Ястреб-АВ: новый «убийца артиллерийских батарей», который поедет на Донбасс. Рлс ястреб


Проект тактического ракетного комплекса «Ястреб» » Военное обозрение

К началу шестидесятых годов стало очевидно, что перспективные тактические ракетные комплексы должны оснащаться ракетами, имеющими системы управления. Только в таком случае могла обеспечиваться требуемая точность попадания в цель. С целью ускорения разработки новых систем было предложено использовать наработки по некоторым существующим проектам. К примеру, ракета комплекса «Ястреб» должна была основываться на конструкции оружия одного из новейших зенитных комплексов.

Старту проекта «Ястреб» и некоторых других разработок предшествовала научно-исследовательская работа под шифром «Холм». Эта программа предназначалась для изучения существующих возможностей и формирования облика перспективных тактических ракетных комплексов. По результатам НИР «Холм» были сформированы два варианта ракетных систем, разработка которых могла быть осуществлена в то время. Первый вариант подразумевал использование ракеты с радиокомандным управлением на активном участке траектории. Во втором предлагалось использовать инерциальную аппаратуру самонаведения.

ТРК "Ястреб" в походном положении. Рисунок Militaryrussia.ru

По результатам проекта «Холм» была начата разработка двух вариантов ракетного комплекса. Система с радиокомандным управлением ракеты получила название «Ястреб», с автономными системами наведения – «Точка». Необходимо отметить, что проект «Точка» начала шестидесятых годов имел весьма опосредованное отношение к одноименному ракетному комплексу, принятому на вооружение в середине семидесятых годов.

Предварительная проработка проекта «Ястреб» началась в соответствии с решением Комиссии по ВСНХ по военно-промышленным вопросам в марте 1963 года. Примерно в течение двух лет продолжались предварительные работы. Эскизное проектирование стартовало в феврале 1965 года после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Завершить эскизный проект требовалось в третьем квартале того же года.

Основные работы по проекту возлагались на ОКБ-2 во главе с П.Д. Грушиным (ныне МКБ «Факел»). К созданию автоматики и отдельных систем для пусковой установки и ракеты привлекались несколько других проектных организаций. Инженерам КБ-11 под руководством С.Г. Кочарянца поручалась разработка специальной боевой части и всей сопутствующей аппаратуры. Самоходную пусковую установку должны были представить Брянский автомобильный завод и ОКБ-221 завода «Баррикады» (г. Волгоград).

В рамках проекта ракетного комплекса «Ястреб» предлагались некоторые оригинальные идеи, ранее не использовавшиеся при создании подобной военной техники. Основным элементом комплекса должна была стать самоходная пусковая установка, также выполнявшая функции машины управления. На ней предлагалось монтировать набор специального оборудования, необходимого для транспортировки и запуска ракеты. Боеприпасом комплекса предлагалось сделать твердотопливную ракету, использующую радиокомандную систему управления. За счет контроля за параметрами полета и своевременной их корректировки предлагалось повышать точность вывода на требуемую траекторию.

Ракета М-11. Фото Wikimedia Commons

Специально для комплекса «Ястреб» было разработано перспективное колесное шасси, на котором следовало монтировать все необходимые системы и агрегаты. На его основе предлагалось строить самоходную пусковую установку. Кроме того, подобное шасси могло стать основой для транспортно-заряжающей машины, необходимой для полноценной боевой работы комплекса.

Самоходная пусковая установка комплекса Ястреб» должна была иметь четырехосное колесное шасси с требуемыми параметрами грузоподъемности. Сохранившиеся материалы демонстрируют конструкцию разработанного шасси. Оно получило сравнительно низкий и широкий вытянутый корпус крупными передним и задним свесами. В передней части корпуса помещалась кабина экипажа, позади нее находился силовой отсек с двигателями и частью агрегатов трансмиссии. При помощи карданных валов и другого оснащения силовой отсек соединялся со всеми колесами шасси. Центральная и кормовая части корпуса отдавались под размещение пусковой направляющей. Перевозить ракету предлагалось выше уровня крыши корпуса. При этом направляющая помещалась в нишу корпуса, по бокам от которой находились объемы для размещения различного оборудования.

Для обеспечения требуемой подвижности относительно тяжелая машина получила четырехосное полноприводное шасси. Между второй и третьей осями предусматривался увеличенный промежуток. Стабилизация и горизонтирование самоходной пусковой установки во время стрельбы должны были осуществляться при помощи набора гидравлических домкратов. Пара таких устройств помещалась в центральной части шасси, в крупном промежутке между второй и третьей осью, еще два – в корме.

Транспортировка и запуск ракеты должны были производиться при помощи пусковой направляющей балочного типа. В кормовой части шасси предусматривались шарниры для установки качающейся направляющей. Сама направляющая должна была представлять собой балку с креплениями для ракеты. При помощи гидравлических приводов балка могла качаться в вертикальной плоскости и подниматься на требуемый угол возвышения. Стартовый стол или иное подобное оснащение не предусматривалось.

Предположительно прототип шасси для комплекса "Ястреб" в ходе испытаний. Кадр из д/ф "Автомобили в погонах", реж. А Крюковский, студия "Крылья России"

Ракета комплекса «Ястреб» должна была иметь радиокомандную систему управления. Для реализации подобных принципов наведения самоходная пусковая установка получила набор необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Так, для отслеживания ракеты на активном участке полета и определения параметров ее движения предлагалось использовать собственную радиолокационную станцию с требуемыми характеристиками. Антенна РЛС помещалась на крыше корпуса боевой машины, позади кабины, и прикрывалась радиопрозрачным кожухом.

При помощи РЛС автоматика комплекса должна была отслеживать ракету и сравнивать ее траекторию с требуемой. При отклонении от расчетной траектории следовало вырабатывать команды, передаваемые аппаратуре ракеты через соответствующее антенное устройство. Подобный способ наведения позволял обеспечить требуемые показатели точности попадания при сравнительной простоте конструкции ракеты. Вся необходимое сложное оборудование помещалось только на самоходной пусковой установке.

Управляемая баллистическая ракета комплекса «Ястреб» получила обозначение В-612. Это изделие должно было основываться на конструкции зенитной ракеты В-611 из состава корабельного комплекса М-11 «Шторм». Базовая зенитная ракета была разработана ОКБ-2, что должно было значительно упростить создание нового оружия. Из существующего проекта с минимальными изменениями заимствовались конструкция корпуса и плоскостей, система управления, двигатель и другие агрегаты. Кроме того, проявилась необходимость в создании некоторых новых устройств.

