Российское казачество «из чего угодно». Штрихи к портрету. Российское казачество


Все могут казаки. На что имеет и не имеет права российское казачество? | Люди | Общество

В Москве с 1 апреля по 15 июля в рейдах по поиску уклонистов от армии будут участвовать казаки — они будут ходить по квартирам, вручать повестки и рассказывать о необходимости армейской службы. Соглашения о сотрудничестве уже подписаны с 27 военкоматами Люблино и Кузьминок. К работе с уклонистами от армии планируется привлечь до 1,4 миллиона казаков.

Российское казачество – это граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ. Казачье общество - форма самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества в соответствии с федеральным законодательством (некоммерческая организация). Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного, окружного или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества. Казачье общество в соответствии с настоящим Федеральным законом подлежит внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Из федерального закона «О государственной службе российского казачества», принятого Госдумой 9 ноября 2005 года и одобренного Советом Федерации 23 ноября 2005 года.

Казачьи дружины обретают всё новые и новые полномочия — в Ростове-на-Дону они патрулируют популярные места отдыха на природе и ведут разъяснительные беседы с нарушителями, в Новосибирске охраняют дачи, в Москве — патрулируют центральные улицы и парки в поисках тех, кто распивает алкоголь или курит в неположенном месте, а на новогодние праздники борются ещё и с фейерверками в неположенных местах. С 1 апреля казаки придут в квартиры призывников с повестками.

Казачьи дружины патрулировали парки

Фото: АиФ-Смоленск/ Антонина Ерофеева

Что позволило казакам обладать такими правами? Ничто другое, как Конституция РФ, а именно Федеральный Закон «О государственной службе российского казачества» и иные федеральные и региональные законы. В соответствии с указанным Федеральным Законом, субъекты РФ получили право на создание казачьих обществ и на их регулирование. Получается, что каждый регион может наделять казаков правами на собственное усмотрение. Однако — не всеми.

«Например, на территории Краснодарского края деятельность Кубанского войскового казачьего общества регулируется Законом Краснодарского края № 539-КЗ от 05.11.2002  года», — комментирует юрист Владимир Лыгин.

Согласно федеральному закону, казачьи общества могут привлекаться для прохождения военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации, проходить правоохранительную службу. А также казаки имеют право участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях, участвовать в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, защите Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом.

«Плюс ко всему казаки могут осуществлять и иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти, самоуправления муниципальных образований. Но региональные законы не могут противоречить федеральному законодательству», — рассказывает Лыгин.

После заключения таких вот соглашений органы исполнительной власти нашей страны и органы местного самоуправления муниципальных образований вправе привлекать членов казачьих обществ для осуществления самых разных функций.

О правах казаков рассказывает юрист Владимир Лыгин. Фото из личного архива

Сергей, житель Москвы, рассказывает, как однажды имел стычку с казаком в центре Москвы, недалеко от Красной площади. Сергей стал свидетелем разговора двух патрульных казаков, которые громко, на всю улицу, кричали, что «во всех бедах России виноваты жиды». «Уж не знаю, зачем меня дёрнул чёрт влезть и поспорить, но я сказал им, что то, что они говорят, противоречит федеральному законодательству — это разжигание ненависти. В итоге мне заломили руки и попытались куда-то увезти. Мне кричали, что они при исполнении и сейчас сдадут меня в полицию. За что? Повезло, что стали останавливаться прохожие, казаки поумерили пыл, обругали меня последними словами и отпустили. Это нормально? С какой стати это люди пытались ограничить мою свободу?» — задаётся вопросом москвич.

Задерживать — нет полномочий

Если казаки и выступают помощниками правоохранительных органов, их полномочия они никоим образом не перенимают, поэтому не имеют права требовать у вас предъявить документы и задерживать вас. Казаки могут быть только «руками» уполномоченных — но ни в коем случае их не заменять.

«Казачьи общества не наделены правами по привлечению граждан и юридических лиц к административной ответственности, тем более не имеют права привлекать к уголовной ответственности», — констатирует Владимир Лыгин.

То есть члены казачьих обществ только совместно с работниками полицииимеют право осуществлять патрулирование и охрану общественного порядка.

Вот и получается, что казаки имеют полное право обеспечивать безопасность при проведении массовых городских гуляний, праздников, совместно с правоохранительными органами осуществлять патрулирование улиц посёлков, принимать участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Они имеют право сопровождать грузы, участвовать в таможенной охране в составе таможенных органов Российской Федерации, участвовать в егерской, природоохранной и экологической службе, охранять объекты обеспечения жизнедеятельности населения, охранять лес от пожаров, защищать от вредителей и болезней.

В Краснодарском крае, где казаки давно сотрудничают с властями, краевые власти обеспечили их дополнительной защитой. Учитывая, что члены Кубанского казачьего общества несут государственную службу вместе с правоохранительными органами и органами ЧС, но не попадают под защиту федеральных законов защищающих работников МО, МВД и МЧС в Краснодарском крае принят закон № 247-КЗ от 13.03.2000 г. «О дополнительных мерах социальной защиты членов казачьих обществ Кубанского войскового казачьего общества, привлекаемых к несению государственной и иной службы в Краснодарском крае».

Казаки патрулируют город только совместно с полицейскими. Фото: АиФ/ Елена Панкова

Единственное преимущество кубанских казаков

Казаки имеют право охранять, а вот на Кубани их тоже охраняют, специальным законом. В нём говорится о том, что члену казачьего общества при получении увечья (ранения, травмы, контузии) в связи с исполнением им обязанностей по несению государственной службы в полном объёме оплачивается стоимость лечения, предоставляемого на территории Краснодарского края, и выплачивается единовременное пособие в размере 100-кратной суммы установленного законодательством минимального размера оплаты труда. В случае гибели члена казачьего общества в связи с выполнением им обязанностей по несению государственной службы семье погибшего оплачиваются расходы на погребение в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, и опять же выплачивается единовременное пособие, но уже в размере 1000-кратной суммы установленного законодательством минимального размера оплаты труда. Пособие выплачивается из краевого бюджета.

«Отличий в правах у казаков кубанских и казаков в других городах нет, — говорит юрист. — Всё зависит от соглашений, которые они заключают с муниципалитетами. Ведь каждое соглашение накладывает свой порядок прав и обязанностей. Пожалуй, единственное отличие кубанского казачества от многих других — это то, что Кубанскому войсковому казачьему обществу предоставляется право учреждения частной охранной организации согласно распоряжению председателя правительства России Дмитрия Медведева от 11 сентября 2012 года. Но оно не исключительное: такое право есть только в 20 субъектах по всей России».

А вот меры социальной защиты казаков есть далеко не во всех регионах. Поэтому при несении государственной службы они значительно более уязвимы, чем, например, полицейские и пожарные.

www.aif.ru

Казачество в современной России. Справка

26 мая 2010 года в Омске открывается заседание совета при президенте РФ по делам казачества. С конца 80-х гг. прошлого столетия в Российской Федерации началось возрождение традиций, культуры и быта казаков, появились казачьи организации.

26 мая 2010 года в Омске открывается заседание совета при президенте РФ по делам казачества.

С конца 80-х гг. прошлого столетия в Российской Федерации началось возрождение традиций, культуры и быта казаков, появились казачьи организации.

С начала 1990‑х гг. российское правительство стало принимать меры по воссозданию казачьего самоуправления. Начиная с 1991 г. в отношении российского казачества было принято около 60 законодательных и нормативно-правовых актов.

16 июля 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации принял Постановление "О реабилитации казачества", в преамбуле которого говорится: "Исходя из требований Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", в целях полной реабилитации казачества и создания необходимых условий для его возрождения как исторически сложившейся культурно-этнической общности Верховный Совет Российской Федерации постановляет: "Отменить как незаконные все акты в отношении казачества, принятые начиная с 1918 г., в части, касающейся применения к нему репрессивных мер".

Постановление признавало за казачеством права на возрождение традиционного социально-хозяйственного уклада жизни и культурных традиций при соблюдении законодательства и общепринятых прав человека; установление общественного самоуправления в местах компактного проживания казаков в традиционных для казачества формах; возрождение традиционных для казачества форм землевладения, землепользования и распоряжения землей, несения воинской службы в частях Вооруженных сил и пограничных войск Российской Федерации; восстановление традиционных наименований населенных пунктов и местностей; создание общественных казачьих объединений с исторически сложившимися названиями, в том числе землячеств, союзов и других, их регистрацию и деятельность.

При этом отмечалось, что положения данного постановления не должны ущемлять права каких-либо других групп населения и отдельных граждан и не означают наделение казачества какими-либо привилегиями, которые могут толковаться как сословные.

