Смертоносные женщины-самураи: 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся. Самурай женщина


Женщина-самурай в Японии. Знаменитые онна-бугэйся

Женщина-самурай – возможно ли такое? В феодальной Японии не только представители сильного пола могли приобрести навыки владения оружием. История свидетельствует о том, что даже в этой консервативной стране проживало немало дам, которые не уступали мужчинам во всем, что касалось воинского искусства. Что же известно о таких женщинах?

Что известно об онна-бугэйся

В первую очередь следует упомянуть о том, что термин «самурай» не применялся по отношению к представительницам слабого пола. Только мужчины имели право называться самураями. В состав этого слова входит два иероглифа: «служить» и «воин». Онна-бугэйся в переводе с японского языка означает «человек боевых искусств». Так называли дам, которые принадлежали к самурайскому сословию, учились обращаться с различными видами оружия.

женщина самурай

Онна-бугэйся – женщина, которая не только владеет оружием, но и участвует в сражениях наравне с сильным полом. Также такая дама может взять на себя месть врагам, убившим господина, нанесшим ему оскорбление. Известно, что именно представительницы прекрасного пола в Японии славились своей преданностью, зачастую превосходя в этом мужчин.

Знаменитые представительницы

Выше рассказывается о том, что женщина-самурай – это вовсе не красивая легенда. Какие же воительницы, принадлежавшие к самурайскому сословию, сумели оставить след в истории? В первую очередь следует вспомнить даму, которую звали Хангаку Годзэн, жившую в конце эпохи Хэйан, длившейся с 794 по 1185 год. Эта бесстрашная женщина участвовала в сражении с 10-тысячной армией клана Ходзе, воевавшей на стороне сегуна Минамото. Под ее началом было 3 тысячи солдат. Битва была проиграна, однако Хангаку, получившая ранение, сумела выжить. Впоследствии она вышла замуж и родила ребенка.

японские женщины

Ходзе Масако – еще одна знаменитая женщина-самурай, появившаяся на свет в 1156 году в Японии. После смерти сегуна Минамото но Еримото, который приходился ей супругом, эта бесстрашная дама фактически взяла на себя управление принадлежавшими ему землями, его сыновья лишь назывались правителями. Также известно, что она носила прозвище «монахиня-сегун» и обеспечивала могущество клана Ходзе.

Конечно же, были и другие выдающиеся женщины-самураи в Японии. К примеру, нельзя не вспомнить и о Накано Такэко, родившейся в 1847 году. Эта отважная воительница была среди тех, кто оборонял дворец Айдзу после того, как сегунат Токугава пал. К сожалению, она умерла в этой битве, однако память о ней сохранилась.

Что известно о букэ-но-онна

Разумеется, дамы, сражавшиеся наравне с сильным полом, были все же скорее исключением, чем правилом. Гораздо чаще можно было встретить букэ-но-онна. От таких женщин не требовалось участие в битвах. Они получали навыки фехтования и рукопашной борьбы в первую очередь для того, чтобы защищать при необходимости свою семью, обучать детей.

онна бугэйся

Считалось, что от букэ-но-онна должна подчиняться своему супругу, безупречно служить ему. Также они должны быть лишены слабостей, типичных для представительниц прекрасного пола, демонстрировать силу духа во всех ситуациях. Имели такие дамы и право на месть, если кто-то убил членов их семьи, нанес тяжелое оскорбление.

Оружие

С каким оружием умела обращаться среднестатистическая женщина-самурай? К примеру, это была нагината – традиционное японское холодное оружие, название которого переводится как «длинный меч». Требовалось от нее и искусное владение танто - так называется кинжал самурая, название которого в переводе с японского языка означает «короткий меч». Также воительницы сражались с помощью веревок и цепей, копья яри.

женщины самураи в японии

Традиции велели держать копье в специальном месте, которое располагалось над входной дверью. Это гарантировало, что женщина успеет схватить его для защиты себя и детей в случае внезапного нападения врага, явления незваных гостей. Пользовались дамы и коротким кинжалом, который назывался кайкэн. С этим оружием японки практически не расставались, носили его за поясом или в рукаве. Кинжал позволял молниеносно ранить или убить противника в ближнем бою, также его метали с поразительной скоростью. Известно, что нож девушка-воительница получала в тот день, когда достигала совершеннолетия. Это происходило, когда ей исполнялось 12 лет.

Самоубийство

Совершали ли японские женщины ритуальное самоубийство, как это было принято у самураев-мужчин? Да, этот ритуал назывался дзигай, имел повсеместное распространение. Дамы кончали с собой не так, как это делали представители сильного пола. Они не вспарывали живот, предпочитая перерезать себе горло.

