Родильный дом № 17. Ргпц 17


Патрон 9x17 / .380 ACP

Патрон 9x17 имеет следующие обозначения:9 mm Browning Court / 9 mm Browning Short / 9 mm Browning Kurz / 9 mm Browning Corto / 9 mm Short / 9mm Kratak / 9 mm k / 9mm Scurt / 9 mm m.34 / 9 mm Beretta m.1934 / 9 mm Selbstladepistole (.380) / .380 ACP / .380 Auto / .380 Auto Pistol / .380 C.A.P.H. / .380 Colt Auto Pistol Hammerless / DWM 540.

9x17

Всемирно известный оружейник Джон Мозес Браунинг создал патрон калибра 9х17 мм. для американской фирмы Кольт в 1908 году

Сам патрон 9x17 разработан на основе патрона 9 mm Browning Long, созданного для бельгийской фирмы FN в 1903 году.

Гильза патрона 9x17 цилиндрической формы из стали, плакированной медью или латунью (может иметь кольцевую накатку). Пуля оболочечная со свинцовым сердечником. Оболочка, как правило, томпаковая с утолщенной передней частью для повышения пробивной способности.

Для патрона 9х17 мм типичными являются следующие характеристики: масса патрона – 96 грамм, масса пули – от 5,9 до 6,2 грамма, начальная скорость пули – от 270 до 308 м/с, дульная энергия пули – 224–280 Дж.

В 1910 году бельгийская фирма FN (Fabrique Nationale) также начала производство оружия конструкции Браунинга под этот патрон, обозначив его как 9 мм Браунинг Короткий.

В США это патрон появился под обозначением .380 АСР.

9x17

Между Первой и Второй мировой войнами патрон 9x17 обрел популярность на обоих континентах в качестве полицейского и гражданского боеприпаса в таких образцах, как пистолеты FN- Browning обр.1910 и 1922 годов, Colt "карманная модель". Позже под этот боеприпас выпускались такие пистолеты как Вальтер ПП, Маузер ХСц (HSc), Кольт "Мустанг" и "Офицерская модель" (Officer Model), FN Модель 140 и многие другие.

На основе патрона 9x17 был разработан и советский патрон 9х18 ПМ.

В России патрон 9x17 выпускается с 1996 года Тульским патронным заводом и известен как 9х17 мм К.

После сертификации патрона 9x17 в России он был принят в качестве служебного боеприпаса, и под него выпускаются модификация пистолета ПМ под обозначением ИЖ-71 и еще ряд пистолетов и револьверов.

9x17

Патроны российского производства слабее патронов 9х18 ПМ вследствие меньшей начальной скорости пули, имеющей вместо стального сердечника мягкую свинцовую середину и плакированную томпаком (мягкий сплав, на 90% состоящий из меди, и на 10% - из цинка) мягкую оболочку.

Если же сравнивать патрон 9x17 с патронами .45 АСР (11,43х23-мм) и 9х19 «парабеллум», то этот боеприпас представляет из себя чуть ли не детскую игрушку. Поразить наверняка из такого оружия, вывести человека из строя может не случайная стрельба в его сторону, а только точная – на поражение, чтобы не одна, а несколько пуль попали в какое-то незащищенное место (т.е. место, не защищенное бронежилетом). Лишь в этом случае появляется возможность серьезно поразить противника.

Впрочем, несмотря на недостаточную убойную силу пули и прочие вышеуказанные недостатки, этот патрон является одним из наиболее удачных пистолетных патронов, т.к. невысокая начальная скорость пули в совокупности с малой силой отдачи положительно сказывается на постоянстве боя и меткости стрельбы, и ко всему прочему снижает вероятность рикошета. Кроме того, качества патрона позволяют конструировать под него легкое и компактное оружие, а дозвуковая скорость пули – использовать простые по устройству глушители.

9x17

shooting-iron.ru

Пистолетный патрон 9х17 «Kurz»

Патрон 9x17 разработан Джоном Мозесом Браунингом на основе патрона 9-мм «Browning Long», созданного для бельгийской фирмы «FN» в 1903 году. Сам же патрон калибра 9х17 в начале предназначался для американской фирмы «Кольт», но чуть позже и «FN» также начала производство оружия под этот патрон. В военных образцах этот патрон использовался крайне редко, зато нашел широкое применение в полицейских и гражданских пистолетах. Между Первой и Второй мировыми войнами патрон 9x17 обрел популярность на обоих континентах в таких образцах, как пистолеты «FN - Browning» обр.1910 и 1922 годов, «Colt» карманная модель. Позже под этот боеприпас выпускались такие пистолеты, как «Вальтер ПП», «Маузер ХСц (HSc)», «Кольт Мустанг» и «Офицерская модель» (Officer Model), «FN Модель 140» и многие другие.

Гильза патрона 9x17 цилиндрической формы из стали, плакированной медью или латунью (может иметь кольцевую накатку для усиления фиксации пули в гильзе). Пуля оболочечная со свинцовым сердечником. Оболочка, как правило, томпаковая с утолщенной передней частью для повышения пробивной способности. Начальная скорость пули - 270-308 м/с, дульная энергия - 224-280 джоулей.

 

Несмотря на недостаточно высокую убойную силу пули, патрон является одним из наиболее удачных среди пистолетных, так как невысокая начальная скорость пули в совокупности с малой силой отдачи положительно сказывается на постоянстве боя и меткости стрельбы и снижает вероятность рикошета. Кроме того, качества патрона позволяют конструировать под него легкое и компактное оружие, а дозвуковая скорость пули - использовать простые по устройству глушители. В Европе этот патрон получил наименование 9х17 «К», в США - «.380 Auto».

 

В России патрон 9x17 выпускается с 1994 года и известен как 9х17 «К» или «Курц», что в переводе с немецкого означает «короткий». Патрон снаряжается порохом для спортивных патронов марки «ССН 22/4,87» - первая буква означает назначение пороха (С - для стрелкового оружия), вторая - форму порохового зерна (С - сфероид), третья - наличие нитроглицерина (Н), 22 - толщину горящего свода (0,22 мм), 4,87 - удельную теплоту горения МДж/кг. Пуля состоит из стальной плакированной томпаком оболочки и свинцового сердечника.

 

После сертификации патрона 9x17 в России был принят в качестве служебного боеприпаса, и под него выпускаются модификация пистолета «ПМ» под обозначением «ИЖ-71», служебные пистолеты «П-96С», «ОЦ-21С» («Малыш»), служебные револьверы «Р-92С», «РСА», «РСЛ» и другие модели служебного оружия. В России патроны 9х17 «К» встречаются с гильзами стальными плакированными медью, латунированными и с фосфатно-полимерным покрытием. Патроны упаковываются в картонные коробки по 35 или 50 штук.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТРОНАКалибр - 9х17К;Длина патрона, мм - 23,8-24,6;Масса патрона, г - 8,80-9,63;

 

Характеристика порохового зарядаТип пороха - бездымный, пироксилиновый;Марка пороха - ССН 22/4,87;Масса порохового заряда, г - 0,20-0,23;Плотность заряжания, г/см - 0,51;Максимальное давление пороховых газов, кг/см2 - 1200;Форма и размеры порохового зерна - эллипсоид-сфероид: - наружный диаметр, мм - 0,42-0,50;

 

Характеристика пулиТип пули - оболочечная «FMJ»;Масса пули, г - 5,87-6,10;Длина пули, мм - 11,0-11,35;Диаметр ведущей части пули, мм - 9,02-9,03;Поперечная нагрузка пули, г/см2 - 9,28;Баллистический коэффициент пули, м2/кг - 12,58;Материал оболочки пули - сталь, плакированная томпаком;Масса оболочки пули, г - 1,0-1,3;Материал сердечника пули - свинец с примесью 1-2% сурьмы;Масса сердечника пули, г - 4,57-5,05.

 

Характеристика гильзыФорма и тип гильзы - цилиндрическая, бесфланцевая;Масса гильзы с капсюлем, г - 3,36-3,40;Длина гильзы, мм - 17,0-17,3;Материал гильзы - латунь; сталь, плакированная томпаком;Способ крепления пули - плотная посадка и (или) точечное кернение.

 

Дополнительные сведенияПлощадь поперечного сечения канала ствола (пистолет «ИЖ-71»), см2 - 0,64;Начальная скорость пули (пистолет «ИЖ-71»), м/с - 270-295;Дульная энергия пули (пистолет «ИЖ-71»), Дж - 241,6-265,4;Средняя кучность R50 на дальности 25 м: <6,2 см.

www.dogswar.ru

Родильный дом № 17 - родильный дом, метро Пролетарская, Леснозаводская ул., 4, Санкт-Петербург — Яндекс.Карты

Роддом выбирала согласно отзывам в интернете, заранее приехала на разветку и поняла, что не ошиблась, персонал на всех этапах очень вежливый начиная от приемного отделения и заканчивая послеродовыми акушерами...

