Танк "Сен-Шамон" (9 фото). Сен шамон


Танк Сен-Шамон

Последней операцией, в которой "Сен-Шамоны" участвовали в качестве боевых машин, стало наступление союзников 18 июля 1918 г. XI и XII полковые группы танков обеспечивали огневую поддержку 1-й Американской дивизии, а Х полковая группа - 38-й и 48-й французских дивизий. В течение суток напряженных боев материальная часть этих танковых соединений была полностью уничтожена. Наступала новая эпоха - в бой пошли легкие танки "Рено". Чтобы понять накал борьбы и тяжелейшие условия, в которых сражались французские танкисты Первой мировой, приводится следующая история о танковом экипаже "Сен-Шамона", рассказанная одним из офицеров армий Антанты: "Ночь 11-го июня 1918 года. Наша группа расположилась на опушке леса и готовится к сражениям следующего дня. Вдруг меня окликают: - Мой командир! Командир, повернитесь. На поле находится танк. Танк возвращается к нашим позициям. Все повернулись в ту сторону, откуда был слышен лязг гусениц. - "Шнейдер" или "Сен-Шамон"?- спросил Перре. - "Сен-Шамон",- ответил Майан.- Я узнал его по звуку двигателя. В тот же момент двигатель заглох, и танк остановился. - Давайте сходим и посмотрим, - сказал кто-то. Мы побежали туда, где стоял танк. Хотя нелегко было разыскать его темной ночью, машину все-таки нашли. - Мой командир! Здесь есть номер машины,- сообщил мне Тирион, артиллерист 3-й батареи.- Но дверь заперта и никто не отзывается! Мы увидели номер - 80341 (не совсем ясно, о каком номере идет речь. - Прим.авт.) Каилло, который ходил вокруг танка, крикнул: - Есть кто-нибудь внутри? Все слушали, но ответа не последовало. - Мой командир! Верхний люк открыт! - Посмотрите внутри!- ответил я. Тирион залез внутрь, и через несколько секунд раздался его крик: - О, мой Бог! Здесь только один человек из экипажа, но он весь в крови и мертвый и, похоже, что держит в руках рычаги управления. Взяв лампу, Майан тоже проник внутрь, а затем открыл дверь. - Здесь все погибли,- заключил он. - Четыре пулеметчика, стрелок, механик. Я думаю, водитель - лейтенант Блондель. Он умер последним".

fishki.net

Танк "Сен-Шамон"

Saint-ChamondЗанимаясь созданием танка, полковник Римальо - главный конструктор фирмы FAMH, за основу взял узлы ходовой части трактора " Холт", но вдвое удлинил шасси. Так как из-за более мощного вооружения возросла масса танка. Еще одной оригинальной особенностью французского танка "Сен-Шамон" была электрическая трансмиссия Кроше-Колардо. В то время электротрансмиссия использовалась на тяжелых транспортных машинах. Пост управления и 75-мм длинноствольная пушка с расчетом были размещены в большом переднем выступе корпуса, уравновешивавшийся кормовой нишей, а трансмиссию и двигатель - в средней части.

Средний танк "Сен-Шамон"

Функции командира и водителя на танке "Сен-Шамон" были разделены (в отличии от танка " Шнейдер" СА 1), и впереди слева находился водитель, который для наблюдения мог использовать бронеколпак и смотровую щель. По оси танка установлена пушка; слева от пушки был расположен наводчик. Место пулеметчика - правее пушки. В корме и у бортов находились еще четыре пулеметчика, один из которых выполнял функции механика. Поскольку идея " бронечелнока" с двумя постами управления была популярна в то время, то в корме танка первой мировой войны "Сен-Шамон" находился второй пост управления. Двери в бортах в передней части французского танка служили для посадки-высадки экипажа.

Прототип танка "Сен-Шамон", середина 1916 года      
"Saint-Chamond", H-16 Прототип танка "Сен-Шамон" Прототип танка "Сен-Шамон" Прототип танка
Нажмите на изображение для увеличения      

Первые 165 танков "Сен-Шамон" были оснащены 75-мм пушкой T.R специальной конструкции, но потом использовали качающуюся часть 75-мм полевой пушки модели 1897 г., с длиной ствола 36,3 калибра и крановым затвором. Французы считали эту "скорострельную" пушку универсальной до первой мировой войны. Огонь велся штатными унитарными выстрелами. 529 м/с - начальная скорость осколочного снаряда, имевшего массу 7,25 кг.

Танк "Сен-Шамон", первые машины ранней серии,сентябрь-октябрь 1916 года      
Танк "Сен-Шамон" Первые танки
"Сен-Шамон" "Сен-Шамон"
Нажмите на изображение для увеличения      

Большая длина носовой части корпуса была обусловлена относительно длинным откатом пушки. Наведение по горизонту было ограничено 8°. Огонь можно было вести в узком секторе прямо по курсу, перенос огня сопровождался поворотом всего танка. Угол наведения по вертикали - от -4 до +10°. Дальность прицельной стрельбы составляла не более 1500 м, хотя из-за неудовлетворительных условий стрельбы и этот предел оказывался не достижимым).

Танк первой мировой войны

Танк "Сен-Шамон", октябрь 1917 года

Корпус представлял собой броневую коробку со скошенными скулами носа и кормы и плоской крышей, собранную клепкой на каркасе и установленную на раме. На прототипе впереди имелись командирская и водительская цилиндрические башенки, на серийных образцах их заменили овальными колпаками. Вначале бронелисты бортов, прикрывавшие ходовую часть, доходили до земли, но после первых испытаний в середине 1916 г. от этого отказались, в связи с тем, что такая защита ухудшала и без того плохую проходимость. Смотровые щели и окна были снабжены заслонками.

Танк "Сен-Шамон", второй партии ранней серии,зима-весна 1917 года      
Танки первой мировой Танк Франции Французский танк Saint-Chamond
Нажмите на изображение для увеличения      

На французские танки "Сен-Шамон" устанавливали бензиновые двигатели фирмы " Панар"с четырьмя раздельными цилиндрами. Диаметр цилиндров - 125 мм, ход поршня - 150 мм. При 1350 об./мин двигатель развивал мощность 80-85 л.с., при 1450 об./мин - 90 л.с. Запуск производился стартером или заводной рукояткой. На раме у левого борта крепились два бронированных топливных бака, один - у правого. Подача топлива - под давлением.

Танк "Сен-Шамон" поздней серии, весна 1918 года      
Танк первой мировой Танки первой мировой войны Танк Франции Французские танки
Нажмите на изображение для увеличения      
< Назад Вперед >
 

pro-tank.ru

Сен-Шамон (танк) - это... Что такое Сен-Шамон (танк)?

Saint Chamond История Размеры Бронирование Вооружение Подвижность Дополнительно
«Сен-Шамон» в танковом музее Самюра (Франция).
Классификация Средний танк
Боевая масса, т 22
Экипаж, чел. 8
Производитель  FAMN
Годы разработки 1916
Годы производства 1916—1918
Годы эксплуатации 1917—1919
Количество выпущенных, шт. ~ 400
Длина корпуса, мм 7910
Длина с пушкой вперёд, мм 8830
Ширина корпуса, мм 2670
Высота, мм 2360
Клиренс, мм 410
Тип брони Стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град. 17
Борт корпуса, мм/град. 8,5
Корма корпуса, мм/град. 8
Днище, мм 5
Крыша корпуса, мм 5
Калибр и марка пушки 75-мм T.R.или75-мм мод. 1897
Длина ствола, калибров 36,3
Боекомплект пушки 106
Углы ВН, град. −4°…+10°
Углы ГН, град.
Пулемёты 4 × 8-мм Hotchkiss Mle1914,7488 патронов
Тип двигателя «Panhard», карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 90
Скорость по шоссе, км/ч 8
Скорость по пересечённой местности, км/ч ~ 5
Запас хода по шоссе, км 60
Тип подвески блокированная, с винтовыми пружинами
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,79
Преодолеваемый подъём, град. 32
Преодолеваемая стенка, м 0,3—0,4
Преодолеваемый ров, м 1,8—2,4
Преодолеваемый брод, м 0,8
Изображения на Викискладе? Сен-Шамон (танк)

Сен-Шамон (фр. Saint Chamond) — французский танк времён Первой мировой войны, имел цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Один из первых построенных танков в мире.

