Кто останется в выигрыше от строительства «Северного потока – 2»? Северный поток 1


«Северный поток»

Газопровод, напрямую соединивший Россию и Европу

«Северный поток» — экспортный газопровод из России в Европу через Балтийское море. Он напрямую связывает «Газпром» и европейских потребителей, минуя транзитные государства. «Северный поток» обеспечивает высокую надежность поставок российского газа в Европу.

Цифры и факты

Мощность двух ниток — 55 млрд куб. м газа в год.

Протяженность — 1224 км.

Оператор «Северного потока» — совместное предприятие Nord Stream AG («Газпром» — 51%, Wintershall и E.ON — по 15,5%, Gasunie и ENGIE — по 9%).

Как транспортируют природный газ

Реализация проекта

«Северный поток» — это высокотехнологичный сверхнадежный маршрут поставки российского газа в ЕС

В декабре 2000 года решением Европейской комиссии проекту «Северный поток» был присвоен статус TEN (Трансъевропейские сети), который был подтвержден в 2006 году. Это означает, что «Северный поток» имеет ключевое значение для обеспечения устойчивого развития и энергобезопасности Европы.

В апреле 2010 года в Балтийском море началось строительство газопровода «Северный поток». В ноябре 2011 года состоялся ввод в эксплуатацию первой нитки «Северного потока», в октябре 2012 года — второй нитки.

Закачку газа в «Северный поток» осуществляет компрессорная станция (КС) «Портовая». Это уникальный объект мировой газовой отрасли по суммарной мощности (366 МВт).

Технологии

В «Северном потоке» использованы трубы диаметром 1220 мм, давление в газопроводе на выходе из расположенной на российском берегу компрессорной станции «Портовая» составляет 220 бар (220 кг на 1 кв. см), при выходе трубы на сушу в Германии — 106 бар.

До «Северного потока» никто в мире не строил газопроводов, по которым в бескомпрессорном режиме можно было бы транспортировать газ на расстояние 1224 км. Еще некоторый запас по давлению создан на немецком берегу, ведь в Грайфсвальде КС тоже нет. Таким образом, энергии хватает не только, чтобы поставлять газ через Балтийское море без дополнительных компрессорных станций, но и чтобы транспортировать его еще на 100 км по суше.

Сталь, которая выбрана в рамках проекта для изготовления труб, — уникальна. Металлургам далеко не сразу удалось создать материал с таким запасом прочности и эластичности. Кроме того, внутреннюю поверхность трубы обработали таким образом, что шероховатость металла стала ниже шести микрон. Один микрон — тысячная часть миллиметра. Чтобы добиться такого показателя, сначала труба полируется механически, а затем на металл наносится специальное полимерное гладкостное покрытие.

Применяемые в проекте материалы, технологии и решения позволяют рассчитывать на безотказную работу газопровода в течение как минимум 50 лет.

Морской газопровод не требует больших затрат на обслуживание. Его состояние контролируется при помощи специальных диагностических устройств, которые запускают по трубе из России в Германию. Это так называемые интеллектуальные поршни — каждый из них представляет собой большой вычислительный комплекс. Конструкция газопровода как раз такова, чтобы по нему мог беспрепятственно проходить диагностический поршень — на всем протяжении трассы внутренний диаметр, исчисляемый с точностью до одного миллиметра, составляет 1153 мм.

В то же время внешний диаметр по ходу удаления от российского берега постепенно уменьшается в соответствии с падением давления газа. Первые 300 км труба должна выдерживать давление 220 бар, следующие почти 500 км — 200 бар, а затем — 170 бар. На каждом из этих участков стенка газопровода имеет различную толщину — от 34 до 27 мм. Такое сегментирование позволило сэкономить расходы на производство труб без ущерба для надежности.

На трубу нанесено специальное внешнее антикоррозийное и бетонное покрытие. Бетонное покрытие производится из высокоплотной железной руды, которая измельчается, смешивается с цементом и наносится на трубу. В результате труба оказывается в армированной спиральной оболочке, залитой бетоном, и затем в течение суток обрабатывается паром в специальных тоннелях. Обетонирование решает сразу несколько задач. Во-первых, удерживает газопровод на морском дне и фиксирует трубу, чтобы ее не сносило течением. Во-вторых, играет роль изоляции, защищающей магистраль от внешних механических повреждений.

Реализация проекта «Северный поток» способствовала развитию российской трубной отрасли. Производством труб большого диаметра для первой нитки газопровода занимался «Выксунский металлургический завод» (25%) и немецкий концерн Europipe (75%). Для второй нитки трубы произвели: ОМК (25%), Europipe (65%) и японская Sumitomo (10%).

Экология

«Северный поток» является транснациональным проектом. Процесс его строительства регулировался международными конвенциями и национальным законодательством каждого государства, через территориальные воды и/или исключительную экономическую зону которого проходит газопровод.

Акватория Балтийского моря по маршруту «Северного потока» была тщательно исследована до начала прокладки. Маршрут газопровода был намечен, насколько это возможно, по прямой линии и при этом скорректирован с учетом важных навигационных маршрутов, экологически чувствительных и других особых зон.