читать на roddoma.ru

Врач Романовский, акушерка Бурмистрова. Глубокая благодарность к обоим. Профессионалы. Вселяют чувство надежности и спокойствия. Удивительная работа в тандеме. Прислушиваются к друг другу, действуют очень...

читать на roddoma.ru

Вела палаты на дородовом отделении 17 роддома. Спокойно может оскорбить и обозвать беременную женщину, причём, прилюдно! Не раз доводила пациенток до слез. Полное отсутствие врачебной этики! Не рекомендую!

читать на spb.napopravku.ru

Анна Синькова

Очень благодарна Романовскому Артему Николаевичу, родила сына 17.07.18 , не смотря на сильную загруженность врача была его смена, и в этот момент роддом был переполнен, мне была оказана высоко квалифицированая...

читать на ВКонтакте

Галина Киструга

17. 07. 2017 года я родила сыночка в 17 роддоме! Выражаю огромную благодарность врачу Чернову Андрею Александровичу и моей любимой и самой лучшей акушерке Бурмистровой Ирине Алексеевне♥спасибо Вам за...

читать на ВКонтакте

Тая Журавлёва

Скоро будет полгода, как мы потеряли по вене врачей 17 роддома ребёнка. При продувании лёгких- порвали одно легкое. И якобы на своём "новом" оборудовании не видели в течении двух дней этот факт. Не вызывали...

читать на ВКонтакте

Все сухо и по делу. На дородовом все очень доброжелательные. Врачи и акушерки очень отстранёные. Хотелось бы чуть добрее. Роды все таки это доверие друг к другу.Акушерки разные. У меня было две. Сначала...

читать на roddoma.ru

Заботливое и внимательное отношение Очень благодарна Чернову Андрею Александровичу! Поистине Доктор от Бога! Рожаю у него в третий раз.Самый лучший врач и замечательный человек!Идя на третье кесарево со...

читать на roddoma.ru

К моему сожалению, все так быстро происходило, что я не запомнила имен. Знаю одно: мы пришли по рекомендации к Данилову Ф. П., он согласился нас взять и подобрал команду профессионалов, лучших из лучших...

читать на roddoma.ru

Хороший роддом

yandex.ru

Вооружение дотов 62-го Брестского укрепрайона

Пулеметная установка НПС-3

Создание и устройство

          Пулеметная установка НПС-3 разработана в конце 30-х годов и является наиболее совершенной из всех довоенных образцов. Герметизация и защита от осколков производится посредством закрытия амбразуры броневым шаром.

          Установка состоит из следующих частей: броневого внешнего короба, двух опорных бронеплит, шара, внутреннего броневого короба, качающейся части и сектора.

          Качающаяся часть крепится к шару, закрепляемому между двумя плитами, которые крепятся между коробами. Для поворота установки используется сектор, который крепится к внутреннему коробу. Внешний и внутренний коробы соединены между собой четырьмя шпильками и закреплены гайками.

          Качающаяся часть представляет собой следующую конструкцию: опорная рама, подъемная рама, подъемный механизм вертикальной наводки. Опорная рама закреплена шарниром на внутренней плите под шаром и на двух роликах перемещается по сектору. К раме закреплены крепежи для коробок с пулеметной лентой. На этой же раме закреплен подъемный винтовой механизм. Подъемная рама присоединена к шару и соединяется с опорной рамой посредством подъемного механизма.

          НПС-3 проектировалась для установки двух пулеметов, но все известные образцы имеют в шаре отверстие только для одного пулемета. На установке монтировался пулемет системы Максима (на правой раме). На верхней раме (левой части) крепится оптический прицел.

          Установка имеет специальное приемное устройство для стреляных гильз, которые ссыпаются в диамантный ров или специальное гильзосборное помещение под полом нижнего яруса. Сектор обстрела – 60°.

Изображения

 

 

 

45-мм казематная установка ДОТ-4

Создание

          Поместить противотанковую пушку в каземате «сам Бог велел», тем более что во второй половине 30-х годов многим генералам из Генштаба и Главного Артиллерийского управления (ГАУ) стала понятна реальная танковая опасность. Тем более, что к тому моменту 45-мм пушки самых разных модификаций (и танковая 20К, и противотанковая 19К, и зенитная 21К) были достаточно хорошо отлажены и уже ставились везде, как на суше, так и на море.

          И вот 1 августа 1938 года Главное Артиллерийское управление Генштаба поручило ОКБ-43 НКВ разработать эскизные проекты казематных артиллерийских систем для укрепленных районов. 28 августа 1938 года конструкторское бюро представило их Артиллерийскому управлению. Управление проекты одобрило и в том же году выдало заказ на разработку рабочих чертежей и изготовление опытных образцов установок: ДОТ-1 с 45-мм танковой пушкой и ДОТ-4 с 45-мм танковой пушкой, спаренной с пулеметом Силина. Различия между ними состояли  только в наличии либо отсутствии пулемета. Чуть позднее были испытаны и другие установки, например, Л-20 Кировского завода, но в серию они не пошли.

          31 января 1939 года комиссией был произведен осмотр ДОТ-1. Конструкция установки оказалась недоработанной, но ее все же допустили до испытаний. С 1 по 8 февраля 1939 года были проведены испытания ДОТ-1 стрельбой и подрыв у амбразуры 203-мм фугасного снаряда. 9 февраля 1939 года комиссия осмотрела ДОТ-4 и, несмотря на недоработки, допустила ее до испытаний. Испытания ДОТ-4 велись с 9 по 14 февраля 1939 года по той же программе.

          По заключению комиссии ДОТ-4 в тактическом отношении превосходит ДОТ-1 из-за наличия пулемета. Комиссия рекомендовала ДОТ-4 к принятию на вооружение.

          Производство ДОТ-4 было поручено заводу № 8 (единственному изготовителю 45-мм танковых пушек). Броневые короба и ряд других деталей делал Ижорский завод. По плану завод № 8 должен был начать сдачу пушек в октябре 1939 года, но фактически начал сдачу в ноябре, а к 1 января 1940 года на заводе скопилось 324 уже сданные пушки. Первые 173 установки были вывезены в части и склады в январе 1940 года.

          В первом квартале 1940 года завод № 8 должен был сдать 400 установок ДОТ-4, однако он сдал в январе 1940 года – 90 установок и в феврале – 29, а дальше, по крайней мере, до ноября 1940 года их не производил.

          Всего в 1940 году для капонирных установок было заказано 500 45-мм пушек, а в 1941 году планировалось заказать 1700.

          В сентябре 1939 года СССР обрел новую западную границу, вдоль которой незамедлительно началось строительство укрепрайонов, в связи с чем большая часть произведенных установок направлялась туда.

          На 26 июня 1940 года в войска поступило 307 установок ДОТ-4 изготовления 1939 года и 103, изготовленных в 1940 году. Из них в Каменец-Подольском укрепрайоне было установлено 12 систем, в Гродненском – 24, в Осовецком – 24, в Брест-Литовском – 24, во Владивостокском – 55 и т.д.

          Установки ДОТ-4 успешно применялись в Великой Отечественной войне. Не без гордости необходимо отметить, что до 1942 года их пушки пробивали любую броню всех без исключения немецких танков.

Устройство 

          Установка оснащена 45-мм танковой пушкой обр. 1934 года, спаренной с 7,62-мм пулеметом ДС с оптическим прицелом КТ-1. Пушка танковая штатная – 20К, но с усиленной люлькой.

          Точка крепления цапф вынесена вперед к дульному срезу. Собственно ствол пушки размещен в шаре броневого закрытия амбразуры, чем обеспечивается его вращение в двух плоскостях. Шаровой наконечник надульника служит также центром вращения пулемета, который крепится на верхнем станке пушки справа. Этот шар служит опорой для качающейся части установки. Крепление установки с орудием осуществляется посредством двух шаров: шара бронировки и шара, ввернутого в воротник амбразуры короба. Цапфы станка (лафета) опираются на второй шар-опору на нижнем воротнике броневого короба амбразуры, по которому станок еще и перемещается на роликах в горизонтальной плоскости. Вертикальное вращение, в свою очередь, обеспечивается традиционным образом – поворотом люльки относительно станка. Подъемные механизмы пушки секторные.

          Для уравновешивания предусмотрен пружинный механизм.

