Самолеты Яковлева: истребители истребителей. Самолеты яковлева


Корпорация Иркут. Самолеты Яковлева. Официальный сайт.

 

Открытое акционерное общество «Научно-производственная корпорация «Иркут» (ОАО «Корпорация «Иркут») – вертикально-интегрированное предприятие, обеспечивающее полный цикл работ по проектированию, испытаниям, производству, маркетингу, реализации и послепродажному обслуживанию авиационной техники военного и гражданского назначения.

В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут». Персонал был сокращен в 4,5 раза (с 1400 человек в 2003 году до 311 человек), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость. Позднее из остатков ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут».

История

В 1932 году, в марте, по приказу № 181 был создан завод под названием Иркутский авиационный завод №125. Достаточно странно, но активно завод начал работать только спустя два года. В разработке планировалось сделать истребитель И-14, который в дальнейшем успешно прошёл пробный полёт и был пущен для производства. Основной задачей самолёта было истребление авиа силы противника, но первоочерёдной миссией - это оборона.

Защищать своего государство, вот для чего был создан И-14, а так же его можно было применять для транспортировки разных грузов, в частности авиа деталей. Истребитель проводил активные действия во время Первой мировой войны, именно для этой цели он были создан, а в дальнейшем улучшен в разы. В 1941 году, по приказу №1139 хотели объединить два завода, Иркутский № 125 и Московский № 39, задумка была успешно выполнена, а предприятие получило новое название: орден Ленина и Орден Трудового Красного Знамени авиационный завод №39 имени И.В. Сталина. Этот "спал" был очень силён и много лет производил отличные самолёты.

Таким образом с 1941 по 1943 года, производился пикирующий бомбардировщик Пе-2. Он не много отличался от других моделей самолётов, единственно, что, это были решены проблемы защиты машины и экипажа. Броня стала больше, тем самым прочнее, а также, экипаж оборудовался новыми средствами защиты. Это всё делалось для того, чтобы огонь с земли или моря, не уничтожал легко самолёты, то есть не становился лёгкой наживой. Для идеального состояния самолёта были добавлены воздушные тормоза, благодаря которым бомбардировщик мог легко маневрировать. Все идеи были успешно произведены в жизни и таким образов, получилась модель Пе-2.

Также за время объединённого завода было создано несколько моделей дальних бомбардировщиков, а именно: Ил-4, Ил-6 и Ер-2. Выпускались они в период с 1942 по 1946 год соответственно. Естественно, прямой задачей самолётов было сражение во время Великой Отечественной войны. Также специально для ВОВ, был создан дальний истребитель, единственный в своём роде, Пе-3, выпускался он всего два года, на протяжении 1941 - 1943 годов. 

После войны завод выпускал много самолётов разных категорий, но знаковыми стали транспортные, такие как: Ан-12 и Ан24. Первая модель была достаточно хороша, но не совсем такой, какой хотели её видеть правительство, именно поэтому, создали усовершенствованный Ан-24, который подходил всем критериям. Выпускались они с 1952 по 1962 и 1967 по 1971 год соответственно. В 1989 году завод получает новой название " Иркутское авиационное производственное объединение", сокращёно ИАПО.

Иркутский Авиационный Завод в настоящее время является мощной производственной площадкой корпорации "ИРКУТ", ее главным процессинговым центром. 

В настоящее время в серийном производстве находятся многоцелевой боевой самолет Су-30МК в различных модификациях  – Су-30МКИ для Индии, Су-30МКМ  для Малайзии, Су-30МКА для Алжира.

Начато серийное производство компонентов для аэробусов А320 компании AIRBUS: это ниша передней стойки шасси, килевая балка и направляющая закрылка. 

Конструкторское бюро Яковлева является одним из наиболее развитых и известных не только в Российской Федерации, но и далеко за ее пределами. Данное предприятие работает над проектированием и дальнейшим изготовлением авиационной техники. Руководителем бюро был назначен талантливый конструктор прошлого века А.С. Яковлев. 

 

Краткая история создания и восхождения ОКБ Яковлева

А.С. Яковлев до 1934 года был главой группы конструкторов на заводе №39, которая занималась проектированием и созданием новых летательных аппаратов. За счет этого руководство страны выделило данную группу и обеспечило финансирование на развитие данной отрасли. Государственный указ, изданный в средине лета 1934 года, организовал всех конструкторов Яковлева в одну единицу, которая должна подчиняться Спецавиатресту. После этого данная группа обозначалась как «Завод №115». С 1935 года он перешел под курирование Наркомтяжпрома. В 1959 году предприятие передано под контроль и финансирование ГКАТ и стало обозначаться как «Предприятие 1303». На этом переименования не закончились, поскольку в 1966 году его начали называть как машиностроительный завод «Скорость».

В 1992 году данный завод стал акционерным предприятием открытого типа, начал носить имя легендарного конструктора − ОКБ им. Яковлева. После этого его развитие было достаточно слабым, в основном это объяснялось недостатком финансирования и малым количеством заказов на продукцию. Окончательное преобразование предприятия состоялось в 2004 году, когда все ОКБ поглотило предприятие «Иркут». После этого большинство работников было уволено, а значительную часть недвижимости и вовсе распродали. На основе всего комплекса работников и оборудования был сформирован центр инженеров, который обслуживал нужды «НПК Иркут».

Особенности работы и продукции предприятия Яковлева

Первый самолет, который спроектировал Яковлев, поднялся в воздух еще в далеком 1927 году. Это было началом эры воздушных аппаратов Яковлева. За всю историю работы данного конструктора и его ОКБ было создано более 200 различных самолетов, около ста их них выпускались серийно. Предприятие занималось еще изготовлением вертолетов и другой военной и гражданской техники. Самое главное, что все работы были уникальными и новыми во всем мире. Это позволило достичь высоких результатов, тем более что данная техника широко используется на территории множества стран мира.

Среди всех летательных аппаратов, которые были изготовлены на заводе, наибольшее внимание уделялось все же созданию различных вариантов самолетов. В линейке машин данного типа можно выделить учебные, боевые, также изготовлялись беспилотные агрегаты. Наиболее совершенными были самолеты с вертикальной системой взлета и посадки, причем данная система была достаточно уникальной и не имела точных аналогов.

 

Конструкторами бюро было разработано множество военных самолетов для выполнения различных операций и миссий. Команда Яковлева достигла больших результатов в разработке сверхзвуковых, реактивных и пассажирских самолетов. Было изготовлено много машин для воздушного спорта, которые легко выполняли самые сложные фигуры высшего пилотажа. Нельзя не отметить вклад конструктора Яковлева и его группы в создание самолетов, которые принимали активное участие в боях во время Отечественной войны.

За счет того, что данное ОКБ собрало самых лучших конструкторов нашего государства, они смогли параллельно работать над самолетами самой разной конструкции и области применения. Именно из-за правильного подбора работников завод Яковлева смог постоянно производить серийные самолеты, начиная с 1932 года и на протяжении 70 лет. За это время удалось построить более 70 тысяч самолетов разной конструкции с бортовым обозначением «Як». Большая часть их была изготовлена еще во время Великой Отечественной войны.

Самолеты:

 

Подготовка специалистов на предприятии Яковлева

Самим Яковлевым проводился подбор сотрудников, что позволило создать единый, хорошо слаженный коллектив. Все работники завода отличались высокой научной базой и стремлением к созданию нового. Сотрудники имели возможность воплотить свои идеи в реальность, хоть иногда они были почти не выполнимы, а за счет слаженного и дружного коллектива была возможность доработать и обсудить все проекты. За счет коллективной работы и творчества и была создана яковлевская школа. Каждый конструктор отличался ответственностью за свои творения и старался сделать свое детище самым лучшим и надежным в эксплуатации.

За многолетнюю работу бюро было подготовлено много выдающихся конструкторов, которые получили мировую славу за свои труды в авиастроении. Также отдел испытателей имел особое уважение со стороны всего коллектива, поскольку их труд был самым опасным и ответственным. Самая первая группа конструкторов, которую собрал сам А.С. Яковлев, подготовила молодое поколение мастеров в различных отраслях авиационного дела.

Качественное изготовление и проектирование самолетов было получено за счет самых новых разработок и внедрения передовых мировых технологий. Для этого был организован целый отдел, основной задачей которого было внедрение новых деталей, агрегатов и вооружения. Данное опытное бюро имело множество партнеров, таких как ЦАГИ, НИИАС, НИАТ и другие передовые институты. Также сотрудники завода привлекались для консультирования на других технических предприятиях авиастроения.

Слаженное и тесное сотрудничество позволяло ОКБ Яковлева получать самые новые разработки для своих силовых установок и электрооборудования. Именно партнеры занимались новыми разработками и их изготовлением, за счет таких симбиотических отношений много предприятий работало как одно целое. Все это позволило получать качественные и конкурентоспособные самолеты с обозначением «Як».

Достижения авиатехники производства ОКБ Яковлева

Все воздушные аппараты, которые были созданы в стенах данного предприятия, смогли завоевать 86 мировых рекордов по разным показателям. Нужно отметить, что регистрация рекордов на мировом уровне в СССР началось только с 1935 года, но даже до этого было достигнуто множество результатов.

Самыми известными и значимыми мировыми рекордами данного бюро стали такие:

  • Первым рекордом можно считать перелет из Севастополя в Москву на самолете типа АИР-1 еще в 1927 году. Это было первым самым значимым достижением в советском самолетостроении.

  • Со средины октября 1936 года до начала лета 1937 года на легких самолетах Яковлева было установлено сразу 5 рекордов, которые выполнялись как мужчинами, так и женщинами.

  • 1949 год принес еще один рекорд по скорости на самолете с использованием легкого поршневого двигателя, что было отмечено международной медалью Луи Блерио.

  • Самым известным скоростным рекордом стало достижение аппарата типа Як-11 в 1951 году. Данных показателей скорости не могли достичь в мире на протяжении 24 лет.

  • Что касается грузоподъемности, то и здесь творения яковлевцев были отмечены мировыми наградами. Этот рекорд поставил грузовой вертолет марки Як-24.

  • Также были установлены рекорды по максимальной высоте подъема и скорости, этого удалось достичь с созданием реактивных самолетов типа Як-30, а также Як-32.

  • Гонка вооружений позволила получить в 1955 году рекорд высоты с максимальным грузом на борту. При этом были использованы самолеты РВ, которые смогли побить показатели американского аппарата «Локхид U-2».

  • Самые последние мировые рекорды были установлены при использовании машины типа Як-141, которая имеет возможность производить вертикальный взлет и посадку.

Большой ассортимент продукции предприятия Яковлева, а именно 19 различных типов воздушных аппаратов, позволил получить множество самых высоких мировых наград.

Работа конструкторского бюро Яковлева неоднократно была отмечена высокими государственными наградами. Первый орден был получен в 1942 году, это был орден Ленина. Вторым был орден Красного Знамени, он был вручен в 1944 году за разработку и изготовление качественных боевых самолетов. В 1981 году был вручен орден Октябрьской Революции. Кроме всего этого, множество государственных наград было вручено непосредственно самым активным и успешным конструкторам данного предприятия.

Контакты:

Сайт: http://www.irkut.com/

КОРПОРАТИВНЫЙ ЦЕНТР

Российская Федерация, 125315, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 68

  • +7 (495) 777-21-01
  • +7 (495) 221-36-39
  • [email protected]
  • ПРЕСС-СЛУЖБА КОРПОРАЦИИ

    Российская Федерация, 125315, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 68

  • +7 (495) 777-21-01 доб. 75-32
  • +7 (495) 221-36-39
  • [email protected]
  • ДЕПАРТАМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КОРПОРАЦИИ

    Российская Федерация, 125315, г. Москва, Ленинградский проспект, дом 68

  • +7 (495) 777-21-01
  • +7 (495) 221-36-39
  • [email protected]

avia.pro

Список самолетов ОКБ имени Александра Сергеевича Яковлева

Великий советский авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев родился 1 апреля 1906 года в семье простого служащего. Еще в школе он и понял, что он будет авиаконструктором, когда в школьном кружке построил свою первую летающую авиамодель. В 1956 году Александр Сергеевич стал Генеральным конструктором опытно-конструкторского бюро имени А.С.Яковлева, на этом посту он пробыл до 1984 года, создав за это время свыше 200 летательных аппаратов.

Список самолетов, построенных под руководством авиаконструктора Яковлева.

УТ-2

УТ-2

Год выпуска: 1935.