Всего было собрано 400 машин. Последние серийные машины вышли с завода в марте 1918 года.

Имел плоскую крышу; был вооружён одной 75 мм пушкой, четырьмя пулемётами. Двигатель мощностью 90 л. с. Экипаж — 8 человек. Бронирование — 17 мм.

Создание

Танки «Сен-Шамон» первой серии на учениях, 1917 год.

Конструктивные недостатки танка CA-1 Шнейдер были усугублены во второй французской машине, «Сен-Шамон», названной так в честь промышленного города, в котором производились основные агрегаты конструкции. Сказались спешка в работе и малый опыт создателей.

Носовая часть удлиненного коробчатого корпуса сильно нависала над гусеницами, что снижало проходимость танка на поле боя. Рвы шире 1,8 м становились для него непреодолимым препятствием.

Подвижность танка на влажном грунте еще более ухудшилась, когда в полевых условиях бронирование бортов усилили и боевую массу довели до 24 т. Первые испытания состоялись в середине 1916 года и выявили необходимость уширить гусеницу. Для решения этой проблемы пришлось заменить гусеницы шириной 32 см на более широкие (41 см, а затем и 50 см). Удельное давление на почву снизилось, и проходимость «Сен-Шамонов» стала приемлемой. Вооружение машины включало 75-мм пушку, которая позднее была заменена на обычное 75-мм полевое орудие. По сравнению со Шнейдером пушка была расположена более удачно и имела достаточный сектор обстрела. Четыре пулемета обеспечивали круговую оборону танка. Первые «Сен-Шамоны» оборудовали командирской и водительской цилиндрическими башенками, а бортовыми бронелистами закрывали ходовую часть до земли. В последующем крыша стала покатой к бортам, чтобы с нее скатывались гранаты. Позже, для улучшения проходимости нижние бронелисты сняли. Башенки позднее приобрели овальную и даже квадратную форму.

Нововведения

Принципиальной новинкой «Сен-Шамона» была электротрансмиссия. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя. Последние приводили в движение две гусеницы. каждый — свою. Это значительно облегчало водителю управление танком, но делало всю систему трансмиссии громоздкой и ненадежной. Из опасений поломок максимальная скорость танка ограничивалась 8 км/ч. хотя на испытаниях он развивал скорость в 12 км/ч.

Применение в бою

В течение Первой мировой войны было сформировано 12 танковых групп, оснащенных «Сен-Шамонами». После разгрома французских танковых частей 16 апреля 1917 года командование Франции более осторожно и с большей эффективностью использовало новое оружие. Например в мае 1917 года 12 «Сен-Шамонов» и 19 «Шнейдеров» прорвали оборону немецких войск на плато Лаффо. В октябре, поддерживая наступление 6-й французской армии, 63 «Шнейдера» и «Сен-Шамона» скрытно вышли на позиции и атаковали противника, прорвавшись вглубь обороны на 6 км. В течение дня французы лишились 2 танков, из строя выбыло 8 тыс. человек. Немцы потеряли 38 тыс. только убитыми.

Дальнейшее применение танков союзников шло с переменным успехом. При массированном использовании они добивались некоторых успехов. Но одновременно возрастал и боевой опыт немецких войск. Строились противотанковые заграждения, рвы, создавались части противотанковой артиллерии, способной поражать бронированные машины на расстоянии 1500 м. 98 % всех боевых потерь танки понесли именно от огня артиллерии. Известен случай, когда немецкий офицер, оставшийся у брошенного расчетом орудия, в одиночку хладнокровно заряжал и наводил пушку, уничтожив один за другим 16 танков. Последний раз «Сен-Шамоны» участвовали в боях в июле 1918 года. Две группы этих танков были полностью уничтожены в течение суток. Из построенных примерно 150 машин к моменту перемирия в строю осталось 72.

Итог

Подобно «Шнейдерам», большинство из них было переделаны в транспортёры. Оба типа тяжелых танков по существу являлись самоходными артиллерийскими установками. «Сен-Шамон» лучше подходил для этой роли благодаря большему запасу снарядов и удовлетворительной подвижности, но только в сухую погоду и при тщательном техническом обслуживании. Огонь обычно велся с закрытых позиций с помощью корректировщиков, как в обычной артиллерии. Это сводило на нет весь смысл танка как подвижной боевой машины. Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 года. Выбывающие из строя танки постепенно заменялись «Рено FT-17» и к перемирию в строю оставалось 72 «Сен-Шамона». Из них 50 переделали в транспортеры. Уцелевшие и не переделанные «Сен-Шамоны» в конце концов пошли на слом. На этом история этих машин закончилась.

Литература

  • Танки мира. Составитель Р. Исмагилов. — Смоленск: Русич, 2002. ISBN 5-8138-0277-0

dic.academic.ru

Сен-Шамон (танк) — WiKi

Сен-Шамон (фр. Saint Chamond) — французский танк времён Первой мировой войны, имел цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Один из первых построенных танков в мире.

Saint Chamond Классификация Боевая масса, т Экипаж, чел. История Производитель Годы разработки Годы производства Годы эксплуатации Количество выпущенных, шт. Размеры Длина корпуса, мм Длина с пушкой вперёд, мм Ширина, мм Высота, мм Клиренс, мм Бронирование Тип брони Лоб корпуса, мм/град. Борт корпуса, мм/град. Корма корпуса, мм/град. Днище, мм Крыша корпуса, мм Вооружение Калибр и марка пушки Длина ствола, калибров Боекомплект пушки Углы ВН, град. Углы ГН, град. Пулемёты Подвижность Тип двигателя Мощность двигателя, л. с. Скорость по шоссе, км/ч Скорость по пересечённой местности, км/ч Запас хода по шоссе, км Тип подвески Удельное давление на грунт, кг/см² Преодолеваемый подъём, град. Преодолеваемая стенка, м Преодолеваемый ров, м Преодолеваемый брод, м
Сен-Шамон
«Сен-Шамон» в танковом музее Самюра (Франция).
Средний танк
22
8
 FAMH Forges et Acieries de la Marine et d'Homecourt
1916
1916—1918
1917—1919
~ 400
7910
8830
2670
2360
410
Стальная катаная
17
8,5
8
5
5
75-мм T.R.или75-мм мод. 1897
36,3
106
−4°…+10°
4 × 8-мм Hotchkiss Mle1914,7488 патронов
«Panhard», карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
90
8
~ 5
60
блокированная, с винтовыми пружинами
0,79
32
0,3—0,4
1,8—2,4
0,8
 Сен-Шамон на Викискладе

Всего было собрано 400 машин. Последние серийные машины вышли с завода в марте 1918 года.

Имел плоскую крышу; был вооружён одной 75 мм пушкой, четырьмя пулемётами. Двигатель мощностью 90 л. с. Экипаж — 8 человек. Бронирование — 17 мм.

