САО 2С34 «Хоста» модернизированная САУ 2С1 «Гвоздика». Сау хоста 2с34


ВВО России: артиллеристы провели боевые стрельбы из самоходных артиллерийских установок "Мста-С" и "Хоста"

«Мста-С» (индекс ГРАУ - 2С19) - современная советская и российская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц, изготовленная на базе ходовой части танка Т-80.

Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев

Предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам противника в глубине его обороны. 

Может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, без потери в скорострельности (7-8 выстр/мин).

Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев

«Мста-С» была разработана по заданию Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) Министерства обороны СССР в начале 1980-х годов для замены гаубицы 2С3 «Акация».

Первые серии самоходных гаубиц выпускались на заводе «Уралтрансмаш» (г. Екатеринбург), в последующем, их серийное производство было продолжено на заводе в г. Стерлитамак (Башкирия).

В 1989 году САУ была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий Советской армии под обозначением 2С19 «Мста-С» (С - самоходная, в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б»). Впервые демонстрировалась на авиасалоне в городе Жуковском в августе 1992 года.

Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев

Корпус САУ бронированный, конструктивно и внешне подобен корпусу танка Т-72. Башня - сварная из катаных броневых листов. В ней размещено орудие (гаубица 2А64) с системами наведения и прицеливания, автоматизированной подачи и хранения снарядов. Кроме того в башне установлен автономный газотурбинный агрегат мощностью до 16 кВт, обеспечивающий САУ постоянным током, фильтровентиляционное оборудование, средства связи и система герметизации казенной части гаубицы (для предотвращения загазованности боевого отделения).

Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев

Гаубица  с раздельно-гильзовым заряжанием может вести стрельбу осколочно-фугасными (ОФС), активно-реактивными (АРС), кассетными и специальными снарядами. Могут быть использованы штатные боеприпасы для орудий Д-20, дымовые снаряды-целеуказатели, а также управляемые боеприпасы с лазерной подсветкой 3ОФ39 «Краснополь».

Поиск нужного боеприпаса и управление процессом заряжания осуществляется контрольной системой механизма  заряжания с одновременным подсчетом и фиксацией числа выстрелов соответствующего типа. Снаряды и заряды к орудию доставляются двумя независимыми конвейерами. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия для уменьшения загазованности боевого отделения.

«Мста-С» использовалась в борьбе с незаконными бандформированиями в Чечне. По результатам боевого применения завод «Уралтрансмаш» совместно с ВНИИ «Сигнал» и другими предприятиями провел комплекс работ по модернизации САУ. Модернизированная самоходная установка, получившая обозначение 2С19М, оснащена дополнительными приборами-индикаторами наводчика и заряжающего, бортовой ЭВМ с модемом, дисплеем и цифровым датчиком угла возвышения орудия.

Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Алексей Китаев

Технические характеристики

Масса, т   42
Экипаж, чел.   5
Двигательдизельный В-84А
Количество цилиндров12
Мощность, л.с   840  
Максимальная скорость, км/ч60  
Расход топлива, л/100 км250-450  
Длина с пушкой вперёд, м   11,917
Вооружение152-мм гаубица 2А64; зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес»
Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасными снарядами, км   24,7  

www.arms-expo.ru

Новейшую минометную гаубицу отстранили от службы | Статьи

Министерство обороны по итогам двухлетних войсковых испытаний отказалось от закупок новой универсальной самоходной артиллерийской установки (САУ) 2С34 «Хоста», способной стрелять не только обычными 120-миллиметровыми артиллерийскими снарядами, но и минами.

Уникальность «Хосты» заключается в том, что ствол ее орудия может подниматься вверх на 80 градусов, почти вертикально, тогда как у других САУ — всего на 50. Благодаря такому положению ствола из «Хосты» можно стрелять вверх и навешивать мины, которые не предназначены для стрельбы на большие расстояния. Однако при это возникает сильная отдача — у обычного миномета ее гасит тяжелая плита, а у «Хосты» — сложная противооткатная система.

Как пояснил «Известиям» представитель военного ведомства, артиллеристов полностью устраивает уникальное орудие установки, но при этом войскам совсем не подходит старое гусеничное шасси от МТЛБ (расшифровывается как «многоцелевой транспортер легкий бронированный»), снятое с производства в начале 1990-х.

— Проблема «Хосты» только в шасси. Из-за шасси всю установку признали неперспективной, хотя орудие на ней очень хорошее, — пояснил представитель Минобороны.