В 1994 г. был создан Совет по делам казачества при президенте Российской Федерации (упразднен в 1997 г., в 2009 г. воссоздан). Совет по делам казачества является совещательным и консультативным органом при президенте Российской Федерации, образованным в целях содействия реализации государственной политики в отношении российского казачества.

В состав Совета могут входить представители администрации президента Российской Федерации, правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, казачьих обществ, общественных объединений казачества, иных общественных объединений, научных организаций.

В составе Совета создано 10 профильных комиссий и семь окружных, а также экспертно-консультативная комиссия и рабочая группа по геральдическим вопросам.

В 1995 г. были разработаны правовые основы государственной службы казачества, а уже в 1996 г. первое казачье войско – Волжское – приняло на себя обязательства по несению государственной службы.

Виды службы, к которой привлекаются члены казачьих обществ, и порядок привлечения их к службе определены федеральным законом  Российской Федерации от 5 декабря 2005 г. "О государственной службе российского казачества", в соответствии с которым российское казачество проходит военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах в соответствии с федеральным законодательством. Для прохождения военной службы российское казачество направляется, как правило, в соединения и воинские части Вооруженных сил Российской Федерации, которым присвоены традиционные казачьи наименования, во внутренние войска министерства внутренних дел Российской Федерации, в пограничные органы.

Российское казачество в установленном порядке: 1) оказывает содействие государственным органам в организации и ведении воинского учета членов казачьих обществ, организует военно-патриотическое воспитание призывников, их подготовку к военной службе и вневойсковую подготовку членов казачьих обществ во время их пребывания в запасе; 2) принимает участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, по гражданской и территориальной обороне, в природоохранных мероприятиях; 3) принимает участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране Государственной границы Российской Федерации, борьбе с терроризмом; 4) осуществляет иную деятельность на основе договоров (соглашений) казачьих обществ с органами военного управления, органами исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 июля 2008 г. президентом РФ была принята концепция государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, в которой говорится, что целями государственной политики Российской Федерации в отношении казачества являются: становление и развитие государственной и иной службы российского казачества; возрождение и развитие духовно-культурных основ российского казачества, семейных традиций, осуществление патриотического воспитания казачьей молодежи.

9 февраля 2010 г. президент России Дмитрий Медведев утвердил удостоверение, форму одежды и чины казаков, а также герб и знамена войсковых казачьих обществ.

Глава государства подписал указы "Об удостоверении казака, выдаваемом членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ", "Об учреждении гербов и знамен войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ РФ", "О чинах членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ", "О форме одежды и знаках различия по чинам членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в РФ".

Сегодня российское казачество – это граждане Российской Федерации, относящие себя к казакам (прямые потомки казаков, а также граждане, изъявившие желание быть членами казачьих обществ). Казачьи общества и общественные объединения российского казачества созданы на территории более 70 субъектов Российской Федерации.

По предварительным оценкам, российское казачество насчитывает около 7 млн человек.

Районы компактного проживания казаков существуют и сегодня на территориях республики Северная Осетия – Алания, Краснодарского, Ставропольского, Хабаровского краев, Ростовской, Волгоградской, Оренбургской, Омской, Самарской, Челябинской областей, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и ряде других регионов России.

В России 10 реестровых войсковых казачьих обществ (казачьих войск): Всевеликое войско Донское, Кубанское, Терское, Волжское, Оренбургское, Сибирское, Енисейское, Иркутское, Забайкальское, Уссурийское. Самыми крупными из них являются Всевеликое войско Донское (старейшее в России), Кубанское казачье войско, Сибирское казачье войско.

Скоро появится 11-е войско – Центральное, сейчас оно существует де-факто и проходит регистрацию в Минюсте.

В России действуют 24 казачьих кадетских корпуса, более тысячи казачьих классов в общеобразовательных учреждениях, в которых учатся более 40 тысяч воспитанников.

Кроме того, в стране существуют 150 военно-патриотических и военно-спортивных клубов и более 500 казачьих фольклорных ансамблей. Ежегодно в масштабе страны проводятся мероприятия, связанные с военно-патриотическим воспитанием казачьей молодежи.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

история казачества, описание и жизнь народа, казачьи танцы и язык, фото и видео, культура и обряды

В российской истории казаки – уникальное явление. Это социум, ставший одной из причин, позволивших Российской империи дорасти до столь огромных размеров, и главное – закрепить новые земли, превратив их в полноправные составляющие одной великой страны.

На счет термина «казаки» имеется такое количество гипотез, что становится понятно – его происхождение неизвестно, и спорить о нем без появления новых данных, бесполезно. Другой спор, который ведут исследователи казачества – это отдельный этнос или часть русского народа? Спекуляции на эту тему выгодны недругам России, мечтающим о ее расчленении на множество небольших государств, а потому постоянно подпитываются извне.

Казаки в России на протяжении столетий стояли на страже государства

История появления и распространения казачества

В постперестроечные годы страну наводнили переводы иностранной детской литературы, и в американских детских книгах по географии, россияне с удивлением обнаружили, что на картах России есть огромная область — Казакия. Там проживал «особый народ» – казаки.

Сами они в подавляющем большинстве считают себя самыми «правильными» русскими и самыми ярыми защитниками православия, и история России тому лучшее подтверждение.

Впервые про них упомянуто в летописях XIV века. Сообщается, что в Сугдее, нынешнем Судаке, скончался некто Альмальчу, заколотый казаками. Тогда Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не Запорожские казаки, то туда попадало бы куда больше пленных славян, черкесов, греков.

Также в летописи 1444 года «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с рязанцами и москвичами против этого татарского принца. В этом случае, они позиционируются как стража или города Рязани, или границ рязанского княжества, и пришли на помощь княжеской дружине.

То есть уже первые источники показывают двойственность казачества. Этим термином называли, во-первых – вольные народы, обосновавшиеся на окраинах русских земель, во-вторых – служилых людей, как городскую стражу, так и пограничные войска.

История казачества уходит в I-II века, хотя первое упоминание о них в летописи было только в XIV веке

Вольное казаки во главе с атаманами

Кто осваивал южные окраины Руси? Это охотники и беглые крестьяне, люд, искавший лучшей доли и спасавшийся от голода, а также те, кто был не в ладах с законом. К ним присоединялись все инородцы, которым тоже не сиделось на одном месте, а возможно и остатки тех народов, что населяли эту территорию — хазары, скифы, гунны.

Образовав дружины и выбрав атаманов, они воевали, то за, то против тех с кем соседствовали. Постепенно сформировалась Запорожская Сечь. Вся ее история — участие во всех войнах региона, непрестанные восстания, заключение договоров с соседями и их нарушение. Вера казаков этого региона представляла собой странную смесь христианства и язычества. Они были православными и, одновременно, крайне суеверными – верили в колдунов (которые пользовались большим уважением), приметы, дурной глаз и т.д.

Угомонила их (и то не сразу) тяжелая длань Российской Империи, уже в XIX веке сформировавшая из запорожцев Азовское казачье войско, которое в основном охраняло Кавказское побережье, и успело показать себя в Крымской войне, где пластуны – разведчики их войска показывали удивительную ловкость и удаль.

Запорожские казаки писали ответное письмо турецкому султану

Мало кто сейчас помнит о пластунах, а вот удобные и острые пластунские ножи до сих пор популярны и их можно приобрести сегодня в магазине Али Аскерова – kavkazsuvenir.ru.

Одним из оружий, которое передается по наследству у казаков является пластунский нож

В 1860 началось переселение казаков на Кубань, где после соединения с другими казачьими полками из них было создано Кубанское казачье войско. Примерно также сформировалось другое вольное войско – Донское. Впервые оно упоминается в жалобе, которую царю Ивану Грозному прислал ногайский князь Юсуф, возмущенный тем, что донцы и «города поделали» и его людей «стерегут, забирают, до смерти бьют».

Люди, по разным причинам бежавшие на окраину страны, сбивались в ватаги, выбирали атаманов и жили, как могли – охотой, грабежами, набегами и службой соседям, когда случалась очередная война. Это сближало их с запорожцами – они вместе ходили в походы, даже в морские.

Но участие казаков в народных восстаниях, заставило русских царей заняться наведением порядка на их территориях. Петр I включил этот край в Российскую империю, его жителей обязал служить в царской армии, а на Дону повелел построить ряд крепостей.

Привлечение к государевой службе

Видимо, почти одновременно с вольным казачеством, на Руси и в Речи Посполитой появились казаки, как род войск. Часто это были те же самые вольные казаки, сначала просто воевавшие в качестве наемников, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они превратились в отдельное сословие, выполнявшее те же функции.

История русского казачества богата на события и крайне запутана, но если вкратце — сначала Русь, потом Российская империя почти на всем протяжении своей истории расширяла свои границы. Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самозащиты, как в случае с Крымом и Кавказом, но всегда в числе отборных войск были казаки и они же селились на завоеванных землях. Или сначала они селились на свободных землях, а потом царь приводил их к повиновению.

