Американская 105мм САУ М7 "Priest". Сау 7


ОВЕН САУ-М7Е. Технические характеристики

Технические характеристики

Номинальное напряжение питания прибора

220 В частотой 50 Гц

Потребляемая мощность, не более 6 ВА

Допустимые отклонения напряжения питания от номинального значения

–15...+10 %

Количество каналов контроля уровня

3

Типы датчиков

кондуктометрические, поплавковые,активные с выходными ключами n–p–n-типа, механические контактные устройства

Источник питания активных датчиков:

– напряжение источника питания

12±1,2 В

– максимальный ток нагрузки

50 мА

Количество встроенных выходных реле

2

Макс. допустимый ток нагрузки, коммутируемый контактами встроенного реле

8 А при 220 В 50 Гц (cos φ > 0,4)

Сопротивление жидкости, вызывающее срабатывание канала контроля

не более 500 кОм

Габаритные размеры и степень защиты корпуса:

– настенный Н

130×105×65 мм, IP44

– щитовой Щ1

96×96×70 мм, IP54 со стороны передней панели

 Условия эксплуатации

Температура окружающего воздуха

+5...+50 °С

Атмосферное давление

86...106,7 кПа

Относительная влажность воздуха (при 35 °С и ниже без конденсации влаги)

не более 90 %

Функциональная схема прибора

Элементы управления

Схемы подключения

Комплектность

Задать вопрос специалисту

www.owen.ru

Американская 105мм САУ М7 "Priest" - Всё о танках

105-мм самоходная артиллерийская установка М7 «Priest»("Священник")

Самоходная гаубица, проектировалась на базе среднего танка М3, а позднее — М4. Данная машина проектировалась для обеспечения мобильной огневой поддержки танковым дивизиям. В феврале 1942 года техническое задание 2 стандартизировали как M7 HMC. Серийное производство было начато в апреле 1942 г. им занимались фирмы American Locomotive Company, Federal Machine and Welder Company и Pressed Steel Car Company. В период с апреля 1942 по февраль 1945 года изготовили 4316 самоходных артиллерийских установок данного типа в двух основных модификациях: базовый вариант — M7 и модификации М7В1.

M7 служила основной САУ Соединенных Штатов Америки во Второй мировой войне. САУ M7 являлась стандартной артиллерией танковых дивизий, а также использовалась корпусной артиллерией и пехотными частями. M7 применялась американскими войсками на всех театрах военных действий, в первую очередь на Западноевропейском, где действовало множество танковых дивизий. Кроме того, более 1000 САУ было передано по программе ленд-лиза Франции и Великобритании.

Свою историю самоходная артиллерийская установка M7 начала в октябре 1941 года, после того как генерал-майор Дж. Деверс, глава Бронетанковых войск, рекомендовал разработку 105-миллиметровой самоходной гаубицы на базе нового среднего танка M3. Что интересно, производство танка M3 началось всего за три месяца до этого. По данному заданию прототипы, которые получили обозначение 105mm Howitzer Motor Carriage T32, изготавливались компанией Baldwin Locomotive Works. Испытания проходили на Абердинском полигоне. Первый прототип 5 февраля 1942 года, после предварительных испытаний, перевели в Форт-Нокс, где в течение трех дней продолжились испытания. Бронетанковый комитет Армии США по результатам испытаний заключил, что после доработки T32 будет отвечать выдвинутым армией требованиям.

Средний танк M3

Толщину брони рубки в соответствии с рекомендациями Бронетанкового комитета уменьшили до 13 мм. Также гаубицу сдвинули вправо для обеспечения сектора горизонтального наведения в 45 градусов. Для снижения высоты самоходки Бронетанковый комитет разрешил уменьшить максимальный угол возвышения до 35 градусов в сравнении с 65, указанными в изначальном ТЗ. Еще одним требованием стало оснащение самоходки 12,7-миллиметровой зенитной пулеметной установкой. Прорабатывались различные варианты размещения складной вертлюжной установки над моторным отделением, или турельной установки в углу рубки. В результате предпочтение отдали второму варианту, что повлекло изменения в конфигурацию лобовой части. Высоту кормы и бортов рубки уменьшили на 280 мм, лобовой части — увеличили на 76 мм. Возимый боекомплект увеличили до 57 выстрелов благодаря изменению боеукладок.

В феврале 1942 года все эти изменения на Абердинском полигоне были внесены во второй прототип T32, отправленный затем на завод American Locomotive Company для использования в качестве образца во время серийного производства. T32 в апреле 1942 года был принят на вооружение под обозначением 105mm Howitzer Motor Carriage M7.