Ширина шасси установки — 2,85 м при длине 7,5 м. Этих габаритов хватает для устойчивости вездехода, но недостаточно для боевой машины: при максимальном подъеме ствола корпус сильно раскачивается, что снижает точность стрельбы, в первую очередь из миномета — отдача от такого снаряда намного выше, чем от обычного снаряда.

Кроме того, из-за неустойчивого шасси на заводских и государственных испытаниях «Хоста» стреляла слишком медленно — установка производила всего 2–3 выстрела в минуту, в то время как обычный возимый миномет того же калибра — 2С12 «Сани» — 12.

Сейчас военные ждут, что «Мотовилихинские заводы», которые производят «Хосту», поставят артиллерийскую установку на другое шасси. Однако там «Известиям» признались, что без решения военных ничего менять не собираются.

— «Хосту» мы сделали по заказу Министерства обороны в железном соответствии с техзаданием, которое нам выдано. Такое было техзадание. В случае если нам будет выдано другое техзадание, мы его безусловно выполним в соответствии с требованиями и в процессе обсуждения выберем всё оптимально, — заявила «Известиям» начальник департамента по внешним связям ОАО «Мотовилихинские заводы» Светлана Мишланова.

Она подчеркнула, что официальных заявлений от Минобороны по поводу отказа от «Хосты» на завод не поступало. 

В феврале нынешнего года экс-министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что Сухопутные войска собираются отказаться от ряда вооружений, которые не отвечают новым требованиям Вооруженных сил. В черном списке кроме «Хосты» оказались реактивные системы залпового огня «Торнадо» и минометы «Нона». 

«Хоста» была задумана в 2000 году как первый гибрид миномета, гаубицы и артиллерийского орудия. Чтобы ускорить создание опытных образцов, новейшее орудие поставили на шасси МТЛБ, которое сняли с длительного хранения. 

Сейчас в Минобороны ждут, когда появится шасси, которое выдержит ударную мощь орудия «Хосты». Ожидается, что орудие может быть установлено на перспективную гусеничную платформу «Курганец» и новую колесную — «Бумеранг», которые разрабатываются для сухопутной техники. Однако представитель ОПК, знакомые с конструкцией платформ, утверждают, что гаубица-миномет на них не поместится.

Однако одним шасси проблемы «Хосты» не ограничиваются. Офицеры специальных подразделений, созданных для войсковых испытаний «Хосты», в итоговых отчетах указали на технические недоработки в противооткатном механизме, проблемы стрельбы минами из нарезного ствола, а также на слишком расплывчатые задачи гаубичных минометов. Сначала планировалось, что универсальные установки заменят 152-миллиметровые гаубицы «Акация», но по огневой мощи и дальности стрельбы обычными снарядами «Хоста» оказалась слабее. 

iz.ru

Минобороны отказалось от миномётной гаубицы «Хоста»

Российское министерство обороны по итогам двухлетних войсковых испытаний отказалось от закупок новой универсальной самоходной артиллерийской установки (САУ) 2С34 «Хоста», способной стрелять не только обычными 120-миллиметровыми артиллерийскими снарядами, но и минами.

Уникальность «Хосты» заключается в том, что ствол ее орудия может подниматься вверх на 80 градусов, почти вертикально, тогда как у других САУ — всего на 50 градусов. Благодаря такому положению ствола из «Хосты» можно стрелять вверх и навешивать мины, которые не предназначены для стрельбы на большие расстояния. Однако при этом возникает сильная отдача — у обычного миномета ее гасит тяжелая плита, а у «Хосты» — сложная противооткатная система.

Как пояснил «Известиям» представитель военного ведомства, артиллеристов полностью устраивает уникальное орудие установки, но при этом войскам совсем не подходит старое гусеничное шасси от МТЛБ (расшифровывается как «многоцелевой транспортер легкий бронированный»), снятое с производства в начале 1990-х. «Проблема «Хосты» только в шасси. Из-за шасси всю установку признали неперспективной, хотя орудие на ней очень хорошее», — пояснил представитель Минобороны.

Ширина шасси установки — 2,85 м при длине 7,5 м. Этих габаритов хватает для устойчивости вездехода, но недостаточно для боевой машины: при максимальном подъеме ствола корпус сильно раскачивается, что снижает точность стрельбы, в первую очередь из миномета — отдача от такого снаряда намного выше, чем от обычного снаряда.

