«Триумф» повсюду. С 400 шасси


За спиной генералов: новейшая платформа для С-400

В России научились существенно снижать стоимость производства военной техники. Впервые Минобороны приняло на вооружение отдельно взятую машину – ранее это делалось только в составе целых комплексов. Речь идет о новой модификации тягача для зенитно-ракетных комплексов С-300 и С-400. Машина оказалась дешевле на 25% за счет исключения из цепочки посредников, за которыми стоят бывшие крупные чиновники Минобороны.

За сообщением Ростеха о модернизации транспортной машины для зенитно-ракетных комплексов С-300 и С-400, которое прошло практически незамеченным, стоит чисто российская история, характеризующая положение дел в оборонном комплексе, продукция которого могла бы обходиться бюджету намного дешевле.

Предприятие холдинга «Авиационное оборудование» получило согласование конструкторской документации и приступило к серийному производству новой транспортной машины (ТМ), предназначенной для перевозки зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300 и С-400. Новая машина оказалась на 25% дешевле той, что производилась ранее по гособоронзаказу на «Брянском автомобильном заводе». Именно это и является ключевой новостью.

«Этому предшествовала долгая борьба между нынешними чиновниками Минобороны и бывшими, которые являются акционерами ЗАО «БАЗ», — пояснил «Эксперт Online» осведомленный источник одного из оборонных предприятий. – Просто ранее эта машина поставлялась с большими задержками, ввиду чего тот же производитель ЗРК С-300 и С-400 «Триумф» завод «Старт» периодически срывал сроки по оборонзаказу. Кроме того, она стоила намного дороже, поскольку поставлялась с завода через посредников – ЗАО «БАЗ», за которым стоят бывшие крупные чиновники Минобороны. Нынешним это надоело и они даже сами стали подгонять завод «Старт» к производству новой, более дешевой модели транспортной машины».

Первые поставки ТМ в войска планируются уже во второй половине 2015 года. Научно-производственное предприятие «Старт» им. А.И. Яскина (НПП «Старт»), входящее в холдинг «Авиационное оборудование», уже приступило к серийному производству новой модификации транспортной машины «5Т58-2 исп. 5». Модернизация транспортной машины проводилась в 2013 году за счет собственных средств предприятия.

Предыдущая версия ТМ размещалась на тягаче производства брянского завода БАЗ и полуприцепе МЗКТ брянского и минского заводов соответственно. В ходе модернизации они были заменены на аналогичные машины, которые выпускают на предприятиях Урала. Собственно, главной целью замены и было снижение себестоимости ТМ на 25% за счет разницы в ценах комплектующих и уменьшения транспортных издержек.

«Прежняя машина была создана для различных целей, ее мощность позволяла перевозить различные виды вооружений, — пояснил «Эксперт Online» заместитель генерального директора завода «Старт» Виктор Дьячков. – Но непосредственно для С-300 и С-400 эти мощности избыточны. За счет большого веса, например, поглощалось много топлива. Новая модель, помимо экономичности, еще и более маневренна, так что она будет более конкурентоспособна и на внешнем рынке».

Российские комплексы систем С-300 и С-400 поставляются в большом количестве в несколько стран мира, основной покупатель – Китай. Ввиду политических осложнений сорвались поставки в страны Ближнего Востока, в частности, в Иран. Поставки в другие страны не состоялись, в том числе ввиду высокой стоимости зенитных комплексов.

Теперь эксплуатационные характеристики ТМ для С-300 и С-400 претерпели качественные изменения – нагрузка на ось уменьшилась в два раза, что позволяет комплексу свободно передвигаться по всем видам дорог, в том числе по пересеченной местности. Также на 35% был снижен расход топлива при эксплуатации машины.

«По сути, впервые в России удалось поставить на вооружение отдельно взятую машину. Общая практика такова, что на вооружение ставят комплексы целиком – это и локаторы, и машины обслуживания, само оружие и прочее, — пояснил источник одного из оборонных предприятий. – Здесь же сыграло на руку противостояние нынешних чиновников Минобороны с прежними, «Старту» попросту пошли навстречу и сделали исключение».

Таким образом, летом 2014 года ТМ для С-300 и С-400 успешно прошла межведомственные испытания, в ходе которых комиссия Минобороны официально признала, что новая модификация ТМ превосходит по характеристикам и эксплуатационным свойствам предыдущую версию. В конце 2014 года конструкторская документация прошла необходимые согласования, и НПП «Старт» получило разрешение на серийное изготовление ТМ «5Т58-2 исп. 5». Контракт на поставку транспортных машин для Минобороны заключен на период 2015–2016 годов. Первая партия новых ТМ поступит в армию уже во второй половине 2015 года.

«Поддержание на высоком уровне государственного оборонзаказа позволит предприятию стабильно развиваться и дальше, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, – говорит генеральный директор холдинга «Авиационное оборудование» Максим Кузюк. – На сегодня производственные мощности «Старта» загружены полностью, но в текущем году объемы производства предприятия значительно вырастут, в том числе за счет изменения подхода к технологии сборки, который мы сейчас прорабатываем».

Но брянский завод без заказов не останется. Как сообщается на сайте предприятия, машины семейства «БАЗ» «несут службу» в вооружённых силах России и за рубежом. На них смонтированы такие известные системы вооружения, как тактические ракетные комплексы «Луна», «Точка», «Ока», противокорабельный ракетный комплекс «Редут», зенитно-ракетный комплекс «Оса», реактивная система залпового огня «Ураган», а также радиолокационные комплексы, командные пункты, пусковые установки и прочее. Всего за полувековую историю «БАЗ» на нем серийно изготовлено около 11 тысяч единиц шасси и тягачей, на которых смонтировано свыше 40 образцов вооружения и военной техники, состоящих на снабжении не только Вооружённых Сил России, но и армий более чем 20 иностранных государств.

«Это типичная проблема для российского оборонно-промышленного комплекса, когда бывшие чиновники и даже боевые генералы становятся посредниками на предприятиях, — пояснил «Эксперт Online» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – В последнее время Минобороны решило бороться с этим кумовством, и пример «Старта» можно считать одной из первых ласточек этой борьбы. Она осложняется тем, что среди военных есть некое братство: кто-то с кем-то еще вчера сидел на одной броне, поэтому и круговая порука. С уверенностью могу сказать, что аналогичная история почти со всеми видами вооружений. Если устранить этих незримых посредников, то весь бюджет России можно сэкономить до 10% только на производстве вооружения. Не говоря уже о том, что наше оружие при этом получит за счет удешевления конкурентное преимущество при экспортных поставках».

Кстати, по словам источника в Ростехе, недавний визит министра обороны Сергея Шойгу в Иран был связан в том числе с переговорами на поставку новых, модифицированных комплексов для С-300 и С-400.

/Александр Лабыкин, expert.ru/

army-news.ru

«Триумф» повсюду » Военное обозрение

Новейший ракетный комплекс поступает в российские войска и охраняет небо над Сирией

В первой декаде декабря на боевое дежурство заступило сразу несколько зенитных ракетных комплексов С-400 «Триумф». Минобороны сообщило о появлении новейшего ЗРК на архипелаге Новая Земля, в якутском населенном пункте Тикси и в северо-западных регионах России. В конце ноября по приказу президента Владимира Путина С-400 был переброшен на авиабазу в Хмеймим для прикрытия наших ВКС.

В предыдущие годы дивизионы «Триумфа» были размещены в Подмосковье (Электросталь, Дмитров, Звенигород, Курилово), в Приморском крае (Находка), Мурманской и Ленинградской областях, Калининграде, Новороссийске, Петропавловске-Камчатском и во Владивостоке.

Зенитный ракетный комплекс «Триумф» принят на вооружение в 2007 году. По состоянию на декабрь 2015-го на страже воздушных рубежей России стоит 11 полков С-400 (25 дивизионов, или 200 пусковых установок). К 2016 году количество полков будет доведено до 16, а к 2020 году планируется приобрести 56 дивизионов (+28 полков).

«Русская планета» попыталась разобраться, в чем заключается уникальность «Триумфа». Испытания С-400 показали, что система может отлично выполнять функции противовоздушной и противоракетной обороны. Зенитный ракетный комплекс способен закрыть небо от самолетов дальней авиации B-52, B-1, F-111, истребителей F-15 и F-16, F-35 и F-22, самолетов-радаров E-3A и E-2C.

Также «Триумф» способен поражать летательные аппараты, изготовленные по технологии Stealth, крылатые ракеты семейства Raytheon (в частности, Tomahawk), аэробаллистические крылатые ракеты Boeing AGM-69, баллистические ракеты средней дальности и оперативно-тактические баллистические ракеты. Согласно имеющимся данным, «Триумф» способен обстреливать до 80 целей. Готовность системы к бою составляет 5 минут.«Триумф» vs Patriot

Основатель портала Military Russia, военный эксперт Дмитрий Корнев в беседе обозревателем «Русской планеты» отметил, что ключевыми характеристиками зенитного ракетного комплекса являются дальность обнаружения, количество сопровождаемых целей, скорость работы по целям, дальность и высота поражения: «Если не вдаваться в подробности, то по данным характеристикам мы с американцами сопоставимы, но есть ряд моментов, которые делают С-400 круче».

«Если верить кадрам переброски С-400 в Сирию, это очень мобильная система. «Триумф» способен встать на боевое дежурство буквально через несколько часов после приземления транспортной авиации. У Patriot процесс развертывания занимает больше времени», — пояснил Корнев.

Военный аналитик, основываясь на данных американских СМИ, сообщил РП, что российские военные 18 ноября могли провести испытание сверхдальних ракет, которые, возможно, способны сбивать спутники. Предположительно, данные ракеты будут включены в арсенал С-400.

По мнению Корнева, уязвимым местом Patriot и «Триумфа» является то, что они могут работать только по тактическим ракетам, то есть по ракетам средней и малой дальности. Неуязвимость межконтинентальных ракет объясняется более высокой скоростью и более острым углом захода в атмосферу. Радиолокационные средства данных ЗРК тяжело сопровождать подобные цели.

Главный редактор «Вестника ПВО» Саид Аминов, продолжая тему сравнения российского и американского ЗРК, подчеркнул, что последняя версия Patriot Pac-3 — это, в отличие от стандартных моделей, высокоэффективное оружие. Системы поражения включают четыре контейнера с ракетами уменьшенного калибра ERINT, которые более результативны за счет принципа heat to kill, то есть обеспечения прямого попадания в цель.

«Также в Pac-3 больше не используются однотипные ракеты. Но и на наших С-400 используется пять типов ракет (48Н6Е, 48Н6Е2, 48Н6ЕЗ, 9М96Е2, 40Н6Е). Комплекс предусматривает стрельбу ракетами от С-300 «Фаворит» и дальними ракетами 40Н6Е. У Patriot дальность составляет 150–200 км. Сейчас дальнобойность «Триумфа» оценивается в 250 км», — сказал Аминов.Огонь по всему радиусу

Единственный неоспоримый плюс Patriot — это боевое применение. Но опыт иракской кампании показал, что американский ЗРК способен работать лишь по самолетам и оказался бессилен даже перед устаревшими советскими «Скатами», имевшими неотделяемую боевую часть. Американские конструкторы сделали соответствующие выводы, и в дальнейшем система эволюционировала именно в направлении тактической противоракетной обороны.

Однако способность поражать баллистические цели по-прежнему остается слабым местом прошедшего боевое крещение новейшего Pac III. Дальность поражения ракет Пентагон не раскрывает. По словам Аминова, предположительно, она составляет не более 20 км, тогда как у С-400 — от 40 до 60 км.

Преимущество «Триумфа» над Patriot обеспечивается за счет принятого в России минометного пуска ракет, позволяющего вести огонь по всему радиусу. При этом в Patriot используется пусковая установка наклонного типа, которая может обстреливать только определенный сектор.

«У американской системы не вращается локатор подсвета цели. У нас предусмотрен круговой обзор. Таким образом, угрозы фиксируются со всех сторон. Кроме того, С-300 и С-400 имеют катапультный вертикальный пуск, благодаря которому ракета склоняется в направлении, куда указывает локатор», — пояснил Аминов.

Как писала «Русская планета», еще более совершенной системой, особенно в сфере противоракетной обороны, являются зенитные ракетные комплексы С-500 «Прометей». Система сможет сбивать ракеты не только средней и малой дальности, но и, что очень важно, межконтинентальные баллистические ракеты на финальном этапе полета.

Российские конструкторы концерна «Алмаз-Антей», взяв за основу легендарный С-300, смогли создать оборонительные системы, которым по целому ряду параметров нет аналогов в мире. Неоценимость возможности контролировать собственное небо и воздушное пространство за сотни километров лишний раз демонстрирует сирийская кампания.

topwar.ru

«Триумф»: ЗРС С-400 | Журнал Популярная Механика

В сообщениях СМИ, посвященных российской зенитно-ракетной системе С-400, то и дело проскакивает определение «не имеющий аналогов». Давайте посмотрим, в чем там дело…

Прародитель: С-25 «Беркут» украшает сегодня въезд на полигон Капустин Яр

Предшественник: пусковые шахты корабельной модификации С-300Ф на борту ракетного крейсера Северного флота Маршал Устинов

С-400 в ангаре и в походе

Пусковая установка и всевысотный обнаружитель 96Л6Е в транспортном положении

Пусковая установка — полуприцеп и тягач БАЗ-64022

Командный пункт на шасси Урал-532301

Радиолокатор подсвета цели на шасси МЗКТ-7930.

Почетный караул на церемонии вступления на боевое дежурство первого дивизиона ЗРС «Триумф» под г. Электросталь. 2007 г.

Предыстория

Специальное бюро №1, занятое исключительно разработкой зенитного ракетного оружия, было создано в СССР еще в 1948 г. С того времени ведет историю и КБ имени Расплетина, сегодня входящее в концерн ПВО «Алмаз-Антей». Именно здесь создавалась вся подобная техника в Советском Союзе, здесь продолжают работать над ней и по сей день.

Для начала в КБ была создана первая советская зенитно-ракетная система С-25 «Беркут», которая в 1955 г. вошла в систему ПВО Москвы. Она могла поражать отслеживать до 20 целей и поражать их на высотах до 35 км и дальности до 58 км.

А уже 4 года спустя на вооружение принята обновленная версия С-75 «Двина» с дальностью действия около 50 км и диапазоном высот от 0,5 до 30 км. Эта ЗРС уже была предназначена для создания дополнительных рубежей ПВО на «чувствительных» участках границы и стратегически важных объектах. Уже вскоре С-75 оправдала себя, сбив под Волгоградом американский разведывательный аэростат, а в 1960 г. именно из этой ЗРС был уничтожен самолет-разведчик U-2, пилотируемый Гэри Пауэрсом (Gary Powers). «Двина» стала самым массовым средством ПВО в мире, и самым «долгоиграющим»: она до сих пор стоит на вооружении некоторых государств.

В 1961 г. в войска поступила очередная версия — ЗРК малого радиуса действия С-125 «Печора», способный поражать различные средства воздушного нападения на предельно малых и средних высотах — до 18 км. Они применялись в локальных конфликтах рядом ближневосточных стран, где прекрасно себя зарекомендовали — а во время американского нападения на Югославию в 1999 г. именно из этого «старичка» удалось сбить бомбардировщик-невидимку F-117. Так что хотя до прямого столкновения, надеемся, дело так и не дойдет, счет у американских летчиков к нашим ПВО — особый.

Следующей же зенитно-ракетной системой с индексом «С» стала С-200, принятая на вооружение в 1967 г. Она могла работать уже на высотах от 0,3 до 40 км и существенно увеличенной дальности — до 250 км, отчего получила неофициальное прозвище «Длинная рука». «Рука» оказалась не только длинной, но и не слишком удачливой: в 2001 г. во время учений оператор украинского дивизиона С-200 потерял учебную цель; ракета отработала отраженный сигнал от пассажирского самолета, следовавшего рейсом из Тель-Авива в Новосибирск. В результате того инцидента погибло 78 человек.

На смену С-200 пришли ЗРС семейства С-300П (буква «П» здесь обозначает принадлежность к войскам ПВО; собственные варианты — соответственно, С-300В и С-300Ф получили сухопутные войска и флот), которые до сегодняшнего дня составляют основу ПВО России. Многоканальность этой ЗРС позволяет одновременно сопровождать до 6 целей, а дальность достигает 200 км. «Работать» она может по целям, летящим на сверхмалых — до 25 м — высотах. Эффективность С-300П стала прямо-таки легендарной, система стоит на вооружении десятков стран, а Китай приобрел лицензию на производство собственной версии под названием Hongqi-10 (HQ-10).

Но самой большой удачей разработчиков этого комплекса можно назвать его гибкость. Заложенный в нее потенциал для модификаций оказался столь огромен, что и сегодня они продолжают совершенствоваться. К примеру, на основе С-300П в 1997 г. создана сверхсовременная система ПВО «Фаворит» (С-300ПМУ-2), предназначенная для защиты административных, экономических и военных объектов от самолетов и ракет, включая крылатые и беспилотные средства, в том числе — и в условиях активного боевого и радиоэлектронного противодействия.

«Триумф»

Следующим поколением стала зенитно-ракетная система С-400 «Триумф» (по классификации НАТО — SA-21 Growler, то есть «Ворчун»). Считается, что она почти вдвое превосходит своего предшественника. И официально объявленная спецификация ЗРС подтверждает такую версию.

Так, почти в 2 раза повышена скорость цели, доступной для ракет С-400: самолет, управляемая бомба, ракета или БПЛА (словом, любой тип воздушной цели) может двигаться на скорости до 4,8 км/с (то есть, свыше 17 тыс. км/ч) — от ракет «Триумфа» не уйти даже гиперзвуковым ракетам. Дальность поражения цели достигает 400 км (притом, что минимальное расстояние до цели составляет всего 2 км), а высота — от 30 км до 10 м! Сравните: американский аналог — система Patriot — работает на высотах не менее 40 м.

Как и ракетный комплекс «Искандер», о котором мы подробно рассказывали в статье «"Искандер» великий", С-400 — не просто установка для запуска ракет, а целая система согласованно работающих и сложнейших систем. Все они размещаются на колесных шасси высокой проходимости, их можно транспортировать железнодорожным, водным и воздушным транспортом.

Полностью укомплектованная, действующая ЗРС включает в себя несколько тяжелых высокопроходимых грузовых платформ. Единый пункт боевого управления (55К6Е) может «обслуживать» сразу несколько пусковых установок (5П85ТЕ2), принимая данные от разных типов РЛС (92Н2Е, 96Л6Е, 91Н6Е). Есть в составе, конечно, и машины обслуживания, и другие вспомогательные компоненты. Чтобы из походного порядка развернуться в боевой, всей системе требуется не более 10 минут, а чтоб из развернутого состояния перейти к полной боевой готовности — какие-то 3 минуты.

Обнаружение целей возможно на расстоянии до 600 км, при этом одновременно С-400 способна «вести» их сотнями, автоматически определяя вид и государственную принадлежность каждой из них. Данные от РЛС передаются на командный пункт, который автоматически распределяет цели между ракетными пусковыми установками. Он может получать дополнительные команды и от вышестоящих пунктов, сопряженных с другими средствами обнаружения — это позволяет организовывать отдельные ЗРС С-400 в единую, согласованно действующую систему ПВО.

Каждый командный пункт может управляться одновременно с 8-ю ЗРК, а если учесть, что каждая из них несет до 12-ти пусковых установок, а в каждой размещаются по 4 ракеты, число их получается более чем достаточным. Все типы ракет используют так называемый «холодный вертикальный старт»: то есть, перед запуском основного маршевого двигателя они выбрасываются на высоту из контейнера, при этом склоняясь в сторону цели.

«Триумф» — единственная в мире ЗРС, оснащенная 4-мя типами ракет с разными массой, дальностью пуска и возможностями. В принципе, она способна работать и с бОльшим числом ракет, но 4 типа могут устанавливаться и использоваться параллельно. При этом система сама способна выбирать подходящую для каждого конкретного выстрела ракету. В итоге каждая такая ЗРС представляет собой эшелонированный элемент обороны: на одних дистанциях работают одни ракеты, а на других — другие; комплекс универсален.

Так, ракеты сверхбольшой (до 400 км) дальности способны уничтожать цели даже вне пределов досягаемости локаторов наведения, для чего на них установлены уникальные головки самонаведения. После набора высоты по команде такая ракета сама переходит в режим поиска — и «разбирается» с ней самостоятельно. При необходимости, ракета может переходить и в режим сверхманевренности: благодаря особой газодинамической системе на подлетном участке ракета меняет курс так резко и быстро, что перехватить ее практически нереально.

А главное — все происходит так быстро, что человек совершенно не смог бы справиться с подобной задачей. Автоматизированные системы ведут весь процесс: обнаружение, сопровождение, распознавание целей и их распределение между ЗРК, выбор типа ракет, их подготовку, пуск и наведение, и даже оценку результатов стрельбы.

На дежурство и на продажу

Разговоров о ЗРК С-400 было много, и длились они долго, — но вот реальные поставки в войска откладывались не один год. Только в последние дни апреля 2007 г. комплекс был принят на вооружение, зато дальше пошло легче: к началу августа того же года первый дивизион ЗРК «Триумф» заступил на боевое дежурство под Москвой, в Электростали. А в начале 2008 г. еще один укомплектованный С-400 дивизион ПВО появился в Ленинградской области.

Всего к 2015 г. российские военные, по плану, должны получить 23 дивизиона С-400 — на скорости 1−2 полка в год. Постепенно они должны полностью заменить предшественников С-300. Интересно, что, по некоторым сообщениям, особое подразделение войск ПВО, вооруженное этим ЗРК, может принять участие в Олимпийских играх в Сочи в 2014 г. Только не в качестве спортсменов, а для обеспечения безопасности всего мероприятия.

Понятный интерес к российскому «Триумфу» проявляют и зарубежные страны. Экспортные поставки, по словам генерального директора НПО «Алмаз» Игоря Ашурбейли, планируется начать в 2009 г., после того, как в ЗРС будут внесены модификации, учитывающие опыт эксплуатации ее российскими военными. Есть данные о том, что заинтересован в покупке этой «мечты ПВО» Китай и Турция. Возможно, входящей в НАТО Турции С-400 понадобилось, как и покупка более ранних аналогов, для отработки средств противодействия.

По некоторым сообщениям, российское руководство ведет переговоры с Объединенными Арабскими Эмиратами о создании для этой страны целой системы ПВО с использованием элементов ЗРК «Триумф». Впрочем, официального подтверждения подобным сообщениям пока не имеется.

В будущее

Между тем, российские разработчики не останавливаются — иначе в современном мире и нельзя! Уже сегодня прорабатываются вопросы о создании перспективной единой системы ПВО-ПРО 5-го поколения, которая должна включить и новую ЗРС С-500.

Уже в 2007 г. руководитель концерна «Алмаз-Антей» Владислав Меньщиков сообщил о начале возведения сразу 2 сборочных заводов для выпуска принципиально нового изделия. Впервые со времен СССР оборонное предприятие закладывается полностью заново, с использованием современных технологий. Принципиально новой должна стать и ЗРС 5-го поколения, более компактной и маневренной — и способной отражать удары даже из космоса.

www.popmech.ru