          Справа от пушки на кронштейне установлено сиденье наводчика, а рядом размещены и маховики наводки, и оптический прицел, и ножной спуск – две педали, раздельно для пушки и пулемета. В этой установке спуск механический – посредством тросиков (так делали до 1938 года).

          При монтаже установки воротник с коробом заделывался в бетон заранее, при строительстве. При заделке короба его козырек служил опорной площадкой для роликов нижнего станка. В потолке боевого каземата предусмотрены кольца для крепления установки во время монтажа.

          Броневой короб амбразуры состоит из двух частей, скрепленных болтами, его внешняя часть имеет толщину 40 мм и выполнена ступенчатой. Броневое шаровое закрытие, размерами 230 на 300 мм, прижимается к основному посадочному месту внутренней опорной бронеплитой через промежуточную броневую и кожаную вставки 12 гайками, которые навернуты на шпильки. Общая глубина броневого короба в сборе 100 см. Труба ствола пушки имеет дифференцированную толщину снаружи и внутри каземата, а сама труба выступает за броневой шар не более чем на 300 мм. Угол горизонтального наведения 60°, углы вертикального наведения пушки -15° + 25°, что несколько больше (-6° и + 22°), чем у танковой пушки. Прицельная дальность стрельбы составляла 3000 м.

          В установке использовались три различных типа 7,62-мм пулеметов:                    1. Пулемет «Максим» на станке Силина.                    2. Пулемет Дегтярева скорострельный (ДС-39) на станке Силина. Он появился, скорее всего, как замена пулемету «Максим», производство которого в конце 30-х годов было резко сокращено.                    3. Пулемет Силина. Так как к июню 1941 года пулемет ДС не был доработан и принят на вооружение, в некоторых УРах (в т.ч. и в 62-м Брестском) в установках ДОТ-4 его заменял пулемет Силина.

После войны

          Установки ДОТ-4 оставались на вооружении более двух десятков лет после войны. Бронепробиваемость пушки 20К оставалась практически на уровне лета 1941 года: 31–38 мм на дальности 500 м в зависимости от угла встречи, что для 50–60-х годов стало явно не достаточным.

          В связи с этим, к началу 70-х годов было решено в казематных установках ДОТ-4 взамен 45-мм танковой пушки установить крупнокалиберные пулеметы. В 1971–1974 годах в КБ приборостроения была разработана установка 6У11 для крепления 12,7-мм пулеметов НСВ «Утес» в амбразурах ДОТ-4. Установок состояла из станка 6Т7 Степанова и Барышева и элементов крепления его в амбразуре. В 1976 году 6Ч11 была принята на вооружение.

Изображения

 

 

76,2-мм казематная пушка Л-17 обр. 1940 г.

Создание

          76,2-мм казематная пушка Л-17 была создана в КБ Кировского завода. Первоначально она именовалась «76-мм пушка обр. 1938/39 г. на казематном лафете обр. 1939 г.». А в более ранних документах говорилось о 76,2-мм пушке Л-10 длиной в 30 калибров. Позже ее стали называть настоящим именем «76-мм танковая пушка Л-11 обр. 1938/1939 г.». Ею и была оснащена установка Л-17.

          Заводские испытания Л-17 были проведены с 29 сентября по 8 октября 1939 года. Против новой пушки резко выступил В.Г. Грабин. Основными доводами против пушки Л-11 стало то, что при интенсивной стрельбе сильно разогревалась тормозная жидкость и воздух, что приводило к разрыву цилиндра противооткатных устройств, а также то, что при интенсивной стрельбе под предельным углом возвышения с последующим переходом к углу склонения ствол пушки оставался на откате.

          Для устранения первого недостатка в конструкцию пушки была введена система непрерывного водяного охлаждения противооткатных устройств. Что же касается второго недостатка, то весьма маловероятно в боевых условиях, что бы казематная пушка вела интенсивный огонь час или два при максимальном угле возвышения, а затем ей мгновенно пришлось бы стрелять под углом -12°. Это была чисто «полигонные штучка». Но Грабина можно понять – кировские дивизионные и танковые пушки всегда были соперницами грабинских, а главное, Грабин усиленно проталкивал свою 76-мм казематную установку Ф-38.

          5 октября 1939 года на АНИОПе (Артиллерийском научно-исследовательском опытном полигоне) был проведен обстрел установки Л-17 из 76,2-мм пушки обр. 1902/30 г. при начальной скорости снаряда 529–547 м/с с дистанции 50 м, что соответствовало выстрелам 76,2-мм танковой пушки Л-10 с дистанции 400 м (Л-10 изображала 75-мм германскую штурмовую пушку Stuk 37 на самоходном шасси). После второго попадания в щит Л-17 были сорваны болты, крепившие щит к соединительной коробке. Решено увеличить диаметр болтов.

          В мае 1939 года Кировский завод получил заказ на 600 установок Л-17. Часть коробов делал Новокраматорский завод им. Сталина. Короба первоначально изготавливали длиной 1500 мм с толщиной брони 80 мм, а затем, соответственно, 1350 мм и 60 мм. Вес орудия составил 7660 кг. Углы вертикальной наводки установки Л-17 составляют -12° и +12°, а сектор горизонтального обстрела – 60°. Прицельная дальность стрельбы: минимальная – 5200 м, максимальная – 7300 м. Установка снаряжалась двумя видами боеприпасов: осколочно-фугасными дальнобойными стальными гранатами (взрыватель – КТМ-1, масса гранаты – 6,2 кг, масса выстрела – 8,8 кг) и бронебойно-трассирующими снарядами (взрыватель – МД-5, масса гранаты – 6,5 кг, масса выстрела – 9,1 кг).

          Первые установки Л-17 были смонтированы в июне 1940 года в Каменец-Подольском укрепрайоне.Установки Л-17 успешно поражали вражескую бронетехнику в начале Великой Отечественной войны. Немцы захватили в приграничных районах большое количество этих орудий, которые не успели установить в дотах, и ставили их в некоторые свои укрепления.В послевоенное время в амбразурные короба Л-17 устанавливались специально разработанные для них 85-мм установки ЗИФ-26.

Устройство

          Ствол состоит из свободной трубы, кожуха и казенника. Нарезы в стволе имеют постоянную крутизну. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического типа.

          Противооткатные устройства гидропневматического типа расположены под стволом и жестко связаны с люлькой при помощи резьбового соединения, а со стволом – переходной гайкой. Эти устройства состоят из: воздушного цилиндра, цилиндра накатника, цилиндра тормоза отката, штока тормоза с рубашкой, веретена с модератором и компенсатора. Воздушный цилиндр неподвижно закреплен в люльке. Цилиндр накатника помещается в воздушном цилиндре. Цилиндр тормоза является также и штоком накатника. При выстреле со стволом откатывается цилиндр тормоза и веретено, а воздушный цилиндр, цилиндр накатника и шток тормоза остаются на месте. Установка имеет устройство для охлаждения водой противооткатных устройств. Вода подается по водопроводу.

          Люлька представляет собой деталь сложной конфигурации. К ней крепятся два швеллера (правый и левый), служащие для крепления на них гильзоотвода.

          Подпятник с крышкой служит для помещения (во внутренней шаровой поверхности) маски со стволом и люлькой, и обеспечивает возможности вертикального и горизонтального вращения маски при наводке пушки. Винтовой подъемный механизм соединяет подпятник и маску пушки. Он имеет сектор, неподвижно укрепленный на подпятнике, а шестерня, обкатываясь по сектору, передвигает орудие в горизонтальной плоскости.

          Маска служит для крепления в ней люльки со стволом. Броневой щит предназначен для защиты маски установки. Поверхность броневого щита сферическая, сверху и снизу щит срезан.Броневая труба защищает ствол пушки. Труба вставлена в броневой щит и фланцем упирается во внутреннюю поверхность щита. Для того, чтобы угол горизонтальной наводки справа от среднего положения был не менее 30°, на трубе сделан продольный срез. Малый косой скос предназначен для того, чтобы конец трубы не перекрывал поле зрения телескопического прицела.

          Короб предназначен для помещения в нем собранной системы, а также для защиты стенок амбразурного проема. Короб заделывался в стене сооружения при строительстве.

