Радиолокаторы | СССР. Рлс редут


2 - это... Что такое РУС-2?

РУС-2 Основная информация Параметры
Редут, Пегматит
Тип РЛС
Страна  СССР
Начало производства 1940
Число установок 607
Диапазон частот 75 МГц
Длительность импульса 12 мкс
Макс. дальность 150 км
Пиковая мощность 70-120 кВт
Точность по дальности 1,5 км
Точность по азимуту

РУС-2 (радиоулавливатель самолётов) «Редут». Первый серийный импульсный радиолокатор в СССР. Выпускался серийно с 1941 года. Самый массовый радиолокатор советского производства во Второй мировой войне. В 1941-1945 годах произведено 607 штук.

История

В начале двадцатого века в мире появляется новый вид техники — самолёт. Спустя короткое время он уже используется в качестве боевой единицы (разведчик и бомбардировщик) в Итало-турецкой войне 1911 года. В связи с применением боевой авиации, перед военными возникла задача обнаружения самолёта и целеуказания, для последующего его уничтожения. Уже в то время для этих целей могли использоваться приборы основаные на оптических принципах. Впоследствии появились звукоулавливатели — обнаруживающие самолёт по звуку мотора. Велись работы по нахождению аэроплана по тепловому излучению двигателя.Но существенным недостатком этих трёх видов обнаружения является зависимость от погодных условий. Значительным преимуществом для нахождения самолёта в воздухе обладют радиоволны — минимально подверженные действию атмосферных явлений. Обнаружение самолётов при помощи радиоволн — радиолокация, стала применяться с 1930-х годов.

Официальным началом работ по радиолокации в СССР можно считать 1933 год, в котором заключён договор по работам над радиообнаружением самолётов между ГАУ и Центральной радиолабораторией (ЦРЛ)[1]. 3 Января 1934 года в Галерном порту Ленинграда, произведён эксперимент, где впервые в СССР, был обнаружен летящий самолёт, по отражённым от него радиоволнам[1]. С 1934 года, параллельно, к работам в данной области был подключён ЛЭФИ. Под Ленинградом построен испытательный полигон. До войны были изготовлены несколько опытных образцов РЛС, как непрерывного излучения, так и импульсного. Преимущество импульсного излучения перед непрерывным заключается в большей мощности излучения (соответственно дальности обнаружения цели), при одинаковой часовой потребляемой мощности.

Опыты ЛФТИ 1935-1936 годов доказали возможность создания импульсного генератора,мощностью, достаточной для обнаружения самолётов на расстоянии 100 км[2]. Для работы генератора высокой мощности разрабатывается импульсная лампа ИГ-7, ставшая прототипом ламп выпускавшихся в СССР в годы войны для РУС-2. В 1938 году на опытной импульсной РЛС, созданой ЛФТИ, с передатчиком на лампах ИГ-8 (анодное напряжение 15-22 кВ, мощность в импульсе 40-50 кВт) был обнаружен самолёт на дальности 50 километров. Через год ЛФТИ, совместно с Научно-испытательским и исследовательским институтом Красной Армии (НИИИС КА) создали мобильный образец этой РЛС, размещающейся на автомобилях. Станция, получившея название «Редут», в том же году прошла полигонные испытания. Результаты показали дальность обнаружения самолёта в зависимости от его высоты полёта, от 30 км на высоте 500 м, до 95 км на высоте 7500 метров[2].

Осенью 1939 года «Редут» испытывали возле Севастополя в интересах ВМФ. Находясь у кромки воды, на высоте 10 м РЛС обнаруживала самолёт МБР-2 летящий на высоте 6000 м на расстоянии до 110 км, корабли при этом не обнаруживались вовсе. Станция, находящаяся на краю обрыва на высоте 160 м обнаруживала корабли на расстоянии 20-25 км, и на 35 км — самолёты, летящие у поверхности воды. Для обнаружения кораблей с берега РЛС была признана мало пригодной из-за того, что отражённые от холмов позади РЛС радиоволны засвечивали экран индикатора.[3]

В 1940 году, уже советская промышленность представила 2 мобильных опытных образца станции «Редут» для проведения полигонных и войсковых испытаний. По результатам испытаний, «Редут», приказом НКО от 26 июля 1940 года принят на вооружение под наименованием РУС-2[2]. Позднее были созданы и производились одноантенные варианты РЛС, как автомобильный, так и стационнарный — РУС-2с (Пегматит).

В апреле 1940 года НИИ радиопромышленности получил заказ на разработку корабельного варианта станции РУС-2. Изготовленная в единственном экземпляре РЛС получила наименование «Редут-К» и была установлена в 1941 году на крейсер «Молотов».[3]

Описание

Двухантенный вариант РУС-2. Приёмник

Двухантенная РУС-2

Вся аппаратура системы располагалась на трёх автомобилях: одном ЗИС-6 и двух ГАЗ-ААА. На ЗИС-6 располагалась передающяя станция: генератор на лампах ИГ-8 мощностью 50 кВт с длиной волны 4 м (75 МГц) и модулятор на лампах Г-300[4]. Фургон оператора с приёмной аппаратурой на ГАЗ-ААА при работе вращался синхронно вращению фургона передатчика на ЗИС-6. Приёмная и передающая антенны идентичны - типа «волновой канал». Обнаруженные цели оператор наблюдал на экране ЭЛТ с горизонтальной развёрткой. Шкала была отградуирована до 100 км. Цели на экране выглядели белой узкой вертикальной полосой на тёмном фоне. По характеру засветки импульса и его мерцанию определялось количество самолётов[5]. На третьей автомашине находился электрогенератор на 40 кВт для питания всей системы [2]. РЛС способна определять дальность до цели, азимут и её скорость. К 1943 году создаются приставки к радиолокатору определяющие принадлежность самолёта (свой-чужой) и высоту полёта[6].

РУС-2с (Пегматит)

Вместо двух антенн «Пегматит» имеет одну приёмо-передающую. Отключение приёмника от антенны во время передачи осуществлялось высокочастотным разрядником. Взамен вращения кабины оператора, как в РУС-2, здесь кабина неподвижна — вращалась лишь антенна. Ламповый передатчик был заменён тиратронным. Цели на индикаторе наблюдались в виде вертикальных пульсирующих импульсов зелёного цвета. Так как ЭЛТ на станциях была не кругового обзора, то оператор наносил данные о целях на карту под прозрачным орг. стеклом [5]. При транспортировке РЛС размещалась на двух автоприцепах[2].

РУС-2 (одноантенная)

Представляет собой аппаратуру РУС-2с установленную на двух автомашинах.

Редут-К

Вариант одноантенной РУС-2, с некоторыми конструктивными особенностями, по причине размещения станции на корабле.

Производство

Тип РЛС 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
РУС-2 (двухантенная) 2 10 - - - - 12
РУС-2 (одноантенная) - 15 14 39 43 21 132
РУС-2с (стационарная) - 12 39 29 110 273 463
Итого 2 37 53 68 153 294 607

Боевое применение

Впервые в боевых условиях радиолокационная станция «Редут» в двухантенном варианте, точнее её опытный образец, была использована в Советско-финскую войну (1939—1940). По инициативе директора ЛФТИ А. Ф. Иоффе её установили на Карельском перешейке в районе Перемяки[2]. В первые месяцы Великой Отечественной войны РУС-2 находились на вооружении 72-го радиобатальона ВНОС, охранявшего Ленинград, и 337-го радиобатальона, защищавшего Москву. Под Ленинградом в июле 1941 года работало 3 станции «Редут», располагавшиеся в Токсово, Агалатово и около города Нарва. В связи с августовским наступлением немцев на Ленинград станцию из под Нарвы перевели в деревню Большая Ижора на берегу Финского залива в 10 км от Кронштадта. 21 сентября одна из РУС-2 зарание оповестила войска ПВО о массированном авианалёте германской авиации на корабли и объекты в Кронштадтской ВМБ. Зенитчики смогли подготовиться к его отражению. Часть бомбардировщиков, ввиду зенитного огня сбрасывали бомбы не дойдя до цели, то есть действия РЛС помогли уменьшить потери от массированных авианалётов 21, 22 и 23 сентября 1941 года[5]. Зимой 1941/42 года на защите Ленинграда находилось 8 «Редутов».[7] За 1941-45 года 72 радиобатальоном обнаружено и проведено 115 586 воздушных целей из 237 249 самолётов, операторами передано более миллиона донесений. В начале войны станции использовались только в системе ПВО, но по мере насыщения ими войск и улучшения характеристик, за счёт приставок определяющих высоту и принадлежность они стали поступать и в части ВВС и АДД, как станции наводки.

РЛС «Редут-К» на крейсере «Молотов» несла в районе Севастополя службу воздушной разведки противника. Спустя несколько дней после начала боевых действий РЛС крейсера была связана напрямую со штабом флота и КП ПВО Севастополя. С августа 1942 года и по конец 1943-го, в связи с повреждением «Молотова» РЛС работала в Поти в качестве берегового поста наблюдения.[3] С 1.07.1941 по 18.12.1943 года «Редут-К» за 1269 включений обнаружил 9383 самолёта.[8] Командир отряда лёгких сил Черноморского флота Басистый Н. Е. в своих мемуарах упоминает «Редут-К»:[9]

Но несмотря на известное несовершенство, «Редут-К» принёс немалую пользу флоту. Крейсер «Молотов» не раз заблаговременно оповещал корабли в Севастополе и других базах о приближении самолётов противника. Мы не зря гордились этой технической новинкой.