Казачьи войска помогали царю в расширении границ Российской империи

Они строили станицы, возделывали землю, защищали территории от нежелающих жить мирно соседей или, недовольных присоединением, аборигенов. С мирными жили мирно, частично перенимая их обычаи, традиции, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, также различны говор, обычаи и песни.

Самый яркий пример тому – казаки Кубани и Терека, которые довольно быстро переняли у народов Кавказа такие элементы одежды горцев, как папаху, черкеску, бурку. Их музыка и песни, также приобрели кавказские мотивы, например, казачья лезгинка, очень похожая на горскую. Так возникло уникальное культурное явление, с которым может познакомиться любой желающий, сходив на концерт Кубанского казачьего хора.

Кубанский казачий хор – певчий хор, организованный 1811 году

Крупнейшие казачьи войска России

К концу XVII века казачество в России постепенно стало трансформироваться в те объединения, которые и заставили весь мир считать их элитой русской армии. Процесс завершился в XIX веке, и конец всей системе положила Великая октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война.

В тот период выделялись:

  • Донские казаки.

О том, как они появились, рассказано выше, а их государева служба началась в 1671 году, после присяги царю Алексею Михайловичу. Но только Петр Великий преобразовал их окончательно, запретил выбор атаманов, ввел свою иерархию.

В итоге Российская империя получила хоть поначалу и не очень дисциплинированное, но зато храброе и опытное войско, которое в основном использовалось для охраны южной и восточной границы страны.

Донские казаки были самыми многочисленными казачьими войсками

Эти жители верховьев Дона упоминались еще во времена Золотой Орды, и сразу позиционировались как «Козаци». В отличие от вольных людей, живших ниже по Дону, были отличными хозяйственниками – имели отлаженное самоуправление, строили крепости, верфи, разводили скот, пахали землю.

Присоединение к Российской империи было довольно болезненным – хоперцы успели поучаствовать в восстаниях. Они подверглись репрессиям и реорганизациям, побывать в составе Донского и Астраханского войска. Весной 1786 года ими усилили Кавказскую линию, принудительно переселив на Кавказ. Тогда же их пополнили крещеными персами и калмыками, коих к ним было приписано 145 семейств. Но это уже история кубанских казаков.

Интересно, что еще не раз к ним присоединялись представители других национальностей. После Отечественной войны 1812 года к Оренбургскому казачьему войску приписали тысячи, принявших российское подданство, французов — бывших военнопленных. А поляки из армии Наполеона стали сибирскими казаками, о чем сейчас напоминают только польские фамилии их потомков.

Хоперские казаки – это жители, населявшие территории вдоль реки Хопер

Основанный новгородцами еще в Х веке, город Хлынов на реке Вятке, постепенно стал развитым центром большого края. Удаленность от столицы, позволила вятичам создать собственное самоуправление, а к XV веку начать серьезно досаждать всем соседям. Иван III прекратил эту вольницу, разгромив их и присоединив эти земли к Руси.

Лидеры были казнены, знать расселена в подмосковных городках, остальных определили в холопы. Немалая их часть с семьями, успели уйти на судах – на Северную Двину, на Волгу, на Верхнюю Каму и Чусовую. Позднее купцы Строгановы нанимали их отряды для охраны своих приуральских имений, а также для завоевания сибирских земель.

Хлыновские казаки были выходцами из города Хлынов, на реке Вятке

Это единственные казаки, изначально не славянского происхождения. Их земли — Мещерская Украина, находившиеся межу Окой, Мещерой и Цной заселяли фино-угорские племена, перемешанные с тюрками – половцами и берендеями. Основная их деятельность – скотоводство и грабежи (казакование) – соседей и купцов.

В XIV веке они уже служили русским царям — охрана посольств, отправляемых в Крым, Турцию и Сибирь. В конце XV века упоминаются в качестве военного сословия, участвовавшего в походах на Азов и Казань, охранявшего границы Руси от нагайцев и калмыков. За поддержку самозванцев в Смутное Время мещеряков выгнали из страны. Часть выбрала Литву, другая поселилась в Костромском крае и затем участвовала в образовании Оренбургского и Башкирско-мещерякского казачьих войск.

Это потомки северян – одного из восточнославянских племен. Они в XIV—XV веках имели самоуправление типа запорожского и часто подвергались набегам своих беспокойных соседей — ордынцев. Закаленных в боях севрюков, с удовольствием брали на службу московские и литовские князья.

Начало их концу также положило Смутное время — за участие в восстании Болотникова. Земли северских казаков были колонизированы Москвой, а в 1619 году вообще поделены между ней и Речью Посполитой. Большая часть севрюков перешла в положение крестьянства, часть подалась в запорожские или донские земли.

Северские казаки являются потомками племени северян

Это те самые хлыновцы, которые поселившись в Жигулевских горах, разбойничали на Волге. Московским царям не удавалось их утихомирить, что впрочем, не мешало им пользоваться их услугами. Уроженец этих мест Ермак со своим войском в XVI веке покорял Сибирь для России, в XVII все Волжское войско обороняло ее от Калмыцкой Орды.

Помогали донцам и запорожцам воевать с турками, затем служили на Кавказе, мешая чеченцам, черкесам, кабардинцам, туркам и персам совершать набеги на российские территории. Во время правления Петра I участвовали во всех его походах. Он же в начале XVIII века повелел переписать их, и составить в одно войско – Волгское.

После русско-турецкой войны возникла необходимость заселить новые земли и, одновременно, найти применение запорожцам – буйным и плохо управляемым подданным Российской империи. Им была пожалована Тамань с окрестностями, а сами они получили название – Черноморское казачье войско.

Затем, после долгих переговоров им отдали и Кубань. Это было впечатляющее переселение казаков — порядка 25 тысяч человек перебрались на новую родину, занялись созданием оборонительной линии и хозяйствованием на новых землях.

Сейчас об этом напоминает памятник казакам – основателям земли Кубанской, установленный в Краснодарском Крае. Переустройство под общие стандарты, смена формы на одежду горцев, а также пополнение казачьими полками из других регионов страны и просто крестьянами и отставными солдатами привело к созданию совершенно новой общности.

Краснодар украшает памятник основателям земли кубанской

Роль и место в истории страны

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:

  1. Амурское.
  2. Астраханское.
  3. Донское.
  4. Забайкальское.
  5. Кубанское.
  6. Оренбургское.
  7. Семиреченское.
  8. Сибирское.
  9. Терское.
  10. Уральское.
  11. Уссурийское.

Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.

Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.

Казачьи войска в боях Первой Мировой Войны проявили преданность

Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.

К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.

В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм. Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.

Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.

Казаки в годы ВОВ проявили отвагу встав на защиту Советсткого Союза

Менталитет, культура и традиции

Казаки – народ воинственный, своенравный и гордый (зачастую излишне), из-за чего у них всегда были трения с соседями и земляками, не относившимися к их сословию. Зато эти качества нужны в бою, а потому приветствовались внутри общин. Сильным характером обладали и женщины, на которых держалось все хозяйство, так как большую часть времени мужчины были заняты войной.

Язык казаков, имея в основе русский, приобрел свои особенности, связанные как с историей казачьих войск, так и с заимствованиями из языков соседей. Например, кубанская балачка (диалект) похожа на юго-восточный украинский суржик, донская балачка ближе к южно-русским диалектам.

Главным оружием казаков было принято считать шашки и сабли, хотя это не совсем так. Да, кубанцы носили шашки, особенно черкесские, а вот черноморцы предпочитали огнестрельное оружие. Помимо основного средства защиты каждый носил нож или кинжал.

Основным оружием кубанцев всегда были шашки

Какое-то однообразие в вооружении появилось только во второй половине XIX века. До этого каждый выбирал сам и, судя по сохранившимся описаниям, выглядели оружие весьма живописно. Оно являлось честью казака, поэтому оно всегда было в идеальном состоянии, в отличных ножнах, часто богато украшенных.

Обряды казаков, в общем, совпадают с общерусскими, но имеют и свою специфику, вызванную образом жизни. Например, на похоронах за гробом покойного вели его боевого коня, а следом уже шли близкие. В доме вдовы, под образами лежала шапка мужа.

Особыми ритуалами сопровождались проводы мужчин на войну и их встреча, к их соблюдению относились очень серьезно. Но самым пышным, сложным и радостным событием была свадьба казаков. Действо было многоходовым – смотрины, сватовство, празднование в доме невесты, венчание, празднование в доме жениха.

И все это под специальные песни и в самых лучших нарядах. Костюм мужчины обязательно включал оружие, женщины в яркой одежде и, что было неприемлемо для крестьянок, с непокрытой головой. Платок лишь прикрывал узел волос на затылке.