Строительство «Северного потока» осуществлялось с соблюдением самых строгих экологических норм и не нарушило экосистему Балтийского моря. В частности, для минимизации воздействия на окружающую среду строительные работы не велись во время нереста сельди, а также во время остановки перелетных птиц в этих местах.

В общей сложности исследовательские суда прошли свыше 40 тыс. км морского дна с целью изучения его рельефа и придонных отложений, поиска боеприпасов и объектов культурного наследия. Эксперты подробно исследовали химический состав воды по маршруту газопровода, морскую флору и фауну. Полученные результаты проанализировали и обобщили в материалах оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые были представлены национальным государственным органам всех стран Балтийского моря вместе с заявочной документацией в процессе получения разрешений.

www.gazprom.ru

"Северный поток-1" работает на пределе своих возможностей

Gaz-Gas-Gazoprovod-Severn

Газотранспортная магистраль “Северный поток-1” (Nord Stream 1) 11 декабря 2017 года работала на пределе своей пропускной способности — точнее, загрузка газопровода составила 120% от его проектной мощности. Об этом свидетельствуют данные европейских газотранспортных операторов.

Проектная ежегодная мощность газопровода «Северный поток-2», по которому поставляется российский газ через Балтийское море в Германию, составляет 55 млрд кубометров.

Около полудня понедельника транспортировка «голубого топлива» по газопроводу даже снижалась, однако затем до конца дня магистраль начала работать с увеличенной нагрузкой, превысив таким образом пропускную способность “трубы” на 20%.

За сутки по газопроводу было прокачано 166,8 млн кубометров газа. Примерно такой же объем может быть транспортирован и 12 декабря, однако говорить о рекорде пока преждевременно, поскольку 29 ноября 2017 года газотранспортная магистраль фиксировала загрузку в 124% (в годовом исчислении это соответствует транспортировке 68 млрд кубометров, что существенно выше проектной мощности газопровода).

Увеличение объемов поставки российского газа стало возможно благодаря дополнительной загрузки газопровода Opal, который является продолжением «Северного потока-1».

Ранее «Газпром» получил возможность использовать пропускную способность Opal на 90%, а не наполовину, как было до этого. Соответственно, увеличивается и ежедневная прокачка российского газа в Европу, где в последние дни заметно похолодало.

Напомним, после ввода в действие «Северного потока-1», шедший по нему газ мог заполнять Opal лишь наполовину. Большей загрузке препятствовали ограничения европейских регуляторов, согласно которым в ЕС газовой трубой одновременно распоряжаться не может продавец и поставщик природного газа, к коим относится “Газпром”, — нужно якобы оставить свободное место для конкурентов, которых по этому направлению пока как не было, так и не предвидится. Поэтому в течение четырех с лишним лет «Газпром» мог экспортировать европейским потребителям по Opal не более 12,8 млрд кубометров в год.

В октябре 2016-го Еврокомиссия отменила данное ограничение. «Газпрому» разрешили участвовать в аукционах еще на 40% транзитных мощностей трансгерманского газопровода, что соответствует примерно 10,2 млрд кубометров. Однако российский концерн фактически пользовался этим правом только два месяца — в декабре 2016-го и январе нынешнего года, когда почти ежедневно улучшал показатели экспорта газа в Европу.

Октябрьское решение Еврокомиссии оспорила Польша в лице правительства и нефтегазовой госкомпании PGNiG. В обеспечение их исков решение было на время заблокировано судами. Варшава и поддерживаемый ею Киев сразу ополчились на октябрьское решение ЕК. Ведь расширение доступа России к немецкой трубе автоматически означает ослабление напора в украинской, по которой получает газ и Польша.

В течение первой половины декабря 2016-го из Варшавы в Люксембург, где базируется Европейский суд, поступило сразу три иска. Два из них – от нефтегазовой госкорпорации PGNiG, один – от правительства Польши. Еще один – польская госкомпания и ее немецкое подразделение PGNiG Supply & Trading GmbH отнесли в окружной суд Дюссельдорфа. Обе судебные инстанци последовательно наложили запрет на проведение новых аукционов на свободные мощности газопровода Opal.

Европейский и Дюссельдорфский суды, один за другим, этот обеспечительный запрет в конце концов сняли. Скорее всего, такие вердикты косвенно спровоцировала сама Польша, начавшая проводить судебную реформу, которая вызвала много вопросов и возражений в ЕС.

Естественно, польская сторона вновь стала сокрушаться по поводу расширения роли России на газовом рынке ЕС. В Варшаве опять «станцевали польку», одновременно заявив, что снятие ограничений с «Газпрома» подрывает основы свободной конкуренции и ставит под удар энергетическую безопасность ЕС.