Создание

  Танки «Сен-Шамон» первой серии на учениях, 1917 год.

Конструктивные недостатки танка CA-1 Шнейдер были усугублены во второй французской машине, «Сен-Шамон», названной так в честь промышленного города, в котором производились основные агрегаты конструкции. Сказались спешка в работе и малый опыт создателей.

Носовая часть удлиненного коробчатого корпуса сильно нависала над гусеницами, что снижало проходимость танка на поле боя. Рвы шире 1,8 м становились для него непреодолимым препятствием.

Подвижность танка на влажном грунте ещё более ухудшилась, когда в полевых условиях бронирование бортов усилили и боевую массу довели до 24 т. Первые испытания состоялись в середине 1916 года и выявили необходимость уширить гусеницу. Для решения этой проблемы пришлось заменить гусеницы шириной 32 см на более широкие (41 см, а затем и 50 см). Удельное давление на почву снизилось, и проходимость «Сен-Шамонов» стала приемлемой. Вооружение машины включало 75-мм пушку, которая позднее была заменена на обычное 75-мм полевое орудие. По сравнению со Шнейдером пушка была расположена более удачно и имела достаточный сектор обстрела. Четыре пулемета обеспечивали круговую оборону танка. Первые «Сен-Шамоны» оборудовали командирской и водительской цилиндрическими башенками, а бортовыми бронелистами закрывали ходовую часть до земли. В последующем крыша стала покатой к бортам, чтобы с неё скатывались гранаты. Позже, для улучшения проходимости нижние бронелисты сняли. Башенки позднее приобрели овальную и даже квадратную форму.

Нововведения

Принципиальной новинкой «Сен-Шамона» была электротрансмиссия. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя. Последние приводили в движение две гусеницы, каждый — свою. Это значительно облегчало водителю управление танком, но делало всю систему трансмиссии громоздкой и ненадежной. Из опасений поломок максимальная скорость танка ограничивалась 8 км/ч, хотя на испытаниях он развивал скорость в 12 км/ч.

Применение в бою

В течение Первой мировой войны было сформировано 12 танковых групп, оснащенных «Сен-Шамонами». После разгрома французских танковых частей 16 апреля 1917 года командование Франции более осторожно и с большей эффективностью использовало новое оружие.

Например, в мае 1917 года 12 «Сен-Шамонов» и 19 «Шнейдеров» прорвали оборону немецких войск на плато Лаффо. В октябре, поддерживая наступление 6-й французской армии, 63 «Шнейдера» и «Сен-Шамона» скрытно вышли на позиции и атаковали противника, прорвавшись вглубь обороны на 6 км. В течение дня французы лишились 2 танков, из строя выбыло 8 тыс. человек. Немцы потеряли 38 тыс. человек только убитыми.

Дальнейшее применение танков союзников шло с переменным успехом. При массированном использовании они добивались некоторых успехов. Но одновременно возрастал и боевой опыт немецких войск. Строились противотанковые заграждения, рвы, создавались части противотанковой артиллерии, способной поражать бронированные машины на расстоянии 1500 м. 98 % всех боевых потерь танки понесли именно от огня артиллерии. Известен случай, когда немецкий офицер, оставшийся у брошенного расчетом орудия, в одиночку хладнокровно заряжал и наводил пушку, уничтожив один за другим 16 танков.[источник не указан 208 дней] Последний раз «Сен-Шамоны» участвовали в боях в июле 1918 года. Две группы этих танков были полностью уничтожены в течение суток. Из построенных примерно 150 машин к моменту перемирия[когда?] в строю осталось 72.

Итог

Подобно «Шнейдерам», большинство из них было переделаны в транспортёры. Оба типа тяжёлых танков по существу являлись самоходными артиллерийскими установками. «Сен-Шамон» лучше подходил для этой роли благодаря большему запасу снарядов и удовлетворительной подвижности, но только в сухую погоду и при тщательном техническом обслуживании. Огонь обычно вёлся с закрытых позиций с помощью корректировщиков, как в обычной артиллерии. Это сводило на нет весь смысл танка как подвижной боевой машины. Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 года. Выбывающие из строя танки постепенно заменялись «Рено FT-17» и к перемирию[когда?] в строю оставалось 72 «Сен-Шамона». Из них 50 переделали в транспортёры. Уцелевшие и не переделанные «Сен-Шамоны» в конце концов пошли на слом. На этом история этих машин закончилась.

Литература

  • Танки мира. Составитель Р. Исмагилов. — Смоленск: Русич, 2002. ISBN 5-8138-0277-0

ru-wiki.org

Saint-Chamond M1916 \ M1917

Saint-Chamond M1916 \ M1917

Средний танк поддержки пехоты

Официальное обозначение: Saint-Chamond M1916 \ M1917Альтернативное обозначение: Начало проектирования: 1916 г.Дата постройки первого прототипа: 1916 г.Стадия завершения работ: построено около 400 танков.

Проект и прототип FAMh2916 г.

В противовес танку фирмы Schneider главный конструктор фирмы FAMH полковник Римальо пошел несколько иным путем. Как и в первом случае, за основу было взято шасси трактора Holt, но его база была значительно удлинена, что позволило увеличить опорную поверхность гусениц и снизить тем самым давление на грунт. Ходовая часть теперь состояла из восьми опорных катков на борт сблокированных в 3 тележки (передняя тележка включала два катка, две остальные – по три), пять поддерживающих роликов и ведущего колеса заднего расположения. Тележки соединялись с корпусом и друг с другом посредством шарнирных рычагов, рама корпуса опиралась на тележки через вертикальные винтовые цилиндрические пружины. В вилке передней тележки крепилось направляющее колесо с механизмом натяжения гусениц. Непосредственно гусеница состояла из 36 крупнозвенчатых траков, состоявшими из подушки (“башмака”) шириной 324 мм и двух рельс.

Корпус танка, в силу выбранного вооружения и компоновки, получился очень длинным, с большим выносом носовой части за габариты шасси. Он собирался из бронелистов толщиной от 5 до 17 мм методом клёпки, и имел при виде в профиль вид зубила. К такому неожиданному по тем временам решению инженеры фирмы FAMH пришли не случайно. В качестве основного вооружения предполагалась установка 75-мм пушки T.R. специальной конструкции, ход отката которой оказался весьма большим. Стрельба велась штатными унитарными выстрелами. Для своего времени T.R. имела весьма неплохие показатели – начальная скорость её осколочного снаряда составляла 529 м\с, что позволяла не только эффективно бороться с пехотой противника, но и уничтожать его укрепления. Недостатками установки этого орудия в танк стали ограниченные углы наводки. По горизонтали расчет мог наводить пушку в пределах 8°, а по вертикали – от -4° до +10°, так что перенос огня часто сопровождался поворотом всей машины. Размещение орудия в носовой части корпуса повлекло за собой его резкое удлинение. Здесь также, со смещением к левому борту, располагались места водителя и командира танка. Справа от орудия размещался пулеметчик, обслуживавший носовой пулемет, и ещё четыре пулеметчика, один из которых выполнял функции механика, размещались по бортам и в корме танка.

Для уравновешивания создавшегося дисбаланса распределения массы корму также пришлось удлинить, причем в образовавшемся пространстве оборудовали второй пост управления. По замыслу создателей танка, это позволило бы танку быстро выйти из боя, как это делали экипажи бронеавтомобилей, но на практике почти никто из танковых экипажей не смог воспользоваться этой функцией в боевых условиях.