          Прицельные приспособления Л-17 состоят из оптического прицела КТ-4, шкал для горизонтальной и вертикальной наводки и бокового уровня.

by-brest-forts.livejournal.com

Поликарпов И-17 — Global wiki. Wargaming.net

Общие данные

124000  Цена
130 HP Прочность
1953 кг Масса
123.6 HP/сек Урон

Скоростные характеристики

431.9 Скорость
480 км/чМакс. скорость у земли
480 км/чМакс. скорость на высоте
600 мОптимальная высота
530 км/чСкорость пикирования
38.7 м/сСкороподъёмность
100 км/чСкорость сваливания
247 км/чОптимальная скорость

Маневренность

86.1 Управляемость
8.5 сСреднее время виража
120 °/сСкорость крена
1038.8 Манёвренность

IV

Разрабатывался в 1934–1937 годах. На вооружение принят не был, так как не имел существенных преимуществ перед серийным И-16. Построены опытные экземпляры.

Модули

  • Таблица
  • Дерево
Уровень Двигатель Мощность двигателя, л.с. / Тяга Тип Масса, кг Стоимость,
V M-103 960 водяного охлаждения 495 29800
V M-100A 860 водяного охлаждения 484 24500
Уровень Конструкция Живучесть Масса, кг Стоимость,
III ЦКБ-15 130 1363 12500

Двигатель

IVM-100V

1950

M-103V

1550

M-100A

Конструкция

IIIЦКБ-15IV

1500

ЦКБ-19бис

Моторное вооружение

Вооружение отсутствуетIV

3400

20-мм ШВАК (1936) (М)

Крыльевое вооружение

III4x7,62-мм ШКАС (1933) (К)

Премиумный самолет

Подарочный самолет

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

И-17 в игре

Исследование и прокачка

Исследуется на И-16 (р.) за 5500 опыта.

Рекомендуемая последовательность исследования модулей, и их установка:

  • Пушки 20-мм ШВАК (1936) (М) (3400), для увеличения огневой мощи;
  • Конструкцию ЦКБ-19бис (1500), что несколько увеличит прочность, манёвренность и скорость пикирования;
  • Двигатель M-103 (1950), которые дадут заметную прибавку скорости за счёт незначительной потери манёвренности, но перед этим нужно исследовать двигатель M-100A за 1550 опыта.

Боевая эффективность

На первый взгляд И-17 во многом уступает одноуровневому собрату И-16. Закономерно возникает вопрос - зачем этот самолетик нужен? Главное отличие И-17 от И-16 в том, что И-17 на низких высотах имеет неплохую динамику и скорость. Это дает возможность активно использовать вертикальные маневры. Полноценный бум-зум с "уходом в стратосферу" не получится, но заменить горизонтальный вираж вертикальной петлёй во время маневренного боя очень даже можно (хотя на красной высоте, все вертикальные маневры, по-прежнему, выполняются в варианте "через низ"). В стоке у И-17 есть 4 пулемета которые дают весьма неплохую плотность огня, а времени до перегрева более чем достаточно для борьбы с легкими истребителями противника. К сожалению, их не достаточно для уверенного уничтожения ТИ и высотных ЛИ. Есть возможность установить пушку, но эта пушка "кушает" солидный кусок ЛТХ (что для стока критично чувствительно), поэтому начальное развитие идет в сторону корпуса (у И-17 катастрофически мало ХП + новый планер даст небольшой прирост ЛТХ - как раз чтобы компенсировать отсутствие закрылков) и двигателей. Многие настолько привыкают к варианту с 4х7,62 пулеметами за время прокачки, что отказываются от установки пушки в дальнейшем. Таким образом можно выделить первый топовый (легкий) вариант - своего рода короля воздушной свалки - возможность не подвисать (естественно, при контроле скорости, форсажа и высоты) на каждом вертикальном маневре в достаточной мере компенсирует другие слабые стороны (такие как отсутствие закрылков и посредственный крен). К сожалению, основным врагом И-17 являются тяжелые истребители - их огневой мощи более чем достаточно для быстрого уничтожения хрупкого планера. А виражный стиль боя приводит к тому, что скорость И-17 часто не достаточная (помним про посредственный крен) для полноценного ухода от атаки - даже при своевременных действиях хит-поинты потихоньку тают. Огневой мощи пулеметов не достаточно чтобы уверенно выпиливать ТИ. И тут на помощь приходит 20мм пушка. Вроде бы и прирост огневой мощи, судя по циферкам, не такой и большой (относительно других 4 уровней), но на геймплее наличие пушки сказывается - И-17 получает возможность уничтожать противников заметно быстрее. При этом остается преимущество в маневренности перед высотниками, и, как ни странно, сохраняется высокая результативность в дог-файте - маневренные противники не отличаются прочностью. Там где в "легком" варианте нужно было виражиться и "пилить" противника, в "тяжелом" достаточно загнать противника в прицел и дать очередь - большинство противников уйдут с прохода.

Достоинства:
  • хорошая маневренность;
  • малый размер;
  • быстрый на низких высотах.
Недостатки:
  • очень низкая прочность;
  • нет закрылков;
  • посредственная скорость крена;
  • посредственная огневая мощь.

Оборудование, боекомплект и снаряжение

Оборудование
  • Улучшенный рефлекторный прицел l — добавит самолёту +10% к точности стрельбы.
  • Улучшенная обшивка ll — добавляет -20% к вероятности получения критического повреждения крыльев и хвоста, так же добавит +5% к прочности самолёта.
  • Облегчённая конструкция ll — повышает манёвренность самолёта по всем осям на 3%.
Ленты боеприпасов
  • Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.
Снаряжение
  • Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

Экипаж

Прокачка умений пилота:

"Зоркий" увеличивает дальность обнаружения в секторе пилота увеличена на 20%.

"Меткий стрелок I" уменьшает разброс при стрельбе курсовым вооружением на 5%.

"Меткий стрелок II" Складывается с действием «Меткий стрелок I». Разброс при стрельбе курсовым вооружением уменьшен ещё на 5%. Точность стрельбы по активно маневрирующим воздушным целям улучшена на 10%

"Пилотажник" повышает манёвренность по всем осям на 2%.

"Жажда крови" после уничтожения самолёта противника сбрасывается 25% перегрева орудий и на 10% увеличивается точность стрельбы. Складывается с действием умения «Меткий стрелок II». Действует в течение 10 секунд

Оценка самолёта

Оценка И-17

 

  • Ас — быстрый на низких высотах.

Галерея скриншотов

Историческая справка

В 1934 г., сразу после создания И-16, Н.Н.Поликарпов приступил к разработке нового истребителя И-17 (ЦКБ-15) под только что закупленный французский мотор жидкостного охлаждения Hispano-Suiza 12Ybrs мощностью 750 л.с, который после освоения в серийном производстве в СССР получил название М-100. Вообще Поликарпов отдавал предпочтение двигателям воздушного охлаждения как более живучим в бою и простым в эксплуатации, но постоянно работал над истребителями с моторами жидкостного охлаждения, так как последние за счет меньшего миделя позволяли достичь больших скоростей полета. И-17 конструктивно был подобен И-16, но по своей компоновке и основным проектным параметрам - площади крыла, более передней центровке, увеличенному плечу оперения - являлся совершенно новой машиной. В сентябре 1934 г. В.П.Чкалов совершил на нем первый полет. Несмотря на предельно обжатый фюзеляж, самолет не показал заметных преимуществ в скорости перед И-16 тип 5. Скорость нового истребителя у земли - 424 км/ч, на высоте 3380 м - 455 км/ч, но при хорошей маневренности он оказался значительно устойчивее. Машина имела и определенные недостатки - неудачная конструкция шасси, дефекты в системе охлаждения двигателя, очень тесной оказалась кабина пилота...

Фотографии самолёта

  • Второй опытный И-17

  • Третий опытный И-17

  • Третий опытный И-17

  • И-17 на испытаниях

Схемы и чертежи самолёта

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes

wiki.wargaming.net

Р-31 / 3М17 - SS-N-17 SNIPE

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)Комплекс Д-11, ракета Р-31 / 3М17 / РСМ-45 - SS-N-17 SNIPE

Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ). Разработана ЦКБ-7 / КБ "Арсенал" (г.Ленинград), главный конструктор - П.А.Тюрин по Постановлению Совмина СССР №374-117 от 10 июня 1971 г. Ракета создавалась с целью замены на ПЛАРБ пр.667А ракет Р-27 комплекса Д-5. При проектировании использованы наработки по НИР Р-27МТ / 3М70 комплекса Д-5МТ (проект ЦКБ-7 - конкурент - проект комплекса Д-5М СКБ-385, г.Миасс), начало НИР - 1965 г. Постановление СМ СССР о разработке эскизного проекта вышло в июне 1969 г. В феврале 1971 г. на НТС Минобщемаша и Минсудпрома принято решение о выборе для разработки и испытаний комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 / 3М17. Постановление СМ СССР о создании комплекса Д-11 для перевооружения ПЛАРБ пр.667А №74-117 вышло 10 июня 1971 г. Главный конструктор по комплексу вцелом - П.А.Тюрин, заместители - по ракете - Ю.Ф.Валов, по двигательным установкам - А.Ф.Мадисон, по системам управления и телеметрии - В.Г.Волков, по наземному и стартовому оборудованию, системе амортизации ракеты - В.С.Петрикевич, по бросковым испытаниям и испытаниям на полигоне Капустин Яр - А.А.Запольский.

