Советская счетверенная зенитно-пулеметная установка. Счетверенная зенитная установка


Счетверенная зенитная пулеметная установка | огнестрельное оружие России

В годы Первой мировой войны русскими войсками использовалась зенитная установка системы И. И. Колесникова, спроектированная под пулемет системы Максима обр. 1910 г. В 1928 г. на вооружение Красной армии была принята первая советская зенитная установка под этот пулемет, разработанная военинженером 2-го ранга М. Н. Кондаковым. Установка имела простую конструкцию в виде треноги и обеспечивала круговой обстрел (вращение пулемета в горизонтальной плоскости на 360°) и большие углы возвышения оружия. С помощью этих установок могли поражаться воздушные цели, летящие со скоростью 150 — 250 км/ч, однако в связи с быстрым качественным и количественным развитием боевой авиации уже в конце 1920-х гг. потребовалось создать новую зенитную установку, обладающую большей скорострельностью, способную обеспечить массированный огонь. Единственным реальным способом достижения этой цели в 1920-х гг. было увеличение числа пулеметов, размещенных на установке. В июле 1928 г. Артиллерийский комитет ГАУ поручил проектно-конструк- терскому бюро Тульского оружейного завода разработать несколько вариантов так называемых комплексных зенитных установок, объединяющих в себе 2, 3 и 4 пулемета системы Максима. Испытания установок, представленных Тульским оружейным заводом, проводились в 1930 г., лучшей была признана установка с четырьмя пулеметами Максима, разработанная Н. Ф. Токаревым (сыном известного оружейника Ф. В. Токарева). В 1931 г. установка была принята на вооружение Красной армии под обозначением «7,62-мм счетверенная зенитная установка обр. 1931 г.». Конструкция счетверенной зенитной установки состоит из основания установки, вертлюга с коробками для патронных лент, качающейся рамы с противовесами, наплечников, спусковой тяги, системы водяного охлаждения и зенитного прицела. Основание установки выполнено в виде металлической тумбы с телескопической вертикальной стойкой, уравновешивающими пружинами и реечнозубчатым механизмом. Для крепления на платформе автомобиля или ином основании предусмотрены три опоры (лапы) с отверстиями. На стойке основания установлен с возможностью кругового вращения вертлюг с рамой, на которой в ряд закреплены четыре пулемета системы Максима. Пулеметы снабжены единой системой принудительного водяного охлаждения и также имеют единые прицельные приспособления и спуск. Единая система принудительного водяного охлаждения обеспечивает эффективное охлаждение стволов пулеметов при стрельбе и предотвращает парообразование, мешающее работе наводчика. Для облегчения наведения блока из четырех пулеметов на цель имеются наплечные дуги, соединенные с оружием. В вертикальной плоскости пулеметы можно наводить в диапазоне углов от — 10° до + 82°, в горизонтальной плоскости обеспечивается круговой обстрел. Пулеметы стреляли винтовочными патронами 7,62 х 54 мм И. с тяжелой пулей обр. 1930 г. Питание патронами осуществлялось из установленных на вертлюге коробок с патронными лентами, емкость которых была увеличена до 500 патронов. Чтобы ленты не скручивались, были предусмотрены специальные подающие желоба. При начальной скорости пули 800 м/с горизонтальная дальность стрельбы составляла 1600 м, досягаемость по высоте равнялась 1400 м. Темп стрельбы был исключительно высоким — 200 выстр/мин, боевая скорострельность достигала 1200 вы­стр/мин. Это обеспечивало высокую плотность огня и вероятность поражения воздушных целей. В качестве прицельных приспособлений первоначально использовался зенитный кольцевой прицел обр. 1929 г. Для изменения его установок на раме был смонтирован вал с маховиком. Впоследствии установка комплектовалась усовершенствованными зенитными прицелами обр. 1936 и 1938 гг. Для стрельбы по наземным целям наводчик использовал штатные прицельные приспособления второго слева пулемета, который считался основным. Расчет установки состоял из трех человек. Для перевода установки из походного положения в боевое по нормативам того времени требовалось 30 секунд. Установка поступала на вооружение рот ПВО, входивших в состав стрелковых полков. Рота имела два взвода, каждый из которых был вооружен тремя установками. Третий взвод роты имел три 12,7-мм пулемета ДШК. Зенитные пулеметные установки образца 1931 г. состояли также на вооружении кавалерийских полков, входили в состав вооружения частей и соединений ПВО страны, монтировались на бронепоездах и кораблях. Впервые в боевых условиях установки обр. 1931 г. были использованы против японских самолетов в боях у озера Хасан в 1938 г., затем были бои на Халхин-Голе в 1939 г. и Финская кампания 1939 — 1940 гг. Большое количество установок обр. 1931 г. было задействовано и в сражениях начального периода Великой Отечественной войны. Отличаясь высокой скорострельностью, плотностью огня и хорошей маневренностью, установка была эффективным средством борьбы с низколетящими самолетами противника, однако с появлением скоростных самолетов с сильной броневой защитой значение установок существенно снизилось. И их стали заменять 12,7-мм пулеметами ДШК.