В ответ Германия заверила всю Европу, что у «Газпрома» по-прежнему нет никаких исключительных прав на дополнительные мощности газопровода Opal. Однако теперь становится очевидным, что в складывающихся условиях, когда Европе в определенные периоды года требуется больше газа, строительство газотранспортной магистрали «Северный поток-2» жизненно необходимо для европейских потребителей. Особенно если принять во внимание и такой факт, как сегодняшний инцидент со взрывом газопровода на газовом хабе в Австрии, в результате чего, как сообщалось, сегодня ограничены поставки российского газа по украинскому маршруту.  :///

 

teknoblog.ru

Северный поток — WiKi

Газопровод протяжённостью 1224 км проходит от компрессорной станции у бухты Портовая близ Выборга (Ленинградская область) до Любмина близ Грайфсвальда (земля Мекленбург-Передняя Померания). Это самый протяженный подводный газопровод в мире.

Компрессорная станция КС «Портовая» является уникальным объектом мировой газовой отрасли по суммарной мощности 366 МВт. Давление на её входе составляет 220 бар, при выходе трубы на сушу в Германии — 106 бар. На протяжении всего морского участка газ транспортируется в безкомпрессорном режиме, при этом в Грайфсвальде также нет компрессорной станции — запаса давления хватает, чтобы транспортировать газ еще на 100 км.

Характеристики проекта:

  • Мощность газопровода составляет 55 млрд м³ газа в год (2 нитки)[8][9].
  • Максимальная глубина моря в местах прохождения трубы — 210 м[10].

Ресурсная база трубопровода включает в себя Южно-Русское месторождение с запасами около 800 млрд м³, как было объявлено в октябре 2006.

Суммарные инвестиции в проект в двухниточном исполнении составляют 7,4 млрд евро.[11]

Оператор газопровода является Nord Stream AG, структура акционеров[12]:

  1. «Газпром» — 51 %
  2. Wintershall, подразделение BASF — 15,5 %
  3. E.ON Ruhrgas, подразделение E.ON — 15,5 %
  4. Gasunie, единственный оператор газовых транспортных сетей Голландии — 9 %
  5. GDF Suez, представляет интересы Франции — 9 %[13]

Северный поток является продолжением газопровода «Грязовец — Выборг». От ГИС Грайфсвальд, конечной точки Северного потока, начинаются газопроводы OPAL и NEL.

Технические характеристики

Конструкция трубопровода
  • Диаметр трубы (внешний) — 1220 мм (48 дюймов), рабочий диаметр трубы — 1153 мм[14].
  • Толщина труб — 27—41 мм[15].
  • На внутреннюю поверхность стальной трубы нанесен антифрикционный слой толщиной 1 мм[16].
  • Наружный слой трубопровода толщиной 60—110 мм — слой бетонной рубашки; под бетонной рубашкой — коррозионноустойчивый слой.
  • Рабочее давление — 220 бар (22 МПа, 217 атмосфер)[17].
Технические детали
  • Длина газопровода: 1224 км.
  • Количество отрезков трубопровода: 199 755.
  • Масса одного отрезка трубопровода: 24 тонны.
  • Чтобы газ, пущенный с российского конца трубопровода, достиг конца трубопровода, расположенного в Германии, требуется 12 дней[16].
  • В строительстве было задействовано 148 морских судов.
  • Общая масса стали, использованной при строительстве газопровода, составляет 2,42 млн тонн[16].

Польша

Сразу после заключения соглашения президент Польши Александр Квасьневский назвал подписанный Путиным пакет «плохим с точки зрения экологии и слабым с экономической и политической точек зрения»[46].

Польский сейм принял заявление, в котором говорится, что германско-российское соглашение о строительстве газопровода «угрожает безопасности и независимости Польши»[47].

Правительство Польши последовательно выступает против этого проекта[48].

Лидер партии «Закон и справедливость» Ярослав Качиньский объявил себя врагом «Северного потока»[49].

Латвия

Экс-премьер-министр Латвии Айгар Калвитис заявил, что планируемое строительство «не отвечает единой энергетической политике ЕС». Однако 13 декабря 2005 министр иностранных дел Латвии Артис Пабрикс заявил, что Латвия может принять участие в Северо-Европейском газопроводе.

Мнение Латвии:

Для Евросоюза и балтийского региона вместе с Россией очень важна физическая инфраструктура — это означает больше передач, больше кабелей, больше труб[50]

— Премьер-министр Латвии Ивар Годманис

Литва

15 сентября 2005 премьер-министр Литвы Альгирдас Бразаускас заявил, что строительство СЕГ обернётся экологической катастрофой для Балтийского моря в связи с тем, что на дне Балтийского моря находятся места захоронения химического оружия нацистской Германии.

По мнению депутата Европарламента от Литвы Витаутаса Ландсбергиса, «этот новый альянс немцев и русских был спланирован для изменения политической карты Европы».

Эстония

25—26 ноября 2005 в Таллине (Эстония) состоялась сессия президиума Балтийской ассамблеи, главным пунктом повестки дня которой стало обсуждение проекта строительства СЕГ. Парламентарии Литвы, Латвии, Эстонии и Польши приняли резолюцию, требующую от России и Германии учесть их экологические и экономические интересы.

В резолюции содержится призыв к парламентам всех стран, расположенных в акватории Балтийского моря, и к советам министров прибалтийских стран обратить особое внимание и оценить проект СЕГ на предмет его соответствия международным договорам по защите Балтийского моря, а также правовым актам, действующим в Евросоюзе.