В 1972 г. на СРЗ "Звездочка" (г.Северодвинск) начаты работы по переоборудованию второй ПЛАРБ пр.667А - К-140 - по проекту 667АМ с установкой 12 шахтных ПУ ракет Р-31. Испытания ракет с опытного наземного стенда-ШПУ 15П098 на площадке №86 полигона Капустин Яр начаты в 1973 г. Испытания для отработки старта с использованием ПАД проводились на моделях ракет в масштабе 1:4 на Школьном озере Ржевского полигона в 1974 г. Бросковые испытания ракет велись на погружаемом стенде ПС-5М в Балаклаве. Первый пуск БРПЛ Р-31 с борта ПЛАРБ К-140 пр.667АМ YANKEE-II произведен 21 декабря 1976 г. в Кандалакшском заливе (вероятно, с задержкой на 2 дня т.к. 19.12.1976 г. исполнялось 70 лет Л.И.Брежневу). 14 сентября 1979 г. подписано положительное заключение командующего Северным Флотом о боевых характеристиках комплекса Д-11.

Летные испытания БРПЛ Р-31 завершены в 1979 г. и в сентябре 1980 г. комплекс Д-11 принят ВМФ СССР в опытную эксплуатацию. Всего проведено 40 огневых стендовых испытаний двигателя 1-й ступени, 80 огневых стендовых испытаний двигателя 2-й ступени, 27 пусков в ходе лётно-конструкторских испытаний. Промышленностью изготовлено для ВМФ 36 ракет.

В середине 1990 г. вышел приказ министра обороны СССР об уничтожении всех ракет Р-31 (остатки на вооружении - 16 ракет) методом пуска. Пуски состоялись 17 сентября - 30 ноября 1990 г. Часть пусков прошли аварийно (см. ниже Статус). ПЛАРБ К-140 пр.667АМ утилизирована начиная с 17 декабря 1990 г. В некоторых западных источниках упоминается советское наименование ракеты "РС-16".

Пусковая установка: шахтная ПУ, 12 ШПУ устанавливались на ПЛАРБ пр.667АМ - модернизация ПЛАРБ заключалась в замене 12 шахт из 16 на удлинённые ПУ такого же диаметра (вырезка и вварка на существующие комингсы) и заварке 4 оставшихся комингсов. Старт ракеты происходит с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД) без заполнения кольцевого зазора водой. При старте осуществляется наддув двигателей обоих ступеней воздухом с давлением 10 атмосфер. Сабилизация ракеты на подводном отрезке траектории производилась отстреливаемым после выхода из воды кавернообразующим устройством. Маршевый двигатель запускался после выхода ракеты из воды. так же сбрасывалось давление наддува ступеней. После включения двигателя 2-й ступени сбрасывается головной обтекатель ракеты. Первая ступень предохранения БЧ снимается после окончания работы и отстыковки 2-й ступени.Тип старта - "сухой"Глубина старта - до 50 мСкорость носителя при старте - до 5 узВремя полного залпа (12 ракет) - около 1 минВолнение на море при старте - до 8 баллов

Опытная шахтная ПУ - стенд 15П098 использовалась для испытаний ракеты на площадке №86 полигона Капустин Яр (испытания начаты в 1973 г.).Ракета Р-31 / 3М17:Конструкция: Количество ступеней - 2 ступени и ступень разведения боевых блоков. Ракета оснащена пороховым аккумулятором давления для обеспечения старта и кавернообразующим устройством для прохождения подводного участка траектории. Конструкция 2-й ступени - органопластиковый корпус типа "кокон". Кавернообразующее устройство включается после выхода ракеты из шахты и за счет работы газогенератора на твердом топливе обеспечивает поддержание газового пузыря (каверны) на подводном участке траектории. Разработчики кавернообразующего устройства - Ю.Ф.Валов, И.И.Криворогов, А.Ф.Макаев, Б.И.Полетаев, В.Л.Седых и др.

Проекции ракеты Р-31 и продукция НПО "Искра" - двигатель 2-й ступени и ПАД (Ракетно-космическая техника разработки НПО "Искра". Презентация. 2008 г.)

(Широкорад А.Б., Энциклопедия отечественного ракетного оружия. М., Аст, Минск, Харвест, 2003 г.)

Кавернообразующее устройство на ракете Р-31 / 3М17 и его сброс после выхода ракеты из воды (кадры из документального фильма "50 лет ГМЦП").

Система управления и наведение: автономная инерциальная система управления с БЦВМ разработки НИИ Автоматики (г.Свердловск), главный конструткор - Н.А.Семихатов. Комплекс командных приборов создан в НИИКП, главный конструктор - В.П.Арефьев.

Управление дальностью стрельбы безотсечное по маршевым двигателям, осуществляется маневрирующей ступенью разведения боевых блоков. Разработчики - Б.И.Попов, Л.Д.Федотов и др.

КАСУ (корабельная аппаратура системы управления) разработки НИИ Автоматики (г.Свердловск), главный конструктор - Н.А.Семихатов;

СПр (система прицеливания) разработки Киевского ПО "Арсенал", главный конструктор - С.П.Парняков;

СДР (система документирования регистрирующая) разработки НПО измерительной техники, главный конструктор - О.Д.Комиссаров;

АУ КСППО (аппаратура управления корабельными системами овседневного и предстартового обслужиания) разработки КБ "Арсенал", главный конструктор - П.А.Тюрин;

"Атолл-АМ" (автономная корабельная цифровая вычислительная система) разработки ЦНИИ "Агат", главный конструктор - А.Я.Хетагуров;

Двигатели:

  1 ступень 2 ступень Ступень разведения
Тип двигателя РДТТ 3Д17 / 3Д17А разработки ЦКБ-7 (КБ "Арсенал", разработчики - А.Т.Гулин, Э.В.Кейль, А.Ф.Мадисон, Л.И.Шувалов). 4 управляемых сопла РДТТ, утопленное в камеру сгорания сопло. Разработчик - пермское КБ машиностроения / СКБ-172 (ныне НПО "Искра"), главный конструктор - Л.Н.Лавров 4 РДТТ с повортными соплами с управлением по трем осям. Разработчик - ЦКБ-7 (КБ "Арсенал"), ведущие конструкторы - Разработчики кавернообразующего устройства - И.И.Криворогов, Ю.А.Павлов, В.Л.Седых и др.
Конструкция обечайка корпуса, переднее днище с воспламенительным устройством, заднее днище с 4 управляемыми соплами, органы управления вектором тяги, рулевой привод, кабельные каналы, теплозащита органопластиковый корпус типа "кокон" разработки ЦНИИСМ, управляемое сопло, рулевой привод, воспламенительное устройство, РДТТ управления по крену корпус, двигатели с поворотными соплами, газогенератор, газогидравлические приводы управления (рулевые машинки)
Топливо одноканальный 8-ми щелевой моноблок бутилкаучукового смесевого твердого топлива с добавлением перхлората аммония Т-9-БК разработки НПО "Алтай" (г.Бийск)

заряд прочно скреплен с корпусом двигателя, заливка заряда производилась непосредственно в корпус

передний и задний торцы заряда имели раскрепляющие манжеты, выполнявшие одновременно роль бронировок торцов. Щелевой компенсатор горящей поверхности был представлен разновысокими щелями, расположенными в районе соплового днища, а размах больших щелей превышал диаметр полюсного отверстия. Для изготовления заряда использовалась технологическая оснастка с разъёмными элементами, извлекаемыми после вулканизации и охлаждения заряда.

одноканальный 26-и щелевой моноблок пластифицированного бутилкаучукового смесевого твердого топлива с добавлением перхлората аммония Т-9-БК разработки НПО "Алтай" (г.Бийск)

заряд прочно скреплен с корпусом двигателя, заливка заряда производилась непосредственно в корпус, такой тип заряда создан впервые в СССР

заряд твердого топлива торцевого горения
Органы управления 4 разрезных управляемых сопла с электро-гидравлическим приводом и рычажно-поршневыми компенсаторами разрезное управляемое сопло в карданной подвеске с управлением по осям тангажа и рыскания и 2 РДТТ управления креном 4 РДТТ с повортными соплами
Тяга в пустоте 59000 кг 23800 кг 4 х 60 кг
Тяговооруженность 1.9    
Длина корпуса 6228 мм 3000 мм  
Диаметр корпуса 1540 мм 1540 мм  
Расширение сопла dα/dкр 477 / 143 1092 / 240  
Масса заряда 15760 кг 6280 кг  
Масса пустого двигателя 1595 кг 580 кг  
Время работы 84 с 73.6-74 с 95-120 с
Среднеинтегральное давление 34-50 кг/кв.см 30 кг/кв.см 45-57 кг/кв.см
Среднеинтегральный секундный расход 157-214 кг/с    
Давление на срезе сопла 0.5-0.7 кг/кв.см 0.17 кг/кв.см  
Пустотный удельный импульс 269 ед 279,5 ед  
Материал днища корпуса сталь ЭП6783Д титановый сплав ВТЗ-1  
Материал обечайки корпуса сталь ЭП-679ВД органопластики СВМ, ВТЗ-1  
Материал теплозащитного покрытия корпуса фенол-каучуковая композиция ФК-36-65 (защищает от работы ПАД при старте) резина 5А-2058  
Материал входного воротника соплового блока пирографит В-1, пресскомпозит П-5-12 углепластик УП-ТМ-3  
Материал раструба соплового блока углепластик УПТКК-2 / титановый сплав ВТ-5 углепластик П-5-13Н / титановый сплав ВТЗ-1  
Материал критического сечения соплового блока вольфрамо-никелевый сплав ВНДС-1 вольфрамовая облицовка ВРФ  
Материал входного и выходного вкладыша соплового блока пирографит В-1 пирографит В-1  
РДТТ 1-й ступени оснащен воспламенительным устройством и устройством аварийного выключения РДТТ. Двигатель включается после выхода ракеты из воды. Маршевые двигатели ракеты работают без отсечки.Разрез двигателя 1-й ступени ракеты Р-31, пропорции примерные (нарисован на основании чертежей опубликованных на http://forums.airbase.ru).

Двигатель 2-й ступени ракеты Р-31 (http://www.npoiskra.ru)

Двигатель управления креном 2-й ступени ракеты Р-31 (http://www.npoiskra.ru)

Двигатель ступени разведения боевых блоков ракеты Р-31 / 3М17 (фото из архива ABL22, http://military.tomsk.ru/forum). Пороховой аккумулятор давления разработки НПО "Искра" (г.Пермь) осуществляет выброс ракеты из шахтной ПУ. Конструктивно состоит из верхнего и нижнего полукорпусов, бронированного по торцам многоканального заряда, сопла с сопловыми заглушками и ловителями, регулируемого упора для установки заряда, крышки с пиропатроном, воспламенителя. Заряд 3Ш131 - цилиндрическая шашка смесевого топлива Т-9-БК разработки НПО "Алтай" (г.Бийск) с большим количеством круглых отверстий. Шашка выполнена отливкой в цилиндрический стакан из композиционного материала. Отверстия формируются вынимаемыми стержнями, поверхность которых обработана антиагдезивными составами.Масса заряда - 180 кгВремя работы - ок.1.2 с

ТТХ ракеты:Длина - 11060 ммДлина 1-й ступени - 6228 ммДиаметр корпуса - 1540 мм

Масса стартовая - 26840 кгМасса 1-й ступени - 17355 кгМасса 2-й ступени - 6860 кгМасса ГЧ - 450 кг

Дальность максимальная - 3900 км (до 4200 км по данным Широкорада и официальным данным)КВО - 1400 м

Время предстартовой подготовки - 3.5 минВремя пуска всего боекомплекта ПЛАРБ пр.667АМ - 12 ракет - 1 минГарантийный срок хранения ракет (согласно ТТЗ):- на ПЛАРБ - 7 лет- на складах - 10 лет

Тип БЧ: проектировалось несколько вариантов ракет по оснащению БЧ, испытывалась и производилась только ракета с БЧ-моноблоком. БЧ оснащена двигателем закрутки, включаемым после отделения от ступени разведения боевых блоков.- ядерная БЧ, мощность 500 кт, забрасываемая масса 450 кг;- 3 РГЧ ИН, проект, забрасываемая масса - 720 кг;- 8 РГЧ ИН, проект, забрасываемая масса - 1120 кг;

Модификации:

Носители:- ПЛАРБ К-140 пр.667АМ "Навага-М" YANKEE-II - 12 ПУ, 1 лодка. Переоборудование начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в 1972 г. Первый пуск БРПЛ Р-31 с борта ПЛАРБ К-140 пр.667АМ произведен 21 декабря 1976 г. (вероятно, с задержкой на 2 дня т.к. 19.12.1976 г. исполнялось 70 лет Л.И.Брежневу). 14 сентября 1979 г. подписано положительное заключение командующего Северным Флотом о боевых характеристиках комплекса Д-11. Летные испытания БРПЛ Р-31 завершены в 1979 г. и в 1980 г. комплекс Д-11 принят ВМФ СССР в опытную эксплуатацию. Пуски ракет по уничтожению состоялись 17 сентября - 1 декабря 1990 г.  По сообщениям СМИ все запуски состоялись успешно (по неофициальным данным это не так). ПЛАРБ К-140 пр.667АМ утилизирована начиная с 17 декабря 1990 г.

- ПЛАРБ пр.999 (проект) - разрабатывалась в ЦПБ "Волна" (главный конструктор С.М.Бавилин). Эскизный проект утвержден 26 февраля 1969 г. Проектирование начато по Постановлению СМ СССР от 1 сентября 1969 г. Вооружение - 16 БРПЛ Р-31. Постановлением от 10 июня 1971 г. намечалось завершить проектирование в феврале 1973 г. Рассматривалось 8 вариантов ракет для базирования на ПЛАРБ. В 1974 г. в ЦКБ "Волна" передана техдокументация на ракетный комплекс Д-11. Проектирование ПЛАРБ прекращено в 1974 г. в связи с изменением тематики работ ЦПБ "Волна".Водоизмещение - 8900-10000 т

Статус: СССР- 1990 г. 17 сентября - начало утилизации ракет Р-31 методом пуска, остатки ракет Р-31 в ВМФ - 16 шт.

Пуски ракет Р-31 в ходе утилизации:

Дата Описание Процент успешных пусков
17.09.1990 Успешный одиночный пуск 100% (1)
18.09.1990 Двухракетный залп, одна ракета не вышла 66.6% (3)
29.09.1990 Успешный одиночный пуск 75% (4)
30.09.1990 Два успешных одиночных пуска 83.3% (6)
01.10.1990 Трехракетный залп из шахт №№1, 2 и 3. При срабатывании ПАДа первой ракеты разорвало трубу наддува шахты, в отсек прошел выборос газов, после выхода ракеты - воды. Старт остальных ракет не состоялся. 66.6% (9)
10-11.09.1990 Пять одиночных пусков. Одна ракета не вышла. 71.4% (14)
30.11.1990 Три одиночных старта нестартовавших ранее ракет. Отказ при старте одной из ракет (неисправность). 70.6% (17)
- 1990 г. 1 декабря - прекращение программы утилизации ракет Р-31. Произведено 4 выхода ПЛАРБ К-140 в море. Из 16 ракет успешно стартовали с первого раза 10 ракет (62.5%), из оставшихся 6 повторно успешно стартовали 2 ракеты. Позже 4 ракеты утилизированы на берегу. Общий процент успешных пусков (включая повторные) - 70.6%.

Источники:Карпенко А.В., Шумков Н.И. Морские комплексы с баллистическими ракетами. С.-Пб., М., 2009 г.НПО "Алтай" - 50 лет. // Бийский вестник. №1-2 / 2009 г.ОАО "НПО "Искра". Сайт http://www.npoiskra.ru/, 2010 г.ОАО ФНПЦ "Алтай". Официальный сайт http://frpc.secna.ru, 2011 г.ПЛАРБ - проект 667АМ "Навага-М". Сайт http://submarine.id.ru, 2010 г.Ракетно-космическая техника разработки НПО "Искра". Презентация. 2008 г.СКБ-385, КБ Машиностроения, ГРЦ "КБ им.академика В.П.Макеева". М., "Военный парад", 2007 г.Широкорад А.Б., Оружие отечественного флота. 1945 - 2000. Минск, Харвест, М., Аст, 2001 г.Штурм глубины. Сайт http://www.deepstorm.ru, 2010 г.Encyclopedia Astronautica. Сайт http://astronautix.com, 2010 г.

militaryrussia.ru

Истребитель Поликарпова И-17

Истребитель

ОКБ Поликарпова

В проблеме создания в СССР накануне Второй мировой войны новых боевых самолётов основным болезненным вопросом представляется неудача в деле разработки достойного самолёта-истребителя, способного заменить поликарповский И-16 уже в 1939-40 гг. Неудача эта всегда представлялась досадной, особенно на фоне заметных усилий, прилагаемых для развития и совершенствования советской авиации.

В годы войны рядовыми лётчиками нередко высказывалось простодушное мнение: а почему Николаю Поликарпову не пришла в голову мысль переделать свой "ишачок" под рядный двигатель жидкостного охлаждения, например под М-105, адаптировав имеющийся планер под новый мотор, не занимаясь созданием нового самолёта. Для начала понадобился бы только новый фюзеляж, а там, глядишь, и другие изменения в ходе развития могли появиться... В итоге такая машина могла оказаться сопоставимой по своим характеристикам и боевым возможностям с основным противником - немецким истребителем "Мессершмитт" Bf 109.

Мало кто из строевых пилотов на самом деле знал о существовании опытного истребителя И-17, в сущности - того самого варианта "ишачка" с рядным двигателем жидкостного охлаждения. Поначалу он развивался вслед за И-16 с разницей примерно в один год, однако шло время и временной разрыв в судьбе двух машин неуклонно увеличивался. И-16 строился серийно и продолжал совершенствоваться, а "семнадцатый" так и остался в категории опытных. Почему И-17 не пошёл в большую жизнь? Однозначного ответа нет, можно назвать множество причин и обстоятельств, повлиявших на судьбу этого интересного самолёта.

В истории И-17 наблюдаются определённые параллели с двумя всемирно известными самолётами-истребителями - немецким Bf 109 и английским «Spitfire». Создаваемые в одно время, они имели весьма схожую компоновку и почти равные первоначальные лётные характеристики. К вопросам сходства следует отнести многоступенчатую историю проектирования, постройки и испытаний, наличие конкурентов. Можно назвать и отличия - И-17, например, создавался с учётом весьма ограниченных возможностей отечественной авиапромышленности по части технологии и применямых материалов. В свою очередь, более высокий технический уровень авиапромышленности Германии и Англии, позволил конструкторам Вилли Мессершмитту и Реджинальду Митчеллу создать конструкции, которые оставались современными годами.

В Англии особое внимание уделили доводке крыла как главного аэродинамического элемента. Труды не пропали даром - «Спитфайр» даже при невысокой нагрузке на крыло и сопоставимом по мощности двигателем (с И-17) первым вплотную приблизился к отметке скорости 600 км/ч. Немудрено, что работы вокруг этого аппарата прикрывались завесой секретности.

«Мессершмитт» также уверенно преодолел 500 километровую отметку (хотя и не сразу).

В отношении обоих этих самолётов можно сказать - они были необходимы и скоро пошли в серию. В случае с И-17 всё, как говорится, совсем наооборот. Заводы строят И-16, Главный конструктор обещает на этой машине в 1937 г. дать 520 км/ч. Спрашивается, зачем ещё один новый истребитель, который не обещает на данный момент заметных преимуществ? Одним словом, интереса к И-17 в советской авиапромышленности особенного не было. А то чего бы посылать в 1936 г. новую машину на открытую для всеобщего обозрения парижскую выставку.

Период 1929-34 гг. для советской авиапромышленности характеризовался заметными количественными изменениями, кое-где переходящими в качественные успехи, активной разработкой и внедрением в производство полноценных боевых самолётов, прежде всего истребителей. Причём последние строились преимущественно со звездообразными двигателями воздушного охлаждения. Основной причиной такой однобокости видится определенная цикличность в деле совершенствования любой техники - в конце 20-х-начале 30-х годов как раз наблюдались наибольшие успехи в развитии звездообразных двигателей. Кроме того, "звёзды" обладали меньшим весом по отношению к развиваемой мощности, не имели капризных систем охлаждения, являлись более простыми при обслуживании в зимнее время.

Начиная с 1926 г. Поликарпов пытался получить такие двигатели для своих перспективных разработок, однако обстоятельства складывались поначалу не в его пользу. Первым к закупленному во Франции "Гном-Рону" мощностью 480 л. с. (сначала - 420) получил доступ А.Н. Туполев, установивший его на И-4 (АНТ-5), удерживавший право ориентироваться на этот тип двигателя в течении нескольких лет. Поликарпову в своих работах (И-3, И-7, ДИ-2) - пришлось довольствоваться лицензионным BMW-VI, считавшимся переразмеренным и тяжёлым для установки на истребители.

Позднее Поликарпов также добивается возможности устанавливать на свои машины звездообразные двигатели. Под Гном-Рон "Юпитер" проектируется в 1927 г. истребитель И-5 (первый с таким обозначением), в 1929-30 гг. строится опытный И-б. С появлением в СССР американских звездообразных моторов Райт "Циклон" мощностью 600л.с. поликарповские И-15 и И-16 оснащаются этими двигателями и весьма успешно вписываются в требования и пожелания ВВС. Чуть позднее под "Циклоны" адаптируются И-14 П.О. Сухого и ИП-1 Д.П. Григоровича, которые также оказываются не безразличны заказчикам.

Казалось, на фоне этих убедительных достижений приобретение ещё одной лицензии на иностранный двигатель жидкостного охлаждения конструкторами замечено не будет. Речь идёт о закупленном во Франции в 1934 г. двигателе "Испано Сюиза" ("Hispano-Suiza") 12Ybrs максимальной мощностью 850 л. с. Однако именно Поликарпов, занимавшийся проблемой создания современного истребителя непрерывно, первым обратил внимание на это приобретение. Оказывается, ещё создавая в 1926-27 гг. биплан И-3, он заинтересовался лёгким и малогабаритным "Испано" новой серии 12, считая его наиболее подходящим для установки на самолёты-истребители. По ряду причин приобрести "12-й" в тот момент не удалось. Не смог в 1930 г. получить этот мотор и французкий авиаконструктор Поль Ришар, работавший в Советском Союзе по контракту. Лишь спустя три года представители СССР и Франции пришли ко взаимному согласию и советская сторона приобрела лицензию на постройку "Испано Сюиза" HS 12Ybrs.

В двух словах история фирмы "Испано Сюиза" и её изделий такова. Образовавшись в 1904 г., компания начала строить двигатели в 1915 г. Развивая тип V-образного рядного мотора жидкостного охлаждения, фирма добилась значительных успехов к концу 1-й Мировой войны. Лучшие истребители Антанты той поры - французские "Спады" и британский SE.5a оснащались "Испано" и его лицензионными копиями мощностью 140-220 л. с. В 1922-23 гг. двигатели "Испано Сюиза" типов 8Аа и 8Fd под обозначением М-4 (200 л. с.) и М-6 (300 л. с.) были скопированы в СССР и в течение ряда лет строились серийно. Начиная с середины 1920-х годов во Франции появились 12-цилиндровые "Испано" серии 12, которые, пройдя ряд модификаций с повышением мощности от 400 до 700 л. с. к 1934 г. являлись вполне современной, освоенной и надёжной силовой установкой.

В Советском Союзе производство лицензионного "Испано" под обозначением М-100 освоили в 1935 г. на моторном заводе №26 в Рыбинске. Первый М-100, развивающий мощность 750 л. с. построили в мае 1935 г., а до конца года удалось сдать 100 экземпляров. Начиная с 1936 г. выпуск М-100 неуклонно нарастал, ставились они преимущественно на бомбардировщики СБ. В опытных истребителях, разрабатываемых в этот период, применялись, как правило, штучные образцы французского изготовления HS 12Ybrs и HS 12Ycrs (пушечный).

Поскольку Поликарпов обоснованно надеялся достичь на новой машине максимальной скорости 500 км/ч, на ней до предела обжали обводы и облагородили аэродинамику фюзеляжа. Уменьшение миделя последнего и, следовательно, узость кабины заставила проектировщиков разместить лётчика под большим наклоном к вертикали - угол установки пилотского кресла составил 22°. Более высокий вес винто-моторной группы (ВМГ) вместе с системами охлаждения не должен был ухудшить маневренность, поэтому размах крыла по сравнению с ЦКБ-12 увеличился до 10 м, площадь крыла - до 17,7 м². Удельная нагрузка на крыло при этом составила 102 кг/м² и практически равнялась таковой у И-16 тип 5 (100 кг/м²).

Параллельно с проектированием ЦКБ-15, получившем в ВВС официальное обозначение И-17, во второй половине 1933 г. велись работы по его двухместному варианту - ДИ-7.

