Военно-воздушные силы Израиля. Самолеты израиля


Самолёты Израиля — Циклопедия

IAI Kfir Block 60. The Israeli Air Force IAI Lavi. Производство «Кфир», 1975 г IAI Lavi

Самолёты Израиля — самолёты, произведённые или модифицированные в Израиле.

[править] Общие сведения

Израиль главным образом известен своими БПЛА. По своим лётно-техническим характеристикам беспилотники Израиля считаются примерно равными дронам США, благодаря чему Израиль является крупнейшим в мире экспортером беспилотных самолётов.

Однако, в Израиле производят и различные пилотируемые самолёты.

В 1963 году был создан реактивный административный самолёт IAI Westwind. Его экспортировали в различные страны, включая США, Францию, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Германию и др.

В 1969 году был создан транспортный самолёт IAI Arava. Этот самолёт экспортировался во многие страны, главным образом в страны Латинской Америки.

В 1971 году был создан истребитель-бомбардировщик IAI Nesher, который поставлялся также в Аргентину.

В 1973 году был создан всепогодный многоцелевой истребитель IAI Kfir, имевший несколько модификаций (Кфир C.1, Кфир C.2, Кфир C.7 и Кфир C.10). Самолёт экспортировался в Колумбию, Эквадор, Шри-Ланку и в США.

В 1980 году создан учебный IAI Tzukit.

В 1986 году был создан многоцелевой истребитель IAI Lavi, от которого Израилю пришлось отказаться из-за давления США. На основе этого самолёта в Китае был построен многоцелевой истребитель Chengdu J-10[1].

В 1990 году совместно с Индией создан BAe/HS 748 AEW.

Израиль также модернизировал американские F-15I, F-16I и советские IAI MIG-21-2000, MiG-21 Lancer. Например, Израиль заключил с Турцией контракт стоимостью 700 млн. долларов на модернизацию 54 истребителей F-4E американского производства, а компания IAI совместно с Lockheed Martin модернизирует также истребитель F-162. Израиль активно завнемается модернизацией МиГ-21, МиГ-29, Су-25, Су-27.

В 2001 году при участии Израиля в Грузии был создан штурмовик Су-25КМ «Скорпион», который в обмен на газ закупила Туркмения.

В 2005 году был создан учебно-тренировочный самолёт ATG Javelin.

Примерно в то же время был создан самолёт Eitam.

Израильские оборонные фирмы также модернизируют те самолёты, которые Израиль получает от США. Таким вариантом является например F-35I, израильская версия истребителя-бомбардировщика Lockheed Martin F-35 Lightning II.

В 2015 году создан ‎ELI-3360.

Из пассажирских самолётов назовём Gulfstream G280, Gulfstream G100 и IAI Astra.

В 2017 году был разработан электросамолёт Alice, также IAI предложил Индии транспорт-заправщик Боинг-767-300ER.

Ведущая авиационная фирма Израиля — Israel Aerospace Industries — активно занимается модернизацией авиатехники по всему миру — подразделение IAI «Bedek Aviation» (‏בדק מטוסים‏‎ — «Бе́дек матоси́м») успешно конкурирует с фирмой «Боинг» в конверсии пассажирских самолётов в грузовые. Подразделение «Бедек» обладает сертификатом одобрения типа на самолёты Боинг-737-300/-400, 767-200/-300, 747-200/-400.

Другие фирмы, специализирующиеся на беспилотниках — Elbit Systems, Aeronautics Defense Systems, BlueBird Aero Systems, E.M.I.T. Aviation, Innocon, Top I Vision, Urban Aeronautics, UVision.

Израильские фирмы сотрудничают для создания новых гражданских самолётов с авиапредприятиями России[2][3][4], Китая[5][6][7] и других стран, а также создают системы защиты пассажирских самолётов[8][9].

В частности, Россия и Израиль модернизировали самолёты ДРЛО А-50И (поставлялся в Китай) и А-50ЭИ (поставлялся в Индию), израильские предприятия изготавливают отдельные компоненты для российских пассажирских самолётов Sukhoi Superjet 100 и МС-21 (израильская авионика[10], например Elbit Systems предоставляет вычислительный модуль для многофункционального индикатора, входящего в систему управления общесамолетным оборудованием СУОСО-МС-21). Израильская авионика стоит и в некоторых российских истребителях Миг-29[11] (модернизация МиГ-29 для ВВС Индии). Также Россия приобрела у Израиля технологии БПЛА. Идущие в Турцию К-50 и К-50-2 также имеют израильскую авионику, на ИЛ-76 для Индии ставят израильскую систему радаров[12], а Алжир был недоволен, что в поставляемых Су-30МКА имеется израильское оборудование[13], в то время как Индия, наоборот, оборудывает российские истребители-бомбардировщики Су-30MKI израильской авионикой, сенсорами и средствами коммуникации[14]. При покупке у России партии самолетов Су-30 Индия обратилась с просьбой к Израилю установить на них некоторые сенсоры, имеющиеся на израильских F-15I для ведения операций воздух-земля[15]. Также Индия затребовала израильскую авионику и на российских самолетах радиолокационного дозора А-100 «Премьер»[16].

Израильская авионика ставится и на самолёты других стран. Та же Индия устанавливает израильскую авионики (бортовое радио-электронное оборудование) на спасательные самолеты-амфибии ShinMaywa US-2, купленные у Японии[17]. В целом, в структуре израильского военного экспорта в 2016 году самолеты и системы авионики составили 20%.

Некоторые иностранные авиастроительные компании, например «Боинг», привлекают израильские технологии[18].

cyclowiki.org

Боевая авиация Израиля / Армии / Независимая газета

Хэйль авир - так на иврите называются военно-воздушные силы еврейского государства, которые считаются главным ударным орудием ЦАХАЛа. Основаны они были в октябре 1947 года и к началу войны за независимость составляли 4 эскадрильи из 28 легких пассажирских самолетов. Их переоборудовали, установили пулеметы и самодельные бомбосбрасыватели. Пилотировали эти машины опытные летчики, участники Второй мировой войны. И хотя среди их самолетов не было ни одного боевого, но действия первых эскадрилий ЦАХАЛа наводили на арабов ужас.

В ходе войны к ним присоединились 25 "Мессершмиттов", купленных в Чехословакии, 13 истребителей, приобретенных в США и 10 - из Южной Африки, на которых прилетели еще 40 летчиков-добровольцев.

Несмотря на такое разномастное и отнюдь не современное оснащение, израильская авиация доминировала на полях сражений, и, когда к окруженным в районе Фалуджи египтянам на помощь пришли британские штурмовики, еврейские пилоты разгромили их наголову, сбив 6 самолетов.

В последующих войнах Хэйль авир был оснащен в основном французскими истребителями "Мистер" и "Мираж". На этих машинах израильтяне неуклонно завоевывали господство в воздухе, что и было одной из главных предпосылок разгрома арабских армий.

И только в 70-х годах началось перевооружение Хэйль авир на самолеты американского производства. Одновременно израильские фирмы приступили к реализации собственных проектов изготовления боевых машин. И сегодня Израиль входит в число немногих стран, производящих современные истребители, к числу которых относится состоящий на вооружении "Кфир". Но еще до него израильские конструкторы создали истребитель-бомбардировщик "Лави", по своим характеристикам превосходящий современные ему самолеты. Американцы же буквально заставили их прекратить доводку этой машины, обязавшись поставлять взамен свои истребители. Сегодня именно они и составляют основную часть парка боевых самолетов ВВС Израиля.