Этот компактный самолет длиной в 7 метров и размахов крыльев до 10 метров создали для учебно-тренировочных полетов, в него помещалось два человека: инструктор и ученик. Во время великой отечественной войны его переделали, заменив мотор на более мощный в 125 л.с. и улучшив штопорные характеристики. Выпуск данного самолета продолжался до 1944 года, будущие пилоты на нем учились летать до 1948 года, затем его сняли с производства в связи с выпуском более улучшенных моделей самолета.

УТ-1

УТ-1

Год выпуска: 1937.

Этот самолет, внешне очень похож на УТ-2, но одноместный и более надежный. Создан для спортивных и учебных полетов, обладает высокой устойчивостью и легкой управляемостью, мог выполнять сложные фигуры высокого пилотажа. Снят с производства в 1940 году.

ЯК-4

ЯК-4

Год выпуска: 1939.

К тому времени советские разработчики задались целью создать очень быстрый и легкий двухместный самолет. Им стал ЯК-4, способный развивать скорость до 575 км/ч благодаря двум мощным двигателям в 1100 л.с. Но установка на него стрелкового оружия значительно утяжелила конструкцию и скорость самолета упала почти вдвое. Поэтому этот самолет не участвовал в великой отечественной войне, уступив лавры быстрому и надежному бомбардировщику ПЕ-2.

ЯК-1

ЯК-1

Год выпуска: 1940.

Перед авиаконструкторами стояла задача создать сверхустойчивый, простой в управлении и легкий по весу истребитель. С этой задачей они справились, выпустив ЯК-1, который в первые годы великой отечественной войны был основным истребителем, превосходящий в скорости и маневренности германские истребители Bf-109E. После того, как германские авиаконструкторы модифицировали свой истребитель, советские авиаконструкторы не отстали от них, усилив мощность мотора с 1100 л.с. до 1210 л.с. на ЯК-1, улучшив этим его маневренность. Чуть позже на ЯК-1 установили радио, заменили пулемет на более эффективный, улучшили обзор из кабины летчика. Этот легендарный истребитель успешно прошел всю великую отечественную войну.

ЯК-3

ЯК-3

Год выпуска: 1943.

Чтобы советские истребители на большой скорости легко могли уворачиваться от самолетов противника, авиаконструкторам пришлось основательно поработать над конструкцией нового самолета. ЯК-3, благодаря укороченным крыльям и облегченному весу, обладает превосходной горизонтальной и вертикальной маневренностью и может развивать скорость до 646 км/ч, который в то время считалось запредельным. Помимо советских летчиков истребитель ЯК-3 высоко оценили и французские летчики, восхитившись его легкостью, маневренностью и скоростью.

ЯК-9У

ЯК-9У

Год выпуска: 1944.

Был самым сильнейшим и маневренным самолетом во время великой отечественной войны благодаря очень мощному двигателю того времени в 1650 л.с. и улучшенной аэродинамике. Почти все самолеты ЯК-9У, выпущенные во время войны, участвовали в боевых действиях, превосходя своими характеристиками самолеты противника. Он был очень простой в управлении, с ним могли справиться летчики средней квалификации. После него перестали выпускать самолеты с поршневым двигателем, так как летом двигатель сильно перегревался даже во время обычной скорости.

ЯК-15

ЯК-15

Год выпуска: 1946.

После того, как прекратили выпуск самолетов с поршневым двигателем, ЯК-15 стал первым советским самолетом с турбореактивным двигателем, способным развивать скорость до 805 км/ч. Внешне и внутренне он очень похож на истребитель ЯК-3, но без винтовых лопастей, благодаря чему летчики легко переучивались с поршневых истребителей на реактивные. В целом, он являлся учебным истребителем.

ЯК-38

ЯК-38

Год выпуска: 1964.

После наступления холодной войны авиаконструкторы, чтобы защитить границы СССР, создали боевой летательный аппарат ЯК-38. который называют штурмовиком. Его особенностью являются вертикальный взлет и посадка, система катапультирования летчика, высокая скорость в 1150 км/ч. ЯК-38 оснащен мощным оружием, способным уничтожить наземные объекты и надводные корабли как в темное, так и в дневное время суток. Благодаря своим боевым качествам и отличной маневренностью, штурмовик ЯК-38 участвовал в боевых действиях в Афганистане в 80-х. В начале 90-х годов был прекращен выпуск ЯК-38 из-за его высокой аварийности. Благодаря продуманной системе катапультирования большому проценту летчиков удалось выжить.

ЯК-18Т

ЯК-18Т

Год выпуска: 1967.

Легкий самолет ЯК-18Т создали для учебных полетов летчиков и тренировки летного состава. Для удобства обучения, в кабинке сиденья ученика и инструктора находятся рядом, в критической ситуации инструктор может взять полное управление самолетом на себя. Помимо того, самолет имеющий еще два дополнительных места, может периодически перевозить пассажиров или небольшой груз весом до 150 килограмм. Несмотря на слабую мощность двигателя в 300 л.с., ЯК-18Т и сейчас используется в качестве патрулирования лесных массивов и шоссейных дорог.

ЯК-40

ЯК-40

Год выпуска: 1967.

Небольшой пассажирский самолет ЯК-40, оснащенный тремя реактивными двигателями, может преодолевать за раз не больше 1800 километров при максимальной скорости 546 км/ч, поэтому использовался только на местных авиалиниях. В зависимости от модификации и года выпуска он имел от 24 до 32 пассажирских мест. В то время перевозка малого количества пассажиров была экономически невыгодной и поэтому в 1981 году прекратили его выпуск в пользу более улучшенного самолета с большей мощностью и большим количеством пассажирских мест. Один из самолетов ЯК-40 в 1986 году применялся в ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

ЯК-52

ЯК-52

Год выпуска: 1974.

Очень маленький и легкий самолет ЯК-52 с усиленным крылом предназначался для обучения летчиков в школах авиации. В его разработке были учтены все пожелания летчиков-инструкторов. Сиденья инструктора и ученика располагаются один за другим. Двигатели мощностью в 360 л.с. могут развивать скорость не больше 280 км/ч, что достаточно для обучения начинающих летчиков, которые на этом самолете под руководством своих инструкторов могли выполнять фигуры высшего пилотажа. Для обучения своих летчиков ЯК-52 закупили такие страны как Румыния, Вьетнам, Венгрия, Таджикистан, США, Армения. Выпуск ЯК-52 прекратился в 1998 году.

ЯК-42

ЯК-42

Год выпуска: 1975.

