Ракетный крейсер «Маршал Устинов» — живая легенда Российского ВМФ. Ркр маршал устинов


"Маршал Устинов" - истребитель авианосцев

Блогер kuleshovoleg сделал репортаж о том, как корабелы северодвинской судостроительной верфи "Звёздочка" завершили ремонт и модернизацию ракетного крейсера "Маршал Устинов" проекта 1164 "Атлант". И вот 30 октября крейсер вышел в Белое море для выполнения программы заводских ходовых испытаний.

Посмотрите этот репортаж у автора. А мы давайте с вами вспомним историю этого корабля:

Фото 1.

Про «Маршала Устинова», который с 2011 года долгие пять лет находился на плановом ремонте, успели подзабыть: название крейсера в печати упоминалось крайне редко, да и то сведения ограничивались невнятными сообщениями о проведении работ. Казалось, что этот корабль потерян для флота и его ждет удел плавно докатиться до уровня металлолома. Ан нет, жив курилка! Да еще как жив – вышел на заводские испытания, как новенький, оставив из «прошлой жизни», пожалуй, только корпус да прежнее название.

Про Дмитрия Федоровича Устинова, чье имя носит ракетный крейсер с 1986 года, тоже, наверное, многие подзабыли. К флоту маршал имел отношение лишь как министр обороны СССР, должность которого занимал с 1976 по 1984 год. Его коньком были танковые и ракетные войска, которым отдавалось предпочтение в возможной войне с НАТО.

Фото 2.

Но и про ВМФ Устинов не забывал: в этот период в эксплуатацию боевые корабли сходили десятками. И крейсер проекта 1164, который изначально носил имя «Адмирал флота Лобов», тоже был заложен в бытность Дмитрия Федоровича министром обороны. Так что свое название в честь «сухопутного» военачальника крейсер получил заслуженно, а сами члены экипажа корабля с гордостью называют себя устиновцами.

В тот период были заложены еще три ракетных крейсера этого проекта: «Варяг», «Москва» и «Украина». Два первых являются гордостью российских Тихоокеанского и Черноморского флотов и достойно несут боевую вахту в различных акваториях Мирового океана. Прискорбна судьба «младшего» – «Украины», которая досталась при разделе флота Незалежной.

Фото 3.

Этот корабль так и не вышел в море из-за отсутствия средств и тихо ржавеет в доках Николаевского судостроительного завода, став… музеем непонятно чего. Переговоры о покупке этого корабля Россией поднимались уже не раз, но всегда безрезультатно. В Киеве упорно твердят, что «тильки ни москалям», а других покупателей, способных вернуть крейсеру жизнь, попросту нет.

«Маршал Устинов» с первых дней вхождения в состав Северного флота стал образцовым кораблем во всех отношениях. Его первому командиру капитану 2-го ранга Владимиру Веригину удалось заложить те добрые флотские традиции, которые соблюдают и нынешние устиновцы – боевая мощь, помноженная на мастерство и дисциплинированность экипажа.

Фото 4.

Надо ли говорить, что крейсер, который постоянно находился в дальних походах, был надраен от клотика до трюма, а в медные комингсы можно было смотреться, как в зеркало. Не случайно в 1989 году именно «Маршал Устинов» под вымпелом тогдашнего первого замкомандующего СФ вице-адмирала Игоря Касатонова отправился с визитом в Норфолк – военно-морскую базу США.

К слову, адмирал Касатонов был неравнодушен к крейсерам проекта 1164 «Атлант» и ценил их за океанские ходовые качества и ударную мощь вооружений, способных эффективно противостоять надводному, подводному и воздушному противнику. Не случайно в бытность командующим ЧФ Игорь Владимирович предпочитал поднимать свой вымпел на «Москве» – «брате-близнеце» «Маршала Устинова».

Фото 5.

Ракетный крейсер «Маршал Устинов» за годы службы не только ходил с дружественными визитами. Этот корабль выполнил свыше 370 боевых упражнений с использованием ракетных, артиллерийских и противолодочных комплексов. В походах он прошел почти 150 тысяч морских миль (шесть раз по экватору вокруг Земли!), провел в открытом море 1089 суток.

В 1987–1988 и 1989 годах крейсер нес службу в Средиземном море в составе советской корабельной группировки. После планового ремонта в 1997 году «Маршал Устинов» отправился в Атлантику, а потом долгое время принимал участие в патрулировании в Северном Ледовитом океане вокруг острова Шпицберген, обеспечивая безопасность российских рыболовных судов в регионе. Походил немало.

Фото 6.

Если говорить о той модернизации, которая была произведена на этом корабле за время ремонта на «Звездочке», следует остановиться на его вооружении. Основное, что и следует из названия, ракетное. Это 16 ПУ ПКРК (пусковая установка «Базальт»).

Это ракета массой шесть тонн и скоростью полета 3077 километров в час с частичным бронированием, оснащенная мощной (500 килограммов) обычной фугасно-кумулятивной или ядерной (350 килограммов) боевой частью, способна поражать цели на дальности до 1000 километров. Полет этой противокорабельной ракеты осуществляется по сложной траектории, она оснащена системой телеуправления и бортовой станцией радиоэлектронного противодействия средствам ПВО атакуемого корабля.

Фото 7.

Крейсер несет на борту 96 реактивных глубинных бомб (РБУ-6000), поражающих торпеды и подводные лодки противника на дальности шесть километров при глубине погружения 500 метров (американская АПЛ класса Virginia способна погрузиться максимум на 488 метров). Десять торпед калибра 533 миллиметра уничтожают цели на дальности 22 километра, двигаясь к ним под водой со скоростью 100 километров в час.

Зенитное вооружение представлено ЗРК С-300Ф «Форт» («Риф»), поражающими воздушные цели по горизонтальной дальности 90 и вертикальной 25 километров. Плюс шесть зенитных 30-миллиметровых установок АК-630 со скорострельностью 6000 выстрелов в минуту. Способны поражать воздушные цели и сдвоенные 130-миллиметровые пушки АК-130 со скорострельностью 90 выстрелов в минуту и дальностью 24 километра. С успехом они ведут огонь и по надводным целям. В состав вооружений крейсера входит и вертолет Ка-27 (либо его модификации), для которого оборудована площадка на корме корабля.

Фото 8.

В ходе модернизации на «Маршале Устинове» были установлены новые радиолокационные станции. Крейсер получил трехкоординатную РЛС дальнего обнаружения «Подберезовик» и оптимизированную для обнаружения низколетящих целей станцию «Фрегат-М2М» с фазированными антенными решетками. Модернизационные работы коснулись всех основных комплексов радиоэлектронного вооружения крейсера, в том числе и средств РЭБ (радиоэлектронной борьбы), позволяющих сделать корабль невидимым для средств наведения противника.

Фото 9.

Корабелы «Звездочки» заменили на «Маршале Устинове» и всю внутреннюю «начинку», начиная от кабелей и заканчивая газотурбинными установками, которые позволяют крейсеру развивать скорость 32 узла. Крейсер с экипажем почти 500 человек обладает автономностью плавания 30 суток и способен за это время преодолеть более 7500 морских миль.

Фото 10.

«Это совершенно новый корабль, – считает адмирал Владимир Комоедов. – Его введение в состав флота после глубокой модернизации весьма своевременно именно сейчас. Если учесть, что с севера для выполнения задач в Средиземке ушла авианосная ударная группа во главе с "Адмиралом Кузнецовым" и тяжелым атомным ракетным крейсером "Петр Великий", ракетный крейсер "Маршал Устинов" станет хорошим усилением для остальных сил флота в этом регионе.

Фото 11.

АПД: в комментариях к статье практически сразу вспомнили про "Легенду", которая давале целеуказание "Базальту"/"Вулканам" и что мол этого всего теперь нет и все крышка оружию.

Однако, во-первых РКР "Маршал Устинов" станет первым кораблём пр. 1164, вооружённым полноценным комплексом "Вулкан" с дальностью действия 1000 км.

Фото 12.

А во-вторых еще в прошлом году Машиностроительный завод «Арсенал» приступил к производству новых космических аппаратов серии «Лиана»

В 2018 году Роскосмос и Минобороны России завершат создание на орбите новейшей российской системы спутниковой разведки «Лиана». Она будет состоять из четырех новейших спутников радиолокационной разведки, которые будут базироваться на высоте около 1 тыс. км над поверхностью планеты и постоянно сканировать наземное, воздушное и морское пространство на наличие вражеских объектов.

Санкт-Петербургский «Арсенал» — одно из старейших предприятий России. Основные направления деятельности завода: производство космической техники, морских артиллерийских и пусковых установок, а также продукции общегражданского машиностроения. В советское время завод выпускал аппараты системы морской космической разведки и целеуказания (МКРЦ) «Легенда», предназначенные для наведения на цель подлодок и надводных кораблей с крылатыми ракетами, а также самолетов морской ракетоносной авиации. Сейчас проект участвует в создании новейшего МКРЦ «Лиана». Экспериментальный образец спутника «Лотос-С» выведен на орбиту 20 ноября 2009 года под индексом «Космос-2455».

Фото 13.

После выхода на расчетный режим «Лиана» полностью заменит устаревшую систему «Легенда»-«Целина», построенную еще в советское время, которая перестала функционировать в 2008 году из-за выработки ресурсов спутников.

По мнению обозревателя профильного издания «Новости космонавтики» Игоря Лисова, «Лиана» в несколько раз увеличит возможности Вооруженных сил РФ по обнаружению и поражению объектов противника.

— После вывода из эксплуатации «Легенды» у Минобороны возникла большая потребность в средствах наблюдения и целеуказаниях. Сейчас «Лиана» сможет ее удовлетворить. «Легенда» создавалась для узкой задачи — слежения за американскими боевыми кораблями, в частности авианосцами. Ее радары могли обнаруживать объекты длиной в несколько десятков метров. «Лиана» же решает более широкий круг задач и может обнаруживать малоразмерные цели, — пояснил Игорь Лисов.

[источники]источникиАвтор: Виктор Сокирко http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201611010735-1url.htmhttp://kuleshovoleg.ru/?p=259http://rusvesna.su/future/1424042635

Давайте еще вспомним тему - Атомный крейсер "Петр Великий" против системы "Иджис" или например Как угоняли авианосец. Или например вот Самая большая подводная лодка в мире и что это за Атомная глубоководная станция "Лошарик"

masterok.livejournal.com

Крейсер Маршал Устинов - гордость и сила Российского морского флота

Подробности Категория: Военно-морской флот Опубликовано: 08.11.2016

Ракетный крейсер "Маршал Устинов" - российский ракетный крейсер проекта 1164 "Атлант". Входит в состав северного флота и в настоящее время проходит модернизацию, в первую очередь ракетного вооружения.

Если человеку родиться заново не суждено, то с кораблями это проделывалось множество раз. У России всё готово для скорейшего и недорогого перевооружения ВМС РФ. Это не только строительство новых кораблей, а и модернизация готового судна со слаженной командой. В бой идут не одни старики. Превосходство научных достижений России (СССР) необходимо использовать, что и делает государство.

  1. Задачи ракетного крейсера
  2. История создания
  3. Технические характеристики
  4. Ракетное вооружение
  5. Противовоздушная оборона
  6. Противолодочное вооружение
  7. Палубная авиация

Задачи ракетных крейсеров

Если задачей ВМС США (НАТО) является стратегия вторжения на сушу, основанные на АУГ (авиационных ударных группах), и даже сторожевые береговые корабли создаются ими в помощь именно для действий у чужих границ (литоральный LCS), тогда как наши задачи – не позволить проявления агрессии в свой адрес. Именно такую военную политику проводил и маршал Устинов (главный руководитель ВПК 1941 – 1963 гг., Министр обороны СССР 1976 – 1984 гг. и самый влиятельный в области вооружения 1953 – 1984 гг.) – он же противник строительства авианосцев с самолётами типа Су и Миг, предпочитал строить ракетоносцы и противолодочные корабли. Некоторым военным и учёным было отказано в инициативе, зато другие поощрялись. Трамплин для авианосцев и вертикальный взлёт для палубной авиации у нашей страны есть благодаря упрямству Устинова, нам досталась ещё одна нереализованная разработка конца 1980-х – самолёт Як-141. Смысл его (Устинова) позиции таков – мы (СССР) не должны повторять уже созданного американцами, наше – это ракетные крейсера и вертолётоносцы.

Теперь все согласны с адмиралом Николаем Герасимовичем Кузнецовым, что нужны авианосцы, как и все другие типы кораблей. А ведь его военный талант сравним с Ушаковым для своего времени. В отличие от Сталина, Хрущёв не строил, а резал заложенный новый флот Кузнецова (где было место и авианосцам), отдав предпочтение только одному его достоинству – ракетному вооружению. После чего военные моряки, сторонники авианесущих крейсеров, долго доказывали их необходимость ракетчику Устинову вполголоса.

Не без проблем при Устинове был заложен первый авианосец, и только после его смерти был дан «зелёный свет» эффективным скоростным самолётам с обычным взлётом – Су-27К и Миг-29К. Несмотря на это он заслуживает уважения и право называть его именем корабль, тем более РК. Ведь то, что он отстаивал, развивалось в лучшую сторону, а боевые возможности крейсеров – это и его заслуга. Устинов успешно окончил Военно-механический институт (ныне «Военмех» его имени). По-настоящему военным никогда и не был. Поэтому имел недостатки как полководец (тем более как морской адмирал), ну и как человек – упрямец.

РК «Маршал Устинов» служит с 1986 г. на Северном флоте. Главное отличие в классификации натовских и отечественных кораблей в том, что ракетными у них называются те, которые противостоят, прежде всего, воздушным целям – ЗРК. У ВМС РФ (СССР) им даётся другое главное назначение – уничтожать надводные корабли и береговые укрепления противокорабельными ракетными комплексами (ПКРК). Любой крейсер – это самостоятельная боевая единица 1-го ранга. Он хорошо вооружён всеми средствами борьбы против подводных, надводных, береговых и воздушных целей.

Проектом 1972-го года 1164 «Атлант» решались задачи уничтожения надводных кораблей (включая авианосцы). Задачи РК вскоре расширились, равнозначной частью стало:

  • уничтожение ударных группировок противника;
  • коллективная система ПРО страны;
  • конвоирование дальнего морского транспорта;
  • борьба с подлодками;
  • поддержка десантирования морской пехоты;
  • уничтожение береговых укрепрайонов.