Ракета В-612 должна была получить корпус сложной формы, образованной длинным коническим головным обтекателем, цилиндрической центральной секцией и сужающимся хвостовым отсеком. Было решено сохранить стреловидные трапециевидные крылья Х-образной конструкции в центральной части корпуса. В хвосте оставались аэродинамические рули схожей конструкции. При этом расчеты показали, что применение требуемой специальной боевой части приведет к изменению балансировки ракеты. Из-за этого головной обтекатель изделия пришлось оснастить дестабилизаторами небольшого размаха.

Шасси спускается с препятствия. Кадр из д/ф "Автомобили в погонах", реж. А Крюковский, студия "Крылья России"

Зенитная управляемая ракета В-611 оснащалась двухрежимным твердотопливным двигателем, обеспечивавшим старт со сходом с направляющей и последующее достижение цели. Параметры двигателя позволяли ракете разгоняться до 1200 м/с и лететь к цели со средней скоростью 800 м/с. За счет большого запаса топлива время работы двигателя совпадало со временем полета на максимальную дальность стрельбы 55 км. Схожий твердотопливный двигатель с высокими характеристиками мог использоваться в составе изделия В-612.

Системы управления ракеты В-612 должны были выполнять прием поступающих команд с пусковой установки и преобразовывать их в команды для рулевых машинок. Коррекция траектории по командам бортовой автоматики боевой машины должна была осуществляться на всем протяжении активного участка полета. При этом планировалось выполнять вывод ракеты на требуемую траекторию, после чего она могла продолжать неуправляемый полет до момента попадания в цель.

По имеющимся данным, изделие В-612 должно было комплектоваться только специальной боевой частью. Мощность такого боевого оснащения неизвестна. Сведения о возможности разработки и применения конвенциональных боевых частей отсутствуют.

Техническим заданием требовалось обеспечить возможность стрельбы управляемой ракетой на дальность от 8 до 35 км. Интересно, что баллистическая ракета В-612 должна была отличаться от зенитной В-611 меньшей дальностью полета. По-видимому, разница в этих показателях была связана с необходимостью установки более тяжелой специальной боевой части, которая могла привести к росту стартовой массы изделия или к сокращению размеров двигателя с уменьшением запаса его топлива.

В передней части крыши виден имитатор РЛС слежения за ракетой. Кадр из д/ф "Автомобили в погонах", реж. А Крюковский, студия "Крылья России"

К концу первой половины шестидесятых годов специалисты ОКБ-2 и смежных организаций завершили основную массу предварительных работ по проекту «Ястреб». Были определены основные особенности перспективного ракетного комплекса. Кроме того, отдельные его элементы были доведены до стадии сборки прототипов с последующими их испытаниями. Успешное завершение подобных работ позволяло продолжать создание проекта.

Силами Брянского автомобильного завода к 1965-66 годам был построен прототип перспективного четырехосного шасси, предназначенного для использования в качестве основы пусковой установки комплекса «Ястреб». По имеющимся данным, эта машина не получила агрегаты пусковой установки, однако была оснащена имитатором блока антенны радиолокационной станции. Из-за этого на крыше корпуса, позади кабины, появился крупный агрегат, который из соображений секретности прикрывали брезентовым чехлом.

Имеются сведения об испытаниях перспективного шасси, которые позволили установить реальные характеристики машины при движении по дорогам и пересеченной местности. Как показывают сохранившиеся кадры кинохроники, прототип успешно справлялся с достаточно сложными препятствиями. Этот факт мог открыть ему дорогу к последующему использованию.

По имеющимся данным, разработка комплекса «Ястреб» прекратилась на стадии создания эскизного проектирования. Параллельно с «Ястребом» сотрудники ОКБ-2 создавали комплекс «Точка» с иной системой управления ракетой. Сравнение двух проектов показало, что применение радиокомандного управления приводит к чрезмерному усложнению самоходной пусковой установки. Также пусковая установка системы «Ястреб» была вынуждена оставаться на огневой позиции в течение некоторого времени после пуска, выполняя вывод ракеты на нужную траекторию, из-за чего подвергалась большому риску. Кроме того, унификация баллистической и зенитной ракет не позволяла добиться высоких показателей дальности стрельбы.

Таким образом, интересный и недавно казавшийся перспективным проект вряд ли мог устроить армию и дойти до массовой эксплуатации. Не позднее 1965-66 годов проект «Ястреб» был официально закрыт.

Ракетный комплекс в боевом положении. Рисунок Militaryrussia.ru

Насколько известно, к моменту завершения работ по проекту «Ястреб» было построено только опытное шасси для самоходной пусковой установки. Прочие элементы комплекса так и не дошли до сборки и проверки прототипов. Заказчик отказался от нового комплекса до того, как разработчики успели завершить проектирование отдельных его систем.

Предварительная проработка и эскизное проектирование тактического ракетного комплекса «Ястреб» позволила определить перспективы нескольких оригинальных предложений, лежавших в его основе. Так, было установлено, что даже сравнительно тяжелая и крупная зенитная ракета В-611 не может стать основой для баллистической ракеты с требуемыми характеристиками дальности и могущества боевой части. Кроме того, радиокомандное управление ракетой не оправдало себя в контексте тактических систем для сухопутных войск.

Одновременно с этим был получен солидный опыт в деле проектирования ракет и прочих элементов комплексов тактического звена. К примеру, есть основания полагать, что проект специального четырехосного шасси в дальнейшем получил развитие и привел к появлению самоходной пусковой установки 9П714 оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». Кроме того, разрабатывавшийся параллельно с «Ястребом» проект «Точка» в дальнейшем стал основой для комплекса 9К79 с тем же дополнительным названием.

Проект тактического ракетного комплекса «Ястреб» не был реализован в полной мере. Тем не менее, он позволил изучить некоторые оригинальные идеи, а затем определить их реальные перспективы. Оказалось, что интересные и многообещающие предложения вряд ли могут быть использованы на практике. Таким образом, проект «Ястреб» не привел к появлению новой военной техники, однако поспособствовал дальнейшему развитию ракетных комплексов, показав несостоятельность некоторых идей.