САУ M7 сохранила компоновочную схему базового танка М3. В кормовой части располагалось моторное отделение, в средней части в открытой сверху неподвижной рубке — боевое отделение, в лобовой части — отделение управления и трансмиссионное. Экипаж самоходки состоял из 7 человек: командир отделения, механик-водитель, наводчик и четыре номера расчета. Кроме этого, в состав отделения M7 входили механик-водитель машины снабжения и двое подносчиков боеприпасов.

Дифференцированная бронезащита самоходной артиллерийской установки M7 была рассчитана на защиту от огня стрелкового оружия и осколков. На машинах ранних выпусков нижняя часть корпуса состояла из литой трехсекционной лобовой детали цилиндрической формы. Толщина — от 51 до 108 мм, углы наклона — от 0 до 56 градусов. Толщина катаных вертикальных бортовых листов составляла 38 мм, кормового листа — 13 мм. Углы наклона — от 0 до 10 градусов. В районе моторно-трансмиссионного отделения толщина днища составляла 13 мм, в лобовой части — 25 мм. При производстве первых самоходок при сборке нижней части корпуса использовались заклепки, однако в дальнейшем данные соединения выполнялись сваркой. Кроме того, на машинах поздних выпусков трехсекционную лобовую деталь заменили цельной. Начиная с 1944 года на M7 нижнюю часть корпуса изготавливали из неброневой стали (толщина 13 и 25 мм), а цилиндрическую лобовую деталь заменили деталью клиновидной формы.

На всех M7 верхняя часть корпуса, включая пространство над моторным отделением, собиралась из 13-мм катаных листов гомогенной броневой стали и имела в лобовой части наклон 30 градусов. Борта и корма устанавливались вертикально. 13-мм листы крыши моторного отделения, устанавливались под углом 83 градуса. Корма и борта рубки имели в сравнении с лобовой частью меньшую высоту, однако на самоходках поздних выпусков данная разница была компенсирована за счет использования откидных панелей. В правом борту имелся цилиндрический спонсон для кольцевой пулеметной турели, в лобовой части — орудийная амбразура, закрываемая изнутри подвижным щитом. Чтобы защитить боевое отделение от непогоды использовался брезентовый тент. Посадка/высадка экипажа осуществлялись через верх рубки. Доступ к трансмиссии и агрегатам двигателя обеспечивался через люки в корме и крыше моторного отделения, а также съемную лобовую деталь корпуса.

На базовой модификации САУ M7 устанавливался радиальный авиационный 9-цилиндровый четырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным охлаждением компании «Континенталь», модели R975 C1. Данный двигатель при рабочем объеме 15945 см³, развивал объектовую мощность 350 л.с. и максимальную 400 л.с. при 2400 об/мин. Объектовый и максимальный крутящий момент при 1800 об/мин составлял 1085 и 1207 Н•м (111 и 123 кгс•м) соответственно. Четыре топливных бака (общий объемом 662 литра) устанавливались в моторном отделении: два вертикальных 112-литровых бака — у перегородки между боевым и моторным отделениями, два бака емкостью 219 литров — в спонсонах корпуса. В качества топлива для двигателя использовался бензин с октановым числом более 80.

Первый прототип T32 на испытаниях в Форт-Ноксе

В качестве силовой установки модификации M7B1 служил 8-цилиндровый V-образный авиационный четырехтактный карбюраторный двигатель с жидкостным охлаждением компании «Форд», модели GAA. Рабочий объем 18026 см³. При 2600 об/мин двигатель GAA развивал объектовую мощность в 450 л.с. и максимальную 500 л.с. При 2200 об/мин объектовый и максимальный крутящий момент составлял 1288 и 1410 Н•м (131 и 144 кгс•м) соответственно. Требования к топливу были аналогичны требований к двигателю R975. Общий объем топливных баков уменьшили до 636 литров.

Трансмиссия САУ M7 состояла из: двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения (тип D78123), карданного вала, механической пятискоростной (5+1) коробки передач, механизма поворота по типу двойного дифференциала, ленточных бортовых тормозов, однорядных бортовых передач типа с шевронными шестернями (передаточное число 2,84:1).

С каждого борта ходовая часть самоходной установки M7 состояла из 6 обрезиненных односкатных опорных катков (диаметр 508 мм), 3 поддерживающих обрезиненных катков, ленивца и ведущего колеса оснащенного съемными зубчатыми венцами. Подвеску опорных катков типа VVSS попарно сблокировали. Два балансира с опорными катками, закрепленными на них, шарнирно соединенные с корпусом тележки подвески, связываются через скользящие опоры с коромыслом, через буферную площадку соединенным с упругим элементом в виде двух конических рессор расположенных вдоль оси танка. На корпусе тележки подвески крепился поддерживающий каток. Балансир при работе подвески через скользящую площадку поднимает конец коромысла, через сжимающую рессоры буферную площадку и равномерно распределяющего на оба катка нагрузку. На первых M7 устанавливались тележки подвески D37893, однако в декабре 1942 года самоходные артиллерийские установки начали оборудоваться усиленными тележками типа D47527. Главное отличие — расположение поддерживающего катка не над центром тележки, а над задним опорным катком.

Стальные гусеницы M7 мелкозвенчатые, цевочного зацепления, резинометаллическим шарниром состояли из 79 траков (ширина — 421 мм, шаг — 152 мм) каждая. На САУ M7 применялись 4 модели гусениц: с обрезиненными траками с шевроном — T48, со стальными траками с грунтозацепами — T49, с плоскими обрезиненными траками — T51, со стальными траками с шевроном — T54E1.

В качестве основного вооружения САУ M7 служила модифицированная 105-мм гаубицы M2A1. Длина ствола M2A1 составляла 22,5 калибра. У гаубицы имелся гидропневматические противооткатные устройства и ручной горизонтальный клиновой затвор. Длина отката гаубицы составляла 1066 мм. Пушка размещалась в лобовой части корпуса (смещение к правому борту) на стандартном лафете полевого орудия. Данное размещение орудия в самоходку ограничивало предельные вертикальные углы наведения до −5…+35 градусов и в горизонтальной плоскости по левому борту до 15 градусов и по правому до 30 градусов. Наводку осуществляли с помощью ручных винтовых механизмов. При стрельбе прямой наводкой наведение орудия осуществлялась с помощью перископического оптического прицела M16, стрельба с закрытых позиций осуществлялась и помощью квадранта M4 и артиллерийской панорамы M12A2.

105-мм гаубица M2A1

При ведении огня функции экипажа распределялись следующим образом: общее руководство расчетом осуществлял командир, механик-водитель удерживал тормоза самоходки при произведении выстрела, наведение по горизонтали и внесение поправок осуществлял наводчик, № 1 расчета оперировал вертикальным наведением орудия и затвором, № 2 заряжал орудие, №№ 3 и 4 устанавливали взрыватель и изменяли заряд, а также производили стрельбу с помощью перископического прицела при стрельбе прямой наводкой.

При непрерывной стрельбе скорострельность орудия в первые полторы минуты ведения огня составляла 8 выстрелов в мин., в первые четыре минуты — 4 выстрела и в первые 10 минут — 3 выстрела. В течение часа орудие могло произвести до 100 выстрелов. Максимальная дальность стрельбы дымовыми и осколочно-фугасными снарядами составляла 10424 м.

На ранних САУ M7 боекомплект состоял из 57, а на последующих — 69 выстрелов. В боекомплект входили дымовые и осколочно-фугасные снаряды, а также кумулятивные снаряды, которые пробивали 102-мм гомогенную стальную броню. Для гаубицы M2A1 использовались полуунитарные выстрелы для различных типов боеприпасов, кроме кумулятивного, в котором использовались унитарные выстрелы с фиксированным зарядом. Из 69 выстрелов 19 и 17 размещались в левом и правом спонсонах корпуса, остальные 33 — под полом боевого отделения в ящиках. Также самоходка могла буксировать прицеп M10, перевозивший дополнительные 50 выстрелов.

В качестве вспомогательного вооружения САУ M7 использовался 12,7-мм зенитный пулемет M2HB, размещенный в турельной кольцевой установке, которая обеспечивала круговой обстрел. Боекомплект пулемёта — 300 патронов размещавшихся в 6 снаряженных в магазин-коробки лентах. Первоначально ленты снаряжались 90 % бронебойных и 10 % трассирующих пуль. В дальнейшем данное соотношение изменили на 80/20 процентам. Для самообороны экипажа имелось три 11,43-мм пистолета-пулемета M1928A1 или M3 с 1620 патронами в 54 коробчатых магазинах. Кроме этого имелись ручные гранаты: две осколочные Mk.II и шесть дымовых.

На марше механик-водитель САУ M7 наблюдал за местностью через смотровой люк, на который устанавливалось съемное ветровое стекло. Для обзора во время боя использовался смонтированный в крышке люка призматический смотровой прибор. Остальные члены экипажа не имели специальных средств наблюдения, кроме прицельных устройств. Также в M7 отсутствовали специальные средства внутренней связи, средства внешней связи — сигнальные флаги Flag Set M238. САУ также комплектовалась сигнальными знаками Panel Set AP50A. С центром управления огнем M7 на оборудованных огневых позициях обычно связывалась путем прокладки полевых телефонов. В британских войсках «Priest» благодаря уменьшению боекомплекта на 24 выстрела могли оснащаться радиостанцией для внешней связи.

M7 для тушения пожаров оборудовалась стационарной углекислотной ручной противопожарной системой однократного действия, которая состояла из двух 5,9-литровых баллонов, установленных в боевом отделении под полом и соединенных трубами с соплами находящимися в моторном отделении. Также самоходка комплектовалась двумя переносными огнетушителями, которые содержали по 1,8 кг углекислоты и размещались в спонсонах корпуса. В комплект САУ также входило три 1,42-кг дегазационных прибора M2.

