Самолет-ретранслятор Президента России (2 фото). Самолет ретранслятор


ретранслятор - это... Что такое Самолет-ретранслятор?

 Самолет-ретранслятор Самолет-ретранслятор самолёт, используемый для увеличения дальности радиосвязи в диапазоне УКВ. Выполняет приём, усиление и передачу усиленных радиосигналов при помощи приёмопередающей радиоретрансляционной аппаратуры, установленной на его борту. В качестве такой аппаратуры может служить бортовая радиостанция соответствующего диапазона частот, при помощи которой лётчик или другой член экипажа С.-р. осуществляет приём, запоминание и передачу сообщений. Более высокая оперативность ретрансляции достигается применением на С.-р. автоматической радиоретрансляционной станции, управляемой оператором или дистанционно по командам с наземных пунктов через специальные радиоканалы. Радиоретрансляционные станции могут быть одно- и многоканальными. Для устранения взаимных помех при одновременном приёме и передаче радиосигналов обычно применяют их частотное разделение. Минимально необходимая высота полёта С.-р. зависит от требуемой дальности УКВ радиосвязи, а также от высоты полёта летательного аппарата, с которым осуществляется ретрансляционная радиосвязь.

Авиация: Энциклопедия. — М.: Большая Российская Энциклопедия. Главный редактор Г.П. Свищев. 1994.

.

  • Самолетный спорт
  • Самонаведение на цель

Смотреть что такое "Самолет-ретранслятор" в других словарях:

  • Самолет-ретранслятор Ту-214СР: летно-технические характеристики — Ту 214СР – самолет ретранслятор, разработанный специально для администрации президента Российской Федерации. Создан на основе базовой платформы Ту 214 в пассажирском варианте. Его главное назначение – обеспечение президента России… …   Энциклопедия ньюсмейкеров

  • Ретранслятор — Составная часть системы передачи извещений, устанавливаемая в промежуточном пункте между охраняемыми объектами и пунктом централизованной охраны (пунктом установки ПЦН) или на охраняемом объекте для приема извещений от объектовых оконечных… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ретранслятор посадочного радиодальномера — Наземное радиотехническое устройство, обеспечивающее самолет по запросным сигналам бортового оборудования информацией о текущей дальности до порога взлетно посадочной полосы в процессе захода на посадку. [ГОСТ 26121 84] Тематики инструментальный… …   Справочник технического переводчика

  • Ретранслятор посадочного радиодальномера — 11. Ретранслятор посадочного радиодальномера Наземное радиотехническое устройство, обеспечивающее самолет по запросным сигналам бортового оборудования информацией о текущей дальности до порога взлетно посадочной полосы в процессе захода на… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Ту-214СР — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • Ан-26 — ВВС Румынии, 2005 год …   Википедия

  • КБ Туполев — ОАО «Туполев» Тип Открытое акционерное об …   Википедия

  • Словесные названия российского оружия — …   Википедия

  • Война НАТО против Югославии — Косовская война …   Википедия

  • ГОСТ Р 53802-2010: Системы и комплексы космические. Термины и определения — Терминология ГОСТ Р 53802 2010: Системы и комплексы космические. Термины и определения оригинал документа: 5 авиационный космический комплекс; АКК: Космический комплекс, в котором средством выведения и стартовым комплексом орбитальных технических …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

dic.academic.ru

Самолет-ретранслятор Ту-214СР. - Российская авиация

Самолет-ретранслятор Ту-214СР.

Разработчик: ОКБ Туполева Страна: Россия Первый полет: 2008 г.

Ту-214СР — самолет-ретранслятор, разработанный специально для администрации президента Российской Федерации. Создан на основе базовой платформы Ту-214 в пассажирском варианте. Его главное назначение — обеспечение президента России связью.

Внешне Ту-214СР отличается от обычного Ту-214 обтекателем антенн в верхней части фюзеляжа.

Этот воздушный корабль вмещает 62 человека, имеет дополнительные системы энергоснабжения, пилотируется не тремя, как на «классике», а четырьмя летчиками, дальность полета увеличена с семи тысяч до 10 тысяч километров (за счет установки дополнительных топливных баков).

