Сейсмические бомбы Великобритании и США. Сейсмическая бомба


Сейсмические бомбы Великобритании и США

14 марта 1945 года ВВС Великобритании впервые применили сейсмиеческую бомбу Grand Slam. Давайте вспомним что это за боеприпас.

Развитие артиллерии, а затем и бомбардировочной авиации заставило военных прятать важные объекты не только за толстыми стенами, но и под слоем земли. Подземные сооружения в течение нескольких десятилетий оставались «крепким орешком», но желание уничтожать объекты противника и побеждать со временем привело к появлению новых идей. В ходе Второй Мировой войны британская авиация неоднократно применяла специальные боеприпасы, предназначенные для уничтожения железнодорожных тоннелей, подземных бункеров и заводов.

Из-за своего принципа действия они получили название «сейсмические бомбы».

«Верзила» инженера Уоллеса

В самом конце тридцатых годов английский авиаконструктор и сотрудник компании Vickers-Armstrong Ltd. Барнс Уоллес, уверенный в необходимости массовых стратегических бомбардировок Германии, прорабатывал варианты перспективных авиационных боеприпасов. Его внимания, среди прочего, удостоились и подземные бетонные бункеры. По расчетам Уоллеса, ни одна из существовавших тогда авиабомб не могла уничтожить или хотя бы нанести ощутимый ущерб подземному сооружению с хорошей защитой. Однако конструктору удалось установить, что для поражения цели бомба при падении должна углубиться в грунт. В таком случае взрыв создавал бы настоящую сейсмическую волну, которая и обеспечила бы уничтожение цели. Этот принцип получил название «сейсмическая бомба».

Расчеты того же времени позволили установить оптимальный облик такого боеприпаса: тяжелая бомба обтекаемой формы, предназначенная для сброса с высот не менее 10-11 километров. В таком случае бомба могла бы разогнаться в падении до очень большой скорости и благодаря ей углубиться в грунт. Взрыватель предполагалось настроить на подрыв после проникновения в землю. Получившееся небольшое землетрясение, в зависимости от мощности бомбы, могло бы уничтожать наземные и подземные сооружения в радиусе, как минимум, нескольких десятков метров.

К сожалению, идея сейсмической бомбы не заинтересовала британское военное ведомство и ее положили под сукно. Немного позже, в 1941 году, Б. Уоллес предложил новую концепцию оригинального авиационного боеприпаса – т.н. прыгающей бомбы для уничтожения плотин. В мае 43-го при помощи подобных бомб английская авиация уничтожила две немецкие плотины и повредила еще одну. Несмотря на сравнительно большие потери во время боевого вылета, командование Королевских ВВС признало эффективность предложение Уоллеса. По этой причине командование обратилось к нему с просьбой продолжить изыскания по теме сейсмических противобункерных бомб.

К началу 1944 года Уоллес закончил проектирование первой сейсмической бомбы, получившей название Tallboy («Верзила»). Получившийся боеприпас полностью оправдывал свое название: каплевидный корпус длиной в 6,35 метра и диаметром в 95 сантиметров. Общий вес бомбы превысил 5400 килограмм. Стоит отметить, первоначально планировалось делать исходный вариант бомбы весом в десять тонн, но у Великобритании не было самолета, который справился бы с такой нагрузкой. Поскольку бомба должна была пробивать грунт и попадать в цель с минимальным отклонением, конструктор применил несколько интересных решений. Во-первых, корпус бомбы имел достаточно толстые стенки, выполненные из легированной стали. Эта особенность «Верзилы» позволила в будущем входить в грунт без заметных деформаций и повреждений. Второе техническое решение коснулось точности бомбометания. Чтобы боеприпас не отклонялся от расчетной траектории, его оснастили четырьмя небольшими стабилизаторами, установленными под углом. В результате бомба, набрав скорость, раскручивалась вокруг своей оси и вела себя подобно артиллерийскому снаряду.

Сейсмическую волну в грунте создавал заряд бомбы: 5200 фунтов (около 2360 кг) торпекса – смеси из тротила, гексогена и алюминиевого порошка. Эта взрывчатка ранее прекрасно зарекомендовала себя в торпедах. Подрыв заряда предлагалось производить при помощи взрывателя, тип которого подходил для конкретной задачи. Основным считался взрыватель №47 с замедлителем, но при необходимости можно было использовать и контактный взрыватель №58. Интересна технология изготовления бомбы: внутрь литого корпуса, установленного вертикально, заливался расплавленный торпекс, после чего он застывал. Ввиду огромного количества взрывчатки на это уходило несколько недель.

Для применения бомб «Толлбой» пришлось доработать самолет-носитель. Бомбардировщики Avro Lancaster, которые должны были нести бомбу, лишились почти всех бронеплит и большей части вооружений. Также значительной переделке подвергся грузоотсек самолета, который оснастили новыми створками бомболюка и усиленными подвесными устройствами. Однако даже и в облегченном варианте «Ланкастер» не мог поднять Tallboy на расчетную высоту в 40 тыс. футов (12,2 км). Поэтому в ходе пробных бомбометаний выяснили, что бомбардировщику достаточно лететь на высоте в 25 тыс. футов (около 7,7 км) и этого будет достаточно для того, чтобы бомба в падении набрала необходимую скорость. Наконец, для обеспечения нужной точности был разработан специальный прицел SABS.

В ходе испытаний удалось выяснить следующую особенность боеприпаса. Бомба Tallboy в падении с расчетной высоты могла разгоняться до скорости около 1200 километров в час, что превышало скорость звука. Такая сверхзвуковая бомба пробивала до 30 метров плотного грунта или до пяти метров бетона. Дальнейший взрыв гарантировано уничтожал окружающие постройки на поверхности и – главное – под землей.Впервые бомбы Tallboy были применены в ночь на 9 июня 1944 года – в первую же ночь после открытия Второго фронта. Летчики 617-й эскадрильи Королевских ВВС, к тому времени уже носившей имя «Разрушители дамб» (именно это подразделение год назад атаковало немецкие плотины при помощи «прыгающих бомб») получили задание уничтожить железнодорожный тоннель недалеко от города Сомюр. Всего 19 бомб полностью разбили своды тоннеля. Примечательно, что для успешного выполнения операции было достаточно всего одного попадания: одна из бомб попала точно в тоннель, на расстоянии около 60 метров от въезда. «Толлбой» пробил породу и свод, а взрыв произошел в самом тоннеле. В результате этого попадания внутрь сооружения упало около 10 тыс. кубометров породы.

За оставшиеся месяцы войны в Европе летчики из 617-й эскадрильи сбросили 854 бомбы Tallboy. Атакам подвергались различные немецкие укрепления и корабли. Отдельно стоит отметить налеты на немецкий линкор «Тирпиц». Во время первого из них, 15 сентября 1944 года, в корабль попала лишь одна бомба. Боеприпас попал в нос «Тирпица» и лишил его хода. 28 октября бомба не попала в корабль, но ее взрыв все же повредил вал гребного винта. Наконец, 12 ноября летчики попали в корабль трижды. Одна из бомб срикошетила от бронированной башни и ушла в воду, а две другие пробили палубу и спровоцировали пожар в трюмах. В результате возгорания одного из пороховых погребов взрывом оторвало орудийную башню. Вскоре линкор затонул. В ходе последнего налета на «Тирпиц» англичане потеряли лишь один самолет, который совершил жесткую посадку в нейтральной Швеции.«Большой хлопок»

В конце июня 44-го года Королевские ВВС предприняли попытку налета на немецкий подземный завод, находившийся в бункере «Купол Визерне» (также известен под названием «Купол Эльфо»). Сброшенные бомбы Tallboy смогли повредить некоторые части конструкции купола бункера, но ни одна из них не справилась с самим куполом. В связи с этим инцидентом на фирме «Виккерс» под руководством Уоллеса возобновились работы по тематике десятитонной сейсмической бомбы.