Сейчас казаки живут во многих регионах России, объединяются в различные сообщества, активно участвуют в жизни страны, в местах их компактного проживания детям факультативно преподают историю казачества. Учебники, фото и видео знакомят молодежь с обычаями, напоминают, что их предки из поколения в поколение отдавали свои жизни во славу Царя и Отечества.

tanci-kavkaza.ru

КАЗАКИ И РОССИЯ - ВСЕ, ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

kazakiБубнов - Тарас Бульба

В 1907 году во Франции вышел словарь арго, в котором в статье «Русский» приводился следующий афоризм: «Поскребите русского — и вы обнаружите казака, поскребите казака — и вы обнаружите медведя».

Этот афоризм приписывается самому Наполеону, который действительно описывал русских как варваров и идентифицировал их в этом качестве с казаками — как и многие французы, которые могли называть казаками и гусар, и калмыков или башкир. В некоторых случаях это слово вообще могло становиться синонимом легкой кавалерии.

Как мало знаем мы о казаках.

В узком понимании, образ казака неразрывно связан с образом храбрых и свободолюбивых мужчин с суровым воинственным взглядом, с серьгой в левом ухе, длинными усами и папахой на голове. И это более чем достоверно, но недостаточно. А между тем, история казачества весьма уникальна и интересна. И в этой статье мы попытаемся очень поверхностно, но в то же время содержательно разобраться и понять — кто такие казаки, в чем их особенность и уникальность, и насколько история России неразрывно связана с самобытной культурой и историей казачества.

Сегодня очень сложно разобраться в теориях происхождения не только казачества, но и самого слова-термина «казак». Исследователи, ученые и эксперты и сегодня не могут дать определенного и точного ответа — кто такие казаки и от кого произошли.

Но вместе с тем, существует множество более-менее вероятных теорий-версий происхождения казачества. Сегодня их насчитывается более 18 — и это только официальные версии. Каждая из них имеет множество убедительных научных аргументаций, достоинств и недостатков.

Тем не менее, все теории подразделяются на две основные группы:

  • теория беглого (миграционного) возникновения казачества.
  • автохтонного, то есть местного, коренного возникновения казачества.

Согласно автохтонным теориям, предки казаков жили в Кабарде, являлись потомками кавказских черкесов (черкас, ясов). Эту теорию происхождения казачества еще называют восточной. Именно ее и взяли за основу своей доказательной базы одни из самых известных русских историков-востоковедов и этнологов В. Шамбаров и Л. Гумилёв.

По их мнению, казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки, ка-азаты) — древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X−XIV веках, а бродники — смешанный народ тюрко-славянского происхождения, впитавший остатки булгар, славян, а также, возможно, степных огузов.

Декан исторического факкултета МГУ С. П. Карпов, работая в архивах Венеции и Генуи, обнаружил там упоминания о казаках с тюркскими и армянскими именами, которые охраняли от набегов средневековый город Тана* и другие итальянские колонии в Северном Причерноморье.

*Тана — средневековый город на левом берегу Дона, в районе современного города Азов (Ростовская область РФ). Существовал в XII—XV веках под властью итальянской торговой республики Генуя.

640px-Sergiy_Vasylkivskiy-_ZaporozhЗапорожец в дозоре, 1899 год, Художник Васильковский Сергей

Одни из первых упоминаний о казаках, согласно восточной версии, отображаются в легенде, автором которой был епископ Русской православной церкви Стефан Яворский (1692 год):

«Казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле».

По миграционным теориям, предки казаков — вольнолюбивые русские люди, бежавшие за границы Русского и Польско-Литовского государства либо в силу естественно-исторических причин, либо под влиянием социальных антагонизмов.

Немецкий историк Г. Штекль указывает, что «первые русские казаки были крестившиеся и обрусевшие татарские казаки, поскольку до конца XV в. все казаки, которые обитали как в степях, так и в славянских землях, могли быть только татары. Решающее значение для образования русского казачества имело влияние татарских казаков на пограничье русских земель. Влияние татар проявлялось во всем — в образе жизни, военных действиях, способах борьбы за существование в условиях степи. Оно распространялось даже на духовную жизнь и внешний облик русских казаков»

А историк Карамзин выступал за смешанную версию происхождения казаков:

« Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков. Торки и Берендеи назывались Черкасами: Казаки — также… некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Казаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и снискали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкассы назван их именем…»

Не хотелось бы углубляться в детали, перечисляя все официальные и неофициальные версии происхождения казаков. Во-первых — это долго и не всегда интересно. Во-вторых, большинство теорий являются лишь версиями, гипотезами. Однозначного ответа о происхождении и зарождении казаков, как самобытного этноса нет. Важно понимать другое — процесс образования казачества был долгим и сложным, и очевидно, что в основе его были смешаны представители разных этносов. И с Карамзиным трудно не согласиться.

Одни историки-востоковеды считают, что предками казаков были татары, и, что, якобы первые отряды казаков сражались на стороне против Руси в Куликовской битве. Другие, наоборот — утверждают, что казаки уже в то время были на стороне Руси. Некоторые ссылаются на легенды и мифы о бандах казаков — разбойников, основным промыслом которых были грабежи, разбои, воровство…

Так например, сатирик Задорнов, объясняя термин возникновения всеми известной детской дворовой игры «казаки-разбойники», ссылается на «необузданные вольным характером казачьего сословия, которое было «самым буйным, не поддающимся воспитанию российским сословием».

Поверить в это трудно, поскольку в памяти моего детства, каждый из мальчишек предпочитал играть за казаков. А название игры взято из жизни, поскольку её правила имитируют действительность: в царской России казаки являлись народной самообороной, охраняя мирное население от набегов разбойников.

Не исключено, что в первоначальной основе ранних групп казачества находились различные этнические элементы. Но для современников, казачество навевает что-то родное, русское. Вспоминается знаменитая речь Тараса Бульбы:

Первые общины казаков

Известно, что первые общины казаков стали образовываться еще в XV веке (хотя некоторые источники ссылаются на более раннее время). Это были общины вольных донских, днепровских, волжских и гребенских казаков.

Чуть позднее — в 1-й половине XVI века образовалась Запорожская Сечь. Во 2-й половине этого же века — общины вольных терских и яицких, а в конце века — сибирских казаков.

На ранних этапах существования казаков основными видами их хозяйственной деятельности являлись промыслы (охота, рыболовство, бортничество), позже скотоводство, а со 2-й пол. XVII века — земледелие. Большую роль играла военная добыча, позже — государственное жалованье. Путем военно-хозяйственной колонизации казаки быстро освоили громадные пространства Дикого поля, затем окраин России и Украины.

В XVI—XVII вв. казаки во главе с Ермаком Тимофеевичем, В.Д. Поярковым, В.В. Атласовым, С.И. Дежневым, Е.П. Хабаровым и другими землепроходцами участвовали в успешном освоении Сибири и Дальнего Востока. Пожалуй, это самые известные первые достоверные упоминания о казаках, неподдающиеся сомнениям.

ermak-kazakiВ. И. Суриков «Покорение Сибири Ермаком»

Кстати, вы знаете почему Курильские острова называются Курилами? Такое название островам дали казаки из первых русских экспедиций. Дело в том, что на языке местного народа «айны», населявшие в то время острова, «куру» переводится как человек, и по смыслу мало отличалось от «айну». Казаки не стали разбираться кто куру, а кто айны, они стали называть их «курилами» или «курильцами», а отсюда затем пошло и название всего архипелага.

Выступая против версии сатирика Задорнова о том, что казаки нередко были разбойниками, хотелось бы упомянуть о самом главном личном телохранителе Николая II и его матери — знаменитом великане-казаке Тимофее Ящике. К слову, у императора Николая самым элитным охранным полком был именно казачий.