По материалам сайтов:http://pvo.guns.ru/http://flot.sevastopol.info/http://militaryrussia.ru/blog/topic-260.html

topwar.ru

Ястреб / Точка | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)

Комплекс "Ястреб", ракета В-612

Комплекс "Точка", ракета В-614

 

Высокоточные тактические ракетные комплексы разработки МКБ "Факел" / перспективные войсковые ракетные комплексы высокой точности стрельбы. Разработка комплексов начата на базе рекомендаций выработанных 3 ЦНИИ Министерства обороны СССР в НИР "Холм" (руководитель - Г.П.Мамышев), выявлена бОльшая эффективность комплекса с автономной инерциальной системой управления. Предварительная проработка создания комплекса "Ястреб" велась по решению Комиссии ВСНХ СССР по военно-промышленным вопросам №40 от 11 марта 1963 г. Создание эскизных проектов комплексов начато по решению ВПК при Совмине СССР №40 от 24 февраля 1965 г. Данным решением утвержден перечень головных исполнителей работ:- ОКБ-2 ГКАТ, главный конструктор - Грушин П.Д. - по комплексу в целом;- НИИ-923 ГКАТ, главный конструктор - Казаков В.А. - по системе управления;- НИИ-125 ГКОТ, главный конструктор - Антропов И.В. - по боевым частям;- КБ-11 ГПК средмаша, главный конструктор - Кочарянц С.Г. - по спецзаряду с автоматикой;- ОКБ-221 завода "Баррикады" НВСНХ, главный конструктор - Сергеев Г.И. - по комплексу наземного оборудования в целом;- Гипроавиапром ГКАТ, главный конструктор - Тимохин М.М. - по наземному технологическому оборудованию;- Брянский автозавод Приокского СНХ, главный конструктор - Розов Р.А. - по самоходным шасси;Установлен срок предъявления эскизного проекта комплекса - III квартал 1965 года. Решение ВПК обязывало Министерство обороны СССР в 15 дневный срок выдать тактико-технические требования на разработку эскизного проекта комплекса "Точка" и совместно с ГКАТ и ГКРЭ предлагалось представить в октябре 1965 г. предложения по созданию перспективного войскового комплекса с основными согласованными ТТТ на прведение работ, на основе рассмотрения эскизного проекта комплекса "Точка" и ранее выполненных работ по решению Комиссии ВСНХ СССР по военно-промышленным вопросам от 11 марта 1963 г. №40 (комплекс "Ястреб"). Так же оговорен порядок финансирования работ, а так же выдано поручение директору завода "Баррикады" Герасимову обеспечить своевременное получение ТТТ на разработку наземного оборудования от ОКБ-2 и выполнение работ по данному распоряжению.

Разработка ракет для комплексов велась на базе зенитной ракеты В-611 комплекса ПВО ВМФ М-11 разработки МКБ "Факел". Комплекс "Ястреб" разрабатывался с радиотехнической системой наведения и комплекс "Точка" с инерциальной системой наведения. Проекты не были реализованы, но техдокументация проекта комплекса "Точка" была передана в КБ Машиностроения где под руководством С.П,Непобедимого в 1966-1967 г.г. было начато проектирование комплекса 9К79 "Точка".  

 

Испытания опытного шасси, которое предположительно предлагалось использовать в качестве СПУ комплекса "Ястреб" ("Автомобили в погонах", ТРК ВС РФ "Звезда", 2009 г.)

Пусковая установка:

- "Ястреб" - СПУ на базе перспективного колесного шасси БАЗ или шасси Кутаисского автомобильного завода.Эскиз комплекса "Ястреб" МКБ "Факел" (Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.) - "Точка" - СПУ на шасси БАЗ-135ЛМ (аналогичная СПУ комплекса "Луна-М").

 

Эскиз комплекса "Точка" МКБ "Факел" (Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)

 

Система управления и наведение:

- "Ястреб" - радиокомандная система управления с корректировкой курса по данным РЛС пусковой установки.

- "Точка" - инерциальная автономная система управления с бортовой ЭВМ.

 

Ракеты комплексов:Конструкция - количество ступеней - 1, в отличие от ракеты В-611 из-за применения более тяжелой БЧ центр тяжести сместился вперед и для компенсации этого в носовой части ракеты установлена аэродинамические дестабилизаторы. 

 

Двигатели - РДТТ

 ТТХ ракет:

Дальность действия:

- "Ястреб" - 8-35 км

- "Точка" - 8-70 км

 

Статус: СССР - проектировался, но не был создан, не производился, не испытывался.

 

Источники:

3 Центральный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации. Исторический очерк (3 апреля 1947-2007). М., 2007 г.Аэрокосмическое обозрение. №3 / 2006 г.

militaryrussia.ru

Российская армия получит новую РЛС артиллерийской разведки

В ближайшем будущем эффективность действий российской артиллерии может существенно возрасти.

Министерство обороны заявило о том, что близка к завершению разработка новой контрартиллерийской радиолокационной станции "Ястреб-АВ", предназначенной для обнаружения позиций артиллерии противника и корректирования огня своей артиллерии.

Тактико-технические характеристики перспективного радиолокационного комплекса не раскрываются, но по заявлению заместителя Министра Обороны России генерала армии Дмитрия Булгакова, по своим возможностям "Ястреб-АВ" будет в 2-3 раза превосходить существующие контрартиллерийские комплексы, как российские, так и зарубежные.

Артиллерия, являющаяся одним из старейших видов войск, имеет огромное значение в современной войне. При этом, боевые возможности артиллерии продолжают увеличиваться и её роль в современных конфликтах будет только возрастать. Как показывает опыт всех войн и конфликтов 20 века, а также современных войн, сторона имеющая превосходство в артиллерии способна не только вести успешные наступательные и оборонительные боевые действия, но и минимизировать потери среди личного состава. Вместе с тем, огромную важность в современной войне представляет недопущение эффективных действий артиллерии противника и её подавление, или контрбатарейная борьба.

При этом возможности современной артиллерии существенно затрудняют её ведение - в настоящий момент артиллерийские и общевойсковые соединения передовых в военном отношении держав практически "поголовно" оснащены самоходной артиллерией, а прогресс в области систем связи, радиотехники, информационных технологий и создание систем управления войсками, а также систем управления артиллерийским огнём позволил существенно изменить тактику действия артиллерийских подразделений. Появилась возможность в кратчайшие сроки осуществлять топопривязку,  минимизировать время наведения орудия на цель. Современные самоходные артиллерийские установки (САУ) и реактивные системы залпового огня получили возможность вести точный и эффективный огонь не только в составе батареи или дивизиона, но и действуя по одиночке, а также в кратчайшие сроки покидать позицию.

