7 малоизвестных фактов о скульптуре «Родина-мать зовет!». Родина мать зовет памятник


Памятник Родина Мать зовет в Волгограде на Мамаевом Кургане

Накануне 9 мая и 70-летия великой победы, на просторах интернета разразился скандал насчет опубликованного в американском журнале рейтинга советских памятников, в котором памятник Родина – мать в Волгограде занял почетное место под названием «абсурдный советский памятник». Можно долго доказывать бессмысленность таких рейтингов и несуразность мнения американских журналистов, но мы оставим янки наедине со своими «глубокими познаниями» в области скульптуры.

Также совсем недавно в сети появилась информация, что православные активисты спилили на скульптуре Родина мать наружную часть груди, но и эта дезинформация в комментариях не нуждается.

Чтобы не писали, а популярность скульптуры Родина мать на Мамаевом кургане в России с каждым годом растет и это свидетельствует о том, что подрастающее поколение интересуется историей и не забывает героев той античеловеческой войны. Очень многих интересует информация о том, сколько метров высота памятника, кто автор монумента Родина мать, описание памятника, где находится Родина мать и т.д.

Что ж, вспомним, как создавалась статуя Родина мать в Волгограде.

Родина - мать - история создания

Родина –мать – это часть так называемого триптиха (такое название носит произведение искусства, состоящее, в нашем случае, из трех скульптур – Тыл –фронту в Магнитогорске, Родина – мать в Волгограде, Воин – освободитель в Берлине, объединенных одной идеей - идеей защиты Родины). Эта скульптура - центральная часть, так как Родина зовет дать отпор врагу.

Неудивительно, что эта скульптура находится в городе Волгограде (в недалеком прошлом город назывался Сталинградом), где произошло крупнейшее сражение, ставшее переломным в ходе Великой Отечественной войны. Более точное местонахождение памятника в городе – это Мамаев курган (в военных документах «высота 102»), где велись ожесточенные бои на протяжение ста сорока дней, и где были похоронены более тридцати тысяч защитников Сталинграда, да и Родины в целом.

Автор Родины – мать – скульптор Вучетич Евгений Викторович. Это очень талантливый скульптор – монументалист, который благодаря скульптуре Родина – мать проснулся знаменитым на весь мир. Ведь не зря его безупречную работу под названием «Перекуем мечи на орала» подарил Советский Союз Соединенным Штатам Америки, где и поныне памятник украшает вход в здание ООН (Нью-Йорк).

Помимо Е.В. Вучетича над скульптурой Родина мать – зовет работали многие скульптуры и архитекторы. Главным же архитектором в области строительных конструкций был Никитин Николай Васильевич. Также выдающийся специалист, а по-другому и не могло быть - ведь высота статуи Родина мать– 52 м, общая же высота скульптуры – 87 м, а вес - свыше 8 тысяч тонн, хотя внутри скульптура полая. Впоследствии Н.В. Никитин работал над конструкцией Останкинской башни, и над 4 км конструкцией башни-оболочки по заказу известной японской компании.

Строительство железобетонного монумента велось на протяжении 8 лет, и не было никаких ограничений ни в средствах, ни в стройматериалах.

До сегодняшнего дня памятник уже дважды реставрировали – первый раз заменили меч, так как он был слишком тяжелым, второй – укрепили саму конструкцию.

Значение монумента Родина мать

Чтобы там не писали американские журналы про памятники, Советский Союз, Вторую Мировую войну, мы все должны помнить, что благодаря доблести и отваги павшим героям в Великой Отечественной войне, мы – живем, а памятник хорошее напоминание – никогда этого не забывать.

Поделитесь с друзьями

slavculture.ru

Скульптура «Родина-Мать зовет!» в Волгограде

Россия \ Волгоград \ Достопримечательности

Координаты: N48 44.532 E44 32.226.

Центровой фигурой Мамаева кургана в Волгограде является скульптура «Родина-мать зовет!». Статуя возвышается над местностью на 52 метра. Холм, на котором стоит памятник Родина-Мать, насыпной – его высота составляет примерно 14 метров. Высота Родины-матери с учетом меча равна 85 метрам: скульптура входит в число самых высоких статуй мира.

С обеих сторон к вершине Мамаева кургана ведут несколько дорожек, одна из которых со стороны площади Скорби. Вдоль тропинки расположено несколько надгробных плит – на них имена тех, кто отдал свою жизнь в боях под Сталинградом. Есть здесь и могила неизвестного солдата. Всего в кургане под статуей «Родина-мать зовет!» захоронено 34 500 человек – солдат и простых людей, ставших в годы войны героями своей страны.

Автором скульптуры «Родина-мать зовет!» в Волгограде стал скульптор Е.В. Вучетич. Вокруг монумента всегда ходило множество слухов и пересудов. Пожалуй, наиболее животрепещущим вопросом стала загадка того, кто же стал прототипом всемирно известной скульптуры Вучетича. Кто-то считает, что лицом Родина-мать похожа на метательницу дисков Нину Думбадзе; другие же уверены, что Вучетич подарил статуе Родина-мать черты лица своей жены Веры. На самом деле, прототипом главной фигуры Мамаева кургана была Валентина Изотова – официантка главного ресторана города «Волгоград».

Скульптура «Родина-мать зовет!» в Волгограде закреплена на постаменте высотой 2 метра, который, в свою очередь, покоится на фундаменте, скрытом под землей. Строительство памятника «Родина-мать зовет!» на Мамаевом кургане шло шаг за шагом с использованием особой технологии. Изнутри скульптура поддерживается не только жестким каркасом, но сотнями крепких тросов, которые не дают каркасу прогнуться под тяжестью бетона.

