Мегаоружие – отечественная САУ калибра 535 мм. Сау калибр


Топ 10 | Лучшие самоходные гаубицы

10 Archer

  • Страна: Швеция
  • Начало эксплуатации: 2013
  • Максимальная скорость: 70 км/ч
  • Экипаж: 3 - 4 чел.
  • Калибр: 155 мм
  • Длина ствола: 52 калибров
  • Радиус действия: 500 км

В САУ Archer используется шасси автомобиля Volvo A30D с колесной формулой 6х6. На шасси установлен дизельный двигатель мощностью 340 лошадиных сил, который позволяет развивать скорость на шоссе до 65 км/ч. Стоит отметить, что колесное шасси может двигаться по снегу глубиной до одного метра. Если колеса установки были повреждены, то САУ может еще в течение некоторого времени передвигаться.

Отличительной особенностью гаубицы является отсутствие необходимости в дополнительных номерах расчёта для её заряжания. Кабина экипажа имеет бронирование, обеспечивающее защиту расчёта от обстрела стрелковым оружием и осколков боеприпасов.

9 2С19 «Мста-С»

  • Страна: Россия
  • Начало эксплуатации: 1989
  • Максимальная скорость: 60 км/ч
  • Экипаж: 5 чел.
  • Калибр: 152 мм
  • Длина ствола: 47 калибров
  • Радиус действия: 500 км

«Мста-С» предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности.

Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь осуществляется с помощью УКВ-радиостанции Р-173 (дальность до 20 км).

К дополнительному оборудованию самоходки относятся: автоматическое ППО 3-кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2; две фильтровентиляционные установки; система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе; ТДА, работающая от основного двигателя; система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами; два танковых дегазационных прибора (ТДП).

8 AS-90

  • Страна: Великобритания
  • Начало эксплуатации: 1993
  • Максимальная скорость: 55 км/ч
  • Экипаж: 5 чел.
  • Калибр: 155 мм
  • Длина ствола: 39 калибров
  • Радиус действия: 350 км

Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней. Корпус и башня выполнены из 17-мм стальной брони.

AS-90 сменили в Британской армии все остальные типы артиллерии, как самоходные так и буксируемые, за исключением лёгких буксируемых гаубиц L118 и РСЗО и применялись ими в бою в ходе Иракской войны.

7 Krab (на базе AS-90)

  • Страна: Польша
  • Начало эксплуатации: 2012
  • Максимальная скорость: 60 км/ч
  • Экипаж: 3 - 4 чел.
  • Калибр: 155 мм
  • Длина ствола: 52 калибров
  • Радиус действия: 650 км

SPH Krab является 155 мм НАТО совместимой самоходный гаубицей производимой в Польше центром Produkcji Wojskowej Huta Stalowa Wola. САУ является комплексным симбиозом польского шасси танка РТ-90 (с двигателем S-12U), артиллерийской частью от AS-90M Braveheart с длинной ствола в 52-го калибра, и собственной (польской) системой управления огнем «Topaz». Версия SPH Krab 2011 года используется новый орудийный ствол от компании Rheinmetall.

SPH Krab сразу создавали с возможностью ведения огня в современных режимах, то есть и для режима MRSI (нескольких снарядов одновременного воздействия) в том числе. В результате, SPH Krab в течении 1-й минуты в режиме MRSI выпускает по противнику (то есть по цели) 5-ть снарядов в течении 30 секунд, после чего покидает огневую позицию. Таким образом, для противника создается полное впечатление, что по нему ведут стрельбу 5 САУ, а не одна.

6 M109A7 «Паладин»

  • Страна: США
  • Начало эксплуатации: 2015
  • Максимальная скорость: 60 км/ч
  • Экипаж: 4 - 5 чел.
  • Калибр: 155 мм
  • Длина ствола: 39 калибров
  • Радиус действия: 322 км

Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней. Корпус и башня выполнены из катаной алюминиевой брони, которая обеспечивает защиту от огня стрелкового оружия и осколков снарядов полевой артиллерии.

Помимо США, стала стандартной САУ стран НАТО, в значительных количествах поставлялась также в ряд других стран и использовалась во многих региональных конфликтах.

5 PLZ05

  • Страна: КНР
  • Начало эксплуатации: 2008
  • Максимальная скорость: 55 км/ч
  • Экипаж: 4 - 5 чел.
  • Калибр: 155 мм
  • Длина ствола: 52 калибров
  • Радиус действия: 550 км

Башня САУ сварена из катаных броневых листов. На лобовой части башни установлены два четырёхствольных блока дымовых гранатомётов для создания дымовых завес. В кормовой части корпуса предусмотрен люк для экипажа, который может быть использован для пополнения боезапаса, во время подачи боеприпасов с грунта в систему заряжания.

PLZ-05 оснащена автоматической системой заряжания орудия, разработанной на основе российской САУ «Мста-С». Скорострельность составляет 8 выстрелов в минуту. Орудие гаубицы имеет калибр 155-мм и длину ствола 54 калибров. Боекомплект орудия расположен в башне. Он состоит из 30 выстрелов калибра 155-мм и 500 патронов для 12,7-мм пулемёта.

4 Type 99

  • Страна: Япония
  • Начало эксплуатации: 1999
  • Максимальная скорость: 50 км/ч
  • Экипаж: 4 чел.
  • Калибр: 155 мм
  • Длина ствола: 39 калибров
  • Радиус действия: 500 км

155-мм самоходная гаубица Тип 99 — японская самоходная гаубица, состоящая на вооружении Сухопутных сил самообороны Японии. Пришла на смену морально устаревшей САУ Тип 75.

Несмотря на интересы к самоходке армий нескольких стран мира, продажа экземпляров этой гаубицы за границу была запрещена японским законодательством.

3 K9 Thunder

  • Страна: Южная Корея
  • Начало эксплуатации: 1999
  • Максимальная скорость: 66 км/ч
  • Экипаж: 5 чел.
  • Калибр: 155 мм
  • Длина ствола: 52 калибров
  • Радиус действия: 480 км

САУ K9 Thunder была разработана в середине 90-х годов прошлого века корпорацией «Samsung Techwin» по заказу министерства обороны Республики Корея, в дополнение к состоящим на вооружении САУ К55\K55A1 с последующей их заменой.

В 1998 году корейское правительство заключило контракт с корпорацией «Samsung Techwin» на поставку САУ, и в 1999 году первая партия K9 Thunder была поставлена заказчику. В 2004 году Турция купила лицензию на производство а также получила партию K9 Thunder. Всего заказано 350 единиц. Первые 8 САУ были построены в Корее. С 2004 по 2009 год в турецкую армию было поставлено 150 САУ.

2 2С35 «Коалиция-СВ»

  • Страна: Россия
  • Начало эксплуатации: 2015
  • Максимальная скорость: 60 км/ч
  • Экипаж: 5 чел.
  • Калибр: 152 мм
  • Длина ствола: 52 калибров
  • Радиус действия: 500 км

Разработана в нижегородском ЦНИИ «Буревестник». САУ 2С35 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования манёврам резервов противника в глубине его обороны. 9 мая 2015 года новая самоходная гаубица 2С35 «Коалиция-СВ» была впервые официально представлена на Параде в честь 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне.

