На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват? Схема штурмгевера


Автор памятника Калашникову допустил появление на нем схемы Шмайссера :: Общество :: РБК

Ранее блогеры обнаружили на недавно установленном в Москве памятнике советскому конструктору схему винтовки немецкого оружейника Шмайссера, который согласно одной из гипотез и был истинным автором АК-47

Фото: Владислав Шатило / РБК

Создатели установленного в Москве 19 сентября 2017 года памятника советскому оружейнику Михаилу Калашникову разместили на нем схему немецкой штурмовой винтовки, созданной работавшим в нацистской Германии конструктором Хуго Шмайссером, сообщил на своей странице в сети Facebook военно-исторический редактор журнала Rolling Wheels и бывший сотрудник Центрального музея Великой Отечественной войны Юрий Пашолок.

В своем сообщении Пашолок опубликовал фото постамента памятника Калашникову, особо отметив размещенную на нем схему винтовки.

На вопрос другого пользователя: «Штуг-44 впихнули?» — Пашолок ответил: «Да, взрыв-схема «Штурмгевера». Под взрыв-схемой обычно понимают чертеж с указанием всех деталей оружия, включая мельчайшие винты и комплектующие, а под «Штуг-44» и «Штурмгевером» — немецкую штурмовую винтовку времен Второй мировой войны Sturmgewehr 44.

Автор памятника Калашникову Салават Щербаков в разговоре с РБК признал, что в проект «могла закрасться» ошибка.

«Это очень маленькая фоновая вещь. Я даже удивляюсь, как ее разглядели. Мы ее брали из источников. И там где, мы ее брали, написано «Автомат Калашникова». Что-то из интернета», — пояснил скульптор.

Щербаков также отметил, что «если там есть ошибка», то она «исправляется очень легко».

Скульптор сказал, что сейчас он и его коллеги пытаются связаться с экспертом, который сообщил об ошибке. «Политической подоплеки, что кто-то из нас это подсунул, нет», — подчеркнул Щербаков.

«Мы со всеми уже связываемся. Спокойно все выясним. Самая большая в этом негативная вещь — это поведение прессы и общественности. Просто какая-то вакханалия. А вопрос-то рабочий. Мы один раз генералу на погонах сделали звезду чуть поменьше. Мы ее исправили. Ошибки бывают», — сказал скульптор.

Утром 22 сентября Пашолок выступил на своей странице в сети Facebook в защиту Щербакова, отметив, что скульптор «не обязан знать тип автомата и чертежи», а вопросы нужно задавать людям, «которые приняли окончательный вариант».

В 2014 году в центре скандала оказался созданный Щербаковым памятник «Прощание славянки» на Белорусском вокзале. Сразу после торжественного открытия, в котором принимали участие министр культуры Владимир Мединский и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, на монументе, изображающем уходящего на фронт советского солдата, обнаружили немецкую винтовку Mauser 98. Уже на следующий день ее с памятника убрали.

Скульптор тогда не смог объяснить РБК, что стало причиной ошибки, заверив, что злого умысла не было, а молодой коллектив «очень старался».

В Министерстве культуры РБК заявили, что установкой памятников не занимаются, рекомендовав «адресовать вопросы в Российское военно-историческое общество или автору скульптуры Салавату Щербакову».

Ранее с критикой памятника Калашникову выступил певец Андрей Макаревич, назвавший его «бездарной, уродливой скульптурой». Отвечая на это заявление, исполнительный директор Российского военно-исторического общества Владислав Кононов опубликовал на своей странице в сети Twitter фотографию дочери Михаила Калашникова, заявившей, по словам Кононова, что «собака лает, караван идет».

Сам Щербаков критику со стороны Макаревича назвал «неэтичной».

«Если бы это была нормальная беседа с приведением аргументов — это одно, но когда человек просто гаркнул, как говорится, это неуважительно не только ко мне, но и к миллионам людей, которым это [памятник Калашникову] нравится», — сказал скульптор в разговоре с корреспондентом РБК.

Винтовка Sturmgewehr 44 была разработана в 1943 году конструктором Хуго Шмайссером. Всего до 1945 года было выпущено более 400 тыс. таких винтовок. Конструкция позволяла вести одиночный и полуавтоматический огонь за счет отвода пороховых газов. Стрельба велась патронами калибра 7,92 мм. Прицельная дальность составляла порядка 500–600 м. Винтовка комплектовалась магазином на 30 патронов.

Согласно одной из гипотез автомат Калашникова является копией винтовки StG 44. «Слухи о плагиате подогреваются еще и тем, что после войны в город Ижевск, где собственно и создавался АК-47, было вывезено для технической разборки более 50 образцов винтовки StG 44», — писали в журнале «Военное обозрение». Однако авторы заметки указывали, что StG 44 и АК-47 «полностью отличаются» друг от друга. «Если рассматривать каждую деталь автоматов в отдельности, то ничего общего друг с другом вы не найдете», — писали в заметке.

Памятник Михаилу Калашникову открыли в Москве 19 сентября на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц. Его автором стал скульптор Салават Щербаков. Монумент открывал в том числе министр культуры Владимир Мединский, который заявил, что Михаил Калашников это «[изобретатель Иван] Кулибин XX века» и является «культурным брендом России».

Культурный бренд или уродство: в Москве открыли памятник Калашникову Еще 9 фото

Монумент высотой 9,8 м представляет собой фигуру Михаила Калашникова, который держит в руках автомат АК-47. На постаменте изображены основные разработки оружейника — различные модификации автомата и пулемета Калашникова.

www.rbc.ru

Давайте сравним известное нам оружие Калашников и Штурмгевер. Схема автомата штурмгевер

Автор памятника Калашникову допустил появление на нем схемы Шмайссера :: Общество :: РБК

Ранее блогеры обнаружили на недавно установленном в Москве памятнике советскому конструктору схему винтовки немецкого оружейника Шмайссера, который согласно одной из гипотез и был истинным автором АК-47

Фото: Владислав Шатило / РБК

Создатели установленного в Москве 19 сентября 2017 года памятника советскому оружейнику Михаилу Калашникову разместили на нем схему немецкой штурмовой винтовки, созданной работавшим в нацистской Германии конструктором Хуго Шмайссером, сообщил на своей странице в сети Facebook военно-исторический редактор журнала Rolling Wheels и бывший сотрудник Центрального музея Великой Отечественной войны Юрий Пашолок.

В своем сообщении Пашолок опубликовал фото постамента памятника Калашникову, особо отметив размещенную на нем схему винтовки.

На вопрос другого пользователя: «Штуг-44 впихнули?» — Пашолок ответил: «Да, взрыв-схема «Штурмгевера». Под взрыв-схемой обычно понимают чертеж с указанием всех деталей оружия, включая мельчайшие винты и комплектующие, а под «Штуг-44» и «Штурмгевером» — немецкую штурмовую винтовку времен Второй мировой войны Sturmgewehr 44.

Автор памятника Калашникову Салават Щербаков в разговоре с РБК признал, что в проект «могла закрасться» ошибка.

«Это очень маленькая фоновая вещь. Я даже удивляюсь, как ее разглядели. Мы ее брали из источников. И там где, мы ее брали, написано «Автомат Калашникова». Что-то из интернета», — пояснил скульптор.

Щербаков также отметил, что «если там есть ошибка», то она «исправляется очень легко».

Скульптор сказал, что сейчас он и его коллеги пытаются связаться с экспертом, который сообщил об ошибке. «Политической подоплеки, что кто-то из нас это подсунул, нет», — подчеркнул Щербаков.

«Мы со всеми уже связываемся. Спокойно все выясним. Самая большая в этом негативная вещь — это поведение прессы и общественности. Просто какая-то вакханалия. А вопрос-то рабочий. Мы один раз генералу на погонах сделали звезду чуть поменьше. Мы ее исправили. Ошибки бывают», — сказал скульптор.

Утром 22 сентября Пашолок выступил на своей странице в сети Facebook в защиту Щербакова, отметив, что скульптор «не обязан знать тип автомата и чертежи», а вопросы нужно задавать людям, «которые приняли окончательный вариант».

В 2014 году в центре скандала оказался созданный Щербаковым памятник «Прощание славянки» на Белорусском вокзале. Сразу после торжественного открытия, в котором принимали участие министр культуры Владимир Мединский и президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, на монументе, изображающем уходящего на фронт советского солдата, обнаружили немецкую винтовку Mauser 98. Уже на следующий день ее с памятника убрали.

Скульптор тогда не смог объяснить РБК, что стало причиной ошибки, заверив, что злого умысла не было, а молодой коллектив «очень старался».

В Министерстве культуры РБК заявили, что установкой памятников не занимаются, рекомендовав «адресовать вопросы в Российское военно-историческое общество или автору скульптуры Салавату Щербакову».

Ранее с критикой памятника Калашникову выступил певец Андрей Макаревич, назвавший его «бездарной, уродливой скульптурой». Отвечая на это заявление, исполнительный директор Российского военно-исторического общества Владислав Кононов опубликовал на своей странице в сети Twitter фотографию дочери Михаила Калашникова, заявившей, по словам Кононова, что «собака лает, караван идет».

Сам Щербаков критику со стороны Макаревича назвал «неэтичной».

«Если бы это была нормальная беседа с приведением аргументов — это одно, но когда человек просто гаркнул, как говорится, это неуважительно не только ко мне, но и к миллионам людей, которым это [памятник Калашникову] нравится», — сказал скульптор в разговоре с корреспондентом РБК.

Винтовка Sturmgewehr 44 была разработана в 1943 году конструктором Хуго Шмайссером. Всего до 1945 года было выпущено более 400 тыс. таких винтовок. Конструкция позволяла вести одиночный и полуавтоматический огонь за счет отвода пороховых газов. Стрельба велась патронами калибра 7,92 мм. Прицельная дальность составляла порядка 500–600 м. Винтовка комплектовалась магазином на 30 патронов.

Согласно одной из гипотез автомат Калашникова является копией винтовки StG 44. «Слухи о плагиате подогреваются еще и тем, что после войны в город Ижевск, где собственно и создавался АК-47, было вывезено для технической разборки более 50 образцов винтовки StG 44», — писали в журнале «Военное обозрение». Однако авторы заметки указывали, что StG 44 и АК-47 «полностью отличаются» друг от друга. «Если рассматривать каждую деталь автоматов в отдельности, то ничего общего друг с другом вы не найдете», — писали в заметке.

Памятник Михаилу Калашникову открыли в Москве 19 сентября на пересечении Садовой-Каретной и Долгоруковской улиц. Его автором стал скульптор Салават Щербаков. Монумент открывал в том числе министр культуры Владимир Мединский, который заявил, что Михаил Калашников это «[изобретатель Иван] Кулибин XX века» и является «культурным брендом России».

Культурный бренд или уродство: в Москве открыли памятник Калашникову Еще 9 фото

Монумент высотой 9,8 м представляет собой фигуру Михаила Калашникова, который держит в руках автомат АК-47. На постаменте изображены основные разработки оружейника — различные модификации автомата и пулемета Калашникова.

www.rbc.ru

Давайте сравним известное нам оружие Калашников и Штурмгевер |

то ж, давайте сравним известное нам оружие и посмотрим, что от чего произошло.

Что ж, давайте сравним известное нам оружие и посмотрим, что от чего произошло. На картинке в заголовке — неполная разборка АКМ и StG-44. Хорошо видно главное отличие АК от штурмгевера — Калашников выбрал схему разборки оружия «вверх», через снимающуюся крышку, в то время как Хуго Шмайссер выбрал схему разборки «вниз», через откидывающийся на шарнире спусковой механизм.

Однако сразу могу заметить, что и Калашников первоначально выбрал такой же тип разборки — вот его так называемый АК-46 (автомат Калашникова, образец 1946 года), представленный на конкурс автомата на первом этапе:

Но как раз в АК-46 прекрасно видно, что кроме схожести схемы разборки и общей эргономической компоновки, ничего общего с конструкцией Шмайсера у Калашникова тогда не было. Например, просто-таки бросается в глаза, что там нет характерного затвора как единой детали с газовым поршнем. Газовый поршень со штоком был выполнен у Калашникова отдельной деталью, и он сцепляется с затвором через промежуточную деталь — своеобразные салазки.

Схема себя на испытаниях не оправдала, и потому была использована идея от StG-44 — совмещения газового поршня и затворной рамы. Однако — вот тут надо понимать главное — использована лишь идея, конструктивное решение у Калашникова совершенно иное. Вообще затвор Калашников применил иной — он запирается не перекосом, а поворотом. Собственно, затвор и УСМ у Калашникова практически скопированы с американского карабина M1 Garand — и это правильно, ибо зачем мудрить, если есть прекрасное решение, отлично зарекомендовавшее себя в боевых условиях?

Надо отметить, что решение с совмещенным с затворной рамой штоком и поршнем применено гораздо раньше Шмайссера, в самозарядной винтовке Холека ZH-29 — и конструкция у Шмайссера как раз очень похожа на ZH-29, только перевернута (у Холека газовый поршень находился под стволом, а не над стволом), но зато сам затвор, схема его сцепления с затворной рамой и схема запирания (перекосом) та же.

Забавно, что сами пиндосы, изучавшие сразу после войны StG-44, ничего в нем не поняли. Американские военные эксперты посчитали немецкую штурмовую винтовку «оружием, далёким от удовлетворительного» — неудобным, излишне массивным и тяжёлым, с низкой надёжностью, обусловленной легко деформирующейся штампованной из тонкого стального листа ствольной коробкой. Отмечалось, что конструкция оружия создана скорее в расчёте под нужды массового производства, чем из соображения получения образца с высокими тактико-техническими и эксплуатационными свойствами, что, по их мнению, объяснялось тяжёлой для Германии ситуацией на фронтах. Эффективность автоматического огня из StG-44 была признана ими неудовлетворительной, а сам этот режим — излишним для данного оружия ввиду невозможности эффективной стрельбы длинными очередями. При этом отмечались отличная для данного класса точность стрельбы одиночным огнём и простота в обращении с оружием. В качестве образца для сравнения назывался американский карабин М1 (так называемый «бэби Гаранд» фирмы Винчестер), причём утверждалось, что он намного совершеннее «штурмгевера».

Это было тем более забавно, что «бэби гаранд» был оружием для вспомогательных войск (вроде водителей грузовиков) и вообще никогда не рассматривался как основное оружие пехоты. Пиндосы тупо проспали появление автомата (штурмовой винтовки) как нового класса оружия, и только разгром во Вьетнаме, где столкнулись с одной стороны русский АКМ, а с другой — американские самозарядные M-14 под полноразмерный винтовочный патрон, заставил их взяться за ум и срочно спроектировать как облегченный промежуточный патрон, так и автомат под него.

infwar.ru

О Калашникове и Штурмгевере: matveychev_oleg

Что ж, давайте сравним известное нам оружие и посмотрим, что от чего произошло. На картинке в заголовке - неполная разборка АКМ и StG-44. Хорошо видно главное отличие АК от штурмгевера - Калашников выбрал схему разборки оружия "вверх", через снимающуюся крышку, в то время как Хуго Шмайссер выбрал схему разборки "вниз", через откидывающийся на шарнире спусковой механизм.

Однако сразу могу заметить, что и Калашников первоначально выбрал такой же тип разборки - вот его так называемый АК-46 (автомат Калашникова, образец 1946 года), представленный на конкурс автомата на первом этапе:

Но как раз в АК-46 прекрасно видно, что кроме схожести схемы разборки и общей эргономической компоновки, ничего общего с конструкцией Шмайсера у Калашникова тогда не было. Например, просто-таки бросается в глаза, что там нет характерного затвора как единой детали с газовым поршнем. Газовый поршень со штоком был выполнен у Калашникова отдельной деталью, и он сцепляется с затвором через промежуточную деталь - своеобразные салазки.

Схема себя на испытаниях не оправдала, и потому была использована идея от StG-44 - совмещения газового поршня и затворной рамы. Однако - вот тут надо понимать главное - использована лишь идея, конструктивное решение у Калашникова совершенно иное. Вообще затвор Калашников применил иной - он запирается не перекосом, а поворотом. Собственно, затвор и УСМ у Калашникова практически скопированы с американского карабина M1 Garand - и это правильно, ибо зачем мудрить, если есть прекрасное решение, отлично зарекомендовавшее себя в боевых условиях?

Надо отметить, что решение с совмещенным с затворной рамой штоком и поршнем применено гораздо раньше Шмайссера, в самозарядной винтовке Холека ZH-29 - и конструкция у Шмайссера как раз очень похожа на ZH-29, только перевернута (у Холека газовый поршень находился под стволом, а не над стволом), но зато сам затвор, схема его сцепления с затворной рамой и схема запирания (перекосом) та же.

Забавно, что сами пиндосы, изучавшие сразу после войны StG-44, ничего в нем не поняли. Американские военные эксперты посчитали немецкую штурмовую винтовку «оружием, далёким от удовлетворительного» — неудобным, излишне массивным и тяжёлым, с низкой надёжностью, обусловленной легко деформирующейся штампованной из тонкого стального листа ствольной коробкой. Отмечалось, что конструкция оружия создана скорее в расчёте под нужды массового производства, чем из соображения получения образца с высокими тактико-техническими и эксплуатационными свойствами, что, по их мнению, объяснялось тяжёлой для Германии ситуацией на фронтах. Эффективность автоматического огня из StG-44 была признана ими неудовлетворительной, а сам этот режим — излишним для данного оружия ввиду невозможности эффективной стрельбы длинными очередями. При этом отмечались отличная для данного класса точность стрельбы одиночным огнём и простота в обращении с оружием. В качестве образца для сравнения назывался американский карабин М1 (так называемый "бэби Гаранд" фирмы Винчестер), причём утверждалось, что он намного совершеннее «штурмгевера».

Это было тем более забавно, что "бэби гаранд" был оружием для вспомогательных войск (вроде водителей грузовиков) и вообще никогда не рассматривался как основное оружие пехоты. Пиндосы тупо проспали появление автомата (штурмовой винтовки) как нового класса оружия, и только разгром во Вьетнаме, где столкнулись с одной стороны русский АКМ, а с другой - американские самозарядные M-14 под полноразмерный винтовочный патрон, заставил их взяться за ум и срочно спроектировать как облегченный промежуточный патрон, так и автомат под него.

И да - рассматривая предшественников Калашникова, нельзя обойти молчанием автомат Судаева 44-го года - так называемый АС-44:

Такие конструктивные особенности этого автомата, как вынос вверх затворной группы с большими зазорами, а также обеспечение контактного взаимодействия движущихся частей через малые площади, были затем использованы Калашниковым в его АК. Именно они и обеспечили АК выдающуюся надежность. Да и, собственно, основные технические решения АС-44 были Калашниковым полностью повторены с малосущественными изменениями:

Видите - здесь мы видим все фирменные признаки АК, начиная от характерной съемной крышки и пружины малого диаметра с направляющей, и кончая характерным затвором с затворной рамой, газовым поршнем и ручкой перезаряжания в виде одной детали. И это - 1944 год!

В 1945 г. была выпущена серия автоматов системы Судаева, войсковые испытания которой проводились весной-летом 1945 года в ГСОВГ, а также в ряде частей на территории СССР. Несмотря на положительные отзывы, армейское руководство потребовало уменьшения массы оружия. Судаев был оружейный гений, и для него не составило бы труда уменьшить массу. Но он умер - в 34 года, и завершить работы по его автомату стало некому. А ведь не подорви Алексей Иванович своё здоровье в блокадном Ленинграде - и мы бы сейчас обсуждали совсем другой автомат (и, кстати, Судаева точно так же обвиняли бы русофобы в том, что он "всё украл у Шмайссера").

Но вернемся к StG-44 и Калашникову. Калашников, используя общую удачную эргономику StG-44, имплементировал в конструкцию более удачный затвор и УСМ, а также попутно устранил ряд компоновочных недостатков StG-44 (подсмотрев решения у Судаева, у которого он и работал, кстати) - например, убрал из приклада возвратную пружину, что позволило впоследствии легко создать версию со складным прикладом, ввел в возвратную пружину направляющую (что позволило уменьшить ее диаметр) и так далее. Оригинально был решен предохранитель (что стало фирменным признаком АК) и еще ряд деталей. Схема разборки "через верх" также более проста для освоения солдатами и наглядна.

Однако за всё надо платить - и АК не избежал некоторых "фирменных" ошибок, тем более обидных, что в StG-44 они были уже устранены. Например - у АК короткая приемная горловина для магазина, которая не способствует его быстрой смене и прочному креплению. Тут не надо грязи - эта ошибка уже признана ошибкой и в новом АК-12 устранена (как говорится - всего-то 65 лет потребовалось). Вторая ошибка - это та самая "разборка вверх" через съемную крышку. Из-за того, что съемная крышка неизбежно имеет люфт - на ней нельзя крепить прицелы. StG-44 был свободен от этого недостатка - но тогда, в 1947 году, когда АК принимали на вооружение, на это не обратили внимания, ибо никто не собирался снабжать массовый автомат оптикой. А потом стало поздно - и началось пригораживание сбоку съемных "русских" кронштейнов под прицел (съемных - потому что кронштейн не дает открывать крышку и разбирать автомат). В конце концов на АК-12 отказались от съемной крышки, заменив ее откидной на шарнире и разработав плотное крепление - но всем понятно, что это паллиатив, попытка спасти систему без глубокой переделки.

Между прочим - в новой версии автомата АК отказались и от "фирменного" предохранителя в виде пружинящей пластины, а ручку взвода затвора перенесли на шток газового поршня, убрав этим столь же фирменную щель, через которую внутрь автомата сыпалась грязь, попадавшая в магазин и создававшая задержки в подаче патронов. Так что, как видите, в АК и спустя 65 лет есть что улучшать.

В качестве заключения хочу сказать вот что: Михаил Тимофеевич Калашников создал гениальное оружие. Гениальное, и даже лучшее в мире - по совокупности. Есть автоматы более точные, есть более простые, есть даже более надежные - но всегда выигрыш у АК в чем-то одном достигается серьезным проигрышем в чем-то другом. Сделали надежнее - но автомат стал втрое дороже. Сделали точнее - резко потеряли в надежности. Ну и так далее.

Да, Калашников стоял на плечах других выдающихся оружейников - Холлека, Гаранда, Шмайссера и Судаева, да, ему помогали довести до ума конструкцию другие советские разработчики, но собрал всё это в единое целое он, и именно он смог протолкнуть этот автомат в производство, так что в конечном счете это оружие по праву называется КАЛАШНИКОВ. Спите спокойно, Михаил Тимофеевич, ваше имя навсегда останется в истории человечества. отсюда

matveychev-oleg.livejournal.com

О КАЛАШНИКОВЕ И ШТУРМГЕВЕРЕ

 

Что ж, давайте сравним известное нам оружие и посмотрим, что от чего произошло. На картинке в заголовке - неполная разборка АКМ и StG-44. Хорошо видно главное отличие АК от штурмгевера - Калашников выбрал схему разборки оружия "вверх", через снимающуюся крышку, в то время как Хуго Шмайссер выбрал схему разборки "вниз", через откидывающийся на шарнире спусковой механизм.

 

Однако сразу могу заметить, что и Калашников первоначально выбрал такой же тип разборки - вот его так называемый АК-46 (автомат Калашникова, образец 1946 года), представленный на конкурс автомата на первом этапе: 

Но как раз в АК-46 прекрасно видно, что кроме схожести схемы разборки и общей эргономической компоновки, ничего общего с конструкцией Шмайсера у Калашникова тогда не было. Например, просто-таки бросается в глаза, что там нет характерного затвора как единой детали с газовым поршнем. Газовый поршень со штоком был выполнен у Калашникова отдельной деталью, и он сцепляется с затвором через промежуточную деталь - своеобразные салазки. 

Схема себя на испытаниях не оправдала, и потому была использована идея от StG-44 - совмещения газового поршня и затворной рамы. Однако - вот тут надо понимать главное - использована лишь идея, конструктивное решение у Калашникова совершенно иное. Вообще затвор Калашников применил иной - он запирается не перекосом, а поворотом. Собственно, затвор и УСМ у Калашникова практически скопированы с американского карабина M1 Garand - и это правильно, ибо зачем мудрить, если есть прекрасное решение, отлично зарекомендовавшее себя в боевых условиях? 

Надо отметить, что решение с совмещенным с затворной рамой штоком и поршнем применено гораздо раньше Шмайссера, в самозарядной винтовке Холека ZH-29 - и конструкция у Шмайссера как раз очень похожа на ZH-29, только перевернута (у Холека газовый поршень находился под стволом, а не над стволом), но зато сам затвор, схема его сцепления с затворной рамой и схема запирания (перекосом) та же. 

Забавно, что сами пиндосы, изучавшие сразу после войны StG-44, ничего в нем не поняли. Американские военные эксперты посчитали немецкую штурмовую винтовку «оружием, далёким от удовлетворительного» — неудобным, излишне массивным и тяжёлым, с низкой надёжностью, обусловленной легко деформирующейся штампованной из тонкого стального листа ствольной коробкой. Отмечалось, что конструкция оружия создана скорее в расчёте под нужды массового производства, чем из соображения получения образца с высокими тактико-техническими и эксплуатационными свойствами, что, по их мнению, объяснялось тяжёлой для Германии ситуацией на фронтах. Эффективность автоматического огня из StG-44 была признана ими неудовлетворительной, а сам этот режим — излишним для данного оружия ввиду невозможности эффективной стрельбы длинными очередями. При этом отмечались отличная для данного класса точность стрельбы одиночным огнём и простота в обращении с оружием. В качестве образца для сравнения назывался американский карабин М1 (так называемый "бэби Гаранд" фирмы Винчестер), причём утверждалось, что он намного совершеннее «штурмгевера». 

Это было тем более забавно, что "бэби гаранд" был оружием для вспомогательных войск (вроде водителей грузовиков) и вообще никогда не рассматривался как основное оружие пехоты. Пиндосы тупо проспали появление автомата (штурмовой винтовки) как нового класса оружия, и только разгром во Вьетнаме, где столкнулись с одной стороны русский АКМ, а с другой - американские самозарядные M-14 под полноразмерный винтовочный патрон, заставил их взяться за ум и срочно спроектировать как облегченный промежуточный патрон, так и автомат под него. 

И да - рассматривая предшественников Калашникова, нельзя обойти молчанием автомат Судаева 44-го года - так называемый АС-44: 

Такие конструктивные особенности этого автомата, как вынос вверх затворной группы с большими зазорами, а также обеспечение контактного взаимодействия движущихся частей через малые площади, были затем использованы Калашниковым в его АК. Именно они и обеспечили АК выдающуюся надежность. Да и, собственно, основные технические решения АС-44 были Калашниковым полностью повторены с малосущественными изменениями: 

Видите - здесь мы видим все фирменные признаки АК, начиная от характерной съемной крышки и пружины малого диаметра с направляющей, и кончая характерным затвором с затворной рамой, газовым поршнем и ручкой перезаряжания в виде одной детали. И это - 1944 год! 

В 1945 г. была выпущена серия автоматов системы Судаева, войсковые испытания которой проводились весной-летом 1945 года в ГСОВГ, а также в ряде частей на территории СССР. Несмотря на положительные отзывы, армейское руководство потребовало уменьшения массы оружия. Судаев был оружейный гений, и для него не составило бы труда уменьшить массу. Но он умер - в 34 года, и завершить работы по его автомату стало некому. А ведь не подорви Алексей Иванович своё здоровье в блокадном Ленинграде - и мы бы сейчас обсуждали совсем другой автомат (и, кстати, Судаева точно так же обвиняли бы русофобы в том, что он "всё украл у Шмайссера"). 

Но вернемся к StG-44 и Калашникову. Калашников, используя общую удачную эргономику StG-44, имплементировал в конструкцию более удачный затвор и УСМ, а также попутно устранил ряд компоновочных недостатков StG-44 (подсмотрев решения у Судаева, у которого он и работал, кстати) - например, убрал из приклада возвратную пружину, что позволило впоследствии легко создать версию со складным прикладом, ввел в возвратную пружину направляющую (что позволило уменьшить ее диаметр) и так далее. Оригинально был решен предохранитель (что стало фирменным признаком АК) и еще ряд деталей. Схема разборки "через верх" также более проста для освоения солдатами и наглядна. 

Однако за всё надо платить - и АК не избежал некоторых "фирменных" ошибок, тем более обидных, что в StG-44 они были уже устранены. Например - у АК короткая приемная горловина для магазина, которая не способствует его быстрой смене и прочному креплению. Тут не надо грязи - эта ошибка уже признана ошибкой и в новом АК-12 устранена (как говорится - всего-то 65 лет потребовалось). Вторая ошибка - это та самая "разборка вверх" через съемную крышку. Из-за того, что съемная крышка неизбежно имеет люфт - на ней нельзя крепить прицелы. StG-44 был свободен от этого недостатка - но тогда, в 1947 году, когда АК принимали на вооружение, на это не обратили внимания, ибо никто не собирался снабжать массовый автомат оптикой. А потом стало поздно - и началось пригораживание сбоку съемных "русских" кронштейнов под прицел (съемных - потому что кронштейн не дает открывать крышку и разбирать автомат). В конце концов на АК-12 отказались от съемной крышки, заменив ее откидной на шарнире и разработав плотное крепление - но всем понятно, что это паллиатив, попытка спасти систему без глубокой переделки. 

Между прочим - в новой версии автомата АК отказались и от "фирменного" предохранителя в виде пружинящей пластины, а ручку взвода затвора перенесли на шток газового поршня, убрав этим столь же фирменную щель, через которую внутрь автомата сыпалась грязь, попадавшая в магазин и создававшая задержки в подаче патронов. Так что, как видите, в АК и спустя 65 лет есть что улучшать. 

В качестве заключения хочу сказать вот что: Михаил Тимофеевич Калашников создал гениальное оружие. Гениальное, и даже лучшее в мире - по совокупности. Есть автоматы более точные, есть более простые, есть даже более надежные - но всегда выигрыш у АК в чем-то одном достигается серьезным проигрышем в чем-то другом. Сделали надежнее - но автомат стал втрое дороже. Сделали точнее - резко потеряли в надежности. Ну и так далее. 

Да, Калашников стоял на плечах других выдающихся оружейников - Холлека, Гаранда, Шмайссера и Судаева, да, ему помогали довести до ума конструкцию другие советские разработчики, но собрал всё это в единое целое он, и именно он смог протолкнуть этот автомат в производство, так что в конечном счете это оружие по праву называется КАЛАШНИКОВ. Спите спокойно, Михаил Тимофеевич, ваше имя навсегда останется в истории человечества.

 

Оригинальный материал автора Observer специально для Takie.Org

bazaistoria.ru

К мифу про "штурмгевер АК-47"

Ой как интересно. А что ж тогда весь "нецивилизованный мир" воюет не этими MKb.42 и StG44, а автоматом Калашникова и на гербе африканских стран тоже рисуют не немецкие изделия?Хотя надо признать в одном из телевизионных интервью ещё в советские годы сам Калашников говорил, что оружейники всего мира не стесняясь передирают друг у друга как отдельные решения так и готовые схемы и патенты в этой области почему-то не действуют. Хотя это было больше про то, что АК выпускают по всему миру без разрешения и лицензионных отчислений автору, а не про то, что какие-то из схем использовались до изобретения калаша (например патрон соединенный с гильзой ;) ).

MKb.42 явился прототипом не Калаша, а Токаревского автомата, созданного еще в 43 году. Токарев руководствовался схемой MKb.42. Сама идея, создания оружия под промежуточный патрон принадлежит немецким конструкторам. До них эту идею не развивали другие страны. Штурмовая винтовка и стала таковым оружием, имеющим принципиально новую схему.Токарев попытался скопировать эту идею, но у него не совсем получилось. Шла война и на новые разработки оружия денег выбить было ох как не легко. В добавок, такие решения принимал ГКО, а ему в то время было не до новых разработок, точнее не до перспективных в отдаленном будущем образцов оружия. Ведь это влечет за собой и ремонтную базу и обучение спецов и т.д. и т.п. Калашников же, взял за основу Токаревский вариант, одновременно штудируя 42-ой и 44-й образцы. Эти винтовки оказались лучшими на то время. В мире ни у кого, ничего подобного не существовало.Калашников лишь доработал свой образец на основе вышеуказанных вариантов. Где-то упростил, удешевил - это основное. К тому же, военные действия уже подходили к концу. Но когда случилась победа, то калашниковская разработка пришлась ко двору, как говорится...

На самом деле на тот момент ППШ был идеален в качестве лёгкого стрелкового вооружения. Что называется "по совокупности свойств". Главный плюс -- высокая технологичность (простота и дешевизна в изготовлении).Не сколько не умаляю заслуги Токарева как конструктора, полагаю, что ГКО на тот момент был прав.

Никто не спорит, что папаша был удачным. Правда, были, конечно, недостатки - магазин и пр., но в целом на то время он по многим показателям превосходил МР. У каждого вида оружия есть недостатки, впрочем как и у любого продукта, произведенного человеком вообще. Судаев тоже создал отличную машину, правда, во второй половине войны, причем взяв за основу английский автомат. Но мы говорим о Калашникове и о "оригинальности" его конструкции. За все время существования калаша, а тому уж 70лет, он не претерпел сколь-нибудь существенных изменений. Его достоинство - простота в изготовлении (дешевизна)и надежность при использовании. К сожалению, боевые качества стрельбы уступают зарубежным аналогам, причем уже давно.Сейчас уже занимаются этой проблемой всерьез, но мы-то о Калашникове говорим, об АК -47 и штурмгевер.За такое количество лет, мне кажется, можно было бы создать существенно новое оружие и Калашников, как конструктор, как-то подозрительно пробуксовал все это время. Впрочем, это мое субъективное мнение...

> Судаев тоже создал отличную машину, правда, во второй половине войны, причем взяв за основу английский автомат

С этого места, пожалуйста, подробнее.

> Токарев руководствовался схемой MKb.42

Вообще-то руководствовался он своей же винтовкой АВТ. И схема, что характерно, именно от нее.

> Сама идея, создания оружия под промежуточный патрон принадлежит немецким конструкторам. До них эту идею не развивали другие страны

См. автомат Федорова (1916г)

Читайте внимательнее. Я написал "не развивали". Мало того, я не писал, что изобрели. Эта идея была не только у Федорова, но и у Браунинга. Об остальном спорить не берусь - за что купил, как говориться...

Вы написали "до них не развивали", а это совсем не так. Сама идея снижения мощности винтовочного патрона высказана еще в конце XIX века применительно к магазинным винтовкам. Федоров в 1913м обосновал преимущества "промежуточного" патрона для автоматического оружия, но его созданию помешала война и автомат был сделан под японский винтовочный патрон, благо он заметно уступал по мощности нашему 7.62x54. В 20х-30х годах XX века во всем мире была сделана ставка на автоматические винтовки стандартного патрона, но физику перехитрить конструкторам не удалось - при стрельбе очередью кучность огня получалась совершенно неприемлемой. И вот тогда на сцену вышли немцы с 7.92x33, а затем наши со своим аналогом - 7.62x39. После войны в Европе случился кратковременный всплеск интереса к промежуточному патрону, но он был быстро задавлен американцами, протолкнувшими на вооружение НАТО свой патрон винтовочной мощности 7.62x51. И возвращение к концепции патрона уменьшенной мощности произошло только в 60е, но уже на новом техническом уровне.

Спасибо за более обстоятельный обзор о промежуточном патроне. Но развивать это направление все же стали немцы первыми, о чем я и написал ранее. Не пойму, что вас смутило-то?

Развивать немцы как раз начали позже других - по вполне объективной причине. А вот первенство в создании и принятии на вооружение промежуточного патрона безусловно немецкое.

UPD Хотя номинально первый промежуточный патрон был создан американцами - .30Carbine Но он был предназначен для оружия самообороны "небоевых" военнослужащих - водителей, связистов итп.

Edited at 2016-05-10 11:16 am (UTC)

Откуда вы лезете такие умные?MKb.42 явился прототипом не Калаша, а Токаревского автомата, созданного еще в 43 году. Токарев руководствовался схемой MKb.42. Правда чтоль?mkb.42 Шмайссера и Вальтера соответственно.Автомат Токарева АТ-44Для сравнения винтовка СВТ-40 (1940-го года то есть)Не подскажешь, что Токарев взял с Mkb.42?

Сама идея, создания оружия под промежуточный патрон принадлежит немецким конструкторам. До них эту идею не развивали другие страны.А французов с автоматическим карабином Рибейроля 1918 года и швейцарцев с W+F M1921 ты за людей не считаешь?

Штурмовая винтовка и стала таковым оружием, имеющим принципиально новую схему.И что же было принципиально нового?

Токарев попытался скопировать эту идею и т.д. и т.п.Вот откуда ты всё это взял? Неужели сам придумал? Респект, хороший вброс.

(Deleted comment)

М-16 сделана на основе пулемета Максима)))

(Deleted comment)

Вы какой-то нервный. Даже если вам шутка показалось глупой, вовсе не стоит так на нее реагировать... Вы же считаете себя умным? Так что же дураку уподобляетесь?

(Deleted comment)

Здесь кажется об оружии разговор, а вы на моих рефлексах заморочились. К оружию это не имеет никакого отношения. Дурак я или нет? Бываю, как и все, иногда дураком, иногда умным. Видите, как человек из умного может быстро превратиться в дурака и наоборот. Допустим, моя шутка вам показалась дурацкой и вы тут же сморозили дурость. Бывает, особенно, если заморачиваться на чужих рефлексах. Вы или по теме, или до свидания...

(Deleted comment)

Все же я правильно понял - баран. Разговор закончен.

(Deleted comment)

From: a_mozes2016-05-10 09:58 am (UTC)

Вот уж действительно...

(Link)

Подходящее определение вы дали этому субъекту. Действительно - баран. С маленькой буквы.

>И конструкция автомата вообще не принципиальна, она может быть любой и определяется исключительно используемым в ней патроном.

аплодисменты.jpgдавно так не ржал

К стати конструктивно Mkb42 действительно гораздо более похожа на калаш чем StG44.

Народ, а чё - все ещё спорят у кого первый автомат был?Так автомат Фёдорова под близкий к промежуточному патрон ещё до советской власти создан был.По поводу штурмгевера, по конструкции очень похоже, что янки свою М16 с него содрали.Калаш - вообще совершенно другой по конструкции.

Цитата:"Это не миф. Вернее миф наполовину. Прототипом калаша являтся MKb.42 - он же прототип и StG44. И конструкция автомата вообще не принципиальна, она может быть любой и определяется исключительно используемым в ней патроном."Манагер писал, ога.

Цитата:"Главная особенность калаша - промежуточный патрон 7,62х39, который является немецким удлиненным 7.62х33."

Патрон Калаша является уменьшенной копией снаряда от FLAK-18/36/37. Точно говорю.

Тогда пойдем дальше, мифом по мифу!Первым оружием под промежуточный патрон является... автомат системы Федорова, образца 1913 года.Если следовать логике приведенного мифа, то Штурмгевер, это развитие винтовки Федорова, ведь конструкция не важна, правда?Таким образом если АК это развитие StG-44, то в свою очередь это развитие Федоровской системы, то есть конструкция изначально русская.Доклад закончил!

Миф красивый, но не имеет отношения к реальности.

darkhon.livejournal.com

На памятнике Калашникову изобразили "Штурмгевер". Кто виноват?

19 сентября в Москве открылся памятник Михаилу Калашникову. А уже спустя два дня  разразился скандал: на барельефе памятника внимательный глаз рассмотрел схему немецкой штурмовой винтовки времен Второй Мировой StG.44.

На деталь обратил внимание военно-исторический редактор журнала Rolling Wheels Юрий Пашолок. "Только не говорите, что это они случайно. За такое надо бить, больно и прилюдно. Это мальчики-скульпторы, блин!" — прокомментировал  увиденное историк на своей странице в Facebook.

Своими мыслями по этому поводу с нашими читателями поделился глава медиахолдинга "Правда.Ру" Вадим Горшенин.

— Недавно мне кто-то сказал, что если ЦРУ боролось против СССР ширпотребом, и в конце концов победило, то сейчас там появились более глубокие пацаны. Я посмеялся, конечно. Смеюсь и сейчас.

Но… (а вы помните, что все что до "но" надо смело отбрасывать)…

Последние два года российское общество реально раскалывается на самые разные мелкие кусочки. Первым изданием этого был, конечно, "Левиафан".

С начала этого года началась "Матильда". На мой взгляд, никакого большого скандала с ней бы и не было, если бы — зная, что торжественными похоронами якобы Николая Второго, причислением его к лику великомучеников, широкому освещению всего этого в прессе, в России как будто по заказу взрастили царебожников — не стали бы этих царебожников провоцировать, плюя им в душу выставками, показами, рекламой того, что великомученик-то был совсем не святой. Но — провоцировали, причем с подачи самых влиятельных идеологов.

Сегодня - новое открытие: на памятнике Калашникову красуется схема немецкого автомата "Штурмгевер". Появятся депутатские запросы, запланированное возмущение общественности, а с другой стороны — насмешки над очередной гордостью русского народа.

На очереди — (не знаю, не смотрел) комедия о Сталине. Если это комедия о Сталине, то будут задеты как чувства тех (а их по соцопросам очень много), кто говорит, что Иосиф Виссарионович — один из выдающихся деятелей нашей страны, так и родственников тех, кто пострадал от репрессий (для них любое сопоставление слов "Сталин" и "комедия" кощунственно).

Конечно, это никакое не ЦРУ. Это наше родное российское министерство культуры, возглавляемое одним из узнаваемых лиц одной известной партии.

Не знаю, как у вас, но я вдруг вновь почувствовал атмосферу конца восьмидесятых — начала конца Советского Союза, огромной нашей когда-то страны. С одним отличием — тогда была одна большая реферная точка. Сейчас их много. А потому отдельные кусочки — стыд за Россию, унижение чувств взращенных за последнюю четверть века царебожников, насмешки над Сталиным, над жертвам репрессий, унижение Калашникова — складываются в одну мозаику.

А вот кто и зачем складывает эту самую мозаику, нам бы вместе ответить…

www.pravda.ru

Штурмгевер Калашникова, или Научите скульптора гуглить

Скандал вокруг плодовитого и незадачливого скульптора Салавата Щербакова - автора памятника генерал-лейтенанту М.Т.Калашникову, изобретателю самого знаменитого в мире автомата, - продолжает вяло развиваться.

С пьедестала уже спилили схему автомата, в котором специалисты по сигналу историка Юрия Пашолока единогласно признали немецкую автоматическую винтовку StG44. "Запилить памятник Михаилу Тимофеевичу Калашникову со взрыв-схемой Штурмгевера - это просто высший пилотаж!" - высказался эксперт.

Схему спилили в тот же день, когда пост Пашолока разошелся "по интернетам". После демонтажа рабочих забрали в полицию - как шутил народ, за вандализм или отсутствие московской регистрации (официально заявили, что просто оформили документы о проделанной работе).

Пристыженный скульптор (и вслед за ним Минкульт) признался, что его "подвел интернет" - то есть он погуглил "автомат Калашникова" и получил в поисковой выдаче схему StG44, основного оружия пятой танковой дивизии СС "Викинг". Это легко объяснить: многие западные оружейники считают, что Штурмгевер как минимум вдохновил Калашникова на создание его легендарного детища (а как максимум - речь о плагиате).

На этот счет, кстати, уже высказался российский музыкант Юрий Лоза - в последнее время большой специалист по творческим заимствованиям. По его словам, в появлении схемы StG44 на пьедестале памятника Калашникову "нет ничего страшного".

"Ничего нового, революционного о сооружении сказать нельзя, вы же понимаете, что все идеи-то общие: ствол, приклад, патронник. Все элементы одни и те же. Все друг у друга дерут, все друг у друга заимствуют. Насколько я понимаю, ничего страшного в этом нет", - резюмировал артист, предложив пройтись по другим современным скульптурам, где тоже полно "косяков".

"Объяснительную" речь скульптора Щербакова можно разбирать на цитаты:

Действительно - будь то радио, телефон или автомат, не говоря уже об атомной бомбе - одни и те же мысли могут прийти конструкторам в голову в одно и то же время. И это нисколько не умаляет наиболее успешное открытие, даже если в его основу заложены инновационные конструктивные идеи, реализованные в предыдущих образцах коллегами по цеху.

Вплоть до 1941 года многие конструкторы и оружейники Германии и СССР работали в режиме совместных лабораторий и предприятий. Мало кто знает, что советские инженеры с германскими коллегами доработали знаменитый "Юнкерс", создав запущенные в серию опытно-конструкторские образцы Junkers F-13. Они даже импортировались в третьи страны.

Влияние немецких конструкторов ощущалось и через десятилетия. Российский истребитель "Беркут" Су-47 с крылом с обратной стреловидностью имел предшественника - первый в мире цельнометаллический турбореактивный бомбардировщик с крылом с обратной стреловидностью Ju-287.

Военно-техническое германо-советское сотрудничество всячески поощрялось, вполне официально входило в прерогативы "Особой группы Р" ("Sondergruppe R", где R - Russland, то есть Россия), созданной еще в 1921 году под началом майора Фишера для организации военно-технического сотрудничества с СССР.

Так стоит ли удивляться влиянию конструкторских идей, заложенных в немецкую винтовку, на автомат Калашникова?

Так что вопросы не к Калашникову, а к Салавату Щербакову и его "творческому полету фантазии" (так выразились в РВИО - Российском военно-историческом обществе, которое курировало работу над памятником). Говоря, что "у нас косяки везде", Юрий Лоза прав - уж в отношении Щербакова точно. Этот скульптор вообще любитель исторического немецкого оружия.

С уже открытого на Белорусском вокзале памятника "Прощание славянки" его же работы пришлось спиливать две немецких винтовки Mauser 98k. На стеле "Покорителям космоса" у ВДНХ гордо красуется ракета, очень напоминающая формой стабилизаторов да и всего корпуса знаменитую немецкую Фау-2 (в дальнейшем, творчески переработанную С.П.Королевым в изделие Р-1).

Есть вопросы и к министерству культуры, глава которого Владимир Мединский на открытии памятника назвал автомат Калашникова "настоящим культурным брендом России". В этих словах сквозит откровенная издевка.

Бренд символизирует какую-либо черту, присущую целому, то есть всей общности явления. Получается, что лучшее, что русские принесли мировой культуре, - это оружие! После скандала с профинансированной на государственные деньги "Матильдой" министр продолжает удивлять смелой оригинальностью в своем подходе к отечественным истории и культуре.

www.pravda.ru