Конструктивно новый боеприпас с названием Grand Slam («Большой хлопок») представлял собой увеличенный вариант «Верзилы». Корпус бомбы удлинили до 7,7 метра, а диаметр увеличился до 1,17 м. Масса выросла соответствующе – почти до десяти тонн, из которых 9140 фунтов (около 4500 кг) приходилось на торпекс. Такое количество взрывчатого вещества после заливки остывало почти месяц. Во время испытаний бомба Grand Slam показала примерно такие же скоростные показатели, что и предыдущая Tallboy. Она тоже разгонялась до сверхзвуковых скоростей, однако продемонстрировала лучшие показатели пробиваемости. «Грэнд слэм» заглублялся в грунт на 35-40 метров и при этом гораздо лучше чем «Толлбой» пробивал бетонные преграды. Часть испытательных бомбометаний с использованием боеприпаса Grand Slam производились на захваченном бункере «Купол Визерне». Купол сооружения был серьезно поврежден, но все же устоял. Тем не менее, характеристики новой бомбы сочли достаточными для практического применения.

Впервые «Большой хлопок» прозвучал 14 марта 1945 года, рядом с городом Билефельд. В ходе налета на железнодорожный виадук летчики 617-й эскадрильи сбросили одну новую бомбу и несколько боеприпасов типа Tallboy. Взрывами было уничтожено около 30-35 метров сооружения. На следующий день аналогичному удару подвергся виадук в Арнсберге. Однако в этот раз две бомбы Grand Slam и 14 Tallboy не дали ощутимых результатов: конструкция виадука была повреждена, но эти повреждения оказались недостаточными для ее разрушения.

Активные действия английской авиации с применением сейсмических бомб обоих типов продолжались до середины апреля. За это время пилоты 617-й эскадрильи сбросили 42 бомбы «Большой хлопок» и уничтожили большое количество целей. Особо удачным посчитали налет на бункер Valentin. В этом сооружении планировалось сделать новый завод для строительства подводных лодок. Крыша бункера в некоторых местах имела толщину до семи метров. В ходе налета 27 марта 45-го две бомбы Grand Slam застряли в крыше сооружения на участке толщиной около 4,5 метра и взорвались внутри бетонной конструкции. Часть крыши обрушилась, а оставшиеся перекрытия растрескались и не подлежали восстановлению.

Американский рекорд

Увидев эффективность английских противобункерных бомб, Соединенные Штаты также начали подобный проект. Однако с учетом опыта применения Tallboy и Grand Slam американцы изменили облик перспективной бомбы. Прежде всего коррективам подверглись масса и, как следствие, габариты боеприпаса. Расчеты показали, что для гарантированного поражения существовавших тогда и перспективных бункеров требовалась бомба общим весом порядка 18-19 тонн. Проект получил индекс T-12 и кодовое имя Cloudmaker («Создающий облака»).Американская бомба представляла собой увеличенный вариант английских боеприпасов. В ходе разработки, однако, пришлось учесть некоторые технологические нюансы, из-за которых вес готовой бомбы вышел за предполагавшиеся рамки. Готовый «Клаудмейкер» весил 20 тонн и был примерно в два раза больше чем Tallboy. Заряд взрывчатого вещества торпекс – около восьми тонн. Вес и габариты новой сейсмической бомбы были таковы, что ее мог нести только один самолет – бомбардировщик Convair B-36 Peacemaker.

Однако «Писмейкер» не сразу стал носителем бомбы T-12. Сначала произвели несколько пробных сбросов с менее крупного самолета, Boeing B-29 Superfortress. Для испытаний специально переделали серийный бомбардировщик. Его максимально облегчили, сняв все ненужные детали (броню и оружие), переделали грузоотсек для размещения крупного боеприпаса, а также соответствующим образом рассчитали количество заливаемого топлива. До самого сброса первой тестовой бомбы все причастные к проекту очень сильно нервничали: ничто не мог сказать, как поведет себя бомбардировщик, максимальная взлетная масса которого была всего в три раза больше массы бомбы. Конструкторы опасались, что освободившийся от нагрузки самолет подбросит, а возникшая перегрузка повредит его конструкцию. К счастью, пилоты-испытатели справились с резко возникшим кабрированием и B-29 благополучно вернулся на свой аэродром.

Согласно некоторым данным, в ходе испытаний сброшенная с высоты в десять километров бомба T-12 пробивала до 50-55 метров грунта или до 8-10 метров бетона. Таким образом, возможности нового американского боеприпаса были значительно выше чем у любой другой бомбы этого класса.

Кроме того, благодаря принципу своего действия, заглубляющаяся сейсмическая бомба в ряде случаев могла быть эффективнее ядерных боеприпасов, взрывающихся в воздухе или на поверхности земли.

Вскоре после начала испытаний на B-29 состоялся первый сброс Cloudmaker с самолета B-36. Для тяжелого стратегического бомбардировщика такая процедура оказалась совершенно безопасной, хотя и Peacemaker пришлось соответствующим образом переделать. В январе 1949 года в порядке эксперимента один B-36 взлетел сразу с двумя бомбами T-12. Полет прошел без происшествий, хотя бомбовая нагрузка в 43 тонны (две бомбы и подвесные устройства для них) превысила максимально разрешенную.

В том же 1949 году бомбу T-12 Cloudmaker приняли на вооружение. Примерно в это же время начальники Пентагона окончательно определились с приоритетами развития своих военно-воздушных сил. Теперь стратегические бомбардировщики B-36 рассматривались исключительно как носители ядерного оружия. Бомбы Cloudmaker, имеющие специфическую тактическую нишу, потеряли свой приоритет. Наконец, в середине пятидесятых годов американские инженеры-ядерщики создали несколько новых ядерных бомб, которые действовали подобно имеющимся сейсмическим: «втыкались» в грунт и там взрывались. Эти боеприпасы получились гораздо меньше и легче «Клаудмейкера», из-за чего их могли перевозить не только B-36, но и другие американские бомбардировщики того времени.

Сейсмическая бомба T-12 Cloudmaker стояла на вооружении ВВС США до конца пятидесятых годов. 12 февраля 1959 года командование приказало снять с вооружения бомбардировщики B-36. Поскольку ни один другой самолет не мог применять сверхтяжелую бомбу T-12, ее также исключили из списка вооружений американских военно-воздушных сил. В дальнейшем США не занимались тематикой противобункерных бомб сверхбольшого калибра. Эту нишу прочно заняли менее тяжелые боеприпасы с достаточными характеристиками. Кроме того, в течение последних десятилетий разгон бомбы до нужной скорости осуществляется не в свободном падении, а при помощи твердотопливного ускорителя. Время огромных сейсмических бомб весом в несколько тонн прошло.

Однако, когда во время операции «Буря в пустыне» армии США потребовалось неядерное средство уничтожения сильно укреплённых объектов, идея сейсмической бомбы была возрождена группой инженеров из Armament Systems Division. В кратчайшие сроки ими была создана управляемая бомба GBU-28 весом в 2300 кг. Бомба способна пробить более 30 м грунта или 6 м бетона. Это оружие было успешно использовано против подземного военного комплекса недалеко от Багдада.

[источники]источникиhttp://barneswallistrust.org/http://sirbarneswallis.com/http://bismarck-class.dk/http://airpower.maxwell.af.mil/http://defenseindustrydaily.com/https://topwar.ru/28172-seysmicheskie-bomby-velikobritanii-i-ssha.htmlhttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%BE%D0%BC%D0%B1%D0%B0

masterok.livejournal.com

Сейсмические бомбы Великобритании и США » Военное обозрение

Развитие артиллерии, а затем и бомбардировочной авиации заставило военных прятать важные объекты не только за толстыми стенами, но и под слоем земли. Подземные сооружения в течение нескольких десятилетий оставались «крепким орешком», но желание уничтожать объекты противника и побеждать со временем привело к появлению новых идей. В ходе Второй Мировой войны британская авиация неоднократно применяла специальные боеприпасы, предназначенные для уничтожения железнодорожных тоннелей, подземных бункеров и заводов. Из-за своего принципа действия они получили название «сейсмические бомбы».