В свое время САУ М7 заинтересовала руководство английской армии. Британцы, едва увидев «пилотную» модель, заказали 5500 единиц. Первые 2500 САУ М7 британская танковая миссия заказала в США в марте 1942 года. Их поставку должны были осуществить до конца 1942 года. Еще 3000 самоходок должны были поступить в течение 1943 года. Но приоритет в получении самоходных артиллерийских установок принадлежал американской армии, в связи с чем британцам не удалось получить желаемого количества М7. В сентябре 1942 года англичане получили первые 90 самоходок М7. Англичанами М7 была переименована в «105mm SP, Priest» (Прист, священник). Машины поступали в артиллерийские батальоны танковых дивизий. Главной задачей «Priest» являлась осуществление огневой поддержки с удаленных позиций при наступлении пехоты и бронетехники. В связи с этим броневая защита самоходки составляла не более 25 мм и защищала лишь от осколков и пуль.

Самоходные установки М7 в ноябре 1942 года приняли участие в составе пятого полка Королевской конной артиллерии в сражении у Эль-Аламейна. Данное сражение привело к поражению германских войск в пустыне. В 1943 г. данные самоходки в составе 8-й армии участвовали в высадке в Италии. Британская армия к этому времени дополнительно получила 700 машин, часть из которых использовалась для операций в Нормандии.

В 1942 году британский генштаб распорядился создать собственную САУ поддержки на основе М7. Американское 105-мм орудие было заменено 87,6-мм гаубицей. В качестве основы, рассмотрев возможные варианты модернизации, выбрали шасси танка «Ram», смонтировав на него новую бронированную рубку. Рабочее место механика-водителя было смещено вправо, а орудийная установка — влево. В связи с теснотой боевого отделения небольшой боезапас укладывался около левого борта, пришлось убрать зенитный пулемет. Опытная самоходка была собрана в конце 1942 года на Montreal Locomotive Works. Машина сразу была отправлена в Великобританию на испытания. В 1943 году было начато серийное производство самоходной установки под названием «Sexton». К концу 1943 года было построено 424 машины, до весны 1945 года (прекращение производства) было сдано 2150 самоходных установок, причем для последних партий использовалось шасси среднего танка М4. «Sexton» постепенно вытеснили американские М7, однако на вооружении армии Великобритании обе самоходки остались и после окончания войны.

САУ М7 летом 1944 года начали постепенно заменять на самоходными артиллерийскими установками «Sexton». Частично отказ от самоходных артиллерийских установок М7 обуславливался желанием унифицировать снабжение боеприпасами. Британские инженеры взяли М7 за основу при разработке бронетранспортеров «Priest» OP и «Priest Cangaroo». С М7 была демонтирована гаубица, лобовую амбразуру закрыли бронелистами, а отсек обустроили для перевозки 20 человек. Американская армия во время боев на Западном фронте охотно использовала М7, однако в январе 1945 года они были переведены во вторую линию и заменены самоходными артиллерийскими установками М37.

САУ M7 в послевоенный период состояли на вооружении в американской армии, а также в некоторых других государств. M7 принимали участие в корейской войне. Во время арабо-израильской войны 1967 года эти САУ применялись Армией обороны Израиля.

Израилем 36 самоходных установок М7 «Прист» были получены в 1959 году, а в следующем году прибыло еще 40 данных самоходок без орудий. По-видимому, корпуса последних использовались при производстве 160-мм самоходных минометов и/или 155-мм самоходных артиллерийских установок. САУ «Priest» стояли на вооружении трех дивизионов — регулярного «Шфифон» (ранее вооружался самоходками AMX Мк 61) и два резервистских (включая 822-й). Всего вначале 1960-х годов в Израиле имелось 5 дивизионов вооруженных 105-миллиметровыми самоходными артиллерийскими установками (2 Мк 61 и 3 «Прист»), один из которых — регулярный «Шфифон».

Самоходные артиллерийские установки «Priest» применялись в Битве за воду 1964-1965 годов, Шестидневной войне 1967 года и Войне на истощение 1969-1970 годов (в то время все эти самоходки уже числились в резерве). Известно, что 26 июля 1969 года, во время атаки египетской авиации на позиции батареи «Бет» 822-го дивизиона 209-го артполка две самоходки «Прист» были уничтожены.

Два дивизиона «Priest» в 1973 году воевали на сирийском фронте — в 213-м и 282-м артиллерийских полках 146-й и 210-й дивизий. Вскоре после войны оба дивизиона перевооружили на самоходные установки М107, а все САУ «Прист» перевели на хранение.