По оценкам Министерства обороны Российской Федерации по комплексу характеристик САУ 2С35 превосходит аналогичные системы в 1,5—2 раза. По сравнению с состоящими на вооружении армии США буксируемыми гаубицами M777 и самоходными M109 самоходная гаубица «Коалиция-СВ» имеет более высокую степень автоматизации, повышенную скорострельность и дальность стрельбы, отвечающую современным требованиям ведения общевойскового боя.

1 PzH 2000

  • Страна: Германия
  • Начало эксплуатации: 1998
  • Максимальная скорость: 60 км/ч
  • Экипаж: 5 чел.
  • Калибр: 155 мм
  • Длина ствола: 52 калибров
  • Радиус действия: 420 км

Самоходная артиллерийская установка на гусеничном шасси с вращающейся башней. Корпус и башня изготовлены из стальной брони, обеспечивающей защиту от пуль калибра до 14.5 мм и осколков 152 мм снарядов. Предусмотрена возможность применения динамической защиты.

PzH 2000 способна выпускать три снаряда за девять секунд или десять за 56 секунд на дальность до 30 км. Гаубице принадлежит мировой рекорд — на полигоне в Южной Африке она выстрелила на 56 км снарядом V-LAP (активно-реактивный снаряд с улучшенной аэродинамикой).

По совокупности показателей PzH 2000 считается самой совершенной серийной САУ в мире. САУ заслужила крайне высокие оценки независимых экспертов; так, российский специалист О. Желтоножко определил её как эталонную систему для настоящего времени, на которую ориентируются все производители самоходных артиллерийских установок.

Источник: Military Today USA

Комментарии:

Добавить комментарий

pooha.net

Мегаоружие – отечественная САУ калибра 535 мм » Военное обозрение

Артиллерийскую установку или как ее еще называли, пусковую установку активных реактивных снарядов самоходного типа проектировали по схеме закрытой трубы. Работы по проектированию САУ начинаются в 1963 году в ОКБ-9 свердловского артзавода №9. Руководил конструкторской работой Ф.Петров. К проектированию данной САУ были также привлечены НИИ 1,13,24,61,125. Также в разработках участвовал ряд других заводов и ОКБ. Свердловское ОКБ-9 за пару лет сумело изготовить действующий макет установки Д-80 в гусеничном и колесном исполнении используя масштаб 1:10. Макеты создавались в первую очередь для защиты проекта САУ с Д-80 в МОП и ГРАУ. В проекте была заложена возможность миграции пусковой установки на надводные корабли. Защищали аванпроект в мае 1965 года. Конкурент проекта САУ – проект «Луна-М». ОРТ «Луна-М» создавался как система ударного типа дивизионного звена. В 1968 году волгоградским «Баррикадам» поступает заказ на производство трубы и казенной части пушки Д-80. Но по ряду причин через несколько месяцев производство деталей Д-80 прекращается. Реальные образцы САУ так и не были созданы. Полностью было завершено производство только затвора шарового исполнения для орудия, который должны были испытать на полигоне близ поселка Красное. Немного позже переработанный проект получает рабочее название Д-80С, но в производство он также не пошел, проект не принимают к разработке. Конец 1969 года. Конструкторское бюро предлагает еще один проект-модификацию. Он получает рабочее название Д-80-2, схема проекта которого стала напоминать миномет М-240.

- Первый вариант САУ – Д-80. Предполагалось установить орудие на шасси ЗиЛ-135Л. Над кабиной размещалось шасси вращающегося исполнения спецмагазина на 4 боеприпаса для заряжания орудия с дульной стороны. Ствол орудия обеспечили мощным дульным тормозом, эффективность которого составляла 58 процентов. Казенник пушки упирался в грунт опорной плитой (минометный тип исполнения). Точно такое же шасси имела СПУ Д-110К от ОТР «Онега». Орудие было обеспечено противооткатными устройствами с длинным ходом отката. Заряжание и разряжение происходило с помощью спецустройства. Заряжание раздельного типа – первым шел снаряд, за ним заряд вышибного типа. Наведение осуществлялось в помощью гидравлического устройства, запитывающегося от основного двигателя. Присутствовал также привод ручного типа. Механический прицел взят от гаубицы калибра 122 мм Д-30. Для подвоза боезапаса к САУ планировали создать транспортную заряжающую машину, на однотипном шасси. Машина должна была обеспечить подвоз 11 АРСов.- длина – 12.5 метров;- ширина – 3.2 метра;- высота 3.7 метра; - скорость хода до 60 км/ч;

- Второй вариант САУ – Д-80С. Орудие устанавливают на шасси гусеничного типа МТ-Т. Вариант предложен Харьковским заводом машиностроения. Орудие данной САУ казнозарядного исполнения.

- Последний вариант САУ – Д-80-2. Орудие получает шасси МТ-ЛБ. Орудие без мощного дульного тормоза, огонь должен производиться при упоре в грунт днища САУ. Орудие выполнено по безоткатной схеме, казенная часть с затвором имела упор на массивный поддон.Однако создание современного ОТРК «Точка», полностью ставит крест на проекте 535 мм САУ.

Основные характеристики:- экипаж до 4 человек;- необходимый угол для заряжания – (-7)- (-10) градусов;- вес ствола 3.3 тонны;- Вес ПУ до 16 тонн;- боеприпас АРС весом до 930 килограмм;- начальная скорость 450 м/с;- мин/макс дальность применения 5/65 километров;- калибр орудия 535 мм;- длина орудия 15 калибров – 8 метров;- число нарезов 64;- вертикальные углы 70-50 градусов;- горизонтальные углы секторально 8 градусов;- вес заряда 144 килограмма;- вес боевой части 450 килограмм;- вес топлива РДТТ до 286 килограмм;- Давление ствола 1025 кг/см кв;- расчетное время отработки РДТТ почти 15 секунд;- КВО на расстоянии 75 километров – 550 метров;- боеприпас: фугас или АРС с двигателем РДТТ калибра 53 мм;- боевая часть: кассетная, фугасная и спецБЧ АА-22. - эффективная дальность применения 60 километров.

topwar.ru

Самоходка АСУ-85. ТТХ. Фото. Видео. Устройство

Установка была разработана на Мытищинском машиностроительном заводе в середине 50-х гг. На вооружение машину приняли в 1958 г. и серийно выпускали до 1964 г. АСУ-85 должна была сопровождать мотострелковые и танковые подразделения, а также входить в состав частей и подразделений ВДВ в целях защиты от танков. Машина являлась закрытой установкой с передним расположением боевой рубки, в которой справа от пушки находились заряжающий и командир машины, слева — наводчик. Справа в носовой части корпуса размещалось отделение управления, где было рабочее место водителя-механика.

САУ АСУ-85 - видео

В днище корпуса находился люк, через который экипаж мог произвести аварийную эвакуацию. Лобовую часть корпуса и часть боевой рубки составлял единый лист толщиной 45 мм, который приваривался под углом 60 градусов. Борта изготавливались из броневых листов 13 мм и имели наклон 40 градусов. Рациональные углы наклона защищали людей от бронебойных снарядов малого и среднего калибров. Гофрированное днище делало корпус еще более прочным.