«Верзила» инженера Уоллеса

В самом конце тридцатых годов английский авиаконструктор и сотрудник компании Vickers-Armstrong Ltd. Барнс Уоллес, уверенный в необходимости массовых стратегических бомбардировок Германии, прорабатывал варианты перспективных авиационных боеприпасов. Его внимания, среди прочего, удостоились и подземные бетонные бункеры. По расчетам Уоллеса, ни одна из существовавших тогда авиабомб не могла уничтожить или хотя бы нанести ощутимый ущерб подземному сооружению с хорошей защитой. Однако конструктору удалось установить, что для поражения цели бомба при падении должна углубиться в грунт. В таком случае взрыв создавал бы настоящую сейсмическую волну, которая и обеспечила бы уничтожение цели. Этот принцип получил название «сейсмическая бомба».

Расчеты того же времени позволили установить оптимальный облик такого боеприпаса: тяжелая бомба обтекаемой формы, предназначенная для сброса с высот не менее 10-11 километров. В таком случае бомба могла бы разогнаться в падении до очень большой скорости и благодаря ей углубиться в грунт. Взрыватель предполагалось настроить на подрыв после проникновения в землю. Получившееся небольшое землетрясение, в зависимости от мощности бомбы, могло бы уничтожать наземные и подземные сооружения в радиусе, как минимум, нескольких десятков метров.

К сожалению, идея сейсмической бомбы не заинтересовала британское военное ведомство и ее положили под сукно. Немного позже, в 1941 году, Б. Уоллес предложил новую концепцию оригинального авиационного боеприпаса – т.н. прыгающей бомбы для уничтожения плотин. В мае 43-го при помощи подобных бомб английская авиация уничтожила две немецкие плотины и повредила еще одну. Несмотря на сравнительно большие потери во время боевого вылета, командование Королевских ВВС признало эффективность предложение Уоллеса. По этой причине командование обратилось к нему с просьбой продолжить изыскания по теме сейсмических противобункерных бомб.

К началу 1944 года Уоллес закончил проектирование первой сейсмической бомбы, получившей название Tallboy («Верзила»). Получившийся боеприпас полностью оправдывал свое название: каплевидный корпус длиной в 6,35 метра и диаметром в 95 сантиметров. Общий вес бомбы превысил 5400 килограмм. Стоит отметить, первоначально планировалось делать исходный вариант бомбы весом в десять тонн, но у Великобритании не было самолета, который справился бы с такой нагрузкой. Поскольку бомба должна была пробивать грунт и попадать в цель с минимальным отклонением, конструктор применил несколько интересных решений. Во-первых, корпус бомбы имел достаточно толстые стенки, выполненные из легированной стали. Эта особенность «Верзилы» позволила в будущем входить в грунт без заметных деформаций и повреждений. Второе техническое решение коснулось точности бомбометания. Чтобы боеприпас не отклонялся от расчетной траектории, его оснастили четырьмя небольшими стабилизаторами, установленными под углом. В результате бомба, набрав скорость, раскручивалась вокруг своей оси и вела себя подобно артиллерийскому снаряду.

Сейсмическую волну в грунте создавал заряд бомбы: 5200 фунтов (около 2360 кг) торпекса – смеси из тротила, гексогена и алюминиевого порошка. Эта взрывчатка ранее прекрасно зарекомендовала себя в торпедах. Подрыв заряда предлагалось производить при помощи взрывателя, тип которого подходил для конкретной задачи. Основным считался взрыватель №47 с замедлителем, но при необходимости можно было использовать и контактный взрыватель №58. Интересна технология изготовления бомбы: внутрь литого корпуса, установленного вертикально, заливался расплавленный торпекс, после чего он застывал. Ввиду огромного количества взрывчатки на это уходило несколько недель.

Для применения бомб «Толлбой» пришлось доработать самолет-носитель. Бомбардировщики Avro Lancaster, которые должны были нести бомбу, лишились почти всех бронеплит и большей части вооружений. Также значительной переделке подвергся грузоотсек самолета, который оснастили новыми створками бомболюка и усиленными подвесными устройствами. Однако даже и в облегченном варианте «Ланкастер» не мог поднять Tallboy на расчетную высоту в 40 тыс. футов (12,2 км). Поэтому в ходе пробных бомбометаний выяснили, что бомбардировщику достаточно лететь на высоте в 25 тыс. футов (около 7,7 км) и этого будет достаточно для того, чтобы бомба в падении набрала необходимую скорость. Наконец, для обеспечения нужной точности был разработан специальный прицел SABS.

В ходе испытаний удалось выяснить следующую особенность боеприпаса. Бомба Tallboy в падении с расчетной высоты могла разгоняться до скорости около 1200 километров в час, что превышало скорость звука. Такая сверхзвуковая бомба пробивала до 30 метров плотного грунта или до пяти метров бетона. Дальнейший взрыв гарантировано уничтожал окружающие постройки на поверхности и – главное – под землей.

Впервые бомбы Tallboy были применены в ночь на 9 июня 1944 года – в первую же ночь после открытия Второго фронта. Летчики 617-й эскадрильи Королевских ВВС, к тому времени уже носившей имя «Разрушители дамб» (именно это подразделение год назад атаковало немецкие плотины при помощи «прыгающих бомб») получили задание уничтожить железнодорожный тоннель недалеко от города Сомюр. Всего 19 бомб полностью разбили своды тоннеля. Примечательно, что для успешного выполнения операции было достаточно всего одного попадания: одна из бомб попала точно в тоннель, на расстоянии около 60 метров от въезда. «Толлбой» пробил породу и свод, а взрыв произошел в самом тоннеле. В результате этого попадания внутрь сооружения упало около 10 тыс. кубометров породы.

За оставшиеся месяцы войны в Европе летчики из 617-й эскадрильи сбросили 854 бомбы Tallboy. Атакам подвергались различные немецкие укрепления и корабли. Отдельно стоит отметить налеты на немецкий линкор «Тирпиц». Во время первого из них, 15 сентября 1944 года, в корабль попала лишь одна бомба. Боеприпас попал в нос «Тирпица» и лишил его хода. 28 октября бомба не попала в корабль, но ее взрыв все же повредил вал гребного винта. Наконец, 12 ноября летчики попали в корабль трижды. Одна из бомб срикошетила от бронированной башни и ушла в воду, а две другие пробили палубу и спровоцировали пожар в трюмах. В результате возгорания одного из пороховых погребов взрывом оторвало орудийную башню. Вскоре линкор затонул. В ходе последнего налета на «Тирпиц» англичане потеряли лишь один самолет, который совершил жесткую посадку в нейтральной Швеции.

«Большой хлопок»

В конце июня 44-го года Королевские ВВС предприняли попытку налета на немецкий подземный завод, находившийся в бункере «Купол Визерне» (также известен под названием «Купол Эльфо»). Сброшенные бомбы Tallboy смогли повредить некоторые части конструкции купола бункера, но ни одна из них не справилась с самим куполом. В связи с этим инцидентом на фирме «Виккерс» под руководством Уоллеса возобновились работы по тематике десятитонной сейсмической бомбы.

Конструктивно новый боеприпас с названием Grand Slam («Большой хлопок») представлял собой увеличенный вариант «Верзилы». Корпус бомбы удлинили до 7,7 метра, а диаметр увеличился до 1,17 м. Масса выросла соответствующе – почти до десяти тонн, из которых 9140 фунтов (около 4500 кг) приходилось на торпекс. Такое количество взрывчатого вещества после заливки остывало почти месяц. Во время испытаний бомба Grand Slam показала примерно такие же скоростные показатели, что и предыдущая Tallboy. Она тоже разгонялась до сверхзвуковых скоростей, однако продемонстрировала лучшие показатели пробиваемости. «Грэнд слэм» заглублялся в грунт на 35-40 метров и при этом гораздо лучше чем «Толлбой» пробивал бетонные преграды. Часть испытательных бомбометаний с использованием боеприпаса Grand Slam производились на захваченном бункере «Купол Визерне». Купол сооружения был серьезно поврежден, но все же устоял. Тем не менее, характеристики новой бомбы сочли достаточными для практического применения.