Организационно ВВС состоят из авиации и противовоздушной обороны. Возглавляющий Хэйль авир командующий (в данное время генерал-майор Дан Халуц) подчинен начальнику генштаба и отвечает за боевую готовность, развитие, оперативную подготовку и материально-техническое обеспечение ВВС, штаб которых расположен в Тель-Авиве.

ВВС

По количеству самолетов и вертолетов израильская авиация не уступает ведущим странам Европы. Боевых самолетов у нее более 700, из них в резерве 250. 18 эскадрилий, состоящих из 86 перехватчиков Ф-15 "Стайк Игл", 232 истребителя-бомбардировщика Ф-16 "Файтинг Фалкон", 50 истребителей-бомбардировщиков Ф-4 "Фантом", 100 фронтовых штурмовиков А-4 "Скай Хок" и 250 истребителей-бомбардировщиков "Кфир". Основу боевой авиации составляют американские самолеты Ф-15 и Ф-16, способные доставить на дальность до 1500 км свыше 10 тонн бомб и ракет.

В составе разведывательного соединения 10 самолетов типа "Авакс", 6 "Боингов", оборудованных системой обнаружения "Фалкон", 33 дальних разведчика и самолета радиоэлектронной борьбы. Военно-транспортная авиация состоит из 5 эскадрилий - 34 транспортных и 8 заправочных самолетов. Вертолетное соединение насчитывает 130 ударных вертолетов, 153 транспортно-десантных и 10 противолодочных вертолетов.

Части и подразделения ВВС дислоцированы на 10 авиабазах. Кроме того, имеется еще 47 аэродромов, из которых только три - с грунтовыми ВПП, остальные - с твердым покрытием. Все они оснащены системами, обеспечивающими полеты в сложных метеоусловиях и ночью.

Личный состав авиации насчитывает 21 тыс. человек, в основном это кадровые офицеры и сержанты (еще 20 тыс. - в ПВО, по большей части - призывники). Наиболее пристальное внимание командование Хэйль авир уделяет комплектованию и подготовке летного контингента. В Израиле уже несколько десятилетий налажен отбор кандидатов на эту престижную военную службу.

Поиском юношей, пригодных по своим психофизическим данным стать пилотами, занимаются все призывные пункты, отыскивая их еще в средних школах. Отобранные выпускники проходят десятидневные сборы. Успешно завершившие их обучаются летной практике на легкомоторных самолетах в течение года. Лучшие становятся абитуриентами академии ВВС на авиабазе Хацерим. Но, несмотря на такую суровую селекцию, эту академию оканчивают не более 15% поступивших в нее первоначально.

В дальнейшем израильские пилоты непрерывно совершенствуют свое мастерство. У них самый большой в мире налет часов, на 30% превосходящий американских пилотов, хотя час полета современного истребителя обходится израильтянам в 17 тыс. долл. Более половины боевых летчиков из числа отслуживших находятся в мобилизационном резерве и систематически привлекаются к полетам, чтобы сохранить полученные навыки на уровне, не уступающем кадровым пилотам.

И те и другие пилоты обязаны проживать в непосредственной близости от авиабазы, где служат или к которой приписаны по мобплану. В их отношении соблюдается строжайший режим секретности, их запрещено фотографировать, их имена и местожительство составляют государственную тайну. Все мероприятия по подготовке пилотов и забота о них вполне оправданны высочайшим боевым мастерством этих воздушных бойцов.

Наземный технический персонал готовится в школе ВВС, расположенной в Беер-Шеве, руководители полетов, специалисты систем управления обучаются в Бикат-Увда.

По мобилизации все резервисты ВВС обязаны в течение 24-36 часов прибыть на свои авиабазы в полной готовности к боевым действиям. При этом личный состав ВВС увеличивается на 12 тыс. человек.

ПВО

Войска ПВО вошли в состав Хэйль авир в 1965 году, когда на вооружение были приняты американские зенитно-ракетные комплексы (ЗРК) типа "Хок". По данным журнала "Милитри текнолоджи", на 1 января 2003 года израильская ПВО состояла из 17 батарей ЗРК "Усовершенствованный ХОК", 6 батарей ЗРК "Пэтриот" и 8 батарей ЗРК ближнего действия "Чаппарэл".

Несмотря на такое сравнительно обильное количество средств ПВО, руководство Израиля полагало, что они не гарантируют страну от поражения оперативно-тактическими ракетами, которые имеются у потенциальных противников: Ирака, Ирана, Сирии и Египта. Поэтому с 1988 года специалисты израильской фирмы "Ай-эй-ай" и американской корпорации "Локхид-Мартин" разрабатывали противоракетный комплекс (ПРК), получивший наименование "Эрроу". Он был создан к 1998 году, испытан, и в 2000 году первая батарея поставлена на боевое дежурство в позиционном районе севернее Тель-Авива.

ПРК "Эрроу" предназначен для уверенного перехвата боеголовок оперативно-тактических ракет (дальностью до 1 тыс. км) и самолетов противника на расстояниях до 100 км и высотах до 50 км. Боевым средством перехвата служит двухступенчатая противоракета "Эрроу-2" с неотделяемой головной частью. Она оснащена комбинированной (инфракрасной и радиолокационной) головкой самонаведения, что обеспечивает надежный захват цели в сложных метеоусловиях и при наличии активных средств радиопротиводействия.

Осколочно-фугасная боевая часть направленного действия с неконтактным взрывателем поражает боеголовки неприятельских ракет и самолеты в радиусе до 75 м. Поисковая система ПРК "Эрроу" способна обнаруживать и сопровождать одновременно до 12 целей и наводить на каждую из них не менее двух противоракет. По своей боевой эффективности ПРК "Эрроу" относится к числу самых передовых из состоящих на вооружении в армиях планеты.

Батарея ПРК "Эрроу" состоит из четырех пусковых установок, несущих по шесть трубных контейнеров с противоракетами. Все установки, система обнаружения и наведения, а также командный пункт батареи смонтированы на колесных транспортерах высокой проходимости, что обеспечивает комплексу достаточную мобильность.

К 1 января текущего года в позиционных районах южнее Димона и восточнее Хайфы были развернуты 2-я и 3-я батареи ПРК "Эрроу". По оценке израильских экспертов, они обеспечивают надежное прикрытие от ударов оперативно-тактических ракет вероятных противников - в числе которых уже нет Ирака - до 85% территории еврейского государства.

С 1999 года по настоящее время для ПРК "Эрроу" закуплено 144 противоракеты по цене 1,5 млн. долл. каждая. Планируется закупать по 30 ПР ежегодно, вплоть до 2010 года.

По оценке военных аналитиков НАТО, боевая авиация, средства ПВО и ПРО Израиля в настоящее время являются самыми современными и наиболее боеспособными в регионе Ближнего и Среднего Востока.

nvo.ng.ru

Военно-воздушные силы Израиля. Страна — Путеводитель по Израилю

Один из видов вооружённых сил Израиля, образован в 1948 г. Имеется четыре рода авиации: тактическая, истребительная ПВО, разведывательная и транспортная.