Сравнение с зарубежными РЛС

В таблице представлены сравнительные данные только радиолокаторов дальнего обнаружения.[10][11]

Характеристики РУС-2с MRV (Англия) SCR-270 (США) Freya/F-L (Германия) Wassermann-M (Германия) Jagdsсhloss-A (Германия)
Дальность обнаружения, км 150 100 200 200 300 100
Время развёртывания, ч 8 60 40 40 - -
Длина волны, м 4 7 1,43 2,4 1,9-4 1,2-2,9
Мощность импульса, кВт 70-120 200 100-300 25 80-150 150
Точность по дальности, км 1,5 - 7 1 1 -
Точность по азимуту, градусы 3 - 4 0,5 0,25 -

Интересные факты

  • Первая в СССР серийная импульсная РЛС.
  • Самый массовый радиолокатор производства СССР времён ВОВ.
  • Радиолокатор первым обнаружил массированный авианалёт на объекты Кронштадтской ВМБ сентября 1941 года.
  • Использовался в учениях по отражению атак ракет Фау-1 на Ленинград.

Использованная литература и источники

Литература

  • Лобанов М. М. Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  • Наземные американские и английские радиолокационные станции. — Москва: Военное издательство министерства вооружённых сил союза ССР, 1947.
  • "Редуты" на защите Ленинграда: сборник воспоминаний. — Ленинград: Лениздат, 1990. — 207 с.

Ссылки

dic.academic.ru

РУС-2 — Википедия

РУС-2 Основная информация Параметры
Редут, Пегматит
Тип РЛС
Страна СССР СССР
Начало производства 1940
Число установок 607
Диапазон частот 75 МГц
Длительность импульса 12 мкс
Макс. дальность 150 км
Пиковая мощность 70-120 кВт
Точность по дальности 1,5 км
Точность по азимуту

РУС-2 (акроним от радиоулавливатель самолётов) «Редут». Первый серийный импульсный радиолокатор в СССР. Выпускался серийно с 1941 года. Самый массовый радиолокатор советского производства в годы Второй мировой войны. В 1941—1945 годах произведено 607 единиц.

В связи с появлением летательных аппаратов и применением их в военных целях возникла необходимость их обнаружения и целеуказания, в особенности это касалось появившихся в ходе Итало-турецкой войны 1911 года боевых самолётов, обладавших значительно меньшими в сравнении с дирижаблями размерами. Уже в то время для этих целей могли использоваться приборы основанные на оптических принципах. Впоследствии появились звукоулавливатели — обнаруживающие самолёт по звуку мотора. Велись работы по нахождению аэроплана по тепловому излучению двигателя. Но существенным недостатком этих трёх видов обнаружения является зависимость от погодных условий. Значительным преимуществом для нахождения самолёта в воздухе обладают радиоволны — минимально подверженные действию атмосферных явлений[1]. Обнаружение самолётов при помощи радиоволн — радиолокация, стала применяться с 1930-х годов. Сама же идея радиолокации зародилась раньше. Так ещё в 1905 году Xристиану Хюльсмейеру был выдан германский патент на устройство обнаружения судов в тумане с помощью отраженных радиоволн. Но в то время идея не нашла практического применения[2].

Действующий импульсный радиолокатор впервые продемонстрировал в декабре 1934 года сотрудник НИИ ВМФ США Роберт Пейдж[3]. За этим последовали аналогичные системы в Германии (Рудольф Кюнхольд, май 1935 года) и Англии (Р. Уотсон-Уотт, июнь 1935 года).

Официальным началом работ по радиолокации в СССР можно считать 1933 год, когда был заключён договор по работам над радиообнаружением самолётов между ГАУ и Центральной радиолабораторией (ЦРЛ)[4]. 3 января 1934 года в Галерном порту Ленинграда, был произведён эксперимент, в котором, впервые в СССР, был обнаружен летящий самолёт по отражённым от него радиоволнам. В опыте использовался передатчик непрерывного излучения мощностью 0,2 Вт на длине волны 0,5 м и суперрегенеративный приёмник с параболической антенной диаметром 2 м.[4].

С 1934 года, параллельно, к работам в данной области был подключён ЛЭФИ. Под Ленинградом построен испытательный полигон. В том же году в ЛЭФИ, группой под руководством инженера М. Д. Гуревича проводились опыты по импульсной радиолокации. Преимущество импульсного излучения перед непрерывным заключается в большей мощности излучения (соответственно дальности обнаружения цели), при одинаковой часовой потребляемой мощности. Были зафиксированы отражённые синалы от местных предметов, но обнаружить самолёт не удалось; затем работы были приостановлены.

В 1935 году разрабатывалась предложенная П. К. Ощепковым импульсная РЛС «Модель-2», которая также не была доведена до возможности обнаружения летательных аппаратов[5].

Опыты ЛФТИ 1935—1936 годов доказали возможность создания импульсного генератора, мощностью, достаточной для обнаружения самолётов на расстоянии 100 км. В 1936 году институт получает задание разработать аппаратуру для обнаружения самолётов импульсным методом. Для работы генератора высокой мощности была разработана импульсная лампа ИГ-7, ставшая прототипом ламп выпускавшихся в СССР в годы войны для РУС-2[5]. Первые испытания созданной установки радиообнаружения самолётов прошли в апреле, мае 1937 года, при этом дальность обнаружения самолёта составила более 10 км.

В 1938 году следующая опытная установка, созданная ЛФТИ, с передатчиком на лампах ИГ-8 (анодное напряжение 15-22 кВ, (мощность в импульсе 40-50 кВт) обнаруживала самолёт на дальности 50 километров. На следующий год ЛФТИ, совместно с Научно-испытательским и исследовательским институтом Красной Армии (НИИИС КА) создали подвижный образец этой РЛС, размещающейся на автомобилях. Станция, получившая название «Редут», в том же году прошла полигонные испытания. Результаты показали дальность обнаружения самолёта в зависимости от его высоты полёта, от 30 км на высоте 500 м, до 95 км на высоте 7500 метров[5].

Осенью 1939 года «Редут» испытывали возле Севастополя в интересах ВМФ. Находясь у кромки воды, на высоте 10 м РЛС обнаруживала самолёт МБР-2 летящий на высоте 6000 м на расстоянии до 110 км, корабли при этом не обнаруживались вовсе. Станция, находящаяся на краю обрыва на высоте 160 м обнаруживала корабли на расстоянии 20-25 км, и на 35 км — самолёты, летящие у поверхности воды. Для обнаружения кораблей с берега РЛС была признана мало пригодной из-за того, что отражённые от холмов позади РЛС радиоволны засвечивали экран индикатора[6][7].

В феврале 1939 года Управление связи Красной армии внесло в Комитет Обороны при СНК предложение о разработке промышленностью двух опытных образцов РЛС на основе работ ЛФТИ. Обязанность по их разработке и изготовлению легла на НИИ радиопромышленности. В 1940 году, два изготовленных мобильных опытных образца станции «Редут» были переданы для проведения полигонных и войсковых испытаний. По результатам испытаний, «Редут», приказом НКО от 26 июля 1940 года принят на вооружение под наименованием РУС-2[5]. За работу над радиолокационной станцией сотрудники ЛФТИ Кобзарев Ю. Б., Погорелко П. А. и Чернецов Н. Я. стали лауреатами сталинской премии 2 степени за 1940 год.[8] Позднее были созданы и производились одноантенные варианты РЛС, как автомобильный, так и стационарный — РУС-2с (Пегматит).

В апреле 1940 года НИИ радиопромышленности получил заказ на разработку корабельного варианта станции РУС-2. Изготовленная в единственном экземпляре РЛС получила наименование «Редут-К» и была установлена в 1941 году на крейсер «Молотов»[6]. Крейсер стал первым кораблем ВМФ СССР, оснащенным радиолокатором[9].

Двухантенный вариант РУС-2. Приёмник

Двухантенная РУС-2[править]

Вся аппаратура системы располагалась на трёх автомобилях: одном ЗИС-6 и двух ГАЗ-ААА. На ЗИС-6 располагалась передающая станция: генератор на лампах ИГ-8 мощностью 50 кВт с длиной волны 4 м (75 МГц) и модулятор на лампах Г-300[10]. Фургон оператора с приёмной аппаратурой на ГАЗ-ААА при работе вращался синхронно вращению фургона передатчика на ЗИС-6. Приёмная и передающая антенны идентичны — типа «волновой канал». Обнаруженные цели оператор наблюдал на экране ЭЛТ с горизонтальной развёрткой. Шкала была отградуирована до 100 км. Цели на экране выглядели белой узкой вертикальной полосой на тёмном фоне. По характеру засветки импульса и его мерцанию определялось количество самолётов[11][12]. На третьей автомашине находился электрогенератор на 40 кВт для питания всей системы[5]. РЛС способна определять дальность до цели, азимут и её скорость. К 1943 году создаются приставки к радиолокатору определяющие принадлежность самолёта (свой-чужой) и высоту полёта[13].

РУС-2с (Пегматит)[править]

Вместо двух антенн «Пегматит» имеет одну приёмо-передающую. Отключение приёмника от антенны во время передачи осуществлялось высокочастотным разрядником. Взамен вращения кабины оператора, как в РУС-2, здесь кабина неподвижна — вращалась лишь антенна. Ламповый передатчик был заменён тиратронным. Цели на индикаторе наблюдались в виде вертикальных пульсирующих импульсов зелёного цвета. Так как ЭЛТ на станциях была не кругового обзора, то оператор наносил данные о целях на карту под прозрачным орг. стеклом[12]. При транспортировке РЛС размещалась на двух автоприцепах[5].

РУС-2 (одноантенная)[править]

Представляла собой аппаратуру РУС-2с установленную на двух автомашинах.

Редут-К[править]

Вариант одноантенной РУС-2, с некоторыми конструктивными особенностями, по причине размещения станции на корабле.

Тип РЛС 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
РУС-2 (двухантенная) 2 10 - - - - 12
РУС-2 (одноантенная) - 15 14 39 43 21 132
РУС-2с (стационарная) - 12 39 29 110 273 463
Итого 2 37 53 68 153 294 607

Боевое применение[править]

Впервые в боевых условиях радиолокационная станция «Редут» в двухантенном варианте, точнее её опытный образец, была использована в Советско-финскую войну (1939—1940). По инициативе директора ЛФТИ А. Ф. Иоффе её установили на Карельском перешейке в районе Перемяки[5]. В первые месяцы Великой Отечественной войны РУС-2 находились на вооружении 72-го радиобатальона ВНОС, охранявшего Ленинград, и 337-го радиобатальона, защищавшего Москву. Также во время войны станции находились на вооружении отдельных радиовзводов ВНОС. Такой взвод являлся отдельной войсковой частью, состоял из радиолокатора с боевым расчётом и оперативно подчинялся какому-нибудь крупному подразделению ПВО или ВВС[14]. В начале войны станции использовались только в системе ПВО, но по мере насыщения ими войск и улучшения характеристик (за счёт приставок, определяющих высоту и принадлежность) они стали поступать и в части ВВС и АДД в качестве станций наводки самолётов.

Под Ленинградом в июле 1941 года работало 3 станции «Редут», располагавшиеся в Токсово, Агалатово и около города Нарва. В связи с августовским наступлением немцев на Ленинград станцию из-под Нарвы перевели в район Лужской губы, а затем в деревню Большая Ижора на берегу Финского залива в 10 км от Кронштадта. 21 сентября одна из РУС-2 заранее оповестила войска ПВО о массированном авианалёте германской авиации на корабли и объекты в Кронштадтской ВМБ. Вследствие чего зенитчики смогли подготовиться к его отражению[12][К 1]. Зимой 1941/42 года на защите Ленинграда находилось восемь «Редутов»[16]. За 1941-45 года 72-м радиобатальоном обнаружено и проведено 115 586 воздушных целей из 237 249 самолётов, операторами передано более миллиона донесений. За 1942 год РУС-2 Ладожского дивизионного района ПВО зарегистрировали около 20 000 пролётов самолётов неприятеля, и сообщили о 38 массированных налётах на охраняемые объекты[13].

В середине июля 1941 года комплекс РУС-2 был развернут вблизи Москвы. На 15 августа 1941 года в 337-м радиобатьльоне оборонявшем столицу СССР находилось девять таких станций, располагавшихся в Клину, Можайске, Калуге, Туле, Рязани, Мытищах, Владимире, Ярославле и Кашине[14]. Около 22 часов 21 июля одна из РЛС обнаружила ночной налёт 200 бомбардировщиков на расстоянии около 100 км[17]. Это был первый налёт на Москву[К 2]. В начале 1942 года на обороне Москвы находилось десять РЛС (7 РУС-2 и 3 английских МРУ-105) находившиеся в Калуге, Малоярославце, Можайске, Мытищах, Клину, Павшине, Серпухове, Кубинке, Внукове и Химках[14]. В мае 1942 года комплекс РУС-2 поступил на вооружение горьковского корпусного района ПВО[19][неавторитетный источник? 1210 дней].

Опытный образец РЛС «Редут-К» был установлен на крейсере «Молотов». В начале войны корабль нёс службу в районе Севастополя. Спустя несколько дней после начала боевых действий крейсер был связан напрямую со штабом флота и командным пунктом ПВО Севастополя, что позволило оперативно передавать командованию флота данные РЛС о воздушной обстановке. С августа 1942 года и по конец 1943-го, в связи с повреждением «Молотова» РЛС работала в Поти в качестве берегового поста наблюдения[6]. С 1.07.1941 по 18.12.1943 года «Редут-К» за 1269 включений обнаружил 9383 самолёта[20]. Командир отряда лёгких сил Черноморского флота Басистый Н. Е. в своих воспоминаниях упоминает «Редут-К»[21]:

Но несмотря на известное несовершенство, «Редут-К» принёс немалую пользу флоту. Крейсер «Молотов» не раз заблаговременно оповещал корабли в Севастополе и других базах о приближении самолётов противника. Мы не зря гордились этой технической новинкой.

Сравнение с зарубежными РЛС[править]

В таблице представлены сравнительные данные только радиолокаторов дальнего обнаружения[22][23].

Характеристики РУС-2с MRV (Англия) SCR-270 (США) Freya/F-L (Германия) Wassermann-M (Германия) Jagdschloss-A (Германия)
Дальность обнаружения, км 150 100 200 200 300 100
Время развёртывания, ч 8 60 40 40 - -
Длина волны, м 4 7 1,43 2,4 1,9-4 1,2-2,9
Мощность импульса, кВт 70-120 200 100-300 25 80-150 150
Точность по дальности, км 1,5 - 7 1 1 -
Точность по азимуту, градусы 3 - 4 0,5 0,25 -
  • В память о погибших при бомбардировке под Можайском в марте 1942 года бойцах расчёта одного из радиолокаторов РУС-2 защищавших Москву, в Можайске, в 1996 году был установлен памятник погибшим воинам-радиолокаторщикам[17][24].
  • Памятник в Токсово, на месте расположения одной из первых опытных установок «Редут-1», вошедшей в строй в марте 1940 года и проработавшей всю Великую Отечественную войну[25].

Интересные факты[править]

  • Первая в СССР серийная импульсная РЛС.
  • Самый массовый радиолокатор производства СССР времён ВОВ.
  • Радиолокатор первым обнаружил массированный авианалёт на объекты Кронштадтской ВМБ сентября 1941 года.
  • Использовался в учениях по отражению атак ракет Фау-1 на Ленинград.
  • В 1942-44 году, в должности начальника РЛС 337-го радиобатальона, служил будущий создатель системы советской противоракетной обороны Г. В. Кисунько.
Комментарии
  1. ↑ Во время налётов немецкой авиации 21-27 сентября 1941 года были потоплены и выведены из строя линкор «Марат», лидер «Минск», эскадренный миноносец «Стерегущий», сторожевой корабль «Вихрь», канонерская лодка «Пионер» и подводная лодка М-74. Линкор «Октябрьская революция», два крейсера, три эсминца, минный заградитель и еще ряд кораблей получили повреждения[15]
  2. ↑ ПВО Москвы было возложено на отдельный корпус ПВО (1-й корпус ПВО, сформирован в мае 1941), под командованием ген. Д. А. Журавлева. В июле 1942 года корпус был развернут в московский фронт ПВО. В начальный период войны система оповещения ПВО Москвы возлагалась в основном на наблюдательные посты ВНОС, полагавшихся на визуальные и звуковое наблюдения. К началу войны вокруг Москвы было развернуто 180 наблюдательных постов, затем их число их было увеличено до 580 и позже до 702[18]
Использованная литература и источники
  1. ↑ Лобанов М.М. Глава 1 // Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  2. ↑ Водопьянов Ф. А. Радиолокация. — М, 1946. — С. 13. — 130 с.
  3. ↑ Page, Robert Morris. The Origin of Radar. — New York: Doubleday Anchor, 1962. — С. 66.
  4. ↑ 4,04,1 Лобанов М.М. Глава 2 // Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  5. ↑ 5,05,15,25,35,45,55,6 Лобанов М.М. Глава 3 // Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  6. ↑ 6,06,16,2 Лобанов М. М. Глава 4 // Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  7. ↑ Кобзарев Ю. Б. Первые шаги советской радиолокации // Природа : журнал. — 1985 номер=12.
  8. ↑ Вестник РАН : журнал. — 1941. —.
  9. ↑ Watson, Raymond C. Radar Origins Worldwide. — Trafford Publishing. — 2009. — С. 306. — ISBN 1-4269-2110-1.
  10. ↑ Л.Семёнов "Радиолокационное поле" боя.
  11. ↑ Г. Гельфенштейн О радиолокаторах РУС-2….
  12. ↑ 12,012,112,2 Г. Гельфенштейн Радары вступают в бой // Наука и жизнь : журнал. — М, 1991. —.
  13. ↑ 13,013,1 Лобанов М.М. Глава 5 // Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  14. ↑ 14,014,114,2 Кисунько Г. В. глава 6 // Секретная зона: Исповедь генерального конструктора. — М: Современник, 1996. — 510 с.
  15. ↑ Платонов А. В. Трагедии Финского залива. — М: Эксмо, 2005. — С. 259. — 672 с. — 4000 экз. — ISBN 5–7921–0677–0.
  16. ↑ Дворянский Е. М., Ярошенко А. А. Крепла мощь ПВО // В огненном кольце. — Таллин: Ээсти Раамат, 1977. — 239 с. — 25 000 экз.
  17. ↑ 17,017,1 Дубров Г., Коротоношко А. История отечественной радиолокации ПВО // Радио : журнал. — 2009. —.
  18. ↑ Журавлев Д. А. Огневой щит Москвы. — Воениздат, 1972. — С. 105.
  19. ↑ Д. М. Дегтев, Д. В. Зубов. Всевидящее око фюрера: Дальняя разведка люфтваффе на Восточном фронте. 1941-1943. — М.: Центрполиграф, 2012. — 255 с. — ISBN 978-5-227-03904-0.
  20. ↑ Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945 / А. В. Платонов. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. — С. 609. — 5 000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
  21. ↑ Басистый Н. Е. Море и берег. — Москва: Воениздат, 1970. — С. 150. — 216 с. — 100 000 экз.
  22. ↑ Наземные американские и английские радиолокационные станции. — Москва: Военное издательство министерства вооружённых сил союза ССР, 1947.
  23. ↑ Я.И.Колтунов Развитие радиолокации в Германии // доклад в МАИ. — 1946 год.
  24. ↑ Корляков В. РУС-2 против люфтваффе // Военно промышленный курьер : газета. — 2006. —.
  25. ↑ Памятники истории и культуры народов Российской Федерации. Код памятника 4700783000.
  • Лобанов М. М. Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  • "Редуты" на защите Ленинграда: сборник воспоминаний. — Ленинград: Лениздат, 1990. — 207 с.
  • Erickson, John. Radiolocation and the air defense problem: The design and development of Soviet Radar 1934–40. — Social Studies of Science, 1972. — С. 241–263.
  • Федосеев С. «Редут» в радиолокационном поле (рус.) // Мир оружия : журнал. — 2005. — Сентябрь (,). —. — ISSN 1812-3465.