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

rus-guns.com

Счетверенная зенитная пулеметная установка ЗПУ-4

Успешное применение многоствольных зенитных установок калибра 12,7 — 20 мм армиями Германии и союзников СССР по антигитлеровской коалиции в годы Второй мировой войны послужило стимулом для создания такой установки в СССР. Она предназначалась для борьбы с авиацией противника на высотах до 1500 м и на дальности до 2000 м. Устаковку было решено проектировать под четыре 14,5-мм пулемета Владимирова, соответствующие тактико-технические требования Научно-технический комитет Главного артиллерийского управления разработал в 1945 г. Проектирование 14,5-мм счетверенной зенитной пулеметной установки велось на конкурсной основе коллективами конструкторов Ковровского союзного завода № 2 и ОКБ-43. Сравнительные испытания установок обоих коллективов показали преимущество ковровской установки, спроектированной под руководством И. С. Лещине кого. После доработки этой установки по результатам сравнительных испытаний она в 1946 г. была испытана на Донгузском полигоне, а в августе —сентябре 1948 г. подвергнута войсковым испытаниям. На вооружение Советской армии установку И. С. Лещинского приняли в 1949 г. под обозначением «14,5-мм счетверенная зенитная пулеметная установка (ЗПУ-4)». Ей присвоили индекс ГАУ 56-У-562. ЗПУ-4 выпускалась серийно и поступала на вооружение подразделений ПВО танковых и мотострелковых полков, а также воздушно-десантных дивизий. По внешнеэкономическим каналам она экспортировалась во многие страны мира, а в КНР и КНДР установка производилась по лицензии. ЗПУ-4 является самой мощной советской зенитной пулеметной установкой. Она состоит из четырех 14,5-мм пулеметов КПВ, станка с механизмами наводки, повозки и прицельных приспособлений. Станок состоит из верхней и нижней частей. Верхняя часть станка вращающаяся, она является основанием для качающейся части установки. На верхней части станка смонтированы ручные механизмы, обеспечивающие круговое наведение установки в горизонтальной плоскости, а также наведение в вертикальной плоскости в диапазоне углов от — 10° до +90°. Скорость наведения в горизонтальной плоскости составляет 48 град/с, скорость наведения в вертикальной плоскости — 29 град/с. На верхней части станка находятся также сиденья наводчиков и патронные ящики с лентами емкостью 150 патронов. Нижняя часть станка крепится к повозке и служит основанием для верхней части. Повозка ЗПУ-4 по своей конструкции аналогична повозке к 25-мм зенитной пушке обр. 1940 г. Она выполнена четырехколесной, с подрессориванием каждого колеса. Колесный ход при переходе в боевое положение не отделяется. Колеса автомобильного типа, на шинах ГК, заполненных губчатой резиной. Повозка состоит из рамы, переднего и заднего ходов, механизма управления повозкой, подрос соривания, механизмов перевода орудия из походного положения в боевое и четырех станин. Передний ход поворотный, служит для изменения направления движения установки при ее буксировке, он шарнирно соединен с рамой повозки при помощи балансира. Для облегчения перехода установки из походного положения в боевое служат специальные амортизаторы, располагающиеся внутри балки рамы повозки. Для перевода установки из походного положения в боевое требуются усилия четырех человек, на это требуется 70 — 80 секунд. В боевом положении повозка стоит на четырех станинах (упорах). Горизон- тирование повозки производится при помощи четырех домкратов и уровней, позволяющих устанавливать повозку на неровной местности. При необходимости стрельба из установки может вестись с колес, без перевода из походного положения в боевое. Максимальная скорость буксировки установки по асфальтовому шоссе составляет 60 км/ч, по булыжной мостовой — 45 км/ч, по грунтовой дороге — 30 км/ч, по бездорожью — 15 км/ч. На малое расстояние установка массой 2100 кг может перемещаться силами расчета, состоящего из 6 человек. Вооружение установки состоит из четырех 14,5-мм пулеметов КПВ с суммарным темпом стрельбы 2200 выстр/мин. Боевая скорострельность составляет 600 выстр/мин. В качестве боеприпаса используются патроны 14,5 х 114 мм с различными видами пуль: бронебойно-зажигательной пулей Б-32 массой 64 г. бронебойно-зажигательно-трассирующей пулей БЗТ массой 59,4 г. бронебойно-зажигательной пулей БС-41, бронебойно-за- жигательно-трассирующей пулей БСТ массой 68,5 г. зажигательной пулей мгновенного действия МДЗ массой 60 г. зажигательно-пристрелочной пулей ЗП массой 61 г. Питание патронами производится из металлических звеньевых лент, укладываемых в патронные ящики емкостью 150 патронов. Максимальная скорость полета обстреливаемой цели 300 м/с, в течение секунды установка может выпускать по цели до 36 пуль общей массой до 2,1 кг. В качестве прицельных приспособлений применялся автоматический зенитный прицел построительного типа АПО-14,5, разработанный ЦКБ завода «Прогресс». В ходе эксплуатации ЗПУ-4 выяснилось, что из-за неодновременного хода откатывающихся стволов пулеметов при стрельбе иногда сбивается наводка, так как данные для ввода в прицел определяются глазомерно и вводятся вручную, результаты стрельбы во многом зависят от обученности расчетов. Существенным недостатком установки была и низкая живучесть ее оружия — пулемета КПВ, который, как известно, разрабатывался не как зенитный, а как противотанковый пулемет. Не была запущена в серийное производство зенитная самоходная установка ЗТПУ-4 на базе гусеничного бронетранспортера БТР-50 П. Эта установка была разработана конструкторским бюро Челябинского тракторного завода, в 1955 г. опытные образцы установки проходили полигонные испытания. Основные причины отказа от ЗТПУ-4 — большая масса пулеметной установки и недостаточный объем десантных отделений бронетранспортеров, что затрудняло работу расчета установки. Достаточно неожиданным стало использование ЗПУ-4 на импровизированных бронепоездах, действовавших на Кавказе в ходе первой и второй чеченских кампаний. Например, бронепоезд ОМОН «Ястреб» Волго-Вятского ГУВД на транспорте имел две такие установки. Стрельба из них велась по наземным целям.

Вам также могут быть интересны следующие оружейные статьи:

rus-guns.com

Отечественные зенитно-пулемётные установки. Часть 1-я » Военное обозрение

С момента появления боевой авиации начали разрабатываться и средства борьбы с «воздушной угрозой». Одними из наиболее действенных средств ПВО в тот момент стали зенитно-пулемётные установки. На первом этапе это были, как правило, штатные пехотные образцы, кустарно приспособленные для зенитного огня, для этого использовались те же прицельные приспособления, что и при ведении стрельбы по наземным целям.

Однако вскоре совершенствование боевых характеристик самолётов, увеличение скорости, манёвренности, высоты полёта и появления авиационной брони потребовало создания специальных установок, прицелов и боеприпасов, обеспечивающих эффективное ведение огня по быстро перемещающимся воздушным целям с высокими переменными углами возвышения.

Для повышения мобильности зенитных пулемётов и сопровождения войск на марше зенитные пулемёты вскоре начали монтировать на различные транспортные средства. Они нашли применение и во флоте и на бронепоездах. К моменту окончания Первой мировой войны зенитные пулемёты стали неотъемлемой частью средств ПВО.

Зенитный пулемёт Кольт М1895/1914 на мотоцикле

Однако в нашей стране создание и массовое принятие на вооружение зенитно-пулемётных установок началось в конце 20-х годов. До этого в войсках имелись только импортные или кустарно изготовленные установки.