«Разновидности» казаков

По месту жительства, казаки делятся на:

lisov4iki-min Лисовчики — название формирований польско-литовской иррегулярной лёгкой кавалерии, действовавшей в пределах Речи Посполитой и Венгрии в 1619 году под командованием А. Ю. Лисовского в 1608 — 1616 годов. Juliusz_Kossak_Kozacy_donscy-min Донские казаки или донцы, донское казачье войско — первое по старшинству и самое многочисленное из казачьих войск Российской империи. Размещалось на отдельной территории, называющейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины и части Ростовской, Волгоградской, Воронежской областей и республики Калмыкия в Российской Федерации. Историческое название связано с рекой Дон zaporojskie kazaki Запорожские козаки, Запорожские казаки, запорожцы — часть казачества на территории современной Украины, создавших в 1555 году, ряд разрозненных военных укреплений («городки» или «сечи» /засеки/) и поселений (хутора, зимовники) за днепровскими порогами, вне зоны юрисдикции каких бы то ни было государств (Дикое поле) kubanskie-kazaki Кубанские казаки (кубанцы), Кубанское казачье войско — часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкесия. terskie-kazaki Терские казаки, терцы, гребенцы — казаки, которые живут вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе. Штаб терского казачьего войска первоначально располагался в городе Владикавказ, а затем в Ставрополе. uraliskie-kazaki Уральские казаки (уральцы) или Уральское казачье войско (до 1775 года и после 1917 года — Яицкое казачье войско) — группа казаков в Российской империи. Размещаются на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-западная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 — Яик) sibirskie-kazaki Сибирские казаки или Сибирское Линейное Казачье Войско — иррегулярное войско в XVII—XX веке в Российской империи, на территории Сибири (включая территорию Северного и Восточного Казахстана). «Столицей» войска является г. Омск, где находятся все общевойсковые учреждения.
10 заповедей казака

Казачество — братство людей, объединённых особым состоянием духа, нравственности и морали. Казаки — народ, имеющий свою культуру, историю и память. Казаки всегда служили родной земле — Святой Руси, своему Народу и своему Государству. Превыше всего в Казачестве всегда была Казачья воля и народопрадство. Итак, заповеди казака:

1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

2. Казаки все равны в правах.

3. По тебе судят обо всем казачестве и твоем народе.

4. Служи преданно своему народу, а не вождям.

5. Держи слово, слово казака дорого.

6. Чти старших, уважай старость.

7. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

8. Погибай, а товарища выручай!

9. Будь трудолюбив, не бездействуй.

10. Береги свою семью, служи ей примером!

Самые известные факты о казаках

— Казак и Казах, возможно, однокоренные слова. Они происходят от тюркского «қазақ» — удалившийся, вольный, независимый человек.

— Нацистские идеологи считали казаков потомками остготов, а потому истинными арийцами.

— В жизни казаков множество понятий культуры тюрков: станица (стан), кош, караул, есаул, саман, атаман, юрт, майдан, нардек.

— Из культуры черкесов казаки взяли тоже немало. Казацкие шашки – «сашхо» по-адыгейски.

— Казаки – традиционно православные христиане. Однако в ранние века казачества среди «туземных» отрядов можно было встретить представителей самых разных религий.

— Флаг Донского казачества – желто-сине-красный. Он обозначает единство русских, казаков и калмыков.

— Один из самых красивых казачьих городов – Новочеркасск. Он спланирован по образцу лучших европейских городов: с широкими проспектами, площадями и бульварами.

— После вступления русских войск в 1814 году в «свободный город» Гамбург, в нем было оставлено около 10000 добровольцев, которые стали называться «Войском Ганзейской Лиги», а позднее «Казаки Эльбы».

— Значительная часть казаков (от волжских до сибирских и уральских) были старообрядцами. На Урале и в Сибири древлеправославие было распространено больше всего.

— Число казаков по переписи 1897 года составляло около 3 миллионов человек.

— После распада Российской империи было образовано 7 казачьих республик.

— Казак с мушкетом изображен на Большом гербе Украины.

— Впервые слово казак встречается еще в 1303 году в значении «стража».

Цитаты и афоризмы о казаках

Наполеон о казаках:

«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир»

Наполеоновский генерал Моранд:

«Какое великолепное зрелище представляла европейская конница, поблескивая золотом и сталью в лучах солнца, сколько задора и смелости!… И эта самая прекрасная конница Франции разбилась и растаяла от действий казаков, которых она считала недостойными себя.»

Французский генерал Де Барт:

«Донские Казаки — лучшие из всех лёгких войск. Россия всегда на войнах извлекала из них максимальную выгоду… Вся многочисленная конница, собранная под знаменем Великого Корсиканца (Наполеона), погибла главным образом под ударами казаков атамана Платова.»

Французский генерал Винцегороде:

«Привыкши всегда считать венгерскую конницу первой в мире, после виденной мной атаки генерала Иловайского, я должен отдать преимущество казакам перед венгерской конницей.»

Английский генерал Нолан:

«Казаки в 1812-1815 годах сделали для России больше, чем вся её Армия.»

Стендаль:

«Имя казака для французов гремело ужасом,а после парижского знакомства они открылись для них героями из древних мифов. Они были чисты, как дети и велики, как боги».

Александр Васильевич Суворов:

«Казаки — глаза и уши армии!»

Николай Михайлович Карамзин:

«Откуда произошло казачество, точно не известно, но оно во всяком случае древнее Батыева нашествия в 1237 году. Рыцари эти жили общинами, не признавая над собой власти ни поляков, ни русских, ни татар.»

Альфред Кури, немецкий солдат, 1942 год:

«Всё что я слышал о казаках времён войны 1914 года, бледнеет перед теми ужасами, которые мы испытываем перед казаками теперь. Одно воспоминание о казачьей атаке повергает меня в ужас и заставляет дрожать. По ночам меня преследуют кошмары. Казаки — это вихрь, который сметает на своём пути все препятствия и преграды. Мы боимся казаков, как возмездия Всевышнего.»

(из доклада фашистского полковника под станицей Шкуринской):

«Передо мной казаки. Они нагнали на моих солдат такой смертельный страх, что я не могу продвигаться дальше.»

Владимир Путин

«Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути – геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодежи.»

p.s. Перед штурмом русскими войсками Парижа в марте 1814 года вся французская столица, по приказу императора, была оклеена пестрыми лубочными картинками с изображением казаков. На карикатурных лубках они были изображены демонами, поджигавшими дома ни в чем не повинных граждан(см. приложение А,М). Вступавших в Париж казаков встречали толпы горожан, желавших посмотреть на демонов во плоти. Однако вместо чудовищ в город въехали статные наездники с безукоризненной выправкой, обладатели репутации непобедимых воинов, которые получали уважение и почет не только в народе, но и от правителей.

Не случайно, у русского  народа зародилась  мечта стать похожими на казаков: «Народ казаками мечтает стать» -писал Толстой Л.Н. А сами казаки стремились достичь своего идеала- воина, обладающего личным достоинством, уважением к себе, осознающего свои права.

Роль  казаков в исторических и культурных событиях двадцатого века была неоднозначной. Верные защитники трона, казаки стали ассоциироваться с душителями свободы. И после октября 1917 г. казаки были лишены всех прав и привилегий, насильственно депортированы большевиками и советской властью в различные районы обширной России, многие из них были заключены в лагеря, физически уничтожены.

Прав был Л.Троцкий, когда утверждал: «казачество способно к самоорганизации». Импульс к возрождению оно получило в годы тяжелых испытаний – в период войн 1939, 1941-1945 годов. Тогда  были сформированы десятки казачьих частей и соединений, показавших примеры мужества, доблести и героизма на всех фронтах, что вновь подтвердило верность казачества Отечеству, их патриотизм и доблесть.

История России неразрывна, неотделима от истории и культуры казаков. Роль казачества в российской истории, без преувеличения одна из самых важных, хоть иногда и противоречивых. История России — одна из самых показательных с точки зрения феноменального образа казачества. Ведь были великие казаки — первопроходцы и открыватели, настоящие патриоты земли русской казаки — защитники отечества, играющие роль «форпоста», богатырской заставы, неся пограничную службу, обороняя и сохраняя целостность России как государства, территории и цивилизации. Бывали и другие — казаки смутного времени. Их имен называть не будем. Но — это история, она все терпит и прощает, лишь бы помнили и не повторяли ошибок.

Казачество принимало активное участие во всех крестьянских войнах и многих народных восстаниях. Начиная с XVIII века, казаки непосредственно участвуют во всех войнах России. Казаки особенно отличились в русско-турецких войнах XVII—XVIII вв., Семилетней войне (1756—1763), Отечественной войне (1812) и заграничных походах (1813—1814), Кавказской войне (1817—1864), Крымской войне (1853—1856), Русско-турецкой войне (1877—1878) и в Первой мировой войне… Казаки в массовом масштабе героически сражались с врагом в период Великой Отечественной войны.

Таким образом, заслуги казачества в развитии русской истории и культуры огромны: они расширили и охраняли границы российского государства, распространяли высокие нравственные идеалы, традиционные ценности, были примером для большинства, формируя непоколебимую стойкость, свободолюбие, честь, и отвагу. Их особый казачий дух оказал большое влияние на формирование русской ментальности. Не случайно к началу ХХ века казачество стало символизировать Российскую империю.

Статья подготовлена по материалам следующих источников: Русская семерка , сайт Казачество Москвы , журнал Википедия , сайта mgutm.ru .

Рекомендуем также:

ЗАГАДКА: МАРЛЕН ДИТРИХ, ЭРНЕСТО БО И РУССКИЕ КАЗАКИ — ЧТО ОБЩЕГО?