Кроме того, из-за неустойчивого шасси на заводских и государственных испытаниях «Хоста» стреляла слишком медленно — установка производила всего 2–3 выстрела в минуту, в то время как обычный возимый миномет того же калибра — 2С12 «Сани» — 12.

Сейчас военные ждут, что «Мотовилихинские заводы», которые производят «Хосту», поставят артиллерийскую установку на другое шасси. Однако там «Известиям» признались, что без решения военных ничего менять не собираются.

«САУ «Хоста» мы сделали по заказу Министерства обороны в железном соответствии с техзаданием, которое нам выдано. Такое было техзадание. В случае если нам будет выдано другое техзадание, мы его, безусловно, выполним в соответствии с требованиями и в процессе обсуждения выберем всё оптимально», — заявила начальник департамента по внешним связям ОАО «Мотовилихинские заводы» Светлана Мишланова. Она подчеркнула, что официальных заявлений от Минобороны по поводу отказа от «Хосты» на завод не поступало.

В феврале нынешнего года экс-министр обороны Анатолий Сердюков заявил, что Сухопутные войска собираются отказаться от ряда вооружений, которые не отвечают новым требованиям Вооруженных сил. В черном списке кроме «Хосты» оказались реактивные системы залпового огня «Торнадо» и минометы «Нона». «Хоста» была задумана в 2000 году как первый гибрид миномета, гаубицы и артиллерийского орудия. Чтобы ускорить создание опытных образцов, новейшее орудие поставили на шасси МТЛБ, которое сняли с длительного хранения.

Сейчас в Минобороны ждут, когда появится шасси, которое выдержит ударную мощь орудия «Хосты». Ожидается, что орудие может быть установлено на перспективную гусеничную платформу «Курганец» и новую колесную — «Бумеранг», которые разрабатываются для сухопутной техники. Однако представитель ОПК, знакомые с конструкцией платформ, утверждают, что гаубица-миномет на них не поместится.

Однако одним шасси проблемы «Хосты» не ограничиваются. Офицеры специальных подразделений, созданных для войсковых испытаний «Хосты», в итоговых отчетах указали на технические недоработки в противооткатном механизме, проблемы стрельбы минами из нарезного ствола, а также на слишком расплывчатые задачи гаубичных минометов. Сначала планировалось, что универсальные установки заменят 152-миллиметровые гаубицы «Акация», но по огневой мощи и дальности стрельбы обычными снарядами «Хоста» оказалась слабее.

/Денис Тельманов, izvestia.ru/

army-news.ru

САО 2С34 «Хоста» модернизированная САУ 2С1 «Гвоздика» « Энциклопедия безопасности

САО 2С34 «Хоста» была спроектирована на Мотовилихинском заводе г. Перми. По существу это та же САУ 2С1 «Гвоздика» но прошедшая серьёзную модернизацию. По неким данным выпуск 2С34 начат 2003 году. Экипаж состоит из 4 человек, броня листовая, катанная, боевая масса составляет 16 тонн. Вооружение: пушка 2А80-1 с углом вертикального наведения от -2 до 80 градусов и 7,62 пулемёт ПКТ установленный на крыше башни. По своим техническим чертам «Гвоздика» была достаточно хороший, нетребовательной и надежной боевой машиной, но на сегодня, 2С1, непременно, уже устарела.

Ходовая часть новейшей «Хосты» БШ 2С1 (улучшенная БШ МТ-ЛБ) досталась от той же «Гвоздики», было только установлено новое вооружение, в новейшей башне радиального вращения, использованы узлы и агрегаты, некие новаторства и разработки присутствующие на САО 2С31 «Вена» сделанной на базе БМП-3, 2С23 «Нона» СВК и экспериментального «Объект-118». Так же установлена, улучшенная 2А80 — 120 мм автоматическая нарезная пушка-гаубица-миномёт 2А80-1, снаряженная дульным тормозом. В отличие от 2А80 имеющая практически вдвое огромную скорострельность и способность вести стрельбу всеми типами 120 мм снарядов, на расстояние до 13 км. Осколочно-фугасными снарядами, минами, так же предусмотрена возможность стрельбы современными снарядами 3ВОФ112 «Китолов-2» с пассивной головкой самонаведения, принимающей сигнал отражения лазерного целеуказателя, исключение составляет кумулятивный снаряд 3ВБК14. Стрельба может вестись без предыдущей подготовки, как с закрытых, полузакрытых и открытых позиций прямой либо полупрямой наводкой к тому же «Хоста» способна уничтожать цели на оборотных скатах высот, что является важным фактором при ведении боевых действий в горной либо холмистой местности.