28 декабря 2005 депутаты эстонского парламента Игорь Грязин (Партия реформ) и бывший премьер-министр Юхан Партс предложили расширить территориальные воды Эстонии в Финском заливе на три мили с тем, чтобы установить эстонский суверенитет над участком дна, по которому пройдёт трасса газопровода. По их мнению, согласно Конвенции ООН о морском праве 1982 года, граница территориальных вод Эстонии может проходить строго посередине между финским и эстонским побережьями, но по принятому в 1993 закону Эстония добровольно сдвинула свою границу на три морские мили ближе к берегу. Эти три мили входят в её экономическую зону. Ширина нейтрального коридора между Эстонией и Финляндией составляет шесть морских миль. Предложение депутатов вряд ли будет принято Финляндией, поскольку российский газ на 40 % покрывает энергетические потребности Финляндии.

20 сентября 2007 года пресс-служба эстонского правительства распространила следующее сообщение:

Учитывая суверенитет Эстонской Республики в территориальных водах и государственные интересы в экономических водах, правительство не удовлетворило ходатайство компании Nord Stream на проведение исследований морского дна в эстонской экономической зоне[9]

20 сентября было также сделано заявление о том, что правящая в Эстонии партия «Союз Отечества — Республика» выступает против выдачи Nord Stream разрешения на исследования[51].

Швеция

Премьер-министр Швеции Йоран Персон в августе 2006 заявил, что готов воспрепятствовать прокладке газопровода по дну Балтийского моря. В интервью газете Veckans Affärer он сказал: «Те, кто считает, что достаточно лишь проложить газопровод по морскому дну, совершают большую ошибку… мы легко можем это всё остановить». «В ЕС я один из тех, по чьему требованию этот крупный инфраструктурный проект должен учитывать экологические требования. Это позиция всего ЕС», — добавил он (см. также[52] и[53]).

5 ноября 2009 года правительство Швеции одобрило прокладку газопровода Nord Stream для транспортировки природного газа в международных водах своей экономической зоны в Балтийском море. По требованию шведов оператор проекта отказался от строительства компрессорной станции вблизи берегов Швеции — в итоге подводный газопровод пройдет без компрессорной станции, поддерживающей давление в трубе. Оператору проекта, Nord Stream AG[54], выставлены три существенных условия. Во-первых, замутнение воды при прокладке трубопровода не должно превышать 15 мг на литр воды в районе Hoburgs Bank и Norra Midsjobanken. Во-вторых, строительство не должно вестись в районах нереста трески в период с мая по октябрь. И наконец, компания должна нести полную ответственность за обломки военной техники и боеприпасов на дне и, где возможно, провести их консервацию и реставрацию.[55].

Нидерланды

Нидерланды участвуют в строительстве через долю государственной компании Nederlandse Gasunie в операторе морской части газопровода.

Белоруссия

Президент Белоруссии Александр Лукашенко 15 января 2007 года назвал строительство Nord Stream «самым дурацким проектом России». «Неизвестно, что может произойти с этим газопроводом, который лежит на куче боеприпасов», — заявил Лукашенко. Он добавил, что СЕГ может войти в книгу рекордов Гиннеса, и предложил вместо него проложить вторую нитку газопровода «Ямал — Европа». «Строительство „Газпромом“ балтийского газопровода — это что, нормальная политика? Что, мы можем вести с таким руководством нормальные переговоры?» — задался вопросом белорусский президент. Комментируя выступление Лукашенко, источник в Кремле заявил «РИА Новости»: «Эти слова являются ещё одним хорошим подтверждением необходимости строительства такого трубопровода».[56]

Германия

«Строительство СЕГ действительно очень важно для Европы, и логика европейцев сейчас абсолютно на стороне России» — заведующий сектором СНГ Германского института экономических стратегий Александр Рар[57].

16 января 2008 года канцлер ФРГ Ангела Меркель на пресс-конференции по окончании переговоров с председателем правительства РФ Владимиром Путиным заявила: «что касается проекта Nord Stream, для нас здесь ничего не изменилось. Мы намерены продолжать последовательно строить и реализовывать этот проект».[58]

Nord Stream и Шрёдер

В декабре 2005 года, после ухода Герхарда Шрёдера с поста федерального канцлера ФРГ, было объявлено, что он возглавит комитет акционеров North European Gas Pipeline Company, компании-оператора Северо-Европейского газопровода. Комитет акционеров будет выполнять функции совета директоров, и в его функции входит «принятие всех стратегических решений по всем направлениям деятельности компании».

В середине декабря 2005 вопрос о назначении Шрёдера обсуждался в бундестаге.

Финляндия

В январе 2008 года министр иностранных дел Финляндии Илкка Канерва заявил:

  … наверное, было бы очень странно, если бы Финляндия выступала против этого проекта, потому что первоначально это была финская инициатива[59].  

Европа

На прошедшем 4 июня 2008 года саммите стран Балтийского моря Литва, Латвия, Эстония и Швеция не высказывали возражений проекту.[60]

2 июля 2009 года Положительное заключение о возможности строительства газопровода выдали экологические власти Финляндии, через экономическую зону которой должна пройти труба[61].