букэ но онна

Ритуал непременно должен был проводиться в соответствии со всеми правилами. Одно из них велит, чтобы женщины, решившие уйти из жизни, предварительно связали себе лодыжки. Это делалось ради того, чтобы иметь приличный вид после смерти. Чаще всего японские женщины решались на самоубийство, когда возникала угроза оказаться в руках у врага. Причем они зачастую убивали не только себя, но и своих менее храбрых родственников, в том числе и собственных детей.

Кризис

Женщина-самурай – обычное явление для 11-17 веков. В начале 13 века были утверждены законы, согласно которым представительницы слабого пола имели такие же права на отцовское наследство, каким обладали их братья. Также дамам разрешили оставлять завещание, распоряжаться своим имуществом.

Кризис наступил в 17 веке, когда отношение к женщинам-воительницам существенно ухудшилось. Некоторые историки связывают это с широким распространением моды на однополые связи в самурайских рядах. Однако отважные воительницы продолжали поражать мир своими подвигами, противясь тому, чтобы их использовали как пешек на матримониальном рынке.

К примеру, множество дам участвовало в гражданской войне Босин, имевшей место в 19 веке. Некоторые из них даже вошли в историю.

В культуре

Удивительная судьба героических японских женщин-воительниц не дает покоя многим современным писателям и режиссерам, о них часто пишут книги и снимают исторические драмы. Например, в телепроекте «Кэнкаку Себай» много внимания уделяется одной из знаменитых онна-бугэйся – Сасаки Мифую.

fb.ru

X-DIGEST. Скучно не будет!: Женщины-самураи. история японских фурий.

Самураями называют знаменитых японских воинов, которых слышали даже маленькие дети, о которых написаны книги и сняты кинокартины. Множество людей восхищены тем, как отважны и бесстрашны самураи. Однако, не все знают, что воинами были не только мужчины, но и немало женщин посвятили себя военному делу. Отважные девушки участвовали в поединках и бились на поле боя вместе с мужчинами. Женщины-самураи и сейчас представляют загадку и нераскрытые секреты в истории Японии. Странно сознавать, что девушки, став воинами, были не менее умелые и храбры, чем самураи-мужчины.

Женщины-самураи. история японских фурий.

Онна-бугэйся — женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием.

Женщина-самурай — семантически неправильное выражение, так как слово «самурай» может применяться только по отношению к мужчинам.

 Согласно бусидо (кодексу самурая), первым долгом онна-бугэйся считалось служение своему супругу и защита дома и детей от врагов. Поэтому оружие они хранили над входной дверью.

Самурайских женщин, как и их отцов, братьев и мужей, учили абсолютной преданности своему непосредственному начальнику в клановой иерархии, и точно так же как и мужчины, они были обязаны беспрекословно исполнять все данные им поручения, включая и те, которые подразумевали использование оружия.

 Из оружия женщин учили пользоваться главным образом нагинатой (искусство нагинатадзюцу), а также копьём яри, цепями и верёвками.

 Также женщины с не меньшим мастерством умели обращаться с коротким кинжалом (кайкэн), который, подобно вакидзаси воинов-мужчин, всегда находился при ней — в рукаве или за поясом.

 Кайкэн был необходим в совершении дзигай (женский вариант сэппуку у мужчин). В отличие от мужчин-самураев, женщины не вспарывали свой живот, а перерезали себе горло.

 При совершении дзигай женщины связывали себе лодыжки, чтобы и после смерти выглядеть пристойно.

 При необходимости самурайские женщины брали на себя обязанности по осуществлению мести, которая считалась единственно возможной реакцией (согласно японскому толкованию конфуцианства) на оскорбление или убийство господина.

 Одной из таких женщин была госпожа Масако, жена первого камакурского сегуна Минамото Ёритомо. По свидетельствам историков, Масако была проницательной, ловкой и отважной женщиной, обладавшей огромным влиянием как при жизни своего мужа, так и после его смерти.

После смерти Ёритомо Масако, по сути, управляла страной — это был единственный случай, когда верховная власть в стране находилась в руках женщины, не являющейся императрицей.

Самые знаменитые онна-бугэйся

  • Томоэ Годзэн  (1157?-1247?), наложница главного героя «Хэйкэ Моногатари» Минамото но Ёсинаки
  • Ходзё Масако  (1156—1225), жена Минамото но Ёритомо, после смерти мужа ушла в монастырь и стала известна как «сёгун-монахиня».
  • Хангаку Годзэн Командовала 3000 воинами при обороне от 10000-ной армии клана Ходзё. Но оборона была провалена — Хангаку ранили стрелой и захватили в плен. Её отвезли в Камакуру, где она была представлена сёгуну Минамото и встретилась с Асари Ёсито, который влюбился в Хангаку и добился разрешения сёгуна жениться на ней.
  • Накано Такэко (1847—1868) — принимала участие в обороне замка Айдзу после падения сёгуната Токугава, погибла в бою.
  • Ямакава Футаба (1844—1909)
  • Ямамото Яэко (1845—1932)

Женщины-самураи. Документальный фильм.