Электропитание самолета усилено, добавлено четыре генератора, поскольку борт насыщен приборами и агрегатами.

Ту-214СР оборудован радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для нее нужна система наземных радиостанций, самолетов-ретрансляторов и спутников. Ту-214СР предназначен для полетов в северные районы, где проблематично использовать спутники связи над экватором.

Неоспоримое преимущество такой системы — ее высокая защищенность. Информация идет по узкому лучу с большой скоростью и качеством. В отличие от обычной радиосвязи информацию, передаваемую радиорелейными комплексами, очень сложно перехватить, а также установить точки ее отправления и приема. Система дорогая, но максимально обеспечивает требования секретности.

Комплексы спецсвязи изготовлены Омским радиозаводом имени Попова.

Внутренности самолета также претерпели изменения. Вместо привычных рядов кресел — сплошные двери и перегородки. За кабиной пилотов размещен салон на 12 персон для охраны. Далее, три глухих отсека для операторов и начальника узла спецсвязи. За ними расположены два пассажирских салона, для так называемой передовой группы и журналистов.

Первый полет Ту-214СР с бортовым номером RA-64515 состоялся 27 апреля 2008 года, 10 декабря того же года взлетел второй борт — RA-64516, а 1 июня 2009 года две машины в торжественной обстановке были переданы Управделами президента РФ.

Новые Ту-214СР пришли на смену устаревшим ретрансляторам на базе самолетов Ил-18, эксплуатировавшимся спецотрядом более 40 лет.

ЛТХ:

Модификация: Ту-214СРРазмах крыла, м: 42,00Длина самолета, м: 46,20Высота самолета, м: 13,90Площадь крыла, м2: 182,40Масса, кг-пустого самолета: 59000-максимальная взлетная: 110750Тип двигателя: 2 х ТВРД ПС-90АТяга, кгс: 2 х 16000Максимальная скорость, км/ч: —Крейсерская скорость, км/ч: 850Практическая дальность, км: 6500Практический потолок, м: 12000.

Взлет первого Ту-214СР.

Первый Ту-214СР заходит на посадку.

Ту-214СР на рулежке.

Взлет Ту-214СР.

Ту-214СР после взлета.

Ту-214СР заходит на посадку.

Ту-214СР заходит на посадку.

Ту-214СР заходит на посадку.

Ту-214СР на стоянке.

.

.Список источников:Взлет. Новые самолеты для президентского авиаотряда.Aviaport.ru. Самолет-ретранслятор Ту-214СР: летно-технические характеристики.Фотоархив сайта russianplanes.net

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Самолет-ретранслятор E-6A Hermes (США)

Самолет стратегической связи Boeing E-6A Hermes предназначен для обеспечения связи с атомными подводными лодками ВМС США. Компания Boeing получила в 1983 г. заказ на разработку самолета для замены EC-130Q Hermes, который обеспечивал связь с атомными подводными лодками «Трайдент». Новый самолет системы ТАСАМО (аббревиатура от take charge and move out - «поймай цель и выведи на нее») должен был обладать высокой живучестью и иметь большое время патрулирования. Разработан на основе планера Boeing 707-320С. Первый полет опытного самолета под обозначением E-6A Hermes состоялся 19 февраля 1987 г. За период с 1987 по 1992 г. было построено 16 самолетов.

Оборудование на 80% состоит из модифицированного оборудования со снимаемых с вооружения самолетов EC-130Q и производных от аналогичных систем самолета E-ЗA, а также специфические системы ТАСАМО, которые включают связное оборудование с 58 антеннами, длинноволновый передатчик с рабочим диапазоном частот 3-30 кГц, работающий на две проволочные буксируемые за самолетом антенны, 3 радиостанции метрового и дециметрового диапазонов Коллинз AN/ARC-182 с шифратором, одну приемную и одну приемопередающую радиостанцию Коллинз ARC-190, СПУ Хьюз AIC-32 с шифратором, радиовысотомер, антенны спутниковой связи в концевых крыльевых контейнерах, а под каждым из них стандартные приемные ВЧ-антенны.