Перед авиаконструкторами ОКБ имени Яковлева встала задача создать пассажирский самолет, способный заменить устаревшие ИЛ-18 и ТУ-134. Так и появился ЯК-42, оснащенный тремя малошумными реактивными двигателями. ЯК-42 вмещает до 120 пассажиров, в нижней части самолета расположены два грузовых отсека для перевозки багажа, почты. После авиакатастрофы ЯК-42 конструкторы его модифицировали, увеличив дальность его полета, максимальность взлетного веса. В 2011 году во время авиакатастрофы ЯК-42 под Ярославлем погибли почти все пассажиры, в том числе знаменитый хоккейный клуб «Локомотив». Выжил только один человек. Причиной авиакатастрофы назвали человеческий фактор. Самолет ЯК-42 и до сих пор продолжает эксплуатироваться на местных авиалиниях.

ЯК-54

ЯК-54

Год выпуска: 1993.

Самолет ЯК-54 разработали для участия в соревнованиях по самолетному спорту. Этот маленький и легкий двухместный самолет способен совершать фигуры высшего пилотажа, развивая скорость до 450 км/ч. В новой модификации установили систему катапультирования летчика. Для своих учебных и спортивных полетов его закупили Словакия, Австралия, Великобритания, США.

vpolete.online

КБ Яковлев Википедия

ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» — российское предприятие по разработке и производству авиационной техники. За время своего существования выпустило свыше двухсот типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более ста серийных.

История

15 января 1934 года приказом № 23 НКТП группа лёгкой авиации А. С. Яковлева при заводе № 39 была выделена в самостоятельную единицу под названием КБП (Конструкторско-производственное бюро) и передана в непосредственное подчинение Спецавиатреста ГУАП. В том же году КБП получило название «Завод лёгких самолётов», затем — «Завод № 115». 7 марта 1935 года приказом № 270 НКТП был утверждён устав Государственного союзного завода № 115, переданного в непосредственное подчинение Наркомтяжпрому. Коллектив переезжает в собственное помещение на Ленинградском шоссе[15].

В 1959 году завод № 115 был передан в ведение ГКАТ как «Предприятие № 1303».

30 апреля 1966 года приказом № 175 МАП предприятию присвоено открытое наименование "Московский машиностроительный завод «Скорость», условное — «Предприятие п/я М-5050».

В соответствии с приказом № 162 МАП от 13 апреля 1989 года и приказом № 396 по "ММЗ «Скорость» от 17 мая 1989 года условное наименование «Предприятие п/я М-5050» отменено. Приказом МАП № 346 от 31 июля 1990 года предприятию присвоено имя Александра Сергеевича Яковлева — «Московский машиностроительный завод „Скорость“ имени А. С. Яковлева».

1 июля 1992 года году вышел Указ Президента РФ № 721 «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». На основании распоряжения № 389-р Комитета по управлению имуществом г. Москвы от 23 декабря 1992 года был утверждён план приватизации «ММЗ „Скорость“ имени А. С. Яковлева» и принято решение преобразовать его в Акционерное общество открытого типа «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (АООТ «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Московской регистрационной палатой было выдано соответствующее свидетельство серии МРП № 007.420 от 31 августа 1993 года.

25 июля 1996 года Московская регистрационная палата зарегистрировала новую редакцию Устава общества с новым наименованием — Открытое акционерное общество «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева» (ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева»). Предприятие внесено в реестр за основным государственным регистрационным номером 1027739252298 (Свидетельство Федеральной налоговой службы от 25 сентября 2002 года). Срок деятельности ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» не ограничен.

В 2004 году ОАО «ОКБ им. А. С. Яковлева» было поглощено ОАО «НПК Иркут»[16]. Персонал был сокращён в 4,5 раза (с 1400 человек[17] в 2003 году до 311 человек[8]), ликвидирована производственная база, распродана недвижимость[18][19]. Из части работников ОКБ был сформирован инженерный центр ОАО «НПК Иркут»[16]. На 1 января 2017 года согласно годового отчета численность работников на предприятии составила 499 человек. Предприятие в составе ОАО «НПК Иркут» продолжает активную работу по сопровождению производства и модернизации самолета Як-130, созданию и испытаниям самолета Як-152 и проведению испытаний ближне- среднемагистрального пассажирского самолета МС-21.

Разработки

Истребители

Самолёты Як-1, Як-3, Як-7, Як-9 составляли основу истребительной авиации СССР в годы Великой Отечественной войны.

  • Як-1, Як-3, Як-5, Як-7, Як-9, Як-15, Як-17, Як-23, Як-25, Як-27, Як-28П

Бомбардировщики

Транспортные самолёты

Пассажирские самолёты

Тренировочные и спортивные самолёты

Лёгкие учебно-тренировочные и спортивные самолёты КБ Яковлева получили широкую известность во всём мире.

  • УТИ-26, Як-7УТИ, Як-11, Як-18, Як-18т, Як-30, Як-50, Як-52, Як-54, Як-55, Як-130, Як-152

Многоцелевые самолёты

Самолеты ДРЛО

Самолёты вертикального взлёта и посадки

Штурмовик ВВП Як-38М

Вертолёты

Перспективные модели

  • МС-21 — ближне-среднемагистральный пассажирский лайнер.
  • «Прорыв» — разведывательный и ударный БПЛА

Самолёты Яковлева в искусстве

  • Владимир Высоцкий. «Як-истребитель» (песня).[21]

См. также

Примечания

  1. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 12.
  2. ↑ 1 2 3 4 5 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 13.
  3. ↑ 1 2 3 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 14.
  4. ↑ Отчёт за 4 квартал 2017, с. 28.
  5. ↑ Отчёт за 4 квартал 2017, с. 33.
  6. ↑ Отчёт за 2009, с. 64.
  7. ↑ Отчёт за 2010, с. 44.
  8. ↑ 1 2 Отчёт за 2010, с. 39.
  9. ↑ 1 2 Отчёт за 4 квартал 2011, с. 17.
  10. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 18.
  11. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 19.
  12. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 20.
  13. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 8.
  14. ↑ Отчёт за 4 квартал 2011, с. 9.
  15. ↑ К столетию А. С. Яковлева // ОКБ им. Яковлева
  16. ↑ 1 2 «Антология Як»
  17. ↑ «Финмаркет»
  18. ↑ «Коммерсант-Daily», 23 августа 2006 г.
  19. ↑ «РБК daily», 28 мая 2012 г.
  20. ↑ ОКБ им. Яковлева // Семейство самолетов Як-48
  21. ↑ https://www.youtube.com/watch?v=qWy0NASC-B0&feature=related Владимир Высоцкий. «Як-истребитель»

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

самолёты конструктора, биография Александра Сергеевича, ЯК в Великой Отечественной

«А потом ты в Париж возвратился домой на подаренном мной самолете»… Так описывал в песне Марк Бернес судьбу французского пилота из истребительного авиаполка «Нормандия-Неман». Эскадрилья, а затем и полк «Нормандия-Неман» воевал за Родину в небе СССР, на советских самолётах, созданных в ОКБ Яковлева Александра Сергеевича.

Песня описывает дальнейшую судьбу этого подразделения, после окончания войны, авиаполк «Сражающейся Франции» вернулся во Францию. На подаренных Правительством Союза истребителях Як-3.

Содержание статьи

У жизни должна быть цель

Автобиография А.С.Яковлева называется «Цель жизни». Название удачное – всю жизнь он проектировал и создавал летательные аппараты. Не все его творения поднялись в небо, но для истории достаточно и тех машин что взлетели. А их было немало.

яковлев у самолёта

Учебно-тренировочные истребители, спортивные самолёты, истребители и штурмовики, вертолёты и СВВП – это все жизнь и судьба конструктора.

Первые шаги

Будущий авиаконструктор родился 1 апреля (19 марта по старому летоисчислению) 1906 года в семье служащего компании Нобеля. Семья была среднего достатка, но почтенная – родители имели звание потомственных почетных граждан.

В 1914 году Саша поступил в гимназию, считавшуюся одной из лучших в Москве.

Учился он хорошо, но табель не позволял заподозрить в нем будущего инженера – по физике и математике Яковлев получал четверки. Больше ему нравилась история и рассказы о путешествиях.

Но он был активным учеником, принимал участие в общественной жизни… Возможно, чтение и влияние товарищей привлекли его внимание к технике. Александр начал заниматься в радиокружке и даже попробовал построить «перпетуум мобиле».

Начитавшись литературы по воздухоплаванию, в 1921 году он собрал модель планера, способную летать. Так началась конструкторская деятельность Яковлева.

Студент у машины

В 1922 году молодой конструктор создал уже полноценный планер. Его модель получила награду на фестивале в Коктебеле (ныне – фестиваль «Восходящий поток»). В том же году молодой человек пошел служить в армию.

Но он не маршировал с винтовкой, а копался в моторах – в должности авиамеханика военной академии.

В нее он и был зачислен на обучение без конкурса в 1927 году, продолжая совмещать учебу с ремонтными работами и изобретательской деятельностью.В 1931 году учеба была закончена. Яковлев начал работать инженером на авиазаводе №39. С этого момента можно считать биографию авиаконструктора Яковлева.

Конструкторское бюро

Первой конструкторской организацией, созданной А.С.Яковлевым, следует считать авиамодельный кружок, организованный им еще в 1922 году. Уже тогда он проявлял не только конструкторский, но и лидерский талант, умея объединять людей общим делом.

В 1932 году на своем заводе он создал группу легкой авиации. В 1934-м ее передали в непосредственное подчинение Спецавиатреста. Этот момент положено считать официальным «днем рождения» КБ Яковлева.

яковлев за работой

Конечно, организация не сразу получила его имя. Изначально предприятие (здесь не только изобретали, но и производили) фигурировало под разными кодовыми и секретными условными наименованиями. Только в 1990 году, уже после смерти изобретателя, предприятию было присвоено его имя.

Александр Сергеевич Яковлев возглавлял свое предприятие до 1984 года. Остаток жизни он посвятил литературной деятельности, осветив в книгах несколько этапов развития русской авиации.

Ахтунг, в небе «Нормандия»

Самолёты Яковлева времён его становления как конструктора – это, прежде всего знаменитые «ястребки» — истребители Як-1, 3, 7 и 9.

Именно эти самолеты вынесли на своём крыле основную тяжесть боев над линией фронта.

Реже вспоминают неудачную версию средних бомбардировщиков Як-2/4, первые машины Яковлева принятые на вооружение ВВС, но практически все потерянные в первые дни Великой Отечественной войны.

Як-истребитель

В 1939 году, после оценки действий истребительной авиации в Испании, ряду конструкторских бюро было предложено взяться за разработку новейшего истребителя с мотором М-105, одним из самых современных двигателей жидкостного охлаждения на тот момент выпускавшимся в СССР.

як- 1

Кроме этого в ТЗ были требования минимально использовать в конструкции «крылатый металл», ввиду дефицита алюминия в стране.

Александр Сергеевич представил на рассмотрение комиссии проект, имевший заводское обозначение И-26. Этот прототип, пройдя через череду испытаний и полётов, стал прославленным истребителем Як-1.

В конструкции самолёта использовались стальные трубы для каркаса и полотно для его обтяжки, количество дюралиминия было минимальным, как и требовало техническое задание, но в тоже время требуемые параметры скорости и вооружённости достигались за счёт высокой культуры веса и аэродинамики, которые в дальнейшем стали одним из отличий ОКБ Яковлева.

Параллельно выпускали и учебную версию машины, истребитель Як-7, который после заделки и освобождения курсантской кабины стал боевым истребителем и выпускался уже в этом качестве. Именно его усовершенствование привело к создания Як-9, лучшего истребителя КБ Яковлева в годы войны, выпущенный в десятке модификаций именно этот самолёт стал рядовым солдатом неба Великой Отечественной войны.

Яки начали войну в 1941 году, с трех сотен самолетов и 36 переобученных пилотов, закончили её в 1945, тысячами машин в составе авиационных корпусов и сотнями обученных лётчиков.

Яки поступали в состав армейской авиации, гвардия летала на Ла-5 и ленд-лизовских «кобрах». Но и среди армейцев было много героев, дважды Герой Советского Союза А.И. Колдунов имел на счёту 46 сбитых самолетов противника.

як - 9

Боевые самолеты Яковлева были высоко оценены государством. В 1943 году конструктор получил Сталинскую премию. Он отдал ее целиком «на создание самолета для лучшего истребителя Красной армии».

Не только война

Разработка самолетов для военной авиации была продолжена А.С.Яковлевым и после того, как закончилась Великая Отечественная война. В его конструкторском бюро после войны были созданы:

  • семейство истребителей Як-25 и тактический сверхзвуковой бомбардировщик Як-26 на их базе;
  • многоцелевой сверхзвуковой бомбардировщик Як-28;
  • СВВП Як-38, Як-38М и Як-41;
  • многоцелевой вертолет Як-24;
  • спортивные самолеты Як-50 и Як-52;
  • новейший учебно-боевой истребитель Як-130;
  • пассажирские самолёты Як-40 и Як-42.

В конструкторском бюро разрабатывали также проекты самолетов палубного базирования, многоцелевых машин, вертолетов. Но военной авиацией дело не ограничивалось. Начало карьере А.С.Яковлева дала спортивная авиация.

марка с яковлевым

В дальнейшем он продолжил заниматься этим направлением. Интересовали конструктора и пассажирские авиаперевозки.

Советский лайнер

Среди разработок конструктора важное место принадлежит спортивным и тренировочным легким самолетам. Они устанавливали рекорды и готовили асов не только в СССР, но и за границей.

  1. АИР-1 был создан изобретателем еще в 1927 году. Затем летчик Ю.Пионтковский установил на этой легкой машине рекорд продолжительности и дальности полета.
  2. АИР-9, первый, созданный после образования бюро, был успешно продемонстрирован на парижском авиасалоне. Затем на его основе создали «спарку» УТ-2 для подготовки пилотов. Она готовила летчиков с 1938 по 1948 год.
  3. Уже после войны выпускались учебные самолеты Як-18, Як-50 и некоторые другие.

Полный список учебных и спортивных моделей конструкторского бюро имеет десяток позиций.

Не была забыта и пассажирская авиация.

Як-40 был одним из самых известных советских пассажирских самолетов. Из всех отечественных моделей в советское время он один имел официальную международную сертификацию и массово поставлялся за рубеж.

Без сплетен никак

К сожалению, вокруг имени А.С Яковлева не обошлось без сплетен. Большинство из них связаны с фактом его хороших отношений с И.В. Сталиным.

Также изобретатель с 1940 по 1946 год был заместителем наркома (затем министра) авиапромышленности. В связи с этим недоброжелатели обвиняют его в необоснованном «наушничанье», приведшем к репрессиям в отношении других конструкторов.

александр яковлев

В те времена случалось всякое. Многие поступки из того разряда, что сейчас считаются категорически неприемлемыми, полагались нормой. Но надежность свидетельств и подтверждений сомнительных поступков Яковлева оставляет желать лучшего.

Возможно, занимая пост заместителя наркома, конструктор действительно «отодвигал» проекты, что казались неподходящими ему самому. Но он отвечал за опытное, а не серийное производство. Да, нет сведений о заступничестве А.С.Яковлева за репрессируемых коллег.

Но и никаких оснований подозревать его в доносах не имеется. Мало того, большинство репрессированных пострадало задолго до того, как Яковлев стал замнаркома и начал регулярно наведываться в Кремль.

Известно также его письмо (датировано 1943 годом) с рекомендацией начать серийное производство поликарповского И-185, того самого, который он якобы «задвинул».

И с высокого поста он ушел по собственному желанию, предпочтя руководство инженерами руководству министерством.

Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев прожил долгую результативную жизнь. Под его руководством создано около 100 моделей самолетов разного назначения. Большинство из них оставило заметный след в истории отечественной авиации. А конструкторское бюро продолжает работать, ставя Родину на крыло.

Видео

warbook.club

Самолеты Яковлева: истребители истребителей :: Новости :: ТВ Центр

Самолеты Александра Яковлева отличались высокой маневренностью и простотой пилотирования. На них летали советские асы, женщины-летчики и пилоты легендарного французского полка "Нормандия-Неман". О трех самых ярких истребителях Красной армии - в нашем материале

К началу 1940-х годов основу самолетного парка военно-воздушных сил Красной армии составляли полутораплан И-153 в нескольких модификациях и моноплан И-16. Однако эти истребители изрядно устарели, по всем параметрам они проигрывали самолетам противника. Возникла необходимость в новых машинах, которые обладали бы в первую очередь большей скоростью.

В мае 1939 года ведущие советские авиаконструкторы получили задание – в ближайшие полгода создать истребитель, который не уступал бы иностранным аналогам. Одним из первых с поставленной задачей справилось КБ Александра Яковлева. Под его руководством был изготовлен истребитель И-26. 1 января 1940 года на заводской аэродром доставили опытный образец этого самолета, а спустя 12 дней он выполнил первый полет. После завершения испытаний И-26 поступил в серийное производство под маркой Як-1. Так появился первый и основной истребитель семейства "Як". Он послужил базой для всех последующих модификаций.

Як-1

Истребитель Яковлева представлял собой свободнонесущий моноплан с низким расположением крыла смешанной конструкции, хорошо приспособленной к условиям массового производства. Чистые аэродинамические формы и рациональная компоновка с расположением всех больших масс вблизи центра тяжести дали истребителю высокие скоростные и маневренные характеристики. Среднее расположение кабины пилота обеспечивало хороший обзор.

Як-1 имел мотор жидкостного охлаждения М-105ПА. Вооружение состояло из одной пушки ШВАК калибра 20 миллиметров и двух синхронных скорострельных пулеметов ШКАС калибра 7,62 миллиметров. Отличительной особенностью этого самолета был малый вес, хорошая устойчивость и простота пилотирования.

Именно на Як-1 вступил в войну легендарный полк "Нормандия-Неман". Кроме того, почти все пилоты-Герои Советского Союза воевали на Як-1. Среди них был и Александр Покрышкин, получивший свою первую боевую звезду по результатам боев в небе над Кубанью.

До 1942 года самолет Яковлева был лучшим советским истребителем. В нем гармонично сочетались высокие летные характеристики и вооружение. В сравнении с основным истребителем Люфтваффе Me-109E, Як-1 имел превосходство в скорости и маневренности. Однако с появлением более совершенного Ме-109F советский истребитель уже был недостаточно хорош, сказывались и "недоделки" производства.  Як-1 нуждался в модификации.

Як-3

Проектирование нового самолета было ориентировано в первую очередь на резкое повышение летных данных. Однако к началу 1943 года мощных моторов, подходящих для истребителя и выпускавшихся серийно, еще не было, поэтому внимание инженеров сосредоточилось на усовершенствовании аэродинамических и весовых качеств самолета. Также авиаконструкторам поставили задачу - увеличить живучесть, боевые характеристики и огневую мощь истребителя.