ТАЙНА ТИХОГО ДОНА

НЕОБЪЯТНАЯ СИБИРЬ — ВСЕ ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter.

moiarussia.ru

Казачий Центр - Главная страница

Делаем вместе(раздел по пропаганде и развитию казачьего предпринимательства)

JALIE - дизайнерская одежда.

Приветствую Вас, дорогие гости!

Меня зовут Мария Доронина. По роду я - казачка! И, как положено казачкам, очень люблю наряжаться...

Мы дружим семьями со многими друзьями казаками и приглашаем вас в свой коллектив на страницах ВКонтакте.

Все наши дела представлены здесь:

     
ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕТЬ КАЗАЧЬИХ САЙТОВ
Новости СКВРиЗ Новости ВБКВ Новости Посольского Австралийского отдела ЗКВ
Сайты наиболее крупных казачьих общественных объединенийДругие сайты

Информационно-публицистическая газета Горячеводского казачьего общества (г. Пятигорск) СОКО ТВКО№ 7 (126) от 23 июля 2018 года.(для скачивания или просмотра кликните по изображению)

Учредитель: ООО «Издательский дом «ТЕРСКИЕ ВЕДОМОСТИ».№ 4 (10) май-июнь 2018 года.(для скачивания или просмотра кликните по изображению)

Газета Крестовоздвиженского казачьего братства Сакт-Петербурга№ 3 (139) май-июнь 2018 года.(для скачивания или просмотра кликните по изображению)

Официальное печатное издание Межрегиональной Общественной Организации «Союза Казачьих Журналистов Сибири и Дальнего Востока»№ 5 от мая 2018 года.(для скачивания или просмотра кликните по изображению)

Волгоградская областная еженедельная общественно-политическая газета№ 8 (1280) от 2 марта 2018 года.(для скачивания или просмотра кликните по изображению)

 

Вниманию редакторов казачьих СМИ!

С 1 февраля 2017 г. на главной странице КИАЦ будет размещаться информация, с возможностью скачивания электронных версий журналов и газет, с момента выпуска которых прошло не более 3-х месяцев и только тех изданий, авторы которых имеют соглашение с КИАЦ.

Форма для подачи заявки имеется ниже этого объявления.

Принимаем заявки на размещение ссылок на казачьи электронные СМИ.Отправить заявку

Вы можете поддержать портал КИАЦ(это поможет организовать рассылку информационно-аналитических обзоров и реализовать ряд проектов, требующих финансового обеспечения)

kazak-center.ru

Союз казаков России

ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА СТАРИКОВ

ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

«СОЮЗ КАЗАКОВ»

казачьему полковнику  СкР ИЧЕВУ А.Г.

МНОГОУВАЖАЕМЫЙ АНАТОЛИЙ ГЕОРГИЕВИЧ!

Атаманское правление и я лично сердечно поздравляем  Вас

с днем вашего рождения,  который Вы встречаете человеком авторитетным в Союзе казаков России.

Ваши успехи, талант и трудолюбие,  высочайшая квалификация,  знание умение руководить и сплотить вокруг себя коллектив, всегда быть надежным партнером в делах уже давно получившим признание, в том числе и руководства Союзом казаков России.  Вы находитесь на вершине общественного признания, настоящий боевой друг и товарищ.

Благодаря Вам, Вашей целеустремленной самоотверженной работе,  неиссякаемой энергии и твердым принципам, историческим знаниям,  Союз казаков  процветал, процветает, развивается и уверенно движется вперед.

Мы желаем, чтобы у Вас всегда было крепкое казачье здоровье,  благополучие  в семье и счастье в личной жизни.

С глубоким уважением.

Атаманское Правление Союза Казаков России,

Первый Верховный Атаман

А.Г.Мартынов

Верховный Атаман Союза Казаков,

Член Совета при Президенте РФ

По делам казачества

П.Ф.Задорожный

 

СВЕТЛОЙ ПАМЯТИ КАЗАЧЬЕГО ПИСАТЕЛЯ, РУССКОГО КУРДА, ВЕЛИКОГО ПАТРИОТА РУСИ-РОССИИ, РАША КАВАДА (КОНСТАНТИНА) БАГИРОВИЧА

24 июля 2018 – вторая годовщина ухода из земной жизни РАШ Карем (Кавад) Багирович (в Святом Крещении Константин) (2 января 1936, с. Акко Талинского р-на Армянской ССР - 24 июля 2016, Москва) великий русский курд (корд), достойный сын этого племени воинов; выдающийся, самый блистательный русский писатель из курдов; известный ученый - педагог, филолог и русист; член Высшего творческого совета при Союзе писателей России; капитан I ранга ВМФ; казачий

Подробнее...

 

К 100-ЛЕТИЮ РАССТРЕЛА ЦАРСКОЙ СЕМЬИ

 

2018 год для России это,  не только выборы президента и   чемпионат мира по футболу, но и не менее, а даже более важное историческое событие – 100-летие со дня расстрела царской семьи.

В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в подвале дома горного инженера Николая Ипатьева были расстреляны российский император Николай II, его жена императрица Александра Федоровна, их дети — великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия, наследник цесаревич Алексей, а также лейб-медик Евгений Боткин, камердинер Алексей Трупп, комнатная девушка Анна Демидова и повар Иван Харитонов.

В этой статье мы вспомним, как это было, и расскажем малоизвестные факты, о которых зачастую умалчивают.

ПОСЛЕДНИЙ РОССИЙСКИЙ ИМПЕРАТОР

Николай Александрович Романов (Николай II) вступил на престол в 1894 году после смерти отца императора Александра III и правил до 1917 года, пока обстановка в стране не усложнилась.

В штампах из учебников редко говорят о том, что Николай II стал первым глобальным миротворцем. В 1898 году с его подачи была опубликована нота о всеобщем ограничении вооружения и разработана программа международной мирной конференции. Она прошла в мае следующего года в Гааге. Участвовали 20 европейских государств, 4 азиатских, 2 американских. В головах тогдашней передовой интеллигенции России этот поступок царя попросту

Подробнее...

 

 

В воскресенье, 8 июля, в возрасте 84 лет ушел из жизни советский и российский писатель, журналист, бессменный председатель «Союза писателей России» Валерий Николаевич Ганичев. Он родился в августе 1933 года в поселке райцентре Пестовского района Новгородской области. Районная библиотека в Пестово носит его имя. Затем уехал и до начала ВОВ жил в Омской области. В 1980-х он руководил газетой «Комсомольская правда» и 20 лет — с 1981 до 2001-й — был главным редактором издания «Роман-газета», с 1994 до 2018 года он возглавлял Союз писателей России. В Союзе писателей Ганичева называют Капитаном, он был председателем организации с 1994 года по настоящее время. Среди самых его известных произведений — романы «Адмирал Ушаков» и «Росс непобедимый».

 

Атаманское правление Союза казаков России выражает свое Соболезнование родным и близким почившего литератора.

 

Упокой Господи Иисусе Христе душу новоприставленного раба твоего Валерия и прости ему вся согрешения вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное.

Атаманское правление Союза казаков России

Первый Верховный Атаман  А.Г. Мартынов

Председатель Совета стариков  А.Г. Ичев

Верховный Атаман Союза казаков России

Член Совета при Президенте РФ

по делам казачества

П.Ф. Задорожный

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Совета атаманов Международной общественной организации (МОО) «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков» (восточные регионы)

2июня 2018 г.                                             г. Новосибирск

Заслушав и обсудив доклад атамана Международной общественной организации «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков» (далее - Союз) С.М. Толмачёва «О роли и месте МОО «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков» в современном обществе», Совет атаманов отмечает, что Союз является частью общества, история которого делится на четыре стадии:

Подробнее...

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

 

1-2 июня 2018 года в г. Новосибирске состоялись Совет атаманов Международной общественной организации (МОО) «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков» (восточные регионы) и комплексные соревнования по пяти видам спорта.

На мероприятиях присутствовал представитель правительства Новосибирской области В.О. Богдашкин.

Совет атаманов единогласно признан правомочным для принятия решений.

 

ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. О роли и месте Международной общественной организации «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков» в современном обществе.

(Доклад атамана Союза СУОСК С.М. Толмачёва).

  1. О планировании мероприятий в региональных отделениях Союза сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков.
  2. О формах взаимодействия с общественными организациями.
  3. Разное.

 

В адрес Совета поступило приветствие от Верховного атамана Союза казаков России П.Ф. Задорожного, с приветственным словом к Совету обратился представитель правительства Новосибирской области  В.О. Богдашкин.