Первая советская зенитная установка была сконструирована М.Н. Кондаковым под пулемёт системы Максим обр. 1910 г. Она была выполнена в виде треноги и соединена с пулемётом с помощью вертлюга. Обладая простотой и надёжностью, установка обр. 1928 г. обеспечивала круговой обстрел и большие углы возвышения.

Зенитная пулемётная установка обр. 1928 г.

К ней был принят кольцевой прицел, предназначенный для стрельбы по самолетам, движущимся со скоростью до 320 км/ч на дальности до 1500 м. В дальнейшем с увеличением скорости полётов, прицел неоднократно модернизировался.

На Тульском оружейном заводе в 1930 г. была спроектирована спаренная зенитная установка, которая получилась гораздо более массивной.

Зенитно-пулемётная установка обр. 1930 г.

В этой установке была сохранена возможность вести огонь из каждого пулемёта отдельно, что снижало расход патронов при пристрелке. Она так же поступила на вооружение, хотя по ряду причин большого распространения не получила.

В связи с необходимостью оснащения войск ПВО более мощными установками способными обеспечить массированный огонь, известным оружейником Н.Ф. Токаревым была создана счетверённая зенитная установка пулемёта Максим обр. 1931г.

Счетверённая зенитная пулемётная установка обр. 1931 г.

Она обладала высокой скорострельностью, хорошей манёвренностью, постоянной боеготовностью. Стрельба по воздушным целям из неё велась при помощи тех же прицелов, что в одиночных и спаренных установках.

Благодаря наличию жидкостной системы охлаждения и большой ёмкости лент, она являлась для своего времени эффективным средством борьбы с низколетящими самолётами. Обладала высокой боевой скорострельностью и плотностью огня. Счетверённая установка системы Токарева являлась первой комплексной зенитной установкой, принятой на вооружение сухопутных войск.

Счетверенная зенитно-пулемётная установка была впервые применена в бою в ходе столкновений с японцами в районе озера Хасан, где её высокую боевую эффективность отметили иностранные наблюдатели, присутствовавшие в японской армии.

Во время Великой Отечественной войны счетверённая зенитная установка успешно применялась для прикрытия войск, важных военных объектов и городов, неоднократно с большой эффективностью использовалась для борьбы с живой силой противника.

Одновременно с созданием новых зенитно-пулемётных установок винтовочного калибра, велись работы по созданию широкого спектра специальных боеприпасов, призванных повысить эффективность ведения огня.

К середине 30-х годов на вооружение РККА были приняты патроны калибра 7,62 мм с трассирующими, зажигательными, бронебойно-зажигательными и пристрелочными пулями.

После принятия на вооружение авиационного скорострельного пулемёта ШКАС, в 1936 году встал вопрос о создании на его базе зенитной установки. Теоретически один ШКАС мог заменить три пулемёта Максима, это сулило существенное усиление огневой мощи ПВО сухопутных войск.

Было выдано техническое задание на разработку треножной спаренной установки пулемётов ШКАС, которыми планировали сменить в производстве зенитные счетверённые пулемёты Максима обр. 1931 г.

Однако этим планам не суждено было сбыться, вскоре выяснилось, что для стрельбы из ШКАСов требуются специальные, более качественные патроны. Использование обычных пехотных боеприпасов не обеспечивает требуемой надёжности работы авиационного пулемёта, и вело к большому количеству задержек в стрельбе. Поставляемые в авиационные части патроны (с буквой «Ш» на фланце гильзы) имели двойную завальцовку пули в шейке гильзы и более надежный и лучше изолированный капсюль.

Авиационный пулемёт ШКАС на станке для зенитной стрельбы

Кроме того, пулемёт оказался мало приспособлен для службы на земле: сложен по конструкции и чувствителен к загрязнению. Большая часть имеющихся зенитных установок с пулемётами ШКАС использовалась для ПВО аэродромов, где к ним имелись кондиционные боеприпасы и квалифицированное обслуживание.

Зенитный ШКАС на огневой позиции

В 1929 году на вооружение Красной Армии был принят 7,62-мм танковый пулемет системы Дегтярева обр. 1929 г. (ДТ-29). Первые попытки установки пулемета ДТ в качестве зенитного на шкворневой установке предпринимались еще в первой половине 1930-х. Но действительно массово зенитный пулемет ДТ занял своё место на башнях советских танков на зенитной турели П-40 только накануне войны.

Лёгкий танк Т-26 с зенитной турелью П-40

Согласно регламентирующим документам, как минимум каждый пятый (один на роту довоенного штата) советский танк Т-26, БТ-5, БТ-7, БТ-7А, Т-28, Т-35, КВ должен был быть оснащен дополнительным зенитным пулеметом ДТ на этой турели.

В годы войны для пулемётов ДТ-29 были созданы различные импровизированные зенитные турели. Эти пулемёты помимо танков монтировались в качестве зенитных на бронепоезда, бронеавтомобили и мотоциклы.

ДТ-29 на мотоциклах в положении для зенитной стрельбы

К началу войны в войсках имелись и другие пулемёты винтовочного калибра, конструкция станков которых позволяла вести огонь по вражеским самолётам.

В 1931 году конструктором С.В. Владимировым был разработан универсальный станок для пулемёта Максима. По своему типу станок относился к колесно-треножным и обеспечивал быстрый переход от наземной стрельбы к зенитной. Стрельба по наземным целям велась «с колес», а сложенные трубчатые опоры составляли хобот станка.

При подготовке к стрельбе по самолетам тренога с вертлюгом снималась с колесного хода. Ее телескопические ноги выдвигались, и она ставилась в вертикальное положение. На теле пулемета монтировался дистанционный кольцевой прицел обр. 1929 г., допускавший стрельбу по самолетам, летящим со скоростью до 320 км/ч на высоте до 1500 м.

Немецкий солдат у трофейного советского пулемета Максим обр. 1910 г. установленного на универсальном станке Владимирова обр. 1931 г.

При всех своих достоинствах ввиду большей сложности станков Владимирова выпустили не так много. Тем не менее, пулемёты Максима на этом станке применялись в течение всей войны.

В 1939 году на вооружение приняли станковый пулемёт ДС-39, разработанный В. А Дегтярёвым. По сравнению с пулемётом Максима новый пулемёт был гораздо легче. В станковом пулемёте Дегтярёва был применён ряд новшеств.