Впервые «Большой хлопок» прозвучал 14 марта 1945 года, рядом с городом Билефельд. В ходе налета на железнодорожный виадук летчики 617-й эскадрильи сбросили одну новую бомбу и несколько боеприпасов типа Tallboy. Взрывами было уничтожено около 30-35 метров сооружения. На следующий день аналогичному удару подвергся виадук в Арнсберге. Однако в этот раз две бомбы Grand Slam и 14 Tallboy не дали ощутимых результатов: конструкция виадука была повреждена, но эти повреждения оказались недостаточными для ее разрушения.

Активные действия английской авиации с применением сейсмических бомб обоих типов продолжались до середины апреля. За это время пилоты 617-й эскадрильи сбросили 42 бомбы «Большой хлопок» и уничтожили большое количество целей. Особо удачным посчитали налет на бункер Valentin. В этом сооружении планировалось сделать новый завод для строительства подводных лодок. Крыша бункера в некоторых местах имела толщину до семи метров. В ходе налета 27 марта 45-го две бомбы Grand Slam застряли в крыше сооружения на участке толщиной около 4,5 метра и взорвались внутри бетонной конструкции. Часть крыши обрушилась, а оставшиеся перекрытия растрескались и не подлежали восстановлению.

Американский рекорд

Увидев эффективность английских противобункерных бомб, Соединенные Штаты также начали подобный проект. Однако с учетом опыта применения Tallboy и Grand Slam американцы изменили облик перспективной бомбы. Прежде всего коррективам подверглись масса и, как следствие, габариты боеприпаса. Расчеты показали, что для гарантированного поражения существовавших тогда и перспективных бункеров требовалась бомба общим весом порядка 18-19 тонн. Проект получил индекс T-12 и кодовое имя Cloudmaker («Создающий облака»).

Американская бомба представляла собой увеличенный вариант английских боеприпасов. В ходе разработки, однако, пришлось учесть некоторые технологические нюансы, из-за которых вес готовой бомбы вышел за предполагавшиеся рамки. Готовый «Клаудмейкер» весил 20 тонн и был примерно в два раза больше чем Tallboy. Заряд взрывчатого вещества торпекс – около восьми тонн. Вес и габариты новой сейсмической бомбы были таковы, что ее мог нести только один самолет – бомбардировщик Convair B-36 Peacemaker.

Однако «Писмейкер» не сразу стал носителем бомбы T-12. Сначала произвели несколько пробных сбросов с менее крупного самолета, Boeing B-29 Superfortress. Для испытаний специально переделали серийный бомбардировщик. Его максимально облегчили, сняв все ненужные детали (броню и оружие), переделали грузоотсек для размещения крупного боеприпаса, а также соответствующим образом рассчитали количество заливаемого топлива. До самого сброса первой тестовой бомбы все причастные к проекту очень сильно нервничали: ничто не мог сказать, как поведет себя бомбардировщик, максимальная взлетная масса которого была всего в три раза больше массы бомбы. Конструкторы опасались, что освободившийся от нагрузки самолет подбросит, а возникшая перегрузка повредит его конструкцию. К счастью, пилоты-испытатели справились с резко возникшим кабрированием и B-29 благополучно вернулся на свой аэродром.

Согласно некоторым данным, в ходе испытаний сброшенная с высоты в десять километров бомба T-12 пробивала до 50-55 метров грунта или до 8-10 метров бетона. Таким образом, возможности нового американского боеприпаса были значительно выше чем у любой другой бомбы этого класса. Кроме того, благодаря принципу своего действия, заглубляющаяся сейсмическая бомба в ряде случаев могла быть эффективнее ядерных боеприпасов, взрывающихся в воздухе или на поверхности земли.

Вскоре после начала испытаний на B-29 состоялся первый сброс Cloudmaker с самолета B-36. Для тяжелого стратегического бомбардировщика такая процедура оказалась совершенно безопасной, хотя и Peacemaker пришлось соответствующим образом переделать. В январе 1949 года в порядке эксперимента один B-36 взлетел сразу с двумя бомбами T-12. Полет прошел без происшествий, хотя бомбовая нагрузка в 43 тонны (две бомбы и подвесные устройства для них) превысила максимально разрешенную.

В том же 1949 году бомбу T-12 Cloudmaker приняли на вооружение. Примерно в это же время начальники Пентагона окончательно определились с приоритетами развития своих военно-воздушных сил. Теперь стратегические бомбардировщики B-36 рассматривались исключительно как носители ядерного оружия. Бомбы Cloudmaker, имеющие специфическую тактическую нишу, потеряли свой приоритет. Наконец, в середине пятидесятых годов американские инженеры-ядерщики создали несколько новых ядерных бомб, которые действовали подобно имеющимся сейсмическим: «втыкались» в грунт и там взрывались. Эти боеприпасы получились гораздо меньше и легче «Клаудмейкера», из-за чего их могли перевозить не только B-36, но и другие американские бомбардировщики того времени.

Сейсмическая бомба T-12 Cloudmaker стояла на вооружении ВВС США до конца пятидесятых годов. 12 февраля 1959 года командование приказало снять с вооружения бомбардировщики B-36. Поскольку ни один другой самолет не мог применять сверхтяжелую бомбу T-12, ее также исключили из списка вооружений американских военно-воздушных сил. В дальнейшем США не занимались тематикой противобункерных бомб сверхбольшого калибра. Эту нишу прочно заняли менее тяжелые боеприпасы с достаточными характеристиками. Кроме того, в течение последних десятилетий разгон бомбы до нужной скорости осуществляется не в свободном падении, а при помощи твердотопливного ускорителя. Время огромных сейсмических бомб весом в несколько тонн прошло.

По материалам сайтов:http://barneswallistrust.org/http://sirbarneswallis.com/http://bismarck-class.dk/http://airpower.maxwell.af.mil/http://defenseindustrydaily.com/

topwar.ru

Сейсмическая бомба - это... Что такое Сейсмическая бомба?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 14 мая 2011.

Сейсми́ческая бо́мба — принцип действия авиационной бомбы, разработанный британским инженером Барнсом Уоллесом и активно применявшийся союзниками в ходе Второй мировой войны во время стратегических бомбардировок Германии[1].

Сейсмическая бомба

Разработка

Задолго до начала Второй мировой войны было известно, что ударная волна в сжимаемой среде (например, в газе) резко затухает с увеличением расстояния. Поэтому увеличение заряда взрывчатого вещества в бомбе не приводит к пропорциональному увеличению урона, причиняемому бомбой. Прямое попадание обычной бомбы может уничтожить незащищенное строение, однако относительно несложно защитить важные объекты толстым слоем бетона. Ударная волна в таком случае отразится от бетонной поверхности, не причинив ей существенного ущерба.

В то же время ударная волна в несжимаемой среде (жидкости или сыпучем теле) распространяется значительно дальше. Английский инженер-конструктор Барнс Уоллес установил, что при подземном взрыве почва ведёт себя подобно жидкости и ударная волна в ней распространяется аналогичным образом, вызывая локальные сейсмические колебания. Таким образом, подземный взрыв причиняет гораздо большие повреждения зданиям, чем поверхностный взрыв такой же мощности.

Проблема, вставшая перед Уоллесом, заключалась в том, как разместить взрывчатый заряд под зданием противника. Он предложил создать мощную бомбу обтекаемой формы с прочным корпусом, которая достигала бы земли на высокой скорости и значительно углублялась бы в землю до детонации. Взорвавшись под землёй около цели, такая бомба произвела бы локальное землетрясение, разрушая близлежащие строения. Бетонные укрепления в таком случае лишь способствовали бы передаче сейсмических колебаний.

Расчеты Уоллеса показали, что масса такой бомбы должна составлять около 10 тонн, а сбрасываться она должна с высоты порядка 10-12 км, при этом бомбометание должно производится достаточно точно. В 30-х годах XX века эта идея явно опережала своё время, к тому же руководство Королевских ВВС не склонно было поддерживать столь экзотические проекты.

Во время войны Уоллес предложил оригинальную идею прыгающих бомб для разрушения плотин. Блестящий успех проекта изменил отношение военных к идеям Уоллеса. Кроме того, к середине Второй мировой войны бомбардировочная авиация достигла значительных успехов как в точности бомбометания, так и в бомбовой нагрузке. Уоллес вернулся к идее сейсмической бомбы и создал 6-тонную бомбу «Tallboy». Несмотря на то, что она была легче, чем предусматривалось первоначальным проектом, и сбрасывалась с высоты не более 8 км, бомба продемонстрировала свою высокую эффективность против объектов инфраструктуры.

Применение

Укрепленный бункер для подлодок после попадания бомбы Grand Slam. Масштаб разрушений ясен из сравнения с фигурой человека, стоящего на куче обломков.

Бомбы «Tallboy» использовались против укреплённых объектов, таких, как ангары для подводных лодок в Сен-Назере и Лорьяне (на фото), пусковые установки самолётов-снарядов «V-1». Одной из наиболее впечатляющих демонстраций эффективности «Tallboy» стало разрушение железнодорожного тоннеля в Сомюре 8 июня 1944 года.

Чтобы помешать переброске немецких войск после высадки союзников в Нормандии, было решено нанести удар по железнодорожным магистралям. Вместо того, чтобы разрушать полотно железной дороги, которое было бы восстановлено в течение нескольких дней, командование ВВС союзников решило нанести удар по железнодорожному тоннелю возле города Сомюр. Такая задача как нельзя лучше подходила для сейсмических бомб. В результате налёта тоннель был обрушен — одна из бомб пробила 18-метровый слой горных пород и взорвалась в самом тоннеле. Для восстановления железнодорожного сообщения потребовалось значительное время.

Дальнейшее развитие

После успеха «Tallboy» Барнсом Уоллесом была разработана ещё более мощная 10-тонная бомба «Grand Slam». Она также продемонстрировала замечательную эффективность при нанесении стратегических бомбовых ударов. Идеей сейсмических бомб также заинтересовались американские ВВС. Сначала ими производилась лицензионная копия бомбы «Grand Slam» под обозначением «T-14», а после окончания Второй мировой войны в США была создана мощнейшая 20-тонная сейсмическая бомба «T-12». Таким образом, именно американские военные наиболее полно реализовали замысел Уоллеса.

В последующее время, в связи с созданием и стремительным развитием ядерного оружия, сейсмические бомбы отошли на задний план. Однако, когда во время операции «Буря в пустыне» армии США потребовалось неядерное средство уничтожения сильно укреплённых объектов, идея сейсмической бомбы была возрождена группой инженеров из «Armament Systems Division». В кратчайшие сроки ими была создана управляемая бомба «GBU-28» весом в 2 300 кг. Бомба способна пробить более 30 метров грунта или 6 метров бетона[2]. Это оружие было успешно использовано против подземного военного комплекса недалеко от Багдада.

См. также

Ссылки

Сноски

Примечания

dic.academic.ru

Что такое сейсмическая бомба, и для каких целей ее использовали?

localbitcoins

Прежде чем узнать, что такое сейсмическая бомба, стоит вкратце узнать о природе распространения взрывных волн. В сжимаемой среде, такой как земля, ударная волна с расстоянием затухает. Даже если бомба, упавшая на поверхность и вызвавшая взрыв, будет иметь большой заряд, причиняемый ей урон будет не столь мощный, как можно предположить изначально. При прямом попадании бомбы в незащищенное строение, оно будет уничтожено. А другие здания можно защитить толстой бетонной стеной. При этом ударная волна от взрыва отразится от такой стены и не причинит объектам за ней существенного ущерба.

Однако если ударная волна будет распространяться в несжимаемой среде вроде воды или песка, то район ее действия значительно увеличится. При этом, если взрыв произойдет под землей, то ударная волна будет вести себя так, как сейсмическая, вызванная подземными толчками при землетрясении. В таком случае причиняемый ею урон возрастет вдвойне. Таким образом сейсмическая бомба — это снаряд, производящий локальное землетрясение для уничтожения подземных и наземных объектов.

Инженер-конструктор из Англии Барнс Уоллес знал про эти особенности проводимости почвы при подземном взрыве. И он стал размышлять над тем, как сконструировать такую бомбу, которую можно было бы разместить под стратегически важными объектами противника, как можно глубже поместив ее в грунт. Он предложил создать прочную сейсмическую бомбу, которая на высокой скорости смогла бы значительно углубиться под землю при падении и взорваться под зданием врага, разрушив и близлежащие строения.

При этом  бетонные укрепления в этом случае только бы способствовали передаче сейсмических волн. Но в 1930-х годах прошлого века такая идея показалась слишком «экзотической» для руководства Королевских ВВС Великобритании. Но уже в период Второй мировой войны англичане изменили свое мнение, к тому же мистер Уоллес к этому времени  преуспел в создании «прыгающих» бомб для разрушения вражеских плотин.

Так в 1944-х годах появилась знаменитая сейсмическая бомба «Tallboy» весом 6 тонн. Она имела каплевидную форму и весила около 5 400 кг. При испытаниях с высоты в 8 км снаряд продемонстрировал впечатляющие результаты. Инженер создал ее из прочной легированной стали. Эта особенность ей входить в грунт без деформаций и повреждений. Чтобы боеприпас не отклонялся от траектории к нужной цели, его оснастили четырьмя стабилизаторами, установленными под углом. Благодаря этому решению, сейсмическая бомба раскручивалась при падении вокруг своей оси и вела себя подобно артиллерийскому снаряду. Бомбы  «Tallboy» использовались против различных военных укреплённых объектов. Сейсмическую волну они создавали  при помощи содержащейся внутри них мощной смеси торпекса, состоящей из тротила, гексогена и алюминиевого порошка.

Одной из наиболее впечатляющих демонстраций эффективности сейсмического оружия стало разрушение железнодорожного тоннеля в Сомюре 8 июня 1944 года. А переносился снаряд к вражеским целям бомбардировщиками Avro Lancaster, конструкцию которых немного видоизменили. Самолеты лишились всех бронеплит и большей части вооружения.

Для перевоза не малого веса и размера снаряда  грузоотсек оснастили новыми створками бомбалюка и усиленным подвесным устройством. Бомбардировщики летали на высоте всего в 7,7 км. Но этого было достаточно для набора необходимой для бомбы скорости, что бы создать впоследствии мощный подземный взрыв.

Сейсмическая бомба «Tallboy» в падении с расчетной высоты могла разгоняться до скорости примерно в 1200 км/ч, что превышало скорость звука! Этот снаряд мог легко внедриться в землю на 30 метров или пробить 5 метров бетона!

После успеха «Tallboy» мистером Уоллесом была разработана более мощная 10-тонная бомба «GrandSlam», которая показала не меньшую эффективность в боевых действиях. И тут идеей сейсмических бомб уже заинтересовалось правительство США. Сперва они стали импортировать лицензионную копию бомбы «Grand Slam» под обозначением «T-14», а после окончания Второй мировой войны в США была создана  сейсмическая бомба «T-12» мощностью в 12 тонн.

Сейсмические бомбы использовались США в операции  «Буря в пустыне» для уничтожения укрепленных объектов без применения ядерного оружия. Для этого США создали управляемая бомба «GBU-28».  Это оружие было успешно использовано против подземного военного комплекса недалеко от Багдада.

Видео на английском языке, включите субтитры.

Реклама от Google

ainteres.ru

Сейсмическая бомба Википедия

Сейсмическая бомба T-12 Cloudmaker — наиболее мощная (из неядерных) и тяжелая авиационная бомба Второй мировой войны

Сейсмическая бомба — принцип действия авиационной бомбы, заключающийся в применении мощной бомбы обтекаемой формы с прочным корпусом, которая, достигая земли на высокой скорости и значительно углубляясь в грунт до детонации, при взрыве под землёй производит локальное землетрясение, разрушая близлежащие подземные и наземные сооружения цели[1].