Крейсер Адмирал Устинов до модернизации

История создания

В октябре 1972-го Северный ПКБ получил госзаказ по тактико-техническим характеристикам по уже готовому эскизу проекта 1164 «Атлант». Главным конструктором утверждён А.К.Перьков, которого в 1979-м сменил В.И.Митюхин. Представителем-наблюдателем ВМФ стал капитан 2-го ранга А.Н.Блинов. Плановое водоизмещение мощного надводного ракетоносца измерялось в 10 тыс.т. Главным вооружением суждено было стать разрабатывающейся с 1969 г. П-500 «Базальт» с первой сверхзвуковой крылатой ракетой морского базирования ПКР «Базальт». Ракета была готова к 1974-му и её приняли на вооружение в 1975-м (подлодки 675МК и 675МУ были ими перевооружены). В 1977-м ими укомплектовали проект авианосцев 1143, а в начале 1980-х и проект 1164 (после спуска на воду «Москвы», «Маршала Устинова» и «Варяга»). Из планировавшихся изначально 10-ти таких кораблей для ВМФ СССР так и осталось всего 3, уже для РФ.

На Николаевской верфи судостроительного завода 5 октября 1978 года заложен на стапеле советский РК «Адмирал флота Лобов». Так строился 2-й корабль проекта 1164, с 1986-го «Маршал Устинов». В феврале 25-го 1982-го г. его спустили на воду.

Крейсер Адмирал Устинов до модернизации

Технические характеристики

Боевой корабль 1-го ранга . проходит капитальный ремонт и модернизацию с лета 2011-го, которая завершится в IV квартале 2016 года. РК «Маршал Устинов» предназначен для борьбы с АУГ (авианосными ударными группировками) в водах океанов (дальностью хода 7500 миль).

  • Длина его 186,5 м
  • ширина 20,8 м
  • осадка 7,6 м
  • Мощность ГЭУ 105 000 л.с.
  • Максимальную скорость 32 узла он развивает с помощью двухвальных лопастных винтов с приводом 4-х двигателей.
  • Команда из 510 человек по запасу продуктов может выполнять боевые задачи в течение 30 суток.
  • водоизмещение 11,3 тыс.т

Ракетное вооружение

Ожидается, что США в 2018 году примет на вооружение противокорабельную ракету большой дальности AGM-158C LRASM. Если радиус поражения теперешней Harpoon не превышает 280 км, то у ожидаемой ПКР она составит более 370 км. При пуске их из надводных кораблей (возможно, приближенной по показателям дальности к отечественной ракете П-700 комплекса «Гранит»). С воздушных самолётов-носителей F-35C, F/A-18E/F и B-1B на дозвуковой скорости будет использоваться модификация LRASM-А дальностью до 800 – 1000 км. В отличие от ещё разрабатываемых гиперзвуковых ракет (Россия 11 Маха и Япония 5), от данной американской разработки можно ожидать более совершенный аналог крылатой бестии Jassm (стелс-технологии из композитных материалов). Летом и осенью американцы провели успешные испытания, состоялись стрельбы (в том числе из подводного положения) – цель поражена высоко от ватерлинии. На протяжении десятилетий ЦРУ так и не смогли собрать данные о П-500 ПКРК «Базальт» и П-700 ПКРК «Гранит». Западные ракеты по-прежнему остаются уязвимы для отечественных систем ПРО, чего об их ПРО не скажешь.

ПКРК П-500 и П-700 для проекта 1164

Выходит корабль «Маршал Устинов» с ПКРК «Базальт» (сверхзвуковые 2,5 Маха ПКР П-500) по-прежнему для НАТО соответствует данному ему прозвищу (как и всем остальным проекта 1164) – «Убийца авианосцев». Перехватить её невозможно из-за скорости, траектории полёта, применения РЭБ и бронирования. Целеуказание обеспечивали системы корабля и авиации. Изначально использован принцип наведения на цель «Пустил и забыл». Забавно, в годы СССР выход из ситуации натовцы нашли простой – не приближаться к нашему РК (Москва, Устинов, Варяг) и ко всем кораблям с этим типом оружия, т.е. на 500 км. Комплекс «Гранит» (П-700) – это улучшенный «Базальт», с совершенной системой наведения, обмена данными между ракетами, с радиусом поражения до 550 км. И это не всё, известная уже всем ПКР «БраМос» (она же П-800) даёт нам и Индии дальность 800 км.

Чего ждать от перевооружения «Маршала Устинова» 2016

Что же тогда говорить о П-1000 ПКРК «Вулкан» (разработка В.Н.Челомея и Г.А.Ефремова 1987 г.), которыми перевооружаются наши крейсера. Представим себе РК «Маршал Устинов», выпустивший сразу 8 таких ракет. Ведущая ракета находится выше ведомых (низколетящих, неуязвимых для дальних ЗРК). Если, вдруг её сбили, то место ведущей занимает одна из ракет. Эти ракеты самостоятельно выбирают заданные им при запуске цели (заранее заданы только тип и класс корабля, и конкретно его часть – носовая, кормовая, центральная). Если одна ракета уже выбрала свою цель, то эти данные поступают остальным, которые уже выберут другую цель (каждая свою). Исключение может быть в случае атаки на большой корабль, если эсминцам может хватить 1-й ракеты, то авианосцам положено получить 3.

class="eliadunit">

Именно РК «Маршал Устинов» произведут замену ПУ (пусковой установки) на жаропрочную – дальность поражения в таком случае будет максимальная – 1000 км. У «Москвы» и «Варяга» останутся пока стартовые ускорители П-500, а это радиус до цели 700 км. (тоже П-700 «Вулканы»). Используются все средства наведения на цели: корабля, вертолёта, самолёта, спутника. Боевая часть 11,7 метровой ракеты с размахом крыла 2,6 м фугасно-кумулятивная 500 кг или ядерная в 350 кт. Диаметр её 0,88 м. Точность попадания с погрешностью в 1 метр при запуске 2-х ракет в одну точку. По обоим бортам расположены по 8 пусковых установок, с возможность одновременного пуска сразу 8 ракет. Остальное вооружение, возможно, останется тем же, и здесь ждём от ВПК улучшений

 

Крейсер Адмирал Устинов после модернизации

Противовоздушная оборона

Комплекс ЗРК С-300Ф «Форт» для дальних целей

Комплекс ЗРК С-300Ф «Форт» способен уничтожать высокоскоростные маневренные малоразмерные объекты в диапазоне высот от сверхмалых (25 м.) до сверхбольших (25 км). Скорость цели для типа ракет 5В55РМ – 50 – 1300 м/с, ракета 48Н6Е перехватывает цель скоростью 3000 м/с. Одновременно наводится 12 ракет, сопровождается 6, длиной ЗУР 7,25 м, диаметром 0,51 м, размахом крыла 1,125 м, массой 1665 кг – для менее скоростных и 1900 кг – для более быстрых целей. Боевая часть осколочно-фугасная 130 и 145 кг. Перезарядка 3 сек. револьверного типа уступает сотовым конструкциям в скорости залпового пуска (1 сек.) и занимает в 2,5 раза больше места (во столько же меньше ракет). Количество ракет 64 единицы.

Комплекс ЗРК М-4 «Оса-М» для ближних целей

У корабля 2 автоматизированных зенитных комплекса ЗРК М-4 «Оса-М» по 2 ракеты 9М33. Для поражения целей на высотах 2 – 4 000 м. на дальности до 15 км. Ракета твёрдотопливная массой 128 кг, длиной 3,16 м, диаметром 0,21 м с размахом крыла 0,65 м. Перезарядка 20 сек, количество 40 ракет.

Зенитная артиллерия АК-630

С помощью АК-630 можно поражать как воздушные до 4 км, так и надводные цели на дальности до 5 км. Боевой расчёт из 1-го человека, управление дистанционное, скорострельность 30-ти мм. осколочно-фугасными снарядами 5000 выс./мин. 16 тыс. боеприпасов по 2000 шт/ленте.

Пушка корабельная АК-130

Пушка калибром 130 мм двуствольная, вообще это АУ (автоматизированная установка) со скорострельностью 90 выс/мин. Дальность стрельбы 23 км. Ею можно поражать и воздушные цели, есть в наличие снаряды с дистанционными и радиолокационными снарядами (для ПКР и самолётов).

Крейсер Адмирал Устинов палубаПротиволодочная оборона

РБУ-6000

Две эффективные ракетные бомбомётные установки РБУ-6000 по-прежнему верно служат с 1961 года. Предназначение: уничтожение подлодок и торпед противника. Бомбы массой 120 кг. (96 шт.) погружаются за 11,6 сек. на 450 м. и в радиусе 6 – 50 м поражают подводную цель. Совершенствуются комплексы управления стрельбой, с целью повышения точности и скорости поражения.

Торпедирование неприятелей «Маршала Устинова»

Из 2-х пятитрубных торпедных аппаратов можно выпустить 10 торпед калибром 533 мм. Торпеды 7 м, массой 2 т, несут заряд 400 кг на расстояние 22 км скоростью 55 узлов. Торпедные аппараты могут пускать ракеты типа «Калибр» как по подводным целям, так и по надводным и наземным. Это дополнительная «радость» для «миролюбивого» НАТО.

Палубная авиация

В целях обнаружения и потопления подлодок на дистанции 200 км от корабля используется 1 вертолёт-разведчик К-27ПЛ. Он может нести на себе 2 торпеды, обнаруживать все цели в радиусе 250 км.

Крейсер Адмирал Устинов после модернизации 

class="eliadunit">
Добавить комментарий

tehnorussia.su

Крейсер Маршал Устинов, Последние Новости, Модернизация Корабля, Проект РКР 1164 Атлант, Ракетное Вооружение, Схема

В 1982 году на верфи Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара (Украина) в торжественной обстановке был спущен на воду ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов». Это боевая единица стала уже вторым кораблем типа «Атлант», построенная в рамках реализации Государственного оборонного заказа. Новый корабль получил название в честь Маршала Устинова Дмитрия Федоровича — Министра Обороны СССР 1976-1984 годы.

Через четыре года новый и мощный ракетный крейсер вошел в состав Северного флота, получив постоянную прописку в Североморской военно-морской базе. К тому времени советские ракетные крейсера проекта 1164 по классификации НАТО «Slava klass», считались самыми мощными, не авианесущими, надводными кораблями в мире. При водоизмещении 9800 тонн крейсер мог развивать максимальную скорость хода в 32 узла. Вооруженный противокорабельными крылатыми ракетами «Базальт», новый советский корабль представлял реальную угрозу авианосным группировкам НАТО на море. Западные эксперты, оценив боевые возможности новых ракетных крейсеров ВМФ СССР, заслуженно дали им прозвище «убийцы авианосцев».

Схема крейсера "Маршал Устинов"

Полноценная боевая служба самого надводного корабля Северного флота началась весной 1987 года и продолжалась до 1994 года, когда было принято решение поставить военное судно на профилактический ремонт.

С этого момента началась новая история боевого корабля, которая продолжает писаться и в наши дни.

Первый этап модернизации

Первоначально крейсер имел вполне пристойные тактико-технические характеристики и полностью отвечал боевым задачам, поставленным перед отечественным флотом. До 1994 года крейсер активно участвовал в боевой жизни флота, совершая длительные морские переходы. Корабль нес боевое дежурство в Средиземном море, неоднократно посещал с визитами порты на Восточном побережье США и Канады. В 1994 было принято поставить судно на планово-профилактический ремонт, который затянулся на долгие три года. Восстановлением боеспособности судна занялись корабелы судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. За это время корабль коснулась первая серьезная модернизация.

Первоочередным заданием было принято привести в порядок главный корпус, усилить на крейсере проекта 1164 «Маршал Устинов» узлы и агрегаты двигательной установки и оборудовать на судне новые системы пожаротушения. На судне установили новую, более мощную энергетическую установку, способную одновременно обеспечить экономичный ход и быстрый переход на форсированный режим. Помимо технологических мероприятий боевой корабль должен был получить новое вооружение.

Основной ударной силой РКР являлись противокорабельные крылатые ракеты «Базальт» (ПКР-500). Ракеты размещались в 16 пусковых контейнерах, расположенных стационарно на верхней палубе. Дальность полета крылатой ракеты составляла 500 км. При этом ракета выполняла полет к цели по сложной траектории, вводя в заблуждение РЛС противника и всю его систему ПВО. Масса боевой части ракеты могла достигать 1000 кг. Несмотря на внушительные боевые параметры, к середине 80-х годов ПКР П-500 «Базальт» перестала отвечать поставленным задачам. Системы ПВО иностранных флотов получили на оснащение новые противоракетные комплексы, способные сбивать советскую ракету во время его маршевого полета на больших высотах.

Ракеты "Базальт" на вооружении крейсера

Последующая модернизация ракеты привела к появлению новой версии ПКР П-1000 «Вулкан», которыми был оснащен третий корабль серии РКР «Червона Украина», ныне ракетный крейсер Тихоокеанского флота «Варяг». Военно-морским командованием было принято решение перевооружить отремонтированный боевой корабль на новую противокорабельную систему П-1000 «Вулкан».

Проект "Маршала Устинова"

Однако модернизация основного ударного вооружения на РКР «Маршал Устинов» состоялась в ограниченном виде. Установка на судно более мощных крылатых ракет была произведена без замены пусковых установок СМ-248, которые оказались не пригодными для пуска крылатых ракет «Вулкан» в штатной комплектации. На оснащение крейсера поступили крылатые ракеты П-1000, оборудованные стартовыми двигателями от старых ракеты «Базальт». Соответственно дальность нового ударного вооружения оставалась на прежнем уровне. Новый противокорабельный комплекс на втором крейсере проекта 1164 получился в усеченном виде. Повысить дальность полета нового ракетного комплекса пытались за счет уменьшение веса боевой части, однако это свело на нет боевую эффективность данного класса вооружений.

На заметку: На третьем серийном ракетном крейсере «Варяг» изначально ставились ПКР «Вулкан», поэтому и пусковые контейнеры делались из жаропрочных материалов, обладавших большим ресурсом.

С новым вооружением отремонтированный крейсер проекта 1164 «Маршал Советского Союза Устинов» можно было считать вполне боеспособной боевой единицей, альтернативой тяжелым атомным ракетным крейсерам типа «Орлан» проекта 1144. Имея сопоставимое наступательное и оборонительное вооружение, российский корабль по боевой оснащенности стал соответствовать лучшим западным аналогам, крейсерам и эсминцам УРО.

Следует отметить, что модернизация корабля, проводимая в середине 90-х годов, совершенно не коснулась системы ПВО. На вооружении крейсера основным средством противовоздушной обороны так и остались всего 8 пусковых установок револьверного типа зенитно-ракетных комплексов «Форт», созданных на основе сухопутной ЗРК С-300. Ближний рубеж противовоздушной обороны осуществляли старые ЗРК «Оса-М», которые могли решать только ограниченный круг боевых задач. Нежелание усиливать средства борьбы с воздушной угрозой объясняется необходимостью как можно быстрее ввести крейсер в боевой состав флота. Переоснащение корабля на новые виды ПВО могло существенно замедлить и так затянувшийся ремонт.

"Маршал Устинов" - крейсер проекта 1164

Модернизированный корабль в том виде, в котором снова был принят в строй, соответствовал современной военно-морской доктрине ВМФ России — мощные мобильные ударные соединения кораблей, прикрываемые морской и палубной авиацией.

Боевая служба корабля в современных условиях

Корабли проекта 1164, в частности «Маршал Устинов», ракетный крейсер «Москва» продолжают на сегодняшний день составлять ударную мощь российского флота на северном и южном фланге, входя в состав Северного и Черноморского флота. На Дальнем Востоке продолжает нести боевую службу РКР «Варяг», третий корабль серии.

В современных условиях корабли продолжают оставаться достаточно сильными боевыми единицами, однако по уровню радиолокационного и навигационного оснащения, ракетные крейсера постоянно нуждаются в усовершенствованиях. В 2001 году на крейсере «Маршал Устинов» была установлена новая навигационная аппаратура. Крейсер получил на оснащение средства космической связи и позиционирования, что значительно улучшило его боевые возможности.

Спуск крейсера на воду

Последующая служба корабля была связана с заграничными походами в составе авианосной группы Северного флота и боевым патрулированием в северной Атлантике. Крейсер неоднократно принимал участие в тактических и стратегических учениях Северного флота. Интенсивная эксплуатация судна привела к реальному физическому износу элементов конструкции. Отработали свой технологический ресурс ряд других жизненно-важных систем корабля. Новый, капитальный ремонт корабля начался в 2011 году, когда крейсер в очередной раз пришвартовался у заводской стенки ЦСР «Звездочка» в Северодвинске.

Высшим военно-морским командованием было принято решение осуществить очередной плановый ремонт судна и по возможности провести модернизацию корабля. С ноября 2012 года началась сухопутная служба крейсера, который был поставлен снова на стапель. Первоначально планировалось осуществить на крейсере только профилактический ремонт, однако в процессе исследования состояния корпуса и работоспособности основных узлов и агрегатов стало ясно — корабль нуждается в более основательном ремонте.

Текущее положение дел

За время пребывания на стапеле корабелы сумели восстановить противопожарную систему судна, привели в порядок узлы и агрегаты движительной установки. На судне были заменены валы, винты и отремонтированы успокоители качки. Корпус крейсера был полностью очищен от старой краски и перекрашен.

По завершению работ стапельных работ с корпусом, корабль был снова спущен на воду и переведен к достроечной стенке для проведения последующих ремонтно-восстановительных работ. Как оказалось, на корабле необходимо было заменить более 50% всех имеющихся корабельных коммуникаций. Назрела модернизация основных средств связи, обнаружения и навигационного оборудования. Что касается оборонительного комплекса боевого судна, то здесь работы были направлены на усовершенствование технического состояния пусковых установок ПКР «Вулкан». После модернизации на корабле будет присутствовать полноценная версия ПКР «Вулкан», способная значительно усилить боевую мощь крейсера. Дальность полета ракеты с нормальной боевой частью составит 1000 км.

Несмотря на то, что ремонтные работы должны были закончиться в 2014 году, в соответствии с условиями государственного контракта, сдача корабля постоянно переносилась. Только осенью 2016 года ракетный крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 типа «Атлант» начал проходить заводские испытания. Корабль снова прибыл на место постоянного базирования, где и предстояло пройти комплекс приемо-сдаточных испытаний.

Запуск ракеты с крейсера

Последние новости, которыми пестрят отечественные СМИ, свидетельствуют о том, что сегодня восстановленный и отремонтированный боевой корабль является полноценной боевой единицей Северного флота. В планах высшего военно-морского командования было решение передать отремонтированный крейсер Тихоокеанскому флоту для усиления боевых возможностей ВМФ России на Дальневосточном морском театре.

По последним данным, ракетный крейсер проекта 1164 типа «Атлант» уже числится в составе Северного флота, создав вместе с ТАРКР «Петр Великий» основную ударную группировку ВМФ России на северном фланге. Новое навигационное оборудование и средства обнаружения целей позволили привести корабль в соответствии с современными требованиями, предъявляемые к современным военным судам.

Успехи и результаты прошедшей модернизации крейсера «Маршал Устинов» продемонстрировали широкие технические возможности для усовершенствования судов этого проекта. Оставшиеся РКР проекта 1164, крейсера «Москва» и «Варяг» могут быть модернизированы подобным образом. Такие масштабные мероприятия, по мнению руководства ВМФ России, не только продлят сроки эксплуатации боевых судов этого класса, но и усилят военно-морскую мощь России на Черном море и на Дальнем Востоке.

militaryarms.ru

Крейсер Маршал Устинов - ракетный корабль проекта 1164 Атлант, последние новости о модернизации РКР, вооружение и ТТХ

Российский военно-морской флот продолжает трудный путь превращения в мощный и современный вид вооруженных сил, способный обеспечить решение поставленных целей и задач в духе времени. Работа идет по разным направлениям, каждое из которых подтягивает за собой другие. Разрабатываются проекты новых боевых судов, строятся корабли по утвержденным проектам. Однако немалая доля боевой эффективности российского флота сегодня определяется состоянием кораблей-ветеранов, как осуществляется текущая модернизация боевого ядра флота. Доставшиеся в наследство от ВМФ Советского Союза эти суда еще продолжают оставаться грозными боевыми единицами, способными противостоять агрессивным намерениями условного противника.

Советское наследие

Наследство Советского ВМФ можно оценивать по-разному. Большинство кораблей, несмотря на прочность конструкции, морально устарели и подлежат утилизации. Однако существует ряд судов, которые и сегодня могут достойно нести Андреевский флаг, находясь в боевом составе российских флотов. Одним из таких кораблей, безусловно, является ракетный крейсер Маршал Устинов постройки 1982 года. Спустя 30 лет это корабль продолжает оставаться в строю, составляя вместе с атомным ракетным крейсером «Петр Великий» основное боевое ядро Северного флота.

Крейсер "Маршал Устинов"

Постройка корабля: особенности конструкции

Советские ракетные крейсера (в военной терминологии РКР) строились в ответ на усиление авианосных группировок ВМФ США. К середине 80-х годов американцы уже имели в своем составе 4 авианосные группы во главе с атомными авианосцами класса «Нимиц». Это крупное боевое соединение кораблей могло автономно действовать в любом уголке земного шара, оказывая военное давление на потенциального противника. Советское руководство и Главный Штаб ВМФ соответственно искали способ эффективной нейтрализации подобной угрозы. Выходом из создавшегося положения могла стать постройка и ввод в строй мощных океанских кораблей, вооруженных ударными ракетными комплексами.

Американские авианосные группы

Предполагалось, что каждый из четырех флотов Советского Союза получит по два таких корабля, способные свести на нет обозначившееся превосходство американцев на море. Нельзя сказать, что советское военно-морское руководство было не готово к подобному повороту событий. Новый корабль, обладающий мощным ракетным вооружением и имеющий обычную двигательную установку, находился в разработке. Работы в Северном Проектно-конструкторском бюро велись еще с 1972 года, когда конструкторы получили техническое задание на разработку проекта 1164 «Атлант».

Корабли этого проекта представляли собой «золотую середину», которую предпочло советское военно-морское руководство. Новые ракетные крейсера должны были обладать ударной мощью атомных ракетных крейсеров проекта 1144 «Орлан», однако в постройке и в обслуживании обходиться в несколько раз дешевле. Такой корабль должен был иметь следующие тактико-технические данные:

  • водоизмещение до 10000 тонн;
  • длина корпуса 180-190 метра;
  • мощность газотурбинной установки 110 тыс. л.с.;
  • максимальная скорость хода должна быть не менее 34 узла;
  • ориентировочная численность экипажа 500-550 человек.

Крейсер на стапеле

Такая внушительная платформа могла позволить установить на ней мощный комплекс вооружений. Ракетный крейсер проекта 1164 предполагалось вооружить ударным ракетным комплексом «Базальт», морской версией ЗРК С-300, торпедными аппаратами. В качестве вспомогательных средств вооружения корабль должен был нести артиллерийские установки калибром 100-мм. и зенитные комплексы ОСА. При таком арсенале новый советский крейсер становился смертельно опасным  для военного корабля любого класса. Первый головной корабль проекта 1164 получил название «Слава». Его заложили в октябре 1976 года на стапелях Николаевского кораблестроительного завода. Это предприятие стало родиной всех последующих судов данного проекта.

Первоначально планировалось дать флоту 10 кораблей этого класса, однако в реальности удалось заложить и завершить постройку только четырех:

  • РКР «Слава» — флагман Черноморского флота, сдан в эксплуатацию в 1983 году;
  • ракетный крейсер «Маршал Устинов», переданный Северному флоту в 1986 году;
  • ракетный крейсер «Варяг», вступивший в строй Тихоокеанского флота в 1989 году;
  • четвертый корабль серии РКР «Украина» так и остался стоять недостроенным на стапеле Николаевского завода.

Спуск нового корабля на воду

Сегодня три из перечисленных кораблей находятся в строю, неся Андреевский флаг на Севере, на Дальнем Востоке и на Черном море. Последний корабль «Украина» после развала Советского Союза планировалось достроить и ввести в строй ВМС Украины. Однако в силу экономических и политических причин корабль так и остался стоять у заводской стенки. На сегодняшний день властями Украины принято решение вместо консервации приступить к утилизации недостроенного судна.

Основные преимущества крейсера «Маршал Устинов»

Второй корабль серии проекта 1164 заложили в 1978 году. Первоначально судно носило название «Адмирал флота Лобов». Строительство велось долгие четыре года и имело трудности с подбором вооружений. Наконец в 1982 году в торжественной обстановке корпус корабля коснулся водной глади Южного Буга. В течение последующих лет осуществлялась установка на корабле основных узлов и агрегатов. Корабль получил современное по тем временам радионавигационное оборудование, автоматизированные комплексы управления огнем. Силовая установка, сконструированная на Николаевском заводе «Заря», была на то время одной из лучших в мире как с точки зрения практичности, так и с точки зрения экономичности. В 1986 году накануне передачи корабля представителям флота, судну присвоили новое название, данное в честь Министра обороны СССР маршала Устинова.

Ракеты "Базальт", стрельба

Последующим местом службы ракетного крейсера стал Северный флот, где СССР пытался создать в те годы мощную ударную группировку надводных кораблей. Постоянная угроза северному флангу со стороны флотов стран НАТО вынуждала советское военно-морское командование держать на Севере мощные и боеспособные корабли. Однако до тех пор, пока корабль добрался до своего постоянного порта приписки, крейсеру пришлось нести в течение года службу в Средиземном море, входя в состав 5-й оперативной средиземноморской эскадры ВМФ СССР.

Крейсер представлял собой мощный и современный корабль, способный на равных противостоять соединениям 6-го флота США, господствующего в средиземноморской акватории. Советский корабль располагал не только большим запасом хода, превышающим 7000 миль, но и обладал высокими скоростными качествами. Основным козырем советского крейсера «Маршал Устинов» являлось его вооружение. Советские противокорабельные ракеты П-500 «Базальт» могли нести со сверхзвуковой скоростью боевой заряд массой 500 кг на расстояние до трехсот морских миль. Таких грозных игрушек на борту корабля было 16 штук, расположенных с двух бортов в удобных и компактных контейнерах. Попадания двух ракет П-500 в крупный корабль класса авианосца могли оказаться фатальным.

Ракета "Базальт"

Появление в составе советского оперативного соединения на Средиземном море корабля с таким вооружением, мгновенно лишало американцев преимущества. Их авианосцы и корабли охранены оказались совершенно безоружными перед фактом наличия такой огромной огневой мощи.

Не забыли советские кораблестроители о собственном оборонительном вооружении. На крейсера класса «Слава» устанавливались ЗРК С-300 «Форт», способные полностью контролировать все воздушное пространство в радиусе 5-75 км в диапазоне высот 25-25000 метров. Имея на борту 64 пусковые установки ЗРК, советский крейсер обеспечивал воздушное прикрытие всему соединению кораблей. Ближние подступы к кораблю контролировали ЗРК «Оса» и автоматы АК-630. С таким объемом вооружений советские крейсера класса «Слава» проекта 1164 считались самыми сильными надводными кораблями на море, имеющими обычную силовую установку.

Модернизация крейсера

Крейсер «Маршал Устинов» проекта 1164 «Атлант» на боевой службе

Пройдя в составе Средиземноморской эскадры обкатку всех своих основных узлов, крейсер направился на свою постоянную базу в Североморск. До 1996 года, когда холодные воды Баренцева моря приняли ТАРКР «Петр Великий», ракетный крейсер «Маршал Устинов» был флагманом Северного флота ВМФ СССР. Корабль к тому времени успел нанести дружеские визиты в США и в Канаду, посетив главную базу американского флота — порт Норфолк. После развала Советского Союза, корабль под тем же именем вошел в состав Северного флота ВМФ Российской Федерации.

Визит крейсера в США

За годы боевой службы с 1986 по 1994 год корабль прошел около 200 тыс. миль. Конструкция корабля, его основные узлы, агрегаты и основные системы наглядно продемонстрировали совершенство конструкторской мысли советских инженеров. Единственным элементом корабля, который нуждался в ремонте, являлась энергетическая установка. В 1994 году корабль становится на плановый ремонт у стенки Петербургского завода «Северная верфь». Впоследствии корабль неоднократно подвергался модернизации, каждая из которых имела свои цели и задачи. Последняя модернизация, проведенная на северодвинском морском заводе «Звездочка» проходила в 2011-2016 годах. Корабль получил новое и современное навигационное оборудование. Изменился на крейсер и состав вооружения. Вместо грозных ПКР «Базальт» крейсер получил более мощные противокорабельные ракеты П-1000 «Вулкан».

Модернизация на "Звездочке"

Модернизация показала, что при грамотном техническом подходе срок службы кораблей проекта 1164 может быть продлен еще на 10-15 лет. Конструкция корабля позволяет осуществлять замену устаревших систем энергообеспечения, менять электронное оборудование на новое. Основные узлы системы управления кораблем сегодня полностью обновлены и отвечают поставленным целям.

В заключение

Для ракетного крейсера проекта 1164 «Маршал Устинов» судьба уготовила длинную и почетную службу. После последней модернизации крейсер снова несет боевую службу в составе 43-й дивизии ракетных кораблей. Вместе с ТАКР «Адмирал Флота Кузнецов» и ТАРКР «Петр Великий» крейсер проекта 1164 продолжает оставаться ударным ядром Северного флота. Последние новости о техническом состоянии корабля, возраст которого на сегодняшний день составляет 36 лет, свидетельствуют о том, что все основные системы корабля и конструкция находятся в удовлетворительном состоянии. Износ корпуса и основных конструкционных узлов составляет не более 70%.

Крейсер в составе 43-й дивизии

В таком состоянии корабль способен регулярно совершать морские походы, однако в целях безопасности, радиус действия корабля сегодня ограничен акваторией Баренцева моря.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Ракетный крейсер "Маршал Устинов" после модернизации сменит порт приписки

Ракетный крейсер «Маршал Устинов», модернизация которого на судоремонтном предприятии «Звездочка» ведется уже порядка четырех лет, является заметной боевой единицей Северного флота. Если говорить конкретнее, таких единиц в российском ВМФ всего три, по одной на Северном, Черноморском и Тихоокеанском флотах, причем две из них, «Москва» и «Варяг», являются флагманами Черноморского и Тихоокеанского флотов соответственно.крейсер маршал устинов

Перевод к новому месту службы

Относительно недавно в средствах массовой информации со ссылками на источники в военной промышленности и министерстве обороны стали появляться сведения о намерении командования ВМФ переназначить ракетный крейсер "Маршал Устинов" после окончания ремонта на Тихоокеанский флот. Это важное решение, поскольку оно существенно меняет распределение российских военно-морских сил в сторону дальневосточного театра военных действий.

Состояние Тихоокеанского флота

Если же разбираться более детально, то подобное решение назрело довольно давно. С развалом Советского Союза Тихоокеанский флот начал стремительно терять корабли. Недостаток финансирования на содержание, проведение текущих ремонтов и модернизация кораблей привели к выводу из строя наиболее крупных и значимых кораблей – авианесущих крейсеров «Минск» и «Новороссийск». Следует также отметить, что ТОФ лишился (хоть и не окончательно) крейсера «Адмирал Лазарев», а также большей части эскадренных миноносцев и десантных кораблей. Помимо вывода кораблей из строя проблемой стало и поддержание судов в боевой готовности. Вышеупомянутый «Варяг», а также большие противолодочные корабли проекта 1155 – практически единственные крупные машины, оставшиеся в строю. В таком состоянии флота ни о каком полноценном присутствии в океане не могло идти и речи.

ракетный крейсер маршал устинов

Пополнение Тихоокеанского флота крейсером «Маршал Устинов» вкупе с выполнением капитальных ремонтов находящихся в запасе эскадренных миноносцев 956 проекта позволяет развертывать одновременно две достаточно мощные противолодочные группировки в дальней морской зоне. При повторном вводе в строй атомного ракетного крейсера «Адмирал Лазарев» в 2018 году и пополнении флота строящимися корветами Тихоокеанский флот после долгих столь долгих лет перерыва сможет выполнять практические любые задачи в регионе.

Инфраструктура

Возникающие сложности обеспечения инфраструктурой базирования такого крупного корабля сводятся к минимуму по причине срыва сделки по приобретению «Мистралей». Для размещения вертолетоносцев была построена пристань, размеры которой позволяют принимать и ракетные крейсеры. Учитывая что, скорее всего, передача вертолетоносцев не состоится, логичным решением будет использовать созданную инфраструктуру для размещения ракетного крейсера «Маршал Устинов».

Описание проекта 1164

Ракетные агрегаты проекта 1164, к которому и относится крейсер «Маршал Устинов», играют важнейшую роль в российских военно-морских силах как в дальней, так и ближней морских зонах. Они способны поражать любые надводные корабли противника, включая авианосцы, используя основное вооружение – ракетные комплексы П-1000 «Вулкан». Также в круг их задач входит обеспечение противовоздушной обороны в составе морских соединений флота. Средства ПВО данных кораблей представлены наиболее тяжелым на сегодняшний день российским корабельным комплексом ПВО «Форт», а также комплексами «Оса - МА» в качестве вспомогательных комплексов ПВО ближней зоны.

Артиллерийское вооружение корабля представлено одной установкой АК-130 в носовой части корабля, а также шестью автоматическими зенитными артиллерийскими комплексами АК-630. В качестве противолодочного вооружения имеется реактивно-бомбовая установка РБУ-6000. В целом ракетные крейсеры данного проекта являются недорогой альтернативой атомных ракетных крейсеров проекта 1144. Наибольшую ценность этим кораблям придает наличие мощного наступательного противокорабельного комплекса, а также возможность создания (в комплексе с другими, менее оснащенными средствами ПВО кораблями) эшелонированной системы ПВО благодаря наличию ЗРК «Форт» с достаточно большим боезапасом ракет.

ракетный крейсер проекта 1164 маршал устинов

Модернизация

Итак, что же будет представлять собой ракетный крейсер проекта 1164 «Маршал Устинов» после ремонта и модернизации? Точной информации о конкретных элементах, подлежащих замене и модернизации, конечно же, нет. Однако достоверно точно известно, что в ходе капитального ремонта замене подлежит более пятидесяти процентов корабельной проводки, элементная база навигационных систем, антенные группы, а также радиолокационные станции. Вооружение и силовая установка модернизированы не будут, однако выполняются существенные ремонтные работы. Стоит отметить, что ремонт ракетного крейсера "Маршал Устинов" является приоритетной задачей судоремонтного завода "Звездочка".

ремонт ракетного крейсера маршал устинов

В целом крейсер "Маршал Устинов" не претерпит значительных изменений, и круг решаемых им задач кардинально не изменится. Однако нельзя не отметить то, что четырехлетний ремонт наверняка положительным образом отразится на общей боеготовности корабля, снижении количества неисправностей, а также повышении общей надежности систем и агрегатов корабля.крейсер маршал устинов модернизация

Заключение

В качестве заключения следует отметить, что решение о передислокации ракетного крейсера проекта 1164 «Маршал Устинов» на Тихоокеанский флот также символизирует особое внимание, уделяемое развитию вооруженных сил в столь напряженном регионе, как Дальний Восток. Наличие неразрешенных территориальных споров, массовое военно-морское присутствие США, развитие ВМС НОАК и многие другие факторы вынуждают военное руководство Российской Федерации также наращивать группировку войск и сил на данном направлении.

fb.ru

Маршал Устинов (ракетный крейсер) - это... Что такое Маршал Устинов (ракетный крейсер)?

«Маршал Устинов» — советский и российский ракетный крейсер, второй корабль проекта 1164 «Атлант», входит в состав Северного флота ВМФ России. Построен на судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Назван в честь Маршала Советского Союза, министра обороны СССР Дмитрия Фёдоровича Устинова. До 5 ноября 1986 года носил имя «Адмирал Флота Лобов».

История

  • 1978 год 5 октября. Заложен на стапеле Николаевского судостроительного завода им. 61 коммунара под наименованием «Адмирал Флота Лобов»;
  • 1982 год 25 февраля — спущен на воду.
  • 1986 год 15 сентября — вступил в строй
  • 1986 год 5 ноября — включен в состав КСФ
  • декабрь 1987 года — июнь 1988 год — выполнял задачи БС в Средиземном море
  • 1989 год — выполнил задачи БС в Средиземном море
  • 1989 год 21-29 июля — нанес официальный визит в Норфолк (военно-морская база), штат Вирджиния (США)
  • 1991 год 16-20 июля — нанес визит в Мэйпорт (военно-морская база), штат Флорида (США)
  • 1993 год 30 июня — 5 июля — нанес визит в Галифакс (Канада)
  • 1994 год — 1997 год 17 декабря — плановый ремонт на петербургском АО «Северная верфь», затянувшийся на три года. В ходе ремонта была заменена ГЭУ;
  • 1995 год май — участвовал в роли флагманского корабля на военно-морском параде в г. Санкт-Петербурге в честь 50-летия победы в Великой отечественной войне;
  • 1996 год июль — участвовал в роли флагманского корабля на военно-морском параде в г. Санкт-Петербурге в честь 300-летия Российского Флота
  • 2001 год январь — Навигационный ремонт на СРЗ-35 в п. Роста;
  • 2001 год 21 февраля — над крейсером взяла шефство столица Белоруссии, делегация которой посетила стоявший в ремонте корабль. Юридически этот факт был закреплен договором, который подписали председатель Минского горисполкома и командир корабля;
  • 2004 год 21 сентября — 22 октября Принимал участие в дальнем походе КАГ (Корабельной-Авианосной группы) Северного флота в северо-восточную Атлантику;
  • 2008 год 17 июля — крейсер начал выполнять патрулирование вод Северного Ледовитого океана вокруг Шпицбергена[1], приняв смену у противолодочного корабля «Североморск», по причине того, что «Норвегия мешает работать в этих водах российским рыбакам»[2].
  • С июля 2011 года на капитальном ремонте на судоремонтном заводе «Звёздочка». После ремонта крейсер планируется перевести на Тихоокеанский флот[3].

Командиры

  • Верегин Владимир Дмитриевич (1984—1989), капитан 1-го ранга
  • Фрунза Г. И. (1989—1991), капитан 2-го ранга
  • Авакянц Сергей Иосифович (1991—1996), капитан 1-го ранга
  • Кулиев И. Н. (1996—1998), капитан 1-го ранга
  • Собгайда А. В. (1998—2002), капитан 1-го ранга
  • Жуга С. Ю. (2002—2005), капитан 1-го ранга
  • Кравченко П. М. (2005—2008), капитан 1-го ранга
  • Неклюдов И. В. (2008—2011), капитан 1 ранга
  • Алантьев С.Г. (2011 — н. в.), капитан 1 ранга

Параметры

Кораблестроительные элементы
  • Водоизмещение — 11280 т
  • Длина — 186,5 м
  • Ширина — 20,8 м
  • Высота от киля до клотика — 42,5 м
  • Осадка наибольшая — 7,6 м
  • Мощность ГЭУ (главной энергетической установки) — газотурбинный, 4х22500 л.с.
Ходовые характеристики
  • Скорость хода — 32 узла (60 км/ч)
  • Дальность плавания — 7500 миль (13900 км)
  • Автономность — 30 суток
  • Экипаж — 476 (510) человек

Фотогалерея

Примечания

Источники

dic.academic.ru

Крейсер "Маршал Устинов" снова в строю :: SYL.ru

Крейсер "Маршал Устинов" проекта 1164 "Атлант", как и три его боевые собрата, был построен на судостроительных верфях города Николаева. Изначально в рамках проекта было запланировано десять судов такого класса, но на воду было спущено только четыре.

История "Атлантов"

Техническая документация проекта (руководители А.К. Перьков и В.И. Мутихин) была утверждена в августе 1974 года. Боевые суда этой серии предназначались для противодействия ударным группам и отдельным кораблям вероятного противника, укрепления поисковых противолодочных соединений, выполнения функций коллективной противовоздушной обороны в составе конвоев.

Судно было заложено в 1978 году, вторым по счету, как "Адмирал флота Лобов". В 1986 году корабль получил свое сегодняшнее имя и вошел в состав Северного флота.

Крейсеры "Москва" и "Варяг" несут службу, соответственно, на Черноморском и Тихоокеанском флотах России. Четвертый - "Украина", при разделе доставшийся Незалежной, так и не покинул верфи Николаева.

Технические характеристики

Водоизмещение судна - 11 тысяч тонн при общей длине 187 метров. Главная энергетическая установка мощностью 113 тысяч л.с. обеспечивает максимальную скорость хода в 32 узла. Дальность похода - 8000 морских миль. Запас топлива и пропитания гарантирует месячное автономное плавание экипажу корабля (480 человек). На всем протяжении корпус имеет двойное дно, пространство которого заполнено топливными резервуарами.

"Маршал Устинов" - ракетный крейсер с выраженной трехостровной надстройкой. Фок- и грот-мачты выполнены в форме пирамидальных башен. Грамотное разнесение погребов боезапаса, оборудование их автоматизированными системами пожаротушения и затопления гарантирует плавучесть судна при критическом повреждении любых трех отсеков из четырнадцати (кроме машинных).

В кормовой части главной палубы расположены вертолетная площадка и ангар с 30-тонной антенной ЗРК "Форт".

Основное вооружение

По неофициальной версии крейсер "Маршал Устинов" способен в течение получаса противостоять любому соединению противника. В основе огневой мощи - 16 спаренных установок противокорабельного ракетного комплекса "Базальт", благодаря которому все корабли этого проекта окрестили "убийцами авианосцев". Боевая часть ракеты способна поразить цель на удалении в 550 км. Возможно как одиночное, так и залповое ведение огня. Целеуказание производится спутниковой системой "Корвет-5", самолетами разведки Ту-95РЦ или палубным вертолетом Ка-27.

Зенитное и артиллерийское вооружение крейсера включает:

  • Дальний радиус (до 90 км, при высоте - 25км) - 64 ракеты комплекса С-300Ф.
  • Ближний (до 15 км при высоте - 5км) - два пусковых комплекса "Оса-МА" (боезапас - 48 ракет).
  • Двуствольное автоматическое орудие АК-130 (дальность - 24,1 км, скорострельность - 85 выстрелов/мин., боезапас - 720 шт).
  • Шестиствольные установки АК-630М (дальность - 8 км, скорострельность - 5000 выстрелов/мин., боезапас - 48 тыс.)

Для ведения противолодочной войны крейсер "Маршал Устинов" оснащен двумя торпедными аппаратами с боекомплектом в 10 торпед, реактивными бомбовыми установками, гидроакустическим комплексом "Платина" и максимальным комплектом средств радиоэлектронной борьбы.

Двадцать пять лет в строю

В течение службы крейсер совершил три официальных визита на военно-морские базы Норфолк (Вирджиния, США), Мэйпорт (Флорида, США) и Галифакс (Канада). Дважды принимал участие в качестве флагмана в военно-морских парадах (Санкт-Петербург). Дважды крейсер "Маршал Устинов" выполнял боевые задачи в водах Средиземноморья.

За время боевых походов общей продолжительностью более тысячи суток пройдено 150 тысяч миль, совершено 370 учебно-боевых стрельб с применением всего арсенала. С 2008 года оберегал покой российских рыбаков, осуществляя патрулирование вблизи острова Шпицберген в Северном Ледовитом океане. Летом 2011 года крейсер "Маршал Устинов" направился на оборонные верфи ОАО "Звездочка" для проведения капитального ремонта и модернизации.

Курс на Североморск!

Трудность проведения работ заключалась в том, что северодвинским специалистам пришлось заново восстанавливать конструкторскую и техническую документацию, пропавшую в украинском Николаеве.

Первые два года корабль обслуживался на твердом стапельном основании. Подверглись коренной реконструкции водоотливная, осушительная и противопожарная системы крейсера, винторулевые механизмы, важные энергетические узлы. Тщательно обследован, восстановлен и окрашен корпус. Спуск на воду был выполнен летом 2013 года, и работы продолжились. Проведена глубокая модернизация всего комплекса радиоэлектронного оборудования, дефектовка и ремонт главного магистрального кабеля.

В конце декабря прошлого года после успешных морских испытаний в порт приписки отбыл обновленный крейсер "Маршал Устинов". Модернизация и ремонт ожидает и других "Атлантов". Специалисты "Звездочки" уверяют, что полученный опыт и наработанные технологии позволят значительно сократить сроки ремонта.

www.syl.ru