По словам Дирка фон Амельна, заместителя технического директора Nord Stream AG, компания потратила более 100 миллионов евро на экологические исследования и планирование в целях обеспечения безопасности и экологичности технического дизайна и маршрута газопровода. Проект привлечет дополнительное внимание к экологии Балтики.

Утверждается, что маршрут газопровода спроектирован таким образом, что он не пересекает мест захоронения боеприпасов времен Второй мировой войны. Согласно данным компании Rambol, координатора подготовки экологического отчета по проекту Nord Stream, на морском дне найдены 20 объектов из разряда боеприпасов в российской зоне, 30 — в зоне Финляндии, 1 — Швеции, 3 — Дании. Согласно этим данным, только последние из них можно классифицировать как химические боеприпасы.

Нил Штробек, директор компании Rambol, также утверждает, что строительство трубопровода не нанесёт урона рыболовству в регионе. По его словам, долгосрочного воздействия на рыбу не будет, и она сможет вернуться на привычные участки уже после строительства трубопровода. Проект Nord Stream будет строиться в соответствии со стандартом Det Norske Veritas F111 «Взаимодействие тралового оборудования и газопроводов», который разрешает траловый лов рыбы в районе морских трубопроводов.

Эксперты также считают, что Nord Stream, будучи подводным трубопроводом, будет транспортировать больше газа при устойчивом давлении, что снижает негативное воздействие на людей и окружающую среду.[65]

ru-wiki.org

Газопровод "Северный поток-1" загружен на 110 процентов

Северный поток-1

Северный поток-1

Пока Украина продолжает делать вид, что без нее газовой безопасности Европы угрожает серьезная опасность со стороны России, Германия усиленно закачивает в свои хранилища газ, идущий по «Северному потоку-1».

Зам главы правления «Газпрома» Виталий Маркелов сообщил, что ежесуточные поставки газа в Германию по дну Балтийского моря составляют 164,7 млн кубометров. Это на 10% больше проектной мощности газопровода «Северный поток-1».

Такие объемы поставок позволяют рассчитывать, что в этом году российский газовый гигант установит новый рекорд, побив результаты прошлого года. Более того, на сегодняшний день по газотранспортной магистрали в Германию ушло уже 180 млрд кубометров газа, а рекордный показатель прошлого года составляет 182 млн кубометров. Таким образом, при нынешних объемах прокачки до нового исторического максимума остается еще неделя.

В 2011-2012 годах, когда были запущены две ветки «Северного потока», газовая магистраль была загружена всего на 50%. Связано это было с трансгерманским трубопроводом OPAL, по которому голубое топливо отправлялось из Грайфсвальда (крайняя точка «Северного потока-1») дальше в страны ЕС.

По законодательству Евросоюза в газопроводе должно было оставаться место для сторонних поставщиков, и Россия с Германией соблюдали эти требования, хотя других вариантов заполнить трубу просто не существует. Однако позже Еврокомиссия приняла решение сделать послабление для российского газового концерна.

По всей видимости, в Евросоюзе оценили риски поставок газа через Украину и решили, что собственная энергетическая безопасность важнее требований Киева и Варшавы. Теперь же, глядя на сегодняшние объемы поставок, становится понятно, что Европа не потерпит даже задержек в строительстве газопровода «Северный поток-2», не говоря уже об остановке строительства.

Не забудьте поделиться новостью. Вы можете пройти в конец страницы и оставить свой КОММЕНТАРИЙ.

gosnovosti.com

Газпром: "Северный поток - 1" уже работает на износ

Markelov

Ежесуточные поставки «Газпрома» в Германию по газопроводу «Северный поток-1» составляют 164,7 млн кубометров газа, что больше проектной мощности газотранспортной магистрали на 10%. Об этом сообщил заместитель главы правления «Газпрома» Виталий Маркелов.

«На сегодняшний день по «Северному потоку-1» поставляется максимальное количество газа на север Германии – 164,7 млн кубометров в сутки. Это больше, чем проектная производительность, на 10%», – заявил он, отметив, что российский газовый концерн собирается побить прежний рекорд от 2016 года, который пока считается рекордным по поставкам «голубого топлива» в Европу за всю историю.

Между тем сегодня уже стало очевидно, что рекорд 2016 года будет побит, поскольку на начало ноября “Газпром” уже прокачал по газотранспортной магистрали более 180 млрд кубометров “голубого топлива”, что примерно на 2 млрд меньше ранее установленного рекорда по объему прокачки. С большой долей вероятности до конца 21 года “недостающий” объем будет компенсирован.

Как отметил Маркелов, даже ныне действующая система мощностей «Газпрома» позволяет оперативно наращивать объемы поставок топлива в европейском направлении.

Газопровод “Северный поток-1”, который проходит по дну Балтийского моря — от российского Выборга до немецкого Грайфсвальда, как ранее заявлял глава «Газпрома» Алексей Миллер, имеет дополнительный запас прочности — по этой газовой магистрали, в случае необходимости, может быть поставлено больше газа, чем анонсированные 55 млрд кубометров в год по двум веткам (одна была введена в строй в 2011 году, другая – в 2012 году).