Модернизация задела и электрической внутренности новейшей 2С34, хотя полную комплектацию, в целях понижения общей цены производства, будут устанавливать лишь на машины командиров батарей и выше. Другие же САО будут без АСУНО, (это время от времени составляет до 50% общей цены машины) что делает «Хосту» намного дешевле в производстве и, как следует, более симпатичной для мирового рынка вооружений. Но в то же время с более низкими боевыми свойствами, чем к примеру, у той же очень дорогой, но более современной САО 2С31 «Вена». Которая ко всему иному может использовать для стрельбы даже боеприпасы государств НАТО, но её выпуск по таинственным причинам фактически свёрнут в пользу более обычных и устаревших, но пользующихся спросом (в главном развивающихся государств третьего мира) на мировом рынке вооружений, дешевеньких образцов. Вот таковой вот экономный вариант, совмещения 2С23 «Нона» и 2С1 «Гвоздика», хотя современной армии Рф, армии 21-го века необходимы, казалось бы более современные и сверхтехнологичные машины. Рассчитанные не на наружный рынок и создающиеся с учетом покупательной возможности возможных заказчиков, а направленные, сначала на укрепление и увеличение обороноспособности собственной страны.

Все же, рынок диктует свои условия, фабрики оборонной индустрии Рф выживают, как могут и САО 2С34 «Хоста» начинает поступать в войска, но пока трудно гласить о её боевых качествах, тем паче есть, как уже говорилось два варианта оснащения и комплектации машины. Если рассматривать и оценивать «командирский» вариант то это, непременно, суровая боевая машина, беря во внимание маневренность и ходовые свойства шасси «Гвоздики» показавшее себя с самой наилучшей стороны во время войны в Афганистане. По мемуарам членов экипажей, участников тех событий, тепло отзывавшихся о «саушке» и отмечавших простоту, надежность и крепкость в сочетании с необыкновенной устойчивостью бронекорпуса к подрыву на противотанковых минах. Новое вооружение, плюс оснащение АСУНО (автоматическая система управления наведением и огнём), позволят делать самые сложные боевые задачки в критериях современной войны, но, экономный вариант по этим чертам почти во всем ему уступает, а это, к огорчению, большая часть машин. Как мы помним в истории, в своё время, радиостанции устанавливались тоже не на всех машинах предвоенного периода, к чему это привело, и какой ценой это было оплачено в исходный период Величавой Российскей Войны, всем понятно.

А пока, утверждения неких источников, что – «… эффективность машины втрое выше, чем у не модернизированной …» вызывают, мягко говоря, огромные сомнения. Не следует забывать, что это всё-таки, не новенькая машина, а глубоко модернизированная древняя, разработанная еще в СССР модель САУ.

survincity.ru

Самоходные орудия 2С34 "Хоста" в войсках

На веб-сайте otvaga2004.mybb.ru появились фотографии строевых 120-мм самоходных артиллерийских орудий 2С34 "Хоста" Российской Армии. Установки входят в состав самоходно-артиллерийской батареи 1-го мотострелкового батальона 21-й отдельной мотострелковой бригады в Тоцкое (Оренбургская область). Снимки 2011 года, как обычно, сделаны военнослужащими части и выложены в социальной сети "ВКонтакте". Размещены на указанном сайте участником под ником Wiedzmin.Это первые известные свидетельства поступления САО 2С34 в Вооруженные силы России. Предположительно, первые серийные установки были переданы в войска в 2010 году. САО 2С34 представляют собой модернизацию известной 122-мм самоходной гаубицы 2С1 "Гвоздика" с установкой новой 120-мм качающейся части орудия-миномета 2А80-1 и современной системы управления огнем АСУНО. Модернизация САУ 2С1 в вариант САО 2С34 осуществляется на пермском ОАО "Мотовилихинские заводы". 

