и боеприпасах.

Излюбленными мишенями афганцев были «наливники» – машины с топливом (чаще всего КамАЗы с тремя бочками на полуприцепе). Душманский гранатометчик бил среднюю бочку, и она, загоревшись, воспламеняла другие. Чтобы колонна не останавливалась, опытные водители старались отвести горящую машину на обочину. Малейшее замедление – и на дороге могут появиться другие пылающие «наливники». Однажды отчаянный водила гнал объятый пламенем, похожий на гигантский факел, КамАЗ почти километр, прежде чем ему удалось удачно поставить машину на обочину. Судьба пощадила храбреца – он не сгорел в кабине своего тягача. Иногда из-за того, что за рулем был новичок или у машины останавливался двигатель, грузовик преграждал путь колонне. По рации передавался приказ, и уцелевшие машины останавливались на безопасном расстоянии. В это время по выявленным огневым точкам били артиллерия и авиация. Свою долю в огневое подавление засад вносила самоходка Ивана. Очень веселило зенитчиков, когда их просили добить пылающую машину, чтобы вытекшее из поврежденных баков топливо быстрее сгорело. Не меньше, чем ГСМ, запомнилась Ивану еще одна застава – «Остров». По этой заставе «духи» очень часто открывали огонь. Однажды погиб командир заставы. Прилетевшая откуда-то мина задела его осколком. Еще одна мина влетела в открытый люк стоявшего на позиции танка Т-62. Хорошо, что в это время в боевой машине никого не было. Танк взорвался через пару минут. Башня отлетела метров на семь, в воздухе закувыркались металлические детали. От взрыва погиб техник роты. Еще несколько солдат получили ранения. Застава «Остров» стала проклятым местом. Здесь Иван прослужил семь месяцев. Все это время ребят обстреливали по пять-шесть раз в сутки.

Кандагарская 70-я отдельная мотострелковая бригада, в которой служил Иван, время от времени совершала рейды к Пакистанской границе. Правда, эффективность этих операций была невелика. Вот как описывает в журнале «Солдат удачи» очевидец майор спецназа Сергей Крылов, одну из таких вылазок: «Всегда потрясало, с каким однообразием 70-я бригада готовилась к очередным боевым действиям. Всегда все начиналось со строевых смотров, повторявшихся до пяти раз за двое суток. Вытягивалась колонна боевой техники и машин тыловых подразделений. Все это было отчетливо видно «духам» с ближайшей горы, и вычислить момент начала операции не составляло труда. К тому времени, как бригаду выгоняли в «зеленую зону» Кандагара, моджахеды минировали дороги, организовывали засады, выводили основной личный состав в безопасные зоны. Во время рейда к Пакистанской границе 1986 года только на минах бригада потеряла 20 единиц боевой техники. Столько же машин было потеряно во время движения к местам дислокации».

Несмотря на то, что Иван частенько оказывался в самом пекле, ему везло. Ранения, полученные им, не были серьезными. Как-то после минометного обстрела у «Шилки» заклинило пушку. Вылез он из люка, стал разбираться – а тут новый взрыв. Осколком слегка задело живот. Чуть в сторону – и ранение было бы более серьезным. Второй осколок получил во время дежурства на посту. По ним выстрелили из гранатомета – сначала ничего не почувствовал, только рука стала почему-то липкой. Поднес ее к глазам и увидел кровь. Врач, осмотревший руку, операцию делать не стал. Пообещал, что осколок мешать не будет. «Боюсь, расковыряем тебе руку, – сказал хирург, – и на здешней жаре начнется воспалительный процесс». Больше всего досталось Ивану не от моджахедов. Как-то раз шел мимо стоявшего на пригорке советского танка. В этот момент боевая машина произвела выстрел буквально в нескольких метрах от его головы. Звуковая волна так сильно ударила по барабанным перепонкам, что он потерял слух на целую неделю. Последствия контузии – головные боли – мучают до сих пор.

Прослужив восемь месяцев в Афганистане, Иван Чучкин стал командиром зенитной самоходки. О своей машине он до сих пор высокого мнения, восхищается ее огневой мощью. Уних был специальный афганский вариант, с демонтированным радиоприборным обурудованием и увеличенным до 4000 тысяч снарядов, боекомплектом. В отражении душманских атак она оказывалась эффективнее танка Т-62. Пока танк с его относительно невысокой скорострельностью только пытался накрыть цель, экипаж Ивана уже обрушивал на противника море огня. Правда, у самоходки постоянно перегревался двухсотвосьмидесятисильный дизель. Летом при высокой температуре приходилось делать остановки через несколько километров пути. Ребята даже возили с собой специальную бочку, водой из которой охлаждали закипевший радиатор. Газотурбинный двигатель системы электропитания практически не использовался. Башней и стволами работали «вручную».