Ранее неполная загрузка газопровода была связана в том числе и с ограниченным до 50% доступом «Газпрома» к трансгерманскому трубопроводу OPAL, который является ответвлением «Северного потока-1», однако в силу законодательства ЕС эта газовая магистраль не могла прежде использоваться более чем на 50% одним поставщиком и владельцем газопровода — в данном случае «Газпромом».

Однако ЕК сделала для российского газового холдинга послабления, разрешив увеличить объемы прокачки «голубого топлива» по OPAL, что вызывает резкое недовольство некоторых государств, которые боятся потерять газпромовские деньги, выплачиваемые за транзит, – прежде всего это касается Польши, Словакии и Украины, а также еще нескольких государств Восточной Европы, которые уверено пока “сидят” на транзитных отчислениях “Газпрома”. Польша даже обратилась в суд с просьбой признать действия ЕК в отношения газопровода OPAL незаконными

Источник

alexandr-palkin.livejournal.com

Кто останется в выигрыше от строительства «Северного потока – 2»? — Клуб «Валдай»

Противники строительства «Северного потока-2», в особенности поляки, часто утверждают, что в проекте нет экономического смысла и что это чисто политическая инициатива. Транзит через Украину они пытаются представить как более удачное экономическое решение, пишет Ральф Дикель, старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований.

Процедуры получения разрешений не содержат препятствий для строительства «Северного потока – 2»

Строительство «Северного потока – 1» можно было бы приводить в качестве примера соблюдения всех норм безопасности и экологических стандартов, принятых в тех странах, через исключительную экономическую зону (ИЭЗ) или территориальные воды которых он проходит. «Северный поток» пройдёт по тому же маршруту и не станет причиной возникновения качественно новых экологических проблем или проблем в области безопасности. Поэтому логично предположить, что в ближайшее время все разрешения, имеющие отношение к соблюдению экологических стандартов и норм безопасности, будут выданы вновь или переподтверждены.

По дискреционному решению министра иностранных дел Дании в связи с рекомендацией датского Управления по выдаче разрешений маршрут газопровода «Северный поток – 2» может измениться и пройти только по ИЭЗ Дании (вместо того, чтобы захватить также и часть территориальных вод датского острова Борнхольм, как «Северный поток – 1»). Но хотя это удорожит и замедлит строительство, сам проект остановлен не будет. Сейчас совершенно неясно, какую выгоду Дания извлекает из дискреционного решения своего министра иностранных дел, не разрешившего использовать территориальные воды страны.

Ральф ДикельНедавно кабинет министров Дании обсудил проект о внесении изменений в закон о континентальном шельфе страны. Этот законопроект должен быть представлен на рассмотрение очередной сессии парламента Дании, которая начинается в октябре 2017 года. По своей сути это новое положение, согласно которому разрешение на прокладку трубопроводов может быть предоставлено только в случае их соответствия политическим интересам Дании, её безопасности и обороны, исходя из рекомендаций министра иностранных дел.

«Северный поток – 2» обеспечивает всем странам ЕС большую надёжность поставок и снижение рыночных цен

Правила ЕС в области регулирования инфраструктурных проектов и рынка усовершенствованы до такой степени, что внутренний рынок ЕС заработал в полную силу (хотя остаются кое-какие проблемы на северо-восточной и юго-восточной периферии, но и они, скорее всего, будут разрешены к 2020 году). Как говорится в исследовании «Влияние “Северного потока – 2“ на рынок природного газа ЕС»[1] аналитической группы EWI, проект будет способствовать обострению конкуренции с поставщиками СПГ и в результате снижению конкурентоспособных цен, отчего выиграет как ЕС в целом, так и каждая страна – член ЕС в отдельности, включая прибрежные страны Балтийского моря.

Газотранзитная система Украины имеет устаревшую конструкцию и увеличивает содержание парникового газа в атмосфере. К тому же она быстро приходит в негодность ввиду отсутствия ремонта. Рассчитывать на её дальнейшее использование рискованно, поскольку это может привести к сокращению импорта конкурентоспособного российского газа и поставить ЕС перед необходимостью дополнительно приобретать более дорогой СПГ. Главными выгодополучателями в связи с этим станут производители СПГ, главным образом, американские. Введение в эксплуатацию «Северного потока – 2» значительно уменьшит эти риски.

Польские возражения против «Северного потока – 2» не обоснованы ни экономическими, ни экологическими причинами. Попытки Польши помешать строительству «Северного потока – 2» в пользу сохранения нынешних объёмов прокачки через Украину можно объяснить только политическими мотивами.

Марат ТертеровНельзя сказать, что в Европе будет тотальная агрессия в отношении российского газа и российских трубопроводов – следует ожидать больше решений, основанных на фундаментальных факторах рынка: предложении, спросе и цене. Успех проекта «Северный поток – 2» определят, скорее, они, нежели действия национальных регуляторов, подобные тем, что мы видели в Дании.