Численность личного состава Военно-воздушные сил Израиля составляет 35 тыс. человек, из которых около 20 тыс. составляют военнослужащие срочной службы (в основном в частях ПВО). Численность резервистов 24,5 тыс. человек.

  • Боевые самолёты (F-15 Eagle (А также F-15I, специальная модификация для Израиля), F-16 Fighting Falcon (А также F-16I, специальная модификация для Израиля). Первая партия самолетов F-16 поступила на вооружение в 1980 г.
  • Боевые вертолёты (AH-1 Cobra, AH-64 Apache)
  • Транспортные самолёты (C-130 Hercules)
  • Транспортные вертолёты (CH-53 Sea Stallion, UH-60 Black Hawk)
  • Многоцелевые беспилотные летательные аппараты (Hermes 450, IAI Heron)
  • Подразделение «Шальдаг» (зимородок) — спецназ израильских ВВС.
  • Подразделение 669 — спасательно-эвакуационное подразделение.

Аэродромная сеть Израиля насчитывает около 57 аэродромов, 54 из них имеют ВПП с искусственным покрытием (в том числе два с ВПП длиной свыше 3 000 м, шесть — от 2 500 до 3 000 м, восемь — от 1 500 до 2 500 м, семь — от 900 до 1 500 м и 31 — до 900 м) и три грунтовых.

Командующий ВВС Израиля с 15 февраля 2008 г. — генерал-майор Идо Нехоштан, сменивший Элиэзера Шкеди.

Пункты базирования

  • Авиабаза «Тель-Ноф»
  • Авиабаза «Хацерим»
  • Авиабаза «Овда»
  • Авиабаза «Рамон»
  • Авиабаза «Бейт Захария»
  • Авиабаза «Сде Дов»
  • Авиабаза «Хацор»
  • Авиабаза «Рамат Давид»
  • Авиабаза «Пальмахим»
  • Авиабаза «Неватим»
  • Авиабаза «Лод»

Техника и вооружение

Наиболее массовым боевым самолётом израильских ВВС является F-16 модификаций C и D — их насчитывается 124.

Всего самолётов F-16 на вооружении израильской авиации 240—244, включая 12 машин F-16I, поставки которых завершаются в 2009 г.

Планируется, что к 2014 г. на вооружение начнут поступать многоцелевые истребители пятого поколения F-35.

В 2009 г. заказано 25 самолётов этого типа, на втором этапе планируется закупить ещё 50.

guide-israel.ru

Военно-воздушные силы Израиля | Военное оружие и армии Мира

Созданные 26 мая 1948 года, вскоре после провозглашения еврейского государства, ВВС Израиля всегда играли важнейшую роль в обеспечении его обороноспособности.

Военно-политическое руководство Израиля уделяет огромное внимание поддержанию боеготовности ВВС на высоком уровне, и в настоящее время они являются одними из самых крупных и эффективных в мире, превосходя большинство ВВС европейских стран количественно и качественно.

В настоящее время ВВС Израиля насчитывают 34 тысячи человек постоянного состава и 55 тысяч человек резервистов. На их вооружении — более 700 самолетов и вертолетов, преимущественно американского производства. В организационном отношении они сведены в 11 авиационных крыльев (авиабаз), объединяющих около 40 эскадрилий.

БОЕВАЯ АВИАЦИЯ

На вооружении ВВС Израиля состоят боевые самолеты двух типов — F-15 и F-16 различных модификаций. Основу ударной мощи составляют 69-я эскадрилья с истребителями-бомбардировщиками F-151, а также 107, 119, 201 и 253-я — с F-161. Оба типа самолетов являются модификациями, разработанными специально для Израиля, и обладают более широкими боевыми возможностями, чем такие же самолеты, поставляемые в другие страны.

ПВО обеспечивают 106-я и 133-я эскадрильи с самолетами F-15 модификаций А, В, С и D.

Разнообразные боевые задачи решают эскадрильи многоцелевых истребителей F-16C/D- 101, 105, 109, 110 и 117-я. Самолеты F-16A/B находятся на вооружении резервных эскадрилий.

АВИАЦИЯ БОЕВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Наиболее современными машинами специального назначения являются созданные в Израиле на базе больших «бизнес-джетов» самолеты ДРЛО G550 и радиоразведки и РЭБ6500. Они сведены в 122-ю эскадрилью. 100-я эскадрилья эксплуатирует разведывательные самолеты RC-12 (спецвариант небольшой турбовинтовой машины Бич 200). Также ВВС располагают тремя морскими патрульными самолетами IA11124N «Си Скэн» израильского производства. Военно-политическое руководство Израиля активно использует боевую авиацию для дальних рейдов с целью уничтожения опасных для него целей (ядерный центр в Ираке, штаб-квартира Организации Освобождения Палестины в Тунисе и пр.). Для обеспечения таких операций необходимы самолеты-заправщики. Основным их типом являются переоборудованные гражданские Боинги 707, сведенные в 120-ю эскадрилью. Кроме того, несколько заправщиков КС-1 30Н эксплуатируются наряду с транспортными С-1 30Е/Н в 131-й эскадрилье. 135-я эскадрилья эксплуатирует легкие транспортные самолеты Бич 200.

УЧЕБНАЯ АВИАЦИЯ

В последние годы ВВС Израиля существенно перестроили систему подготовки летных кадров. Теперь начальную и повышенную летную подготовку обеспечивает частная фирма, эксплуатирующая самолеты G-120AI и Т-6А по контракту с ВВС. Повышенную подготовку будущие пилоты боевой авиации проходят в 102-й эскадрилье, пока еще летающей на старых «Скайхоках» — TA-4H/J.

ВЕРТОЛЕТЫ

Парк ударных вертолетов ВВС Израиля представлен американскими «Апачами» модификаций АН-64А (190-я эскадрилья) и AH-64D (113-я эскадрилья). Небольшое количество вертолетов французского производства AS.565, предназначенных для взаимодействия с ВМС, имеется в 193-й эскадрилье. Две эскадрильи — 114-я и 118-я — вооружены тяжелыми транспортными вертолетами СН-53. Эти машины производства фирмы «Сикорский» уже далеко не новые, но проведенная в Израиле модернизация позволяет эффективно применять их для высадки тактических воздушных десантов и решения других задач. Еще две эскадрильи — 123-я и 124-я — эксплуатируют многоцелевые вертолеты UH-60A/L (тоже производства «Сикорского»).

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Наиболее масштабной программой обновления самолетного парка ВВС Израиля является закупка истребителей пятого поколения F-35 «Лайтнинг» II для замены F-16 ранних модификаций. Переговоры по этому вопросу шли непросто из-за желания Израиля установить на «Лайтнинги» часть оборудования собственного производства. В конечном итоге администрация США пошла на уступки, и Израиль получит адаптированные под свои нужды самолеты модификации F-35I. Подписано соглашение о поставке первой партии из 20 единиц, всего же F-35I будет закуплено 75. Для замены устаревших «Скайхоков» в Италии заказано 30 учебно-боевых самолетов М-346. Так же, как и G-120AI и Т-6А, они будут эксплуатироваться частной фирмой по контракту с ВВС.