В этих условиях многие методы ведения контрбатарейной борьбы уже малоэффективны. Наиболее же действенными и результативными средствами ведения контрбатарейной борьбы является использование специализированных радиолокационных комплексов артиллерийской разведки. Данные комплексы оснащены РЛС сантиметрового диапазона, позволяющие обнаружить артиллерийские и реактивные снаряды, миномётные мины и прочие артиллерийские боеприпасы, обладающие крайне малой эффективной отражающей поверхностью. После обнаружения запущенных снарядов, вычислительным комплексом производится экстраполяция их траектории и таким обрзом, с высокой точностью опеределяются позиции артиллерии противника, причём в режиме времени, близком к реальному. 

В настоящий момент основной контрбатарейной РЛС, стоящей на вооружении российской армии является РЛС 1Л219 "Зоопарк-1". Разработка данной РЛС началась ещё в 1980-х годах. Причём в Советском Союзе создавалось одновременно фактически два варианта данного комлекса - "Зоопарк-1" силами НПО "Стрела" и "Зоопарк-2" в НПП "Искра", которое после распада СССР перешло в собственность Украины. Точное количество РЛС "Зоопарк-1" в российской армии неизввестно, но по данным открытых источников такие РЛС входят в в современных бригадах и дивизиях российской армии в состав батарей управления и артиллерийской разведки, которая по штату включает в себя 3 РЛС.  РЛС "Зоопарк-2" принята на вооружение украинской армии, но по всей видимости имеется лишь в единичных экземплярах и отсутсвуют какие-либо сведения о наличии этих РЛС в строевых частях вооружённых сил Украины.

РЛС "Зоопарк-1" является не только контрбатарейной, но и фактически многоцелевой. Данные о местонахождении позиций артиллерии противника, получаемые РЛС в автоматическом режиме передаются на командный пункт артиллерийского соединения, которому и придаётся "Зоопарк". Возможности комплекса позволяют обеспечить определение до 70 позиций артиллерии противника за минуту. Кроме того "Зоопарк-1" способен осуществлять контроль воздушной обстановки и передавать сигналы управления на свои беспилотники. Обнаружить позиции гаубиц противника "Зоопарк-1" способен на дальности в 15 километров, а осуществлять контроль траектории выпущенных снарядов на дальности до 20 километров. Для миномётнов и реактивной артиллерии эти показатели составляют 20 и 22, и 30 и 35 километров соответсвенно. Пуск тактических ракет "Зоопарк-1" засекает на расстоянии до 40 километров. 

Ведётся и совершенствование "Зоопарка-1". Принят на вооружение модернизированный вариант комплекса 1Л260-Е "Зоопарк-1М". "Зоопарк-1М" имеет увеличенную дальность обнаружения позиций артиллерии, большее количество обнаруживаемых позиций артиллерии противника и сопровождать в 3 раза большее количество целей. Так например, дальность обнаружения гаубиц противника увеличена до 23 километров, а точки пуска тактических баллистических ракет - до 65.

Перспективный контрартиллерийский комплекс "Ястреб-АВ" по всей видимости будет иметь на порядок более мощную РЛС. Не исключено, что РЛС "Ястреба-АВ" будет иметь активную фазированную антенную решётку. Скорее всего, возможности комплекса будут позволять обнаруживать позиции артиллерии противника на расстоянии в несколько десятков километров - огонь на такое расстояние уже могут вести многие современные САУ. Вполне возможно также, что новый комплекс будет иметь куда большие возможности по обнаружению точки выстрела активно-реактивных и управляемых снарядов, что представляет существенную проблему для всех существующих контрартиллерийских РЛС. И нет никаких сомнений, что "Ястреб-АВ" будет гораздо более быстродействующим, чем современные контрартиллерийские РЛС, а количество "обрабатываемых" траекторий снарядов противника увеличится в несколько раз.

Очевидно, разработка комплекса "Ястреб-АВ" является ответом не только на вызовы настоящего, но и будущего в области развития артиллерийских систем. Создание "Ястреба" позволит российским артиллерийским соединениям не только сохранить существующие весьма высокие позиции в области контрбатарейной борьбы, но и в разы увеличить его, обеспечивая способность эффективного противостояния противнику, имеющем на вооружении даже наиболее совершенные артиллерийские системы.

Павел Румянцев

dfnc.ru

Проект тактического ракетного комплекса «Ястреб» — GunMan News

К началу шестидесятых годов стало очевидно, что перспективные тактические ракетные комплексы должны оснащаться ракетами, имеющими системы управления. Только в таком случае могла обеспечиваться требуемая точность попадания в цель. С целью ускорения разработки новых систем было предложено использовать наработки по некоторым существующим проектам. К примеру, ракета комплекса «Ястреб» должна была основываться на конструкции оружия одного из новейших зенитных комплексов.

Старту проекта «Ястреб» и некоторых других разработок предшествовала научно-исследовательская работа под шифром «Холм». Эта программа предназначалась для изучения существующих возможностей и формирования облика перспективных тактических ракетных комплексов. По результатам НИР «Холм» были сформированы два варианта ракетных систем, разработка которых могла быть осуществлена в то время. Первый вариант подразумевал использование ракеты с радиокомандным управлением на активном участке траектории. Во втором предлагалось использовать инерциальную аппаратуру самонаведения.

По результатам проекта «Холм» была начата разработка двух вариантов ракетного комплекса. Система с радиокомандным управлением ракеты получила название «Ястреб», с автономными системами наведения – «Точка». Необходимо отметить, что проект «Точка» начала шестидесятых годов имел весьма опосредованное отношение к одноименному ракетному комплексу, принятому на вооружение в середине семидесятых годов.

Предварительная проработка проекта «Ястреб» началась в соответствии с решением Комиссии по ВСНХ по военно-промышленным вопросам в марте 1963 года. Примерно в течение двух лет продолжались предварительные работы. Эскизное проектирование стартовало в феврале 1965 года после выхода соответствующего постановления Совмина СССР. Завершить эскизный проект требовалось в третьем квартале того же года.