<…> В соответствии с требуемыми характеристиками проект И-17 прошёл окончательую доработку и 28 февраля 1934 г. за подписью начальника ЦКБ Ильюшина поступил в НИИ ВВС и ГУАП для утверждения. В представленом документе И-17 определялся как скоростной истребитель, в котором, наряду с высокой максимальной скоростью, обеспечивалась высокая маневренность, "особенно в вертикальной плоскости".

Самолёт строился в течение 1934 г. Конструктивно он во многом повторял И-16. Крыло с лонжеронами из стальных, хромомолибденовых труб с дюралевым поперечным набором и полотняной обшивкой оснащалось разрезными дифференциальными элеронами, способными на посадке отклоняться вниз и частично выполнять роль закрылков. Два выдвижных водяных радиатора в крыльях, указываемых в проектном варианте, заменили одним подфюзеляжным, также выдвижным. Такая компоновка обусловила схему размещения шасси с уборкой "от оси" самолёта. Топливные баки общей ёмкостью 360 л размещались в передней кромке центроплана, что позволяло частично разгрузить крыло и более эффективно использовать внутренние объёмы замоторного пространства в фюзеляже. Отчасти такое решение указывает на первоначальную задумку установить в фюзеляже авиационную скорострельную пушку, стреляющую через полый вал втулки воздушного винта. Тем не менее, вооружение первого опытного экземпляра (как, впрочем и второго) состояло из четырёх пулеметов ШКАС, размещённых в отъёмных частях крыла.<…>

И-17 (ЦКБ-19), второй опытный. Этот аппарат строился с учётом испытаний ЦКБ-15 в 1935 г. Согласно документации, сопровождающей постройку ЦКБ-19, самолёт оснастили двигателем "Испано Сюиза" HS 12Ybrs с воздушным винтом диаметром 3,0 м. Однако уже при подготовке к испытаниям в материалах весовой бригады № 6 ЦКБ указывается двигатель М-100. Вполне возможно, имела место замена двигателя, одновременно, по ряду причин (факт освоения моторным заводом, выпуск первых серийных, стремление использовать отечественное обозначение и т. д.) французкий "Испано" могли называть как М-100. Так или иначе, в дальнейшем указывался всегда М-100.

Что касается указанного диаметра воздушного винта - 3,0 м - в данном случае полной ясности нет. Трёхметровый диаметр воздушного винта представлялся наиболее благоприятным для истребителя с размахом крыла 10,0 м. Однако HS 12Ybrs и запущенный в производство М-100 при имеющемся редукторе ориентировались под двухлопастной воздушный винт диаметром 3,4 м (в самый раз для СБ). Именно поэтому ЦКБ-19 имел высоту шасси, позволяющую с минимальным безопасным зазором между концом лопасти и землёй устанавливать винт диаметром 3,4 м.

В отличие от первого опытного образца, ЦКБ-19 имел шасси другой конструкции - уборка производилась в направлении "к оси самолёта". Новая компоновка шасси позволила довести колею в стояночном положении до 2,868 м. Выпускаемые радиаторы водяного охлаждения при этом разместили сразу за шасси в корневой части центроплана. Элероны уменьшились по размаху и утратили способность к дифферинциальному отклонению - теперь роль посадочной механизации играли отклоняемые щитки площадью 1,75 м².

16 сентября 1935 г. заводской пилот Чкалов ровно в 2 часа дня совершил на самолёте первый, 8-минутный полёт. В обычной своей немногословной манере испытатель записал: "Выполнено. Лётные качество хорошие. Вибраций не замечено".

И-17 (ЦКБ-19бис), третий опытный. Иногда данную машину называют И-176ис в дальнейшем воспользуемся этим для упрощения повествования. Ведущим инженером по ней являлся Д.Л. Томашевич.

На третьем опытном экземпляре предстояло воплотить планы установки скорострельной авиапушки, размещенной в развале цилиндров двигателя и стреляющей через полый вал воздушного винта. Для определения всего данного сооружения пользовались кратким сочетанием - "мотор-пушка".

В 1934 г., в ходе приобретения французких авиадвигателей, решался вопрос и о закупке авиационных пушек (один из французких вариантов лицензионных "Эрликонов") с кинематикой боепитания, системами крепления и т. п. Советский вариант, разрабатывавшийся конструкторами Шпитальным и Комарицким на базе освоенных пулемётов ШКАС, поначалу назывался ШКАС-2, а затем стал известен как 20 мм пушкa ШВАК. Именно её и поставили на третий опытный экземпляр.

И-17бис в основном был подобен второму опытному - ЦКБ-19, но фонарь пилота видоизменился: теперь средняя его часть сдвигалась назад при неподвижном переднем козырьке. В дополнение к мотор-пушке в отъёмных частях крыла устанавливались 2 пулемёта ШКАС, предусматривалась и подвеска бомб общей массой 100кг. Самолёт внешне отличался от "девятнадцатого" верхним фюзеляжным люком для установки пушки и маслорадиатором, расположенным на левой нижней части капота.

И-176ис, оснащённый двигателем М-100А №601 впервые взлетел в начале ноября 1936 г. поднимал его лётчик-испытатель К.К. Попов.

В начале 1937 г. приступили к испытаниям пушечного вооружения на полигоне под Ногинском. Мотор-пушка действовала безотказно.

10 февраля 1937 г., при возвращении с полигона в Щёлково неожиданно остановился мотор. Пилотировавший самолёт Степанчонок совершил вынужденную посадку на околице деревни Елино. Сам пилот комментировал событие следующим образом: "Садиться решил не убирая шасси на окраине деревни, т. к. в случае капота местные жители могли помочь выбраться из самолёта".

На посадке правая стойка сложилась, вследствие чего правая часть крыла получила повреждения.

Самолёт отправили для ремонта на авиазавод № 84, где он находился до лета 1938 г. После проверки поведения машины в воздухе в июне 1938 г. И-17бис вновь передали на испытания вооружения. В период с 7-го по 10 августа 1938 г. летал Томас Сузи, который произвёл в воздухе 661 выстрел, при среднем зафиксированном темпе стрельбы 963 выстрела в минуту. Отмечалось, что эксплуатация системы сложностей не вызывает, все элементы работают исправно, вредного влияния на работу мотоустановки не наблюдается. Недостатком, по мнению Сузи, являлся не очень удачный гильзоотвод - стреляные гильзы с силой били по правому крылу.

В дальнейшем предполагалось продолжение госиспытаний, самолёт находился на территории авиазавода № 84. К ноябрю прибыл экипаж из НИИ ВВС, 10 ноября был выполнен контрольный полёт (лётчик не установлен). В последующие дни резко испортилась погода и полёты приостановили. Далее события можно обозначить так - до и после гибели Валерия Чкалова. После катастрофы И-180 полёты самолётов Поликарпова явно затормозились...

И-17бис не летал и находился на базе завода №84 вплоть до марта 1939 г. Дальнейшая его судьба не ясна. <…>

Несмотря на проявленный интерес со стороны ВВС, в 1938 г. предпочтение по прежнему отдали машинам с двигателями воздушного охлаждения. Начали проектироваться и строиться И-180 Поликарпова, И-28 Яценко, И-220 Сильванского и И-207 Боровкова и Флорова.

Лишь с появлением двигателей М-105 и в ожидании М-106, а затем М-107, в 1939 г. началась полноценная работа по созданию самолётов под эти силовые установки. Из почти десятка различных проектов наиболее жизнеспособными оказались И-26 (Як-1) и И-301 (ЛаГГ-3), поставившие, наконец, точку в этой затянувшейся истории.

Михаил Маслов.

ЦКБ-15 ЦКБ-19 ЦКБ-19бис ГеометрияСиловая установкаМассы, кгЛётные данныеВооружение
Экипаж, чел. 2 1 1
Длина самолета, м 7,4 7,365 7,425
Размах крыла, м 10,0 10,0 10,0
Площадь крыла, м² 17,7 17,65 17,65
Hispano-Suiza HS 12Ybrs HS 12Ybrs М-100А (пуш.)
Мощность, л.с. 800 800 750
Вес пустого 1350 1560 1465 (1533)-расч.
Полетный вес 1823,29 1916,22 1950 (2020)-расч.
Максимальная скорость км/ч 455 485 данных нет
на расч. высоте, м 3380    
Потолок, м   9700  
Число пулеметов 4хШКАС 4хШКАС ШВАК и 2хШКАС

Источники

  • "История конструкций самолетов в СССР,1938-1950гг." /В.Б. Шавров/
  • "Остроносый «Ишачок»." /Михаил Маслов, Авиация 2001г./

www.airpages.ru