На машине поперек кормовой части корпуса был установлен 6-цилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-206В. Для достижения необходимой мощности конструкторам пришлось применить довольно большую, однако не требующую лишних энергозатрат эжекционую систему охлаждения. Механическая трансмиссия, расположенная рядом с двигателем включала в себя главный фрикцион, редуктор, коробку передач, два планетарных механизма поворота и бортовые редукторы. Ходовая часть состояла из индивидуальной торсионной подвески с гидравлическими амортизаторами поршневого типа на передних и задних узлах, однорядных опорных катков, ведущих колес заднего расположения и гусеницы с ОМШ. С целью увеличения запаса хода на кормовой части АСУ-85 дополнительно были установлены два топливных бака.

АСУ-85 транспортировалась самолетами Ан-12, при этом торсионная подвеска выключалась. К недостаткам можно отнести то, что при десантировании АСУ-85 самолет должен был производить обязательную посадку на ВПП, что сводило на нет основное тактическое преимущество десанта — его внезапность. Это одна из причин снятия машины с серийного производства в 1964 г.

Самоходка была вооружена 85-мм пушкой Д-70 со стволом моноблоком, оснащенным эффективным дульным тормозом и эжектором для продувки ствола от остатков пороховых газов. Она была установлена в амбразуре лобового листа в раме по середине боевой рубки и обладала самым большим среди советских САУ углом наведения по горизонтали, равнявшимся 30 градусов. Вертикальный клиновый затвор пушки оснастили полуавтоматикой копирного типа.

Боекомплект орудия составляли 45 выстрелов с бронебойными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Первые пробивали броневую плиту толщиной 53 мм, стоящую под углом 60" на расстоянии 2 км. Дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами достигала около 13,5 км. Кроме того, машины были оснащены дымовыми снарядами УД-367 со стальными корпусами, которые использовались для целеуказания своим артиллеристам и для дезорганизации работы наблюдательных и командных пунктов противника.

В качестве вспомогательного вооружения использовался спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет СГМТ, в боекомплекте которого было 2000 патронов. На корме корпуса были установлены две дымовые шашки БДШ-5, применяемые для постановки дымовых завес. АСУ-85 была оборудована телескопическим шарнирным прицелом ТШК-2-79-11, который использовался для стрельбы днем прямой наводкой, прицелом С-71-79 с орудийной панорамой, необходимой для стрельбы с закрытых огневых позиций, ночным танковым прицелом ТПН-1-79-11 и прибором ночного видения. На машине были установлены ТПУ Р-120, радиостанция Р-113, фильтровентиляционное устройство, инфракрасные фары, используемые для вождения установки при плохой видимости, а также два инфракрасных прожектора, один из которых находился над стволом орудия, а другой перед люком командира.

Боевое применение

- Шестидневная война

- Операция «Дунай». Вхождение в Чехословакию. В составе артиллерийских подразделений 7-й и 103-й воздушно-десантной дивизии.

- Афганская война. В начальный период войны в составе артиллерийских подразделений 103-й воздушно-десантной дивизии.

Тактико-технические характеристики АСУ-85

- Компоновочная схема: моторно-трансмиссионное отделение сзади, боевое и управления в рубке спереди- Годы производства: 1959—1966- Годы эксплуатации: 1959—1993- Количество выпущенных, шт.: более 500

- Экипаж: 4 человека

Вес АСУ-85

- Боевая масса, т: 15,5

Габаритные размеры АСУ-85

- Длина корпуса, мм: 6240- Длина с пушкой вперёд, мм: 8435- Ширина, мм: 2970- Высота, мм: 1935- База, мм: 3808- Колея, мм: 2580- Клиренс, мм: 420

Бронирование АСУ-85

- Лоб корпуса, мм/град.: 45/60- Борт корпуса (верх), мм/град.: 13/40- Борт корпуса (низ), мм/град.: 15/0- Корма корпуса, мм/град.: 6..8- Днище, мм: 4..6- Крыша корпуса, мм: 6/90..13/70

Вооружение АСУ-85

- Калибр и марка пушки: 85-мм 2А15- Тип пушки: нарезная пушка- Длина ствола, калибров: 68- Боекомплект пушки: 45 унитарных выстрелов- Углы ВН, град.: −4,5…+15- Углы ГН, град.: ±15- Прицелы: телескопический ТШК-2-79, ночной пассивный ТПН-1-79-11- Пулемёты: 1 × 12,7-мм ДШК, 1 × 7,62-мм СГМТ

Дальность стрельбы АСУ-85

- 13 400 м. осколочно-фугасным снарядом

Двигатель АСУ-85

- Тип двигателя: ЯАЗ-206В- Мощность двигателя, л. с.: 210- Мощность двигателя, кВт: 155

Скорость АСУ-85

- Скорость по шоссе, км/ч: 45- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 25..30

- Запас хода по шоссе, км: 360- Запас хода по пересечённой местности, км: 230

- Удельная мощность, л. с./т: 13,2- Тип подвески: индивидуальная торсионная- Ширина гусеницы, мм: 360- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,57

- Преодолеваемый подъём, град.: 30- Преодолеваемая стенка, м: 0,7- Преодолеваемый ров, м: 2,5- Преодолеваемый брод, м: 1,0

 

Фото САУ АСУ-85

САУ АСУ-85 на параде на Красной площади. 1961-й год.

 

САУ АСУ-85 в операции "Дунай"

Похожие материалы

Load More...
Добавить комментарий

oruzhie.info

САУ Штурмтигр калибр 380-мм Фото. Видео. Устройство. Вес

«Штурмтигр», представлял собой переработанный в штурмовое орудие танк «Тигр I», предназначенный для стрельбы специальными снарядами по неподвижным целям. «Штурмтигр» мог вести огонь как прямой наводкой, так и с удаленной на расстояние до 6 км позиции. 380-мм мортира, или гаубица, создавалась как вооружение подлодок для обстрела наземных объектов, поскольку выстрел из орудия осуществлялся с использованием реактивной тяги, эту установку можно считать предтечей современных баллистических ракет, запускаемых с субмарин.

Самоходная установка Штурмтигр - видео

Когда Кригсмарине (ВМФ) отказался от своей затеи, мортиру заполучили армейские начальники. Единственной подходящей самодвижущейся платформой для нее оказался танк «Тигр». Войскам на Восточном фронте требовалось нечто подобное (калибра 210 мм или около того) для борьбы с трудными целями. Казалось, «Штурмтигр» ожидало большое будущее, однако к тому моменту, когда производственники успели запустить изделие в серию, наступил уже август 1944 г., Германия теперь все глубже уходила в оборону, а потому большого заказа не последовало. Строительством занималась фирма «Алькетт», взявшая за основу «Тигра» Ausf Е, на который специалисты установили угловатую бронированную рубку с наклонным лобовым броневым листом.

Ствол ракетной ПУ был чуть смещен к правому борту и снабжен отверстиями для вывода газов реактивного снаряда. В самом боевом отделении помещалось всего 12 снарядов, однако с помощью ручного крана можно было через люк на крыше пополнить боезапас с борта транспортера для подвоза боеприпасов. Каждый снаряд весил ни много ни мало 350 кг, поэтому для транспортировки их от места хранения боеукладки к затвору ПУ в рубке имелся еще один кран. Разные источники называют совершенно разные цифры выпущенных «Штурмтигров» — от 10 до 81 единицы, но наиболее достоверное количество — 18 единиц. Поступили они на вооружение трех батарей «Штурммерсеров» и приняли некоторое участие в обороне Германии, таким образом, по назначению фактически не использовались.