На танке стоял бензиновый двигатель Panard с четырьмя раздельными цилиндрами диаметром 125 мм и ходом поршня 150 мм. При 1500 об\мин. максимальная мощность составляла 80-85 л.с., а при 145 об\мин она увеличивалась до 90 л.с., что в любом случае для 23-тонной машина было недостаточно. Запуск двигателя осуществлялся с помощью стартера или заводной рукоятки. Топливные баки разместили по бортам (два слева и один справа), но учитывая опыт британских коллег их выполнили бронированными.

Электротрансмиссия танка имела оригинальную схему. Двигатель работал на динамо-машину (генератор) с двумя индукторами, каждый из которых давал напряжение 200В и ток 260А. В случае, когда они включались последовательно, напряжение составляло 400В, ток – 140А. От генератора напряжение подавалось на два тяговых электромотора, приводившие в движение через механическую понижающую передачу одну гусеницу. Начиная движение водитель одной педалью одновременно включал сопротивление первичной обмотки и управлял дроссельной заслонкой карбюратора. Таким образом регулировались обороты двигателя и ток в первичной обмотке. Скорость вращение электромоторов задавалась потенциометрами. Когда требовалось перевести машину на задний ход водитель использовал специальный рубильник. Поворот с малым радиусом осуществлялся при помощи короткого замыкания соответствующего двигателя, а гусеница подтормаживалась обычным механическим тормозом.

Преимущества трансмиссии такого типа состояли в том, что танк имел возможность плавно начинать движение и в широком диапазоне бесступенчато менять скорость и радиус поворота. Вместе с тем, электротрансмиссия обладала большой массой, громоздкостью и была в то время крайне ненадежной.

Сборка первого прототипа (заводской номер 414) проводилась на заводе в г.Сен-Шамон (Saint-Chamond), откуда и появилось широко известное название танка, хотя также встречается обозначение Н-16. Начавшиеся летом 1916 г. испытания новой машины принесли больше разочарований, чем успехов. Подвижность и проходимость танка на грунте оказалась даже хуже, чем у СА1, который в этом плане тоже не “блистал”. Пришлось увеличить ширину трака сначала до 412, а затем до 500 мм. Также переделали масляной радиатор и систему смазки, которые часто ломались, выводя из строя двигатель. Впоследствии улучшили изоляцию электрических трансформаторов, а выхлопную трубу вывели вдоль крыши на корму. Перед началом серийной постройки отказались от фальшборта, прикрывавшего на прототипе ходовую часть.

М1916 и М1917Серийные танки образца 1917 года.

Серийный выпуск танков Saint-Chamond M1916 начали в конце 1916 г., спустя три месяца передав первые машины боевым частям. Впервые их попытались применить в ходе наступления Нивеля на рее Эн, запланированное на 16 апреля 1917 г. Сосредоточение техники в этом районе проводилось без соблюдения должной секретности, поэтому немецкая разведывательная авиация достаточно легко “вскрыла” район нахождения первых французских танков. Положение атакующих осложнилось ещё и тем, что все 48 прибывших танков М1916 вышли из строя по техническим причинам, поэтому в бой пошли только 132 СА1. Меткий огонь немецких орудий буквально накрыл французов, которые потеряли 76 машин. Можно сказать, “сен-шамонам” здесь повезло.

Не оставляя надежды на прорыв немецкой обороны у плато Лаффо французы решили задействовать в новом наступлении 19 СА1 1-й и 10-й танковых групп, а также 12 М1916 из 31-й группы. Продвинувшись по фронту шириной 3,2 км на глубину 500 метров танковые части потеряли шесть машин, но смогли удержать захваченные позиции. Это вселило определенную уверенность в боевые возможности “сен-шамонов”, которые были остановлены только глубокой грязью и 3-метровым рвом.

Более успешным было использование танков поддержки при Ла Мальмезон в полосе 6-й армии. Собранные там 20 танков 31-й и 33-й групп, вместе с 38 СА1 из 8-й,11-й и 12-й групп пошли в атаку ранним утром 23 октября. Немецкую линию обороны смогли преодолеть только 20 танков, но и этого вполне хватило – на 12-км фронте французам удалось продвинуться вглубь на 6 км.

Дорого полученный опыт пошел на пользу. Например, если танки 400-600 серий имели плоскую крышу, то с 700-й серии она стала покатой к бортам, чтобы с неё скатывались забрасываемые немецкими пехотинцами ручные гранаты. Кроме того, вместо цилиндрических смотровых башенок ввели прямоугольные, но из-за этого ухудшился обзор и конструкторам пришлось дорабатывать верхние люки.

Не обошли стороной и усиление бронирования. Как оказалось, 15-мм бортовая броня танка отлично пробивалась бронебойными пулями типа “K”, которые немцы с успехом использовали в борьбе с танками и бронемашинами союзников. Чтобы лишний раз не перегружать машину толщину брони довели до 17 мм. Изменилось и вооружение. Вместо не оправдавшей себя танковой пушки T.R. на танки начали устанавливать её модернизированный вариант, отличающийся наличием качающейся части полевого 75-мм орудия 1897 г. с длиной ствола 36,3 калибра и крановым затвором.

С 1917 года модифицированные танки “сен-шамон” получили обозначение М1917. Выпуск этих танков продолжался чуть больше года, пока в марте 1918 г. цех не покинул последний 400-й серийный М1917 с заводским номером 813. Впрочем, усилиями полевых ремонтных бригад на свет появились “гибридные” варианта танка, имевшие старый корпус с новой пушкой или квадратные башенки на плоской крыше.

А тем временем боевое применение “сен-шамонов” продолжалось. В преддверии немецкого наступления, состоявшегося весной 1918 г., французы сконцентрировали основные танковые силы в полосе 3-й армии, где ожидался главный удар. Здесь “сен-шамоны” большую часть времени провели в резерве и снова были введены в бой только летом, когда на обескровленных немцев союзники обрушили свою контрудар.

Пытаясь парировать удар 18-й немецкой армии в битве за Ле Мае задействовали практически все имевшиеся на этом участке фронта средние танки. Во ходе тяжелейшего боя из 103 М1917 и 56 СА1 французские танковые подразделения потеряли 46% от их первоначального состава (42 и 31 танк соответственно), однако наступление немцев на Компьен было остановлено.

Через неделю, 18 июля 1917 г., под Суассоном, на противника двинулась самая большая танковая группировка, которую смогли собрать французы в период Первой Мировой войны. Против немецкой эшелонированной обороны был выдвинут 131 “сен-шамон” и 220 FT-17. Как это обычно бывает, танки обогнали залегшую пехоту и вклинились в оборону противника. Здесь более мощное бронирование очень помогло экипажам М1917, так как пехотинцам, под прикрытием массивных корпусов танков, все же удалось прорваться сквозь первую линию немецких окопов. Дальше продвинуться они не смогли в виду запаздывания с атакой шедших позади кавалерийских и пехотных частей. В ходе операции французы недосчитались 103 танков всех типов, что составило примерно 40% от начального количества, при этом глубина продвижения составила всего 2,5-3 км.

В дальнейшем танки “сен-шамон” использовались в боях эпизодически. Последними крупными операциями с их участием стало совместное франко-американское наступление у Сен-Миель состоявшееся 12-13 сентября (задействовано 36 М1917 34-й и 35-й групп) и боевые действия в Шампани, длившиеся там с 26 сентября. Правда, здесь “первую скрипку” играли легкие танки FT-17, а средние танки Schneider CA1 в октябре окончательно вывели из боевых подразделений, превратив их в гусеничные машины снабжения. Такая же участь в скором времени была уготована и 72 уцелевшим танкам Saint-Chamond M1917. Как уже указывалось ранее, большая половина из них была подвергнута переделке, аналогичной СА1, однако несколько машин сохранили в первоначальном виде и отправили на склады. Опыт их боевого применения подсказывал, что “сен-шамоны” выгоднее всего было бы использовать как самоходные артиллерийские установки. В этом случае польза от них оказывалась намного больше, а потери меньше.

