ЗРК С-300В4 – защита сухопутных войск от авиации и крылатых ракет. С 300 установка


Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)

Пусковые установки зенитной ракетной системы С-300 (с 1982 г.)

С начала 1980-х годов важнейшей сферой применения шасси МАЗ-543М стало их широкое применение в качестве основы многочисленных видов ракетных СПУ серии 5П85 новой наиболее совершенной советской зенитной системы С-300, входившей в состав войск ПВО СССР и существующей до сих пор в третьем поколении. Впервые автомобили 543М появились в составе ЗРС С-300ПС (экспортное обозначение – С-300ПМУ), которая проектировалась в НПО «Алмаз» с середины 1960-х годов для замены комплекса С-75 и была принята на вооружение в 1982 году. Конструктивно она являлась самоходной версией и дальнейшим развитием первого варианта С-300ПТ на колесных буксируемых шасси, выпускавшегося с 1975 года и принятого на вооружение в феврале 1981-го. Новая система С-300ПС предназначалась для обороны важнейших промышленных, военных и жилых объектов от боевых ударов различных видов средств воздушного нападения во всем диапазоне дальностей и высот, а также для стрельбы по наземным целям. Она входила в состав ЗРК 90Ж6 и обеспечивала поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1300 м/с на дальностях 5 – 90 км и на высотах от 25 м до практического потолка их боевого применения – 27 км. Комплекс мог эксплуатироваться в различных климатических зонах и имел рекордно короткое время развертывания – пять минут, делавшее его трудно уязвимым для авиации противника. При разработке мобильных пусковых установок основным средством их несения сразу же было выбрано шасси МАЗ-543М с четырьмя гидравлическими опорами, отдельными кабинами (контейнерами) подготовки и управления стартом ракет и системами автономного или внешнего электропитания. Скорость передвижения боевых частей комплекса С-300ПС по шоссе составляла 60 км/ч, по грунтовым дорогам – 30 км/ч.

Основная пусковая установка 5П85С зенитной системы С-300ПС на шасси МАЗ-543М

В состав дивизиона ЗРС С-300ПС (С-300ПМУ) входили четыре пусковых комплекса 5П85СД, каждый из которых состоял из одной основной СПУ 5П85С с высокой кабиной управления и автономным питанием и двух дополнительных установок 5П85Д с питанием от внешней сети и управлением от СПУ 5П85С по радиолинии или по кабелю. Каждая установка снабжалась гидравлическими опорами и четырьмя цилиндрическими герметизированными ТПК с управляемыми твердотопливными одноступенчатыми ракетами 5В55Р со стартовой массой 1665 кг, длиной 7,25 м и осколочно-фугасной боевой частью массой 133 кг. Таким образом, в дивизионе С-300ПС в общей сложности находилось 48 ракет. Их запуск осуществлялся из ТПК с помощью катапульты, а затем на высоте 20 м включались двигатели ракет и системы управления, что позволяло вести стрельбу в условиях сложного рельефа. Ее темп составлял 3 – 5 с. Машины дивизиона С-300ПС одновременно могли обстреливать шесть целей, оснащались приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше. Боевая масса основой СПУ 5П85С составляла 42 150 кг, габаритные размеры – 13 110x3150x3800 мм.

Дополнительная пусковая установка 5П85Д зенитной ракетной системы С-300ПС. 1982 год

В 1983 году началась разработка модернизированной ЗРС С-300ПМ (на экспорт – С-300ПМУ-1). От первого комплекса С-300ПС она отличалась повышенными тактико-техническими и эксплуатационными параметрами, применением новой элементной базы и высокой помехозащищенностью, а также использованием новой твердотопливной ракеты 48Н6 (48Н6Е), обеспечивавшей поражение целей, летящих со скоростями до 2800 м/с. Эта ЗРС вошла в состав модернизированного ЗРК 90Ж6Е с дальностью поражения до 150 км и высотой стрельбы от 6 м до 40 км. Успешные испытания С-300ПМ были завершены в 1989 году, их выпуск начался в 1990-м. В 1993 году эту систему приняли на вооружение войск ПВО РФ, а первый серийный образец официально был представлен в 1995 году. Вместо двух видов пусковых установок в ЗРС С-300ПМ (ПМУ-1) использовалась только одна модернизированная СПУ 5П85СМ (на экспорт – 5П85СЕ или 5П85СЕ1) с улучшенными характеристиками и развесовкой по мостам, разработанная в 1983 – 1984 годах в ленинградском КБ специального машиностроения на шасси МАЗ-543М. Первые пять опытных установок 5П85СМ были собраны в 1984 – 1986 годах на ленинградском заводе «Большевик» и прошли цикл полигонных испытаний и стрельб. На каждой устанавливали четыре 7,5-метровые управляемые одноступенчатые ракеты 48Н6 (48Н6Е) средней дальности с осколочно-фугасной боевой частью массой 143 кг, у которых ТПК при вертикальном старте опирался днищем на грунт. По сравнению с прежними ракетами 5В55Р их стартовая масса возросла до 1800 кг, а темп стрельбы сократился до 3 с. Кроме того, новые СПУ имели более совершенную аппаратуру предстартовой подготовки и управления, радиотелекодовую аппаратуру связи, системы автономного электропитания и гидрооборудования. Весь процесс их перевода в боевое положение был автоматизирован, управление всеми функциями осуществлялось дистанционно. В дивизион ЗРС С-300ПМ входило до 12 пусковых установок 5П85СМ полной массой по 42,2 т с боекомплектом от 96 до 288 ракет.

Пусковая установка 5П85СЕ экспортной системы С-300ПМУ-1 на шасси МАЗ-543М. 1995 год

Этим комплексом закончился советский этап развития ЗРС С-300, которая, несмотря на разоружение, перестройку и экономические реформы, достаточно активно развивалась и совершенствовалась с началом демократического развития Российской Федерации. Главной новинкой трудных 1990-х годов стала система С-300ПМУ-2 «Фаворит», являвшаяся глубокой модернизацией ЗРС С-300ПМУ-1 и признанная наиболее эффективной в мире универсальной системой ПВО. Она была разработана в 1995 – 1997 годах и принята на вооружение в 1998-м. Новая ЗРС обладала расширенными информационными возможностями и автономностью, оснащалась новой ракетой 48Н6Е2 повышенной эффективности с дальностью поражения 200 км. В ее состав входил усовершенствованный ЗРК 90Ж6Е2, состоявший из 12 пусковых установок 5П85СЕ2 на шасси 543М с четырьмя ракетами в ТПК. Впоследствии первые образцы СПУ новой ЗРС С-400 «Триумф» также базировались на автомобилях МАЗ-543М, но с середины 2000-х годов их стали размещать на полуприцепах к седельному тягачу БАЗ-6402. В начале 2011 года было объявлено о предстоящем переходе на еще более совершенную ЗРС С-500.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Новости дня: Сколько «Томагавков» и F-15 остановит С-300? - Свободная Пресса

Руководство США и Ирана продолжают обмен информационными ударами на фоне продолжающихся переговоров по поводу дальнейшей судьбы ядерной программы ИРИ.

В связи с решением российского президента, который 13 апреля подписал указ, разрешающий поставки в Иран систем С-300, Барак Обама заявил: эти зенитно-ракетные комплексы не спасут Тегеран в случае проведения американцами военной операции.

«Наш оборонный бюджет составляет почти 600 миллиардов долларов, а их (иранцев) — немногим меньше 17 миллиардов долларов. Даже если они получат несколько ЗРС, мы сможем их обойти, если в этом будет необходимость», — в присущей себе самонадеянной манере заявил нобелевский «миротворец». Это далеко не первое свидетельство того, что в Вашингтоне крайне болезненно восприняли решение Владимира Путина снять эмбарго на поставку ЗРС С-300ПМУ-1 в Иран.

До этого президент США не без доли ехидства публично выражал удивление по поводу того, что Россия так долго не поставляла Ирану С-300. «Эта сделка должна была состояться еще в 2009 году. Я впервые встретился с Путиным, который тогда был премьер-министром. И они остановили, отложили продажу по нашей просьбе. Я, честно говоря, удивлен, что это продлилось так долго, учитывая, что не было никаких санкций, которые бы запрещали эту сделку», — явно подтрунивал над наивностью Кремля Барак Обама 17 апреля.

Напомним, в сентябре 2010 в президентское правление Дмитрия Медведева Москва добровольно приняла решение о приостановке выполнения контракта на поставку С-300 Ирану, который уже был подписан и вступил в силу. Этот жест доброй воли по старой недоброй традиции был воспринят Западом как проявление слабости (косвенным подтверждением чему послужили дальнейшие события на Украине).

Вашингтон оказывался в двойном выигрыше. С одной стороны, с позиции силы принуждал Тегеран к участию в переговорном процессе. Причем в выгодном для Запада формате. С другой — лишал РФ естественного союзника по противодействию американской гегемонии (как минимум в ближневосточном регионе).

Можно предположить, что последней каплей, «переполнившей чашу терпенья» Кремля, стало законодательно оформленное Конгрессом США решение начать поставки летальных вооружений на Украину. В свете чего шаг Владимира Путина, «разморозившего» противовоздушную сделку с Ираном, выглядит не просто логичным, а, по сути, безальтернативным.

Пять дивизионов систем С-300ПМУ-1, которые получит Иран, представляют собой оптимальную структуру одной части, поясняет бывший начальник ЗРВ ВВС, генерал-лейтенант Владимир Горьков.

— Иными словами, это один полк. Во главе всей этой структуры находится командный пункт (КП), включая в себя аппаратный контейнер Ф9 и радиолокатор обнаружения (РЛО). В боевой обстановке КП управляет работой всего полка, распределяя цели между дивизионами. То есть, под его управлением находятся все пять дивизионов.

В составе каждого подразделения радиолокатор подсвета цели и пусковые установки с ЗУР (зенитными управляемыми ракетами). Обычно каждый дивизион включает от 8 до 12 пусковых установок. В состав КП и ЗРК входят средства связи, энергопитания, топопривязки и т. д.

«СП»: — Каковы боевые технико-тактические характеристики ЗРС С-300?

— ЗРС поражает аэродинамические (самолеты и крылатые ракеты) и баллистические (тактические и оперативно-тактические ракеты) цели. С определенными характеристиками, дальностью запуска, скоростью и эффективной поверхностью.

«СП»: — В каком высотном диапазоне?

— В диапазоне высот от 25 м до 25 км, более поздние модификации имеют расширенные возможности — от 10 м до 30 км.

«СП»: — Как в свете сказанного стоит расценивать слова главы Белого дома?

— Давайте произведем обычный арифметический подсчет. Итак, мы поставляем Ирану пять подразделений (по крайней мере, такая цифра фигурировала в контракте от 2007 года). В каждом по 12 пусковых установок. Всего, получается 60. На каждой пусковой установке по 4 ЗУР. Всего Иран получает 240 поражающих изделий в полковом комплекте. Теперь это число нужно разделить на два, получается 120.

«СП»: — В чем смысл этого арифметического действия?

— Потому что расход ЗУР на один воздушный объект составляет, как минимум, две ракеты. Получается 120 стрельб или 240 пусков. Даже чисто психологически это будет влиять на летчика. Едва ли он сможет при такой огневой плотности прикрытия с близкого расстояния атаковать объект. При средней эффективности одной стрельбы (примерно 0,9) математическое ожидание числа уничтоженных самолетов составляет больше 100 единиц. Каждое подразделение может одновременно уничтожать по шесть целей. Всего, получается, 30 целей, которые можно обстрелять двумя ракетами. То есть, 60 ЗУР одновременно могут подняться с земли.

Когда летчик подходит к объекту и видит такое «море огня», у него практически не остается шансов.

«СП»: — Получается, Израилю уже не удастся наносить свои излюбленные авиаудары?

— Да и США тоже. Впрочем, у последних есть еще крылатые ракеты, например, «Томагавки». Всего крылатых ракет у Пентагона в районе четырех тысяч, размещенных на разных носителях, включая авианосцы. Но это уже предполагает беспилотную, а не пилотируемую атаку. По крылатым ракетам количество одновременно атакуемых целей поменьше, чем 30. Потому что они идут к объекту на высоте 25−50 метров с огибанием рельефа местности. Поразить такую цель сложнее.

При этом пять дивизионов будут прикрывать объект по принципу круговой, эшелонированной обороны с сосредоточением усилий на определенном участке. Американцам придется создать «крылатую армаду», чтобы поразить нужную цель.

«СП»: — Насколько можно судить, это будет недешевое удовольствие для США, а Израилю, видимо, придется израсходовать весь свой немногочисленный арсенал крылатых ракет?

— Стоимость одного запуска КР «Томагавк» в марте 2011 года составляла около $ 1,5 млн. Так что, Вашингтону придется заплатить приличную цену за свою агрессию.

«СП»: — Россия могла бы поставить в Иран дополнительную группировку С-300?

— В принципе, можно провести докомпозицию группировки, в зависимости от поставленных задач. Первая докомпозиция — это прикрытие объекта: Тегерана, Исфахана или ядерного центра. Вторая часть докомпозиции — это обеспечение живучести самой группировки. Несмотря на оборонительный характер комплекса, для этого он должен прикрываться наступательным вооружением. Способным уничтожать, аэродромы, базы хранения, пункты управления и те же авианосцы.

По сути, это уже требует отдельной операции — предупредить, снизить эффективность применения «Томагавков», потопить авианосцы. У Ирана есть такое наступательное оружие. Например, китайские противокорабельные ракеты, которые позволяют удалённо атаковать морские суда. Правда, они разработаны для атаки малых судов водоизмещением меньше 200 тонн.

На вооружении Ирана стоят C-601 и другие ракеты класса «Шелкопряд», несущие боеголовку весом в полтонны (дальность стрельбы свыше 150 километров). Ракета C-802 несёт 165-килограммовую боеголовку, способную поражать корабельную броню. Дальность её полета составляет 200 километров. А это уже может стать серьезной проблемой для авианосцев.

Но самое главное морское оружие Ирана — ракета SS-N-22 «Москит». Это разработка СССР времён окончания «холодной войны». Весит противокорабельная ракета 4,5 тонны, способна доставлять боеголовку весом в 320 килограмм, дальность стрельбы до 100 км. Точность попадания в цель составляет свыше 99%.

«СП»: — Власти Израиля пеняют Москве на то, что поставляемые С-300 могут использоваться как наступательное вооружение.

— Только в том случае, если эти комплексы размещены на расстоянии до 150 км от Израиля. Тогда ЗУР с С-300 смогут сбивать самолеты. К Ирану это, сами понимаете, не относится.

«СП»: — Израильские военные эксперты, ссылаясь на сирийский опыт, утверждают, что С-300 это, якобы малоэффективная система, которая «спасает объекты только в том случае, если их никто не атакует». Это чистый блеф, или какая-то доля истины в этих утверждениях есть?

— Мне трудно комментировать это, учитывая, что мы не осуществляли поставок С-300 в эту страну.

«СП»: — Некоторые российские военные специалисты утверждают обратное.

— У меня нет такой информации. Другое дело, что там есть старые системы советского производства.

«СП»: — И все же, нет ли доли истины в словах критиков, учитывая, что С-300 была разработана еще в конце 1970 гг.

— А американские «Томагавки» появились в начале 1980 гг. И что теперь? Они примерно «ровесники». К тому же комплекс постоянно модернизировался. От первых образцов он отличается уровнем защищенности и пространственными характеристиками.

«СП»: — Каким образом ЗРС будет доставлена в Иран. Понятно, что американцы едва ли рискнут активно препятствовать этому, и все же, какой способ наиболее надежен?

— У нас есть выход на Иран через Каспий. Можно переправлять и воздухом, например, на «Русланах» или «Ил-76».

"СП": — Может ли Россия в перспективе поставлять Ирану более совершенные системы ПВО, например, С-400?

— Все будет зависеть от политической ситуации и наших отношений с США и Западом, в целом. В первую очередь, от событий в Украине и от того, удастся ли Вашингтону договориться с Тегераном по поводу будущего его ядерной программы.

В Сирии никогда не было систем С-300, согласился со своим коллегой заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.

— Так что израильские домыслы никого не должны волновать. На сирийском примере они ничего не могли изучить. Западная авиация никогда не встречалась с С-300.

«СП»: — Эта зенитно-ракетная система, вообще, когда-либо тестировалась в настоящих боевых условиях?

— Никогда. Поэтому все высказывания (как «за», так и «против») это сплошные гипотезы, неподтвержденные догадки и предположения. В этом смысле блефуют обе стороны. Пока комплекс не будет испытан в реальных боевых условиях, любые разговоры о его эффективности преждевременны. С другой стороны, незнание порождает неопределенность, которая играет роль сдерживающего фактора.

Конечно, американцы могут подавить С-300 с помощью нескольких сотен крылатых ракет. В конечном итоге, комплексы будут подавлены потому, что израсходуют свой боекомплект. К тому же существует неразрешимая проблема перезарядки.

Многое еще будет зависеть от степени подготовки иранских расчетов. От того, насколько хорошо они будут стрелять. Пока у Ирана нет своих специалистов такого профиля, их еще придется долго готовить…

У Израиля ситуация сложнее — слишком мало крылатых ракет. А авианалеты на объекты, прикрываемые С-300ПМУ-1, означают сбитых летчиков. И это очень серьезная проблема.

«СП»: — Кто больше угрожает Ирану — Израиль или США?

— Конечно, Израиль. Для Тель-Авива вообще не существует никаких норм международного права. И никаких особых геополитических игр он тоже не ведет — просто наносит удар по врагам и все. С другой стороны, у Израиля гораздо более ограниченные возможности, иначе бы они давно сокрушили Иран. Основная ударная сила Израиля это самолеты F-15 и F-16. Есть, правда, немного подводных лодок, на которых размещены какие-то крылатые ракеты.

«СП»: — Как следует расценивать заявление Обамы? Это попытка скрыть раздражение по поводу того, что Москва, несмотря на санкции и вопреки мнению Вашингтона, поступает по-своему, усиливая переговорные позиции Ирана поставками С-300? Или с точки зрения американо-иранского противостояния поставки С-300 действительно «погоды не делают»?

—  Надо понимать, что Обама сейчас подвергается очень сильному давлению со стороны своих политических оппонентов. По их мнению, тот ведет неэффективную внешнюю политику. В этом плане переговоры с Ираном ему идут только в минус.

«СП»: — Каковы перспективы продолжения российско-иранского сотрудничества в противовоздушной сфере. Мы могли бы, например, поставить Тегерану более совершенные комплексы С-400?

— В Иране С-400 может появиться не раньше 2025 года.

Снимок в открытие статьи: запуск системы С-300 ПМУ-2/ Фото: Леонид Якутин/ Коммерсантъ

svpressa.ru

5 фактов, которые следует знать о российской ракетной установке С-300 —

Возможности установки

Установка С-300 способна поражать самолёты и ракеты в радиусе от 5 до 150 километров. А это значит, что установка, расположенная в Дамаске, сможет отражать атаки не только в пределах воздушного пространства Сирии, но также и в пределах всего Израиля.

Ракеты способны поражать сразу несколько целей на высоте от 10 метров до 27 тысяч метров.

С-300 – это ракетная установка типа «земля-воздух», которая способна сбить любой современный боевой самолёт или ракету, в том числе, крылатую ракету. Установка по своим характеристикам сопоставима с американской системой «Патриот». Сирия уже использует множество российских ракет, но С-300 – самая продвинутая из всех.

Как сильно повлияет использование установки на принятие решения о создании беспилотной зоны над Сирией?

Использование С-300 усложнить реализацию любых подобных мер в Сирии. Точно также это затруднит возможность Израиля и дальше проводить воздушные атаки в Сирии для предотвращения поставок высокотехнологичного оружия из Дамаска для ливанских боевиков  Хезболлы.

Когда Россия начнёт поставки С-300 в Сирию?

Дата начала поставок ещё не определена, несмотря на то, что Москва и Дамаск подписали договор ещё в марте 2011 года, за год до начала волнений в Сирии.

30 мая президент Сирии Башар Асад заявил, что установки уже находятся на пути в Дамаск. Однако представители Министерства обороны России опровергли эту информацию. Анонимный источник в Министерстве обороны России сообщил газете «Коммерсант», что поставки начнутся только весной 2014 года.

Россия отказалась от официальных заявлений по поводу сроков поставок. «Единственное, что я могу сказать, так это то, что мы не будем расторгать контракт», — сказал Заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.

Есть ли основания полагать, что Россия, говоря о поставках С-300 в Сирию, просто блефует?

Поставка ракет в Сирию влечёт за собой серьёзные риски для Москвы, потому что для обслуживания установки Россия должна будет послать в Сирию команду своих людей, которая первое время будет консультировать и тренировать местную команду. Это достаточно распространенная для России практика. Но если вдруг кто-то решит уничтожить установку, то под атаку попадут и российские военные. Гибель российских военных может вылиться в конфликт сверхдержав.

Израиль, являясь союзником США, уже грозился уничтожить установки, если они будут введены в действие.

По мнению экспертов, обещания поставок ракет сулят Москве гораздо больше бонусов, чем сами поставки. В случае если бы поставки фактически состоялись, это имело бы не очень хорошие последствия. Вряд ли кто-то желает эскалации конфликта между Россией и США.

Смогли бы иностранные военные обезвредить С-300, если бы возникла такая необходимость?

Один из способов обойти системы воздушной защиты это попытаться вывести из строя их электронику, нежели атаковать в лоб. Однако в отношении С-300 нельзя точно сказать, возможно это или нет.

В военном деле взламывание электронных систем (так называемый, «спуфинг» – получение доступа к управлению устройством путём передачи схожего сигнала – прим.Mixednews) применяется достаточно часто. Но не надо забывать, что С-300 – это невероятно сложная система вооружения. Поэтому вряд ли кто-то на Западе, в Израиле или Турции способны нейтрализовать электронные системы С-300 исключительно дистанционно, без физического перехвата радаров.

Источник перевод для MixedNews — Наталья Ярошинская Loading...

mixednews.ru

ЗРК С-300В4. Боевые возможности

ЗРК С-300В4 является модернизированной версией универсального фронтового зенитно-ракетного комплекса дальнего действия С-300В. В зенитно-ракетный комплекс входят два типа ракет, что существенно расширяет возможности по его расширению. ЗРК С-300В4 был принят на вооружение армии РФ в 2012 году, он унифицирован с системой ПВО С-300 и снабжен гусеничным шасси от танка Т-80, которое обеспечивает необходимый уровень проходимости. Экипаж боевой пусковой установки составляет три человека. ЗРК С-300В4 предназначен для защиты сухопутных войск вовремя оборонительный и наступательных действий, а также важных войсковых объектов от поражений с воздуха.

ЗРК С-300В4 предназначен для решения следующих типов боевых задач:

  • Уничтожение всех имеющихся типов самолетов вероятного противника.
  • Поражение вертолетов врага.
  • Уничтожение крылатых ракет противника.
  • Поражение баллистических ракет с ядерными боеголовками.

Корпус и бронирование ЗРК С-300В4

Зенитно-ракетный комплекс снабжен противопульным бронированием, позволяющим надежно уберечь экипаж от попадания 12,7-миллиметровых патронов в лобовую проекцию, а также от бронебойных 7,62-миллиметровых пуль, выпушенных в боковые и заднюю части корпуса с расстояния менее ста метров.

Силовая установка ЗРК С-300В4

Зенитно-ракетный комплекс комплектуется дизельным двигателем марки В-84 и мощностью 840 л.с., что позволяет передвигаться по асфальтовому покрытию со скоростью до 53 км/час, а также со скоростью более 30 км/час по пересеченной местности. Полной заправки топливом ЗРК С-300В4 вполне достаточно для преодоления расстояния длиной до 250 километров. Индивидуальная торсионная подвеска обеспечивает боевой машине необходимую плавность хода, а также прекрасную проходимость. Боевая машина в состоянии преодолевать броды глубиной до 1,2 метра.

Вооружение ЗРК С-300В4

В дивизион ЗРК С-300В4 входят пусковые установки двух типов, которые комплектуются разными зенитными ракетами.

Первый тип пусковых установок комплектуется двумя зенитными ракетами типа 9М82, которые в состоянии поражать летательные аппараты и различные типы ракет, летящих со скоростью до 16200 км/час на высоте до 30 километров и на расстоянии до 400 километров, которые маневрируют с перегрузками до 30 g.  Масса каждой ракеты составляет 4685 килограммов, что дает возможность эффективно поражать такие цели, как баллистические ракеты с ядерными боеголовками. Пусковая установка может выпускать как одну ракету, так и сразу две для гарантированного уничтожения воздушной цели.

Второй тип пусковых установок комплектуется четырьмя ракетами типа 48Н6Е, которые обычно используются для уничтожения самолетов, вертолетов и крылатых ракет противника на расстоянии до 400 километров и высоте до 30 километров. Вес каждой ракеты составляет 2290 килограммов, они могут выпускаться как по одной, так и залпом по две для гарантированного поражения цели.

ЗРК С-300В4 может выполнять стрельбу по различным типам воздушных целей с интервалом в 1,5 секунды. Зенитно-ракетный комплекс может эффективно поражать цели как с заранее подготовленных позиций, так и с марша после оперативного развертывания. Для того чтобы перевести ЗРК С-300В4 в боевой режим из дежурного, требуется всего лишь 40 секунд. Боевая машина может уничтожать воздушные цели как в автономном режиме, так и в составе фронтового комплекса ПВО, получая внешние целеуказания. Дивизион ЗРК С-300В4 в состоянии осуществлять сопровождение до 48 и одновременный обстрел до 24 воздушных целей разнообразных типов.

ЗРК С-300В4 видео:

Узнай больше о современном вооружении

new-russian-army.ru

Зенитно-ракетная система «C-300ПС» («C-300ПМУ») | Энциклопедия оружия

Описание

Зенитно-ракетная система (ЗРС) С-300ПС предназначена для обороны важнейших административных, промышленных и военных объектов от ударов всех типов средств воздушного нападения во всем диапазоне их практического применения, в том числе при несении постоянного боевого дежурства. ЗРК С-300ПС обеспечивает поражение современных и перспективных самолетов, крылатых ракет, баллистических и других целей, летящих со скоростями до 1200 м/с в зоне до 75 (90) км по дальности на высотах от 25м до практического потолка их боевого применения, в условиях массированного налета, в сложной тактической и помеховой обстановке. Система всепогодная и может эксплуатироваться в различных климатических зонах.

С-300ПС представляет собой самоходный вариант зенитного ракетного комплекса системы С-300П и получил кодовое обозначение НАТО — SA-10B Grumble. Комплекс поступает на вооружение с 1982 года. Головной разработчик — НПО «Алмаз», главный конструктор А. Леманский. В состав системы входили ракеты типа 5В55Р (В-500Р), созданные КБ «Факел» (г. Москва) и выпускаемые на ПО «Северный завод» (г. Ленинград). Работы по созданию самоходных пусковых установок проводились в КБСМ под руководством Главного конструктора А. Ф. Уткина, а с 1979 года под руководством Н. А.Трофимова.

Создание этого комплекса было обусловлено анализом опыта боевого применения ЗУР во Вьетнаме и на Ближнем Востоке, где выживанию ЗРС в значительной степени способствовала их мобильность, возможность выйти из-под удара «перед самым носом» противника и быстро изготовиться к бою на новой позиции. Новый комплекс имел рекордно короткое время развертывания — 5 минут, делающее его трудноуязвимым для авиации противника. Экспортный вариант системы С-300ПС, отличающийся незначительными изменениями в составе оборудования получил обозначение С-300ПМУ (кодовое обозначение НАТО — SA-10C Grumble)).

В состав зенитно-ракетной ситемы С-300ПС (С-300ПМУ) входят:

  • зенитные управляемые ракеты 5В55Р
  • зенитный ракетный комплекс 90Ж6, имеющий в составе:
  • командный пункт 5Н63С с радиолокатором подсвета и наведения (РПН) 30Н6;
  • до четырех пусковых комплексов 5П85СД, каждый из которых состоит из одной основной пусковой установки (ПУ) 5П85С и двух дополнительных ПУ 5П85Д,
  • автономные радиолокационные средства обнаружения и целеуказания — РЛС 76Н6 и (или) РЛС 36Д6 (придаются дополнительно)
  • средства технического обеспечения.

ЗРК 90Ж6 может быть сопряжен с автоматизированными системами управления 83М6Е.

В состав пускового комплекса 5П85СД входят:

  • основная ПУ 5П85С, оснащенная контейнером подготовки и управления стартом ракет Ф3С,
  • до двух «дополнительных « ПУ 5П85Д, управляемых через контейнер Ф3С на ПУ 5П85С.

Пусковые установки обоих типов несут по четыре транспортно-пусковых контейнера (ТПК) с ракетами 5В55Р, оснащены системой автономного электропитания 5С18А и смонтированы на шасси большегрузных автомобилей повышенной проходимости МАЗ-543М. Масса ПУ 5П85С — 42150 кг. Габариты пусковой установки: длина — 13,11 м, ширина — 3,15 м, высота — 3,8 м.

ПУ 5П85Д на позиции устанавливаются попарно относительно ПУ 5П85С таким образом, что расстояние между кабинами составляет 2–3 метра (что определяется длиной кабеля подключения ПУ 5П85Д к контейнеру Ф3С), а расстояние между пакетами ТПК — 5–6 метров. Все ПУ 5П85С должны быть ориентированы кабинами на РПН 30Н6 (точно угловое расположение ПУ определяется по реперам на контейнере Ф2С с помощью артиллерийских панорам, установленных на ПУ 5П85С) и располагаются на расстоянии до ста метров от него. Связь пусковых установок 5П85С с ПБУ для управления работой контейнера Ф3С и обеспечения подготовки ракет осуществляется по радиолинии через антенну, расположенную за кабиной водителя ПУ на контейнере Ф3С. На поздних сериях ПУ применяется дискообразная антенна системы связи.

Машины пусковых комплексов при развертывании в боевое положение устанавливаются на гидравлические опоры. При этом ошибки горизонтирования практически полностью компенсируются специальным блоком ПУ.

Командный пункт 5Н63С монтируется на шасси Ф20 на базе автомобиля МАЗ-543М и имеет в своем составе:

  • РПН 30Н6 — контейнер Ф1С — приемно-передающая кабина с запросчиком
  • кабина боевого управления (КБУ) — аппаратный контейнер Ф2К.

В состав шасси Ф20 входят: система электропитания 5С18А с двумя газотурбинными агрегатами питания (ГАП) и генератором отбора мощности (от двигателя автомобиля МАЗ) и телескопическое антенно-мачтовое устройство (АМУ) для связи с вышестоящим командным пунктом и системой автоматического управления.

Высокоавтоматизированный многофункциональный радиолокатор подсвета целей и наведения ракет (РПН) 30Н6, осуществляет прием и отработку целеуказаний от средств управления 83М6Е и придаваемых автономных источников информации, обнаружение (в т. ч. в автономном режиме), отбор целей для первоочередного обстрела, захват и автосопровождение целей, определение их государственной принадлежности, захват, сопровождение и наведение ракет, подсвет обстреливаемых целей для обеспечения работы полуактивных головок самонаведения наводимых ракет. Автоматически осуществляется просмотр приземной кромки, в которой могут появиться низковысотные цели. ЦВК комплекса производит оценку помеховой обстановки и подавление помех как пассивных, так и активных. РПН 30Н6 обеспечивает одновременное наведение до 12 ракет на шесть целей различного типа.

Конструкция шасси Ф20 позволяет вести боевую работу непосредственно «с колес» после установки машины на гидравлические опоры (ошибки горизонтирования обсчитывает специальный вычислительный блок, находящийся в контейнере Ф1С). Кабельное подключение к другим элементам комплекса и источникам электропитания делается при необходимости и при наличии времени.

При удалении расположения дивизиона более чем на 20 км от расположения командного пункта системы в состав дивизиона вводится АМУ ФЛ-95 (ФЛ-95М, ФЛ-95МА) — телескопическая фермерная мачта высотой до 25 метров на базе шасси автомашины ЗИЛ-131Н (АМУ «Сосна») — для осуществления устойчивого обмена информацией о воздушной установке и по ведению боевых действий.

Для расширения возможностей по обнаружению и сопровождению маловысотных целей при развертывании зенитных дивизионов и подразделений радиотехнических войск (РТВ) в лесистой или сильно пересеченной местности в войсках ПВО страны с 60-х годов использовались стационарные вышки для подъема антенных постов СНР, РЛС разведки и целеуказания. Применительно к комплексам С300П различных модификаций для размещения антенного поста РНП была разработана универсальная передвижная вышка 40В6М высотой около 25 метров, буксируемая в транспортном положении тягачем МАЗ-537. Вышка принята на вооружение в конце 70-х — начале 80-х годов. Несколько позже была разработана и принята на вооружение вышка 40В6МД высотой около 39 метров, отличающаяся от вышки 40В6М дополнительной 13-метровой надставкой. Для перевозки дополнительной секции вышки 40В6МД используется автопоезд на базе полуприцепа МАЗ-938. Установка вышки 40В6М и подъем РПН осуществляется за 1 час штатными средствами вышки, для вышки 40В6МД — за 2 часа при использовании штатных средств и дополнительного подъемного крана типа КТ-80 «Январец» или аналогичного ему по грузоподъемности и высоте подъемного груза.

Кран КТ-80 (КС-7571) грузоподъемностью до 80 тонн создан ГСКТБ с использованием шасси подвижных пусковых установок стратегического ракетного комплекса «Пионер» — шестиосного автомобиля повышенной проходимости МАЗ-547А. Изготовление кранов по производилось ПО «Завод им. Январского восстания» (г. Одесса).

Время развертывания комплекса и перевода из походного положения в боевое определяется временем автоматического проведения контроля функционирования систем комплекса и выхода передатчиков на режим высокого напряжения. Все операции проводятся боевыми расчетами из кабин машин пусковых комплексов и КБУ.

При боевой работе взаимодействие всех участвующих единиц техники осуществляется по каналам телеметрической связи (радиолиния). Кабельное подключение предусмотрено между пусковыми установками 5П85Д и 5П85С (к контейнеру Ф3С) комплексов 5В85СД и между пусковыми 5В85С и контейнерами Ф2К. При наличии времени к соответствующим потребителям подключаются системы внешнего электропитания (СВЭП).

Темп стрельбы — 3,5 секунд, одновременно может быть обстреляно до 6 целей 12 ракетами при наведении на каждую цель до двух ракет. Предусмотрен режим стрельбы по наземным целям.

ЗУР 5В55Р предназначена для поражения современных и перспективных воздушных целей, включая стратегическую и тактическую авиацию, крылатые ракеты, а также баллистические и тактические ракеты различного базирования и другие воздушные цели. Ракета одноступенчатая, выполнена по нормальной азродинамической схеме, с раскрываемыми после старта рулями. Оснащена высокоэффективным твердотопливным двигателем, состоит из ряда отсеков в которых расположены радиопеленгатор, аппаратурный отсек (бортовая аппаратура выполнена в виде моноблока), осколочно-фугасная боевая часть,. твердотопливный ракетный двигатель, агрегаты управления рулями ракеты. Эксплуатируется в герметичном транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и не требует проверок и регулировок в течение всего срока службы — 10лет. Старт ракеты — вертикальный, с помощью установленной в ТПК катапульты без предварительного разворота пусковой установки в сторону цели. После запуска двигателя на высоте 20м ракета склоняется с помощью газовых рулей в требуемом направлении в зависимости от положения цели, одновременно раскрываются ее управляющие аэродинамические поверхности. Это позволяет вести стрельбу в условиях сложного рельефа, в том числе в лесистой местности. Ракета использует принцип наведения «сопровождение цели через ракету». Высокая маневренность и осколочно-фугасная боевая часть большой мощности обеспечивают эффективное поражение целей.

Для более успешного обнаружения маловысотных целей дивизиону придается устанавливаемый на универсальной передвижной вышке низковысотный обнаружитель (НВО) 5Н66М, разработанный в НПО «Утес» (Москва) под руководством Л. Шульмана и принятый в конце 70-х годов на вооружение Войск ПВО страны.

НВО 5Н66М поставляется в войска в составе:

  • антенный пост Ф52М,
  • универсальная вышка 40В6М (40В6МД),
  • система автономного электроснабжения (САЭС) — дизель-электростанция 5И57 (5И57А)
  • выносная аппаратура в контейнере Ф2
  • распределительно-преобразовательное устройство (РПУ) 5И58 (или 63Т6А).

Управление работой НВО, определяющим азимут, дальность и скорость цели, осуществляется из контейнера Ф52М или дистанционно из контейнера Ф2К. Точность определения координат: дальность — 250 м, азимут — 20 угловых минут, скорость — 2,4 м/с. Потребляемая мощность — 55 кВт. НВО в транспортном состоянии перевозится двумя автопоездами 5Т58 (седельный тягач КрАЗ-250 и трейлер производства ЧМЗАП).

При автономном ведении боевых действий в отрыве от командного пункта системы дивизиону придается всевысотный трехкоординатный радиолокатор 36Д6 (или 19Ж6). Антенный пост с поворотным устройством, кабина РЛС монтируется на едином полуприцепе. В комплект станции входит дизель-электрическая станция 5И57. На боевой позиции радиолокатор работает непосредственно с полуприцепа или его антенное и опорно-поворотное устройства могут быть установлены на вышке 40В6М (40В6МД).

На некотором удалении от центра позиции (местоположения РПН) размещаются буксируемые седельными тягачами ЗиЛ-131 два полуприцепа ОдАЗ-828М с ЗИП-1В (П3 и П4) и кабина ЭД («Эксплуатационная Документация» — полуприцеп ОдАЗ-828М или автомобиль КрАЗ-225/КрАЗ-260 с КУНГом).

При ведении боевых действий в составе полка С-300ПС для точного определения координат огневого дивизиона относительно командного пункта системы (КПС) при смене позиции дивизиону придается топопривязчик 1Т12–2М на базе автомашины ГАЗ-66 или УАЗ-3151, который при развертывании на новой позиции, как правило, устанавливается по ходу движения линии с РПН на некотором удалении.

Для управления дивизионом на марше при смене позиции предназначены машина командира дивизиона и командно — штабная машина (УАЗ-3151 или ГАЗ-66), оснащенные комбинированной радиостанцией Р-123М (Р-125П2 в составе радиостанций Р-134, Р-173, Р853В1). Для обеспечения машин электропитанием на позиции подается энергоагрегат АБ-1-П285-ВVI.

Для прикрытия от атакующих вертолетов противника и эффективной борьбы с наземным противником (десантом) дивизиону придается зенитная пулеметная установка «Утес» — крупнокалиберный пулемет НСВ (12,7-мм) на станке 6У6.

При размещении на подготовленной позиции дивизиону придаются системы внешнего электропитания (СВЭП), агрегаты (модули) питания: 94Э6, 98Э6 и 99Э6 в составе ДЭС 5И57Аи РПУ 63Т6А (две кабины РПУ для 99Э6) — для энергообеспечения пусковых комплексов, НВО, РПН и контейнера Ф2К соответственно. Все ДЭС и РПУ системы С-300П монтируются в кузовах-фургонах типа КТ10 на базе шасси прицепа МАЗ-5224В. Масса дизель-электрической станции 13600 кг, распределительно-преобразовательного устройства 63Т6А — 11930 кг.

При размещении дивизиона позиции с возможностью подключения к промышленной электросети используются перевозимые трансформаторные подстанции (ТПС) 82Х6, 83Х6.

Для повышения автономности дивизионы могут придаваться автоцистерна АЦ-5,5 для перевозки дизельного топлива на базе автомобиля КаМАЗ-4310 или топливозаправщик на базе автомобилей «Урал-375», ЗиЛ-131, машина технического обслуживания — МТО-4С, машина-водовоз, как правило на базе автомобилей ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 или ГАЗ-66.

При смене боевой позиции машины для буксировки прицепов, перевозки личного состава и имущества прибывают из автослужбы полка.

В некоторых случаях в составе придаваемых дивизионам средств может быть модуль обеспечения боевого дежурства (МОБД), состоящий из четырех самоходных шасси типа МАЗ-543 с блоками: столовая, общежитие, караульное помещение (все на базе шасси МАЗ-543М), энергоблок (на базе шасси МАЗ-543А). Дополнительно вводится ДЭС на прицепе.

Все машины МАЗ-543М дивизиона С-300ПС оснащены приборами ночного видения и радиостанциями для связи на марше.

Для проведения обучения вождению при отработке перезаряжения самоходных ПУ на них устанавливаются габаритно-массовые макеты ТПК (возможна установка варианта ТПК для неприменяемой в комплексе модификации ракет). Для временного хранения ТПК в дивизионах и для складирования запаса ракет в ТПК на складах вооружения используются пакеты 5П32, которые допускают многоярусную их установку в стеллажах. Транспортировка ракет в ТПК, уложенных в пакеты 5П32. осуществляется автопоездами 5Т58–2 или в обычных полувагонах.

Для перезаряжания пусковых установок 5П85 всех модификаций служит заряжающая машина 5Т99 на базе шасси автомоболя КрАЗ-255 или 5Т99М на базе КрАЗ-260, также возможна установка ракет на ПУ с помощью автокрана КС-4561АМ. Кран КС-4561А грузоподъемностью 16 тонн смонтирован на шасси автомобиля КрАЗ-257К1. Подъемный кран, созданный на базе шасси автомобиля КрАЗ-250, имеет индекс КС-4561А-1. В настоящее время автокраны типа КС-4561, разработанные и производившиеся Камышинским крановым заводом сняты с производства. Средства перезарядки ПУ в состав огневых дивизионов не входят. В настоящее время в Войска ПВО поставляются новые заряжающие машины с измененной конструкцией манипулятора.

war-arms.info

ЗРС С-300П в XXI веке » Военное обозрение

К середине 70-х годов XX века наши военные в ходе локальных конфликтов на Ближнем Востоке и в Юго-восточной Азии накопили богатый боевой опыт применения зенитно-ракетных комплексов. В первую очередь это относилось к ЗРК С-75. Данный комплекс, изначально создававшийся для борьбы с высотными разведчиками и дальними бомбардировщиками, оказался достаточно эффективен против ударных самолётов тактической и палубной авиации. Совершенствование комплексов семейства С-75 продолжалось до второй половины 70-х годов. При этом были существенно расширены зоны обстрела, до 100 метров снижена минимальная высота поражения, увеличились возможности борьбы со скоростными и активно маневрирующими целями, повышена помехозащищённость, введен режим стрельбы по наземным целям. Самый совершенный серийный вариант «семьдесятпятки» - ЗРК С-75М4 "Волхов", был принят на вооружение в 1978 году. Зенитно-ракетные комплексы С-75 всех модификаций, будучи наиболее многочисленными в зенитно-ракетных войсках – являлись становым хребтом войск ПВО страны до середины 80-х годов прошлого столетия.

Опыт локальных войн показал, что при всех своих достоинствах ЗРК С-75 обладают рядом существенных недостатков. В первую очередь военных не устраивали характеристики мобильности комплекса. В условиях современных боевых действий от этого напрямую зависела выживаемость ЗРК. Использование зенитных ракет с жидким токсичным топливом и едким окислителем также накладывало массу ограничений и требовало наличия специальной технической позиции, где осуществлялись заправка и обслуживание ЗУР. Кроме того, ЗРК С-75 изначально был одноканальным по цели, что существенно снижало возможности одиночного комплекса при отражении массированного налёта вражеской авиации.

Исходя из всего этого, военные требовали многоканальный зенитный комплекс с высокой огневой производительностью и возможностью обстрела цели с любого направления вне зависимости от положения пусковой установки, с размещением всех элементов на самоходных шасси. Работы по созданию нового комплекса предназначенного для замены С-75 начались в конце 60-х, одновременно для подстраховки разрабатывался очередной вариант «семьдесятпятки» - С-75М5.

В 1978 году на вооружение была принята мобильная, многоканальная зенитно-ракетная система С-300ПТ с радиокомандной твердотопливной ЗУР 5В55К (подробней здесь: Зенитная ракетная система С-300П). Благодаря введению в состав новой зенитной системы многофункциональной РЛС с фазированной антенной решеткой с цифровым управлением положения луча, появилась возможность быстрого просмотра воздушного пространства с одновременным сопровождением нескольких воздушных целей. В ЗРС С-300ПТ пусковые установки с четырьмя зенитными ракетами в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК) размешались на буксируемых тягачами прицепах. Зона поражения первого варианта С-300ПТ составляла 5 - 47 км, что было даже меньше чем у ЗРК С-75М3 с ЗУР 5Я23.

ПУ ЗРС С-300ПТ

Для исправления этой ситуации на вооружение вскоре была принята ракета 5В55КД, в которой за счёт оптимизация траектории ракеты дальность пуска увеличилась до 75 км. По всей видимости, использование радиокомандной ЗУР было временным вынужденным решением, ввиду неготовности ракеты с полуактивным самонаведением. В большинстве созданных в СССР зенитных комплексов использовалась достаточно простая и хорошо отработанная радиокомандная система наведения. Однако применение радиокомандного наведения в зенитных системах большой дальности было нежелательным из-за ухудшения точности по мере удаления ракеты от станции наведения. Поэтому следующим шагом стало принятие на вооружение в 1981 году ЗУР 5В55Р с полуактивной ГСН. Дальность пуска у первых модификаций этой ракеты находилась в пределах 5 - 75 км, после появления в 1984 году ЗУР 5В55РМ она возросла до 90 км.

Новый вариант комплекса с доработанной аппаратурой наведения получил обозначение С-300ПТ-1. Во второй половине 80-х построенные ранее С-300ПТ прошли ремонт и модернизацию с целью улучшения боевых характеристик до уровня С-300ПТ-1А.В 1983 году появился новый вариант зенитной системы - С-300ПС. Главным его отличием стало размещение пусковых установок на самоходном шасси МАЗ-543. За счёт этого удалось добиться рекордно короткого времени развёртывания – 5 минут.

С-300ПС

ЗРС С-300ПС стали самыми массовыми в семействе С-300П, их производство в 80-е годы велось ударными темпами. С-300ПС и ещё более совершенные С-300ПМ с высокой помехозащищенностью и улучшенными боевыми характеристиками должны были заменить комплексы первого поколения С-75 в соотношении 1:1. Это позволило бы выйти и без того самой мощной в мире системе ПВО СССР на качественно новый уровень. К сожалению, данным планам не суждено было воплотиться в жизнь. Испытания С-300ПМ завершились в 1989 году, и развал СССР самым негативным образом сказался на объёмах производства этой зенитной системы. Благодаря внедрению новой ракеты 48Н6 и увеличению мощности многофункциональной РЛС дальность поражения целей возросла до 150 км. Официально С-300ПМ был принят на вооружение в 1993 году, поставки данного комплекса в вооруженные силы России продолжались до середины 90-х. После 1996 года ЗРС семейства С-300П строились только на экспорт.

По американским данным по состоянию на 1991 год в Войсках ПВО СССР имелось около 1700 ПУ С-300П всех модификаций. Наибольшее количество «трёхсоток» осталось в России и на Украине. С-300П достались также Армении, Белоруссии и Казахстану.

В отличие от ЗРК первого поколения: С-75, С-125, С-200, большая часть которых в России уже к середине 90-х была снята с боевого дежурства, более современные С-300П продолжили нести службу. Это связано не только с большей эффективность ЗРС С-300П, но и с тем, что твердотопливные ракеты гораздо безопасней при эксплуатации и не требуют частого дорогостоящего обслуживания и заправки.

Незадолго до ликвидации «Восточного блока» С-300П «утратила невинность» в плане экспортных поставок. В конце 80-х был принят к реализации план усиления ПВО стран Варшавского договора. Экспортный вариант С-300ПС – С-300ПМУ успели получить Болгария и Чехия. Намеченная поставка С-300ПМУ в ГДР была отменена в последний момент.

С-300П разных модификаций до сих пор остаются основными противовоздушными системами в ВКС России. До этого в ходе непрекращающихся: «реформирования», «оптимизации» и «придания нового облика» зенитно-ракетные системы семейства С-300П состояли на вооружении зенитно-ракетных войск в объединенных ВВС и ПВО и Войск воздушно-космической обороны. Фактически основными задачами ВКО были защита Москвы от средств воздушного нападения и перехват одиночных боевых блоков баллистических ракет. Причём в ВКО, как правило, поступали самые современные модификации зенитных систем – это в первую очередь относится к С-300ПМ/ПМ2 и С-400.

Несмотря на громкие заявления о «подъеме с колен» и «возрождении», наши силы ПВО в течении более чем 10 лет до 2007 года не получили ни одной новой зенитной системы большой дальности. Более того, ввиду предельного износа и отсутствия кондиционных ракет списывались или передавались на базы хранения С-300ПТ и С-300ПС, построенные в начале-середине 80-х.

Эксплуатация ЗРС С-300ПТ продолжалась на европейском севере нашей страны до 2014 года. В 2015 году их сменили на позициях С-300ПМ2, нёсшие до этого боевое дежурство в Подмосковье. По мере поступления новых ЗРС С-400 модернизированные С-300ПМ2, прикрывавшие до этого небо столицы, передислоцировались на север.

Спутниковый снимок Google earth: ЗРС С-300ПТ в окрестностях Северодвинска в 2011 году

Ситуация с зенитным прикрытием территории нашей страны перестала ухудшаться где-то к 2012 году. До этого «естественная убыль» списываемых по старости зенитных систем превышала поступления в войска новых. Согласно данным, опубликованным в открытых источниках, в 2010 году в составе объединенных ВВС и ПВО имелось 32 полка ЗРС С-300П и С-400. Большая часть полков 2-3 дивизионного состава. В данный момент, согласно сведениям, находящимся в свободном доступе, у нас имеется зенитно-ракетных 38 полков, включающих 105 дивизионов. Увеличение количества зенитных частей в составе ВКС произошло за счёт передачи из ПВО Сухопутных войск нескольких бригад, вооруженных ЗРС С-300В и ЗРК Бук-М1 и объединения с ВКО. Часть зенитно-ракетных подразделений ВКС России в настоящее время находятся в процессе перевооружения и переформирования.

Около половины имеющихся в войсках ЗРС – это С-300ПС возраст которых приближается к критическому. Многие из них могут считаться боеспособными лишь условно. Обычным делом является несение боевого дежурства сокращённым составом боевых средств. Требуются незамедлительные меры по исправлению такой ситуации. Но темпы поступления в войска С-400 пока не позволяют заменить всю старую технику, подлежащую списанию. Прогнозируется, что поставки нового ЗРК С-350, который создавался для замены С-300ПС, начнутся в 2016 году.

Наиболее свежие С-300ПС и почти все С-300ПМ к 2014 году прошли восстановительный ремонт и модернизацию. При этом основная часть С-300ПМ была доведена до уровня С-300ПМ2. В результате расширились противоракетные возможности, а дальность поражения ЗРС С-300ПМ2 увеличилась до 200-250 км. По своим боевым характеристикам модернизированная ЗРС С-300ПМ2 близка к нынешней С-400. К сожалению, в боекомплекте ЗРС С-400, уже поступивших на вооружение, 25 зрдн до сих пор используют ЗУР 48Н6М и 48Н6ДМ, изначально созданные для С-300ПМ. Массовые поставки ЗУР средней дальности 9М96 и дальнобойных 40Н6Е, которые позволяют С-400 полностью раскрыть свой потенциал в войска, пока не ведутся.

Удивляют заявления некоторых наших высокопоставленных чиновников и военных, о том, что зенитная система С-400 в три раза эффективнее С-300ПМ, поэтому её и нужно в три раза меньше. Однако они при этом забывают, что средства воздушного нападения вероятных «партнёров» тоже не стоят на месте. Кроме того, физически невозможно уничтожить единственной зенитной ракетой с обычной боевой частью более одной воздушной цели. Стрельбы на полигонах в условиях сложной помеховой обстановки неоднократно демонстрировали, что реальная вероятность поражения одной ракетой у ЗРС С-300П составляет 0,7-0,8. Для гарантированного поражения «трудной» цели необходимо запустить по ней 2-3 ЗУР. Конечно, С-400 с новой ракетой превосходит любую модификацию С-300П по дальности, высоте поражения и по помехозащищённости, но гарантировано сбивать одной ЗУР один современный боевой самолёт даже ей не по силам. Кроме того, никакое качество не отменяет количества, невозможно поразить больше воздушных целей, чем имеется зенитных ракет, готовых к пуску. Другими словами, если готовый к применению боекомплект израсходован, то любая, даже самая современная и эффективная зенитная система становится не более чем грудой дорогостоящего металла и при этом абсолютно не важно, во сколько раз она эффективней.

Среди российских обывателей существует мнение, подогреваемое СМИ, что наши С-300 и С-400 – это супероружие, способное одинаково эффективно бороться как с авиацией и крылатыми ракетами, так и с баллистическими целями. И имеющегося количества зенитных систем с избытком хватит, чтобы «в случае чего» посбивать все вражеские аэропланы и ракеты. Приходилось также слышать, не вызывающие ничего кроме усмешки утверждения, что в «закромах родины» имеется огромное количество спрятанных под землёй или в дебрях сибирской тайги «спящих» или «скрытых» зенитных комплексов. И это притом, что для выдачи целеуказания любым зенитным комплексам нужны обзорные РЛС и узлы связи, а также жилые городки с соответствующей инфраструктурой для проживания военнослужащих и их семей. Ну и сами по себе зенитные системы среди глухой тайги ни кому не нужны, только в Советском Союзе могли позволить себе строить позиции ЗРК на пути предполагаемого полёта вражеских самолётов, хотя и тогда большая часть зенитных комплексов защищала конкретные объекты.

У многих ЗРС С-300П и С-400 ассоциируются только с пусковыми установками, из которых осуществляется эффектный запуск ракет на полигоне. На самом деле в состав зенитных дивизионов входит примерно два десятка многотонных машин различного назначения: пункты боевого управления, РЛС обнаружения и наведения, пусковые установки, антенные посты, транспортно-заряжающие машины и передвижные дизель-генераторы.

