Выжигатель мозгов. Рлс радуга


Радуга Д2

    Важнейшим направлением работ МКБ «Радуга» стало освоение гиперзвуковых скоростей.     Нерешенность проблемы создания ГПВРД и высокий технический риск заставили прекратить широко разрекламированную американскую программу NASP по созданию одноступенчатого ВКС Х-30, на которую с 1984-го по 1994 г. было израсходовано 1,5 млрд. долларов. В Западной Европе фактически приостановлены проекты ZANGER и HOTOL. Для их продолжения нужны совместные усилия многих стран в области аэродинамики больших скоростей и изучения работы прямоточных камер сгорания в диапазоне М= 3-14. Одним из путей выхода из создавшихся затруднений «Радуге», представляется привлечение зарубежных партнеров к участию в программах двойного назначения.     Совместно с немецкой фирмой OHBSystem (Orbital und Hydrotechnologie Bremen-System GmbH) на базе авиационной крылатой ракеты Х-22 (в натовской классификации «Kitchen») создан демонстратор гиперзвуковой технологии «Радуга-Д2». Вместе с учеными Германии были проведены достаточно интенсивные исследования по возможности выполнения экспериментов на этой гиперзвуковой летающей лаборатории (ГЛЛ). Ракета стартовой массой 5,8 т оснащена ЖРД. В качестве носителя используется самолет Ту-22М3, способный осуществлять пуск ГЛЛ в диапазоне скоростей, соответствующих М=0,6-1,7 на высотах 8-14 км.     Резервы энергетики двигательной установки ракеты Х-22, теплопрочности конструкции, возможности системы управления позволяют выполнять полет по профилям траекторий, близким траекториям перспективных гиперзвуковых летательных аппаратов, достигая скоростей, соответствующих числам 6-6,5 махов на высотах 25-35 километров, при длительности такого режима до 70 секунд. При достижении максимальной скорости она фиксирует свое положение по скорости, курсу и высоте. Именно на этом участке и должны проводиться основные исследования по аэротермодинамике, по вводу в действие моделей прямоточных двигателей, изучение различных тепловых процессов в двигателе и т.п. На ГЛЛ предусмотрен специальный отсек, где могут проводиться исследования новых материалов и конструкций. На борту ГЛЛ «Радуга-Д2» можно разместить до 700 (800) кг экспериментального и измерительного оборудования как внутри отсеков корпуса, так и вне корпуса, в гиперзвуковом потоке. Не исключено и спасение ГЛЛ после эксперимента, что очень важно для детального изучения полученных данных.     Проработана возможность повышения скорости ГЛЛ во время летного эксперимента до 8-9 махов за счет увеличения емкости топливных баков. Имеется возможность для расширения исследовательских границ такой ГЛЛ до скоростей, соответствующих М=12-14, а также по высоте и длительности проведения эксперимента за счет введения дополнительной разгонной ступени (также на базе Х-22).     Высокие летно-технические характеристики ГЛЛ «Радуга-Д2» в сочетании с относительно невысокой стоимостью переоборудования ракеты Х-22 в ГЛЛ и проведения летного эксперимента обеспечили ей несомненное преимущество перед альтернативными вариантами, рассмотренными германской корпорацией DASA при проведении ею совместно с российскими организациями исследований по определению облика перспективной ГЛЛ в рамках национальной программы гиперзвуковых исследований.     Дальнейшие планы германских и ряда других европейских исследований гиперзвуковых технологий связаны с выполнением летных экспериментов на ГЛЛ «Радуга-Д2» в рамках общеевропейской программы FESTIP (Future European Apace Transportation and Infrostructure Programme).     В соответствии с целями и задачами германских исследований разработаны 4 варианта комплектации ГЛЛ «Радуга-Д2» экспериментальным оборудованием. Установка экспериментально-измерительного оборудования и наземная отработка его совместно с системами ГЛЛ будут выполняться на производственной базе МКБ «Радуга», а летные эксперименты - на трассах существующих российских полигонов, оборудованных станциями слежения и приема телеметрической информации.     На салоне МАКС-97 было представлено 2 варианта ГЛЛ «Радуга-Д2», первый на базе ракеты Х-22 (Вариант 1) и второй - специально созданный носитель для отработки в летных экспериментах на скорости до М=7 перспективных гиперзвуковых технологий (Вариант 2). Масса экспериментального оборудования на 2-ом варианте ГЛЛ должна составить 300-500 кг.     Полученные в экспериментах результаты будут иметь очень большое значение для будущего. Прежде всего они позволят приоткрывать завесу над некоторыми неясными особенностями поведения летящего на гиперзвуковой скорости летательного аппарата, работа в этой среде прямоточных двигателей позволит изучить вопросы управляемости такого движения и в уже недалеком будущем приступить к проектированию гиперзвуковых транспортных систем.     Самым реальным применением летательных аппаратов, созданных по такой схеме, станет доставка полезных грузов на орбиту Земли и последующее возвращение обратно. Причем осуществлять это можно будет с любого современного аэродрома. Другим применением полученных знаний станет создание гиперзвуковых грузовых и пассажирских самолетов, способных всего за 4-5 часов долететь в любую точку нашей планеты.     Эксперименты с российской Х-22 должны были начаться в 1998 г.

Описание Геометрические и массовые характеристики Силовая установка Летные данные
Разработчик МКБ «Радуга»
Обозначение Радуга Д2
Тип гиперзвуковая летающая лаборатория
Носитель Ту-22М3
Длина, м 11,67
Размах крыла, м 3
Масса, кг 5800
Топливо и окислитель, кг 3045
Двигатель ГПВРД
Ускоритель ЖРД
Высота, км пуска 8-14
полета 25-35
Максимальная скорость полета, М= 6,5

Источники информации:

  1. Все цвета Радуги / «Вестник воздушного флота» /
  2. Русская «Кухня» покорила немцев / Д. Литовкин, «Красная звезда». 1997 /
  3. Беспилотные летательные аппараты / Невский бастион, 2.1999 /

testpilot.ru

АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»

Береговой ракетный комплекс «Бал-Э»с противокорабельными ракетами Х-35Э (3М-24Э)

Береговой ракетный комплекс (БРК) «Бал-Э» предназначен для:-контроля территориальных вод и проливных зон;-защиты военно-морских баз, других береговых объектов и инфраструктуры побережья;-защиты побережья на десантно-опасных направлениях.Боевое применение комплекса обеспечивается в простых и сложных метеоусловиях днем и ночью при полной автономности наведения после пуска в условия огневого и радиоэлектронного противодействия противника.БРК «Бал-Э» представляет собой мобильную (на основе шасси МАЗ 7930) систему, в состав которой входят:-самоходные командные пункты управления и связи (СКПУС) – до 2 ед.;-самоходные пусковые установки (СПУ) – до 4 ед., несущие противокорабельные ракеты (ПКР) типа Х-35Э (3М-24Э) в транспортно-пусковых контейнерах (ТПК). На типовом варианте СПУ размещается 8 ТПК.-транспортно-перегрузочные машины (ТПМ), предназначенные для формирования повторного залпа – до 4 ед.Командный пункт управления обеспечивает разведку целей, целеуказание и оптимальное целераспределение между пусковыми установками. Наличие в составе комплекса активных и пассивных высокоточных каналов радиолокационного обнаружения целей позволяет осуществлять гибкую стратегию обнаружения целей, в том числе скрытного. Пусковые установки и ТПМ могут размещаться на скрытых позициях в глубине береговой черты. При этом скрытность боевых позиций и наличие искусственных и естественных преград по направлению стрельбы не ограничивают боевое применение комплекса.Стрельба может вестись одиночными ракетами или залпом с любой пусковой установки. Предусмотрена возможность получения оперативной информации от других командных пунктов и внешних средств разведки и целеуказания.Залп комплекса может включать до 32 ракет. Такой залп способен обеспечить срыв выполнения боевой задачи крупной корабельной ударной группы, десантного отряда или конвоя противника.Наличие в составе комплекса ТПМ позволяет через 30-40 минут произвести повторный залп. Система боевого управления средствами комплекса реализована с применением цифровых методов передачи всех видов сообщений, использования систем автоматизированной связи, обработки сообщений, засекречивания информации с гарантированной стойкостью.Наличие приборов ночного видения, аппаратуры навигации, топографической привязки и ориентирования позволяет комплексу быстро менять стартовые позиции после выполнения боевой задачи, а также осуществлять перебазирование в новый район боевых действий.Время развертывания комплекса на новой позиции - 10 минут.Формирование системы береговой обороны на основе БРК «Бал-Э» в сочетании с использованием унифицированных ПКР Х-35Э (3М-24Э) на патрульных кораблях ближней морской зоны, оснащенных ракетными комплексами «Уран-Э» и на авиационных боевых комплексах, способно обеспечить решение оперативно-тактических задач при минимальных экономических затратах за счет построения единой системы эксплуатации и ремонта ПКР.

Основные тактико-технические характеристикиДальность поражения, км                                                                         до 120Удаленность стартовой позиции от береговой черты, км                до 10Количество ракет на каждой СПУ и ТПМ                                               до 8Интервал пуска ракет в залпе, с.                                                              не более 3Максимальная скорость движения, км/час:- по шоссе                                                                                                        60- по бездорожью                                                                                            20Стартовая масса ракеты, кг                                                                    ~ 620Суммарный боекомплект комплекса, количество ракет                  до 64Запас хода (без дозаправки), км                                                              не менее 850

Конфигурация комплекса и количество поставляемых в составе комплекса СКПУС, СПУ и ТПМ определяется требованиями заказчика. Взамен самоходного шасси МАЗ-7930 предусматривается возможность использования шасси других типов, в том числе для облегченного варианта комплекса, отличающегося повышенной проходимостью и маневренностью.БРК «Бал-Э» обладает значительным модернизационным потенциалом.Применение дополнительных средств целеуказания на базе вертолетов радиолокационного дозора или беспилотных ЛА позволяет увеличить дальность и точность обнаружения целей.БРК «Бал-Э» может быть оснащен комплексами постановки пассивных помех, что существенно повысит неуязвимость комплекса от управляемого оружия противника в дуэльных ситуациях. Рассматриваются и другие направления модернизации.

Головной разработчик: ОАО «Конструкторское бюро машиностроения»

www.ktrv.ru

АО «Корпорация Тактическое Ракетное Вооружение»

     История акционерного общества «Государственное машиностроительное конструкторское бюро «Радуга» имени А.Я. Березняка» началась в 1951 году. В то время заводу № 1, расположенному в подмосковном посёлке Иваньково (в настоящее время – город Дубна) постановлением Совета Министров от 01.09.1951 было дано задание освоить новую для предприятия тематику «Б» - создание крылатых ракет.     Через месяц, 12 октября 1951 года вышел приказ министра авиационной промышленности Михаила Хруничева № 1010, согласно которому на заводе был организован филиал ОКБ-155 Артёма Микояна. В документе говорится: «...возложить на него работы по обеспечению серийного производства, по доводкам и испытаниям, а также дальнейшей модификации беспилотного самолета «КС». Кроме этого, на филиал возлагалось решение вопросов по созданию первых отечественных образцов управляемого ракетного оружия – «самолетов-снарядов», ракет классов «воздух-поверхность», «корабль-корабль» и «поверхность-поверхность». Начальником этого конструкторского бюро, получившего название ОКБ-155-1, стал талантливый конструктор Александр Яковлевич Березняк.     Первым проектом предприятия стала доработка и передача в серийное производство реактивного самолёта-снаряда КС, разработанного в ОКБ-155. Александр Березняк организовал четкое взаимодействие конструкторов с производством и серийно-конструкторским отделом завода, и в результате уже в 1953 году были завершены государственные испытания и принята на вооружение система «Комета» (носители Ту-4К, Ту-16 с ракетой КС).     Не останавливаясь на достигнутом, коллектив филиала приступил к работам по дальнейшей модернизации КС. В результате кропотливого труда появились крылатые ракеты КСС, КС-7, которые принесли первую известность в авиационном мире Александру Березняку и его коллегам.     В 1955 году вышло постановлению правительства о начале разработки принципиально новой крылатой ракеты морского базирования П-15. Этот проект был поручен непосредственно филиалу ОКБ-155. Уже через год конструкторское бюро закончило работы по технической документации и передало её в производство.     В марте 1957 года Александр Березняк стал главным конструктором филиала. Через семь месяцев, 16 октября на Черном море состоялся первый пуск П-15 с катера 183Э. В 1960 году модель была принята на вооружение. За создание П-15 коллектив был отмечен Ленинской премией в 1961 году. А сама ракета вошла в мировую историю ракетостроения 21 октября 1967 года, когда в ходе арабо-израильского конфликта с её помощью был потоплен израильский эсминец «Эйлат». Это был первый случай боевого применения самонаводящихся крылатых ракет с жидкостно-реактивным двигателем.     Одновременно с П-15, с 29 августа 1959 года по 28 октября 1959 года, на ракетных катерах проводились испытания ракеты П-15ТГ с тепловой пассивной головкой самонаведения «Кондор» — первой в СССР тепловой головкой круглосуточного действия.     Дальнейшая модернизация комплекса П-15 позволила создать ещё несколько моделей. В 1961 году разработана ракета П-15У со складными крыльями, которая была принята на вооружение в 1965 году, а с 1972 года в вооружённые силы стали поставляться ракетные комплексы «Термит», оснащённые ракетой П-15М. Эта модель использовалась и в мобильном комплексе береговой обороны «Рубеж».     В период с 1961 по 1962 год филиалом ОКБ-155 завершены разработки еще двух крылатых ракет класса «воздух-поверхность» - КСР-2 и КСР-11, которые получили Ленинские премии в 1963 году. На смену им в конце 60-х пришли модели КСР-5 и КСР-5П, получившие Государственную премию в 1970 и 1977 году соответственно.     Одна из лучших разработок конструкторского бюро в начале 60-х годов - Х-22, ставшая родоначальницей целого семейства ракет для поражения морских, радиолокационно-контрастных сухопутных, радиоизлучающих и площадных целей. Эта ракета до сих пор состоит на вооружении морской и дальней авиации. А её модификации - Х-22М и Х-22МА стали лауреатами Государственных премий 1971 и 1975 года.     В 1963 году коллектив КБ приступил к проекту создания противорадиолокационной ракеты Х-28 для самолетов фронтовой авиации. Она удостоилась Государственной премии в 1970 году, а серийно стала выпускаться с 1971 года.     С начала образования филиала велась работа и над авиационными ракетами большой дальности класса «воздух-поверхность» - К-10, К-10С, К-10СД и К-10СДВ, а с 1956 года – Х-20, Х-20М. Модели К-10С и Х-20М были отмечены Ленинскими премиями, а К-10СД стала лауреатом Государственной премии 1970 года.     Кроме этого, для опытной отработки различных систем крылатых ракет в ОКБ-155 и на заводе №256 были построены их пилотируемые аналоги: МиГ-9Л (ФК), К, СДК-7, СМ-20, СМК и другие.     Большое внимание Александр Березняк уделял испытательным службам. В 60-х годах были построены главный лабораторно-конструкторский корпус, стенды математического, полунатурного моделирования, закуплено оборудование в лабораторию гидравлических испытаний. Введены в строй антенный павильон, лаборатории статических, динамических и теплопрочностных испытаний.     В 1966 году филиал ОКБ-155-1 был преобразован в самостоятельную организацию – «Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга». Новое предприятие оборонно-промышленного комплекса возглавил Александр Березняк.     В 1968 году началась разработка сверхзвуковой противорадиолокационной противокорабельной ракеты Х-58, которая в 1978 году сменила достаточно сложную в обслуживании Х-28. Модель Х-58 и её модификации до настоящего времени состоят на вооружении ударных самолетов фронтовой авиации.     Ещё одним проектом КБ в 60-е годы стала гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета Х-45, предназначенная для уничтожения авианосцев с самолётов Т-4, Т-4М, Т-4МС. На начальном этапе под названием Х-33 она разрабатывалась в «КБ Сухого», а затем была передана «МКБ Радуга», где и получила индекс Х-45.     В 1970 году коллектив предприятия подключился к разработке аналогов экспериментального пилотируемого орбитального самолета (ЭПОС) в рамках проекта «Спираль». Проект предполагал создание Воздушно - орбитальной системы (ВОС), состоящей из одноместного воздушно-космического самолета многоразового использования и самолета-разгонщика, с борта которого должен был производиться запуск ЭПОС на орбиту. Этот летательный аппарат с 1966 года проектировался в ОКБ Артёма Микояна, а в 1970 году все работы по его конструированию были переданы МКБ «Радуга». Постройкой аналогов ЭПОС занимался Дубненский машиностроительный завод «Радуга». Несмотря на достаточно успешные испытания, к 1979 году все работы по теме «Спираль» и ЭПОС были прекращены. Тем не менее, опыт этих исследований не пропал даром и широко использовался при создании универсальной ракетно-космической системы «Энергия-Буран».     В 1971 году, задолго до начала аналогичных работ в США, МКБ обратилось в правительство с идеей создания дозвуковых малогабаритных стратегических крылатых ракет, совершающих полет с огибанием рельефа местности на малой высоте. Но тогда эта программа не нашла должного признания. И лишь в начале 1976 года, когда такое оружие появилось в США, подобную разработку решено было начать и у нас. Конструкторы «Радуги» к середине 1982 года смогли создать оригинальную ракету Х-55 со складывающимися крылом и оперением, которая была принята на вооружение 31 декабря 1983 г. В дальнейшем появились её различные модификации - Х-55-ОК, Х-55СМ, Х-65, Х-555.     Приказом МАП от 19 июня 1972 года на базе Дубненского машиностроительного завода и Дубненского МКБ «Радуга», его филиала на Смоленском заводе и филиала Московского машиностроительного завода «Зенит» им. А.И.Микояна было создано производственно-конструкторское объединение (ДПКО «Радуга») с условным наименованием Р-6498. Директором объединения назначен Н.П. Федоров, главным конструктором и первым заместителем директора - А.Я. Березняк.     В 1973 году начались разработки ракетных комплексов «Овод» и «Москит». Ракета Х-59 «Овод» создавалась на базе Х-58 для поражения объектов противника, прикрытых ПВО. Государственные испытания продолжались до 1979 года, после чего Х-59 была рекомендована для принятия её на вооружение. Серийное производство организовано на Смоленском авиазаводе. В 1984 году группе разработчиков этой ракеты присуждена Государственная премия СССР. На основе Х-59 было создано несколько модификаций: Х-59М (модернизированная), Х-59МК (противокорабельная). Отличительной чертой Х-59МК является высокая точность поражения цели. К примеру, вероятность попадания в крейсер или эсминец этой ракетой составляет 0,9-0,96, а в катер - 0,7-0,93. При этом для поражения катера достаточно одной ракеты, а расчетное среднее число попаданий для уничтожения крейсера или эсминца составляет 1,8 и 1,3 соответственно. Причём отклонение ракеты составляет всего 2-3 м.     Сверхзвуковая низковысотная противокорабельная ракета 3М-80 «Москит» пришла на смену П-15 и по своим характеристикам превосходит все существующие на сегодняшний день зарубежные аналоги. Скорость полета этой ракеты на малых высотах превышает скорость звука более чем в два раза, поэтому от неё нельзя уклониться, а сбить её практически невозможно. Только за счет своей кинетической энергии она способна переломить вражеский корабль пополам даже без боевой части. Уникальная система наведения надёжно работает на предельно малой высоте при скорости полета почти километр в секунду. В 1984 году был принят па вооружение корабельный вариант «Москита» 3М-80Е, а в 1993 – авиационный.     В 1974 году главным конструктором ДПКО «Радуга» стал Игорь Сергеевич Селезнёв. В этом же году началась разработка ракет Х-15 сразу нескольких модификаций и универсального ракетного комплекса «Раструб». В процессе конструирования сверхзвуковой противокорабельной ракеты Х-15 был применён ряд новых технологий, а также создано новое уникальное оборудование. Впервые в нашей стране на ракете такого класса использовался твердотопливный двигатель. Она была принята на вооружение в 1980 году и является частью боекомплекта самолётов Су-33, Су-34, Ту-22М3, Ту-95МС, Ту-160. Основное назначение Х-15 - поражение надводных целей классом до крейсера включительно. Модификациями её являются противорадиолокационная Х-15П и модернизированная Х-15С.     Отличительной особенностью РК «Раструб» является его универсальность по целям - он может применяться для поражения, как подводных лодок, так и надводных кораблей. В состав комплекса входят крылатые ракеты 85РУ с самонаводящимися противолодочными торпедами УМГТ-1 в качестве боевых частей (ракетоторпеды). С целью уменьшения длины ракеты боевая часть – торпеда – размещена под корпусом ракеты. В 1984 году «Раструб» и его модификации были приняты на вооружение противолодочных надводных кораблей.     В сентябре 1978 года «Дубненское производственно-конструкторское объединение» стало «Дубненским производственным объединением «Радуга». А 12 мая 1982 года конструкторское бюро было выделено в самостоятельную организацию – «Машиностроительное конструкторское бюро «Радуга».     Неоценимый вклад дубненских специалистов в повышение обороноспособности страны был по достоинству оценён правительством. В 1983 году предприятие было награждено орденом «Октябрьской революции».     В середине 80-х годов многие оборонные предприятия в рамках государственной программы конверсии начали производство гражданской продукции, основу которой составляли оборонные технологии. Руководство МКБ по собственной инициативе приступило к разработке и созданию ветроэнергетических установок (ВЭУ). Использование ракетно-авиационной технологии позволило специалистам из Дубны уже в 1990 году совместно с НПО «Южное» организовать производство ВЭУ мощностью 200, 250 и 1000 кВт. В программе работ предприятия имеется широкий набор установок, которые можно разделить на три основные группы: сетевые - мощностью 250 – 1000 кВт; сетевые-локальные - от 30 до 80 кВт; автономные - от 1 до 16 кВт. Аппараты «Радуга-1» используются на Калмыцкой ВЭС, владельцем и заказчиком которой является «РАО ЕС России». Кроме этого, с целью устранения недостатков как ветроустановок, так и тепловых двигателей сотрудниками конструкторского бюро совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения (ЦИАМ) предложена схема комбинированной ветрогазотурбинной установки — ВГТУ, представляющей собой их органическое, на уровне газодинамических процессов, сочетание.     Несмотря на значительные успехи в создании гражданской продукции, все конверсионные программы являются лишь вспомогательным направлением деятельности «Радуги», призванным сберечь научно-технический потенциал и кадры предприятия, наладить финансирование для дальнейшего развития в рыночных условиях. Основная сфера интересов МКБ по-прежнему лежит в области ракетной техники, в которой дубнинцы по праву считаются одними из мировых лидеров.     Одним из важнейших направлений работ МКБ является освоение гиперзвуковых скоростей. Ещё в 1973-78 и в 1980-1985 гг. были разработаны и испытаны несколько опытных образцов для испытаний гиперзвуковых авиадвигателей.     В начале 1990-х годов конструкторами «Радуги» была разработана крылатая ракета нового класса - гиперзвуковая Х-90. Ракета с дальностью полёта 3000 км создавалась для замены Х-55 и несёт две боеголовки с индивидуальным наведением, которые способны поразить две цели, удаленных на 100 км. Работа над боевой ракетой была приостановлена в 1992 году, однако для отработки различных решений на базе Х-90 была разработана система нового класса - гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат (ГЭЛА). Кроме этого, на основе заслуженной Х-22 коллектив МКБ предложил летающую лабораторию «Радуга Д2».     В 1993 году руководителем МКБ «Радуга» стал Владимир Николаевич Трусов. Под его руководством началась активная реализация проекта «Бурлак-Диана», который был предложен конструкторским бюро для внедрения ещё в 1991 году. Создаваемый по конверсионной программе комплекс предназначался для вывода на орбиту «малых» спутников, как для оборонных целей, так и для создания систем связи, спутниковой навигации, контроля, поиска полезных ископаемых. Результатом совместной работы с рядом организаций авиапрома стал комплекс из самолёта-носителя Ту-160 и ракеты-носителя «Бурлак». В 1995 году конструкторы «Радуги» завершили эскизный проект и в том же году самолет Ту-160 с деревянным макетом «Бурлак» был представлен на Парижском авиасалоне. Комплекс вызвал огромный интерес у специалистов и публики. В настоящее время программа «Бурлак-Диана» реализуется на международном уровне. Кроме российской ассоциации «Бурлак» в ней принимает участие берлинская фирма OXB-System GmbH и германское космическое агентство DARA. Дальнейшим развитием проекта станет создание новой ракеты-носителя «Бурлак-М» с гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем.     В 2001 году конструкторскому бюро «Радуга» исполнилось 50 лет. За эти годы предприятием разработано более 40 образцов ракетной техники различного назначения, из которых 6 отмечены Ленинской премией, 12 – Государственной. В августе Комитетом Российской Федерации по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами ФГУП «ГосМКБ «Радуга» им. А.Я. Березняка» награждено национальной премией «Золотая идея». А в октябре за большой вклад в разработку и создание специальной техники коллективу предприятия была объявлена благодарность Президента Российской Федерации В.В. Путина.     В рамках государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса России и в соответствии с Указом Президента РФ № 591 от 9 мая 2004 года, ФГУП «ГосМКБ «Радуга» преобразовано в открытое акционерное общество и стало полноправным членом ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».     Сегодня АО "ГосМКБ «Радуга» является одним из лидеров мирового ракетостроения и обладает достаточным научно-техническим потенциалом для создания новейших образцов высокоточного ракетного оружия, обеспечивая при этом практически все известные виды наземной отработки опытной и серийной продукции. Кроме этого, коллектив конструкторского бюро активно занимается модернизацией и повышением боевой эффективности уже созданных образцов, расширением их возможностей и улучшением их эксплуатационно-технических характеристик.     В рамках конверсионной программы специалисты МКБ ведут опытно-конструкторские работы в таких областях народного хозяйства как ветроэнергетика, сельское хозяйство, легкая промышленность, медицина.

www.ktrv.ru

Выжигатель мозгов | Сталкер вики

Выжигатель мозгов

Выжигатель мозгов

Название Подавитель агрессии «Радуга»
Располагается на локации Радар
Соседние объекты Х-10
Группировки МонолитВоенныеЗоибированыеОдиночки

Подавитель агрессии «Радуга» (также известен у сталкеров как Выжигатель мозгов, Радар или Дятел) — психотронная установка, расположенная на подступах к центру Зоны. Сначала использовалась для экспериментов по работе с ноосферой, позже была переоборудована для предотвращения доступа посторонних в Припять и на ЧАЭС. Создана на основе советской загоризонтной РЛС «Дуга». Участок леса возле самого Радара известен уже не как Рыжий лес, а как Мёртвый лес.

    РЛС «Дуга»

    Установку не пришлось строить с нуля, по техническим характеристикам сооружения подходила ЗГРЛС типа «Дуга» изветсная как объект Чернобыль-2.

    В середине 1970-х годов в СССР был создан комплекс из по крайней мере трёх загоризонтных радиолокационных станций, получивших название «Дуга» (индекс 5Н32). Их главной задачей было обнаружение запусков межконтинентальных баллистических ракет. Первой была возведена экспериментальная установка возле г. Николаева на территории УССР, затем рабочие станции возле Чернобыля и в Комсомольске-на-Амуре. Последняя получила название «Дуга-2». Николаевская РЛС была направлена в сторону Китая, чернобыльская и комсомольская — на США через Северный ледовитый океан. Военные НАТО называли эти станции «Russian Woodpeckers» — «Русскими дятлами» — за характерный звук, который работающие станции издавали в эфире.

    Первый узел чернобыльской станции был смонтирован в 1976 году, первые испытания завершились в 1979 году. На выбор Чернобыля в качестве места для размещения станции несомненно повлияла близость ЧАЭС — мощного источника энергии для гигантской станции. Под огромными антеннами возник секретный городок Чернобыль-2, прототип Лиманска, для примерно 1000 человек обслуживающего персонала и членов их семей.

    Неподалёку от станции возвели вспомогательный комплекс для «возвратно-наклонного зондирования ионосферы» — ВНЗ «Круг».

    В ходе эксплуатации выяснилось, что «Дуга» успешно распознаёт массовые пуски ракет, однако имеет проблемы с обнаружением одиночных целей или небольших групп. Для устранения выявленных недостатков РЛС в 1985 году встала на модернизацию.

    Однако завершить испытания модернизированная станция не смогла. Эксплуатацию прекратили 26 апреля 1986 года после Чернобыльской аварии. Весь персонал был вывезен, часть оборудования демонтирована и отправлена в Комсомольск-на-Амуре.

    Оставшиеся две РЛС прекратили своё существование к началу 90-х годов и были полностью разобраны. Чернобыльская станция оказалась в Зоне отчуждения, и потому её демонтаж был невозможен. Вскоре этим воспользовались.

    ВНЗ Круг

    Излучатель Кайманова

    После возникновения Зоны отчуждения 1986 года Чернобылем заинтересовалась группа учёных, называвших себя «О-Сознанием»: 30-километровая Зона оказалась идеальным полигоном для проведения их исследований. Под боком — мощный источник энергии (всё ещё работающая ЧАЭС) и отсутствие лишних глаз и ушей.

    Целью «О-Сознания» было изучение ноосферы — информационной оболочки земли. Для проверки того, существует ли она вообще, и был создан «излучатель Кайманова». Он представляет собой мощный источник пси-излучения. Сигнал, посланный излучателем, был получен в Карибском море с определёнными искажениями. Характер этих искажений, по мнению учёных, и доказал существование ноосферы.

    Достоверно неизвестно, была ли переоборудованная «Дуга» тем самым излучателем, с помощью которого провели этот эксперимент. В любом случае, огромные бесхозные антенны РЛС были использованы «О-Сознанием» для монтажа излучателя Кайманова. Оборудование охлаждения пси-излучателя и сам пси-излучатель находились

    По мере того, как учёные продвигались в своих исследованиях, они решили напрямую подключиться к ноосфере, объединив свои умы в единую сеть. Чтобы обезопасить свои тела, они решили закрыть посторонним путь к центру Зоны. Гигантские антенны РЛС с установленным излучателем оказались идеальной кандидатурой. Очевидно, не случайно созвучие названий: «Радуга» — «Дуга» (по другим данным, «Радуга» — это название всего проекта по подключению к ноосфере).

    Строительство и функционирование

    Разработкой и сборкой «Радуги» занимались лаборатории Х, разбросанные по всей Зоне. Подходящими оказались антенны «Дуги».

    • Х-8 в Восточной Припяти под Дом быта "Юбилейный" и Х-7 под генераторами: занимались разработкой конструкции и теоретическими изысканиями;
    • Х-18 к востоку от Радара проводила опыты по влиянию пси-излучения на живые организмы и, видимо, собирала основные компоненты устройства;
    • Х-16 в районе озера Янтарь осуществляла окончательную сборку и испытания блока. В частности, примерно до 2012 года там оставался искусственно выращенный биологический источник пси-излучения, фактически — гигантский мозг;
    • Х-10 в Рыжем лесу непосредственно обслуживала находящийся там же подавитель агрессии.
    • Х-19 в Рыжем лесу непосредственно строила и испытвала находящийся там же Радар.

    Судя по имеющимся документам, проектирование (во всяком случае отдельных компонентов) началось ещё до развала СССР, а строительство велось на протяжении 1990-х — начала 2000-х годов.

    В 2006 году эксперимент по прямому контакту с ноосферой дал сбой и образовалась Зона. После появления первых сталкеров необходимость в защитной установке стала неотложной, и в 2006 году или немногим позже «Радуга» заработала на полную мощность. Остаётся неизвестным, насколько серьёзной была переделка Каймановского излучателя и потребовалась ли она вообще.

    «Излучатель» воздействовал на людей, подобравшихся слишком близко, и вносил необратимые изменения в деятельность их мозга; такие люди превращались в зомби. Зомби получались вполне агрессивными, однако их разум был фактически уничтожен, и опасности для «О-Сознания» они уже не представляли. Таким образом прямой путь к центру Зоны был закрыт.

    О воздействии установки на животных Зоны известно очень мало. Согласно сохранившимся документам «О-Сознания», на обычных животных с высокоорганизованным мышлением (собак, лошадей) излучатель влиял так же, как на людей. Собственно, многие мутанты, по-видимому, как раз и являются изменёнными пси-излучением живвотными. На самих мутантов, уже изменённых, «Радуга», по-видимому, не действовала.

    Безвредна была «Радуга» и для фанатиков Монолита. Именно они эксплуатировали её в последние годы работы.

    В то же время, оставались по крайней мере несколько обходных путей, которые позволяли попасть к ЧАЭС, минуя «выжигатель». Одним или несколькими из них в своё время воспользовалась группа Стрелка.

    Отключение

    В 2012 году Стрелок проник в некоторые из секретных лабораторий проэкта Х; полученные данные помогли ему отключить «Выжигатель мозгов», что открыло для сталкеров путь в Припять и к ЧАЭС. Недоступный до тех пор центр Зоны слыл «Клондайком артефактов», однако на деле слухи оказались преувеличенными.

    ru.stalkeroz.wikia.com

    Радары СССР — Global wiki. Wargaming.net

    Ряд выдающихся ученых и инженеров в СССР вел успешные разработки радиолокационных систем. Первые опыты по использованию РЛС в Советском Союзе относятся к началу 1930-х годов, а первая советская РЛС была принята на вооружение в 1939 году. В годы советско-финской войны мобильными РЛС было обеспечено полное перекрытие воздушного пространства на подступах к Ленинграду. После начала Великой Отечественной войны РЛС играли важную роль в противовоздушной обороне Москвы, Ленинграда и нефтепромыслов Кавказа. В СССР было налажено массовое производство наземных, авиационных и корабельных РЛС, которые ни в чем не уступали, а по некоторым параметрам и превосходили зарубежные аналоги.

    История развития радиолокации в СССР

    В 1929 году Научно-технический комитет Военно-технического управления РККА инициализировал работы решению задачи обнаружения самолетов противника. После неудачных попыток создания приемника теплового излучения и опытов по улавливанию электромагнитного излучения от системы зажигания (магнето) авиадвигателей стало очевидно, что единственным доступным способом обнаружения самолетов является прием отраженных радиосигналов. В октябре 1933 г. ГАУ поручило ЦРЛ [1] провести исследование возможности обнаружения самолетов с помощью отраженных радиоволн дециметрового диапазона. Была сконструирована установка, состоящая из радиопередатчика непрерывного излучения, работавшего на волнах 50-60 см мощностью 0,2 Вт, суперрегенеративного приемника и параболических антенн диаметром 2 м. В декабре 1933 г. были завершены все подготовительные работы, и аппаратура была перевезена на территорию Гребного порта у Кроншпица Галерной гавани Ленинграда. Зенитный радиоискатель «Буря» 3 января 1934 г. был проведен успешный опыт по обнаружению сигналов от гидросамолета, при движении самолета на расстоянии 600-700 метров от аппаратуры в приемнике фиксировался доплеровский сдвиг частоты[2]. Данный эксперимент позволил ГАУ продолжить работы по созданию радиообнаружителей самолетов. 22 октября 1934г. УПВО РККА заключило с радиозаводом им. Коминтерна в Ленинграде договор на разработку первой серии опытных станций радиообнаружения самолетов под условными наименованиями "Вега" и "Конус" для комплекса ПВО "Электровизор". Разработка велась под руководством Павла Кондратьевича Ощепкова. "Вега" предназначалась для дальнего обнаружения и работала на волнах длиной 3,5–4 м. "Конус" позволял определить азимут и дальность в ближней зоне до 15 км. Позже в комплекс "Электровизор" была включена импульсная РЛС "Модель-2", но дальнейшее их развитие было прекращено из за ареста Ощепкова и прекращения финансирования со стороны РККА.В 1935 году удалось повысить дальность обнаружения модернизированной установки до 9 км. Третья установка, с магнетронным передатчиком, разработанная под кодовым названием "Енот", обнаруживала самолеты на дистанции 11 км, но работала нестабильно. Одновременно с ЦРЛ, аналогичные работы велись в ЛЭФИ[3]. Летом 1935 года в ЛЭФИ была построена экспериментальная установка радиообнаружения самолетов с двумя параболическими антеннами диаметром 2 м, которые могли вращаться в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Испытания показали, что установка способна обнаруживать легкий самолет У-2 на дальности 5-6 км. По результатам испытаний опытный завод института изготовил подвижный двухантенный зенитный радиоискатель "Буря", который имел дальность обнаружения 10—11 км. Дальнейшие работы по совершенствованию радиоискателя были продолжены в НИИ-9 НКТП[4], который образовался за счет слияния ЛЭФИ с Радиоэкспериментальным институтом. Экспериментальная зенитная станция радиообнаружения "Рубин"В 1937 году была создана установка РИ-4 с расчетной дальность 25 км. Но арест ряда руководителей НИИ-9 значительно затормозил дальнейшее развитие радиолокационной техники. Институт в основном занимался теоретическими разработками, в частности, было предложено осуществлять сканирование с помощью двух взаимно не соосных антенн для получения V-луча, который позволял бы получать координаты цели в трехмерном пространстве дальность-азимут-высота. Тем не менее, в 1939 году в НИИ-9 были созданы экспериментальные зенитные радиоискатели Б-2 и Б-3 с дальностью действия 14 и 17,5 км соответственно. Серийное производство этих радаров должно было начаться 1 апреля 1941 года. В конце 1939 года был разработан радиодальномер "Стрелец", который позволял обнаруживать самолеты на удалении до 20 км. Его развитием стал радиобнаружитель "Луна", который состоял из азимутального обнаружителя "Мимас" и модифицированного дальномера "Стрелец". Эскизный проект был готов в начале 1941 года, но начавшаяся война и блокада Ленинграда не позволили проводить дальнейшие разработки в НИИ-9.

    Разработки радиообнаружителей велись также в харьковском УФТИ[5], где была создана установка "Зенит", работавшая на волнах длиной 64 см и при мощности 10—12 кВт имевшая дальность обнаружения до 30 км. В 1940 году в УФТИ была создана зенитная станция радиообнаружения "Рубин", которая обладала повышенной точность определения координат. Серийное производство "Рубина" также не было начато из за начавшейся войны.

    РЛС СССР

    Наземные РЛС

    РУС-1 "Ревень"
    Передающая (слева) и приемная машины РУС-1 "Ревень"

    В 1936 году работы по созданию радаров были сконцентрированы в Научном исследовательско-испытательном институте связи Красной Армии (НИИС КА), куда перешел работать освобожденный к тому времени Ощепков. Главной разработкой института совместно с ЛФТИ стала система радиообнаружения линейного типа для охраны государственных границ - система "Ревень" (РУС-1). В основу системы была положена разработка ЛЭФИ "Рапид", испытанная в 1934 году. Система состояла из одной передающей машины и пары приемных, которе должны были располагаться на удалении 30-40 км от передающей. Передающая станция создавала в стороны приемных направленное излучение в виде сплошной завесы, при пересечении которой самолеты обнаруживались приемными станциями по биениям прямого и отраженного сигналов. В 1937-1938 годах система прошла успешные испытания и НИИС КА получил заказ на изготовление первой партии из 16 комплектов "Ревень". В сентябре 1939 года система "Ревень" была принята на вооружение войск ПВО под названием РУС-1. Первое боевое применение РУС-1 произошло в ходе советско-финской войны, когда станции были установлены для организации ПВО Ленинграда. Всего было выпущено 45 комплектов РУС-1, которые были размещены главным образом в Закавказье и на Дальнем Востоке.

    РУС-2 "Редут"
    Передающая (слева на шасси ГАЗ-ААА) и приемная машины РУС-2

    В 1936 году в ЛФТИ по заданию НИИС КА начались работы по установке "Редут". В отличии от РУС-1, новая установка должна была не просто выявлять факт наличия самолета, но и определять его азимут, скорость и дальность. Весной 1937 года опытный экземпляр установки обнаружил самолет на удалении 10 км, а через год, когда удалось создать более мощный передатчик, дальность обнаружения была доведена до 50 км. В 1939 году дальность обнаружения была доведена до 95 км. В 1939 году "Редут" был испытан в Севастополе и с его помощью удалось обнаруживать корабли на удалении до 25 км, но работа на берегу усложнялась высоким уровнем помех из за переотражений. 26 июля 1940 года "Редут" был принят на вооружение под наименованием РУС-2. Как и большинство советских довоенных РЛС, РУС-2 выпускался в мобильном варианте и состоял из 3 фургонов, установленных на автомобильном шасси: электрогенератора и приемника, смонтированных на шасси ГАЗ-ААА и передатчика на шасси ЗиС-6. Приемная и передающая кабины были оснащены синхронизированным приводом вращения. В период 1940-1945 годов было выпущено более 600 станций РУС-2 различных модификаций.Помимо автомобильной установки, выпускался также вариант РУС-2с "Пегматит", размещенный на двух прицепах. Из за дефицита автомобилей в 1940 году был разработан одноантенный вариант РУС-2 "Редут-41", в котором передатчик и приемник помещались на общем шасси. В 1943 году установки РУС-2М стали комплектоваться системой опознавания "свой-чужой". После модернизации РЛС получили обозначения П-1, П-2 и П-2М соответсвенно.

    "Река" и "Рассвет"

    Начатые в 1939 году и не завершенные из за начала войны разработки ЛФТИ РЛС обнаружения ("Река") и наведения ("Рассвет"). Кроме этих станций, планировалась разработка в 1942 году станции "Редут-Д" с дальностью обнаружения до 300 км.

    П-3

    в 1943 году была инициирована разработка станции раннего предупреждения и наведения перехватчиков П-3. При мощности 100 Квт на волне 4,15 м новая станция должна была обеспечивать дальность обнаружения не менее 130 км, а дальность определения координат для наведения перехватчиков - не менее 70 км. В августе 1944 года станция П-3 успешно прошла испытания и передана в производство, при этом выпуск всех модификаций РУС-2 был прекращен.

    Стационарные наземные РЛС
    Памятник на месте размещения радиолокационного полигона в Тосково.

    Под Ленинградом, в Тосково[6], с начала войны эксплуатировалась экспериментальная РЛС "Гнейс-3" с мощностью 10-20 Квт при длине волны 1,5м. Станция работала в импульсном режиме, а ее вращающаяся антенна размешалась на специальной башне. Поиск целей велся вручную, по звуковой индикации. Позже было изготовлено несколько аналогичных станций, размещенных в районах ПВО Москвы и Горького[7]. Также были проведены испытания более мощной (30-40 кВт) РЛС "Гнейс-4", но их результаты были признаны неудовлетворительными из за низкой надежности суррогатных комплектующих элементов. В Можайске была установлена экспериментальная станция "Порфир", созданная на базе форсированного передатчика РЛС РУС-2 и нового приемного устройства, имевшая проектную дальность 225 км. Приемник РЛС "Порфир" в последствии был адаптирован для использования в РУС-2с.В первые дни войны под Минском экспериментальный радиодальномер "Стрелец" работал во взаимодействии с полком истребителей ПВО. Позже эту РЛС перевезли в Ленинград и установили на крыше здания НИИ-9 на Политехнической улице.В Мурманске усилиями местных инженеров была создана РЛС "Роза", которая была построена с использованием блоков от станции орудийного наведения СОН-2, РЛС "РУС-2с" и элементов радиоаппаратуры, снятых с подбитого Ju.88. Несмотря на полукустарное изготовление, "Роза" обнаруживала самолеты противника на удалении до 160 км.

    РЛС артиллерийского наведения
    В Московской зоне ПВО в начале воны на позицию зенитной артиллерии был установлен радиоискатель Б-3. Совместно со смежными зенитными подразделениями, батарея, оснащенная радиоискателем, отразила более 80% попыток налетов на Москву. При этом на один самолет приходилось менее 100 снарядов вместо 2700, выпускаемых батареями без РЛС. РЛС УАО "Турмалин"В 1942 на вооружение стала поступать радиолокационная станция орудийной наводки СОН-2 с дальностью обнаружения 40 км и дальностью сопровождения 20 км при мощности 250 КВт, работавшая в 4-х метровом диапазоне. СОН-2 по своей сути была адаптированной в НИИ-20 [8] английской РЛС управления артиллерийским огнем GL Mk II, поставлявшейся по ленд-лизу. В конце 1942 годы были выпущены усовершенствованные станции СОН-2а и СОН-2от.

    В ферале 1943 проводились испытания РЛС УАО[9]"Турмалин" с проектной дальностью обнаружения 35 км, но эта разработка уступала по своим характеристикам станциям серии СОН-2 и ее разработка была прекращена. Также была остановлена разработка радиопрожектора "Яхонт", так как промышленность СССР не могла выпускать настолько широкую номенклатуру радаров.После прекращения работ по проекту "Турмалин" была разработана новая станция для зенитной артиллерии, получившая обозначение "Нептун". Эта РЛС работала на волне 1,5м и при мощности 150 КВт обеспечивала дальность обнаружения 25 км. В 1944 году эта установка была принята на вооружение армии и оснащения станций метеонаблюдения, где она использовалась до начала 1970-х годов. В 1944 году был разработан переносной радиодальномер "Хрусталь", который размещался на треноге и имел вес 750 кг. Он работал на волнах длиной 1,5 м и при мощности 100 Квт обеспечивал дальность обнаружения 20 км.

    Корабельные РЛС

    Эсминец Огневой проекта 30 с РЛС "Гюйс-1Б"

    В 1936 году по заказу ВМФ НИИ-9 разработал морскую станцию обнаружения "Стрела", созданную на базе артиллерийского радиоискателя "Буря". "Стрела" обнаруживал корабли на расстоянии до 5 км, но ее использование было затруднено из за высокого уровня помех.Корабельный вариант станции РУС-2 был разработан НИИ радиопромышленности под названием "Редут-К" и в 1941 году был установлен на крейсер "Молотов". В начале войны, находясь в Севастополе, крейсер с помощью РЛС заблаговременно предупреждал командование ПВО о предстоящем налете. В августе 1943 года локатор был демонтирован и установлен в порту Поти, где находился до конца 1943 года.Первая по настоящему корабельная РЛС была создана в 1944 году под названием "Гюйс". Уже весной станция была передана на испытания на Северный флот. По результатам испытаний была выпущена доработанная РЛС "Гюйс-1М", которую планировалось устанавливать на малые корабли для обнаружения подводных лодок. Первым кораблем, оснащенным в 1945 году новой РЛС, стал эсминец "Строгий" проекта 7-У. В 1944 году была разработана модификация "Гюйс-1Б", которая отличалась вынесенным в рубку индикатором и проходила испытания на эсминце "Огневой" проекта 30.В самом конце войны была разработана РЛС "Марс-1", проходившая испытания на крейсере "Молотов" и принятая на вооружение под индексом "Редан-1". Одновременно шли разработки аналогичной станции "Марс-2", предназначенной для установки на эсминцы, испытания которой велись на корабле "Огневой". После успешных испытаний РЛС получила серийное обозначение "Редан-2".

    Авиационные РЛС

    Пе-2 с антеннами РЛС "Гнейс-2"

    В начале 1941 в НИИ радиопромышленности по заказу ВВС начинается разработка авиационной РЛС сантиметрового диапазона "Гнейс-1". Станция планировалась к размещению на Пе-2 и должна была обеспечивать дальность обнаружения не менее 5 км. Из за эвакуации возникли проблемы с генераторными лампами и было принято решение разрабатывать РЛС метрового диапазона, получившую индекс "Гнейс-2". Первый экспериментальный образец новой станции был установлен на самолет Пе-2 в 1942 году для проведения летных испытаний. РЛС работала на волнах длиной 1,5 м при мощности передатчика 10 кВт. Летом 1942 года РЛС "Гнейс-2" была установлена на 15 самолетов Пе-2 и Пе-3, которые были переданы в войсковые части. Боевое применение РЛС происходило в ходе боев под Москвой, Ленинградом и Сталинградом. К 1944 было выпущено более 200 станций "Гнейс-2". РЛС "Гнейс-5" имела передатчик повышенной мощности и дальность обнаружения 7 км. Была принята на вооружение в начале 1945 года. Для вооружения ВВС Военно-морского флота были разработаны модификации "Гнейс-2М" и "Гнейс-5М", которые могли обнаруживать как самолеты, так и надводные корабли и устанавливались на самолеты Ил-4. Дальность обнаружения кораблей станцией "Гнейс-5М" составляла 36 км, а сопровождение цели могло вестись на удалении 20 км. "Гнейс-5М" была принята на вооружение 19 апреля 1945 года.

    Примечания

    1. ↑ Центральной радиолаборатории
    2. ↑ Эффект Доплера связан с изменением частоты и длины волн, регистрируемых приёмником, вызванным движением их источника и/или приёмника, а также движением отражающей поверхности в случае приема отраженных сигналов.
    3. ↑ Лениградский электрофизический институт.
    4. ↑ НКПТ - Наркомат тяжелой промышленности
    5. ↑ Украинский физико-технический институт
    6. ↑ В настоящее время на месте размещения полигона в Тосково установлен памятник.
    7. ↑ В настоящее время - Нижний Новгород.
    8. ↑ В разные годы - Остехбюро, ЦНИЭМИ, НИИ—244, ВНИИРТ
    9. ↑ Радиолокационная станция управления артиллерийским огнем.

    См. также

    РадарРадары ВеликобританииРадары ГерманииРадары СШАРадары ЯпонииРадары Второй мировой войны

    Использованная литература и источники

    М. М. Лобанов. Развитие советской радиолокационной техники

    Список литературы

    Ссылки

    Радиолокационные средства для Военно-Морского ФлотаРадиолокационные станции советских подводных лодокКорабельные радиоэлектронные и гидроакустические средства обнаружения и целеуказания

    Галерея изображений

    wiki.wargaming.net