Последнее упоминание о танках М1917 относятся к лету 1940 года. На этот момент единичные экземпляры этих машин находились в учебных центрах и танковых школах. Вероятнее всего их техническое состояние было таково, что использовать старые "сен-шамоны" можно было только в качестве несамоходных учебныъ пособий. Тем не менее, некоторые из них сохранили 75-мм пушку. В таков виде последние М1917 были захвачены немецкими войсками после частичной оккупации станы летом 1940 г.

На этом история М1917 завершилась. после войны танки были отправлены на переплавку, хотя одну машину все же сохранили и сейчас она демонтрируется в танковом музее в Самюре.

Информация об участии танков Saint-Chamond в Советско-польской войне 1919-1921 гг. на стороне польских войск не подтверждается. Впрочем, иногда встречаются утверждения об эксплуатации М1917, якобы захваченных у РККА, в составе польской армии. То же касается войны в Марокко, где якобы также участвовали Saint-Chamond. На самом деле против племен риффов воевали здесь только Reanault FT-17 и, как это ни странно, шесть сохранившихся Schneider CA1, которые были закуплены у Франции в 1921 и отправлены в Африку в качестве САУ.

Другие варианты примененияМодификации танка Saint-Chamond

Наиболее реальным вариантом использования танков Saint-Chamond, оказавшихся неподходящими в качестве средства поддержки пехоты, было их применение в качестве САУ. Собственно, ближе к концу войны французы так и поступили. Параллельно с танками поддержки с апреля 1917 г. выпускались танки снабжения (Le Char Kesson), отличавшиеся отсутствием вооружения и чаще всего использовавшиеся для буксировки подбитых машин и подвоза боеприпасов. Впоследствии 54 стандартных танка, отвергнутых армией, были переделаны именно в этот вариант. Полученные таким образом аналоги британских "тендеров" с успехом использовалис не только французскими, но и американскими войсками.

Далее, в ходе 1-й Мировой войны французскими инженерами предпринимались попытки приспособить этот не особо удачный танк для других целей. В 1918 году на базе М1917 концерном FAMH был разработана подвижная мостовая опора оборудованная электромотором. От танка оставили только базовое шасси, на котором мотнировался переработанный корпус и мост выдвижной конструкции. По проекту, мостоукладчик должен был управляться дистанционно. Войдя на некоторое расстояние в воду он наводил мост. Машина получила название “hydrochenille” и была достаточно перспективной, но в декабре 1918 года все работы по ней были прекращены.

Источники:Г.Л.Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915-2000". Харвест.Минск \ АСТ.Москва. 1998 г.С.Л.Федосеев "Танки Первой Мировой Войны". Иллюстрированный справочник, Москва. АСТ\Астрель. 2002М.Коломиец "Шнейдер и Сен-Шамон" ("Фронтовая иллюстрация" 2008-03)В.Маликов "Для маневра огнем и колесами" ("Техника-молодежи" 1996-01)P.Touzin "Les vehicules blindes francais 1900-1944", EPAChars Francais: 1916 CHAR SAINT-CHAMOND

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СРЕДНГО ТАНКА ПОДДЕРЖКИ ПЕХОТЫSaint-Chamond М1917

БОЕВАЯ МАССА23000 кг
ЭКИПАЖ, чел.8
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм8830 (с пушкой)
Ширина, мм2668
Высота, мм2362
Клиренс, мм410
ВООРУЖЕНИЕодна 75-мм пушка T.R. и три 8-мм пулемета Hotchkiss
БОЕКОМПЛЕКТ106 выстрелов и 7500 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯтелескопический и оптические пулеметные прицелы
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса - 17 ммборт корпуса - 8,5 ммкорма - 8 ммкрыша - 5 ммднище - 5 мм
ДВИГАТЕЛЬPanard, 4-цилиндровый, карбюраторный, мощностью 90 л.с., запас топлива 250 литров
ТРАНСМИССИЯэлектрического типа
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 8 сдввоенных опорных катков, 5 поддерживающих роликов, переднеее направляющее и заднее ведущее колесо, подвеска блокированная с вертикальными пружинами, крупнозвенчатая гусеница из стальных траков
СКОРОСТЬ8 км\ч
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ59 км
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.?
Высота стенки, м0,38
Глубина брода, м0,80
Ширина рва, м2,43
СРЕДСТВА СВЯЗИ-

ВНИМАНИЕВсе права на текстовые материалы принадлежат администрации сайта Aviarmor.Перепечатка и использование возможны только с письменного разрешения администрацииили при наличии активной ссылки на этот сайт.©2013 www.aviarmor.net

www.aviarmor.net

"Сен-Шамон" - Бронетехника Первой Мировой войны - Франция - Обзоры

ТАНК «СЕН-ШАМОН»

Когда после успешных испытаний проекта Этьена фирма «Шнейдер ле Крезо» получила заказ на 400 машин, государственный секретариат артиллерии и лично начальник армейского управления моторизации, выдающие заказы на закупку боевой техники, почувствовали себя обойденными. Не желая упускать шанс подзаработать в новом перспективном направлении, чиновники обратились к другому крупному консорциуму FAMH («Форж э Ассиери де ля Марин») в городе Сен-Шамон. Уже через два месяца — 27 апреля 1916 года — проект был готов, и госсекретарь артиллерии депутат А. Тома амбициозно сообщил главнокомандующему о проекте, имеющем серьезные преимущества над «Шнейдером». Жоффр, претворяющий в жизнь девиз: «Все для фронта, все для победы!», одобрил проект, подписав заказ на 400 машин производства фирмы FAMH. При этом полковника Этьена даже не поставили в известность об этом.На самом деле машина из-за сжатых сроков проектирования была еще довольна «сырая» но, несомненно, имела много интересных новаторских решений. Это штурмовое орудие получило индекс Н.16, но более известно как «Сен-Шамон».

Главный конструктор консорциума FAMH полковник Римальо взял за основу принцип ходовой трактора «Холт», но значительно увеличил опорную поверхность гусениц, доведя ее до 2,6 м. Тележки (по три на один борт), представляли собой конструкцию, состоявшую из швеллеров, скрепленных со стальными листами. Тележки соединялись между собой петлями, что придавало гибкость опорной поверхности гусеницы. Передняя тележка имела два опорных катка, средняя и задняя по три катка. Опорные катки имели реборду для охвата дорожек траков с внешней стороны, что предотвращало перекос и соскакивание гусеничной цепи. Тележки соединялись с рамой при помощи шарнирных рычагов и цилиндрических винтовых пружин. Расположение рычагов на шарнирах было сделано с расчетом смягчения продольных и поперечных колебаний корпуса. Направляющее колесо крепилось в вилке с винтовым механизмом регулировки натяжения гусеницы. Ведущее колесо заднего расположения с 21 зубом. Зацепление производилось за шарнир трака. Трак попадал на зубцы так, что три зубца оказывались между соседними шарнирами. Первоначально на прототипе трак имел ширину 324 мм, но уже в ходе испытаний его увеличили до 412 мм. У прототипа ходовая часть прикрывалась стальными листами с люками доступа к винтовому механизму регулировки натяжения гусеницы. Вскоре выяснилось, что от бронировки ходовой части придется отказаться, так как она сильно снижала проходимость машины.

