Зенитный ракетный комплекс С-25 «Беркут» (Россия). С 25 беркут


Бывшие стартовые позиции ЗРК С-25 «Беркут» - Военные объекты

С-25 Бе́ркут (по классификации МО США и НАТО — SA-1 Guild) — стационарная зенитно-ракетная система (ЗРС). Была принята на вооружение в СССР в 1955 году. Предназначалась для обороны Москвы от ударов средств воздушного нападения противника. Являлась одной из первых принятых на вооружение ЗРС.

В конце 40-х годов XX века Советскому Союзу потребовалась комплексная защита Москвы от возможных массированных воздушных атак. Так в стране началось осуществление одного из наиболее сложных и дорогостоящих на то время проектов по созданию ракетной системы ПВО, управляемой с помощью радиолокационной сети. Решение о создании этой системы было принято в августе 1950 года.

Организация работ по системе «Беркут» была возложена на Третье главное управление (ТГУ) при Совете министров СССР. Её курировал Л. П. Берия.

Военные части, оснащённые комплексами С-25, располагались на расстоянии 75-85 км от Москвы (на расстоянии 10-15 км друг от друга). Такие военные части представляли собой достаточно большие по площади объекты, обслуживаемые большим количеством личного состава. Основным видом маскировки военных частей С-25 было расположение в лесных массивах, кроны деревьев которых прятали от посторонних глаз целые улицы военных частей. Позже зоны ответственности всех полков С-25 были разбиты на четыре равных сектора, в каждом из которых находилось 14 зенитных ракетных полков ближнего и дальнего эшелонов. Каждые 14 полков образовывали корпус. Четыре корпуса составили 1-ю армию ПВО особого назначения. В 1990-е годы большинство частей С-25 были расформированы. Сейчас на их территориях располагаются дачные участки.

В Дороховском районе Московской области находится одна из 56 бывших стартовых позиций ЗРК С-25. Была принята на вооружение в 1955 году. В связи с тем, что рядом до сих пор действующая позиция С-300 и снятые с вооружения система ПРО на территории сохранились постройки старой инфраструктуры: взводные бункеры характерные для всех елок. Один очень интересно стилизован под опасный объект. Очень много мелких наблюдательных точек, огромных закапанных емкостей для воды. Довольно хорошо сохранились стартовые позиции С-25 с ограждениями.

Рядом расположен Центральный Радиолокатор Наведения Зенитно Ракетного Комплекса С-25 "Беркут"

На позициях комплексов станция Б-200 - (ЦРН), функционально связанная с пусковыми установками ЗУР, располагалась в полузаглубленном железобетонном сооружении, рассчитанном на выживание при прямом попадании 1000-кг фугасной авиабомбы, обвалованном землей и замаскированном травяным покрытием. Для высокочастотной аппаратуры, многоканальной части локатора, командного пункта комплекса, рабочих мест операторов и мест отдыха дежурных боевых смен были предусмотрены отдельные помещения. Две антенны визирования целей и четыре антенны передачи команд размещались в непосредственной близости от сооружения на бетонированной площадке. Поиск, обнаружение, сопровождение воздушных целей и наведение на них ракет каждым комплексом Системы осуществлялись в фиксированном секторе 60 х 60 градусов.

В настоящее время и военная часть и пункт наведения заброшены и никем не охраняются, состояние плохое. Предпринимались попытки по восстановлению части на территории компекса, но эти попытки не увенчались успехом.

Edited February 1, 2013 by kristovooo

www.nakop.ru

Немецкие корни зенитных ракет или немецкий щит Москвы ЗРК С-25 "Беркут"

  • Rolls-Royce создала самый мощный редуктор для турбовентиляторных двигателей

    Мощность передаваемая планетарным редуктором 100000 л.с. Разработка осуществлялась в немецком филиале Rolls-Royce в городе Dahlewitz.…

  • Настоящий патриот должен петь Warjag по-немецки!

    Рудольф Грейнц Der "Warjag" Auf Deck, Kameraden, all auf Deck! Heraus zur letzten Parade! Der stolze 'Warjag' ergibt sich nicht, Wir brauchen…

  • Самый ценный ракетный немец Bernhard Gerhardt вернувшийся в Германию в 1957 году

    Gerhardt, Bernhard Credit: www.spacefacts.de German engineer, member of Rocket Team in the Soviet Union after WW2. Kept there until 1957, the…

  • Зорге поработавший на Германию, на СССР и на США или немецкий след в ЗРК С-25 "Беркут"

    ЗРК С-25 "Беркут" - ракета и ее странная антенная система Тем временем работала программа "Возвращение Дракона" (Dragon Returnee Program) по…

  • Как советские немцы проиграли ракетную гонку американским немцам

    Двухступенчатая ракета Bumper в полете Мавр сделал свое дело… То было время, когда Россия чуть не стала "родиной слонов". Шла суровая борьба с…

  • Кто такой Вернер Баум?

    Группа специалистов Баума — 24 человека; Завод № 500…

  • Глушко - тормоз или истоки "ракетного" конфликта Глушко - Королев и немного о Григории Листе

    "Иногда проявлял непонятное упрямство" "В мой кабинет вошли два офицера: в полковнике я сразу узнал Валентина Петровича Глушко, а другой коротко…

  • Как немцы помогали Сталину разведматериалы из США в атомную бомбу превращать

    Важнейшую роль в хищении атомных секретов сыграл инженер-полковник Артур Адамс, с 30-х годов резидент советской военной разведки в США. За 10 лет…

  • И топливе на основе перекиси водорода для ракет, о радиоуправляемых торпедах и ракетах земля-воздух

    Шульце-Бойзен и его люди были в курсе огромного числа германских директив и планов военного строительства, включая приказы о задачах добровольческих…

  • is2006.livejournal.com

    С-25 «Беркут» (Московская область) / Военное

    Постройки военного городка. Здесь вы увидите столовую, различные склады, солдатскую баню и строение автопарка. Расположенные рядом дома офицеров ныне открыты и можно пройти внутрь: хозяев уже давно нет. Там можно столкнуться с так называемым феноменом остановившегося времени в духе писателей-фантастов: офицерский китель на вешалке, записная книжка в прихожей, игрушки, книжки и школьные тетрадки в детских комнатах и т. д.

    Желательно взять с собой фонари, если хотите осмотреть внутренние помещения: как несложно догадаться, электропитание и освещение в постройках отсутствует.

    История:

    В 1950—1955 гг. была разработана и развернута вокруг Москвы практически непреодолимая для авиации зенитно-ракетная система противовоздушной обороны — два кольца зенитных ракетных комплексов. Решение о создании этой системы было принято правительством в августе 1950 г. Сталин поставил задачу сделать оборону Москвы такой, чтобы через нее не мог проникнуть ни один самолет. Создание непроницаемой московской системы ПВО, наряду с атомным оружием и средствами его доставки — баллистическими ракетами, стало одной из важнейших государственных оборонных задач. Для ее решения были приняты особые меры. Сразу стоит заметить, почему ПВО должны были прикрывать в первую очередь Москву. Объяснение здесь видится достаточно простым: все руководство Государством, а стало быть и вооруженными силами, было централизованным, т. е., осуществлялось из Москвы. Естественно, что противник при нападении на СССР стремился бы любыми силами и как можно быстрее уничтожить центр управления государством и армией – тем самым обезглавить страну. Организация работ по системе «Беркут» (так была названа будущая система ПВО Москвы) была возложена на специально для этого образованное в аппарате Л. П. Берии управление, вскоре преобразованное в Третье главное управление (ТГУ) при Совете министров СССР. В составе министерства вооружений, в обстановке глубочайшей секретности, создается головная организация по разработке системы — мощное Конструкторское бюро N° 1 (КБ-1 (ныне это – НПО «Алмаз») ). Его начальником становится заместитель министра вооружений К. М. Герасимов. Главными конструкторами «Беркута» назначаются известный с довоенных лет специалист в области радиотехники П. Н. Куксенко и окончивший только в 1947 г. факультет радиолокации Военной академии связи С. Л. Берия. Заместителем главного конструктора «Беркута» был назначен А. А. Расплетин (который позже станет генеральным конструктором С-25 «Беркут» и других, более поздних систем). Вопреки веками установившемуся порядку создания оружия, военные в разработке «Беркута» не выступали заказчиками. Разработка проводилась в режиме строжайшей секретности, в том числе — это трудно себе сегодня представить — и от высших руководителей министерства обороны. Конечно, сам факт работы над новой огромной системой ПВО от них не скрывался, да и не мог быть скрыт. Но существо работ по «Беркуту» держалось в тайне. В соответствии с указанием Сталина, система ПВО Москвы должна была обладать возможностью отражения массированного налета авиации противника с участием до 1 200 самолетов. Возможно, данные о вероятности нападения такого количества самолетов, предоставили ему специалисты, а может быть, Сталин находился под впечатлением сведений о налетах англо-американской авиации на Германию в конце Второй мировой войны. Как известно, в этих налетах участвовали авиагруппы по 12 — 22 и более самолетов, при этом в одном вылете принимало участие до 1 200 самолетов. Расчеты показали, что для создания надежной системы круговой обороны Москвы от воздушного нападения потребуется 56 многоканальных зенитных ракетных комплексов с РЛС секторного обзора и пусковыми установками ракет, размещенных на двух кольцах. На внутреннем кольце, на расстоянии 45-50 километров от центра Москвы, было намечено разместить 22 комплекса, на внешнем кольце, на расстоянии 85-90 километров, — 34 комплекса. Комплексы должны были располагаться на расстоянии 12-15 километров друг от друга, так, чтобы сектор огня каждого из них перекрывал сектора комплексов, находящихся слева и справа, создавая сплошное поле поражения. Позже, при передаче системы войскам, зоны ответственности всех полков были разбиты на четыре равных сектора, в каждом из которых находилось 14 зенитных ракетных полков ближнего и дальнего эшелонов. Каждые 14 полков образовывали армейский корпус. Система из 56 комплексов стала основой Первой армии ПВО особого назначения. Радиолокационной станции секторного обзора 10-сантиметрового диапазона был присвоен индекс Б-200. Комплекс сооружений с радиолокатором Б-200 в конструкторской документации получил название ЦРН (центральный радиолокатор наведения), в войсковой документации — РТЦ (радиотехнический центр). Пятидесяти шести станциям Б-200 предстояло решать все задачи по обнаружению воздушных целей и наведению на них ракет В-300 в границах своих секторов. Каждая станция, имея двадцать стрельбовых каналов, должна была обеспечивать одновременное наблюдение за двадцатью целями и наводить на них до двадцати ракет. Впервые одна станция должна была производить обзор пространства, сопровождать цели и наводить ракеты. Разработка системы велась невероятными темпами. От начала выпуска технической документации до изготовления экспериментальных образцов проходило не более двух месяцев. Работали, как правило, допоздна, иногда — ночами и без выходных. Работая круглосуточно, конструкторы требовали того же и от летчиков, совершающих облеты станции. Подмосковная погода не баловала, и тогда был образован специальный летный отряд, укомплектованный первоклассными летчиками. Под их ответственность, им разрешалось летать в любую погоду. Они летали в самых невероятных климатических условиях. К счастью, аварий удалось избежать. Эти бесстрашные люди делали все, чтобы конструкторы смогли в кратчайший срок выполнить свою программу. Разработка и производство станции Б-200 шли одновременно. 20 сентября 1952 года опытный образец Б-200 был разобран, погружен в железнодорожный эшелон и отправлен на полигон Капустин Яр для стрельбовых испытаний с ракетами В-300. Таким образом, с момента постановки задачи создать совершенно новый вид вооружений — систему зенитного управляемого оружия и рождения идей, положенных в основу ее решения, до проведения стрельб по самолетам-мишеням прошло менее трех лет. Возможность такого сегодня нельзя представить не только наяву, но и во сне! 25 мая 1953 года управляемой ракетой был впервые сбит самолет-мишень ТУ-4. Он упал неподалеку, и все начальники, и испытатели поехали осматривать место его падения. Радость была такая, что, позабыв об опасности, люди расхаживали вблизи остатков самолета. Вдруг раздался взрыв. Все бросились на землю. К счастью, никто не пострадал — взорвался элемент гидросистемы. Однако впоследствии доступ к сбитым самолетам был запрещен. В 1953 году по настоянию группы военных, указывавших на чрезмерную сложность эксплуатации системы и ее низкую эффективность, были проведены сравнительные испытания зенитной артиллерии и системы «Беркут». Сначала по мишеням стреляли артиллеристы. Казалось, все небо заволокло разрывами зенитных снарядов, однако радиоуправляемые мишени пролетели сквозь эти разрывы без потерь. После этого «в бой» вступили ракетчики. На глазах у всех первая же мишень были сбита первой же ракетой. Лишь после этих сравнительных стрельб у артиллеристов отпали последние сомнения в эффективности зенитного управляемого ракетного оружия. Программа комплексных испытаний «Беркута» была завершена. Однако после смерти Сталина и ареста Берии наступило затишье. Никто в новом руководстве СССР не мог принять решения о ее дальнейшей судьбе. Наконец, решили провести так называемые контрольные испытания, не предусмотренные программой. Повлияли три фактора. Во-первых, степень секретности работ была такова, что многие руководители высокого ранга не знали о том, что за система создается. Во-вторых, недоверие к Берии и его людям, курировавшим систему, было слишком велико. В третьих, со стороны гражданских и военных, были как сторонники, так и противники принятия системы на вооружение. Кроме того, к срочному проведению испытаний подтолкнули события 29 апреля 1954 года. Это был, пожалуй, самый неприятный день советской ПВО… В тот день три американских бомбардировщика В-47 вторглись в пределы СССР и вышли… на рубеж Новгород-Смоленск-Киев. Как считают специалисты, с оружием на борту, не исключено, что и с ядерным. Но что могла противопоставить им отечественная ПВО? Вышли В-47 на высоте, недосягаемой для зенитной артиллерии и самолетов-перехватчиков. Во второй половине 1954 года на полигоне Капустин Яр был развернут полномасштабный штатный комплекс системы С-25, после чего 1 октября 1954 года начались государственные испытания системы с ракетой 205, а с 30 октября этого же года — государственные испытания системы с ракетой 207. Для их проведения была назначена комиссия, в которую вошли генеральные и главные конструкторы, представители министерств и ведомств. Сразу после проведения завершающего этапа начались бурные дебаты членов госкомиссии о том, принимать или не принимать систему С-25 на вооружение. Все военные члены комиссии считали, что система настолько сложна, что принимать ее сразу на вооружение не следует. Надо принять в опытную эксплуатацию на один год, а после этого, без дополнительных испытаний, передать ее на вооружение и поставить на боевое дежурство. Эту точку зрения разделяли председатель государственной комиссии маршал Николай Яковлев и главнокомандующий Войсками ПВО страны Маршал Советского Союза Сергей Бирюзов. Гражданские члены комиссии во главе с начальником Военно-промышленной комиссии Василием Рябиковым, академиком Александром Щукиным, генеральными конструкторами Расплетиным и Лавочкиным считали, что систему надо сразу принимать на вооружение и ставить на боевое дежурство, а войска следует обучать прямо во время несения боевого дежурства. Разделившись на две группы, государственная комиссия так и не смогла прийти к единому решению, и Хрущеву были изложены две точки зрения. На заседании Совета обороны СССР о результатах госиспытаний докладывал маршал Яковлев. Он объективно рассказал о достоинствах системы, но одновременно доложил и о том, что войска еще не освоили сложной техники, а потому систему С-25 еще нельзя принимать на вооружение и ставить на боевое дежурство. Итоги заседания подвел Никита Хрущев. Его мнение было таково: если техника готова, то нечего тянуть время — надо принимать ее на вооружение как можно скорее. А на боевое дежурство ее можно будет поставить после года эксплуатации. Приехавший с заседания Совета обороны Расплетин рассказал: «Были заслушаны военные и мы. Хрущев подвел итоги: техника новая, надо военным не бояться, а принимать ее в эксплуатацию». Система С-25 была принята на вооружение Советской Армии. Хрущеву никто не стал возражать. 7 мая 1955 года постановлением ЦК КПСС и правительства система С-25 была принята на вооружение. Столица загородилась ракетным частоколом. Потребовалось всего чуть больше четырех с половиной лет! Именно этой дате посвящено основание данного тайника – 50-летию принятия на вооружение первого зенитного управляемого ракетного оружия. Впервые ракеты комплекса (В-300) были открыто показаны на военном параде 7 ноября 1960г. Она заняла место в классификации США как SA-1 и НАТО как “Guild”. И еще один момент. Иностранные, в частности, американские источники (к примеру тот же Globalsecurity. org), хотя и отмечают, что комплекс С-25 «Беркут» представлял собой в свое время олицетворение современнейших технологий, но все же неустанно повторяют, что комплекс был безумно громоздким, технически несовершенным, неориентированным на борьбу с перспективными самолетами НАТО. Оставим эти утверждения на их совести, заметив лишь, что комплекс простоял на вооружении 30 (!) лет и после первого мая 1960 г., когда под Свердловском С-75 (перевозимые зенитные ракетные системы на базе С-25) сбила считавшийся американцами неуязвимым высотный самолет-разведчик U-2, пилотировавшийся Пауэрсом, количество желающих проверить надежность советского комплекса свелось к нулю. Несмотря на давность разработки, многие характеристики ЗРС С-25 остались уникальными и по сей день. До сих пор нигде в мире нет ЗРС, способных автономно обнаруживать и сопровождать одновременно 20 целей, наводя на них 20 ракет.

    Текст (с) Hurrier9000.

    urban3p.ru

    Зенитный ракетный комплекс С-25 «Беркут» (Россия)

    Стратегическая система ПВО С-25 «Беркут» (SA-1 «Guild» по классификации НАТО) предназначалась для обороны Москвы от воздушных налетов, в которых могло участвовать до 1000 бомбардировщиков. В соответствии с тактико-техническими требованиями необходимо было разработать Центр управления, который обеспечивал бы нацеливание ракет на 20 бомбардировщиков, совершающих полет на скорости до 1200 км/ч на дальностях до 35 км и на высотах от 3 до 25 км. Работы по системе «Беркут» были распределены между несколькими специальными КБ. ОКБ-301, возглавляемое С. Лавочкиным, была поручена разработка ассоциированной ракеты В-300 (заводской индекс «205»). В ней широко использовались германские технологии, но она отличалась от предыдущей системы Р-101.

    Ракета В-300 была одноступенчатой, выполненной по аэродинамической схеме «утка»: воздушные рули размещались в носовой части корпуса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях впереди двух крыльев, установленных в тех же плоскостях на средней части корпуса. Цилиндрический корпус диаметром 650 мм расчленялся на 7 отсеков. В хвостовом устанавливался четырехкамерный ЖРД Ш9-29 с вытеснительной системой подачи, развивавший тягу 9000 кг. На специальной ферме в хвостовой части корпуса крепились газовые рули. Стартовая масса ракеты - 3500 кг. Старт ЗУР производился вертикально со специального пускового стола.

    РЛС Б-200 обеспечивала сопровождение как цели, так и ракеты, и выдавала на ракету команды управления. Антенные системы РЛС Б-200 осуществляли сканирование пространства в азимутальной и угломестной плоскостях. РЛС измеряла три координаты, необходимые для формирования команд управления ракетой. Ракета была оснащена неконтактным взрывателем, который срабатывал на конечной фазе перехвата, система не имела возможности подрыва по команде. Осколочно-фугасная боевая часть Е-600 должна была поражать самолет противника с расстояния до 75 м.

    Испытательные пуски ракет В-300 начались в июне 1951 г., т. е. менее чем через год после начала программы. В течение года на ракетном полигоне Капустин Яр было запущено около 50 указанных ракет. Начальные пуски были связаны главным образом с аэродинамическими и компонентными испытаниями, поскольку РЛС Б-200 не была доставлена на полигон Капустин Яр до конца 1952 г. Испытания системы в полном составе начались в мае 1953 г., когда бомбардировщик Ту-4 был сбит ракетой В-300 на высоте 7 км. Выбор типа цели был не случаен, самолет Ту-4 был копией американского Б-29, сбросившего атомные "бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Уточняющие серийные образцы ракет были испытаны в 1954 г., включая одновременный перехват 20 целей.

    После смерти И. В. Сталина в руководстве программы «Беркут» произошли значительные изменения. СБ-1 было выведено из подчинения КГБ, Л. Берия был арестован, С. Берия снят с работы, а СБ-1 переименовано в КБ-1 Министерства сельскохозяйственного машиностроения. Главный конструктор НИИ-108 А. Расплетин был переведен в КБ-1 и возглавил программу «Беркут», которая была переименована в программу С-25 «Беркут».

    Под названием С-25 «Беркут» система была принята на вооружение и начато ее серийное производство и развертывание. Наиболее дорогостоящим элементом системы были пусковые позиции и необходимая дорожная сеть. Было решено создать вокруг Москвы два кольца ракетных полков: одно кольцо на расстоянии 85-90 км от центра города для нанесения решающего удара против бомбардировщиков, а другое - на расстоянии 45-50 км для уничтожения бомбардировщиков, прорвавшихся через первое кольцо. С целью обеспечения доступа к пусковым позициям были построены две кольцевые дороги. По оценкам американской разведки, на строительство этих дорог и пусковых позиций в 1953-1955 гг. было израсходовано годовое производство бетона.

    Строительство началось летом 1953 г. и закончилось в 1958 г. На внутреннем кольце были развернуты 22 зенитных полка, а на внешнем - 34, т. е. всего 56 полков. Каждая пусковая позиция состояла из четырех функциональных секций-зон: пусковой, радиолокационной, административно-жилищно-технической и энергетической трансформаторной подстанции. На территории пусковой зоны площадью более 140 га имелась развитая сеть подъездных путей и 60 пусковых установок. На расстоянии примерно 1,5 км в бункере размещался командный пункт, занимающий территорию примерно 20 га. На территории пункта находилась РЛС В-200, включающая азимутальную РЛС и высотомер. В бункере была развернута основная БЭСМ и 20 постов управления. Каждый полк имел в своем составе около 30 офицеров и 450 рядовых. На каждом объекте находилось по три ракеты с ядерной боевой частью, имеющей тротиловый эквивалент около 20 кт. Такая ракета могла уничтожать все цели, находящиеся в радиусе 1 км от точки подрыва и должна была применяться в случае массированных налетов с применением носителей ядерного оружия.

    Конфигурация позиции позволяла полку поражать 20 целей одновременно. По-видимому, на первом этапе каждый полк мог обстреливать 20 целей 20 ракетами В-300. После усовершенствования системы обстрел мог вестись тремя ракетами по одной цели, что значительно увеличило вероятность поражения. В дополнение к пусковым позициям 56 полков были построены шесть оборонных зон вдоль внутренней кольцевой дороги. Позиции системы С-25 поддерживались большим количеством РЛС системы ПВО страны, которые обеспечивали раннее предупреждение и первоначальную информацию по целям. Специально для этих целей НИИ-224 была разработана обзорная РЛС А-100, но могли использоваться и другие РЛС дальнего обнаружения. Развертывание системы С-25 совпало с существенным ростом радиолокационной сети ПВО, в частности, в период 1950-1955 гг. производство радиолокационных средств увеличилось в четыре раза.

    Серийное производство системы С-25 «Беркут» началось в 1954 г. К 1959 г. было произведено всего примерно 32 тысячи ракет В-300. Это в 20 раз превышало масштабы строительства баллистических ракет за тот же период. Впервые ЗУР В-300 открыто показали на параде 7 ноября 1960 г. Система С-25 «Беркут» по масштабам и времени строительства была примерно сравнима с американской системой Nike-Ajax. В США было произведено 16 тысяч ракет и развернуто 40 дивизионов, в СССР - 32 тысячи и развернуто 56 полков. Первый дивизион системы Nike-Ajax был развернут недалеко от Вашингтона в декабре 1953 г., несколько раньше, чем в Московском округе ПВО. Большие масштабы производства и развертывания системы С-25 в СССР частично объясняются более простой системой наведения, обеспечивающей перехват одной цели тремя ракетами для достижения приемлемого уровня поражения. Технические параметры обеих систем были примерно одинаковыми, дальность действительного поражения составляла 40-45 км. Однако ракета В-300 была в три раза тяжелее американской, частично из-за большей массы боеголовки, но главным образом - из-за использования менее эффективной одноступенчатой конструкции в отличие от двухступенчатой ракеты системы Nike-Ajax. В обоих случаях эти системы были быстро заменены более сложными: Nike-Hercules в США и С-75 «Двина» в СССР.

    Как и многие первые ракетные системы оружия, система С-25 «Беркут», которую Н. С. Хрущев называл «московский частокол», имела очевидные недостатки еще на стадии развертывания. Средства системы были равномерно распределены по периферии Москвы без усиления наиболее вероятных направлений нападения (Северного и Западного). Недостаточная плотность огня могла не предотвратить прорыва превосходящих сил или оборона могла быть прорвана еще до подхода основных сил бомбардировочной авиации. Хотя система никогда не использовалась в боевом режиме, нет оснований считать, что С-25 «Беркут» была хорошо защищена от средств РЭБ. В то время как авиация США и Великобритании получила значительный боевой опыт использования средств РЭБ во время второй мировой войны и в Корее, в СССР они были в зачаточном состоянии.

    Это обусловливало слабую защиту системы С-25 «Беркут» от электронного подавления и других методов РЭБ. Выбор фиксированной конфигурации боевых позиций ограничивал развитие системы и ее усовершенствование. Огромные командные бункеры, приспособленные для размещения на них антенной системы РАС Б-200, ограничивали азимутальные возможности станции. Система С-25 «Беркут» могла поражать дозвуковые цели, летящие со скоростью до 1000 км/ч, хотя на. вооружении появились бомбардировщики со сверхзвуковой скоростью. И наконец, в середине 50-х годов в США и СССР были разработаны ракеты, запускаемые вне зоны поражения ПВО: американская AGM-28F «Hound Dog» и советская Х-20 (AS-3 «Kangaroo»). Они представляли угрозу, поскольку имели значительно меньшую отражающую РЛ-поверхность и могли запускаться за пределами зоны поражения системы С-25 «Беркут». Недостатки и большая стоимость системы С-25 «Беркут» стали причиной отказа от развертывания ее вокруг Ленинграда. Система С-25 состояла на вооружении почти 30 лет, хотя ее эффективность продолжала падать. В 80-х годах на смену ей пришла система С-300П (SA-10 «Grumble»).

    www.dogswar.ru

    Зенитный ракетный комплекс С-25 Беркут

    Стратегическая система ПВО С-25 «Беркут» (SA-1 «Guild» по классификации НАТО) предназначалась для обороны Москвы от воздушных налетов, в которых могло участвовать до 1000 бомбардировщиков. В соответствии с тактико-техническими требованиями необходимо было разработать Центр управления, который обеспечивал бы нацеливание ракет на 20 бомбардировщиков, совершающих полет на скорости до 1200 км/ч на дальностях до 35 км и на высотах от 3 до 25 км. Работы по системе «Беркут» были распределены между несколькими специальными КБ. ОКБ-301, возглавляемое С. Лавочкиным, была поручена разработка ассоциированной ракеты В-300 (заводской индекс «205»). В ней широко использовались германские технологии, но она отличалась от предыдущей системы Р-101.

    Ракета В-300 была одноступенчатой, выполненной по аэродинамической схеме «утка»: воздушные рули размещались в носовой части корпуса в двух взаимно перпендикулярных плоскостях впереди двух крыльев, установленных в тех же плоскостях на средней части корпуса. Цилиндрический корпус диаметром 650 мм расчленялся на 7 отсеков. В хвостовом устанавливался четырехкамерный ЖРД Ш9-29 с вытеснительной системой подачи, развивавший тягу 9000 кг. На специальной ферме в хвостовой части корпуса крепились газовые рули. Стартовая масса ракеты - 3500 кг. Старт ЗУР производился вертикально со специального пускового стола.

    РЛС Б-200 обеспечивала сопровождение как цели, так и ракеты, и выдавала на ракету команды управления. Антенные системы РЛС Б-200 осуществляли сканирование пространства в азимутальной и угломестной плоскостях. РЛС измеряла три координаты, необходимые для формирования команд управления ракетой. Ракета была оснащена неконтактным взрывателем, который срабатывал на конечной фазе перехвата, система не имела возможности подрыва по команде. Осколочно-фугасная боевая часть Е-600 должна была поражать самолет противника с расстояния до 75 м.

    Испытательные пуски ракет В-300 начались в июне 1951 г., т. е. менее чем через год после начала программы. В течение года на ракетном полигоне Капустин Яр было запущено около 50 указанных ракет. Начальные пуски были связаны главным образом с аэродинамическими и компонентными испытаниями, поскольку РЛС Б-200 не была доставлена на полигон Капустин Яр до конца 1952 г. Испытания системы в полном составе начались в мае 1953 г., когда бомбардировщик Ту-4 был сбит ракетой В-300 на высоте 7 км. Выбор типа цели был не случаен, самолет Ту-4 был копией американского Б-29, сбросившего атомные "бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Уточняющие серийные образцы ракет были испытаны в 1954 г., включая одновременный перехват 20 целей.

    После смерти И. В. Сталина в руководстве программы «Беркут» произошли значительные изменения. СБ-1 было выведено из подчинения КГБ, Л. Берия был арестован, С. Берия снят с работы, а СБ-1 переименовано в КБ-1 Министерства сельскохозяйственного машиностроения. Главный конструктор НИИ-108 А. Расплетин был переведен в КБ-1 и возглавил программу «Беркут», которая была переименована в программу С-25 «Беркут».

    Под названием С-25 «Беркут» система была принята на вооружение и начато ее серийное производство и развертывание. Наиболее дорогостоящим элементом системы были пусковые позиции и необходимая дорожная сеть. Было решено создать вокруг Москвы два кольца ракетных полков: одно кольцо на расстоянии 85-90 км от центра города для нанесения решающего удара против бомбардировщиков, а другое - на расстоянии 45-50 км для уничтожения бомбардировщиков, прорвавшихся через первое кольцо. С целью обеспечения доступа к пусковым позициям были построены две кольцевые дороги. По оценкам американской разведки, на строительство этих дорог и пусковых позиций в 1953-1955 гг. было израсходовано годовое производство бетона.

    Строительство началось летом 1953 г. и закончилось в 1958 г. На внутреннем кольце были развернуты 22 зенитных полка, а на внешнем - 34, т. е. всего 56 полков. Каждая пусковая позиция состояла из четырех функциональных секций-зон: пусковой, радиолокационной, административно-жилищно-технической и энергетической трансформаторной подстанции. На территории пусковой зоны площадью более 140 га имелась развитая сеть подъездных путей и 60 пусковых установок. На расстоянии примерно 1,5 км в бункере размещался командный пункт, занимающий территорию примерно 20 га. На территории пункта находилась РЛС В-200, включающая азимутальную РЛС и высотомер. В бункере была развернута основная БЭСМ и 20 постов управления. Каждый полк имел в своем составе около 30 офицеров и 450 рядовых. На каждом объекте находилось по три ракеты с ядерной боевой частью, имеющей тротиловый эквивалент около 20 кт. Такая ракета могла уничтожать все цели, находящиеся в радиусе 1 км от точки подрыва и должна была применяться в случае массированных налетов с применением носителей ядерного оружия.

    Конфигурация позиции позволяла полку поражать 20 целей одновременно. По-видимому, на первом этапе каждый полк мог обстреливать 20 целей 20 ракетами В-300. После усовершенствования системы обстрел мог вестись тремя ракетами по одной цели, что значительно увеличило вероятность поражения. В дополнение к пусковым позициям 56 полков были построены шесть оборонных зон вдоль внутренней кольцевой дороги. Позиции системы С-25 поддерживались большим количеством РЛС системы ПВО страны, которые обеспечивали раннее предупреждение и первоначальную информацию по целям. Специально для этих целей НИИ-224 была разработана обзорная РЛС А-100, но могли использоваться и другие РЛС дальнего обнаружения. Развертывание системы С-25 совпало с существенным ростом радиолокационной сети ПВО, в частности, в период 1950-1955 гг. производство радиолокационных средств увеличилось в четыре раза.

    Серийное производство системы С-25 «Беркут» началось в 1954 г. К 1959 г. было произведено всего примерно 32 тысячи ракет В-300. Это в 20 раз превышало масштабы строительства баллистических ракет за тот же период. Впервые ЗУР В-300 открыто показали на параде 7 ноября 1960 г. Система С-25 «Беркут» по масштабам и времени строительства была примерно сравнима с американской системой Nike-Ajax. В США было произведено 16 тысяч ракет и развернуто 40 дивизионов, в СССР - 32 тысячи и развернуто 56 полков. Первый дивизион системы Nike-Ajax был развернут недалеко от Вашингтона в декабре 1953 г., несколько раньше, чем в Московском округе ПВО. Большие масштабы производства и развертывания системы С-25 в СССР частично объясняются более простой системой наведения, обеспечивающей перехват одной цели тремя ракетами для достижения приемлемого уровня поражения. Технические параметры обеих систем были примерно одинаковыми, дальность действительного поражения составляла 40-45 км. Однако ракета В-300 была в три раза тяжелее американской, частично из-за большей массы боеголовки, но главным образом - из-за использования менее эффективной одноступенчатой конструкции в отличие от двухступенчатой ракеты системы Nike-Ajax. В обоих случаях эти системы были быстро заменены более сложными: Nike-Hercules в США и С-75 «Двина» в СССР.

    Как и многие первые ракетные системы оружия, система С-25 «Беркут», которую Н. С. Хрущев называл «московский частокол», имела очевидные недостатки еще на стадии развертывания. Средства системы были равномерно распределены по периферии Москвы без усиления наиболее вероятных направлений нападения (Северного и Западного). Недостаточная плотность огня могла не предотвратить прорыва превосходящих сил или оборона могла быть прорвана еще до подхода основных сил бомбардировочной авиации. Хотя система никогда не использовалась в боевом режиме, нет оснований считать, что С-25 «Беркут» была хорошо защищена от средств РЭБ. В то время как авиация США и Великобритании получила значительный боевой опыт использования средств РЭБ во время второй мировой войны и в Корее, в СССР они были в зачаточном состоянии.

    Это обусловливало слабую защиту системы С-25 «Беркут» от электронного подавления и других методов РЭБ. Выбор фиксированной конфигурации боевых позиций ограничивал развитие системы и ее усовершенствование. Огромные командные бункеры, приспособленные для размещения на них антенной системы РАС Б-200, ограничивали азимутальные возможности станции. Система С-25 «Беркут» могла поражать дозвуковые цели, летящие со скоростью до 1000 км/ч, хотя на. вооружении появились бомбардировщики со сверхзвуковой скоростью. И наконец, в середине 50-х годов в США и СССР были разработаны ракеты, запускаемые вне зоны поражения ПВО: американская AGM-28F «Hound Dog» и советская Х-20 (AS-3 «Kangaroo»). Они представляли угрозу, поскольку имели значительно меньшую отражающую РЛ-поверхность и могли запускаться за пределами зоны поражения системы С-25 «Беркут». Недостатки и большая стоимость системы С-25 «Беркут» стали причиной отказа от развертывания ее вокруг Ленинграда. Система С-25 состояла на вооружении почти 30 лет, хотя ее эффективность продолжала падать. В 80-х годах на смену ей пришла система С-300П (SA-10 «Grumble»).

    militaryarticle.ru

    Зенитная ракетная система С-25 (SA-1) Беркут

    Вступительное слово.

    С момента создания в феврале 2003 года сайта www.c25.ru прошло семь лет. Многое изменилось за это время в стране, в технологиях, в личной жизни. За прошедшие время множество людей заинтересовалось зенитным ракетным комплексом С25. Множество людей побывало на заброшенных ныне объектах, в сети размещены тысячи фотографий и текстов, в Подмосковье, стараниями энтузиастов построен памятник зенитной ракете, сняты несколько фильмов. Семь лет назад, гуляя по заросшим деревьями бетонным дорогам подмосковных стартовых позиций С25 об этом нельзя было и подумать.

    К сожалению не только хорошее произошло за это время. Большинство строений и сооружений сейчас разрушено, практически не осталось, сколько ни будь, интересных артефактов, свидетельствующих об истории комплекса С25, доступных обыкновенному краеведу или туристу. И что гораздо страшнее, собранная по крупицам информация перестала систематизироваться и быть общедоступной. Множество людей посещают объекты С25, даже не зная, где они находятся и что они видят. К несчастью такая ситуация сложилась из за того, что тема С25 тесно связанна с исследованиями заброшенных сооружений и объектов, а в сообществе людей интересующихся заброшкой открытый обмен информацией традиционно не очень популярен. Сайт www.c25.ru на протяжении нескольких лет фактически не обновлялся из отсутствия у его создателя времени. Ветки на специализированных форумах по разным причинам перестали развиваться или стали не доступны не зарегистрированным на форуме пользователям. Вот поэтому и создано сообщество c25_ru.

    Как создатель сообщества и www.c25.ru – я искренне надеюсь, что со временем, это сообщество станет не только местом свободного общения людей интересующихся советскими зенитными комплексами, но и полезным источником информации.

     

    Поскольку сообщество подразумевает успешное и приятное сосуществования различных людей – необходимы правила:

    Цели создания-

    Сообщество создано для обмена информации о зенитно-ракетном комплексе С-25. Под такой информацией подразумевается:

    -          История создания комплексов С-25, С-75, С-125, С-200

    -          Мемуары и воспоминания связанные с системой С-25, С-75, С-125, С-200

    -          Не секретные тактико-технические характеристики систем зенитного ракетного вооружения

    -          Не секретные фотографии элементов систем зенитного ракетного вооружения

    -          Отчеты о посещении не действующих объектов, входивших в состав комплексов С-25, С-75, С-125, С-200

    -          Отчеты о посещении не секретных музеев связанных с зенитным ракетным вооружением

    Публикация других материалов в сообществе не предусматривается.

    Правила публикаций и поведения в сообществе.

    Приветствеуется и настоятельно рекомендуется:

    -          Публикация авторских материалов о советском зенитно-ракетном оружии

    -          Объективное представление информации

    -          Уважительное отношение ко всем участникам дискуссий и сообщества, включая новичков.

    -          Вежливое и аргументированное указание на ошибки и неточности в отчетах

    -          Обобщение данных из комментариев к сообщению в отдельное сообщение

    -          Использование Lj-cut в случае если материал содержит больше одного изображения или большое количество текста

    -          Использование тегов для каждого сообщения

    Запрещено:

    -          Публиковать сведения содержащую государственную тайну

    -          Запрещены публикации, противоречащие действующему законодательству РФ или описывающие действия, противоречащие действующему законодательству РФ

    -          Точное указание координат и позывных описываемых объектов, разрешено указание шоссе и ближайших населенных пунктов, на усмотрение автора сообщения.

    -          Запрещены просьбы о публикации информации координат и позывных различных объектов, в случае если автор сообщения не посчитал возможным такие данные опубликовать.

    -          Публикация сообщений не связанных с тематикой сообщества

    -          Использование в публикациях ненормативной лексики и языка отличного от русского

    -          В сообществе запрещена публикация материалов рекламного и PR характера, а так же любых предложений или просьб оказания услуг на возмездной основе, без согласования со смотрителями сообщества

    -          Запрещены взаимные оскорбления участников сообщества

    -          Запрещены дискуссии на темы политики, экономики, нравственности и.т.д – C25_ru сообщество для обсуждения техники и истории.

    Тэги:

    Крайне рекомендуется проставлять для сообщения теги, ниже приведен список тегов для облегчения поиска информации:

    -          История

    -          Мемуары

    -          Отчет

    -          Вопрос

    -          С25

    -          С75

    -          С125

    -          С200

    -          С300

    -          С400

    -          РТЦ ЦРН

    -          Стартовые позиции

    -          Вооружение

    -          Базы снаряжения

    -          Инфраструктура

    -          Теория

     

    О модерации:

    Априори предполагается, что каждый участник сообщества – это разумный и адекватный человек, осознающий, что делать следует, а что нет. Однако эти представления у разных людей могут быть различны, кроме того никто не может изначально предположить куда заведет ветвь обсуждения незначительная реплика или сообщение. Исходя всего написанного выше и специфики темы все сообщения проходят в сообществе премодерацию. Это означает, что Ваше сообщение может быть без Вашего согласия удалено или отредактировано (только методом удаления части сообщения или изображений). Вместе с тем модератор и смотрители будут прибегать к редактированию и удалению сообщений только в самом крайнем случае. Модератор и смотрители сообщества будут при всех возможных условиях придерживаться принципов свободного обмена информацией и не будут использовать полученную в сообществе информацию в личных целях или в целях получения какой либо выгоды.

    c25-ru.livejournal.com

    Первый отечественный зенитный ракетный комплекс С-25 ("Беркут")

    Первый отечественный зенитный ракетный комплекс С-25 ("Беркут")

    Стартовые позиции ЗРК С-25 на полигоне Капустин Яр

    История развития любого вооружения - это непрерывный диалектический процесс вечного соперничества между средствами нападения и средствами защиты, между мечом и щитом, между снарядом и броней.

    Справедливости ради следует отметить, что в плане этого вечного беспощадного и в то же время философского спора между средствами нападения и средствами защиты во Второй мировой войне в противоборстве между средствами воздушного нападения и зенитными средствами победу одержала авиация. Самые современные системы ПВО того времени, оснащённые радиолокационными станциями, автоматическими зенитными пушками, приборами управления артиллерийским зенитным огнём, оказались неспособными обеспечить эффективное противодействие воздушному противнику. Крупные административно-промышленные центры, важные военные объекты подвергались воздействию массированных авиационных ударов и практически полному уничтожению с воздуха. С некоторыми средствами воздушного нападения, появившимися в последние годы войны (баллистическими ракетами), средства ПВО того времени вообще не могли бороться.

    В 1945 году появилась реальная угроза применения авиацией атомного оружия. Сложилась такая ситуация, что даже единичная воздушная цель, летящая вне досягаемости средств ПВО, могла оказаться носителем ядерного оружия со всеми вытекающими последствиями... Требовались принципиально новые системы ПВО. Основу их составили зенитные ракетные комплексы.

    Послевоенный переход в авиации на использование реактивных двигателей потребовал качественного изменения в средствах борьбы с воздушным противником. Резкий рост скорости и максимальной высоты полета самолетов свели практически к нулю эффективность зенитной артиллерии. Выпуск отечественной промышленностью зенитных артиллерийских комплексов, включающих зенитные пушки 100- и 130-мм калибра, и радиолокационных средств орудийной наводки не мог обеспечить надежную защиту охраняемых объектов. Положение значительно обострялось наличием у потенциального противника ядерного оружия, даже одиночное применение которого могло привести к большим потерям. В сложившейся ситуации наряду с реактивными истребителями-перехватчиками перспективным средством ПВО могли стать управляемые зенитные ракеты. Необходимо отметить, что ни один из советских истребителей того времени не был способен подниматься на высоту 18 км, на которой могли летать американские самолеты. Разработку принципиально новой техники для войск ПВО страны ускорила обстановка "холодной" войны. Разрабатывавшиеся Соединенными Штатами планы нанесения ядерных ударов по промышленным и административным объектам СССР подкреплялись наращиванием группировки стратегических бомбардировщиков В-36, В-50 и других носителей ядерного оружия.

    Первым объектом зенитной ракетной обороны, требовавшим обеспечения надежной защиты от воздушного противника, руководством страны была определена столица государства - Москва. Постановление Совета Министров СССРна разработку первой отечественной стационарной зенитно-ракетной системы для войск ПВО страны, подписанное 9 августа 1950 года, было дополнено резолюцией И.В. Сталина: "Мы должны получить ракету для ПВО в течение года".

    В 1950 году постановлением Правительства СССР была задана разработка системы ПВО г. Москвы, получившая обозначение "Беркут", позже названная "Система-25" (С-25). Создание московской системы ПВО, наряду с атомным оружием и средствами его доставки - баллистическими ракетами, стало одной из важнейших государственных оборонных задач. Для её решения были приняты особые меры. При Совете Министров СССР было образовано Третье главное управление, которое курировало все вопросы, связанные с разработкой, испытаниями и серийным производством этого нового сложного вооружения. Начальником Третьего главного управления (ТГУ) был назначен В. М. Рябиков (с 1939 г. - первый заместитель наркома, затем министра вооружения). Научно-техническую часть ТГУ возглавлял известный советский ученый в области радиотехники, член-корреспондент АН СССР А.Н. Щукин. Система ПВО "Беркут" включала в себя группировку зенитных ракетных комплексов (полков) со средствами обнаружения, управления, обеспечения, базы хранения ракетного оружия, жилые городки и казармы для офицеров и личного состава. Взаимодействие всех элементов должно было осуществляться через центральный командный пункт системы по специальным каналам связи.

    Для разработки системы, в обстановке глубочайшей секретности в составе Министерства вооружений СССР была создана головная организация - мощное Конструкторское бюро № 1 (КБ-1). Его начальником был назначен заместитель министра вооружений К.М. Герасимов. Главными конструкторами разрабатываемой системы ПВО были назначены известный специалист в области радиотехники П.Н. Куксенко и окончивший в 1947 году Военную академию связи С.Л. Берия. Заместителем главного конструктора "Беркута" был назначен А.А. Расплетин, которого перевели в КБ-1 из ЦНИИ-108 (головного радиолокационного научно-исследовательского института, которым в то время руководил член-корреспондент АН СССР А.И. Берг). В этом институте А.А. Расплетин возглавлял лабораторию по разработке радиолокационных систем. За создание в ЦНИИ-108 радиолокатора разведки наземных целей А.А. Расплетин в числе группы сотрудников этого института был удостоен звания лауреата Сталинской премии (в 1951 году). А.А.Расплетин разработал свой подход к построению радиолокатора наведения зенитных управляемых ракет на воздушные цели, определивший технический облик ЗРК С-25. А.А. Расплетин (впоследствии Герой Социалистического труда, академик АН СССР) являлся лидером разработки первой отечественной системы зенитного управляемого оружия.

    РАСПЛЕТИН Александр Андреевич (25.08.1908-08.03.1967) окончил Ленинградский электромеханический техникум, Ленинградский электротехнический институт связи. Один из создателей и научный руководитель разработок отечественных зенитных ракетных комплексов (С-25, С-75, С-125, С-200, С-300), Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий, действительный член АН СССР, Генеральный конструктор зенитных ракетных систем. Имя А.А. Расплетина носит улица в Москве, Московское КБ радиотехнических приборов, Московский радиотехнический техникум, научно-производственное объединение "Алмаз". Академией наук РФ учреждены премия и Золотая медаль А.А.Расплетина, присуждаемые за выдающиеся работы в области радиотехнических систем управления.

    ЛАВОЧКИН Семен Алексеевич (1900-1960), советский авиаконструктор, генерал-майор инженерно- технической службы, дважды Герой Социалистического Труда, член- корреспондент АН СССР, четырежды лауреат Сталинских премий. Окончил Московское высшее техническое училище, с 1939 года возглавил КБ. Под руководством Лавочкина созданы самолеты-истребители (Ла-5, Ла-7), истребители ЛаГГ-1, -3 (совместно с В.П. Горбуновым и М.И. Гудковым), зенитная управляемая ракета первого отечественного ЗРК "Беркут".

    Конструкторскому бюро №1 были отведены помещения НИИ-20 министерства вооружений СССР, которые размещались в Москве на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе недалеко от станции метро "Сокол". (НИИ-20 был переведён в Кунцево). В то время на территории НИИ-20 было также размещено специальное конструкторское бюро (СБ-1). Это конструкторское бюро было образовано в министерстве вооружений СССР в сентябре 1947 года для разработки системы управляемого оружия "воздух - море" (начальник и главный конструктор - П.Н. Куксенко, бывший преподаватель Ленинградской военной академии связи и руководитель дипломного проекта С.Л. Берии, который был назначен заместителем начальника СБ-1). Это конструкторское бюро было полностью включено во вновь образованное КБ-1 (впоследствии дата образования СБ-1 - 8 сентября 1947 года - была принята за официальный день основания КБ-1 и его преемников - ЦКБ "Стрела" и ЦКБ "Алмаз"), В сентябре 1950 года постановлением Правительства СССР был назначен разработчик зенитной ракеты - ОКБ-301 - известное самолётное конструкторское бюро, возглавляемое С.А. Лавочкиным.

    Несколько слов следует сказать о кадровой политике при создании КБ-1. Это была жёстко централизованная схема подбора и расстановки кадров. Руководству КБ-1 было дано право отбирать для себя необходимых специалистов из любых организаций страны. Направление всех специалистов на работы по теме "Беркут" не согласовывались ни с самими переводимыми специалистами, ни с их начальниками. Специалистам не сообщалось, на какую работу, для решения каких задач их направляют на новое место работы. Основную массу сотрудников в КБ-1 составляла молодёжь: многие выпускники гражданских и военных учебных заведений 1950-1951 годов после соответствующих проверок направлялись на работу в КБ-1. Здесь работали вывезенные из Германии специалисты по созданию ракетной техники, а также отбывавшие заключение советские специалисты. КБ-1 строилось во многом подобно тому, как формировались закрытые КБ в 30-е годы (так называемые "шарашки"), в которых, находясь к заключении, работали видные советские учёные (А Н. Туполев, С.П. Королёв и др.).

    Как уже упоминалось, в сентябре 1950 года (через месяц после подписания приказа об образовании КБ - 1) постановлением Правительства был определён разработчик зенитной управляемой ракеты комплекса - известное самолётное КБ, руководимое С. А.Лавочкиным (ОКБ-301). В это конструкторское бюро была переведена часть сотрудников НИИ-88 (размещался в подмосковных Подлипках), занимавшихся зенитной тематикой на базе разрабатывавшихся еще во время войны немецких зенитных ракет "Вассерфаль" и "Шметтерлинк".

    Разработчиками ракеты ЗРК "Беркут" был взят очень высокий темп работ - уже к середине марта 1951 года в КБ-1 (головной разработчик системы) был предъявлен эскизный проект зенитной ракеты В-300 (заводское обозначение "изделие 205").

    В апреле 1951 года новым начальником конструкторского бюро №1 заместителем министра вооружений СССР был назначен А.С. Елян, работавший ранее директором Горьковского машиностроительного завода - одного из основных производителей артиллерийского вооружения в годы Великой Отечественной войны.

    Необходимо отметить ещё одну особенность разработки ЗРК С-25.

    Вопреки издавна установившемуся порядку создания образцов вооружения и военной техники военное ведомство в этой разработке не выступало заказчиком. Правительство страны поставило задачу создать систему ПВО Москвы и являлось заказчиком этой системы.

    В роли головного исполнителя выступало КБ-1.

    Серго Лаврентьевич Берия

    Амо Сергеевич Елян

    Справка

    К концу Второй мировой войны наибольшее развитие работы по созданию зенитного управляемого оружия получили в Германии. Там были разработаны опытные образцы зенитных управляемых ракет: "Вассерфаль", "Шметтерлинг HS-117", "Рейнтохтер-1, -2", "Энциан Е-4". Эти ракеты были рассчитаны на дальность стрельбы от 16 до 50 км, на высотах от 9 до 17 км, управлялись по радиокомандам с земли. Корпус ракеты "Вассерфаль" был фактически уменьшенной копией баллистической ракеты "Фау-2". В носовой части ракеты был установлен неконтактный взрыватель. На ракете была установлена боевая часть осколочного типа массой 250 кг, из которых 145 кг приходилось на взрывчатое вещество. Ракета была оснащена жидкостным ракетным двигателем. Испытания ЗУР "Вассерфаль" были проведены в марте 1944 года. Весьма интересную ретроспективную оценку этой ЗУР дал в своих воспоминаниях Альфред Шпеер - министр вооружений Германии в 1942-1945 гг. (Альберт Шпеер. Воспоминания. Пер. с немецкого. Смоленск. Русич, 1998). Анализируя свою деятельность на посту министра вооружения, он пишет о том, что в свое время горячо поддержал решение Гитлера о концентрации производственных мощностей для выпуска баллистических ракет "Фау-2" длиной 14 метров и весом свыше 13 тонн. "... Тем самым я совершил одну из своих самых серьезных ошибок за время деятельности на посту министра вооружений. Нам следовало бы бросить все силы и средства на производство ракеты класса "земля - воздух". Ведь если бы мы сосредоточили усилия талантливых специалистов и технического персонала руководимого Вернером фон Брауном научно-исследовательского центра в Пенемюнде на доработке этой получившей кодовое название "Вассерфаль" зенитной ракеты, то уже к в 1942 году могли бы приступить к ее крупносерийному выпуску.

    От самонаводящейся ракеты - длина восемь метров, вес боевого заряда около трехсот килограммов, потолок высоты 15 тысяч метров - не мог уйти практически ни один бомбардировщик. Запуск ее можно было производить как днем, так и ночью, невзирая на облачность, мороз или туман. И уж если мы могли позднее ежемесячно выпускать девятьсот "Фау-2", то наверняка бы сумели производить в месяц несколько тысяч требующих гораздо меньших затрат зенитных ракет. Я до сих пор убежден, что с помощью этих ракет и реактивных истребителей уже весной 1944 года можно было надежно оградить наши промышленные объекты от воздушных налетов. Гитлер же предпочел израсходовать огромные средства на создание баллистических ракет. Осенью 1944 года окончательно выяснилось, что наш самый дорогостоящий проект оказался одновременно и самым бессмысленным. К сожалению, честолюбие и желание поскорее добиться результата побудили меня оказать содействие осуществлению этой программы. За время пребывания на министерском посту это была, пожалуй, моя единственная кардинальная ошибка. Не в последнюю очередь именно по этой причине мы так и не смогли добиться коренного перелома в воздушной войне".