В ходе проектирования скульптуры «Родина-мать зовет!» в Волгограде Вучетичу приходилось постоянно вносить изменения в план строительства. Малоизвестен тот факт, что изначально Родина-мать должна была выглядеть по-иному: первоначальный проект предполагал наличие двух фигур (женщины и коленопреклоненного солдата), а в руке Родина-мать должна была держать не меч, а красное знамя. Не нужным счел Вучетич и пышно украшенный постамент Родины-матери, а лестницы, значившиеся изначально в проекте, были заменены дорожкой, которая словно лента опоясывала Родину-мать. Размеры скульптуры также были изменены – первоначальные 36 метров «выросли» до 52.

Родина-мать на Мамаевом кургане представлена в образе матери, созывающей своих героев на защиту Родины. Резкие линии фигуры, растрепанные по ветру волосы, широко раскрытые глаза и рот женщины, рука, распростертая над городом – все это создает ощущение силы и напряжения, атмосферу тревожности и движения.

Зрителю, находящемуся на вершине Мамаева кургана, у самого подножия Родины-матери, открывается захватывающий вид не только на сам ансамбль, но и на город Волгоград и реку Волга.

Статуя «Родина-мать зовет!» в Волгограде является одним из самых посещаемых туристических объектов – сотни и тысячи туристов стекаются со всего мира, чтобы посмотреть на этот великолепный монумент и почтить память тех, кто защитил свое Отечество от врага.

Добавить фото/информацию

vetert.ru

Родина-Мать зовет!

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к подножью Родины Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.

Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра (с постаментом, без постамента её высота составляет 62 метра). Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз.

Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

Строительство монумента Родина Мать было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. В ходе строительства в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага. Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать "подросла" относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке "пригружать" фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

Сферические панорамы монумента «Родина-мать зовет!»

От подножья Родины Матери открывается обширный вид на все элементы ансамбля, на город, Волгу, Заволжье. Родина-мать видна не только в пределах Мамаева кургана – она господствует над всем городом, видна на десятки километров.

Самые высокие статуи мира

volfoto.ru

Памятник «Родина-мать зовет!» в Волгограде

Приветствуем всех читателей сайта «Я и Мир»! Более 70 лет прошло после самой страшной войны 20 столетия, но центральная скульптура на Мамаевом кургане «Родина-мать зовет!» (памятник) по сей день является напоминанием о тех ужасных событиях.

Общий вид

Эта скульптура входит в десятку высочайших в мире. Её размеры огромны – вместе с длиной меча она достигает 85 метров, и весит 8 000 тонн. К тому же возвышенность, на которой она стоит, высотой 14 м. Грандиозно описание памятника: внезапно поднялась над курганом русская женщина и зовёт всех своих сыновей идти на защиту родной земли от врага.

Волевое лицо обращено назад, к воинам – она громко кричит. Раздуваемые ветром волосы и одежда словно огромная сила двигают её вперёд. Женщина похожа на птицу, взлетевшую в небо над городом. Посмотрите великолепие скульптуры на картинках.

К возвышенности ведут дорожки, вдоль которых надгробные плиты с павшими воинами-освободителями города. Под самим холмом с великой скульптурой тоже захоронены солдаты и простые жители – всего 34 505 защитников.

Строительство

Автором знаменитого памятника стал скульптор Евгений Вучетич. История создания монумента началась в 59 году 20 века, а год создания – 1967. За эти годы в проект внесли несколько изменений.

Например, первоначально Родина-мать держала красное знамя, а рядом на одном колене стоял воин. Но потом женщину оставили одну. Сама статуя «подросла» на несколько метров и стала выше знаменитой Статуи Свободы.

Многих интересует вопрос: с кого скульптор лепил Родину-мать? Вариантов несколько – спортсменка-дискоболка, жена автора Вера, официантка в ресторане Валентина Изотова и даже фигура «Марсельезы» в Париже.

Внутри натянуто множество тросов, поддерживающих статую и не дающие прогнуться тяжёлую бетонную конструкцию. С фундаментом скульптура не скреплена, а стоит только благодаря своей тяжести.

Интересные факты:

  • изображение статуи нарисовано на гербе и флаге Волгоградской области и на почтовой марке Германии 83 года;
  • небольшая копия поставлена в Китайской Маньчжурии;
  • чтобы заливка статуи шла по графику, на машины, везущие к кургану бетон вешали ленточку, дающие право проезжать на красный цвет светофора;
  • у подножия вырыты специальные ниши для домкратов, если скульптуре будет грозить падение.

В честь какого события построен знаменитый памятник? 200 дней продолжалась битва за высоту под Сталинградом, зимой и летом земля оставалась чёрной от разрывов снарядов, а весной, после освобождения города от врага на кургане даже не взошла трава. В честь страшной битвы была возведена скульптура.

Найти великий памятник воинам-освободителям можно по адресу: в городе Волгограде, проспект Ленина, Мамаев курган. Великолепны фото статуи со всех сторон.

Видео

Кто создал, где находится, что означает, в каком городе стоит и когда был создан – всё это показано в статье о грандиозном строительстве скульптуры «Родина-мать зовёт!»

Если понравилась статья, поделитесь пожалуйста с друзьями в соцсетях. А мы прощаемся до следующих интересных статей!

Автор публикации

0 Комментарии: 0Публикации: 286Регистрация: 12-04-2017

worldi.ru

Скульптура «Родина-мать»

Впервые я увидела «Родину-мать» в седьмом классе. Это была моя первая поездка в Волгоград, до города мы добрались на теплоходе из Астрахани и задержались там всего на день. У нас была обзорная экскурсия по Волгограду с посещением самых знаковых его мест, и «Родина-мать» стала самым сильным впечатлением дня. В тот год как раз шли работы по ремонту и обеспечению безопасности статуи, и с её уха... свисала небольшая лестница. Но был выходной день, и работы не велись, а экскурсовод рассказала, что у особо впечатлительных даже кружится голова, когда они наблюдают за реставрационными работами — по огромной статуе перемещаются крохотные человечки. Шутка ли, такие масштабы!