Этот принцип был впервые разработан британским инженером Барнсом Уоллесом перед Второй мировой войной. Принцип был реализован во время войны в бомбах Tallboy и Grand Slam, которые активно применялись западными союзниками в ходе войны во время стратегических бомбардировок Германии[1].

Разработка[ | код]

Сравнение двух сейсмических бомб

Задолго до начала Второй мировой войны было известно, что ударная волна в сжимаемой среде (например, в газе) резко затухает с увеличением расстояния. Поэтому увеличение заряда взрывчатого вещества в бомбе не приводит к пропорциональному увеличению урона, причиняемого бомбой. Прямое попадание обычной бомбы может уничтожить незащищённое строение, однако относительно несложно защитить важные объекты толстым слоем бетона. Ударная волна газа в таком случае отразится от бетонной поверхности, не причинив ей существенного ущерба.

В то же время ударная волна в несжимаемой среде (жидкости или сыпучем теле) распространяется значительно дальше. Английский инженер-конструктор Барнс Уоллес установил, что при подземном взрыве почва ведёт себя подобно жидкости и ударная волна в ней распространяется аналогичным образом, вызывая локальные сейсмические колебания. Таким образом, подземный взрыв причиняет гораздо большие повреждения зданиям, чем поверхностный взрыв такой же мощности.

Проблема, вставшая перед Уоллесом, заключалась в том, как доставить взрывчатый заряд под вражеские здания и сооружения. Для этого он предложил создать мощную бомбу обтекаемой формы с прочным корпусом, которая достигала бы земли на высокой скорости и значительно углублялась бы в землю до детонации. Взорвавшись под землёй около цели, такая бомба произвела бы локальное землетрясение, разрушая близлежащие строения. Бетонные укрепления в таком случае лишь способствовали бы передаче сейсмических колебаний.

Расчеты Уоллеса показали, что масса такой бомбы должна составлять около 10 т, а сбрасываться она должна с высоты порядка 10—12 км, при этом бомбометание должно производиться достаточно точно. В 1930-х гг. эта идея явно опережала своё время, к тому же руководство Королевских ВВС не склонно было поддерживать столь экзотические проекты.

Во время войны Уоллес предложил оригинальную идею прыгающих бомб для разрушения плотин. Блестящий успех проекта изменил отношение военных к идеям Уоллеса. Кроме того, к середине Второй мировой войны бомбардировочная авиация достигла значительных успехов как в точности бомбометания, так и в бомбовой нагрузке. Уоллес вернулся к идее сейсмической бомбы и создал 6-тонную бомбу Tallboy. Несмотря на то, что она была легче, чем предусматривалось первоначальным проектом, и сбрасывалась с высоты не более 8 км, бомба продемонстрировала свою высокую эффективность против объектов инфраструктуры.

Применение[ | код]

Укреплённый бункер для подлодок после попадания бомбы Grand Slam. Масштаб разрушений ясен из сравнения с фигурой человека, стоящего на куче обломков

Бомбы Tallboy использовались против укреплённых объектов, таких как ангары для подводных лодок в Сен-Назере и Лорьяне, пусковые установки самолётов-снарядов V-1. Одной из наиболее впечатляющих демонстраций эффективности Tallboy стало разрушение железнодорожного тоннеля в Сомюре 8 июня 1944 года.

Чтобы помешать переброске немецких войск после высадки союзников в Нормандии, было решено нанести удар по железнодорожным магистралям. Вместо того, чтобы разрушать полотно железной дороги, которое было бы восстановлено в течение нескольких дней, командование ВВС союзников решило нанести удар по железнодорожному тоннелю возле города Сомюр. Такая задача как нельзя лучше подходила для сейсмических бомб. В результате налёта тоннель был обрушен — одна из бомб пробила 18-метровый слой горных пород и взорвалась в самом тоннеле. Для восстановления железнодорожного сообщения потребовалось значительное время.

Бомбы «Tallboy» были использованы при охоте союзников на немецкий линкор «Тирпиц» в 1944 году. 15 сентября одна из бомб «Tallboy», которыми были вооружены английские самолёты, попала в нос корабля, сделав его немореходным. Другая бомба, сброшенная 28 октября, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал. 12 ноября в корабль попали три бомбы «Tallboy»: одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили броню и проделали 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в артиллерийском погребе. В итоге «Тирпиц» затонул к западу от Тромсё, в бухте

ru-wiki.ru

Сейсмическая бомба Википедия

Сейсмическая бомба T-12 Cloudmaker — наиболее мощная (из неядерных) и тяжелая авиационная бомба Второй мировой войны

Сейсмическая бомба — принцип действия авиационной бомбы, заключающийся в применении мощной бомбы обтекаемой формы с прочным корпусом, которая, достигая земли на высокой скорости и значительно углубляясь в грунт до детонации, при взрыве под землёй производит локальное землетрясение, разрушая близлежащие подземные и наземные сооружения цели[1].

Этот принцип был впервые разработан британским инженером Барнсом Уоллесом перед Второй мировой войной. Принцип был реализован во время войны в бомбах Tallboy и Grand Slam, которые активно применялись западными союзниками в ходе войны во время стратегических бомбардировок Германии[1].

Разработка

Сравнение двух сейсмических бомб

Задолго до начала Второй мировой войны было известно, что ударная волна в сжимаемой среде (например, в газе) резко затухает с увеличением расстояния. Поэтому увеличение заряда взрывчатого вещества в бомбе не приводит к пропорциональному увеличению урона, причиняемого бомбой. Прямое попадание обычной бомбы может уничтожить незащищённое строение, однако относительно несложно защитить важные объекты толстым слоем бетона. Ударная волна газа в таком случае отразится от бетонной поверхности, не причинив ей существенного ущерба.

В то же время ударная волна в несжимаемой среде (жидкости или сыпучем теле) распространяется значительно дальше. Английский инженер-конструктор Барнс Уоллес установил, что при подземном взрыве почва ведёт себя подобно жидкости и ударная волна в ней распространяется аналогичным образом, вызывая локальные сейсмические колебания. Таким образом, подземный взрыв причиняет гораздо большие повреждения зданиям, чем поверхностный взрыв такой же мощности.

Проблема, вставшая перед Уоллесом, заключалась в том, как доставить взрывчатый заряд под вражеские здания и сооружения. Для этого он предложил создать мощную бомбу обтекаемой формы с прочным корпусом, которая достигала бы земли на высокой скорости и значительно углублялась бы в землю до детонации. Взорвавшись под землёй около цели, такая бомба произвела бы локальное землетрясение, разрушая близлежащие строения. Бетонные укрепления в таком случае лишь способствовали бы передаче сейсмических колебаний.

Расчеты Уоллеса показали, что масса такой бомбы должна составлять около 10 т, а сбрасываться она должна с высоты порядка 10—12 км, при этом бомбометание должно производиться достаточно точно. В 1930-х гг. эта идея явно опережала своё время, к тому же руководство Королевских ВВС не склонно было поддерживать столь экзотические проекты.

Во время войны Уоллес предложил оригинальную идею прыгающих бомб для разрушения плотин. Блестящий успех проекта изменил отношение военных к идеям Уоллеса. Кроме того, к середине Второй мировой войны бомбардировочная авиация достигла значительных успехов как в точности бомбометания, так и в бомбовой нагрузке. Уоллес вернулся к идее сейсмической бомбы и создал 6-тонную бомбу Tallboy. Несмотря на то, что она была легче, чем предусматривалось первоначальным проектом, и сбрасывалась с высоты не более 8 км, бомба продемонстрировала свою высокую эффективность против объектов инфраструктуры.

Применение

Укреплённый бункер для подлодок после попадания бомбы Grand Slam. Масштаб разрушений ясен из сравнения с фигурой человека, стоящего на куче обломков

Бомбы Tallboy использовались против укреплённых объектов, таких как ангары для подводных лодок в Сен-Назере и Лорьяне, пусковые установки самолётов-снарядов V-1. Одной из наиболее впечатляющих демонстраций эффективности Tallboy стало разрушение железнодорожного тоннеля в Сомюре 8 июня 1944 года.

Чтобы помешать переброске немецких войск после высадки союзников в Нормандии, было решено нанести удар по железнодорожным магистралям. Вместо того, чтобы разрушать полотно железной дороги, которое было бы восстановлено в течение нескольких дней, командование ВВС союзников решило нанести удар по железнодорожному тоннелю возле города Сомюр. Такая задача как нельзя лучше подходила для сейсмических бомб. В результате налёта тоннель был обрушен — одна из бомб пробила 18-метровый слой горных пород и взорвалась в самом тоннеле. Для восстановления железнодорожного сообщения потребовалось значительное время.

Бомбы «Tallboy» были использованы при охоте союзников на немецкий линкор «Тирпиц» в 1944 году. 15 сентября одна из бомб «Tallboy», которыми были вооружены английские самолёты, попала в нос корабля, сделав его немореходным. Другая бомба, сброшенная 28 октября, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал. 12 ноября в корабль попали три бомбы «Tallboy»: одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили броню и проделали 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в артиллерийском погребе. В итоге «Тирпиц» затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, через несколько минут после атаки, унеся с собой на дно 1000 человек из команды в 1700. Уничтожение «Тирпица» устранило последнюю серьёзную угрозу для союзников в северной Атлантике и позволило передислоцировать силы в другие регионы.

Дальнейшее развитие

После успеха Tallboy Барнсом Уоллесом была разработана ещё более мощная 10-тонная бомба Grand Slam. Она также продемонстрировала высокую эффективность при нанесении стратегических бомбовых ударов. Идеей сейсмических бомб также заинтересовались американские ВВС. Сначала ими производилась лицензионная копия бомбы Grand Slam под обозначением T-14, а после окончания Второй мировой войны в США была создана мощнейшая 20-тонная сейсмическая бомба T-12 Cloudmaker. Таким образом, именно американские военные наиболее полно реализовали замысел Уоллеса.

В последующее время, в связи с созданием и стремительным развитием ядерного оружия, сейсмические бомбы отошли на задний план. Однако, когда во время операции «Буря в пустыне» армии США потребовалось неядерное средство уничтожения сильно укреплённых объектов, идея сейсмической бомбы была возрождена группой инженеров из Armament Systems Division. В кратчайшие сроки ими была создана управляемая бомба GBU-28 весом в 2300 кг. Бомба способна пробить более 30 м грунта или 6 м бетона[2]. Это оружие было успешно использовано против подземного военного комплекса недалеко от Багдада.

Примечания

См. также

Ссылки

wikiredia.ru

Сейсмическая бомба — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Сейсмическая бомба — принцип действия авиационной бомбы, заключающийся в применении мощной бомбы обтекаемой формы с прочным корпусом, которая, достигая земли на высокой скорости и значительно углубляясь в грунт до детонации, при взрыве под землёй производит локальное землетрясение, разрушая близлежащие подземные и наземные сооружения цели[1].

Этот принцип был впервые разработан британским инженером Барнсом Уоллесом перед Второй мировой войной. Принцип был реализован во время войны в бомбах Tallboy и Grand Slam, которые активно применялись западными союзниками в ходе войны во время стратегических бомбардировок Германии[1].

Разработка

Задолго до начала Второй мировой войны было известно, что ударная волна в сжимаемой среде (например, в газе) резко затухает с увеличением расстояния. Поэтому увеличение заряда взрывчатого вещества в бомбе не приводит к пропорциональному увеличению урона, причиняемого бомбой. Прямое попадание обычной бомбы может уничтожить незащищённое строение, однако относительно несложно защитить важные объекты толстым слоем бетона. Ударная волна газа в таком случае отразится от бетонной поверхности, не причинив ей существенного ущерба.

В то же время ударная волна в несжимаемой среде (жидкости или сыпучем теле) распространяется значительно дальше. Английский инженер-конструктор Барнс Уоллес установил, что при подземном взрыве почва ведёт себя подобно жидкости и ударная волна в ней распространяется аналогичным образом, вызывая локальные сейсмические колебания. Таким образом, подземный взрыв причиняет гораздо большие повреждения зданиям, чем поверхностный взрыв такой же мощности.

Проблема, вставшая перед Уоллесом, заключалась в том, как доставить взрывчатый заряд под вражеские здания и сооружения. Для этого он предложил создать мощную бомбу обтекаемой формы с прочным корпусом, которая достигала бы земли на высокой скорости и значительно углублялась бы в землю до детонации. Взорвавшись под землёй около цели, такая бомба произвела бы локальное землетрясение, разрушая близлежащие строения. Бетонные укрепления в таком случае лишь способствовали бы передаче сейсмических колебаний.

Расчеты Уоллеса показали, что масса такой бомбы должна составлять около 10 т, а сбрасываться она должна с высоты порядка 10—12 км, при этом бомбометание должно производится достаточно точно. В 1930-х гг. эта идея явно опережала своё время, к тому же руководство Королевских ВВС не склонно было поддерживать столь экзотические проекты.

Во время войны Уоллес предложил оригинальную идею прыгающих бомб для разрушения плотин. Блестящий успех проекта изменил отношение военных к идеям Уоллеса. Кроме того, к середине Второй мировой войны бомбардировочная авиация достигла значительных успехов как в точности бомбометания, так и в бомбовой нагрузке. Уоллес вернулся к идее сейсмической бомбы и создал 6-тонную бомбу Tallboy. Несмотря на то, что она была легче, чем предусматривалось первоначальным проектом, и сбрасывалась с высоты не более 8 км, бомба продемонстрировала свою высокую эффективность против объектов инфраструктуры.

Применение

Бомбы Tallboy использовались против укреплённых объектов, таких как ангары для подводных лодок в Сен-Назере и Лорьяне, пусковые установки самолётов-снарядов V-1. Одной из наиболее впечатляющих демонстраций эффективности Tallboy стало разрушение железнодорожного тоннеля в Сомюре 8 июня 1944 года.

Чтобы помешать переброске немецких войск после высадки союзников в Нормандии, было решено нанести удар по железнодорожным магистралям. Вместо того, чтобы разрушать полотно железной дороги, которое было бы восстановлено в течение нескольких дней, командование ВВС союзников решило нанести удар по железнодорожному тоннелю возле города Сомюр. Такая задача как нельзя лучше подходила для сейсмических бомб. В результате налёта тоннель был обрушен — одна из бомб пробила 18-метровый слой горных пород и взорвалась в самом тоннеле. Для восстановления железнодорожного сообщения потребовалось значительное время.

Бомбы «Tallboy» были использованы при охоте союзников на немецкий линкор «Тирпиц» в 1944 году. 15 сентября одна из бомб «Tallboy», которыми были вооружены английские самолёты, попала в нос корабля, сделав его немореходным. Другая бомба, сброшенная 28 октября, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал. 12 ноября в корабль попали три бомбы «Tallboy»: одна отскочила от башенной брони, но две другие пробили броню и проделали 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в артиллерийском погребе. В итоге «Тирпиц» затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, через несколько минут после атаки, унеся с собой на дно 1000 человек из команды в 1700. Уничтожение «Тирпица» устранило последнюю серьёзную угрозу для союзников в северной Атлантике и позволило передислоцировать силы в другие регионы.

Дальнейшее развитие

После успеха Tallboy Барнсом Уоллесом была разработана ещё более мощная 10-тонная бомба Grand Slam. Она также продемонстрировала высокую эффективность при нанесении стратегических бомбовых ударов. Идеей сейсмических бомб также заинтересовались американские ВВС. Сначала ими производилась лицензионная копия бомбы Grand Slam под обозначением T-14, а после окончания Второй мировой войны в США была создана мощнейшая 20-тонная сейсмическая бомба T-12 Cloudmaker. Таким образом, именно американские военные наиболее полно реализовали замысел Уоллеса.

В последующее время, в связи с созданием и стремительным развитием ядерного оружия, сейсмические бомбы отошли на задний план. Однако, когда во время операции «Буря в пустыне» армии США потребовалось неядерное средство уничтожения сильно укреплённых объектов, идея сейсмической бомбы была возрождена группой инженеров из Armament Systems Division. В кратчайшие сроки ими была создана управляемая бомба GBU-28 весом в 2300 кг. Бомба способна пробить более 30 м грунта или 6 м бетона[2]. Это оружие было успешно использовано против подземного военного комплекса недалеко от Багдада.