wp.wiki-wiki.ru

СССР — Всё о Второй мировой

Мобильная РЛС РУС-1 (Ревень) передатчик

Мобильная РЛС РУС-1 (Ревень) приемник

РЛС была принята в производство в 1938 г. Передающие и приёмные станции системы располагались по прямой на расстоянии до 35 км. Передатчик излучал направленный радиолуч, при пересечении которого, самолёт обнаружился приёмником по биениям прямого и отражённого сигналов. Всего было выпущено 45 установок. ТТХ станции: длина волны – 3,6-4 м; диапазон частот – 75 – 83 МГц; максимальная дальность – 35 км; пиковая мощность – 300 Вт; ширина луча по азимуту — 25°.

Двухантенный вариант РЛС РУС–2. Приёмная установка с вращающейся вместе с антенной кабиной оператора

РЛС дальнего обнаружения РУС-2 (Редут) излучающая установка РЛС дальнего обнаружения РУС-2 (Редут) приемная установка

Станция серийно выпускалась с 1941 г. в трех вариантах: двухантенная (выпущено 12 ед.), одноантенная (выпущено 132 ед.) и стационарная (выпущено 463 ед.). Всего было выпущено 607 установок всех модификаций. Вся аппаратура станции располагалась на трёх автомобилях: одном «ЗИС-6» (передающая станция) и двух «ГАЗ-ААА» (в одной — фургон оператора с приемной аппаратурой, во второй — электрогенератор на 40 кВт). Приёмная и передающая антенны идентичны — типа «волновой канал». Обнаруженные цели оператор наблюдал на экране ЭЛТ с горизонтальной развёрткой. Станция имела приставку для определения принадлежности самолета по системе «свой-чужой». РЛС позволяла обнаруживать самолеты противника на всех высотах и непрерывно определять их дальность, азимут и скорость полета. Кроме того, при круговом синхронном вращении обеих антенн станция «РУС-2» обнаруживала группы и одиночные самолеты, находившиеся в воздухе на разных азимутах и дальностях в пределах действия своей зоны, и следила с перерывами по времени (один оборот антенны) за их перемещениями. Модификация «РУС-2с» (Пегматит) являлась упрощенным вариантом «РУС-2». Вместо двух антенн «Пегматит» имел одну приёмо-передающую. Взамен вращения кабины оператора, как в «РУС-2», здесь вращалась лишь антенна. Ламповый передатчик был заменён тиратронным. Цели на индикаторе наблюдались в виде вертикальных пульсирующих импульсов зелёного цвета. При транспортировке РЛС размещалась на двух автоприцепах. Стационарный вариант «Пегматита» предполагал перевозку станции любым транспортом в ящиках. ТТХ станции: диапазон частот — 75 МГц; длительность импульса — 12 мкс; максимальная дальность – 150 км; пиковая мощность – 70 — 120 КВт; точность по дальности – 1,5 км; точность по азимуту — 3°.

РЛС дальнего обнаружения Пегмантит-3 (П-3)

Приемно-индикаторный пульт станции П-3

РЛС выпускалась с 1944 г. и к концу года войска получили 14 станций. Особенностью «П-3» являлась ее антенная система, состоявшая из двух антенн: азимутальной, напряжение с которой поступало на выход приемника через антенный переключатель, и вертикальной, которая при посылке импульса работала от радиопередатчика, а в период паузы вместе с азимутальной антенной переключалась на прием. «П-3» отличалась от станций «РУС-2» большей точностью наведения и надежностью в эксплуатации. Станция выпускалась как в стационарном варианте, так и мобильном. ТТХ станции: длина волны – 4,15 м; диапазон частот — 75 МГц; длительность импульса – 12 мкс; максимальная дальность – 160 км; пиковая мощность — 80-100 кВт; точность по дальности – 850 м; точность по азимуту — 1,3°.

Станция орудийной наводки СОН-2А (излучающая установка)

Станция орудийной наводки СОН-2А (приемная установка)

Станция создана на базе английской «GL Mk-II» в конце 1942 г. и лишь через год поступила на вооружение ПВО. Известна модификация под обозначением «СОН-2от». Всего было построено 125 станций. Около 200 станций «GL Mk-IIIC», построенных в Канаде поступило в СССР по ленд-лизу. ТТХ станции: дальность обнаружения – 40 км; дальность сопровождения – 20 км; точность определения расстояния до самолета – 25-68 м; рабочая волна – 4 м; пиковая мощность – 250 КВт; время разворачивания – 2 часа; масса станции – 2 т; расчет – 4 человека.

РЛС Гнейс-2 установленная на ПЕ-2

РЛС Гнейс-2 установленная на ПЕ-3

Блок управления РЛС Гнейс-2

РЛС начала выпускаться в 1942 г. Всего было выпущено 230 установок. Станция устанавливалась на самолеты «ПЕ-2», «ПЕ-3» и «А-20». Она предназначалась для обнаружения самолетов противника в условиях плохой видимости. Известна модификация станции «Гнейс-2М», позволяющие обнаруживать, как самолёты, так и надводные корабли. ТТХ станции: длина волны – 1,5 м; диапазон частот – 200 МГц; максимальная дальность – 3,5 км; пиковая мощность – 10 кВт; точность наведения по угловым координатам ± 5°; масса – 500 кг.

wwii.space

РУС-2 — WiKi

В связи с появлением летательных аппаратов и применением их в военных целях возникла необходимость их обнаружения и целеуказания, в особенности это касалось появившихся в ходе Итало-турецкой войны 1911 года боевых самолётов, обладавших значительно меньшими в сравнении с воздушными шарами и дирижаблями размерами и большей маневренность. Уже в то время для этих целей могли использоваться приборы основанные на оптических принципах. Впоследствии появились звукоулавливатели — обнаруживающие самолёт по звуку мотора. Велись работы по нахождению аэроплана по тепловому излучению двигателя. Но существенным недостатком этих трёх видов обнаружения является зависимость от погодных условий, а для звука ещё и низкая скорость его распространения в атмосфере. Значительным преимуществом для нахождения самолёта в воздухе обладают радиоволны — минимально подверженные действию атмосферных явлений и распространяющиеся со скоростью света[1]. Обнаружение самолётов при помощи радиоволн — радиолокация, стала применяться с 1930-х годов. Сама же идея радиолокации зародилась раньше. Так ещё в 1905 году Xристиану Хюльсмейеру был выдан германский патент на устройство обнаружения судов в тумане с помощью отраженных радиоволн. Но в то время идея не нашла практического применения[2].

Официальным началом работ по радиолокации в СССР можно считать 1933 год, когда был заключён договор по работам над радиообнаружением самолётов между ГАУ и Центральной радиолабораторией (ЦРЛ)[3]. 3 января 1934 года в Галерном порту Ленинграда, был произведён эксперимент, в котором, впервые в СССР, был обнаружен летящий самолёт по отражённым от него радиоволнам. В опыте использовался передатчик непрерывного излучения мощностью 0,2 Вт на длине волны 0,5 м и суперрегенеративный приёмник с параболической антенной диаметром 2 м[3]. В прочих технологически развитых странах активные работы по радиолокации начались примерно в те же годы[4].

С 1934 года, параллельно, к работам в данной области был подключён ЛЭФИ. Под Ленинградом построен испытательный полигон. В том же году в ЛЭФИ, группой под руководством инженера М. Д. Гуревича проводились опыты по импульсной радиолокации. Преимущество импульсного излучения перед непрерывным заключается в большей мощности излучения (соответственно дальности обнаружения цели), при одинаковой часовой потребляемой мощности. В опытах Гуревича были зафиксированы отражённые сигналы от местных предметов, но обнаружить самолёт не удалось; затем работы были приостановлены. В 1935 году разрабатывалась предложенная П. К. Ощепковым импульсная РЛС «Модель-2», которая также не была доведена до возможности обнаружения летательных аппаратов[5].

Опыты ЛФТИ 1935—1936 годов доказали возможность создания импульсного генератора, мощностью, достаточной для обнаружения самолётов на расстоянии 100 км. В 1936 году институт получает задание разработать аппаратуру для обнаружения самолётов импульсным методом. Для работы генератора высокой мощности была разработана импульсная лампа ИГ-7, ставшая прототипом ламп выпускавшихся в СССР в годы войны для РУС-2[5]. Первые испытания созданной установки радиообнаружения самолётов прошли в апреле, мае 1937 года, при этом дальность обнаружения самолёта составила более 10 км. На испытаниях в августе 1938 года следующая опытная установка, созданная ЛФТИ, с передатчиком на лампах ИГ-8 (анодное напряжение 15-22 кВ, мощность в импульсе 40-50 кВт) обнаруживала самолёт на дальности 50 километров. На следующий год ЛФТИ, совместно с Научно-испытательским и исследовательским институтом Красной Армии (НИИИС КА) создали подвижный образец этой РЛС, размещающейся на автомобилях. Станция, получившая название «Редут», в том же году прошла полигонные испытания. Результаты показали дальность обнаружения самолёта в зависимости от высоты его полёта, от 30 км на высоте 500 м, до 95 км на высоте 7500 метров[5].

Осенью 1939 года «Редут» испытывали возле Севастополя в интересах ВМФ. Находясь у кромки воды, на высоте 10 м РЛС обнаруживала самолёт МБР-2 летящий на высоте 6000 м на расстоянии до 110 км, корабли при этом не обнаруживались вовсе. Станция, находящаяся на краю обрыва на высоте 160 м обнаруживала корабли на расстоянии 20-25 км, и на 35 км — самолёты, летящие у поверхности воды. Для обнаружения кораблей с берега РЛС была признана мало пригодной из-за того, что отражённые от холмов позади РЛС радиоволны засвечивали экран индикатора[6][7].

В феврале 1939 года, не дожидаясь окончания испытаний «Редута», Управление связи Красной армии внесло в Комитет Обороны при СНК предложение о разработке двух промышленных опытных образцов РЛС на основе работ ЛФТИ. Обязанность по их разработке и изготовлению легла на НИИ радиопромышленности. В апреле 1940 году, два мобильных опытных образца станции «Редут» были изготовлены и летом переданы для проведения полигонных и войсковых испытаний. По результатам испытаний, «Редут», приказом НКО от 26 июля 1940 года принят на вооружение под наименованием РУС-2[5]. За работу над радиолокационной станцией сотрудники ЛФТИ Кобзарев Ю. Б., Погорелко П. А. и Чернецов Н. Я. стали лауреатами сталинской премии 2 степени за 1940 год[8]. Позднее были созданы и производились одноантенные варианты РЛС, как автомобильный, так и стационарный — РУС-2с (Пегматит).

В апреле 1940 года НИИ радиопромышленности получил заказ на разработку корабельного варианта станции РУС-2. Изготовленная в единственном экземпляре РЛС получила наименование «Редут-К» и была установлена в 1941 году на крейсер «Молотов»[6]. Крейсер стал первым кораблем ВМФ СССР, оснащенным радиолокатором[9].

  Двухантенный вариант РУС-2. Приёмник

Двухантенная РУС-2

Вся аппаратура системы располагалась на трёх автомобилях: одном ЗИС-6 и двух ГАЗ-ААА. На ЗИС-6 располагалась передающая станция: генератор на лампах ИГ-8 мощностью 50 кВт с длиной волны 4 м (75 МГц) и модулятор на лампах Г-300[10]. Фургон оператора с приёмной аппаратурой на ГАЗ-ААА при работе вращался синхронно вращению фургона передатчика на ЗИС-6. Приёмная и передающая антенны идентичны — типа «волновой канал». Обнаруженные цели оператор наблюдал на экране ЭЛТ с горизонтальной развёрткой. Шкала была отградуирована до 100 км. Цели на экране выглядели белой узкой вертикальной полосой на тёмном фоне. По характеру засветки импульса и его мерцанию определялось количество самолётов[11][12]. На третьей автомашине находился электрогенератор на 40 кВт для питания всей системы[5]. РЛС способна определять дальность до цели, азимут и её скорость. К 1943 году создаются приставки к радиолокатору определяющие принадлежность самолёта (свой-чужой) и высоту полёта[13].

РУС-2с (Пегматит)

Вместо двух антенн «Пегматит» имеет одну приёмо-передающую. Отключение приёмника от антенны во время передачи осуществлялось высокочастотным разрядником. Взамен вращения кабины оператора, как в РУС-2, здесь кабина неподвижна — вращалась лишь антенна. Ламповый передатчик был заменён тиратронным. Цели на индикаторе наблюдались в виде вертикальных пульсирующих импульсов зелёного цвета. Так как ЭЛТ на станциях была не кругового обзора, то оператор наносил данные о целях на карту под прозрачным орг. стеклом[12]. При транспортировке РЛС размещалась на двух автоприцепах[5].

РУС-2 (одноантенная)

Представляла собой аппаратуру РУС-2с установленную на двух автомашинах.

Редут-К

Вариант одноантенной РУС-2, с некоторыми конструктивными особенностями, по причине размещения станции на корабле.

Впервые в боевых условиях радиолокационная станция «Редут» в двухантенном варианте, точнее её опытный образец, была использована в Советско-финскую войну (1939—1940). По инициативе директора ЛФТИ А. Ф. Иоффе её установили на Карельском перешейке в районе Перемяки[5]. В первые месяцы Великой Отечественной войны РУС-2 находились на вооружении 72-го радиобатальона ВНОС, охранявшего Ленинград, и 337-го радиобатальона, защищавшего Москву. Также во время войны станции находились на вооружении отдельных радиовзводов ВНОС. Такой взвод являлся отдельной войсковой частью, состоял из радиолокатора с боевым расчётом и оперативно подчинялся какому-нибудь крупному подразделению ПВО или ВВС[14]. В начале войны станции использовались только в системе ПВО, но по мере насыщения ими войск и улучшения характеристик (за счёт приставок, определяющих высоту и принадлежность) они стали поступать и в части ВВС и АДД в качестве станций наводки самолётов.

Под Ленинградом в июле 1941 года работало 3 станции «Редут», располагавшиеся в Токсово, Агалатово и около города Нарва. В связи с августовским наступлением немцев на Ленинград станцию из-под Нарвы перевели в район Лужской губы, а затем в деревню Большая Ижора на берегу Финского залива в 10 км от Кронштадта. 21 сентября одна из РУС-2 заранее оповестила войска ПВО о массированном авианалёте германской авиации на корабли и объекты в Кронштадтской ВМБ. Вследствие чего зенитчики смогли подготовиться к его отражению[12][К 1]. Зимой 1941/42 года на защите Ленинграда находилось восемь «Редутов»[16]. С 1941 по 1945 год 72-м радиобатальоном обнаружено и проведено 115 586 воздушных целей из 237 249 самолётов, операторами передано более миллиона донесений. За 1942 год РУС-2 Ладожского дивизионного района ПВО зарегистрировали около 20 000 пролётов самолётов неприятеля и сообщили о 38 массированных налётах на охраняемые объекты[13].

В середине июля 1941 года комплекс РУС-2 был развернут вблизи Москвы. На 15 августа 1941 года в 337-м радиобатальоне оборонявшем столицу СССР находилось девять таких станций, располагавшихся в Клину, Можайске, Калуге, Туле, Рязани, Мытищах, Владимире, Ярославле и Кашине[14]. Около 22 часов 21 июля одна из РЛС обнаружила ночной налёт 200 бомбардировщиков на расстоянии около 100 км[17]. Это был первый налёт на Москву[К 2]. В начале 1942 года на обороне Москвы находилось десять РЛС (7 РУС-2 и 3 английских МРУ-105) находившиеся в Калуге, Малоярославце, Можайске, Мытищах, Клину, Павшине, Серпухове, Кубинке, Внукове и Химках[14]. В 1942—1944 годах в должности начальника РЛС 337-го радиобатальона служил будущий создатель системы советской противоракетной обороны Г. В. Кисунько.

В мае 1942 года комплекс РУС-2 поступил на вооружение горьковского корпусного района ПВО[19][неавторитетный источник? 1248 дней]. 30 июня по приказу командования ПВО ЧФ в связи с эвакуацией были уничтожены (сброшены в море у мыса Фиолент) два РУС-2[20].