Каждый раз приезжая в Волгоград, я обязательно покупала гвоздики, шла на Мамаев курган, чтобы возложить их в Зале Воинской славы и обязательно подняться к статуе «Родина-мать». Это было для меня определённой традицией. Даже когда я переехала на год в Волгоград, работала там и два раза на дню проезжала мимо Мамаева кургана, эта статуя всё также впечатляла меня.

И сейчас я попробую рассказать всё, что знаю о ней.

История

Сталинградская битва считается одним из самых кровопролитных сражений в истории человечества. Третий Рейх, Королевство Румыния и Королевство Венгрия, Италия, Хорватия и финские добровольцы сражались против СССР в этой битве, итогом которой стала тяжёлая победа СССР.

Так выглядел Сталинград с воздуха в 1942 году. Фотография бомбардировки жилых районов города Люфтваффе.

Военные победы никогда не бывают лёгкими, а победа под Сталинградом далась нашей стране особенно тяжело. Сумма безвозвратных потерь только с нашей стороны — больше миллиона человек. Но именно эта победа означала коренной перелом в ходу Великой Отечественной войны — провал наступления Оси на Восточном фронте, снятие угрозы захвата Вермахтом Нижнего Поволжья и Кавказа. С этой победы началось контрнаступление Красной армии и долгий трудный путь к 9 мая 1945 года.

Флаг над освобождённым городом, конец января 1943 года.

На Мамаевом кургане, на вершине которого и расположена статуя «Родина-мать зовёт!», похоронено более 35 тысяч участников Сталинградской битвы. Из 200 дней битвы 135 пришлись на сражение за эту высоту. Отсюда хорошо просматривалась Волга, а в условиях войны это было стратегически важно. За значимую высоту шли самые ожесточённые бои, и она не раз переходила из рук в руки. Даже зимой, когда в Сталинграде начались сильные морозы и шёл снег, земля на Мамаевом кургане оставалась чёрной от разрыва бомб и снарядов, на один квадратный метр здесь приходилось до полутора тысяч осколков и пуль. Земля была сплошь усыпана грудой металла, и весной 43-го года трава здесь так и не взошла.

Экскурсоводы рассказывают, что той весной не зазеленело вообще ни одно дерево в Сталинграде. Только на одном дереве набухли клейкие зелёные листочки. Этот тополь и сейчас стоит на Аллее Героев, как природный памятник той битве — «тополь этот пронёс жизнь свою через битву великую».

Другой памятник этой битве возвели на Мамаевом кургане уже после окончания войны.

Архитектор

Советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич творил и работал в стиле социалистического реализма, и большая часть его произведений посвящена периоду Великой Отечественной войны. О войне он знал не по наслышке. В первые дни Великой Отечественной он ушёл на фронт добровольцем в качестве рядового солдата-пулемётчика, к концу 1942 года дослужился до звания капитана и в тот же год в боях под Ленинградом он был серьёзно контужен. Война серьёзно повлияла на его творчество и, принимавший до этого участие в строительстве гражданских объектов, он становится военным художником и обращает всё своё внимание на исторические военные события прошлого, окончательно формируется как скульптор.

Советский скульптор-монументалист Евгений Викторович Вучетич

Он много работал над памятниками и бюстами, но мировую славу ему принесли работы в историческо-символическом жанре, посвящённые периоду Великой Отечественной войны: памятник «Воин-освободитель» в Берлине, монумент «Соединение фронтов» в Пятиморске, аллегорическая статуя «Перекуём мечи на орала» в Нью-Йорке и Москве и самая известная его работа — «Родина-мать зовёт!» в Волгограде.

В Волгограде же и находится другая знаковая работа мастера — памятник Ленину у входа в Волго-Донской канал. Но изначально на этом месте был сооружён гигантский памятник Сталину. Вучетич работал над проектом со всей ответственностью: памятник был завершён в кратчайшие сроки, а на отливку фигуры пошла лучшая самородная медь. Но памятнику «вождю народов» было суждено простоять всего несколько лет — в 1956 году началась десталинизация и... памятник снесли. А Вучетича пригласили для работы на Волго-Доне вновь, но уже над памятником Ленину, который стоит и по сей день в Красноармейском районе Волгограда. В городе ходит байка, что у памятника Сталина просто «спилили» голову и на её место «приладили» голову Ленина. Это, конечно, не так. Вучетич, как и любой творец, был раздражён варварским отношением к его прошлой работе, поэтому предложил обойтись бюстом Ленину. Но после череды долгих уговоров согласился возвести памятник в полный рост по той же технологии (облегчённый железобетон), что и возводил «Родину-мать». Так памятник Ленину стал самым большим (27 метров скульптура и 30 метров постамент) в мире памятником, установленным реально жившему человеку. На этот монумент стоит взглянуть только ради его масштабов.

Кстати, после завершения скульптуры «Родина-мать зовёт!» в Сталинграде Вучетич начал работу над аналогичным памятником в Киеве. Но закончить его не успел. «Родину-мать» в Киеве возглавил другой архитектор и значительно изменил первоначальный вариант, предложенный Вучетичем. А Скульптура «Родина-мать» и сейчас возвышается на днепровских склонах и хорошо различима с разных точек Киева.