Напишите отзыв о статье "Сейсмическая бомба"

Примечания

  1. ↑ 1 2 Stephen Flower «Barnes Wallis' Bombs: Tallboy, Dambuster & Grand Slam (Revealing History)» Publisher: Tempus Pub Ltd (November 2004) ISBN 0-7524-2987-6 ISBN 978-0-7524-2987-8)
  2. ↑ [www.fas.org/man/dod-101/sys/smart/gbu-28.htm Guided Bomb Unit-28 (GBU-28) Bunker Buster — Smart Weapons], FAS, <www.fas.org/man/dod-101/sys/smart/gbu-28.htm> 

См. также

Ссылки

  • [www.military-history.org/articles/seismic-bomb.htm Seismic bomb] (англ.). Military History, 11 мая 2012.
  • [youtube.com/watch?v=NHPEP7ziKmU 12,000 lb Tallboy earthquake bomb] на YouTube (англ.)
  • [youtube.com/watch?v=R-Mm-zFW_nA Grand Slam bomb] на YouTube (англ.)

Отрывок, характеризующий Сейсмическая бомба

Нападать другой раз Денисов считал опасным, чтобы не встревожить всю колонну, и потому он послал вперед в Шамшево бывшего при его партии мужика Тихона Щербатого – захватить, ежели можно, хоть одного из бывших там французских передовых квартиргеров.

Был осенний, теплый, дождливый день. Небо и горизонт были одного и того же цвета мутной воды. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь. На породистой, худой, с подтянутыми боками лошади, в бурке и папахе, с которых струилась вода, ехал Денисов. Он, так же как и его лошадь, косившая голову и поджимавшая уши, морщился от косого дождя и озабоченно присматривался вперед. Исхудавшее и обросшее густой, короткой, черной бородой лицо его казалось сердито. Рядом с Денисовым, также в бурке и папахе, на сытом, крупном донце ехал казачий эсаул – сотрудник Денисова. Эсаул Ловайский – третий, также в бурке и папахе, был длинный, плоский, как доска, белолицый, белокурый человек, с узкими светлыми глазками и спокойно самодовольным выражением и в лице и в посадке. Хотя и нельзя было сказать, в чем состояла особенность лошади и седока, но при первом взгляде на эсаула и Денисова видно было, что Денисову и мокро и неловко, – что Денисов человек, который сел на лошадь; тогда как, глядя на эсаула, видно было, что ему так же удобно и покойно, как и всегда, и что он не человек, который сел на лошадь, а человек вместе с лошадью одно, увеличенное двойною силою, существо. Немного впереди их шел насквозь промокший мужичок проводник, в сером кафтане и белом колпаке. Немного сзади, на худой, тонкой киргизской лошаденке с огромным хвостом и гривой и с продранными в кровь губами, ехал молодой офицер в синей французской шинели. Рядом с ним ехал гусар, везя за собой на крупе лошади мальчика в французском оборванном мундире и синем колпаке. Мальчик держался красными от холода руками за гусара, пошевеливал, стараясь согреть их, свои босые ноги, и, подняв брови, удивленно оглядывался вокруг себя. Это был взятый утром французский барабанщик. Сзади, по три, по четыре, по узкой, раскиснувшей и изъезженной лесной дороге, тянулись гусары, потом казаки, кто в бурке, кто во французской шинели, кто в попоне, накинутой на голову. Лошади, и рыжие и гнедые, все казались вороными от струившегося с них дождя. Шеи лошадей казались странно тонкими от смокшихся грив. От лошадей поднимался пар. И одежды, и седла, и поводья – все было мокро, склизко и раскисло, так же как и земля, и опавшие листья, которыми была уложена дорога. Люди сидели нахохлившись, стараясь не шевелиться, чтобы отогревать ту воду, которая пролилась до тела, и не пропускать новую холодную, подтекавшую под сиденья, колени и за шеи. В середине вытянувшихся казаков две фуры на французских и подпряженных в седлах казачьих лошадях громыхали по пням и сучьям и бурчали по наполненным водою колеям дороги. Лошадь Денисова, обходя лужу, которая была на дороге, потянулась в сторону и толканула его коленкой о дерево. – Э, чег'т! – злобно вскрикнул Денисов и, оскаливая зубы, плетью раза три ударил лошадь, забрызгав себя и товарищей грязью. Денисов был не в духе: и от дождя и от голода (с утра никто ничего не ел), и главное оттого, что от Долохова до сих пор не было известий и посланный взять языка не возвращался. «Едва ли выйдет другой такой случай, как нынче, напасть на транспорт. Одному нападать слишком рискованно, а отложить до другого дня – из под носа захватит добычу кто нибудь из больших партизанов», – думал Денисов, беспрестанно взглядывая вперед, думая увидать ожидаемого посланного от Долохова. Выехав на просеку, по которой видно было далеко направо, Денисов остановился. – Едет кто то, – сказал он. Эсаул посмотрел по направлению, указываемому Денисовым. – Едут двое – офицер и казак. Только не предположительно, чтобы был сам подполковник, – сказал эсаул, любивший употреблять неизвестные казакам слова. Ехавшие, спустившись под гору, скрылись из вида и через несколько минут опять показались. Впереди усталым галопом, погоняя нагайкой, ехал офицер – растрепанный, насквозь промокший и с взбившимися выше колен панталонами. За ним, стоя на стременах, рысил казак. Офицер этот, очень молоденький мальчик, с широким румяным лицом и быстрыми, веселыми глазами, подскакал к Денисову и подал ему промокший конверт. – От генерала, – сказал офицер, – извините, что не совсем сухо… Денисов, нахмурившись, взял конверт и стал распечатывать. – Вот говорили всё, что опасно, опасно, – сказал офицер, обращаясь к эсаулу, в то время как Денисов читал поданный ему конверт. – Впрочем, мы с Комаровым, – он указал на казака, – приготовились. У нас по два писто… А это что ж? – спросил он, увидав французского барабанщика, – пленный? Вы уже в сраженье были? Можно с ним поговорить? – Ростов! Петя! – крикнул в это время Денисов, пробежав поданный ему конверт. – Да как же ты не сказал, кто ты? – И Денисов с улыбкой, обернувшись, протянул руку офицеру. Офицер этот был Петя Ростов. Во всю дорогу Петя приготавливался к тому, как он, как следует большому и офицеру, не намекая на прежнее знакомство, будет держать себя с Денисовым. Но как только Денисов улыбнулся ему, Петя тотчас же просиял, покраснел от радости и, забыв приготовленную официальность, начал рассказывать о том, как он проехал мимо французов, и как он рад, что ему дано такое поручение, и что он был уже в сражении под Вязьмой, и что там отличился один гусар. – Ну, я г'ад тебя видеть, – перебил его Денисов, и лицо его приняло опять озабоченное выражение. – Михаил Феоклитыч, – обратился он к эсаулу, – ведь это опять от немца. Он пг'и нем состоит. – И Денисов рассказал эсаулу, что содержание бумаги, привезенной сейчас, состояло в повторенном требовании от генерала немца присоединиться для нападения на транспорт. – Ежели мы его завтг'а не возьмем, они у нас из под носа выг'вут, – заключил он. В то время как Денисов говорил с эсаулом, Петя, сконфуженный холодным тоном Денисова и предполагая, что причиной этого тона было положение его панталон, так, чтобы никто этого не заметил, под шинелью поправлял взбившиеся панталоны, стараясь иметь вид как можно воинственнее. – Будет какое нибудь приказание от вашего высокоблагородия? – сказал он Денисову, приставляя руку к козырьку и опять возвращаясь к игре в адъютанта и генерала, к которой он приготовился, – или должен я оставаться при вашем высокоблагородии? – Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня? – Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя. – Да как тебе именно велено от генег'ала – сейчас вег'нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.

wiki-org.ru