В ближайшее время предусматривается и обновление транспортной авиации. В частности, уже реализуется контракт на поставку шести самолетов C-130J-30, предназначенных для замены «Геркулесов» устаревших модификаций. А для частичной замены вертолетов СН-53, используемых для поддержки сил специальных операций предполагается приобрести шесть самолетов вертикального взлета и посадки V-22B «Оспрей».

Благодаря вышеуказанным мероприятиям ВВС Израиля сохранят свое качественное превосходство над авиацией вероятных противников.

    5353      

warfor.me

ВВС Израиля – 4-е в мире

Ведущие авиационные эксперты составили список пяти сильнейших военно-воздушных сил мира, который опубликовало издание National Interest. Это - США, Китай, Россия, Израиль и Великобритания.

По прогнозу аналитиков, авиация этих стран будет до 2030 года, как и сегодня, доминировать в различных сценариях конфликтов – от единичных акций против террористов (количество которых будет расти) до полномасштабной войны в том или ином географическом пространстве.

Эти страны обладают большим количеством техники, имеющей высокое или относительно высокое качество, современными методами быстрого реагирования, средствами воздушной разведки и глобального контроля.

Король воздуха, уже занявший свой трон – истребитель-невидимка F-35 Lightning II, выполненный по технологии Stealth. Это - комплекс способов снижения заметности боевых машин в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра обнаружения посредством специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий.

В консорциум производителей F-35 во главе с корпорацией Lockheed Martin входят мировые лидеры в сфере технологий, авионики и авиадвигателей. Это – американские компании Northrop Grumman Corporation, Pratt & Whitney, Rolls-Royce, Allison и британская British Aerospace (BAE Systems).

F-35 обеспечивает независимость тактических операций от наземных средств противника – ни один радар в мире эти истребители не видит. Уровень автоматизации самолета таков, что пилот, практически, не следит за приборами и полетными характеристиками самолета, а сосредоточен на выполнении задания. Тем самым резко возрастает надежность полета и значительно уменьшается его зависимость от, так называемого, человеческого фактора.

В разработке F-35 участвовала также израильская компания Elbit Systems – для взаимодействия с ней Lockheed Martin открыла в Израиле технологический центр. Израильские исследователи и инженеры создали для F-35 оригинальное крыло, композитные материалы, элементы авионики и высокотехнологичный шлем пилота, многие элементы которого засекречены. Принятие на вооружение израильского варианта шлема тем более радует, что это первенство Elbit выиграл у одного из мировых лидеров - британского концерна BAE Systems.

Именно в связи с этим, по мнению аналитиков, стоимость истребителей для Израиля снизилась до $90 млн, в то время как для остальных стран он стоит, в среднем, на 30% дороже.

В конце июня 2011 года ВВС Израиля направили своих специалистов в США, где они возглавили группу, занимающуюся разработкой израильской версии истребителя — F-35I. Совместно с инженерами Пентагона и компании Lockheed Martin они осуществили интеграцию израильских технологий в новом самолете.

По договоренности с израильтянами, американцы долгое время скрывали «израильские элементы» F-35 – до тех пор, пока Саудовская Аравия и Эмираты, приобретая эти истребители на сумму в десятки миллиардов долларов, потребовали оснастить их не «родной», а израильской авионикой, приспособленной для ведения боевых действий в условиях Ближнего Востока.

ВВС США имеют полный набор высших показателей воздушной мощи: это и самолеты всех без исключения типов, и собственная элементная база, позволяющая производить все необходимое для войн в воздухе, глобальной разведки, ведения сете-центрических войн с участием ВВС.

США отличаются от остальных тем, что сами производят свою авиационную технику, практически, без помощи иностранных компаний. Исключение составляют лишь 2 страны – Великобритания и Израиль, которые поставляют для американских истребителей свои разработки - авионику, оружие, шлемы, аксессуары.   

Все остальные страны значительно уступают США по всем параметрам, особенно – в части высоких технологий и качества техники.

США критикуют за высокую стоимость истребителей. Но критики лукавят: не стоимость определяет приобретение оружия - его выбирают по критерию «эффективность/цена», по которому F-22 Raptor и F-35 Lightning II значительно опережают своих конкурентов, которые тоже не дешевые, но намного менее эффективные. Впрочем – их еще и нет в природе.

Применение современных истребителей благодаря их эффективности экономит средства на ведение войн, так как снижает продолжительность военного конфликта.

К 2030 году ВВС США будут иметь 187 многоцелевых истребителей V поколения F-22, 178 всепогодных истребителей поколения IV++ F-15C с радиолокационными системами и датчиками в инфракрасном спектре.

Но главную силу ВВС США составят 1800 истребителей-бомбардировщиков V поколения F-35 – «невидимки», которых радары противника не видят.

На вооружении будут также состоять самолеты-заправщики Boeing KC-46 Pegasus и 100 бомбардировщиков-невидимок B-21.

Немаловажно и то, что США (вместе с Израилем) значительно оторвались от конкурентов в области создания беспилотных летательных аппаратов.

Ну, и конечно, эксперты учитывают то, что США уже (судя по многим событиям) имеют прототип истребителя VI и даже VII поколения – как пилотного, так и беспилотного.

ВВС Китая, по мнению экспертов, прогрессируют - количество самолетов воздушного флота уменьшается, а качество растет.

Тем не менее, к 2030 году ВВС Китая будут состоять, в основном, из истребителей поколения IV и IV+, значительно отставая от США. Речь о самолетах Су-30 и серии J с номерами 10, 11 и 15.

В планах Китая – создание истребителя V поколения, заявленного как J-20 и J-31. Однако пока уровень развития технологий в Китае не позволяет создать современный истребитель.

Китай имеет также Y-20 – тяжелый военно-транспортный самолет, весьма посредственный – с точки зрения современных технологий, а также группу самолетов-заправщиков.

Китай расширяет и разнообразит парк самолетов поддержки – разрабатывает собственные самолеты раннего предупреждения и разведки, воздушные танкеры и беспилотные летательные аппараты, самый интересный из которых – «Божественный орел». Но все они пока лишены главного – технологической перспективы по боевому применению.

ВВС России, которые после II Мировой войны долгое время были сильнейшими в мире, а потом первенство уступили американцам и европейцам, сегодня переживают «второе рождение». Его определяют как количественное - армия регулярно получает новые истребители. Но в отношении качества необходимо отметить – они разработаны еще в конце 90-х годов, хотя их и модернизируют.

Эксперты издания National Interest считают – если развитие событий пойдет по оптимальному для России варианту, то ВВС страны к 2030 году могут стать 2-й после США по огневой мощи.

Наилучшими условиями для российской экономики эксперты назвали повышение цен на нефть, выход из состояния рецессии, снятие санкций и рост экспорта товаров.

Но даже при худшем сценарии ВВС России, уверены эксперты, войдут в десятку лучших.

В России анонсированы 2 важнейшие разработки - истребитель V поколения Т-50 и стратегический бомбардировщик-ракетоносец нового поколения.