Опытный образец РЛС «Редут-К» был установлен на крейсере «Молотов». В начале войны корабль нёс службу в районе Севастополя. Спустя несколько дней после начала боевых действий крейсер был связан напрямую со штабом флота и командным пунктом ПВО Севастополя, что позволило оперативно передавать командованию флота данные РЛС о воздушной обстановке. С августа 1942 года и по конец 1943-го, в связи с повреждением «Молотова» РЛС работала в Поти в качестве берегового поста наблюдения[6]. С 1 июля 1941 по 18 декабря 1943 года «Редут-К» за 1269 включений обнаружил 9383 самолёта[21]. Командир отряда лёгких сил Черноморского флота Басистый Н. Е. в своих воспоминаниях упоминает «Редут-К»[22]:

  Но несмотря на известное несовершенство, «Редут-К» принёс немалую пользу флоту. Крейсер «Молотов» не раз заблаговременно оповещал корабли в Севастополе и других базах о приближении самолётов противника. Мы не зря гордились этой технической новинкой.  

ru-wiki.org

2 - Gpedia, Your Encyclopedia

Основная информация Тип Страна Начало производства Число установок Параметры Диапазон частот Длительность импульса Макс. дальность Пиковая мощность Точность по дальности Точность по азимуту
РУС-2
Редут, Пегматит
Двухантенный вариант РУС-2. Приёмник
РЛС
СССР СССР
1940
607
75 МГц
12 мкс
150 км
70-120 кВт
1,5 км

РУС-2 (акроним от радиоулавливатель самолётов) «Редут». Первый серийный импульсный радиолокатор в СССР. Выпускался серийно с 1941 года. Самый массовый радиолокатор советского производства в годы Второй мировой войны. В 1941—1945 годах произведено 607 единиц.

История

В связи с появлением летательных аппаратов и применением их в военных целях возникла необходимость их обнаружения и целеуказания, в особенности это касалось появившихся в ходе Итало-турецкой войны 1911 года боевых самолётов, обладавших значительно меньшими в сравнении с воздушными шарами и дирижаблями размерами и большей маневренность. Уже в то время для этих целей могли использоваться приборы основанные на оптических принципах. Впоследствии появились звукоулавливатели — обнаруживающие самолёт по звуку мотора. Велись работы по нахождению аэроплана по тепловому излучению двигателя. Но существенным недостатком этих трёх видов обнаружения является зависимость от погодных условий, а для звука ещё и низкая скорость его распространения в атмосфере. Значительным преимуществом для нахождения самолёта в воздухе обладают радиоволны — минимально подверженные действию атмосферных явлений и распространяющиеся со скоростью света[1]. Обнаружение самолётов при помощи радиоволн — радиолокация, стала применяться с 1930-х годов. Сама же идея радиолокации зародилась раньше. Так ещё в 1905 году Xристиану Хюльсмейеру был выдан германский патент на устройство обнаружения судов в тумане с помощью отраженных радиоволн. Но в то время идея не нашла практического применения[2].

Официальным началом работ по радиолокации в СССР можно считать 1933 год, когда был заключён договор по работам над радиообнаружением самолётов между ГАУ и Центральной радиолабораторией (ЦРЛ)[3]. 3 января 1934 года в Галерном порту Ленинграда, был произведён эксперимент, в котором, впервые в СССР, был обнаружен летящий самолёт по отражённым от него радиоволнам. В опыте использовался передатчик непрерывного излучения мощностью 0,2 Вт на длине волны 0,5 м и суперрегенеративный приёмник с параболической антенной диаметром 2 м[3]. В прочих технологически развитых странах активные работы по радиолокации начались примерно в те же годы[4].

С 1934 года, параллельно, к работам в данной области был подключён ЛЭФИ. Под Ленинградом построен испытательный полигон. В том же году в ЛЭФИ, группой под руководством инженера М. Д. Гуревича проводились опыты по импульсной радиолокации. Преимущество импульсного излучения перед непрерывным заключается в большей мощности излучения (соответственно дальности обнаружения цели), при одинаковой часовой потребляемой мощности. В опытах Гуревича были зафиксированы отражённые сигналы от местных предметов, но обнаружить самолёт не удалось; затем работы были приостановлены. В 1935 году разрабатывалась предложенная П. К. Ощепковым импульсная РЛС «Модель-2», которая также не была доведена до возможности обнаружения летательных аппаратов[5].

Опыты ЛФТИ 1935—1936 годов доказали возможность создания импульсного генератора, мощностью, достаточной для обнаружения самолётов на расстоянии 100 км. В 1936 году институт получает задание разработать аппаратуру для обнаружения самолётов импульсным методом. Для работы генератора высокой мощности была разработана импульсная лампа ИГ-7, ставшая прототипом ламп выпускавшихся в СССР в годы войны для РУС-2[5]. Первые испытания созданной установки радиообнаружения самолётов прошли в апреле, мае 1937 года, при этом дальность обнаружения самолёта составила более 10 км. На испытаниях в августе 1938 года следующая опытная установка, созданная ЛФТИ, с передатчиком на лампах ИГ-8 (анодное напряжение 15-22 кВ, мощность в импульсе 40-50 кВт) обнаруживала самолёт на дальности 50 километров. На следующий год ЛФТИ, совместно с Научно-испытательским и исследовательским институтом Красной Армии (НИИИС КА) создали подвижный образец этой РЛС, размещающейся на автомобилях. Станция, получившая название «Редут», в том же году прошла полигонные испытания. Результаты показали дальность обнаружения самолёта в зависимости от высоты его полёта, от 30 км на высоте 500 м, до 95 км на высоте 7500 метров[5].

Осенью 1939 года «Редут» испытывали возле Севастополя в интересах ВМФ. Находясь у кромки воды, на высоте 10 м РЛС обнаруживала самолёт МБР-2 летящий на высоте 6000 м на расстоянии до 110 км, корабли при этом не обнаруживались вовсе. Станция, находящаяся на краю обрыва на высоте 160 м обнаруживала корабли на расстоянии 20-25 км, и на 35 км — самолёты, летящие у поверхности воды. Для обнаружения кораблей с берега РЛС была признана мало пригодной из-за того, что отражённые от холмов позади РЛС радиоволны засвечивали экран индикатора[6][7].

В феврале 1939 года, не дожидаясь окончания испытаний «Редута», Управление связи Красной армии внесло в Комитет Обороны при СНК предложение о разработке двух промышленных опытных образцов РЛС на основе работ ЛФТИ. Обязанность по их разработке и изготовлению легла на НИИ радиопромышленности. В апреле 1940 году, два мобильных опытных образца станции «Редут» были изготовлены и летом переданы для проведения полигонных и войсковых испытаний. По результатам испытаний, «Редут», приказом НКО от 26 июля 1940 года принят на вооружение под наименованием РУС-2[5]. За работу над радиолокационной станцией сотрудники ЛФТИ Кобзарев Ю. Б., Погорелко П. А. и Чернецов Н. Я. стали лауреатами сталинской премии 2 степени за 1940 год[8]. Позднее были созданы и производились одноантенные варианты РЛС, как автомобильный, так и стационарный — РУС-2с (Пегматит).

В апреле 1940 года НИИ радиопромышленности получил заказ на разработку корабельного варианта станции РУС-2. Изготовленная в единственном экземпляре РЛС получила наименование «Редут-К» и была установлена в 1941 году на крейсер «Молотов»[6]. Крейсер стал первым кораблем ВМФ СССР, оснащенным радиолокатором[9].

Описание

Двухантенная РУС-2

Вся аппаратура системы располагалась на трёх автомобилях: одном ЗИС-6 и двух ГАЗ-ААА. На ЗИС-6 располагалась передающая станция: генератор на лампах ИГ-8 мощностью 50 кВт с длиной волны 4 м (75 МГц) и модулятор на лампах Г-300[10]. Фургон оператора с приёмной аппаратурой на ГАЗ-ААА при работе вращался синхронно вращению фургона передатчика на ЗИС-6. Приёмная и передающая антенны идентичны — типа «волновой канал». Обнаруженные цели оператор наблюдал на экране ЭЛТ с горизонтальной развёрткой. Шкала была отградуирована до 100 км. Цели на экране выглядели белой узкой вертикальной полосой на тёмном фоне. По характеру засветки импульса и его мерцанию определялось количество самолётов[11][12]. На третьей автомашине находился электрогенератор на 40 кВт для питания всей системы[5]. РЛС способна определять дальность до цели, азимут и её скорость. К 1943 году создаются приставки к радиолокатору определяющие принадлежность самолёта (свой-чужой) и высоту полёта[13].

РУС-2с (Пегматит)

Вместо двух антенн «Пегматит» имеет одну приёмо-передающую. Отключение приёмника от антенны во время передачи осуществлялось высокочастотным разрядником. Взамен вращения кабины оператора, как в РУС-2, здесь кабина неподвижна — вращалась лишь антенна. Ламповый передатчик был заменён тиратронным. Цели на индикаторе наблюдались в виде вертикальных пульсирующих импульсов зелёного цвета. Так как ЭЛТ на станциях была не кругового обзора, то оператор наносил данные о целях на карту под прозрачным орг. стеклом[12]. При транспортировке РЛС размещалась на двух автоприцепах[5].

РУС-2 (одноантенная)

Представляла собой аппаратуру РУС-2с установленную на двух автомашинах.

Редут-К

Вариант одноантенной РУС-2, с некоторыми конструктивными особенностями, по причине размещения станции на корабле.

Производство

Тип РЛС 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Всего
РУС-2 (двухантенная) 2 10 - - - - 12
РУС-2 (одноантенная) - 15 14 39 43 21 132
РУС-2с (стационарная) - 12 39 29 110 273 463
Итого 2 37 53 68 153 294 607

Боевое применение

Впервые в боевых условиях радиолокационная станция «Редут» в двухантенном варианте, точнее её опытный образец, была использована в Советско-финскую войну (1939—1940). По инициативе директора ЛФТИ А. Ф. Иоффе её установили на Карельском перешейке в районе Перемяки[5]. В первые месяцы Великой Отечественной войны РУС-2 находились на вооружении 72-го радиобатальона ВНОС, охранявшего Ленинград, и 337-го радиобатальона, защищавшего Москву. Также во время войны станции находились на вооружении отдельных радиовзводов ВНОС. Такой взвод являлся отдельной войсковой частью, состоял из радиолокатора с боевым расчётом и оперативно подчинялся какому-нибудь крупному подразделению ПВО или ВВС[14]. В начале войны станции использовались только в системе ПВО, но по мере насыщения ими войск и улучшения характеристик (за счёт приставок, определяющих высоту и принадлежность) они стали поступать и в части ВВС и АДД в качестве станций наводки самолётов.

Под Ленинградом в июле 1941 года работало 3 станции «Редут», располагавшиеся в Токсово, Агалатово и около города Нарва. В связи с августовским наступлением немцев на Ленинград станцию из-под Нарвы перевели в район Лужской губы, а затем в деревню Большая Ижора на берегу Финского залива в 10 км от Кронштадта. 21 сентября одна из РУС-2 заранее оповестила войска ПВО о массированном авианалёте германской авиации на корабли и объекты в Кронштадтской ВМБ. Вследствие чего зенитчики смогли подготовиться к его отражению[12][К 1]. Зимой 1941/42 года на защите Ленинграда находилось восемь «Редутов»[16]. С 1941 по 1945 год 72-м радиобатальоном обнаружено и проведено 115 586 воздушных целей из 237 249 самолётов, операторами передано более миллиона донесений. За 1942 год РУС-2 Ладожского дивизионного района ПВО зарегистрировали около 20 000 пролётов самолётов неприятеля и сообщили о 38 массированных налётах на охраняемые объекты[13].

В середине июля 1941 года комплекс РУС-2 был развернут вблизи Москвы. На 15 августа 1941 года в 337-м радиобатальоне оборонявшем столицу СССР находилось девять таких станций, располагавшихся в Клину, Можайске, Калуге, Туле, Рязани, Мытищах, Владимире, Ярославле и Кашине[14]. Около 22 часов 21 июля одна из РЛС обнаружила ночной налёт 200 бомбардировщиков на расстоянии около 100 км[17]. Это был первый налёт на Москву[К 2]. В начале 1942 года на обороне Москвы находилось десять РЛС (7 РУС-2 и 3 английских МРУ-105) находившиеся в Калуге, Малоярославце, Можайске, Мытищах, Клину, Павшине, Серпухове, Кубинке, Внукове и Химках[14]. В 1942—1944 годах в должности начальника РЛС 337-го радиобатальона служил будущий создатель системы советской противоракетной обороны Г. В. Кисунько.

В мае 1942 года комплекс РУС-2 поступил на вооружение горьковского корпусного района ПВО[19][неавторитетный источник?]. 30 июня по приказу командования ПВО ЧФ в связи с эвакуацией были уничтожены (сброшены в море у мыса Фиолент) два РУС-2[20].

Опытный образец РЛС «Редут-К» был установлен на крейсере «Молотов». В начале войны корабль нёс службу в районе Севастополя. Спустя несколько дней после начала боевых действий крейсер был связан напрямую со штабом флота и командным пунктом ПВО Севастополя, что позволило оперативно передавать командованию флота данные РЛС о воздушной обстановке. С августа 1942 года и по конец 1943-го, в связи с повреждением «Молотова» РЛС работала в Поти в качестве берегового поста наблюдения[6]. С 1 июля 1941 по 18 декабря 1943 года «Редут-К» за 1269 включений обнаружил 9383 самолёта[21]. Командир отряда лёгких сил Черноморского флота Басистый Н. Е. в своих воспоминаниях упоминает «Редут-К»[22]:

Но несмотря на известное несовершенство, «Редут-К» принёс немалую пользу флоту. Крейсер «Молотов» не раз заблаговременно оповещал корабли в Севастополе и других базах о приближении самолётов противника. Мы не зря гордились этой технической новинкой.

Сравнение с зарубежными РЛС

В таблице представлены сравнительные данные только радиолокаторов дальнего обнаружения.

Характеристики[23][24][25] РУС-2с MRV (Англия) SCR-270 (США) Фрейя F-L (Германия) Вассерман-М (Германия) Ягдшлосс-А (Германия)
Дальность обнаружения, км 150 100 200 200 300 100
Время развёртывания, ч 8 60 40 48 - -
Длина волны, м 4 7 2,7 2,4 1,9-4 1,2-2,9
Мощность импульса, кВт 70-120 200 100-300 25 80-150 150
Точность по дальности, км 1,5 - 7 1 1 -
Точность по азимуту, градусы 3 - 4 0,5 0,25 -

Памятники

  • В память о погибших при бомбардировке под Можайском в марте 1942 года бойцах расчёта одного из радиолокаторов РУС-2 защищавших Москву, в Можайске, в 1996 году был установлен памятник погибшим воинам-радиолокаторщикам[17][26].
  • Памятник в Токсово, на месте расположения одной из первых опытных установок «Редут-1», вошедшей в строй в марте 1940 года и проработавшей всю Великую Отечественную войну[27].

См. также

Примечания

Комментарии
  1. ↑ Во время налётов немецкой авиации 21-27 сентября 1941 года были потоплены и выведены из строя линкор «Марат», лидер «Минск», эскадренный миноносец «Стерегущий», сторожевой корабль «Вихрь», канонерская лодка «Пионер» и подводная лодка М-74. Линкор «Октябрьская революция», два крейсера, три эсминца, минный заградитель и еще ряд кораблей получили повреждения[15]
  2. ↑ ПВО Москвы было возложено на отдельный корпус ПВО (1-й корпус ПВО, сформирован в мае 1941), под командованием ген. Д. А. Журавлева. В июле 1942 года корпус был развернут в московский фронт ПВО. В начальный период войны система оповещения ПВО Москвы возлагалась в основном на наблюдательные посты ВНОС, полагавшихся на визуальные и звуковое наблюдения. К началу войны вокруг Москвы было развернуто 180 наблюдательных постов, затем их число их было увеличено до 580 и позже до 702[18]
Использованная литература и источники
  1. ↑ Лобанов М.М. Глава 1 // Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  2. ↑ Водопьянов Ф. А. Радиолокация. — М, 1946. — С. 13. — 130 с.
  3. ↑ 1 2 Лобанов М.М. Глава 2 // Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  4. ↑ Page, Robert Morris. The Origin of Radar. — New York: Doubleday Anchor, 1962. — С. 66.
  5. ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Лобанов М.М. Глава 3 // Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  6. ↑ 1 2 3 Лобанов М. М. Глава 4 // Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  7. ↑ Кобзарев Ю. Б. Первые шаги советской радиолокации // Природа : журнал. — 1985 номер=12.
  8. ↑ Вестник РАН : журнал. — 1941. — № 4.
  9. ↑ Watson, Raymond C. Radar Origins Worldwide. — Trafford Publishing. — 2009. — С. 306. — ISBN 1-4269-2110-1.
  10. ↑ Л.Семёнов. "Радиолокационное поле" боя.
  11. ↑ Г. Гельфенштейн. О радиолокаторах РУС-2….
  12. ↑ 1 2 3 Г. Гельфенштейн. Радары вступают в бой // Наука и жизнь : журнал. — М, 1991. — Вып. 8.
  13. ↑ 1 2 Лобанов М.М. Глава 5 // Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  14. ↑ 1 2 3 Кисунько Г. В. глава 6 // Секретная зона: Исповедь генерального конструктора. — М: Современник, 1996. — 510 с.
  15. ↑ Платонов А. В. Трагедии Финского залива. — М: Эксмо, 2005. — С. 259. — 672 с. — 4000 экз. — ISBN 5–7921–0677–0.
  16. ↑ Дворянский Е. М., Ярошенко А. А. Крепла мощь ПВО // В огненном кольце. — Таллин: Ээсти Раамат, 1977. — 239 с. — 25 000 экз.
  17. ↑ 1 2 Дубров Г., Коротоношко А. История отечественной радиолокации ПВО // Радио : журнал. — 2009. — № 7.
  18. ↑ Журавлев Д. А. Огневой щит Москвы. — Воениздат, 1972. — С. 105.
  19. ↑ Д. М. Дегтев, Д. В. Зубов. Всевидящее око фюрера: Дальняя разведка люфтваффе на Восточном фронте. 1941-1943. — М.: Центрполиграф, 2012. — 255 с. — ISBN 978-5-227-03904-0.
  20. ↑ Маношин И.С. Июль 1942 года. Падение Севастополя.. — М.: Вече, 2015. — С. 70. — 320 с. — ISBN 978-5-4444-2529-9.
  21. ↑ Платонов А. В. Энциклопедия советских надводных кораблей, 1941—1945 / А. В. Платонов. — СПб.: ООО «Издательство Полигон», 2002. — С. 609. — 5000 экз. — ISBN 5-89173-178-9.
  22. ↑ Басистый Н. Е. Море и берег. — Москва: Воениздат, 1970. — С. 150. — 216 с. — 100 000 экз.
  23. ↑ Наземные американские и английские радиолокационные станции. — Москва: Военное издательство министерства вооружённых сил союза ССР, 1947. — С. 38—41.
  24. ↑ Я. И. Колтунов. Развитие радиолокации в Германии // доклад в МАИ. — 1946.
  25. ↑ Лобанов М. М. Из прошлого радиолокации. — М: Военное издательство министерства обороны СССР, 1969. — С. 136, 137. — 213 с.
  26. ↑ Корляков В. РУС-2 против люфтваффе // Военно промышленный курьер : газета. — 2006. — № 27.
  27. ↑ Памятники истории и культуры народов Российской Федерации. Код памятника 4700783000.