Описание

Скульптура «Родина-мать зовёт!» одновременно является композиционным центром памятника "Героям Сталинградской битвы" на Мамаевом кургане и... центральной частью триптиха — «Тыл фронту», «Родина-мать зовёт!» и «Воин-освободитель». По задумке авторов, смысл монументального сооружения таков — меч, выкованный в тылу на Урале, был поднят Родиной-матерью в Сталинграде и опущен уже после Победы в Берлине. Грандиозная по своему замыслу задача! Вучетич, как мастер, приложил руку только к двум частям этого триптиха, монумент «Тыл — фронту» был завершён уже после его смерти.

Невероятно, но конкурс на строительство памятника в Сталинграде был объявлен ещё до окончания войны. Своим видением памятника делились и известные архитекторы, и простые солдаты. Даже из-за рубежа приходили работы. В конкурсе не принимал участия только будущий создатель монумента. Говорят, что эту скульптуру с ним обсуждал лично Сталин, выбрав и утвердив его кандидатуру из многих других. Уже после утверждения Вучетич отказался от первоначальной композиции монумента — предполагалось, что солдат будет протягивать свой меч Родине-матери. Но разве солдат мог передать кому-то свой меч, если война ещё не кончилась?

Но строительство монумента началось уже после смерти Сталина в 1959 году. Для большего погружения в историю я советую попытаться представить разрушенный войной, чуть ли не стёртый до основания город, где совсем недавно завершилась одна из самых кровопролитных битв в истории человечества, город, где совсем недавно прошло крупнейшее сражение Второй Мировой войны, город, который Уинстон Черчилль предлагал оставить после войны как есть:

«Хорошо бы оставить нетронутыми страшные руины этого легендарного города, а рядом построить новый, современный город. Развалины Сталинграда, подобно развалинам Карфагена, навсегда остались бы своеобразным памятником человеческой стойкости и страданий. Они привлекли бы паломников со всех концов земли и служили бы предупреждением грядущим поколениями»

... и вот этот город начинают поднимать из руин, и в этом городе начинают поднимать этот невероятный по своей силе и мощи монумент в знак памяти о событиях войны и памяти бессмертному подвигу нашего народа. Когда я вижу «Родину-мать», я просто не могу не думать о событиях тех лет.

Многометровая фигура женщины с искажённым в крике лицом шагает вперёд, сжав в поднятой руке меч. Такая аллегория образа Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом. Андрей Сахаров в 1968 году делился воспоминаниями о встрече с Вучетичем. Начальство, во время работы Вучетича над проектом, спрашивало у него, мол, зачем статуя кричит. Ответ был прост:

— А она кричит — за Родину… вашу мать!

Кстати, само выражение «Родина-мать» известно в русском языке ещё с XIX века. В поэме Некрасова «Саша» есть такие строки:

«Спящих в могилах виновных теней // Не разбужу я враждою моей. Родина-мать! я душою смирился // Любящим сыном к тебе воротился».

Но широкое распространение этот образ получил во время Великой Отечественной войны, и своим происхождением именно в контексте советского образа обязан плакату «Родина-мать зовёт!» По признанию автора этого плаката, художника Ираклия Тоидзе, первые наброски к этому плакату он рисовал... со своей жены. 22 июня 1941 года его жена вбежала к нему в мастерскую с криком: «Война!». Художник был поражён этим известием, но ещё сильнее был поражён выражением лица жены и тут же взялся за карандаш.

Знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны, созданный художником Ираклием Тоидзе в конце июня 1941 года.

Тот плакат стал легендарным, но легендарнее стал образ матери. Уже позднее он воплотился в скульптуры, которые установлены сегодня в разных городах и странах. Самая известная из них находится в Волгограде.

Версии о том, кто послужил прототипом скульптуры для Вучетича разнятся. Есть мнение, что существуют определённые сходства скульптуры с фигурой «Марсельезы» на Триумфальной арке в Париже, или даже с древнегреческой мраморной статуей Ники Самофракийской. В разные годы объявлялись женщины, которые рассказывали, что именно они позировали для великого замысла скульптора. Поэтому точнее будет сказать, что «портрет» был собирательным. Прототипом фигуры стала известная спортсменка дискоболка Нина Думбадзе, а лицо скульптор лепил с портрета собственной жены.

А мне по силе эмоций она напоминает ещё и знаменитую фотографию времён Великой Отечественной войны.

«Комбат», 1942 год. Фотограф Макс Альперт.

Общая высота статуи — 85 метров, вес — больше 8 тысяч тонн. Для сравнения: высота Статуи Свободы без постамента — 46 метров, а высота статуи Христа-Искупителя в Бразилии — 38 метров, а в сравнении с ростом человека фигура «Родины-мать» увеличена в 30 раз. Долгое время «Родина-мать» считалась самой высокой статуей в мире, но потом в этом списке её опередили религиозные скульптуры и статуи, установленные в Азии. Впрочем, она и сейчас остаётся самым высоким памятником России и Европы.

Строительство

Большая часть фундамента, на котором установлена статуя, скрыт под землёй. «Родина-мать» отливалась слой за слоем, строительство статуи требовало стабильной заливки бетона по графику, а чтобы её обеспечить грузовики, подвозившие бетон, были помечены специальными знаками, которые давали им приоритетное право проезда, совсем как машинам экстренных служб — они могли проезжать даже на красный.

Так шло строительство статуи "Родина-мать зовёт!"

Внутри скульптура полая, а жесткость каркаса поддерживается натянутыми металлическими тросами. Проект был рассчитан с ювелирной точностью. Правда, небольшой просчёт был допущен с мечом, который сжимает в своей руке статуя. Конструкция обладала таким свойством как «парусность» и во время ветра раскачивалась, вызывая избыточное механическое напряжение в месте крепления. Поэтому меч вскоре заменили на новый, предусмотрев небольшие отверстия в его верхней части, что значительно снизило его подвижность в ветреную погоду.