Следующим этапом повышения проходимости танка была установка роликов под днищем сильно выступающих передней и задней частей корпуса. Это несколько улучшило проходимость, но все-таки она оставалась крайне низкой. Сильно выступающий скошенный нос танка нес в себе тот же принцип упрощенного резака Бретона. Переднюю, часть машины пришлось вынести далеко за габариты ходовой из-за установки длинноствольного 75-мм орудия T.R. специальной конструкции, которое имело довольно большой откат. С такой пушкой было выпущено 165 первых машин. Угол наводки орудия по горизонту был невелик — всего 8 градусов — поэтому перенос огня осуществлялся поворотом всей машины. Для того чтобы уравновесить переднюю часть корпуса, корму танка пришлось вынести назад.Для борьбы с живой силой противника танк вооружался четырьмя 8-мм пулеметами «Гочкис» модели 1914 года, расположенными по бортам, в лобовом и кормовом листах, что обеспечивало почти круговой обстрел с минимальными «мертвыми зонами». Пулеметы устанавливались на полуцилиндрических щитках. (В связи с нехваткой «гочкисов» на несколько машин пришлось поставить английские танковые пулеметы Мк. 1.)

Корпус танка собирался на каркасе болтами с коническими головками, которые располагались снаружи танка. Подразумевалось, что форма головок болтов обеспечит им лучшую пулестойкость.Машина имела передний и задний посты управления. Место первого водителя находилось спереди слева, и помимо смотрового окошка, закрывающегося заслонкой, имело зеркало переднего вида, расположенного в нижнем скошенном листе. Оно давало водителю надежную защиту, а также обзор «мертвого пространства» непосредственно перед машиной. Для обеспечения кругового обзора над местами водителей и командира на крыше корпуса устанавливались башенки со смотровыми щелями, имевшие сечение сплюснутого круга. Все башенки снабжались люками. Кроме того, на плоской крыше располагались шесть люков для эвакуации экипажа.

Двигатель и трансмиссия располагались в средней части корпуса. На «Сен-Шамоне» устанавливался бензиновый четырехцилиндровый двигатель «Панар», который при 1350 об/мин развивал мощность 80—85 л.с., при 1450 об/мин — 90 л.с. Запуск двигателя осуществлялся от стартера или заводной рукояткой.Машина снабжалась тремя топливными баками: два находились у левого борта и один у правого. Подача бензина осуществлялась под давлением.

«Сен-Шамон» имел электротрансмиссию Кроше-Колардо — двигатель работал на электрогенератор, имевший два индуктора. Напряжение с генератора шло на два тяговых электромотора, каждый из которых через понижающую механическую передачу приводил в движение гусеницу одного борта. Особый рубильник обеспечивал переключение для движения задним ходом. Для поворота танка с «малым радиусом» электродвигатель соответствующей гусеницы коротко замыкался, а гусеница подтормаживалась механическим тормозом. Электрическая трансмиссия давала возможность довольно плавно трогаться, изменять скорость хода и радиус поворота, требовала от водителя незначительных усилий, но при этом была ненадежна и громоздка. Ее установка привела к увеличению массы танка выше запланированных по проекту 18 т.

Для посадки экипажа танка, состоящего из 8 человек, в передней части правого борта имелась дверь со съемной подножкой. Экипаж размещался следующим образом.Впереди, слева от орудия, размещался водитель (как правило, унтер-офицер), здесь же слева сидел наводчик. Правее пушки находилось место пулеметчика, а также сиденье командира танка. Три пулеметчика располагались у бортов и в корме, один из них исполнял обязанности механика. Слева в корме находился еще один водитель второго поста управления.

Испытания середины 1916 года выявили многочисленные недоработки в конструкции «Сен-Шамона». Эта модель сильно уступала тому же «Шнейдеру» в надежности, маневренности и проходимости. Передние тележки ходовой были перегружены, что приводило к их деформации и спаданию гусеницы. Однако, несмотря на это, после внесения ряда изменений в конструкцию началось серийное производство «Сен-Шамона». 

РАННЯЯ ВЕРСИЯ ТАНКА Н.16

Как уже говорилось, первые 165 «Сен-Шамонов» вооружались 75-мм пушкой T.R, но в дальнейшем на них стали ставить 75-мм полевую пушку модели 1897 года, обладавшую высокой скорострельностью. Ее монтировали целиком, снимались лишь колеса, щит и сиденья. Новое орудие великолепно вписалось в конструкцию машины — под него только пришлось изменить конфигурацию выреза в лобовом листе. Одной из причин замены T.R. явилась слабая защита гидравлического компенсатора отката, находившегося под стволом. Были зафиксированы многочисленные случаи его пробития пулями и осколками, что иногда вызывало даже воспламенение. Пушка модели 1987 года имела длину ствола около 36 калибров, начальная скорость от 525 до 577 м/с в зависимости от типа снаряда. Угол вертикальной наводки в танке составлял от — 4 до +10 градусов, горизонтальной — 6 градусов, прицельная дальность не превышала 1500 м.

После выпуска первых серийных машин была до 15—17 мм усилена их защита. Этого удалось достичь применением двухслойного бронирования бортов (промежуток между листами составлял около 40 мм). Теперь танк был надежно защищен от германских бронебойных пуль типа «К». (В дальнейшем «Сен-Шамоны» докажут свое преимущество в защите по сравнению со «Шнейдером».) Машины серий 400, 500, 600 имели плоскую крышу, на которой спереди по оси установили башенку для защиты фонаря. 

ПОЗДНЯЯ ВЕРСИЯ ТАНКА Н. 16

 На танках 700-й серии крыша стала двускатной — это сделали для того, чтобы немецкие гранаты, заброшенные на крышу, сразу скатывались. Немного позже появились квадратные башенки, при этом у второго поста управления башенку ликвидировали, сделав в кормовом листе большое обзорное окно. Бытует мнение, что встречались гибриды из ранних и поздних версий, на которых могли переставляться башенки, но это является заблуждением. Максимально, технически возможная комбинация смешения версий могла быть только с заменой орудия T.R. на пушку образца 1897 года.

Ширину трака увеличили до 500 мм, при этом для улучшения проходимости на траки ставили накладные «шевроны». Штатные крепления для короткой балки располагались с левой стороны от вентиляционного короба. Зафиксировано также применение длинной балки, которая крепилась на крыше по центру вдоль корпуса. На поздних версиях применялось элементарное приспособление для подачи визуального сигнала, представлявшего собой стальной лист 50x60 см, крепившийся на шесте. Он устанавливался на крыше позади передней рубки, его поднятие и опускание осуществлялось через блочное устройство. В конце войны «Сен-Шамоны» стали снабжаться электрической фарой.

В апреле 1917 года началась поставка в войска танков снабжения (Le Char Kesson) на базе «Сен-Шамон». Все отличие заключалось в отсутствии вооружения, при этом амбразуры закрывались стальными листами.Последние серийные машины «Сен-Шамон» вышли с завода в марте 1918 года. Следует сказать, что прототип этого танка имел номер 414, а последний выпущенный танк — 813.К ноябрю 1918 года из 400 машин в строю числилось 72 «Сен-Шамона», при этом 50 из них были переделаны в транспортеры снабжения. После окончания Первой мировой войны все машины данного типа были быстро списаны.

В 1917 году сделали попытку установить на «Сен-Шамон» поздней постройки 120-мм пушку, но дальше полигонных испытаний дело не пошло. В конце октября того же года в Шамплие вместе со «Шнейдерами» в качестве эксперимента прошли испытания двух радиофицированных «Сен-Шамонов» на базе танков со снятым вооружением.Надо отметить, что в июле 1917 года фирма FAMH представила проект тяжелого 25-тонного танка, но работы по нему вскоре прекратили: заводу не хватало мощностей для изготовления данной машины в сжатые сроки. Этот танк планировалось вооружить 75-мм орудием, установленным в лобовой броне по оси корпуса, и четырьмя пулеметами в боковых спонсонах. В качестве силовой установки предполагался 90-сильный двигатель, который должен был обеспечить скорость движения до 8 км/ч.