Основные работы по проекту возлагались на ОКБ-2 во главе с П.Д. Грушиным (ныне МКБ «Факел»). К созданию автоматики и отдельных систем для пусковой установки и ракеты привлекались несколько других проектных организаций. Инженерам КБ-11 под руководством С.Г. Кочарянца поручалась разработка специальной боевой части и всей сопутствующей аппаратуры. Самоходную пусковую установку должны были представить Брянский автомобильный завод и ОКБ-221 завода «Баррикады» (г. Волгоград).

В рамках проекта ракетного комплекса «Ястреб» предлагались некоторые оригинальные идеи, ранее не использовавшиеся при создании подобной военной техники. Основным элементом комплекса должна была стать самоходная пусковая установка, также выполнявшая функции машины управления. На ней предлагалось монтировать набор специального оборудования, необходимого для транспортировки и запуска ракеты. Боеприпасом комплекса предлагалось сделать твердотопливную ракету, использующую радиокомандную систему управления. За счет контроля за параметрами полета и своевременной их корректировки предлагалось повышать точность вывода на требуемую траекторию.

Специально для комплекса «Ястреб» было разработано перспективное колесное шасси, на котором следовало монтировать все необходимые системы и агрегаты. На его основе предлагалось строить самоходную пусковую установку. Кроме того, подобное шасси могло стать основой для транспортно-заряжающей машины, необходимой для полноценной боевой работы комплекса.

Самоходная пусковая установка комплекса Ястреб» должна была иметь четырехосное колесное шасси с требуемыми параметрами грузоподъемности. Сохранившиеся материалы демонстрируют конструкцию разработанного шасси. Оно получило сравнительно низкий и широкий вытянутый корпус крупными передним и задним свесами. В передней части корпуса помещалась кабина экипажа, позади нее находился силовой отсек с двигателями и частью агрегатов трансмиссии. При помощи карданных валов и другого оснащения силовой отсек соединялся со всеми колесами шасси. Центральная и кормовая части корпуса отдавались под размещение пусковой направляющей. Перевозить ракету предлагалось выше уровня крыши корпуса. При этом направляющая помещалась в нишу корпуса, по бокам от которой находились объемы для размещения различного оборудования.

Для обеспечения требуемой подвижности относительно тяжелая машина получила четырехосное полноприводное шасси. Между второй и третьей осями предусматривался увеличенный промежуток. Стабилизация и горизонтирование самоходной пусковой установки во время стрельбы должны были осуществляться при помощи набора гидравлических домкратов. Пара таких устройств помещалась в центральной части шасси, в крупном промежутке между второй и третьей осью, еще два – в корме.

Транспортировка и запуск ракеты должны были производиться при помощи пусковой направляющей балочного типа. В кормовой части шасси предусматривались шарниры для установки качающейся направляющей. Сама направляющая должна была представлять собой балку с креплениями для ракеты. При помощи гидравлических приводов балка могла качаться в вертикальной плоскости и подниматься на требуемый угол возвышения. Стартовый стол или иное подобное оснащение не предусматривалось.

Ракета комплекса «Ястреб» должна была иметь радиокомандную систему управления. Для реализации подобных принципов наведения самоходная пусковая установка получила набор необходимой радиоэлектронной аппаратуры. Так, для отслеживания ракеты на активном участке полета и определения параметров ее движения предлагалось использовать собственную радиолокационную станцию с требуемыми характеристиками. Антенна РЛС помещалась на крыше корпуса боевой машины, позади кабины, и прикрывалась радиопрозрачным кожухом.

При помощи РЛС автоматика комплекса должна была отслеживать ракету и сравнивать ее траекторию с требуемой. При отклонении от расчетной траектории следовало вырабатывать команды, передаваемые аппаратуре ракеты через соответствующее антенное устройство. Подобный способ наведения позволял обеспечить требуемые показатели точности попадания при сравнительной простоте конструкции ракеты. Вся необходимое сложное оборудование помещалось только на самоходной пусковой установке.

Управляемая баллистическая ракета комплекса «Ястреб» получила обозначение В-612. Это изделие должно было основываться на конструкции зенитной ракеты В-611 из состава корабельного комплекса М-11 «Шторм». Базовая зенитная ракета была разработана ОКБ-2, что должно было значительно упростить создание нового оружия. Из существующего проекта с минимальными изменениями заимствовались конструкция корпуса и плоскостей, система управления, двигатель и другие агрегаты. Кроме того, проявилась необходимость в создании некоторых новых устройств.

Ракета В-612 должна была получить корпус сложной формы, образованной длинным коническим головным обтекателем, цилиндрической центральной секцией и сужающимся хвостовым отсеком. Было решено сохранить стреловидные трапециевидные крылья Х-образной конструкции в центральной части корпуса. В хвосте оставались аэродинамические рули схожей конструкции. При этом расчеты показали, что применение требуемой специальной боевой части приведет к изменению балансировки ракеты. Из-за этого головной обтекатель изделия пришлось оснастить дестабилизаторами небольшого размаха.

Зенитная управляемая ракета В-611 оснащалась двухрежимным твердотопливным двигателем, обеспечивавшим старт со сходом с направляющей и последующее достижение цели. Параметры двигателя позволяли ракете разгоняться до 1200 м/с и лететь к цели со средней скоростью 800 м/с. За счет большого запаса топлива время работы двигателя совпадало со временем полета на максимальную дальность стрельбы 55 км. Схожий твердотопливный двигатель с высокими характеристиками мог использоваться в составе изделия В-612.

Системы управления ракеты В-612 должны были выполнять прием поступающих команд с пусковой установки и преобразовывать их в команды для рулевых машинок. Коррекция траектории по командам бортовой автоматики боевой машины должна была осуществляться на всем протяжении активного участка полета. При этом планировалось выполнять вывод ракеты на требуемую траекторию, после чего она могла продолжать неуправляемый полет до момента попадания в цель.

По имеющимся данным, изделие В-612 должно было комплектоваться только специальной боевой частью. Мощность такого боевого оснащения неизвестна. Сведения о возможности разработки и применения конвенциональных боевых частей отсутствуют.

Техническим заданием требовалось обеспечить возможность стрельбы управляемой ракетой на дальность от 8 до 35 км. Интересно, что баллистическая ракета В-612 должна была отличаться от зенитной В-611 меньшей дальностью полета. По-видимому, разница в этих показателях была связана с необходимостью установки более тяжелой специальной боевой части, которая могла привести к росту стартовой массы изделия или к сокращению размеров двигателя с уменьшением запаса его топлива.