Ствол ДС-39 имел воздушное охлаждение, после интенсивной стрельбы его можно было заменить на запасной. Пулемёт оснащался переключателем темпа стрельбы по наземным (600 выстрелов в минуту) и воздушным целям (1200 выстрелов в минуту).

ДС-39 на зенитном станке Гаранина

Для ведения огня по воздушным целям конструктором Г.С. Гараниным был разработан к пулемёту новый зенитный станок-тренога.

Станковый пулемёт Дегтярёва оказался сложным в производстве и обслуживании в полевых условиях, его конструкция не была достаточно испытана. Эксплуатация ДС-39 в войсках (в том числе, в ходе советско-финской войны 1939-1940 годов) вызвала многочисленные нарекания, связанные с ненадёжностью работы пулемёта в условиях запылённости и низких температур, малой живучестью основных деталей. В результате, несмотря на простоту в эксплуатации и меньший вес, в июне 1941 года (незадолго до начала Великой Отечественной войны) ДС-39 был снят с производства.

В начальный период войны, для укрепления ПВО и компенсации понесённых потерь, было решено использовать имеющиеся на складах устаревшие авиационные пулемёты ПВ-1, ДА и ДА-2. При создании зенитных установок на их базе пошли по пути максимального упрощения, без существенного снижения боевой эффективности.

На базе авиационных пулемётов ПВ-1, которые представляли собой адаптированные для авиации пулемёты Максима, Н.Ф. Токаревым в августе 1941года была создана строенная. В 1941-1942 годах было изготовлено 626 таких установок. Значительная часть их использовалась при обороне Сталинграда.

Строенная зенитная установка пулемётов ПВ-1 на бронепоезде

Также для создания зенитных установок активно использовались демонтированные со старых типов боевых самолётов авиационные пулемёты ДА и ДА-2.

Спаренная авиационная установка ДА-2

Как правило, спаренные и одиночные авиационные пулемёты ДА конструкции В.А. Дегтярёва монтировались на простейший вертлюг. Часто это происходило в войсковых мастерских, в полевых условиях. Впрочем, какое-то количество зенитных треног для ДА-2 было изготовлено на промышленных предприятиях.

Спаренные авиационные пулеметы Дегтярева ДА-2 на зенитной треноге

Несмотря на относительно низкий темп стрельбы и дисковый магазин вместимостью всего 63 патрона, эти установки сыграли свою роль в начальный период войны.

В 1943 году на вооружение принимается станковый пулемёт конструкции П. М. Горюнова. В отличие от Максима новый пулемёт имел сменный ствол воздушного охлаждения. Пулемет устанавливался на колесный станок Дегтярева либо на станок Сидоренко — Малиновского. Оба станка позволяли вести огонь по наземным и воздушным целям.

Пулемет СГ-43 в положении для зенитной стрельбы

Для стрельбы по воздушным целям на пулемёт устанавливается зенитный ракурсный прицел, рассчитанный на ведение огня по воздушным целям, движущимся со скоростью не более 600 км/ч на дальностях до 1000 м.

В ходе войны в связи с повышением живучести самолётов, значение установок винтовочного калибра в борьбе с авиацией противника заметно падает, и они уступают первенство крупнокалиберному пулемёту ДШК, хотя и продолжали играть определённую роль.

26 февраля 1939 года постановлением Комитета Обороны на вооружение принимается 12,7 мм станковый пулемёт ДШК (Дегтярёва-Шпагина крупнокалиберный) на универсальном станке Колесникова. Для стрельбы по воздушным целям пулемёт был снабжен специальными зенитными прицелами. Первые пулемёты поступили в войска в 1940 году. Но к началу войны в войсках их было ещё очень мало.

Довоенная промышленность СССР не смогла в полной мере оснастить войска необходимым зенитным вооружением, противовоздушная оборона СССР на 22.06.1941 года была укомплектована зенитными пулеметными установками всего на 61%.

Не менее сложная ситуация была с крупнокалиберными пулемётами. 1 января 1942 года в действующей армии их было всего 720 шт. Однако с переходом на военные рельсы промышленность во всё возрастающих объемах войска насыщаются вооружением. Через полгода в армии было уже 1947 шт. ДШК, а к 1 января 1944 года 8442 шт. За два года количество увеличилось почти в 12 раз.

ДШК на бронепоезде

ДШК стал мощным средством борьбы с вражеской авиацией, обладая высокой бронепробиваемостью, он значительно превосходил зенитные пулемёты калибра 7,62 мм по дальности и высотности эффективного огня. Благодаря положительным качествам пулемётов ДШК количество их в армии постоянно росло.

Строенная зенитная установка ДШК

В ходе войны были спроектированы и выпускались малосерийные спаренные и строенные установки ДШК.

В качестве зенитного вооружения 12,7 мм пулемёты ДШК благодаря своим высоким боевым характеристикам получил широкое распространение во всех родах войск. Для повышения мобильности его часто устанавливали в кузовах грузовых автомобилей. Во второй половине войны ДШК стал неотъемлемой частью зенитного вооружения тяжелых танков и САУ.

Кроме отечественных пулемётов, для зенитной стрельбы использовались поставляемые по Ленд-лизу: 7,62-мм «Браунинг» М1919А4 и крупнокалиберные 12,7-мм «Браунинг» М2, а также трофейные пулемёты MG-34 и MG-42.

Советские танкисты на ленд-лизовской технике ведут огонь по воздушной цели

Особенно в войсках ценились мощные счетверённые 12,7 мм установки М17 американского производства, смонтированные на шасси полугусеничного бронетранспортёра М3.

ЗСУ М17

Эти ЗСУ показали себя очень эффективным средством защиты танковых частей и соединений на марше от воздушного нападения. Кроме того, M17 успешно использовались о время боев в городах, ведя плотный огонь по верхним этажам зданий и чердакам.

Значение пулеметного огня в войсковой ПВО и ПВО страны сохранялось на протяжении всей войны. Из 3837 самолетов противника, сбитых войсками фронтов с 22 июня 1941 года по 22 июня 1942 года, 295 приходились на зенитные пулеметные установки, 268 — на ружейно-пулеметный огонь войск. С июня 1942 года в штат армейского зенитно-артиллерийского полка входила рота ДШК, имевшая 8 пулеметов, а с февраля 1943 года — 16 пулеметов.

Формировавшиеся с ноября 1942 года зенитные артиллерийские дивизии (зенад) РВГК имели по одной такой же роте в каждом полку малокалиберной зенитной артиллерии. Достаточно характерен резкий рост количества крупнокалиберных пулеметов в войсках в 1943—1944 годы. Только при подготовке к Курской битве на фронты было направлено 520 12,7-мм пулеметов. Правда, с весны 1943 года количество ДШК в зенад уменьшалось с 80 до 52 при одновременном увеличении числа орудий с 48 до 64, а согласно обновленному весной 1944 года штату, зенад имела 88 зенитных орудий и 48 пулеметов ДШК. Но при этом приказом Наркома обороны от 31 марта 1943 г. с 5 апреля в штат танковых и механизированных корпусов вводился зенитно-артиллерийский полк (16 зенитных орудий калибра 37 мм и 16 крупнокалиберных пулеметов, такой же полк ввели и в состав кавалерийского корпуса), в штат танковых, механизированных и моторизованных бригад — зенитно-пулеметная рота с 9 крупнокалиберными пулеметами. В начале 1944 года зенитно-пулеметные роты по 18 ДШК ввели в штат некоторых стрелковых дивизий.

Зенитные пулемётные установки обычно использовали повзводно. Так, зенитно-пулеметная рота дивизии обычно четырьмя взводами (12 пулеметов) прикрывала район огневых позиций артиллерии, двумя взводами (6 пулеметов) — командный пункт дивизии.

Зенитные пулеметы вводили и в состав зенитных батарей среднего калибра для прикрытия их от атак противника с малых высот. Пулеметчики нередко успешно взаимодействовали и с истребителями ПВО — отсекая огнем истребители противника, они обеспечивали своим летчикам уход от преследования. Зенитные пулеметы располагали обычно не далее 300— 500 м от переднего края обороны. Они прикрывали передовые подразделения, пункты управления, прифронтовые железнодорожные и автомобильные дороги.

Наличие значительного количества зенитных пулемётов в составе войсковой ПВО делало небезопасным полёты вражеской авиации на малых высотах, не позволяя проскакивать на бреющем полёте. Зачастую эффективный зенитный огонь пулемётных установок если и не приводил к поражению пикировщиков и штурмовиков противника, то препятствовал прицельным ударам по позициям, боевым порядкам и колоннам наших войск, выполняя таким образом главную задачу ПВО по защите подразделений от ударов с воздуха.

По материалам:http://warsite.ru/http://arsenal-info.ru/b/cat/russia/http://www.telenir.net/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhenie_1998_02/p7.php

topwar.ru

Счетверённая установка Википедия

Счетверённая установка — разновидность пулемётно-пушечного автоматического оружия, которая включает в себя малокалиберную автоматическую пушку с четырьмя стволами (четыре одноствольные пушки, две двухствольные или одну четырёхствольную) или четыре пулемёта, установленные на общем основании и оснащённые общими механизмами наведения и прицельными приспособлениями[1][2][3]. Считается перспективной разновидностью оружия для выполнения задач противовоздушной обороны от низколетящих и внезапно появляющихся воздушных целей[1].

Счетверённые зенитные пулемётные установки появились в 1930-х годах (ЗПУ М4 1931), счетверённые установки зенитных орудий — в 1950-х (ЗСУ-23-4 "Шилка")[1].

Калибр современных серийных пулемётных счетверённых установок составляет 12,7 и 14,5 мм, пушечных — 23 и 30 мм[3]; скорострельность — 1800—2200 и 2600—4000 выстрелов/мин. соответственно[1][2]. Приблизительно в два раза более высокая, чем у аналогичных спаренных установок, скорострельность делает счетверённые установки значительно более эффективными для борьбы со скоростными воздушными целями; в то же время, пропорционально увеличивается масса установки. Прочие показатели счетверённых установок, такие как боевые дальность и высота стрельбы, углы вертикального и горизонтального наведения и т. д., аналогичны таковым у спаренных аналогичного калибра[1].

Предназначенные преимущественно для стрельбы по воздушным целям, счетверённые установки в случае необходимости могут использоваться и как эффективное средство борьбы с небронированными или легкобронированными наземными и надводными целями (в частности, для подавления вражеской пехоты)[1][3][2].

Перечень счетверённых установок
  • СССР / Россия
  • Чехословакия
    • Зенитная пулемётная установка CZ M53 на базе ДШК
  • Великобритания
    • Счетверенные корабельные установки Mк I, Mк I**, Mк II, Mк II** и Mк III 12,7-мм пулеметов Виккерс Мк III (0.5" (12.7 mm) Vickers Mashine Gun Mark III on Mark I, Mark I**, Mark II, Mark II** and Mark III Quad Mountings)[4]
    • Счетверенная корабельная установка Mk VII 40-мм автоматических пушек Пом-пом Mk II (QF 2 pounder Mark II Gun on Mark VII Quad Mount)
    • Счетверенная корабельная установка Мк II 40-мм автоматических пушек Бофорс Мк II (40 mm Guns Mark II on Mark II Quad Mount)[5]
  • США
    • Счетверенные сухопутные и корабельные установки Mк 31 12,7-мм пулеметов Браунинг М2 с воздушным и водяным охлаждением (0.50" (12.7 mm) M2 Browning Machine Gun (BMG) on Mark 31 Quad Mount)[6]
    • Счетверенные корабельные установки 20-мм автоматических пушек Эрликон Мк 15, 22 и 26 (20 mm Mark 2, 3 and Mark 4 Guns on Mark 15, 22 and Mark 26 Quad Mounts)[7]
    • Счетверенные корабельные установки Мк 2 28-мм (1,1 дюймовых) автоматических пушек Мк 1 и 2 (28 mm Mark 1 and Mark 2 Guns on Mark 2 Quad Mount)[8]
    • Счетверенные корабельные установки Мк 2 и Mк 4 40-мм автоматических пушек Бофорс Мк 1 и Мк 2 (40 mm Mark 1 and Mark 2 Guns on Mark 2 and Mark 4 Quad Mounts)[9]
  • Канада
    • Счетверенная сухопутная зенитная установка 20-мм пушек Полстен (20 mm Polsten Guns on Quad Mount)
  • Франция
    • Счетверенная самоходная зенитная установка 20-мм автоматических пушек АМХ-13 DCA на базе танка АМХ-13

Примечания

Литература

wikiredia.ru

Счетверённая установка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Счетверённая установка — разновидность пулемётно-пушечного автоматического оружия, которая включает в себя малокалиберную автоматическую пушку с четырьмя стволами (четыре одноствольные пушки, две двухствольные или одну четырёхствольную) или четыре пулемёта, установленные на общем основании и оснащённые общими механизмами наведения и прицельными приспособлениями[1][2][3]. Считается перспективной разновидностью оружия для выполнения задач противовоздушной обороны от низколетящих и внезапно появляющихся воздушных целей[1].