Оценка машины

Вооружение и защищённость

Применение на «Штурмтигре» новейшего для своего времени вооружения — реактивного бомбомёта (в различных источниках именуемого также реактивным миномётом или ракетомётом) — обеспечило САУ непревзойдённую в своём классе огневую мощь, сравнимую разве что с железнодорожными или наиболее тяжёлыми традиционными артиллерийскими системами. Вместе с этим, реактивный бомбомёт, а также его размещение на «Штурмтигре», имели и ряд серьёзных недостатков. Одним из них была крайне низкая точность, свойственная, впрочем, любой ракетной артиллерии того времени — на максимальной дистанции стрельбы в 5700 метров разброс попаданий составлял до 4 % от дистанции стрельбы, или круга диаметром около 230 метров. Впрочем, с учётом назначения «Штурмтигра» это не являлось столь серьёзным недостатком — в городских условиях обычная дистанция стрельбы была значительно меньше, и средний разброс в радиусе 5 метров на дистанции в 1000 метров вполне позволял вести огонь по столь крупным целям как здания или укрепления. Другим недостатком, относившимся уже к калибру системы, была крайне низкая скорострельность — даже в относительно просторной рубке САУ 4 человека не могли обеспечить ей скорострельность более 1 выстрела в 10 минут.

«Штурмтигр» проектировался как машина для действий в городских условиях, способная выдерживать огонь противотанковой артиллерии со всех направлений. Защищённость лобовой части «Штурмтигров» ранних выпусков была одной из высочайших среди всех использовавшихся во Второй мировой войне бронемашин и была сравнима с бронированием «Королевского тигра». Лобовая деталь рубки, толщиной 150 мм, расположенная под углом 47° к вертикали, была малоуязвима даже для наиболее мощных танковых и противотанковых орудий. Из противотанковых орудий лишь британская 76-мм противотанковая пушка QF 17 pounder при использовании подкалиберного снаряда, советская 100-мм полевая пушка образца 1944 года (БС-3) и американская 90-мм зенитная пушка М2 (использовавшаяся как танковая и противотанковая; подкалиберным снарядом)) имели шансы пробить её на предельно малых дистанциях. Вместе с тем, эта деталь имела и своё уязвимое место — 380-мм канал ствола бомбомёта, попадание в который, вполне вероятное на малых дистанциях, даже при наиболее благоприятном для экипажа САУ исходе гарантированно лишало машину боеспособности. Нижняя часть ранних машин, помимо базовой 100-мм плиты «Тигра», защищалась прикручиваемой болтами дополнительной 50-мм бронеплитой, но в дальнейшем, поскольку и бронирование базовых танков показало себя в боевых условиях вполне достаточным, дополнительные плиты не устанавливались, чтобы не утяжелять и без того ненадёжную вследствие перегруженности машину. Даже базовая 100-мм плита, расположенная на «Штурмтигре» под углом 25°, обеспечивала защиту от большинства танковых и противотанковых орудий на нормальных дистанциях боя. В этих условиях лобовое бронирование рубки выглядело излишним и перегружавшим машину, не увеличивая существенно её защищённость.

380-мм фугасная ракета «Штурмтигра»

 

Защищённость бортовой и кормовой проекций «Штурмтигра» осталась в целом на уровне базовой машины. Если в начале 1943 года она обеспечивала ему надёжную защиту от подавляющего большинства танковых и противотанковых орудий, то уже к 1944 году развитие противотанковой артиллерии лишило «Штурмтигр» этого преимущества. Хотя артиллерийские системы, способные пробить его бортовую броню с больших дистанций, такие как 76-мм M5 или QF 17 pounder, либо 57-мм ЗИС-2, были сравнительно немногочисленны, применение САУ в городских условиях делало для неё опасными даже сравнительно малоэффективные при других обстоятельствах устаревшие орудия. При этом, всякое пробитие брони для «Штурмтигра», нёсшего по бортам боевого отделения более тонны взрывчатых веществ, представляло значительную угрозу.

Надёжность

«Тигр», служивший базой для «Штурмтигра», после периода первоначальной доводки, устранившего или значительно уменьшившего многие из его ранних проблем, превратился в сравнительно надёжную для своей весовой категории машину. Тем не менее, многие из его недостатков, такие как невысокая надёжность трансмиссии или склонность двигателя к перегреву, так и не были окончательно устранены до конца его службы. «Штурмтигр» же, помимо унаследования от базовой машины этих проблем, потяжелел по сравнению с ней на 10 тонн, что привело к крайней перегрузке подвески. Проблема усугублялась ещё и неравномерным распределением нагрузки, поскольку основная часть дополнительной массы — 150-мм лобовая плита рубки и бомбомёт, пришлась на передние катки. Именно проблемы с подвеской в дальнейшем стали основной причиной выхода из строя «Штурмтигров», усугубляясь повышенной сложностью ремонта из-за шахматного расположения катков подвески.

Ствол «Штурмтигра» с заряженной 380-мм ракетой

 

Оценка боевого применения

За время своей сравнительно недолгой службы «Штурмтиграм» почти не довелось использоваться по своему прямому назначению. Единственным эпизодом, когда «Штурмтигру» довелось принимать участие в штурме городов, было подавление Варшавского восстания. Впоследствии, хотя «Штурмтигры» не раз направлялись для выполнения подобных задач, обстановка на фронте, усугублённая частыми поломками САУ, неизменно препятствовала этому. Тем не менее, в тех отдельных эпизодах, когда «Штурмтигры» использовались против подходящих целей — зданий или укреплённых точек, его 380-мм орудие доказало свою высокую эффективность в их разрушении.

Однако в условиях отступления германских войск подобные цели были редки, и в тех случаях, когда «Штурмтигры» всё же вступали в бой, их целью обычно становились наступавшие англо-американские части. В этих же условиях критичными становились такие недостатки «Штурмтигра», как низкая точность стрельбы и крайне медленное перезаряжание. Постоянные же проблемы с надёжностью и нехваткой боеприпасов, усугублённые перебоями в снабжении, привели к тому, что подавляющее большинство «Штурмтигров» не были уничтожены в бою, а были подорваны и брошены своими экипажами. 