120-мм самоходные орудия 2С34 "Хоста" из состава 21-й отдельной мотострелковой бригады Российской Армии (с) "Дембельфото" (via Wiedzmin/otvaga2004.mybb.ru ) 

120-мм самоходные орудия 2С34 "Хоста" из состава 21-й отдельной мотострелковой бригады Российской Армии (с) "Дембельфото" (via Wiedzmin/otvaga2004.mybb.ru ) 

bmpd.livejournal.com

Самоходное артиллерийское орудие 2С34 «Хоста» - Армия и вооружение - Каталог статей

Самоходное артиллерийское орудие 2С34 «Хоста»

С начала 70-х годов на вооружении советской и российской армии состоит самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика». Эта самоходка с орудием 2А31 калибра 122 мм предназначена для уничтожения живой силы, техники и объектов противника, а также дополняет иные САУ других типов. За два десятилетия было построено несколько тысяч таких боевых машин, большая часть которых до сих пор остается в строю. Тем не менее, к началу двухтысячных годов военные пришли к выводу о необходимости замены «Гвоздики». Так появился проект 2С34 «Хоста».

Решение о разработке нового проекта было принято в 2003 году. Военные заказали создание глубокой модернизации имеющейся САУ 2С1. Изначально новый проект имел обозначение 2С1М, связанное с его основной задачей – обновить имеющуюся самоходку. Тем не менее, в дальнейшем в новом проекте было внедрено такое количество нововведений, что его индекс изменили на 2С34. Также проект обозначался шифром «Хоста». Головным разработчиком нового проекта стало пермское предприятие «Мотовилихинские заводы». Кроме того, к работам привлекли ЦНИИ «Буревестник».

По имеющимся данным, исходное техническое задание подразумевало создание новой модификации самоходки 2С1 «Гвоздика» с использованием нового оружия и аппаратуры управления огнем. По этой причине было решено переработать только боевое отделение и башню машины. Гусеничное шасси предложили оставить без изменений, что в дальнейшем сказалось на судьбе проекта. Таким образом, самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С34 «Хоста» представляет собой новое боевое отделение с пушкой, установленное на шасси базовой машины.

Шасси САО 2С34 сохранило прежнюю компоновку, традиционную для отечественных самоходок последних десятилетий. В передней части корпуса, со сдвигом к правому борту, располагается моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Средняя и кормовая части корпуса отданы под боевое отделение. На крыше корпуса имеется погон для установки башни. Корпус боевой машины сваривается из катаных броневых листов толщиной до 15 мм, обеспечивающих защиту от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов.

Основой силовой установки шасси «Хосты» является дизельный двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. С двигателем связана механическая двухпоточная трансмиссия с планетарно-фрикционными механизмами поворота. Имеются шесть передних передач и одна задняя. В составе ходовой части имеются семь опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Несколько катков дополнительно укомплектованы гидравлическими амортизаторами. Ввиду переднего расположения двигателя, ведущие колеса находятся в носовой части бортов, направляющие – в корме. Специальные поддерживающие ролики отсутствуют, поскольку верхняя ветвь гусеницы лежит на опорных катках.

Длина корпуса самоходки 2С34 «Хоста» составляет 7,57 м, ширина – 2,85 м. Общая высота машины по крыше башни – 2,83 м. Боевая масса составляет 16 т. Удельная мощность машины находится на уровне 18,75 л.с. на тонну, что позволяет развивать скорость (на шоссе) до 60 км/ч. На пересеченной местности максимальная скорость вдвое ниже.

За счет герметичного корпуса САО «Хоста» может пересекать водные преграды вплавь. В таком случае движение осуществляется за счет переметывания гусениц. Скорость на воде не превышает 4-4,5 км/ч. При движении по шоссе запас хода по топливу достигает 500 км.

Среднюю и кормовую часть корпуса самоходки занимает боевое отделение с вращающейся башней. В нем располагается вооружение, боекомплект и аппаратура управления огнем. В центральной части лобового листа башни предусматривается окно для орудия и его маски. Механизмы установки пушки позволяют вести огонь с углом возвышения от -2° до +80°. Горизонтальная наводка – круговая. На скулах башни имеются дымовые гранатометы. На крыше предусмотрена турель для пулемета, предназначенного для самообороны.

Для повышения характеристик новой боевой машины было решено заменить основное орудие. Вместо 122-мм нарезной гаубицы 2А31 теперь используется орудие 2А80-1 калибра 120 мм. Это орудие сочетает в себе основные функции пушек, гаубиц и крупнокалиберных минометов, что, как ожидалось, должно было привести к значительному росту боевых характеристик.

Характерной чертой нового орудия является дульный тормоз узнаваемой формы. Кроме того, орудие оснащено специальными противооткатными устройствами, позволяющими вести огонь в широком диапазоне углов возвышения, как прямой наводкой, так и «по-минометному». Внутри боевого отделения размещается боекомплект из 40 выстрелов различных типов.