Литература

  • Лобанов М. М. Начало Советской радиолокации. — Москва: Советское радио, 1975. — 288 с.
  • "Редуты" на защите Ленинграда: сборник воспоминаний. — Ленинград: Лениздат, 1990. — 207 с.
  • Erickson, John. Radiolocation and the air defense problem: The design and development of Soviet Radar 1934–40. — Social Studies of Science, 1972. — С. 241–263.
  • Бартенев В. Г. Первые отечественные РЛС дальнего обнаружения. — М.: Горячая линия - Телеком, 2017. — 128 с. — (Массовая радиобиблиотека). — 500 экз. — ISBN 978-5-9912-0710-2.

Ссылки

www.gpedia.com

Береговой ракетный комплекс «Редут» (4К44)

«советский береговой оперативно-тактический противокорабельный ракетный комплекс БРК «Редут» (4К44)»

История создания ракетного комплекса «Редут»

БРК Редут (ГРАУ 4К44, по классификации США — SSC-1B, по классификации НАТО — «Sepal») – советский береговой оперативно-тактический противокорабельный ракетный комплекс, предназначенный для уничтожения всех типов надводных кораблей противника. Для того, чтобы отправить на дно практически любое судно противника — от эсминца до авианосца, БРК Редут достаточно одной ракеты.

Разработка БРК Редут началась в 1960 году в ОКБ-52 под руководством В.М.Челомея. За основу для комплекса была взята противокорабельная ракета П-35, разработчиком системы управления комплекса был НИИ-10 (ВНИИ «Альтаир»), а разработчиком маршевого твердотопливного реактивного двигателя для ракеты стал ОКБ-300.

В качестве мобильной платформы для установки БРК Редут первоначально был предложен мощное четырехосное шасси ЗиЛ-135К, однако уже спустя год, после передачи серийного производства ГРАУ 4К44 в Брянск (1963 г.), шасси было заменено на более совершенное и легкое БАЗ-135МБ.

Запечатлен момент выхода из транспортного контейнера СПУ-35 противокорабельной ракеты

Отличия между типами шасси БРК Редут

Вес пусковой установки СПУ-35Б:

  • На шасси ЗиЛ-135К – 21 т
  • На шасси БАЗ-135МБ – 18 т

Габариты пусковой установки СПУ-35Б:

  • На шасси ЗиЛ-135К длина в транспортном положении – 13,5 м, ширина – 2,86 м, высота – 3,53 м.
  • На шасси БАЗ-135МБ длина в транспортном положении – 11,5 м, ширина – 2,8 м, высота – 3 м.

Силовая установка и максимальная скорость

  • На шасси ЗиЛ-135К – 40 км/час (2х карбюраторных ЗИЛ-375Я, совокупной мощностью 360 л.с.)
  • На шасси БАЗ-135МБ – 65 км/час (1х дизельный двигатель  ЯМЗ-238Н, 300 л.с.)

Колесное шасси (8х8) БАЗ-135МБ имело независимую торсионную подвеску передних и задних колес, в трансмиссию была включена раздаточная коробка с межбортовым блокируемым коническим дифференциалом.

Состав берегового противокорабельного ракетного комплекса Редут 4К44

  • Самоходная пусковая установка СПУ-35Б для ракет П-35Б (3М44).
  • Машины с системой управления «Скала»
  • Самоходная РЛС (кроме того комплекс может принимать сигналы целеуказания с самолетов Ту-95Д, Ту-16Д и вертолетов Ка-25Ц).

3 СПУ-35Б составляют батарею, 5-6 батарей составляют батальон, а 3 батальона представляют собой полноценную бригаду. Впрочем, даже одна батарея БРК Редут способна надежно прикрыть несколько сотен километров побережья, поэтому в ответственность бригады может входить одна из границ страны целиком.

Пусковая установка СПУ-35 противокорабельного ракетного комплекса Редут 4К44

Боевое применение берегового противокорабельного ракетного комплекса Редут 4К44

Развертывание комплекса Редут 4К44 из походного в боевое положение занимает около 90 минут. Все установки СПУ-35Б приводятся в боевое положение, при котором контейнер с ракетой поднимается на угол 20°.

РЛС бригады обнаруживает цель и передает её координаты на систему управления батальона, где происходит её опознание. После этого система управления выбирает пусковую установку и производится пуск ракеты.

Ракета из контейнера выходит при помощи маршевого двигателя и двух стартовых ускорителей. При выходе из контейнера раскрываются крылья, после чего ракета набирает высоту и скорость полета. Время работы стартовых ускорителей составляет 2 секунду, после чего они отстреливаются, и ракета далее продолжает полет на маршевом двигателе.

При достижении района расположения цели, у ракеты включается активный радиолокационный визир, который передает оператору радиолокационную картинку расположения целей. Оператор назначает цель и головка самонаведения ракеты направляет её в ней. Боевая часть срабатывает при попадании ракеты в цель.

Компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет

armedman.ru

РУС-2 Википедия

Основная информация Тип Страна Начало производства Число установок Параметры Диапазон частот Длительность импульса Макс. дальность Пиковая мощность Точность по дальности Точность по азимуту
РУС-2
Редут, Пегматит
Двухантенный вариант РУС-2. Приёмник
РЛС
СССР СССР
1940
607
75 МГц
12 мкс
150 км
70-120 кВт
1,5 км

РУС-2 (акроним от радиоулавливатель самолётов) «Редут». Первый серийный импульсный радиолокатор в СССР. Выпускался серийно с 1941 года. Самый массовый радиолокатор советского производства в годы Второй мировой войны. В 1941—1945 годах произведено 607 единиц.

В связи с появлением летательных аппаратов и применением их в военных целях возникла необходимость их обнаружения и целеуказания, в особенности это касалось появившихся в ходе Итало-турецкой войны 1911 года боевых самолётов, обладавших значительно меньшими в сравнении с воздушными шарами и дирижаблями размерами и большей маневренность. Уже в то время для этих целей могли использоваться приборы основанные на оптических принципах. Впоследствии появились звукоулавливатели — обнаруживающие самолёт по звуку мотора. Велись работы по нахождению аэроплана по тепловому излучению двигателя. Но существенным недостатком этих трёх видов обнаружения является зависимость от погодных условий, а для звука ещё и низкая скорость его распространения в атмосфере. Значительным преимуществом для нахождения самолёта в воздухе обладают радиоволны — минимально подверженные действию атмосферных явлений и распространяющиеся со скоростью света[1]. Обнаружение самолётов при помощи радиоволн — радиолокация, стала применяться с 1930-х годов. Сама же идея радиолокации зародилась раньше. Так ещё в 1905 году Xристиану Хюльсмейеру был выдан германский патент на устройство обнаружения судов в тумане с помощью отраженных радиоволн. Но в то время идея не нашла практического применения[2].

Официальным началом работ по радиолокации в СССР можно считать 1933 год, когда был заключён договор по работам над радиообнаружением самолётов между ГАУ и Центральной радиолабораторией (ЦРЛ)[3]. 3 января 1934 года в Галерном порту Ленинграда, был произведён эксперимент, в котором, впервые в СССР, был обнаружен летящий самолёт по отражённым от него радиоволнам. В опыте использовался передатчик непрерывного излучения мощностью 0,2 Вт на длине волны 0,5 м и суперрегенеративный приёмник с параболической антенной диаметром 2 м[3]. В прочих технологически развитых странах активные работы по радиолокации начались примерно в те же годы[4].

С 1934 года, параллельно, к работам в данной области был подключён ЛЭФИ. Под Ленинградом построен испытательный полигон. В том же году в ЛЭФИ, группой под руководством инженера М. Д. Гуревича проводились опыты по импульсной радиолокации. Преимущество импульсного излучения перед непрерывным заключается в большей мощности излучения (соответственно дальности обнаружения цели), при одинаковой часовой потребляемой мощности. В опытах Гуревича были зафиксированы отражённые сигналы от местных предметов, но обнаружить самолёт не удалось; затем работы были приостановлены. В 1935 году разрабатывалась предложенная П. К. Ощепковым импульсная РЛС «Модель-2», которая также не была доведена до возможности обнаружения летательных аппаратов[5].

Опыты ЛФТИ 1935—1936 годов доказали возможность создания импульсного генератора, мощностью, достаточной для обнаружения самолётов на расстоянии 100 км. В 1936 году институт получает задание разработать аппаратуру для обнаружения самолётов импульсным методом. Для работы генератора высокой мощности была разработана импульсная лампа ИГ-7, ставшая прототипом ламп выпускавшихся в СССР в годы войны для РУС-2[5]. Первые испытания созданной установки радиообнаружения самолётов прошли в апреле, мае 1937 года, при этом дальность обнаружения самолёта составила более 10 км. На испытаниях в августе 1938 года следующая опытная установка, созданная ЛФТИ, с передатчиком на лампах ИГ-8 (анодное напряжение 15-22 кВ, мощность в импульсе 40-50 кВт) обнаруживала самолёт на дальности 50 километров. На следующий год ЛФТИ, совместно с Научно-испытательским и исследовательским институтом Красной Армии (

ruwikiorg.ru