В наши дни средний танк «Сен-Шамон» поздней, 700-й серии можно увидеть во французском танковом музее в Самюре

Список источников:

Юрий Морозов «НАЗЕМНЫЕ БРОНЕНОСЦЫ:ПЕРВЫЕ ФРАНЦУЗСКИЕ ТАНКИ «ШНЕЙДЕР» И «СЕН-ШАМОН»

hisofweapons.ucoz.ru

Сен-Шамон (танк) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Saint ChamondКлассификацияБоевая масса, тЭкипаж, чел.ИсторияПроизводительГоды разработкиГоды производстваГоды эксплуатацииКоличество выпущенных, шт.РазмерыДлина корпуса, ммДлина с пушкой вперёд, ммШирина корпуса, ммВысота, ммКлиренс, ммБронированиеТип брониЛоб корпуса, мм/град.Борт корпуса, мм/град.Корма корпуса, мм/град.Днище, ммКрыша корпуса, ммВооружениеКалибр и марка пушкиДлина ствола, калибровБоекомплект пушкиУглы ВН, град.Углы ГН, град.ПулемётыПодвижностьТип двигателяМощность двигателя, л. с.Скорость по шоссе, км/чСкорость по пересечённой местности, км/чЗапас хода по шоссе, кмТип подвескиУдельное давление на грунт, кг/см²Преодолеваемый подъём, град.Преодолеваемая стенка, мПреодолеваемый ров, мПреодолеваемый брод, м
«Сен-Шамон» в танковом музее Самюра (Франция).

Средний танк

22

8

 FAMH Forges et Acieries de la Marine et d'Homecourt

1916

1916—1918

1917—1919

~ 400

7910

8830

2670

2360

410

Стальная катаная

17

8,5

8

5

5

75-мм T.R.или75-мм мод. 1897

36,3

106

−4°…+10°

4 × 8-мм Hotchkiss Mle1914,7488 патронов

«Panhard», карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения

90

8

~ 5

60

блокированная, с винтовыми пружинами

0,79

32

0,3—0,4

1,8—2,4

0,8

Сен-Шамон (танк) на Викискладе?

Сен-Шамон (фр. Saint Chamond) — французский танк времён Первой мировой войны, имел цилиндрические командирскую и водительскую башенки, а бронелисты бортов доходили до земли, прикрывая ходовую часть. Один из первых построенных танков в мире.

Всего было собрано 400 машин. Последние серийные машины вышли с завода в марте 1918 года.

Имел плоскую крышу; был вооружён одной 75 мм пушкой, четырьмя пулемётами. Двигатель мощностью 90 л. с. Экипаж — 8 человек. Бронирование — 17 мм.

Создание

Конструктивные недостатки танка CA-1 Шнейдер были усугублены во второй французской машине, «Сен-Шамон», названной так в честь промышленного города, в котором производились основные агрегаты конструкции. Сказались спешка в работе и малый опыт создателей.

Носовая часть удлиненного коробчатого корпуса сильно нависала над гусеницами, что снижало проходимость танка на поле боя. Рвы шире 1,8 м становились для него непреодолимым препятствием.

Подвижность танка на влажном грунте ещё более ухудшилась, когда в полевых условиях бронирование бортов усилили и боевую массу довели до 24 т. Первые испытания состоялись в середине 1916 года и выявили необходимость уширить гусеницу. Для решения этой проблемы пришлось заменить гусеницы шириной 32 см на более широкие (41 см, а затем и 50 см). Удельное давление на почву снизилось, и проходимость «Сен-Шамонов» стала приемлемой. Вооружение машины включало 75-мм пушку, которая позднее была заменена на обычное 75-мм полевое орудие. По сравнению со Шнейдером пушка была расположена более удачно и имела достаточный сектор обстрела. Четыре пулемета обеспечивали круговую оборону танка. Первые «Сен-Шамоны» оборудовали командирской и водительской цилиндрическими башенками, а бортовыми бронелистами закрывали ходовую часть до земли. В последующем крыша стала покатой к бортам, чтобы с неё скатывались гранаты. Позже, для улучшения проходимости нижние бронелисты сняли. Башенки позднее приобрели овальную и даже квадратную форму.

Нововведения

Принципиальной новинкой «Сен-Шамона» была электротрансмиссия. Бензиновый двигатель передавал крутящий момент на динамо-машину, которая вырабатывала ток и питала два электродвигателя. Последние приводили в движение две гусеницы, каждый — свою. Это значительно облегчало водителю управление танком, но делало всю систему трансмиссии громоздкой и ненадежной. Из опасений поломок максимальная скорость танка ограничивалась 8 км/ч, хотя на испытаниях он развивал скорость в 12 км/ч.

Применение в бою

В течение Первой мировой войны было сформировано 12 танковых групп, оснащенных «Сен-Шамонами». После разгрома французских танковых частей 16 апреля 1917 года командование Франции более осторожно и с большей эффективностью использовало новое оружие.

Например, в мае 1917 года 12 «Сен-Шамонов» и 19 «Шнейдеров» прорвали оборону немецких войск на плато Лаффо. В октябре, поддерживая наступление 6-й французской армии, 63 «Шнейдера» и «Сен-Шамона» скрытно вышли на позиции и атаковали противника, прорвавшись вглубь обороны на 6 км. В течение дня французы лишились 2 танков, из строя выбыло 8 тыс. человек. Немцы потеряли 38 тыс. только убитыми.

Дальнейшее применение танков союзников шло с переменным успехом. При массированном использовании они добивались некоторых успехов. Но одновременно возрастал и боевой опыт немецких войск. Строились противотанковые заграждения, рвы, создавались части противотанковой артиллерии, способной поражать бронированные машины на расстоянии 1500 м. 98 % всех боевых потерь танки понесли именно от огня артиллерии. Известен случай, когда немецкий офицер, оставшийся у брошенного расчетом орудия, в одиночку хладнокровно заряжал и наводил пушку, уничтожив один за другим 16 танков. Последний раз «Сен-Шамоны» участвовали в боях в июле 1918 года. Две группы этих танков были полностью уничтожены в течение суток. Из построенных примерно 150 машин к моменту перемирия[когда?] в строю осталось 72.

Итог

Подобно «Шнейдерам», большинство из них было переделаны в транспортёры. Оба типа тяжёлых танков по существу являлись самоходными артиллерийскими установками. «Сен-Шамон» лучше подходил для этой роли благодаря большему запасу снарядов и удовлетворительной подвижности, но только в сухую погоду и при тщательном техническом обслуживании. Огонь обычно вёлся с закрытых позиций с помощью корректировщиков, как в обычной артиллерии. Это сводило на нет весь смысл танка как подвижной боевой машины. Последняя серийная машина вышла с завода в марте 1918 года. Выбывающие из строя танки постепенно заменялись «Рено FT-17» и к перемирию[когда?] в строю оставалось 72 «Сен-Шамона». Из них 50 переделали в транспортёры. Уцелевшие и не переделанные «Сен-Шамоны» в конце концов пошли на слом. На этом история этих машин закончилась.