В состав БРЭО входит система ILS, система сигнализации о близости земли; система радиотехнической разведки AKL-66(V)4 с углом обзора в горизонтальной плоскости 36СГ и в вертикальной +50", встроенная ИНС Литтон LTN-90 с кольцевыми лазерными гироскопами: система оптимизации режимов полета, метеорадиолокатор «Бендикс» APS-133 с высокой разрешающей способностью, навигационная система «Литтон» LTN 211 «Омега». Наработка БРЭО на отказ составит 20 часов. Эффективная связь с подводными лодками осуществляется при наклоне основной антенны не менее 27° от вертикали и расстоянии ее конца от поверхности воды не менее 305 м.

Максимальная продолжительность патрулирования на удалении от базы на 1850 км на высоте 7600-9100 м составляет 10 часов 30 минут, с одной дозаправкой в воздухе - 28 часов 54 минуты.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИЭкипаж, чел. 10-18 Скорость, км/ч.максимальная на высоте около 10 км  981крейсерская 842Практический потолок, м 12800 Дальность, км:перегоночная 11760действия 1850 Масса, кг:максимальная взлетная 155128пустого самолета 78378 Габариты самолета, м:размах крыла 45,16длина 46,61высота 12,93 Двигатель ТРДД CFM International F108-CF-100, кгс 4 по 10890

www.dogswar.ru

Самолет-ретранслятор Президента России (2 фото) . Чёрт побери

Внешне Ту-214СР отличается от обычного Ту-214 обтекателем антенн в верхней части фюзеляжа.

Самолёт вмещает 72 человека, имеет дополнительные системы энергоснабжения, пилотируется не тремя, как на «классике», а четырьмя лётчиками, дальность полёта увеличена с 7 до 10 тысяч километров (за счёт установки дополнительных топливных баков).

Электропитание самолёта усилено, добавлены четыре генератора, поскольку борт насыщен приборами и агрегатами.

Самолёты-ретрансляторы Ту-214СР создаются путём доработки базового самолёта Ту-214 и установки на них бортовых радиотехнических комплексов связи (БРТКС), основной из которых — ретрансляционный самолётный узел связи ССУ-214М разработки АО «МНИИРС».

Количество пассажирских мест, оборудованных привязными ремнями — 72, включая места для сменного экипажа (в первых самолётах Ту-214СР было только 61 место)

Ту-214СР в полете.

Ту-214СР оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников.

Ту-214СР предназначен для полётов в северные районы, где проблематично использовать спутники связи над экватором.

На фото: Президент Путин в салоне самолёта Ту-214СР во время следования на авиабазу ВКС России Хмеймимв Сирии, 11 декабря 2017 года

Неоспоримое преимущество такой системы — её высокая защищённость. Информация идёт по узкому лучу с большой скоростью и качеством. В отличие от обычной радиосвязи, информацию, переданную радиорелейными комплексами, очень сложно перехватить, а также установить точки её отправления и приёма. Несмотря на дороговизну подобной системы, она обеспечивает максимально высокие требования секретности.

Комплексы спецсвязи изготовлены Омским производственным объединением «Радиозавод им. А. С. Попова» Внутренняя планировка самолёта также претерпела ряд изменений. Вместо привычных рядов кресел сплошные двери и перегородки. За кабиной пилотов расположен салон на 12 персон для охраны. Далее три глухих отсека для операторов и начальника узла спецсвязи. За ними расположены два пассажирских салона для так называемой передовой группы и журналистов.

chert-poberi.ru

Самолет-ретранслятор Президента России (2 фото) . Чёрт побери

Самолёт Ту-214СР представляет собой специальный самолёт-ретранслятор, созданный на базе обычного пассажирского Ту-214. В отличие от базовой модели Ту-214СР оснащён дополнительными топливными баками, благодаря которым дальность его полёта увеличена до 10 тыс. километров, системами энергоснабжения и радиотехническим комплексом.

Внешне Ту-214СР отличается от обычного Ту-214 обтекателем антенн в верхней части фюзеляжа.

Самолёт вмещает 72 человека, имеет дополнительные системы энергоснабжения, пилотируется не тремя, как на «классике», а четырьмя лётчиками, дальность полёта увеличена с 7 до 10 тысяч километров (за счёт установки дополнительных топливных баков).