Счетверённые зенитные пулемётные установки появились в 1930-х годах (ЗПУ М4 1931), счетверённые установки зенитных орудий — в 1950-х (ЗСУ-23-4 "Шилка")[1].

Калибр современных серийных пулемётных счетверённых установок составляет 12,7 и 14,5 мм, пушечных — 23 и 30 мм[3]; скорострельность — 1800—2200 и 2600—4000 выстрелов/мин. соответственно[1][2]. Приблизительно в два раза более высокая, чем у аналогичных спаренных установок, скорострельность делает счетверённые установки значительно более эффективными для борьбы со скоростными воздушными целями; в то же время, пропорционально увеличивается масса установки. Прочие показатели счетверённых установок, такие как боевые дальность и высота стрельбы, углы вертикального и горизонтального наведения и т. д., аналогичны таковым у спаренных аналогичного калибра[1].

Предназначенные преимущественно для стрельбы по воздушным целям, счетверённые установки в случае необходимости могут использоваться и как эффективное средство борьбы с небронированными или легкобронированными наземными и надводными целями (в частности, для подавления вражеской пехоты)[1][3][2].

Перечень счетверённых установок

  • СССР / Россия
  • Чехословакия
    • Зенитная пулемётная установка CZ M53 на базе ДШК
  • Великобритания
    • Счетверенные корабельные установки Mк I, Mк I**, Mк II, Mк II** и Mк III 12,7-мм пулеметов Виккерс Мк III (0.5" (12.7 mm) Vickers Mashine Gun Mark III on Mark I, Mark I**, Mark II, Mark II** and Mark III Quad Mountings)[4]
    • Счетверенная корабельная установка Mk VII 40-мм автоматических пушек Пом-пом Mk II (QF 2 pounder Mark II Gun on Mark VII Quad Mount)
    • Счетверенная корабельная установка Мк II 40-мм автоматических пушек Бофорс Мк II (40 mm Guns Mark II on Mark II Quad Mount)[5]
  • США
    • Счетверенные сухопутные и корабельные установки Mк 31 12,7-мм пулеметов Браунинг М2 с воздушным и водяным охлаждением (0.50" (12.7 mm) M2 Browning Machine Gun (BMG) on Mark 31 Quad Mount)[6]
    • Счетверенные корабельные установки 20-мм автоматических пушек Эрликон Мк 15, 22 и 26 (20 mm Mark 2, 3 and Mark 4 Guns on Mark 15, 22 and Mark 26 Quad Mounts)[7]
    • Счетверенные корабельные установки Мк 2 28-мм (1,1 дюймовых) автоматических пушек Мк 1 и 2 (28 mm Mark 1 and Mark 2 Guns on Mark 2 Quad Mount)[8]
    • Счетверенные корабельные установки Мк 2 и Mк 4 40-мм автоматических пушек Бофорс Мк 1 и Мк 2 (40 mm Mark 1 and Mark 2 Guns on Mark 2 and Mark 4 Quad Mounts)[9]
  • Канада
    • Счетверенная сухопутная зенитная установка 20-мм пушек Полстен (20 mm Polsten Guns on Quad Mount)
  • Франция
    • Счетверенная самоходная зенитная установка 20-мм автоматических пушек АМХ-13 DCA на базе танка АМХ-13

Примечания

Видео по теме

Литература

wikipedia.green

Советская счетверенная зенитно-пулеметная установка | KyKyRyzO

ГАЗ-АА - грузовой автомобиль Горьковского автозавода грузоподъемностью 1,5 т, знаменитая полуторка. Производился с 1932 по 1949 год. Самый распространенный советский автомобиль Великой Отечественной, выпущенный в количестве более 800 тысяч штук. Представлял собой доработанную лицензионную копию американского грузовика "Форд" модели "АА" образца 1929 года.

Автомобиль ГАЗ-АА при всей своей простоте был технически достаточно совершенным. Основой служила мощная лонжеронная рама, на которой устанавливались кузов и кабина. Он имел рядный четырехцилиндровый двигатель объемом 3,3 литра, развивавший 42 л. с. Горьковские полуторки составляли более половины автопарка Красной армии. Их несомненным преимуществом была простота конструкции и неприхотливость к качеству топлива. Главной их задачей была перевозка войск, для чего обычный кузов оборудовался съемными поперечными скамейками. При необходимости грузовик мог перевозить и орудие: в кузове ГАЗ-АА размещалась полковая пушка с передком и расчетом.

Одним из способов применения полуторки стало размещение в ее кузове счетверенной зенитной установки пулеметов "Максим".

Турель для пулеметной установки изготовлена по старым чертежам в ремонтно-механическом цехе ОАО "Уралэлектромедь" и смонтирована в кузове автомобиля ГАЗ-АА, восстановленного сотрудниками автотранспортного цеха. Автомобиль ГАЗ-АА был передан музею частным коллекционером старинных автомобилей. Четыре демилитаризованных макета пулемета "Максим" получены музеем военной техники города Верхняя Пышма в 2010 году по распоряжению командующего Приволжско-Уральским военным округом из в/ ч 96544 (Тюменская область).

Тактико-техническиехарактеристикиГоды выпуска - 1931-1945Произведено, шт. - более 12 000Расчет, чел. - 3Начальная скорость пули, м/с - 800Горизонтальная дальность стрельбы,м - 1 600Досягаемость по высоте,м - 1 400Темп стрельбы, выстр./мин. - 2 000Боевая скорострельность, выстр./мин. - 1 200Емкость ленты,патронов - 500Высота установки,мм - 2 300Угол вертикального обстрела,град - от -10 до +82Угол горизонтального обстрела,град - 360Время перевода из походного положения в боевое,с -30

В конце 20-х - начале 30-х годов остро стал вопрос о необходимости повышения плотности и эффективности зенитного огня сухопутных и морских сил РККА. Одной из мер по эффективному отражению воздушных атак противника было создание зенитно-пулеметных установок, объединявших в себе несколько пулеметов. В июле 1928 года Тульскому оружейному заводу было поручено спроектировать и построить спаренную, строенную и счетверенную зенитные пулеметные установки на базе пулеметов "Максим". Лучшую установку разработал Николай Токарев, сын известного оружейника, создателя пистолета "ТТ".

