Российские самолёты ДРЛО. Самолет авакс


АВАКС Википедия

Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронная система разведки и управления, устанавливаемая на летательном средстве и предназначенная для дальнего обнаружения объектов противника (в воздухе, на земле, на воде), наведения на них средств поражения или перехвата, а также координации действий сил союзников и смежных задач. Подобные системы рассчитаны на использование в боевых действиях, однако могут быть использованы и для управления гражданским воздушным движением[источник не указан 1071 день].

В русскоязычной литературе используется сокращение ДРЛОиУ («система дальнего радиолокационного обнаружения и управления»), в англоязычной — AEW&C (англ. Airborne early warning and control — «Раннее предупреждение и управление в воздухе»). Упрощённые системы, осуществляющие лишь обнаружение целей, но не управление, обозначаются как ДРЛО (AEW, англ. Airborne early warning) и отличаются качеством вспомогательной аппаратуры, систем связи, а также количеством операторов. Часто применяется термин AWACS (англ. Airborne Warning and Control System), ставший синонимом AEW&C, но первоначально обозначавший конкретную систему для самолётов Boeing E-3 Sentry[1][2].

Описание

Структурно все авиационные комплексы радиообнаружения и наведения состоят из летательного аппарата (чаще всего самолёт, однако существуют серийные системы, базирующиеся на вертолётах[3] и даже на дирижаблях[4]), мощного радиолокатора, вспомогательной аппаратуры и средств связи.

Vickers Wellington Ic (Air Control of Interception)

Летательный аппарат выбирается с тем расчётом, чтобы в его фюзеляже хватило места для аппаратуры и операторов, а мощность электросистемы позволяла запитывать РЛС. Это обусловливает выбор в качестве носителей серийных транспортных самолётов или бомбардировщиков (хотя существуют и летательные аппараты, созданные специально под это применение — например, палубный E-2 «Хокай»).

Наиболее используемой сейчас является компоновка, впервые использованная в 1941 году на экспериментальном Vickers Wellington Ic, при которой антенна радиолокатора размещена над фюзеляжем, а комплект аппаратуры и персонал — в грузовом отсеке[5]. Позднее такая компоновка была применена в советском комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126. Однако существуют и другие варианты размещения оборудования — использование продольных или вращающихся плоскостей ФАР; антенн, разнесённых по корпусу летательного аппарата.

Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей, находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО и противовоздушных ракет истребительной авиации противника. Однако сам комплекс радиообнаружения хорошо заметен для противника (так как является источником мощного радиоволнового излучения, а также радио- и ИК-контрастен), небольшие скорости и неповоротливость самолётов-носителей делают их удобной мишенью, а высокая значимость и стоимость таких систем означает, что авиационные комплексы радиообнаружения являются высокоприоритетными целями. Всё это приводит к тому, что в реальных условиях комплексы радиообнаружения без прикрытия системами ПВО или истребительной авиацией не применяются.

Авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

Иран

Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

  • 7 самолётов E-3 Sentry на авиабазе Королевских ВВС Уоддингтон, округ Линкольншир, Великобритания
  • 5 самолётов KJ-2000
  • KJ 200
  • Опытный палубный самолёт ДРЛО на базе Y-7[7]
  • ~3 вертолёта Ка-31 корабельного базирования
  • 19 самолётов А-50, в том числе два А-50У[8][9][10]; А-100.
  • 32 самолёта E-3s, 10 E-3Cs, 22 E-3Bs, E-2C Hawkeyes на боевом дежурстве

Ссылки

Литература

  • Евгений Климович, Михаил Никольский. Развитие и применение самолётов дальнего радиолокационного обнаружения и управления // Авиация и космонавтика : журнал. — 2000. — № 2. — С. 18-31.

Примечания

wikiredia.ru

Система дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией "АВАКС - НАТО" (2017) - NATO - По странам - Статьи

Подполковник А. Рыбин

Руководство Североатлантического союза под предлогом противодействия нарастанию так называемой российской угрозы для восточноевропейских государств-участников последовательно реализует решения по повышению коалиционного военного потенциала, принятые на Уэльской встрече глав государств и правительств стран альянса (сентябрь 2014 года, Великобритания) и получившие свое подтверждение в рамках Варшавского саммита НАТО (июль 2016-го, Польша). Важная роль в достижении этой цели отводится наращиванию разведывательных возможностей блока.

Так, для повышения эффективности контроля воздушного пространства в зоне ответственности альянса и за ее пределами соответствующие структуры объединенных вооруженных сил (ОВС) альянса приступили к масштабному реформированию одного из ключевых элементов разведывательного обеспечения ОВС - системы дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) авиацией "Авакс - НАТО" (AWACS-NATO).

Эмблема командования ДРЛО и У "Авакс - НАТО"

Система ДРЛО и У предназначена для своевременного обнаружения, опознавания воздушных и надводных целей, наведения на них самолетов тактической авиации, сбора данных о воздушной обстановке с их передачей на пункты управления наземного, воздушного и корабельного базирования. Основным компонентом системы являются самолеты Е-3А. Возможности одной такой машины позволяют одновременно наводить на цели до 50 тактических истребителей1.

Организационно силы и средства системы сведены в отдельное командование ДРЛО и У "Авакс - НАТО" (NAEWFC - NATO Airborne Early Warning Force Command), которое подчинено непосредственно верховному главнокомандующему ОВС альянса.

В настоящее время под предлогом контроля обстановки в районе украинского кризиса самолеты Е-3А активно ведут разведку западных областей и Республики Крым Российской Федерации, Республики Белоруссия, а также акваторий Балтийского и Черного морей. Для решения данных задач в воздушном пространстве Польши, Румынии и стран Балтии с марта 2014 года на регулярной основе организовано боевое дежурство самолетов ДРЛО. Средняя интенсивность полетов поддерживается на уровне до 20 самолетовылетов в месяц, что в более чем 10 раз превышает показатели докризисного периода.

Кроме того, самолеты ДРЛО активно задействуются в интересах борьбы с террористической организацией "Исламское государство Ирака и Леванта" на территории Сирии и Ирака в рамках операции ВС США и стран-партнеров под условным наименованием "Непоколебимая решимость". Следует отметить, что одной из главных задач сил и средств разведки ВС западных государств в данной миссии является отслеживание деятельности ВКС России на территории Сирийской Арабской Республики. При этом разведывательные полеты осуществляются над югом Турции, северными районами Сирии, Ираком и над восточной частью акватории Средиземного моря.

Для обеспечения деятельности международной антитеррористическйй коалиции в зоне сирийского конфликта командование ДРЛО и У "Авакс -НАТО" выделило один самолет Е-3А, который в течение 2016 года дислоцировался на передовой авиабазе Конья (Турция). При этом данные о воздушной обстановке наряду с командно-штабными структурами НАТО передаются командованию возглавляемой США антиигиловской коалиции. Интенсивность задействования самолета ДРЛО с турецкой авиабазы в среднем составляет до десяти самолетовылетов в месяц.

К выполнению в ходе боевого дежурства задач по осуществлению контроля воздушного пространства в зоне ответственности блока и за ее пределами в настоящее время ежесуточно привлекается до трех самолетов Е-3А, а также по одному E-3D ВВС Великобритании или E-3F ВВС Франции, которые находятся в оперативном подчинении командования ДРЛО и У "Авакс - НАТО".

Организационная структура командования ДРЛО и управления авиацией "Авакс - НАТО"
Перспективная структура командования ДРЛО и У "Авакс - НАТО"

В случае дальнейшей эскалации напряженности вокруг украинского или сирийского кризиса не исключается наращивание состава сил и средств ДРЛО и повышение интенсивности их применения. Данная задача может быть решена за счет переброски еще одного-двух самолетов Е-3А на передовые оперативные базы, а также выделения дополнительного ресурса по использованию самолетов E-3D и E-3F. В этом случае созданная группировка самолетов ДРЛО будет способна обеспечить патрулирование воздушного пространства вдоль восточных и южных границ альянса в круглосуточном режиме.

Обострение военно-политической обстановки в мире повлекло за собой значительное увеличение интенсивности применения самолетов ДРЛО и У в районах вооруженных конфликтов. В частности, если ранее для поддержки Международных сил содействия безопасности в Афганистане общий налет экипажей Е-3А составлял в среднем 3,3 тыс. ч в год, то в 2016-м для патрулирования только "восточного фланга" блока было выделено более 4,5 тыс. ч.

Существенное увеличение нагрузки на силы и средства ДРЛО и У, устаревание самолетного парка, а также выход в конце 2014 года из командования "Авакс - НАТО" Канады, финансовый вклад которой составлял до 80 млн долларов США, обострили проблему поддержания функциональной готовности системы. Общий бюджет оставшихся 16 стран-участниц (Бельгия, Венгрия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, США, Турция, ФРГ и Чехия) составил 312 млн долларов США в 2015 году и 320 млн в 2016-м, что, по оценке экспертов альянса, покрывает лишь 65% расчетных потребностей.

В связи с этим руководство Североатлантического союза проводит комплекс мероприятий по оптимизации командования ДРЛО и У "Авакс - НАТО". В частности, в соответствии с реализуемыми планами предусматривается передислокация штаба из Касто (Бельгия) в Гайленкирхен (ФРГ), где расположена основная оперативная база (ООБ) самолетов Е-3А.

Одновременно вносятся изменения в организационно-штатную структуру данной базы. Вместо имеющихся четырех крыльев образуются три: оперативное (operation wing), аэродромного обслуживания (base support wing) и тылового обеспечения (logistics wing).

Кроме того, планируется сократить численность военного и гражданского персонал командования и ООБ на 40% - с текущих 2,3 тыс. до нового штата мирного времени в 1,4 тыс. человек. При этом количество многонациональных экипажей самолетов Е-3А, находящихся в подчинении командования, уменьшится с 30 до 22.

Руководством альянса также принято решение о сокращении парка авиатехники, находящейся на вооружении командования ДРЛО и У "Авакс НАТО". Так, один самолет уже отправлен на утилизацию в 2015 году, а еще два подлежат выводу из эксплуатации до конца 2017-го.

Другой существенной проблемой является физическое и моральное устаревание Е-3А, созданных на базе уже снятого с производства Боинг 707 разработки 70-х годов прошлого века. Для продления срока их службы в рамках заключенного с корпорацией "Боинг" (США) контракта стоимостью около 370 млн долларов США проводится очередная модернизация оставшихся 14 самолетов. В частности, предполагается замена двигателей, существующей РЛС на новую, авионики, навигационного и бортового радиоэлектронного оборудования с устаревшего аналогового на цифровое. Вместо приборов индикации в кабине пилота предусматривается установить пять многофункциональных цифровых дисплеев. Данные изменения позволят уменьшить состав экипажа с четырех человек до трех (два пилота и инженер).

Первый прошедший модернизацию Е-3А уже передан командованию ДРЛО и У "Авакс - НАТО" в 2016 году, остальные 13 машин будут переоборудованы до 2018-го.

Кроме того, в интересах переподготовки экипажей на обновленные самолеты на авиабазе Гайленкирхен компанией "Боинг" развернут наземный тренажер для подготовки летного состава.

По оценкам руководства блока, реализация программы реформирования командования "Авакс - НАТО" и модернизация авиапарка ДРЛО позволят расширить возможности по отслеживанию воздушной (морской) обстановки, снизить расходы на эксплуатацию и обслуживание самолетов, а также продлить срок службы Е-3А до 2025 года. В последующем для их использования до 2035-го, являющегося предельным сроком эксплуатации для самолетов данного типа, необходима еще одна глубокая модернизация2.

Руководство альянса признает, что указанные преобразования планировались заблаговременно. Однако кардинальное изменение военно-политической обстановки начиная с 2014 года, и прежде всего обострение отношений Запада с РФ, затрудняет своевременную реализацию данных намерений.

Вместе с тем в Брюсселе считают, что пересмотр сроков реформирования и модернизации потенциала ДРЛО и У нецелесообразен и система должна быть выведена на уровень полных оперативных возможностей к ноябрю 2017 года. Подчеркивается, что внесение каких-либо изменений в утвержденные графики неизбежно приведет к увеличению затрат (штрафы за срыв договоров с подрядчиками), а также потребует корректировки планов военного строительства НАТО. В связи с этим руководство блока допускает некоторое снижение интенсивности задействования самолетов Е-3А в текущих операциях в целях перенаправления имеющихся финансовых средств на завершение намеченных мероприятий по реформированию командования ДРЛО и У "Авакс - НАТО".

Таким образам, командование ОВС альянса по-прежнему считает систему ДРЛО и У эффективным средством ведения воздушной разведки и управления тактической авиацией как в зоне ответственности блока, так и за ее пределами и, несмотря на существующие проблемы, стремится завершить реорганизацию командования дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией "Авакс - НАТО" в запланированные сроки.

1 В настоящее время самолеты типа Е-3 различной модификации, Е-767 и Боинг 737-700IGW состоят на вооружении объединенных военно-воздушных сил НАТО, а также ВВС США, Великобритании, Франции, Саудовской Аравии, Японии, Турции, Греции и Австралии.

2 Ряд экспертов блока считают; что в современных условиях необходимо сосредоточить усилия на использовании для решения задач ДРЛО и управления авиацией малоразмерных БЛА, так как широкофюзеляжная авиация становится все более уязвимой для современных средств поражения.

Зарубежное военное обозрение. 2017, №4 С. 55-59

 

factmil.com

Российские самолёты ДРЛО

Финансовые проблемы

Скоординированные программы создания трех типов самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО/У) для ВВС и ВМС бывшего СССР, начатые в 80-е гг., замедлили свой ход из-за проблем финансирования военных программ в сегодняшней России.

Только один из трех предложенных самолетов ДРЛО/У - выполненная КБ Бериева адаптация Ил-76МД - А-50 достиг серийного производства и принятия на вооружение ВВС России. Меньший по размерам Ан-71 КБ Антонова и вертолет Ка-31 КБ Камова (оба спроектированные для палубной эксплуатации) по-прежнему находятся на этапе отработки опытных образцов, оставляя корабли ВМС России без прикрытия средствами ДРЛО/У.

В бывшем СССР разработки самолетов ДРЛО/У с установленными на верхней поверхности фюзеляжа антеннами РЛС начались в 60-е гг. с Ту-126 КБ Туполева. Основанный на транспортном варианте чстырсхдви-гательного тяжелого бомбардировщика Ту-95 (Ту-124), Ту-126 оставался на вооружении ВВС СССР на протяжении примерно 15 лет. В середине 80-х его заменили А-50, созданные КБ Бериева на базе четырсхдвигательного реактивного Ил-76МД.

И КА-31, и А-50 сделали свой публичный дебют во время выставки МАКС-95. Представленный на выставке А-50 - последняя модификации самолета, имеющая обозначение А-50У, которая сейчас принимается на вооружение ВВС России. Самолет оснащается РЛС «Шмель», которая заменяет РЛС «Лиана», разработанную для Ту-126.

Самолет ДРЛО А-50У

Главная 9-метровая антенна трехмерной импульсно-доплеровской РЛС А-50, в состав которой входит подсистема цифровой индикации подвижных целей, размещена во вращающемся обтекателе, установленном на V-образном пилоне над фюзеляжем самолета Ил-76МД. РЛС была разработана московским институтом приборостроения (МНИИП) и строится НПО «Вега-М».

РЛС «Вега-М» обеспечивает одновременное сопровождение до 50 целей на фоне земной поверхности и на удалении до 230 км. РЛС способна сопровождать крупные цели типа кораблей на удалении до 400 км. В составе расчета самолета - 5 человек летного экипажа и 10 операторов. А-50 способен обеспечивать одновременное управление 10 истребителями. При максимальном взлетном весе в 190 т и полном запасе топлива А-50 способен барражировать на удалении от базы на 1000 км на протяжении 4 ч. Установленная в носовой части самолета штанга системы дозаправки топливом в воздухе позволяет увеличить продолжительность полета, заправляясь от танкера Ил-78.

А-50 имеет каналы связи с наземными постами командования, управления и связи: УКВ на дальностях до 350 км, ДВ на дальностях до 2000 км и спутниковую связь, обеспечивающую значительно большие дальности. Усовершенствованная РЛС А-50У обладает, кроме этого, скрытным пассивным режимом определения и сопровождения средств радиоэлектронного противодействия (РЭП) противника.

В нижней части носового отсека фюзеляжа А-50 установлена дополнительная метео-РЛС. Считается, что в состав этого комплекса входит система «Буран-Д». За кабиной экипажа на верхней поверхности фюзеляжа размещены антенны спутниковой навигации и связи. На месте хвостовой пушечной установки Ил-76 установлен небольшой радиопрозрачный обтекатель системы РЭП.

Большие воздухозаборпики в основании киля и обтекателях основного шасси обеспечивают подвод воздуха к ВСУ и системе охлаждения электронного оборудования. За обтекателями шасси установлены большие по размерам поверхности горизонтального оперения, которые, по-видимому, потребовались для компенсации моментов, создаваемых поворотным обтекателем РЛС. На каждой стороне хвостовой части фюзеляжа установлены блоки выброса тепловых ловушек.

Обычно русские истребители-перехватчики действуют под управлением наземных пунктов наведения через АКРЛДН - автоматический комплекс радиолинейного дальнего наведения. Индивидуальные действия или решения летчиков не поощряются, хотя группы российских истребителей могут быть направлены в зоны скопления целей для самостоятельных действий.

СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ДЛЯ ВВС бывшего СССР было построено до 25 А-50, но лишь около десятка таких самолетов находится сейчас на вооружении ВВС России. Эти самолеты эксплуатируются ВВС, хотя находятся под оперативным управлением сил ПВО. Исходно А-50 состояли в составе разведывательного авиаполка 6-й воздушной армии Балтийского военного округа (авиабаза Амдерма). Некоторые из этих самолетов использовались для наблюдения за воздушными операциями союзных войск в ходе войны в Персидском заливе.

Уменьшенный вариант интегрированной РЛС ДРЛО производства НПО «Вега» был установлен на самолет АН-71 для обеспечения задач слежения за воздушными и морскими целями.

Необычной особенностью этой украинской программы, исходно разработанной по требованиям ВМС и ВВС СССР и конкурировавшей с самолетом ДРЛО Як-44Е, является схема установки обтекателя антенны РЛС. Антенна установлена на верхней части увеличенного киля самолета. Киль имеет обратную стреловидность, а хвостовая часть самолета укорочена. На хвостовой части фюзеляжа установлено горизонтальное оперение увеличенного удлинения. Оперение имеет небольшой угол отрицательного поперечного V.

Морской самолет ДРЛО Ан-71

АН-71 построен на базе многоцелевого самолета короткого взлета и посадки Ан-72, который находится на вооружении ВВС. Самолет оснащается двигателями ТРДД Д-436К с тягой 7500 кг запорожского предприятия «Прогресс». Исходно планировалось применение Ан-71 с авианосца «Адмирал Кузнецов», оснащенного наклонной рампой вместо катапульты для обеспечения взлета самолетов.

Поэтому для сокращения взлетной дистанции в нижней части хвостового отсека фюзеляжа Ан-71 был размещен одновальный ТРД РД-38А с тягой 2900 кг. Этот двигатель был разработан в Рыбинске в качестве подъемного двигателя самолета вертикального взлета Як-38.

Малая посадочная дистанция достигалась за счет использования трех щелевых закрылков и устройств реверса тяги. Нормальная взлетная дистанция самолета составляет 1400-1800 м. Сведения о проведении палубных испытаний Ан-71 отсутствуют. В то же время в хвостовой части фюзеляжа установлен посадочный гак.

Комплекс радиолокационного, связного и разведывательного оборудования Ан-71 построен вокруг когерентной импульсно-доплеровской РЛС с переменной частотой импульсов. Еще одна обзорно-поисковая РЛС размещена под обтекателем в носовой части самолета. Подсистема радиотехнической разведки позволяет обнаруживать излучения РЛС в широком диапазоне длин волн, классифицировать источники излучений и выдавать их пеленг.

Летный экипаж самолета включает трех человек, а работу с системами обеспечивают три оператора. Максимальная дальность действия РЛС Ан-71 - 350 км. Время сканирования кругового сектора (360°) составляет 10 с. Стандартная дальность обнаружения воздушной цели типа «истребитель» составляет 200 км. Система способна одновременно сопровождать до 120 целей! Точность определения координат в горизонтальной плоскости составляет, по заявлениям русских, 2,5 км.

Максимальная скорость полета самолета Ан-71 составляет 650 км/ч. При полете на стандартной эксплуатационной высоте 8000 м скорость барражирования равна 500-530 км/ч, что обеспечивает продолжительность полета 4,5-5,0 ч (с резервным запасом топлива на 1 ч полета). Крыло самолета подобно крылу Ан-74 и оснащено многощелевыми закрылками. При этом длина фюзеляжа Ан-72 значительно меньше (23,5 м), чем у его предшественника.

Два опытных Ан-71 летали на Украине с середины 80-х гг. Программа испытаний практически завершена и получены хорошие результаты. В настоящее время из-за недостаточного финансирования производство этих самолетов приостановлено - несмотря на псослабевающий интерес со стороны ВВС России, Украины и некоторых других стран.

Опытный палубный вертолет ДРЛО Ка-31 с выпущенной в полетное положение плоской антенной решеткой РЛС

В аналогичной ситуации оказался и палубный вертолет ДРЛО Ка-31 с соосными винтами противоположного вращения (иногда называемый Ка-29РЛД). Созданный па базе морского ударного вертолета Ка-29, Ка-31 оснащен плоской антенной решеткой около 6 м длиной, которая складывается под нижней поверхностью фюзеляжа в процессе взлета и посадки.

В полете антенна выпускается в вертикальное положение с помощью гидравлического привода, размещенного на левой стороне нижней части фюзеляжа. Для обеспечения кругового вращения антенны передние стойки шасси вертолета убираются назад в обтекатели, а стойки основного шасси поднимаются вверх.

Ка-31 представляется как более элегантное решение проблемы создания вертолета ДРЛО, чем его аналоги на Западе, например французский вертолет наблюдения за полем боя HORIZON, построенный на базе вертолета «Супер Пума» со складной подфюзеляжной антенной.

Представленный на выставке в г. Жуковский К-31 является одним из двух построенных до настоящего времени опытных Ка-31. Оба вертолета переоборудованы из стандартных противолодочных вертолетов К-29. Эти машины по-прежнему проходят летно-конструкторские испытания на авианосце «Адмирал Кузнецов», хотя дальнейшая судьба программы носит неопределенный характер из-за недостаточного финансирования. Силовая установка вертолета включает в себя два турбовальных двигателя ТВ-117В, развивающих мощность на валу 2200 л. с. (разработка КБ им. Климова, производство Запорожского двигателестроительного завода). Максимальная взлетная масса вертолета - 12 500 кг, включая двух летчиков и несколько операторов систем. Нормальная эксплуатационная скорость полета составляет 220 км/ч.

AVIATION WEEK & SPACE TECHNOLOGYЕженедельник авиации и космической технологии / весна 1996 года комментарии (0)

www.airbase.ru

Самолётная система "АВАКС" - 1970 - 1990 гг - Материалы посвящены - Top secret

 Самолётная система "АВАКС"

Полковник-инженер запаса В. Родин, /лейтенант-инженер запаса С. Неведомский

Наращивая боевую мощь своих военно-воздушных сил, Пентагон уделяет значительное внимание совершенствованию систем управления ими. Управление силами и средствами ВВС США осуществляется широкой сетью командных пунктов, центров и постов, большинство которых входит в состав автоматизированных систем управления. Эти органы оснащены разнообразными современными техническими средствами, в том числе РЛС, которые являются основными источниками получения информации о воздушной обстановке.

По мнению американских специалистов, дальность действия существующих наземных РЛС не всегда обеспечивает потребность этих систем. Основным препятствием существенного повышения дальности действии РЛС считается ограничение распространения радиоволн, используемого в них диапазона, пределам" прямой видимости. Для преодоления этого ограничения в США создаются радиолокационные системы, в которых РЛС устанавливаются на борту самолетов. При полете их на средних и больших высотах дальность прямой видимости значительно увеличивается. Одной на таких систем является система дальнего радиолокационного обнаружения н управления "Авакс" (AWACS - Airborne Warning and Control System).

Основные ТТХ самолета Е-3А

Вес самолета, т:пустого - около 80максимальный взлетный - более 150

Скорость, км/ч:максимальная на высоте 11000 м - 950крейсерская на высоте 11000 м. - 800

Практический потолок, м .- 12000

Максимальная дальность полета, км..- до 10000

Размеры самолета, м:размах крыла - 44.5длина.-  46,6высота - 12,93

Размеры верхней кабины, мдлина.-  40.0максимальная ширина. - 3.55максимальная высота .- 2.31

Площадь пола кабины. м2 - 106

Общая мощность генераторов электрического тока. кВт  - 600

Как сообщает иностранная печать, в США ведутся работы по созданию системы "Авакс" в двух вариантах: стратегическая и тактическая. Первая создается в соответствии с требованиями командования воздушно-космической обороны, а вторая - командования тактической авиации. Обе системы разрабатываются по единой программе, принятие их на вооружение ожидается в конце 70-х годов. В качестве самолета-носителя в обоих вариантах системы предполагается использовать самолет E-3A, построенный на базе пассажирского самолета Боинг 707-320.

По конструкции это цельнометаллический моноплан с низко расположенным крылом, однокилевым хвостовым оперением. Фюзеляж самолета полумонококовой конструкции. Он оборудован системой герметизации и разделен на две основные части: верхнюю и нижнюю. Верхняя часть представляют собои кабину, в которой размещены рабочие места боевого расчета операторов системы и кабина летного экипажа. В нижней части расположены топливные баки и вспомогательное оборудование самолета и системы.

Крыло самолета неподвижное, стреловидное. Стреловидность его по одной четверти хорды 35. На каждой консоли крыла имеются по два элерона (внешний и внутренний) с триммерами, двухсекционные закрылки. Внешние элероны имеют большую рабочую площадь, чем внутренние. При полетах на малых скоростях управление самолетом по крену осуществляется с использованием всех элеронов, а при большой скорости полета - только внутренних.

Шасси самолета трехстоечное с управляемой передней стойкой. На основных стойках шасси установлено по четыре пневматика с давлением воздуха в них 12,6 кг/см2, а на передней стойке - два с давлением 8,1 кг/см2;.

Силовая установка самолета состоит из четырех турбореактивных двигателей тягой по 9500 кг каждый. Общая емкость внутренних топливных баков около 90000 л.

Основные тактико-технические характеристики самолета Е-ЗА приведены в таблице.

Стратегическую систему "Авакс" планируется использовать в общей ПВО североамериканского континента. При этом самолеты системы "Авакс" должны выполнять функцию постов раннего обнаружения бомбардировщиков и ракетоносцев противника и выдавать данные о воздушной обстановке на наземные КП, управляющие действиями истребителей перехватчиков и ЗРК. Зарубежные военные специалисты считают, что эти самолеты смогут также самостоятельно выполнять функции летающих пунктов управления и наведения истребительной авиации и раннего предупреждения зенитных ракетных средств.

Тактическая система "Авакс" (решение об использовании системы "Авакс" в тактических целях принято Пентагоном в декабре 1973 года), по мнению зарубежных военных специалистов, будет обеспечивать управление тактической авиацией. Они считают, что система позволит контролировать воздушную обстановку в районе боевых действий и управлять наведением самолетов на наземные н воздушные цели воздушным движением, поиском н спасением самолетов и вертолетов и т. д.

Комплекс бортового радиоэлектронного оборудования самолета системы "Авакс" включает: РЛС; аппаратуру контроля, отображения информации, радиосвязи, навигации и опознавания: средства радиотехнической разведки и РПД; центральную ЭВМ.

Наиболее важным элементом бортового оборудования системы считается установленная на самолете РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей, в том числе летящих на малых высотах, на фоне помех от земной поверхности. Как сообщает зарубежная печать, задача подавления этих помех долгое время оставалась неразрешенной. но благодаря усовершенствованию ряда элементов РЛС американским специалистам удалось ее решить. Например, в принятой в 1972 году к дальнейшей разработке РЛС фирмы "Вестингауз" повышенная помехоустойчивость достигнута за счет применения антенного устройства с низким уровнем излучения и приема в боковых лепестках, импульсно-доплеровского метода излучения и приема, цифровой обработки принятых сигналов и использования вы сокостабильных схем генерирования с кварцевыми резонаторами.

Рис. 2. Упрощенная блок-схема бортовой РЛС: 1 - антенна; 2 - ферритовые фазовращатели; 3 - приемное распределительное устройство: 4 - передающее распределительное устройство; 5 - вращающееся сочленение; 6 - передающее устройство; 7 - гетеродин; 8 - устройство приема и обработки сигналов; 9 - ЭВМ; 10 - данные от навигационной системы; 11 - сигналы управления работой РЛС; 12 и 13 - команды управления: 14 - пульт управления, система индикации

По данным зарубежной печати. РЛС системы "Авакс" работает в диапазоне 1550-5200 МГц и состоит из следующих основных элементов: антенного устройства. 28 ферритовых фазовращателей. приемного и передающего распределительных устройств, вращающегося сочленения, передатчика, задающего генератора (гетеродина) с высокой степенью стабилизации фазы несущей ча стоты, устройства приема и предварительной обработки сигналов, ЭВМ. пультов управления и системы отображения (индикации) информации. Упрощенная блок-схема РЛС показана на рис. 2.

Антенное устройство представляет собой плоскую волноводно-щелевую решетку с быстрым сканированием луча по углу места и механическим вращением по азимуту. Волноводно-щелевая решетка является антенной нерезонансного типа с широкой полосой пропуска ния Расположение щелей в волноводе выбрано таким образом, что создается распределение сигналов, обеспечивающее низкий уровень боковых лепестков излучения. В этом антенном устройстве с помощью сигналов управления, поступающих от ЭВМ РЛС, осуществляется электронная стабилизация положения луча антенны независимо от изменений углов крена и тангажа самолета.

Антенная решетка имеет форму вытянутого эллипса с размерами 8х1,7 м (рис. 3). Она устанавливается в обтекателе размером 9,14х3,65 м и вращается вместе с ним со скоростью 6 об/мин. Толщина стенок обтекателя около 5 см. Внутри его расположено оборудование наддува и жидкостного охлаждения.

ЭВМ РЛС управляет режимами работы станции, обрабатывает полученные данные и формирует цифровую информацию о дальности, скорости, азимуте и угле места цели. Эти дачные выдаются на центральную бортовую ЭВМ. выполняющую общие функции слежения за целями и управления своими самолетами Высота полета воздушной цели рассчитывается центральной бортовой ЭВМ по значениям угла места цели, дальности до неё и высоты полета самолета-носителя. Полученная информация поступает на аппаратуру отображения данных.

Аппаратура отображения данных системы "Авакс" состоит из индикаторных стоек, печатающего устройства и вспомогательных устройств. Информация о воздушной обстановке выдается в реальном масштабе времени на экраны электронно-лучевых трубок индикаторных стоек в виде отметок целей, векторов (показывающих направление и скорость движения целей) и в буквенно-цифровом виде. Центральная ЭВМ принимает также данные от навигационной системы самолета, благодаря чему положение целей может быть рассчитано и показано в географических координатах на фоне условного изображения местности, границ зон ответственности, линии фронта и т. д.

Рис. 3. Антенная решетка бортовой РЛС системы "Авакс"

Сообщается, что в комплект этой аппаратуры, возможно, будет включено устройство для отображения воздушной обстановки с экраном размерами 2.3x2,8 м.

Вес РЛС около 5200 кг. Однако специалисты фирмы "Вестингауэ" заявляют, что при серийном производстве вес станции будет снижен до 3000 кг.

По данным зарубежной печати, РЛС. для обеспечения надежного обнаружения и сопровождения воздушных целей, летящих на различных высотах, во всем диапазоне дальности ее действия может работать в трех режимах, импульсном, импульсно-доплеровском и комбинированном. Работа РЛС в импульсном и импульсно доплеровском режимах производится на различных частотах. Поэтому передающее устройство РЛС имеет два передатчика, каждый из которых состоит из генератора несущей частоты, предварительного усилителя на лампах бегущей волны и мощного широкополосного выходного усилителя на клистронах.

В импульсном режиме работы РЛС излучает модулированные по частоте импульсы большой длительности, что, по мнению американских специалистов, позволяет более эффективно использовать среднюю мощность передатчика, а сжатие принятых отраженных от целей сигналов с помощью специальной дисперсионной линии обеспечивает хорошую разрешающую способность станции по дальности. При работе в этом режиме РЛС позволяет определить только азимут и дальность до цели, а пеленгование цели по углу места не производится. Разрешающая способность станции в этом случае довольно низкая, поэтому селекция целей производится в основном по дальности. Сообщается, что оператор, в зависимости от уровня шумов от подстилающей по верхиости, может изменить минимальную дальность обнаружения целей. Например, при полете над морем он может использовать импульсный режим работы РЛС для определения координат целей, находящихся на значительно мешь ших дальностях от самолета, чем при полете над сушей.

В импульсно-доплеровском режиме селекция целей производится по скорости их движения. Для выделения цели используется разница в доплеровских сдвигах частот сигналов, отраженных от нее и от земной поверхности. Информация о целях выдается в цифровой форме. Для снижения воздействия помех, создаваемых земной поверхностью при работе в импульсно-доплеровском режиме, в РЛС используется высокая частота повторения импульсов. При такой высокой частоте повторения импульсов однозначно определить расстояние до цели обычным методом, основанным на измерении времени задержки отраженного импульса, не представляется возможным. Для однозначного определения расстояния до цели зондирующие импульсы излучаются группами, с различными частотами повторения в каждой группе. Определение угла места производится по минимуму излучения диаграммы направленности при быстром электронном сканировании луча в вертикальной плоскости (при одновременном механическом повороте антенны и пеленгации цели по азимуту моно-импульсным методом). При сканировании луча антенны по углу места возникает амплитудная модуляция отраженных сигналов, и пеленг цели по углу места определяется моментом времени приема максимального сигнала.

При комбинированном режиме работы обнаружение целей на различных дальностях и высотах осуществляется путем чередования (в течение каждого периода сканирования луча антенны по углу места) импульсного и импульсно-доплеровского режимов. В начале сканирования, то есть когда луч антенны находится в верхнем секторе, РЛС работает в импульсном режиме, а при переходе луча антенны в нижний сектор - в импульсно-доплеровском. Комбинированный режим работы, по мнению американских специалистов, позволяет одновременно обнаруживать и сопровождать цели на больших и малых дальностях и таким образом полнее использовать возможности РЛС.

По сообщениям иностранной печати, для проведения стендовых и летных испытаний фирма "Вестингауэ" изготовила шесть таких РЛС.

На самолете, оборудованном аппаратурой системы "Авакс", установлен запросчик системы опознавании принадлежности целей AN?АРХ-103. С его помощью оператор может определить расстояние, азимут, высоту и принадлежность наблюдаемой цели. Информация, поступающая от запросчика и РЛС, будет использоваться для оценки воздушной обстановки и управления своими самолетами и другими активными средствами.

Навигационная система самолета включает: два блока системы "Карусель" 4. которые выдают данные о курсе полета самолета и его пространствен ном положении; блок AN/ARN-99 радионавигационной системы "Омега", обеспечивающей определение координат самолета с точностью ±1.85 км и доплеровскую РЛС AN/APN-200, с помощью которой определяются точные данные об угле сноса и путевой скорости самолета.

В состав связного оборудования входят две коротковолновые радиостанции URG-11, три радиостанции метрового диапазона волн 618M-2D и радиостанция дециметрового диапазона волн U-1000, На серийных самолетах предполагается использовать радиостанции для работы в системе спутниковой связи ВВС США.

Кроме того, на борту самолета Е-3А установлено значительное количество вспомогательной, контрольной аппаратуры и другого оборудования, необходимого для обеспечения работы системы и обслуживающего персонала. По сообщениям иностранной печати, общий вес всей аппаратуры и оборудования достигает 18 т.

Испытания экспериментальных образцов самолетов Е-3А и их оборудования продолжаются. В ходе "тих испытаний американские специалисты изучают возможности системы и изыскивают пути ее совершенствования.

Командование ВВС США считает, что применение этой системы значительно повысит боевые возможности противосамолетной обороны североамериканского континента и тактической авиации на любых ТВД. В связи с этим оно намерено, несмотря на большую стоимость системы, закупить до 36 самолетов Е-3А. По данным иностранной печати, общие расходы на осуществление программы составят около 2,4 млрд. долларов.

Этот факт еще раз подтверждает, что вопреки начавшемуся процессу разрядки международной напряженности, достигнутому благодаря усилиям прогрессивных миролюбивых сил всего мира, и прежде всего Советского Союза и других стран социалистического содружества, агрессивные милитаристские круги США намерены продолжать гонку вооружений.

Зарубежное военное обозрение №6 1975 С. 58-62

 

pentagonus.ru

ДРЛО - это... Что такое ДРЛО?

Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронный комплекс, установленный на самолёте или другом летательном средстве, осущетсвляющий обнаружение объектов для возможности наведения на них, например, ракет, а также осуществляющий координацию действий сил союзников и смежные задачи.

ДРЛОиУ

Самолёт А-50 системы ДРЛОиУ ВВС России

ДРЛОиУ (система Дальнего РадиоЛокационного Обнаружения и Управления) — предназначена для разведки и управления боем в тактической и оборонительной авиации.

Самолёты ДРЛОиУ используют радиолокатор большой мощности, расположенный (как правило) в отдельном обтекателе над фюзеляжем и комплект радиотехнической аппаратуры, позволяющие проводить анализ воздушной обстановки и корректировку действий своей авиации и ПВО. Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО противника. Комплект радиотехнической аппаратуры позволяет высокоэффективно обмениваться информацией с командными пунктами и осуществлять целеуказание. Использование самолётов ДРЛОиУ значительно повышает эффективность действия авиационных группировок, особенно при завоевании господства в воздухе и прорыве системы ПВО противника.

Однако сами самолёты ДРЛОиУ, являясь модификациями транспортных самолётов, представляют собой радио- и ИК-контрастные, низкоскоростные и маломанёвренные объекты, излучающие радиосигналы большой мощности. При этом они являются высокоприоритетными целями для авиации противника, поэтому в реальных боевых условиях самолёты ДРЛОиУ не применяются без прикрытия истребителей-перехватчиков.

Идея использования для радара отдельного обтекателя, расположенного над фюзеляжем, ныне общепринятая для самолётов ДРЛОиУ и AWACS впервые была реализована в советском радиотехническом комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126.

АВАКС

Самолёт Е767 японских военно-воздушных сил

англ. AWACS, Airborne Warning and Control System, Авиационная система предупреждения и управления.

Сегодня система АВАКС позволяет отслеживать воздушные суда на удалении до 400 км, вне пределов поражения современных систем ПВО. В режиме воздушного боя АВАКС может взаимодействовать с дружественными летательными средствами, расширяя зону действия их собственных систем (или полностью их заменяя) и прибавляя им тем самым дополнительную скрытность, так как им в этом случае не обязательно использовать собственный активный радар. Конечно, как и любой активный радар, самолёт системы АВАКС может быть обнаружен противником примерно на двойном радиусе своего действия. Это происходит потому, что исходящий сигнал теряет свою энергию с расстоянием. Поэтому сигнал должен быть достаточно сильным, что бы покрыть удвоенное расстояние между отправителем и целью, для того, что бы отразиться и вернуться назад.

Система Авакс Boeing/Westinghouse

В системе АВАКС используется вращающийся радар, разработанный и построенный компанией Вестингауз (сейчас Northrop Grumman). Система монтируется на специальном самолёте E-3 Sentry, который является модифицированным Boeing 707. Вариант для ВВС Японии называется E-767 и основан на Boeing 767. Построено 4 единицы.

Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Российский "Авакс" / АвиаПорт.Дайджест

Несмотря на наличие определенных проблем, российские ВВС продолжают выполнять поставленные перед ними задачи, чему в немалой степени способствуют достаточно надежные образцы авиационной техники, состоящие на вооружении. Среди них - самолет дальнего радиолокационного дозора и наведения А-50. В настоящее время ВВС располагают 16 самолетами такого типа. О возможностях и перспективах А-50 рассказал в интервью "ВПК" главнокомандующий Военно-воздушными силами РФ генерал-полковник Владимир Михайлов.

- Владимир Сергеевич, какова роль и значение самолетов ДРЛО в современной войне?

- Их просто невозможно переоценить, они крайне необходимы при проведении и воздушных, и наземных операций. В моей практике был случай, когда самолет А-50 использовали для постоянного наблюдения за маршрутом полета вертолета при захвате бандитами заложников, ростовских школьников, в декабре 1993 года. Тогда благодаря А-50 мы получили возможность следить за Ми-8 от аэродрома Минводы до Махачкалы. А-50 позволяет на больших расстояниях контролировать воздушную и наземную обстановку, а это самое главное, что необходимо командирам в ходе боевых действий.

- Анализ последней войны в Ираке свидетельствует об интенсивном использовании "Аваксов" американцами. Хотя ряд источников утверждает, что точность попадания ракет в цель зависела от ИСЗ, другие приписывали точное поражение объектов именно самолетам ДРЛО. Кто, по-вашему, прав?

- "Аваксы" появились как бы первыми, а их возможности потом дополнили спутники. И не просто дополнили, но и по многим характеристикам и параметрам значительно превзошли. Поэтому вся навигационная составляющая боевой работы использована, конечно, только с помощью спутников. Поэтому правы те, кто говорят, что в основном именно ИСЗ обеспечили точное применение средств поражения. В то же время с помощью "Аваксов" определяются координаты цели, что немаловажно при построении боевого порядка для выхода самолета на эту цель.

- А-50 был создан и принят на вооружение еще в советские времена. Как сказались распад СССР и, соответственно, изменение мест дислокации комплекса на круге выполняемых им задач?

- А-50 действительно разрабатывался еще во времена существования Советского Союза. Я служил в ту пору командиром полка в Таганроге. Большая роль была отведена этому комплексу именно там. А что касается распада СССР: Все самолеты данного типа находились на территории России, ей они и достались. Мы лишь сменили место их дислокации: А-50 перебазированы на аэродром с лучшими условиями для жизни личного состава. А решение поставленных задач все равно выполняется с перебазированием одного-двух-трех самолетов, в зависимости от масштаба учений, на тот или иной аэродром. Так что нельзя сказать, мол, что-то повлияло.

Другое дело - то, что А-50 создавались в конце 70-х годов. Поэтому то оборудование, которым они оснащены, объемное по размерам и с не очень большим количеством решаемых задач. Сейчас, на данный момент, идет модернизация этого оборудования.

- Как бы вы могли прокомментировать полеты американского "Авакса" летом прошлого года над Грузией и Абхазией?

- Это была чисто разведывательная операция. Возможности "Авакса" позволяли ему контролировать не только всю Чечню, но линия его разведки доходила до Волгограда, Ростова. Мы это видели, постоянно наблюдали и даже в двух полетах сопровождали. Но так как нарушения российской границы не было, мер по пресечению полета "Авакса" мы не предпринимали.

- Как проходит подготовка личного состава, работающего на комплексе А-50?

- Многие говорят о технике, что она старая, я на это меньше всего обращаю внимание и всегда в своей работе больше говорю о людях, потому что это главное, кадры решают все. Даже говоря об аварийности - в авиации все происшествия в основном случаются по так называемому человеческому фактору. Сколько у нас летных происшествий, и везде виновны люди: или слабая техническая подготовка летчика или руководителя полетов. Они должны работать как единое целое, выполнять свои функциональные обязанности, а этого иногда нет.

Подготовка экипажей самолета А-50 - достаточно сложный процесс. Те операторы, которые летают, готовятся вначале в филиале ВВА имени Гагарина. Там они получают все необходимые технические знания по оборудованию, по эксплуатации техники. Что касается подготовки летных экипажей - никаких особенностей нет. Единственно, машина имеет определенные ограничения по взлетным параметрам, по посадочному весу. На А-50 - обычные экипажи с самолетов ВТА.

- Что лежит в основе желания Индии и Китая приобрести А-50?

- Стремление этих стран вполне понятно. Они знают прекрасно базу самолета, его грузоподъемность, возможности по продолжительности нахождения в воздухе, по дальности полета, и это их вполне устраивает. И они стремятся приобрести наши самолеты А-50. А то, что машина надежна и имеет достаточно хорошие характеристики, необходимые для этого комплекса, подтверждено многолетней практикой. А если мы еще изменим и весовые характеристики электронного оборудования, то тогда самолет будет иметь отличные характеристики.

Мы выполняли несколько полетов с операторами индийских ВВС на борту, им понравилась работа оборудования и та информация, которую они могли бы получить над интересующей их территорией.

- Кажется простым и логичным решением поставить на А-50 иностранную электронику. Она легче и качественнее российской. Почему бы не пойти по данному пути?

- Причин много. Современная электроника иностранного производства может иметь "закладки", при помощи которых она будет выключена в любой необходимый момент. Однако самое главное все же не "закладки" - их мы в состоянии обнаружить и изъять. Нам надо думать о развитии собственной промышленности.

Самолет дальнего радиолакационного дозора и наведения А-50

Предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов, определения их координат и параметров движения, выдачи информации на командные пункты, наведения истребителей-перехватчиков и вывода ударных самолетов в район наземных целей при их боевых действиях на малых высотах. Создан на базе военно-транспортного самолета Ил-76МД.

В состав комплекса радиолокационного дозора и наведения входят:- радиолокационная станция;- аппаратура съема и отображения полученной информации;- система активного запроса-ответа и передачи команд;- цифровой вычислительный комплекс;- система государственного опознавания;- аппаратура командной линии радиоуправления;- аппаратура ЗАС;- связная аппаратура;- телекодовая аппаратура;- аппаратура документирования.

На самолете установлен пилотажно-навигационный комплекс, предназначенный для решения задач самолетовождения на всех этапах полета, в простых и сложных метеоусловиях, на любых географических широтах, в любое время года и суток, а также для выдачи необходимой пилотажно-навигационной информации для специальных комплексов. Для обороны самолета на маршруте и в зоне патрулирования А-50 оснащен оборонительным комплексом, обеспечивающим его защиту в передней и задней полусферах от управляемого и неуправляемого оружия самолетов противника. В целях защиты предусмотрена также возможность наведения своих перехватчиков на истребители противника. Радиоэлектронное оборудование самолета позволяет выполнять боевые задачи при организованных помехах противника.

Основные характеристики

Экипажлетный - 5тактический - 10Масса, т:максимальная взлетная - 190топлива - 64,82

Максимальная дальность полета, км - 5000Максимальное время полета, ч - 7,7Скорость патрулирования, км/ч - 600Время патрулирования на дальности 2000 км/ч - 1,4Высота патрулирования, м - 5000-10000

Количество:одновременно сопровождаемых целей - 50-60одновременно наводимых истребителей - 10-12

Дальность обнаружения истребителей с ЭПР = 3 м2, км - 220-240

Дальность оперативной радиосвязи, км:по каналу КВ диапазона - 2000по каналу УКВ диапазона - 400по широкополосной радиолинии - 400по спутниковой радиолинии - в зоне ИСЗ

Условия базирования - аэродром I кл.Марка двигателя, количество х тяга, кгс - Д-ЗСКЛ, 4х12000

 

Ссылки по теме: Дайджест прессы за 19 января 2004 года | Дайджест публикаций за 19 января 2004 года

Авторские права на данный материал принадлежат газете «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Связи: А-50, Михайлов Владимир (в процессе тестирования)

www.aviaport.ru

ДРЛОиУ - это... Что такое ДРЛОиУ?

Авиационный комплекс радиообнаружения и наведения — электронный комплекс, установленный на самолёте или другом летательном средстве, осущетсвляющий обнаружение объектов для возможности наведения на них, например, ракет, а также осуществляющий координацию действий сил союзников и смежные задачи.

ДРЛОиУ

Самолёт А-50 системы ДРЛОиУ ВВС России

ДРЛОиУ (система Дальнего РадиоЛокационного Обнаружения и Управления) — предназначена для разведки и управления боем в тактической и оборонительной авиации.

Самолёты ДРЛОиУ используют радиолокатор большой мощности, расположенный (как правило) в отдельном обтекателе над фюзеляжем и комплект радиотехнической аппаратуры, позволяющие проводить анализ воздушной обстановки и корректировку действий своей авиации и ПВО. Большая мощность радиолокатора даёт возможность проводить дальнее обнаружение и сопровождение целей находясь вне зоны действия большинства комплексов стационарной ПВО противника. Комплект радиотехнической аппаратуры позволяет высокоэффективно обмениваться информацией с командными пунктами и осуществлять целеуказание. Использование самолётов ДРЛОиУ значительно повышает эффективность действия авиационных группировок, особенно при завоевании господства в воздухе и прорыве системы ПВО противника.

Однако сами самолёты ДРЛОиУ, являясь модификациями транспортных самолётов, представляют собой радио- и ИК-контрастные, низкоскоростные и маломанёвренные объекты, излучающие радиосигналы большой мощности. При этом они являются высокоприоритетными целями для авиации противника, поэтому в реальных боевых условиях самолёты ДРЛОиУ не применяются без прикрытия истребителей-перехватчиков.

Идея использования для радара отдельного обтекателя, расположенного над фюзеляжем, ныне общепринятая для самолётов ДРЛОиУ и AWACS впервые была реализована в советском радиотехническом комплексе «Лиана» — самолёте ДРЛО Ту-126.

АВАКС

Самолёт Е767 японских военно-воздушных сил

англ. AWACS, Airborne Warning and Control System, Авиационная система предупреждения и управления.

Сегодня система АВАКС позволяет отслеживать воздушные суда на удалении до 400 км, вне пределов поражения современных систем ПВО. В режиме воздушного боя АВАКС может взаимодействовать с дружественными летательными средствами, расширяя зону действия их собственных систем (или полностью их заменяя) и прибавляя им тем самым дополнительную скрытность, так как им в этом случае не обязательно использовать собственный активный радар. Конечно, как и любой активный радар, самолёт системы АВАКС может быть обнаружен противником примерно на двойном радиусе своего действия. Это происходит потому, что исходящий сигнал теряет свою энергию с расстоянием. Поэтому сигнал должен быть достаточно сильным, что бы покрыть удвоенное расстояние между отправителем и целью, для того, что бы отразиться и вернуться назад.

Система Авакс Boeing/Westinghouse

В системе АВАКС используется вращающийся радар, разработанный и построенный компанией Вестингауз (сейчас Northrop Grumman). Система монтируется на специальном самолёте E-3 Sentry, который является модифицированным Boeing 707. Вариант для ВВС Японии называется E-767 и основан на Boeing 767. Построено 4 единицы.

Страны, использующие авиационные комплексы радиообнаружения и наведения

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru