На видео с учений "Запад-2017" засветился российский реактивный танк Т-80. Реактивный танк т 80


Возвращение «реактивных» танков: зачем России модернизированные Т-80

Самый быстрый танк российской армии, вернувшись в строй, попрощается со статусом «прожорливый».

Информационный портал Warspot сообщает, что Министерство обороны РФ и Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» окончательно определились с обликом модернизации российского танка с газотурбинной силовой установкой.

История с обновлением основного боевого танка семейства Т-80 тянется еще с 2000-х. Тогда специалисты Омского завода транспортного машиностроения (кстати, именно они и создадут новую машину) разработали для боевой техники новую систему единого боевого отделения, новую пушку со специальным снарядом повышенного могущества, и, естественно, систему динамической защиты. Программа, к сожалению, так и осталась лишь проектом, однако спустя более 10 лет военные снова захотели обновить танк. От чего такой интерес?

Уникальность Т-80 заключается в его силовой установке. Вместо традиционного дизеля на технике был установлен газотурбинный двигатель, при СССР Т-80 стал первым в мире серийным танком с такой установкой. Однако ГТД была неоднозначно воспринята в войсках. Конечно, танк обладал целым рядом преимуществ по сравнению с другими аналогами: универсален, надежен, высокие показатели эксплуатации. Двигатель Т-80 может запускаться в любой мороз, он обеспечивал танк лучшей приемистостью (благодаря ГТД техника была способна разогнаться до 70 километров в час). Кроме того, силовая установка всеядна: танк рассматривали как машину первого удара, поскольку при движении по территории потенциального противника экипаж мог заправить технику на любой бензоколонке, аэродроме или железнодорожной станции. Однако танки Т-80 отличались невероятной «прожорливостью» в сравнении с дизельными аналогами, что, собственно, и стало поводом для прекращения эксплуатации техники в войсках.

«Так, во время пиковых нагрузок расход топлива у танка с газотурбинной силовой установкой мог достигать 8 л на 1 км пути, тогда как у машины с дизельным двигателем — 2–4 л на 1 км. При этом танк Т-80БВ заводился, издавая звук авиационного двигателя (за что в армии его прозвали «реактивным»), но при движении был существенно тише аналогов на дизельном топливе», – отмечают специалисты Warspot.

По словам представителей главного военного ведомства страны, новая линейка танков будет в корне отличаться от своих предшественников. Разработка инженеров санкт-петербургского АО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения» повысит эффективность ГТД. Конструкторы предложили установить на машину свою систему синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя. По словам специалистов, такое нововведение позволит Т-80 сократить расход топлива до показателей дизельных танков. А благодаря установленным современным системам управления огнем с тепловизором, лазерным дальномерам и автоматам сопровождения цели российская армия получит совершенный танк, по скорости и маневренности которому не будет равных.

Материал подготовил Петр Архипов

Автор: ПолитРоссия

politros.com

Про реактивный танк. | Альтернативная История

Эту жесть нашел сегодня утром. Прочитал и ... решил не ждать дня смеха. Хотя смеяться и не хочется.

Страна получила первую партию модернизированных боевых машин. Вот как они собираются на заводе до отправки на защиту северных границ России.

Четверг. Снежное морозное утро в деревне Стрельна, в 30 км от Санкт-Петербурга. Сотни людей медленно волочат ноги от железнодорожного вокзала и близлежащих домов к 61-й мастерской танкового ремонтного завода, где они соберут новую партию T-80 (Перед глазами кадры хроники. Советские военнопленные, медленно передвигаются по дороге, под охраной молодчиков с собаками). Эти боевые машины в конечном итоге будут отправлены в самые холодные районы страны.

Рабочий день начинается в 8 утра в мастерской, содержащей полметровые (да, да именно полметровые) полки, уложенные с запасными частями (Странный склад. Полки и рядом с ними запчасти) для всех моделей танков (Наверно есть и для танков всех моделей, МС-1, Т-26, 27, 34, 35, 37, 38 и тд). Единственное, что вы не найдете здесь, это части для танков нового формата Армата, потому что они никогда не ремонтировались на заводе (Еще бы).

Несколько групп, состоящих из четырех-девяти мужчин среднего возраста, представляют менеджеру-женщине список всех необходимых частей, а затем расходятся между полок (тех самых полметровых). Затем они устанавливают ящики (Ага. Ящики. Только откуда) на тележки и отправляют их в мастерские, где стоят около 150 советских танков с реактивными двигателями (Охренеть просто. Коллеги Е.Том и Редстар72, а также коллега Бякин запасаются успокоительным. Если что, у меня есть. Литров 30).

Эти танки Т-80, своего рода Ferrari или Lamborghini в мире бронированных технологий, будут модернизированы. Только вместо автобана эти гусеничные звери будут разрывать полигоны, грунтовые дороги и поля битвы (Даже если предположить, что это танки с навесным инженерным оборудованием... Зачем им тогда пушка с пулеметами? По своей глупости предполагал, что танки создаются для других целей).

В 1970-х годах советские инженеры создали этого 46-тонный (Мамка! Курки, яйко, млеко, тафай) металлического монстра . Он может двигаться по пересеченной местности со скоростью 70 км/ч (предложить автору сего опуса испытать на себе эти цифры. Не поймет. А жаль). Только новая Армата может соперничать с этим (См. выше).

Однако, как и в случае с роскошными автомобилями, стоимость содержания танков T-80 была невероятно высокой. В самых непроходимых местах эта машина сжигала один литр топлива за один километр (Тигр II "кушал" 800 литров на сто км. А наш-то. При запасе 1840 литров ... это мне до Бллаговещенска и обратно и еще 400 км. Утру скупую слезу и куплю). Вот почему несколько лет назад инженерам-оружейникам завода «Уралвагонзавод» (вот не знал. Санкт-Петербург и "Уралвагонзавод" это одно и то же оказывается) было предложено решить эту проблему и модернизировать танки.

В результате каждый танк теперь разбирается болт за болтом. Для разборки 46-тонных монстров  ( Странно. 64-тонный "Абрамс" – не монстр, "Меркава" – тоже. Даже "Леклерк". А наш. Может я не так понимаю значение слова Монстр) требуется пять человек, кран и до четырех дней.

После этого монтажники, сборщики, «оптики» и электрики начинают свою работу.

Часть команды занята модернизацией двигателя. В отличие от своих братьев – дизельных двигателей – (Мне смутно вспоминается школа. Что-то здесь со знаками препинания, не так) танки Т-80 имеют турбомоторы, такие как двигатели самолетов (Я знаю такие. Например АвиаБеланка "Турбо Викинг" 300А, Цессна 210 "Турбо Центурион", Цессна Т303 "Крусейдер", Цессна Т310, ФФА АС202 "Тёбин Браво", Лэйк Ла-250 "Турбо Ренегейд", Пайпер Па-23 "Ацтек" Ф и много других. Поищите в тырнете фото). T-80 даже звучат, как самолет при взлете с взлетно-посадочной полосы.

Полный цикл модернизации занимает до 60 дней для каждого танка. В течение этого периода двигатель проверяется, изношенные детали заменяются новыми, и двигатель помещается на подставку, чтобы «сердце» металлического монстра (опять монстр) можно было точно настроить.

Все провода и электроника T-80 разбираются и припаиваются снова и снова (Может с припоем чего. Или паяльники мощней надо). Электронные системы машины собирают пыль в ангарах более 30 лет с момента распада Советского Союза.

Готовые партии новоиспеченной (Б...ть. Они пекутся или припаиваются?) электроники помещаются в тележки и опускаются в цех, где они устанавливаются в танки.

Рядом с людьми, работающими на проводах (там в цеху еще и ЛЭП есть?), находится пожилой коренастый человек, который работает с увеличительными стеклами (Так и не понял. Он очкарик как и я? Или стекла протирает?). Он отвечает за приборы ночного видения, лазерные и оптические прицелы (А! Как там техника, в порядке? Отвечаю!).

Кроме того, механики и монтажники должны изучить все системы стрельбы Т-80. Каждая 125-мм пушка удаляется из танковых башен - холостые патроны (это еще откуда?) затем выстреливаются из каждой посреди мастерской, чтобы проверить механизм. Гул (?????) настолько громкий, что окна вибрируют, а стены дрожат (Аффтар на стрельбище был когда-нибудь?).

Когда заменены все детали, системы охлаждены (скоропорт наверно), электроника установлена, двигатель отточен (вот не знал, что двигатели со временем тупятся), а необходимые нюансы зафиксированы (Но прибежали санитары и зафиксировали нас), команда из девяти человек начинает сборку танка.

Готовая модель (не указан масштаб) отправляется на полигон, где перед отправкой в армию, они должны преодолеть около 100 км и «прыгать» по вырубленным деревьям, канавам и траншеям (Говорил же, инженерная машина).

После всех испытаний на заводе и полигоне обновленные машины Т-80 собираются под одной крышей. Там они ждут прибытия военных, которые проведут собственные испытания, после чего их отправят (обратно на завод, где ... Сотни людей медленно волочат ноги от железнодорожного вокзала и близлежащих домов к 61-й мастерской танкового ремонтного завода) в воинские части, охраняющие границы России на Крайнем Севере (А мы пойдем на Север ... вернемся, не будет никого. Не будет Лягушонка и косточек его. Эх бедный малый).

alternathistory.com

какие изменения ждут российский Т-80

20:42 &nbsp7 Сентября 2017

4 524

Как стало известно, Министерство обороны и Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» определили конечные пункты предстоящей модернизации уникального танка Т-80. Известно, что бронетехника получит обновленную динамическую защиту, новый прицельный комплекс, новые боеприпасы повышенного могущества, а также, что самое главное, будет улучшена топливная экономичность. Соответствующие контракты были подписаны в ходе форума «Армия-2017».

В настоящий момент на складах находится примерно три тысячи танков Т-80. Ещё примерно 200 активно эксплуатируется в вооруженных силах РФ. Стоит обратить внимание, что данный танк – уникальная в своём роде машина. Дело в том, что Т-80 стал самым первым, где была установлена газотурбинная установка, вместо привычного для танка дизеля. По сути, машин с подобной силовой установкой очень мало.

В своё время, Т-80 прозвали «реактивным танком». Связано это не только с маневренными характеристиками, но и звуком работающего газотурбинного двигателя, который напоминал современные истребители.

Преимущество ГТД – возможно запускаться в любой мороз и буквально сразу использоваться на полную мощность. Дизелям же необходим как минимум получасовой прогрев. Недостатки у силовой установки тоже имеются. В первую очередь, невозможность полевого ремонта, а также чрезмерный аппетит.

Впрочем, самую главную проблему удалось решить благодаря конструкторам из АО «Специальное конструкторское бюро транспортного машиностроения». Как известно, после создания синхронного включения генератора и стартера запуска двигателя, потребление топлива снизится до показателей дизельных двигателей.

Учитывая развитие арктических бригад российский армии, подобный танк будет очень кстати.

А.Г.

slovodel.com

На видео с учений "Запад-2017" засветился российский реактивный танк Т-80

Фото: globallookpress.com

Бронемашина была снята с производства, но после некоторых модификаций вновь вернулась в строй.

Русские реактивные танки Т-80 показали свои невероятные возможности на полигонах стратегических учений "Запад-2017". Видео с демонстрацией способностей боевых машин было опубликовано на интернет-портале YouTube.

По плану учений, Т-80 при поддержке БМП-2 провели атаку на соединения условного противника. Реактивные танки показали себя во всей красе и эффективно справились с поставленной задачей.

Напомним, что танки Т-80 не имеют аналогов за рубежом и являются единственными бронемашинами в мире, на которых установлена газотурбинная силовая установка, а также встроенная динамическая защита. Танк был разработан на основе модели Т-64 ещё в 1976 году и выпускался до 1998 года.

До недавнего времени Т-80 находился на базах хранения, однако был возвращён в строй, после модификаций прицелов и защиты. Основным достоинством этой модели считается хорошая переносимость жары и морозов. Критикуют танк за несколько высокий расход топлива.

Оставьте email и получайте интересные статьи на почту

*

Подписаться

18 Сентября 12:27Боролся до конца: Раскрыты подробности смерти Зураба Соткилавы 18 Сентября 12:47Новая редакция Красной книги Москвы выйдет в следующем году

Оставить комментарий

tsargrad.tv

Основной боевой танк Т-80

Т-80 начал разрабатываться в 1968 году согласно совместного постановления ЦК КПСС и СМ СССР, в соответствии с которым СКБ-2 при Кировском заводе была поставлена задача разработать вариант среднего танка Т-64 с газотурбинной силовой установкой. Однако история газотурбинного танкостроения в СССР началась значительно раньше. В 1946 г. в СКБ турбинного производства ЛКЗ приступили к созданию танковой ГТСУ. В период 1948-1949 гг. под руководством главного конструктора А.Х.Старостенко был выполнен технический проект ГТД мощностью 700 л.с. Однако работы в этом направлении были прекращены в связи с неприемлемыми расчетными величинами расхода топлива. Вновь к работам в этом направлении вернулись во второй половине 1950-х гг. В период 1956-1962 гг. в СКБ турбинного производства ЛКЗ под руководством Г.А.Оглоблина были выполнены работы по созданию танкового газотурбинного двигателя ГТД-1 с расчетной мощностью 1000 л.с. Однако работы по двигателю были прекращены из-за невозможности улучшения полученных экспериментальных данных, не соответствующих расчетным характеристикам. В 1958 г. совместными усилиями СКБ-2 НАМИ и КБ СТЗ был подготовлен проект газотурбинного двигателя ГТД-051А мощностью 425 л.с. для легкого плавающего танка "Объект 195". В период 1958-1960 гг. во ВНИИ-100 на базе гусеничного тягача АТ-Л был изготовлен ходовой макет с ГТСУ, в которой использовался авиационный турбостартер ТС-12Ф мощностью 100 л.с.

Опытный танк "Объект 775Т"

15 августа 1961 г. было подписано распоряжение комиссии ВСНХ СССР по военно-промышленным вопросам №2350, расширившее задачу и распределявшее направления работ по газотурбинным двигателям для бронетанковой техники. Согласно этому распоряжению, создание танкового ГТД в 1961-1964 гг. поручалось СКБ-75 ЧТЗ. Этим же документом предусматривалось формирование на заводе ОКБ по ГТД (ОКБ-6). В связи с этим в 1961 г. в ОКБ-6 ЧТЗ совместно с НИИД продолжили работы по первому специальному танковому газотурбинному двигателю ГТД-700 советского производства мощностью 700 л.с. Два первых опытных образца ГТД-700 собрали в 1965 г. Все пять изготовленных опытных образцов ГТД-700 успешно прошли стендовые, а затем и ходовые испытания. Один из двигателей в начале 1968 г. установили в танке "Объект 775Т", а в марте того же года состоялся его пуск непосредственно на объекте. За период с марта 1968 г. по апрель 1969 г. танк "Объект 775Т" прошел около 900 км, при этом наработка ГТД-700 составила 100 ч. Однако в 1969 г. дальнейшие работы по двигателю были остановлены в связи с прекращением работ по танку "Объект775".

Ходовой макет танка Т-54

Параллельно с созданием специальных танковых ГТД в 1960 г. в ОКБ-29 (г.Омск) и в 1963 г. в ОКБ-117 Ленинградского завода им. В.Я.Климова начались исследования возможности использования в танковых силовых установках авиационных двигателей ГТД-3 и ГТД-350 соответственно. Один из двигателей ГТД-3 (ОКБ-29) прошел испытания в ходовом макете танка Т-54. Результаты испытаний позволили на базе авиационного двигателя разработать вариант ГТД-3Т (Т - танковый) мощностью 700 л.с. Для определения дальнейших перспектив в создании ГТСУ всесторонние испытания двигателей ГТД-3Т были проведены во ВНИИ-100 (в ходовом макете танка Т-55) и на Уралвагонзаводе (танк "Объект 167Т"). На основе полученных результатов ОКБ-29 в 1964-1965 гг. усовершенствовало конструкцию ГТД-3Т и изготовило опытный образец двигателя ГТД-3ТУ мощностью 800 л.с., который в 1966-1967 гг. прошел испытания в опытном танке "Объект 166ТМ". В 1963-1965 гг. на ЛКЗ на базе танка "Объект 287" изготовили ходовой макет танка с ГТСУ на основе спаренной силовой установки с продольно-параллельным расположением двигателей ГТД-350Т, получивший наименование "Объект 288", но в 1968 г. работу над объектом прекратили.

Опытный танк "Объект 167Т"

В соответствии с решениями комиссии ВСНХ СССР по военно-промышленным вопросам №199 от 5 августа 1964 г. и №24 от 26 февраля 1965г. ВНИИ-100 поручалось создать силовую установку с газотурбинным двигателем для опытного танка "Объект 432". Для выполнения этих решений, на основании договора №Н2-306 от 23 марта 1965 г. с ГБТУ, ОКБ-29 и ВНИИ-100 выполнили технический проект газотурбинного двигателя ГТД-3ТЛ и эскизно-технический проект его установки в танке "Объект 432", в котором двигатель с обслуживающими его системами размещался перпендикулярно продольной оси танка. Вновь разработанная силовая передача танка состояла из двух одинаковых бортовых коробок передач и поворотов с бортовыми редукторами и силового (промежуточного) редуктора, передающего мощность от двигателя к коробкам. Коробки передач - планетарного типа, четырехскоростные, с фрикционным включением передач. Основные элементы их конструкции были унифицированы с коробками передач опытного танка "Объект 432". К концу 1965 г. ОКБ-29 совместно с ВНИИ-100 на базе авиационного двигателя ГТД-3Ф был создан опытный танковый двигатель ГТД-3ТЛ мощностью 800 л.с.

Опытный танк "Объект 166ТМ"

Два образца ГТД-3ТЛ изготовили в 1965-1966 гг. и последовательно (в 1967-1968 гг.) испытали в опытном танке "Объект 003" на полигоне ВНИИТрансМаш. Параллельно с этими работами в 1965-1966 гг. во ВНИИ-100 совместно с ОКБ-29 выполнили еще один эскизно-технический проект МТО опытного танка "Объект 432" с более мощным и экономичным вариантом газотурбинного двигателя - ГТД-3ТП (индекс танка - "Объект 004"). В новом проекте сохранили основные тактико-технические характеристики опытного танка "Объект 432" с поршневым двигателем 5ТДФ по весу, защите и вооружению. Конструкция броневого корпуса танка "Объект 432" сохранялась прежней, за исключением узлов и деталей, которые подверглись изменениям в связи с установкой двигателя ГТД-3ТП и перекомпоновкой МТО. Активизация работ на новом, более качественном, уровне по созданию ГТСУ была вызвана ситуацией, складывающейся вокруг танка "Объект 432", связанная с ненадежной работой двигателя 5ТДФ. Решение о разработке ГТСУ для танка Т-64 было принято на совещании, состоявшемся в июле 1967г. у секретаря ЦК КПСС Д.Ф. Устинова. 16 апреля 1968 г. вышло соответствующее постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании газотурбинных силовых установок для объектов бронетанковой техники.

Ходовой макет танка "Объект 288"

К началу 1969 г. два первых опытных ГТД-1000Т были установлены на испытательных стендах, а уже в мае того же года третий двигатель смонтировали в опытном образце танка Т-64А (внутризаводское обозначение "Объект 219сп1"). С 26 июня 1969 г., после завершения сборки первого образца опытного танка Т-64А с ГТСУ и проведения заводских стационарных испытаний, в пригороде Ленинграда начались его ходовые испытания. В июле 1969 г. было решено для проведения испытаний изготовить 20 опытных танков Т-64А с ГТСУ. Испытания выявили недостатки конструкции танка и позволили наметить необходимые мероприятия по устранению дефектов. Для определения расчетных характеристик танка в зимних условиях эксплуатации были испытаны девять танков Т-64А с двигателями ГТД-1000Т выпуска 1969 г. В ходе проведения этих испытаний были выявлены конструктивные дефекты трансмиссии и ходовой части шасси базового танка, связанные с увеличением мощности двигателя, повышением скорости движения машины по пересеченной местности. В результате конструктивных дефектов ходовой части к концу испытаний все опытные машины вышли из строя. После этого в КБ-3 ЛКЗ разработали опорный каток с наружной массивной шиной диаметром 670 мм и новую гусеницу с резиновым слоем на беговой дорожке трака. Торсионы стали располагаться параллельно на всю ширину корпуса. После разработки новой ходовой части танк ЛКЗ получил обозначение "Объект 219" (внутризаводское обозначение "Объект 219сп2").

Опытный танк "Объект 003"

Во время проведение ходовых и специальных испытаний трех танков "Объект 219" выпуска 1971 г. в ЛенВО в период с 9 ноября 1971 г. по 10 января 1972 г. было выявлено ряд недостатков в ходовой части. В период с 10 января по 5 марта 1972 г. были проведены сравнительные испытания двух танков Т-64А и двух "Объект 219" с ходовой частью новой конструкции ЛКЗ. Танки "Объект 219" с новой ходовой частью и в этих испытаниях показали более высокие динамические и тяговые характеристики. Преимущество по средним и максимальным скоростям движения, разгонным и тормозным характеристикам, усилию на крюке, меньшему времени подготовки танка к движению и времени технического обслуживания, характеристикам проходимости, обитаемости и по ряду демаскирующих факторов принадлежало танкам ЛКЗ. Для более полного выявления тактических возможностей и эксплуатационно-технических особенностей подразделения танков "Объект 219" было рекомендовано изготовить партию машин для сравнительной оценки в процессе опытно-войсковой эксплуатации в различных климатических и дорожных условиях.

Опытный танк Т-64А с ГТСУ ("Объект 219сп1")

В период 28 июня по 11 октября 1972 г., во исполнение директивы Главнокомандующего Сухопутными войсками от 12 мая 1972 г. №532/3/003874, были проведены войсковые испытания шести танков "Объект 219" с ГТД-1000Т. На сравнительные испытания были представлены танки трех заводов. В состав специально сформированного временного отдельного испытательного батальона вошли 10 танков Т-64А, 15 танков "Объект 172" и один "Объект 172М" и 6 танков "Объект 219". Согласно плана проведения испытаний танки должны были пройти по Европейской части СССР около 3000 км, после чего их перебрасывали в Среднюю Азию. После завершения испытаний пробег каждого танка составил около 7000 км. В целях успешного проведения дальнейших работ по совершенствованию танка с ГТД и накопления опыта войсковой эксплуатации комиссия рекомендовала сформировать подразделение из танков "Объект 219" при одной из войсковых частей. В соответствии с директивой Главнокомандующего Сухопутными войсками от 28 ноября 1972 г. №562/3/08981 в период с 18 января по 28 апреля 1973 г. в СибВО была проведена опытная войсковая эксплуатация семи танков "Объект 219". В результате этой эксплуатации выявлено, что не смотря на положительные моменты (высокие скорости и ходовые качества машин, хорошая маневренность и проходимость), выявлены и отрицательные (большой расход топлива, из-за чего недостаточный запас хода, недостаточная эксплуатационная надежность танка, необходимость доработки приборного комплекса).

Опытный танк "Объект 219сп2" с новой ходовой частью

В КБ-3 ЛКЗ продолжалось совершенствование танка "Объект 219". По итогам испытаний 1972 г. совместным решением руководства МОП, МО и МАП №715450 от 24 ноября 1972 г. была поставлена задача по увеличению межремонтного ресурса машины до 10000-11000 км. Была создана новая броневая сталь ИКВ и новые конструкции башни танка и броневого корпуса с цельноштампованными бортовыми листами, установили ЗПУ. В июле-августе 1973 г. были проведены контрольно-войсковые испытания в различных климатических условиях (ПрикВО, КВО, ТуркВО и БВО) десяти танков "Объект 219". Эти испытания, проведенные в различных климатических зонах страны, подтвердили существенные преимущества танка по скорости движения, боеготовности и легкости управления по сравнению с серийными танками, однако вследствие низкой надежности двигателя и его систем танк контрольно-войсковые испытания не выдержал. В период со 2 марта по 18 марта 1974 г. состоялись ходовые испытания первого танка "Объект 219" выпуска 1974 г., усовершенствованного по результатам войсковых испытаний 1973 г. За период испытаний танк прошел 6250 км, двигатель ГТД-1000Т 7-й серии отработал 300,2 ч. В мае 1974 г. вышла директива Генштаба, в соответствии с которой в 1974-1975 гг. будет проведена опытная войсковая эксплуатации батальона танков "Объект 219" в Приволжском ВО, из которых 21 танк имел двигатель ГТД-1000Т 7-й серии, а 10 танков комплектовались усовершенствованным двигателем ГТД-1000Т 8-й серии. По окончании опытной войсковой эксплуатации танков "Объект 219" было представлено итоговое донесение, в котором рекомендовалось принять его на вооружение Советской Армии и поставить на серийное производство с устранением в процессе производства недостатков, выявленных в период опытной войсковой эксплуатации. В результате постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 6 июля 1976 г. танк был принят на вооружение под обозначением Т-80.

Серийный танк Т-80 ("Объект 219") раннего выпуска

Основной боевой танк Т-80 выполнен по классической компоновочной схеме. В передней части корпуса расположено отделение управления. Боевое отделение, где установлено основное и вспомогательное вооружение и оборудованы места командира (справа от пушки) и наводчика (слева от пушки), расположено в средней части корпуса во вращающейся башне. Кормовую часть танка занимает моторно-трансмиссионное отделение. Бронирование корпуса и башни дифференцировано по толщине и составу, броневым деталям приданы наиболее рациональные углы наклона, лобовая деталь корпуса имеет угол наклона 68°, в лобовой части корпуса и башни использована композитная броня. Борта корпуса прикрыты противокумулятивными экранами. Внутренние стенки боевого отделения и отделения управления покрыли слоем подбоя, а снаружи танка использовался надбой. Для защиты от оружия массового поражения и для тушения возникающих в машине пожаров установлена специальная полуавтоматическая система коллективной защиты, которая включает прибор ПРХР, аппаратуру коммутации 3ЭЦ-11-2, ФВУ, МОД, закрывающиеся уплотнения с исполнительными механизмами и постоянные уплотнения корпуса и башни.

Танк Т-80Б ("Объект 219Р")

В качестве основного вооружения использована стабилизированная в двух плоскостях гладкоствольная пушка Д-81 (2А46) калибра 125 мм с механизмом заряжания с конвейером на 28 снарядов. Выстрелы - раздельно-гильзового заряжания с бронебойными подкалиберными, осколочно-фугасными и кумулятивными снарядами. С пушкой спарен танковый пулемет ПКТ калибра 7,62 мм. ЗПУ открытого типа с ручным управлением. На ней установлен пулемет "Утес" (НСВТ-12,7) калибра 12,7 мм. В качестве прицела был использован оптический стереоскопический прицел-дальномер ТПД-2-49 с независимой стабилизацией поля зрения по вертикали. В качестве силовой установки использован газотурбинный двигатель ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. Двигатель многотопливный, что позволяет ему работать на реактивных авиационных топливах ТС-1 и ТС-2, дизельных топливах и автомобильных низкооктановых бензинах. Двигатель и системы, его обслуживающие (топливная, смазки, воздухоочистки, воздушная), выполнены в моноблоке. Для обеспечения нормального функционирования двигателя и обслуживающих его систем в различных условиях эксплуатации в состав силовой установки Т-80 включено специальное оборудование. К нему относятся системы сдува пыли и вибрационной очистки; устройство для распыливания топлива сжатым воздухом и продувки форсунок, термическая дымовая аппаратура.

Танк Т-80БВ ("Объект 219РВ")

Трансмиссия танка Т-80 двухблочная механическая, в которую входят две бортовые планетарные коробки передач, конструктивно объединенные в один блок с бортовыми редукторами. Механизма сцепления в традиционном понимании в трансмиссии танка Т-80 нет. Его роль выполняет регулируемый сопловый аппарат (РСА). При переключении передач педаль РСА перемещают до упора. В этом случае лопатки соплового аппарат поворачиваются на 70-80° от положения, соответствующего максимальной тяговой мощности турбины, что приводит фактически к ее остановке (положение нулевой мощности). Гусеничный движитель танка Т-80 (применительно к одному борту) состоит из мелкозвенчатой гусеницы с резинометаллическим шарниром и обрезиненной беговой дорожки, шести сдвоенных опорных катков с наружной амортизацией в виде резиновых массивов, пяти обрезиненных поддерживающих катков, ведущего колеса со съемными венцами и направляющего колеса с механизмом натяжения. На машине установлено оборудование ОПВТ, оборудование для самоокапывания и имеется оборудование для самовытаскивания.

Опытный танк Т-80А ("Объект 219А")

В 1978 г. на вооружение была принята новая модификация - Т-80Б (объект 219Р), отличавшаяся от базовой, прежде всего, наличием комплекса управляемого вооружения 9К112-1 "Кобра" и СУО 1А33 (лазерный прицел-дальномер 1Г42, танковый баллистический вычислитель 1В517, стабилизатор 2Э26М, блок разрешения выстрела 1Г43 и комплект датчиков). Установлены пушка 2А46-2 и система запуска дымовых гранат 902А "Туча". Усилено бронирование башни. С 1980 г. начали устанавливаться двигатель ГТД-1000ТФ мощностью 1100 л.с. и башня, унифицированная с Т-64Б, с 1982 г. - пушка 2А46М-1 "Рапира-3". В 1984 г. было усилено бронирование носовой части корпуса за счет приварки 30-мм бронелиста. Танк Т-80Б также выпускался ПО "Кировский завод" в Ленинграде. На его базе был создан командирский танк Т-80БК (объект 630), выпускавшийся Омским заводом транспортного машиностроения. Одновременно с разработкой Т-80Б был спроектирован и его дизельный вариант объект 219РД с 1000-сильным дизелем А-53-2. Из стадии опытного образца эта машина не вышла. В январе 1985 г. на вооружение была принята модификация Т-80БВ (объект 219РВ), отличавшаяся от Т-80Б установкой на башне и корпусе комплекта навесной динамической защиты.

Основной боевой танк Т-80У ("Объект 219АС")

С появлением в начале 1980-х гг. в странах НАТО новых средств борьбы с танками потребовалось дальнейшее повышение защищенности основных танков. В то же время сложившаяся в стране разнотипность выпускаемой бронетанковой техники тревожила руководство вооруженными силами. Было решено установить на шасси Т-80 новую башню, разработанную в Харькове для модификации Т-64, известной как "объект 476". Литая башня, созданная под руководством Н.А.Шомина, имела увеличенный объем и бронезащиту, состоящую из разнесенных стальных плит с внутренними броневыми вертикальными пластинами, пространство между которыми заполнялось полиуретаном. Машина, получившая обозначение Т-80А ("объект 219А"), имела усовершенствованное вооружение (ПТРК "Рефлекс") и ряд других нововведений. Опытный танк этого типа был построен в 1982 г., впоследствии было выпущено еще несколько опытных машин, имевших незначительные различия. В 1984 г. на них установили опытный комплект навесной динамической защиты. Для отработки нового комплекса управляемого вооружения "Рефлекс" с лазерным наведением ракеты, а также системы управления оружием "Иртыш" КБ ЛКЗ в 1983 г. на базе серийного танка Т-80Б создало опытную машину "объект 219В".

Основной боевой танк Т-80УМ

Оба опытных танка привели к созданию танка Т-80У ("объект 219АС"). К концу 1983 г. в Харькове была изготовлена опытная серия из десяти Т-80У, восемь из которых передали на войсковые испытания. В 1985 г. танк Т-80У был принят на вооружение и запущен в серийное производство на Ленинградском Кировском заводе и Омском заводе транспортного машиностроения. Т-80У оснащен комплексом управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс" и комплексом управления оружием 1А45 "Иртыш" (лазерный прицел-дальномер 1Г46, электронный баллистический вычислитель, стабилизатор 2Э42, прицельно-наблюдательный комплекс командира ПКН-4С, комбинированный активно-пассивный ночной прицел ТПН-4 "Буран-ПА"), пушкой 2А46-М1 (боекомплект 45 выстрелов, из них 28 в механизме заряжания), системой запуска дымовых гранат 902Б, системой противопожарного оборудования 3ЭЦ13 "Иней", встроенным оборудованием самоокапывания, навесным колейным противоминным тралом КМТ-6, вспомогательным энергоагрегатом ГТА-18А мощностью 30 л.с. Первые серии танка оснащались навесным комплектом динамической защиты "Контакт". Затем были реализованы элементы встроенной динамической защиты (ВДЗ), которая прикрывает более 50% поверхности танка. Первоначально на танк устанавливали двигатель ГТД-1000ТФ ("изделие 38Ф") мощностью 1100 л.с. С 1990 г. на танк начал устанавливаться двигатель ГТД-1250 мощностью 1250 л.с. и комплекс управляемого вооружения 9К119М. Боевая масса танка достигла 46 т.

Основной боевой танк Т-80УК

В России продолжается совершенствование газотурбинного Т-80У, выпуск которого полностью переместился на завод в Омске. Для снижения радиолокационной сигнатуры танка Т-80У было разработано и применено специальное радиопоглощающее покрытие. С 1992 г. на части Т-80У начали устанавливать тепловизионный прибор наблюдения и прицеливания "Агава-2". Машины стали оснащаться радиостанцией Р-163-50У. Усовершенствованные подобным образом танк получил обозначение Т-80УМ. На базе танка Т-80УМ выпускается командирский танк Т-80УК, оснащенный системой дистанционного подрыва осколочно-фугасных снарядов с электронным дистанционным контактным взрывателем, комплексом оптико-электронного подавления ТШУ "Штора-2", радиостанциями Р-163-У и Р-163-К, навигационной системой ТНА-4 и энергогенератором автономного питания АБ-1-П28. Последней версией семейства "восьмидесяток" является танк Т-80УМ-1 "Барс" (1997 г.). Наиболее существенным нововведением стало использование комплекса активной защиты "Арена". Также был создан вариант танка с установленным комплексом активной защиты "Дрозд". Кроме того, продолжается модернизация и базовой версии - танка Т-80У. С целью повышения возможностей по борьбе с воздушными целями, а также танкоопасной живой силой противника в ЦНИИ "Точмаш" создан и испытан комплект дополнительного вооружения танка Т-80 30-мм автоматической пушкой 2А42. Пушка, имеющая дистанционное управление, устанавливается в верхней задней части башни (при этом 12,7-мм пулемет "Утес" демонтируется). Угол наведения относительно башни составляет 120° по горизонту и -5/ -65° - по вертикали. Боекомплект установки - 450 снарядов.

sermonak.narod.ru