 

В обсуждении вопросов повестки дня выступили:

 

  1. В.А. Раков –  первый заместитель атамана МОО «Сибирское казачье войско», атаман Союза казаков Новосибирской области.
  2. В.В. Никонов – атаман Ново-Туркестанской казачьей линии.
  3. .А.Ю. Черкашин –  походный атаман  Юго-восточного Союза казаков Сибири и Семиречья.
  4. В.П. Бессонов – атаман Союза казаков Алтайского края.
  5. А.В. Белов – походный атаман станицы Каинской Союза казаков Новосибирской области.
  6. А.В. Колотов – начальник штаба Союза казаков Новосибирской области.
  7. Е.Б. Горбаченко – атаман Союза казаков Томской области.
  8. В.А. Востров – атаман станицы Каинской Союза казаков Новосибирской области.

По итогам обсуждения вопросов повестки дня принято постановление.

Атаман Союза СУОСК казаков  С.М. Толмачёв подвёл итоги Совета  и выступил с заключительным словом.

После окончания Совета, состоялись войсковые соревнования по пяти видам спорта.

Участники Совета благодарили новосибирских казаков за гостеприимство, отличную организацию Совета и соревнований.

 

Пресс- служба МОО «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков».

 

ПОЗДРАВЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО АТАМАНА

СОЮЗА КАЗАКОВ РОССИИ

ВЫСОКОУВАЖАЕМЫЕ ВЕТЕРАНЫ

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

И ТРУЖЕНИКИ ТЫЛА!

БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

Атаманское Правление Союза казаков России сердечно поздравляет Вас с праздником – Днем Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов!

День Победы (9 мая 1945 года)– эта дата навечно вписана в историю нашей страны. В героической России не было битвы более жестокой, чем Великая Отечественная война. Не было подвига значительнее, чем подвиг Советского солдата, защитившего Родину от врага и спасшего мир от нацизма. Русский народ на протяжении тысячелетней своей истории никогда не был угнетателем или уничтожителем других народов. Не вел захватнических войн. Все великие победы, начиная с Ледового побоища, мы одерживали на своей земле. Полтава и Бородино, Москва, Курск и Сталинград. Никогда не приходили мы в чужие страны с мечем и огнем. Но и свою землю на поругание врагу не отдавали.

День победы Советской армии над фашизмом, который празднуется во всем постсоветском пространстве 9 мая, является одним из главных праздников в жизни каждого из нас. Подвиги наших дедов и прадедов навсегда останутся в наших сердцах, в нашей памяти, в учебниках по истории и сознании новых и новых поколений. И пока мы помним этот великий день, слава наших героев живет. Мы искренне надеемся, что жить она будет вечно, и  мы сделаем все возможное для этого. Мы передадим своим потомкам уважение к этому светлому и достойному празднику. Пускай они несут через годы свое почтение к павшим солдатам, берегут свою Родину и никогда не забывают своей истории! Мы помним  и хорошо знаем свою историю! Мы гордимся ей!

С каждым годом река времени все дальше уносит нас от этого святого дня. Но нетленно величие подвига нашего народа. Мы безмерно гордимся теми, кто защищал Москву в 41-м, стоял насмерть в Сталинграде в 42-м, шел в атаку под Курском в 43-ем, и брал Рейхстаг в 45-м. Мы отдаем дань уважения и тем, кто работал в тылу: вооружал, кормил и одевал фронт.Сегодня только наши ветераны могут поведать о тех боях-сражениях. Пусть главной наградой для них сейчас станут крепкое здоровье, забота  государства и близких людей!Уважаемые Великие победители и труженики тыла, дорогие казаки, казачки и казачата! От всей души желаю Вам, вашим родным и близким крепкого здоровья, счастья и долгих лет жизни. Мира Вам, добра и всего самого наилучшего!

Атаманское правление Общероссийской общественной организации «Союз Казаков».

Первый Верховный Атаман Союза казаков России

Мартынов А.Г.

Председатель Совета Стариков Союза казаков России

Ичев А.Г.

Верховный Атаман Союза казаков России Член Совета при Президенте РФ по делам казачества

Задорожный П.Ф

 

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Совета атаманов Международной общественной организации (МОО) «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков»

24 марта 2018 г.                                             г. Новосибирск

Заслушав и обсудив  доклад атамана Международной общественной организации «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков» (далее - Союз),  С.М. Толмачёва «О деятельности МОО «Союз сибирских, уральских, оренбургских, семиреченских казаков на современном этапе развития», Совет атаманов отмечает, что

Подробнее...

 

www.allcossacks.ru

Российское казачество «из чего угодно». Штрихи к портрету.

Российское казачество «из чего угодно». Штрихи к портрету.

Казачий Информационно-аналитический Центр готовит серию интервью с ответственными представителями Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Министерства регионального развития Российской Федерации. В соответствии с договоренностями, достигнутыми во время личного приема министром регионального развития  И.Н. Слюняевым руководителя КИАЦ А.Зборовского в мае этого года, готовится интервью с директором названного Департамента  Александром Владимировичем Журавским. Тема интервью - вопрос признания казаков народом. Предварительные встречи с Александром Владимировичем, в ходе которых велось обсуждение этой темы, побудили написать данную статью.

На наш взгляд, обсуждение этой темы важно не поиском ответа на вопрос, являются ли казаки народом или нет. По имеющимся сведениям, подавляющая часть потомственных казаков для себя на этот вопрос давно ответили, а представители реестрового казачества его не задают. Важнее попытаться, в этой связи, внести ясность в понятие «российское казачество» - термин, который применяется в нашем законодательстве и везде, где заходит речь о государственной политике в отношении российского казачества.

С этим понятием тесно связано и другое, обозначенное словом «возрождение». Имеется ввиду возрождение российского казачества. Если мы не поймем, что такое «российское казачество», то говорить о возрождении того, не знаю чего, просто бессмысленно.

Не слишком искушенным в «казачьей» теме читателям, может показаться странным, что словосочетание «российское казачество» требует какой-то расшифровки. Ведь очевидно, что речь идет о казаках, причем, проживающих в России. Потому и называемых российскими.

На самом деле, понятие «казак» в постсоветский период, связанный с его «возрождением», приобрело неоднозначный смысл. Неоднозначность возникла после введения так называемого «реестра» казачьих организаций и постепенного выхолащивания из уставов казачьих обществ всего, что связывает их членов с существовавшим когда-то казачьим сословием. В результате, в нашей стране возникли две неравнозначные группы казаков:  потомственные казаки, отнесенные законодательством к исторически сложившейся культурно-этнической общности и граждане, не относящиеся к потомкам казаков, а просто ставшие членами казачьих обществ - «вступившие в казаки». При этом, последние зачастую не обладают даже зачатками тех передаваемых по наследству и посредством воспитания отличительных черт характера и качеств, которые и выделяли казаков из остальной части русского народа. Потому и появились «изнасилованные казаки», бизнес, выстраиваемый на эксплуатации «казачьей компоненты» и другие уродливые и даже опасные явления, о которых приходится говорить в связи с экспериментом по «скрещиванию» потомственных казаков с обычными, достигшими возраста 18 лет гражданами РФ… и далее по тексту типовых уставов казачьих обществ.

Погоня за численностью казачьих обществ, поскольку они могут быть внесены в государственный реестр при наличии определенного количества членов, привела к тому, что в казаки стали «записывать» кого попало, в том числе, даже без ведома вступившего. Подстегивается этот процесс многолетними обещаниями на законодательном уровне о привлечении членов реестровых казачьих обществ к несению государственной службы. Как мухи на мед на эти обещания стали слетаться «достигшие возраста 18 лет граждане РФ…» в надежде получить достойно оплачиваемую должность. В том числе, уволенные в запас в ходе бездумного сокращения Вооруженных Сил и изгнанные, либо уволившиеся сами из МВД и других правоохранительных органов в процессе периодических реформ. Для них казачьи общества, построенные по полувоенному типу (воинские звания времен первой мировой войны, военного образца форма одежды, наличие, как в армии штабов, право ношения оружия и т.п.), стали особенно привлекательными. Вместе с новым контингентом, среди которого, безусловно, много достойных, патриотически настроенных и желающих по настоящему послужить Отечеству и своему народу мужчин и юношей, стали привноситься и все болезни тех государственных органов, откуда они пришли.

Новоявленные атаманы стали «оказачивать» не только рядовых граждан, но чиновников и государственных служащих, одаривая их казачьими шашками, наградами и чинами, как правило, не ниже «казачьих полковников». Уже стало привычным, что атаманами казачьих обществ становятся не только заместители губернаторов, как например атаман Кубанского казачьего войска Николай Долуда (заместитель губернатора Краснодарского края), или атаман Всевеликого Войска Донского Виктор Гончаров (заместитель губернатора Ростовской области), но и чиновники более низового уровня. Начался процесс сращивания реестровых казачьих обществ с государственно-управленческим аппаратом. Результат этого процесса может быть как положительным, так и отрицательным, в зависимости от конкретных личностей, стоящих во главе казачьих обществ и созданного ими аппарата управления.