На этом история использования САУ «Priest» в Армии обороны Израиля не закончилась.

Командующим СВО в апреле 1974 года стал Рафаэль Эйтан (Рафуль), который уделял много внимания укреплению территориальной обороны. Среди других машин было 10 САУ «Прист» которые изъяли со складов и переоборудовали. Из самоходок вытащили трансмиссию и двигатели заменив их дополнительной боеукладкой. Машины попарно установили в 5 поселениях, чтобы вести обстрел заранее выбранных критических целей, каких как переправы через Иордан. Неясно, насколько долго «Priest» поддерживались в рабочем состоянии — вероятно до смены командующего СВО произошедшей в августе 1978 года. Не исключено, что данные 10 самоходных установок еще долго не покидали своих позиций.

Израиль по Jane's имел на 2003 год 35 М7 «Прист», которые при этом стояли в графе «на вооружении», по IISS 34 таких самоходные артиллерийские установки числились у Армии обороны Израиля до 1999/2000 годов включительно. На 2008 год «Прист» в списках Jane's уже не было.

В Армии обороны Израиля эта самоходка не имела специального названия, и обозначалась «ТОМАТ Прист».

Технические характеристики:

Боевая масса — 22,9 т.Экипаж — 7 человек.Производство — 1942—1945 годы.Количество выпущенных — 4316 шт.Длина корпуса — 6020 мм.Ширина корпуса — 2870 мм.Высота — 2946 мм.Клиренс — 430 мм.Тип брони: литая гомогенная и стальная катаная.Лоб корпуса — 51…114 мм/0…56 град.Борт корпуса — 38 мм/0 град.Корма корпуса — 13 мм/ 0 град.Днище — 13—25 мм.Лоб рубки — 13 мм/ 0 град.Борт рубки — 13 мм/ 0 град.Корма рубки — 13 мм/0 град.Крыша рубки — открытая.Вооружение:105-мм гаубица M2A1 с длиной ствола 22,5 калибров.Углы вертикального наведения — от −5 до +35 град.Углы горизонтального наведения — от −15 до +30 град.Дальность стрельбы — 10,9 км.Боекомплект пушки — 69 выстрелов.12,7-мм пулемет M2HB.Прицельные приспособления:Телескопический прицел M16.Панорамный прицел M12A2.Двигатель — 9-цилиндровый радиальный карбюраторный воздушного охлаждения мощностью 350 л. с.Скорость по шоссе — 38 км/ч.Запас хода по шоссе — 190 км.

Автор Петр Улякин

По материалам сайта "Военное обозрение"

@ега

www.rushnglory.com

САУ М7 Priest | Мир Танков

Эксперименты с самоходной артиллерией велись в США со времён Первой мировой войны, но ни один из разработанных в межвоенный период проектов САУ не вышел за стадию прототипа. Причин такого развития событий было много. Важнейшими из них являлись низкий приоритет разработок в этой области из-за различных мнений среди командования артиллерии относительно САУ, нехватка финансирования и отсутствие подходящей серийной танковой базы для бронированных установок на гусеничном шасси. Однако внимание, уделяемое самоходной артиллерии Армией США, возросло с созданием 10 июля 1940 года Бронетанковых войск США и с изучением опыта сражений начального периода Второй мировой войны, и прежде всего успехов германских САУ в польской и французской кампаниях. На основе этого было выдвинуто требование по созданию быстроходной САУ на гусеничном шасси, способной сопровождать танковые колонны на марше. В качестве временного решения на вооружение были приняты САУ M3 и T19 на полугусеничном шасси, но они были слишком малы для размещения необходимого вооружения и не отвечали требованиям к подвижности.

История M7 началась в октябре 1941 года, когда глава Бронетанковых войск, генерал-майор Дж. Деверс, рекомендовал разработку 105-мм самоходной гаубицы на шасси нового среднего танка M3, производство которого началось тремя месяцами ранее, и постройку двух её прототипов. По этому заданию прототипы, получившие обозначение 105mm Howitzer Motor Carriage T32, были изготовлены фирмой Baldwin Locomotive Works и переданы на Абердинский полигон для испытаний. Первый прототип после предварительных испытаний был 5 февраля 1942 года переведён в Форт-Нокс, где испытания продолжились ещё в течение трёх дней. По результатам испытаний Бронетанковым комитетом Армии США (англ. Armored Force Board) было вынесено заключение о том, что после некоторой доработки T32 будет отвечать требованиям армии.