Вид на боевое отделение «Штурмтигра», захваченного британскими войсками весной 1945 года. Замок 380-мм бомбомёта отсутствует

 

Тактико-технические характеристики Штурмтигр

- Компоновочная схема: Моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в средней.- Разработчик: Alkett- Годы разработки: 1943—1944 гг.- Годы производства: 1944—1945 гг.- Годы эксплуатации: 1944—1945 гг.- Количество выпущенных, шт.: 18

Экипаж: 5 человек

Вес Штурмтигр

- Боевая масса, т: 66

Габаритные размеры Штурмтигр

- Длина корпуса, мм: 6280- Длина с пушкой вперёд, мм: 6280- Ширина, мм: 3705- Высота, мм: 2850- Клиренс, мм: 485

Бронирование Штурмтигр

- Тип брони: Стальная хромомолибденовая катаная и литая поверхностно закалённая- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 70 / 80°- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 100 (+50) / 25°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 62 / 65°- Борт корпуса (верх), мм/град.: 82 / 0°- Борт корпуса (низ), мм/град.: 62 / 0°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 82 / 8°- Корма корпуса (низ), мм/град.: 62 / 48°- Крыша корпуса, мм: 28- Лоб рубки, мм/град.: 150 / 47°- Борт рубки, мм/град.: 82 / 20°- Корма рубки, мм/град.: 82 / 10°- Крыша рубки, мм/град.: 40

Вооружение Штурмтигр

- Калибр и марка пушки: StuM RM 61 L/5,4 калибра 380 мм- Тип пушки: Реактивный бомбомёт- Длина ствола, калибров: 5,4 калибров- Боекомплект пушки: 14 реактивных снарядов- Углы ВН, град.: 0…+85°- Углы ГН, град.: ±10°- Прицелы: Оптический прицел Pak ZF 3x8

- Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм

Двигатель Штурмтигр

- Тип двигателя: Maybach HL 210 P30,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения,мощность 650 л.с.(478 кВт) при 2600 об/мин.,рабочий объём 23 095 куб.см.- Мощность двигателя, л. с.: 650

Скорость Штурмтигр

- Скорость по шоссе, км/ч: 38,2- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 38,2

- Запас хода по шоссе, км: 100- Запас хода по пересечённой местности, км: 100- Удельная мощность, л. с./т: 10,6- Тип подвески: Индивидуальная торсионная- Удельное давление на грунт, кг/см²: 1,18

- Преодолеваемый подъём, град.: 36°- Преодолеваемая стенка, м: 0,79- Преодолеваемый ров, м: 2,3- Преодолеваемый брод, м: 1,2

 

Фото САУ Штурмтигр

Немецкая САУ «Штурмтигр» (38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger), подбитая на улице поселка Оберембт (Oberembt).

 

Солдат 5-й бронетанковой дивизии США осматривает немецкую САУ «Штурмтигр» (38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger), брошенную возле моста. САУ вооружалась 380-мм корабельным реактивным минометом (ракетометом), предназначенным для разрушения баррикад, домов и укреплений в условиях уличных боев.

 

Военнослужащие 9-й армии США осматривают немецкую САУ «Штурмтигр» (Sturmtiger), захваченную в районе Миндена (Minden), Германия. На переднем плане разрушенный корпус 380-мм фугасной ракеты.

 

Немецкая тяжелая САУ «Штурмтигр» (Sturmtiger) из 1002-й отдельной роты самоходных минометов, захваченная американскими военными в Дрольсхагене (Drolshagen).

 

Британцы проезжают на бронированной ремонтно-эвакуационной машине M4 ARV (на базе танка M4 «Шерман») мимо тяжелой немецкой САУ «Штурмтигр», брошенной экипажем из-за поломки и захваченной американцами. Поселок Оберембт (Oberembt).

Похожие материалы

Load More...
Добавить комментарий

oruzhie.info

САУ СУ-122 - самоходно-артиллерийская установка калибр 122-мм

19 октября 1942 г. Государственным комитетом обороны было принято постановление о необходимости создания самоходных артиллерийских установок. Немногим раньше, летом 1942 г., артиллерийский завод в Свердловске разработал эскизный проект самоходной установки. На шасси танка Т-34 располагалась 122-мм гаубица М-30. При разработке данной модели был получен ценный опыт, на его основе стало возможным составление подробных тактико-технических требований на самоходную артиллерийскую установку.

САУ СУ-122 - видео

Тактико-технические требования прилагались к постановлению Государственного комитета обороны. Разработать опытные образцы самоходных артиллерийских установок было поручено Уралмашзаводу и заводу N 592 Наркомата вооружения. Заводы, которые получили задание по разработке САУ, должны были соблюсти ряд требований: должно было быть предусмотрено использование без каких-либо модернизаций значительного количества агрегатов орудия всей ствольной группы противооткатных устройств, верхнего станка механизмов наведения и прицельных приспособлений. Соблюдение этих условий было возможным лишь в том случае, если установка орудия была бы произведена на тумбе, прикрепленной к днищу машины. Длина отката орудия, равная 1100 мм, при этом не должна была изменяться. Согласно тактико-техническим требованиям, при разработке САУ должны были быть сохранены все моторно-трансмиссионные агрегаты танка Т-34, а масса САУ не превышать массу танка.В конце октября 1942 г. на Уралмашзаводе организовалась специальная конструкторская группа. Руководителями конструкторской группы были И. Горлицкий и заместитель наркома танковой промышленности Ж. Я. Котин. Установка получила заводской индекс У-35.

Через некоторое время индекс изменили на СУ-122 по специальному распоряжению ГАБТУ Красной Армии. Конструкторы должны были в самый короткий срок, за один месяц, создать самоходную артиллерийскую установку. Предполагалось, что 25 ноября 1942 г. начнутся государственные испытания. После завершения рабочего проекта состоялось его рассмотрение межведомственной комиссией представителей ГАУ и НКТП.Проект, выполненный Уралмашзаводом, имел высокие технические характеристики. Комиссия рекомендовала его для производства. Необходимо было предельно сократить время для изготовления опытного образца. В связи с этим чертежи разрабатывали не только конструкторы, но и технологи. Поскольку задание выполнялось в рекордно короткие сроки, не вся оснастка была готова. Поэтому при создании опытного образца приходилось на месте подгонять некоторые детали.30 ноября 1942 г. опытный образец был готов. В этот же день состоялись его заводские испытания. САУ совершила пробег на 50 км и осуществила стрельбу 20 выстрелами. В результате испытаний внесли некоторые исправления в конструкцию машины. Также были учтены технологические недостатки с намерением исправить их при отработке чертежей опытной серии.

В начале декабря 1942 г. на Гороховецком полигоне были проведены испытания двух опытных образцов САУ СУ-122. Изготовителем одного образца был Уралмашзавод, другого — завод № 592. Целью испытаний было определение тактико-технических показателей самоходных артиллерийских установок. При изучении характеристик представленных образцов государственная комиссия приняла решение о необходимости устранения целого ряда недостатков. К серьезным недостаткам была отнесена теснота в боевом отделении. Несмотря на многочисленные доработки, государственная комиссия рекомендовала принять САУ на вооружение Красной Армии.2 декабря 1942 г. вышло постановление Государственного комитета обороны о серийном производстве СУ-122 на Уралмашзаводе. Предполагалось, что первые 125 установок будут изготовлены по чертежам опытного образца, а с февраля 1943 г. должны были производиться установки с устранением недостатков, выявленных во время испытаний. Но гораздо раньше, в декабре 1942 г., на заводе разработали чертежи, устраняющие недостатки в конструкции самоходных артиллерийских установок. По новым чертежам началось серийное производство установок.Изменения по устранению недостатков включали в себя установку выпрямленной) лобового листа рубки. Это дало возможность справиться с теснотой в боевом отделении, что существенно улучшало условия для экипажа. Кроме того, были устранены щели в бронезащите, улучшено расположение рабочих мест экипажа, заменена командирская башенка на прибор ПТК, увеличена емкость топливных баков и др.