Во всех историях, которые нам известны о самураях, упоминаются лишь мужчины, однако на протяжении 8 веков женщины сражались бок о бок с мужчинами. Результаты научных исследований, которые проводились в местах сражений в Японии, показывают, что 30% найденных останков воинов принадлежат женщинам, что доказывает существование женщин-самураев, о посвящении которых мало что известно миру. Британские и японские ученые, а также представительницы современных боевых искусств расскажут удивительную историю о храбрых и воинственных женщинах, которые по своим навыкам не уступали мужчинам. Смотрите ещё:

www.xdigest.ru

Женщины самураи

Женщина самурай фотоЖенщина самурай (яп. онна-бугэйся) — женщина, рожденная в самурайской семье в средневековой Японии и обученная искусству ведения боя.

Также женщины родом из самурайского сословия могут именоваться букэ-но-онна, что значит «женщина из класса букэ (буси)», но в отличие от «онна-бугэйся», этот термин не говорит о том, что женщина действительно сражалась наравне с самураями, а только указывает на её знатное происхождение и, вероятно на то, что она была обучена основам рукопашного боя и искусству владения мечом.

Подготовка и оружие женщины самурая

Простые женщины, которые принадлежали к самурайскому сословию, не должны были участвовать в битвах, однако, женщина была обязана уметь защитить себя и свое жилище, а также подготовить детей. Согласно кодексу бусидо, основное предназначение женщины самурая заключалось в преданном служении своему мужу. Бусидо прославлял женщин самураев, «которые возвысились над слабостью и изъянами, которые присущи женщинам, и обладали великой духовной силой, которой могли позавидовать самые смелые и возвышенные мужи».

Женщины самураи, как правило, были обучены владению нагинатой (подробнее в статье виды японского оружия), копьём яри, веревками и цепями. Взамен катаны они носили танто. Копье вешали над дверью в дом, для того, чтобы женщина могла защищаться от врагов или воров, которые хотели проникнуть внутрь. Кроме того, представительницы самурайского сословия с большим искусством могли сражаться с небольшим кинжалом (кайкэн), который, по аналогии с вакидзаси самураев, они постоянно держали при себе — за поясом или в рукаве. Кэйкэн давал возможность наносить быстрые удары и бросать его с огромной скоростью. Данный нож дарился девушке в день ее совершеннолетия в 12 лет.

Женщина самурай с нагинатой фото

Женщина - самурай с нагинатой

Кроме того, кайкэн использовали при совершении ритуального самоубийства (для женщин этот процесс именовался дзигай и встречался так же часто, как и сэппуку у мужчин). При этом, женщины не распарывали себе живот, как это делали самураи, а разрезали свое горло. Важным требованием дзигай являлось связывание лодыжек, чтобы после смерти женщина имела достойный вид. Если появлялась реальная угроза быть захваченной врагом, японки не только храбро принимали смерть от рук своих мужей или их повелителей, но и сами убивали мужчин, которые не могли или не хотели совершить харакири и в такой момент не давали пощады ни себе, ни своим детям.

Кинжал женщины самурая кайкен фото

Кайкэн

Иногда женщины из рода самураев брали на себя долг по осуществлению мести, которая была единственным правильным ответом на унижение или убийство хозяина.

Такая ситуация оставалась в 11—17 веках. В первой половине 13 века были изданы указы, которые дарили женщинам равные права на наследство с мужчинами и право завещать свое имущество. Но в 17 столетии почитание женщин резко сократилось. Они стали пешками на брачном рынке (что стало сильно заметно на фоне распространения гомосексуализма среди самураев). Несмотря на это, духовная стойкость и подготовка девушек в кланах самураев сохранялись, о чём говорят хроники о гражданской войне Босин, когда в период обороны хана Айдзу (1868 год) многие женщины поразили окружающих своей храбростью и подвигами.

Другие статьи по теме - Самураи - воспитание, обучение

Жанр - Самураи

jamato.ru

10 завораживающих фактов об онна-бугэйся — смертоносных женщинах-самураях

1. Онна-бугэйся — женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием.

2. Женщина-самурай — семантически неправильное выражение, так как слово «самурай» может применяться только по отношению к мужчинам.

3. Согласно бусидо (кодексу самурая), первым долгом онна-бугэйся считалось служение своему супругу и защита дома и детей от врагов. Поэтому оружие они хранили над входной дверью.

4. Самурайских женщин, как и их отцов, братьев и мужей, учили абсолютной преданности своему непосредственному начальнику в клановой иерархии, и точно так же как и мужчины, они были обязаны беспрекословно исполнять все данные им поручения, включая и те, которые подразумевали использование оружия.

5. Из оружия женщин учили пользоваться главным образом нагинатой (искусство нагинатадзюцу), а также копьём яри, цепями и верёвками.

6. Также женщины с не меньшим мастерством умели обращаться с коротким кинжалом (кайкэн), который, подобно вакидзаси воинов-мужчин, всегда находился при ней — в рукаве или за поясом.

7. Кайкэн был необходим в совершении дзигай (женский вариант сэппуку у мужчин). В отличие от мужчин-самураев, женщины не вспарывали свой живот, а перерезали себе горло.

8. При совершении дзигай женщины связывали себе лодыжки, чтобы и после смерти выглядеть пристойно.

9. При необходимости самурайские женщины брали на себя обязанности по осуществлению мести, которая считалась единственно возможной реакцией (согласно японскому толкованию конфуцианства) на оскорбление или убийство господина.

10. Одной из таких женщин была госпожа Масако, жена первого камакурского сегуна Минамото Ёритомо. По свидетельствам историков, Масако была проницательной, ловкой и отважной женщиной, обладавшей огромным влиянием как при жизни своего мужа, так и после его смерти. После смерти Ёритомо Масако, по сути, управляла страной — это был единственный случай, когда верховная власть в стране находилась в руках женщины, не являющейся императрицей.

Читайте также: 20 увлекательных фактов о жизни и традициях гейш

Понравился пост? Поддержи Фактрум, нажми:

Поделиться

Класснуть

www.factroom.ru

Искусство смерти или женщины-самураи

Что мы знаем о самураях? Если вы не вдавались в подробности то, скорее всего, можете сложить мнение о них лишь на основании японских фильмов и какой-то поверхностной информации. Самураи это бесстрашные воины, подчинявшиеся кодексу поведения самурая «Бусидо», который был проникнут духом беспрекословного подчинения господину и презрением к смерти. А что если говорить о женщинах-самураях? Изначально женщина-самурай, точнее онна-бугэйся  — женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием. Но это ещё не всё.

 

Женщина-самурай, или «онна-бугэйся» в средневековой Японии была персонажем почти мифологическим, по мнению многих современников — несуществующим. Дело в том, что лишь немногие девушки в самурайских семьях брали в руки оружие. Представительнице прекрасного пола полагалось быть очаровательно-беспомощной, женственной и грациозной. Этого требовала японская культура. Владение копьем и кинжалом не вписывалось в традиционную концепцию. Девочка подчинялась отцу, женщина — мужу, а если он погибал, то главой семейства становился старший сын. В японской семье жена вставала рано утром и занималась хозяйством до поздней ночи. Она следила за домом, когда самурай отправлялся в очередной поход. Если девочке разрешали обучаться боевым искусствам, это было скорее исключением, чем правилом.

 

Косвенно об этом свидетельствует тот факт, что в самурайской среде был широко распространен гомосексуализм — «сюдо» («путь юноши»). Японская мораль не запрещала отношения между двумя мужчинами. Такого рода связь противопоставлялась «смягчающей» женской любви. В художественной литературе «сюдо» изображалось как необходимый этап взросления юноши. Бытовало мнение, что такие отношения обогащают молодого человека знаниями. 

 

Если в самурайской семье все же решались воспитать девушку-воина, то делали это без поправок на слабый пол. Ее держали в строгости, как и братьев. Чтобы воспитать бесстрашие, ночью девочку могли отправить в лес или на кладбище.

 

Культура самураев предусматривала не только совершенствование физических способностей, но и разностороннее образование. Юных воинов знакомили с поэзией, учили рисованию, игре на музыкальных инструментах и искусству каллиграфии. Особое место отводилось фольклору; детям рассказывали об удивительных подвигах самураев. Популярной была история о девочке Токое, вернувшей честь своему отцу. Главными персонажами театральных постановок становились знаменитые военачальники. Центральными в этих постановках были идеи абсолютной верности и мести. «Онна-бугэйся» изучали кодекс чести самурая — «Путь лука и скакуна» (позже Бусидо). Воинов готовили к смерти. «Не добиться своей цели и продолжать жить — это трусость», — наставляли детей. 

 

Чтобы воспитать в девушках выносливость, их заставляли выполнять тяжелую физическую работу с раннего утра до позднего вечера, держали на диете. Считалось, что самурай должен довольствоваться малым количеством пищи. Девочек учили обращаться с оружием, в первую очередь, с кинжалом кайкэн. Им было удобно наносить удары в ближнем бою. Его прятали в рукаве или за поясом, иногда помещали в небольшой мешочек. Длина лезвия составляла около 6 сантиметров. Кайкэн также использовался как орудие самоубийства.

 

 

Девушки владели и нагината — изогнутым клинком с длинной рукоятью. Это оружие обычно хранилось при входе в дом. Длина рукояти нагината составляла от 1,2 до 2 метров; клинка — около 30 сантиметров. Со временем большую популярность приобрел облегченный вариант этого оружия. Нагината была особенно эффективной в сражении с конницей, она давала преимущество в дистанции. 

 

По легенде, именно этим оружием прекрасно владела женщина-воин Ходзё Масако. Она родилась в семье крупного феодала в 1156 году. Время было неспокойным, и отец воспитал Масако как самурая. Девушка выезжала на охоту с мужчинами и каждый день совершенствовала свои боевые навыки. В сохранившихся источниках Ходзё описывается как воин исключительной храбрости. Ее женихом стал основатель сёгуната Камакура. Правитель вел беспрерывные войны, и после смерти супруга Ходзё взяла на себя управление его землями. Она добилась передачи титула сиккэна (регента) своему племяннику. 

 

Нагината несколько столетий оставалась классическим «женским» оружием. В XVII веке каждую представительницу дворянского сословия учили использовать его в целях самообороны; позднее эти знания передавали девочкам в школах. Соответствующая программа в школах действовала до 1945 года. 

 

Женщины-самураи также умели пользоваться копьем яри длиной от 2 до 4 метров. Древко обычно изготавливалось из дуба. Его верхнюю часть обматывали прочным шнуром. К копью крепили кисти разных цветов, которые обозначали положение воина. Нижнюю часть древка обычно полировали для удобства самурая. Яри богато украшали. Копье имело множество разновидностей в зависимости от длины клинка и формы наконечника.

 

Одной из самых известных воительниц в японском фольклоре стала Томоэ Годзэн. Девушка была не только красавицей, но и опытной лучницей. Она родилась в 1157 году, а в 1180-м в стране началась гражданская война. По одной из версий, Годзэн погибла на поле боя вместе с мужем. По другой, оставшиеся в живых воины приказали ей бежать, так как смерть рядом с женщиной противоречила самурайскому кодексу. Третья версия рассказывает о том, что Годзэн стала монахиней. Еще одна известная «онна-бугэйся» — Едогими. Она совершила самоубийство после того, как потерпела поражение в битве. 

 

Со временем женщины прекратили сражаться вместе с воинами-мужчинами. С прекращением междоусобиц князья не нуждались в больших отрядах самураев. Девушек это касалось в первую очередь, их участие требовалось дома, в большом хозяйстве. Последней в ряду известных воительниц стала Накано Такэко. Она родилась около 1847 года в семье влиятельного чиновника. Известно, что Накано получила хорошее образование. Способная девушка стала инструктором боевых искусств. В 1868-м началась «Война года Дракона», и Накано предложила самураям свои услуги. Ее отряду запретили воевать в качестве официального армейского подразделения. Несмотря на запрет, девушка участвовала в боевых действиях. В ходе одного из сражений «Женский отряд» разбили императорские войска. Накано была тяжело ранена и попросила сестру убить ее и захоронить, чтобы тело не досталось врагу. 

По материалам

4tololo.ru

Смертоносные женщины-самураи: 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся

При первом признаке опасности эти кроткие японки превращались в беспощадных фурий… 

Смертоносные женщины-самураи: 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся

1. Онна-бугэйся — женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием.

Смертоносные женщины-самураи: 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся

2. Женщина-самурай — семантически неправильное выражение, так как слово «самурай» может применяться только по отношению к мужчинам.

Смертоносные женщины-самураи: 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся

3. Согласно бусидо (кодексу самурая), первым долгом онна-бугэйся считалось служение своему супругу и защита дома и детей от врагов. Поэтому оружие они хранили над входной дверью.

Смертоносные женщины-самураи: 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся

4. Самурайских женщин, как и их отцов, братьев и мужей, учили абсолютной преданности своему непосредственному начальнику в клановой иерархии, и точно так же как и мужчины, они были обязаны беспрекословно исполнять все данные им поручения, включая и те, которые подразумевали использование оружия.

Смертоносные женщины-самураи: 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся

5. Из оружия женщин учили пользоваться главным образом нагинатой (искусство нагинатадзюцу), а также копьём яри, цепями и верёвками.

Смертоносные женщины-самураи: 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся

6. Также женщины с не меньшим мастерством умели обращаться с коротким кинжалом (кайкэн), который, подобно вакидзаси воинов-мужчин, всегда находился при ней — в рукаве или за поясом.

Смертоносные женщины-самураи: 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся

7. Кайкэн был необходим в совершении дзигай (женский вариант сэппуку у мужчин). В отличие от мужчин-самураев, женщины не вспарывали свой живот, а перерезали себе горло.

Смертоносные женщины-самураи: 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся

8. При совершении дзигай женщины связывали себе лодыжки, чтобы и после смерти выглядеть пристойно.

9. При необходимости самурайские женщины брали на себя обязанности по осуществлению мести, которая считалась единственно возможной реакцией (согласно японскому толкованию конфуцианства) на оскорбление или убийство господина.

Смертоносные женщины-самураи: 10 завораживающих фактов об онна-бугэйся

10. Одной из таких женщин была госпожа Масако, жена первого камакурского сегуна Минамото Ёритомо. По свидетельствам историков, Масако была проницательной, ловкой и отважной женщиной, обладавшей огромным влиянием как при жизни своего мужа, так и после его смерти.

После смерти Ёритомо Масако, по сути, управляла страной — это был единственный случай, когда верховная власть в стране находилась в руках женщины, не являющейся императрицей.

Читайте больше интересного на сайте Женские Интересы.

Источник

Делитесь с подругами, они это оценят:

Сейчас читают :

zhenskie-interesy.ru

Онна-бугэйся: Женщины самураи - Валекс о...

Собственно в японском языке нет такого слова как женщина-самурай. Потому что определение "самурай” подразумевает только мужчину, без вариантов. Слово буси – воин, также подразумевает, что это "мужчина”. Поэтому применительно к женщинам применяется бугэйся (武芸者) — «человек боевых искусств», т.е. онна бугэйся (онна – женщина).

Онна-бугэйся — женщина, принадлежащая к сословию самураев в феодальной Японии и обучившаяся навыкам владения оружием.

Как это ни странно, но в средние века роль женщины была доминирующей в управлении делами клана. Да что там средние века, достаточно вспомнить матриархальный миф о Солнечной Богине – Аматэрасу, в котором явно подчёркивается её главенство над всеми богами японского пантеона, а также равенство в бою богини Идзанами со своим братом-мужем Идзанаги. Влияние этого древнего матриархата прослеживается во всём культе солнца, который был женским по своей природе в первоначальной японской концепции.

Даже первые хроники японской истории наполнены описаниями подвигов воинственных цариц, лично водивших свои войска на штурм вражеских укреплений в Ямато или через пролив в Корею. Со временем растущее влияние конфуцианства заметно ослабило доминирующее положение женщины, оградив ее ограничениями различного рода. Но эти ограничения далеко не всегда принимались кротко и смиренно, в чем пытаются нас уверить историки более позднего времени. В период Хэйан женщин, возможно, и нельзя было встретить на поля боя, но они внесли немалый вклад в культурные достижения своей эпохи.

По Бусидо первым долгом женщины-воина считалось служение своему супругу. Кроме того в ней ценились такие качества характера, которые не во всех странах приняло считать достоинством у женщин. Бусидо восхвалял женщин-воинов, «которые были способны подняться выше несовершенства и недостатков, свойственных их полу, и проявить героическую силу духа, которая могла бы быть достойной самых храбрых и благородных мужчин». Поэтому с самого раннего детства дочерей самураев заставляли вырабатывать в себе выдержку и стойкость духа.  Из оружия женщин учили пользоваться главным образом нагината (искусство нагинатадзюцу), а также копьём яри, цепями и веревками. Вместо катана они имели танто. «Обычным для копья местом хранения было место над дверью в жилище, так как таким образом женщина получала возможность использовать его против атакующих врагов или любого незваного гостя, проникшего в дом. Но обучение Онна-бугэйся владению оружием преследовало еще одну цель — они могли применять эти навыки во время войны. Но все же согласно Бусидо умение защитить себя для женщины-самурая считалось более важным. Женщины-воина, не имевшие своего господина, были вынуждены быть сами себе телохранителями. С оружием в руках женщина-воин защищала свою неприкосновенность также отважно, как ее муж сражался за своего господина. Кроме того, умение владеть оружием женщине-воину было чрезвычайно важным для воспитания необходимых качеств характера у детей.

В день достижения девушкой-воином совершеннолетия (в 12 лет) ей согласно ритуалу вручался женский нож «кайкэн», который исходя из ситуации мог направляться ею в тело противника или в себя.  Кайкэн, который подобно вакидзаси воинов-мужчин, всегда находился при ней – в рукаве или за поясом. С помощью кайкэн можно наносить как молниеносные удары в ближнем бою, так и метать его со смертоносной скоростью, также кайкэн «принимал участие» в совершении ритуального самоубийства («женский» вариант этого действа носит название дзигай и был распространён так же широко, как и сэппуку у мужчин). Причем, женщины не вспарывали свой живот подобно мужчинам, а перерезали себе горло. Ещё одним строгим правилом ритуала было обязательное связывание собственных лодыжек, дабы и после смерти выглядеть «пристойно». Целомудренность женщины-воина была настолько важна, что ценилась выше жизни.

< Tomoe Gozen (巴 御前). Онна бугэйся (女武芸者), наложница или жена Минамото-но Ёсинака.

Девочек из клана самураев с детства обучали серьезным боевым искусствам: владению нагината (лёгкой алебардой), метанию ножей и дротиков, стрельбе из лука, приемам дзюдзюцу. Так что самурайские женщины при необходимости могли дать отпор насильнику или напавшему на ее дом врагу. Неожиданно для напавшего упакованная в кимоно «куколка» вдруг принимала боевую стойку, изящные шпильки из ее прически превращались в метательные ножи, веер ощетинивался стальными иглами, а в маленькой изящной ручке невесть откуда появлялся сверкающий кинжал.

Но были в истории Японии и женщины-воины, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях. И среди них Томоэ Годзэн (巴御前) (1157 – 1247) наложница или жена Минамото-но Есинака, одного из военначальников во времена войны Гэмпэй. Наиболее известным сражением которого является сражение при Курикара, где Тайра впервые получили сокрушительный разгром.

Томоэ прославилась своей храбростью и силой. Полагают, что она выжила после войны Гэмпэй (1180-1185).

"Хэйкэ моноготари” так описывает "онна bugeisha” женщину-воина:"Особенно хороша была Томоэ — белолица, с длинными волосами, писаная красавица! Была она искусным стрелком из лука, славной воительницей, одна равна тысяче! Верхом ли, в пешем ли строю — с оружием в руках не страшилась она ни демонов, ни богов, отважно скакала на самом резвом коне, спускалась в любую пропасть, а когда начиналась битва, надевала тяжелый боевой панцирь, опоясывалась мечом, брала в руки мощный лук и вступала в бой в числе первых, как самый храбрый, доблестный воин! Не раз гремела слава о ее подвигах, никто не мог сравниться с нею в отваге.”

Томоэ Гозэн единым махом срубила голову Моросигэ Онда и швырнула её на землю. Потом сбросила боевые доспехи и пустила коня на восток.

Томоэ сопровождала Ёсинаку практически во всех сражениях. Но в последнем при Удзигава, поблизости от Киото, Ёсинака велел женщине убегать, так как не хотел умирать в окружении "баб” или просто хотел, чтобы она спаслась: "— Ты — женщина, беги же прочь отсюда, беги скорей куда глаза глядят! А я намерен нынче пасть в бою. Но если будет грозить мне плен, я сам покончу с жизнью и не хочу, чтоб люди смеялись надо мной: мол, Ёсинака в последний бой тащил с собою бабу! — так говорил он, а Томоэ все не решалась покинуть Ёсинаку, но он был непреклонен. «О, если бы мне встретился сейчас какой-нибудь достойный противник! — подумала Томоэ. — Пусть господин в последний раз увидел бы, как я умею сражаться!» — и, с этой мыслью остановив коня, стала она поджидать врагов. В это время внезапно появился прославленный силач Моросигэ Онда, уроженец земли Мусаси, и с ним дружина из тридцати вассалов. Томоэ на скаку вклинилась в их ряды, поравняла коня с конем Онды, крепко-накрепко с ним схватилась, стащила с коня, намертво прижала к передней луке своего седла, единым махом срубила голову и швырнула ее на землю. Потом сбросила боевые доспехи и пустила коня на восток.”

- Однажды, девушку-(Онна-бугэйся) захватили в плен и, понимая опасность насилия со стороны грубой солдатни, она пустилась на хитрость и заявила, что подчинится им, если они сначала позволят ей написать письмо своей сестре. Дописав письмо она внезапно бросилась на ближайшего из солдат, выхватила у него оружие и заколола себя, спасая таким образом честь. В письме оказались строки прощальных стихов: «На небосклоне юная луна, Из опасения, что блеск ее затмят, Бегущие из темноты к ней облака, Стремительно бежит». Когда возникала реальная угроза попасть в плен к врагу, они не только решительно принимали смерть от рук родственников мужского пола или их командиров, но и сами убивали мужчин, если по какой-то причине они не могли или не желали совершить ритуальный акт и не щадили в такой ситуации ни себя, ни своих детей. Один из самых древних эпизодов, связанный с принятием и исполнением такого решения, можно найти в старинном сказании о доме Тайра. В части, описывающей морское сражение у Данноура Нииодоно, бабушка малолетнего императора Антоку, столкнувшись с угрозой попасть в плен к воинам Минамото, прижала ребенка к себе и сбросилась с обрыва. За ней последовали её придворные дамы, включая мать императора, которую единственную насильно удалось спасти. Нельзя сказать, что стойкость духа и владение боевыми искусствами были единственными достоинствами таких женщин. Наряду с владением оружием девушки обучались изящным искусствам – танцам, музыке, сложению стихов, каллиграфии, икэбана. Умение петь и танцевать не предназначалось для широкой публики в отличие от искусства гейш, и если какая-то из жен воинов и прославилась своими талантами, то только благодаря гостеприимству дома.

Накано Такэко — женщина-самурай, погибшая при защите замка Айдзу-Вакамацу в войне Босин. 1868г.

Онна бугейся Накано Такэко ( 中野 竹子, 1847  – 10 октября 1868), старшая дочь чиновника княжества Айдзу Накано Хэйная (中野 平内), получила не только гуманитарное образование, но и приобрела навыки в боевых искусствах, хорошо владела нагинатой. Настолько хорошо, что работала инструктором боевых искусств в 1860-е годы. В битве за Айдзу (1868 год, про те времена был фильм "Последний самурай”) она сформировала неофициальный "женский отряд”.  В ходе сражения против сил Императорской армии, Такэко получила пулевое ранение в грудь и попросила свою сестру Юко отрезать ей голову и похоронить её, чтобы она не досталась врагу в качестве трофея. Голова Такэко покоится под сосной возле храма Хокайдзи (посёлок Айдзубангэ префектуры Фукусима). А в городе Айдзувакамацу с тех пор ежегодно проводится осенний фестиваль «Айдзу Мацури» (会津まつり), где главным действующим лицом являются одетые в хакама (штаны) девушки с белыми повязками на головах, изображающие Такэко и её воинов.

Осенний фестиваль Айдзу Мацури в городе Айдзувакамацу. Одетые в хакама девушки с белыми повязками на головах, изображают Такэко и её воинов.

В основном, овладевать искусством игры на музыкальных инструментах и пением надо было для того, чтобы помочь расслабиться уставшим после службы мужьям и отцам. Немаловажным аспектом была и психология в музыке, ибо самая безупречная гармония звуков будет звучать механически, если в ней не участвует душа исполнительницы, которая пребывает в ладу с самой собой. Музыка и танцы должны были смягчать характер самураев, отвлекая их от повседневной суеты. Ценность женщины-самурая определялась двумя сферами деятельности: полем битвы и семейным очагом. Большинство японских женщин не стремились стать социально значимыми фигурами, поэтому естественно, что дом привлекал их больше. Пока мужья и отцы сражались или несли службу, на плечи женщин ложилась ответственность за управление домом, воспитание детей и их защиту. Искусство ведения домашнего хозяйства требовало тщательного изучения, так как с детства женщин-самураев учили делать все с душой, а самозабвенное служение очагу считалось честью. Они предпочитали роль матери и жены, за которую и заслуживали уважение и почет в обществе.

Однако если женщина замечала, что самурай больше беспокоится об ее участи, она должна была напоминать супругу о его долге перед господином и принимать необходимые меры, чтобы напоминать ему об обязанности служения. При служении дому от женщины требовалась вся ее самоотверженность в оказании помощи мужу, которая так и называлась – «найдзё» — внутренняя помощь. Так реализовывалась цепь самоотверженного служения самурайского сословия: жена служила мужу, муж служил господину, который, в свою очередь, служил Небесам. При необходимости самурайские женщины брали на себя обязанности по осуществлению мести, которая считалась единственно возможной реакцией (согласно японскому толкованию конфуцианства) на оскорбление или убийство господина. Даже в течение застойного периода сёгуната Токугава женщины строго соблюдали принцип безусловной преданности своему клану – порой даже строже, чем мужчины. На протяжении веков самурайская женщина оставалась грозной фигурой, консервативной во взглядах и действиях, преданной этическим нормам своего клана – как их сути, так и внешним проявлениям.

senseisekai.livejournal.com