Электропитание самолёта усилено, добавлены четыре генератора, поскольку борт насыщен приборами и агрегатами.

Самолёты-ретрансляторы Ту-214СР создаются путём доработки базового самолёта Ту-214 и установки на них бортовых радиотехнических комплексов связи (БРТКС), основной из которых — ретрансляционный самолётный узел связи ССУ-214М разработки АО «МНИИРС».

Количество пассажирских мест, оборудованных привязными ремнями — 72, включая места для сменного экипажа (в первых самолётах Ту-214СР было только 61 место)

Ту-214СР в полете.

Ту-214СР оснащён радиотехническим комплексом, обеспечивающим через спутниковые системы связь с наземными объектами и другими воздушными судами. Руководители РФ пользуются радиорелейной связью. Однако такая связь работает только в пределах прямой видимости, поэтому для неё нужна система наземных радиостанций, самолётов-ретрансляторов и спутников.

Ту-214СР предназначен для полётов в северные районы, где проблематично использовать спутники связи над экватором.

На фото: Президент Путин в салоне самолёта Ту-214СР во время следования на авиабазу ВКС России Хмеймимв Сирии, 11 декабря 2017 года

Неоспоримое преимущество такой системы — её высокая защищённость. Информация идёт по узкому лучу с большой скоростью и качеством. В отличие от обычной радиосвязи, информацию, переданную радиорелейными комплексами, очень сложно перехватить, а также установить точки её отправления и приёма. Несмотря на дороговизну подобной системы, она обеспечивает максимально высокие требования секретности.

Комплексы спецсвязи изготовлены Омским производственным объединением «Радиозавод им. А. С. Попова» Внутренняя планировка самолёта также претерпела ряд изменений. Вместо привычных рядов кресел сплошные двери и перегородки. За кабиной пилотов расположен салон на 12 персон для охраны. Далее три глухих отсека для операторов и начальника узла спецсвязи. За ними расположены два пассажирских салона для так называемой передовой группы и журналистов.

chert-poberi.ru

Самолет-ретранслятор ту-214ср. — О самолётах и авиастроении

Разработчик: ОКБ ТуполеваСтрана: Российская ФедерацияПервый полет: 2008 г.

Ту-214СР — самолет-ретранслятор, созданный специально для президентской администрации РФ. Создан на базе базисной платформы Ту-214 в пассажирском варианте. Его основное назначение — обеспечение президента России связью.

Снаружи Ту-214СР отличается от простого Ту-214 обтекателем антенн в верхней части фюзеляжа.

Данный воздушный корабль вмещает 62 человека, имеет дополнительные совокупности энергоснабжения, пилотируется не тремя, как на «классике», а четырьмя летчиками, дальность полета увеличена с семи тысяч до 10 тысяч километров (за счет установки дополнительных топливных баков).

Электропитание самолета усилено, добавлено четыре генератора, потому, что борт насыщен агрегатами и приборами.

Ту-214СР оборудован радиотехническим комплексом, снабжающим через спутниковые совокупности сообщение с наземными объектами и другими воздушными судами. Начальники РФ пользуются радиорелейной связью. Но такая сообщение трудится лишь в пределах прямой видимости, исходя из этого для нее нужна совокупность наземных радиостанций, самолетов-ретрансляторов и спутников.

Ту-214СР рекомендован для полетов в северные районы, где проблематично применять спутники связи над экватором.

Неоспоримое преимущество таковой совокупности — ее высокая защищенность. Информация идет по узкому лучу с качеством и большой скоростью. В отличие от простой связи данные, передаваемую радиорелейными комплексами, весьма сложно перехватить, и установить точки ее приёма и отправления.

Совокупность дорогая, но максимально снабжает требования секретности.

Комплексы спецсвязи изготовлены Омским радиозаводом имени Попова.

Внутренности самолета кроме этого претерпели трансформации. Вместо привычных последовательностей кресел — перегородки и сплошные двери. За кабиной пилотов размещен салон на 12 персон для охраны.

Потом, три глухих отсека для начальника и операторов узла спецсвязи. За ними расположены два пассажирских салона, для так называемой журналистов и передовой группы.

Первый полет Ту-214СР с бортовым номером RA-64515 состоялся 27 апреля 2008 года, 10 декабря того же года взлетел второй борт — RA-64516, а 1 июня 2009 года две автомобили в праздничной обстановке были переданы Управделами главы Российской Федерации.

Новые Ту-214СР пришли на смену устаревшим ретрансляторам на базе самолетов Ил-18, эксплуатировавшимся спецотрядом более 40 лет.

ЛТХ:

Модификация: Ту-214СРРазмах крыла, м: 42,00Протяженность самолета, м: 46,20Высота самолета, м: 13,90Площадь крыла, м2: 182,40Масса, кг-безлюдного самолета: 59000-большая взлетная: 110750Тип двигателя: 2 х ТВРД ПС-90АТяга, кгс: 2 х 16000Большая скорость, км/ч: —Крейсерская скорость, км/ч: 850Практическая дальность, км: 6500Практический потолок, м: 12000.

Взлет первого Ту-214СР.

Первый Ту-214СР заходит на посадку.

Ту-214СР на рулежке.

Взлет Ту-214СР.

Ту-214СР по окончании взлета.

Ту-214СР заходит на посадку.

Ту-214СР заходит на посадку.

Ту-214СР заходит на посадку.

Ту-214СР на стоянке.

.

.Перечень источников:Взлет. Новые самолеты для президентского авиаотряда.Aviaport.ru. Самолет-ретранслятор Ту-214СР: летно-технические характеристики.Фотоархив сайта russianplanes.net

KZ150706 017 Ретранслятор для Президента

Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

stroimsamolet.ru

Самолет-ретранслятор Ту-142МР. - Российская авиация

Самолет-ретранслятор Ту-142МР.

Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1977 г.

В конце 60-х — начале 70-х годов в СССР, с постройкой серии атомных подводных лодок проекта 667А, была создана эффективная морская стратегическая ядерная система, сопоставимая с американской системой «Polaris» и способная нанести гарантированный ущерб вероятному противнику в ответном ударе, что, в немалой степени, способствовало достижению стратегического паритета с США.

В свою очередь это потребовало дальнейшего совершенствования системы боевого управления морскими стратегическими ядерными силами и ужесточения требований к её устойчивости и работоспособности в условиях ядерной войны. В системе связи ВМФ были введены в строй передающие радиоцентры сверхдлинноволнового (СДВ) диапазона, выбранного потому, что его волны проникают в водную среду, а также обладают повышенной помехоустойчивостью. Однако основным недостатком СДВ-диапазона было то, что работа в нем требует применения очень уязвимых антенн больших размеров. Поэтому одним из звеньев системы управления силами ВМФ должна была стать резервная система связи способная поддерживать непрерывную связь с ракетными подводными крейсерами в море в случае выхода из строя береговых узлов связи.

Такая система СДВ связи была уже разработана в 60-х годах в США. Система связи ВМС ТАСАМО позволяла доводить распоряжения американского военно-политического руководства непосредственно до командиров ракетных подводных лодок, находившихся на боевом патрулировании в акваториях Атлантического и Тихого океанов. Основу системы составили самолеты-ретрансляторы EC-130Q. Одной из особенностей этой машины было наличие на борту специальной антенной системы, представлявшей собой стальной провод с медным покрытием длинной 10 000 м и скоростной намоточный механизм.

Поэтому постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 1972 года на ОКБ была возложена задача создания аналогичного авиационного комплекса сверхдальней связи.

Заместителем Главного конструктора по этой теме (работы по ней получили шифр «Орел») в 1973 году был назначен С.А.Атаянц, ведущим конструктором стал А.П.Шинкаренко.

При создании этого комплекса, ОКБ, впервые в истории отечественного самолетостроения, был решен целый ряд сложных технических проблем. На самолете-носителе полностью отсутствовали резервы электрической мощности для питания вновь устанавливаемого радиоэлектронного оборудования. Проблема была решена установкой трех дополнительных турбогенераторов.

Свои сложности возникли при создании выпускаемой в воздушный поток тросовой антенны большой протяженности. Использование в качестве антенны троса столь значительной длины, поставило, ранее не встречавшуюся на практике, задачу создания специального троса повышенной прочности, а также обеспечения стабилизации антенны в потоке при её выпуске, уборке и буксировке.