В последних числах декабря 1942 г. провели испытания одной из машин. Самоходная артиллерийская установка осуществила пробег на 50 км и стрельбу в 40 выстрелов. Во время испытаний не были отмечены какие-либо конструктивные недостатки. Партию самоходных установок приняли на вооружение. В декабре 1942 г. сформировались первые самоходно-артиллерийские полки — 1433-й и 1434-й. В это время началась операция по прорыву блокады Ленинграда, поэтому полки САУ в конце января 1943 г. были отправлены на Волховский фронт. 14 февраля 1943 г. полки САУ приняли первый бой. За 5—6 дней боя самоходно-артиллерийские установки разрушили 47 вражеских ДЗОТов, подавили 6 минометных батарей. Были сожжены несколько складов боеприпасов и уничтожено 14 противотанковых орудий.В результате боевых действий была разработана тактика применения самоходных артиллерийских установок. Этой тактики придерживались на протяжении всей Великой Отечественной войны. Самоходные артиллерийские установки двигались за танками на некотором расстоянии. После вхождения САУ в прорванную танками полосу обороны противника проводилось уничтожение оставшихся там вражеских точек. Таким образом, самоходные артиллерийские установки освобождали путь пехоте.

Конструкция САУ СУ-122 обладала следующими особенностями: не подвергались изменениям моторно-трансмиссионная группа и кодовая часть танка Т-34, в передней части установки находилось боевое отделение, оно было полностью бронировано. САУ имела меньшую массу, чем у танка Т-34, и составляла 29,6 т. Скорость движения, проходимость и маневренность самоходной артиллерийской установки СУ-122 были аналогичны характеристикам танка Т-34. В передней части днища корпуса находилась специальная тумба. В гнездо тумбы устанавливался штыревой верхний станок от 12-мм полевой гаубицы М-30 образца 1938 г. Качающаяся часть гаубицы находилась на цапфах станка. Ствол, люлька, противооткатные устройства, прицел, механизмы наведения не были изменены. Качающаяся часть гаубицы была бронирована, это привело к усилению пружинного уравновешивающего механизма. Примечательно, что не были изменены габариты пружинного механизма.Боекомплект САУ состоял из 40 выстрелов, преимущественно осколочно-фугасных. Иногда при необходимости борьбы с танками противника на дальностях до 1000 м использовались кумулятивные снаряды массой 13,4 кг. Такие снаряды могли пробить броню до 120 мм. Самооборона экипажа достигалась тем, что установка была снабжена двумя пистолетами-пулеметами ППШ с 20 дисками патронов и 20 ручными гранатами Ф-1. В распоряжении командира машины находился перископический танковый прибор наблюдения ПTK-5. Он давал возможность осуществлять круговое наблюдение за местностью. Кроме того, у командира была радиостанция ЭРМ.

Один панорамный прицел с полунезависимой линией прицеливания давал возможность осуществлять стрельбу прямой наводкой или стрельбу с закрытых огневых позиций. В бронированном козырьке корпуса имелись боковые отверстия, через которые можно было обозревать местность. Эти отверстия в случае необходимости закрывались шарнирными крышками. Состав экипажа САУ был достаточно большой и составлял 5 человек. Танк имел 122-мм гаубицу, которая была снабжена поршневым затвором, раздельным заряжением и разнесенным по обе стороны орудия механизмом наведения. С левой стороны располагался маховик винтового поворотного механизма. С правой стороны находился маховик секторного подъемного механизма. У орудия был угол горизонтального наведения 20', на каждую сторону приходилось по 10 градусов. Вертикальный угол составлял от +25 до -3 градусов. Более 70% деталей самоходной артиллерийской установки СУ-122 было заимствовано у тайка Т-34. Остальные детали специально создавались для САУ СУ-122. С декабря 1942 г. по август 1942 г. на Уралмашзаводе продолжалось производство СУ-122. Всего было выпущено 638 самоходных артиллерийских установок.Одновременно с работой над самоходной артиллерийской установкой проводились работы над ее модернизацией. Целью работ являлось усовершенствование САУ. В результате был сделан вывод, что лучше всего расположить гаубицу в рубке САУ не на тумбе, а в маске. Присоединение орудия к лобовому листу корпуса приводило к тому, что объем боевого отделения существенно увеличивался. Это было более удобно для экипажа. Конструкторы пришли к выводу, что целесообразно будет уменьшить длину отката пушки с 1100 до 600 мм. Это влекло за собой значительную компактность системы.

Было необходимо создать принципиально новое орудие, которое идеально подходило бы для САУ. Завод № 9 приступил к разработке и производству такой пушки. В середине весны 1943 г. был создан опытный образец САУ СУ-122М, на котором находилось новое орудие Д-11. Если сравнивать СУ-122 и СУ-122М, то у последней имелся целый ряд преимуществ. Гаубица Д-11 вместе с люлькой вставлялась в раму, которая вращалась в цапфах. Рама крепилась только к лобовому листу, не была связана с бортами и днищем. Гаубица была самоуравновешена в цапфах и смещена назад. Это позволяло улучшить условия работы передних опорных катков ходовой части. Для того чтобы стрельба прямой наводкой была эффективной, САУ снабжалась телескопическим прицелом. Возросли размеры боевого отделения, потому что стенки расширились до габаритов гусеницы, также была увеличена высота корпуса на 50 мм.В июне 1943 г. состоялись государственные испытания СУ-122М. В результате стало очевидным, что необходимо внести некоторые изменения в конструкцию. В общих чертах государственная комиссия сочла установку годной для принятия на вооружение Красной Армии. При разработке нового опытного образца САУ СУ-122-III были учтены все замечания государственной комиссии. САУ была снабжена 122-мм гаубицей Д-6, изготовленной на заводе № 9. В начале августа 1943 г. опытный образец СУ-122-III вместе с тремя САУ, на которых были установлены 85-мм пушки, прошли испытания. В результате были выявлены серьезные дефекты, поэтому СУ-122-III сняли с испытаний. С апреля 1943 г. стали формироваться самоходно-артиллерийские полки с однотипными машинами. Каждый полк имел в своем распоряжении несколько машин СУ-122. Эти машины до начала 1944 г. использовались для сопровождения танков и пехоты. Но применение САУ серьезно осложнялось малой начальной скоростью снаряда, которая составляла 515 м/с. Именно поэтому новые самоходно-артиллерийские установки СУ-85 оказались более эффективными, чем СУ-122.

Тактико-технические характеристики САУ СУ-122

Экипаж 5 человек
Скорость по пересечённой местности 20 км/ч
Скорость по шоссе 55 км/ч
Мощность двигателя 500 л. с.
Вооружение 122-мм гаубица
Боекомплект 40 выстрелов
Длина 6,95 м
Ширина 3 м
Высота 2,235 м
Вес 29,6 т
Броня лобовая 45 мм
Броня бортовая 45 мм

 

Фото СУ-122

Похожие материалы

oruzhie.info

САУ «Акация»: история создания, описание и характеристики

2С3 «Акация» — это самоходная артиллерийская гаубица калибра 152 мм, разработанная в СССР в конце 60-х годов. Однако, несмотря на довольно преклонный возраст, «Акация» до сих пор стоит на вооружении российской армии.

САУ «Акация» предназначена для уничтожения живой силы и бронетехники противника, его узлов управления и связи, подавления артиллерийских и минометных батарей противника. Дальность стрельбы установки достигает 20,5 км.