Счетверенная пулеметная установка его конструкции была принята на вооружение в 1931 году. Размещение ее в кузове ГАЗ-АА резко повышало мобильность установки и позволяло непосредственно прикрывать войска на фронте от низколетящих самолетов. Всего за годы Великой Отечественной войны около 4 000 грузовиков ГАЗ-АА были переоборудованы для размещения в кузове пулеметных и артиллерийских зенитных установок.

Впервые в боевой обстановке она была применена в столкновениях с японцами у озера Хасан в 1938 году. В крайних ситуациях, например при обороне Севастополя, счетверенные установки "Максим" на полуторках применялись и как эффективное оборонительное средство против наступающей пехоты.

Токаревская установка позволяла вести стрельбу по самолетам, летящим на высотах до 1 400 м при скорости до 500 км / час, и на момент создания не имела аналогов среди зарубежных систем. К середине войны стало ясно, что постоянный рост скоростей, увеличение защищенности и живучести авиации не позволяет ЗПУ на базе пулеметов "Максим" винтовочного калибра эффективно бороться с боевыми самолетами противника.

Тем не менее, несмотря на то что с 1943 года 7,62-мм счетверенные ЗПУ конструкции Токарева вывели, как устаревшие, из состава зенитных полков зенитных дивизий РГК, установки провоевали в действующей армии до самого конца войны.

kykyryzo.ru

7,62-мм зенитная установка М4 — советское стационарное зенитно-артиллерийское орудие.

Классификация

Зенитное орудие Тип
М4 обр. 1931г. Модификация

История производства

СССР Страна производства
Н. Ф. Токарев Разработчик
1928-1931 г. Разработано
Тульский оружейный завод, Ижевский машиностроительный завод Производитель
1931-1943 г. Годы производства

История эксплуатации

Характеристики орудия

7,62х54R мм. Калибр
1067 мм. Длина орудия
1,6-3,9 км. Максимальная дальность стрельбы
лента на 500-1000 патронов Принцип заряжания
1200-2000 выстр./мин. Скорострельность

Характеристики снарядов

более 45 разновидностей Типы снарядов
0,024 кг. Масса снаряда
780—870 м/с Начальная скорость снаряда

7,62-мм зенитная установка М-4 — советское стационарное зенитно-артиллерийское орудие разработанное в 30-х годах ХХ века, участвовавшее в военных конфликтах 40-60-х годов прошлого века, состоявшее на вооружении Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Флота, войск Народного Комиссариата Внутренних Дел(НКВД). До середины Великой Отечественной войны данная установка была широко распространена среди сухопутных войск и большей части кораблей довоенной постройки на всех флотах.

Предыстория разработки установки

«Максим» на зенитной треноге Кондакова обр. 1928г.

В годы Первой мировой и Гражданской войн для борьбы с авиацией противника Русской Императорской армией использовались зенитная установка системы И. И. Колесникова и зенитная тренога конструкции М.Н. Кондакова обр. 1928 г., спроектированные под пулемет системы «Максима» обр. 1910 г. Позже, в 1928 году на вооружение Красной армии была принята первая советская зенитная установка под этот пулемет, разработанная военным инженером 2-го ранга М. Н. Кондаковым.

Установка имела простую конструкцию в виде треноги и обеспечивала круговой обстрел и большие углы возвышения оружия. С помощью этих установок могли поражаться воздушные цели, летящие со скоростью 150 — 250 км/ч, однако в связи с быстрым, качественным и количественным развитием боевой авиации, уже в конце 1920-х годов потребовалось создать новую зенитную установку, обладающую большей скорострельностью, способную обеспечить массированный огонь. Единственным быстрым способом достижения этой цели(без разработки нового пулемета), в 1920-х гг. было увеличение числа пулеметов, размещенных на установке.

Проектирование

В июле 1928 г. Артиллерийский комитет Главного Артиллерийского Управления поручил проектно-конструкторскому бюро Тульского оружейного завода разработать несколько вариантов так называемых комплексных зенитных установок, объединяющих в себе 2, 3 и 4 пулемета системы «Максима».

К 1930 году конструкторы Н.Ф. Токарев(сын известного оружейника Ф. В. Токарева), А.И. Панов, С.А. Прилуцкий и Г.Г. Куренков выполнили задание. Лучшей по результатам испытаний, проведенных в том же 1930 году оказалась счетверенная установка предложенная Токаревым, которая уже в 1931 году была принята на вооружение Красной Армии под обозначением «7,62-мм счетверенная зенитная установка обр. 1931 г.».

Конструкция установки

Зенитная Пулеметная Установка(ЗПУ) конструкции Н. Ф. Токарева состояла из тумбового основания, выполненного в виде металлической тумбы с телескопической вертикальной стойкой, уравновешивающими пружинами и реечно-зубчатым механизмом, вертлюга с патронными коробами (с лентами повышенной емкости в 500 патронов, вместо штатных 250), рамы с противовесами, наплечниками, спусковой тягой, зенитного прицела и общей системы принудительного охлаждения. Вертлюг вращался на подшипниках. Для крепления на платформе автомобиля, палубе корабля или ином основании предусмотрены три опоры (лапы) с отверстиями. Четыре пулемета «Максим» образца 1930 года крепились в ряд на трубчатой раме.

Наводка на цель блока пулеметов (массой до 80 кг.) осуществлялась наводчиком с помощью наплечных дуг. В вертикальной плоскости пулеметы можно наводить в диапазоне углов от — 10° до + 82°, в горизонтальной плоскости обеспечивается круговой обстрел в 360 градусов. В качестве прицельных приспособлений первоначально использовался зенитный кольцевой прицел обр. 1929 г. Для изменения его установок на раме был смонтирован вал с маховиком. Впоследствии установка комплектовалась усовершенствованными зенитными прицелами обр. 1936 и 1938 гг.

Для стрельбы по наземным целям наводчик использовал штатные прицельные приспособления второго слева пулемета, который считался основным. Расчет установки состоял из трех человек. Для перевода установки из походного положения в боевое, требовалось 30 секунд.

Последующие модификации

«Максим Авиационный», он же «ПВ-1»

Зафиксирован случай модернизации установок, проведенный Токаревым в условиях полигона, путем замены 3-х пулеметов (кроме второго слева, основного) на устаревшие в авиации, но более конструктивно совершенные, чем «Максим» пулеметы «ПВ-1» и «ШКАС», в следствие чего у установок частично повышались боевые характеристики, такие как скорострельность, скорость полета пули и так далее.

К сожалению такая модернизация была слишком сложной для серийного производства, поэтому Н.Ф. Токаревым была разработана упрощенная строенная установка из пулеметов «ПВ-1». В 1941 году было изготовлено 626 таких установок, они изготавливались и в 1942 году, использовались при обороне Сталинграда и Ленинграда.

Патрон 7,62х54R

Боеприпасы

Разные виды патрона

Пулеметы стреляли винтовочными патронами 7,62 х 54 R всех типов и разновидностей(а их насчитывается более 45), основными из них были:

  • 7,62 Б-30 (бронебойный)
  • 7,62 Д гл(с тяжелой пулей)
  • 7,62 Б-32 гл(с бронебойно-зажигательной пулей Б-32),
  • 7,62 Л гл(с легкой пулей)
  • 7,62 П гл(пристрелочный)

Питание патронами осуществлялось из установленных на вертлюге коробок с холщовыми патронными лентами, емкость которых была увеличена до 500, а позже и до 1000 патронов. Чтобы ленты не скручивались, были предусмотрены подающие желоба специфической формы.

При начальной скорости пули 800-860 м/с и прицельной горизонтальной дальности в 1600 м, досягаемость по высоте была немного ниже и равнялась 1400 м.

Донце патрона

Темп стрельбы был исключительно высоким — 200 выстр/мин, боевая скорострельность могла меняться от 1200 до 2000 вы­стр/мин. Это обеспечивало высокую плотность огня и вероятность поражения воздушных целей за счет четырех, ведущих огонь одновременно пулеметов. Бывали случаи, когда опытный пулеметчик в зависимости от ситуации мог "вести" 2-3 воздушных цели и в то же время успевал поражать противников на земле.

История эксплуатации

«7,62-мм счетверенная зенитная установка обр. 1931 г.» состояла на вооружении частей и соединений ПВО, кавалерийских полков, монтировались на бронепоездах. Также, установки монтировали на грузовые автомобили «ГАЗ-ААА», телеги. В документах и на фотохронике времен войны можно часто увидеть военные лагеря, базы и дома, на крыши которых устанавливали данную зенитную систему.

Также данная установка входила в состав штатного легкого зенитного вооружения на кораблях Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов и речных флотилий. В частности, она монтировалась на торпедные катера, тральщики, транспортные, инженерно-обслуживающие суда(буксиры и т.д.), эсминцы и крейсера, построенные в дореволюционный и довоенный периоды. Впервые в боевых условиях установки были использованы против японских самолетов в боях у озера Хасан в 1938 г., а затем и на Халхин-Голе в 1939 г., а также во время Русско-Финской войны 1939 — 1940 гг.

Оценка проекта

Большое количество установок обр. 1931 г. было задействовано в сражениях начального периода Великой Отечественной Войны. Они были эффективным средством борьбы с низколетящими самолетами, живой силой и легкобронированными целями противника, однако с появлением в конце 1942-1943 годов скоростных, высотных самолетов с сильной броневой защитой значение установок существенно снизилось, их стали заменять 12,7-мм пулеметами «ДШК» на универсальных станках системы Колесникова, с которых можно вести стрельбу как по наземным, так и по воздушным целям, благо станок это позволял.

«М4» продолжила свой боевой путь, но уже в качестве орудия поддержки, предназначенного для поражения наземных целей. В такой роли установка прошла и вторую половину войны и равных ей пожалуй не было. За глаза солдаты называли ее "мясорубкой", "швейной машинкой" и прочими "терминами", которые ассоциировались с большой скорострельностью. По сути установка была в некоторой мере аналогом современных орудий системы «Гатлинга», а все из-за непомерной по тем временам скорострельности из-за уже упоминавшегося счетверенного блока стволов, который обеспечивал почти аналогичный современным многоствольным пулеметам огневой шквал по цели.

После войны большое количество советских «Максимов», а также установок и систем на их базе попали в Польшу, Китай, КНДР, а оттуда в дальнейшем и в другие страны. Во время гражданской войны в Китае, ЗПУ «М4» снова стала востребованной, т.к. авиационные парки Гоминьдана и Коммунистов изобиловали слабо бронированными самолетами, построенными в начале войны или еще в довоенный период. Также установка пригодилась и Северокорейским войскам, а все потому, что противостоящие им силы армий США и Южной Кореи массово начали использовать вертолеты, которые не изобиловали броней и были легкой мишенью.

Тактико-технические характеристики

Тип ЗПУ «М4» обр. 1931г.
Калибр, мм 7,62х54R
Длина тела пулемета, мм 1067
Длина ствола, мм 720
Масса блока стволов, кг 80
Масса в боевом положении, кг 460
Нарезы: 4 правосторонних
Длина хода нарезов, мм 240
Угол ВН, град -10 +82
Угол ГН, град 360
Скорость начальная пули, м/с 800-865
Скорострельность, выстр./мин 1200-2000
Прицельная дальность стрельбы, м 1600-2300
Наибольшая дальность стрельбы, м 3900
Боепитание холщовые ленты емкостью 500-1000 патронов
Масса снаряженной ленты на 500 / 1000 патронов, гр 14,58 / 29,16
Расчет, чел. 3 + 1-2 подносчика патронов

Список источников и литературы

Ссылки

Галерея изображений

  • Установка «М4», вид сзади

  • Установка «М4», вид сбоку

  • Инструкция по эксплуатации: обзор установки

  • Инструкция по эксплуатации: обзор прицела обр. 1936г.

  • Инструкция по эксплуатации: вид заряженной установки сверху

  • Установка на борту крейсера «Красный Кавказ»

  • На борту неизвестного корабля

  • Так же, на борту неизвестного корабля

  • ...судя по всему речной флот

  • Моряки. Дежурство на суше

  • Отражение ночного авиа налета

  • Строенная установка «ПВ-1»

  • Модернизированая установка с пулеметами «ПВ-1»

  • Схема патрона 7,62х54R

wiki.wargaming.net