По созданию этой системы был проведен большой объем опытных работ. Для отработки макетного образца тросовой антенны (длиной 2500 м) в 1974 году был использован самолет Ан-12 № 902 оборудованный тросовой лебедкой и другим специальным оборудованием.

В первый опытный Ту-142МР был переоборудован опытным производством ОКБ в марте 1977 года один из серийных Ту-142М, а в июле 1977 года экипаж летчика-испытателя Е.А.Лахмостова совершил на нем первый полет. Совместные государственные испытания самолета продолжались до декабря 1980 года. Ту-142МР летал с заводского аэродрома в Таганроге, аэродрома ГНИКИ ВВС в г. Феодосия и с аэродрома авиации Северного флота в г. Североморске. Испытания несколько раз прерывались из-за частых отказов и нестабильной работы основного радиосвязного комплекса. Потребовалась длительная доводка и отработка элементов системы на наземных стендах прежде чем все проблемы по бортовому комплексу связи были преодолены.

В 1980-е годы не только оттачивалось профессиональное мастерство противолодочников, но и продолжала развиваться структура 76-го ОПЛАП ДЦ. Так, в декабре 1985 года штат полка пополнился отрядом самолетов-ретрансляторов Ту-142МР. С января 1986 года отряд в составе экипажей м-ров А.С.Кичигина, И.П.Серебрякова и А.В.Пряникова приступил к выполнению учебных полетов, а с июня — к решению функциональных задач. В начале сентября он вошел в силы постоянной готовности флота. В дальнейшем, с поступлением новых Ту-142МР, отряд был переформирован в эскадрилью ретрансляторов.

В 2002 году волна преобразований докатилась и до тихоокеанцев: 310-й ОПЛАП расформировали, объединив сохранившие боеспособность самолеты и экипажи с остатками 568-го отдельного гвардейского морского ракетоносного полка и еще нескольких частей и образовав 568-й гвардейский смешанный авиаполк. В этом созданном исключительно «по бедности» формировании Ту-142М3 и Ту-142МР вошли в 3-ю эскадрилью. И хотя она носит гордое название противолодочной, на нее возложены и поисково-спасательные и ретрансляционные и разведывательные функции, а также участие в обеспечении космических запусков и постановке минных заграждений.

ЛТХ:

Модификация: Ту-142МРРазмах крыла, м: 50,04Длина самолета, м: 53,07Высота самолета, м: 14,47Площадь крыла, м2: 289,90Максимальная взлетная масса, кг: 185000Тип двигателя: 4 х ТВД НК-12МП (МВ)Тяга, кгс: 4 х 15000Максимальная скорость, км/ч: 820Крейсерская скорость, км/ч: 680Скорость барражирования, км/ч: 450Практическая дальность, км: 10050Боевой радиус действия, км6 6800Практический потолок, м: 12000Экипаж, чел: 10Вооружение: 2 х 23-мм пушки ГШ-23.

Самолет-ретранслятор Ту-142МР.

Взлет Ту-142МР.

Ту-142МР на стоянке.

Ту-142МР на рулежке.

Ту-142МР ВМФ России в полете.

Пара Ту-142МР на репетиции парада в день ВМФ России, 2018 г.

Ту-142МР из 73-й ОПЛАЭ идет на посадку. Кипелово, 2003 г.

Отремонтированный Ту-142МР в Николаеве. Аэродром Каменный Ручей, 27.03.2007 г.

Носовые части самолетов Ту-142М и Ту-142МР.

Носовая часть Ту-142МР.

.

.

Список источников:Анатолий Артемьев. Дальний противолодочный самолет Ту-142.Авиация и Время. Андрей Совенко. Первый рубеж стратегической обороны.Авиация и Космонавтика. Анатолий Артемьев. Охотники за субмаринами.Военный парад. В.Дейнека. Авиационный противолодочный комплекс Ту-142М.Крылья Родины. Николай Якубович. Межконтинентальный бомбардировщик: Еще раз о Ту-95 и его модификациях.Роман Астахов. Русская Сила. Противолодочный самолет Ту-142.Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Туполев Ту-142МР».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai