Погибшую в войну подлодку С-12 нашли в Финском заливе. С 12 подводная лодка


Погибшую в войну подлодку С-12 нашли в Финском заливе

Моряки Балтийского флота обнаружили в Финском заливе затонувшую подводную лодку времен Великой Отечественной войны.

Как сообщили ivbg.ru  в пресс-службе ЗВО, в ходе изучения офицерами Балтийского флота архивных документов были получены предположительные координаты места гибели советской подводной лодки «С-12» в Финском заливе в районе острова Большой Тютерс.

При обследовании дна в данном районе с применением современного поискового оборудования экипажем морского тральщика «Александр Обухов» на глубине 70 метров была обнаружена затонувшая подводная лодка. При дополнительном осмотре объекта было установлено, что внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам IX-бис серии «С».

Фото: пресс-служба ЗВО

Как отметили специалисты, отсутствие данных о других подводных лодках, погибших в этом районе, позволяет с высокой степенью вероятности предположить о нахождении места гибели именно подводной лодки С-12.

В настоящее время планируется провести учения, в ходе которых при помощи специальной аппаратуры будет проведена окончательная идентификация обнаруженной подводной лодки.

С-12 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис времён Второй мировой войны. Заложена 20 октября 1937 года на заводе № 112 в Горьком под стапельным номером 246. Спущена на воду 20 апреля 1938 года, официально вступила в строй 30 июля 1941 года.

В сентябре-ноябре 1942 года лодка совершила один 62-дневный поход, сопровождавшийся многочисленными сложностями из-за поломок механизмов, слабой подготовки личного состава, бомбёжек с финских кораблей и самолётов по масляным следам на поверхности. В этом походе С-12 совершила все свои девять торпедных атак, повредила два транспорта. 21 октября одиночной торпедой с 14 кабельтовых было повреждено судно «Sabine Howaldt», ему оторвало руль и винты, один отпускник-пассажир погиб, однако транспорт остался на плаву. 27 октября одной торпедой был повреждён транспорт «Malgache», он был взят на буксир, но через пять часов буксировки сел на грунт у Либавы, выйдя из строя на несколько месяцев. Во время обратного форсирования Финского залива лодка дважды подрывалась на противотральных трубках якорных мин. Прибыв на базу с тяжёлыми повреждениями, С-12 завершила поход, ставший самым длительным среди советских лодок за всю войну. Командир был награждён орденом Красного Знамени.

30 июля 1943 года С-12 отправилась в поход в попытке прорваться сквозь противолодочные минные поля и сети. Никаких вестей от лодки получено не было, и она вошла в число пяти подлодок, погибших в 1943 году при упорных попытках прорваться из Финского залива.

ivbg.ru

С-12 — WiKi

Заложена 20 октября 1937 года на заводе № 112 в Горьком под стапельным номером 246. Спущена на воду 20 апреля 1938 года, официально вступила в строй 30 июля 1941 года под командованием В. А. Тураева.

Великая Отечественная война

22 июня 1941 года С-12 встретила в составе учебной бригады подводных лодок в Кронштадте на прохождении испытаний. В 1941 году в поход не выходила. В сентябре-ноябре 1942 года совершила один 62-дневный поход, сопровождавшийся многочисленными сложностями из-за поломок механизмов, слабой подготовки личного состава, бомбёжек с финских кораблей и самолётов по масляным следам на поверхности. В этом походе С-12 совершила все свои 9 торпедных атак, повредила два транспорта. 21 октября одиночной торпедой с 14 кабельтовых было повреждено судно «Sabine Howaldt» (5959 брт), ему оторвало руль и винты, один отпускник-пассажир погиб, однако транспорт остался на плаву. 27 октября одной торпедой был повреждён транспорт «Malgache» (6300 брт), он был взят на буксир, но через пять часов буксировки сел на грунт у Либавы, выйдя из строя на несколько месяцев. Во время обратного форсирования Финского залива лодка дважды подрывалась на противотральных трубках якорных мин. Прибыв на базу с тяжёлыми повреждениями, «Эска» завершила поход, ставший самым длительным среди советских лодок за всю войну. Командир был награждён орденом Красного Знамени.

В 1943 году Тураев был снят с должности командира, причём официальные причины — недостаточные знания, самоустранение от командования, хищения членами экипажа продовольствия[1], а фактической причиной историки называют конфликт с командиром бригады С. Б. Верховским, которого Тураев неоднократно критиковал за безграмотные действия[1]. 30 июля 1943 года С-12 под командованием А. А. Бащенко отправилась в поход в попытке прорваться сквозь противолодочные минные поля и сети. Никаких вестей от лодки получено не было, и она вошла в число пяти подлодок, погибших в 1943 году при упорных попытках прорваться из Финского залива.

29 июня 2018 года обнаружена в районе острова Большой Тютерс тральщиком балтийского флота «Александр Обухов» во время тестирования современного гидролокационного оборудования. Лодка лежит на глубине 70 метров на ровном киле, по результатам осмотра и сравнения ТТХ опознана как тип IX-бис. Анализ данных о гибели подводных лодок этого типа однозначно указывает на С-12. Планируется проведение учений Балтфлота, одной из целью которых будет окончательное опознание корабля.

ru-wiki.org

Моряки Балтийского флота обнаружили советскую подводную лодку, затонувшую в 1943 году - Общество

КАЛИНИНГРАД, 29 июня. /ТАСС/. Экипаж тральщика "Александр Обухов" обнаружил в Балтийском море затонувшую подводную лодку. Предположительно, это "С-12", погибшая в период Великой Отечественной войны, сообщил журналистам в пятницу официальный представитель Балтфлота Роман Мартов.

"При обследовании дна в Финском заливе в районе острова Большой Тютерс с применением современного поискового оборудования экипажем морского тральщика "Александра Обухова" на глубине 70 метров была обнаружена затонувшая подводная лодка, лежащая на ровном киле. При дополнительном осмотре субмарины и последующим сравнением полученных данных с тактико-техническими характеристиками советских подводных лодок, было установлено, что внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам IX-бис серии "С", - рассказал он.

Как отметили специалисты, отсутствие данных о других подводных лодках, погибших в этом районе, позволяет с высокой степенью вероятности предположить о нахождении места гибели именно подводной лодки "С-12".

"В настоящее время на флоте планируется проведение учений, в ходе которых при помощи специальной аппаратуры будет проведена окончательная идентификация обнаруженной подводной лодки", - заключил Мартов.

С-12 - советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис. Спущена на воду 20 апреля 1938 года, официально вступила в строй 30 июля 1941 года. В сентябре-ноябре 1942 года совершила один 62-дневный поход, в ходе которого провела девять торпедных атак, повредила два вражеских транспорта, во время обратного форсирования Финского залива лодка дважды подрывалась на противотральных трубках якорных мин. Прибыв на базу с тяжелыми повреждениями, "эска" завершила поход, ставший самым длительным среди советских лодок за всю войну.

30 июля 1943 года С-12 отправилась в поход. Никаких вестей от лодки получено не было, и она вошла в число пяти подлодок, погибших в 1943 году при упорных попытках прорваться из Финского залива.

tass.ru

С-4 (подводная лодка) — Википедия

С-4 <th colspan="3" align="center">Shadowgraph S-56 submarine.svg <th colspan="3" align="center">История корабля</th> Основные характеристики Размеры <th colspan="3" align="center">Силовая установка</th> </tr><tr> <td colspan="3"> Дизель-электрическая
  • Два дизеля 1Д по 2 000 л. с.,
  • два электродвигателя ПГ 72/35 по 550 л. с.
  • АБ: 2 группы по 124 элемента типа С</td>
Вооружение
Государство флага СССР СССР
Порт приписки Либава, Ленинград
Спуск на воду 17 сентября 1936
Выведен из состава флота начало 1945
Современный статус потоплена
Тип корабля Средняя подводная лодка
Обозначение проекта тип С — «Средняя», серия IX-бис
Скорость (надводная) 19,5 узла
Скорость (подводная) 8,7 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 42 человека
Водоизмещение надводное 837 т
Водоизмещение подводное 1090 т
Длина наибольшая (по КВЛ) 77,7 м
Ширина корпуса наиб. 6,4 м
Средняя осадка (по КВЛ) 4 м
Артиллерия 1 x 100/51 Б-24ПЛ
Торпедно-минное вооружение 6 x 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
ПВО 1 x 45/46 полуавтомат 21-К
К:ВП: Статьи без изображений (тип: )К:ВП: Статьи без изображений (указано в Викиданных)

С-4 — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис, С — «Средняя» времён Второй мировой войны. Заложена 3 января 1936 года на заводе № 189 под стапельным номером 277 и литерным обозначением «Н-4» как головная лодка серии IX-бис. Спущена на воду 17 сентября 1936 года, вступила в строй 27 ноября 1939 года под командованием Д. С. Абросимова (назначен в июле 1938 года).

Участвовала в советско-финляндской и Великой Отечественной войне: перебазирование флота из Таллина в Кронштадт 28-29.8.1941; совершила 6 боевых походов, потопила 4 (в том числе 10.8.1941 — «Кайя», 12.10.1944 — «Терра», 13.10.1944 — «Талата») судна и повредила транспорт «Райнтом».

История службы[править]

Советско-финская война[править]

В январе 1940 года С-4 совершила поход к берегам Швеции для наблюдения за шведским и финским флотами, однако из-за тяжёлых условий занять позицию не смогла. Вмёрзла в лёд, была освобождена канонерской лодкой «Красное знамя». 8 февраля прибыла в Либаву.

Великая Отечественная война[править]

23 июня 1941 года вышла из Усть-Двинска и заняла позицию в районе Мемеля. Имея с одной стороны множество контактов с надводными целями, а с другой — указание топить только крупные корабли, командир дважды отказывался от атаки. 27 июня «С-4» обнаружила подводную лодку, через некоторое время она была опознана как «Л-3». 9 июля «С-4» вернулась на базу на острове Саремаа.

10 августа 1941 года с дистанции 6 кабельтовых произвела торпедную атаку конвоя (1 танкер (3000 тонн), 1 транспорт, 2 вспомогательных судна, 3 тральщика, несколько сторожевых кораблей).[1] После выстрела торпед на мелководье лодка обозначила себя на поверхности, и командир принял решение лечь на грунт на глубине всего 20 м. Лодка подверглась бомбардировке 33 глубинными бомбами. После всплытия ночью у носа и кормы были обнаружены буи освещения. Из-за многочисленных повреждений (повреждена обшивка цистерн главного балласта, ограждение горизонтальных рулей, деформирован прочный корпус) лодка начала возвращение в базу. В вечерней сводке Совинформбюро от 14 августа было сообщено об уничтожении немецкого танкера водоизмещением 15 000 тонн. То, что лодке удалось всплыть, осмотреться и безнаказанно уйти, газета «Правда», в статье «Рейд отважных подводников» от 24 августа 1941 года, прокомментировала следующим образом:

Корма лодки медленно отрывается от грунта, но весь корабль не может всплыть. Нос как будто отяжелел, прирос к грунту. Командиры Брук и Рохмистров весь воздух посылают в носовую часть подводной лодки. Теперь все в порядке. Лодка быстро всплывает. Со звоном от­кинулся люк. На мостике мгновенно по­явились вооруженные подводники. Коман­дир смотрит по сторонам. Тихо. Вдали маячат силуэты фашистских кораблей, стоящие на якоре. Немцы не сомневались, что советская подводная лодка больше не увидит света. К утру они, очевидно, собирались доставить водолазов, чтобы проникнуть внутрь лодки, захватить кар­ты и документы. Но советские подводники перехитрили врага. Мотористы сразу дали полный ход, и лодка с максимальной скоростью дви­нулась в новый боевой поход.[2]

24 ноября лодка вышла на позицию к юго-западу от Виндавы. Точная судьба лодки неизвестна. По немецкой версии 4 января 1945 года немецкий миноносец Т-33 протаранил и потопил подводную лодку типа «С» в районе с координатами 55°01′05″ с. ш. 19°40′00″ в. д. / 55.01806° с. ш. 19.66667° в. д. / 55.01806; 19.66667 (G) (O).

Потопленные корабли[править]

Подтверждено потопление танкера "Терра" (1533 брт., 13.10.1944), а также потопление судна в результате атаки 12.10.1944. В качестве потопленного корабля указывается рыболовный траулер "Таунус" (218 брт.) или тральщик "М-3619".

Результаты ещё 2 атак нуждаются в подтверждении. Возможно, были потоплены танкер "Кайя" (3223 брт., 10.08.1941) и рыболовный траулер "Золлинг" (260 брт., 20.10.1944).

Поиски подводной лодки[править]

На лето 2013 года запланированы поиски советской подводной лодки С-4. Их проведут сотрудники калининградского музея Мирового океана. По словам руководителя направления подводной археологии музея Д. Мамонтова, ранее сотрудники МЧС проводили исследование подводного дна в районе Балтийска при помощи гидролокатора и получили снимки, на которых есть объект, напоминающий подводную лодку[3].

В районе мыса Таран обнаружена затонувшая субмарина времен войны, подводная лодка была обнаружена при обследовании морского дна на глубине 70 метров. При её дополнительном осмотре с помощью подводных телеуправляемых аппаратов и последующем сравнении полученных данных с  характеристиками советских подводных лодок было установлено, что внешний вид и вооружение соответствуют советским лодкам  серии «С». Как отмечают в управлении поисковых и  работ БФ, отсутствие данных о других подводных лодках, затонувших в этом районе, позволяет с высокой степенью вероятности предположить о том, что найдена именно она.

В 2014 году лодка была идентифицирована. youtu.be/FDc196wF3FE

  • Морозов, М. Э., Кулагин, К. Л. «Эски» в бою. Подводные лодки Маринеско, Щедрина, Лисина. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2008. — 128 с. — ISBN 978-5-699-25627-3.
  • Чирва Е. В. Подводная война на Балтике. 1939—1945 .-М.: Яуза, Эксмо, 2009.

wp.wiki-wiki.ru