От высокой температуры страдала не только техника, но и сам экипаж. Температура внутри машины поднималась до 60 градусов. Люди были вынуждены находиться там, в одних трусах. Очень тщательного ухода требовали малокалиберные пушки, часто выходившие из строя. Однажды во время стрельбы один из стволов оторвался от машины и улетел за много метров. Хорошо, что никого не задело. Зенитные самоходки кандагарской бригады внешне выглядели достаточно скучно. Они были выкрашены в стандартный темно-зеленный цвет, на броне не было ни каких особых опознавательных знаков, отсутствовали даже номера.

К сожалению, в Афганистане солдаты порой гибли в результате несчастных случаев. Вовремя одного из своих выступлений перед личным составом комбриг 70-й Кандагарской бригады отметил, что в 1986 году бригада потеряла около 100 человек вовремя боевых действий, а 86 человек – в результате несчастных случаев. Свою лепту в кровавый счет афганской войны вносила и «дедовщина». Одному молодому солдату-танкисту надоело выполнять прихоти трех «дедов» – членов своего экипажа. Он расстрелял своих обидчиков. В другой раз «деды» послали за виноградом двух недавно прибывших солдат. Их захватили душманы. Парней убили, их трупы изуродовали.

Еще одной опасностью в Афганистане стала угроза различных инфекционных заболеваний – брюшного тифа, холеры. Многие служивших там переболели гепатитом. Сам Иван почувствовал свою болезнь уже в вагоне поезда, который вез его домой. Выписался из больницы как раз перед Новым, 1988 годом. Так началась для него мирная жизнь.

 

 

  

ИЗ ДОСЬЕ «ОТВАГИ»:  ЗСУ-23-4 «Шилка»

 

Серийные модификации «Шилки»:

• ЗСУ-23-4, принята на вооружение в 1962 году. Вооружалась счетверенной 23-мм пушкой АЗП-23 «Амур» (автоматы 2А7).

• ЗСУ-23-4В, модернизированная машина с повышенной надежностью некоторых узлов и агрегатов, кожух системы вентиляции расположен на правом борту корпуса.

• ЗСУ-23-4В1, повышена надежность радиоприборного комплекса, кожухи системы вентиляции расположены на скулах башни.

• ЗСУ-23-4М «Бирюса», принята на вооружение в 1972 г. Имела модернизированные автоматы 2А7М и гибкие трубки подвода охлаждающей жидкости.

• ЗСУ-23-4 («афганский» вариант), начало 1980-х гг. За счет демонтажа РПК боекомплект увеличен до 4000 выстр., установлен ночной прицел.

• ЗСУ-23-4МЗ («с запросчиком»), начало 1980-х гг. Установлена система опознавания «свой–чужой».

 

ЗСУ-23-4 состояла на вооружении Алжира, Анголы, Афганистана, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Египта, Индии, Израиля (трофейные), Иордании, Ирака, Ирана, Йемена, КНДР, Кубы, Мозамбика, Польши, Перу, Сирии.

 

Основные тактико-технические характеристики

  ЗСУ-23-4 «Шилка»
Боевая масса, тонн 19
Экипаж, чел 4
Длина наибольшая, мм 6535
Ширина, мм 3125
Высота, мм 2576
Клиренс, мм 400
Вооружение (боекомплект, выстр.) 23-мм счетверенная пушкаАЗП-23 «Амур»(2000)
Углы вертикальной наводки, град. -4…+85
Скорость наведения, град./сек:- по вертикали- по горизонтали  6070
РЛС РПК-2 «Тобол»
Двигатель:- тип- мощность, л.с. дизельныйВ-6Р280
Максимальная скорость по шоссе, км/ч 50
Запас хода по шоссе, км 450
Преодолеваемые препятствия:- подъем, град.- стенка, м- ров, м- брод, м 300,72,51

Поделиться в социальных сетях:

otvaga2004.ru

Сирийский гений: когда «Шилка» - танк

ЗСУ-23-4 стала одной из основных боевых машин, применяемых в сирийском конфликте. «Шилки» активно использовались практически с самого начала противостояния. В наступлениях сирийской армии эти боевые машины активно поддерживали своим огнем идущие вперед бронетехнику и пехоту.