Напишите отзыв о статье "Сен-Шамон (танк)"

Литература

  • Танки мира. Составитель Р. Исмагилов. — Смоленск: Русич, 2002. ISBN 5-8138-0277-0
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

Отрывок, характеризующий Сен-Шамон (танк)

– J'y ai ete, [Я был там,] – сказал Пьер. – Bah, vraiment! Eh bien, tant mieux, – сказал француз. – Vous etes de fiers ennemis, tout de meme. La grande redoute a ete tenace, nom d'une pipe. Et vous nous l'avez fait cranement payer. J'y suis alle trois fois, tel que vous me voyez. Trois fois nous etions sur les canons et trois fois on nous a culbute et comme des capucins de cartes. Oh!! c'etait beau, monsieur Pierre. Vos grenadiers ont ete superbes, tonnerre de Dieu. Je les ai vu six fois de suite serrer les rangs, et marcher comme a une revue. Les beaux hommes! Notre roi de Naples, qui s'y connait a crie: bravo! Ah, ah! soldat comme nous autres! – сказал он, улыбаясь, поело минутного молчания. – Tant mieux, tant mieux, monsieur Pierre. Terribles en bataille… galants… – он подмигнул с улыбкой, – avec les belles, voila les Francais, monsieur Pierre, n'est ce pas? [Ба, в самом деле? Тем лучше. Вы лихие враги, надо признаться. Хорошо держался большой редут, черт возьми. И дорого же вы заставили нас поплатиться. Я там три раза был, как вы меня видите. Три раза мы были на пушках, три раза нас опрокидывали, как карточных солдатиков. Ваши гренадеры были великолепны, ей богу. Я видел, как их ряды шесть раз смыкались и как они выступали точно на парад. Чудный народ! Наш Неаполитанский король, который в этих делах собаку съел, кричал им: браво! – Га, га, так вы наш брат солдат! – Тем лучше, тем лучше, господин Пьер. Страшны в сражениях, любезны с красавицами, вот французы, господин Пьер. Не правда ли?] До такой степени капитан был наивно и добродушно весел, и целен, и доволен собой, что Пьер чуть чуть сам не подмигнул, весело глядя на него. Вероятно, слово «galant» навело капитана на мысль о положении Москвы. – A propos, dites, donc, est ce vrai que toutes les femmes ont quitte Moscou? Une drole d'idee! Qu'avaient elles a craindre? [Кстати, скажите, пожалуйста, правда ли, что все женщины уехали из Москвы? Странная мысль, чего они боялись?] – Est ce que les dames francaises ne quitteraient pas Paris si les Russes y entraient? [Разве французские дамы не уехали бы из Парижа, если бы русские вошли в него?] – сказал Пьер. – Ah, ah, ah!.. – Француз весело, сангвинически расхохотался, трепля по плечу Пьера. – Ah! elle est forte celle la, – проговорил он. – Paris? Mais Paris Paris… [Ха, ха, ха!.. А вот сказал штуку. Париж?.. Но Париж… Париж…] – Paris la capitale du monde… [Париж – столица мира…] – сказал Пьер, доканчивая его речь. Капитан посмотрел на Пьера. Он имел привычку в середине разговора остановиться и поглядеть пристально смеющимися, ласковыми глазами. – Eh bien, si vous ne m'aviez pas dit que vous etes Russe, j'aurai parie que vous etes Parisien. Vous avez ce je ne sais, quoi, ce… [Ну, если б вы мне не сказали, что вы русский, я бы побился об заклад, что вы парижанин. В вас что то есть, эта…] – и, сказав этот комплимент, он опять молча посмотрел. – J'ai ete a Paris, j'y ai passe des annees, [Я был в Париже, я провел там целые годы,] – сказал Пьер. – Oh ca se voit bien. Paris!.. Un homme qui ne connait pas Paris, est un sauvage. Un Parisien, ca se sent a deux lieux. Paris, s'est Talma, la Duschenois, Potier, la Sorbonne, les boulevards, – и заметив, что заключение слабее предыдущего, он поспешно прибавил: – Il n'y a qu'un Paris au monde. Vous avez ete a Paris et vous etes reste Busse. Eh bien, je ne vous en estime pas moins. [О, это видно. Париж!.. Человек, который не знает Парижа, – дикарь. Парижанина узнаешь за две мили. Париж – это Тальма, Дюшенуа, Потье, Сорбонна, бульвары… Во всем мире один Париж. Вы были в Париже и остались русским. Ну что же, я вас за то не менее уважаю.] Под влиянием выпитого вина и после дней, проведенных в уединении с своими мрачными мыслями, Пьер испытывал невольное удовольствие в разговоре с этим веселым и добродушным человеком. – Pour en revenir a vos dames, on les dit bien belles. Quelle fichue idee d'aller s'enterrer dans les steppes, quand l'armee francaise est a Moscou. Quelle chance elles ont manque celles la. Vos moujiks c'est autre chose, mais voua autres gens civilises vous devriez nous connaitre mieux que ca. Nous avons pris Vienne, Berlin, Madrid, Naples, Rome, Varsovie, toutes les capitales du monde… On nous craint, mais on nous aime. Nous sommes bons a connaitre. Et puis l'Empereur! [Но воротимся к вашим дамам: говорят, что они очень красивы. Что за дурацкая мысль поехать зарыться в степи, когда французская армия в Москве! Они пропустили чудесный случай. Ваши мужики, я понимаю, но вы – люди образованные – должны бы были знать нас лучше этого. Мы брали Вену, Берлин, Мадрид, Неаполь, Рим, Варшаву, все столицы мира. Нас боятся, но нас любят. Не вредно знать нас поближе. И потом император…] – начал он, но Пьер перебил его. – L'Empereur, – повторил Пьер, и лицо его вдруг привяло грустное и сконфуженное выражение. – Est ce que l'Empereur?.. [Император… Что император?..] – L'Empereur? C'est la generosite, la clemence, la justice, l'ordre, le genie, voila l'Empereur! C'est moi, Ram ball, qui vous le dit. Tel que vous me voyez, j'etais son ennemi il y a encore huit ans. Mon pere a ete comte emigre… Mais il m'a vaincu, cet homme. Il m'a empoigne. Je n'ai pas pu resister au spectacle de grandeur et de gloire dont il couvrait la France. Quand j'ai compris ce qu'il voulait, quand j'ai vu qu'il nous faisait une litiere de lauriers, voyez vous, je me suis dit: voila un souverain, et je me suis donne a lui. Eh voila! Oh, oui, mon cher, c'est le plus grand homme des siecles passes et a venir. [Император? Это великодушие, милосердие, справедливость, порядок, гений – вот что такое император! Это я, Рамбаль, говорю вам. Таким, каким вы меня видите, я был его врагом тому назад восемь лет. Мой отец был граф и эмигрант. Но он победил меня, этот человек. Он завладел мною. Я не мог устоять перед зрелищем величия и славы, которым он покрывал Францию. Когда я понял, чего он хотел, когда я увидал, что он готовит для нас ложе лавров, я сказал себе: вот государь, и я отдался ему. И вот! О да, мой милый, это самый великий человек прошедших и будущих веков.] – Est il a Moscou? [Что, он в Москве?] – замявшись и с преступным лицом сказал Пьер. Француз посмотрел на преступное лицо Пьера и усмехнулся. – Non, il fera son entree demain, [Нет, он сделает свой въезд завтра,] – сказал он и продолжал свои рассказы. Разговор их был прерван криком нескольких голосов у ворот и приходом Мореля, который пришел объявить капитану, что приехали виртембергские гусары и хотят ставить лошадей на тот же двор, на котором стояли лошади капитана. Затруднение происходило преимущественно оттого, что гусары не понимали того, что им говорили.

wiki-org.ru