    Основу системы ПВО Москвы должны были составить стационарные многоканальные зенитные ракетные комплексы, которые одновременно обеспечивали бы обстрел до 20 воздушных целей, летящих со скоростями 1100-1250 км/час, на дальности до 35 км и на высоте от 3 до 25 км в секторе 50-60 градусов. Всю необходимую информацию от обнаружения воздушной цели до наведения ЗУР в соответствующем секторе ответственности обеспечивал радиолокатор секторного обзора (всего их для организации равнопрочной ПВО столицы понадобилось 56).

    Секторный радиолокатор московской системы ПВО осуществлял обзор своего сектора ответственности двумя лучами: по азимуту и по углу места. Каждый радиолокатор, производя такое сканирование пространства, должен был обеспечивать в своём секторе ответственности (около 60 градусов по азимуту) одновременное наблюдение за всеми находящимися в этом секторе воздушными целями, непрерывное сопровождение в нём до 20 целей и наведение на них до 20 ракет.

    Так определился окончательный облик будущей системы ПВО Москвы: радиолокаторы кругового обзора (в том числе выдвинутые на дальние рубежи) - для своевременного обнаружения средств воздушного нападения (А-100) и два кольца секторных многоканальных зенитных ракетных комплексов, состоящих из радиолокаторов наведения ( Б-200) с зенитными управляемыми ракетами (В-300).

    Работы по созданию ЗРК "Беркут" и зенитной управляемой ракеты велись в крайне сжатые сроки. Как вспоминают участники создания этого комплекса, их рабочий день составлял не менее 12 часов, выходных, как правило, не давали, как и отпусков. В любое время суток они должны были находиться на месте. На предприятие, которое действовало под контролем Комитета госбезопасности, могли вызвать и ночью и в выходные. Всем работам по системе "Беркут" присваивался особый приоритет. Для разработки отдельных устройств наземных средств комплекса и бортового оборудования зенитной ракеты подключались необходимые проектные организации. Были созданы новые предприятия, при них организованы специальные конструкторские бюро. Для стрельбовых испытаний зенитного ракетного комплекса в Капустиной Яру (Астраханская область) был построен специальный полигон.

    В марте 1951 года в Третье главное управление при Совете Министров СССР был представлена документация по проекту зенитного ракетного комплекса, и в том же году начались испытательные работы на полигоне. Следует отметить, что параллельно, ещё до получения результатов испытаний, разворачивалось серийное производство отдельных блоков и узлов. Более 50 заводов работали над подготовкой к серийному производству двигательных установок ракеты, элементов и агрегатов конструкции, блоков системы управления. Такое важное значение придавалось разработке этого оружия руководством страны. Программа его создания была сравнима с советским атомным проектом.

    Первый пуск зенитной ракеты был произведен в 8 часов 14 минут 25 июля 1951 года. В основу конструкции ЗУР В-300 были положены идеи, реализованные при создании немецкой ЗУР "Вассерфаль". Ракета В-300 имела массу около 3500 кг, была выполнена по одноступенчатой схеме, ее старт должен был производиться вертикально со специального пускового стола. Ракета была оснащена жидкостной двигательной установкой. В октябре под Москвой начались испытания опытного образца радиолокационной станции наведения ракет (Б-200). Ко времени начала проведения стрельб по реальным воздушным целям ещё не было отечественных беспилотных самолётов-мишеней. Лётчики самолётов-мишеней поднимали в воздух пилотируемые самолёты-мишени, выводили их на заданную трассу, переводили управление на автопилот, после чего покидали самолёт с парашютом. За самолётом- мишенью следовали два истребителя сопровождения. Если мишень не удавалось сбить зенитной ракетой, то её сбивали истребители сопровождения.

    Основные компоненты ЗРК С-25: ракета В-300 и РЛС Б-200. Музей авиации на Ходынском поле в Москве

    ЗРК С-25 на шасси автомобиля ЗиЛ-157

    Подрыв ЗУР у самолета-мишени Ту-4

    В результате упорного труда многих научных и трудовых коллективов в предельно короткие сроки были созданы опытный образец зенитного ракетного комплекса, проекты и образцы некоторых основных составляющих системы. Полигонные испытания опытного варианта зенитного ракетного комплекса, проведенные в январе 1952 года, позволили составить комплексный технический проект системы "Беркут", включавший только наземные средства обнаружения, зенитные ракеты и средства их наведения для перехвата воздушных целей из первоначально планировавшегося состава средств.

    После смерти И.В. Сталина и ареста Л.П. Берии в июне 1953 года последовала реорганизация КБ-1 и смена его руководства. Постановлением правительства условное наименование системы ПВО Москвы "Беркут" заменялось на "Система С-25", главным конструктором системы был назначен А.А. Расплетин. ТГУ под наименованием Главспецмаш было включено в состав Министерства среднего машиностроения.

    25 мая 1953 года впервые был сбит самолёт-мишень (бомбардировщик Ту-4), летевший на высоте 7 км, отечественной зенитной управляемой ракетой В-300 зенитного ракетного комплекса С-25. Этот день считается днём создания в нашей стране нового вида оружия, зенитного ракетного, способного вести эффективную борьбу с самолётами и другими аэродинамическими средствами воздушного нападения в любых погодных условиях, днём и ночью. С-25 стал первым отечественным зенитным ракетным комплексом, поступившим на вооружение войск ПВО страны (комплекс был принят на вооружение 7 мая 1955 года). Впервые ЗУР ЗРК С-25 была открыто показана на военном параде в Москве 7 ноября 1960 года и два с половиной десятилетия открывала прохождения парадных расчетов зенитных управляемых ракет войск ПВО страны.

    ЗРК С-25 постоянно совершенствовался: нижняя граница зоны поражения была уменьшена до 1,5 км, скорость поражаемых целей была увеличена до 2000 км/час. Были разработаны ракеты с боевыми частями разных типов, что позволяло вести борьбу с перспективными средствами воздушного нападения. Претерпев ряд модификаций, этот комплекс состоял на вооружении около 30 лет.

    Ракета комплекса С-25 (разрабатывалась в ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина) была выполнена по аэродинамической схеме "утка". Ракета (стартовая масса 3400 кг, длина 11,6 м) стартовала с пускового стола (старт вертикальный), что существенно упрощало стартовое оборудование. В качестве двигательной установки была использована связка из четырёх жидкостных ракетных двигателей конструкции А.М. Исаева. После отделения от стартового стола ракета по команде от системы управления склонялась в сторону воздушной цели с помощью газовых рулей и далее после их сброса управлялась аэродинамическими рулями по радиокомандам, получаемым от наземной станции наведения. На ракете использовалась осколочно-фугасная боевая часть (масса 320 кг) с готовыми осколками в виде стальных цилиндров, что обеспечивало поражение аэродинамических воздушных целей, находящихся на удалении до 50 м.

    Следует отметить, что одновременно с разработкой этой ЗУР в ОКБ-301 под руководством С.А. Лавочкина в КБ-1 под руководством Д.Л. Томашевича велось проектирование своей зенитной ракеты с наклонным стартом (она получила индекс 32-Б). Было проведено несколько пусков этой ракеты, однако на вооружение был принят комплекс С-25 с ракетой, разработанной в ОКБ-301 (В-300). Научно-технический задел, полученный при разработке ЗУР 32-Б, был использован в дальнейших разработках КБ-1. В конце 1953 года на базе подразделения КБ-1, проектировавшего ЗУР (32-Б), было создано Особое конструкторское бюро - ОКБ- 2 (впоследствии машиностроительное конструкторское бюро "Факел"), основу которого составили специалисты КБ-1. Руководителем этой новой организации был назначен один из заместителей А.С. Лавочкина - П.Д. Грушин. Коллектив этого КБ впоследствии разработал зенитные управляемые ракеты для всех последующих зенитных ракетных комплексов, создаваемых КБ-1: С-75, С-125, С-200, семейство С-300П.

    Подготовка к старту ЗУР В-300

    Старт ракеты

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    military.wikireading.ru