История космических шаттлов США. Шаттл что это


Челленджер (шаттл) - это... Что такое Челленджер (шаттл)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Челленджер.

«Челленджер» (англ. Challenger, «Бросающий вызов») — многоразовый транспортный космический корабль НАСА, второй спейс шаттл; был передан НАСА в июле 1982 года.

Шаттл «Челленджер» был назван по имени морского судна, которое исследовало океан в 1870-е годы. В НАСА, шаттл «Челленджер» имел обозначение — OV-99 (Orbiter Vehicle — 99). Изначально он предназначался только для испытательных целей, но затем был переоборудован и подготовлен для запусков в космос. Первый раз «Челленджер» стартовал 4 апреля 1983 года. В общей сложности выполнил 9 успешных полётов. Потерпел катастрофу при десятом запуске 28 января 1986 года.

Полёты

Гибель «Челленджера» (также смотрите архивный видеоматериал BBC)

«Челленджер» десять раз стартовал в космос. Провел в космосе 69 суток, совершил 987 витков вокруг Земли, прошёл 41 527 416 км.

Катастрофа шаттла

Последний старт челнока был запланирован на утро 28 января 1986 года, затем запуск перенесли на два часа дня из-за того что были найдены мелкие поломки, которые устраняли инженеры. Телевидение вело прямую трансляцию с мыса Канаверал. Чтобы заполнить паузу, вызванную ремонтом корабля, ведущий рассказывал об истории программы Space Shuttle, предсказывая новому чуду ракетной техники большое будущее. За стартом «Челленджера» наблюдали миллионы зрителей по всему миру. На 73-й секунде полёта, на высоте 14 км произошёл отрыв левого твердотопливного ускорителя от одного из двух креплений. Провернувшись вокруг второго, ускоритель пробил основной топливный бак. Из-за нарушения симметрии тяги и сопротивления воздуха корабль отклонился от оси и был разрушен аэродинамическими силами. Как потом выяснилось, некоторые астронавты были ещё живы, так как носовую часть, где они находились, просто оторвало от остальной части корабля, и как минимум к трём из них началась индивидуальная подача кислорода в шлемы, предусмотренная на случай аварии, но падение с 20 км высоты и колоссальной силы (перегрузка около 200G) удар о воду сделали своё дело, все находившиеся на борту астронавты погибли. Первое время многочисленные очевидцы ничего не поняли.

Кто-то, стоявший в толпе передо мной, обернулся и сказал: «Это взрыв!» Я помню, как взрослые говорили детям: «Не бойся, это неправда, всё хорошо». Многие аплодировали, потому что думали, что это отсоединились ускорители.

— Бен Провенсал, очевидец

Погиб весь экипаж — семь человек, включая и первого астронавта-непрофессионала — бывшую учительницу Кристу МакОлифф, которая выиграла общенациональный конкурс на право лететь в космос, организованный по инициативе президента США Рональда Рейгана. Она стала национальной героиней Америки.

Причиной трагедии называют неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя, вызвавшую утечку раскалённых газов, которые разрушили крепление, а также и то, что запуск осуществлялся при температуре 2 градуса ниже нуля по Цельсию, в то время как рекомендованной температурой воздуха для взлётов является 11 и более градусов тепла. В связи с этой катастрофой США понесли большие убытки — около 8 млрд долларов, включая и стоимость самого челнока, которая оценивается в 3 млрд. Гибель «Челленджера» — самая крупная на тот момент катастрофа в истории пилотируемых полётов, сильный удар по репутации США и программе Space Shuttle.

Эмблемы полётов

См. также

Ссылки

  Многоразовые транспортные космические корабли

 США: Программа «Space Shuttle» Завершена

 СССР: Программа «Буран» Остановлена

  • ОК-МЛ-1 (БТС 001, аэродинамическая модель,парковый аттракцион)
  • ОК-ГЛИ (БТС 002, атмосферный самолёт-аналог,передан в музей)
  • Буран (1.01, списан, уничтожен в 2002 году)
  • 1.02 (закончен на 95—97 %, передан в музей)
  • 2.01 (построен на 30—50%, на реставрации)
  • 2.02 (построен на 10—20%, частично разобран)
  • 2.03 (разобран)

dic.academic.ru

«Спейс шаттл» - это... Что такое «Спейс шаттл»?