Обывателя, далёкого от всех архитектурных и инженерных дел, масштабы башни поражают до самых банальных вопросов: «И как только её построили? Это же просто невероятно!». У меня просто захватывает дух, когда я стою у самого основания статуи и смотрю на неё, закинув голову, снизу вверх.

Опытный инженер Николай Никитин, работавший в команде с Вучетичем, проектировал до этого главное здание МГУ и Останкинскую телебашню. При расчёте конструкции этой статуи он заложил даже «запас на смещение». Но, по мнению специалистов, статуя продолжает отклоняться, и этот вопрос уже несколько раз поднимался на государственном уровне. На эти опасения есть опровержения, которые, впрочем, не должны мешать отслеживать состояние статуи самым тщательным образом.

Символ

Строительство статуи было завершено в 1967 году. Я даже не могу представить, что было в первые годы после её открытия. Туда бесконечным потоком шли ещё молодые ветераны, участники Сталинградской битвы возлагали цветы в память погибшим товарищам, выжившие жители разрушенного, но так и несломленного города приходили сюда, чтобы взглянуть на это место уже другими глазами, сюда приезжали специально из других городов и стран, привозили экскурсии и школьные группы... Приезжают и сейчас. Но когда я показывала фотографии, сделанные на Мамаевом кургане в День Победы, своей бабушке, она рассказывала, что в те годы здесь было так каждый день. Уверена, что так оно и было.

Шесть раз я приезжала в Волгоград специально на 9 мая, чтобы посмотреть Парад на Площади Павших бойцов, подняться на Мамаев курган и посидеть вечером у Волги на Набережной. Я помню годы, когда в толпе идущей к вершине кургана можно было встретить ещё много ветеранов, им дарили цветы и фотографировали с ними детей. Я помню и год, когда на Мамаевом кургане впервые прошла акция «Бессмертный полк». С каждым годом, участников этой акции становится всё больше и больше. Так история, которая стала личной частью каждой семьи в нашей стране, не может остаться только на страницах учебников. Память, живи.

Я не представляю Волгоград без Мамаева кургана, без этой статуи. «Родина-мать» есть и на флаге, и на гербе Волгоградской области. Но это не только символ всего города, это символ той истории, о которой мы не должны забывать.

travelask.ru

7 малоизвестных фактов о скульптуре «Родина-мать зовет!» | ОБЩЕСТВО: Событие | ОБЩЕСТВО

На сайте «Россия 10» продолжается голосование за самые яркие памятники природы, архитектуры и культуры нашей страны. Волгоградский Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет!» находятся на пятой строчке рейтинга. За них уже отдали свои голоса 386 649 человек. Поддержать Родину-мать можно до 29 сентября. А пока «АиФ-Волгоград» предлагает самые интересные подробности о жизни и создании поистине величественного монумента.

1. Почему Родина-мать кричит

По воспоминаниям советского физика, академика Андрея Сахарова, Евгений Вучетич, автор мемориального ансамбля героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде, поделился с ним в приватном разговоре: «Меня спрашивает начальство, зачем у неё открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать!»

Читайте также: Чья Родина-мать выше: Волгоград vs Киев <<

2. Почему водители, участвующие в создании Родины-матери, нарушали дорожные правила

Когда возводили скульптуру, была необходима стабильная поставка бетона. В противном случае, швы между слоями могли оказаться недостаточно прочными. Поэтому грузовики, доставлявшие бетон для строительства памятника, помечали лентами определённого цвета, а водителям разрешалось проезжать на «красный». Сотрудникам Госавтоинспекции штрафовать их строжайше запретили.

 

Автор фото: Надежда Кузьмина. »Площадь Стоявших насмерть!»

3. Что забрали у Родины-матери

Первоначально на вершине Мамаева кургана должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом, однако в последствии от этого проекта отказались.

 

Автор фото: Надежда Кузьмина. Меч в руке Родины-матери

4. Кто захоронен под Родиной-матерью

Всего в кургане под статуей «Родина-мать зовет!» покоятся 34 500 человек – солдат и простых людей, погибших под Сталинградом во время Великой Отечественной войны. Кроме того, на Мамаевом кургане, у подножья монумента похоронен командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинградской битве, Маршал Советского Союза Василий Иванович Чуйков.

 

Автор фото: Надежда Кузьмина. С высоты птичьего полета

5. С кого «лепили» Родину-мать

Есть версия, что прототипом главной фигуры Мамаева кургана стала обычная официантка ресторана «Волгоград» – Валентина Изотова. В качестве прототипов называют также жену скульптора Вучетича – Веру и метательницу диска грузинку Нину Думбадзе.

6. Как стоит Родина-мать

Несмотря на свои внушительные размеры и вес – 8 000 тонн, Родина-мать свободно стоит на постаменте, не имея связи с фундаментом, как фигура на шахматной доске.

7. Что держит Родину-мать

Не смотря на то, что Родина-мать стоит свободно, внутри её прочность надежно обеспечена. Арматура выполнена из стальных канатов с натяжением до усиления в несколько десятков тонн.

 

Автор фото: Надежда Кузьмина. Вид на город с макушки Родины-матери

www.vlg.aif.ru

Родина-мать зовет!

Скульптура «Родина-мать зовёт!» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане в Волгограде. Одна из самых высоких статуй мира.