Первый прототип T32 на испытаниях в Форт-Ноксе В соответствии с рекомендациями Бронетанкового комитета, толщина брони рубки была уменьшена с 19 до 13 мм. Кроме того, гаубица была сдвинута вправо, чтобы обеспечить сектор горизонтального наведения в 45°, позволяемый орудийной установкой. Для снижения высоты САУ Бронетанковый комитет разрешил снизить максимальный угол возвышения до 35° по сравнению с 65°, указанными в изначальном задании. Ещё одним требованием было оснащение T32 12,7-мм зенитной пулемётной установкой. Прорабатывались варианты с размещением складной вертлюжной установки на крыше моторного отделения, либо турельной установки — в одном из углов рубки. В результате был избран второй вариант, что потребовало внесения изменений в конфигурацию лобовой части рубки, обеспечивших также больший её внутренний объём. Высота бортов и кормы рубки была уменьшена на 280 мм, а лобовой части — увеличена на 76 мм. За счёт изменения боеукладок удалось увеличить возимый боекомплект с 44 до 57 выстрелов. Все эти изменения с февраля 1942 года были внесены на Абердинском полигоне во второй прототип T32, который затем был отправлен на завод American Locomotive Company для использования в качестве образца при серийном производстве. В апреле 1942 года T32 был принят на вооружение как стандартный, получив обозначение 105mm Howitzer Motor Carriage M7.

Конструкция

Броневой корпус

M7 имела слабо дифференцированную бронезащиту с открытым сверху боевым отделением, рассчитанную на защиту от осколков и огня стрелкового оружия. Нижняя часть корпуса, ниже уровня надгусеничных полок, на машинах ранних выпусков состояла из литой трёхсекционной лобовой детали цилиндрической формы, толщиной от 51 до 108 мм с углом наклона от 0° до 56°, катаных вертикальных бортовых листов толщиной 38 мм, кормового листа толщиной 13 мм с углом наклона от 0° до 10° и листов днища, толщиной 13 мм в районе моторно-трансмиссионного отделения и 25 мм в лобовой части танка. На машинах ранних выпусков нижняя часть корпуса собиралась при помощи заклёпок, но в дальнейшем перешли на сварное соединение. Кроме того, машины поздних выпусков отличались цельной лобовой деталью вместо трёхсекционно[10]. На «улучшенных» M7, выпускавшихся с 1944 года, нижняя часть корпуса изготавливалась из деталей неброневой стали толщиной 13 и 25 мм, а также отличалась лобовой деталью клиновидной формы вместо цилиндрической.

Верхняя часть корпуса, в том числе над моторным отделением, на всех M7 собиралась из катаных листов гомогенной броневой стали толщиной 13 мм и имела наклон в 30° в лобовой части, при вертикальных бортах и корме. Крыша моторного отделения собиралась из 13 мм, расположенных под наклоном в 83°. Борта и корма рубки имели меньшую высоту, чем её лобовая часть, но на САУ поздних выпусков высота бортов и кормы была увеличена при помощи откидных панелей. В правом борту рубки был оборудован цилиндрический спонсон для кольцевой пулемётной турели, а в лобовой части — амбразура для орудия, закрытая изнутри подвижным щитом. Для защиты от непогоды боевое отделение могло закрываться брезентовым тентом. Посадка и высадка экипажа осуществлялись через верх рубки, а для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии служили люки в крыше и корме моторного отделения и съёмная лобовая деталь корпуса.

Для тушения пожаров в моторном отделении M7 оборудовалась стационарной ручной углекислотной противопожарной системой однократного действия, состоявшей из двух баллонов ёмкостью в 5,9 литра, установленных под полом боевого отделения и соединённых трубами с находящимися в моторном отделении соплами. Кроме этого, танк комплектовался двумя переносными огнетушителями, содержащими по 1,8 кг углекислоты и размещёнными в спонсонах корпуса. Также САУ комплектовалась тремя 1,42-кг дегазационными приборами M2.

 

Вооружение

Основное вооружение M7 составляла модификация 105-мм гаубицы M2A1. M2A1 имела ствол длиной 22,5 калибра, ручной горизонтальный клиновой затвор и гидропневматические противооткатные устройства; длина отката составляла 1066 мм. Пушка размещалась в установке M4 на стандартном лафете полевого орудия в лобовой части корпуса, со смещением к правому борту. Установка орудия в САУ ограничивала его предельные углы наведения до ?5…+35° в вертикальной и 15° по левому и 30° по правому борту в горизонтальной плоскости, наводка осуществлялась при помощи ручных винтовых механизмов. Наведение орудия при стрельбе прямой наводкой осуществлялась при помощи перископического оптического прицела M16, а при стрельбе с закрытых позиций — при помощи артиллерийской панорамы M12A2 и квадранта M4.

Функции экипажа при ведении огня распределялись следующим образом: командир осуществлял общее руководство расчётом, механик-водитель удерживал тормоза САУ при произведении выстрела, наводчик осуществлял наведение по горизонтали и внесение боковых поправок, № 1 расчёта оперировал затвором и вертикальным наведением орудия, № 2 осуществлял непосредственно заряжание орудия, № 3, совместно с № 4, устанавливал взрыватель и изменял заряд, а также производил стрельбу при помощи перископического прицела в случае стрельбы прямой наводкой.

Скорострельность орудия при непрерывной стрельбе составляла 8 выстрелов в минуту в первые полторы минуты ведения огня, 4 выстрела в минуту в первые четыре минуты и 3 выстрела в минуту в первые 10 минут, а за час орудие могло совершить 100 выстрелов. Максимальная дальность стрельбы M7 осколочно-фугасными и дымовыми снарядами, определяемая ограниченным углом возвышения, составляла 10 424 м, но для достижения максимального угла возвышения орудия САУ могла ставиться на обратном склоне высот.

Боекомплект M7 состоял из 57 выстрелов на машинах ранних выпусков и 69 на последующих. В боекомплект входили осколочно-фугасные и дымовые снаряды, а также кумулятивные снаряды, пробивавшие 102 мм гомогенной стальной брони на всех дистанциях. Гаубица M2A1 использовала полуунитарные выстрелы для всех типов боеприпасов, кроме кумулятивного, использовавшего унитарные выстрелы с фиксированным зарядом. Из 69 выстрелов боекомплекта 17 и 19 размещались в правом и левом спонсонах корпуса, а остальные 33 — в ящиках под полом боевого отделения. Также САУ могла буксировать стандартный прицеп M10, в котором перевозились дополнительные 50 выстрелов.

Вспомогательное вооружение M7 состояло из 12,7-мм зенитного пулемёта M2 HB, размещённого в кольцевой турельной установке, обеспечивающей круговой обстрел. Боекомплект пулемёта составлял 300 патронов в 6 снаряжённых в магазин-коробки лентах. Пулемётные ленты первоначально снаряжались 90 % бронебойных и 10% трассирующих пуль, позднее это соотношение было изменено на 80/20%. Для самообороны экипажа M7 комплектовалась тремя 11,43-мм пистолетами-пулемётами M1928A1 или M3 и 1620 патронами к ним в 54 коробчатых магазинах, а также ручными гранатами: двумя осколочными Mk.II и шестью дымовыми.

 

Средства наблюдения и связи

Механик-водитель M7 на марше имел возможность наблюдения за местностью через свой смотровой люк, на который могло устанавливаться съёмное ветровое стекло, в то время как для обзора в бою ему служил призматический смотровой прибор в крышке люка. Все остальные члены экипажа специальных средств наблюдения, помимо прицельных устройств, не имели. Специальных средств внутренней связи M7 также не имела, а средства внешней связи ограничивались набором сигнальных флагов Flag Set M238; также САУ комплектовалась набором сигнальных знаков Panel Set AP50A. На оборудованных огневых позициях связь M7 с центром управления огнём батальона обычно осуществлялась путём прокладки полевых телефонов. В британских войсках «Присты» ценой уменьшения боекомплекта на 24 выстрела часто оснащались для внешней связи радиостанцией.

 

Двигатель и трансмиссия

На M7 базовой модификации устанавливался радиальный 9-цилиндровый авиационный четырёхтактный карбюраторный двигатель воздушного охлаждения фирмы «Континенталь», модели R975 C1. При рабочем объёме 15 945 см?, R975 развивал максимальную мощность в 400 л. с. и объектовую в 350 л. с. при 2400 об/мин и максимальный и объектовый крутящий момент в, соответственно, 123 и 111 кгс·м (1207 и 1085 Н·м) при 1800 об/мин. Четыре топливных бака общим объёмом 662 литра размещались в моторном отделении: два 219-литровых — в спонсонах корпуса и два 112-литровых вертикальных — у перегородки между моторным и боевым отделениями; топливом для двигателя служил бензин с октановым числом не ниже 80.

На M7B1 устанавливался V-образный 8-цилиндровый авиационный четырёхтактный карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения фирмы «Форд», модели GAA. При рабочем объёме 18 026 см?, GAA развивал максимальную мощность в 500 л. с. и объектовую в 450 л. с. при 2600 об/мин и максимальный и объектовый крутящий момент в, соответственно, 144 и 131 кгс·м (1410 и 1288 Н·м) при 2200 об/мин. Требования к топливу для GAA были аналогичны R975, а объём топливных баков был уменьшен до 636 литров.