Наряду с «оказачиванием» не казаков наблюдается своего рода «расказачивание» казаков. Яркий и характерный тому пример – попытки со стороны некоторых «реестровых» атаманов объявить казаков, входящих в общественные казачьи организации (формируемых главным образом из потомственных казаков), людьми второго сорта, недостойными именоваться казаками. Доходит до того, что в качестве признака, позволяющего отличить настоящего казака от ряженного, они предлагают обращать внимание на форму одежды. Настоящие – это, на их взгляд, естественно, реестровые казаки, форма одежды которых утверждена указом президента Российской Федерации (см. последнее видео в публикации «ЗЕБРА-ТВ»)

Интересная деталь. В числе первых инициаторов признания казаков народом выступили представители  казачества, не являющиеся потомками казаков. Инициаторами обязательного элемента дресс кода, отличающего настоящего казака от ненастоящего, выступили представители Центрального казачьего войска – единственного из всех войсковых казачьих обществ не имеющего места в истории (такого казачьего войска никогда не существовало).

На более высоком уровне «расказачивание» проявляется в попытках убрать из типовых уставов казачьих обществ краеугольной камень, заложивший основное отличие казачьих общин от бандформирований - ВЕРУ. Не случайно, сами казаки считают, что «казак без веры – не казак» и «не воцерковленные казаки - шайка разбойников».

До сих пор не поставлена окончательная точка в вопросе, который в 2011г. поднял прокурор Левокумского района Ставропольского края С.Юников. Он «предписал об изменении некоторых пунктов в казачьем уставе, которые якобы «вписываются» в нарушения норм ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Что же такое страшное «узрел» в уставе, который был в свое время утвержден множеством проверяющих инстанций, господин Юников? Как выяснилось, нападкам подвергли… Православие! «Экстремизм же "бдительный" представитель надзорного ведомства увидел в том, что… членами казачьей организации могут быть только православные, и только из их числа можно выбрать атамана» (См. «Казак без веры - не казак»).

То есть, прокурор усмотрел в исповедании Православия признаки разжигания межрелигиозной розни.

Члены ряда казачьих обществ также не считают нужным включать в устав пункт о том, что казак должен быть верующим. Соответственно и ведут себя иначе чем стремящиеся стать воцерковленными. Поэтому имеют место не единичные факты формирования таких обществ частично или даже полностью из разного рода антиобщественных элементов.

 

Напрашиваются также определенные выводы из следующих фактов

 

1. В Указе президента РФ № 632 от 15 июня 1992 г. Читаем:

«Установить,  что граждане,  относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание  совместно  восстанавливать  и  развивать формы хозяйствования,  культуры,  быта  и  участвовать в несении государственной службы,  а также граждане,  в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в хуторские и станичные общества, создавать окружные,  войсковые и иные традиционные для казачества общества.»

2. В 2009 году в Госдуме обсуждался Закон о российском казачестве. Некоторые его положения:

«Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с возрождением на территории Российской Федерации казачества, традиционного казачьего самоуправления, традиционных для казачества форм землевладения и землепользования, привлечением казаков к государственной и иной службе, предоставлением им в связи с этим прав и установлением обязанностей, в целях полной реабилитации российского казачества, сохранением его исторических традиций и духовного наследия.»

Там же были даны и определения:

казачество - исторически сложившаяся культурно-этническая общность граждан, имеющих определенные территории проживания, самобытные традиции культуры, традиционные форму одежды, хозяйственный уклад и исторически сложившиеся взаимоотношения с государством;

казак - гражданин Российской Федерации, являющийся прямым потомком казаков и причисляющий себя к таковым;

Этот закон так и не был принят.

 

3. Совсем иначе трактуются те же принципиальные положения в N 154-ФЗ от 5 декабря 2005 года «О государственной службе российского казачества». Сравниваем:

1) российское казачество - граждане Российской Федерации, являющиеся членами казачьих обществ;

2) государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации - информационный ресурс, содержащий сведения о казачьих обществах;

3) казачье общество - добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы.

Как видим, про исторически сложившуюся культурно-этническую общность людей, равно как и о гражданах, относящих себя к прямым потомкам казаков, речи нет. Нет речи и о «казаках». Только о членах казачьих обществ. Причем, исключительно реестровых, членами которых, как известно, может быть в принципе кто угодно.

Если выделить некую обобщенную идею последнего закона, то в нем идет речь о формировании некоммерческих объединений российских граждан с целью несения  ими государственной или иной службы. Для достижения этой цели казаки, стремящиеся к возрождению традиционного казачьего самоуправления, традиционных для казачества форм землевладения и землепользования, сохранению казачьих исторических традиций и духовного наследия, становятся досадной помехой.

Более того, на страницах «казачьей» прессы одно время широко обсуждалось выступление в Казани «казака N 1» России – покойного экс-генерала Г.Н.Трошева, с 25 февраля 2003 года по 7 мая 2008 года бывшего Советником Президента Российской Федерации по делам казачества. Точнее говоря, одно из его высказываний: «Казачество – такое, какое оно есть сегодня – государство, т.е. власть, не устраивает. С 1990 года возрождение стихийное. В 21-м веке казачество с его «навозным» патриотизмом – анахронизм; общины, традиции – средневековое мракобесие. «Упёртое казачество» современному государству европейского уровня просто вредно. Мы создадим новое казачество – из чего угодно, без так называемых казачьих потомков, тянущих нас назад к феодализму». Если не верите, что Г.Трошев позволил себе такое откровенное заявление – наберите в поисковике «казачество с его "навозным" патриотизмом», или почитайте статью «О Стратегии и стратегах в казачестве». В ней же, кстати, есть доступным языком изложенные примеры, объясняющие как страшно далека от народа казачьего государственная служба). 

Как мы все больше убеждаемся, сейчас казачество создается именно «из чего угодно».

В расчете на обещанную государственную службу и в тщетной надежде на бюджетное финансирование, стали повсеместно плодиться казачьи организации, подчас с одинаковыми названиями, претендующие быть «главными» на той или иной территории. Такого рода «параллельные» общества, иной раз в статусе войсковых казачьих обществ (достаточно крупные объединения), возникают во многих больших городах. Возникновение это ведется отнюдь не законными методами. Даже в Москве, в июле этого года, Минюстом была пресечена незаконная попытка перехватить управление ни много ни мало - Московским окружным казачьим обществом Центрального казачьего войска (ЦКВ).

Слово «казачий» превращается в модный бренд, раскручиваемый предприимчивыми дельцами от казачества, как элемент конкурентного преимущества. «Казачье такси», «казачья авиация», «казачья полиция» - эти слова произносят казачьи генералы и казачьи полковники в той самой «правильной» казачьей форме, установленного указом президента РФ образца (не путайте с традиционной формой одежды казаков).

Мы еще услышим о «казачьих  ресторанах» и «казачьих туалетах», но постепенно забудем, что «Казачество – это искра, высеченная из груди русского народа ударами бед». Как, впрочем, забываем уже и автора этих строк – великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя.

Все выше изложенное показывает, что без более четкого и правильного определения термина «российское казачество»  и внесения серьезных изменений в государственную политику в отношении казачества, Россия может приобрести общественно-некоммерческую организацию нового типа «из чего угодно», но окончательно потеряет казаков.

 

P.S.

 

Потомки русских казаков, проживающих в США, просматривая страницы КИАЦ, расстраиваются от того, что на нашем сайте мало положительных материалов. 

Уважаемые друзья!

 

Положительного в российском казачестве на самом деле много. В прессу и Интернет попадает лишь ничтожно малая часть того, что делается казаками для самосохранения и русского народа, от истории и судьбы которого мало кто из них себя отделяет. Сами о себе они не пишут, Интернетом владеют плохо (во многих хуторах и станицах его просто нет. Это вам не США или Индонезия, а Россия). Пресса в основном ищет «горяченькое» и то, что лежит на поверхности. Либо всплывает на поверхность. Мы, правда, ничего «всплывающего» стараемся не размещать... Но и дублировать передовицы войсковых казачьих обществ не считаем нужным. Потому и поднимаем вопросы разные. Подчас неудобные для власти и для самих казаков. Пытаемся показать, что проблемы есть и решать их нужно сообща. И государству, совместно с казаками и казакам, совместно друг с другом. Не ведя при этом «оказачивание» или «расказачивание» и бесконечные споры о том, народ казаки или не народ, а делая одно святое ДЕЛО – защищая Россию и возрождая силу ее государствообразующего народа - русского, самыми яркими представителями которого являются казаки. Ведь важно не как ты называешься, а какой ты и что оставляешь после себя.

 

Руководитель КИАЦ

Алексей Зборовский

www.xn--80ajpc0b.xn--p1ai