2С3 «Акация» была принята на вооружение в 1971 году, серийное производство была развернуто на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ). Оно прекратилось почти сразу после распада СССР, в 1993 году. Всего было выпущено около 4 тыс. единиц этой самоходной установки. За годы своей эксплуатации САУ «Акация» несколько раз подвергалась модернизации.

Эта самоходная установка принимала участие во множестве войн и конфликтов, зарекомендовав себя как надежное и эффективное оружие. Она поставлялась во все армии государств Варшавского договора, а также в страны Африки и Азии. Кроме российской армии, 2С3 «Акация» в настоящее время находится на вооружении еще нескольких десятков армий мира.

История создания

После окончания Второй мировой войны на вооружении СССР находилось несколько самоходных артиллерийских установок. Это были штурмовые и противотанковые самоходки, предназначенные для стрельбы прямой наводкой. Следует отметить, что подобная ситуация наблюдалась и в армиях других стран. Существовали и другие виды САУ, способные поражать противника с закрытых позиций, но их было сравнительно немного.

Однако преимущества самоходной артиллерии по сравнению с буксируемой были очевидными, поэтому разработками новых САУ активно занялись во многих странах мира. Подобными изысканиями занимались и советские конструкторы, но после прихода к власти Никиты Хрущева все работы в этом направлении были приостановлены.

Хрущев считал, что будущее за ракетами, а в случае масштабной ядерной войны пушки и вовсе не будут нужны. Однако очень скоро стала понятна ошибочность этой позиции. Несколько локальных конфликтов 50-х и 60-х годов показали, что пушки остаются основным средством поражения противника, а артиллерия все так же является «богом войны».

Однако работы над новыми отечественными артиллерийскими системами начались только после ухода Хрущева с поста главы государства.

4 июля 1967 года увидело свет поистине историческое для советской артиллерии постановление Совета Министров, которое дало ход работам над САУ «Гвоздика», «Акация» и «Фиалка». Следует сказать, что в это время США уже имели на вооружении 155-мм самоходную гаубицу M109, способную стрелять боеприпасами с ядерной боевой частью, так что советские конструкторы были в роли догоняющих.

Перед началом проектных работ был тщательно проанализирован опыт использования САУ во время прошедшей войны, а также учтены последние тенденции развития этого вида вооружения.

ВНИИ-100 с 1963 по 1965 год проводила предварительные исследовательские работы относительно облика и конструкции будущей самоходной установки. Артиллерийскую часть будущей САУ решено было разрабатывать на основе буксируемой 152-мм гаубицы Д-20. Конструкция орудия, баллистика и боеприпасы этого орудия были взяты без изменений.

Относительно шасси будущей самоходки рассматривались два варианта: «Объект 124» (ПУ ЗРК «Круг») и шасси перспективного среднего танка «Объект 432». В ходе изысканий было выяснено, что для САУ больше подойдет компоновка с передним расположением двигателя, поэтому для будущей «Акации» было решено использовать шасси ПУ ЗРК «Круг».

Два опытных образца были изготовлены уже в 1968 году, в 1969 году начались заводские испытания, которые показали чрезмерную загазованность боевого отделения во время стрельбы. С этой проблемой смогли справиться, и в 1971 году новая САУ была принята на вооружение под обозначением 2С3 «Акация». Серийное производство самоходной установки было развернуто на УЗТМ еще в 1970 году (то есть, еще до принятия на вооружение), она начала поступать в артиллерийские полки мотострелковых и танковых подразделений на замену 152-мм гаубицам Д-1, Д-20 и МЛ-20.

В этот же период шли работы над созданием 152-мм гаубицы с картузным заряжанием. Однако исследования показали, что использование картузных зарядов не несет никаких преимуществ ни в кучности, ни в дальности стрельбы, ни в скорострельности орудия, поэтому дальнейшие разработки в этом направлении были признаны нецелесообразными.

В начале 70-х годов была проведена модернизация САУ 2С3 «Акация», в первую очередь она затронула конструкцию механизма заряжания и компоновку боевого отделения машины. Две укладки барабанного типа на базовой модификации были заменены на одну, что позволило увеличить боекомплект установки до 46 выстрелов. Также было изменено расположение люков в кормовой части и башни самоходной установки и установлена механизированная подача выстрелов с грунта. Кроме того, на САУ была установлена новая радиостанция. Модернизированная «Акация» получила индекс 2С3М. В серию она была запущена в 1975 году.

В 1987 году была разработана еще одна модификация САУ, она получила наименование 2С3М1. На этой машине был установлен панорамный прицел наводчика 1П5, новая аппаратура внутренней связи, а также более совершенная радиостанция. Кроме того, самоходка оснащалась оборудованием для приема информации с машины командира батареи.

Следующая модернизация «Акации» была проведена уже после распада СССР, она получила наименование 2С3М2. Самоходка получила автоматизированную СУ наведением и стрельбой 1В514-1 «Механизатор-М», а также новую систему постановки дымовых завес. В это же время был разработан вариант САУ 2С3М2 «Акация» под натовский калибр.

Последняя модернизация машины коснулась артиллерийской части установки. 152-мм гаубица 2А33 была заменена на более мощное орудие 2А33М аналогичного калибра, что позволило увеличить дальность стрельбы и существенно расширить номенклатуру используемых боеприпасов. Также установка была оснащена более совершенным бортовым оборудованием. Данная модификация получила наименование 2С3М3, пока она считается опытной машиной.

Описание конструкции

САУ 2С3 «Акация» имеет классическую башенную схему с расположением двигателя в передней части машины. Корпус и башня самоходки выполнены из катаной броневой стали, она держит бронебойную пулю на расстоянии 300 метров, а также защищает экипаж от осколков мин и снарядов. Лобовая броня башни и корпуса имеет толщину 30 мм, а толщина брони боковых частей составляет 15 мм.

Корпус установки делится на несколько отсеков: управления, силовой и боевое отделение. Отсек управления расположен в передней части корпуса с левой стороны. В нем находится место водителя, приборы и органы управления. Справа в передней части размещается силовое отделение, в котором расположен двигатель, трансмиссия, а также системы смазки, охлаждения, запуска и подачи топлива.

Центральную и кормовую часть машины занимает боевое отделение, на его крыше установлена сварная башня со 152-мм орудием. В боевом отделении расположены места трех членов экипажа: командира машины, наводчика и заряжающего. Сиденья командира и наводчика находятся слева от орудия, а заряжающего – справа от него. Место командира установки оборудовано поворотной башенкой, которая установлена на крыше башни. Также на крыше башни находится люк командира и люк заряжающего. Над командирским люком установлен 7,62-мм пулемет для стрельбы по воздушным целям. Боеукладка расположена в кормовой части боевого отсека.

САУ 2С3 «Акация» вооружена 152-мм гаубицей 2А33, которая практически полностью повторяет буксируемую гаубицу Д-20. Она состоит из ствола, затвора, муфты, противооткатного устройства, дульного тормоза, люльки и подъемного механизма. Ствол 2А33 – это труба, соединенная муфтой с казенником, на дульном срезе ствола находится дульный тормоз. Затвор орудия – вертикально-клиновой, выстрел можно производить как вручную, так и с помощью электроспуска. Цилиндры противооткатного устройства после выстрела откатываются вместе со стволом.