К концу первой половины шестидесятых годов специалисты ОКБ-2 и смежных организаций завершили основную массу предварительных работ по проекту «Ястреб». Были определены основные особенности перспективного ракетного комплекса. Кроме того, отдельные его элементы были доведены до стадии сборки прототипов с последующими их испытаниями. Успешное завершение подобных работ позволяло продолжать создание проекта.

Силами Брянского автомобильного завода к 1965-66 годам был построен прототип перспективного четырехосного шасси, предназначенного для использования в качестве основы пусковой установки комплекса «Ястреб». По имеющимся данным, эта машина не получила агрегаты пусковой установки, однако была оснащена имитатором блока антенны радиолокационной станции. Из-за этого на крыше корпуса, позади кабины, появился крупный агрегат, который из соображений секретности прикрывали брезентовым чехлом.

Имеются сведения об испытаниях перспективного шасси, которые позволили установить реальные характеристики машины при движении по дорогам и пересеченной местности. Как показывают сохранившиеся кадры кинохроники, прототип успешно справлялся с достаточно сложными препятствиями. Этот факт мог открыть ему дорогу к последующему использованию.

По имеющимся данным, разработка комплекса «Ястреб» прекратилась на стадии создания эскизного проектирования. Параллельно с «Ястребом» сотрудники ОКБ-2 создавали комплекс «Точка» с иной системой управления ракетой. Сравнение двух проектов показало, что применение радиокомандного управления приводит к чрезмерному усложнению самоходной пусковой установки. Также пусковая установка системы «Ястреб» была вынуждена оставаться на огневой позиции в течение некоторого времени после пуска, выполняя вывод ракеты на нужную траекторию, из-за чего подвергалась большому риску. Кроме того, унификация баллистической и зенитной ракет не позволяла добиться высоких показателей дальности стрельбы.

Таким образом, интересный и недавно казавшийся перспективным проект вряд ли мог устроить армию и дойти до массовой эксплуатации. Не позднее 1965-66 годов проект «Ястреб» был официально закрыт.

Насколько известно, к моменту завершения работ по проекту «Ястреб» было построено только опытное шасси для самоходной пусковой установки. Прочие элементы комплекса так и не дошли до сборки и проверки прототипов. Заказчик отказался от нового комплекса до того, как разработчики успели завершить проектирование отдельных его систем.

Предварительная проработка и эскизное проектирование тактического ракетного комплекса «Ястреб» позволила определить перспективы нескольких оригинальных предложений, лежавших в его основе. Так, было установлено, что даже сравнительно тяжелая и крупная зенитная ракета В-611 не может стать основой для баллистической ракеты с требуемыми характеристиками дальности и могущества боевой части. Кроме того, радиокомандное управление ракетой не оправдало себя в контексте тактических систем для сухопутных войск.

Одновременно с этим был получен солидный опыт в деле проектирования ракет и прочих элементов комплексов тактического звена. К примеру, есть основания полагать, что проект специального четырехосного шасси в дальнейшем получил развитие и привел к появлению самоходной пусковой установки 9П714 оперативно-тактического комплекса 9К714 «Ока». Кроме того, разрабатывавшийся параллельно с «Ястребом» проект «Точка» в дальнейшем стал основой для комплекса 9К79 с тем же дополнительным названием.

Проект тактического ракетного комплекса «Ястреб» не был реализован в полной мере. Тем не менее, он позволил изучить некоторые оригинальные идеи, а затем определить их реальные перспективы. Оказалось, что интересные и многообещающие предложения вряд ли могут быть использованы на практике. Таким образом, проект «Ястреб» не привел к появлению новой военной техники, однако поспособствовал дальнейшему развитию ракетных комплексов, показав несостоятельность некоторых идей.

gunm.ru

АПР-2 Ястреб | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)АПР-2 "Ястреб" / "Ястреб-М"АПР-2Е "Ястреб-Э"  Авиационная противолодочная реактивная торпеда. Разработана кооперацией предприятий во главе с ГНПП "Регион" (НИИИ, Томский НИИЭМ, Ленинградский НИИ "Поиск", КБ завода им.Петровского, Пермское НПО им. Кирова, Московский НИИ "Квант") на базе АПР-1. Главный конструктор М.Лисичко. Морские испытания торпеды начаты в 1969 г. Государственные испытания торпеды с системой управления "Ястреб-М" завершены в 1976 г. В том же году торпеда под названием АПР-2 принята на вооружение. Первое упоминание в прессе АПР-2 - 1992 г.

 

Конструкция - в состав торпеды (см.рисунок) входят головной обтекатель (1), приборный отсек с приборами системы наведения и управления (2, 4), боевая часть (3), двигатель (5), рулевой отсек (6) и тормозная система (7). В ходе эксплуатации контроль торпед осуществляется станцией автоматического контроля АКИПС-1.

Система управления и наведение - инерциальная система управления с акустической системой самонаведения (ССН) с фазовой корреляцией разработки ГНПП "Регион". Разработка неконтактного взрывателя - В.В.Андреев, В.И.Киселев, К.И.Рогожников (так же как у снаряда ЭР-89). Первоначально систему управления торпеды разрабатывал ЦНИИАГ (проект "Ястреб"). Позже ленинградский филиал НИИ-30 МО СССР предложил измененную систему управления ("Ястреб-М"). Создание новой СУ велось кооперацией НИИ - НИИРА, Томский НИИЭМ, Ленинградский НИИ "Поиск", КБ завода им.Петровского, Пермское НПО им. Кирова, Московский НИИ "Квант" и др.

На АПР-2 применена гидроакустическая система самонаведения (ССН) с использованием комбинации корреляционно-фазового метода обработки гидроакустической информации с методами согласованной фильтрации и амплитудной селекции. Примененные технические решения позволяют работать системе обнаружения и пеленгования (СОП) при работающем двигателе. Боевая часть для ракеты была создана в НИИМаше, в отличие от ракеты АПР-1 "Кондор", новая БЧ имела более мощный состав ВВ, что позволило снизить массу БЧ при сохранении эффективности. Вероятность поражения цели при среднеквадратичной ошибке целеуказания 300-500 метров составляет 0,7-0,85.