Обладая лучшей среди истребителей мира аэродинамикой, Т-50 пока удовлетворяет лишь требованиям IV поколения – сказывается отставание в технологиях и элементной базе. Аэродинамика – это важно для самолета, но сегодня воздушных боев между истребителями, где аэродинамические характеристики играли жизненно важную роль, уже нет. Сегодня решающую роль, как было сказано выше, играет эффективность применения истребителей, а это зависит от его «интеллекта», определяемого уровнем развития технологий. 

Говорить о российском ракетоносце нового поколения, который будет малозаметным, способным нести ядерные заряды, не приходится – его пока нет. Однако сомнений в том, что он будет создан – тоже нет. Он должен будет заменить сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 Blackjack и ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М (BACKFIRE – по классификации НАТО).

Но характерная деталь – слово «бомбардировщик» в авиации передовых стран мира сегодня применяется только в сочетании со словами «умные бомбы», а для их производства тоже нужны технологии. Кадры, где Ту-160 в Сирии раскрывают отсек и сбрасывают на террористов Фронт ан-Нусра дождь бомб, летящих под собственным весом - исторические, в будущем вы их не увидите – бомбы в старом понимании уходят в прошлое как неточное оружие. 

В отношении ВВС России эксперты отмечают негативное влияние на их развитие скромного оборонного бюджета, усугубленного санкциями, бюрократией и коррупцией.

ВВС Израиля эксперты поставили на 4-е место, считая, что это самая боеспособная авиация на Ближнем Востоке, которая и через несколько лет будет самой мощной в регионе. Мнение экспертов - к 2030 году Израиль продвинется вверх в военно-воздушной «табели о рангах».

Но если от США Израиль сегодня отстает и по количеству самолетов и по их качеству, то от Китая и России – только по количеству, опережая их самолетный парк в части технологий – авионики и вооружений. Тем не менее, необходимо отметить – Россия сама производит свои самолеты, а Израиль летает, в основном, на американской технике, в составе которой, правда, как уже было сказано, содержится множество израильских патентов и разработок.

Сегодня ВВС Израиля состоят из 58 истребителей F-15A и F-15C, 25 истребителей F-15I и 312 многоцелевых истребителей F-16.

Для прогнозируемого экспертами будущего технологического лидерства в части ВВС, Израилю необходимо перевооружить свой военно-воздушный флот, так как к тому времени большинству истребителей будет более 40 лет. И этот процесс уже начался: на смену F-15 приходят F-35.

В октябре 2010 года Израиль подписал договор о закупке 50 истребителей F-35 по цене $90 млн (в среднем), и получил разрешение на установку целого ряда дополнительных систем из собственных разработок в области авионики и вооружений. Тех, что позже попросили установить на их самолеты арабы.

Новый качественный этап в истребительной авиации Израиля начался 12 декабря 2016 года: в этот день на военной авиабазе в Неватим приземлились 2 первых истребителя. К этому времени группа израильских пилотов и техников прошли обучение на базе Пентагона в США.

...В ночь на 13 января 2017 года на военном аэродроме Меззе - важной стратегической авиационной базе правительственных войск Сирии, в 5 км от президентского дворца в Дамаске, прогремели несколько мощных взрывов. В результате ракетного удара разгорелся сильный пожар, который долгое время не могли потушить, и погибли высокопоставленные офицеры сирийской армии и Хизбаллы. И это произошло не случайно.

Израиль все последние годы внимательно следит за поставками иранских ракет в адрес Хизбаллы. Ливан запрещает делать это через свою территорию, и потому шииты используют для этих целей аэропорт Меззе – и акция новых израильских F-35, а это, по мнению военных экспертов, были именно они, превратила ракеты «земля-земля», а также зенитные и противокорабельные ракеты Хизбаллы в груду железа.

Обращает на себя внимание тот факт, что действия «невидимок» не зафиксировали радары сирийских ПРО.

ВВС Великобритании - Королевские военно-воздушные силы, на 5-м месте рейтинга, и они сохранят свое место к 2030 году.

К этому времени под британским флагом будут летать 160 мощных многоцелевых истребителей Eurofighter Typhoon, оснащенных управляемыми авиационными бомбами с лазерным наведением серии Paveway производства американской корпорации Rockwell Automation.

На смену сегодняшним боевым реактивным самолетам Panavia Tornado к 2030 году в Королевские ВВС поступят 138 F-35B.

2030 год – эра беспилотных летательных аппаратов (БЛА), оснащенных искусственным интеллектом, «умным» оружием, в том числе - лазерным. За ними - будущее ВВС мира.

Сегодня рейтинг этого класса с большим отрывом от преследователей возглавляют США и Израиль. Лидер экспорта боевых БЛА – Израиль. Основные импортеры – страны Европы, Индия, арабские страны, Австралия, Япония, Россия.

Соперник БЛА, которого они призваны вытеснить - F-35, эксплуатация которого все ближайшие годы и должна настроить интеллект лучших БЛА в 2030 году.

stop-news.com

Военно-воздушные силы Израиля: shaon

Cтатья об израильских ВВС. Вдохновился на нее сообщением, что лучший в мире летчик-истребитель (согласно Гиннесу), на чьем боевом счету около 20 сбитых советских МИГов и СУхих - это полковник Хейль Авир Гиора Эпштейн, а за ним - еще толпа израильских асов. Впрочем, статья об израильских летчиках-асах еще впередиЭмблема Военно-Воздушных сил Израиля

©Alexander ShulmanАлександр ШУЛЬМАН

Израильские военно-воздушные силы

История боевых побед израильских военно-воздушных сил берет свое начало 3 июня 1948 года. В этот день командир эскадрильи Модди Алон на истребителе «мессершмит» сбил в небе над Тель-Авивом два вражеских бомбардировщика «Дакота», шедших на бомбежку густонаселенных кварталов еврейской столицы.Еще в конце 30-х годов в Эрец Исраэль началась подготовка пилотов в летной школе «Авирон», первые выпускники которой в составе британских королевских ВВС приняли участие в воздушной «Битве за Англию» в годы Второй мировой войны. В 1943 году летная школа «Авирон» стала составной частью Пальмаха, и ее курсанты примкнули к еврейской подпольной армии. Надвигающаяся Война за независимость потребовала незамедлительного создания военно-воздушных сил на регулярной основе, и 10 ноября 1947 года начальник штаба Хаганы Яаков Дори подписал приказ о создании «Шерут Авир» (в переводе с иврита — воздушная служба), впоследствии переименованной в «Хейль Авир» (военно-воздушные силы).Создавать израильские ВВС пришлось уже в боях Войны за независимость. У молодого еврейского государства еще не было ни самолетов, ни подготовленных кадров, а израильские города и села уже подвергались вражеским авианалетам. Буквально под огнем врага осуществлялись закупки авиатехники, в Израиль стали прибывать еврейские добровольцы — летчики из разных стран мира. Первые самолеты удалось закупить в Чехословакии. Воздушным путем их доставляли в Израиль, собирали прямо на аэродромах, и летчики шли в бой на новых боевых машинах. В ходе воздушных боев израильские пилоты захватили господство в воздухе и сбили 18 самолетов противника. Бомбовые удары наносились по боевым позициям и тыловым объектам врага.С тех пор назначением израильских ВВС являются завоевание господства в воздухе и защита населения Израиля и его вооруженных сил от агрессивных атак вражеских армий и террористических организаций. Израильские ВВС обладают мощным парком боевой техники, уникальным боевым опытом, накопленным в многочисленных войнах и вооруженных конфликтах, но главная сила «Хейль Авир» — это люди. Профессионализм и мужество пилотов и наземного персонала овеяны легендарной славой. В воздушных боях израильские асы сбили 686 вражеских самолетов, потеряв только 23 своих. Такого соотношения побед к потерям (30:1) нет ни у одних ВВС мира.Боевые действия израильских ВВС основываются на целом спектре стратегических планов, тактических и пилотажных приемов, инициативе и нетривиальном подходе к решению боевых задач на всех уровнях: от рядовых пилотов до командиров авиационных соединений. В полной мере этот принцип раскрылся в Шестидневную войну 1967 года. 5 июня в 07.45 израильские ВВС атаковали по всему фронту. Их план действий заключался в нанесении удара по авиабазам и уничтожении всех боевых самолетов противника на земле. Вместо того чтобы лететь прямо на цели, первая волна израильских самолетов полетела в открытое море, развернулась и на малой высоте, над гребнями волн, подошла с запада — совсем не с того направления, с которого ждали атаки египтяне. Уничтожив 300 из 320 египетских самолетов, израильтяне немедленно перешли к уничтожению ВВС других арабских государств, граничащих с Израилем. После сокрушительных ударов ВВС Ирака, Иордании и Сирии были также уничтожены. В воздушных боях израильские летчики сбили еще шестьдесят самолетов врага.Главком израильских ВВС генерал Мордехай Ход сказал тогда: «Шестнадцать лет планирования нашли отражение в этих захватывающих восьмидесяти часах. Мы жили этим планом, мы ложились спать и ели, думая о нем. И наконец, мы сделали это». Секрет этой выдающейся победы кроется в первую очередь в высочайшей боевой выучке летчиков и наземного персонала — многие летчики совершали по 8-10 боевых вылетов в день.В тяжелых воздушных боях войны Судного дня в 1973 году израильские летчики сбили 277 вражеских самолетов, потеряв только пять своих.Стратегия воздушной войны ХХI века была опробована израильскими ВВС в 1982 году в кампании «Мир Галилее», целью которой являлось отражение террористических атак на северные границы Израиля. 9 июня израильская разведка обнаружила в ливанской долине Бекаа группировку войск противника, которая находилась под защитой двадцати батарей зенитно-ракетных комплексов и авиации. В воздух были немедленно подняты десятки израильских самолетов для ведения воздушных боев и нанесения ударов по наземным целям. В воздухе также находились самолеты с радиолокационными станциями, отслеживавшими полеты вражеской авиации, и самолеты для ведения радиоэлектронной борьбы, подавившие системы связи и управления противника. Управление воздушными боями осуществлялось в реальном времени — вся электронная информация о противнике стекалась в центры управления израильских штабов, откуда немедленно шли телеуказания непосредственно израильским пилотам. Итог воздушного сражения в долине Бекаа говорит сам за себя — израильские ВВС уничтожили до 80 самолетов и 19 батарей зенитно-ракетных комплексов противника, не потеряв при этом ни одного своего самолета.Залогом успехов ВВС является применение новейших технических разработок. Значительную часть боевой техники и вооружений «Хейль Авир» составляют изделия израильской авиационной промышленности. Концерн «Таасия Авирит», созданный в 1953 году, является одной из крупнейших аэрокосмических фирм мира. На его предприятиях и в конструкторских бюро работают десятки тысяч квалифицированных специалистов, выпускающих авиационную технику и электронное оборудование в соответствии с жесткими требованиями израильских ВВС. Здесь были осуществлены такие выдающиеся проекты, как создание многоцелевых боевых самолетов «Кфир» и «Лави», во многом ставшие примером для разработок в других странах.По количеству и качеству боевой техники, состоящей на вооружении, израильские ВВС принадлежат к сильнейшим в мире. По данным печати, авиационный парк ВВС Израиля составляет более тысячи самолетов, в том числе около 700 суперсовременных истребителей и штурмовиков. Широко представлены самолеты военно-транспортной авиации, а также боевые вертолеты. Но главная сила израильских ВВС — этого тысячи летчиков и авиационных специалистов, чье мужество и мастерство принесли мировое признание израильской военной авиации.Летчики являются элитой израильской армии. Подготовка одного летчика-аса стоит один миллион долларов, и поэтому пилотами «Хейль Авир» могут стать только лучшие из лучших. Подготовка летчиков ВВС осуществляется в Академии военно-воздушных сил. Отбор кандидатов начинается еще со школьной скамьи в авиаклубах авиационной секции Гадны. Многочисленные испытания позволяют выявить не только физические и интеллектуальные способности будущего кадета, но и его лидерские качества, а также способность быть членом экипажа и работать в составе группы. Прошедшим этот этап испытаний предстоит недельный тест на выживание в экстремальных ситуациях. Только преодолевшие все эти барьеры приступают к освоению летного мастерства. До недавнего времени среди боевых пилотов не было женщин. Однако сейчас сломан и этот барьер — первой женщиной-кадетом ВВС стала восемнадцатилетняя Эллис Миллер, прошедшая вместе с парнями все приемные испытания.Трехлетний курс обучения состоит из нескольких этапов. Первоначально происходит распределение кадетов по летным специальностям — кому-то предстоит стать пилотом, кому-то — штурманом или бортинженером. В дальнейшем из числа кадетов выделяют будущих летчиков-истребителей, пилотов транспортной авиации и вертолетов. На протяжении всего периода обучения кадеты находятся в ситуации жесткого давления и высоких нагрузок, всячески стимулируется соревновательный дух — ведь только 10 % кадетов станут в конце концов профессиональными боевыми летчиками. Два ивритских слова — Хатовим ле Тайяс — символизируют философию военно-воздушных сил: только лучшие становятся летчиками «Хейль Авир».

Примечание: Статистические данные, приведенные в статье, являются официальной информацией Военно-воздушных сил Израиля (http://www.iaf.org.il)

shaon.livejournal.com

Израильский многоцелевой самолёт "Арава" » Военное обозрение

К середине 60-х годов прошлого века израильская авиационная промышленность достигла уровня развития, при котором стало возможно строить серийно собственные самолёты. В 1966 году компания IAI (Israeli Aircraft Industries) приступила к проектированию лёгкого транспортно-пассажирского самолёта с укороченным взлётом и посадкой. Еще на стадии проектирования предусматривалось, что новая многоцелевая машина будет эксплуатироваться с минимально подготовленных полевых аэродромов.

Самолёт, получивший имя Arava (пустынный район на границе Израиля и Иордании) и индекс IAI-101, представлял собой высокоплан с фюзеляжем-гондолой и двумя балками, на передние концах которых установлены двигатели, а на задних — разнесённое вертикальное хвостовое оперение и стабилизатор. Такая аэродинамическая схема, используемая ранее в гораздо более крупном и тяжелом американском военно-транспортном Fairchild C-119 Flying Boxcar, позволяла получить хорошие взлётно-посадочные характеристики и оптимально использовать внутренние объёмы. Хвостовая часть цельнометаллического фюзеляжа полумонококовой конструкции для облегчения загрузки и разгрузки отклоняется в сторону более чем на 90°. Высота пола кабины находится на уровне кузова стандартного грузового автомобиля.