За основу новой машины был взят Як-1 с форсированным мотором М-105. Ощутимое снижение аэродинамического сопротивления инженеры достигли путем уменьшения размеров крыла и улучшением отдельных элементов компоновки. Вес нового самолета уменьшился почти на 200 килограммов. После появления мотора М-105ПФ Як-3 был готов к серийному производству. На фронт модифицированные "Яки" попали летом 1944 года.

Истребитель отличали высокая маневренность, скорость, простота пилотирования. В воздушных сражениях пилоты Як-3 одержали множество побед при минимальных потерях со своей стороны. В общей сложности за годы ВОВ было построено более четырех тысяч таких машин.

Когда французским летчикам полка "Нормандия-Неман" предложили выбрать самолет для перевооружения, они отдали предпочтение легкому Як-3. После войны именно на этом истребителе асы вернулись в Париж. 40 самолетов Як-3 до 1956 года служили во французских летных школах. Сегодня истребитель Яковлева занимает почетное место в Парижском музее авиации.

Як-9

Еще одной модификацией Як-1стал самолет Як-9, созданный в конце 1942 года. Он был самым массовым истребителем советских ВВС в период Великой Отечественной войны.

По истечении первого года воздушной войны стало понятно – слабой чертой отечественных истребителей является недостаточная энерговооруженность (отношение мощности двигателя к весу самолета). Из-за этого они уступали новым немецким истребителям Ме-109F и Ме-109G в скороподъемности и вертикальном маневре.

Авиаконструкторы бросили все силы на устранение этого недостатка. Повысить энерговооруженность можно было тремя способами – первый включал в себя замену мотора более мощным, второй - уменьшение полезной нагрузки за счет снижения запаса топлива и ослабления вооружения, третий - облегчение конструкции путем замены деревянных силовых элементов металлическими.

Последний пункт в первый год войны для инженеров был недостижим, поскольку ощущался жесточайший дефицит цветных металлов. Однако уже к концу 1942 года ситуация стала меняться и появилась реальная возможность использовать легкие алюминиевые сплавы в конструкции хотя бы некоторых самолетов.

Одним из них стал истребитель Як-9. При его создании за основу был взят истребитель Як с мотором М-105ПФ, деревянные лонжероны крыла заменили металлическими, это позволило снизить вес примерно на 150 килограммов и увеличить запас топлива.

Як-9 обладал отличными пилотажными качествами и превосходной маневренностью, он был устойчив на всех режимах полета. Новый истребитель имел лучшие скороподъемность и вертикальный маневр, чем Як-1. Одним из авиаполков, летавших на Як-9, был 586-й истребительный имени Марины Расковой. На счету девушек-пилотов 4400 боевых вылетов и 38 сбитых самолетов противника.

Як-9 получил множество модификаций, одной из которых стал истребитель Як-9 Т, причем индекс "Т" означал танк. Он вооружался 37-миллиметровой пушкой, снаряд которой был способен с дистанции 500 метров пробить броню толщиной до 30 миллиметров. При этом одного попадания было достаточно, чтобы самолет противника развалился в небе.

Як-9 принимал участие во всех операциях Красной армии, начиная со Сталинградской битвы. Все его модификации обладали отличными летно-тактическими характеристиками, не имели значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов, приводящих к авариям. Немецкие асы называли Як-9 лучшим советским истребителем.

www.tvc.ru

Самолеты Яковлева Як-28 » Военное обозрение

История создания скоростного высотного фронтового бомбардировщика ЯК-28 берёт своё начало с постановления Совета Министров СССР от 28 марта 1956 года, согласно которому ОКБ-115 должно на базе серийного ЯК-26 разработать и произвести сборку новой машины, получившей в дальнейшем обозначение ЯК-129 или «изделие 129». Первоначально планировалось проектировать машину под турбореактивные двигатели ВК-11, имевшие значительную повышенную тяговую мощность, однако в дальнейшем было принято решение от их установки отказаться в пользу более простого двигателя марки ТРД Р-11-300.

Як-28Л и Як-28И в цехе окончательной сборки Иркутского авиазавода

Первый опытный экземпляр машины был построен уже к началу 1958 года, и после ускоренных заводских испытаний 5 марта того же года самолёт, получивший обозначение ЯК-28, впервые был поднят в воздух. Пилотировал новый самолёт летчик-испытатель В.М. Волков, однако в ходе полётов выяснилось, что установленные на новой машине турбореактивные двигатели Р-11А-300 оказались недостаточно мощными и не позволяли бомбардировщику добиться скоростных и высотных показателей, установленных в техническом задании. После устранения всех недостатков и недоработок на опытную машину, которая получила обозначение ЯК-28-2, были установлены новые авиационные двигатели Р-11АФ-300 и РБСН-2 (радиотехническая система ближней навигации) «Свод». Также были установлены новые гондолы, оснащенные соплом Лаваля, позволяющие увеличить тягу двигателей. Обшивка корневой части крыла для повышения прочности была заменена на стальную. В целях снижения расхода топлива была изменена конструкция воздухозаборника, теперь он был оснащен двухпозиционным конусом, который выдвигался при достижении оптимальной скорости. В ходе испытаний также был осуществлен полёт с 1500-килограммовым макетом бомбы и бомбометание на сверхзвуковой скорости. Самолёт под обозначением «изделие Б» успешно прошел испытания, продолжавшиеся с сентября 1959 по май 1960 года, на которых показал неплохие для того времени результаты, к примеру, максимальная скорость с полной бомбовой нагрузкой (1,2 тонны) составила 1400 км в час при форсаже 1500 км в час. После чего он был запущен в серию и получил обозначение ЯК-28 (Brewer-A - классификация, присвоенная машине в НАТО), выпускался на авиационном заводе №39 города Иркутска. Вооружение первых серийных бомбардировщиков, по внешнему виду мало чем отличавшихся от «изделия Б» ЯК-28, состояло из 23-мм авиационной пушки НР-23, которую в дальнейшем заменили спаренной авиационной пушкой ГШ-23Л. Максимальная взлётная масса при полной бомбовой загрузке 3000 кг равнялась 15000 кг, запас топлива 4550 литров обеспечивал дальность полёта почти 2000 км при максимальной скорости 1900 км в час. Общая несущая площадь крыла 35,25 кв. м., размах 11,78 метра, полная длина машины 20,02 метра и высота 4,3 метра. Всего было изготовлено 42 машины: пять ЯК-28 и 37 самолётов модели ЯК-28Б, отличавшихся от предыдущего установкой радиолокационного прицела РПБ-3, который заменил устаревший оптический ОПБ-115.