Орудие для «Хосты» является модернизированной версией пушки 2А80, используемой в составе САО 2С31 «Вена». Благодаря этому две самоходки могут использовать одни и те же боеприпасы различных типов. Орудие самоходки 2С34 может вести огонь осколочно-фугасными, термобарическими, зажигательными, осветительными, кассетными и т.п. снарядами. При этом, однако, в отличие от «Вены», «Хоста» не может использовать бронебойный кумулятивный снаряд 3ВБК14.

Орудие 2А80-1 может вести огонь прямой наводкой или с закрытых позиций. За счет использования различных режимов стрельбы обеспечивается эффективное поражение целей на дальностях до 13 км, в зависимости от типа снаряда и некоторых других параметров. Точность попадания зависит от боеприпаса. Так, в номенклатуру используемых выстрелов входят несколько управляемых снарядов, позволяющие значительно понизить расход боеприпасов на поражение указанной цели.

Помимо нового оружия для повышения характеристик стрельбы используется обновленное оборудование управления огнем. Известно о существовании двух вариантов системы управления огнем (СУО). Предлагается полноценный вариант т.н. автоматической системы управления наведением и огнем (АСУНО) и ее упрощенная версия.

По имеющимся данным, полноценный вариант СУО предназначается для командирских машин, которые должны обрабатывать имеющуюся информацию и выдавать целеуказание другим самоходкам батареи. Последние в таком случае могут использовать и упрощенный вариант СУО, способный выполнять команды и решать поставленные задачи без сложных вычислений и т.п. операций.

Управление работой САО 2С34 «Хоста» осуществляется экипажем из четырех человек. Механик-водитель располагается в передней части бронекорпуса, слева от двигателя. Командир, наводчик и заряжающий находятся в башне. В распоряжении последних имеется полный набор оборудования для управления системами, отвечающими за стрельбу по выбранным целям.

Разработка проекта 2С34 завершилась к 2008 году. Вскоре после этого «Мотовилихинские заводы» совместно с некоторыми смежными предприятиями приступили к производству новой техники. Спустя некоторое время новые боевые машины вышли на испытания, а затем были переданы войскам для проверки в ходе эксплуатации. Войсковые испытания проводились самоходно-артиллерийской батареей 1-го мотострелкового батальона 21-й отдельной мотострелковой бригады (Оренбургская область).

На новую самоходку возлагались большие надежды. Ожидалось, что оснащение отработанного шасси новым боевым отделением с универсальным орудием позволит значительно повысить боевой потенциал артиллерийских подразделений. Тем не менее, в ходе войсковых испытаний были выявлены некоторые серьезные недостатки получившейся машины. Главные из них были связаны с используемым шасси. Осенью 2012 года стало известно, что на реальных характеристиках САО «Хоста» сказался подход к конструированию с широким использованием готовых агрегатов.

По информации отечественной прессы, новая самоходка во время испытаний показала недостаточную устойчивость и скорострельность. Так, из-за использования старого шасси, разрабатывавшегося без учета особенностей нового орудия, САО «Хоста» во время стрельбы с большими углами возвышения раскачивалось, что сказывалось на точности стрельбы. Подобные проблемы в основном наблюдались при стрельбе в режиме «миномет», поскольку отдача в таком случае выше и имеет свою специфику распределения по агрегатам машины.

Недостаточная устойчивость шасси также сказалась на скорострельности. Из-за необходимости внесения новых поправок и сложностей с заряжанием орудия в качающейся машине в ходе испытаний удавалось вести огонь с темпом не более 3-4 выстрелов в минуту. Для сравнения, буксируемый 120-мм миномет 2С12 «Сани», за счет более правильного распределения импульса отдачи, способен производить до 10-12 выстрелов в минуту.

Так же в ноябре 2012 года отечественные средства массовой информации сообщали, что к моменту появления новостей о проблемах САО «Хоста» предприятие «Мотовилихинские заводы» не получало никаких официальных документов о каких-либо неполадках в ходе испытаний. При этом, однако, представители завода отмечали, что самоходка разрабатывалась в точном соответствии с заданием заказчика.

Сообщалось, что из-за выявленных проблем министерство обороны не планирует закупать новые самоходки 2С34. В качестве решения сложившейся проблемы называлась разработка новой версии машины на базе иного шасси, обеспечивающего требуемую устойчивость во время стрельбы. Тем не менее, насколько известно, вариант «Хосты» на новом шассе до сих пор не создан.