Для посадки в самолёт экипажа и пассажиров по обе стороны фюзеляжа предусмотрены двери. Прямое крыло двухлонжеронной кессонной конструкции поддерживается двумя нижними подкосами. Из средств механизации крыла имелись двухсекционные закрылки, занимающие 61% размаха, предкрылки, элероны и выдвижные интерцепторы. В крыле находятся четыре топливных бака общей вместимостью 1440 литров. Первоначально силовая установка состояла из двух турбовинтовых двигателей Pratt & Whitney Canada PT6A-27 мощностью 715 л.с. Неубирающееся трёхстоечное шасси с мощными с масляно-воздушными амортизаторами рассчитано на компенсацию ударов при жёсткой посадке самолёта и на преодоление неровностей ВПП высотой до 10 см. Пневматики шасси низкого давления (3,37 кг/кв.см.) позволяют совершать взлёт и посадку с «раскисших» или засыпанных рыхлым песком полос. Планировалось, что новый лёгкий транспортно-пассажирский самолёт заменит в Израиле поршневые С-47 американского производства.

Рассматривалось как гражданское, так и военное применение самолёта. В пассажирском варианте помещалось до 20 человек, в транспортном - до 2300 кг груза. В конфигурации VIP в самолёте размещалось до 12 пассажиров. Экипаж 1-2 человека. Также проектировались модификации для использования в роли летающей медицинской операционной, для картирования местности, разведки нефти, вызывании дождя и в качестве летающих лабораторий. Самолёт с максимальным взлётным весом 6800 кг мог покрыть расстояние 1300 км. Максимальная скорость – 326 км/ч, крейсерская – 309 км/ч. Длина ВПП необходимая для взлёта – 360 метров. Посадочная дистанция – 290 метров.

Выкатка первого экземпляра IAI-101

Прототип совершил полёт 27 ноября 1969 года, и вскоре машина поступила в серийное производство. В 1972 году самолёт демонстрировался на авиационно-космической выставке в Ганновере. В том же году компания IAI организовала демонстрационное турне по странам Латинской Америки, в результате которого самолёт пролетел в общей сложности 64 тыс. км. Особый упор при этом делался на неприхотливость в обслуживании, экономичность и отличные взлётно-посадочные характеристики. В 1972 году самолёт предлагался заказчикам за $ 450 000. Первым покупателем «Аравы» стали ВВС Мексики, заказавшие 5 экземпляров. Израильские ВВС только присматривались к самолёту, но в середине октября 1973 года, во время Войны Судного дня три IAI-101 Arava были переданы 122-й эскадрильи на базе Неватит. Самолёты использовались для оперативного снабжения израильских войск, и в целом, несмотря на недавно начавшееся производство и ряд «детских болячек», хорошо себя зарекомендовали. Тем не менее, первые три машины после окончания боевых действий вернули фирме-производителю, и ВВС Израиля официально приобрели первую партию модернизированных самолётов только в 1983 году.

Надежды компании IAI на коммерческий успех гражданского варианта IAI-101 не оправдались. Ниша лёгкого двухдвигательного самолёта местных авиалиний была занята многочисленными конкурентами. Кроме того, в середине 70-х в эксплуатации находилось ещё много поршневых машин предыдущего поколения. В странах «третьего мира» был особенно распространен Douglas C-47(DC-3), которых в общей сложности построили около 10 000 экземпляров. В 60-70-е годы на рынке имелся переизбыток этих машин, так как военные избавлялись от устаревших, по их мнению, транспортно-пассажирских самолётов. «Дуглас» с ещё очень приличным ресурсом можно было купить за $50-70 тыс. В этих условиях пробиться на гражданский рынок израильской компании со своим лёгким пассажирским самолётом было очень сложно. В итоге, несмотря на усиленную рекламу, удалось продать незначительное количество гражданских модификаций IAI-101. В то же время, военно-воздушные силы небогатых стран Латинской Америки и Африки проявляли интерес к универсальной во многих отношениях машине.

С учётом того, что в странах, которые могли бы потенциально выступать покупателями израильской «Аравы», зачастую имелись проблемы с разного рода инсургентами, на самолёт установили вооружение. И это в определённой мере действительно сказалось на экспортном потенциале, так как теперь самолёт мог не только высадить десантников, но и поддержать их при необходимости огнём. Испытания вооруженного прототипа, проведённые в Израиле, показали, что благодаря хорошему обзору из кабины пилоты легко и быстро обнаруживают и идентифицируют наземные цели. Относительно небольшая скорость полёта и хорошая манёвренность позволяли легко занимать выгодную позицию для атаки. Однако в ходе испытаний военные представители отмечали большую уязвимость "Аравы" при действиях над районами с развитой ПВО. Специальных мероприятий по повышению живучести, таких как протектированные баки или бронезащита кабины, на самолёте не было, а в случае встречи даже с дозвуковым штурмовиком противника шансы благополучно скрыться были минимальны.

Вооруженный вариант самолёта «Арава»

Самолет вооружили двумя 12,7-мм пулеметами «Браунинг», в обтекателях в передней части фюзеляжа (по одному с каждого борта). Ещё один турельный пулемёт в хвостовом конусе фюзеляжа защищал заднюю полусферу от атак истребителей и обстрела с земли. Общий боекомплект был весьма внушительным - 8000 патронов.

Передняя часть самолёта «Арава», оснащённого 12,7-мм пулеметами и НАР

Кроме того, на двух пилонах на фюзеляже могли подвешиваться два контейнера НАР или другая боевая нагрузка весом 500 кг. Помимо установки вооружения и прицелов, в виде дополнительных опций предлагались устройства сброса дипольных отражателей и отстрела тепловых ловушек.

На модернизированном в 1977 году самолёте военного назначения, получившем обозначение IAI -202, установили авиадвигатели Pratt & Whitney Canada РТ6А-34 мощностью 780 л.с. с трёхлопастными винтами диаметром 2,59 м. Это позволило сократить разбег при взлёте и повысить грузоподъёмность самолёта до 2,5тонн. Длина разбега при взлете составляла 230 м, а пробега при посадке - 130 м. С новыми более мощными двигателями максимальная скорость составила 390 км/ч, а крейсерская – 319 км/ч. Часть самолётов переделали из ранних модификаций во время проведения капитального ремонта, для установки новых двигателей пришлось полностью менять крыло. Назначенный лётный ресурс самолётов позднего выпуска составлял 40000 часов.

Гражданская модификация с двигателями увеличенной мощности и улучшенным оборудованием получила обозначение IAI-102. Наибольшее число таких машин было продано в Аргентину, где они использовались на горных аэродромах с полосами ограниченной протяженности.

В доработанной в интересах военных грузовой кабине самолёта IAI-202 могли разместиться 24 военнослужащих с личным оружием, 16 парашютистов, легкий автомобиль повышенной проходимости с безоткатным орудием и расчётом 4 человека, или 2,5 тонны груза. В случае необходимости имелась возможность переоснащения в санитарный вариант. При этом в грузовом отсеке устанавливается 12 носилок и оборудуются рабочие места для двух медиков.