Принцип наведения ракето-торпеды - после приводнения под углом 17 град ракета планирует погружаясь с циркуляцией, без включения двигателя (максимум до глубины в 150 м). В это время ССН ракеты осуществляет поиск и обнаружение ПЛ-цели при минимальном уровне собственного шума ракето-торпеды в пассивном режиме. Обнаружив ПЛ-цель, ССН фиксирует (пеленгует и запоминает) направление на нее. После обнаружения цели включается двигатель ракеты, при этом резко возрастает собственный шум - ходовая помеха - и ССН "глохнет"; за счет работы инерциальной системы управления ракето-торпеда движется в направлении на определенное ранее положение цели, и, подойдя на близкое расстояние, ССН повторно обнаруживает ПЛ-цель и осуществляет наведение на нее.

Радиус реагирования ССН в активном режиме:- по подводным лодкам - 1500 м- по надводным кораблям - 1000 мРадиус реагирования ССН в пассивном режиме - 500 мСектор поиска целей гидроакустической ГСН - 45 гр. по горизонту и 90 град. по вертикалиРазрешающая способность пеленгования - до 0.4-0.5 сиганл/шумТочность пеленгования - 2 град.

 

Двигатель - РДТТ на высококалорийном смесевом топливе.

Ил-38 и торпеда АПР-2 "Ястреб-М", на последнем фото слева - УМГТ-1. Аэродром Елизово, Камчатка, День Воздушного Флота, 15.08.2010 г. (фото А.А.Пирагис, http://www.fotopetropavlovsk.ru)

 ТТХ торпеды: Калибр - 350 ммДлина - 3700 мм

Масса - 575 кгМасса БЧ - 80 кг (тротиловый эквивалент - 100 кг)

 

Дальность хода - 1500-2000 мСкорость хода:

- поиск подводной цели - 43 уз (80 км/ч)- максимальная - 62 уз (115 км/ч)

Скорость цели - до 43 узГлубина хода - 15 - 600 мВероятность поражения ПЛ на глубине 500 м при захвате цели ГСН - 70-85 %

Высота сброса с носителя - 300-2000 мСкорость носителя при применении - до 800 км/чВремя выполнения задачи - 1-2 минВремя самоликвидации - 15-20 мин

Тип БЧ - фугасная, взрыватель неконтактный акустический. Новый состав ВВ. Разработка БЧ - ГосНИИМаш, производство - Новосибирский завод искусственного волокна.Глубина снятия предоханения - 20 м

Модификации:АПР-2 "Ястреб" / "Ястреб-М" - базовая модель;

АПР-2Е "Ястреб-Э" - экспортная модификация, выпущена в 1984 г. Поставлялась на экспорт.

Носители: - противолодочные вертолеты Ка-27ПЛ, Ка-28, Ми-14ПЛ- самолеты Ил-38, Ту-142М

Реактивная торпеда АПР-2.  

Статус: СССР / Россия

- 1997 г. - есть на вооружении- 2010 г. - есть на вооружении

 

Источники:Бухалов Ю., Тихонов Г., Шехин В. Пример необоснованной критики. // Военно-промышленный курьер. №45 / 2010 г.Климов М. Морское подводное оружие: проблемы и возможности. // Военно-промышленный курьер. №21-22 / 2010 г.Никифоров А., Под крылом самолета. // Аэроплан. N 2, 4 / 1993 г.Петропавловск-Камчатский - фотография города на Камчатке. Сайт http://www.fotopetropavlovsk.ru, 2011 г.Прошкин С., Маринин В., Российское торпедное оружие. // Военный парад. N 3 / 1997 г.Рогожников К., Кузьмицкий М. Выпускники факультета морского приборостроения - создатели торпед. // За кадры верфям. № 9 / 2002 г.Уголок неба. Сайт http://www.airwar.ru, 2011 г.

militaryrussia.ru

новый «убийца артиллерийских батарей», который поедет на Донбасс

Новый радиолокационный комплекс разведки «Ястреб-АВ» практически готов, сообщили в Минобороны. Эта разработка российских КБ превосходит системы, уже состоящие на вооружении в мире, в том числе и американские образцы. Как поясняют эксперты, значение такой техники в современных войнах только растет. Недаром США не поскупились на «убийц артиллерии» для Украины.

Конструкторские бюро завершают разработку перспективного радиолокационного комплекса разведки (РЛК) «Ястреб-АВ». Об этом сообщил накануне замминистра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков. Новый РЛК предназначен для разведки огневых позиций противника и корректировки огня своей артиллерии.

«Ястреб-АВ» превосходит аналогичные комплексы, имеющиеся на вооружении и ВС России, и иностранных армий, подчеркнул Булгаков и пояснил: новое оборудование – серьезное подспорье в контрбатарейной борьбе (добавим, что в обиходе такие РЛК называют «убийцами артиллерии»).

«Ястреб» – действительно новый образец техники. Судя по открытым источникам, разработчик – Научно-производственное объединение «Стрела» (входящее в «Алмаз-Антей») – представил конструкторскую документацию для опытного образца «Ястреба» в 2014 году.

Сейчас в нашей армии используют контрбатарейные радары «Зоопарк». Действующие системы позволяют засечь залп ракетной системы залпового огня (РСЗО) или минометный выстрел на расстоянии 20 км. После этого по цели начинает «работать» наша артиллерия, цель поражается ракетой или с воздуха – бомбардировщиком.

Что уже представлено «в железе»

Пока в КБ создавали «Ястреб», совершенствовался и сам «Зоопарк». В июле на авиасалоне МАКС в Жуковском был представлен улучшенный его вариант. Это комплекс 1Л260-Е. Как и предыдущие варианты, он определяет по траектории, на каком расстоянии находятся те или иные установки или орудия, выпустившие ракету, мину или снаряд. Но радиус действия нового «Зоопарка» больше: например, 1Л260-Е «вычисляет» точку, где находится американская САУ Paladin, на дальности уже не в 20, а в 23 километра. А выстрел американского же тактического ракетного комплекса ATACMS (это аналог российского комплекса «Точка») новый «Зоопарк» засекает за 65 километров.

Добавим, что в марте на полигоне Донгуз под Оренбургом испытали новый звукотепловой комплекс артиллерийской разведки «Пенициллин». Эта система позволяет определить координаты вражеских артиллерийских позиций не по траектории, а по эху выстрела.

«Пенициллин» способен засечь даже звук закрывающейся двери, заметил в комментарии телеканалу «Звезда» главный конструктор комплекса Валерий Камышев.