В состав трансмиссии M7 всех модификаций входил:

  • Двухдисковый полуцентробежный главный фрикцион сухого трения, типа D78123
  • Карданный вал
  • Механическая пятискоростная (5+1) коробка передач с синхронизаторами на передачах со 2-й по 5-ю и диапазоном от 7,56:1 до 0,73:1
  • Механизм поворота по типу двойного дифференциала «Клетрак»
  • Ленточные бортовые тормоза

 

Ходовая часть

Ходовая часть M7 с каждого борта состояла из шести односкатных обрезиненных опорных катков диаметром 508 мм, трёх обрезиненных поддерживающих катков, ленивца и ведущего колеса со съёмными зубчатыми венцами. Подвеска опорных катков — сблокированная попарно, типа VVSS (англ. Vertical Volute Spring Suspension). Два балансира с закреплёнными на них опорными катками, соединённые шарнирно с корпусом тележки подвески, через скользящие опоры связываются с коромыслом, через буферную площадку соединённым с упругим элементом в виде двух расположенных вдоль оси танка конических рессор. На корпусе тележки подвески также крепился и поддерживающий каток. При работе подвески, балансир через скользящую площадку поднимает свой конец коромысла, через буферную площадку сжимающего рессоры и равномерно распределяющего нагрузку на оба катка. На M7 ранних выпусков устанавливались тележки подвески типа D37893, но около декабря 1942 года САУ начали оборудоваться усиленными тележками D47527, внешне отличимыми прежде всего по расположению поддерживающего катка над задним опорным, а не над центром тележки на ранней модели.

Гусеницы M7 — стальные с резинометаллическим шарниром, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, состоявшие каждая из 79 траков шириной 421 мм и с шагом 152 мм. На M7 применялись четыре модели гусениц: T48 — с обрезиненными траками с шевроном, T49 — со стальными траками с грунтозацепами, T51 — с плоскими обрезиненными траками и T54E1 — со стальными траками с шевроном.

 

Сравнение с аналогами

Помимо США, аналогичные САУ класса самоходных гаубиц массово производились Канадой и Германией. В Канаде выпускалась САУ «Секстон», являвшаяся адаптацией общей конструктивной схемы M7 к шасси среднего танка «Рэм», в свою очередь созданного на базе танка M3. «Секстон» отличался от M7 в основном заменой 105-мм гаубицы на стандартную британскую дивизионную 88-мм пушку-гаубицу QF 25 pounder и 12,7-мм пулемёта — на два 7,7-мм пулемёта на шкворневых установках, и, будучи выпущен в количестве 2150 единиц в 1943—1945 годах, стал стандартной САУ стран Британского содружества. Великобританией была также в 1942 году выпущена малой серией САУ «Бишоп», представлявшая собой установку QF 25 pounder в закрытой рубке на подвергшемся минимальным переделкам шасси лёгкого танка, но эта машина оказалась малоудачной и уже с 1943 года использовалась лишь в учебно-тренировочных целях.

В Германии в годы войны серийно выпускалось более десятка образцов самоходных гаубиц, большинство из которых представляли собой переделки разнотипной устаревшей лёгкой бронетехники, часто трофейной, использовавшие 105-мм лёгкую гаубицу le.F.H.18, тяжёлую пехотную 150-мм гаубицу s.I.G.33 или различные устаревшие орудия, и выпускались сериями не более нескольких десятков единиц. Аналогами M7, выполнявшими роль мобильной артиллерии танковых и панцергренадерских дивизий, являлись САУ «Веспе» и «Хуммель».

«Веспе», созданная на перекомпонованном по переднемоторной схеме шасси устаревшего лёгкого танка, была выпущена в количестве 676 единиц в 1943—1944 годах. По параметрам артиллерийской части «Веспе» была близка к M7, имея при этом вдвое меньшую массу, но отличалась меньшей численностью экипажа и вдвое меньшим возимым боекомплектом. «Хуммель» использовала специальное шасси G.W.III/IV, созданное на основе агрегатов серийных танков, и при близкой к M7 массе вооружалась тяжёлой 150-мм гаубицей s.F.H.18. 724 САУ «Хуммель», выпущенные с 1943 по 1945 год, составили вместе с «Веспе» около 2/3 от общего количества самоходных гаубиц Германии. Около половины остальных САУ приходилось на «Грилле», представлявшие собой установку 150-мм пехотного орудия s.I.G.33 на шасси лёгкого танка; хотя эти машины и были способны вести стрельбу с закрытых позиций с углами возвышения до 73°, максимальная дальность стрельбы их составляла лишь 4,7 км и организационно они выполняли иную роль, поступая на вооружение рот пехотных орудий.

В Японии во Второй мировой войне выпускались самоходные гаубицы «Хо-Ни II» и «Хо-Ро», представлявшие собой установку, соответственно, 105-мм гаубицы и устарелой 150-мм гаубицы на шасси лёгкого танка, но их выпуск был незначительным даже по меркам японского танкостроения того периода — соответственно, 62 и 12 единиц. Другие страны-производители бронетехники самоходных гаубиц, аналогичных M7 не имели, ограничиваясь выпуском штурмовых орудий, которые могли выполнять функции самоходных гаубиц лишь со значительными ограничениями.

cy14.ru