В Общественной палате поддержали необходимость реформы ООН. Реформа оон 2018


Холодная война и реформа ООН: генсек организации обозначил свою позицию

13:5223.04.2018

(обновлено: 14:44 23.04.2018)

126761018

Бесспорно, ООН должна меняться вместе с меняющимся миром. Но меняться в худшую сторону совершенно необязательно.

Генсек ООН Антониу Гутерриш признал неэффективность Совбеза ООН и заявил о возвращении холодной войны. Что касается Совета Безопасности, то, по мнению главы организации, этот орган больше не отражает баланс сил в мире и не соответствует современным реалиям. Он отметил, что некоторые страны злоупотребляют правом вето. Уж не знаю, кого он имел в виду. Россию? США? Действительно, они регулярно пользуются этим инструментом. Но в любом случае это весьма тревожное заявление. Доподлинно неизвестно, что думает генсек ООН по поводу необходимости самого права вето в современных реалиях. Но очевидно, что именно этот традиционный механизм до сих пор позволяет соблюдать хоть какую-то глобальную устойчивость. При этом очень многие политические силы и отдельные деятели хотят лишить постоянных членов Совбеза этого основополагающего права. Такие разговоры ходят давно. Инициативы появляются тоже с завидной регулярностью. Причем некоторые доходят до полного абсурда: лишить права вето не всех постоянных членов СБ, а только Россию. И здесь высказывание Гутерриша о злоупотреблениях волей-неволей играет авторам этой идеи на руку. 

Здание ООН в Нью-ЙоркеМнение: реформа ООН нужна, вопрос в том – какая именноНе секрет, что нередко Российская Федерация вносит на рассмотрение Совета Безопасности очень важные резолюции, которые автоматически блокируются – коллективно или по отдельности – его западными членами: США, Великобританией и Францией. Блокируются только потому, что авторство принадлежит Москве. Часто Россия и Китай выступают с совместными проектами решений, которые также в штыки воспринимаются оставшейся "тройкой" постоянных членов Совбеза. Если право вето будет ликвидировано, западные страны, например, простым большинством смогут проводить любые выгодные им резолюции. Учитывая, образцы безответственного поведения Запада в отношении суверенных государств в разных точках мира, можно себе представить, чем такая "реформа" чревата. Кстати, генсек ООН подчеркнул, что полная реформа организации невозможна без внесения изменений в работу Совета Безопасности. Объясняется необходимость переформатирования главной международной организации, в частности, ее неспособностью урегулировать сирийский конфликт. 

Что греха таить, в известной степени так и обстоит дело. Но при всем при том, Организация Объединенных Наций остается ключевой площадкой для диалога и обсуждения узловых проблем человечества. Пусть и не вполне эффективной. Но какой она будет после реформы? И какой будет сама реформа? Кто, если говорить более конкретно, будет одобрять изменения в работе Совбеза: все члены ООН или, к примеру, только постоянные и, в довесок, непостоянные члены Совета Безопасности, на которых можно воздействовать теми или иными способами для достижения нужного результата? Это вопросы без ответов. Но то, что проблема реформирования ООН озвучена ее руководителем – очень симптоматично. Тем более что он, по сути, стоит на позиции Вашингтона, который инициировал и настаивает на видоизменении организации: мол, на нее тратится слишком много средств при невысокой отдаче. Бесспорно, ООН должна меняться вместе, пусть это и звучит банально, с меняющимся миром. Надо, кстати, сказать – меняющимся не в лучшую сторону. Владимир Путин также признавал необходимость реформы, о которой активно говорят на Западе. Но сделал важнейшее уточнение: изменения должно поддержать большинство участников международного сообщества. Будет ли так в реальности? Опять безответный пока вопрос.

Министр финансов США Стивен Мнучин во время брифинга в Белом доме. Архивное фотоЭксперт об эффекте от санкций: в США выдают желаемое за действительноеЧто же касается холодной войны, о возвращении к которой заявил Антониу Гутерриш, то генеральный секретарь сделал поправку. По его версии, нынешняя ситуация значительно отличается от той, которая была во времена СССР. По одной-единственной причине: Вашингтон и Москва не контролируют всех остальных, как это было прежде. Иными словами, двух однородных блоков нет, что и демонстрирует активность на Ближнем Востоке самых разных государств, отстаивающих собственные или групповые интересы вне зависимости от политики США или России. Хотелось бы расширить аргументацию Гутерриша и сказать вот еще о чем. А точнее, напомнить. В прошлом веке противостояли две системы, две идеологии, два мировоззрения. Сегодня идеологическое противостояние – социализм против капитализма – ушло в прошлое. Экономика РФ, в отличие от советской, завязана на внешние рынки. А так называемая "российская агрессия", о которой столько кричат на Западе – это лишь ответ Москвы на недружественные действия самого Запада, такие, как расширение НАТО. Так что по факту никакой холодной войны нет. А есть лишь стремительная деградация отношений, которые, по идее, вполне можно было бы поддерживать в минимально приличном состоянии. 

Автор Сергей Ильин, радио Sputnik

У радио Sputnik отличные паблики ВКонтакте и Facebook. А для любителей короткого, но емкого слова, — Twitter.

ria.ru

Декларацию Трампа о реформе ООН подписали 128 стран

17:5318.09.2017

(обновлено: 19:33 18.09.2017)

12145981688

МОСКВА, 18 сен — РИА Новости. Предложенную США декларацию о реформе ООН уже подписали 128 из 193 государств, цитирует агентство Sputnik слова американского постпреда при ООН Никки Хейли.

Президент США Дональд Трамп. Архивное фотоТрамп заявил о неправильном управлении ООН

"Отклик, который мы получили, был просто фантастическим", — заявила она на открытии форума по реформированию организации.

В свою очередь, президент США и автор инициативы Дональд Трамп отметил, что потенциал ООН не раскрыт из-за бюрократии и неправильного менеджмента.

"Мы не видим результатов, соответствующих нашим вложениям… Нам нужна ООН, которая восстановит доверие людей по всему миру… ООН не должна быть заложником прошлых методов, которые не работают", — добавил он.

Подготовленная декларация состоит из десяти пунктов. В ней США призывают внести изменения в структуру ООН, чтобы улучшить координацию работы в различных сферах. Достичь этого следует, по мнению Соединенных Штатов, в том числе за счет сокращения штата сотрудников организации.

Президент США Дональд Трамп. Архивное фотоПохоже на диктат. В СФ прокомментировали инициативу Трампа по реформе ООНТрамп неоднократно критиковал ООН, отмечая, что больше всего средств в ее казну поступает из американского бюджета. По его словам, несправедливо, что Вашингтон тратит каждый год на программы ООН около десяти миллиардов долларов — сумму, во много раз превосходящую вклады других ее членов.

В России к предложенной реформе отнеслись настороженно. Постпред при ООН Василий Небензя допустил, что Москва не подпишет документ, так как "декларацией реформу ООН не проведешь и ООН не изменишь". По его словам, организацию необходимо реформировать в результате межправительственного процесса.

Председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил, что Россия не готова поддержать проект, так как предложенная США реформа приведет к снижению роли ООН и формированию однополярного мира.

ria.ru

Реформы ООН: новые возможности

Реформы ООН: новые возможности 24 октября отмечается день ООН. В последние годы все чаще звучат предложения о реформировании организации. Последнюю реформу, которую предложил Трамп, поддержало более 140 из 193 стран, однако до конкретных изменений так и не дошло. В то же время реформа организации необходима. О ней недавно говорил Владимир Путин, но необходимо достигнуть консенсуса в масштабах изменений.

Попытки реформирования и право вето

ООН, которая создавалась после Второй Мировой войны, формально выполняет основную задачу своего существования. Третьей мировой войны за 72 года не произошло и, несмотря на множество очагов напряженности, пока нет никаких предпосылок для того, чтобы ситуация изменилась.

Тем не менее, ООН сейчас все больше и больше является площадкой для регулярных споров между ее участниками. А главные споры проходят в рамках Совета безопасности, который, согласно уставу, «несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности». Совет безопасности состоит из 15 членов ООН, 5 из которых являются постоянными и обладают правом вето (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция). Еще 10 стран избираются на двухлетний срок.

Именно право вето в СБ ООН в последнее время подвергается активной критике, так как именно это право часто рушит планы одной из группировок в СБ. «Согласно сайту ООН, с 1946 г. в ходе открытых заседаний постоянные члены СБ использовали право вето 237 раз, чаще всего при рассмотрении положения на Ближнем Востоке и на Юге Африки, 41 раз — чтобы не допустить принятия в ООН новых членов и примерно столько же — чтобы блокировать назначение нового генерального секретаря», — сообщает ТАСС.

Еще в 2014 году Франция предложила странам добровольно отказаться от использования права вето: «Мы бы хотели, чтобы решение об отказе от вето было принято добровольно и коллективно пятью постоянными членами Совета Безопасности, обладающими этим правом. Эта процедура будет распространяться на массовые злодеяния: такие как геноцид, преступления против человечности или военные преступления, совершаемые в массовых масштабах», — говорилось в сообщении. Тогда инициатива не была поддержана, так как по столь расплывчатую формулировку могли попадать разные события. А неабсолютное право вето привело бы к возникновению еще большего числа конфликтов, но уже между постоянными членами СБ ООН.

Также звучали предложения о необходимости расширения состава постоянных членов СБ ООН. Об этом говорила Ангела Меркель на встрече государств G4 (Германии, Бразилии, Индии и Японии) в 2015 году.

Менее радикальной точки зрения придерживается Великобритания. Тереза Мэй признает необходимость реформ, но считает необходимым сохранение статуса организации: «ООН необходимо реформировать, но организация по-прежнему остается крайне необходимой», — сказала она.

В этом году с инициативой реформирования ООН выступил и президент США Дональд Трамп: «ООН не полностью раскрыла свой потенциал из-за бюрократии и неправильного управления», — отметил президент. Помимо реформирования Трамп предложил оптимизировать расходы организации, так как сейчас ООН неэффективно тратит выделяемые средства. Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя заявлял, что Москва не готова поддержать предлагаемую Трампом реформу, но Россия согласна с тем, что организацию необходимо менять.

То есть между странами есть консенсус относительно того, что ООН требует реформирования, но нет единства в определении границ этого реформирования.

Зачем нужны реформы?

Трамп говорит о нераскрытом потенциале и сокращении бюджета, но истинная причина заключается в том, что для некоторых стран ООН становится бременем при попытках реализации национальных интересов во внешней политике. Например, Россия блокировала резолюции по Ливии, что, однако, не помешало США организовать в стране государственный переворот. Кроме того, история показывает, что у ООН не так много эффективных мер воздействия на страны, которые действуют против ее резолюций. Наилучшим свидетельством здесь является бомбардировка Югославии 1999 года, которая с точки зрения международного права, является абсолютно преступной, о чем Путин напомнил на недавнем форуме в Сочи.

На том же мероприятии Путин подчеркнул важность ООН для мира. «Да, помимо ООН существует множество региональных организаций, но ООН была и остается главным гарантом международной стабильности», — отметил президент.

Страны, которые стараются реформировать ООН, заинтересованы в переделе сфер влияния и изменения статуса-кво в системе международных отношений. Чем масштабнее предлагаемые реформы, тем больше амбиции страны, которая эти изменения прилагает. Россия в этом вопросе выступает за мягкие изменения. Россия выступает против вмешательства в институт права вето в СБ, а также против расширения состава постоянных членов за счет союзников США и Германии, которые в последствии будут предпринимать попытки по навязыванию коллективных решений.

Перспективы

Для масштабных изменений в ООН необходимо согласие всех постоянных стран-участниц СБ. При современном распределении сил представить такую перспективу довольно сложно. Новый Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш будет занимать свою должность до 2022 года (с возможностью повторного избрания), поэтому кардинальных изменений не следует ожидать и по этому направлению.

По мнению первого зампред Совета Федерации по международным делам Владимира Джабарова, серьезное реформирование ООН в ближайшее время не состоится из-за позиции России по этому вопросу: «Прежде чем приступать к реформированию, надо подготовиться. Американцы хотят ограничить нас в праве вето. Вряд ли у них это получится. Право вето позволяет сохранять баланс в мире. Нельзя пускать сценарий по негативному варианту. Ломать старое, не предлагая новой концепции, как это сделает Трамп, означает лишь, что можно лишиться организации. Безусловно, ООН и Совет безопасности в последние годы не так интенсивно работают, в том числе и потому, что США не согласовывают свои шаги с Совбезом. Может, реформа и назрела, но без консенсуса, согласования с членами ООН ее провести невозможно», — отметил эксперт.

Влияние ООН и СБ будет снижаться, но главное, чтобы организации имели возможность воздействия при решении конфликтных ситуаций.

Авторы: Владимир Завьялов, Иван Нестеренко

actualcomment.ru

Как предлагали реформировать ООН. Досье - Биографии и справки

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил, что Совет Безопасности ООН "уже не представляет мир сегодня", а право вето "стало инструментом, который используется слишком часто". При этом без реформы Совбеза не может быть полноценной реформы всей ООН, уверен генсек. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о некоторых предложениях по совершенствованию работы ООН, выдвинутых в разные годы.

Механизмы поиска и принятия решений

Необходимость в реформе продиктована изменениями реалий за 70 лет существования ООН, увеличением числа государств-членов (с 51 в 1945 году до 193 в настоящее время), выявлением недостатков функционирования ряда структур. Вопрос о модернизации организации обсуждался как в ходе международных форумов, так и на заседаниях руководящих органов ООН.

Спецпроект на тему

Еще в 1997 году генеральный секретарь ООН Кофи Аннан (1997-2006) предложил план, в котором были сформулированы основные принципы реформы, направленной на оптимизацию работы организации. Для выработки предложений были созданы Специальная рабочая группа, Группа по операциям ООН в пользу мира, Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам ("Группа мудрецов"). Они представили свои рекомендации по пересмотру существующих обязательств государств-членов; проведению масштабной институциональной реформы; увеличению объемов финансирования.

В 2002 году был разработан второй пакет реформ "Программа дальнейших преобразований", направленных на защиту прав человека, гуманитарной деятельности ООН и т. д. В 2005 году Аннан обнародовал доклад по реформированию ООН "В условиях большей свободы — к безопасности, развитию и соблюдению прав человека для всех", ставший основой для последующих дискуссий. Вступивший в должность генсека в январе 2007 года Пан Ги Мун (до 2017 года) инициировал межправительственные переговоры о выработке предложений по дальнейшему реформированию ООН.

Часть рекомендаций по улучшению работы организации уже реализована, по ряду проблем дискуссии продолжаются. Они ведутся по нескольким направлениям: функционирование агентств в системе ООН, реформа Генеральной Ассамблеи (ГА), расширение Совета Безопасности (СБ) и права вето, финансирование организации и миротворческих операций и т. д.

Для решения по всем вопросам реформы ООН при голосовании в Генеральной Ассамблее необходима поддержка 2/3 государств-членов. Кроме того, любое изменение Устава ООН для вступления в силу требует одобрения всеми постоянными членами СБ.

Реформа Секретариата и организаций в системе ООН

Реформа Секретариата ООН началась в 1997 году. Тогда в его структуре был образован Департамент по разоружению, а также была введена должность первого заместителя генерального секретаря ООН. В 2007 году масштабные изменения коснулись миротворческой деятельности — Департамент операций по поддержанию мира был разделен на две самостоятельные структуры, появился новый орган — Департамент полевой поддержки. В октябре 2014 года была образована независимая Группа высокого уровня по операциям в пользу мира. В настоящее время среди мер перестройки работы Секретариата рассматриваются предложения о расширении полномочий генерального секретаря.

Реформа коснулась и других организаций. Например, в 2005 году была учреждена Комиссия по мироустройству, в 2006 году Комиссию ООН по правам человека заменил более компактный и наделенный большими полномочиями Совет по правам человека. А в 2010 году была создана структура по вопросам гендерного равенства и расширения возможностей женщин — "ООН-женщины". В настоящее время государства-члены ООН прорабатывают вопрос о реформировании Международного суда.

Реформа Генассамблеи

Согласно уставу, Генеральная Ассамблея является главным совещательным, директивным и представительным органом ООН и форумом для многостороннего обсуждения всего спектра международных вопросов. При этом ее решения не обладают нормативной силой. В 2003 и 2004 годах Генассамблея приняла две резолюции (резолюции 58/126 от 19 декабря 2003 года и 58/316 от 1 июля 2004 года).

В них изложены конкретные меры по упорядочению работы ассамблеи, рационализации ее повестки дня, улучшению практики и методов работы главных комитетов. Среди этих мер особо выделены: подотчетность Совета Безопасности Генеральной Ассамблеи, взаимодействие председателей Генассамблеи, Совбеза, Экономического и Социального Совета, рациональное использование средств финансирования.

Реформа Совета Безопасности

Основные разногласия вызывает вопрос о будущем Совета Безопасности. В настоящее время это ключевой орган ООН, отвечающей за поддержание международного мира и безопасности. В его составе 15 членов. Пять постоянных членов — США, Великобритания, Россия, Франция и Китай — обладают правом вето. Непостоянные члены СБ избираются на двухлетний срок. Состав СБ расширялся лишь однажды — в 1963 году, когда количество членов СБ было увеличено с 11 до 15 за счет непостоянных членов. Причиной этой мини-реформы стало резкое увеличение членов ООН (с 51 до 113) и необходимость обеспечить развивающимся странам возможность участия в работе СБ (поправка к Уставу вступила в силу в 1965 году).

В следующий раз вопрос о расширении состава СБ был включен в повестку Генассамблеи в 1979 году, а в 1993 году ГА учредила рабочую группу для его рассмотрения. Результатом работы этой группы стала резолюция ГА 53/30 от 23 ноября 1998 года. Этот документ подтвердил важность достижения общего согласия и постановил "не принимать никакой резолюции и никакого решения по вопросу о справедливом представительстве в СБ и расширении его членского состава и по связанным с этим вопросам, если за это не будут поданы по крайней мере две трети голосов ГА". Таким образом, эта резолюция исключила принятие скоропалительных решений и обеспечила взвешенный подход к решению проблемы.

В 2005 году два варианта реформы Совбеза предложил Кофи Аннан:

• "План A" подразумевал увеличение числа участников до 24 за счет шести новых постоянных членов, плюс трех новых непостоянных членов.

• "План B" заключался в создании восьми новых мест, которые будут переизбираться каждые четыре года, плюс одно непостоянное место, также при общем числе 24.

Сегодня все члены ООН разделяют мнение о необходимости реформирования СБ для придания большей эффективности его работе, но пока нет варианта, который устроил бы подавляющее большинство государств-членов. Так, "группа четырех" в составе Германии, Японии, Индии и Бразилии еще в 2005 году представила проект реформы СБ, в соответствии с которым число его постоянных членов должно увеличиться на шесть, а непостоянных — на четыре. При этом вопрос о праве вето они намерены поднять только через 15 лет после расширения СБ.

Другая группа — "Единство во имя согласия". В нее входят Италия, Алжир, Мексика, Канада, Пакистан, Южная Корея, Аргентина, Колумбия, Коста-Рика, Кения, Испания, Турция, Индонезия и некоторые другие развивающиеся страны. Они предлагают расширить состав Совета за счет еще 10 непостоянных членов и ограничить право вето постоянных членов.

Свой вариант реформы Совета представил Африканский союз. Он предусматривает увеличение членов СБ до 26 путем создания 11 дополнительных мест, шесть из которых постоянные, причем африканские страны претендуют на два таких места. Ключевым пунктом этого проекта является предоставление новым постоянным членам права вето.

Нет единства и среди постоянных членов СБ. Так Франция и Великобритания уже отказались от использования права вето в тех случаях, когда обсуждаемая СБ ООН резолюция касается особо серьезных случаев, например массовых преступлений, и призывают к этому других. Россия, США и Китай выступают за сохранение существующего права постоянных членов блокировать принятие определенных решений. При этом все постоянные члены СБ поддерживают идею расширения состава СБ до "чуть более 20 членов".

 

Помимо расширения численного состава СБ и права вето, широко обсуждается вопрос об активизации деятельности Военно-штабного комитета (в структуре СБ) и создания вооруженных сил ООН, рассматривается возможность введения мер, гарантирующих демократичность процесса принятия решений, таких как приглашение конфликтующих сторон для участия в заседаниях до принятия принципиально важных резолюций.

Проблемы финансирования

Регулярный бюджет ООН формируется за счет взносов государств-членов, которые помимо этого делают отчисления в бюджеты международных уголовных трибуналов для Руанды и бывшей Югославии, а также операций по поддержанию мира. В 2016-2017 годах бюджет составляет $5,4 млрд. Доля каждого государства высчитывается по утвержденной Генассамблеей формуле, исходя из среднего показателя ВВП за десятилетний период с учетом дохода на душу населения и внешней задолженности. Взнос США - самый большой - 22%, затем следуют Япония (9,7%), Китай (7,9%), Франция (4,9%), Великобритания (4,5%). Россия вносит сумму, равную 3% бюджета ООН, маленькие и неразвитые страны - по 0,001%.

Неравное участие в финансировании и постоянно возникающие споры между странами так или иначе влияют и на деятельность организации. Развитые страны (Германия, Япония и др.), доля финансирования которых превышает поступления от некоторых постоянных членов Совета Безопасности, требуют наделения их соответствующим статусом в СБ или снижения их доли за счет увеличения взносов постоянных членов совета.

США также выражают недовольство по поводу высоких взносов в бюджет ООН. Администрация Дональда Трампа намерена сократить финансирование организации за счет ряда реформационных мер. Президент уже направил в Конгресс США просьбу сократить или прекратить прямое финансирование ООН и аффилированных агентств, "чья миссия не продвигает внешнеполитические интересы США". 

tass.ru

В Общественной палате поддержали необходимость реформы ООН

МОСКВА, 23 апр — РИА Новости. Реформа ООН необходима, но она должна сохранить существующий состав организации и гарантировать всем государствам-членам равные права, заявила РИА Новости председатель комиссии ОП РФ по развитию общественной дипломатии, гуманитарному сотрудничеству и сохранению традиционных ценностей Елена Сутормина.

Штаб-квартира Организации объединенных наций в Нью-Йорке. Архивное фотоСлуцкий предположил, для чего США выступают за реформу ООНГенеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш в воскресном интервью телеканалу SVT признал структурные проблемы Совета Безопасности и заявил о возвращении "холодной войны". При этом генсек ООН отметил, что современная ситуация значительно отличается от той, которая была во времена СССР. Гутерреш заявил, что организация больше не отражает баланс сил в мире и не соответствует современным реалиям. По его мнению, некоторые страны злоупотребляют правом вето. Генсек подчеркнул, что полная реформа невозможна без внесения изменений в работу Совбеза. Гутерреш также признал неспособность ООН урегулировать сирийский конфликт.

"Очевидно, что без ООН не обойтись, она глобально позволяет сохранять мир, но реформы нужны. Однако вместе с тем любые изменения должны вноситься аккуратно и только с согласия всех основных участников организации. Необходимо вспомнить, зачем она была создана? Чтобы стабилизировать мировую обстановку, чтобы одинаково соблюдались права всех, и никто не считал своё право выше другого, поскольку право – единое для всех, чтобы ни у кого не было желания вмешиваться в суверенитет другого, чтобы не повторились ужасы Второй мировой войны", — отметила Сутормина.

Члены Совета Безопасности голосуют во время заседания Совета Безопасности ООН по вопросу о прекращении огня в Сирии. 24 февраля 2018Холодная война и реформа ООН: генсек организации обозначил свою позициюОна уточнила, что в случае осуществления реформы особое внимание необходимо уделить Совбезу ООН. По ее словам, он должен сохранить статус всех государств, которые в него входят.

"Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Однако, некоторые, постоянно накладывают право вето на те решения, которые лично им не нравятся, и не позволяют творить, что угодно. Поэтому стоит проработать этот механизм", — сказала Сутормина.

Она подчеркнула, что ООН — "организация большинства наций, народов, стран", поэтому должна стремиться к максимальной объективности.

ria.ru

Что американцы хотят сделать с ООН - ЭкспертРУ

США, Германия, Великобритания, Канада, Япония, а также еще 137 стран заявили в Декларации в поддержку реформы ООН о своей помощи в осуществлении конкретных изменений в системе Всемирной организации и призвали ее главу Антониу Гутерриша возглавить реформу. Текст документа, который состоит из 10 пунктов, размещен на сайте американской дипмиссии при ООН. Между тем, разработанную Вашингтоном декларацию не поддержали 56 стран, среди них три постоянных члена Совбеза ООН - Россия, Китай и Франция, сообщает Российсская газета.

"Не уверен, что мы подпишем эту декларацию. Многие из идей, которые там изложены, они, конечно, важны и идут в русле предложений, который выдвигает генеральный секретарь, но декларацией реформу ООН не проведешь", цитирует ТАСС постпреда РФ при ООН Василия Небензю.

По словам российского постпреда, "повысить эффективность ООН можно только путем межправительственных переговоров. Предлагаемый же США документ - это декларация стран, которые придерживаются схожих взглядов по этому вопросу, но это не есть инструкции генеральному секретарю, как перестроить организацию".

В свою очередь, председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил, что предложенный США проект реформы ООН — это шаг к однополярному миру, который РФ не готова поддержать, об этом сообщает РИА Новости.

"В концепции внешней политики РФ четко прописано, что мы за сохранение безальтернативной роли ООН, которая за десятилетия, собственно, свою безальтернативность доказала… Реформа ООН имени Трампа нам представляется неким знаковым в их системе координат шагом к однополярному мироустройству и к снижению роли ООН в формируемой сегодня архитектуре 21 столетия… На сегодня мы этот процесс поддержать не готовы или заявить о своем в нем участии ",- сказал Слуцкий в кулуарах 72-й сессии Генассамблеи ООН.

При этом он добавил, что Россия не выступает против реформы в целом, однако таковая должна происходить в ходе полноценного диалога, а не "путем создания закулисных коалиций". Неучастие РФ и КНР в обсуждении реформы, инициированной президентом США Дональдом Трампом, по мнению Слуцкого, говорит именно о закулисном характере решения.

Декларация содержит 10 пунктов. Американская сторона призывает в ней изменить структуру ООН, чтобы улучшить координацию работы между различными подразделениями. Сделать это предлагается в том числе и за счет сокращения количества персонала.

"Мы не видим результатов, соответствующих нашим вложениям, - заявил президент США Дональд Трамп. - Нам нужна ООН, которая восстановит доверие людей по всему миру. ООН не должна быть заложником прошлых методов, которые не работают".

Трамп уже неоднократно отмечал ранее, что Вашингтон ежегодно тратит на программы ООН около 10 миллиардов долларов - эта сумма в разы больше, чем вкладывают в Организацию другие ее члены.

"Хотя регулярный бюджет ООН возрос на 140 процентов, а число сотрудников увеличилось более чем вдвое с 2000 года, мы не видим результатов подобного инвестирования", - отметил Трамп.

Также, по его словам, все страны - члены ООН должны вносить равный вклад как в военном, так и в финансовом плане. "Мы также просим, чтобы каждая миротворческая миссия имела ясно определенные цели и контрольные показатели для оценки, насколько успешно она проводится, - подчеркнул он. - Если мы будем работать сообща и претворять в жизнь реформы, ООН возродится как более эффективная сила в деле укрепления мира и гармонии на планете".

Проект федерального бюджета США на 2018 финансовый год предполагает сокращение финансирования миротворческих миссий ООН на 1 миллиард долларов. Кроме того, могут быть урезаны и взносы в бюджеты различных международных организаций, включая ооновские структуры.

expert.ru

Реформа ООН и проблема завышенных ожиданий — Клуб «Валдай»

Призывы к реформе ООН в действительности означают её преобразование в двух разных областях: бюрократия и расточительность, с одной стороны, и роль в мире – с другой, сказал в интервью ru.valdaiclub.com Рейн Мюллерсон, профессор Таллиннского университета.

В настоящий момент имеются две инициативы. Первая – это программа реформ Генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша; вторая – это то, что предложил президент Дональд Трамп.

Очевидно, что ООН нуждается в реформах: у неё есть одна большая и множество мелких проблем, касающихся работы Секретариата ООН, разных полевых миссий, бюрократии и отсутствия прозрачности. Например, программа «Нефть в обмен продовольствие» против Ирака выявила серьёзную коррупцию внутри ООН.

Одна из проблем в том, что ООН не функционирует надлежащим образом, когда дело доходит до её главного предназначения: поддержание и сохранение мира и безопасности во всём мире. Это две совершенно разные области, поэтому одно нужно отделять от другого – по крайней мере, ещё какое-то время.

Генеральный секретарь ООН может разобраться с первой группой проблем, бюрократией и проблемами с разными организациями ООН, хотя это нелегко сделать, потому что большая их часть не зависят от него. Внутри ООН имеется институциональная инерция, и многое зависит от того, поддерживают эти реформы страны – члены ООН или нет. Государства пообещали оказать поддержку этим усилиям, приняв декларацию из 10 пунктов, чтобы выразить своё одобрение инициативам Генерального секретаря.

Кроме того, ООН не работает надлежащим образом над сохранением мира и безопасности. Правительство США взялось теперь за это дело по нескольким причинам. Одна из них заключается в том, что Трамп и его администрация разочарованы проблемой Северной Кореи, которая не решается. Другая – в том, что санкции ООН не предотвратили дальнейшее развитие ядерной и ракетной программ Северной Кореи.

Наконец, до прихода в Белый дом администрации Трампа США не смогли продавить ливийский сценарий для Сирии через ООН: объявить, что ситуация в этой стране угрожает миру и безопасности на земном шаре, и уполномочить государства ООН предпринять все необходимые меры. Это могло привести к их разочарованию в ООН, поскольку эта организация ничего не может поделать с Северной Кореей, а в случае с Сирией она не стала сотрудничать с администрацией США.

Существует два разных уровня реформы ООН. Большая реформа возможна лишь в случае изменения Устава ООН, а это практически нереально, согласно Статье 108 Устава ООН. Реформа Совета Безопасности обсуждается уже несколько десятилетий, но ничего не происходит.

Теряет ли ООН свою значимость?

Трудно сказать, что ООН потеряла ту значимость, которую раньше имела, потому что она так и не стала важной организацией, какой её рассчитывали видеть после Второй мировой войны. К сожалению, ООН никогда не имела большой значимости: как можно потерять то, чего никогда не было? Существует проблема завышенных ожиданий – особенно это было очевидно в конце 1980-х и в 1990-е годы: что ООН может начать работать должным образом после окончания холодной войны.

Эти ожидания не оправдали себя, и теперь крупные государства в Совете Безопасности смотрят на мир по-разному. США, администрация Трампа хотят, чтобы ООН помогала реализовывать видение мира Соединёнными Штатами и осуществлять вмешательство во внутренние конфликты, происходящие в ряде стран, смену режима в случае с Сирией; но есть и иное видение мира. Существует также многополярный мир, в котором баланс сил поддерживается постоянными членами СБ ООН – Россией и Китаем.

Происходит столкновение этих разных представлений о мире. Вот почему ООН стала менее эффективной организацией, чем в 1990-е годы, и вовсе не из-за проблем с Секретариатом или заорганизованностью. У крупных игроков разные представления о нынешнем мире, и они ещё больше расходятся в своих воззрениях на будущий, формирующийся мир. Однако ООН не может работать лучше, чем позволяют ей страны-члены. 

Какой могла бы быть роль России?

Реформа – это долгосрочный проект, уже начатый Кофи Аннаном, Пан Ги Муном, и продолженный Гутерришем. По незначительным вопросам Россия, как и другие государства, особенно постоянные члены СБ ООН, может поддержать борьбу с расточительностью и избыточным бюрократизмом внутри ООН. Это относительно второстепенные вопросы, по которым Россия и другие страны могут объединить усилия с США и их союзниками. Что же касается более серьёзных вопросов, то их решение не зависит от внутренних реформ ООН или даже поправок к её Уставу.

России необходимо настаивать на том, чтобы страны-члены действовали в соответствии с принципами и целями ООН. В этом главная проблема. Взять, к примеру, принцип запрета на применение силы в международных отношениях и невмешательства во внутренние дела стран. Эти принципы были почти забыты в 1990-е годы, и сегодня это положение не изменилось. Россия может настаивать на реализации целей и принципов ООН и доказывать, что государства должны действовать в соответствии с Уставом ООН. 

Данный текст отражает личное мнение автора, которое может не совпадать с позицией Клуба, если явно не указано иное.

ru.valdaiclub.com