Востребованная система для современных войн

Впрочем, подробностей про новый комплекс даже военные аналитики пока не знают. «Скорее всего, комплекс «Ястреб-АВ» создан на новой элементной базе. «Зоопарк», даже модернизированный, – достаточно устаревшая машина», – предположил в комментарии газете ВЗГЛЯД военный эксперт Антон Лавров.

Как пояснил эксперт, в целом РЛК становятся все более важными для современного общевойскового боя. «Они позволяют засекать позиции минометов, позиции установок залпового огня и артиллерии – и выдавать целеуказания на свою артиллерию. Это очень важно для контрбатарейной борьбы», – указал Лавров.

Такие системы весьма востребованы в современных войнах.

«Это мы видим, в частности, на примере вооруженных действий в Донбассе, – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. – Одной из первых систем, поставленных американцами на Украину, были именно такие компактные РЛС – для засечки артиллерийских позиций».

Что получили ВСУ от американцев

В ноябре 2015 года США в рамках «поставок нелетального оружия» передали Украине две РЛС контрбатарейной борьбы AN/TPQ-36 Firefinder.

Этот комплекс стоит на вооружении армии США, обычно устанавливается на вседорожнике «Хамви» – армейском варианте «Хаммера». Firefinder предназначен для обнаружения и определения координат огневых позиций (главным образом минометов), а также артиллерийских орудий и РСЗО на дальностях от 750 метров до 24 километров.

По оценке экспертов, американский Firefinder в целом уступает российскому «Зоопарку 1М». Пожалуй, единственный параметр, по которому контрбатарейный радар американского РЛК опережает российский аналог, – это эффективная дальность обнаружения целей.

Газета ВЗГЛЯД подробно анализировала, что получает украинская армия, приобретая эти американские РЛС.

«Если эти станции будут поставлены, то эффективность контрбатарейной борьбы ВСУ вырастет не менее чем в три раза», 

– прогнозировал первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. Но, как отмечали специалисты, у ВСУ попросту нет достаточных кадров для эффективного использования таких систем.

С другой стороны, существуют технические средства, с помощью которых ополченцы Донбасса могут нейтрализовать американскую технику.

«Есть средства, которые позволяют забивать помехами такого рода РЛС. Те уже не могут определить позиции стреляющей артиллерии. У ДНР нами замечена станция РЭБ Р-330, думаю, при необходимости они смогут оказать противодействие AN/TPQ-36», – отмечал военный эксперт Виктор Мураховский.

Популярные материалы

Сирийский солдат рассказал подробности пленения двоих россиян террористами
Открытое горение в подмосковном ТЦ «Синдика» ликвидировано
Поклонскую предложено канонизировать

 

Подпишитесь на нас Вконтакте, Одноклассники

allpravda.info

Малоизвестные моменты истории создания ОТР-21 «Точка»

История создания тактического комплекса «Точка» начинается в конце 50-х - начале 60-х годов прошлого столетия с задания по созданию отечественных ракетных тактических комплексов. Первым комплексом, который дал начало всей истории, был комплекс «Ястреб» с системой наведения радиотехнического исполнения, проект которого разработали к 1963 году. В качестве базы была использована зенитная ракета В-611, относящаяся к классу "земля-земля" и используемая в комплексе «М11» для противовоздушной обороны в ВМФ.

Она получила радиоуправление и проектную дальность поражения до 35 километров. Кроме того, в ракету требовалось установить боевую часть большего веса, что сразу привело к смещению центра тяжести в переднюю часть ракеты. Конструкторам МКБ «Факел» во главе с П.Грушиным, которые, кстати, начинали вести проекты, пришлось компенсировать смещение установкой дестабилизаторов – небольшими аэродинамическими поверхностями. Но главная проблема оказалась совсем не в этом, а в применении для управления ракетой радиокоманд, использование которых на тактическом комплексе признается нецелесообразным, вследствие возможной постановки помех противником. Проект откладывается в сторону. На его основе начинаются работы по созданию нового проекта.

Конструкторы разрабатывают новый проект тактического комплекса, который в 1965 году получает обозначение «Точка». Базой для проекта послужила ракета В-614, в которой уже использовали инерциальную систему наведения. Расчетная дальность поражения составляет до 70 километров. Однако проект нового комплекса «Точка» забирают у МКБ «Факел» и передают в коломенское СКВ (КБМ). Причины, по которым проект передают другому исполнителю, в то время достаточно просты – МКБ «Факел» ранее практически не занимался тактическими комплексами, основные усилия которого были сосредоточены на создании комплексов ПВО и ПРО, да и коллектив был чрезмерно загружен имеющимися в работе проектами.

В дальнейшем конструкторский коллектив во главе с С.Непобедимым полностью перерабатывает отданный проект, изготавливает опытный образец, проводит его испытания.

Основные внешние отличия ракет:- уменьшенный размах крыла – 1.38 метра;- пластинчатые рули меняют на решетчатые раскрываемого типа;- убраны дестабилизаторы, выравнивающие смещение центра тяжести.

В 1974 году комплекс «Точка» нового проекта с индексом «9К79» становится в строй ВС Советского Союза. Именно на базе этого комплекса в дальнейшем создан известный сегодня комплекс «Точка-У» с дальностью поражения до 120 километров. Но до сих пор в ракете комплекса «Точка-У» остались характерные черты зенитной управляемой ракеты начала 60-х годов «В-611».

Основные характеристики проектов:- самоходная ПУ для комплекса «Ястреб» должна была быть выполнена на базе колесных шасси от БАЗ или Кутаиского АЗ;

- самоходная ПУ для комплекса «Точка» должна была быть выполнена на базе колесного шасси от БАЗ-135ЛМ, аналога шасси комплекса «Луна-М»;- комплекс «Ястреб»: система управления радиокомандная с корректировками по РЛС, установленной на ПУ;- комплекс «Точка»: система управления инерциальная, с корректировками от бортовой ЭВМ;- ракета в одноступенчатом исполнении, двигателем РДТТ с аэродинамическими дестабилизаторами- минимальная дальность поражения Ястреб/Точка – 8/8 километров;- максимальная дальность поражения Ястреб/Точка 35/70 километров.

Источники информации:http://military.tomsk.ru/blog/index-100.htmlhttp://www.military-informer.narod.ru/Scarab.htmlhttp://militaryrussia.ru/blog/topic-260.htmlhttp://pvo.guns.ru/naval/m11.htm

topwar.ru