 «Спейс шаттл» «Спейс шаттл» наименование пилотируемого транспортного космического корабля США многоразового использования. В переводе с английского «Спейс шаттл» означает «космический челнок». Служит для вывода космических аппаратов различного назначения на околоземную орбиту, доставки грузов и экипажей на орбитальные станции и возвращения их на Землю. Стартовая масса «Спейс шаттл» 2000 т, длина 56 м. Ракетно-космическая система выполнена по двухступенчатой схеме с параллельным расположением ступеней. Первой ступенью служат два блока ускорителя, второй ступенью являются три маршевых двигателя орбитального корабля. Топливо для этих ракетных двигателей находится в отделяемом баке. После выполнения программы космического полёта и торможения орбитальный корабль в атмосфере выполняет заход на посадку и садится на аэродром по-самолётному. Масса орбитального корабля – 95 т, в т. ч. полезного груза до 25 т. Возвращать на Землю возможно до 15 т. Экипаж до 7 человек. Время космического полёта до 7 суток, но при дооборудовании до 30 суток. Общий ресурс до 55 полётов. Всего построено 5 кораблей: «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Индевор», которые к кон. 2002 г. совершили более 100 космических полётов. Первый полёт орбитальный корабль «Колумбия» совершил 12–14 апреля 1981 г. с экипажем в составе Дж. Янг и Р. Криппен. («Челленджер» с экипажем 7 человек погиб 26 января 1986 г. при старте, «Колумбия» также с экипажем 7 человек погибла при возвращении на Землю 1 февраля 2003 г.)

Схема устройства «Спейс шаттла»:

1 – грузовой отсек; 2 – манипулятор; 3 – пульт управления сближением и стыковкой; 4 – пульт управления полезным грузом; 5 – плитки низкотемпературной изоляции; 6 – носовые двигатели ориентации; 7 – колёса носовой стойки шасси; 8 – шлюзовая камера; 9 – плиткивысокотемпературной изоляции; 10 – створки грузового отсека

Энциклопедия «Техника». — М.: Росмэн. 2006.

.

  • «Союз»
  • спидометр

Смотреть что такое "«Спейс шаттл»" в других словарях:

  • Спейс шаттл — Шаттл англ. Space Shuttle …   Википедия

  • «Спейс шаттл» — (англ. Space Shuttle  космический челнок), многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США. Масса «Спейс шаттл»2000 т, длина 56 м. 1 я ступень  2 ускорителя с ракетными двигателями твёрдого топлива; 2 я ступень (орбитальная) … …   Энциклопедический словарь

  • СПЕЙС ШАТТЛ — «СПЕЙС ШАТТЛ» (англ. Space Shuttle космический челнок), многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США. Масса около 2000 т, длина 56 м. Первая ступень представляет собой 2 ускорителя с ракетными двигателями твердого топлива.… …   Энциклопедический словарь

  • СПЕЙС ШАТТЛ — (англ. Space Shuttle космический челнок) многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США. Масса ??2000 т, длина 56 м. 1 я ступень 2 ускорителя с ракетными двигателями твердого топлива; 2 я ступень (орбитальная) крылатая… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Спейс шаттл — (английское Space Shuttle космический челнок) пилотируемый транспортный космический корабль многоразового использования, созданный в США. Обеспечивает вывод космических объектов на низкие геоцентрические орбиты (высота 200 500 км), возвращение… …   Энциклопедия техники

  • СПЕЙС-ШАТТЛ — [англ. space shuttle Словарь иностранных слов русского языка

  • «Спейс Шаттл» — Старт «Спейс шаттла». «Спейс Шаттл» (англ. Space Shuttle — космический челнок) — пилотируемый транспортный космический корабль многоразового использования, созданный в США. Обеспечивает вывод космических объектов на низкие… …   Энциклопедия «Авиация»

  • «Спейс Шаттл» — Старт «Спейс шаттла». «Спейс Шаттл» (англ. Space Shuttle — космический челнок) — пилотируемый транспортный космический корабль многоразового использования, созданный в США. Обеспечивает вывод космических объектов на низкие… …   Энциклопедия «Авиация»

  • “Спейс Шаттл” — Запуск Шаттла . СПЕЙС ШАТТЛ (английское Space Shuttle космический челнок), транспортный космический комплекс многоразового использования (США). Стартовая масса до 2000 т. Первая ступень 2 твердотопливных двигателя; вторая (орбитальная; имеет… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • "СПЕЙС ШАТТЛ" — (англ. Space Shuttle, букв. космич. челнок) наименование амер. пилотируемого трансп. космич. корабля многоразового использования для вывода К А на геоцентрич. орбиты выс. 200 500 км: проведения исследований, экспериментов и пр. операций на… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

dic.academic.ru

Значение слова ШАТТЛ. Что такое ШАТТЛ?

Значение слова не найдено

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: нейродермит — это что-то положительное, отрицательное или нейтральное?

Положительное

Отрицательное

Ассоциации к слову «шаттл»

Предложения со словом «шаттл»:

  • Вскоре выяснилось, что собирать шаттл на открытом воздухе невозможно, а существующие с 1960-х годов здания для этой цели не годятся.
  • Я сразу её узнала: военный шаттл класса «эпсилон», это могла быть только она.
  • Неподалёку от «Экспрессии» приютился небольшой приземистый туристический шаттл.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

kartaslov.ru

История космических шаттлов США - РИА Новости, 30.10.2012

30 октября 2012 года в США состоится открытие экспозиции с шаттлом "Индевор".

"Спейс шаттл" (Space Shuttle - космический челнок) - многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль США, предназначенный для доставки людей и грузов на низкие околоземные орбиты и обратно. Шаттлы использовались в рамках осуществляемой Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) государственной программы "Космическая транспортная система" (Space Transportation System, STS). 

Шаттлы уходят на пенсию

Космический челнок всегда летал с экипажем, в составе которого обычно командир, пилот, и от двух до пяти специалистов (научных сотрудников - специалистов по операциям) и два или три специалиста по полезному грузу (научные сотрудники - специалисты по конкретным исследованиям).

Конструктивно шаттл состоит из трех основных компонентов - орбитального аппарата (орбитер, orbiter), который выводится на околоземную орбиту и является космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей, которые работают в течение двух минут после старта. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращается на Землю и совершает посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводняются на парашютах и затем используются вновь. Внешний топливный бак сгорает в атмосфере.

Программа по созданию шаттлов разрабатывалась компанией North American Rockwell по поручению НАСА с 1971 года. Строительство первых двух шаттлов началось в июне 1974 года. Первоначально летные корабли обозначались номерами OV-099, OV-101, OV-102 и так далее. Всего было построено шесть шаттлов.

Корабль OV-101 был выпущен 17 сентября 1976 года и получил название "Энтерпрайз" (Enterprise) по имени звездолета из фантастического телесериала Star Trek. Это был прототип шаттла для испытаний в атмосфере, который так никогда и не побывал в космосе.

Для испытаний нового космического корабля был создан специальный самолет, на корпусе которого крепился "Энтерпрайз". Сначала испытания проводились без участия экипажа, впоследствии челнок стали запускать уже вместе с людьми, отслеживающими работу приборов. После того, как "Энтерпрайз" перестали использовать для испытаний, некоторые его детали пошли на создание новых челноков.

Шаттл "Колумбия" (Columbia, OV-102) был первым действующим многоразовым орбитальным аппаратом. Его изготовили в 1979 году и передали Космическому центру НАСА имени Кеннеди. Этот корабль был назван по имени парусника, на котором капитан Роберт Грей в мае 1792 года исследовал внутренние воды Британской Колумбии (ныне штаты США Вашингтон и Орегон). Первый полет челнока с космонавтами на борту состоялся 12 апреля 1981 года. 

"Колумбия" была тяжелее шаттлов, построенных позже, и у нее не было стыковочного модуля, поэтому она не могла стыковаться ни со станцией "Мир", ни с Международной космической станцией (МКС). "Колумбия" первой из челноков была подвергнута различным модернизациям, которых она на своем веку пережила более 50. За время своей службы шаттл совершил 28 рейсов на орбиту Земли и провел в космосе 300 дней.

1 февраля 2003 года во время своего последнего полета при входе в атмосферу Земли перед посадкой шаттл "Колумбия" потерпел катастрофу. Причиной аварии стало разрушение теплоизоляционной обшивки корабля при старте, в ходе снижения именно из-за этого дефекта корабль разрушился, и все семь находившихся на борту астронавтов погибли.

Американский шаттл "Челленджер"

Строительство космического челнока "Челленджер" (Challenger, OV-099) началось в 1975 году. В июле 1982 года он был передан НАСА. Шаттл назван в честь морского судна, исследовавшего океан в 1870-е годы. Первый космический полет совершил 4 апреля 1983 года.

28 января 1986 года после старта на 73-й секунде полета "Челленджер" потерпел катастрофу. От корабля оторвался один из ускорителей и пробил топливный бак, что привело к разрушению шаттла и гибели семи астронавтов. Это был десятый полет шаттла.

Катастрофа космического шаттла "Челленджер" >>

Шаттл "Дискавери" (Discovery, OV-103) начали строить в 1979 году. Он был передан НАСА в ноябре 1982 года. Челнок назвали в честь одного из двух судов, на которых в 1770-х годах британский капитан Джеймс Кук открыл Гавайские острова и исследовал побережье Аляски и северо-западной Канады. Первый полет в космос шаттл совершил 30 августа 1984 года, а последний - с 24 февраля по 9 марта 2011 года. В его "послужном списке" числятся столь ответственные операции, как первые полеты после гибели шаттлов "Челленджер" и "Колумбия", доставка на орбиту космического телескопа "Хаббл", вывод на траекторию перелета автоматической межпланетной станции "Улисс", а также второй полет к "Хабблу" для проведения профилактических и ремонтных работ. За время своей службы шаттл совершил 39 полетов на орбиту Земли и провел в космосе 365 дней.

Шаттл "Атлантис" (Atlantis, OV-104) был передан в эксплуатацию НАСА в апреле 1985 года. Челнок был назван в честь океанографического исследовательского парусного судна, которое принадлежало океанографическому институту в Массачусетсе и эксплуатировалось с 1930 года по 1966 год. Первый полет шаттл совершил 3 октября 1985 года. "Атлантис" был первым шаттлом, который состыковался с российской орбитальной станцией "Мир", а всего он совершил к ней семь полетов. 

Шаттлом "Атлантис" были доставлены на орбиту космические зонды "Магеллан" и "Галилео", направленные затем к Венере и Юпитеру, а также одна из четырех орбитальных обсерваторий НАСА. "Атлантис" стал последним кораблем, запускаемым по программе Space Shuttle. Свой последний полет "Атлантис" совершил 8-21 июля 2011 года, состав экипажа для этого полета был уменьшен до четырех человек.  За время своей службы шаттл выполнил 33 рейса на орбиту Земли и провел в космосе 307 дней.

В 1991 году флот американских космических челноков пополнил шаттл "Индевор" (Endeavour, OV-105), названный в честь одного из кораблей британского флота, на котором совершал путешествия капитан Джеймс Кук. Его строительство началось в 1987 году. Он был построен взамен потерпевшего катастрофу шаттла "Челленджер". "Индевор" - самый современный из американских космических челноков, и многие новшества, впервые опробованные на нем, были позднее использованы при модернизации остальных шаттлов. Первый полет совершил 7 мая 1992 года. За время своей службы шаттл выполнил 25 полетов на орбиту Земли и провел в космосе 299 дней.

Всего шаттлы совершили 135 полетов. Челноки рассчитаны на двухнедельное пребывание на орбите. Самое длинное космическое путешествие совершил шаттл "Колумбия" в ноябре 1996 года - 17 суток 15 часов 53 минуты, самое короткое - он же в ноябре 1981 года - 2 дня 6 часов 13 минут. Обычно полеты шаттлов продолжались от 5 до 16 суток. Они использовались для вывода грузов на орбиту, проведения научных исследований, обслуживания орбитальных космических аппаратов (монтажные и ремонтные работы).

В 1990-е годы шаттлы принимали участие в совместной российско-американской программе "Мир - Спейс шаттл". Было осуществлено девять стыковок с орбитальной станцией "Мир". Шаттлы играли важную роль в осуществлении проекта по созданию Международной космической станции (МКС). Одиннадцать полетов были выполнены по программе МКС. Причина прекращения полетов шаттлов - выработка ресурса кораблей и огромные финансовые затраты на подготовку и обслуживание космических челноков. Стоимость каждого полета шаттла составляла около 450 миллионов долларов. За эти деньги орбитер шаттла мог доставить за один рейс к МКС 20-25 тонн груза, включая модули для станции, и семь-восемь астронавтов.

Ваш браузер не поддерживает данный формат видео.

Вконтакте

Facebook

Одноклассники

Twitter

Whatsapp

Viber

Telegram

Сорокаметровый шаттл весом 70 тонн "прописался" в музее Нью-Йорка

После закрытия программы НАСА Space Shuttle в 2011 году все "ушедшие на пенсию" шаттлы займут места в американских музеях. Не летавший шаттл "Энтерпрайз", который находился в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института в Вашингтоне (США), в июне 2012 года был доставлен на музей-авианосец Intrepid в Нью-Йорке (США). Его место в Смитсоновском институте занял шаттл "Дискавери". Шаттл "Индевор" в середине октября 2012 года был доставлен в Калифорнийский научный центр, где он будет установлен в качестве экспоната.

Планируется, что в начале 2013 года шаттл "Атлантис" займет свое место на постоянной выставке в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде. 

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Значение слова «шаттл»

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
  • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
  • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
  • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
  • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
  • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
  • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
  • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
  • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

how-to-all.com

Шаттл

  Шаттл

Опубликовано 17.02.2014 02:50

 5

До недавнего времени космическая экспозиция музея науки в Лос-Анджелесе (California science center) была  очень маленькой и оставляла впечатление некоего запустения. Но всё кардинально поменялось с тех пор, как сюда на вечную стоянку прибыл один из трёх космических челноков, шаттлов – Эндевор. Это событие и «устремило» меня («Эндевор» переводится с английского как «стремление») в калифорнийский музей науки.

Вместо предисловияВсе мы знаем  историю космической программы «Буран».  Логично рассказывать о шаттле, сравнивая его с Бураном, как это обычно и делается, поскольку две эти программы ставили примерно одинаковые цели. Но чтобы грамотно написать и о Шаттле, и о Буране, грамотно их сравнить, и аргументировано сделать правильный вывод, что наш Буран, конечно же, был лучше, надо проделать большую работу. За один раз нам в SpaceGiraffe.ru это было сделать сложно, поэтому текст, который вы читаете, посвящён только Шаттлу. Мы будем очень благодарны человеку, который сможет написать подобный опус о нашем Буране, несмотря на то, что уже немало написано на эту тему книг и снято фильмов.

Шаттл стоит в ангаре, специально выстроенном для этого огромного космического корабля. Первое, что мы встречаем на пути в этот ангар, – это огромные колёса с толстыми шинами на них. Именно эти покрышки стояли на шаттле во время его последний миссии, и пришлось им несладко.

 В процессе посадки температура шин меняется более чем на 90 градусов, а внешнее давление резко поднимается от нуля до нормальной величины в течение часа. Обычные автомобильные шины могли бы лопнуть или начать выпускать воздух. Покрышки для этого космического корабля специально рассчитывались на такие нагрузки. На этой фотографии видно, как дымились шины при посадке шаттла. Теперь они стоят в музее.

2

Как и в большинстве самолётов, шины шаттлов заполняются азотом. Для этого есть несколько причин. Азот лучше переносит изменения давления и температуры, чем кислород, содержащийся в воздухе. Кроме того азот, в отличие от атмосферного кислорода, не горит. В дополнение к этому молекулы азота по размеру больше молекул кислорода. Это означает, что азот будет просачиваться через резину покрышек гораздо медленнее, чем обычный воздух. В условиях космического вакуума это свойство очень важно.

 Следующим экспонатом на нашем пути будет космический туалет. Рядом с ним установлен телеэкран, на котором показывают, как этим туалетом надо пользоваться мужчинам и женщинам и какие ошибки совершают неопытные космонавты. Довольно познавательно, но мы двинемся дальше.

 Войдя в дверь ангара, где покоится космический корабль, испытываешь лёгкий шок. Какой же он огромный! Фотографии, к сожалению, не могут этого передать, но, поверьте мне, глядя на шаттл понимаешь: именно такого размера и никак не меньше были все космические корабли в фантастических фильмах.

5  Обходишь вокруг него, и становится ясно, что вот на таких-то кораблях вполне могли бы путешествовать герои звёздных войн, Алиса Кира Булычёва, герои повестей Лема и Стругацких.

Факты:

  1. Шаттл содержит около 370 километров кабелей и проводов.
  2. Каждый шаттл имел специальный грузовой контейнер размерами 5 на 18 метров, вмещавший до 30 тонн груза.
  3. Приземлившийся шаттл с выпущенными шасси в высоту достигал 17 метров – это выше трёхэтажного дома. Длина шаттла – 37 метров, размах крыльев - 24 метра.
  4. Корпус космического корабля сделан из алюминия, как и у многих самолётов. Чёрная и белая плитка, покрывающая шаттл, – это его защитная термооболочка, предохраняющая корпус от плавления во время запуска и посадки.

Жара и холод

Во время полёта шаттл всегда открывает грузовой отсек, как показано на фото ниже. Внутри на створках закреплены радиаторы кондиционеров внутренней системы охлаждения, которые надо стараться держать в тени. Поэтому на орбите шаттл болтается вверх ногами, поворачиваясь к Солнцу брюхом, закрывая от него радиаторы.

15

При входе в атмосферу некоторые части корабля нагреваются до 1700 градусов Цельсия – достаточно для плавления стали, не говоря уж об алюминии. На орбите же рабочая температура обшивки нередко падает ниже -160 градусов. Разные типы теплоизоляции защищают  корабль и экипаж от экстремальных температур. Теплоизоляционный слой вокруг корпуса шаттла состоит из специальных белых и чёрных плиток. Чёрные выдерживают температуры до 1200 градусов, белые – до 700. Режущая кромка крыла и нос нагреваются больше всего, поэтому они  покрыты специальной защитой, выглядящей как гладкий чёрный пластик. Она выдерживает температуры до 1800 градусов.

6 Взгляните на эту фотографию. Каждая из более чем 30 000 теплоизоляционных плиток имеет свои размеры и форму, чтобы точно повторять форму корабля в строго определённом месте. На каждой плитке нарисован свой шифр, указывающий в каком месте обшивки она должна быть закреплена. Эти плитки обладают очень низкой теплопроводностью. На видео видно, как кусок материала теплоизоляции, нагретый до 1700 градусов, достают из печи. Уже через пару секунд края кубика остывают так, что его можно брать руками, хотя в центре материал ещё раскалён до жёлтого свечения – температура плавления стали.

 Факты:

  1. Основной ингредиент изоляционных плиток – кремний, который добывают из обычного песка.
  2. Черное покрытие на нижней части шаттла помогает рассеивать тепло. Белые плитки сверху шаттла отражают солнечные лучи, чтобы шаттл не нагревался.
  3. Плитки теплоизоляции очень лёгкие (как пенопласт) и хрупкие. Вы с лёгкостью сможете раскрошить такую плитку в руках.

Летающий лапоть

Несмотря на то, что шаттл был первым космическим кораблём, умевшим садится на аэродромы, почти как обыкновенный самолёт, его посадка проходит совсем не так, как садятся самолёты. Основные двигатели не работают во время путешествия вниз с орбиты сквозь атмосферу. При приближении к взлётной полосе шаттл летит в 20 раз быстрее пассажирского самолёта, а его траектория в 7 раз круче той, что используют самолёты. Космонавты и инженеры называют шаттл летающим кирпичом, потому что его «полёт» гораздо больше похож на простое падение с орбиты.

Для того чтобы начать посадку, шаттл разворачивается двигателями по направлению его движения и включает их. Это замедляет его движение по орбите, и шаттл начинает в буквальном  смысле падать  из космоса вниз под действием силы тяжести. После того, как шаттл начинает двигаться к поверхности планеты, он опять поворачивается к ней носом.

7 В космосе и в верхних слоях атмосферы шаттл маневрирует при помощи вспомогательных двигателей на носу и боках корабля. В плотных слоях атмосферы экипаж уже может задействовать закрылки, что делает шаттл немного похожим на самолёт. Но всё равно основное управление осуществляется за счёт боковых двигателей. Посадочная скорость шаттла составляет 370 км/ч. http://www.youtube.com/watch?v=YOxZsbyjSb8

Толстые туристы

 

На этой фотографии видна причина, по которой никогда ни в один из шаттлов не будут пускать туристов. Это белый входной люк, отмеченный жёлтой стрелкой. Как мне пояснил экскурсовод, половина населения Америки, к сожалению, не сможет пролезть внутрь из-за своих размеров. Поэтому туристов внутрь решено не пускать. А жаль! Там внутри так много интересного.

Ядовитые огнедышащие ноздри

На этой же фотографии видны пять передних дюз шаттла. Они использовались для маневрирования, пока шаттл был на орбите. Вы видите, что отверстия расположены под разными углами: каждый двигатель предназначался для разных типов маневрирования. С другой стороны расположена точно такая же пятёрка дюз. На самом деле, на носу у шаттла не 10 дюз, а больше. Дополнительные 6 расположены на носу сверху, как видно на фото ниже.

9 Поскольку топливо, использовавшееся для работы этих двигателей,  ужасно токсичное, топливные баки, располагавшиеся внутри шаттла, убрали, а часть дюз герметично закрыли, чтобы посетители музея не могли случайно отравиться.

Двигатели

10

При взлёте три основных двигателя включались вместе с боковыми ракетными ступенями. Топливом для них служил водород и кислород, выкачиваемый из центрального топливного бака.

 После посадки на Землю, двигатели всегда снимались с корабля для проверки и ремонта. Все двигатели были взаимозаменяемыми и могли быть установлены на любой из четырёх шаттлов. 

Это было очень удобно. Специалисты всегда имели наготове 9 двигателей: три для взлёта шаттла, три для второго шаттла на случай необходимости эвакуации с орбиты и ещё три на всякий случай. Всего был изготовлен 51 «движок», из них 35 летали на Эндеворе.

13 Тестирование ракетного двигателя

Стартовая система

Стартовая система шаттла состоит из трёх частей: маршевые двигатели шаттла, две боковые ракетные ступени и огромный топливный бак (оранжевый на фото). Во время старта включаются двигатели шаттла и двигатели боковых ракет. Отработав своё, ракеты отделяются и падают вниз. Шаттл продолжает лететь, используя свои двигатели и черпая топливо из оранжевого топливного бака. Важно понимать, что никаких двигателей у оранжевого топливного бака нет:  это просто большая канистра с топливом, которую шаттлу приходится брать с собой, чтобы добраться до орбиты. 

14

Главная проблема этой стартовой системы – она не может быть использована ни для чего другого, кроме вывода шаттла на орбиту. Плюс – это то, что боковые ракетные ступени падают в океан и потом используются повторно.

Дорогие друзья! Если вам понравился этот рассказ, и вы хотите быть в курсе новых публикаций о космонавтике и астрономии для детей, то подписывайтесь на новости наших сообществ

в контакте,

Фейсбуке,

или живом журнале.

Специально для вас в этих группах мы будем выкладывать последние записи в нашем блоге.

www.spacegiraffe.ru

История "Шаттла" | Madan

Первоначальные планы подразумевали полностью многоразовую систему – обе ступени были спасаемыми и используемыми в дальнейших полетах. Но по экономическим соображениям, чтобы снизить стоимость разработок, концепция была изменена: спасался сам корабль – вторая ступень, которая выходила на орбиту, а также стартовые твердотопливные двигатели. Бак с остатками кислорода и водорода сгорал в атмосфере.

Возможно, на самом деле эта система была выбрана потому, что она была реализуема на практике при имеющемся уровне технологий. Полностью многоразовая схема была слишком сложной и как минимум потребовала бы долгих лет разработок. Частота пусков, которая должна была обеспечить дешевизну, тоже не была реализована в запланированных масштабах. Изначально NASA рассчитывало на 50 пусков в год – почти каждую неделю. Ресурс каждого шаттла был 20 лет, или 100 полетов. Фактически, срок службы оказался дольше, а число полетов – значительно меньше. Шаттл «Дискавери», рекордсмен, провел всего 39 полетов.

Изначально шаттлы предназначались для вывода спутников на орбиту. Как самостоятельная космическая лаборатория они были нефункциональны, так как не имели собственных солнечных батарей. Половину их грузов должны были составить военные спутники, а вторую половину – коммерческие запуски американских и зарубежных гражданских спутников. Таким образом, шаттл – это транспортное средство, а не научное судно, поэтому и герметичные объемы были невелики по сравнению с размерами корабля.

Одним из преимуществ шаттлов (и «Буранов») над одноразовыми ракетами провозглашалась возможность снятия спутников с орбиты и доставка на землю для последующего ремонта-модернизации с дальнейшим запуском. Даже предлагались схемы космической системы из 2-х спутников - один на орбите другой на земле: первый отказал - его сняли и «повесили» второй. А, тем временем, первый ремонтируют и он опять готов к запуску и работе. В реальности же функцией снятия спутника с орбиты воспользовались всего несколько раз. В 1985 году были сняты с орбиты два связных спутника, неудачно запущенных другим шаттлом, а в 1997 году - японский спутник. Так что и это преимущество оказалось несущественным.

По плану летные испытания шаттлов должны были начаться в 1979 году. Фактически по разным причинам, в т. ч. из-за весомых технических трудностей, первый пуск состоялся 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Гагарина.

Полет

Шаттл стартует вертикально, одновременно включаются водородные двигатели (вторая ступень) и твердотопливные ускорители (первая ступень) – это так называемая параллельная схема. Ускорители отделяются от бака и спускаются на парашюте в океан, где их находят и подбирают специальные корабли; они возвращаются на завод-изготовитель, где проходят ремонт и снова готовятся к пуску. А двигатели на самом шаттле продолжают работать, выбирая топливо из подвесного бака. Когда скорость достигает суборбитальной, то есть «челнок» выходит на промежуточную орбиту с перигеем около 100 км, отделяется огромный подвесной бак, после чего шаттл разгоняется собственным двигателем, используя топливо из внутренних баков, а сброшенный подвесной бак через полвитка падает в океан.

После выведения на орбиту шаттл может совершать маневры с помощью двигателей маневрирования малой тяги, при необходимости выходя на рабочую орбиту. На рабочей орбите раскрывались створки грузового отсека, его размер составлял 4,6 м на 18,3 м. Специальный манипулятор, смонтированный в отсеке, извлекал спутник и оставлял его на орбите. Шаттл отлетал от него. В зависимости от программы полета спутник с помощью собственных двигателей переходил на другую орбиту или оставался на той же.

После завершения программы полета двигатели шаттла выдавали тормозной импульс, и он спускался по пологой траектории, как планер, то есть обычный самолет, но с выключенными двигателями. Тепловые нагрузки при спуске с орбиты очень велики, поэтому пришлось разработать специальное теплозащитное покрытие. Покрытие такого рода было создано впервые. До этого использовались абляционные покрытия, они работали на принципе уноса массы: теплозащита заключалась в том, что покрытие выгорало и тепло уносилось потоком воздуха.

Использовать такое покрытие для шаттла было невозможно, потому что аэродинамические поверхности в этом случае постоянно меняли бы форму. Кроме того, это противоречило бы идеологии многоразовости космического аппарата. Правда, на практике многоразовое покрытие приходилось все равно обновлять при предполетной подготовке.

Самолет совершал посадку на специально построенную взлетно-посадочную полосу. Аварийная посадка была предусмотрена на дне высохшего соляного озера – природной идеально гладкой поверхности. После посадки шаттл грузился на внешнюю подвеску большого транспортного самолета Boeing 747 и перевозился на космодром, где проходил предполетную подготовку.

История запусков

Первый полет шаттла в 1981 году был экспериментальным, поэтому экипаж состоял всего из двух человек. Командиром корабля был ветеран американских космических программ Джон Янг. Второй полет тоже состоялся в 1981 году и тоже с двумя пилотами на борту. В первых пилотируемых полетах с двумя членами экипажа кабина была оснащена катапультирующимися креслами, что при полной загрузке было невозможно. По завершении испытательных полетов, когда экипажи стали полными, кресла убрали, иначе бы возникла ситуация, что часть экипажа может спастись, а часть нет. Первым шаттлом (не считая тестового «Энтерпрайза») была «Колумбия», вторым «Челленджер», третьим «Дискавери», четвертым «Атлантис». Изначально планировался и пятый шаттл, но из соображений экономии его изготовление было отменено. Однако после гибели «Челленджера» для восстановления частоты запусков еще один шаттл все-таки был построен - им стал «Индевор».

Максимальная частота пусков была достигнута в 1985 году – 9 раз. К концу 80-х годов планировалось выйти на 24 пуска в год (что меньше по сравнению с изначальными планами), но из-за катастрофы «Челленджера» и эти планы не были реализованы. К моменту гибели «Челленджера» в очереди на пуск стояло большое количество грузов: NASA намеренно переориентировала грузы на шаттл как на основной носитель, планировалось вообще отказаться от одноразовых носителей, за исключением самых легких. Но после гибели «Челленджера» была постепенно изменена концепция использования шаттлов: полезные грузы начали запускать одноразовыми ракетами, а шаттл использовался как летающая лаборатория и средство доставки людей и грузов сначала на «Мир», а потом на МКС.

Вторая катастрофа – гибель «Колумбии» – предопределила завершение этой программы. Стало понятно, что риск слишком велик, и она начала постепенно сворачиваться. В итоге было принято решение о завершении полетов в 2011 году. Потерять еще один корабль было бы слишком сильным ударом по престижу NASA. Кроме того, материальные издержки были слишком велики. Уже в первые годы эксплуатации цена выведения килограмма полезного груза на орбиту оказалась одного порядка с соответствующим значением для одноразовых ракет (а в конце срока службы даже дороже). Стоимость эксплуатации и предполетного обслуживания оказалась гораздо выше, чем планировалось.

Наложило отпечаток и то, что не удалось выйти на проектное число запусков: стоимость инфраструктуры осталась прежней и легла на плечи осуществляемого относительно небольшого количества полетов. Когда стало ясно, что себестоимость радикально снизить не удалось, то в качестве основного преимущества стали выдвигать снижение себестоимости создания самого спутника. Так как грузовой отсек шаттла большой по размерам и выводимая масса тоже достаточно большая, конструкторы в меньшей степени ограничены размерами и весом полезного груза.

Итог

Когда система «Спейс шаттл» создавалась, все были полны оптимизма, что это лишь промежуточное звено, которое через несколько десятков лет сменится новым поколением полностью многоразовых кораблей. В итоге даже сама программа была реализована в урезанном виде, а проектирование и изготовление полностью многоразовых кораблей даже не была начата.

Две катастрофы показали, что система слишком сложна для регулярных полетов с высокой частотой, недостаточно надежна и в слабой степени предусматривала аварийное спасение в отличие от одноразовых космических ракет, где спасение обеспечивается практически на любых этапах запуска.

«Буран» – русский шаттл

Настоятельной потребности в создании «русского шаттла» не было – в идее возникновения «Бурана» явно просматривается мотив конкуренции. Однако в процессе разработки советские конструкторы нашли более разумное решение некоторых проблем и частично нивелировали недостатки многоразовой системы шаттла. Существенное отличие состояло в том, что двигатели второй маршевой ступени были расположены на топливном баке, а не на самом «шаттле».

Это делало ракету «Энергия» универсальной – вместо «самолета» на нее можно было поставить любой полезный груз, что и было испытано в реальном полете: первый запуск был произведен с грузом под обтекателем, а второй с «Бураном». Те, кто смотрят на картинку «Бурана» и полагают, что это копия шаттла, глубоко заблуждаются: технически это совсем разные конструкции.

«Буран», в частности, был значительно более безопасным. «Конструкция «Бурана» позволяла команде спастись в случае нештатной ситуации на любой стадии полета. Кресла катапультирования были предусмотрены для всех посадочных мест», – говорит космонавт Олег Котов в интервью New Scientist.

«Буран» был начат с большим отставанием: решение о разработке было принято в 1975 году, первый полет произведен в 1987 году, а закрыта программа была после распада СССР по экономическим причинам: космическая отрасль имела серьезнейшие проблемы с финансированием.

Что дальше?

В настоящее время из пилотируемых кораблей полеты выполняют только «Союзы», которые полностью обслуживают МКС. «Мы не можем сказать, что выиграли космическую гонку. Мы просто достигли конца одного из ее этапов», – сказал PhysOrg замглавы Роскосмоса Виталий Давыдов.

США делают ставку на частную инициативу в ракетостроении, и независимые компании борются за контракты от NASA, которое, несмотря на период «затягивания поясов» в бюджетной политике США, обладает финансированием в $18,5 млрд в год. Бюджет Роскосмоса всего $3 млрд в год, и теперь он связан контрактами по доставке людей на МКС: за одно место для американского астронавта NASA будет платить $51 млн.

Но считать это большим достижением современной отечественной космонавтики не следует: это лишь модернизация созданной 54 года назад ракеты Сергея Павловича Королева Р-7. Это, с одной стороны, говорит об огромном потенциале, заложенном отцами-основателями отечественной космонавтики, а с другой – о кризисе в мировой пилотируемой космонавтике по всему миру. Не считая китайского космического корабля, единственным средством вывода человека на орбиту Земли оказалась ракета, созданная более полувека назад

www.gazeta.ru/Александра Борисова, Олег Токарев

madan.org.il