Транзитный статус Украины после распада Советского Союза

Нынешние транзитные трубопроводы, проходящие по территории Украины, были построены в качестве экспортных в 70-х («Союз») и 80-х (УПУ, «Прогресс», Черноморская нитка) годах прошлого века для поставок советского газа по долгосрочным контрактам (ДСК), заключённым с клиентами из ЕС и Турции. Все они проходили по территории Украины, самой западной по своему расположению части СССР, в направлении Ужгорода (за исключением Черноморской нитки), тоже самой западной точки страны, где, кроме всего прочего, имелось большое газохранилище. Вариант прокладки газопроводов по дну Чёрного и Балтийского морей в то время отсутствовал по техническим и экономическим причинам.

Распад СССР и параллельный раздел Единой газотранспортной системы обеспечил Украине уникальное положение страны-транзитёра. Россия полностью зависела от украинского транзита, поскольку должна была выполнять свои обязательства по ДСК.

Уже в начале 2000-х годов Украина получила предостережение от Всемирного банка, который отмечал, что ей не стоит придавать чрезмерного значения своему положению эксклюзивного транзитёра,  ибо это чревато риском прокладки альтернативных маршрутов.[2]

Украинская газотранспортная система не модернизировалась и толком не ремонтировалась до 2006 года, пока существовала квазибартерная система, при которой Украина оказывала транзитные услуги в обмен на поставки газа по низким ценам. В результате Украина привыкла получать транзитную ренту, не вкладывая средства в повышение надёжности системы и не предлагая конкурентоспособных условий транспортировки и тарифов. Между тем были разработаны экономичные технологии прокладки трубопроводов по морскому дну, и у России появилась возможность осуществлять подобные проекты за счёт собственных капиталовложений в обход беспокойных транзитных стран. Украинская транзитная система продолжала всё так же плохо обслуживаться и разрушаться, однако сама Украина сохраняла статус транзитёра и обеспечивала выполнение Россией обязательств по ДСК.

Нора Топор КалинскийОтмена «Северного потока – 2» будет колоссальным ударом для российско-германского сотрудничества в области поставок энергоносителей и доверия к Германии в любых будущих переговорах с Россией как на уровне государств, так и на уровне бизнеса, считает Нора Топор Калинский, аналитик Geopolitical Futures, чья работа сосредоточена на европейской и российской геополитике. Таким образом, конец «Северного потока – 2» будет двойной победой для США.

Будущая роль Украины в качестве поставщика гибких и конкурентоспособных транзитных услуг

В настоящее время общий объём экспорта российского газа в ЕС уже превышает совокупные экспортные возможности «Северного потока – 1 и – 2», газопровода «Ямал-Европа» и «Турецкого потока – 2». Поэтому при возникновении в ЕС спроса на дополнительные объёмы газа (например, в связи с быстрым сокращением внутреннего производства ЕС) Украина в качестве транзитёра могла бы этот спрос удовлетворить. Это позволило бы российскому трубопроводному газу конкурировать с СПГ и подстраховало бы северные и южные коридоры для российского газа – при условии, конечно, что Украина обеспечит конкурентоспособное и надёжное обслуживание. Для сохранения украинского транзита в долгосрочной перспективе в любом случае необходимо, чтобы соответствующие решения были основаны на экономической целесообразности, а не на желании и дальше получать транзитную ренту и не на политических разменах.

С экономической точки зрения, сопротивление прокладке «Северного потока – 2» со стороны Польши и прибалтийских государств равносильно выступлению в поддержку желания украинской элиты и дальше пользоваться транзитной рентой и эксплуатировать особое положение Украины в качестве страны-транзитёра. Всё это входит в противоречие с положениями Статьи 5 ГАТТ и с правилами ЕС относительно предоставления конкурентоспособного и надёжного обслуживания (которым Украина как член Договора об учреждении Энергетического сообщества обязана следовать).

С экономической точки зрения, имело бы смысл обеспечить надёжное функционирование хотя бы одного крупного транзитного трубопровода – например, газопровода «Прогресс» (Уренгой – Помары – Ужгород). Каждая его нитка способна транспортировать до 30 миллиардов кубических метров газа и, таким образом, замещать один из северных трубопроводов, либо «Турецкий поток – 2» и/или доставлять дополнительные объёмы экспортного газа для удовлетворения импортных потребностей ЕС. Это отвечает экономическим интересам всех участников: Россия сможет поставить ЕС дополнительные объёмы газа помимо тех, что будут прокачиваться по новым трубопроводам; ЕС выгадает на разнице в цене между российским трубопроводным газом и СПГ; и последнее по очереди, но не по значению, – Украина будет получать доход, обеспечивая конкурентоспособное обслуживание, и докажет, что она достойна доверия со стороны международного сообщества инвесторов.

[1] available at: http://www.ewi.research-scenarios.de/cms/wp-content/uploads/2017/09/EWI-1163-17-Studie-Impacts-of-Nord-Stream-2-web.compressed.pdf

[2] Ukraine: Challenges Facing the Gas Sector, Word Bank report September 2003, item 102 ff… 

Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.

ru.valdaiclub.com

Европа “спела” реквием по украинскому транзиту

Немецкие газотранспортные операторы заявили, что в последние дни газопровод «Северный поток-1» и его немецкое продолжение – газопровод Opal, работают с серьезным превышением своих проектных мощностей.