Самолёт «Арава» с поисковой РЛС с носовой части

Кроме универсального многоцелевого самолёта, ограниченными сериями выпускались специализированные варианты. Патрульно-противолодочная модификация отличалась от других моделей наличием в носовой части поискового радиолокатора, способного обнаруживать перископы подводных лодок. На самолёте установили специальное оборудование весом около 250 кг. В состав вооружения ввели четыре противолодочные торпеды Мк14 и двенадцать акустических буёв.

Способность находиться в воздухе до 10 часов позволила использовать «Араву» в качестве воздушного ретранслятора, самолёта радиоэлектронной разведки и РЭБ. В этом случае на борту размещается комплект радиоэлектронного оборудования весом до 500 кг и два оператора.

Несколько машин такой модификации использовались в ВВС Израиля, но, к сожалению, качественных снимков этих самолётов, а также достоверных подробностей, касающихся состава оборудования и подробностей применения найти не удалось.

В ходе эксплуатации сфера применения «Аравы» была самой разнообразной. Самолёты достаточно часто применяли в качестве буксировщиков воздушных мишеней и при выполнении поисково-спасательных работ. При оборудовании полевых аэродромов «Арава» мог быть использован для доставки топлива и заправки других самолётов и вертолетов, а также для заправки в полевых условиях наземной техники. Для этого в грузовой кабине самолёта монтировались топливные баки общей емкостью до 2000 литров и заправочное оборудование.

Но, несмотря на усилия компании Israeli Aircraft Industries, пытавшейся привлечь иностранных покупателей боевыми возможностями, хорошими взлётно-посадочными характеристиками, устойчивостью, отличной для машин такого класса маневренностью, простотой и удобством эксплуатации, спрос на самолёты семейства «Арава» не оправдал ожиданий. Самолет, находившийся в серийном производстве с 1972 по 1988 год, был построен в количестве 103 экземпляра. При этом 2/3 машин были выпущены в военной конфигурации.

Помимо Израиля «Арава» поставлялась в 16 стран: Аргентину, Боливию, Венесуэлу, Гаити, Гватемалу, Гондурас, Камерун, Либерию, Мексику, Никарагуа, Папуа – Новая Гвинея, Сальвадор, Свазиленд, Таиланд, Эквадор. В значительной части стран этого списка имелись проблемы с антиправительственными вооруженными формированиями, и многоцелевые самолёты израильского производства применялись в боевых действиях.

Легкий военно-транспортный самолёт "Арава" ВВС Колумбии

Показательным в этом случае является пример ВВС Колумбии. Три самолёта «Арава» с комплектом вооружения были переданы колумбийским ВВС в апреле 1980 года. Вскоре самолёты были задействованы совместно с «ганшипами» АС-47 против левых повстанцев, действующих в джунглях. Однако в роли штурмовика, действующего на малых высотах, самолёт оказался не слишком удачным. Относительно небольшая скорость и крупный силуэт делали его хорошей мишенью для зенитного огня. После того как с боевых заданий самолёты стали возвращаться с пулевыми пробоинами, а среди экипажей появились раненые, от такого использования «Аравы» отказались. В итоге к штурмовке позиций левацких вооруженных группировок и уничтожению вываленных объектов наркоторговцев стали привлекать специализированные противопартизанские самолёты: А-37, OV-10 и «Тукано».

Самолёты переключили на более свойственные им задачи: доставку продовольствия и боеприпасов в отдалённые гарнизоны, перевозку небольших отрядов военнослужащих, эвакуацию нуждающихся в медицинской помощи, ведение воздушной разведки и патрульные полёты. В лётных происшествиях в течение 10 лет было потеряно два колумбийских лёгких транспортника. К счастью для находившихся на борту, никто из них не погиб. На сегодняшний день в Колумбии осталась единственная «Арава», самолёт прошел ремонт и используется в гражданском секторе.

IAI-202 ВВС Сальвадора на авиабазе Aereopuerto Militar de Ilopango

Впрочем, как показала практика использования в других странах, «Арава» оказался неплохим «ганшипом», особенно в ночное время. Имея на борту крупнокалиберный пулемёт, или лёгкую 20-мм автоматическую пушку, установленную в дверном проёме, самолет, летая по кругу, мог непрерывно обстреливать одну и ту же цель, находясь вне досягаемости эффективного огня лёгкого стрелкового оружия. При этом цель для лучшей визуальной заметности зачастую «маркировалась» фосфорными боеприпасами. Именно таким образом применялись сальвадорские IAI-202.

Спутниковый снимок Googlе Еarth: сальвадорские IAI-202 на авиабазе Aereopuerto Militar de Ilopango

Помимо Сальвадора и Колумбии, «Аравам» довелось «понюхать пороха» в Боливии, Никарагуа, Гондурасе и Либерии. Сообщалось, что один либерийский IAI-202 был сбит зенитным огнём 14,5-мм установки ЗПУ-4. До недавнего времени один боливийский самолёт, вооруженный крупнокалиберными пулемётами и НАР, регулярно совершал боевые вылеты против наркобаронов, действующих в отдалённых районах страны. Как правило, «Арава» действовала в роли воздушного командного пункта, наводя и координируя действия лёгких реактивных штурмовиков АТ-33.

"Арава" ВВС Гондураса

Без сомнения, самолёты «Арава» имеют богатую боевую историю. Но специфика антиповстанческих действий такова, что подробности спецопераций, как правило, не просачиваются в СМИ. Несмотря на то, что большая часть машин эксплуатировалась на полевых аэродромах в странах, где уровень технического обслуживания оставлял желать много лучшего, аварийность была относительно не большой. В авариях и катастрофах было потеряно около 10% всего парка, причём основная часть лётных происшествий произошла по причине «человеческого фактора». Последний крупный инцидент с самолётом «Арава» случился 15 марта 2016 года. Машина, принадлежащая ВВС Эквадора, в плохих погодных условиях врезалась в склон горы. В катастрофе погибли 19 эквадорских десантников и 3 члена экипажа.

В настоящее время лётная карьера самолётов «Арава» в большинстве стран-эксплуатантов уже закончилась. Так, ВВС Израиля отказались от этой машины в 2004 году, и сейчас в лётном состоянии в мире осталось не более двух десятков машин. Несмотря на очень хорошие эксплуатационные и лётные данные, во многом выдающийся самолёт так и не заслужил должного признания. Причиной тому стало доминирование на рынке более именитых, чем израильская IAI, европейских и американских производителей авиационной техники и весьма специфическое положение Израиля в мире, что сдерживало экспорт авиатехники из этой страны в 70-80-е годы. Правительство ряда стран отказывалось от торговых отношений с израильскими компаниями по политическим причинам. К тому же, в отличие от СССР или США еврейское государство не могло себе позволить поставлять вооружения в кредит или дарить своим союзникам, что, безусловно, сказывалось на распространенности продукции израильского ВПК в мире.

По материалам:http://airspot.ru/catalogue/item/iai-201-aravahttp://1000aircraftphotos.com/HistoryBriefs/IAI-Arava.htmhttp://www.zvo.su/VVS/voenno-transportnyy-samolet-arava.html

topwar.ru