К настоящему времени, по разным данным, было построено не менее 50 самоходных артиллерийских орудий 2С34 «Хоста». Эта техника была передана различным подразделениям сухопутных войск, где эксплуатируется до настоящего времени. Время от времени подобные боевые машины принимают участие в различных учениях. К примеру, в марте этого года в Южном военном округе проводился лагерный сбор артиллерии. В ходе этого мероприятия на общевойсковом полигоне Прудбой проводились стрельбы с применением различного вооружения, в том числе САО «Хоста».

На данный момент в войсках имеется несколько десятков новых самоходок типа 2С34 «Хоста». Сведения о дальнейших закупках подобной техники пока отсутствуют. Таким образом, постепенная замена имеющихся САУ «Гвоздика», планировавшаяся в первой половине прошлого десятилетия, пока откладывается на неопределенный срок.

Тем не менее, и в такой ситуации сухопутные войска смогли получить новую технику с достаточно высокими характеристиками, хотя и не в полной мере устраивающую военных. Возможно, в ближайшем будущем проблема с недостаточно устойчивым шасси будет решена, что позволит начать строительство и поставки полноценных самоходных орудий, полностью отвечающих предъявляемым требованиям.

red-bear.ru

Самоходное артиллерийское орудие 2С34 «Хоста»

Самоходное артиллерийское орудие 2С34 «Хоста» С начала семидесятых годов на вооружении советской и российской армии состоит самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика». Эта самоходка с орудием 2А31 калибра 122 мм предназначена для уничтожения живой силы, техники и объектов противника, а также дополняет иные САУ других типов. За два десятилетия было построено несколько тысяч таких боевых машин, большая часть которых до сих пор остается в строю. Тем не менее, к началу двухтысячных годов военные пришли к выводу о необходимости замены «Гвоздики». Так появился проект 2С34 «Хоста». Решение о разработке нового проекта было принято в 2003 году. Военные заказали создание глубокой модернизации имеющейся САУ 2С1. Изначально новый проект имел обозначение 2С1М, связанное с его основной задачей – обновить имеющуюся самоходку. Тем не менее, в дальнейшем в новом проекте было внедрено такое количество нововведений, что его индекс изменили на 2С34. Также проект обозначался шифром «Хоста». Головным разработчиком нового проекта стало пермское предприятие «Мотовилихинские заводы». Кроме того, к работам привлекли ЦНИИ «Буревестник». По имеющимся данным, исходное техническое задание подразумевало создание новой модификации самоходки 2С1 «Гвоздика» с использованием нового оружия и аппаратуры управления огнем. По этой причине было решено переработать только боевое отделение и башню машины. Гусеничное шасси предложили оставить без изменений, что в дальнейшем сказалось на судьбе проекта. Таким образом, самоходное артиллерийское орудие (САО) 2С34 «Хоста» представляет собой новое боевое отделение с пушкой, установленное на шасси базовой машины. САО 2С34 «Хоста». Фото Wikimedia Commons Шасси САО 2С34 сохранило прежнюю компоновку, традиционную для отечественных самоходок последних десятилетий. В передней части корпуса, со сдвигом к правому борту, располагается моторно-трансмиссионное отделение. Слева от него находится отделение управления с рабочим местом механика-водителя. Средняя и кормовая части корпуса отданы под боевое отделение. На крыше корпуса имеется погон для установки башни. Корпус боевой машины сваривается из катаных броневых листов толщиной до 15 мм, обеспечивающих защиту от пуль стрелкового оружия и осколков снарядов. Основой силовой установки шасси «Хосты» является дизельный двигатель ЯМЗ-238Н мощностью 300 л.с. С двигателем связана механическая двухпоточная трансмиссия с планетарно-фрикционными механизмами поворота. Имеются шесть передних передач и одна задняя. В составе ходовой части имеются семь опорных катков с торсионной подвеской на каждом борту. Несколько катков дополнительно укомплектованы гидравлическими амортизаторами. Ввиду переднего расположения двигателя ведущие колеса находятся в носовой части бортов, направляющие – в корме. Специальные поддерживающие ролики отсутствуют, поскольку верхняя ветвь гусеницы лежит на опорных катках. Длина корпуса самоходки 2С34 составляет 7,57 м, ширина – 2,85 м. Общая высота машины по крыше башни – 2,83 м. Боевая масса составляет 16 т. Удельная мощность машины находится на уровне 18,75 л.с. на тонну, что позволяет развивать скорость (на шоссе) до 60 км/ч. На пересеченной местности максимальная скорость вдвое ниже. За счет герметичного корпуса САО «Хоста» может пересекать водные преграды вплавь. В таком случае движение осуществляется за счет переметывания гусениц. Скорость на воде не превышает 4-4,5 км/ч. При движении по шоссе запас хода по топливу достигает 500 км. Среднюю и кормовую часть корпуса самоходки занимает боевое отделение с вращающейся башней. В нем располагается вооружение, боекомплект и аппаратура управления огнем. В центральной части лобового листа башни предусматривается окно для орудия и его маски. Механизмы установки пушки позволяют вести огонь с углом возвышения от -2° до +80°. Горизонтальная наводка – круговая. На скулах башни имеются дымовые гранатометы. На крыше предусмотрена турель для пулемета, предназначенного для самообороны. Для повышения характеристик новой боевой машины было решено заменить основное орудие. Вместо 122-мм нарезной гаубицы 2А31 теперь используется орудие 2А80-1 калибра 120 мм. Это орудие сочетает в себе основные функции пушек, гаубиц и крупнокалиберных минометов, что, как ожидалось, должно было привести к значительному росту боевых характеристик. Характерной чертой нового орудия является дульный тормоз узнаваемой формы. Кроме того, орудие оснащено специальными противооткатными устройствами, позволяющими вести огонь в широком диапазоне углов возвышения, как прямой наводкой, так и «по-минометному». Внутри боевого отделения размещается боекомплект из 40 выстрелов различных типов. Орудие для машины «Хоста» является модернизированной версией пушки 2А80, используемой в составе САО 2С31 «Вена». Благодаря этому две самоходки могут использовать одни и те же боеприпасы различных типов. Орудие самоходки 2С34 может вести огонь осколочно-фугасными, термобарическими, зажигательными, осветительными, кассетными и т.п. снарядами. При этом, однако, в отличие от «Вены», «Хоста» не может использовать бронебойный кумулятивный снаряд 3ВБК14. САО 2С34 «Хоста». Фото Bastion-karpenko.ru Орудие 2А80-1 может вести огонь прямой наводкой или с закрытых позиций. За счет использования различных режимов стрельбы обеспечивается эффективное поражение целей на дальностях до 13 км, в зависимости от типа снаряда и некоторых других параметров. Точность попадания зависит от боеприпаса. Так, в номенклатуру используемых выстрелов входят несколько управляемых снарядов, позволяющие значительно понизить расход боеприпасов на поражение указанной цели. Помимо нового оружия для повышения характеристик стрельбы используется обновленное оборудование управления огнем. Известно о существовании двух вариантов системы управления огнем (СУО). Предлагается полноценный вариант т.н. автоматической системы управления наведением и огнем (АСУНО) и ее упрощенная версия. По имеющимся данным, полноценный вариант СУО предназначается для командирских машин, которые должны обрабатывать имеющуюся информацию и выдавать целеуказание другим самоходкам батареи. Последние в таком случае могут использовать и упрощенный вариант СУО, способный выполнять команды и решать поставленные задачи без сложных вычислений и т.п. операций. Управление работой САО 2С34 «Хоста» осуществляется экипажем из четырех человек. Механик-водитель располагается в передней части бронекорпуса, слева от двигателя. Командир, наводчик и заряжающий находятся в башне. В распоряжении последних имеется полный набор оборудования для управления системами, отвечающими за стрельбу по выбранным целям. Разработка проекта 2С34 завершилась к 2008 году. Вскоре после этого «Мотовилихинские заводы» совместно с некоторыми смежными предприятиями приступили к производству новой техники. Спустя некоторое время новые боевые машины вышли на испытания, а затем были переданы войскам для проверки в ходе эксплуатации. Войсковые испытания проводились самоходно-артиллерийской батареей 1-го мотострелкового батальона 21-й отдельной мотострелковой бригады (Оренбургская область). На новую самоходку возлагались большие надежды. Ожидалось, что оснащение отработанного шасси новым боевым отделением с универсальным орудием позволит значительно повысить боевой потенциал артиллерийских подразделений. Тем не менее, в ходе войсковых испытаний были выявлены некоторые серьезные недостатки получившейся машины. Главные из них были связаны с используемым ша

www.postsovet.ru