Над площадью Скорби возвышается огромный холм, который венчает главный монумент – Родина Мать. Это насыпной курган высотой около 14 метров, в котором захоронены останки 34 505 воинов – защитников Сталинграда. На вершину холма к Родине Матери ведет серпантинная дорожка, вдоль которого расположены 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников Сталинградской битвы. От подножия кургана до его вершины серпантин состоит ровно из 200 гранитных ступеней высотой 15 и шириной 35 см – по числу дней Сталинградской битвы.

 

Мамаев курган зимой 1945 года. На переднем плане — разбитая немецкая пушка РаК 40.

Конечная точка пути – монумент «Родина-мать зовет!», композиционный центр ансамбля, высшая точка кургана. Её размеры огромны – высота фигуры составляет 52 метра, а общая высота Родины-матери – 85 метров (вместе с мечом). Для сравнения, высота знаменитой статуи Свободы без постамента составляет только 45 метров. На момент постройки Родина мать была самой высокой статуей в стране и в мире. Позднее появилась киевская Родина-Мать высотой 102 метра. Сегодня же самая высокая статуя в мире – это 120-метровая статуя Будды, построенная в 1995 году и находящаяся в Японии, в городе Чучура. Общий вес Родины-Матери – 8 тысяч тонн. В правой руке она держит стальной меч, длина которого 33 метра, а вес 14 тонн. По сравнению с ростом человека скульптура увеличена в 30 раз. Толщина железобетонных стен Родины-матери составляет всего 25-30 сантиметров. Она отливалась слой за слоем с использованием специальной опалубки из гипсолитовых материалов. Внутри жёсткость каркаса поддерживается системой из более чем сотни тросов. Монумент не скреплён с фундаментом, держится силой тяжести. Родина мать стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте высотой в 16 метров, однако его почти не видно – большая его часть скрыта под землёй. Для усиления эффекта нахождения монумента на самой пиковой точке кургана была сделана искусственная насыпь высотой в 14 метров.

Сталинград, Мамаев курган. На переднем плане Renault UE Chenillette — легкий французский бронетранспортер, стоявший на вооружении вермахта.

Едва в Сталинграде стихла канонада, благодарная страна задумалась о том, каким должен быть памятник творцам этой великой победы. Чертежи и эскизы присылали не только профессионалы, но и люди совершенно иных профессий. Одни отправляли их в академию художеств, другие в Государственный комитет обороны, кто-то лично товарищу Сталину. Причем все видели будущий памятник грандиозным, невиданных размеров, под стать значению самой победы.

Всесоюзный конкурс объявили сразу же после войны. Участвовали все видные советские зодчие и архитекторы. Итоги подвели десять лет спустя. Хотя мало кто сомневался что выиграет лауреат Сталинской премии Евгений Вучетич. Он к тому времени уже создал мемориал в берлинском Трептов-парке и пользовался доверием первых лиц государства. 23 января 1958 года Совет министров СССР принял решение о начале строительства памятника-ансамбля на Мамаевом кургане. В мае 1959-го стройка закипела.

В своём творчестве Вучетич трижды обращался к теме меча – меч поднимает Родина-Мать на Мамаевом кургане, призывая изгнать завоевателей; мечом разрубает фашистскую свастику Воин-победитель в берлинском Трептов-парке; меч же перековывает на плуг рабочий в композиции «Перекуем мечи на орала», выражая стремление людей доброй воли бороться за разоружение во имя торжества мира на планете. Эта скульптура была подарена Вучетечем Организации Объединённых Наций и была установлена перед штаб-квартирой в Нью-Йорке, а её копия – волгоградскому заводу газовой аппаратуры, в цехах которого рождалась Родина Мать). Рожден же этот меч был в Магнитогорске (в годы войны каждый третий снаряд и каждый второй танк был сделан из магнитогорского металла), где установлен монумент «Тыл-Фронту».

В ходе строительства монумента Родина Мать в уже готовый проект было внесено множество изменений. Мало кто знает, что первоначально на вершине Мамаева кургана на постаменте должна была стоять скульптура Родины-матери с красным знаменем и коленопреколнённым бойцом (по некоторым версиям, автором этого проекта был Эрнст Неизвестный). К монументу по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Но впоследствии Вучетич изменил основную идею монумента. После Сталинградской битвы стране предстояло ещё более 2 лет кровопролитных сражений и до Победы было ещё далеко. Вучетич оставил Родину-мать одну, теперь она звала своих сыновей начать победоносное изгнание врага.

Убрал он и помпезный постамент Родины Матери, практически повторявший тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Вместо монументальных лестниц (которые, кстати, были уже построены) у Родины Матери появилась дорожка-серпантин. Сама Родина Мать «подросла» относительно первоначального размера – её высота достигла 36 метров. Но и этот вариант не стал окончательным. Вскоре после окончания работ над фундаментом главного монумента Вучетич (по заданию Хрущёва) увеличивает размеры Родины Матери до 52 метров. Из-за этого строителям пришлось в срочном порядке «пригружать» фундамент, для чего в насыпь уложили 150 тысяч тонн земли.

В Тимирязевском районе Москвы, на даче Вучетича, где располагалась его мастерская а сегодня – дом-музей архитектора – можно увидеть рабочие эскизы: уменьшенный макет Родины-Матери, а также макет головы статуи в натуральную величину.

В резком, стремительном порыве встала на кургане женщина. С мечом в руках она призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее формы тела длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. На фоне небосклона она подобна парящей в небе птице.

Скульптура Родины Матери прекрасно смотрится со всех сторон в любое время года: в летнее время, когда курган покрыт сплошным травяным ковром, и зимним вечером – светлая, освещённая лучами прожекторов. Величественная статуя, выступая на фоне темно-синего неба, как бы вырастает из кургана, сливаясь со снежным его покровом.