Если по «Северному потоку» этот показатель равняется 111 процентам, то по газопроводу Opal он составляет целых 105 процентов.

Европа вывела «Северный поток-1» из-под Третьего энергопакета

Отметим, что эти успехи стали следствием того, что Еврокомиссия в ноябре была вынуждена сделать исключение по газопроводу Opal и вывести его из Третьего энергопакета, из-за чего компания «Газпром» могла воспользоваться только половиной мощностей своего проекта «Северный поток-1».

Это ограничение было, в свое время, принято по политическим причинам для того, чтобы создать для Москвы дополнительные сложности по транзиту газа в Европу и увеличить зависимость «Газпрома» от украинской газотранспортной системы.

Другой вопрос, что из-за событий 2014 года и фактического коллапса экономики Украины этот транзитный маршрут перестал быть надежным, поскольку у Украины на сегодня нет желания поддерживать собственные транзитные мощности и вкладывать в них необходимые для этого средства, а также отсутствуют деньги на закупку достаточного количества углеводородов, чтобы поддерживать необходимый уровень газа в собственных подземных хранилищах.

Украинская газотрнаспортная система перестала быть сколь-либо надежной

Из-за этого, Украина, чисто физически, не может этой зимой гарантированно поддерживать тот уровень транзита газа, который был у этой страны до зимы 2016/17 годов.

Это и стало, в конечном счете, главной причиной того, что газопровод «Северный поток-1» заработал на всю проектную мощность и, как мы видим, даже выше.

«Северный поток-1» выгоден не только «Газпрому»

Заместитель директора Института национальной энергетики Александр Фролов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что кроме украинского вопроса здесь присутствует рынок европейских компаний.

«Что касается транзита российского газа через Украину, то даже слепому сейчас очевидно, что в этом вопросе существуют очень большие проблемы, но не надо забывать, что «Северный поток-1» – это не только проект «Газпрома», но и целого ряда других европейских кампаний», - констатирует Фролов.

«Газпром» реализовал «Северный поток-1» совместно с европейскими компаниями

По словам Фролова, «Северный поток-1» – это совместный проект «Газпрома» и европейских потребителей газа, без чего он так и не был бы никогда построен.

«Из-за этого, когда газ прокачивается по «Северному потоку-1», деньги получают многие европейские компании, а когда через Украину, то только Киев. При этом, украинский маршрут с финансовой точки зрения менее выгоден всем заинтересованным сторонам», - резюмирует Фролов.

Фролов замечает, что украинский маршрут просто дороже, без всякого учета форм собственности на «Северный поток-1», когда часть денег за прокачку газа через этот газопровод, все равно возвращается в Европу.

По украинскому транзиту очень много политики

«Если говорить о перспективе, говорит ли такая динамика о том, что к украинскому транзиту европейцы больше не вернутся и будут все больше и больше потреблять газа через альтернативные маршруты, то нужно понимать, что здесь, на самом деле, очень много политики», - заключает Фролов.

Несмотря на «любовь» к России, Еврокомиссия вывела Opal из-под третьего энергопакета

Кроме того, как замечает Фролов, нужно не забывать про то, что «Северный поток-2» и «Турецкий поток» пока не построены, хотя и находятся в высокой степени готовности в плане начала материальных работ по этим проектам.

«В этом плане украинский маршрут остается актуальным и является более емким в плане транзита газа, чем максимальные газотранспортные возможности «Северного потока-1». Через территорию Украины за прошлый год должны были прокачать порядка 65-70 млрд кубов газа, а возможности «Северного потока-1» на сегодня составляют 55 млрд кубов газа. Поэтому пока не будет проекта, который заберет украинские объемы, то к вопросу транзита через Украину в Европе будут периодически возвращаться. Впрочем, «Северный поток-2» и «Турецкий поток» теоретически смогут забрать все эти объемы», - констатирует Фролов.

По мнению Фролова, как только появится альтернативный Украине маршрут – про Украину в Европе сразу забудут, что только подтверждает текущая транзитная динамика с газопроводами «Северный поток-1» и Opal.

Европа постепенно отказывается от Украины

После ввода «Северного потока-2» Европа окончательно забудет об Украине

«Тем более, скоро нас будут ждать примечательные разбирательства между «Газпромом» и Украиной в международных судебных структурах, что также многое скажет о перспективах всего этого газотранспортного вопроса», - резюмирует Фролов.

Так же, как замечает Фролов, не надо забывать, что в этом году Украина уже два с половиной месяца забирает природный газ из своих подземных хранилищ, что очень плохо, учитывая, что там уровень активного газа намного меньше, чем в прошлые зимы.

«Поэтому увеличение транзита газа через «Северный поток-1» просто решает украинскую проблему, откуда и на какие средства взять газ для закачки в подземные хранилища этой страны, чтобы обеспечить стабильность транзита в Европу», - заключает Фролов.

Все это говорит о том, что Брюссель взял курс на постепенный отказ от украинского газового транзита, и с этим Киев уже ничего не поделает.

Читайте нас в Яндексе

Автор: Дмитрий Сикорский

rueconomics.ru