Заряжание орудия – раздельно-гильзовое: сначала в канал ствола досылается снаряд, а затем гильза с порохом. Аналогичным образом устроены большинство артиллерийских систем калибра 152 мм.

Для облегчения работы заряжающего орудие оборудовано электромеханическим досылателем снаряда и заряда, а также лотком для улавливания стреляной гильзы. Противооткатные устройства орудия – это гидравлический тормоз отката, закрепленный в казеннике и пневматический накатник, заполненный азотом.

Подъемный механизм обеспечивает наведение орудия по вертикали в диапазоне от −4 до +60°.

Возимый боекомплект САУ «Акация» составляет 40 выстрелов (для модификации 2С3), на более поздних модификациях установки количество выстрелов увеличено.

САУ «Акация» может вести огонь разными типами боеприпасов. В основной боекомплект САУ входят осколочно-фугасные снаряды (дальность стрельбы более 17 км), снаряды с улучшенной аэродинамической формой, дальность стрельбы которых составляет 17,4 км, есть возможность использовать управляемые снаряды типа «Краснополь» и «Сантиметр». Кроме этого, САУ может вести огонь химическими, осветительными, шрапнельными и кассетными боеприпасами. Для борьбы с бронетехникой противника применяются кумулятивные и бронебойные снаряды.

САУ 2С3 «Акация» может использовать боеприпас с ядерной боевой частью мощностью 1 кТ, дальность стрельбы при этом составляет 17,4 км.

Кроме орудия, САУ «Акация» вооружена 7,62-мм пулеметом ПКТ.

Место наводчика орудия оборудовано двумя прицелами: панорамой для стрельбы с закрытых позиций и прицелом ОП5-38 для стрельбы прямой наводкой. В командирской башенке установлен прицел ТКН-3А, а место водителя оборудовано призматическими приборами наблюдения и прибором ночного видения.

САУ «Акация» оснащена радиостанцией Р-123, которая обеспечивает связь на расстоянии 28 км.

На САУ установлен V-образный дизель В-59У с двенадцатью цилиндрами, его мощность 520 л. с. Кроме солярки, он может использовать керосин.

Ходовая часть САУ «Акация» — это модифицированное шасси ПУ ЗРК «Круг», в ее состав входят шесть пар опорных катков, четыре пары поддерживающих катков, направляющие колеса расположены в задней части машины, а ведущие – в передней. Подвеска самоходки – индивидуальная торсионная.

Боевое применение

Первым серьезным конфликтом, в котором принимала участие САУ «Акация», стала война в Афганистане. В 40-й армии 2С3 была самой распространенной артиллерийской установкой. Эти самоходные гаубицы обычно осуществляли непосредственную поддержку штурмовым подразделениям. Для защиты от крупнокалиберных пулеметов ДШК корпус и башню САУ обвешивали траками или ящиками с песком. С 1984 года 2С3 начали использовать для сопровождения колонн, которые часто обстреливались моджахедами.

САУ «Акация» участвовала практически во всех конфликтах, которые возникли на территории СССР после его развала. Эти установки использовали во время Приднестровского конфликта, грузины применяли «Акации» во время войны в Абхазии, эта самоходная установка использовалась российскими войсками в первой и второй чеченской кампании.

В 2008 году российские и грузинские войска использовали «Акации» в Осетии.

В настоящее время САУ 2С3 применяется обеими противоборствующими сторонами на востоке Украины.

САУ «Акация» активно применялась иракскими войсками во время ирано-иракской войны. Она составляла основу артиллерийских дивизионов Ирака. Однако против сил международной коалиции в 1991 году иракская самоходная артиллерия оказалась неэффективной.

В настоящее время эти самоходные установки активно используются сирийской правительственной армией против повстанцев.

Несмотря на свой весьма преклонный возраст, «Акация» продолжает исправно нести ратную службу не только в нашей стране, но и за ее пределами. Военные любят эту самоходку за простоту и надежность. Скорее всего, она еще долго будет оставаться в боевом строю. Как показывает опыт последних военных конфликтов, артиллерия еще долго будет оставаться «богом войны», и вряд ли получиться подыскать ей равноценную замену.

Характеристики

Ниже представлены характеристики (ТТХ) САУ «Акация».

Экипаж, чел4
Масса, т27,5
Макс. скорость, км/ч60
Запас хода по шоссе, км500
Вооружение152-мм 2А33 гаубица,пулемет 7,62-мм ПКТ
Боекомплект, шт.46
Дальность стрельбы, кмдо 20,5
ДвигательВ-59У
Мощность двигателя, л.с.520

militaryarms.ru

САУ СУ-5 - самоходная артиллерийская установка калибр 122-мм

САУ СУ-5-1

«Малый триплекс» СУ-5, работа над созданием которого началась в СССР после успешного испытания самоходной артиллерийской установки АТ-1, представлял собой универсальный лафет с откидными упорами, созданный на базе танка Т-26. Конструкция лафета позволяла размещать на нем либо пушку калибра 76 мм образца 1902—1930 гг. с увеличенной длиной ствола, либо гаубицу образца 1910—1930 гг. калибра 122 мм, либо мортиру образца 1931 г. калибра 152 мм.

САУ СУ-5-2

Подобная самоходная установка обладала высокой подвижностью и была способна существенно усилить огневую мощь наступающих боевых подразделений. Такие самоходные установки предназначались для применения в боевых действиях в некотором удалении от танков первой линии, вызывающих на себя огонь противника, тем самым выявляя его огневые точки. Поэтому на СУ-5 не предусматривалась возможность установки еще и пулеметного вооружения.В отличие от САУ АТ-1 на СУ-5 боевое отделение размещалось не на середине, а на корме боевой машины. Также СУ-5 характеризовалась более высокими возможностями обзора, что было достигнуто за счет отказа от полностью бронированной рубки.

САУ СУ-5-3

«Малый триплекс» СУ-5 являлся достаточно прогрессивной военной техникой для своего времени. В этот период в мире еще не было создано самоходных артиллерийских систем. Немецкие танки оснащались двумя пулеметами, а французские танки — пушкой калибра 37 мм, которая была недостаточно мощным орудием.Однако, несмотря на положительные результаты, полученные в ходе испытаний самоходных артиллерийских систем, на вооружение Красной Армии они были поставлены только в 1942 г. Вероятно, что приостановление работ по внедрению СУ-5 в серийное производство связывалось с арестом маршала Тухачевского, который являлся главным инициатором создания самоходных артиллерийских установок.

Тактико-технические характеристики САУ СУ-5

Масса 10,2 т
Длина 4,84 м
Высота 2,35—2,56 м
Клиренс 380 мм
Броня лобовая 15 мм
Броня бортовая 15 мм
Максимальная скорость по шоссе 30 км/ч
Запас хода по шоссе 170 км
Экипаж 5 чел.
Вооружение 122-мм гаубица обр. 1910/1930 гг.
Боекомплект пушки 8
Двигатель Т-26, карбюраторный
Мощность двигателя 90 л.с.

Фото САУ СУ-5-3 с 152-мм мортирой обр. 1931 г.

САУ СУ-5-2 - фото вида сзади

СУ-5-2 в Хабаровске на военном параде. 1936 год.

Похожие материалы

oruzhie.info