абота скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина представляет собой многометровую фигуру женщины, шагнувшей вперед с поднятым мечом. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на бой с врагом. В художественном смысле статуя представляет собой современную интерпретацию образа античной богини победы Ники, которая призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительство монумента было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была самым высоким в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах, в частности в 1972 году был заменен меч.

Прообразом скульптуры была  Валентина Изотова (по другим сведениям  Пешкова Анастасия Антоновна, выпускница Барнаульского педагогического училища 1953 года).

68-летняя Валентина Изотова была моделью при создании знаменитого российского мемориала «Родина-мать». Почти 40 лет она не говорила о том, что участвовала в его создании.

- Могла ли я отказать, когда скульпторы попросили меня позировать для статуи в память об огромных потерях, понесенных Красной армией в Сталинграде? Но я была в ужасе, когда они заявили, что я должна позировать обнаженной.

Было начало 1960-х, и порядочные женщины не раздевались ни перед кем, кроме своих мужей. Художники, даже такие уважаемые и известные, как Лев Майстренко, работавший над мемориалом, для 26-летней женщины ничего не значили.

Ко мне обратился именно Лев. Я работала официанткой в главном ресторане города «Волгоград» — он и сейчас там — и обычно обслуживала зал, зарезервированный для высокопоставленных партийных функционеров и делегаций. Лев сказал, что я прекрасна и воплощаю в себе все физические и нравственные качества идеальной советской женщины. Конечна, я была польщена, как же иначе?

Любопытство взяло верх, и я согласилась позировать. Никто из нас и представления не имел, какой знаменитой станет «Родина-мать». Волгоград (бывший Сталинград) известен этой скульптурой так же, как и разыгравшимся здесь сражением.

Моему мужу не понравилось, что я буду позировать группе художников, присланных из Москвы. Он был ужасно ревнивым и возил меня на каждый сеанс в студию, которую они устроили на старом заводе газовых аппаратов.

Через некоторое время это стало такой же работой, как любая другая, я почти не думала о том, что стою в купальнике, и радовалась тому, что мне платят три рубля в день, поскольку тогда это была приличная сумма. Но только через полгода я наконец подалась на уговоры скульпторов снять лифчик и обнажить грудь. Но это было все. Я была непоколебима в своей решимости сохранить остатки скромности и не позировать совсем обнаженной. Это было немыслимо.

Никто кроме родственников и самых близких друзей об этом не узнал. Вскоре после того, как сеансы закончились, я поехала получать первое высшее образование: у меня два диплома — экономиста и инженера. Затем я уехала из Волгограда и стала жить и работать в Норильске.

После открытия мемориала в 1967 году я мало об этом думала и жила своей жизнью.

В октябре 2010 года начались работы по обеспечению безопасности статуи.

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит).

Общая высота памятника — 85-87 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — свыше 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри вся статуя состоит из отдельных ячеек камер, как комнаты в здании. Жёсткость каркаса поддерживается девяноста девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении.

Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. Огромная масса и высокая парусность меча, обусловленная его колоссальными размерами, вызывали сильное раскачивание меча при воздействии ветровых нагрузок, что приводило к возникновению избыточного механического напряжения в месте крепления руки, держащей меч, к телу скульптуры. Деформации конструкции меча также вызывали перемещения листов титановой обшивки, создавая неприятный для слуха звук гремящего металла. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали — а в верхней части меча предусмотрели отверстия, позволившие уменьшить его парусность. Железобетонная конструкция скульптуры была укреплена в 1986 году по рекомендации экспертной группы НИИЖБ под руководством Р. Л. Серых.

В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, «Родина-мать» в Киеве, памятник Петру I в Москве. Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.

Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами.

«Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75 % от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы — 60 миллиметров, до 1999 года — 33 миллиметра, с 2000—2008 — 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК „Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва»“ Александр Величкин.

Интересные факты

  • Скульптура «Родина-мать» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: Статуя Свободы в Нью-Йорке в высоту 46 метров; Статуя Христа-Искупителя в Рио-де-Жанейро 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира.
  • Вучетич рассказывал Андрею Сахарову: «Меня спрашивает начальство, зачем у нее открыт рот, ведь это некрасиво. Отвечаю: А она кричит — за Родину… вашу мать! — заткнулись».
  • Существует легенда, согласно которой вскоре после создания в скульптуре потерялся человек; после этого его никто не видел. Но это лишь легенда
  • Силуэт скульптуры «Родина-мать» был взят за основу при разработке герба и флага Волгоградской области

По ходу строительства Вучетич не раз вносил изменения в проект. Малоизвестный факт: поначалу главный монумент ансамбля должен был выглядеть совершенно иначе. На вершине кургана автор хотел поставить скульптуру «Родины-матери» с красным знаменем и коленопреклоненным бойцом. К ней по первоначальному замыслу вели две монументальные лестницы. Их успели построить, когда Вучетич пошел к Хрущеву, тогдашнему лидеру страны, и убедил его, что будет лучше, если к вершине люди станут подниматься по дорожке-серпантину.

Но это далеко не все изменения, что мэтр внес в уже готовый проект. О том, как все это происходило, мне рассказала Валентина Клюшина, бывшая многие годы заместителем директора мемориала. В годы создания комплекса она работала в Волгоградском горисполкоме и курировала стройку.

- «Родину-мать» Вучетич решил оставить одну. Убрал он и помпезный постамент, практически повторяющий тот, на котором стоит его Солдат-победитель в Трептов-парке. Главная фигура стала выше — 36 метров. Но и этот вариант просуществовал недолго. Едва строители успели сделать фундамент, как автор увеличил размеры скульптуры. До 52 метров! В соревновании сверхдержав надо было, чтобы главный монумент СССР оказался выше, чем американская статуя Свободы. Пришлось срочно «пригружать» фундамент, чтобы он выдержал 85-метровую (вместе с мечом) скульптуру, весящую 8 тысяч тонн. В насыпь тогда уложили 150 тысяч тонн земли. А поскольку сроки поджимали, в помощь бригадам выделили военный батальон.