В обороне зенитные самоходки повышали ее устойчивость. Они также участвовали в сопровождении колонн. Наиболее хорошо показали себя данные ЗСУ в городских боях.

Зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4 впервые попали на Ближний Восток весной 1970 года. Тогда в составе советских подразделений они прибыли в Египет, который вместе с Сирией входил в Объединенную Арабскую Республику. Наряду с комплексами ПВО С-125 «Шилки» и переносные зенитно-ракетные комплексы активно использовались для защиты воздушного пространства арабского государства.

Звездным часом данной ЗСУ стала война 1973 года. Израильтяне, разумеется, знали о наличии у сирийцев данных самоходок, но, тем не менее, к началу конфликта им не удалось выработать меры противодействия. Поэтому «Шилки» загнали авиацию израильтян на высоты, где она была очень уязвима для мобильных и стационарных зенитно-ракетных комплексов советского производства. На счету сирийских ЗСУ-23-4 были как штурмовики А-4, так и наиболее современные на то время F-4 «Фантом II». Некоторое количество данных ЗСУ попало израильтянам в качестве трофеев. Они даже приняли их на вооружение. Для испытаний несколько «Шилок» ушло в США.

К началу гражданской войны уже в самой Сирии на вооружении армии начитывалось 400 машин. В ходе ожесточенных боевых действий некоторые количество ЗСУ было захвачено боевиками.

Учитывая характер ведущихся боевых действий, в очередной раз оказалось, что броневая защита у «Шилки» совершенно неудовлетворительна — всего 9,2 мм корпуса и 8,3 мм башни.

В результате была проведена войсковая модернизация некоторого количества машин. На них установили противокумулятивные решетки, стальные цепи и дополнительные экраны от пуль автоматов и ручных пулеметов. За ненадобностью демонтировали РЛС. В результате бывшая зенитная установка превратилась в практически полноценную машину огневой поддержки.

В настоящее время данная ЗСУ продолжает громить боевиков, приближая час победы над международным терроризмом.Politikus.ru

k-politika.ru

Сирийский гений: когда «Шилка» - танк

ЗСУ-23-4 стала одной из основных боевых машин, применяемых в сирийском конфликте. «Шилки» активно использовались практически с самого начала противостояния. В наступлениях сирийской армии эти боевые машины активно поддерживали своим огнем идущие вперед бронетехнику и пехоту.

В обороне зенитные самоходки повышали ее устойчивость. Они также участвовали в сопровождении колонн. Наиболее хорошо показали себя данные ЗСУ в городских боях.

Зенитные самоходные установки ЗСУ-23-4 впервые попали на Ближний Восток весной 1970 года. Тогда в составе советских подразделений они прибыли в Египет, который вместе с Сирией входил в Объединенную Арабскую Республику. Наряду с комплексами ПВО С-125 «Шилки» и переносные зенитно-ракетные комплексы активно использовались для защиты воздушного пространства арабского государства.

Звездным часом данной ЗСУ стала война 1973 года. Израильтяне, разумеется, знали о наличии у сирийцев данных самоходок, но, тем не менее, к началу конфликта им не удалось выработать меры противодействия. Поэтому «Шилки» загнали авиацию израильтян на высоты, где она была очень уязвима для мобильных и стационарных зенитно-ракетных комплексов советского производства. На счету сирийских ЗСУ-23-4 были как штурмовики А-4, так и наиболее современные на то время F-4 «Фантом II». Некоторое количество данных ЗСУ попало израильтянам в качестве трофеев. Они даже приняли их на вооружение. Для испытаний несколько «Шилок» ушло в США.

К началу гражданской войны уже в самой Сирии на вооружении армии начитывалось 400 машин. В ходе ожесточенных боевых действий некоторые количество ЗСУ было захвачено боевиками.

Учитывая характер ведущихся боевых действий, в очередной раз оказалось, что броневая защита у «Шилки» совершенно неудовлетворительна — всего 9,2 мм корпуса и 8,3 мм башни.

В результате была проведена войсковая модернизация некоторого количества машин. На них установили противокумулятивные решетки, стальные цепи и дополнительные экраны от пуль автоматов и ручных пулеметов. За ненадобностью демонтировали РЛС. В результате бывшая зенитная установка превратилась в практически полноценную машину огневой поддержки.

В настоящее время данная ЗСУ продолжает громить боевиков, приближая час победы над международным терроризмом.

tehnowar.ru