Далее был проект ЯК-28ВВ с возможностью вертикального взлета и установленными на нём двигателями Р-27АФ и Р-39П-30, но далее опытного экземпляра машины дело не продвинулось, и работы были прекращены. Помимо сверхзвукового высотного бомбардировщика ЯК-28, под обозначением ЯК-28БИ в 1963 году был спроектирован, построен, а затем запущен в серийное производство самолёт-разведчик, оснащенный радиолокационной станцией «Булат», всего было выпущено 50 машин этой модификации и 188 самолётов ЯК-28Р (тактический разведчик), выпускавшихся вплоть до 1970 года. Как разведчик проектировался еще один вариант машины, получивший название ЯК-28РЛ, который планировалось оснастить ТАРК-1 (телевизионный ракетный комплекс), но построен и испытан не был. В конце 1963 года был построен еще один образец, принятый на вооружение и выпущенный большой серией ЯК-28И или «изделие 28И». От предшественников он отличался, прежде всего, увеличенным более чем на 500 мм фюзеляжем, круглой формой воздухозаборников и установкой новой РЛС «Иннициатива-2». Также имел увеличенный топливный запас, что позволяло дольше находиться в воздухе без дозаправки. Общее количество построенных машин данной модификации 225.

Также на основе ЯК-28 проектировались и строились перехватчики, один из них - сверхзвуковой всепогодный перехватчик ЯК-28П, разработанный в 1960 году, - был выпущен довольно в большом количестве - 435 машин. По странному стечению обстоятельств, официально на вооружение ВВС СССР не принимался, однако поступал в войска и эксплуатировался до 80-х годов прошлого столетия. Самолёт имел цельнометаллический фюзеляж круглого сечения в передней части и переходящий в овальное сечение в хвостовой. Угол стреловидности крыльев равен 45 градусам. На этой модификации в усиленных гондолах устанавливались двигатели, работающие на авиационном керосине марки Т-1 или ТС-2, оснащенные автономной системой запуска ТРДР-11АФ2-300 и системой, предотвращающей обледенение. В центральной части фюзеляжа размещались шесть топливных баков, имеющих общий объём 5270 литров, в дополнение на некоторые машины устанавливались дополнительные топливные баки вместимостью 1000 литров, которые размещались в консоли крыла. Шасси велосипедного типа, убирающееся в специально предназначенные отсеки фюзеляжа, передние и задние опоры двухколёсные, крыльевые - одноколесные. Дальность полёта ЯК-28П была увеличена до 2370 км, и благодаря запасу топлива более 7000 литров общее время нахождения в воздухе составило более чем 2 часа, практический потолок увеличился до 14500 метров. Вооружение перехватчика помимо пушки ГШ-23Л включало также две управляемые ракеты (УР) класса воздух-воздух К-8М-1 или К-98 и две УР Р-30 либо Р-60, размещенных под консолью в пилонах крыла. Экипаж машины состоял из двух человек и размещался в общей кабине друг за другом. На большей части выпущенных машин устанавливался автомат курса (автопилот) АК-28К-1.

topwar.ru

«Яки» в небе. Факты о самолетах Яковлева

КБ Александра Яковлева дало стране немало без преувеличения легендарных машин. Истребители Великой Отечественной в массе своей — это «яки». После войны КБ создало несколько интереснейших типов боевых самолетов, среди которых выделялись машины вертикального взлета. Но «яковлевцы» внесли вклад и в гражданскую авиацию. Более того, одна из самых перспективных их нынешних разработок — как раз принципиально новый авиалайнер.

Як-1 — основной истребитель ВВС РККА начала Великой Отечественной, вытащивший на своих крыльях всю тяжесть первых драк с самолетами Люфтваффе.

Як-3 — один из лучших легких истребителей Второй мировой войны и едва ли не лучший советский истребитель этого периода.

На Як-3 улетал домой после войны французский авиаполк «Нормандия-Неман».

Многоцелевые истребители Як-9 — самые массовые советские истребители Великой Отечественной. Эти наследники Як-1 выпускались в самых разных вариантах, включая тяжеловооруженные (с 37-мм и 45-мм пушками). Были версии истребителей сопровождения с увеличенной дальностью действия. Могли использоваться и как штурмовики, и как истребители-бомбардировщики.

Еще один советский «многостаночник» — сверхзвуковой Як-28: и перехватчик, и фронтовой бомбардировщик с тактическим ядерным оружием, и самолет-разведчик. Герой песни «Огромное небо» в память о катастрофе 1966 года, когда экипаж увел падающий самолет от жилых кварталов Берлина.

Палубный штурмовик вертикального взлета и посадки Як-38, визитная карточка советских авианесущих крейсеров.

«Бешеный огурец», «летающая табуретка» — как только ни язвили летчики и моряки над этими сложными в эксплуатации первенцами-палубниками.

Як-40 и Як-42, «свистки», как их прозвали в авиации. Ближние и средние пассажирские машины: Як-40 для местных авиалиний, Як-42 для замены Ту-134.

Спортивный и тренировочный самолет Як-52, самолет первоначального обучения летного состава, используется в летных училищах и аэроклубах ДОСААФ. В данный момент выдано задание на разработку его более современного наследника Як-152.

Самолет вертикального/короткого взлета и посадки Як-141. Планировался для оснащения нового поколения советских атомных авианосцев, а также для поставок в ВВС.

Считается, что некоторые решения в компоновке американского истребителя пятого поколения F-35 подсмотрены как раз у Як-141.

Красные снова в небе! Як-130, самый современный учебно-боевой самолет в мире, с недавних пор поступает на вооружение российских ВВС, на него стоит очередь зарубежных заказчиков.

Верткую симпатичную машину сейчас как раз получает одна из пилотажных групп. Четыре этих самолета пройдут над Красной площадью 9 мая 2014 года.

Среднемагистральный авиалайнер МС-21, конкурент Boeing 737MAX и Airbus A320neo, призванный заменить сошедший с перронов аэропортов Ту-154. Разработан «Инженерным центром им. А. С.Яковлева» на базе проекта 1993 года Як-242. В феврале 2014 года Иркутский авиазавод начал сборку первых образцов лайнера. Первый полет — в 2015 году.

defendingrussia.ru