Неувязочка вышла и с нынешним Залом воинской славы. Там предполагалось установить полотно панорамы. Едва «коробку» здания выстроили, Вучетич решает, что панораму надо разместить отдельно. Что затем и сделали. А в готовом сооружении по периметру стен расположились мозаичные знамена с фамилиями павших защитников города. Этот вопрос автор тоже быстро провел через ЦК КПСС.

С этими самыми знаменами тоже произошел конфуз. Вот что рассказала Клюшина:

- Работали с мозаикой мастера из Ленинграда. А художественное стекло поставляли из украинского города Лисичанска. Мозаичники выкладывали интерьер по мере поступления материала. Когда же все было готово и сняли леса, все ахнули. Тона на стене настолько отличались, что она напоминала шахматную доску. Близился срок сдачи объекта. И Вучетичу ничего не оставалось, как позвонить «наверх». На этот раз Брежневу. Тот тут же набрал первому секретарю ЦК компартии Украины Шелесту и объяснил ему задачу. Словом, через несколько дней машины доставили в Волгоград новое стекло.

Теперь представьте: на дворе июнь, до открытия мемориала остается четыре месяца. А надо снова восстановить леса, подготовить и уложить более тысячи квадратных метров разноцветных стеклянных кусочков. Тут очень помог легендарный командующий 62-й армией Василий Чуйков. Он, между прочим, был у Вучетича главным консультантом проекта. В распоряжение штаба стройки откомандировали 500 солдат. Работали бойцы по-стахановски. Уже через три недели интерьер зала обрел задуманный вид.

Но это не все трудности, с которыми столкнулись создатели комплекса. В один из весенних дней того же 1967 года критическая ситуация сложилась с 33-метровым мечом.

…Как обычно, главный инженер «Волгоградгидростроя» Юрий Абрамов утром шел на работу в штаб. На пути ему попалась стайка мальчишек, спорящих… отчего так сильно раскачивается меч в руке «Родины-матери»? Абрамов поднял голову и ужаснулся. Немедля провели оперативку, а уже на следующий день приехала специальная комиссия из Москвы. Скоро выяснилось, что проектировщики не учли данные многолетних наблюдений за розой ветров. Вот и получилось, что меч оказался развернут плашмя по отношению к ветру. Срочно пришлось делать в нем несколько отверстий, чтобы он мог свободно продуваться. Кроме того, комиссия вообще рекомендовала заменить тяжелый титановый меч на более легкий стальной.

На самом финише стройки потребовалось 50 мощных прожекторов для подсветки скульптуры. Их нигде не могли достать. Страна в то время готовилась отметить 50-летие Октября — и все, что производилось, по разнарядкам уходило в Москву и Ленинград. Клюшину командировали в столицу к председателю Мосгорисполкома Промыслову. Тот сказал, что Москва помочь не в силах. И посоветовал поезжать на завод-изготовитель. И Клюшина рванула в город Гусев, что в Калининградской области. Директор «Электромаша» на просьбу тоже только руками развел. Потом подумал и предложил Валентине выступить по заводскому радио перед рабочими и попросить их поработать сверх нормы. Организовали две дополнительные смены и прожектора «Сайра» ушли в Волгоград. 15 октября 1967 года памятник-ансамбль был торжественно открыт.

Восемь лет и пять месяцев продолжалась стройка. Еще сорок лет стоит мемориал. Он всегда выглядел достойно. Даже тогда, когда все в стране рушилось и приходило в негодность, на кургане была аккуратно подстрижена трава. Но только люди, работающие здесь, знают, чего стоит этот порядок. И как приходится выбивать деньги у начальства всех рангов, чтобы латать и ремонтировать огромное уникальное хозяйство.

Кто-то неосторожно высказался, что, мол, «Родина-мать» так накренилась, что скоро может упасть. Чушь это. «Любое сооружение такого типа, — говорит директор мемориала, генерал в отставке Владимир Берлов, — может наклоняться. Это даже предусматривается проектировщиками. Скажем, проект нашего монумента рассчитан на отклонение 272 миллиметра. Фигура, — продолжает Берлов, — постоянно обследуется на предмет образования трещин, шероховатостей, анализируется ее положение. А анализ сколов бетона, проведенный в немецкой лаборатории, показал отличное состояние конструкции и наличие необходимого запаса прочности. Изнутри она поддерживается 99 канатами натяжения. Поверьте, утверждает директор, эта система ни за что не позволит монументу накрениться до критического уровня».

ВОТ ТУТ вы можете совершить прогулку с Сергеем Долей внутрь памятника

В конце июня 1941 года увидело свет, пожалуй, главное графическое произведение Великой Отечественной войны, вошедшее в дальнейшем во все учебники истории — плакат Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовет». По собственному признанию художника, идея создания собирательного образа матери, призывающей на помощь своих сыновей, пришла ему в голову совершенно случайно. Услышав первое сообщение Совинформбюро о нападении фашистской Германии на СССР, супруга Тоидзе вбежала к нему в мастерскую с криком «Война!». Пораженный выражением ее лица, художник приказал жене замереть и тут же принялся делать наброски будущего шедевра. В дальнейшем само понятие «Родина-Мать» стало едва ли не краеугольным камнем всей советской пропаганды, воплотившись в бесчисленных подражаниях и перекочевав в смежные области изобразительного искусства, в том числе монументального.

источники

Спасибо

 

feldgrau.info