Как и любое оружие наши зенитно-ракетные системы имеют как достоинства, так и ограничения. Так основная пусковая установка 5П85С ЗРС С-300ПС на шасси МАЗ-543М с четырьмя ЗУР, отдельными кабинами подготовки и управления стартом ракет и системами автономного или внешнего электропитания весит более 42 тонн при длине 13 и ширине 3,8 метра. Понятно, что при таких массогабаритных показателях, несмотря на четырёхосную базу, проходимость машины по слабым грунтам и различным неровностям будет далеко не идеальной. В настоящее время значительная часть пусковых установок ЗРС С-300ПМ и большая часть С-400 строится в прицепном варианте что, безусловно, является шагом назад по части мобильности.

При высокой огневой производительности ЗРС С-300П и С-400 имеют крайне низкий темп перезарядки ПУ. В реальной боевой обстановке может сложиться ситуация, когда весь боекомплект на пусковых будет израсходован. Даже при наличии на стартовой позиции запасных ЗУР и транспортно-заряжающих машин потребуется немало времени для пополнения боекомплекта. Поэтому очень важно, чтобы зенитные системы взаимно прикрывали и дополняли друг друга.

ПУ С-300ПМ

При проведении моделирования по результатам реальных полигонных стрельб специалисты пришли к выводу, что наши противовоздушные системы большой дальности при защите прикрываемых объектов способны перехватить 70-80 % средств воздушного нападения. При этом следует учитывать, что за Уралом у нас имеются значительные бреши в системе ПВО, особенно с северного направления.

В настоящее время из бывших союзных республик СССР наибольшее количество С-300П формально имеется на Украине. В 2010 году небо «незалежной» охраняло 27 зрдн С-300ПТ и С-300ПС. Ввиду критического износа все С-300ПТ в данный момент неработоспособны. Часть ЗРС С-300ПС прошла восстановительный ремонт и «малую модернизацию» на предприятии «Укроборонсервис». По экспертным оценкам сейчас в составе ПВО Украины относительно боеспособны 6-8 зенитных дивизионов С-300ПС. Но вывод их из эксплуатации дело ближайших нескольких лет. Дело в том, что все имеющиеся на Украине ЗУР 5В55Р имеют давно просроченные сроки хранения. Несколько лет назад из-за предоставления зенитных комплексов Грузии накануне событий 2008 года, украинским представителям было отказано в доступе к российским ЗРС С-300ПМУ-2. Учитывая последние события, представляется абсолютно невероятным вариант поставки из России новых ракет.

В 2015 году появились сообщения о безвозмездных поставках бывших в употреблении С-300ПС в Белоруссию. Очевидно, что Россия пытается таким образом отодвинуть противовоздушные рубежи как можно дальше на Запад.

Спутниковый снимок Google earth: ЗРС С-300ПС в районе Бреста

Скорей всего передаваемые белорусским военным зенитные системы и ЗУР пройдут ремонт и техническое обслуживание с целью продления ресурса. В данный момент воздушные рубежи Белоруссии охраняют 11 дивизионов С-300ПС, но большая их часть несёт службу в усечённом составе. Ввиду нехватки исправной техники и кондиционных ракет, количество пусковых установок в большинстве белорусских зрдн значительно меньше положенного по штату.

Схожие проблемы по поддержанию в рабочем состоянии несущих боевое дежурство зенитных комплексов испытывают казахстанские военные. Это государство имеет огромную неприкрытую противовоздушными средствами территорию.

Спутниковый снимок Google earth: ЗРС С-300ПС на позиции западней Астаны

По состоянию на 2015 год в силах ПВО Казахстана боевое дежурство в усечённом составе несли четыре зенитных дивизиона С-300ПС. Очевидно, нехваткой современных зенитных средств объясняется продолжающаяся эксплуатация в Казахстане ЗРК С-75 и С-200. В конце декабря 2015 года министр обороны Сергей Шойгу сообщил о завершении поставки в Казахстан пяти С-300ПС. Соглашение о безвозмездном предоставлении Казахстану зенитных систем было достигнуто в 2013 году, в рамках договора о создании совместной российско-казахстанской единой региональной зоны противовоздушной обороны. Можно так же отметить важную роль Казахстана в деле проведения совместных учений войск ПВО ОДКБ на полигоне «Сары-Шаган».

Важным российским союзником в Закавказье является Армения. В этой республике небо защищают четыре ЗРК С-125 и четыре буксируемых С-300ПТ. Большая часть противовоздушных систем размещена вокруг Еревана.

Спутниковый снимок Google earth: позиция ЗРС С-300ПТ в окрестностях Еревана

В 2015 году появилась информация о планируемой безвозмездной передаче армянским вооруженным силам ещё пяти дивизионов С-300ПТ. Предусмотрено, что данные С-300ПТ, эксплуатировавшиеся до этого в России, пройдут восстановление и модернизацию.

ПУ ЗРС С-300ПТ во время военных учений в Армении в октябре 2013 года

Поставка зенитных систем должна произойти в рамках соглашения о создании объединенной региональной системы противовоздушной обороны в Кавказском регионе ОДКБ. В этом случае армянская система ПВО станет самой мощной в регионе.

В 2011 году в Азербайджан было поставлено три дивизиона ЗРС C-300ПМУ-2 по 12 ПУ в каждом ЗРДН и 200 ракет 48Н6Е2 . Перед этим азербайджанские расчёты прошли обучение в России. После того как С-300ПМУ-2 в 2013 году приступили к несению постоянного боевого дежурства, в Азербайджане началось списание зенитных комплексов первого поколения С-75 и С-200.

За пределами СНГ наибольшее количество С-300П различных модификаций имеется в КНР. Первая партия из четырех С-300ПМУ и 120 ЗУР поставлена в Китай в1993 году. До начала поставок прошли подготовку в России несколько десятков китайских военных и гражданских специалистов. В 1994 году в КНР было дополнительно отправлено ещё 200 ракет.

ЗРС С-300ПМУ представлял собой экспортный вариант С-300ПС, в котором боевые элементы размещены на трейлерах, буксируемых трехосными седельными тягачами повышенной проходимости КрАЗ.

Разработанные в СССР многоканальные зенитные системы с твердотопливными ракетами по всем показателям превосходили китайские ЗРК HQ-2, созданные на базе С-75. В 2001 году был подписан новый контракт на поставку ещё 8 дивизионов С-300ПМУ-1 и 198 ракет 48Н6Е. Вскоре после выполнения данного контракта Китай захотел получить более совершенные ЗРС С-300ПМУ-2, обладавшие противоракетными возможностями. Заказ включал 12 дивизионов С-300ПМУ-2 и 256 ЗУР 48Н6Е2 - эти наиболее современные на тот момент зенитные системы могли поражать цели на дальности до 200 км. Поставки первых С-300ПМУ-2 в КНР начались в 2007 году.

Всего Китай получил 4 дивизиона С-300ПМУ, 8 дивизионов С-300ПМУ-1 и 12 дивизионов С-300ПМУ-2. При этом в каждом поставленном зенитном дивизионе имеется 6 ПУ. В сумме в поставленных в КНР 24 дивизионах С-300П всех модификаций имеется 144 пусковые установки зенитных ракет.

Спутниковый снимок Google earth: позиция ЗРС С-300ПМУ-2 на берегу Тайванского пролива

Основная часть имеющихся в КНР С-300П развернута вокруг важных промышленных и административных центров вдоль восточного побережья. При анализе спутниковых снимков обращает на себя внимание тот факт, что китайские ЗРС С-300П, как правило, не задерживаются долго на одном месте, активно перемещаясь по заранее подготовленным позициям. В том числе для этого используются стартовые площадки снятых с вооружения ЗРК HQ-2.

Активное военно-техническое сотрудничество между Россией и КНР привело к нелицензионному копированию Китаем современных российских образцов вооружения. Не стала исключением и зенитная система С-300П, на её базе в КНР создана HQ-9 . Экспортный вариант китайской ЗРС, известный как FD-2000 – в настоящее время является конкурентом российских противовоздушных систем большой дальности на мировом рынке вооружений. В данный момент в Китае серийно строится модернизированный вариант - HQ-9A. Благодаря совершенствованию электронного оборудования и программного обеспечения HQ-9A отличается повышенной боевой эффективностью, особенно в области противоракетных возможностей.

В силу данных обстоятельств представляется странным контракт на поставку в КНР четырёх ЗРС С-400. Данная сделка была заключена, несмотря на имевшие место в прошлом заявления, сделанные с самых высоких трибун, о том, что С-400 ни при каких обстоятельствах не подлежит продаже за рубеж до тех пор, пока в войсках ПВО России не будут заменены все старые комплексы. Совершенно очевидно, что закупка Китаем столь незначительного числа зенитных систем производится в первую очередь с целью ознакомления, выработки мер противодействия и возможного копирования. В будущем возможный ущерб для нашей страны от такого «партнёрства» может многократно перекрыть сиюминутную выгоду.

Другим владельцем С-300ПМУ-1 в 1999 году после КНР стала Греция. Первоначально заявлялось, что покупателем российских ЗРС выступает Кипр. Впоследствии С-300ПМУ-1 были перебазированы на греческий остров Крит, где в 2013 году во время учений Lefkos Aetos 2013 проводились тренировочные стрельбы. В 2015 году между российскими и греческими представителями велось обсуждение условий выделения российской стороной долговременного кредита на закупку новых ЗУР и запасных частей для зенитных систем.

ЗРС С-300ПМУ-1 на острове Крит во время учений Lefkos Aetos 2013

В настоящее время два дивизиона греческих С-300ПМУ-1 размещены в окрестностях аэродрома Казантзакис на острове Крит. В апреле 2015 года здесь прошли совместные учения с ВВС Израиля, в ходе которых израильские боевые самолёты учились бороться с С-300П.

На проходившем в августе 2003 года «МАКСе» представители Российского концерна ПВО "Алмаз-Антей" заявили о подписании контракта на поставку ЗРС С-300ПМУ-1 во Вьетнам. В 2005 году два дивизионных комплекта через госпосредника "Рособоронэкспорт" были отправлены заказчику. По мнению российских экспертов, Вьетнам усиливает свою систему ПВО в связи с обострившимися территориальными спорами с КНР. С-300ПМУ-1 должны заменить устаревшие ЗРК С-75М3 в окрестностях Ханоя и Хайфона.

В Болгарии в мае 2013 года в ходе совместных учений «Collector`s Item» израильские и американские боевые самолеты, базировавшиеся на авиабазе «Граф Игнатьево», отрабатывали приёмы борьбы с имеющимся в Болгарии С-300ПМУ.

Спутниковый снимок Google earth: позиция ЗРС С-300ПМУ в окрестностях Софии

По одному зенитному дивизиону С-300ПМУ имеется в вооруженных силах Болгарии и Словакии. Несмотря на то, что эти страны переходят на стандарты вооружения НАТО, они пока не торопятся отказываться от зенитных систем советского производства. В июне 2015 года в ходе визита в Москву премьер-министра Словакии Роберта Фицо стороны обсуждали детали контракта на ремонт и модернизацию словацкой С-300ПМУ.

ПУ словацкого С-300ПМУ

Без сомнения у американских специалистов имелась возможность детально познакомиться с греческими, болгарскими и словацкими зенитными системами. Все эти страны, имеющие на вооружении С-300П, являются членами блока НАТО. Но наиболее вопиющим фактом стала поставка в 1995 году через Белоруссию в США элементов российской ЗРС С-300ПС. Позже недостающие части системы были приобретены американцами на Украине. При покупке элементов С-300 американцев в первую очередь интересовали командный пункт 5Н63С с многофункциональным радиолокатором подсветки и наведения (РПН) 30Н6 и мобильная 3-х координатная РЛС 36Д6. Конечно, они не ставили себе цели скопировать советскую зенитную систему, вряд ли это было возможно, да, наверное, и не имело смысла. Целью спецоперации было изучение рабочих характеристик в части возможностей обнаружения, захвата и сопровождения целей с разными значениями ЭПР, а также выработка мер противодействия при борьбе с ПВО, базирующейся на С-300П. Имеющиеся в США РПН и РЛС 36Д6 в настоящий момент находятся на полигоне в пустыне Невада. Они регулярно принимают участие в проходящих в этом районе учениях ВВС США.

В 2007 году был заключён контракт на поставку в Иран пяти дивизионных комплектов ЗРС С-300ПМУ-1. Однако в 2010 году тогдашний российский президент Дмитрий Медведев в связи с введением против ИРИ по инициативе США международных санкций аннулировал данное соглашение и дал указание вернуть аванс. Это нанесло серьёзный ущерб российско-иранским отношениям и репутации России как надежного поставщика вооружений. Спор по этому поводу между Тегераном и Москвой длился около 5 лет. Наконец в апреле 2015 года президент Владимир Путин снял запрет на поставку С-300 в Иран. Ожидается, что первая партия зенитных ракетных систем будет отгружена в первой половине 2016 года. Впрочем, не вполне ясно, какой модификации будут С-300 и откуда они возьмутся. Как известно постройка С-300П всех модификаций в нашей стране прекращена несколько лет назад. На производственных мощностях, где велось строительство С-300П, в данный момент ведётся сборка ЗРС следующего поколения – С-400. Возможно, для выполнения иранского контракта будут использованы капитально отремонтированные и модернизированные С-300ПМ из тех, что имеются в наших вооруженных силах.

По мотивам ЗРС семейства С-300П в Иране осуществляется создание собственной зенитной системы большой дальности Bavar -373. Отдельные элементы иранской зенитной системы были продемонстрированы 18 апреля 2015 года во время военного парада в Тегеране.

По заявлениям высокопоставленных иранских военных разработка Bavar -373 началась после отказа России поставить С-300ПМУ-1. Якобы за несколько лет иранским специалистам удалось создать зенитную систему, по своим характеристикам превосходящую С-300П. Ожидается, что ЗРС Bavar -373 после окончания испытаний поступит на вооружение в 2017 году.

Зенитная система, во многом напоминающая С-300П, создана также в КНДР. Она была впервые продемонстрирована на военном параде в Пхеньяне в 2012 году. На западе новый северокорейский зенитный комплекс известен как KN-06.

Вызывает большие сомнения способность иранской и северокорейской науки и промышленности создавать современные зенитные системы большой дальности с ракетами, имеющими полуактивное или активное самонаведение. Но если даже иранцам или северным корейцам удалось создать вертикально стартующую из ТПК ракету с радиокомандным наведением по своим данным, сравнимую с первыми ракетами С-300ПТ – это, безусловно, является большим достижением для них.

В настоящий момент зенитные ракетные системы большой дальности С-300П и созданная на их базе С-400 составляют основу зенитно-ракетных войск ПВО России. Будучи одними из самых эффективных средств борьбы с воздушной угрозой, они в течение ближайших десятилетий будут защищать небо нашей родины. Реализованные в них уникальные технические решения служат образцом для подражания при создании ряда иностранных аналогов.

По материалам:http://pvo.guns.ru/s75/s75.htmhttp://geimint.blogspot.ru/2008/06/worldwide-sam-site-overview.htmlhttp://nvo.ng.ru/armament/2010-02-19/1_diagnoz.htmlhttp://bmpd.livejournal.com/257111.htmlhttp://www.china-defense.com

topwar.ru

ЗРК С-300 - Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ЗРК С-300 «Фаворит» Тип: Страна: История службы Годы эксплуатации: Принят на вооружение: На вооружении: История производства Конструктор: Разработан: Производитель: Годы производства: Варианты: Характеристики Снаряд: Максимальнаядальность, м: Изображения на Викискладе:
Пусковая установка С-300ПС на Тверской улице в Москве, в 2009 году
зенитно-ракетный комплекс (ЗРК)
СССР СССРРоссия Россия
1975 — настоящее время
1978

См. список пользователей

НПО «Алмаз» им. А. А. Расплетина, НПО «Антей» (С-300В)
1967 — 2005[1]
ВМП «АВИТЕК» (ракеты)
С-300ПТ с 1975, С-300ПС и С-300ПМ c 1978, по 2011.[2]
С-300п, С-300ПТ, С-300ПТ-1, С-300ПТ-1А, С-300ПС, С-300ПМ, С-300ПМУ, С-300ПМ1 (ПМУ-1), С-300ПМУ2, С-300В, С-300ВМ, С-300ВМД, C-300B4, С-300Ф, С-300ФМ.
зенитная управляемая ракета
40—200 (300) км (по аэродинамической цели),5—40 км[3] (по баллистической цели)
ЗРК С-300 «Фаворит»

С-300 «Фаворит» (индекс заказчика: 35Р6, 70Р6, 75Р6, 9К81, 3М-41) — семейство зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), способных поражать различные цели на высотах: от меньших, чем возможная высота полёта — до превышающих потолок высоты[4] для целей; на дальностях: от нескольких километров — до 75-200 километров, в зависимости от типа применяемых элементов семейства С-300 и, в частности, ракет-перехватчиков[5].

Предназначена для обороны крупных промышленных и административных объектов, военных баз и пунктов управления от ударов средств воздушно-космического нападения противника. Способна поражать баллистические и аэродинамические цели. Стала первой многоканальной зенитной ракетной системой, способной сопровождать каждым комплексом (ЗРК) до шести целей и наводить по ним до двенадцати ракет. При создании средств управления (СУ), состоящих из пункта боевого управления и радиолокатора обнаружения, решили задачу автоматической завязки трасс до ста целей и эффективного управления дивизионами, расположенными на расстоянии 30-40 км от СУ. Впервые была создана система с полной автоматизацией боевой работы. Все задачи — обнаружения, сопровождения, целераспределения, целеуказания, отработки целеуказания, захвата цели, её сопровождения, захвата, сопровождения и наведения ракет, оценки результатов стрельбы — система способна решать автоматически с помощью цифровых вычислительных средств. Функции оператора заключаются в контроле над работой средств и осуществлении пуска ракет. В сложной обстановке возможно ручное вмешательство в ход боевой работы. Ни одна из предыдущих систем этими качествами не обладала[6]. Вертикальный старт ракет обеспечивал обстрел целей, летящих с любого направления без разворота пусковой установки в направлении стрельбы.[7] Современные модификации (с 97 года представлено публично) одним комплектом мо

encyclopaedia.bid